Герои Социалистического труда Большого Театра. За всю историю Большого театра его артисты, художники, режиссёры, дирижёры, не считая восхищения и благодарности. Евгений Светланов. “Аналогичной равновеликой фигуры нет” Расставанье и новая встреча

Большой вклад в развитие мировой музыкальной культуры награжден государственными наградами ряда зарубежных стран: орденом "За заслуги" III степени (Украина, 1996), орденом офицера Искусств и Изящной словесности (Франция, 1999), орденом святого Месропа Маштоца (Армения, 1999). В год 50-летия маэстро в его честь одна из малых планет получила название "Спиваков". Владимир Спиваков широко известен и

Молоды мы были», «Виноградная лоза», «Остаюсь», «Люби меня», «Русский вальс», «Мать и сын», «Песенка о господах и госпоже» и многие другие. Среди авторов стихов песен Александры Пахмутовой выдающиеся поэты: Л.Ошанин, М.Матусовский, Е.Долматовский, М.Львов, Р.Рождественский, С.Гребенников, Р.Казакова, И.Гофф. Но наиболее плодотворным и постоянным является творческий союз А.Пахмутовой с поэтом Н. ...

Отделения от других, отстаивания своего «Я». Так возникает механизм, регулирующий поведение личности в обществе: идентификация и обособление. Производные от основной пары (конформность - самостоятельность, сопереживание - зависть и др.) получают свое развитие в специфических социальных ситуациях: из ситуативно возникающего поведения в определенных условиях складываются свойства личности. В...

Которого человек не может жить полноценной жизнью. Сердце, по словам автора, любит «оттого, что не любить оно не может». «Я вас любил…» – наверное, самое душевное стихотворение о любви во всей мировой литературе. Это стихотворение‑воспоминание о прежней любви, еще не совсем угасшей в душе поэта. Он не хочет огорчать и тревожить предмет своей любви, не хочет причинять боль воспоминаниями о...

«СССР в 1930-е годы» - Чем характеризовалось политическое развитие СССР в 1920-е годы? Л.П.Берия (1938 - 1953). Н.И.Ежов (1936-1938). Назовите положительные и отрицательные последствия индустриализации. История. Да здравствует Сталин! Знать даты, понятия, личности по теме. Как была доказана вина подсудимых? Правый уклон. Почему коллективизация сопровождалась раскулачиванием?

«Коллективизация сельского хозяйства» - В 1965 г. колхозу села дали статус совхоза. Содержание. Из истории изучения проблемы. Задачи – доминанты. Небывало урожайные года. 1929 год колхоз «Гигант». Мой дед Мой отец. Окончание войны, казалось бы, создало предпосылки для восстановления хозяйства. Место материала и методика. исследования. Роль моей семьи в коллективизации…

«История индустриализации» - Культурные ценности предназначенные для продажи за границу. А.Стаханов. в шахте. 1.Причины индустриализации. 4.Вторая пятилетка. 5.Стахановское движение. 3.Социальные аспекты 1-й пятилетки. Утро Первой Пятилетки. 2.Первая пятилетка. Я.Ромас. СССР сократил ввоз ино странного оборудования. История России.

«Коллективизация хозяйства» - Промышленность. Методы коллективизации. Тактика Сталина на результат коллективизации, чтобы не обратилась политика коллективизации в катастрофу. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Украина 1931-1932 гг. Заполните таблицу: Политическая. Казахстан 1931-1932 гг. Северный Кавказ 1930-1931 гг.

«СССР в 30 годы» - Виды политических режимов: Какой итог был законодательно закреплен в «сталинской» Конституции СССР? Показательные судебные процессы: А.Мальцева. В) Построение в СССР развитого социализма. Б) Построение в СССР основ социализма. Задачи: Таким образом, Конституция 1936 года (принята YIII Всесоюзным съездом Советов).

«Развитие СССР» - Гоэлро. По темпам роста промышленности СССР обогнал царскую Россию почти в 3 раза. Первая пятилетка. Последствия. Церковь и религия. В 1927 г.началась разработка 1 пятилетнего плана. Проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России. Народное образование. Но в СССР не было времени на осуществление данного подхода.

Всего в теме 33 презентации

«Бриллиантовый дирижер», «последний романтик ХХ века» – это лишь малая часть восторженных эпитетов, которыми награждали музыканта.

«Когда видишь его за дирижерским пультом, удивляешься, как ему удается проникнуть в самую суть нотной записи и даже глубже – в мысли и чувства ее породившего»,

– говорил Родион Щедрин.

Евгений Светланов родился 6 сентября 1928 года. Сын артистов Большого театра, он все детство провел за его кулисами. На одной из репетиций увлеченный музыкой шестилетний мальчик вскочил на стул и стал в такт размахивать руками. Видя это, Николай Голованов пророчески заметил:

«Наверное, будет дирижером».

Предсказание счастливо сбылось.

«Мира вне музыки для меня не существует»,

– признавался маэстро.

Из воспоминаний Евгения Светланова:

«Моя жизнь начиналась в районе Таганки. Родители уезжали на спектакли в Большой театр. Отец пел, мать уже перестала петь и была артисткой миманса. Мальчиком я, оставаясь с няней, всегда мучительно и долго ожидал их. Особенно я любил утренники. На утренниках шли такие спектакли, как «Три толстяка», и я знал, что после «Трех толстяков» мне будут принесены воздушные шарики оттуда, потому что там их было очень много.Каждый артист получал после спектакля шарики.

После этого меня взяли, посадили на трамвай и привезли в Большой театр. Это была «Спящая красавица». Я помню очень хорошо, как я в антракте подбежал к оркестровой яме, уцепился ручками за барьер и начал рассматривать, что там, в этой яме, откуда раздавались волшебные и подлинно чарующие звуки. Я увидел, что там никого нет. Отдельные музыканты разыгрывались на инструментах, очень странных и очень разных. Из них одни были белые, другие – черные, одни были деревянные, другие были медные. Но больше всего мое внимание привлекла, конечно, огромная туба. С тех пор я тубу очень полюбил, до сих пор ее люблю. Это фундамент любого оркестра.

Но самое главное – сцена. Это волшебство, которое исходит со сцены в зрительный зал!

В нашей коммунальной квартире жил такой скрипач Иосиф Михайлович Бельский, очень хороший скрипач Большого театра. У нас с ним часто возникали беседы. Естественно, он смотрел сверху вниз: я тогда еще малыш был. Он мне говорил: «Вот ты мечтаешь, Женя, стать дирижером, а ты запомни: дирижер – это наш личный классовый враг».

Когда мы, детвора, гуляли во дворе, то на очередной спектакль отправлялись такие знаменитые дирижеры, как Штейнберг, Небольсин, Голованов. Я думал про себя: “Какие они счастливые люди: идут в театр и будут дирижировать спектакль”.

Моя судьба была связана с Большим театром. Я там работал артистом миманса во время войны, до войны я был в детском хоре. Был конкурс пианистов в оркестр, а я только что закончил институт имени Гнесиных, и надо было устраиваться на работу куда-то. Я был принят, но в оркестре появился в качестве дирижера.

Первый концерт мой в этом зале (Большом зале Московской консерватории – прим. ред. ) был 5 марта 1953 года. На концерте студенческого оркестра я сам дирижировал свою симфоническую поэму “Даугава”. Это было первое исполнение этого произведения и, собственно говоря, мой дирижерский дебют.

В зале народу было довольно мало. Мало было репетиций, и оркестр недалеко от конца начал под моими руками плыть и расходиться. Постепенно он остановился так, как останавливается патефонная пружина не в силах продолжать крутить пластинку. В безмолвной тишине мне осталось только сказать: “Цифра 40”. Начать с нее, чтобы закончить произведение. Это был мой первый концерт в этом зале.

Тогда покойный Гинзбург подошел ко мне и утешал меня. Он говорил: “Женя, Вы знаете, что? Не расстраивайтесь”. Вид у меня был такой, что я думал, что после этого никакой музыки и дирижирования не будет никогда. Это была катастрофа, это хуже, чем пароход пошел на дно. Он сказал: “Вы не расстраиваетесь, это очень хороший признак. Если это случилось у Вас в самом начале пути, это гарантия того, что это очень долго не повторится”.

Начал я дирижировать не потому, что я в себе культивировал дирижерское начало. Для меня дирижирование – это форма пропаганды забытых сочинений, классических произведений, в первую очередь, русской музыки, нашей классической советской музыки. Вот здесь я вижу огромное непочатое поле, целину, для работы дирижера.

Очень часто мы, дирижеры, думаем о себе, в первую очередь о том, как бы эффектно выглядеть, как бы подобрать такую программу, чтобы иметь шумный и яркий успех. Существует и другой путь. Ведь открывать музыку, которая давно не звучала или вообще не звучала – это уже какая-то миссия. Здесь можно остаться и без оваций, и без успеха, но не в этом дело. Главное, во имя чего все это происходит. Музыка замечательная, она должна звучать, она не должна находиться на полках запыленных библиотек».

Евгений Светланов был главным дирижером Большого театра, где поставил, в числе прочих, спектакли «Царская невеста», «Чародейка», «Отелло» и «Золотой петушок». Он руководил Государственным академическим симфоническим оркестром СССР, возглавлял музыкальные коллективы Швеции и других стран.

Маэстро оставил богатое творческое наследие и как композитор. Он – автор множества сочинений, среди которых – поэмы «Калина красная», романтической баллады, камерно-инструментальных произведений для фортепиано, скрипки и виолончели.

Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР, кавалер орденов и медалей, Евгений Светланов был первым русским дирижером, вошедшим в когорту Великих, работавших в знаменитом театре «Ла Скала».

«Аналогичной равновеликой фигуры нет и быть не может, индивидуальность Евгения Федоровича была такой яркой, что некоторые произведения в другом исполнении представить себе невозможно»,

– писал Александр Ведерников.

«В конце концов, надо для себя определить, зачем человек живет. Каждый человек для чего-то живет, для чего-то родился, и должен сделать свое дело. Никто за него это дело не сделает. Такое дело я для себя определил, в частности, в создании антологии русской музыки, в грамзаписи и вообще в записи. Я не могу не вспомнить Макаренко. До идеала остается почти ровно столько же, очень много еще впереди.

Я думаю, что человечество стремится к красоте и гармонии естественно, и это стремление будет вечным, пока существует человек»,

– говорил Светланов.

Евгения Федоровича Светланова не стало 3 мая 2002 года. Он скончался на 74 году жизни в своей квартире в Москве, куда приехал между двумя концертами в Лондоне.

Новости культуры

Слайд 2

За всю историю Большого театра его артисты, художники, режиссёры, дирижёры, не считая восхищения и благодарности со стороны публики, многократно удостаивались различных знаков признания со стороны государства. Восьмерым присвоено звание Героя Социалистического труда (И. Архипова, Ю. Григорович, И. Козловский, Е. Нестеренко, М. Плисецкая, Е. Светланов, М. Семёнова, Г. Уланова.

Слайд 3

Ири́на Константи́новна Архи́пова

Ири́на Константи́новна Архи́пова (1925 - 2010) - советская оперная певица (меццо-сопрано), солистка Большого театра (1956-1988). Народная артистка СССР (1966). Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Ленинской премии (1978) и Государственной премии Российской Федерации (1996)

Слайд 4

И. К. Архипова родилась 2 января 1925 года в Москве. В студенческие годы училась в МАРХИ, там же занималась в вокальном кружке у Н. М. Малышевой. По окончании института в 1948 году поступила в МГК имени П. И. Чайковского в класс пения Л. Ф. Савранского. В 1953 году окончила консерваторию. В 1954-1956 годах солистка Свердловского театра оперы и балета.

В 1956 - 1988 годах - солистка Большого театра.

Исполнение партии Кармен в одноимённой опере Жоржа Бизе получило мировое признание.

Слайд 5

19 января 2010 года Ирина Константиновна Архипова была госпитализирована с сердечной патологией в городскую клиническую больницу имени Боткина. 11 февраля 2010 года певица скончалась. Похоронена 13 февраля 2010 года в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Слайд 6

Ю́рий Никола́евич Григоро́вич

Ю́рий Никола́евич Григоро́вич (род. 2 января 1927, Ленинград, СССР) - артист балета, балетмейстер. Народный артист СССР (1973), Герой Социалистического Труда (1986), лауреат Ленинской (1970) и двух Государственных премий СССР (1977, 1985)

Слайд 7

Родился 2 января 1927 года в Ленинграде в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и Клавдии Альфредовны Григорович (в девичестве - Розай). Учился в Ленинградском хореографическом училище у Бориса Шаврова и Алексея Писарева.

Слайд 8

Ива́н Семёнович Козло́вский

Ива́н Семёнович Козло́вский (11 (24) марта 1900, село Марьяновка, Киевская губерния - 21 декабря 1993, Москва) - советский оперный и камерный певец, лирический тенор, обладатель необычного тембра и высокой вокальной техники.

Исполнял не только оперную, камерную, но и духовную вокальную музыку. Заслуженный артист РСФСР (1937).Народный артист СССР (1940). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1949). Герой Социалистического Труда (1980).

Слайд 9

И. С. Козловский родился 11 (24) марта 1900 года в селе Марьяновка Киевской губернии (ныне - Васильковский район, Киевская область в простой украинской семье. В 1926 году был приглашен на службу в Большой театр. В конце 1930-х Козловский неожиданно становится одним из любимых певцов Сталина.

В 1954 году, находясь на пике популярности, Иван Семёнович, по так до конца и неизвестным до сих пор причинам, навсегда покинул Большой театр.

И. С. Козловский умер 21 декабря 1993 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Слайд 10

Евге́ний Евге́ньевич Нестере́нко

Евге́ний Евге́ньевич Нестере́нко (род. 8 января 1938, Москва, СССР) - советский и российский оперный певец (бас), солист Большого театра, профессор.

Народный артист СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1982). Герой Социалистического Труда (1988).

Слайд 11

Родился 8 января 1938 года в Москве в семье военного. С 1949 года жил в Челябинске. Окончил Ленинградский инженерно-строительный институт. Студентом начал брать частные уроки у Марии Матвеевой, затем в 1965 году окончил Ленинградскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова.

Слайд 12

В настоящее время живет в Москве и в Вене, преподает в Венской музыкальной академии.

11 мая 2008 года в честь 70-летия Евгения Нестеренко в Большом театре состоялся спектакль «Набукко», в котором певец с успехом исполнил партию Захарии.

Слайд 13

Майя Плисецкая

Ма́йя Миха́йловна Плисе́цкая (род. 20 ноября 1925, Москва, РСФСР, СССР) - советская и российская прима-балерина, хореограф, писатель, актриса.

Слайд 14

Народная артистка СССР (1959), Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» I, II, III, IV степени.

Слайд 15

Солистка Большого театра в Москве. Жена композитора Родиона Щедрина. В настоящее время живёт в Германии (вместе с мужем, Родионом Щедриным снимает квартиру в Мюнхене). Имеет гражданство Испании и Литвы.

Слайд 16

Евге́ний Фё́дорович Светла́нов

Евге́ний Фё́дорович Светла́нов (1928-2002) - выдающийся советский российский дирижёр, композитор и пианист. Народный артист СССР (1968). Лауреат Ленинской (1972) и Государственной премии СССР (1983). Герой Социалистического Труда (1986)

Слайд 17

Е. Ф. Светланов родился 6 сентября 1928 года в Москве. Начал заниматься по классу фортепиано в Музыкально-педагогическом училище, затем в Институте имени Гнесиных у Марии Абрамовны Гурвич, воспитанницы Н. К. Метнера.. С 1965 по 2000 год был художественным руководителем и главным дирижёром Государственного академического симфонического оркестра СССР (с 1991 года - России)

Слайд 18

Мемориальная доска Светланову Евгению Фёдоровичу, Елисеевский переулок, 11

Слайд 19

Мари́на Тимофе́евна Семёнова

Мари́на Тимофе́евна Семёнова (1908-2010) - советская балерина, балетмейстер. Народная артистка СССР (1975). Лауреат Сталинской премии (1941). Герой Социалистического Труда (1988), профессор Российской академии театрального искусства.

Слайд 20

Родилась 30 мая (12 июня) 1908 года в Санкт-Петербурге в семье служащего, который рано умер, оставив шестерых детей.

Через некоторое время появился отчим – Николай Александрович Шелоумов, рабочий петроградского завода. Жизнь девочки изменила подруга её матери, Екатерина Георгиевна Карина, которая вела танцевальный кружок, куда и стала ходить юная Марина; там она впервые вышла на сцену в одном из детских спектаклей. По совету той же Екатерины Георгиевны девочку решили отдать в хореографическое училище.

«Политические репрессии» - Политические репрессии. Я другой такой страны не знаю. Большой террор. Поэтапное уничтожение. Гулаг. Репрессии в Ершовском районе. Сталинские репрессии. Репрессии. Права и свободы. Число жертв. Реабилитация жертв. Памятник. Приказ. Писатели и поэты. Слова С. В. Михалкова. Депортация народов. Жертвы репрессий.

«Политическая система Сталина» - Причины. Политическая система сталинизма. Идеологизация общественной жизни. 1938 Радек. Конституция победившего социализма 1936. Репрессии 1936-1938- процессы над внутрипартийной оппозицией. Судебные процессы над внутрипартийной оппозицией. Культ личности Сталина. Детские и молодежные организации. 1937 Тухачевский.

«Индустриализация СССР» - Предприятия категории «Б» финансировались по остаточному принципу. Индустриализация 1920-1930-ых гг. Стратегия развития СССР. Успехи НЭПа. Утро первой пятилетки. Негативное значение индустриализации. Вторая пятилетка (1933 – 1937 гг.). Приведите примеры предприятий, созданных в годы первой пятилетки.

«Советская политика в 30-е годы» - Мюнхенское соглашение. Агрессия Японии. Германия избегала войны. Советско-германский пакт. Что привело ко Второй мировой войне. Раздел территории Польши. Личный вклад. Изменение внешнеполитического курса. Можно ли было предотвратить вторую Мировую. Успехи и неудачи советской дипломатии. Политика коллективной безопасности.

«Коллективизация и индустриализация» - Экономическое развитие СССР. Коллективизация. Источники героизма советских людей. Система ГУЛАГ. Обсуждение таблицы. Победа точки зрения Сталина. Районы. Пятилетка. Экономическая система. Наша страна. Индустриализация. Хлебозаготовительный кризис. Цели индустриализации. Перекачка средств из деревни.

«Экономика 30-х годов» - Индустриализация. Основные понятия. Стахановское движение. Особенности советской индустриализации. Стаханов А.Г. Заполните таблицу. Поиск путей решения. Голод 30-х годов. Особенности. Разорение деревни. Раскулачивание. Индустриализация. Основные знания. Великий перелом. Итоги коллективизации. Цели индустриализации.

Всего в теме 33 презентации

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения