Биография. Биография Валентина Распутина: вехи жизни, ключевые произведения и общественная позиция Распутин вг биография кратко

Хронология творчества

    30 марта . Первая публикация очерка «Скучать совсем некогда» в газете «Советская молодёжь».

    Многочисленные публикации статей, заметок, репортажей о студенческой и школьной жизни, о трудовых коллективах, о людях Иркутской области в газете «Советская молодёжь». Соавторство с Р. Градом, М. Ворониным. Печатался под псевдонимом Р. Валентинов, чаще под собственным именем В. Распутин.

    Январь-март . В первом номере альманаха «Ангара» напечатан первый рассказ «Я забыл спросить у Алёшки…» (в поздних редакциях «Я забыл спросить у Лёшки...») .
    12 февраля, 17 сентября. В газете «Советская молодёжь» выходят в свет очерки и рассказы будущей книги «Край возле самого неба».

    В газетах «Советская молодёжь», «Красноярский комсомолец», «Красноярский рабочий» появляются первые публикации будущей книги «Костровые новых городов».

    14 ноября. В газете «Восточно-Сибирская правда» опубликован рассказ «Человек с этого света».
    В газете «Красноярский комсомолец» появляется статья о строительстве железной дороги Абакан -Тайшет.

    9 сентября. В газете «Комсомольская правда» опубликован рассказ «Ветер ищет тебя».
    В журнале «Огонёк» № 14 напечатан очерк «Разъезд Стофато».
    14 ноября. В газете «Красноярский комсомолец» напечатан рассказ «Имена».

    12 января. Напечатан рассказ «Глобус».
    Январь. В альманахе «Енисей» № 1 напечатан рассказ «Продаётся медвежья шкура». Во втором номере этого альманаха напечатан очерк «Золотые костры романтики».
    В московской книге «Молодые мы. Рассказы участников Читинского и Кемеровского семинаров» напечатаны рассказы «Я забыл спросить у Лёшки» и «Мама куда - то ушла».
    Март-апрель. В альманахе «Ангара» № 2 напечатаны рассказы «Рудольфио» и «В общем вагоне».
    15 мая. В газете «Красноярский комсомолец» напечатан рассказ «Мы с Димкой».
    21 августа. В газете «Советская молодёжь» опубликован рассказ «День рождения».
    Красноярское книжное издательство выпустило книгу очерков «Костровые новых городов».
    В Иркутске, в Восточно-Сибирском книжном издательстве, вышла книга очерков и рассказов «Край возле самого неба».

    27 января. В газете «Литературная Россия» опубликован рассказ «Василий и Василиса».
    Январь. В журнале «Сельская молодёжь» напечатан рассказ «Мужчины».
    Январь-февраль. В альманахе «Ангара» напечатаны рассказы «Там, на краю оврага» и «Имена».
    10 февраля. В газете «Советская молодёжь» опубликована литературоведческая статья «Он знал одну награду».
    В Красноярском книжном издательстве вышла книга рассказов «Человек с этого света».
    Июль-август. В альманахе «Ангара» № 4 впервые опубликована повесть «Деньги для Марии».
    В книге «Земля иркутская», выпущенной Восточно-Сибирским книжным издательством, напечатан очерк «Край возле самого неба».

    Май. В журнале «Наш современник» № 5 впервые опубликована повесть «Нечаянные хлопоты: история, слышанная в Усть - Илиме». Написана в соавторстве с В. Шугаевым.
    7 декабря. В газете «Восточно-Сибирская правда» напечатаны автобиографические заметки В. Распутина «Судьба моя ‒Сибирь».

    Июль-август. В журнале «Наш современник» № 7-8 появилась первая публикация повести «Последний срок».

    14 ноября. «Литературная газета» печатает отрывок из повести «Вниз по течению».
    20 ноября. Газета «Восточно-Сибирская правда» опубликовала отрывок «Воспоминание о реке».

    30 июня. В журнале «Наш современник» № 6 впервые опубликована повесть «Вниз по течению».
    23 сентября. Газета «Советская молодёжь» напечатала статью «От имени друзей его... (о А. В. Вампилове).

    27 апреля. В газете «Литературная Россия» в соавторстве с М. Сергеевым, А. Шастиным, В. Шугаевым напечатана статья о серии книг «Молодая проза Сибири» ‒ «Молодая Сибирь и молодой писатель».
    18,21,23 августа. В газете «Советская молодёжь» напечатан рассказ «Уроки французского».
    23 ноября. В газете «Восточно-Сибирская правда» опубликован отрывок из повести «Живи и помни».

    В журнале «Наш современник» № 10-11 впервые напечатана повесть «Живи и помни».

    21 октября. В газете «Восточно-Сибирская правда» опубликован отрывок из повести «Прощание с Матёрой».

    Впервые напечатана в журнале «Наш современник» № 10-11 повесть «Прощание с Матёрой».

    18 августа. В газете «Советская молодёжь» опубликована статья «Истины Александра Вампилова».
    17 ноября. В «Литературной газете» напечатана статья «Награда обязывает».
    В книге «Октябрьский марш. Приангарье, 1917-1977», вышедшей в Иркутске, напечатан очерк «Первый поезд».

    В книге «Театр писателей» (серия библиотеки « В помощь художественной самодеятельности ‒ № 24) в Москве опубликована драма в двух актах «Живи и помни».
    28 июля. В газете «Восточно-Сибирская правда» напечатана статья «Абстрактный голос».
    14 сентября. Газета «Советская культура» напечатала очерк «Иркутск с нами (полемические заметки)».
    В «Роман-газете» (1979, № 9) напечатана статья «Вслед за Тополтой-рекой», посвященная творчеству Г. Семёнова и его повести «Вольная натаска».

    В Москве в издательстве «Малыш» вышли рассказы «На реке Ангаре».
    4 января. В газете «Советская культура» напечатан очерк «За Непрядвой лебеди кричали» (к 600-летию битвы на Поле Куликовом).
    Январь. Вышел из печати спецвыпуск «Художник ‒ селу» со статьей В. Распутина «Земля известная и неизвестная».
    5 сентября. Первая публикация статьи «Поле Куликово» (к 600-летию битвы на Поле Куликовом) в газете «Литературная Россия».
    16 сентября. Газета «Советская культура» напечатала статью «А чего на нее глядеть» (проблема сохранения Троицкой церкви).

    В альманахе «Сибирь» № 5 напечатан рассказ «Что передать вороне?»
    15 мая. Первая публикация статьи «Байкал, Байкал...» в газете «Советская культура».

    В журнале «Наш современник» № 7 напечатаны рассказы «Век живи ‒ век люби», «Что передать вороне?», «Не могу», «Наташа».

    7 июня. В газете «Советская культура» опубликована статья В. Распутина о Сибири: «Всё мощно и вольно».
    11 декабря в «Московских новостях» № 50 напечатана статья «...И слово было: мир».
    Первая публикация статьи «Сибирь без романтики» в журнале «Сибирь» № 5.

    5 января. Газета «Советская молодёжь» опубликовала статью В. Распутина «Моя и твоя Сибирь».
    28 февраля «Литературная газета» напечатала статью «Высота таланта» (памяти М. Шолохова).
    В альманахе «Сибирь» № 1 напечатана статья «Исповедимы пути твои...» (О творчестве Геннадия Николаева).
    20 апреля в газете «Советская культура» напечатана статья «Откуда они в Иркутске?» (о собирателях иркутского художественного музея).
    28 июля. В газете «Советская культура» опубликована статья «Твой сын, Россия» (о В. Шукшине).

    10 марта. Первая публикация статьи «Его сотворенное поле» (о Фёдоре Абрамове) в газете «Советская культура».

    Июнь. Первая публикация «К вопросу о патриотизме» (статья «Патриотизм ‒ это не право, а обязанность») в газете «Литературный Иркутск».
    Декабрь. Первая публикация статьи «Из глубин в глубины» (к 1000- летию Крещения Руси) в газете «Литературный Иркутск».
    Первая публикация статьи «Русское Устье» в «Полярной звезде» № 3.
    В журнале «Театральная жизнь» к 50-летию А. Вампилова вышла статья «Душа жива».

    Газета «Литературная Россия» опубликовала статью «Левая, правая где сторона?» о характере литературных дискуссий.
    20 января. Первая публикация статьи «В судьбе природы ‒ наша судьба».
    1 апреля. Первая публикация из «Байкальского дневника» в газете «Советская культура».
    Май. О религиозном расколе в России напечатана статья «Смысл давнего прошлого» в «Литературном Иркутске».
    Октябрь. Первая публикация статьи «Cherchez la femme. Вечный женский вопрос» в газете «Литературный Иркутск».
    29 ноября. Впервые напечатана статья «Сумерки людей» в газете «Сельская жизнь».

Родился 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Иркутской области. Отец – Распутин Григорий Никитич (1913–1974). Мать – Распутина Нина Ивановна (1911–1995). Супруга – Распутина Светлана Ивановна (1939 г. рожд.), пенсионер. Сын – Распутин Сергей Валентинович (1961 г. рожд.), преподаватель английского языка. Дочь – Распутина Мария Валентиновна (1971 г. рожд.), искусствовед. Внучка – Антонина (1986 г. рожд.).

В марте 1937 года в семье молодого работника райпотребсоюза из районного поселка Усть-Уда, затерявшегося на таежном берегу Ангары почти на полпути между Иркутском и Братском, появился сын Валентин, впоследствии прославивший этот чудный край на весь мир. Вскоре родители перебрались в родовое отцовское гнездо – деревню Аталанка. Красота природы Приангарья захлестнула впечатлительного парнишку с первых же лет жизни, навсегда поселившись в потаенных глубинах его сердца, души, сознания и памяти, проросла в его произведениях зернами благодатных всходов, вскормивших своей духовностью не одно поколение россиян.

Местечко с берегов красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. В том, что он таков, никто и не сомневался – в деревне ведь любой с рождения виден как на ладони. Грамоте и счету Валентин научился с малых лет – уж очень жадно тянулся он к знаниям. Смышленый паренек читал все что ни попадалось: книги, журналы, обрывки газет. Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом –у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил на Колыму, оставив жену с тремя малолетними детьми на произвол судьбы.

В Аталанке была только четырехлетка. На дальнейшую учебу Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского», удивительно трепетном и правдивом.

В аттестате зрелости Валентина были только пятерки. Спустя пару месяцев, летом того же 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом филологического факультета Иркутского университета, увлекался Ремарком, Хемингуэем, Прустом. О писательстве не помышлял –видно, не пришел еще срок.

Жилось нелегко. Думалось о матери и младших. Валентин чувствовал себя в ответе за них. Подрабатывая на жизнь где только возможно, он стал приносить свои статьи в редакции радио и молодежной газеты. Еще до защиты дипломной работы он был принят в штат иркутской газеты «Советская молодежь», куда пришел и будущий драматург Александр Вампилов. Жанр журналистики порой не вписывался в рамки классической словесности, но позволил приобрести жизненный опыт и крепче встать на ноги. Отец после смерти Сталина был амнистирован, домой вернулся инвалидом и едва дотянул до 60 лет…

В 1962 году Валентин перебрался в Красноярск, темы его публикаций стали масштабнее – строительство железнодорожной магистрали Абакан – Тайшет, Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС, ударный труд и героизм молодежи и т. д. Новые встречи и впечатления уже не вмещались в рамки газетных публикаций. Его первый рассказ «Я забыл спросить у Л?шки», несовершенный по форме, пронзителен по содержанию, искренен до слез. На лесоповале упавшая сосна задела 17-летнего парня. Ушибленное место стало чернеть. Друзья взялись сопровождать пострадавшего до больницы, а это 50 километров пешком. Поначалу спорили о коммунистическом будущем, но Лешке становилось все хуже. До больницы он не дотянул. А друзья так и не спросили у паренька, вспомнит ли счастливое человечество имена простых трудяг, таких, как они с Л?шкой...

В это же время в альманахе «Ангара» стали появляться очерки Валентина, ставшие основой его первой книги «Край возле самого неба» (1966) о тафаларах – маленьком народе, живущем в Саянах.

Лучшие дня

Однако самое знаковое событие в жизни писателя Распутина случилось годом раньше, когда разом, один за другим появились его рассказы «Рудольфио», «Василий и Василиса», «Встреча» и другие, которые автор и ныне включает в издаваемые сборники. С ними же он поехал на Читинское совещание молодых писателей, в числе руководителей которого были В. Астафьев, А. Иванов, А. Коптяева, В. Липатов, С. Наровчатов, В. Чивилихин. Последний и стал «крестным отцом» молодого литератора, чьи произведения были напечатаны в столичных изданиях («Огонек», «Комсомольская правда») и заинтересовали широкий круг читателей «от Москвы до самых до окраин». Распутин еще продолжает публиковать очерки, но большая часть творческой энергии отдается уже рассказам. Их появления ждут, к ним проявляют интерес. В начале 1967 года рассказ «Василий и Василиса» появился в еженедельнике «Литературная Россия» и стал камертоном прозы Распутина, в которой глубина характеров героев с ювелирной точностью ограняется состоянием природы. Она – неотъемлемая составляющая практически всех произведений писателя.

Василиса не простила давней обиды мужу, взявшемуся как-то по пьянке за топор и ставшего виновником гибели их так и не родившегося ребенка. Сорок лет прожили они рядом, но не вместе. Она – в доме, он – в амбаре. Оттуда ушел на войну, туда же и вернулся. Василий искал себя на приисках, в городе, в тайге, он так и остался подле жены, сюда же привел и хромоногую Александру. Сожительница Василия пробуждает в ней водопад чувств – ревность, обиду, злость, а позже – принятие, жалость и даже понимание. После того как Александра ушла искать сына, с которым их разлучила война, Василий по-прежнему оставался в своем амбаре, и только перед самой смертью Василия Василиса прощает его. Василий и видел, и чувствовал это. Нет, она ничего не забыла, она простила, сняла с души этот камень, но осталась тверда и горда. И это мощь русского характера, познать который не суждено ни врагам нашим, ни нам самим!

В 1967 году после публикации повести «Деньги для Марии» Распутин был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность. Об авторе заговорили всерьез – его новые работы становятся предметом обсуждения. Будучи человеком чрезвычайно критичным и требовательным к себе, Валентин Григорьевич принял решение заниматься только литературной деятельностью. Уважая читателя, он не мог себе позволить совмещать даже такие близкие по творчеству жанры, как журналистика и литература.

В 1970 году в журнале «Наш современник» была опубликована его повесть «Последний срок». Она стала зеркалом духовности наших современников, тем костром, у которого хотелось погреться, чтобы не замерзнуть в суете городской жизни. О чем в ней речь? Обо всех нас. Все мы – дети своих матерей. И у нас тоже есть дети. И пока мы помним о своих корнях, имеем право называться Людьми. Связь матери с детьми – самая важная на земле. Именно она дает нам силы и любовь, именно она ведет по жизни. Все остальное – менее важно. Работа, успехи, связи, по сути своей, не могут быть определяющими, если ты потерял нить поколений, если забыл, где твои корни. Вот и в этой повести Мать ждет и помнит, она любит каждое свое дитя, независимо, живо оно или нет. Ее память, ее любовь не дают ей умереть, не повидавшись с детьми. По тревожной телеграмме они съезжаются в родной дом. Мать уже и не видит, и не слышит, и не встает. Но какая-то неведомая сила пробуждает ее сознание, как только приезжают дети. Они давно уже повзрослели, жизнь разбросала их по стране, но им невдомек, что это слова материнской молитвы распластали над ними крылья ангелов. Встреча близких людей, давно не живущих вместе, едва ли не порвавших тонкую ниточку взаимосвязи, их беседы, споры, воспоминания, словно вода засохшую пустыню, оживили мать, даровали ей несколько счастливых мгновений перед смертью. Без этой встречи она не могла уйти в мир иной. Но больше всего эта встреча нужна была им, уже очерствевшим в жизни, теряющим в разлуке друг с другом родственные связи. Повесть «Последний срок» принесла Распутину всемирную известность и была переведена на десятки иностранных языков.

Год 1976-й подарил поклонникам творчества В. Распутина новую радость. В «Прощании с Мат?рой» писатель продолжил живописать драматическую жизнь сибирской глубинки, явив нам десятки ярчайших характеров, среди которых по-прежнему доминировали удивительные и неповторимые распутинские старухи. Казалось бы, чем знамениты эти необразованные сибирячки, которым за долгие годы жизни то ли не удалось, то ли не захотелось повидать большой мир? Но их житейская мудрость и выстраданный годами опыт стоят иной раз больше, чем знания профессоров и академиков. Старухи Распутина – особая стать. Сильные духом и крепкие здоровьем, эти русские бабы – из породы тех, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Это они рожают русских богатырей и их верных подруг. Это их любовью ли, ненавистью ли, гневом ли, радостью крепка наша земля-матушка. Они умеют любить и созидать, поспорить с судьбой и одержать над ней победу. Даже обижаясь и презирая, они созидают, а не разрушают. Но вот пришли иные времена, которым противостоять старики не в силах.

Состоит из многих островов, приютивших людей на могучей Ангаре, островок Мат?ра. Жили на нем предки стариков, пахали землю, дали ей силу и плодородие. Здесь народились их дети и внуки, и жизнь то бурлила, то плавно текла. Здесь ковались характеры и испытывались судьбы. И стоять бы островной деревеньке века. Но строительство крупной ГЭС, такой нужной людям и стране, но ведущей к затоплению сотен тысяч гектаров земель, затоплению всей былой жизни вместе с пашней, полями и лугами, для молодежи это, возможно, и был счастливый выход в большую жизнь, для стариков – погибель. А по сути, – судьба страны. Эти люди не протестуют, не шумят. Они просто горюют. И сердце разрывается от этой щемящей тоски. И природа вторит им своей болью. В этом повести и рассказы Валентина Распутина продолжают лучшие традиции русских классиков – Толстого, Достоевского, Бунина, Лескова, Тютчева, Фета.

Распутин не срывается на обличительство и критиканство, не становится трибуном и глашатаем, призывающим к бунту. Он не против прогресса, он за разумное продолжение жизни. Его дух восстает против попрания традиций, против потери памяти, против отступничества от прошлого, его уроков, его истории. Корни русского национального характера именно в преемственности. Нить поколений не может, не должна быть прервана “иванами, родства не помнящими”. Богатейшая русская культура и держится на традициях и устоях.

В произведениях Распутина человеческая многогранность переплетается с тончайшим психологизмом. Состояние души его героев – особый мир, глубина которого подвластна только таланту Мастера. Следуя за автором, мы погружаемся в водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями, следуем логике их поступков. Мы можем спорить с ними и не соглашаться, но не в состоянии оставаться равнодушными. Так берет за душу эта суровая правда жизни. Есть среди героев писателя тихие омуты, есть люди почти блаженные, но в основе своей – это могучие русские характеры, которые сродни вольнолюбивой Ангаре с ее порогами, зигзагами, плавной ширью и лихой прытью.

Год 1977-й для писателя знаковый. За повесть «Живи и помни» он удостоен Государственной премии СССР. История Настены, жены дезертира, – тема, о которой писать было не принято. В нашей литературе бытовали герои и героини, совершающие реальные подвиги. На передовой ли, в глубоком тылу, в окружении или в осажденном городе, в партизанском отряде, у плуга или у станка. Люди с сильными характерами, страдающие и любящие. Они ковали Победу, приближая ее шаг за шагом. Они могли сомневаться, но все же принимали единственно правильное решение. Такие образы воспитывали героические качества наших современников, служили примером для подражания.

К Настене вернулся муж с фронта. Не героем – днем и по всей деревне с почетом, а ночью, тихо и крадучись. Он – дезертир. Войне уже виден конец. После третьего, очень сложного ранения он сломался. Вернуться к жизни и вдруг умереть? Не смог он перешагнуть этот страх. У самой Настены война отняла лучшие годы, любовь, ласку, не позволила ей стать матерью. Случись что с мужем – захлопнется перед ней дверь в будущее. Скрываясь от людей, от родителей мужа, она понимает и принимает мужа, делает все, чтобы спасти его, мечется в зимнюю стужу, пробираясь в его логово, скрывая страх, таится от людей. Она любит и любима, быть может, впервые вот так, глубоко, без оглядки. Результат этой любви – будущее дитя. Долгожданное счастье. Да нет же – позор! Считается, что муж на войне, а жена – гуляет. От Настены отвернулись родители мужа, односельчане. Власти подозревают ее в связи с дезертиром и следят. Пойти к мужу – указать место, где он скрывается. Не пойти – уморить его голодом. Круг замыкается. Настена в отчаянии бросается в Ангару.

Душа рвется на части от боли за нее. Кажется, вместе с этой женщиной под воду уходит весь мир. Нет более красоты и радости. Не взойдет солнце, не поднимутся в поле травы. Не зальется трелью лесная птица, не зазвучит детский смех. Ничего живого не останется в природе. Жизнь обрывается на самой трагической ноте. Она, конечно, возродится, но без Настены и ее неродившегося ребенка. Казалось бы, судьба одной семьи, а горе – всеобъемлющее. Значит, есть и такая правда. И главное – есть право ее отображать. Отмолчаться, спору нет, было бы проще. Но не лучше. В этом глубина и драматизм философии Распутина.

Он мог бы писать многотомные романы – их бы с восторгом читали и экранизировали. Потому что образы его героев захватывающе интересны, потому что сюжеты притягивают жизненной правдой. Распутин предпочел убедительную краткость. Но как же при этом богата и неповторима речь его героев («затаенная какая-то девка, тихоомутная»), поэзия природы («искристо играли тугие снега, берущиеся в наст, звенькало из первых сосулек, загорчил первым подтаем воздух»). Язык распутинских произведений словно речка струится, изобилуя чудными по звучанию словами. Что ни строчка – кладезь русской словесности, речевые кружева. Случись так, что до потомков в следующих веках дойдут только произведения Распутина, они будут восхищены богатством русского языка, его мощью и неповторимостью.

Писателю удается передать накал человеческих страстей. Его герои сотканы из черт национального характера – мудрого, покладистого, порой бунтарского, из трудолюбия, из самого бытия. Они народны, узнаваемы, живут рядом с нами, а потому так близки и понятны. На генном уровне, с молоком матери передают они следующим поколениям накопленный опыт, душевную щедрость и стойкость. Такое достояние богаче банковских счетов, престижнее должностей и особняков.

Простой русский дом – та крепость, за стенами которой покоятся человеческие ценности. Их носителям не страшны дефолты и приватизация, они не подменяют совесть благополучием. Главными мерилами их поступков остаются добро, честь, совесть, справедливость. Героям Распутина нелегко вписываться в современный мир. Но они в нем не чужие. Именно такие люди определяют бытие.

Годы перестройки, рыночных отношений и безвременья сместили порог нравственных ценностей. Об этом повести «В больнице», «Пожар». Люди ищут и оценивают себя в непростом современном мире. Валентин Григорьевич тоже оказался на распутье. Он пишет мало, потому что бывают времена, когда молчание художника тревожнее и созидательнее слова. В этом весь Распутин, ведь он по-прежнему чрезвычайно требователен к себе. Особенно во времена, когда в «герои» выдвинулись новые русские буржуа, братки и олигархи.

В 1987 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004), стал почетным гражданином Иркутска. В 1989 году Валентин Распутин был избран в депутаты союзного парламента, при М.С. Горбачеве вошел в состав Президентского совета. Но эта работа не принесла писателю морального удовлетворения – политика не его удел.

Валентин Григорьевич пишет очерки и статьи в защиту оскверняемого Байкала, работая в многочисленных комиссиях во благо людей. Пришло время передавать опыт молодым, и Валентин Григорьевич стал инициатором ежегодно проводимого в Иркутске осеннего праздника «Сияние России», собирающего в сибирский город наиболее честных и талантливых писателей. Ему есть о чем поведать своим ученикам.

Немало наших именитых современников в литературе, кинематографе, на эстраде и в спорте родом из Сибири. Силу и свой искрометный талант впитали они из этой земли. Распутин подолгу живет в Иркутске, каждый год бывает в своей деревне, где родные люди и родные могилы. Рядом с ним родные и близкие по духу люди. Это жена – верный спутник и самый близкий друг, надежный помощник и просто любящий человек. Это дети, внучка, друзья и единодумцы.

Валентин Григорьевич – верный сын земли русской, защитник ее чести. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Вкусив книг Валентина Распутина, познав вкус его правды, уже не захочешь довольствоваться суррогатами литературы. Его хлеб – с горчинкой, без изысков. Он всегда свежевыпечен и без душка. Он не способен зачерстветь, потому что не имеет срока давности. Такой продукт испокон века выпекали в Сибири, и назывался он вечным хлебом. Так и произведения Валентина Распутина – незыблемые, вечные ценности. Духовный и нравственный багаж, ноша которого не только не тянет, но и придает сил.

Живя в единении с природой, писатель по-прежнему неброско, но глубоко и искренне любит Россию и верит, что ее сил хватит для духовного возрождения нации.


Валентин Григорьевич Распутин – один из наиболее ярких представителей классической советской и русской прозы ХХ века. Его перу принадлежат такие знаковые повести, как “Живи и помни”, “Прощание с Матерой”, “Дочь Ивана, мать Ивана”. Он был членом Союза писателей СССР, лауреатом высших государственных наград, активным общественным деятелем. Он вдохновлял режиссеров на создание гениальных кинофильмов, а своих читателей на то, чтобы жить по чести и совести. Ранее мы публиковали , это вариант более полной биографии.

Меню статьи:

Деревенское детство и первые творческие шаги

Валентин Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда (ныне Иркутская область). Его родители были простыми крестьянами, а он – самым обыкновенным крестьянским ребенком, с раннего детства знавшим и видевшим труд, не привыкшим к излишкам, прекрасно чувствующим народную душу и русскую природу. В младшую школу он ходил в родном селе, а вот средней там не было, поэтому маленькому Валентину пришлось переехать за 50 км, чтобы посещать учебное заведение. Если читали его “Уроки французского”, то сразу проведете параллели. Практически все истории Распутина не выдуманы, они прожиты им или кем-то из его окружения.

Получать высшее образование будущий писатель отправился в Иркутск, где поступил в городской университет на историко-филологический факультет. Уже в студенческие годы он стал проявлять интерес к писательству и журналистике. Площадкой для проб пера стала местная молодежная газета. Его очерк “Я забыл спросить у Лешки” привлек внимание главного редактора. На юного Распутина обратили внимание, а он сам уяснил – будет писать, это у него получается неплохо.

После окончания университета юноша продолжает работать в газетах Иркутска и Красноярска и пишет первые рассказы, но пока что не публикуется. В 65-м на совещании молодых писателей в Чите оказался известный советский писатель Владимир Алексеевич Чивилихин. Ему очень понравились произведения начинающего литератора и он решил их протежировать, став “крестным отцом” Распутина-литератора.

Взлет Валентина Григорьевича произошел стремительно – уже два года спустя после встречи с Чивилихиным он стал членом Союза писателей СССР, что являлось официальным признанием литератора на государственном уровне.

Ключевые произведения автора

Дебютная книга Распутина была опубликована в 1966 году под названием “Край возле самого неба”. В следующем году вышла повесть “Деньги для Марии”, принесшая популярность новой звезде советской прозы. В своем произведении автор рассказывает историю Марии и Кузьмы, которые живут в глухой сибирской деревеньке. У супругов четверо детей и долг в семьсот рублей, который они взяли в колхозе на строительство дома. Чтобы улучшить материальное положение семейства, Мария устраивается в магазин. Перед ней уже несколько продавцом засадили за растрату, потому женщина очень переживает. Спустя длительное время в магазине проводят ревизию и обнаруживают недостачу в 1 000 рублей! Марии нужно собрать эти деньги за неделю, иначе ее посадят в тюрьму. Сумма неподъемная, но Кузьма и Мария решают бороться до конца, они начинают одалживать деньги у односельчан… и вот тут многие, с кем они жили плечом к плечу, проявляются с новой стороны.

Справка. Валентина Распутина называют одним из значительных представителей “деревенской прозы”. Это направление в русской литературе сформировалось к середине 60-х и объединило произведения, изображающие современную деревенскую жизнь и традиционные народные ценности. Флагманами деревенской прозы являются Александр Солженицын (“Матренин двор”), Василий Шукшин (“Любавины”), Виктор Астафьев (“Царь-рыба”), Валентин Распутин (“Прощание с Матерой”, “Деньги для Марии”) и другие.

Золотой эпохой творчества Распутина стали 70-е. В это десятилетие были написаны его самые узнаваемые произведения – рассказ “Уроки французского”, повести “Живи и помни”, “Прощание с Матерой”. В каждом произведении центральными персонажами были простые люди и их нелегкие судьбы.

Так, в “Уроках французского” главным героем является 11-летний Лешка, смышленый паренек из деревни. На его родине нет средней школы, поэтому мама собирает деньги, чтобы отправить сына на учебу в райцентр. В городе мальчику несладко – если в деревне случались голодные дни, то здесь они практически всегда, ведь еду в городе достать намного сложнее, все приходится покупать. Из-за молокровия мальчику нужно каждый день покупать молоко на рубль, нередко оно становится его единственной “едой” на целый день. Старшие мальчики показали Лешке, как заработать быстрые деньги, играя в “чику”. Он всякий раз выигрывал свой заветный рубль и уходил, но однажды азарт взял верх над принципом…

В повести “Живи и помни” остро поднимается проблема дезертирства. Советский читатель привык видеть дезертира исключительно в темном цвете – это человек без моральных принципов, порочный, трусливый, способный предать и спрятаться за спинами других. А что если такое черно-белое разделение несправедливо? Главный герой Распутина Андрей однажды в 44-м не вернулся в армию, просто захотел на денек заглянуть домой, к любимой жене Настене, а потом возврата уже не было и на нем зазияло пекучее клеймо “дезертир”.

В повести “Прощание с Матерой” показана жизнь целой сибирской деревни Матеры. Местные вынуждены покинуть свои дома, потому что на их месте будут строить ГЭС. Поселение в скором времени затопят, а жителей отправят в города. Каждый воспринимает это известие по-разному. Молодежь преимущественно радуется, для них город – это невероятное приключение и новые возможности. Взрослые настроены скептично, скрипя сердцем расстаются с налаженым бытом и понимают – в городе их никто не ждет. Тяжелее всего старикам, для которых Матера – вся их жизнь и другой они не представляют. Именно старшее поколение становятся центральным персонажем повести, ее духом, болью и душой.

В 80-х и 90-х Распутин продолжает много трудиться, из под его пера выходят повесть “ ”, рассказы “Наташа”, “Что передать вороне?”, “Век живи – век люби” и многое другое. Перестройку и вынужденное забвение “деревенской прозы” и деревенской жизни Распутин воспринял болезненно. Но писать он не прекратил. Большой резонанс имело произведение “Дочь Ивана, мать Ивана”, изданное в 2003 году. В нем отразилось упадническое настроение писателя, связанное с крахом большой страны, морали, ценностей. Главную героиню повести, юную девочку-подростка, насилует компания отморозков. Ее на протяжении нескольких дней не выпускают из мужского общежития, а потом всю побитую, запуганную, морально сломленную вышвыривают на улицу. Они с матерью отправляются к следователю, но правосудие не торопится наказывать насильников. Утратив надежду, мама решается на самосуд. Она делает обрез и поджидает обидчиков в подъезде.

Последняя книга Распутина была создана в тандеме с публицистом Виктором Кожемяко и представляет своеобразную автобиографию в беседах и воспоминаниях. Труд вышел в свет в 2013 году под названием “Эти двадцать убийственных лет”.

Идеология и общественно-политическая деятельность

Несправедливо говорить о жизни Валентина Распутина, не упоминая его активную общественно-политическую деятельность. Занимался он этим не ради выгоды, а лишь потому что не был молчуном и не мог наблюдать за жизнью своей горячо любимой страны и народа со стороны.

Очень огорчило Валентина Григорьевича известие о “перестройке”. При поддержке единомышленников Распутин писал коллективные антиперестроечные письма, надеясь сохранить “великую страну”. В дальнейшем он стал не так критичен, но окончательно новый строй и новую власть принять не смог. И никогда власти не кланялся, несмотря на щедрые подарки от нее.

“Всегда казалось само собой разумеющимся, заложенным в основании человеческой жизни, что мир устроен равновесно… Теперь этот спасительный берег куда-то пропал, уплыл, как мираж, отодвинулся в бесконечные дали. И люди теперь живут не ожиданием спасения, а ожиданием катастрофы”

Много внимания Распутин уделял вопросам охраны природы. Писатель видел сбережение народа не только в обеспечении его работой и прожиточным минимумом, но и в сохранении его нравственного и духовного облика, сердцем которого является мать-природа. Особенно его беспокоил вопрос Байкала, по этому поводу Распутин даже встречался с президентом РФ Владимиром Путиным.

Смерть и память

Валентин Распутин ушел из жизни 14 марта 2015 года, за день до своего 78-летия. На этот момент он уже похоронил жену и дочь, последняя была успешной органисткой и погибла в авиакатастрофе. На следующий день после смерти великого писателя по всей Иркутской области был объявлен траур.

Биография Валентина Распутина: вехи жизни, ключевые произведения и общественная позиция

4.8 (95%) 4 votes

15 марта 1937, село Усть-Уда, Восточно-Сибирская область, РСФСР, СССР - 14 марта 2015, Москва, Российская Федерация.

Русский прозаик, представитель т. н. «деревенской прозы».
Герой Социалистического Труда (14.03.1987).

Окончив начальную школу, он вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» - 1973). После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы он стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).
Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».
В 1965 году показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, который стал «крёстным отцом» начинающего прозаика. Среди русских классиков своими учителями В. Распутин считает Достоевского и Бунина.

С 1966 года - профессиональный литератор. С 1967 года - член Союза писателей СССР.

Первая книга Валентина Распутина «Край возле самого неба» вышла в Иркутске в 1966 году. В 1967 году в Красноярске была издана книга «Человек с этого света». В том же году повесть «Деньги для Марии» была опубликована в иркутском альманахе «Ангара» (№ 4), а в 1968 году она вышла отдельной книгой в Москве в издательстве «Молодая гвардия».
В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.
Затем последовали рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976).
В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства (Иркутск). В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».
В 1981 году вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи - век люби».
Появление в 1985 году повести «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.
В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 г. вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке». На протяжении 1990-х годов опубликовал ряд рассказов из «Цикла рассказов о Сене Позднякове»: Сеня едет (1994), Поминный день (1996), Вечером (1997), Нежданно-негаданно (1997), По-соседски (1998).
В 2004 году опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана».
В 2006 году вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь» (предыдущие издания 1991, 2000).
В Иркутске произведения входят в региональную школьную программу по внеклассному чтению.

призы и награды

Орден Александра Невского (1 сентября 2011).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (8 марта 2007).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (28 октября 2002).
Два ордена Ленина (1984, 14.03.1987).
Орден Трудового Красного Знамени (1981).
Орден «Знак Почета» (1971).

Лауреат Государственной премии РФ за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2012 года (2013).
Лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства (2003).
Лауреат премии Правительства России за выдающиеся заслуги в области культуры (2010).
Лауреат Государственной премии СССР (1977) - за повесть «Живи и помни» (1974).
Лауреат Государственной премии СССР (1987) - за повесть «Пожар» (1985).
Лауреат премии Иркутского комсомола им. Иосифа Уткина (1968).
Лауреат премии им. Л. Н. Толстого (1992).
Лауреат премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994).
Лауреат премии им. Святителя Иннокентия Иркутского (1995).
Лауреат премии журнала «Сибирь» им. А. В. Зверева.
Лауреат премии Александра Солженицына (2000).
Лауреат Литературной премии им. Ф. М. Достоевского (2001).
Лауреат премии им. Александра Невского «России верные сыны» (2004).
Лауреат премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (Китай, 2005).
Лауреат Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005).
Лауреат премии Международного фонда единства православных народов (2011).
Лауреат премии «Ясная поляна» (2012).
Почётный гражданин Иркутска (1986).
Почётный гражданин Иркутской области (1998).

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения