Что такое рецензия как ее писать. Как писать рецензию. Кто пишет рецензию на дипломную работу

Рецензия содержит в себе анализ работы, лаконичный и критический. Рецензии пишут руководители подразделений, они обязательно оформляются в процессе проверки дипломной работы студента. Сейчас уметь правильно написать рецензию должны и ученики средней школы, поскольку такая работа повсеместно практикуется. Рецензирование книг, которые изучаются в рамках уроков литературы, внеклассного чтения, развивает способность обобщать, анализировать, выделять главное, давать собственную обоснованную оценку и выражать личное мнение. Чтобы написать хорошую рецензию в традициях жанра, в краткой и логичной форме осветить все ключевые моменты рассматриваемого текста, необходимо помнить ряд полезных советов и работать по заданному алгоритму.


Как написать грамотную рецензию? Нюансы и полезные рекомендации
В школе вам могут предложить написать рецензию на фильм, музыкальную композицию или книгу. Чаще всего принято рассматривать произведения классической литературы, изучаемые в школе. Это помогает лучше вникнуть в тему, идею, увидеть связь образов, черты персонажей. Иногда даётся свободное задание: создать рецензию на любое произведение, по желанию ученика.
  1. В первую очередь обратите внимание на тему вашей рецензии. Если вы самостоятельно выбираете текст для рецензирования, желательно остановиться на том, что вам действительно интересно и хорошо знакомо. Лучший вариант – рассмотреть небольшое произведение, например, повесть или рассказ. Именно такой текст вы сможете исследовать максимально подробно, но не превышая заданный объём, лаконично и последовательно. В процессе рецензирования крупных текстов бывает достаточно сложно правильно выстроить композицию рецензии, сделать анализ логичным и полным, поэтому с такой работы начинать труднее. Потом, когда вы овладеете навыком рецензирования, вам будет полезно попробовать написать рецензию и на произведение большого объёма. Когда вам дан конкретный текст, который необходимо рецензировать, тщательно изучите его, прочитайте внимательно, ничего не упуская.
  2. Помните, что рецензия – это не пересказ текста. Вы можете цитировать произведение, кратко освещать сюжетные линии, события, образы героев, но всё это нужно только для подтверждения ваших выводов, аргументации оценок. Вам надо выразить личное мнение, аргументировать свою позицию, приводя конкретные примеры из текста.
  3. Перед написанием рецензии прочтите анализируемый текст. Выделите в нём главное, обратите внимание на развитие сюжета, систему персонажей, их связь, стиль автора, авторскую позицию, выражение основной идеи. Все наблюдения записывайте в черновик по пунктам, тезисно.
  4. При анализе художественного произведения необходимо отдельно выписать средства выразительности, отметить их роль в тексте, смысловую нагрузку, характер использования, значение для раскрытия идеи.
  5. Рецензент должен выделить основные достоинства и недостатки текста. Следует сначала детально рассмотреть все положительные черты произведения, отметить особенности стиля, значение текста для литературы в целом. Определите, к какому литературному направлению принадлежит произведение, напишите о его вкладе в него, обозначьте место произведения в творчестве автора, его значение для понимания авторской позиции в целом, его мировоззрения и мировосприятия.
  6. В процессе написания рецензии на классическое произведение вам также придётся сказать и о недочётах. Постарайтесь найти какие-то неувязки, недостаточно выписанный образ героя, стилевое несоответствие, возможно, неясно или не очень логично выстроена сюжетная линия, обрисована сцена.
  7. Говоря о недостатках, помните, что рецензия должна быть корректной. Все формулировки в хорошем анализе академичны, деликатны. Их стоит предварять следующими словами: «по моему мнению», «на наш взгляд», «вызывает сомнение».
  8. Важно правильно выделить основной тезис и главные преимущества произведения. Не стоит перечислять абсолютно все положительные качества текста, превращать рецензию в исследовательскую работу, анализ. Задача рецензента – обозначить ключевые моменты.
  9. Обязательно напишите об актуальности произведения. Если связать его с современностью не удаётся, можно ограничиться выводами о роли в творчестве автора, литературном направлении.
  10. Каждое положение вашей рецензии должно быть чётко аргументировано. Приводите примеры, факты, цитаты, устанавливайте связи и выстраивайте логические цепочки.
  11. В рецензии вы вполне можете воспользоваться приёмом сравнения, проводя параллель с другим произведением. Разумеется, для этого необходимо иметь определённый кругозор, приводить уместное сравнение, которое действительно поможет взглянуть на текст по-новому, более объективно оценить его. Анализ должен выглядеть естественно. Однако если вы сможете грамотно применить данный приём, это станет дополнительным плюсом вашей работы. Сейчас практикуются такие сравнения:
    • текст сравнивается с другим произведением этого же автора;
    • проводится параллель между двумя произведениями разных авторов, работающих в одном жанре или в одно время;
    • сравниваются произведения, написанные на одну тему;
    • отсылка делается к произведению с похожей идеей;
    • произведение литературы сравнивают с произведениями музыкальными, экранизациями, театральными постановками.
    Сравнение не стоит проводить на протяжении всей рецензии, но удачная параллель обязательно обогатит ваш анализ, вы сумеете сделать оригинальные, неожиданные выводы, аргументировать личную точку зрения.

  12. Чтобы правильно написать рецензию, стоит придерживаться заданного стиля. Анализ даётся в строгом публицистическом стиле, сдержанном и лаконичном. Избегайте слишком сложных, перегруженных синтаксических конструкций, пассажей, эмоциональных высказываний и резких оценок. Конечно, сейчас можно увидеть достаточно много рецензий, написанных в свободной форме, но ваша задача – создать классический традиционный текст, в котором объективность содержания подчёркивается строгим выражением, формой.
  13. Не используйте готовые рецензии при написании своей. Вам они не только не помогут, но и наверняка помешают выразить личное мнение, дать обоснованную оценку. В процессе создания рецензии вы научитесь анализировать текст, выделять в нём главное, делать обобщения, находить преимущества и недостатки.
  14. К рецензии на художественное произведение, статью и т.п. желательно придумать оригинальный заголовок, который должен привлечь внимание читателя. В нём обычно отражают основную мысль текста, освещаемую проблему. Его можно оформить не только традиционно, но и в виде риторического вопроса, предложения с недосказанностью, опущенным главным членом.
  15. Помните о требуемом объёме. Обычно рецензия занимает не больше 1-2 листов. Это сжатый анализ, обозначающий актуальность, достоинства, недостатки, дающий общую оценку с необходимой аргументацией.
  16. Рецензия на дипломные работы, научные статьи пишется по традиционной схеме:
    • указывается название работы, ФИО автора;
    • обозначается тема работы, источник практики;
    • говорится об актуальности, научной новизне;
    • формулируется основной тезис работы;
    • даётся её краткое содержание, освещается принцип построения, композиция, деление на главы, параграфы;
    • выделяются достоинства и недочёты;
    • даётся общая оценка работы;
    • делаются итоговые выводы с мнением рецензента об оценке, которую заслуживает данная работа.
  17. Постарайтесь сделать вашу рецензию максимально содержательной, объективной, лаконичной и аргументированной. Чётко обозначьте ваше мнение и докажите его обоснованность.
Пишем рецензию правильно. Алгоритм
Как написать рецензию?Важно хорошо знать анализируемое произведение, ориентироваться в тонкостях рецензирования, помнить советы и действовать в соответствии с алгоритмом.
  1. Тщательно изучите текст, внимательно прочтите его.
  2. Выделите ключевые моменты.
  3. Обратите внимание на стиль, авторскую позицию.
  4. Проанализируйте построение сюжета, композиции, систему персонажей.
  5. Выделите основные достоинства и недочёты.
  6. Определите актуальность, значение произведения в литературе, науке, творчестве автора, конкретном направлении.
  7. Сделайте выводы.
  8. Постоянно аргументируйте, обосновывайте свои оценки.
  9. Тщательно проверьте черновой вариант: он должен быть лаконичным, логичным. Исправьте все ошибки, уберите лишнее, чтобы текст стал более содержательным.
  10. Грамотно оформите чистовой вариант, указав название рецензируемой работы, её автора.
Оцените, насколько объективна ваша рецензия, при необходимости внесите изменения. Пишите текст старательно, вникайте в особенности анализируемой работы, помните рекомендации.

Рецензия – это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку литературного произведения компетентным человеком (рецензентом).

Задача рецензента – оценить произведение, его достоинства и недостатки, что обусловливает высокие требования к автору рецензии. Большое значение имеет объективность рецензии, справедливость оценки ее предмета. Это не означает, что рецензент лишен права на свою позицию в отношении к рассматриваемому произведению, он лишается права лишь на односторонность, на явную пристрастность в оценке.

Стремление к объективности рецензии определяет и особенности ее стиля. Ему противопоказана излишняя эмоциональность, использование острой лексики, грубых сравнений и т.п. Объективность рецензии обеспечивается ее доказательностью. Автору рецензии необходимо обосновывать свое отношение к ее предмету, и здесь аргументами служат факты – цитаты из литературного произведения, указание на стиль, форму, лексику, рифму т.д.

Виды рецензий

1) Развернутая аннотация - в ней раскрывается содержание произведения, особенности композиции;

2) Небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера) - в ней рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;

3) Эссе - в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;

5) Обзор (обозрение) - рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединенных по тематическому, сюжетному, хронологическому или другому признаку.

Уровни рецензий:

1. Рецензия одного произведения вне связи с творчеством писателя;
2. Рецензия произведения в контексте творчества писателя;
3. Рецензия произведения в контексте литературного процесса эпохи.

Рецензия первого уровня даёт возможность оценить своеобразие конкретного литературного произведения, выявить его достоинства и недостатки.
Рецензия второго уровн я позволяет проследить рост мастерства писателя, изменение его художественной манеры, осмыслить творческие искания на определенном этапе его литературной деятельности.
Рецензия третьего уровня позволяет увидеть самобытность писателя в освоении и разрешении актуальных тем и проблем эпохи, выявить традиционное и новаторское в его творчестве, оценить место писателя в литературном процессе.

План написания рецензии

Рецензия на литературное произведение может включать следующие компоненты:
1. Библиографическое описание произведения (автор, название, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания;
2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление);
3. Критический разбор или комплексный анализ текста:
- смысл названия;
- анализ его формы и содержания;
- особенности композиции;
- мастерство автора в изображении героев;
- индивидуальный стиль писателя.
4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:
- основная мысль рецензии;
- актуальность тематики произведения.

Советы как писать рецензию

В рецензии следует рассматривать качество написания художественного произведения - занимательность сюжета, соответствие речи автора и героев жанру произведения;
На всём протяжении тон изложения авторской речи должен быть однородным - он может быть назидательным, познавательным, весёлым;
В рецензии обязательно надо отметить все грамматические ошибки - это пойдёт на пользу автору;
Обязательно следует отметить удачи и художественные находки автора - это стимулирует автора к работе над новыми произведениями;
В рецензии можно отражать чувства рецензента, вызванные прочтением произведения;
Излагайте подробно и обосновано. Рецензия - не комментарий, где можно написать: «Обожаю!», «Это пять», «Отлично!» и т.п.;
Рецензия не должна содержать ненормативную лексику, призывать к насилию, распрям.

Типичные ошибки в написании рецензии

Подмена анализа и интерпретации произведения пересказом;
Подмена рецензии комментарием или отзывом;
Отсутствие аргументации;
Фамильярное именование автора произведения по имени-отчеству;
«Оригинальничанье» в ущерб содержанию и логике работы;
Неясность позиции рецензента;
Перегруженность рецензии второстепенными деталями (в частности, биографическими и историческими сведениями, которые не становятся опорными точками анализа произведения);
Преобладание в анализе произведения идейно-тематических характеристик текста в ущерб вниманию к его эстетической стороне;
Неграмотное или формальное использование понятий теории литературы, литературоведческих терминов.

Что такое рецензии? Это жанр в журналистике, который включает в себя разбор литературного (художественного, кинематографического, театрального) произведения в письменном виде, содержит отзыв и критическую оценку рецензента. В задачу автора рецензии входит объективное описание достоинств и недостатков разбираемой работы, её стиля, мастерства литератора или режиссёра в изображении героев. Для обоснования своей точки зрения приводятся цитаты. Характеризуется небольшим объёмом и лаконичностью.

Характеристика рецензии

Чтобы понять, что такое рецензия и как её писать, нужно узнать о главных характеристиках этого жанра:

  1. Рецензия должна содержать в себе глубокий анализ произведения и его оценку.
  2. В зависимости от цели написания, могут быть использованы различные стили: публицистический, научно-популярный или научный.
  3. Типом речи является рассуждение.
  4. Рецензия пишется по определённому плану в сдержанном тоне, в отличие от отзыва, которой можно составлять в свободной форме.

Существует несколько основных принципов рецензирования:

  1. Для этого жанра характерен глубокий анализ текста, аргументация со ссылкой на содержание произведения, краткие выводы о его основной идее.
  2. Качество проводимого анализа зависит от уровня и способностей рецензента.
  3. Рецензент должен выражать свои мысли рационально и логично, без использования эмоционально окрашенных реплик.
  4. Преимуществами автора рецензии являются: эрудиция, высокий уровень подготовки, языковая культура,

План написания рецензии

Как должна выглядеть рецензия? Образец написания или план работы должен содержать в себе:

  1. Обязательное вступление с данными рецензируемого произведения: кто создатель, какой проблеме оно посвящено, почему эта тема актуальна. Важно правильно определить цель и задачи, которые ставит перед собой автор.
  2. В основной части затрагиваются вопросы о том, что находится в центре внимания работы, на чём делается акцент. Рецензент даёт оценку содержанию и форме художественного текста.
  3. Далее следует перейти к описанию недостатков произведения, раскрыть недоработки его автора.
  4. В заключении даётся обобщённый анализ работы, делаются основные выводы.

Что такое рецензия на книгу?

Пытаясь найти ответ на вопрос о том, чем рецензия на книгу отличается от других видов, нужно определить основную цель написания подобных работ. Для литературного произведения очень важна критика и объективная оценка, особенно для новинок, о которых ещё ничего не известно рядовому читателю. Именно рецензии позволяют оценить книгу перед покупкой. Они могут быть внутрииздательскими (написанными для редактора) или внешними (появившиеся после издания). Не нужно путать эти работы с отзывами, где присутствует только личное отношение к произведению.

Существует несколько типичных ошибок в написании книжной рецензии:

  1. Подмена анализа сюжета его кратким пересказом.
  2. Отсутствие аргументации и цитат при оценке работы.
  3. Перегрузка второстепенными деталями в ущерб основному содержанию.
  4. Акцентирование внимания на идейных особенностях, а не эстетике текста.

При оценке художественного произведения нужно обращать внимание также на убедительность и новизну проблематики текста. Важно, чтобы в работе выделялось место для обсуждения человеческой ценности и принципов построения общества.

Что такое рецензия на фильм?

Чтобы написать рецензию на кинематографическое произведение, его пересматривают минимум дважды. После первого просмотра на бумаге фиксируются впечатления от сценария, актёрской игры и спецэффектов. Лучше приступать к работе сразу же, со свежими ощущениями. Затем нужно поискать информацию о режиссёре, исполнителях главных ролей, их основных достижениях и наградах.

План рецензии на фильм

Чтобы понять, что такое рецензии на кинематографические произведения и как их лучше всего писать, нужно заранее составлять план со следующими пунктами:

  1. Краткое содержание кинокартины.
  2. Впечатления рецензента от просмотра.
  3. Оценка актёрского мастерства, проработки персонажей, режиссёрской и операторской работы.
  4. Рекомендации, позволяющие читателям понять, стоит ли смотреть этот фильм.

Еще несколько пояснений, что такое рецензии и какие задачи они должны выполнять: автору нужно описать плюсы и минусы картины, указать на символизм тех или иных эпизодов, которые рядовому зрителю трудно понять самостоятельно. Отдельно можно написать о пейзажах и интерьерах, на фоне которых происходят события, о работе костюмера и точности в передаче деталей, особенно если кино историческое.

Перед тем как опубликовать свою работу, её желательно 1-2 раза перечитать вслух, с перерывами в 20-30 минут, что даст возможность избежать многих ошибок и поправить стилистику текста. Эти небольшие рекомендации помогут будущим авторам в понимании того, что такое рецензии, и позволят сделать запоминающийся и полезный анализ литературного или кинематографического произведения.

В XXI веке объем потребляемой человеком информации настолько возрос, что методы, позволяющие отсеивать ненужные данные, как никогда актуальны. Среди них можно выделить рецензирование, которое дает краткую и емкую характеристику предлагаемого к ознакомлению материала. Однако не только журналисты и профессиональные критики должны владеть этим искусством, применяется рецензирование и в научной деятельности. Рассмотрим, как написать рецензию на статью.

Шапка рецензии выглядит всегда стандартно. Здесь непременно упоминается полное название оцениваемого материала, фамилия, имя и отчество автора, занимаемая им должность. Далее необходимо кратко описать проблему, которой посвящена рассматриваемая статья. Иногда здесь указывается, какой метод использовался для проведения исследований. Например: «В данной статье приведены результаты исследований эффективности использования природных ресурсов Красноярского края. Данные получены путем изучения географического, экологического и природно-ресурсного потенциала, свойственного Красноярскому краю». Чтобы верно, необходимо указать степень актуальности темы. Здесь можно применять следующие фразы: «актуальность данной темы не вызывает сомнения», «приведенная статья без сомнения своевременна» и т. д. Например: «Представленная статья несомненно актуальна, поскольку использование природных ресурсов Красноярского края на сегодняшний момент не является эффективным и требует качественного усовершенствования». Следующим пунктом выделите наиболее весомые аспекты, которые затрагиваются в статье, укажите, насколько обширную работу провел автор в исследуемой области, насколько ценны его наработки и предложения. Например: «Автор провел серьезную работу по выявлению влияния обратной связи на успешность освоения иностранных языков студентами технических специальностей. Особо стоит отметить, что А. Г. Ефимова указывает на решающую роль преподавателя в обучающем процессе, поскольку в условиях современного ВУЗа она меняется с директивно-обучающей на направляющую. Соответственно автор указывает на потребность пересмотра сложившегося стереотипа процесса обучения». Следующим пунктом указывается рекомендация рецензента к публикации материала. Здесь следует написать, что научная статья (указать автора и название) полностью отвечает существующим требованиям, которые предъявляются к трудам такого рода, и может быть рекомендована к публикации. Когда полная оценка материала дана, рецензенту нужно указать в конце свою фамилию, имя, отчество, ученое звание и степень, место работы и должность. Поставить на документе печать и расписаться. Чтобы написать рецензию на статью, можно использовать наиболее типичные в этом случае фразы:
  • в данной работе автор рассматривает…
  • точка зрения автора удачно аргументирована и подкреплена неоспоримыми фактами…
  • среди сильных сторон работы можно выделить…
  • довольно интересным представляется вывод о…
  • данная статья имеет важное теоретическое значение, поскольку…
  • рецензируемая статья является серьезной исследовательской работой на редкую и, вместе с тем, важную тему…
  • в статье затрагивается важный момент о…
  • представленный материал является следствием детального анализа…
  • актуальность настоящего исследования заключается в…
1. Ч то э то т акое ?


Слово «рецензия» (отзыв, критический разбор и оценка художественного или научного произведения) закрепилось в литературном языке в конце XVIII - начале XIX века (от лат. recensio - осмотр, обследование).
Рецензия является жанром литературной критики , газетно-журнальной публикации , но в то же время ее справедливо считают и жанром библиографии (она возникла из библиографического описания книги). Обычно в рецензии одновременно дается библиографическое описание книги, информация о ее содержании, композиции, поднятых в ней проблемах. Её характеризует небольшой объём и краткость . Присутствует также критический разбор и оценка книги, ее темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писателя, ее роль в литературном процессе и в обществе. Все это сближает рецензию с критической статьей, однако она меньше по объему, как уже было замечено ранее. Рецензент занимается в первую очередь новинками, о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенное мнение. В классике рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность её актуального, остросовременного прочтения. Любое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии
Условно выделяют следующие основные виды рецензии:

  • небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;
  • эссе ; это в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;
  • развернутая аннотация , в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции, полиграфическое исполнение, мастерство иллюстратора и одновременно содержится его оценка (часто в самом подборе материала);
  • авторецензия , в которой излагается взгляд автора на свое произведение.
  • экзамеционная рецензия (я так понимаю рецензия на школьном экзамене) – развернутая аннотация. Примерный план рецензии на литературное произведение. Библиографическое описание произведения (автор, название, издательство, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление). Критический разбор или комплексный анализ текста: смысл названия – анализ его формы и содержания – особенности композиции – мастерство автора в изображении героев – индивидуальный стиль писателя. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии: основная мысль рецензии – актуальность тематики произведения. В рецензии не обязательно присутствие всех вышеперечисленных компонентов, главное, чтобы рецензия была интересной и грамотной .


Рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединенных по тематическому, сюжетному, хронологическому или другому признаку, становится обзором (обозрением).

2. Отличия рецензии от отзыва .

Рецензия должна включать в себя:

1. Предмет анализа .
2. Актуальность темы . (Помните, что актуальность темы не требует доказательств, не вызывает сомнений и должна быть вполне очевидна)
3. Формулировка основного тезиса . (Необходимо указать на центральный вопрос произведения, самую заметную идею творчества)
4. Краткое содержание работы. (В данном пункте, не надо пересказывать сюжетную линию. Надо дать общую оценку произведения. Рассказать в чем именно автор проявил умение и мастерство. В чем именно является заслуга автора. Какие новшества он ввел своей работой. В чем именно расширил представление читателя о центральной проблеме)
5. Недостатки , недочеты. (Следует отметить, в чем именно у вас возникли сомнения. Что бы вы могли отнести к недостаткам текста. Снижают ли уровень литературного произведения эти ошибки. Нужно ли эти недочеты выделять пожеланиями к дальнейшему развитию творчества автора. Или же они настолько критичны, что автору лучше выпить яду)
6. Выводы . (Здесь можно указать на оригинальность или вторичность идеи. Сделать выводы, касаемо новых этапов творчества автора)

Популярность рецензии обусловлена краткостью ее формы. Читатель может получить какое-то впечатление о книге, не наиграно-восторженное, какое дает ему аннотация издателя, а отстраненно-субъективное.

Отзыв

Отзыв дает только общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации. Отзыв - самый распространенный вид критики, который можно найти на просторах сети Интернет. Самое главное в отзыве - выделить основную идею текста и написать, чем это идея отличается от всех остальных. Так сказать выделить практическую значимость идеи в современных реалиях .

3. How it made?


Принципы рецензирования . Импульсом к созданию рецензии всегда служит потребность выразить своё отношение к прочитанному, это попытка разобраться в своих впечатлениях, вызванных произведением, но на основе элементарных познаний в теории литературы, подробного анализа произведения. Читатель может сказать о прочитанной книге или просмотренном фильме "нравится – не нравится” без доказательств. А рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом. Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания предмета, умения анализировать объективно. Отношения между рецензентом и автором – творческий диалог при равном положении сторон. Авторское "я” проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции. Критика не изучает литературу, а судит её – с тем, чтобы сформировать читательское, общественное отношение к тем или иным писателям, активно воздействовать на ход литературного процесса.

Коротко о том, что нужно помнить при написании рецензии:

Подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых , неинтересно будет читать само произведение; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом. Всякая книга начинается с названия, которое в процессе чтения как-то интерпретируешь, разгадываешь. Название хорошего произведения всегда многозначно, это своего рода символ, метафора. Многое для понимания и интерпретации текста может дать анализ композиции. Размышления над тем, какие композиционные приёмы (антитеза, кольцевое построение и т.д.) использованы в произведении, помогут рецензенту проникнуть в замысел автора. На какие части можно разделить текст? Как они расположены? Важно оценить стиль, своеобразие писателя, разобрать образы, художественные приёмы, которые он использует в своем произведении, и обдумать, в чём заключается его индивидуальный, неповторимый стиль, чем этот автор отличается от других. Рецензент разбирает "как сделан” текст. Рецензию стоит писать так, как будто никто в экзаменационной комиссии с рецензируемым произведением не знаком. Нужно предположить, какие вопросы этот человек может задать, и попытаться заранее подготовить ответы на них в тексте.

По поводу анализа произведения :


Содержание произведения включает такие компоненты:
1) тематика произведения – каким социальным, историческим аспектам жизни посвящено произведение.
2) проблематика – какие отношения освещаются в произведении, на каких сторонах характера, в чем заключается конфликт между персонажами.
3) пафос произведения – взгляд автора на отображаемые отношения персонажей (автор драматизирует, иронизирует или воспевает поступки персонажей), отсюда делается вывод о жанровой принадлежности произведения.

Художественная форма включает обычно такие компоненты:
1) оценка предметной изобразительности : портрет, поступки персонажей, их переживания и речь, описаний бытовая обстановка, пейзаж, сюжет. Насколько удалось автору сделать персонажей и их проблемы правдоподобными, раскрыть каждого из них, вникнуть в проблему.
2) композиция : порядок, способ и мотивировка, повествования и описания изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление. Насколько удачно автор выбрал тон повествования, какие акценты расставил (описания, диалоги, авторские замечания), чтобы достичь желаемого эффекта.
3) стилистика : изобразительно-выразительные детали авторской речи, то есть, художественные приемы (метафоры, сравнения, риторика и прочие). Оценивается насыщенность авторской речи, соответствие тематике, проблематике и пафосу.


4. План .

Примерный план(школьный), помогающий написать рецензию:
- Краткие библиографические сведения о книге.
- Смысл названия книги.
- Личные впечатления от прочитанного.
- Особенности сюжета и композиции.
- Актуальность проблематики.
- Язык и стиль произведения.
- Мастерство автора книги в изображении характеров героев.
- Какова основная мысль рецензии?

Типовой план для написания рецензии.
- Предмет анализа . (В работе автора.., В рецензируемой работе...).
- Актуальность темы . (Работа посвящена актуальной теме.., Актуальность темы обусловлена...).
- Формулировка основного тезиса. (Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых...) результатов, является...).
- Краткое содержание работы.
- Общая оценка. (Оценивая работу в целом.., Суммируя результаты отдельных глав..., Таким образом, рассматриваемая работа...).
- Недостатки, недочеты . (Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том.., Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора...).
- Выводы . (Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки, а ее автор, несомненно, достоин искомой степени..., Работа удовлетворяет всем требованиям..., а ее автор, безусловно, имеет (определенное, законное, заслуженное, безусловное, абсолютное) право...).
(Прим. Меня – «типовой план» - содержит в себе слишком тяжелые формулировки, порой неприемлимые для написания рецензии в какое-либо периодическое издание.)

Нужно четко представлять на какую тему пишется рецензия.
Если рецензия пишется по кинофильму или спектаклю, в основе которых лежит литературное произведение, то нужно помнить о том, что нужно написать, кто автор сценария, кто поставил фильм или спектакль, сравнить режиссерский замысел с литературным произведением, отметить игру актеров, декорации, музыкальное оформление.

Некоторые вопросы, помогающие разобрать рецензию:
- Какую книгу рассматривает автор рецензии, когда она вышла в свет, где?
- К какому условному виду можно отнести эту рецензию?
- Какую оценку дает автор рецензии книге?
- Как обосновывает свою оценку, как убеждает читателя?
- Какие приемы анализа текста использует рецензент?
- Какие проблемы поднимает в связи с прочтением художественного произведения?
- Как рассказывает о своих впечатлениях?
- Какова основная мысль рецензии?

5. Этические правила (не всегда соблюдаемые, да и в пределах Интернета на это вообще уже давно забили, особенно на пункт № 4, 5, 6, 7, 8, но на первые три я бы обратила пристальное внимание).


Любой человек, пишущий рецензию, должен придерживаться с определенных этических правил.
1. Работа рецензента требует большого труда и серьезной подготовки: необходимо освежить свои знания по теме, вникнуть в суть излагаемого материала, обратить внимание на все стороны сообщения.
2. По ходу чтения рецензенту следует делать краткие замечания, которые помогут восстановить в памяти подробности исходного текста.
3. Проверить все цифры, даты, имена, приведенные автором.

4. Рецензия должна быть деловой, конкретной, доброжелательной.
5. Неэтично навязывать автору рецензируемой работы свои вкусы.
6. Мнение рецензента не должно зависеть от личных отношений.
7. Рецензент - не ревизор, получивший задание осуществить внезапную проверку, и не судья, выносящий приговор. В рецензии должна быть выражена позиция ее автора. Авторитет рецензента определяется его компетентностью и доброжелательностью. Поэтому категоричность замечаний (если они даже правильны по существу), нежелание выслушать автора - недопустимы.
8. После чтения рецензент должен побеседовать с автором, кратко сообщить ему свой отзыв о сочинении

По материалам:

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения