Штольц спасает обломова от разорения. Почему Гончаров сказал, что «Штольц мог быть близок Обломову»? Урок-исследование. Друзья с детства

Основными персонажами романа И.А. Гончарова «Обломов» являются Обломов и Штольц. Сочинение необходимо начать с описания замысла писателя. Гончаров показывает постепенную гибель человеческой души. Конечно, автор не был первым, кто вывел подобный образ на страницы произведения, однако он изобразил его в такой масштабности и многогранности, какой литература до него не знала.

Барин Илья Обломов

С начала романа писатель знакомит читателя с ничем не примечательным барином Это типичный образ русского барства. Малоподвижный, вальяжный, рыхлый, пассивный. Сюжет лишен действия, интриги. Абсолютно непонятной кажется апатия Ильи Обломова. Целыми днями лежит Илья на диване в засаленном халате и все размышляет. Много идей витает в его голове, но ни одна не находит дальнейшего продолжения. У Обломова нет никакого желания заводить общение. Он старается ничем не потревожить мирный ход жизни в Обломовке. Его ленивые мечтания прерывают только просители, наживающиеся на нем. А Обломову все равно. Он настолько далек от реальности, что даже не замечает истинных намерений своих «гостей». И вот тут Гончаров вводит который переносит нас в детство героя. Вот где кроется причина такого его поведения. Именно в детстве из мальчика воспитали неприспособленного к жизни человека. Потакая его желаниям, ограждая от какого-либо действия, Илюше внушили мысль, что делать ничего не нужно, всегда найдется тот, кто сделает это за него. Типичная позиция дворян, живущих за счет крестьян.

Приезд друга

Жизнь Ильи Обломова меняется с приездом к нему Андрея Штольца, старого друга. Обломов искренне надеется, что Штольц в силах изменить нынешнее положение, в силах вывести его из состояния полудремы. И действительно, прибывает красивый молодой мужчина, наживший и опыт, и деньги. Недаром Гончаров сравнивает его с кровной английской лошадью. В отличие от друга Штольц в «Обломове» чужд мечтательности и лени. Он практик во всем.

Нельзя сказать, что Обломов всегда был таким, как сейчас. В дни юности Илья и Андрей вместе изучали науки, радовались жизни, к чему-то стремились. Однако тогда живой и деятельный Андрей не смог увлечь Обломова своим энтузиазмом, и постепенно этот молодой барин возродил в своем имении ту обстановку, к которой привык с детства. Штольц в романе «Обломов» является полной противоположностью главному герою и в то же время самым близким человеком. И он помогает раскрыть особенности Илюши, выявить и подчеркнуть его достоинства и недостатки.

Друзья с детства

Герои - друзья детства. Это два совершенно разных по характеру человека, которых свела судьба. Илья Обломов с раннего возраста был любимцем семьи. Он жил в гармонии с собой и с окружающим миром. У Илюши имелось все, чего он желал. Родные оберегали его от всех бед. Рос он неким баловнем судьбы, воспитываясь на нянькиных сказках, в атмосфере лени и безмятежности, без особого желания учиться, познавать что-то новое. Будучи подростком, Обломов знакомится со Штольцем в соседнем селе Верхлево. Маленький барин, привыкший блаженствовать в своем имении, - Илья, вступает в совершенно иной мир, энергичный, новый. Отец Андрея Штольца рано приучил сына к самостоятельности, воспитав в нем немецкую педантичность. От матери друг Обломова Штольц унаследовал любовь к поэзии, от отца - тягу к наукам, к точности и аккуратности. С детства он не просто помогает отцу в делах, но работает и получает жалованье. Отсюда умение Андрея принимать смелые и самостоятельные решения, отвечать за свои поступки. Даже внешне друзья абсолютно противоположны. Илья - полный, рыхлый, вялый мужчина, не знающий, что такое труд. Напротив, Андрей - подтянутый, жизнерадостный, активный человек, привыкший к постоянному труду. Отсутствие движения для него смерти подобно.

Таблица «Обломов и Штольц», расположенная ниже, позволит более наглядно представить различие в образах персонажей.

Любовь в жизни героев

Оба по-разному переживают в жизни любовь. И в любви совершенно противоположны Обломов и Штольц. Сочинение в силу объема не может охватить всю совокупность различий между героями романа. Однако тему любви следует рассмотреть.

Когда скучные будни Ильи скрашивает Ольга, он оживает, из обрюзгшего существа превращается в интересного мужчину. Энергия в Обломове бьет ключом, ему все нужно, все интересно. Он забывает о прежних привычках и даже хочет жениться. Но вдруг его начинают мучить сомнения в истинности любви Ольги. Бесконечные вопросы, задаваемые Обломовым самому себе, в конце концов не позволяют ему изменить свою жизнь. Он возвращается к прежнему существованию, и уже ничто не трогает его. Андрей Штольц любит самозабвенно, страстно, отдаваясь чувству без остатка.

Противоположности сближаются

Иными словами, мы видим, что Обломов и Штольц (сочинение отражает общепринятую точку зрения) - совершенно непохожие люди, выросшие в разной среде. Однако именно это различие их и сближало. Каждый из них находит в другом то, чего недостает самому. Обломов привлекает Штольца спокойным и добрым нравом. И наоборот, в Андрее Илью восхищает жизненная активность. Время обоих испытывает на прочность, но дружба их только крепнет.

Таблица «Обломов и Штольц»

Илья Обломов

Андрей Штольц

Происхождение

Обломов - родовой дворянин, живущий в соответствии с патриархальными традициями.

Штольц - сын немца, управляющего имением русской дворянки.

Воспитание

Воспитывался в атмосфере праздности. Не был приучен ни к умственному, ни к физическому труду.

С детства увлекался науками и искусством, рано начал зарабатывать и принимать самостоятельные решения.

Жизненная позиция

Полусонное прозябание, мечтательность, отсутствие желания что-либо изменить

Активность, практичность

Черты характера

Добрый, спокойный, слабый, ленивый, искренний, мечтатель, философ

Сильный, умный, трудолюбивый, жизнелюбивый

Именно такими представлены читателям Обломов и Штольц. Сочинение можно завершить словами самого автора: «В нем было то, что дороже всякого ума: честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь».

Слайд 2

«Обломов» - капитальная вещь, какой давно не было» Л.Н. Толстой

Слайд 3

Цель и задача исследования:

Прийти к собственному пониманию проводимого исследования, сделать вывод. Наблюдая над текстом романа И.А. Гончарова «Обломов», доказать, что антиподы Обломов и Штольц имеют больше общего, чем кажется на первый взгляд.

Слайд 4

Гончаров считал, что первые детские впечатления формируют натуру будущего человека.

Слайд 5

Гипотеза исследования:

Штольц близок Обломову.

Слайд 6

Обломовка - есть наша прямая родина, её владельцы – наши воспитатели. В каждом из нас сидит значительная часть Обломова. Н.А. Добролюбов

Слайд 7

История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Слайд 8

Вопросы к уроку

Слайд 9

1. Что нравилось Штольцу в доме Обломова и в княжеском замке Верхлёва?

Слайд 10

2. Что их связывало? Черты характера, которые помогли стать близкими друзьями?

Слайд 11

3. Личностные качества Штольца и Обломова. Как они дополняли друг друга?

Обломов добрый мягкий умный честный благородный гостеприимный чувствительный чуткий ленивый Штольц энегричный активный умный честный благородный расчетливый благоразумный рациональный, деятельней целеустремленный волевой резкий, твёрдый Физически и духовно сильный откровенный оптимист сдержанный холодный

Слайд 12

4. О чем мечтали Обломов и Штольц в детстве и юности?

Слайд 13

5. Идеал жизни, счастья Штольца и Обломова.

Идеал счастья Штольца – комфорт и материальное благополучие, а Обломов был материально независим. Идеал жизни Обломова – спокойная размеренная жизнь, к чему стремятся все обломовцы. Штольц считает, что «нормальное назначение человека – прожить четыре времени года, т.е. четыре возраста, без скачков.., что ровное и медленное горение лучше бурных пожаров…»

Слайд 14

6. Какую роль сыграла любовь в жизни Штольца и Обломова?

  • Слайд 15

    7. Как складывается их семейная жизнь? Чьи мечты осуществил Штольц?

  • Слайд 16

    8. Почему всё, о чём мечтал Обломов, воплотилось в жизни Штольца?

    Что делать? Идти вперёд или оставаться?... теперь или никогда?

    Слайд 17

    9. Почему Штольц не смог спасти Обломова?

  • Слайд 18

    10. Что же объединяет этих людей? Что в них схожее?

    Штольц близок Обломову воспитанием.Мать Штольца видела в нем идеал барина, сына русской дворянки (завивала кудри, шила изящные воротнички и манишки; заказывала курточки, «учила слушать музыку, пела о цветах, о поэзии жизни..» «Детство и школа – две сильные пружины, « русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе обломовых на немецкого мальчика»

    Слайд 19

    В душе Штольца соединились с немецкими элементами Обломовка и княжеский замок - «с широким раздольем барской жизни.» Хорошо усвоив уроки отца, быта обломовского дома и княжеского замка, Штольц научился удобно и практично устраиваться в жизни. Его идеал – комфорт и материальное благополучие, а у Обломова все это было.

    Слайд 20

    Обломов и Штольц любят и уважают друг друга. Они настоящие друзья. Их сближает честность, доброта, порядочность В дружбе Штольц, как и Обломов, нежен и предан другу. Штольц, как и Обломов – эгоист, живет только для себя.

    Слайд 21

    Оба стремятся к гармоничному образу жизни, но у каждого свое представление о путях достижения его. Мечтали посвятить жизнь полезному делу, нужному для России, но впоследствии ни у одного, ни у другого нет высоких устремлений. Штольц не мог спасти друга, т.к. не доводит дело до конца, как и Обломов.

    Слайд 22

    Штольц «останавливался у порога тайны»..., «ожидал появления закона,а с ним и ключа к ней» Перед трудностями и Штольц пасует: «…мы не пойдем с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переждем трудную минуту…»Еще один вариант обломовщины, причем худший, т. к. у Штольца она тупая и самодовольная.

    Слайд 23

    В судьбах обоих героев наблюдается трагичность: 1. Обломов погружается в страшную трясину апатии, теряет интерес к жизни и умирает. 2. Трагизм Штольца в его ненатуральности, искусственности Штольц считал, что «ровное и медленное горение огня лучше бурных пожаров, какая бы поэзия ни пылала в них», и Обломов не желал порывистой страсти. Оба любили одну и ту же женщину.

    Слайд 24

    Семейное счастье заслонило всю деловую жизнь Штольца. Они жили, «как все, как и мечтал Обломов», достигли «нормы любви», о которой он говорил. Ведомый истинной любовью, Штольц приходит к обломовскому идеалу, т.е. всякая истинная любовь приводит, по мнению автора, к спокойной тихой жизни, каким бы бурным ни было её достижение.

    Слайд 25

    Результат исследования.

    Таким образом, выдвинутая гипотеза оказалась верной. Действительно, вслед за Гончаровым мы делаем вывод, что Штольц близок Обломову.

    Слайд 26

    Подумайте, прав ли профессор МГУ В.И. Кулешов, который писал:

    «Штольц спасает Обломова от разорения, но подлинного самопожертвованного участия Штольц в его делах не принимает. В нем самом на каждом шагу проглядывает Обломов… Он только бодрит Обломова, обещает что-то сделать – и всё бросает на полдороге.

    Слайд 27

    «Штольц светится не своим светом: он ярок в меру того, что отбрасывается на него от Обломова, человека с задатками и душой, но инертного. Штольц – это машина, методически работающая. Все для него – средство, а не цель… Штольц трудится ради самого труда, а высшего идеала он не имел и не подозревал, что идеалы нужны. Над целью жизни он никогда не задумывался. Его устраивала простая тавтология: жизнь – это жизнь, труд – стихия жизни, следовательно, надо трудиться; деньги должны приносить деньги, обогащать ради богатства. Штольц – типичный буржуазный делец, знающий только непрерывность роста капитала. Дальше он не заглядывает…»? домашнее задание

    Посмотреть все слайды


























    1 из 25

    Презентация на тему: Штольц и Обломов

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    № слайда 3

    Описание слайда:

    Основные вопросы: - Почему автор не изобразил чудесного преображения Обломова? - Как вообще можно помочь человеку достигнуть гармонии с жизнью, научиться не прятать, а открывать миру все свое интеллектуальное и духовное богатство? Что нужно предпринять, чтобы помочь человеку преодолеть апатию и вновь вернуться к полноценной жизни? - Что намеревался сделать Штольц во имя спасения друга? К какому итогу он пришел? - Почему столь благородные душевные порывы Штольца не привели к ожидаемому результату.

    № слайда 4

    Описание слайда:

    Прав ли был автор, считая, что именно такой человек, как Штольц, способен спасти Обломова? - Мог ли такой человек, как Штольц, пробудить душу Обломова? - Какими чертами автор наделил Андрея Штольца? Можно ли считать, что образ Штольца строго противопоставлен образу Обломова? Сопоставьте авторскую характеристику образа жизни Обломова и Штольца. 1. В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? 2. Что сближает Обломова и Штольца?

    № слайда 5

    Описание слайда:

    «Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге» (1, V). «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормаль ным состоянием» (1,1). «Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет... Он беспрестанно в движении...» (2, II) «Штольц был немец только вполовину, по отцу; мать его была русская; веру он исповедовал православную; природная речь его была русская...» (2,1) «Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца. Кажется, и печалями, и радостями он управлял как движением рук, как шагами ног или как обращался с дурной и хорошей погодой» (2, II).

    № слайда 6

    Описание слайда:

    «Он все сбирался и готовился начать жизнь, все рисовал в уме узор своей будущности; но с каждым мелькавшим над головой его годом должен был что-нибудь изменять и отбрасывать в этом узоре. Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая - из покоя и мирного веселья» (1, V). «А сам все шел да шел упрямо по избранной дороге. Не видали, чтоб он задумывался над чем-нибудь болезненно и мучительно; по-видимому, его не пожирали угрызения утомленного сердца; не болел он душой, не терялся никогда в сложных, трудных или новых обстоятельствах, а подходил к ним, как к бывшим знакомым, как будто он жил вторично, проходил знакомые места» (2, II). 1. Обломов безвыездно живет в одном городе более 12 лет, и главное его занятие - лежание; Штольц «беспрестанно в движении». Обломов еще только собирался и готовился начать жизнь, Штольц «все шел да шел упрямо по избранной дороге». Обломов еще только создавал в"тзоем воображении картину будущей жизни; Штольц все делал обдуманно и уверенно, «как будто он жил вторично». 2. Обломов и Штольц - ровесники, принадлежат одному социальному слою.

    № слайда 7

    Описание слайда:

    Обломов и Штольц: отношения с родителями -Сопоставьте характер взаимоотношений Обломова и Штольца с их родителями. 1. В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? (1, IX , 1, IX, 2,1) 2. Что сближает Обломова и Штольца? 1. Обломов почти не знал мужского воспитания; отец же Штольца, напротив, стремился сделать из своего сына настоящего мужчину, он был сторонником суровых методов воспитания и не позволял своей жене жалостью и излишней заботой вмешиваться в его общение с Андреем. 2. И Обломов, и Штольц с нежностью вспоминают о своих матерях, не в силах сдержать слезы. Их матери - образец нежности, заботливости - дорожили сы новьями, стремились уберечь их от опасностей, не могли налюбоваться на своих детей.

    № слайда 8

    Описание слайда:

    Обломов и Штольц: отношение к учению -Сопоставьте информацию об отношении к учению Обломова и Штольца. В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? (1, VI ;2,1) 2. Что сближает Обломова и Штольца? 1. Обломов учился поневоле, не понимая, за что ему было уготовано это наказание и зачем ему эти знания в жизни; родители стремились защитить своего сына от тяжелого учения. Образованием Штольца руководил отец, давал ему ответственные поручения и спрашивал, как со взрослого. Учился Штольц отлично. И скоро сам начал преподавать. 2. И Обломову, и Штольцу были созданы необходимые для учения условия. Они оба получили хорошее образование, причем долгие годы учились вместе.

    № слайда 9

    Описание слайда:

    Обломов и Штольц: отношение к службе и к обществу. -Сопоставьте информацию об отношении Обломова и Штольца к службе и роли в обществе. 1. В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? (1, V ; 2, II) 2. Что сближает Обломова и Штольца? 1.Обломову был чужд образ жизни, который требовала от него служба, а также суета и шум светской жизни; он успешно изолировал себя от них. Штольц и на службе, и в свете чувствовал себя уверенно, но никогда не придавал этому особого значения. Обломов не бывает в свете; Штольц, несмотря на свою занятость, успевает показываться в светском обществе. 2. Ни Обломов, ни Штольц не считали, что служба или светское общество имеют особое значение в их жизни. И Обломов, и Штольц находятся в отставке.

    № слайда 10

    Описание слайда:

    Обломов и Штольц: понимание любви - Сопоставьте характер переживаний влюбленных Обломова и Штольца -В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? (2, X; ,XI; 3, VI ; 4,IV ; 4, VII). 1.Для Обломова любовь- потрясение, болезнь, она доставляет ему душевные и физические страдания. Для Штольца любовь - труд ума и души. 2.И Обломов, и Штольц одарены способностью любить глубоко, искренне.

    № слайда 11

    Описание слайда:

    Вывод. Автор характеризует Штольца как яркую, привлекательную личность; если Обломов ленив, бездеятелен, добродушен, беззлобен, чувствителен, способен на душевный порыв, нерешителен, то Штольц активен, деятелен, любезен, доброжелателен, сосредоточен на своей цели, погружен в размышления, предусмотрителен, расчетлив, быстро принимает решения. Образы Обломова и Штольца противопоставлены и по воспита нию, и по отношению к учению, и по восприятию любви... Однако нельзя сказать, что в основе сравнения этих образов лежит строгое противопоставление. Автор представил читателю две яркие индивидуальности, внутренний мир которых не исчерпывается только взаимоисключающими характеристиками. Он обращает внимание читателя на то, что этих героев сближает их глубокая привязанность к матери, воспоминания о детстве и юности,способность глубоко и искренно любить. Очевидно, что Штольц - это именно тот человек, который мог пробудить душу Обломова.

    № слайда 12

    Описание слайда:

    Может быть, Обломов боялся довериться Штольцу? - Какие отношения связывали Обломова и Штольца? Выпишите слова, фразы текста, которыми автор характеризует взаимоотношения Обломова и Штольца. (I,III; 2, II) Обломова и Штольца связывали не только общие страницы биографии. Они дорожили друг другом, всегда были рады встрече, умели ценить лучшие качества и быть снисходительными к слабостям друг друга. Их отношения - глубокая душевная привязан ность, искренние сердечные чувства. Обломов и Штольц были необходимы друг другу и были благодарны судьбе за то, что она послала им друг друга. Обломов доверял Штольцу, верил, что он сможет помочь ему, ждал от него помощи.

    № слайда 13

    Описание слайда:

    Может быть, Штольц ошибся в выборе средства для спасения друга? - Верное ли средство избрал Штольц для реализации своего замысла? Штольц, казалось бы, рассчитал все правильно. Любовь - чувство, вызывающее самые сильные потрясения. Если в душе человека еще остались живые чувства, любовь не позволит им дремать. Штольц был уверен, что Ольга очарует Обломова. - Оправдались ли ожидания Штольца? Обломов и Ольга: пробуждение любви

    Текст сочинения:

    В романе Обломов И. А. Гончаров рисует традиционный для русской литературы ҭип героя русского патриархального барина Илью Ильича Обломова, обладающего от природы честным и верным сердцем, но не сумевшего противостоять жизни и ставшего одним из лишних людей в ней. Обломову противопоставлен его друг, Андрей Штольц, герой очень интересный и глубоко задуманный. Если Обломов воплощение патриархального дворянского уклада русской жизни, то в образе Штольца сочетаюҭся черҭы, характерные и для России, и для европейской буржуазной цивилизации. Здесь выражены воззрения И. А. Гончарова на взаимные различия России и Запада, причем если Обломов это русский национальный характер, которому свойственны доброта, честность, естественность и глубина чувств, а также лень и безынициативность, то европейский менталитет воплощает в себе отец Штольца, Иван Богданович. Для него характерны трудолюбие, педанҭичность, пунктуальность, скупость в проявлении эмоций, рационализм. Его сын Андрей, друг Обломова, получил от отца именно такое рациональное воспитание: ему все позволялось, но с него строго требовали выполнения своих обязанностей. Оҭца не встревожило, что сын на неделю пропал из дому, напротив, он сам выгнал его, когда узнал, что тот, вернувшись, не сделал заданного латинского перевода. Ребенка с детства приучали к труду, к практической деятельности, а дав ему образование, отец отправил его от себя и предупредил, чтобы на его помощь больше не рассчиҭывал. Сын оправдал надежды отца, добившись благосостояния и прочного положения в жизни, но ущербность такого немецкого воспитания показана в сцене прощания отца и сына, когда чувства, не получившие выхода при прощании с отцом, прорываюҭся наружу от слов старой женщины, по-матерински пожалевшей Андрея. Его характер вышел не европейский благодаря влиянию матери русской дворянки. Она вложила в сына душу умение чувствовать, любить и понимать музыку, искусство, поэзию. Она рано умерла, но в память о ней сын кладет в свои дорожные сумки не только ненавидимый ею рабочий плащ, подаренный отцом, но и изящный фрак, и тонкие рубашки. Мать мечтала о незаурядной роли в обществе, какая достанется ее сыну, и именно влияние двух тенденций разных народов сформировало характер Андрея Штольца. Сыграли свою роль и Обломовка с ее обильно расточаемыми на немецкого мальчика добрыми, жирными ласками, и княжеская усадьба в Верхлеве, где отец служил управляющим, с широким раздольем барской жизни, и все это, по выражению автора, обратило узенькую немецкую" колею в такую широкую дорогу, какая даже не снилась немецким предкам Штольца. В отличие от Обломова, Штольц ведет деятельный образ жизни: служиҭ в какой-то торговой компании, часто ездиҭ за границу, осуществляет разные проекты, бывает и в свете, много читает, в курсе всех собыҭий и все успевает. Он не забыл Обломова: их прочно связываюҭ детство и юность, причем Штольц всегда играл роль сильного. Так и теперь он покровительствует другу, пытаясь растормошить его, убедить поехать вместе за границу, знакомиҭ Обломова с Ольгой. Между ними цариҭ полное доверие, но по своему отношению к жизни они анҭиподы. Если Обломов бездеятелен и ленив, то, по признанию Штольца, труд образ, содержание, стихия и цель жизни. И он последний раз пытается расшевелить Обломова, заставить его изменить свою жизнь и самого измениться: Теперь или никогда. И действительно, полюбив Ольгу, Обломов меняется внутренне, он ведет активный образ жизни, рано встает, много читает. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. Но Штольц уехал, и некому поддержать Обломова, когда он устает морально. Он не может не согласиться с точкой зрения Ольги, что жизнь долг, но сам он не способен на такую напряженную постоянную самоотдачу, лирикому порыв его угас, неверие в свои силы усугубилось финансовыми проблемами. Став жерҭвой мошенников Тарантьева и Мухоярова, Илья Ильич отказался от борьбы, от слова, данного Андрею. И хотя Андрей пытается помочь другу и действительно помогает ему разобраться в финансовой сиҭуации, но он также отказался от борьбы, от надежды пробудить в Обломове живую душу и жажду жизни и деятельности.
    Образ Штольца криҭикой оценивается, как правило, негативно. Начиная с Н. А. Добролюбова, криҭики упрекали его за эгоизм, сухость, рассудочность. Но дело, скорее, не в этом. Штольц фигура нетипичная для русской жизни. Хотя автор и выражает свою надежду: Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!, но образ героя более декларативен, чем реален. Штольц ищет в своей жизни равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа. Обломов как-то сказал Штольцу, криҭикуя петербургское общество: Или я не понял этой жизни, или она никуда не годиҭся. Штольц как раз и воплощает в себе тот авторский идеал, который понял эҭу жизнь, для которого главное труд, движение и, наконец, любовь, последнее счастье человека, ставшее для Андрея возможным, когда он получил согласие Ольги выйҭи за него замуж. Но именно это декларированное счастье героев неубедительно. Они живуҭ в любви и согласии, но Ольга отчего-то грустиҭ, чувствует неудовлетворенность, какую-то странную хандру. Их дом полная чаша, но жизнь замкнута, и нельзя сказать, что это счастье, о котором они мечтали. Даже сам автор признает, что Штольц не живой, а просто идея, и художественное воплощение этой идеи далеко от совершенства. Мягкосердечный, инерҭный Илья Ильич действительно не понял этой жизни, не смог достичь в ней смысла, что было бы и невозможно без проявления энергии и воли. Но и волевой, решительный Штольц не сумел добиться идеала счастья для себя и для Ольги. Эта задача философского порядка слишком сложна для обычного человека. Автор тоже понял утопичность идеи создания образа гармоничного человека и такой же любви. В одном из своих писем он приходиҭ к такому печальному выводу: Между действительностью и идеалом лежиҭ... бездна, через которую еще не найден мост, да едва ли и построиҭся когда. Для современной Гончарову действительности проблема оказалась неразрешима.

    Права на сочинение "Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова Обломов)" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на


    Герои романа И.А. Гончарова "Обломов" - Илья Ильич и Штольц - обладают разными характерами и стремлениями в жизни. Однако их дружеский союз крепок: в начале романа Илья Ильич с нетерпением ждет приезда Штольца, а сам Андрей на протяжении всего романа пытается вернуть друга к активной жизни. Так почему же Штольц не смог убедить Обломова изменить привычный уклад жизни?

    Одним из факторов, повлиявших на становление личности Обломова, стала его семья. В главе романа "Сон Обломова" прослеживается воздействие на характер Ильи Ильича барского воспитания, быта и нравов. В детстве его всячески ограждали от обязанностей и труда, баловали. Семья Обломовых заботилась только о вкусных обедах и уделяла мало времени решению хозяйственных вопросов и работе.

    "Может быть, детский ум его давно решил, что так, а не иначе следует жить, как живут около него взрослые", - пишет И.А. Гончаров. Штольц же, в отличие от Обломова, воспитывался строгим отцом и с детства проявлял деятельные качества характера, стремление к учебе. Таким образом, немаловажную роль в нежелании Ильи Ильича меняться сыграло именно воспитание.

    Но главный герой не был апатической натурой без стремлений и чувств. Наоборот, он был ищущим человеком с глубокими мыслями и своими переживаниями. Обломов искренне считал чиновника Судьбинского, светского человека Волкова и литератора Пенкина пародией на деятельных и счастливых людей. В своем монологе герой вопрошает: "И это жизнь! Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?". Эти мысли позволяют считать Обломова человеком с незаурядными духовными запросами и требованиями. Ведь равнодушие к жизни Илья Ильич приобрел именно после первого дня работы чиновником. Суета, безудержная погоня за мнимыми ценностями чужды внутренним представлениям главного героя. Однако он не способен выбраться из привычного уклада жизни, и отклоняет предложение Штольца поехать в путешествие, потому что не видит в нем смысла. Период активного образа жизни, который он принимает, влюбившись в Ольгу Ильинскую, на опыте показал несостоятельность плана Штольца "по спасению" главного героя.

    Таким образом, Андрей Штольц не смог помочь Илье Обломову из-за различий их взглядов на мир, которые вытекают из воспитания и мироощущения героев. Как бы не хотел Штольц помочь главному герою и сколько бы усилий для этого не прилагал, он бы все равно не смог. Ведь Обломов как бы вытеснен из социальной жизни своей эпохи, он не понимает деятельных людей и не видит смысла в труде. Однако это герой, способный искренне любить и глубоко сопереживать. Сам Штольц в конце произведения говорит о "честном, верном сердце" Обломова, которое он "невредимо пронес сквозь жизнь", и о его "хрустальной, прозрачной душе", которая отличала его от остальных.

    Обновлено: 2018-07-09

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

  • ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения