В какой семье родился глинка. Краткая биография глинки михаила ивановича. М. И. Глинка. Краткая биография: путешествие за границу

Михаил Иванович Глинка, - не просто еще один талантливый русский композитор. Это основоположник классической русской музыки и создатель первой национальной русской оперы . Талантливейший человек и патриот своей Родины, который всю свою жизнь посвятил музыке. Произведения Глинки оказали огромное влияние на творчество композиторов следующего поколения.

Русская музыка до Глинки сосредотачивалась в области романса и театра, а также вокруг литургических нужд. Она была своего рода «ситуационным», несамостоятельным искусством. Глинка стал первым, кто смог сделать ее самостоятельным способом высказывания, который черпает средство воплощения, логику и смысл в самом себе.

Краткая биография Михаила Глинки

Постоянные затруднения испытывают биографы Глинки Михаила Ивановича. Краткую биографию своей жизни он написал сам. Причем сделал это таким сухим и ясным языком, что добавить что-то к уже сказанному самим композитором практически нечего. Поэтому биографам остается лишь пересказывать то, что уже было написано.

Глинка создал в истории русской музыки новый исторический период . В своих сочинениях он использовал особенности ритма и голосоведения русской народной музыки. Его творчество, которое основывалось и росло на почве народной песенности и древнерусского хорового искусства, глубоко национально. Но в то же время удивительным образом связано с передовой европейской музыкальной культурой.

В творчестве композитора представлены практически все музыкальные жанры, но главный, конечно, - опера. В музыкальной драматургии Михаил Иванович стал новатором, - он отказался использовать разговорный диалог, и оперная форма получила целостность симфонического развития.

Детство

По преданию, в день, когда родился Михаил Глинка, вокруг его дома все утро пели соловьи. Случилось это 20 мая 1804 года в имении отца, Ивана Николаевича Глинки, расположенного в селе Новоспасском. Михаил был вторым ребенком, в семье. Но его старший брат умер, не прожив и года. Это обстоятельство стало причиной того, что маленького Мишу забрала на воспитание бабушка, практически обвинив родителей в смерти первого сына.

Будущий композитор имел возможность познакомиться с профессиональной музыкой еще в раннем детстве. В имении его дяди классические пьесы и русские песни часто играл крепостной оркестр. Мальчик с раннего детства обучался игре на скрипке и фортепиано.

В возрасте 6 лет Михаил возвращается на воспитание к матери, так как умирает его бабушка. Мальчик воспитывается дома еще в течение 6,5 лет. Затем в возрасте 13 лет родители отдают сына на обучение в Санкт-Петербургский пансион, находящийся при педагогическом институте. Это было престижное учебное заведение, в котором могли учиться лишь дворянские дети. В Петербурге Михаил знакомится со Львом и Александром Пушкиными , Василием Жуковским, Евгением Баратынским и Владимиром Одоевским.

Расцвет творчества

Помимо основной учебы, будущий музыкальный гений начинает брать уроки у известного пианиста Карла Майера . Глинка утверждал, что на формирование его музыкального вкуса повлиял именно этот преподаватель. В 1822 году обучение заканчивается. На выпускном вечере Михаил исполняет на фортепиано концерт Гуммеля. Выступление высоко оценили все, кто присутствовал на празднике.

В течение следующих 13 лет будущий композитор продолжает совершенствовать свой музыкальный талант. Кроме того, что он руководит крепостным оркестром своего дяди и музицирует в домашних дворянских салонах, - он продолжает изучение европейской музыкальной классики. В это время он особенно увлекается композицией и начинает пробовать свои силы в разных жанрах.

В этот период написаны такие песни и романсы:

  • «Не искушай меня без нужды»;
  • «Ночь осенняя, ночь любезная»;
  • «Не пой, красавица, при мне».

Также в это время появляются удачные оркестровые увертюры, струнные септеты, произведения для арфы, фортепиано. Все произведения имеют успех, популярность Глинки стремительно растет. Несмотря на это, композитор остается недоволен собой, не признает и не верит в свой талант.

Весной 1830 года Михаил реализовывает, наконец, свою мечту и едет в Италию. По дороге он решает совершить небольшое путешествие по Германии, которое в итоге растянулось настолько, что композитор попадает в Италию лишь в начале осени. Поселяется в центре музыкальной культуры того времени - в Милане. В Италии он изучает итальянский стиль пения - бельканто. Знакомится с композиторами Винченци Беллини и Доменико Доницетти.

Прожив в Италии около 4-х лет и сочинив несколько произведений в итальянском стиле, Глинка уезжает в Германию. Там он планирует усовершенствовать свои познания в музыкальной теории, которой владел, как он считал, недостаточно хорошо. Для этого он берет уроки у многих известных педагогов, в том числе у Зигфрида Дена. К сожалению, сообщение о смерти отца заставляет его вернуться в Россию, не завершив обучение.

Рождение русской оперы

Из путешествия музыкант вернулся с обширными планами. Он задумал создать свое главное произведение, - первую русскую оперу. После долгих поисков, сюжет, наконец, был найден. По совету Василия Жуковского, композитор остановил свой выбор на истории о русском героине, .

Опера получила название «Жизнь за царя» и несмотря на препятствия со стороны директора императорских театров, была поставлена 27 ноября 1836 года. Представление имело оглушительный успех, сам император лично разговаривал с композитором и благодарил его.

Уже через год после постановки «Жизни за царя» , автор приступает к созданию своей второй оперы. На этот раз, в качестве сюжета для произведения, он выбирает поэму своего друга Александра Пушкина, - «Руслан и Людмила» . Глинка был уверен, что будет составлять план оперы по указаниям Пушкина. К сожалению, гибель поэта не позволила этим планам осуществиться.

Опера рождалась достаточно долго почти 6 лет. Премьера нового произведения состоялась в ноябре 1842 года. На представление приехал известный композитор Ф. Лист. Несмотря на то что новое произведение Глинки не смогло повторить оглушительный успех «Жизни за царя», Лист был в восторге от новой оперы и поражался огромному таланту ее создателя.

Новый отъезд из России и зарубежный успех

Критику новой оперы Глинка переживал достаточно тяжело. Композитор решает сменить обстановку и в 1844 году уезжает во Францию, где знакомится с композитором Гектором Берлиозом. На одном из своих концертов, Берлиоз решает включить в программу некоторые из произведений Глинки. Успех, который обрушился на Михаила Ивановича, побудил его дать в столице Франции благотворительный концерт, который полностью состоял из его произведений.

В мае 1845 года композитор отправляется дальше, в Испанию . Там он собирает и записывает фольклорные испанские мелодии, изучает язык и культуру. В Испании творческое вдохновение и уверенность в себе возвращаются к композитору. Под впечатлением от поездки он создает такие произведения:

  • «Арагонская охота»;
  • «Воспоминание о Кастилии».

В середине 1847 года Глинка возвращается в Россию, в родное имение. Затем решает провести зиму в Смоленске, но повышенное внимание света быстро утомляет композитора и он отправляется в Варшаву. Здесь он создает свою симфоническую фантазию «Камаринская».

В 1851 году музыкант ненадолго возвращается в Петербург, а уже в 1952 снова уезжает в путешествие, целью которого была Испания. Устав от переездов, Глинка принимает решение остановится и передохнуть во Франции. В итоге в Париже он остается около 2-х лет, где работает над симфонией «Тарас Бульба» . Начало вынудило композитора вернуться на Родину, так и не окончив симфонию.

В Россию Глинка приехал в мае 1854 года. Лето провел на даче в Царском Селе, а затем, вернулся в Петербург, где приступил к созданию мемуаров. И на этот раз музыкант не смог долго находиться на одном месте и через 2 года уехал в Берлин.

За свою жизнь композитор успел посетить такие страны:

  1. Германия;
  2. Италия;
  3. Австрия;
  4. Франция;
  5. Испания;
  6. Польша.

Личная жизнь

Кратко пересказать личную жизнь музыканта достаточно сложно, несмотря на то, что в его жизнь было всего 2 серьезных романа. Отношения с обеими женщинами были достаточно напряженными и закончились, к сожалению, несчастливо.

Друзья и родные не верили, что Михаил Иванович способен хоть на минуту оторваться от своих нот. Поэтому были шокированы, когда в 1835 году узнали о том, что он женится. Избранницей оказалась Мария Петровна Иванова, женщина без образования и состояния, ненавидевшая музыку и не обладавшая даже хорошенькой внешностью. Композитор писал матери о том, что его избранница имеет доброе сердце, умерена в желаниях и очень рассудительна.

Буквально через несколько месяцев Глинка понял, что связал свою жизнь с женщиной, которую интересуют лишь наряды и украшения. Вместо заботы, молодая супруга одаривала мужа постоянными придирками в итоге бывать дома он старался как можно реже.

Только через 4 года после свадьбы музыкант узнал то, о чем давно знали все его друзья, - жена практически в открытую живет с другим мужчиной и даже тайно с ним обвенчалась. Композитор подал на развод. Процесс оказался далеко не таким быстрым, как того ожидал Глинка. В конце концов, получить развод ему удалось лишь в 1846 году.

В 1840 году композитор знакомится с Екатериной Керн и сразу в нее влюбляется. Девушка отвечает ему взаимностью. На несколько лет она становится музой Глинки, который посвящает ей несколько небольших произведений, а также романс на стихи А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье».

В 1841 году Екатерина получает надежду на скорый развод Глинки с женой, так как становится известно о тайном венчании Марии Петровны с корнетом Васильчиковым. Михаил Иванович старается как можно скорее завершить дело, так как Екатерина сообщает ему о своей беременности. Надежды Глинки и его избранницы на скорый исход дела не оправдываются. Екатерина Керн начинает терять терпение и обвиняет композитора в нерешительности, который в итоге дает ей деньги для того, чтобы избавиться от ребенка.

Постоянные упреки и ссоры с Екатериной привели к тому, что композитор не решился жениться во второй раз и оставил девушку. В течение 7 лет она ожидала, что Глинка вернется к ней. Так и не дождавшись, вышла замуж за другого в возрасте 36 лет.

Смерть композитора

Зимой 1857 года Михаил Иванович заболел. В это время он находился в Берлине. Неизвестно содержание бесед композитора с врачами, его лечившими. Но из тех записок, которые он успел за это время написать, можно сделать вывод, что врачи не только не давали ему никаких прогнозов, но даже и не пытались лечить пациента, просто ожидая его конца.

Скончался композитор 15 февраля. Похоронили Михаила Ивановича в Берлине, на лютеранском кладбище. В мае 1857 года его прах был доставлен в Россию и перезахоронен на Тихвинском кладбище. Надгробная плита, которая находилась на первоначальной могиле, композитора была перенесена на берлинское русское православное кладбище. Ее фотографию можно найти в википедии.

Глинка Михаил Иванович

Великий русский композитор, основоположник русской классической музыки.

Биография

Детские и юношеские годы

М.И. Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском, близ Ельни Смоленской губернии, в имении отца, капитана в отставке, Ивана Николаевича Глинки. Болезненный и слабый ребенок, он воспитывался своей бабушкой (по отцу), крутой и властной женщиной, грозой крепостных и своих близких. Начальное образование получил дома. Музыкальные занятия с приглашенной из Петербурга гувернанткой, Варварой Федоровной Кламер, игра на скрипке и фортепиано начались довольно поздно (1815-1816) и носили любительский характер. Музыкальные способности в это время выражались "страстью" к колокольному звону, Глинка умел на медных тазах ловко подражать звонарям.

В начале 1817 года Глинка был отвезен в Петербург, где его поместили в только что открытый Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Этот пансион был привилегированным учебным заведением для детей дворян. В год открытия Благородного пансиона туда поступил Лев Пушкин - младший брат поэта. Он был на год моложе Глинки, и они, познакомившись, подружились.

Тогда же Глинка познакомился и с самим поэтом, который "хаживал к нам в пансион к брату своему". Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано. Обучался музыке у лучших петербургских учителей того времени: скрипача Франца Бема, пианиста Джона Фильда, Шарля Майера. У итальянца Тоди М.Глинка начал учиться и пению. В начале лета 1822 года Глинка был выпущен из пансиона, оказавшись одним из лучших учеников. В день выпуска он вместе со своим учителем Майером с успехом публично сыграл фортепианный концерт Гуммеля.

Творческие годы

Первый опыт Глинки в сочинении музыки относится к 1822 году - времени окончания пансиона. Это были вариации для арфы или фортепиано на тему из модной в то время оперы австрийского композитора Вейгля "Швейцарское семейство". С этого момента, продолжая совершенствоваться в игре на фортепиано, Глинка всё больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. Долгое время он остается неудовлетворенным своей работой. А ведь именно в этот период были написаны хорошо известные романсы и песни: "Не искушай меня без нужды" на слова Е.А. Баратынского, "Не пой, красавица, при мне" на слова А.С. Пушкина и другие.

В начале марта 1823 года Глинка отправился на Кавказ, на минеральные воды, но это лечение не поправило его слабого здоровья. В сентябре он возвратился в Новоспасское и с новым рвением принялся за музыку. Он занимался музыкой очень много и пробыл в деревне до апреля 1824 года, а потом уехал в Петербург и поступил на службу в Министерство путей сообщения (1824-1828). Но так как служба отрывала его от занятий музыкой, Глинка вскоре вышел в отставку. Постепенно круг знакомств Глинки в Петербурге выходит за рамки светских отношений. Он знакомится с Жуковским,Грибоедовым, Мицкевичем, Дельвигом, Одоевским. В апреле 1830 года ухудшившееся здоровье заставило Глинку выехать для лечения в Германию и Италию.

Проведя несколько месяцев в Ахене и Франкфурте, он прибыл в Милан, где занимался композицией и вокалом, посещал театры, совершал поездки в другие итальянские города. В Италии Глинка изучал бельканто и итальянскую оперу, познакомился с Беллини и Доницетти. Прожив в Италии около 4-х лет, Глинка в июле 1833 года поехал в Германию. Там он познакомился с талантливым немецким теоретиком Зигфридом Деном и в течение нескольких месяцев брал у него уроки. За границей Глинка написал несколько ярких романсов: "Венецианская ночь", "Победитель" и др. Тогда же у него зародилась мысль о создании национальной русской оперы.

В 1834 году он стал работать над оперой "Иван Сусанин", сюжет которой Глинке подсказал Жуковский. Занятия Глинки в Берлине были прерваны известием о смерти его отца. Глинка тотчас же отправляется в Россию. Заграничное путешествие неожиданно окончилось, однако он в основном успел осуществить свои планы. Вернувшись на родину, Глинка принимается за сочинение русской оперы. Ни семейные потери (смерть отца, а позже и брата), ни знакомства и амурные приключения (вроде истории с немкой Луизой), ни сватовство и женитьба не могли помешать этой работе.

(В апреле 1835 года Глинка женился, избранницей оказалась Марья Петровна Иванова, миловидная девушка, его дальняя родственница. Но этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы).

Опера быстро продвигалась, но добиться постановки её на сцене Петербургского Большого театра оказалось делом нелегким. Директор императорских театров А.М. Гедеонов с большим упорством препятствовал принятию новой оперы к постановке. По-видимому, стремясь оградить себя от любых неожиданностей, он отдал её на суд капельмейстеру Кавосу, который являлся автором оперы на тот же сюжет. Однако Кавос дал произведению Глинки самый лестный отзыв и снял с репертуара свою собственную оперу. Таким образом, "Иван Сусанин" был принят к постановке, но Глинку при этом обязали не требовать за оперу вознаграждения.

Премьера оперы "Жизнь за Царя" (в следующих постановках - "Иван Сусанин") состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным. Глинка писал своей матери на следующий день: "Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актеры выходили из себя от рвения... государь-император... благодарил меня и долго беседовал со мною..."

За "Жизнью за Царя" в 1837 году последовали гениальный "Ночной смотр" и превосходная в музыкальном отношении "Херувимская", написанная для Петербургской Придворной капеллы, где Глинка после блестящего успеха своей первой оперы получил место капельмейстера (1837-1840). Еще в 1837 году Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет "Руслана и Людмилы". В 1838 году началась работа над сочинением, композитор мечтал о том, чтобы сам Пушкин написал для нее либретто, но преждевременная смерть поэта помешала этому. Опера создавалась в нелегкое для Глинки время. Он развелся с женой, а в ноябре 1839 года, измученный домашними неурядицами, сплетнями и утомительной службой в Придворной капелле, Глинка подал директору прошение об отставке; в декабре того же года Глинка был уволен.

В 1838 году Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: "Вальс-фантазию" (1839) и романс на стихи Пушкина "Я помню чудное мгновенье" (1840).

Весной 1842 года Глинка завершает работу над созданием своей второй оперы - "Руслан и Людмила", которая растянулась более чем на пять лет. Ее первое представление состоялось 27 ноября 1842 года, день в день через 6 лет после премьеры "Ивана Сусанина". Однако новая опера Глинки, в сравнении с "Иваном Сусаниным", вызвала более сильную критику. Царская семья покинула ложу до окончания премьерного спектакля, вскоре оперу совсем сняли со сцены; редко ставился и "Иван Сусанин". Композитор тяжело это переживает. В середине 1844 года он предпринимает новое длительное заграничное путешествие - на этот раз во Францию и Испанию. Вскоре яркие и разнообразные впечатления возвращают Глинке высокий жизненный тонус. В 1845 году он написал концертную увертюру "Арагонская хота", а вернувшись в Россию (1848) Глинка пишет еще одну увертюру "Ночь в Мадриде" (1851), тогда же была сочинена симфоническая фантазия "Камаринская" на тему русских песен.

В мае 1851 года умерла мать композитора, Е.А. Глинка. Полученное известие настолько потрясло композитора, что у него отнялась правая рука. Мать была самым близким человеком, и как оказалось трудно жить без нее. Глинке не было еще и пятидесяти, а физические силы его слабели. В 1852 году Глинка надеется поправить здоровье в Испании, но добравшись до Парижа задерживается там на два года. Последние годы жизни Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже, а с 1856 года - в Берлине. Он был полон творческих планов, но не хватало сил довести до конца задуманные произведения. Глинка все слабел, и 3 (15) февраля 1857 года его не стало.

Он умер в Берлине, на чужбине, вдали от родных и близких. Был похоронен там в скромной могиле на лютеранском кладбище. В мае того же года младшая сестра композитора Людмила Ивановна Шестакова с друзьями перевезла тело в Кронштадт пароходом. 24 мая 1857 года гроб с телом Глинки опустили в русскую землю на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. В 1859 году на могиле М.И. Глинки был открыт памятник (арх. И.И. Горностаев, ск. Н.А. Лаверецкий), а еще через 46 лет, в январе 1906 года, рядом была похоронена и Л.И. Шестакова. Могилы Глинки М.И. и Шестаковой Л.И. Первоначально композитор и его сестра были похоронены недалеко от входа на кладбище, в 1936 году при реконструкции некрополя, прах М.И. Глинки и Л.И. Шестаковой был перенесен вглубь кладбища, на Композиторскую дорожку.

Основные произведения

Оперы

«Жизнь за царя» (1836)

«Руслан и Людмила» (1837-1842)

Симфонические произведения

Симфония на две русские темы (1834, окончена и оркестрована Виссарионом Шебалиным)

Музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» (1842)

Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» (1845)

«Камаринская», фантазия на две русские темы (1848)

Испанская увертюра № 2 «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1851)

«Вальс-фантазия» (1839, 1856)

Камерно-инструментальные сочинения

Соната для альта и фортепиано (неоконченная; 1828, доработана Вадимом Борисовским в 1932)

Блестящий дивертисмент на темы из оперы Беллини «Сомнамбула» для фортепианного квинтета и контрабаса

Большой секстет Es-dur для фортепиано и струнного квинтета (1832)

«Патетическое трио» d-moll для кларнета, фагота и фортепиано (1832)

Романсы и песни

«Венецианская ночь» (1832)

«Я здесь, Инезилья» (1834)

«Ночной смотр» (1836)

«Сомнение» (1838)

«Ночной зефир» (1838)

«В крови горит огонь желанья» (1839)

Свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839)

«Попутная песня» (1840)

«Признание» (1840)

«Заздравный кубок» (1848)

«Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848)

«Мери» (1849)

«Адель» (1849)

«Финский залив» (1850)

«Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855)

«Не говори, что сердцу больно» (1856)

Гимн Российской Федерации

Патриотическая песня Михаила Глинки в период с 1991 по 2000 год являлась официальным гимном Российской Федерации.

Память

В конце мая 1982 года в родном селе композитора Новоспасском был открыт Дом-музей М. И. Глинки

В 1907 году сестрой великого композитора Л.И.Шестаковой основана школа им. М.И.Глинкив г.Ельня Смоленской области.

Памятники М. И. Глинке

В Смоленске создан на народные средства, собранные по подписке, открыт в 1885 году в восточной стороне сада Блонье; скульптор А. Р. фон Бок. В 1887 году памятник был композиционно завершён установкой ажурной литой ограды, рисунок которой составлен из нотных строчек - отрывков 24 произведений композитора

В Санкт-Петербурге сооружён по инициативе Городской Думы, открыт в 1899 году в Александровском саду, у фонтана перед Адмиралтейством; скульптор В. М. Пащенко, архитектор А. С. Лыткин

В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура М. И. Глинки

В Санкт-Петербурге сооружён по инициативе Императорского русского музыкального общества, открыт 3 февраля 1906 года в сквере у Консерватории (Театральная пл.); скульптор Р. Р. Бах, архитектор А. Р. Бах. Памятник монументального искусства Федерального значения.

В Запорожье открыт в 1956 году напротив входа в концертный зал имени Глинки

В Челябинске открыт 20 июля 2004 года на площади перед академическим театром оперы и балета; скульптор Вардкес Авакяни, архитектор Евгений Александров

20 мая 1899 года дом в Берлине, где умер М. И. Глинка, был увековечен мемориальной доской

Премии и фестивали имени М. И. Глинки

В 1884 году М. П. Беляевым были учреждены Глинкинские премии, просуществовавшие до 1917 года

С 1965 по 1990 год существовала Государственная премия РСФСР имени Глинки

С 1958 года в Смоленске проводится Всероссийский музыкальный фестиваль имени М. И. Глинки

С 1960 года проводится Международный (ранее Всесоюзный) конкурс вокалистов имени Глинки

Фильмы о М. И. Глинке

В 1946 году на Мосфильме был снят художественный биографический фильм «Глинка» о жизни и творчестве Михаила Ивановича

В 1952 году Мосфильм выпустил художественный биографический фильм «Композитор Глинка»

В 2004 году к 200-летию со дня рождения был снят документальный фильм о жизни и творчестве композитора «Михаил Глинка. Сомненья и страсти…»

Михаил Глинка в филателии и нумизматике

Почтовые марки России, посвящённые 200-летию со дня рождения М. И. Глинки, 2004, (ЦФА (ИТЦ) #942-944; Михель #1174-1176)

В 1951 году выпущена почтовая марка СССР к 175-летию Большого театра в Москве, на которой портретную галерею русских композиторов возглавляет портрет М. И. Глинки (ЦФА (ИТЦ) #1613; Скотт #1554)

В 1954 году в СССР были выпущены две почтовые марки, посвящённые 150-летие со дня рождения М. И. Глинки (ЦФА (ИТЦ) #1781-1782; Скотт #1723-1724), на одной из них изображён портрет композитора, на другой - сцена из оперы «Иван Сусанин»

В 1957 году вышли две почтовые марки СССР, посвящённые 100-летию со дня смерти композитора (ЦФА (ИТЦ) #1979-1980; Скотт #1907-1908)

В 1958 году марки с портретом М. Глинки выпустили почты Болгарии (Михель #1052) и Румынии (Михель #1712)

В 1991 году в рамках «Международного года русской культуры» Министерством связи СССР выпущен конверт с оригинальной маркой, оригиналом портрета на которой послужила картина И. Репина «М. И. Глинка за сочинением оперы „Руслан и Людмила“», а на конверте - репродукция с литографии «Квартет М. Ю. Виельгорского»

20 мая 2004 года Почта России выпустила три почтовые марки к 200-летию со дня рождения М. И. Глинки. На одной из миниатюр помещён портрет М. Глинки, на двух других - сцены из опер «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». На купоне, объединяющем все марки в единое целое, помещено факсимиле композитора и лист с нотами гимна-марша «Славься» (ЦФА (ИТЦ) #942-944; Михель #1174-1176)

18 июня 2004 года Банк России выпустил памятную монету номиналом 2 рубля

В 2004 году Б. Г. Федоров профинансировал чеканку памятной медали с изображением композитора в честь 200-летия со дня рождения.

В честь М. И Глинки названы

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга (в 1954 году).

Московский Музей музыкальной культуры (в 1954 году).

Новосибирская государственная консерватория (академия) (в 1956 году).

Нижегородская государственная консерватория (в 1957 году).

Магнитогорская государственная консерватория.

Минское музыкальное училище

Челябинский академический театр оперы и балета.

Петербургское Хоровое училище (в 1954 году).

Днепропетровская музыкальная консерватория им. Глинки (Украина).

Концертный зал в Запорожье.

Государственный струнный квартет.

Улицы многих городов России, а так же городов Украины и Белоруссии. Улица в Берлине.

В 1973 году астроном Людмила Черных назвала открытую ей малую планету в честь композитора - 2205 Glinka.

Кратер на Меркурии.

Михаил Иванович является выдающимся и очень известным русским композитором. Его авторство стоит на множестве произведений, которые известны всему миру. Это очень яркая и творческая личность, которая заслуживает внимания, благодаря своему таланту и интереснейшему жизненному пути.

Юные годы.

Михаил Иванович был рожден в мае 1804 года. Местом рождения является село Новоспасское. Рос он, достаточно, в обеспеченной семье. Воспитывался Михаил бабушкой, а родная мама приняла участие в его воспитании только после того как бабушки умерла. В возрасте десяти лет, Михаил Глинка начать проявлять творческие способности и осваивать игру на фортепиано. Он был очень музыкальным и талантливым мальчиком.

В 1817 году началось его обучение в Благородном пансионе. После его окончания, юное дарование начал много времени посвящать музыке. В этот временной промежуток, Михаил создал первые свои произведения. Однако, Глинка не был удовлетворен своей работой и постоянно стремился к тому, чтобы расширить свои знания и довести до совершенства, созданные произведения.

Творческий рассвет.

1822-23 годы отличительны прекрасными работами, песнями и романсами композитора. Это плодотворное время, которое подарило миру настоящие шедевры. Михаил заводит знакомства с выдающимися людьми Жуковским и Грибоедовым.

Глинка совершает поездки в Германию и Италию. Он был очень впечатлен итальянскими талантами, такими как Беллини и Доницети. Благодаря им, Михаил усовершенствовал собственный музыкальный стиль.

После своего возвращения в России, Глинка старательно работал на оперой "Иван Сусанин". Премьера состоялась в 1836 году на сцене Большого театра и принесла колоссальный успех. Следующее известное произведение "Руслан и Людмила" уже не пользовалось такой огромной популярностью, получила много критики и под этим влиянием Глинка уезжает из России и направляется в испанию и Францию. Возвращение на родину состоится только в 1847 году.

Путешествия не прошли даром и подарили большое количество удивительных произведений Глинки. Михаил успел попробовать себя в роли преподавателя по пению, готовил оперы. Он вложил огромный вклад в формирование классической музыки.

Последние годы. Смерть и наследие.

Умер Михаил в 1857 году. Его тело покоилось на Троицком кладбище. А позже прах композитора перевезли в Санкт-Петербург и перезахоронили.

Наследие Глинки очень богатое. Композитор создал примерно 20 песен и романсов. Так же им было написано несколько опер, 6 симфонических произведений. Михаил Глинка вложил огромный труд и вклад в развитие музыкальной сферы. Его произведения трогают наши сердца и заставляют восхищаться великим человеком.

Вариант 2

Михаил Иванович Глинка – родился в 1804 году, а умер в 1857.

Родился Михаил Иванович в обеспеченной семье. С ранних лет проявлял интерес к музыке и именно поэтому поступил в Петербургский институт и всё свободное время, что во время обучения, что после окончания института, посвящал музыке.

Воспитанием Глинки занималась бабушка, хотя родная мать так же не была мертва. Маму допустили к воспитанию сына только после смерти бабушки, что вызывает особый интерес в его биографии.

Глинка всегда видел изъян в своих творениях и стремился усовершенствовать каждую композицию, позволяя себе эксперименты. Михаил Иванович всегда гнался за каким-то идеалом. И вот в поисках этих самых знаний об идеале Глинка и отправился заграницу, да так и осел там на год. Это случилось уже на завершении его карьеры и жизни. Он умер в берлине и был кремирован. Прах композитора был благополучно доставлен на родину и развеян над великим городом Петербургом, где произошли все самые важные перемены в жизни Глинки.

Многие его произведения популярны до сих пор и транслируются во многих оперных театрах.

3 класс, 4, 6 класс для детей

Творчество

Удивительно, но в начале творческого пути великий русский композитор был крайне недоволен собой и своими творениями. Замечания и насмешки со стороны даже далёких от музыки людей уверенности не добавляли. Так в день премьеры знаменитой оперы «Жизнь за царя» кто-то прокричал, что такая мелодия подходит лишь для кучеров. «Руслана и Людмилу» царь Николай I демонстративно покинул, не дождавшись конца. Однако время расставило всё на свои места. Современных пианистов он не выносил, и однажды нелестно высказался об игре Ференца Листа. Себя же причислил равным Шопену и Глюку, остальных не признавал. Но всё это будет потом, а пока…

Первые соловьиные трели 1 июня 1804 года огласили село Новоспасское Смоленской губернии, что по преданию указывало на неординарные способности появившегося в этот час мальчугана. Под чересчур бдительным оком бабушки Михаил рос нелюдимым, изнеженным и болезненным ребёнком. Ненадолго отвлечься и погрузиться в мир прекрасного позволяли уроки музыки на скрипке и фортепиано с гувернанткой Варварой Фёдоровной. Требовательная и бескомпромиссная особа на всю жизнь сформировала восприятие шестилетнего ребёнка, что искусство – это ещё и труд.

Огранка дарования продолжилась уже в Благородном Петербургском пансионе, а через год при педагогическом университете, где окончательно оформился музыкальный вкус будущего композитора. Здесь знакомится с А.С. Пушкиным. На выпускном вечере даровитый юноша блистал виртуозной игрой на рояле и дипломом второго по успеваемости ученика. Небольшие формы – рондо, увертюры, написанные в этот период, одобрительно встречены критиками. Пробует писать оркестровую музыку, но основное место 20х годов 19 столетия занимают романсы, на стихи Жуковского, Пушкина, Баратынского.

Нет предела совершенству

Страстного мечтателя жажда познаний влечёт поближе познакомиться с западноевропейским искусством. И весной 1830 года Глинка отправляется в заграничное путешествие. Германия, Италия, Франция, где изучает основы композиции, вокальный стиль бельканто, полифонию, увидели уже зрелого мастера. Именно здесь, на чужбине, решается создать русскую национальную оперу. На помощь приходит друг – Жуковский, по совету которого в основу произведения легла история об Иване Сусанине.

Умер в Берлине 15 февраля 1957 года, затем по настоянию сестры прах перевезён в Россию. В историю мирового искусства вошёл как родоначальник русской классической музыки двух направлений – народной музыкальной драмы и оперы-сказки, заложил фундамент национального симфонизма.

Биография Композитора Михаила Глинки для детей

Глинка Михаил – величайший русский композитор, который стал автором многочисленных великих симфоний, а также опер.

Дата рождения – 20 мая 1804 года, а дата кончины – 15 февраля 1857 года. Еще с самого детства воспитанием композитора занималась бабушка, а его собственная родная мать была допущена к воспитанию сына исключительно после смерти бабушки.

Что примечательно, уже в десять лет Михаил Иванович начал играть на фортепиано. В 1817 году началось его обучение в пансионе при педагогическом институте Петербурга. После того, как Глинка окончил пансион, все свое свободное время он стал посвящать музыке. Именно в этот временной период были написаны его первые произведения. Также известным фактом является то, что самому композитору не очень нравились свои ранние произведения. Он постоянно их дорабатывал, чтобы они стали лучше.

Расцвет творчества этого великого человека приходится на период с 1822 по 1823 год. Именно в этом временном промежутке были написаны такие композиции, как «Не искушай меня без нужды» и «Не пой, красавица, при мне».

После этого композитор отправляется в свое путешествие по Европе, которое дает новый виток его творчеству. По возвращении в Россию, композитором пишется еще ни одно великое произведение.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Христофор Колумб

    Сегодня около 6 итальянских городов пытаются доказать, что открыватель Америки родился именно в одном из них. До Колумб 1472 г. жил в Генуэзской республике, имевшей один из крупнейших торговых флотов того времени.

  • Заболоцкий Николай Алексеевич

    Н. А. Заболоцкий появился на свет 24.04.1903г. возле Казани. Папа у него агроном, а мама – учительница. Талант к творчеству проявился еще в детстве.

  • Сальвадор Дали

    Всемирно-известный художник и творческий деятель Сальвадор Дали появился на свет в 1904 году 11 мая в небольшой провинции Фигерас. Глава семьи работал нотариусом и был уважаемым человеком.

  • Василий I Дмитриевич

    Великий князь Московский был продолжателем семейного дела – собирания Русской земли и преодоления феодальной раздробленности. Его правление оказалось втиснуто между славными деяниями его отца – Дмитрия Донского

  • Николай Коперник

    Николай Коперник (1473-1543 гг.) является знаменитым польским астроном, автором системы о гелиоцентрическом создании мира, ставшую началом научных революционных изменений в понятии мироздания.

Творчество М.И.Глинки (1804-1857) обозначило новый, а именно – классический этап развития русской музыкальной культуры. Композитор сумел сочетать лучшие достижения европейской музыки с национальными традициями отечественной музыкальной культуры. В 30-е годы музыка Глинки еще не обладала широкой популярностью, но вскоре все поймут:

«На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок. Берегите его! Он цветок нежный и цветет раз в столетие» (В.Одоевский).

  • с одной стороны, сочетание романтических музыкально-языковых выразительных средств и классических форм.
  • с другой, основой его творчества выступает мелодия как носитель обобщенного смыслообраза (интерес к конкретным деталям и декламации, к которым композитор прибегал нечасто, будет более характерен для А.Даргомыжского и ).

Оперное творчество М.И.Глинки

М.Глинка принадлежит к новаторам, открывателям новых музыкальных путей развития, является создателем качественно новых жанров в русской опере:

героико-историческая опера по типу народной музыкальной драмы («Иван Сусанин», или «Жизнь за царя»);

— эпическая опера («Руслан и Людмила»).

Эти две оперы были созданы с разницей в 6 лет. В 1834 он начинает работу над оперой «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), задуманную первоначально как оратория. Окончание работы над произведением (1936) – год рождения первой русской классической оперы на исторический сюжет, источником для которого послужила дума К.Рылеева.

Михаил Иванович Глинка

Особенность драматургии «Ивана Сусанина» заключается в сочетании нескольких оперных жанров:

  • героико-исторической оперы (сюжет);
  • черты народной музыкальной драмы . Черты (не полное воплощение) – потому что в народной музыкальной драме образ народа должен пребывать в развитии (в опере он – активный участник действия, но статичен);
  • черты эпической оперы (неторопливость сюжетного развития, особенно в начале);
  • черты драмы (активизация действия с момента появления поляков);
  • черты лирико-психологической драмы , связанные, в основном, с образом главного героя.

Хоровые сцены этой оперы восходят к ораториям Генделя, идеи долга и самопожертвования – к Глюку, живость и яркость характеров – к Моцарту.

Появившаяся на свет спустя ровно 6 лет опера Глинки «Руслан и Людмила» (1842) была встречена отрицательно, в отличие от «Ивана Сусанина», восторженно принятого. В.Стасов – единственный, пожалуй, из критиков того времени, кто понял истинное ее значение. Он доказывал, что «Руслан и Людмила» – не неудачная опера, а произведение, написанное по совершенно новым драматургическим законам, неведомым прежде оперной сцене.

Если «Иван Сусанин», продолжая линию европейской традиции , тяготеет более к типу драматической оперы с чертами народной музыкальной драмы и лирико-психологической оперы, то «Руслан и Людмила» являет собой новый тип драматургии, получивший название эпической. Качества, воспринятые современниками как недостатки, оказались важнейшими сторонами нового оперного жанра, восходящего к искусству былины.

Некоторые его характерные особенности:

  • особый, широкий и неторопливый характер развития;
  • отсутствие прямых конфликтных столкновений враждебных сил;
  • картинность и красочность (романтическая тенденция).

Оперу «Руслан и Людмила» часто называют

«учебником музыкальных форм».

После «Руслана и Людмилы» композитор приступает к работе над оперой-драмой «Двумужница» (последнее десятилетие) по А.Шаховскому, которая осталась неоконченной.

Симфоническое творчество Глинки

Словами П.Чайковского о «Камаринской» можно выразить значение творчества композитора в целом:

«Русских симфонических сочинений написано много; можно сказать, что имеется настоящая русская симфоническая школа. И что же? Вся она в „Камаринской», подобно тому, как весь дуб в жёлуде…».

Музыка Глинки обозначила следующие пути развития русского симфонизма:

  1. Национально-жанровый (народно-жанровый);
  2. Лирико-эпический;
  3. Драматический;
  4. Лирико-психологический.

В этой связи особо стоит отметить «Вальс-фантазию» (в 1839 г. написана для фортепиано, позднее были оркестровые редакции, последняя из которых относится к 1856г., представляет 4-е направление). Жанр вальса оказывается у Глинки не просто танцем, а – психологической зарисовкой, выражающей внутренний мир (здесь его музыка продолжает развитие тенденции, впервые проявившейся в творчестве Г.Берлиоза).

Драматический симфонизм традиционно связан с именем, в первую очередь, Л.Бетховена; в русской музыке наиболее яркое развитие получает в связи с творчеством П.Чайковского.

Новаторство композитора

Новаторский характер произведений Глинки в полном объеме выражено в связи с линией народно-жанрового симфонизма, характеризующегося следующими чертами и принципами:

  • тематическую основу произведений, как правило, составляет подлинный народно-песенный и народно-танцевальный материал;
  • широкое использование в симфонической музыке средств и приемов развития, характерных для народной музыки (например, различные приемы вариантно-вариационного развития);
  • подражание в оркестре звучанию народных инструментов (или даже их введение в оркестр). Так, в «Камаринской» (1848) скрипки зачастую подражают звучанию балалайки, а в партитуры испанских увертюр («Арагонская хота», 1845; «Ночь в Мадриде», 1851) введены кастаньеты.

Вокальные произведения Глинки

Ко времени расцвета гения этого композитора Россия уже обладала богатой традицией в области жанра русского романса. Историческая заслуга вокального творчества Михаила Ивановича, равно как и А.Даргомыжского, заключается в обобщении опыта, накопленного в русской музыке первой половины XIX в. и выведении его на классический уровень. Именно в связи с именами этих композиторов русский романс становится классическим жанром отечественной музыки . Имея равное значение в истории русского романса, живя и творя в одно время, Глинка и Даргомыжский идут разными путями в реализации своих творческих принципов.

Михаил Иванович в своем вокальном творчестве остается лириком , считая главным – выражение эмоций, чувств, настроений. Отсюда – господство мелодии (лишь в поздних романсах появляются черты декламации, например, в единственном вокальном цикле из 16 романсов «Прощание с Петербургом» на ст. Н.Кукольника, 1840). Главное для него – общее настроение (опирается, как правило, на традиционные жанры – элегию, русскую песню, балладу, романс, танцевальные жанры, т.д.).

Говоря в целом о вокальном творчестве Глинки, можно отметить:

  • преобладание в романсах раннего периода (20-е гг.) жанров песни и элегии. В произведениях 30-х гг. чаще всего обращался к стихам .
  • в романсах позднего времени появляется тенденция к драматизации («Не говори, что сердцу больно» — наиболее яркий пример проявления декламационного стиля).

Музыка этого композитора синтезирует лучшие достижения европейской музыкальной культуры с национальной традицией. Наследие первого русского музыкального классика в стилистическом плане сочетает 3 направления:

  1. Как представитель своего времени, Глинка – выдающийся представитель русского художественного ;
  2. (в идейном плане выражается в значимости образа идеального героя, ценности идей долга, самопожертвования, нравственности; опера «Иван Сусанин» показательна в этом плане);
  3. (средства музыкальной выразительности в области гармонии, инструментовки).

Композитор также реализуется в жанрах драматической музыки

(музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский», романс «Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом»); порядка 80 романсов связаны с лирической поэзией (Жуковский, Пушкин, Дельвиг, Кукольник, т.д.).

Камерно-инструментальное творчество составляют такие произведения Михаила Ивановича:

  • фортепианные пьесы (вариации, полонезы и мазурки, вальсы, т.д.),
  • камерные ансамбли («Большой секстет», «Патетическое трио»), т.д.

Оркестровка у Глинки

Неоценимый вклад композитор внес в развитие инструментовки, создав первое русское пособие в данной области («Заметки об инструментовке»). Работа включает 2 раздела:

  • общеэстетический (с указанием задач оркестра, композитора, классификациями и т.д.);
  • раздел, содержащий характеристики каждого музыкального инструмента и его выразительных возможностей.

Оркестровка М.Глинки отличается точностью, тонкостью, «прозрачностью», что отмечает Г.Берлиоз:

«Его оркестровка – одна из самых легких, живых в наше время».

Кроме того, музыкант выступает ярким мастером полифонии. Не будучи чистым полифонистом, он блистательно ею владел. Историческая заслуга композитора в этой области заключается в том, что он сумел сочетать достижения западноевропейской имитационной и русской подголосочной полифонии.

Историческая роль композитора М.И.Глинки

Она заключается в том, что он:

  1. Стал основоположником русской классической музыки;
  2. Проявил себя как ярчайший новатор и открыватель новых путей в развитии отечественной музыкальной культуры;
  3. Подвел итог предшествующим исканиям и синтезировал традиции западноевропейской музыкальной культуры и особенности русского народного творчества.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Михаил Иванович Глинка

Имя Михаила Ивановича Глинки не случайно стоит в истории русского искусства рядом с именем Пушкина. Они были современниками, почти ровесниками (Глинка на пять лет моложе), композитор не раз обращался к творчеству поэта, писал романсы на его стихи, создал оперу «Руслан и Людмила».

Но к Пушкину обращались многие и до Глинки, и после него. Важно то, что у обоих гениальных художников была единая задача, блистательно ими решенная: найти дорогу, по которой русские художники выйдут в один ряд с классиками мирового искусства. Это сделали, прежде всего, они сами - Пушкин и Глинка, став основоположниками русской литературной и музыкальной классики. Пушкина и Глинку сближает и ясный, светлый и оптимистический взгляд на мир, вопреки всем его несовершенствам и противоречиям. Отсюда такая стройность и ясность их собственных произведений.

Глинка осознал свое призвание очень рано. В помещичьем доме села Новоспасского, близ города Ельни (ныне Смоленская область), где он родился и провел детские годы, музыка звучала постоянно: играл крепостной оркестр, музицировали приезжавшие в гости любители музыки. Миша Глинка учился играть на фортепиано, немного на скрипке, но более всего любил слушать музыку. «Музыка - душа моя»,- сказал однажды мальчик учителю, упрекавшему его за то, что на другой день после одного из домашних музыкальных вечеров он был необычно рассеян и думал вовсе не об уроках. Глинка М.И. Портрет.

Петербургский Благородный пансион, куда Глинка поступил тринадцати лет, дал ему хорошее образование. Среди учителей были люди, преданные науке, любившие искусство. Глинке посчастливилось: его ближайшим воспитателем - гувернером - стал молодой преподаватель русской словесности Вильгельм Карлович Кюхельбекер, лицейский товарищ Пушкина (в будущем участник восстания декабристов). Кюхельбекер организовал в пансионе литературное общество, куда вошли Глинка и Лев Пушкин, младший брат поэта. Продолжались и музыкальные занятия. Глинка учился у лучших петербургских педагогов, в частности у Шарля Майера, молодого пианиста, уроки которого вскоре превратились в совместное - на равных - музицирование. Но в глазах семьи обучение музыке будущего композитора было, как и у большинства его современников, лишь частью обычного светского воспитания. После пансиона Глинка поступил в ГУ путей сообщения

Окончив пансион, Глинка поступил на службу, ничего общего с музыкой не имевшую, - в Главное управление путей сообщения. По внешности жизнь его была похожа на жизнь других молодых людей его времени и его круга, но чем дальше, тем больше овладевала им жажда творчества, жажда музыкальных впечатлений. Он впитывал их всюду и везде - на оперных спектаклях, на любительских музыкальных вечерах, во время поездки на Кавказ для лечения, где слух его был поражен народной музыкой, совсем не похожей на европейскую. Он сочинял романсы, и некоторые из ранних его опытов мы и сейчас можем отнести к сокровищам русской вокальной музыки. Такова элегия на слова Е. Баратынского «Не искушай меня без нужды» или романс «Бедный певец» на слова В. Жуковского.

Звучащие в некоторых сочинениях раннего периода горечь и разочарование не были только данью романтической моде. Глинка, как и большинство русских честных людей, был глубоко потрясен разгромом декабрьского восстания 1825 года, тем более что среди восставших были и его товарищи по пансиону, и его учитель Кюхельбекер.

С детских лет Глинкой владела страсть к путешествиям, любимым его чтением были книги с описанием дальних стран. Не без труда преодолев сопротивление семьи, он в 1830 году отправился в Италию, привлекавшую его не только роскошью природы, но и музыкальными красотами. Здесь, на родине оперы, он ближе познакомился с творчеством всемирно известных композиторов, в частности баловня Европы Россини, а с Винченцо Беллини встретился и лично. Здесь впервые зародилась у Глинки мысль написать оперу. Замысел этот был еще не вполне ясен. Композитор знал лишь, что это должна была быть национальная русская опера, и при этом опера, в которой музыка была бы равноправной частью музыкальнно-драматического целого, а не включалась бы в действие в виде отдельных эпизодов.

Однако, чтобы написать такую оперу, нужно было обладать большим запасом знания и опыта. Знакомясь везде, где только можно было, с творениями великих мастеров. Глинка постиг уже многое. Но нужно было привести знания в порядок и систему. И вот, пробыв в Италии около четырех лет, наполненных незабываемыми впечатлениями от природы и искусства этой страны. Глинка осенью 1833 года отправился в Берлин, к известному «музыкальному знахарю», как он выразился в письме к матери, ученому-теоретику Зигфриду Дену. Нескольких месяцев занятий оказалось достаточно, чтобы Глинка почувствовал уверенность в себе и смог, вернувшись на родину, приступить к выполнению заветной мечты - к созданию оперы. Опера Глинки “Иван Сусанин”

Сюжет оперы был подсказан Глинке поэтом Жуковским. Это был исторический факт: подвиг крестьянина Ивана Сусанина, который во время войны с польской шляхтой, вторгшейся на нашу землю, чтобы посадить на русский трон польского королевича Владислава, завел вражеский отряд в глухой лес и там погиб, но погубил и врагов. Сюжет этот уже не раз привлекал внимание русских художников, поскольку события начала XVII века невольно ассоциировались с пережитым Россией нашествием Наполеона, а подвиг Сусанина - с подвигами известных и безвестных героев-партизан 1812 года. Но было одно сочинение, стоявшее особняком: поэтическая «Дума» Кондратия Рылеева – поэта-декабриста, воплотившего в ней прямой, бескомпромиссный, величественный характер крестьянина-патриота. Глинка с воодушевлением принялся за дело. Вскоре был готов и план оперы, и большая часть музыки. Но не было ее текста! И Жуковский посоветовал Глинке обратиться к барону К.Ф.Розену, довольно известному (хотя и не первого ранга) литератору. Розен был человеком образованным, чрезвычайно интересовался вопросами драматургии. Он восторженно приветствовал пушкинского «Бориса Годунова» и даже перевел его на немецкий язык. А главное, он умел писать стихи к уже готовой музыке.

27 ноября 1836 года опера о подвиге русского человека и русского народа увидела свет. Национальным был не только сюжет, но и музыка, основанная на принципах народного музыкального мышления, народного творчества. Как выразился тогда музыкальный писатель В.Одоевский, Глинке удалось «возвысить народный напев до трагедии». Это относится и к партии Сусанина, и к замечательным народным хорам. И как контраст простым и величественным народным сценам Глинка создал картину блестящего польского бала, на котором шляхта как будто заранее праздновала победу над русскими.
Опера Глинки “Руслан и Людмила”

Успех «Ивана Сусанина» окрылил Глинку, и он задумал новое сочинение - оперу «Руслан и Людмила». Но работа двигалась трудно и с перерывами. Отвлекала служба в придворной певческой капелле, не способствовала творчеству и домашняя обстановка - разлад с женой, которая оказалась человеком глубоко равнодушным к делу жизни Глинки.

Шли годы, и сам Глинка стал иначе смотреть на юношескую поэму Пушкина, видя в ней не только вереницу увлекательных приключений, но и нечто более серьезное: повесть о верной любви, побеждающей коварство и злобу. Поэтому только увертюра к опере летит на всех парусах, под стать поэме, все же действие развертывается неторопливо, эпически.

«Волшебник Глинка»,- назвал как-то композитора А. М. Горький. И действительно, необычайно ярко в опере нарисованы сцены в чертогах волшебницы Наины, в садах Черномора. В них преображены звуковые образы реальной действительности - и услышанные в юности напевы народов Кавказа, и персидская мелодия, бог весть какими путями залетевшая в Петербург, и мелодия, которую про себя напевал извозчик-финн, возивший Глинку на водопад Иматру…
Опера “Руслан и Людмила” (Голова) Глинки

«Руслан и Людмила» - сочинение, в котором мы и до сих пор открываем не расслышанные ранее красоты, в свое время было оценено по достоинству немногими. Но среди них, помимо русских друзей, был всемирно известный венгерский композитор и пианист Ференц Лист. Он переложил для фортепиано «Марш Черномора» и блестяще его исполнял.

Несмотря на жизненные трудности, в «руслановские годы» Глинка создал много и других замечательных произведений - музыку к драме Нестора Кукольника «Князь Холмский», цикл романсов «Прощание с Петербургом» - тоже на слова Кукольника. Памятью о глубоком чувстве Глинки к Екатерине Керн (дочери Анны Керн, в свое время воспетой Пушкиным) остался прекрасный романс «Я помню чудное мгновенье» и симфонический «Вальс-фантазия» - своего рода музыкальный портрет юной девушки на праздничном фоне бала.

Михаил Глинка с супругой

Весной 1844 года Глинка отправился в новое путешествие - во Францию, а оттуда - через год - в Испанию. Самобытная, горячая и страстная народная музыка Испании пленила Глинку и нашла творческое отражение в двух симфонических увертюрах: «Арагонской хоте» (хота - жанр испанских песен, «неразлучных с пляской», как говорил Глинка) и «Воспоминании о летней ночи в Мадриде»- сочинениях, которые Глинка, по его словам, хотел сделать «равно докладными знатокам и простой публике». Та же, в сущности, цель была поставлена и достигнута в знаменитой «Камаринской» - фантазии на темы двух русских песен, свадебной и плясовой. В этом сочинении, как сказал потом Чайковский, «как Дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая музыка». Последние годы жизни Глинки были наполнены новыми замыслами.


Прославленный мастер, известный и на родине, и за рубежом, он не уставал учиться, осваивать новые формы искусства. В частности, его привлекали древнерусские церковные напевы, в которые было вложено вдохновение и мастерство многих поколений распевщиков, вышедших из народа. Найти для этих музыкальных сокровищ соответствующую им оправу должен был помочь старый знакомый Глинки Зигфрид Ден, теперь уже, конечно, не учитель, а друг и советчик. И Глинка, которым и в эти годы, как встарь, владела «охота к перемене мест», отправился в Берлин. Это было его последнее путешествие, из которого он уже не вернулся.

3 февраля (15 - по новому стилю) 1857 года Глинки не стало. Через несколько месяцев гроб с его телом был перевезена родину и захоронен в Петербурге. В последние годы жизни, в те недолгие месяцы, которые Глинка проводил в Петербурге, его окружали музыканты и любители музыки, представители более молодого поколения. Это были композиторы А. С. Даргомыжский и А. Н.Серов, братья Стасовы (Владимир - историк, археолог, критик и Дмитрий - юрист), В. П. Энгельгардт - музыкант-любитель, в будущем известный астроном. Все они боготворили Глинку, восхищались всем, что выходило из-под его пера. И для этого поколения, и для следующего, только еще вступавшего на музыкальную дорогу. Глинка стал учителем и основоположником.

Интересен и тот факт, что первым гимном Российской Федерации с 1990 по 2000 годы стала “Патриотическая песня” именно Михаила Ивановича Глинки. Гимн исполнялся без слов, общепризнанного текста для неё не было. Неофициальный текст планировали ввести в 2000 году:

Славься, славься, родина - Россия!
Сквозь века и грозы ты прошла
И сияет солнце над тобою
И судьба твоя светла.

Над старинным московским Кремлём
Вьётся знамя с двуглавым орлом
И звучат священные слова:
Славься, Русь - Отчизна моя!

Но новый Президент В. Путин выбрал мелодию советского гимна.

Основные сочинения.

Оперы:

  • «Иван Сусанин» (1836)
  • «Руслан и Людмила» (1843)
  • Музыка к трагедии Н. Кукольника “Князь Холмский» (1840)

Для оркестра:

  • «Вальс-фантазия» (1845)
  • 2 испанских увертюры - “Арагонская хота” (1846) и «Ночь в Мадриде” (1848)
  • “Камаринская” (1848)

Камерные ансамбли:

  • Большой секстет для фортепиано и струнных инструментов (1832)
  • Патетическое трио (1832) и др. сочинения
  • 80 романсов, песен, арий на стихи Пушкина, Жуковского, Лермонтова
  • цикл “Прощание с Петербургом» (слова Н. Кукольника).
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения