Сценарий мероприятия по этикету. Сценарий вечера: "Современный этикет". Стихотворение “Случай из школьной жизни»

Сценарий игры-путешествия «Этикет-шоу»
5-6 классы

Выход ведущей под фанфары.

Ведущий: Мне кажется, что «здравствуй» - лучшее из слов,
Потому что «здравствуй» - значит будь здоров.
Правило запомни, знаешь - повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй» говорить пора.

Здравствуйте, дорогие друзья! (ответы детей)

Я не случайно начала сегодня наше мероприятие с этого стихотворения, ведь говорить при встрече «Здравствуйте» - это одно из правил этикета. А наше мероприятие так и называется – «Этикет-шоу».
Что же такое этикет? Этикет – это установленный порядок поведения людей в обществе. Знать его необходимо каждому, потому что каждый из вас уважает человека, соблюдающего элементарные правила этикета. Некультурных, грубых людей скорее боятся, но не любят и не уважают.
И сегодня мы с вами проверим себя: насколько хорошо вы знаете правила хорошего тона. Вы покажете, какие вы культурные, вежливые, тактичные, и мы надеемся, что вы для себя навсегда усвоите «золотое правило» этикета:
«НЕ ДЕЛАЙ ДРУГОМУ ТОГО, ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ».
А сейчас хотелось бы представить команды участников: 5а______________, 5б__________, 5в____________,6а___________, 6б__________, 6в______________.
Оценивать вас будет компетентное жюри: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объявляем первый конкурс визиток, в котором оценивается название, эмблема, внешний вид команды, оригинальность, соответствие тематике конкурса. Максимальное количество баллов – 10.

Выступление команд.

1. Визитку на тему:
5а- Что такое этикет?
5б– Правила поведения в театре (музее)
5в-Правила беседы по телефону, пользования сотовым телефоном
6а- Правила общения по интернету (сетикет)
6б- Правила общения с окружающими
6в- Правила гостеприимства
Ну что ж дальше соревнования знатоков правил этикета я предлагаю продолжить на станциях.

Раздать маршрутные листы
Напоминаю, что на каждом этапе вы будете получать баллы, команда, набравшая в сумме наибольшее количество баллов становится победителем. Время работы на станциях 5 минут, 1 минута на переход.
Станции:
1. Интеллектуальная.
Ответить с помощью сигнальных карточек, выбрав правильный ответ. Высшая оценка – 8 баллов (1 правильный ответ – 0,5 балла).
1. Встретились старший и младший. Кто должен поздороваться первым?
- младший,
- старший.
2. Кто первым протягивает руку при знакомстве?
- младший - старшему,
- старший – младшему.
3. Кто уступает место в транспорте старикам, женщинам с детьми?
- девушка,
- молодой человек,
- оба.
4. Кто первым кладёт телефонную трубку?
- девушка,
- молодой человек.
5. Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать?
- извините,
- извиняюсь.
6. Вы пришли в театр и пробираетесь на своё место в ряду. Как проходят по ряду перед сидящими людьми?
- спиной к сидящим,
- лицом к сидящим,
- боком к сидящим.
7 Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
- нежелательно.В любом случае предпочтительна сдержанность.
- шумное поведение допустимо везде.
8 Как следует принимать подарки?
-поблагодарить, не раскрывая подарка
- развернуть, порадоваться и поблагодарить
- развернуть и сдержанно поблагодарить, чтобы восторгом не обидеть гостей, преподнесших менее удачные и значительные подарки.
9 Обязательно ли снимать с подарка ярлык с ценой?
- обязательно,
- если ярлык свидетельствует о высокой цене подарка или престижной фирме-изготовителе, то его лучше оставить.
10. Как поступить со сладостями, фруктами, полученными в подарок?
- раскрыть, поблагодарить за подарок и отложить в сторону (фрукты и сладости желательно поместить в холодильник
- раскрыть. Поблагодарить и угостить присутствущих.
11. Как используется полотняная салфетка?
- её кладут на колени,
- кладут рядом с тарелкой,
- заправляют за воротник.
12. Как берут из общего блюда хлеб?
- руками
- вилкой
13 Сидя за праздничным столом, как есть хлеб?
- откусывать от куска
- отламывать рукой маленькие кусочки и есть их
14 Как познакомить своих друзей с родителями?
- представить родителей друзьям
- представить друзей родителям
15 Можно ли есть на улице, в театре, в транспорте?
- нельзя
- можно, если голоден
- можно во всех случаях
16 Встретив на улице приятеля (подругу), который гуляет со своими
друзьями, ты поздороваешься:
- только с другом
- со всеми

2. Культура речи.
Класс делится на 2 команды. Каждой команде дается лист с написанными на нем заголовками. Нужно за 3 минуты написать как можно больше вежливых слов и фраз, которые используют при:
- встрече
- расставании
- если обращаешься с просьбой
-если извиняешься
- если благодаришь
- высказываешь добрые пожелания
- выражаешь сочувствие
За каждое слово: 0,5 баллов.

3. «Сервировка стола». Высшая оценка – 10 баллов (3 балла за сервировку и по 1 за каждый вопрос)
Поведение за столом: За одну минуту вы должны правильно расположить приборы на столе? Тарелку, вилку, нож, ложку, бокал, рюмку, салфетку (Посуду ставят по прямой линии, отступив от края стола не менее 4-5 см, справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку, слева - вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой справа ставят стакан. Салфетки в салфетницы.
- Как надо есть хлеб, бутерброды? (Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками)
- У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как надо их есть? (Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вы резать серединку, есть маленькими дольками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их, в свою очередь, пополам)
- Что такой «шведский стол»? (Прием, посетители которого могут неоднократно подходить к столам, на которых выставляются кушанья, и по желанию выбирать наиболее понравившиеся. Наполнив тарелку, гости отходят и дают возможность подойти к столу другим. Затем они располагаются на стульях, креслах, диванах)
- Как едят пирожные, торты, пироги? (Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой. Слоенные пирожные и пироги едят, держа их в руках)
- Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать? Продемонстрируйте это (нож и вилка крест-накрест - пауза в еде, параллельно- окончание трапезы)
- С какого конца разбивать яйцо, чтобы его съесть? (не имеет значения, просто с тупого удобнее)
- По окончании обеда как выйти из-за стола? (Из-за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул)

4. Аукцион идей – за каждый правильный ответ – 1 балл, макс – 9 баллов
Ситуация 1:
Нарядная, оживлённая женщина входит в автобус; увидев её рядом поднимается мальчик.
-Садитесь, пожалуйста!
-Ну, что ты…Спасибо…Не надо…
-Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю.
В чём не прав мальчик?
Ситуация 2:
Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: «Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось». В чём не прав мальчик?
Ситуация 3.
«На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (ПК для жюри: нельзя показывать пальцем, только всей рукой)
Ситуация 4.
«На уроке». Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты используются учителем, а какие учеником?
Ситуация 5. За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? А как сказать словами, чтобы не обидеть бабушку?
Ситуация 6.
«В походе». Представьте себе такое: вы в походе у костра. Один мальчик пошёл за водой на речку. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чего-то там, на речке, испугался. Какие жесты и мимику он при этом использует?
Сейчас я предложу вам несколько ситуаций встреч и прощания. Задание: я описываю ситуацию, а вы отвечаете на вопрос и аргументируете, объясняете свой ответ.
Ситуация 7.
Встречаются два знакомых мальчика. Как они приветствуют друг друга?
Ситуация 8.
Мальчик встречается со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку?
Ситуация 9.
Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку?

5. У меня зазвонил телефон – по 2 балла за каждую ситуацию, макс – 10 баллов
Послушайте разговор по телефону и ответьте на вопрос: получился ли у ребят разговор по телефону? Почему вы так считаете?
Сценка.
Два мальчика сидят у телефона.
Первый: Алло! Алло!
Второй: Алло!
Первый: Слышно что-нибудь?
Второй: Слышно. А тебе слышно?
Первый: Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно?
Второй: Хорошо! А тебе?
Первый: И мне хорошо. Ха-ха-ха! Слышно, как я смеюсь? Давай разговаривать.
Второй: Давай. А о чём разговаривать?
Первый: Ну, о чём… О чем-нибудь… Хорошо, что мы купили телефон, правда?
Второй: Правда.
Первый: А вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?
Второй: Правда.
Первый: Ну?
Второй: Что «ну»?
Первый: Чего ж ты не разговариваешь?
Второй: А ты почему не разговариваешь?
Первый: Да я не знаю, о чём разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чём разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь.
ПК.
Недостаток этого разговора в том, что он бессодержателен.
Сценка №2.
У телефонов сидят два ученика. Первый набирает номер, у второго звонит телефон.
Первый.
Кто? С кем я говорю?
Второй.
Здрасьти. А кто вам нужен?
Первый.
Что? Куда я попал?
Второй.
Здравствуйте, товарищ! А вы куда хотели попасть?
Первый бросает трубку. Звучат гудки.
ПК для жюри.
Сначала надо поприветствовать собеседника и попросить к телефону того, кто вам нужен. Например: «Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Петю»
Если вам сказали, что вы не туда попали, вы можете переспросить: «Извините, это номер 1-58-17?» Если скажут, что нет, то надо попросить извинения и попрощаться.
Тот же, кому звонили, не должен спрашивать, кто ему нужен, а должен спросить, по какому телефону тот звонит.
Вопросы:
- Позвонили и попросили вашего старшего брата. Какие формулы речевого этикета вы используете в разговоре? (Подождите, пожалуйста. Извините, но он будет позже)
- Девочка звонит заболевшей подруге, но к телефону подходит её мама. Как может девочка обратиться к ней? С чего начать разговор? Можно ли, здороваясь, использовать слово «привет»? Как лучше выразить свою просьбу?
- Перечислите правила телефонного этикета. (*Дети заранее при подготовке могут использовать рисунки, иллюстрирующие эти правила. Разговор по телефону должен быть содержательным. Он должен быть коротким. Говорить надо вежливо, поздороваться, представиться, обратиться по имени)

6. Творческая
Капитаны команд (либо любой желающий) вытягивают карточку с написанной на ней пословицей. Необходимо изобразить пословицу, используя мимику и жесты. Команда отгадывает пословицу. Максимальное количество баллов – 8 (4 балла за артистичность, 4 балла, если команда отгадает пословицу).

Сбор в актовом зале

«Давайте говорить друг другу комплименты»
Комплимент соседней команде и комплимент любимой школе.

Поведение итогов, награждение.

Будьте добры иль будете любезны -
Эти слова в разговоре полезны.
С ними легко на прогулке и дома,
Будет приятно их слышать другому.
Если ты воспитан, если вежлив даже,
О тебе плохого никогда не скажут.
Ты старушке место в транспорте уступишь.
Маме помогая, хлеб к обеду купишь.
С другом на уроке ты болтать не будешь
И сказать «спасибо» ты не позабудешь.
В комнате порядок наведёшь, конечно.
И друзей поздравишь с праздником сердечно.
В разговоре взрослых перебить не сможешь.
И в несчастье другу ты всегда поможешь.
Слабому в защите, верно, не откажешь,
О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
Вежливый ребёнок-это просто клад!
С вами повстречаться каждый будет рад!

Надеюсь, что сегодня вы стали чуточку вежливее! Мы будет рады встрече с вами, наши вежливые дети и не забудем при прощании говорить простое слово – до свидания!

Внеклассное мероприятие «Этикет или основы хорошего тона»

Цели мероприятия:

· усвоение основных этических требований в поведении и общении с людьми, овладение навыками культурного поведения.

· формирование умений выдвигать гипотезы, обосновывать свои предположения, обобщать, делать выводы;

· расширение кругозора обучающихся;

· развитие познавательного интереса к истории этикета.

Оборудование: мультимедийный проектор, демонстрационный экран, презентация с вопросами и ответами, видеоматериалы, черный ящик, житоны за правильные ответы.

Вопросы для подготовки к игре:

    Что такое этикет? Каково происхождение этого слова?

    Кому принадлежит высказывание « Этикет – это разум для тех, кто его не имеет?»

    Сформулируйте золотое правило нравственности.

    Какая страна считается родиной этикета?

    Как называется свод правил поведения, по которому жила Россия в 16-17 веках? Кто его автор? О чем в нем говорилось?

    Назовите первую книгу по этикету вышедшую в России, его составителя, год выпуска. О чем в ней говорилось?

    Что вы знаете о правилах современного повседневного этикета?

Участники игры должны уметь:

Показать этикетную манеру поведения;

Правильно приветствовать, знакомиться;

Объяснять смысл пословиц и крылатых выражений об этикете;

- Обучающимся необходимо знать:

Основные сведения из истории этикета (в помощь заранее предоставляются вопросы);

Светский этикет начала 19 столетия;

Современные этикетные нормы приветствия и знакомства;

Правила игры: Обучающиеся делятся на 2 команды «знатоков» (по 6 человек в каждой команде). Выбираются главные знатоки, по чьим именам и будут называться команды. Время для обсуждения определяет заранее и озвучивает преподаватель. В течение игры командам предлагают «занимательные» паузы, в ходе которой игрокам сообщаются интересные и неизвестные им факты из истории этикета.

Слайд 2 : На экране высказывания писателей и философов:

«Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость!» (Мигель Сервантес);

«Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований» (Ральф Эмерсон)

Преподаватель: Здравствуйте ребята, сегодня наше внеклассное мероприятие называется «Этикет или основы хорошего тона» и посвящено оно тому, с чем мы сталкиваемся ежедневно, но порой не обращаем на это никакого внимания, а напрасно. Это наше поведение в обществе: наш внешний вид, наше поведение за столом, общение друг с другом, с педагогами и т.д.

Общение начинается с приветствия. Приветствие является знаком признания ценности и достоинства человека. Многообразие форм и многоцветная палитра приветствий в различных этикетах и культурах трудно поддаются всестороннему описанию и классификации. Формы приветствия чрезвычайно разнообразны. О племени Масаи рассказывают, что перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки. Жители Тибета, снимая шляпу, высовывают язык, а левую руку держат за ухом, как бы прислушиваясь. Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами. Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки; китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе самому; современные греки приветствуют друг друга словами: «Будь здоровым!», древние греки говорили друг другу «Радуйся!»; арабы приветствуют друг друга фразой: «Мир с тобой!», индейцы навахо – фразой «Все хорошо!». А как приветствуете друг друга вы? (Ребята отвечают на вопрос).

Раз уж мы сегодня поведем речь об этикете, то давайте вспомним что такое ЭТИКЕТ? Ответ: Этике́т - правила поведения людей в обществе.

Без чего невозможен этикет (без каких понятий?) Ответ: (Без понятий нравственность, моральный долг, ответственность)

Ход игры:

Сегодня наше мероприятие пройдет в форме игры с элементами викторины и элементами игры «Что, где, когда?», в ходе игры мы вспомним все, что узнали ранее об этикете и узнаем много нового. А помогать мне сегодня будут: Преподаватель Ольга Михайловна, она будет наблюдать за тем, кто первым и из какой команды поднял руку, выдавать за каждый правильный ответ по житону. В конце игры победителем будет считаться та команда, которая наберет большее количество житонов.

Посмотрите внимательно на экран и обратите внимание на высказывания писателей и философов. Я думаю, смысл этих высказываний понятен каждому уважающему себя человеку. Я хочу настроить Вас на плодотворную игру и пожелать, чтобы Вы своим поведением показали, что знакомы с правилами хорошего тона (это значит быть вежливыми и терпеливыми, не перебивать друг друга). Представление команд:

Разминка.

    Кто первый здоровается при входе в помещение? (первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста)

    Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым? (женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчиненный)? (Всегда действует правило: старший подает руку младшему, женщина - мужчине, начальник - подчиненному).

    Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый? (Входит первой всегда дама).

    Если опоздали в кино или театр, куда садиться? Нужно ли искать свое место? (Необходимо сесть на ближайшие свободные места, а пересесть на свое место можно в антракте).

    При разговоре по телефону, кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись).

    Нужно ли юноше при входе в помещение, например школы, снять вязаную шапочку? (Да)

    Должен ли юноша, приветствуя другого юношу на улице, снять перчатку, используя приветственное рукопожатие? (Да )

    По окончании обеда, как выйти из-за стола? (Из-за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул

Первый вопрос:

Вопрос задает заместитель директора по учебной работе и преподаватель русского языка и литературы Любовь Анатольевна Галыга (фото): Откуда и когда произошло слово "этикет"? (в 4 веке до н.э., Аристотель написал Этикет - это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе).

Слайд 3 Ответ: На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения, французского названия карточек - "этикетки" и произошло слово "этикет", вошедшее впоследствии в языки многих стран.

Второй вопрос:

Преподаватель: Ребята, внимание на экран: Юноша подошел к нескольким девушкам. Приветствуя их, он поцеловал руку двум из них, а двум другим нет.

Вопрос: Соблюдает ли он этикетные нормы? (Нет , руку следует поцеловать всем присутствующим девушкам ).

Третий вопрос-это Блиц-вопросы:

Наступило время блиц вопросов (командам задаются по 3 вопроса, на каждый отводится по 20 секунд).

1-ая команда

1. Предмет, при помощи которого джентльмены вызывают друг друга на дуэль.(Перчатка)
2. Что едят на завтрак леди и джентльмены? (Овсянку)

3. Как раньше называли парикмахеров? (Цирюльниками)

2-ая команда

1. Что носит на голове джентльмен? (Цилиндр)

2. Вы садитесь за стол, который сервирован разнообразными столовыми приборами. В центре возвышается белая накрахмаленная салфетка. Что вы станете с ней делать? (Развернете и положите на колени)

3. Древние римляне ели руками. Обо что они вытирали руки? (У богатых граждан были специальные рабы, о волосы которых вытирали руки после еды).

Четвертый вопрос:

Против знатоков играет преподаватель химии Владислав Александрович Пепеляев. Внимание, вопрос.

Уважаемые знатоки этикета. У меня вопрос о правилах древнего этикета, в которые могли быть включены и правила, которые кажутся просто самодурством.

Однако особым самодурством отличился персидский царь Кир II. История произошла недалеко от реки Гинд. В водах Гинда утонула его любимая лошадь, которую считали священной. Кир II отдал приказ казнить реку.

Вопрос: Как Киру II удалось осуществить свою бредовую идею?

Слайд 4 Ответ: Он приказал воинам изрыть реку многочисленными каналами, после чего она прекратила свое существование.

Пятый вопрос:

Против знатоков играет преподаватель Наталья Александровна Мандрикова Внимание, вопрос.

Какой русский царь лично составил свод правил хорошего поведения, в который входили следующие пункты: «в носу перстом не ковырять, в круг не плевать, ножом зубы не чистить, ногами не болтать…». Также запрещалось за столом облизывать пальцы, сморкаться в скатерть, плевать в свою тарелку и бросать кости под стол».

Слайд 5 Ответ: (Петр Первый)

1 Занимательная пауза:

Помощник 2: Правила этикета складывались столетиями. Этикет может существенно различаться в пределах различных культур и наций. В Китае человек, который забирает последний предмет с общего блюда, например, последний ломтик сыра, не предложив его прежде своим соседям по столу, будет воспринят как ненасытный обжора, который не уважает хозяев. В Австралии в женском кругу особу, которая забирает последний кусок зовут презрительно старой девой, в Европе же принято, чтобы тарелки после гостей были чистыми, так как это указывает на высокую оценку кулинарных способностей повара. В некоторых, мусульманских, обществах считается неприличным кушать при помощи левой руки, и даже тем, кто является прирожденным левшой, приходится переучиваться. Люди связаны были с традициями, обычаями той или иной страны, понятиями о добре и зле, с законами, которые принимало общество.

А потом эти правила стали записывать. Считается, что первая книга по этикету была написана в Египте около 2350 года до н.э. Она так и называлась: "Инструкция по поведению". Она до наших дней не сохранилась.

Шестой вопрос:

Преподаватель: Внимание, черный ящик.

Слайд 6 Этот овощ был известен уже в древние времена. Египтяне, например, всячески его обожествляли. Им клялись при заключении договоров и различного рода соглашений. В Средние века считалось, что он предохраняет воинов от стрел, ударов алебард и мечей. Рыцари, закованные в стальные латы, носили его на груди в качестве талисмана. А в России он был настолько популярен, что Петр Первый был вынужден запретить его употребление в некоторых случаях.

Ответ: (Чеснок)

Седьмой вопрос:

Против знатоков играет преподаватель истории Марина Шайхуловна Мусифулина. Внимание, вопрос. Основоположником западных манер этикета в России стал Петр I. Для просвещения дворянских детей царь велел трижды переиздать популярную в Европе книгу, которая была издана при нем и содержала в себе правила поведения. Многие из правил этого издания не утеряли актуальности и сегодня.

Вопрос: Как называлась эта книга?

Слайд 7 Ответ: («Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов")

Группам выдаются выдержки из сборника "Юности честное зерцало")

Переводчики” №1

Переводчики” №2

Восьмой вопрос:

Против знатоков играет преподаватель Ирина Владимировна Снопкова. Внимание, вопрос (Фото).

Прослушайте притчу. У нас один рот и два уха, значит, мы должны больше слушать, чем говорить. Но пара глаз расположена выше ушей, поэтому мы должны видеть, а не верить слухам. Над всем этим есть мозг, поэтому мы обязаны сначала думать, прежде чем, увидев отрывок и услышав слухи, «выливать» все через рот.

Вопрос: Как вы понимаете эту притчу?

Слайд 8 Ответ: (Мы должны увиденное и услышанное обдумать и осмыслить и только потом использовать речь)

Девятый вопрос:

Против знатоков играет Марина Шайхуловна Мусифулина. Внимание, вопрос. Шестого августа 1698 года, на следующий день после возвращения из заграничной поездки, Петр на своем Преображенском дворе принимал явившихся к нему с поклоном подданных. Их лица раздражали молодого царя, успевшего за два года жизни в Европе отвыкнуть от вида растительности на лице и длиннополой русской одежды. Петр привык действовать радикальными методами: он немедленно принялся за работу, и действия его привели в ужас многих бояр. Вопрос: Так что же такого сделал Петр Первый?

Слайд 9 Ответ: (Петр Первый начал стричь бороды боярам).

Десятый вопрос:

Против знатоков играет преподаватель Ольга Леонидовна Лупекина. Внимание, вопрос. "Здоров ли ваш скот?" Эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов говорят: "Я тебя вижу". В Китае спрашивают: "Ели вы сегодня?" И все это означает одно и то же.

Вопрос: А как звучит это по-русски?

Слайд 10 Ответ: (Здравствуйте).

Помощник 2: Практически любое мало-мальски знаменательное событие в средние века сопровождалось пиром, поэтому трапезные правила поведения имели довольно важное значение. В эпоху раннего средневековья обращали особое внимание на место расположения за столом: чем выше положение и значение гостя, тем ближе сидит он к хозяину. А вот о сервировке стола, также как и о правилах пользования столовыми приборами, понятий практически не было: ели тогда в основном руками, накладывая еду на ломти хлеба, заменявшие индивидуальные блюда.
Стол во время пира располагался в форме букв «Т» или «П». Место во главе стола занимал хозяин. Так как пища вплоть до XVI века употреблялась в основном руками, то их приходилось часто вытирать. Для этого служили всё те же хлебные мякиши и, как ни странно, полы скатерти (несмотря на то, что они обычно делались из довольно дорогих тканей). Салфетки в те времена тоже существовали, но служили они для другой цели: в них можно было завернуть угощение, которое гость желал забрать с собой (это не считалось зазорным). На стол мясные блюда подавались в основном целиком, а порцию отрезали своим собственным ножом или кинжалом.
Не менее важным атрибутом пира, который обычно продолжался в течение нескольких часов, была застольная беседа между гостями. Первоначально все гости размещались в общем зале за одним столом, что осложняло возможность разговора. В XV-XVI веках распространяется обычай, когда хозяин и почетные гости пировали отдельно в небольшой гостиной. За столом обычно не обсуждали слишком серьезные темы.

Одиннадцатый вопрос:

Против знатоков играет Тамара Павловна Брюханова (Фото).

Внимание, вопрос. Японцы предпочитают не произносить это слово. Если им задали вопрос, они вполне могут ответить «да», но означать это может и отказ.

Вопрос: Назовите слово, которое так не любят произносить японцы.

Слайд 11 Ответ: (слово «нет»)

Двенадцатый вопрос:

Внимание, черный ящик. Этим предметом пользовались с незапамятных времен. Он был известен еще в Древней Греции: им служили листья фигового дерева, которыми рабы вытирали губы после еды своим хозяевам. В эпоху Средневековья этот предмет получил распространение и в Европе. Интересно, что особой популярностью он пользовался в тех странах, где мужчины носили бороды и усы. В России он обязательно входил в приданное любой девушки, и бедной, и богатой.

Вопрос: Что лежит в черном ящике?

Слайд 12 Ответ: (Салфетка)

Рефлексия:

Подведение итогов игры. Выделение наиболее активных игроков. Обсуждение наиболее интересных на взгляд обучающихся вопросов. Написание пожеланий друг другу и озвучивание командам-соперникам.

Ребята, Вы сегодня были очень активными, всем своим поведением показывали друг другу и нашим уважаемым гостям, как правильно нужно вести себя в обществе. Какую бы Вы не освоили профессию, знание правил хорошего тона необходимо везде, это характеризует Вас как личность. Я благодарю Вас за игру и хочу пожелать Вам от себя лично, чтобы Вы всегда и везде были эталоном достойного поведения и своё умение и воспитанность в будущем передали своим детям.

Заключение:

Я ставила перед собой цель: повторить основные этические требования в поведении и общении с людьми, и овладение навыками культурного поведения через расширение кругозора обучающихся об этикете.

Данное мероприятие направлено на развитие УУД (универсальные учебные действия):

1.Включенность обучающихся в активную деятельность.

2.Групповая форма работы; обучающиеся сами определяют единые пути решения.

3.Включенность обучающихся в открытие новых знаний.

4. Обучающиеся в игровой форме получают знания, которые им пригодятся в дальнейшем в жизни.

5. Обучающиеся учатся различным способам выражения своих мыслей, искусству спора.

6. Обучающиеся организует форму деятельности, где они могут усвоить нужные знания и определенный ценностный ряд.

7.В данном мероприятии прослеживается педагогика сотрудничества.

Считаю, что на данном внеклассном мероприятии указанные цели достигнуты.

Переводчики” №1

У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить… но ожидать пока они выговорят…

Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив…

Неприлично отрокам руками или ногами по столу везде колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками и ножиком по тарелкам не стучать…

Переводчики” №2

Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот в сторону полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться…

Встретив знакомого, должно шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его…

Ешь, что перед тобой лежит, а иное не хватай, не бери перстами, не проглотя куска, не говори…

(Группы учащихся после выполнения задания представляют своё понимание правил поведения).

Цели занятия:

  1. Познакомить детей с правилами этикета; сформировать у учащихся понимания необходимости выполнения правил этичного поведения.
  2. Организовать знакомство детей с правилами поведения за столом, в гостях; упражнять в использовании слов, означающих просьбу, извинения.
  3. Формировать задатки самоконтроля в поведении детей.
  4. Воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях.

В гостях у дедушки Этикета.

Ответ: Это совокупность норм и правил поведения, установленных для различных форм общения, или просто – соблюдения правил хорошего поведения.

Ведущий: Теперь нам необходимо выбрать 2 команды и жюри.

(Ребята делятся на 2 команды. Назначается жюри.) – Итак, команды готовы, объявляю первый конкурс!

“Здравствуй, дедушка Этикет” (конкурс №1) .

(На доске два плаката с заготовками “фоторобота дедушки Этикета”)

В данном конкурсе вам предстоит сделать “фоторобот дедушки Этикета”. Посмотрите на плакаты. Вы видите веселое лицо, но все линии этого рисунка пока намечены пунктиром. Вам предстоит “проявить” рисунок: напишите на каждой линии слова, которые, на ваш взгляд, относятся к теме “Волшебные слова”.

(Команды выполняют задание)

Ученик читает стихотворение.

Извини,
Пожалуйста,
Прости, И разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения –
Есть еще таблица –
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
“Спасибо” и “Пожалуйста” -
волшебные слова!
Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит
И пройдет.
Перед словом вежливым
Двери отворятся!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
“Спасибо” и “Пожалуйста” -
Волшебные слова.

Ведущий: Вот у нас и готовы “фотороботы дедушки Этикета”. Но конечно, не все “волшебные слова” мы использовали. Волшебными мы называем те слова, которые действуют на нас как какое-то волшебство, магия. Давайте их вспомним. Чья команда назовет слово последней, та и выигрывает.

“Волшебные слова” (конкурс № 2)

Сценка “Волшебное слово”.

Сидел на скамейке старик с бородой
И зонтиком что-то чертил на песке.
А мальчик Павлуша, сердитый такой,
Сказал ему:

Ну-ка, подвиньтесь скорей!

Глянув на Павлушу, старик пересел.
Мальчик сердитый с ним рядом присел.

Почему ты, мальчик, так сердит?
Может быть, с тобой случилось что-то?

Ну а вам-то что? Сердит иль не сердит?
Это моя личная забота.

Да, твоя. Но только слышал как-то раз,
Что кричал ты.
Может, дрался со знакомым?

На свою семью сердит я и сейчас,
Может, даже убегу из дома.

Конечно, убегу.
Ленку больше видеть не могу.
Сколько красок у сестры родной,
Мне же дать не хочет ни одной.

Из-за этого не стоит убегать.

Да не только из-за этого.
Опять утром бабушка из кухни прогнала,
Даже маленькой морковки не дала.

Ведущий.

От обиды громко Павел засопел.
Опустил глаза, на землю посмотрел.

Пустяки, что один поругает,
А другой, может быть, поласкает.

Совсем не к кому мне приласкаться.
Брат вот на лодке едет кататься.
Но не хочет с собой взять меня.
Я сказал: “Все равно от тебя
Не отстану, весло утащу,
За тобой следом в лодку вскачу”.

Павлик тут кулаком постучал по скамейке.
И вдруг замолчал.

Брат не хочет тебя с собой взять?

Ну а вам для чего это знать?

Я помочь тебе, мальчик, сумею,
Так как словом волшебным владею./
Это слово тебе я скажу,
Как им пользоваться подскажу.
Слово нужно негромко сказать,
Собеседнику глядя в глаза.

Старик. (шепчет мальчику на ухо: “Пожалуйста”. Вслух.)

Помни, как говорить по-особому.

Я сейчас же, сейчас же попробую!

Со скамейки тотчас мальчик встал
И домой скорее побежал.
Он увидел, что Лена сидела
Тихо в комнате светлой своей,
Краски разные чудно блестели
На рабочем столе перед ней.
Увидала она брата тоже
И прикрыла их быстро рукой.

Павел (бурчит себе под нос).

Обманул меня дедушка все же,
Не поможет волшебное слово.

Подошел к Лене Павлик тихонько,
За рукав ее дернул легонько.
Заглянул осторожно в глаза,
Наклонился и тихо сказал:

Дай, пожалуйста, краску одну.

Пододвинулась Лена к окну,
Свои руки сняла со стола.

Тебе краска какая нужна?

Дай мне синюю.

Лена.

Вот, можешь взять.
А не хватит, еще могу дать.

Взял Павлуша краску синюю,
Подержал ее в руке,
Походил с ней по квартире он,
А затем вернул ее сестре.

Пойду я к бабушке сейчас,
Она в кухне стряпает как раз.

Отворил он на кухню дверь,
Прижался к бабушке своей,
Взглянул ей ласково в глаза
И тихим голосом сказал:

С утра я, бабуля, не кушал пока,
Пожалуйста, дай мне кусок пирожка.

Волшебное слово ей вмиг осветило
Улыбку, глаза и морщины

Горячего захотел, внучек милый?
Возьми-ка вот этот с малиной.

Пирожок у бабушки он взял
От радости ее расцеловал.

Павел (вспомнил старика и прошептал).

Он волшебник! Как я сразу не узнал?!

За обедом ближе к брату сел Павлуша,
Все, что брат говорил, он слушал.

Лодку свою я вчера починил
Весла наладил, на воду спустил.
Покатаюсь на лодке на той.

Ты, пожалуйста, возьми меня с собой!

Ведь тебе не стоит это ничего.
Ну, пожалуйста, возьми с собой его.

Покатай его, будь чуточку добрей.

Собирайся, путешественник, скорей!

Берет меня брат! Как же мне повезло!
Волшебное слово опять помогло!

Из-за стола Павлуша встал
И в сквер к скамейке побежал.
Но он немного опоздал
И старика там не застал.
Лишь зонтиком начерченные знаки
На песке заметны четко были для того,
Чтоб дети все случайно
Слов волшебных больше не забыли.

Ведущий: А знают ли наши команды вежливые слова на иностранных языках?

Англ. яз. – Please – пожалуйста, Excuse me – извините, Thank you – спасибо, I am sorry – простите.

Нем. яз. – Guten Tag – добрый день, Auf Wiedersehen – до свидания.

Мордовский – Васта мазанок – До свидания. Шумбрат – здравствуйте.

Ведущий: А теперь несколько сообщений из истории вежливых слов (рассказывают болельщики).

1. ученик: Самое простое слово “здравствуйте” означает: “Я вижу тебя, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе доброго здоровья, мира, счастья”.

2. ученик: Движения и жесты, которыми издавна обменивались люди во время приветствия, были очень разнообразными! Одни кланялись в пояс, другие падали на колени и ударялись лбом о землю, третьи прижимали руку ко лбу и сердцу, четвертые прикасались носами, пятые показывали язык...

3. ученик: Слово спасибо известно в русском языке с XVI века. Оно произошло от слов “спаси бог”. Теперь слово спасибо – отдельное слово. В конце второго слова исчезла буква Г, и образовалось слово, которое передает следующий смысл” “Я вас благодарю и желаю вам всех благ”.

4. ученик: Слово благословлять произошло от слов “говорить благое”, т.е. доброе слово. Благословлять – значить желать добра.

Песня “Если добрый ты”.

Ведущий: “Пригласительный Этикет”, (конкурс №3)

Перейдем к третьему конкурсу. Представьте себе, что вы приглашаете гостей к себе на день рождения. И многое зависит от того, как вы их пригласите, с каким настроением они придут к вам. Пригласить в гости можно в письменной или устной форме. Ваша задача – написать пригласительные открытки другу или подруге. Но сначала разминка по вопросам:

  1. Как поступить, если тебя пригласили в гости? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей.)
  2. Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)
  3. Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично)
  4. Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)
  5. Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)
  6. Как нужно вести себя в гостях? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания)

(Команды пишут, затем зачитывают приглашения). Ведущий: Итак, приглашение получено, теперь нужно подобрать подарок, следующий конкурс посвящен подарочному этикету.

“Подарочный этикет” (конкурс № 4)

(Помощники выносят стол, на котором лежат самые разные предметы: носки, носовой платок, вазочка, цветок, коробка конфет, книга, мягкая игрушка).

Вы видите на столе много подарков. Участник команды должен выбрать тот подарок, который бы он хотел подарить своему другу, подруге, маме. Учтите главное: вам необходимо будет объяснить, кому именно вы преподнесете этот подарок и почему ваш выбор пал именно на эту вещь.

(Член команды показывает подарок и объясняет свой выбор).

Ведущий: Подарок выбран. Можно идти в гости. Но на самом деле это еще не все. Ведь внешний облик человека – это тоже очень важно!

Каждая команда сейчас должна составить правила внешнего вида воспитанного человека.

  1. Одежда должна быть чистой.
  2. Волосы должны быть уложены в прическу.
  3. Одежда должна быть скромной, неброской.

Ведущий: Сейчас вопросы для тех, у кого хорошее чувство юмора. Я буду называть вам юмористические определения предметов одежды, а вы угадывайте, что на самом деле я имею в виду.

  • сапоги-теплицы (унты, валенки)
  • дубленки для сторожа (тулуп)
  • головной убор для дурака (колпак)
  • безрукавка с подолом (сарафан)
  • бабочка на косе(бант)
  • зонтик для носа (козырек)
  • стрелочники (брюки)
  • дамская треуголка (косынка)
  • защитная одежда стряпухи (фартук)
  • сверх обувь (галоши)
  • кистяное изделие (шаль).

Ведущий: Ну вот, теперь вы действительно готовы. Можно идти в гости. В гостях вас уже просят занять место за столом. Теперь необходимо вспомнить правила поведения за столом.

“Застольный этикет” (конкурс № 5)

Вопросы с ответами задаются командам по очереди.

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

  • как только вошли в комнату.
  • только после того, как сядут хозяева.
  • после приглашения хозяйки +

2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и...

  • заправляете за воротник.
  • кладете на колени +
  • кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

  • гневно отказаться.
  • отказаться, назвав причину отказа.
  • взять немного, поблагодарив +

4. Как правильно есть котлету?

  • ножом и вилкой.
  • одной вилкой +
  • одним ножом.

5. Для чего к рыбе подается нож?

  • чтобы отделять мясо от костей +
  • чтобы разрезать большой кусок на маленькие.
  • чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

  • самые большие.
  • самые маленькие.
  • те, что лежат ближе к вам +

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

  • в правой руке – вилка, в левой – нож.
  • в правой руке – нож, в левой – вилка +
  • по очереди.

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

  • поднять и продолжать есть.
  • попросить другой прибор.
  • извиниться и попросить подать другой прибор +

Ведущий: Конечно, главная задача гостей – не как можно больше съесть, а хозяина – откармливать гостей. Главной целью дружеской встречи является атмосфера – приветливые жесты, взгляды, улыбка. Здесь хорошо помогают игры, танцы, песни.

Песня “Дорога добра”.

(Подведение итогов, выступление жюри, награждение команд).

Внеклассное мероприятие «Правила этикета»

Цель: привитие правил поведения в обществе.

Задачи:

- воспитывать культуру поведения у подростков, вежливого, уважительного отношения к людям;

Развивать творческое оригинальное мышление, сообразительность, чувство юмора, интерес к культуре человека;

Сформировать у школьников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость;

Прививать у воспитанников навыки поведения в соответствии с общепринятыми правилами.

Литература:

Ход мероприятия

Эпиграфы:

1. «Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований».

Р.Эмерсен

2. «Воспитание мужчины и женщины проверяется тем, как они ведут

себя во время ссоры».

Бернард Шоу

    Орг. Момент. Класс делится на две группы.

(Правила этикета возникли в глубокой древности как удобные и разумные формы общения. Их существовало и существует бесконечное множество. В Древнем Китае, например, насчитывалось около тридцати тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем - все было строго определено и расписано. Не один год уходил у детей из богатых сословий на то, чтобы выучить эти правила. Да и для выполнения их требовалось столько времени, что позволить себе «церемониться» мог лишь не обремененный заботами и работой человек. В народе до сих пор бытует воспоминание об этих сложных правилах. И когда двое не соглашаются войти в дверь друг за другом, про них с иронией говорят: «Ну, развели китайские церемонии».

В Японии, когда за столом собираются несколько человек, все точно знают, где должен сидеть каждый: кто у ниши с картиной - на самом почетном месте, кто первый по левую руку от него, кто второй и кто должен сидеть у входа. Любая попытка сесть на «незнакомое» место вызовет лишь всеобщее смятение. Именно это происходит, когда заезжий иностранец, желая прослыть скромным, упрямо отказывается от предназначенного ему за столом места.

Очень своеобразны у японцев правила хорошего тона. Заметив знакомого, японец считает своим долгом прежде всего замереть на месте, даже если дело происходит на середине улицы и прямо на него движется трамвай. Затем он как бы переламывается в пояснице, ладони его вытянутых рук скользят вниз по коленям, и, застыв еще на несколько секунд в согбенном положении, он осторожно поднимает вверх одни лишь глаза. Выпрямляться первым невежливо, и кланяющимся приходится зорко следить друг за другом.

Со стороны эта сцена производит впечатление, будто обоих хватил прострел, и они не в силах разогнуться. Токийские газеты подсчитали, что каждый служащий ежедневно отвешивает таких официальных поклонов в среднем 36 раз, агент торговой фирмы 123 раза, девушка у эскалатора в универмаге 2560 раз.

В толпе же с японцем происходит таинственное превращение. Куда исчезают его изысканные манеры, предупредительность, учтивость? Он прокладывает себе дорогу в людском потоке, совершенно не обращая ни на кого внимания. До тех пор, пока прохожие на улице или пассажиры в вагоне остаются незнакомыми, японец считает себя в праве относиться к ним как к неодушевленным предметам. Садясь в автобус, он может без зазрения совести отпихнуть с подножки женщину, может, пустив в ход колени, локти, обменяться пинками с соседом.

Если верить историческим фактам, слово "этикет" впервые появилось в обиходе при дворе Людовика XIV. На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения, и от названия карточки пошло слово "этикет".

На Руси правила хорошего тона складывались с незапамятных времен. Эти правила регулировали взаимоотношения людей, а свод предписаний стали оформлять относительно недавно, при Петре I . В XVI веке появился сборник под названием «Домострой», ценнейший памятник средневековой культуры. Он определял регламент жизни средневекового человека, ее хозяйственную, религиозную и семейную стороны. Домострой рассказывал о том, что значит быть нравственным, давал хозяйственные советы, рекомендовал рецепты народной медицины.

Сборник был основан прежде всего на христианской морали, поэтому большое место в нем уделялось нравственным поучениям. Понятия нравственности и этики тесно переплетались в подобных учебниках жизни. Считалось, если человек Богу угоден, чист и нравственен, то он всегда будет поступать правильно.

В XIX веке в России издавались многочисленные сборники правил, советов и наставлений для разных случаев жизни: как принято в светском обществе держать себя на кристинах, свадьбах, юбилеях, обедах, вечерах, раутах, на прогулке, в театре и т. д. Вот некоторые названия этих изданий: «Светская жизнь и этикет», «Джентльмен. Настольная книга изящного мужчины», «Для молодых модных господ», «Искусство нравиться дамам и молодым девицам». В книгах были приложения: дуэльный кодекс; образцы разговоров и писем; советы, как выбрать богатую невесту и др.)

Итак, мы начинаем. Разберем несколько ситуаций.

    Сценка «День рождения » ( ученики обыгрывают ситуацию ).

Одноклассники собрались на день рождения к своей подруге. Приготовили подарки. Подошли к квартире, звонят в дверь. Нина открывает дверь.

Здравствуй, Нина! Поздравляем тебя с днем рождения, желаем тебе……

Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас паркет! А где подарки?

Друзья протянули ей подарки, ничего не говоря.

Тоже мне подарки! Да книг у меня целая полка, мягких игрушек тоже много. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.

Ребята оглянулись и пошли назад к дверям.

Подождите, вы куда?

Но ребята ушли.

Идет обсуждение ситуации.

Игра «Вежливые слова»

Ученики встают в круг. По очереди кидают мячик товарищу и называют вежливые слова, а они, в свою очередь тоже называют вежливые слова и кидают его обратно другому ученику. Кто не называет, выходит из игры. Выигрывает тот, кто остался последним в кругу.

    Вопрос про дружбу, друзей.

Сценка из рассказа «Горький апельсин»

Алена сидела на лавочке и в руках у нее было что-то похожее на маленькую дыньку. Она отщипывала кожуру и бросала на землю.

Что это у тебя? – спросил подбежавший Сережа.

Разве не видишь – буркнула Алена.

Мандарин! – обрадовался Сережа. Мне папа тоже покупал и я тебя угощал….

А вот и не отгадал.

А что же?

А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.

А мне дашь попробывать?

Да он невкусный, горький и кислый.

Да ничего, дай хоть долечку!

Говорю тебе, он плохой, - и соскочила с лавочки. В этот момент апельсин падает. Алена ойкнула и заплакала .

Что ты плачешь? Он же плохой!

Обсуждения : 1) Права ли Алена? 2) Что она сделала не так? 3) Что бы вы сделали на ее месте?

Затем первая группа формулирует правила о дружбе, а вторая – правила вежливости. Ученики зачитывают свои правила . Например:

Правила о дружбе
1. С друзьями разговаривай вежливо, приветливо
2. Помогай другу, не жди, когда он попросит тебя о помощи
3. Поделись с другом
4. Останови товарища, если он поступает плохо
5. Надо искренне радоваться успехам товарища
6. За свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого.

Правила вежливости
1. Надо уметь вежливо принимать гостей
2. Хозяин должен быть внимательным (уделять каждому внимание), приветливым
3. За поздравления и подарки благодарят
4. Нужно помнить, что дарить подарок труднее, чем его получать.

    Правила поведения за столом.

( Идет беседа, а некоторые моменты ученики демонстрируют )

Некоторые молодые люди, очевидно, считая, что это выглядит оригинально, сидя за обеденным столом, локти ставят на стол, наваливаются грудью на стол, голову подпирают рукой, зевают, равнодушно при этом ковыряясь в тарелке. Другие, набив полный рот кусками мяса, откидываются на спинку стула и, заразительно смеясь, пытаются рассказать смешную историю. Пища может выпасть изо рта, в худшем случае - попасть в дыхательное горло. Приходится задыхающегося и раскрасневшегося человека стучать по спине у всех на виду, чтобы, не дай Бог, не задохнулся.

За обеденным столом сиди прямо, локти на стол не ставь (на столе могут находиться только кисти рук), при разговоре с соседом поворачивай голову, а не всё туловище. Рот не набивай. Когда жуёшь, старайся, чтоб соседи по столу этого не слышали: есть и пить нужно бесшумно, умеренно и спокойно.

Не сгибайся при еде низко над тарелкой. Не перебирай еду, а ешь все подряд. В общем блюде не копайся, выбирая лучший кусок, а бери тот, что ближе к тебе. Ни в коем случае не нюхай еду и не критикуй ее, так ты смертельно обидишь хозяйку. Отказываться от какого-либо блюда нужно без объяснения причины, а не объяснять, что оно тебе не нравится или вредно. Нельзя ковыряться в зубах после сытного обеда - это делают, когда находятся в одиночестве.

Со стороны гостей будет нетактично, если они будут критиковать подаваемое блюдо или закуску. Не следует также вспоминать, что когда-то, где-то подавали вкусное блюдо, необыкновенный торт или восхитительный напиток.

Если ты вдруг опрокинул стакан на одежду соседа, не впадай в длинные объяснения, почему это произошло, не вздыхай весь вечер по поводу своей неловкости. Не привлекай к данному инциденту внимание окружающих. Извинись перед соседом и передай ему солонку.

Если блюдо, которое ты хочешь попробовать, находится далеко, не тянись к нему через весь стол: попроси сидящего поблизости человека передать его тебе. Кстати, по законам этикета ты должен ухаживать за соседкой, которая сидит справа от тебя.

Некрасиво протягивать руку через соседа или придвигать к себе блюдо через весь стол.

Воспользовавшись общим блюдом, сахарницей, солонкой, тут же поставь их на прежнее место, не оставляя надолго у своего прибора.

Не следует за столом играть приборами, сворачивать край скатерти в трубочку, протягивать во всю длину ноги под столом.

Подавая нож соседу по столу, протягивай его ручкой, а не острием. Ножи и вилки нужно держать за конец ручки, а не у самого лезвия ножа или развилки. Ни в коем случае нельзя брать нож в рот.

Каждый ученик отвечает на вопросы ( презентация «Правила поведения за столом»), после подсчитываем очки и подводим итоги.

Чем занять гостей

Предложить гостям смотреть телевизор - не лучший вариант общения. Помните: занять гостей, чтобы не было им скучно - главная забота хозяев. И неоценимую помощь в этом нам оказывают различные игры. Играют не только дети, но и взрослые. Есть много веселых игр, которыми можно занять гостей. С некоторыми из них мы и познакомимся сегодня.

Для этой игры нужно заранее придумать и написать на билетах различные задания для участников. Каждый из играющих вынимает билетик и выполняет задание, которое ему досталось. Примеры заданий: прочитать любимое стихотворение, спеть песню, частушку, загадать загадку и т.д.

Гостей можно разбить на команды и устроить интеллектуальное соревнование. Вопросы для викторины могут быть самые разные, а мы предлагаем вам поиграть в «Перевертыши»: разгадать зашифрованное название книг, сказок, поговорок.

1. Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта.)

2. Лысина - мужское безобразие. (Коса - девичья краса.)

3. Курица кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ.)

Названия художественных произведений:

1. Счастье от глупости. («Горе от ума».)

2. Закон и поощрение. («Преступление и наказание».)

3. Прибитые штилем. («Унесенные ветром».)

4. Девочка-великан. («Мальчик-с-пальчик».)

5. Толстяк смертный. («Кощей Бессмертный».)

6. Ты забыла ужасную вечность. («Я помню чудное мгновенье...»)

Каждая группа называет пословицы, поговорки о дружбе, вежливости, правилах этикета.

Работа в парах: «Собери пословицу». Ученикам предлагается собрать пословицу о правилах поведения из разрезанных частей. Например:

Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.

Поклониться - голова не отвалится.

Посади свинью за стол - она и ноги на стол.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

К обедне ходят по звону, а к обеду по зову.

В гости ходить - надо и к себе водить.

Умей в гости звать, умей и встречать.

Ребята, вы сегодня замечательно поработали, молодцы! Наше мероприятие закончилось.

Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это – основа основ.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения