Школьная энциклопедия. «Нравственно-философские проблемы в повести Распутина «Последний срок

В творчестве Валентина Распутина нравственные искания занимают значительное место. Его произведения представляют эту проблему во всей широте и многосторонности. Сам автор — глубоко нравственный человек, о чем свидетельствует его активная общественная жизнь. Имя этого писателя можно встретить не только среди борцов за нравственное преображение отечества, но и среде борцов за экологию. В его повести “Живи и помни” нравственные проблемы поставлены писателем с наибольшей остротой. Произведение написано со свойственным автору глубоким знанием народной жизни, психологии простого человека. Автор ставит своих героев в сложную ситуацию: молодой парень Андрей Гуськов честно воевал почти до самого конца войны, но в 1944 году оказался в госпитале и жизнь его дала трещину. Он думал, что тяжелое ранение освободит его от дальнейшей службы. Лежа в палате, он уже представлял себе, как вернется домой, обнимет родных и свою Настену, и был так уверен в этом, что даже не вызвал родню в госпиталь повидаться. Весть о том, что его снова отправляют на фронт, поразила, как удар молнии. Все его мечты и планы оказались разрушены в одно мгновение. В минуты душевной смуты и отчаяния Андрей принимает роковое для себя решение, которое перевернуло его жизнь и душу, сделало другим человеком. В литературе много примеров, когда обстоятельства оказываются выше силы воли героев, но образ Андрея наиболее достоверен и выразителен. Возникает ощущение, что автор лично был знаком с этим человеком. Незаметно писатель стирает грани между “хорошими” и “плохими” героями и не судит их однозначно. Чем внимательнее вчитываешься в повесть, тем больше возможностей для постижения нравственного состояния героев, анализа их поступков. В произведениях Распутина жизнь сложна тем, что каждая ситуация содержит бесчисленное множество граней и градаций. Андрей Гуськов делает свой выбор: он решает самостоятельно ехать домой, хотя бы на один день. С этого момента его жизнь попадает под влияние совсем иных законов бытия, Андрея несет в мутном потоке событий как щепку. Он начинает понимать, что каждый день такой жизни отдаляет его от нормальных, честных людей и делает возвращение назад невозможным. Судьба лихо начинает управлять безвольным человеком. Обстановка, окружающая героев, неуютна. Встреча Андрея с Настеной происходит в холодной, нетопленой бане. Автор хорошо знает русский фольклор и строит недвусмысленную параллель: баня — место, где по ночам появляется всякая нечисть. Так возникает тема оборотничесва, которая проходит через все повествование. В сознании народа оборотни ассоциируются с волками. И Андрей научился выть по-волчьи, у него получается так натурально, что Настена думает, уж не настоящий ли он оборотень. Андрей все больше черствеет душой. Становится жестоким, даже с некоторым проявлением садизма. Подстрелив косулю; не добивает ее вторым выстрелом, как делают все охотники, а стоит и внимательно наблюдает, как мучается несчастное животное. “Уже перед самым концом он приподнял ее и заглянул в глаза — они в ответ расширились. Он ждал последнего, окончательного движения, чтобы запомнить, как оно отразится в глазах”. Вид крови как бы определяет его дальнейшие действия и слова. “Скажешь кому — убью. Мне терять нечего”,— говорит он жене. Андрей стремительно удаляется от людей. Какое бы наказание он ни понес, в сознании односельчан он навсегда останется оборотнем, нелюдем. Оборотней в народе еще называют нежитями. Нежить — значит, живет в совершенно ином, чем люди, измерении. Но автор заставляет героя мучительно думать: “Чем я провинился перед судьбой, что она так со мной,— чем?” Андрей не находит ответа на свой вопрос. Каждый читатель выносит свое собственное суждение. Сам герой склонен искать оправдание своему преступлению. Он видит свое спасение в будущем ребенке. Его рождение, думает Андрей,— перст Божий, указующий на возврат к нормальной человеческой жизни, и ошибается в очередной раз. Настена и еще не родившийся ребенок погибают. Этот момент и является той карой, которой высшие силы могут наказать преступившего все нравственные законы человека. Андрей обречен на мучительную жизнь. Слова Настены: “Живи и помни” — будут до конца дней стучать в его воспаленном мозгу. Но этот призыв “Живи и помни” обращен не только к Андрею, но и к жителям Атамановки, вообще ко всем людям. Подобные трагедии всегда происходят на глазах у людей, но редко кто отважится предотвратить их. Люди боятся быть откровенными с близкими. Здесь уже действуют законы, сковывающие нравственные порывы невинных людей. Настена даже подруге своей побоялась сказать, что ничем не замарала своего человеческого достоинства, а просто оказалась между двух огней.
Она выбирает страшный путь для выхода из своего положения — самоубийство. Кажется, автор наводит читателя на мысль о некоей моральной заразе, передающейся как болезнь. Ведь Настена, убивая себя, убивает в себе дитя — это двойной грех. Страдает уже третий человек, пусть еще не рожденный. Зараза безнравственности распространяется и на жителей Атамановки. Они не только не стараются предотвратить трагедию, но и способствуют ее развитию и завершению. Сильное художественное произведение на тему нравственности, каковым является повесть В. Распутина “Живи и помни”,— это всегда шаг вперед в духовном развитии общества. Такое произведение уже самим своим существованием является преградой для бездуховности. Творчество такого писателя поможет нашим современникам не утратить нравственных ценностей. Творчество Валентина Распутина довольно часто противопоставляют «го¬род¬ской прозе». И действие у него почти всегда происходит в деревне, и глав¬ные ге¬рои (точнее, героини) в большинстве случаев - «ста¬ринные ста¬рухи», и симпатии его отданы не новому, а тому древнему, исконному, что безвозвратно уходит из жизни. Все это так и не так. Критик А. Бочаров справедли¬во заметил, что между «городским» Ю. Трифоновым и «деревенским» В. Распутиным при всем их раз¬личии много общего. Оба взыскуют высокой нравст¬венности человека, обоих интересует место личнос¬ти в истории. Оба говорят о влиянии прошлой жиз¬ни на современную и будущую, оба не приемлют ин¬дивидуалистов, «железных» суперменов и бесхарак¬терных конформистов, забывших о высшем назначе¬НИИ человека. Словом, оба писателя разрабатывают философскую проблематику, хотя и делают это по-разному. Сюжет каждой повести В. Распутина связан с ис¬пытанием, выбором, смертью. В «Последнем сроке» говорится о предсмертных днях старухи Анны и о со¬бравшихся у постели умирающей матери ее детях. Смерть высвечивает характеры всех персонажей, и в первую очередь самой старухи. В «Живи и помни» действие переносится в 1945 год, когда так не хоте¬лось умереть на фронте герою повести Андрею Гусько-ву, и он дезертировал. В центре внимания писателя - нравственные и философские проблемы, вставшие как перед самим Андреем, так и - в еще большей сте¬пени - перед его женой Настеной. В «Прощании с Матерой» описываются затопление для нужд ГЭС ост¬рова, на котором расположена старая сибирская де¬ревня, и последние дни стариков и старух, оставших¬ся на нем. В этих условиях обостряется вопрос о смыс¬ле жизни, о соотношении нравственности и прогресса, о смерти и бессмертии. Во всех трех повестях В. Распутин создает образы русских женщин, но¬си¬тель¬ниц нравственных ценнос¬тей народа, его философского мироощущения, ли¬те¬ратурных преемниц шолоховской Ильиничны и сол-женицынской Мат¬рены, развивающих и обогащаю¬щих образ сельской праведницы. Всем им при¬сущее чувство огромной ответственности за происходящее, чувство вины без вины, осознание своей слитности с миром как человеческим, так и природным. Старикам и старухам, носителям народной памяти, во всех повестях писа¬теля противостоят те, кого, ис¬пользуя выражение из «Прощания с Матерой», мож¬но назвать «обсевками». Пристально вглядываясь в противоречия современ¬ного мира, Распутин, подобно другим писателям-«де¬ревенщикам», видит истоки бездуховности в социаль¬ной действительности (человека лишили чувства хо¬зяина, сделали винтиком, исполнителем чужих решений). Вместе с тем писатель предъяв¬ляет высо¬кие требования к самой личности. Для него неприем¬лемы индиви¬дуа¬лизм, пренебрежение такими народ¬ными национальными ценностями, как Дом, труд, могилы предков, продолжение рода. Все эти понятия обретают в прозе писателя материальное воплощение, описываются в лирико-поэти¬чес-кой манере. От повести к повести усиливается в распутинском творчестве трагизм автор-ского мировосприятия.

В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 г. вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке». На протяжении 1990-х годов Распутин опубликовал ряд рассказов из "Цикла рассказов о Сене Позднякове": Сеня едет (1994), Поминный день (1996), Вечером (1997), Нежданно-негаданно (1997), По-соседски (1998).
В 2004 г. опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана».
В 2006 г. вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь (англ.)русск.» (предыдущие издания 1991, 2000).
Произведения входят в региональную школьную программу по внеклассному чтению.
Публицистические интонации становятся все более ощутимы в прозе Распутина второй половины 1980-х - 1990-х гг. Аляповато-лубочное изображение в рассказах "Видение", "Вечером", "Нежданно-негаданно", "Новая профессия" (1997) нацелено на прямолинейное (а порой и агрессивное) обличение происходящих в России в постперестроечное время перемен. Вместе с тем, в лучших из них, таких как "Нежданно-негаданно" (история городской девочки-побирушки Кати, подброшенной в деревню сквозному персонажу последних распутинских рассказов Сене Позднякову), сохраняются следы былого стиля Распутина, тонко чувствующего природу, продолжающего разгадывать тайну человеческого бытия, всматриваясь туда, где лежит продолжение земного пути.
Конец 1980-х – 1990 годы знаменуются творчеством Распутина-публициста. В своих очерках он остается верен сибирской тематике, размышляет о Сергии Радонежском, о «Слове о полку Игореве», пишет статьи об А. Вампилове и В. Шукшине. Писатель активно занимается общественной деятельностью. Его выступления, направленные на решение литературных, нравственных, экологических проблем современного мира, значимы и весомы. Как результат – его избрание депутатом Верховного Совета СССР, а позже членом Президентского Совета. В 2010 году Валентин Распутин становится членом Патриаршего совета по культуре.
Наградами известный писатель не обделен, но среди них следует отметить орден Преподобного Сергия Радонежского II степени, которым Русская православная церковь наградила его в 2002 году.
День 9 июля 2006 года разрубил жизнь семьи Распутиных на две половины: до и после. В катастрофе над аэродромом Иркутска погибла любимая дочь, Мария. Огромная беда обрушилась на Валентина Григорьевича. Но и тут он нашел силы, чтобы думать о других, ведь тогда сгорело заживо 125 человек.
Талантливый писатель, известный общественный деятель, борец за нравственность и духовность, Валентин Григорьевич Распутин в настоящее время живет и работает в Иркутске.


35. “Прощание с Матерой” - своеобразная драма народной жизни - была написана в 1976 году. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему.
Действие повести происходит в деревне Матера, которая вот-вот должна погибнуть: на реке возводят плотину для постройки электростанции, поэтому “вода по реке и речкам поднимется и разольется, затопит...”, конечно, Матеру. Судьба деревни решена. Молодежь без раздумий уезжает в город. У нового поколения нет тяги к земле, к Родине, она все стремится “перейти на новую жизнь”. Безусловно, то, что жизнь - это постоянное движение, изменение, что нельзя оставаться неподвижно на одном месте столетия, что прогресс необходим. Но люди, вступившие в эпоху НТР, не должны терять связи со своими корнями, разрушать и забывать вековые традиции, перечеркивать тысячи лет истории, на ошибках которой им бы следовало учиться, а не совершать свои, иногда непоправимые.
Всех героев повести условно можно разделить на “отцов” и “детей”. “Отцы” - это люди, для которых разрыв с землей смертелен, они выросли на ней и любовь к ней впитали с молоком матери. Это и Богодул, и дед Егор, и Настасья, и Сима, и Катерина.
“Дети” - это та молодежь, которая так легко оставила на произвол судьбы деревню, деревню с историей в триста лет. Это и Андрей, и Петруха, и Клавка Стригунова. Как мы знаем, взгляды “отцов” резко отличаются от взглядов “детей”, поэтому конфликт между ними вечен и неизбежен. И если в романе Тургенева “Отцы и дети” правда была на стороне “детей”, на стороне нового поколения, которое стремилось искоренить морально разлагающееся дворянство, то в повести “Прощание с Матерой” ситуация совершенно противоположная: молодежь губит то единственное, что делает возможным сохранение жизни на земле (обычаи, традиции, национальные корни).
Главный идейный персонаж повести - старуха Дарья. Это тот человек, который до конца жизни, до последней ее минуты остался предан своей родине. Дарья формулирует главную мысль произведения, которую сам автор хочет донести до читателя: “Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни”. Эта женщина является некой хранительницей вечности. Дарья - истинный национальный характер. Писателю самому близки мысли этой милой старушки. Распутин наделяет ее лишь положительными чертами, простой и незатейливой речью. Надо сказать, что все старожилы Матеры описаны автором с теплотой. Как искусно изображает Распутин сцены расставания людей с деревней. Прочтем еще раз, как снова и снова откладывают свой отъезд Егор и Настасья, как не хотят уезжать они из родной стороны, как отчаянно борется Богодул за сохранение кладбища, ведь оно свято для жителей Матеры: “...А старухи до последней ночи ползали по кладбищу, втыкали обратно кресты, устанавливали тумбочки”.
Все это лишний раз доказывает то, что отрывать народ от земли, от его корней нельзя, что такие действия можно приравнять к жестокому убийству.
Автор очень глубоко осмыслил проблему, вставшую перед обществом в эпоху НТР, - проблему утраты национальной культуры. Из всей повести понятно, что эта тема волновала Распутина и была актуальна и у него на родине: недаром он располагает Матеру на берегу Ангары.
Матера - символ жизни. Да, ее затопило, но память о ней осталась, она будет жить вечно.

40. Третья волна эмиграции (1960-1980 годы)
С третьей волной эмиграции из СССР преимущественно выехали деятели искусства, творческая интеллигенция. В 1971 15 тысяч советских граждан покидают Советский союз, в 1972 - эта цифра возрастет до 35 тысяч. Писатели-эмигранты третьей волны, как правило, принадлежали к поколению "шестидесятников", с надеждой встретившему ХХ съезд КПСС, развенчание сталинского режима. "Десятилетием советского донкихотства" назовет это время повышенных ожиданий В.Аксенов. Немаловажную роль для поколения 60-х сыграл факт его формирования в военное и послевоенное время. Б.Пастернак так охарактеризовал этот период: "По отношению ко всей предшествующей жизни 30-х годов, даже на воле, даже в благополучии университетской деятельности, книг, денег, удобств, война оказалась очистительной бурей, струей свежего воздуха, веянием избавления. Трагически тяжелый период войны был живым периодом:, вольным, радостным возвращением чувства общности со всеми". "Дети войны", выросшие в атмосфере духовного подъема, возложили надежды на хрущевскую "оттепель".
Однако вскоре стало очевидно, что коренных перемен в жизни советского общества "оттепель" не сулит. Вслед за романтическими мечтаниями последовала 20-летняя стагнация. Началом свертывания свободы в стране принято считать 1963, когда состоялось посещение Н.С.Хрущевым выставки художников-авангардистов в Манеже. Середина 60-х годов - период новых гонений на творческую интеллигенцию и, в первую очередь, на писателей. Произведения А.Солженицына запрещены к публикации. Возбуждено уголовное дело против Ю.Даниэля и А.Синявского, А.Синявский арестован. И.Бродский осужден за тунеядство и сослан в станицу Норенская. С.Соколов лишен возможности печататься. Поэт и журналистка Н.Горбаневская (за участие в демонстрации протеста против вторжения советских войск в Чехословакию) была помещена в психиатрическую лечебницу. Первым писателем, депортированным на запад, становится в 1966 В.Тарсис.

Гонения и запреты породили новый поток эмиграции, существенно отличающийся от двух предыдущих: в начале 70-х СССР начинает покидать интеллигенция, деятели культуры и науки, в том числе, писатели. Из них многие лишены советского гражданства (А.Солженицын, В.Аксенов, В.Максимов, В.Войнович и др.). С третьей волной эмиграции за границу выезжают: В.Аксенов, Ю.Алешковский, И.Бродский, Г.Владимов, В.Войнович, Ф.Горенштейн, И.Губерман, С.Довлатов, А.Галич, Л.Копелев, Н.Коржавин, Ю.Кублановский, Э.Лимонов, В. Максимов, Ю.Мамлеев, В.Некрасов, С.Соколов, А.Синявский, А.Солженицын, Д.Рубина и др. Большинство русских писателей эмигрирует в США, где формируется мощная русская диаспора (И.Бродский, Н.Коржавин, В.Аксенов, С.Довлатов, Ю.Алешковский и др.), во Францию (А.Синявский, М.Розанова, В.Некрасов, Э.Лимонов, В.Максимов, Н.Горбаневская), в Германию (В.Войнович, Ф.Горенштейн).
Писатели третьей волны оказались в эмиграции в совершенно новых условиях, они во многом были не приняты своими предшественниками, чужды "старой эмиграции". В отличие от эмигрантов первой и второй волн, они не ставили перед собой задачи "сохранения культуры" или запечатления лишений, пережитых на родине. Совершенно разный опыт, мировоззрение, даже разный язык (так А.Солженицын издает Словарь языкового расширения, включавший диалекты, лагерный жаргон) мешали возникновению связей между поколениями.
Русский язык за 50 лет советской власти претерпел значительные изменения, творчество представителей третьей волны складывалось не столько под воздействием русской классики, сколько под влиянием популярной в 60-е годы в СССР американской и латиноамериканской литературы, а также поэзии М.Цветаевой, Б.Пастернака, прозы А.Платонова. Одной из основных черт русской эмигрантской литературы третьей волны станет ее тяготение к авангарду, постмодернизму. Вместе с тем, третья волна была достаточно разнородна: в эмиграции оказались писатели реалистического направления (А.Солженицын, Г.Владимов), постмодернисты (С.Соколов,

Ю.Мамлеев, Э.Лимонов), нобелевский лауреат И.Бродский, антиформалист Н.Коржавин. Русская литература третьей волны в эмиграции, по словам Наума Коржавина, это "клубок конфликтов": "Мы уехали для того, чтобы иметь возможность драться друг с другом".
Два крупнейших писателя реалистического направления, работавшие в эмиграции - А.Солженицын и Г.Владимов. А.Солженицын, вынужденно выехав за рубеж, создает в изгнании роман-эпопею "Красное колесо", в котором обращается к ключевым событиям русской истории ХХ века, самобытно трактуя их. Эмигрировавший незадолго до перестройки (в 1983), Г.Владимов публикует роман "Генерал и его армия", в котором также касается исторической темы: в центре романа события Великой Отечественной Войны, отменившие идейное и классовое противостояние внутри советского общества, замордованного репрессиями 30-х годов. Судьбе крестьянского рода посвящает свой роман "Семь дней" творенья В.Максимов. В.Некрасов, получивший Сталинскую премию за роман "В окопах Сталинграда", после выезда публикует "Записки зеваки", "Маленькую печальную повесть".
Особое место в литературе "третьей волны" занимает творчество В.Аксенова и С.Довлатова. Творчество Аксенова, лишенного советского гражданства в 1980, обращено к советской действительности 50-70-х годов, эволюции его поколения. Роман "Ожог" дает феерическую панораму послевоенной московской жизни, выводит на авансцену культовых героев 60-х - хирурга, писателя, саксофониста, скульптора и физика. В роли летописца поколения Аксенов выступает и в Московской саге.
В творчестве Довлатова - редкое, не характерное для русской словесности соединение гротескового мироощущения с отказом от моральных инвектив, выводов. В русской литературе ХХ века рассказы и повести писателя продолжают традицию изображения "маленького человека". В своих новеллах Довлатов точно передает стиль жизни и мироощущение поколения 60-х, атмосферу богемных собраний на ленинградских и московских кухнях, абсурд советской действительности, мытарства русских эмигрантов в Америке. В написанной в эмиграции "Иностранке" Довлатов изображает эмигрантское существование в ироническом ключе. 108-я улица Квинса, изображенная в "Иностранке", - галерея непроизвольных шаржей на русских эмигрантов.
В.Войнович за рубежом пробует себя в жанре антиутопии - в романе "Москва 2042", в котором дана пародия на Солженицына и изображена агония советского общества.
А.Синявский публикует в эмиграции "Прогулки с Пушкиным", "В тени Гоголя" - прозу, в которой литературоведение совмещено с блестящим писательством, и пишет ироническую биографию "Спокойной ночи".

К постмодернистской традиции относят свое творчество С.Соколов, Ю.Мамлеев, Э.Лимонов. Романы С.Соколова "Школа для дураков", "Между собакой и волком", "Палисандрия" являются изощренными словесными структурами, шедеврами стиля, в них отразилась постмодернистская установка на игру с читателем, смещение временных планов. Первый роман С.Соколова "Школа для дураков" был высоко оценен В.Набоковым - кумиром начинающего прозаика. Маргинальность текста - в прозе Ю.Мамлеева, в настоящий момент вернувшего себе российское гражданство. Наиболее известные произведения Мамлеева - "Крылья ужаса", "Утопи мою голову", "Вечный дом", "Голос из ничто". Э.Лимонов имитирует соцреализм в повести "У нас была прекрасная эпоха", отрицает истэблишмент в книгах "Это я - Эдичка", "Дневник неудачника", "Подросток Савенко", "Молодой негодяй".
Среди поэтов, оказавшихся в изгнании - Н.Коржавин, Ю.Кублановский, А.Цветков, А.Галич, И.Бродский. Видное место в истории русской поэзии принадлежит И.Бродскому, получившему в 1987 Нобелевскую премию за "развитие и модернизацию классических форм". В эмиграции Бродский публикует стихотворные сборники и поэмы: "Остановка в пустыне", "Часть речи", "Конец прекрасной эпохи", "Римские элегии", "Новые стансы к Августе", "Осенний крик ястреба".

Оказавшиеся в изоляции от "старой эмиграции" представители третьей волны открыли свои издательства, создали альманахи и журналы. Один из известнейших журналов третьей волны "Континент" - был создан В.Максимовым и выходил в Париже. В Париже также издавался журнал "Синтаксис" (М.Розанова, А.Синявский). Наиболее известные американские издания - газеты "Новый американец" и "Панорама", журнал "Калейдоскоп". В Израиле основан журнал "Время и мы", в Мюнхене - "Форум". В 1972 начинает работать издательство "Ардис", И.Ефимов основывает издательство "Эрмитаж". Вместе с этим, свои позиции сохраняют такие издания, как "Новое русское слово" (Нью-Йорк), "Новый журнал" (Нью-Йорк), "Русская мысль" (Париж), "Грани" (Франкфурт-на-Майне).

42. Современная русская драматургия (1970-90)
Понятие "современная драматургия" очень емкое как в хронологическом (конец 1950-х - 60-е годы), так и в эстетическом плане. А. Арбузов, В. Розов, А. Володин, А. Вампилов - новые классики значительно обновили традиционный жанр русской реалистической психологической драмы и проложили путь к дальнейшим открытиям. Свидетельством тому является творчество драматургов "новой волны" 1970-80-х годов, среди которых Л. Петрушевская, А. Галин, В. Арро, А. Казанцев, В. Славкин, Л. Разумовская и др., а также постперестроечная "новая драма", связанная с именами Н. Коляды, М. Угарова, М. Арбатовой, А. Шипенко и многих других.
Современная драматургия представляет собой живой многоаспектный художественный мир, стремящийся преодолеть шаблоны, стандарты, выработанные идеологической эстетикой социалистического реализма и косными реалиями застойного времени.
В годы застоя непростая судьба была у и неувядающей "чеховской ветви", отечественной психологической драмы, представленной пьесами Арбузова, Розова, Володина, Вампилова. Эти драматурги неизменно обращали зеркало внутрь человеческой души и с явной тревогой фиксировали, а также пытались объяснить причины и процесс нравственного разрушения общества, девальвацию "морального кодекса строителей коммунизма". Вместе с прозой Ю. Трифонова и В. Шукшина, В. Астафьева и В. Распутина, песнями А. Галича и В. Высоцкого, скетчами М. Жванецкого, киносценариями и фильмами Г. Шпаликова, А. Тарковского и Э. Климова пьесы этих авторов были пронизаны кричащей болью: "С нами что-то приключилось. Мы одичали, совсем одичали... Откуда это в нас?!" Подобное происходило в условиях самой жесткой цензуры, в период рождения самиздата, эстетического и политического диссидентства, андеграунда.
Самым положительным было и то, что в новых обстоятельствах не срабатывали призывы чиновников от искусства к писателям быть "командой быстрого реагирования", создавать пьесы "на злобу дня", "не отставать от жизни", как можно скорее "отразить", провести конкурс на "лучшую пьесу о... "перестройке". Об этом справедливо говорил на страницах журнала "Советская культура" В. С. Розов: "Да простят меня, это что-то в духе прежних времен... Не может быть такой специальной пьесы "о перестройке". Пьеса может быть просто пьесой. А пьесы бывают о людях. Подобные же тематические ограничения породят неизбежно поток псевдоактуальной халтуры".
Итак, началась новая эпоха, когда была высоко поднята планка критериев правды и художественности в размышлениях драматургов о сегодняшнем дне. "Сегодняшний зритель намного обогнал и театральную скоропреходящую моду и отношение к себе сверху вниз со стороны театра - он изголодался, заждался умного, несуетного разговора о самом главном и насущном, о... вечном и непреходящем", - справедливо отмечает Ю. Эдлис.
В центре художественного мира пьес “новой волны” стоит герой сложный, неоднозначный, не укладывающийся в рамки однозначных определений. Поэтому Я.И. Явчуновский сказал следующее: “Подобные персонажи невозможно подвергнуть насильственной рубрикации, зачислив чохом в один регион, четко закрепив за ними исчерпывающее их смысл терминологическое обозначение. Это и не “лишние люди”, и не “новые люди”. Иные из них не выдерживают бремени почетного звания положительного героя, как другие не вмещаются в рамки отрицательных. Думается, что психологическая драма – и в этом важный ее типологический признак – более уверенно ведет художественное исследование именно таких характеров, не поляризуя персонажей под стягами противоборствующих станов”.
Перед нами, как правило, герой 30–40 лет, вышедший из “молодых мальчиков” 60-х годов. В пору своей юности они слишком высоко поставили планку своих надежд, принципов, целей. И сейчас, когда уже определились главные линии жизни и подводятся первые, “предварительные” итоги, становится совершенно ясно, что герои не смогли достичь и преодолеть собственную, личную планку.

Герой не удовлетворен собой, своей жизнью, окружающей его действительностью и ищет выхода из создавшейся ситуации (В. Арро “Смотрите, кто пришел”, “Трагики и комедианты”, В. Славкин “Взрослая дочь молодого человека”, Л. Петрушевская “Три девушки в голубом”).
Герой поствампиловской драматургии фатально одинок. Авторы подробно анализируют причину этого одиночества, прослеживая родственные связи героев, их отношение к детям как символу собственного продолжения. Большинство не имели и не имеют дома, семьи, родителей в полном смысле этих понятий. Герои-сироты наводнили пьесы поствампиловцев. “Безотцовщина” героев рождает их “бездетность”. С темой потери родственных связей неразрывно связана тема Дома, раскрывающаяся в пьесах “новой волны”. Авторы всячески подчеркивают отсутствие у героев своего домашнего очага. Ремарки, описывающие жилище героев, или рассказы самих героев полны подробностей, которые дают нам понять, что даже наличие квартиры у персонажа не дает ему ощущения Дома. Совершенно справедливо заметил М. Швыдкой: “Ни один из персонажей драматургии “новой волны” не мог сказать: “Мой дом – моя крепостьЁ, но в семейной, частной жизни искали опоры”. Данная проблематика поднимается в пьесах В. Арро “Колея”, Л. Петрушевской “Уроки музыки”, В. Славкина “Серсо”, Н. Коляды “Рогатка”, “Ключи от Лерраха”.
Несмотря на сложное отношение авторов к своим персонажам, драматурги не отказывают им в понимании идеального. Герои знают, что такое идеальное, и стремятся к нему, испытывают личную ответственность за несовершенство своей жизни, окружающей реальности и самих себя (А. Галин “Тамада”, “Восточная трибуна”, В. Арро “Трагики и комедианты”).
Немаловажное место в поствампиловской драматургии занимает женская тема. Положение женщины рассматривается авторами в качестве критерия оценки общества, в котором они живут. Да и нравственная, духовная состоятельность персонажей-мужчин проверяется через их отношение к женщине (пьесы Л. Петрушевской, А. Галина “Восточная трибуна”, Н. Коляды “Ключи от Лерраха”).
Четко прослеживается в пьесах данного направления тема “другой жизни” в другом обществе. Эта тема проходит определенные этапы от идеализированного представления о “другой жизни” до полного отрицания (В. Славкин “Взрослая дочь молодого человека”, А. Галин “Группа”, “Титул”, “Сорри”, Н. Коляда “Полонез Огинского”).
Особое внимание следует уделить художественным средствам изображения. Быт, властность быта, подчеркнутость быта, быт, принявший гигантские размеры – первое, что бросается в глаза при знакомстве с драматургией “новой волны”. Герои пьес как бы проходят своеобразную проверку Бытом. Авторы не скупятся на подробное описание различных бытовых мелочей, большинство диалогов крутится вокруг решения бытовых проблем, предметы быта становятся образами-символами. Р. Доктор справедливо приходит к выводу о том, что в этих пьесах “быт сконцентрирован, сгущен так, что, кажется, исключает существование всякой иной реальности. Это в некотором роде абсолютный “бытийственный быт”, вбирающий все возможные проявления человека, все отношения между людьми” (Л. Петрушевская “Лестничная клетка”, В. Арро “Колея” и др.).
Продолжая традиции А.П. Чехова, драматурги “новой волны” расширяют сценическое пространство. В их пьесах множество внесценических персонажей, чувствуется присутствие Истории и ее влияние на день сегодняшний. Таким образом сценическое пространство расширяется до пределов всеобъемлющей картины жизни (В. Славкин “Взрослая дочь молодого человека”, С. Злотников “Уходил старик от старухи”, А. Галин “Восточная трибуна” и др.).
Исследователи изучаемого периода русской драматургии отмечают процесс эпизации драмы. В пьесах зачастую встречаются элементы эпоса – притчи, сны героев, в расширенных ремарках ярко заявлен образ автора (В. Арро “Колея”, Н. Коляда “Полонез Огинского”, “Сказка о мертвой царевне”, “Рогатка”, А. Казанцев “Сны Евгении”).
Особенно много споров литературной критики вызвал язык пьес современных авторов. Поствампиловцев обвиняли в излишней “сленговости”, ненормативности речи, в том, что они “пошли на поводу у улицы”. Показать героя через его речь, рассказать о нем, продемонстрировать взаимоотношения персонажей – яркая способность драматургов “новой волны”. Язык, на котором говорят герои, является самым адекватным характерам, типам, изображенным в пьесах (пьесы Л. Петрушевской, Н. Коляды, В. Славкина).

Данные об авторе

Соболева Л.В.

Место работы, должность:

учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ № 26"

Саратовская область

Характеристики ресурса

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Элемент урока (занятия)

Краткое описание ресурса:

Повесть «Прощание с Матёрой» (Материал к уроку в 11 классе).

Наша страна великая и могучая. За свою долгую историю она пережила множество событий - триумфальные победы, горькие поражения, войны, несущие за собой смерть… Россия родила и воспитала много прекрасных, талантливых поэтов, писателей, художников, творчество которых и сегодня восхищает весь мир. Время не стоит на месте, и на смену старым поколениям приходят новые, приносящие с собой свои идеалы, ценности, нормы поведения в обществе. Порой то, что когда-то считалось приемлемым, вызывает кучу протестов и споров в современном мире. Но насколько разительными не были бы перемены и различия во взглядах между поколениями, многие проблемы и ценности остаются неизменными во все времена. К таким проблемам, безусловно, можно отнести проблему нравственности.

Каждый человек по-своему воспринимает понятие нравственности. Даже ученые не могут дать ему точной формулировки, поэтому, открыв словарь, можно найти не одно определение этому слову:

Нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Нравственность - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.

Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.

Сложно определить, какое из данных определений является истинным. Наверное, каждый человек сам решает это для себя.

Конечно, проблема нравственности не могла оставить равнодушными деятелей искусства, особенно поэтов и писателей. Одним из таких писателей является Валентин Григорьевич Распутин, наш современник, прекрасный писатель, который в своих произведениях очень часто касается именно проблемы нравственности в нашем обществе.

Очень ярко выражена нравственная проблематика в повести Распутина «Прощание с Матёрой». Писатель обращает внимание на такие проблемы, как потеря людьми связей с прошлыми поколениями, все большее обособление их от природы, родной земли, проблемам того, как со временем нравственные ценности отходят для людей на второй план.

Действие повести происходит в небольшой деревне Матёра на берегу реки Ангара. Распутин не случайно выбирает именно тайгу с ее неброской красотой. Автор сам вырос в Иркутской области, в небольшом поселке Усть-Уда, и поэтому герои его произведений часто живут в Сибири. Распутин часто признавался, что красота тайги, Ангары, оказала влияние на все его творчество. Очень часто автор показывает читателям единение человека и природы, старается показать через состояние погоды, окружающую природу, внутреннее состояние своих героев. Это особенно четко просматривается в ранних произведениях Распутина. Огромное значение он придает именно природе, своим односельчанам, на примере которых автор впервые мог наблюдать взаимоотношения между людьми, в своем автобиографическом очерке «Вниз и вверх по течению». В этом очерке просматривается некая параллель между судьбой родной деревни главного героя - Виктора, который едет погостить к родителям, живущим на загадочном острове Матера. Обе деревни были затоплены для того, чтобы стало возможным строительство новых ГЭС. Конечно, строительство новых гидроэлектростанций, необходимых для населения, потребляющего все больше электричества - это хорошее и благородное дело, однако Распутин заставляет нас задуматься, так ли это было необходимо и о том, какими, порой варварскими, методами это осуществлялось. Стоит вспомнить о том, что в 70-е годы в нашей стране началась настоящая борьба с людьми, которые занимались разрушительной мелиорацией, захотели повернуть вспять все реки Сибири. Эта разрушительная деятельность не могла не сказаться на общем состоянии природы, которое стало резко ухудшаться. Многим людям очень скоро стало очевидно, что нельзя продолжать «переделывать» природу под себя, нарушать ее хрупкий баланс, пока не случилась настоящая экологическая катастрофа. Но только самые смелые люди, писатели, которые не побоялись выступить против государственной политики, открыто выступали против этого беспредела. К таким относился и сам Распутин, в своей повести «Прощание с Матерой» показавший нам все ужасы тех лет, которые пришлось испытать людям, чьи села, деревни должны были уйти под воду.

Главная героиня повести - Дарья Васильевна Пинигина или просто бабка Дарья, как ее называли все односельчане. Она была очень старой, такой, что даже не помнила, сколько ей лет. Бабка Дарья как бы олицетворяет собой все старое поколение, которое жило на острове, которому уже много лет. Когда жители деревни узнали о предстоящем затоплении, большинство из них, в основном все молодые, уехали оттуда, поэтому, когда автор знакомит нас с Матёрой, мы видим ее уже полупустую, населенную в основном одними стариками, которые до последнего не захотели расставаться с родными местами. Все обитатели острова - бабка Сима с внуком Колей, Настасья, старик Богодул, все они прислушиваются к мнению бабки Дарьи, как самой мудрой и опытной из них. Распутин показывает нам портрет Дарьи, которая, не смотря на свои годы, была «высокая и поджарая», и сама управлялась со своим небольшим хозяйством. Все ее хозяйство было прочным и основательным, как и ее изба, которая была построена на века. Портрет бабки Дарьи созвучен и ее характеру. Она прожила на Матёре всю свою жизнь, никогда не выезжая за ее пределы и, может быть, поэтому сумела сохранить в душе высокие нравственные идеалы. Она помнит слова своего отца, помнит всех своих предков, почитает их, понимая, что человек, у которого нет памяти и уважения к своим предкам, не может иметь и жизни. Одной из ключевых сцен в произведении, раскрывающих нравственную проблематику, является сцена на кладбище. Когда старик Богодул со словами «Мер-ртвых гр-рабют!», прибегает в деревню, именно старуха Дарья и ее подруги первые бегут на кладбище, все еще не понимая, что случилось. Увидев, что посторонние люди стаскивают в кучу уже спиленные тумбочки, кресты, оградки, чтобы затем их сжечь, старухи набрасываются на мужиков, называя их чертями и нечистой силой. В этой сцене на кладбище, возможно Распутин хочет показать нам, какие ужасные, безнравственные вещи могут совершать люди, пускай даже только исполняющие свою работу. Что может быть священней для человека, чем церковь и кладбище? Людей, которых не останавливают даже кресты с именами покойных, которые когда-то жили на этой земле, даже то, что их родственники, возможно, еще остаются в деревне, сложно назвать живыми, тем более, нравственными. И Вера Носарева, которая нашла на земле мамину фотокарточку и кричала на мужиков, сказала одни из главных слов в произведении: «Покуда я здесь живу, подо мной земля, и не нахальте над ней. Можно было эту очистку под конец сделать, чтоб нам не видать…» Действительно, что стоило провести эту очистку после того, как все жители покинут деревню? Неужели выполнить план важнее, чем позаботиться о том, чтобы люди не переживали то моральное потрясение, какое пережила Вера, не видели разоренных могил своих близких? Если бы люди, приехавшие на Матёру, были нравственными, наверняка поняли это. Однако из слов одного из них о том, что «мы, значит, делаем, что надо, а они набросились…», можно понять, что они далеки от каких-либо понятий о нравственности и морали. Они не могут понять, что кладбище - это именно одно из тех мест, которое роднит их с Матёрой, удерживает на острове. В этой сцене все матёринцы выступают как высоконравственные люди, ведь они не только считают кладбище священным местом, Нои, отчасти, чувствуют и свою вину за то, что не успели спасти его от разорения. Жители Матёры понимают, как важно отстаивать права своего рода, людей, благодаря которым они смогли появиться на свет. Наши предки часто становятся для нас примером, и то, как мы к ним относимся, во многом будет определять, как будущие поколения будут относиться к нам. Особенно по этому поводу переживала Дарья, которая более всех ценит свои корни и, рассказывая о случившемся сыну, она говорит как об огромной беде, которая с ней приключилась.

Не менее интересным и важным в повести является спор бабки Дарьи с внуком Андреем. Сам Андрей является сторонником научного прогресса, пытается постичь все новое и интересное в науке. Он пытается доказать Дарье необходимость построения новой ГЭС, и не считает то, что из-за этого придется затопить Матёру, чем-то ужасным, подходя к этому, как к необходимой жертве для осуществления научной революции. Он говорит отцу и бабке Дарье о том, что «памяти у вас много накопилось», не понимая, что нравственному человеку нельзя жить без памяти. Безусловно, научный прогресс необходим человечеству, но не стоит забывать, что главное в человеке - его душа, внутренний мир, который не должен страдать из-за науки или отодвигаться ею на второй план. Андрей как бы представляет собой новое поколение, которое не нуждается в памяти своих предков. В споре с Дарьей он говорит ей, что она, прожившая здесь всю жизнь, ничего не видела, на что та отвечает ему, что «я мало видала, да много жила». Бабка Дарья не старалась угнаться за временем, а просто жила, как бы вглядываясь в каждый день, внимательно наблюдая за всем, что происходит вокруг нее. Наверное, именно поэтому за свою долгую жизнь она смогла накопить очень много нравственных ценностей. Ведь если сравнить бабку Дарью и ее внука с точки зрения нравственности, то можно увидеть, насколько ее мысли, пускай немного наивные, ее моральные качества, превышают современные суждения и идеалы Андрея. Дарья жалеет своего внука, который не видит по-настоящему ценных вещей.

Еще одним важным моментов в повести является тот момент, когда Дарья решает обрядить избу, которую должны будут сжечь вместе с остальными, чтобы очистить место под затопление. Автор не просто так вводит в повесть эту главу, ведь обычно люди обряжают покойников перед похоронами. Но для Дарьи изба как живое существо, ведь она прожила в ней всю жизнь, а этого в ней жили ее предки. Она белит в избе стены, моет полы, окна, оплакивает избу всю ночь. Этим Распутин еще раз показывает нам, насколько сильна была связь Дарьи со своими корнями, как тяжело она переживала то, что ей придется покинуть родную землю.

В конце повести Матёру окутывает туман, который как будто старается укрыть остров от посторонних глаз, не хочет, чтобы кто-то нашел бабку Дарью, Богодула, бабку Симу с внуком, Настасью и Катерину, которые не захотели покидать остров и решили умереть вместе с ним. Они не захотели покидать землю предков, жить где-то в другом месте. Распутин не показывает нам момент затопления острова, не рассказывает о том, смогут ли найти остров в густом тумане и спасти их? Тот факт, что вместе со стариками на острове остается и пятилетний внук Симы Колька, как бы говорит нам о том, что у страны, в которой совершается столько страшных, безнравственных поступков, просто не может быть будущего. Зачем Кольке Жить в этой стране, что хорошего может она ему дать, чему научить? Пускай лучше он уйдет под воду вместе с Матерой и немногими жителями, которые остались вместе с островом до конца, ведь они действительно порядочные, нравственные люди, которые не захотели мириться с беспределом, творящимся в стране, и среди людей, которые закрывают на это глаза или просто не замечают его.

Безусловно, в повести «Прощание с Матёрой» затронуто множество нравственных проблем, которые присутствуют сегодня в нашем обществе. Распутин показывает нам бабку Дарью как образец нравственности. Она была привязана к острову, прожила там всю жизнь и не захотела покидать его. Ее высоконравственное поведение не может не восхищать. Пускай она была немного наивной и имела плохое представление о современном мире, это не помешало ей сохранить в душе те качества, которыми должен обладать нравственный человек. Автор не случайно назвал остров именно Матёрой. Это название как бы ассоциируется у нас со словом мать, матерым у нас называют человека, закаленного жизненными трудностями. Действительно, и сам остров, и его жители предстают перед нами как что-то пускай старое, проверенное временем, но в то же время доброе, теплое, материнское. Не смотря на то, что повесть может показаться пессимистичной, она скорее несет в себе философские мысли, которые хотел донести до нас Распутин.

Еще одним произведением, которое следует рассмотреть, чтобы лучше понять, какие нравственные проблемы поднимает Распутин, является повесть «Живи и помни». Занимаясь анализом этой повести, я опиралась на статью Валентина Курбатова. Я согласна с автором этой статьи, который считает, что основными проблемами морального и нравственного падения человека, который отрекается от человеческого общества.

Эта повесть рассказывает нам не только о судьбах главных героев - Настены и Андрея Гуськова, но и сопоставляет их судьбу с судьбой всего народа, который переживает тяжелые военные времена. Хотя, казалось бы, главным в повести является рассказ о жизни дезертира, предавшего Родину, о его моральном падении, все же, главной целью Распутина было показать нами силу, преданность и любовь русской женщина - Настены. Она предстает перед читателями как образец человека с высокими нравственными ценностями.

Действие повести происходит в деревне Атамановка, стоящей на берегу Ангары. Распутин не зря обращается именно к сюжету с дезертиром, ведь в детстве он и сам стал свидетелем того, как в его родной деревне Аталанка был пойман дезертир. Однако, когда автор писал эту повесть, его больше волновало то, как раскрыть характеры, внутренний мир персонажей, а не историю дезертира, сбежавшего с войны. Конечно, можно сказать, что Гуськов не планировал свой побег заранее, и это просто стечение обстоятельств, но в повести Распутин показывает нам много моментов, которые подтверждают обратное.

Проблема нравственности всегда будет одной из самых актуальных в обществе. Эта проблема существовала всегда, однако именно в наше время ей уделяется все меньше внимания. Многие люди для достижения своих целей очень часто пренебрегают нравственными нормами. Известно, что основной лозунг современного общества - «максимум счастья для максимального числа людей», однако не стоит забывать о том, что существуют какие-то общепринятые моральные и нравственные нормы, через которые человек не должен переступать, даже для достижения собственного счастья.


Когда - то бытовало изречение: «Красота спасет мир». Красоты в природе много и становиться все больше, но исчезает красота в душах, её заменяет пустота, алчность, бездушие. Без нравственных устоев не совсем понятен смысл жизни и, быть может, происходит деградация общества. Когда - то бытовало изречение: «Красота спасет мир». Красоты в природе много и становиться все больше, но исчезает красота в душах, её заменяет пустота, алчность, бездушие. Без нравственных устоев не совсем понятен смысл жизни и, быть может, происходит деградация общества. Мир стоит на грани краха, поэтому - то нравственность является первостепенной задачей в воспитании молодежи, да и всего человечества. Мир стоит на грани краха, поэтому - то нравственность является первостепенной задачей в воспитании молодежи, да и всего человечества. В нашем обществе назрела потребность говорить и размышлять о взаимоотношениях между людьми, о том смысле жизни, который так мучительно постигают герои и героини повестей и рассказов В. Распутина. Сейчас мы на каждом шагу встречаем утрату человеческих качеств: совести, долга, милосердия, добра. А в произведениях Распутина мы находим ситуации, близкие к современной жизни, и они помогают нам понять всю сложность этой проблемы. В нашем обществе назрела потребность говорить и размышлять о взаимоотношениях между людьми, о том смысле жизни, который так мучительно постигают герои и героини повестей и рассказов В. Распутина. Сейчас мы на каждом шагу встречаем утрату человеческих качеств: совести, долга, милосердия, добра. А в произведениях Распутина мы находим ситуации, близкие к современной жизни, и они помогают нам понять всю сложность этой проблемы. Нравственность. Актуально в наши дни




Писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве", - писал Валентин Распутин. Писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве", - писал Валентин Распутин.


Российский писатель Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в низовьях реки Ангары. Жил он в тяжелые времена. Все его детство прошло в годы Великой Отечественной войны. Именно в эти годы начал формироваться его характер. На его глазах поднималась из руин страна. И все это вольно или не вольно отразилось в его произведениях. В них переплетаются мотивы трагизма и реальности будничных дней, образы людей, умеющих жить в гармонии с собой и совестью. Писатель в своих произведениях показывает не только исход жизни, а как-то подготавливает к нему. По его утверждению жизнь, не подтвержденная смыслом, и есть случайное существование. Поэтому, все разнообразие образов в произведениях Распутина – это следствие прожитой им интересной и насыщенной жизни! Российский писатель Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в низовьях реки Ангары. Жил он в тяжелые времена. Все его детство прошло в годы Великой Отечественной войны. Именно в эти годы начал формироваться его характер. На его глазах поднималась из руин страна. И все это вольно или не вольно отразилось в его произведениях. В них переплетаются мотивы трагизма и реальности будничных дней, образы людей, умеющих жить в гармонии с собой и совестью. Писатель в своих произведениях показывает не только исход жизни, а как-то подготавливает к нему. По его утверждению жизнь, не подтвержденная смыслом, и есть случайное существование. Поэтому, все разнообразие образов в произведениях Распутина – это следствие прожитой им интересной и насыщенной жизни!


Нравственность в произведениях В творчестве Валентина Распутина нравственные искания занимают значительное место. Его произведения представляют эту проблему во всей широте и многосторонности. Сам автор глубоко нравственный человек, о чем свидетельствует его активная общественная жизнь. В творчестве Валентина Распутина нравственные искания занимают значительное место. Его произведения представляют эту проблему во всей широте и многосторонности. Сам автор глубоко нравственный человек, о чем свидетельствует его активная общественная жизнь. Распутин один из тех писателей, чьё творчество обращено к человеку, к глубинам его сознания и подсознания, к ценностям, которые столетиями формировались и сохранялись в народной жизни. В XX в. эти ценности в силу разных причин оказались под угрозой. Как восстановить гармонию с миром, обрести смысл бытия, понять, что с нами происходит? Над этими и другими нравственными проблемами размышляет Распутин. Распутин один из тех писателей, чьё творчество обращено к человеку, к глубинам его сознания и подсознания, к ценностям, которые столетиями формировались и сохранялись в народной жизни. В XX в. эти ценности в силу разных причин оказались под угрозой. Как восстановить гармонию с миром, обрести смысл бытия, понять, что с нами происходит? Над этими и другими нравственными проблемами размышляет Распутин.


Уроки французского Учитель, Лидия Михайловна, играет со своим учеником на деньги. Что это: преступление или акт доброты и милосердия? Однозначно не ответишь. Жизнь намного сложнее ставит задачи, чем человек может решить. И нет только белого и черного, хорошего и плохого. Мир многоцветен, в нем масса оттенков. Лидия Михайловна необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все честные способы помочь своему талантливому ученику. Но он считает это унизительным для себя, принимать помощь от учителя, а вот зарабатывать не отказывается, И тогда Лидия Михайловна сознательно идет на преступление с точки зрения педагогики, играет с ним на деньги. она точно знает, что он обыграет ее, получит свой заветный рубль, купит молоко, которое так необходимо ему. Вот и получается, что вовсе не преступление это, а хороший поступок. ! Этот рассказ учит людей состраданию. И тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему, в то же время не оскорбляя его гордости. Учитель, Лидия Михайловна, играет со своим учеником на деньги. Что это: преступление или акт доброты и милосердия? Однозначно не ответишь. Жизнь намного сложнее ставит задачи, чем человек может решить. И нет только белого и черного, хорошего и плохого. Мир многоцветен, в нем масса оттенков. Лидия Михайловна необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все честные способы помочь своему талантливому ученику. Но он считает это унизительным для себя, принимать помощь от учителя, а вот зарабатывать не отказывается, И тогда Лидия Михайловна сознательно идет на преступление с точки зрения педагогики, играет с ним на деньги. она точно знает, что он обыграет ее, получит свой заветный рубль, купит молоко, которое так необходимо ему. Вот и получается, что вовсе не преступление это, а хороший поступок. ! Этот рассказ учит людей состраданию. И тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему, в то же время не оскорбляя его гордости.


Последний срок В этой повести Распутин оголил пороки общества. Он поднимает такие нравственные проблемы как: взаимоотношения внутри семьи, уважение к родителям, поставил вопрос о совести и чести. В этой повести Распутин оголил пороки общества. Он поднимает такие нравственные проблемы как: взаимоотношения внутри семьи, уважение к родителям, поставил вопрос о совести и чести.


В повести «Последний срок» Распутину ярко удалось передать весь жизненный путь простой русской женщины. Не потерявшей достоинства даже находясь при смерти. Она прощает всем обиды. Прощает сына Михаила за неправильный образ жизни. Хоть и суров её характер, но она ощущает радость при виде своих детей, которые долгое время не навещали её, при этом в ее взгляде появляется гордость. Она ощущает чувство нежности и ласки при виде своей внучки, радуется солнцу. Её никак не страшит смерть. И лишь желание увидеть свою младшую дочь, удерживает в ней уходящую жизнь. Узнав, что дочь не приедет,старуха понимает что её больше ничто не удерживает в этом мире.! И родные дети, не поверившие ей в её предчувствиях о приближающейся кончине, покидают её. И она умирает во сне ощущая себя одинокой и покинутой. От всего этого очень и очень больно в душе, за женщину, давшую жизнь многим людям, прожившей трудную, тяжелую жизнь и оставленную в одиночестве в последние часы жизни. В повести «Последний срок» Распутину ярко удалось передать весь жизненный путь простой русской женщины. Не потерявшей достоинства даже находясь при смерти. Она прощает всем обиды. Прощает сына Михаила за неправильный образ жизни. Хоть и суров её характер, но она ощущает радость при виде своих детей, которые долгое время не навещали её, при этом в ее взгляде появляется гордость. Она ощущает чувство нежности и ласки при виде своей внучки, радуется солнцу. Её никак не страшит смерть. И лишь желание увидеть свою младшую дочь, удерживает в ней уходящую жизнь. Узнав, что дочь не приедет,старуха понимает что её больше ничто не удерживает в этом мире.! И родные дети, не поверившие ей в её предчувствиях о приближающейся кончине, покидают её. И она умирает во сне ощущая себя одинокой и покинутой. От всего этого очень и очень больно в душе, за женщину, давшую жизнь многим людям, прожившей трудную, тяжелую жизнь и оставленную в одиночестве в последние часы жизни.


Век живи - век люби Заглавием задана ведущая тема рассказа любви ко всему окружающему. Речь в произведении идёт о важном этапе жизни главного героя, пятнадцатилетнего Сани, этапе взросления и осознания своего места на земле. Рассказ начинается с размышлений героя над глубинным смыслом слова «самостоятельность», «самому стоять на ногах в жизни, без подпорок и подсказок». Заглавием задана ведущая тема рассказа любви ко всему окружающему. Речь в произведении идёт о важном этапе жизни главного героя, пятнадцатилетнего Сани, этапе взросления и осознания своего места на земле. Рассказ начинается с размышлений героя над глубинным смыслом слова «самостоятельность», «самому стоять на ногах в жизни, без подпорок и подсказок».


Он принимает первое взрослое решение: «за себя в жизни ответ держать». Мальчика тяготит родительская опека, и, хотя в произведении нет конфликта «отцов» и «детей», но налицо непонимание друг друга. Саню обижает отношение к нему, как к маленькому. Обстоятельства складываются таким образом, что мальчик, приехавший в августе на Байкал, остался совершенно один (бабушка уехала к заболевшей дочери) и «получил удивительную способность оглянуться на этот мир». Он принимает первое взрослое решение: «за себя в жизни ответ держать». Мальчика тяготит родительская опека, и, хотя в произведении нет конфликта «отцов» и «детей», но налицо непонимание друг друга. Саню обижает отношение к нему, как к маленькому. Обстоятельства складываются таким образом, что мальчик, приехавший в августе на Байкал, остался совершенно один (бабушка уехала к заболевшей дочери) и «получил удивительную способность оглянуться на этот мир». Век живи - век люби


Событием, лежащим в основе сюжета, является поход мальчика за голубицей, однако главное в рассказе не эта сторона, а то, что происходит в душе героя и его сознании. Именно глазами Сани читатель видит и запустение посёлков после создания Иркутского водохранилища, и красоту байкальской тайги, и скрытые от взгляда достоинства и пороки людей. Поход за ягодами стал для героя настоящим открытием мира, людей, себя. «Первая Санина ночь в тайге и какая ночь!» пробуждает в подростке новые, ранее неведомые ему чувства и ощущение, «что он бывал здесь». Мысль о существующей «изначально» памяти не отпускает мальчика: «жизнь это воспоминание вложенного в человека от рождения пути». Именно поэтому герой узнаёт места, в которых не бывал в действительности, и видит «всё смятение и всё движение мира, всю его необъяснимую красоту и страсть». Однако возможность обрести гармонию с миром существует только там, куда ещё не вторгся человек-преобразователь, таков был вывод мальчика. Цивилизация губит природу и изменяет человека. Так соединяются в рассказе экологические и нравственные вопросы.! Событием, лежащим в основе сюжета, является поход мальчика за голубицей, однако главное в рассказе не эта сторона, а то, что происходит в душе героя и его сознании. Именно глазами Сани читатель видит и запустение посёлков после создания Иркутского водохранилища, и красоту байкальской тайги, и скрытые от взгляда достоинства и пороки людей. Поход за ягодами стал для героя настоящим открытием мира, людей, себя. «Первая Санина ночь в тайге и какая ночь!» пробуждает в подростке новые, ранее неведомые ему чувства и ощущение, «что он бывал здесь». Мысль о существующей «изначально» памяти не отпускает мальчика: «жизнь это воспоминание вложенного в человека от рождения пути». Именно поэтому герой узнаёт места, в которых не бывал в действительности, и видит «всё смятение и всё движение мира, всю его необъяснимую красоту и страсть». Однако возможность обрести гармонию с миром существует только там, куда ещё не вторгся человек-преобразователь, таков был вывод мальчика. Цивилизация губит природу и изменяет человека. Так соединяются в рассказе экологические и нравственные вопросы.! Век живи - век люби


Заключение «Слово надо поднести к свету, чтобы увидеть в нём зерно первоначального смысла». «Слово надо поднести к свету, чтобы увидеть в нём зерно первоначального смысла». Русский писатель Валентин Распутин с гражданской прямотой поднял самые насущные проблемы времени, затронул самые болевые его точки. Распутин убедительно доказал, что нравственная ущербность отдельного человека неизбежно приводит к разрушению основ жизни народа. В этом и заключена для меня жестокая правда произведений Валентина Распутина. Русский писатель Валентин Распутин с гражданской прямотой поднял самые насущные проблемы времени, затронул самые болевые его точки. Распутин убедительно доказал, что нравственная ущербность отдельного человека неизбежно приводит к разрушению основ жизни народа. В этом и заключена для меня жестокая правда произведений Валентина Распутина.

В. Г. Распутин – писатель, который в своих произведениях раскрывает понятия, во все времена не утратившие своей актуальности и первостепенной важности: нравственность, человечность, милосердие, целеустремленность. (слайд 2)

У каждого человека есть своя маленькая родина, тот кусочек Земли, который остается на вечную память в сердце человека. Такой "кусочек" есть и у Распутина - это родная его деревня Аталанка близ Ангары. Природа, такая знакомая с детства, оживает в его книгах. (слайды 3-4)

    В 1972 году Распутин написал очерк «Вверх и вниз по течению». Герой очерка плывёт на теплоходе в деревню к родителям. Правда, родной деревни, где он вырос, нет: она затоплена, осталась на дне рукотворного моря вместе с кладбищем, огородами, лугами. Очерк автобиографичен: в нём идёт речь о Аталанке. Её судьбу он и воплотил в повести «Прощание с Матерой» (слайд 5)

Повесть была опубликована на страницах журнала «Современник» в 1976 году. (слайд 6)

Распутин признавался: «Я не мог не написать «Матеру», как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определенном смысле рубеж в писательской работе». (слайд 7)

Основные нравственные проблемы в повести:

    проблема благодарности человека за сделанное прошлыми поколениями и ответственности за будущее;

    проблема молодежи, не чувствующей себя частью единой цепи поколений;

    проблема истинного патриотизма;

    проблемы совести, нравственности и чести.

    Проблемы сохранения традиций.

    Поиска смысла человеческого существования и человеческой памяти.

Матёра – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали этот уголок Земли русские крестьяне. Распутин пишет: «Тот, кто первым открыл Матеру, решил, что лучше этой земли не сыскать». Земли здесь отменные, богатые, плодородные, урожайные. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Но уходит Матера, уходит и душа этого мира. (слайды 8-12)

Последние дни доживает Матера, последнее лето своего существования. Пошли слухи, что строят плотину для электростанции, затопят многие земли (и в первую очередь Матеру), а жителей перевезут в строящийся новый поселок. (слайды13-15)

Гибель Матеры- тяжелое время для жителей деревни. А тяжелое время- это всегда испытание для человека, характер, душа обнажается в такие моменты, становится понятно, кто есть кто. Для писателя важно отношение человека к родной земле, малой родине, своим корням.

Какое же это горе для стариков. Прожив всю жизнь в родной Матере, теперь им нужно покидать свою родину, оставить все то, с чем они жили столько лет. Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матере не только она выросла. Это – родина ее предков, а сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит, что “нам Матеру на подержание только дали… чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились”.

Так ли уж необходимо затапливать плодородные земли, срывать людей с насиженных мест, переворачивать их души? Казалось бы, ГЭС возводят для блага людей, в интересах государства, наше государство народное. Но могут ли быть оправданы любые цели? Преобразования ведутся варварскими методами.

Обратимся к очень важному эпизоду - сцена разорения кладбища . (слайд 16) Первым о разорении узнал дед Богодул. С одной стороны старики и старухи- единственные, кто встает на защиту того, что им дорого, что свято, на защиту памяти, а с другой – так называемые официальные лица и бездушные исполнители их приказов.

Прочитаем реплики каждой из сторон. Поражает душевная черствость, равнодушие этих людей и официальных лиц. Благо для миллионов и кощунство над десятками – вещи несовместимые!

Писатель наделяет официальных лиц едкими характеристиками: Воронцов – турист, т.е. человек, беззаботно шагающий по земле; Жук- цыган – человек без родины, без корней, перекати – поле.

    Слова литературного критика Ю.Селезнева : « Если земля – территория, то и отношение к ней соответственное. Землю, родную землю, Родину – освобождают, территорию захватывают. Хозяин – на земле; на территории – завоеватель, покоритель. Человека, видящего в земле только «территорию», не слишком интересует, что было до него, что останется после него…

    Так кто же нам эта земля: землица – кормилица или территория? Кто мы на этой земле: хозяева или временные пришельцы? Пришли, побыли и ушли сами по себе - ни прошлое нам не нужно, ни будущего у нас нет? Взяли всё, что могли, а там хоть потоп, маленький, «материнский» или всемирный…» (слайд 17)

К великому сожалению, Матёре остались преданны лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиною. Печально, что совесть так легко испаряется, утрату которой герои Распутина связывают напрямую с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций, от своего родного.

О тех материнцах, которые живут по принципу: «Лишь бы прожить сегодняшний день»,- автор говорит иронично и осуждающе, называя их ёмким словом – «обсевки».

Это прежде всего 40-летний сын Катерины Никита Зотов, за пьянство, разгильдяйство, никчемность прозванный в народе Петрухой. Пределом его падения станет издевательство над родной матерью и сожжение родного дома. Мать оставил без крыши, без корки хлеба, любимый её самовар превратился в оплавленный слиток .(слайды 18-20)

Катерина, прибежав, закричала, заголосила, протягивая руки к горящей избе, в рыданиях наклоняясь, кланяясь в ее сторону… Когда верх избы рухнул и не стало избы, внимание людей к огню ослабло.

По какому-то точно наущению они оглянулись на Петруху. Они оглянулись и на Катерину, которая всхлипывала, пожалели ее уже большей жалостью, но на Петрухе они задержали глаза. Как он? Что он делает? Что испытывает теперь? Доволен или испуган? Петруха стоял, теребя руками голую грудь и неспокойно подергивая головой; пытливые взгляды людей обозлили его. Его давно уже, с

той поры как прибежала мать, терзало, что она не подошла к нему, не спросила и не обругала, не пристыдила, она будто совсем забыла о нем, отказалась от него, поэтому Петруху подмывало подойти самому и напомнить, что он здесь, посмотреть, как поведет себя мать. И теперь, обозлившись, он решился и,подойдя, сказал - да такое и так нахально, грубо, что и сам испугался:

- Мать, дай закурить.

Она непонимающе и все еще всхлипывая, подняла на него лицо.

Без сожаления готова спалить за деньги родной дом, где жили отец ее и дед, Клавка Стригунова. Она клянет Матеру и материнцев, которые цеплялись за деревню. «Давно надо утопить»,- говорит она.

Это и Павел, сын старухи Дарьи. Да, он переживает, душа противиться, хотел бы помочь, предотвратить, но смиряется. Он так и не нашел времени, чтобы выполнить просьбу матери: перенести, перезахоронить останки предков деда и бабки.

Надо - значит, надо, но, вспоминая, какая будет затоплена земля, самая лучшая, веками ухоженная и удобренная дедами и прадедами и вскормившая не одно поколение, недоверчиво и тревожно замирало сердце: а не слишком ли дорогая цена? Не переплатить бы?

"Нет, старею, видно,- ставил себя Павел на место.- Старею, если не могу понять. Молодые вон понимают. Им и в голову не приходит сомневаться. Как делают - так и надо . (слайд 21)

И его сын Андрей, внук Дарьи, он воспринимает жизнь поверхностно. Похвально его желание работать на стройке века, быть на переднем крае. Избу он сжигать не будет, но и остров ему не дорог. Нельзя быть Иванами, не помнящими родства!

Поговорим о тех, для кого земля – кормилица. Её надо сберечь, сохранить потомкам. Они чувствуют себя хозяевами, поэтому всё, что растет на этой земле, для них свое, родное, кровное. Нельзя не убрать картофель, (слайд 22) нельзя не скосить траву (слайд 23)

И работали с радостью, со страстью, каких давно не испытывали. Махали литовками так, словно хотели показать, кто лучше знает дело, которое здесь же, вместе с этой землей, придется навеки оставить. Намахавшись, падали на срезанную траву и, опьяненные, взбудораженные работой, подтачиваемые чувством, что никогда больше такое не повторится, подзуживали, подначивали друг друга старым и новым, что было и не было. И молодели на глазах друг у друга немолодые уже бабы, зная, что сразу же за этим летом, нет, сразу за

этим месяцем, который чудом вынес их на десять лет назад, тут же придется на десять же лет и стариться. Гомонили, играли, дурили, как маленькие… Это был горький,но праздник, когда бросались друг к другу двое, не видевшиеся много лет, успевшие уже и потерять, забыть друг друга, и, встретившись, найдясь, обнявшись среди улицы, вскрикивали и рыдали до опустошения, до того, что отказывали ноги. Матери и отцы, бабушки и дедушки везли с собой ребятишек, зазывали и вовсе посторонних людей, чтобы показать землю, из которой они вышли и которую позже будет уже не увидеть и не сыскать.

Нельзя без душевного трепета читать страницы отъезда Егора и Настасьи. Она не находит себе места, мечется по избе, кидается к каждой вещи со словами оправдания, ласки.

«После этого она стала наговаривать чуть не всему, к чему прикасалась. "А ты поедем, поедем, не прячься. Тебя я не оставлю, без тебя я как без рук. И не просись, не оставлю. Это так я бы и сама осталась, а нельзя". "Ой, а про тебя совсем забыла. Ты тоже полезай, тут место есть. Полезай, полезай". "Я бы рада, а как? Как я тебя возьму? Оно хорошо бы взять, дак не выйдет. Оставайся - че ж делать! Я приеду - мы с тобой ишо повидимся".

Наконец, Дарья – человек удивительной души. (слайд 24)

Она настолько чувствует святость кладбища, что прийти сюда с неспокойной душой не может. Она приходит сюда, чтобы поговорить с отцом и матерью, получает наказ обмыть избу, проводить, обрядив, как покойника, в самое лучшее. Дарья белит избу, моет пол, подоконники. Окна. Всю ночь Дарья оплакивала свою избу, и изба словно понимала …(слайд 25)

Что для нее изба? Это её связь с отцом и матерью, с прошлым. Она отказывается от помощи подруг, это её долг перед памятью предков. Её действия непонятны пожогщикам.

    Когда они ушли, Дарья села на завалинку и, прислонясь к избе, чувствуя спиной ее изношенное, шершавое, но теплое и живое дерево, вволю во всю свою беду и обиду заплакала - сухими, мучительными слезами: настолько горек и настолько радостен был этот последний, поданный из милости день. Вот так же, может статься, и перед ее смертью позволят: ладно, поживи еще до завтра - и что же в этот день делать, на что его потратить? Э-эх, до чего же мы все добрые по отдельности люди и до чего же безрассудно и много, как нарочно, все вместе творим зла! Но это были ее последние слезы. Проплакавшись, она приказала себе, чтоб последние, и пусть хоть жгут ее вместе с избой, все выдержит, не пикнет. Плакать - значит напрашиваться на жалость, а она не хотела, чтобы ее жалели, нет. Перед живыми она ни в чем не виновата - в том разве только, что зажилась. Но кому-то надобно, видать, и это, надобно, чтобы она была здесь, прибирала сейчас избу и по-свойски, по-родному проводила Матеру. (слайды 26-29)

Под запись:

«Прощание с Матерой» - повесть о том, как погибает по вине людей, покорителей природы, Матера, остров и деревня, более трехсот лет существовавшая на острове. Это повесть о разрушенном и затопленном доме. Забыли люди вековые заповеди, душу свою потратили – не заметили, как потеряли. Свою память и историю. Любовь к Родине, к могилам родителей. Дарья уверена, что правда в памяти. У кого нет памяти – нет жизни.

Повесть заканчивается трагически. Катер, который должен был забрать последних обитателей Матеры, заблудился в густом тумане. (слайды 30-32)

Под запись:

Творя расправу над природой, люди уничтожают самих себя: память, нравственность, душу.

Повесть Распутина звучит как предупреждение! (слайд 33)

(слайд 34)

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения