Автор произведения роман дубровский. "Дубровский" Пушкина: сюжет и история создания. Пушкин в это время обдумывал сюжет исторического романа об удальце, дворянине, который вступил на службу к Пугачеву, и он нашел в рассказе Нащокина сюжет о герое такого ж

«Дубро́вский» - наиболее известный разбойничий роман (повесть) на русском языке , необработанное для печати (и, возможно, неоконченное) произведение А. С. Пушкина . Повествует о любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой - потомков двух враждующих помещичьих семейств.

История создания

При создании романа Пушкин отталкивался от рассказа своего приятеля П. В. Нащокина о том, как тот видел в остроге «одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других» . В ходе работы над романом фамилия главного героя была изменена на «Дубровский». Действие происходит в 1820-е годы и охватывает приблизительно полтора года.

Название было дано роману издателями при первой публикации в 1841 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована «6 февраля 1833 года».

Сюжет романа

Из-за дерзости холопа Троекурова происходит ссора между Дубровским и Троекуровым, переходящая во вражду между соседями. Троекуров подкупает губернский суд и, пользуясь своей безнаказанностью, отсуживает у Дубровского его имение Кистенёвку. Старший Дубровский сходит с ума в зале суда. Младший Дубровский, Владимир, гвардейский корнет в Петербурге, вынужден покинуть службу и вернуться к тяжело больному отцу, который вскоре умирает. Дубровский поджигает Кистенёвку; отданное Троекурову имение сгорает вместе с судебными чиновниками, приехавшими для оформления передачи собственности. Дубровский становится разбойником наподобие Робина Гуда , наводящим ужас на местных помещиков, не трогающим, однако, имения Троекурова. Дубровский подкупает проезжего учителя-француза Дефоржа, предполагающего поступить на службу в семью Троекурова, и под его видом становится гувернёром в семье Троекурова. Он подвергается испытанию с медведем, которого убивает выстрелом в ухо. Между Дубровским и дочерью Троекурова, Машей, возникает любовь.

Троекуров отдает семнадцатилетнюю Машу замуж за старого князя Верейского против её воли. Владимир Дубровский тщетно пытается предотвратить этот неравный брак. Получив условленный знак от Маши, он прибывает спасти её, но слишком поздно. Во время следования свадебного кортежа из церкви в имение Верейского вооруженные люди Дубровского окружают карету князя. Дубровский говорит Маше, что она свободна, однако та отказывается от его помощи, объясняя свой отказ тем, что уже дала клятву. Спустя некоторое время губернские власти пытаются окружить отряд Дубровского, после чего он распускает свою «банду» и скрывается за границей от правосудия.

Возможное продолжение

В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа . Расшифровка более позднего варианта:

Критика

В литературоведении отмечается сходство тех или иных ситуаций «Дубровского» с западноевропейскими романами на сходную тему, в том числе за авторством Вальтера Скотта . А. Ахматова ставила «Дубровского» ниже всех других сочинений Пушкина, указывая на его соответствие эталону «бульварного» романа того времени :

Вообще считается, что у П<ушкина> нет неудач. И все-таки «Дубровский» ― неудача Пушкина. И слава Богу, что он его не закончил. Это было желание заработать много, много денег, чтобы о них больше не думать. «Дуб<ровский>», оконч<енный>, по тому времени был бы великолепное «чтиво». <…> …оставляю целые три строки для перечисления того, что там есть соблазнительного для читателя.

Из записной книжки Анны Ахматовой

Давно уже Ростов не испытывал такого наслаждения от музыки, как в этот день. Но как только Наташа кончила свою баркароллу, действительность опять вспомнилась ему. Он, ничего не сказав, вышел и пошел вниз в свою комнату. Через четверть часа старый граф, веселый и довольный, приехал из клуба. Николай, услыхав его приезд, пошел к нему.
– Ну что, повеселился? – сказал Илья Андреич, радостно и гордо улыбаясь на своего сына. Николай хотел сказать, что «да», но не мог: он чуть было не зарыдал. Граф раскуривал трубку и не заметил состояния сына.
«Эх, неизбежно!» – подумал Николай в первый и последний раз. И вдруг самым небрежным тоном, таким, что он сам себе гадок казался, как будто он просил экипажа съездить в город, он сказал отцу.
– Папа, а я к вам за делом пришел. Я было и забыл. Мне денег нужно.
– Вот как, – сказал отец, находившийся в особенно веселом духе. – Я тебе говорил, что не достанет. Много ли?
– Очень много, – краснея и с глупой, небрежной улыбкой, которую он долго потом не мог себе простить, сказал Николай. – Я немного проиграл, т. е. много даже, очень много, 43 тысячи.
– Что? Кому?… Шутишь! – крикнул граф, вдруг апоплексически краснея шеей и затылком, как краснеют старые люди.
– Я обещал заплатить завтра, – сказал Николай.
– Ну!… – сказал старый граф, разводя руками и бессильно опустился на диван.
– Что же делать! С кем это не случалось! – сказал сын развязным, смелым тоном, тогда как в душе своей он считал себя негодяем, подлецом, который целой жизнью не мог искупить своего преступления. Ему хотелось бы целовать руки своего отца, на коленях просить его прощения, а он небрежным и даже грубым тоном говорил, что это со всяким случается.
Граф Илья Андреич опустил глаза, услыхав эти слова сына и заторопился, отыскивая что то.
– Да, да, – проговорил он, – трудно, я боюсь, трудно достать…с кем не бывало! да, с кем не бывало… – И граф мельком взглянул в лицо сыну и пошел вон из комнаты… Николай готовился на отпор, но никак не ожидал этого.
– Папенька! па…пенька! – закричал он ему вслед, рыдая; простите меня! – И, схватив руку отца, он прижался к ней губами и заплакал.

В то время, как отец объяснялся с сыном, у матери с дочерью происходило не менее важное объяснение. Наташа взволнованная прибежала к матери.
– Мама!… Мама!… он мне сделал…
– Что сделал?
– Сделал, сделал предложение. Мама! Мама! – кричала она. Графиня не верила своим ушам. Денисов сделал предложение. Кому? Этой крошечной девочке Наташе, которая еще недавно играла в куклы и теперь еще брала уроки.
– Наташа, полно, глупости! – сказала она, еще надеясь, что это была шутка.
– Ну вот, глупости! – Я вам дело говорю, – сердито сказала Наташа. – Я пришла спросить, что делать, а вы мне говорите: «глупости»…
Графиня пожала плечами.
– Ежели правда, что мосьё Денисов сделал тебе предложение, то скажи ему, что он дурак, вот и всё.
– Нет, он не дурак, – обиженно и серьезно сказала Наташа.
– Ну так что ж ты хочешь? Вы нынче ведь все влюблены. Ну, влюблена, так выходи за него замуж! – сердито смеясь, проговорила графиня. – С Богом!
– Нет, мама, я не влюблена в него, должно быть не влюблена в него.
– Ну, так так и скажи ему.
– Мама, вы сердитесь? Вы не сердитесь, голубушка, ну в чем же я виновата?
– Нет, да что же, мой друг? Хочешь, я пойду скажу ему, – сказала графиня, улыбаясь.
– Нет, я сама, только научите. Вам всё легко, – прибавила она, отвечая на ее улыбку. – А коли бы видели вы, как он мне это сказал! Ведь я знаю, что он не хотел этого сказать, да уж нечаянно сказал.
– Ну всё таки надо отказать.
– Нет, не надо. Мне так его жалко! Он такой милый.
– Ну, так прими предложение. И то пора замуж итти, – сердито и насмешливо сказала мать.
– Нет, мама, мне так жалко его. Я не знаю, как я скажу.
– Да тебе и нечего говорить, я сама скажу, – сказала графиня, возмущенная тем, что осмелились смотреть, как на большую, на эту маленькую Наташу.
– Нет, ни за что, я сама, а вы слушайте у двери, – и Наташа побежала через гостиную в залу, где на том же стуле, у клавикорд, закрыв лицо руками, сидел Денисов. Он вскочил на звук ее легких шагов.

Писатель и поэт А. С. Пушкин внес неоценимый вклад в русскую литературу. Его творческое наследие поистине бесценно. Затмить гения оказалось не под силу ни одному живущему как во времена творения классика, так и по сегодняшний день. Его слова: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» оказались поистине пророческими. Народная тропа к нему никогда не зарастет.

Одним из множества величайших произведений великого писателя является роман «Дубровский». Именно о нем и пойдет речь в данной статье.

История создания романа «Дубровский»

Идея написать данный роман возникла у Пушкина после того, как он услышал от одного из своих друзей рассказ о жизни дворянина Островского. Данный персонаж и стал прообразом главного героя. Его жизненные невзгоды и история создание романа «Дубровский» - тесно переплелись между собой. В 1830 году у Островского отняли его родовое имение, и он остался бездомным. Доведенный до нищеты, дворянин белорусского происхождения начал мстить чиновникам. Себе в союзники он взял своих же крестьян. Вместе с ними Островский стал грабить богатых. Данная история закончилась трагически. Островский, в конце концов, был пойман и отправлен в тюрьму.

Имеются также сведения, что история создание романа «Дубровский» берет свое начало еще после одного печального дела. В результате длительной судебной тяжбы, поручик Муратов потерял имение, по праву принадлежащее ему. По несправедливому решению чиновников, оно было отдано влиятельному господину Крюкову.

Эти истории до глубины души потрясли Пушкина, который сам являлся бескомпромиссным борцом за право каждого человека мыслить свободно. За эти свои качества, поэт и писатель неоднократно подвергался гонениям. История создание романа «Дубровский» началась во времена вражды между социальными слоями страны. В произведении отображается взаимная неприязнь различных классов, а также весь драматизм происходящих в то время событий.

История создания романа «Дубровский». Краткое содержание

Богатый русский барин К. П. Троекуров, отличающийся жестоким нравом, поддерживает дружественные отношения со своим соседом - небогатым дворянином А. Г. Дубровским. Любимым развлечением Троекурова является запирание своих гостей в комнате с голодным медведем. Жестокие шутки характеризуют помещика как беспринципного и аморального человека.

Однажды между приятелями происходит крупная ссора, которая перерастает со временем в откровенную вражду. Помещик подкупает суд, и, пользуясь своим влиянием - отсуживает у соседа его имение. Дубровский лишается рассудка в зале суда и тяжело заболевает. Его сын Владимир, покинув службу в Петербурге, приезжает к больному отцу, который вскоре отдаёт Богу душу. Вне себя от гнева, Владимир поджигает имение, чтоб оно не досталось жестокому помещику.

Впоследствии Дубровский-младший становится разбойником, который грабит богатых местных помещиков. Но он не трогает имение Троекурова. Подкупив проезжего учителя, он под его видом оказывается гувернером в семье своего врага. Между Владимиром и дочерью Троекурова Машей со временем вспыхивает любовь.

Троекуров отдает свою дочь против её воли замуж за старого князя. Дубровский пытается этому помешать, но не успевает этого сделать - Маша уже дала клятву, поэтому отказывается от помощи Владимира. Губернские власти, через какое-то время, пытаются обезвредить отряд молодого человека. Однако им это не удается. Владимир распускает своих людей, а сам скрывается заграницей.

Образ главного героя

История создания романа «Дубровский» и главные герои были навеяны автору тяжелым для крестьян временем, в котором власть и деньги решали все. Пушкин с большой точностью отображает в своем произведении быт русской деревни, а в противовес ему показывает уклад жизни помещиков, который наполнен излишествами и жестокими забавами.

Личность главного героя по ходу романа претерпевает существенные изменения. Если в начале произведения он показан как легкомысленный и беззаботный юноша, тратящий деньги отца, и не задумывающийся о жизни простых смертных - то в дальнейшем, столкнувшийся с потерей близкого человека и несправедливостью жизни - он в корне меняется. Беззаботность Владимира сменяется обеспокоенностью и ответственностью за судьбы крестьян, которые ему подвластны.

Дубровский начинает мстить, и не столько за себя, а для того чтобы хоть как-то восстановить справедливость в этом жестоком мире. Образ Владимира приобретает романтические черты, так как он остается благородным, несмотря на свой разбойничий уклад жизни. Он грабил только богатых и никого не убивал.

Любовь к Маше преображает Дубровского. В итоге он отказывается от своей мести. Однако судьба главного героя печальна. Он претерпевают неудачу в любви, остаётся одиноким и никому не нужным.

Возможное продолжение

История создания романа А. С. Пушкина «Дубровский» так и не была завершена автором. Она осталась незаконченной. Великий писатель не успел завершить свое произведение. Есть версия, будто бы Пушкин планировал продолжить свой роман следующим образом. После смерти мужа Маши, Дубровский возвращается на Родину, чтобы воссоединиться с возлюбленной. Однако на Владимира поступает донос, который связан с его разбойничьим прошлым. В дело вмешивается полицмейстер.

Выводы о возможном продолжении романа были сделаны после изучения черновиков великого писателя.

Критика

Не всем по нраву пришлась история создания романа «Дубровский». Кратко свою критику данного произведения высказывала Анна Ахматова.

По её мнению, роман не удался. Она даже выразила радость по поводу того, что произведение было не завершено. Ахматова считала, что история создание романа «Дубровский» - это была попытка заработать автором деньги, а само произведение она отнесла к «бульварным». Данный роман русская поэтесса поставила ниже всех остальных сочинений великого писателя.

Экранизация

В 1936 году советским режиссером А. Ивановским был снят одноименный фильм по роману «Дубровский». В 1989 г., а также в 2014 г. была осуществлена экранизация романа режиссерами В. Никифоровым и А. Вартановым.

Среди незавершённых произведений светила русской поэзии Александра Сергеевича Пушкина экстраординарным для современной русской прозы стал роман «Дубровский». Он оригинален за счёт сочетания наболевших в обществе проблем с динамичной сюжетной линией. Работа над произведением длилась чуть более полугода, но опубликована она была лишь восемь лет спустя, в 1841 году, в томе посмертных сочинений Пушкина. Ходят слухи, что по замыслу автора конец мог бы быть другим, но уже много поколений читателей, увлекающихся этой книгой, не могут себе представить иного развития событий.

Восприятие романа

Роман «Дубровский», автор которого гениален в представлении всех без исключения жителей страны, воспринимается как вполне законченный, хотя и не получил окончательной художественной обработки; остались непроработанными некоторые сюжетные эпизоды, не до конца ясны мотивы поведения героев, а в изображении главных героев нет должной глубины. По сути, они весьма статичны, и читатель вынужден самостоятельно домысливать их человеческие черты. Лишь детальное изучение черновиков позволило понять замысел романа «Дубровский». Автор дал пищу для размышлений своим последователям. Был выдвинут ряд гипотез о причинах незавершённости романа и его возможном продолжении.

Процесс написания

Роман «Дубровский» Пушкин писал увлеченно, а потом внезапно остыл к процессу и далее к работе не возвращался. Возможной причиной охлаждения называют интерес к «Истории Пугачёва» и первым наброскам романа о пугачёвщине. Среди произведений Пушкина это произведение стало одновременно этапом на пути от «Повестей Белкина» к современному социально-психологическому роману и шагом к историческому роману «Капитанская дочь». В романе «Дубровский» Пушкин руководствуется ключевыми для его творчества понятиями краткости, точности и простоты. Основным повествовательным принципом стало чередование сжатых авторских характеристик героев с изображением конкретных сцен с их участием.

Появление замысла романа

Весьма сдержанно и лаконично произведение Пушкина «Дубровский» характеризует быт и нравы поместного дворянства. Автор использует точную аналитическую прозу, стараясь быть максимально объективным, но оставаясь человеком и давая время от времени прямые оценки действиям и отпуская иронические замечания.

Своей свежестью и оригинальностью роман вызывает ассоциации с творениями западноевропейских и русских писателей 18-го-первой трети 19-го века. Многие исследователи творчества Пушкина думают, что толчок к созданию романа дала драма Шиллера «Разбойники», комедия Капниста «Ябеда» и многие обличительные пьесы о продажных служителях российского правосудия. Но на деле писатель был вдохновлён историей белорусского дворянина Островского, которую ему рассказал московский друг П. В. Нащокин. Суть истории в том, что у помещика незаконно отняли имение, после чего он стал разбойником и попал в острог.

Этот рассказ, дополненный фактами судебного производства, стал основой романа. Таким образом, писатель добивался максимальной достоверности и даже документальности романа. Есть свидетельства такой правдивости - во второй главе практически без изменений приведён текст документа судебного решения по делу одного из помещиков, потерявшего своё имение. Лишь имена героев тяжбы заменены на вымышленные - Троекуров и Дубровский.

Но автор книги «Дубровский» не ограничился судебной хроникой и устными рассказами о беззакониях, которые давно стали типичным бытовым явлением. В сюжет органично вплелись многие общественные и нравственные проблемы жертв произвола высших инстанций. По словам великого В. Белинского, роман Пушкина «Дубровский» является одним из «поэтических созданий», отражающих русское общество.

«Дубровский» - кто написал и какие конфликты были положены в основу?

За некоторое время до начала работы над романом, а именно в феврале 1832 года, Александр Сергеевич был удостоен особого презента от императора Николая I. Это было собрание законов империи в 55-ти томах. Такой знак царской расположенности должен был показать поэту всю мощь законодательства. В романе «Дубровский» (кто написал его, знает каждый) уже нет романтического пафоса, присущего ранним творениям поэта. Здесь поэт демонстрирует влияние законов на повседневную жизнь дворян, их зависимость от власти и полное подчинение. Главная мысль произведения в том, что, по сути, в романе все законы заменены законом силы, богатства и знатности.

Сюжет романа развивается весьма динамично, объединяя два различных по своей природе конфликта. Первый конфликт, основные события которого случаются в первом томе, внутрисословный, имеющий яркую социальную окраску. В нём сталкиваются соседи, бывшие сослуживцы и даже давние друзья. Это богатый помещик, генерал-аншеф в отставке Кирилл Петрович Троекуров и мелкий дворянин, поручик в отставке Андрей Гаврилович Дубровский, кто написал заявление в суд по поводу дерзкой реплики троекуровского псаря, который унизил достоинство Дубровского. Тут произошёл конфликт самолюбия Дубровского и Троекурова, который перерос в имущественный конфликт с акцентом на социальном неравенстве, предрешившим исход тяжбы. Троекурову помогли продажные судьи и соседи-лжесвидетели.

Второй конфликт романа - семейно-бытовой. Это типичная житейская ситуация - замужество по неволе. Маша Троекурова вынуждена выйти замуж за старого князя Верейского. Широко освещается проблема семейного бесправия, вопрос о праве любить независимо от общественных взглядов и предрассудков. Также затронута тема борьбы любовной страсти и нравственного долга.

Центральные герои конфликтов

В обоих конфликтах главной фигурой является Кирилл Петрович Троекуров, который угнетает и Дубровских, и собственную дочь. Образ русского барина становится истинным воплощением самодурства и самоуправства. Это настоящий деспот, которому безразличны чужое мнение и чужие желания. Он такой не по своей вине, но вследствие социального положения. Он груб, избалован и сластолюбив. Стоит прибавить к этим чертам отсутствие образования, и получается человек «пылкого нрава» и «ограниченного ума». Произвол Троекурова ярко демонстрируется в его обращении с домашними, с гостями, учителями дочери. Автор, однако, находит в герое и несколько благородных черт. Например, он испытывает угрызения совести, переживая из-за отнятого у Дубровского имущества, и даже пытается помириться и вернуть отнятое.

Андрей Гаврилович Дубровский располагает к себе читателя, сочувствующего его печальной участи. Но автор отнюдь не идеализирует своего героя, отмечая присутствие в его характере вспыльчивости и упрямства, а также подверженность минутным эмоциональным перепадам. И зависть ему знакома, да и как управленец он не блещет, ведь поправить состояние ему не удаётся. Главной чертой Дубровского является дворянская гордость, не позволяющая ему принимать покровительство Троекурова. Дубровский оказывается тоже своего рода деспотом и исключает саму возможность свадьбы своего сына и Маши Троекуровой, считая это милостью, недостойной дворянина. В суде герой проявляет беспечность и неуступчивость, полагаясь на справедливость судей. Его судьба - это демонстрация превосходства беззакония над честностью.

Владимир Дубровский - праведное чувство или кровная месть?

Главный герой Дубровский продолжает судьбу своего отца. Судебный произвол и самодурство Троекурова буквально вытолкнули Владимира из родной среды в беззаконие. Герой воспринимается благородным разбойником и честным мстителем, так как он не стремится завоевать чужое, а хочет вернуть то, что принадлежит ему по праву. Это не отечественный Робин Гуд, но человек, который волей случая оказался в подобных обстоятельствах и не может иначе. Неординарность судьбы Дубровского основывается на житейских обстоятельствах. Автор романа «Дубровский», кто написал художественные портреты романтических злодеев в «Евгении Онегине», отрешился от героев с «мировой скорбью» в душе и создал своего благородного разбойника, выражающего открытый протест в адрес государства, которое отнимает у него будущее. Философ С. П. Шевырев заметил, что разбойник Дубровский - это плод общественного беззакония, прикрытого законом.

кто он на самом деле?

Не зря отметил Александр Пушкин: Дубровский, благодаря частой смене облика и моделей поведения, становится похож на других героев-самозванцев - Отрепьева и Пугачёва. В романе он появляется то как гвардейский офицер, привыкший к беззаботной жизни, то как любящий сын, то как мститель и атаман шайки разбойников. Он отважен и хладнокровен, когда проникает в дом Троекурова под видом учителя Дефоржа, но сентиментален и нерешителен в сценах романтических свиданий.

Описание Дубровского отличается умолчанием и недосказанностью. Читатель между строк может понять, что за качества характеризуют эту личность. До 11-й главы не говорится о подлинной сущности невозмутимого и смелого учителя Дефоржа. Также покрыто дымкой существование Дубровского в шайке разбойников. Есть упоминания о том, что главарь шайки славится умом, отважностью и великодушием. Слухи и толки испуганных помещиков делают Дубровского-разбойника личностью поистине легендарной. Второй том романа, несмотря на большое количество умолчаний, даёт больше информации о чувствах разбойника. Он умён и расчетлив, а также хорошо осведомлён обо всех событиях в доме Троекурова, особенно о появлении князя Верейского и его сватовстве к Маше. Под видом учителя француза он поступает к Троекурову на содержание. Дубровский - мститель, но мстить Троекурову он не может, так как влюблён в Машу и не поднимет руку на её семью.

Любовная страсть в герое оказывается выше жажды мщения, и Дубровский прощает Троекурова.

Главной во втором томе становится трагедия несбывшейся любви героя, недоступность для него простого семейного счастья, к которому он стремится всей душой. Только перед тем как покинуть дом Троекуровых, он открывается Маше и признаётся в своих чувствах. Маша в растерянности. Она не отвечает взаимным признанием, но даёт обещание прибегнуть к помощи Дубровского в случае нужды.

Главная героиня романа - Маша Троекурова и её переживания

Семнадцатилетняя Маша Троекурова красива и свежа. Она привлекает не только Дубровского, но и престарелого денди князя Верейского, который к ней сватается. Маша слишком молода, чтобы даже думать о замужестве. Её тянет к Дубровскому, который под маской Дефоржа поражает девушку своей смелостью, а под настоящим именем интересует её своей необычностью, но даже брак с ним её страшит, ведь в ней глубоко укоренились нравственные нормы о возможном бракосочетании с человеком её круга, но никак не учителем или разбойником. А вот замужество с князем Верейским приводит девушку в ужас. Она умоляет отца не губить её, не лишать жизни и прислушаться к ней. Поняв тщетность своих просьб, она пишет письмо князю Верейскому, умоляя отказаться от свадьбы, но письмо имеет обратный эффект, и свадьба неотвратимо надвигается. Несмотря на свою молодость, Маша оказывается решительной девушкой и в безвыходной ситуации она находит в себе силы обратиться за помощью к разбойнику Дубровскому. Она ждёт помощи до последнего момента, но после того как ею принесена клятва вечной верности, она понимает, что выхода нет, и когда Дубровский нападает на их карету в лесу, она отказывается уйти с ним. Это показывает не только честность, но и самоотверженность девушки, а также нравственность разбойника, который предоставил ей право выбирать и смирился с её выбором.

Честный разбойник Дубровский

Повесть Пушкина, несмотря на свою незавершённость, привлекает своей искренностью и наболевшими проблемами. Автор словно хочет указать на то, что нахождение вне закона не всегда говорит о природном жесткосердии. Но каждое зло влечёт за собой неизбежное возмездие. Появление в имении Дубровского людей Троекурова становится причиной массового возмущения крестьян и проявления жестокости с их стороны. А ночной пожар в Кистенёвке, который организовал Владимир Дубровский, ничего не знавший о запертых посланниках Троекурова, стал предвестием народного бунта.

Почему не устаревает роман?

Роман «Дубровский» - повесть Пушкина о причинах массовых волнений, стихийного недовольства крестьян, полномасштабной войны, которая полноценно изображена в последующих произведениях автора.

Из тех, кто исследовал роман «Дубровский», кто писал о разбойниках его банды? Можно лишь предполагать, что это бывшие рабочие Кистеневки, беглые крестьяне и солдаты. Лишь в конце романа становится очевидно, что интересы главаря банды и его сообщников не совпадают. Внутри их группы нет товарищества, есть те же барски-униженные отношения, когда слуги подчиняются своему хозяину. Последняя глава романа вызывает ассоциации с романом «Капитанская дочка», где поются одинаковые песни, а конец романа навевает мысли о продолжении настоящей народной войны. После того как для героя потеряна мысль о возможном семейном счастье с Машей, он распускает свою банду и скрывается за границей. На прощание он говорит своим сообщникам, что вряд ли они вернутся к честной жизни, но тем не менее после его ухода дороги становятся свободны и грабежи прекращаются. Последняя мысль романа весьма пессимистична, так как отъезд героя за границу - это и его личное поражение, и поражение всей страны в борьбе за свободу, честь и любовь.

«Дубро́вский» - наиболее известный разбойничий роман на русском языке , необработанное для печати (и неоконченное) произведение А. С. Пушкина . Повествует о любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой - потомков двух враждующих помещичьих семейств.

История создания

При создании романа Пушкин отталкивался от рассказа своего приятеля П. В. Нащокина о том, как тот видел в остроге «одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других» . В ходе работы над романом фамилия главного героя была изменена на «Дубровский». Действие происходит в 1820-е годы и охватывает приблизительно полтора года. Сходный сюжет (два соседа-помещика дружат, однако затем из-за пустякового повода становятся врагами, и один сживает со света другого) был независимо использован М. Ю. Лермонтовым в его юношеском неоконченном романе «Вадим », создававшемся в те же годы.

Название было дано роману издателями при первой публикации в 1841 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована «6 февраля 1833 года».

Образы родины Владимира Дубровского («Через десять минут въехал он на барский двор…» и четыре следующих предложения в главе III романа) планировались Пушкиным к использованию в предисловии к «Повестям Белкина », появились в «Истории села Горюхина » («Наконец завидел Горюхинскую рощу; и через десять минут въехал на барский двор…» и следующие четыре предложения) и лишь затем - в романе «Дубровский» .

Сюжет романа

Из-за дерзости холопа Троекурова происходит ссора между Дубровским и Троекуровым, переходящая во вражду между соседями. Троекуров подкупает губернский суд и, пользуясь своей безнаказанностью, отсуживает у Дубровского его имение Кистенёвку. Старший Дубровский сходит с ума в зале суда. Младший Дубровский, Владимир, гвардейский корнет в Петербурге, вынужден покинуть службу и вернуться к тяжело больному отцу, который вскоре умирает. Дубровский поджигает Кистенёвку; отданное Троекурову имение сгорает вместе с судебными чиновниками, приехавшими для оформления передачи собственности. Дубровский становится разбойником наподобие Робин Гуда , наводящим ужас на местных помещиков, не трогающим, однако, имения Троекурова. Дубровский подкупает проезжего учителя-француза Дефоржа, предполагающего поступить на службу в семью Троекурова, и под его видом становится гувернёром в семье Троекурова. Он подвергается испытанию с медведем, которого убивает выстрелом в ухо. Между Дубровским и дочерью Троекурова, Машей, возникает любовь.

Троекуров отдаёт семнадцатилетнюю Машу замуж за пятидесятилетнего князя Верейского против её воли. Владимир Дубровский тщетно пытается предотвратить этот неравный брак. Получив условленный знак от Маши, он прибывает спасти её, но слишком поздно. Во время следования свадебного кортежа из церкви в имение Верейского вооружённые люди Дубровского окружают карету князя. Дубровский говорит Маше, что она свободна, однако та отказывается от его помощи, объясняя свой отказ тем, что уже дала клятву. Жених Маши, ранив Дубровского, попадает в руки разбойников, но Дубровский просит их не трогать жениха. Разбойники с Дубровским возвращаются в лес, где происходит сражение с прочёсывающими местность солдатами, победное для разбойников. После этого правительство посылает роту солдат на поимку Дубровского, но он распускает своих сообщников и скрывается за границей от правосудия.

Возможное продолжение

В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа . Расшифровка более позднего варианта:

Критика

В литературоведении отмечается сходство тех или иных ситуаций «Дубровского» с западноевропейскими романами на сходную тему, в том числе за авторством Вальтера Скотта . А. Ахматова ставила «Дубровского» ниже всех других сочинений Пушкина, указывая на его соответствие эталону «бульварного» романа того времени :

Вообще считается, что у П<ушкина> нет неудач. И всё-таки «Дубровский» ― неудача Пушкина. И слава Богу, что он его не закончил. Это было желание заработать много, много денег, чтобы о них больше не думать. «Дуб<ровский>», оконч<енный>, по тому времени был бы великолепное «чтиво». <…> …оставляю целые три строки для перечисления того, что там есть соблазнительного для читателя.

Из записной книжки Анны Ахматовой

Экранизации

  • «Дубровский, атаман разбойников »/Dubrowsky, der Räuber Ataman (Германия) (1921) Режиссёр Пётр Чардынин
  • «Орёл » (англ. The Eagle ) - голливудский немой фильм с сильно изменённым сюжетом (1925); в главной роли - Рудольф Валентино .
  • «Дубровский » - фильм советского режиссёра Александра Ивановского (1936).
  • «Чёрный орёл » - фильм итальянского режиссёра Риккардо Фреда (1946). В главной роли - Россано Брацци .
  • Театр для юношества: Дубровский /Le Théâtre de la jeunesse: Doubrovsky (ТВ) (Франция) (1961). Режиссёр Ален Боде
  • Что хорошего в жизни /Pa" qué me sirve la vida (Мексика) (1961). Режиссёр Хайме Сальвадор (мюзикл по роману «Дубровский»)
  • «Благородный разбойник Владимир Дубровский » - фильм режиссёра Вячеслава Никифорова и его 4-серийная расширенная телеверсия под названием «Дубровский» (1989). В роли Владимира Дубровского - Михаил Ефремов .
  • «Дубровский » - полнометражный фильм и 5-серийная телеверсия. Действие романа перенесено в современную Россию. Режиссёр Александр Вартанов (2014). В роли Владимира Дубровского - Данила Козловский .

Опера

  • Дубровский - опера Э. Ф. Направника .
  • Первая постановка оперы Эдуарда Направника «Дубровский» состоялась в Петербурге, 15 января 1895 года , в Мариинском театре, под управлением автора.

"Вообще считается, что у Пушкина нет неудач.
И всё-таки «Дубровский» - неудача Пушкина.
И слава Богу, что он его не закончил.
Это было желание заработать много, много денег,
чтобы о них больше не думать.
Это, в противуположность «Пиковой даме»,
вещь без Тайны. А он не мог без Тайны.
Она, одна она, влекла его неудержимо.
«Дубровский», оконченный, по тому времени,
был бы великолепное чтиво.
..Там есть всё, - но нет тайнописи «Пиковой дамы»".
(Анна Ахматова)

Роман «Дубровский» когда-то называли повестью и изучали в школе. Считалось так: "Дубровский" - произведение бунтарское по сути. В нем Пушкин призывает к революции.

Отставной генерал Троекуров живет в имении Покровское. «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес».
Нет предела грубым выходкам Троекурова. Никто не пытается его остановить. Бесполезно и опасно. Напротив: «Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при одном его имени».
Гости - соседи Троекурова разделяют его шумные и буйные увеселения. И только бедный сосед Андрей Дубровский выпадает из общего потока. Он «прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противоречит ли оно мнению хозяина».
Это нонсенс. Соседи приходят в недоумение, по каким таким причинам своевольный Троекуров прощает Дубровскому все подряд. Нам же, читателям, известно только, что отставной генерал и Дубровский - старые знакомые, когда – то вместе служили.
И вот однажды Дубровскому нанесли оскорбление. Причем, обидел не дворянин, а псарь, дворовый человек Троекурова.

Надо бы стерпеть Дубровскому, смириться, так уж повелось, но старик мириться не захотел, а потребовал выдачи и наказания обидчика.
Троекуров был даже рад. Поделом ему, Дубровскому! Наконец-то осадили чересчур смелого друга. Но Дубровский по-прежнему ценен Троекурову и настроение барина меняется.
Хорошо бы вернуть прежние отношения. Генерал предлагает мировую и, кажется, готов снова терпеть выходки старого друга.
Однако Андрей Дубровский непреклонен. Он снова забыл о реальном положении вещей. Ничего не поделаешь, такое упрямство - примета старости.
И тогда злобный характер Троекурова раскрывается во всей полноте.
- Дубровских надо уничтожить как племя. Чтобы духу от них не осталось.
Продажные чиновники ищут поводы и находят их. Происходит неправый суд.
Бывший гвардейский офицер Андрей Дубровский теряет имение и становится нищим. Здоровье его подорвано.
К умирающему отцу из столицы приезжает сын Владимир. Полный сил офицер горит желанием отомстить. Крестьяне имения Дубровских поддерживают молодого барина. Устроили так, что судебные исполнители, те, кто прибыли отбирать имение, сгорают заживо, а в лесах появляется шайка разбойников. По всей округе начинаются грабежи богатых помещиков.
Не стоит сомневаться, что скоро очередь дойдет до Троекурова. Однако благородная месть состояться не может. У Троекурова есть дочь, юная красавица Маша. Сердцу не прикажешь, молодой Дубровский оказывается влюблен в дочь своего врага.
Маша отвечает взаимностью. Происходит ряд любопытных событий и нам уже кажется, что молодой Дубровский и Маша, наконец, соединят свои судьбы. Для того и пишут романы, что бы у них был счастливый конец.
Но на пути их счастья всякий раз возникают помехи. Тайна молодых раскрыта. Машу хотят насильно выдать замуж за немолодого князя Верейского.
Законы жанра требуют этому помешать, но как-то неудачно действует Дубровский. Венчание Маши и князя Верейского все-таки происходит.
Действие этого романа идет наперекор надеждам читателя.
Положение не спасает и то, что Владимир Дубровский отбивает Машу у князя Верейского. Им можно скрыться, можно устроить развод, но Маша отказывает Дубровскому.
Дальнейшая борьба теряет всякий смысл и дворянин - разбойник покидает родные края.
Таково краткое содержание.

Анна Андреевна Ахматова не подвергает роман детальному изучению. Она разочарована, только и всего. Это верно. Не назовешь роман "Дубровский" слишком увлекательным.
И надо-ли строго оценивать роман, если он писался для заработка?
Пушкин хотел заработать, но с задачей не справился. Но, как всегда, к написанному относился критично, о недостатках знал и потому не отдал роман в печать.
Ахматова как будто рада, что роман не был напечатан при жизни Пушкина. Это как-то оправдывает недостатки рукописи.
Однако Виссарион Белинский, прочитав "Дубровского" пришел в восторг. И назвал роман Пушкина произведением высочайшего качества.
Замечания он сделал позднее.
Последующие знатоки вели себя по-разному. Одни строили придирки к отдельным деталям и несоответствиям, другие, уважая гений Пушкина, не особенно вдавались в критику.

Однако стоит поразмышлять.

Итак. Служили два товарища и оба вышли в отставку.
Генерал – аншеф Кирилла Петрович Троекуров. Это высшее генеральское звание, устаревшее. К 1832 году, к началу написания романа, такое звание в русской армии уже не присваивали.
Что касается современной армии, генерал-аншеф соответствовал бы званию генерала армии, далее следует маршал.
Бедный сосед его Дубровский, по выходу в отставку был гвардейским поручиком. По-современному - это капитан.
Поскольку нас интересуют эти двое, сразу приходит мысль о социальной лестнице. Оба находятся на противоположных концах её. Дистанцию можно бы и уменьшить. Но надо верить тому, что написано.
Пушкин, преследуя какую-то, одному ему понятную цель, именно так установил воинские звания героев романа.

Отметим, что дружба капитана и генерала армии - нонсенс. Дружат равные. У капитанов – друзья капитаны, у генералов - друзья генералы.
Обоюдная дружба представителей разного общественного слоя, как минимум, недолговечна и в чистом виде не встречается.
Генерал может оказывать покровительство, и называть дружбой. А капитан может получать от этого выгоды и называть дружбой свое неравное положение.
Однако если капитан человек неглупый, то должен прислушаться к житейской мудрости. А она советует держаться подальше от начальства и покровителя. На всякий случай.
«Избави нас Бог от барских милостей», - так, кажется, говорил Грибоедов.
Старый Дубровский, должно быть, понимает это, но поместья их находятся рядом, а тут ещё старые связи. Хочешь – не хочешь, приходится дружить. Заметим, Пушкин дает понять, что Андрей Дубровский не очень - то ценит дружбу с Троекуровым.
Сколько продолжалась их дружба – доподлинно неизвестно, но Троекуров был искренне расположен к старому другу. Магнат запросто навещал бедный дом старого Дубровского.
Кирилла Петрович был готов женить малолетнего Володьку Дубровского на своей дочке Машеньке. Правда, это только слова, но каков порыв!
Старый Дубровский вполне резонно и вежливо от такой перспективы отказывается. Он иллюзий не строит.

Несомненно, хорошее отношение генерал-аншефа – следствие каких-то прошлых заслуг Дубровского. Поскольку оба люди военные, объяснение кажется простым.
Андрей Дубровский, с его прямым и твердым характером, конечно же совершил военный подвиг. Однако награда его обошла. Так бывает. Он, должно быть, не дождался повышения по службе и ушел в отставку.
Несомненно, Дубровский совершил что - то значительное.
Возможно, Андрей Дубровский обеспечил успех боевой операции, в которой участвовал генерал Троекуров, его командир. Троекуров помнит заслуги старого друга и выделяет его среди соседей - помещиков.
Возникает вопрос:
- На какой войне воевали, в каких боях принимали участие?
В романе ответа нет.
Младший Дубровский находит письма отца из турецкого похода. Но в них ни слова нет о Троекурове. Как нет упоминаний о сражениях и походах в которых участвовал сам Андрей Дубровский.
Казалось бы, Пушкин мог расшифровать. Война ему знакома. Три года назад Пушкин побывал в Курдистане, на русско-турецкой войне.
Конечно, поэта к серьёзным боям не допускали. Пушкина берегли. Но характер у него общительный, а старых и новых знакомых - хоть отбавляй. С ним делились рассказами о боевых эпизодах.
Что же касается стратегической обстановки, Пушкин тоже был в курсе. Он был желанный гость на обедах у Ивана Паскевича, командующего армией. И за столом, высшие командиры рассуждали о ходе компании.
Таким образом, Пушкин был свидетель и участник, недостатка в информации у него не было.
И почему бы классику, пишущему роман о двух русских офицерах, не показать их давнее или недавнее военное прошлое.
Военные события могли придать остроты. А война без всякой фальши сделала бы роман по-Пушкински реалистичным.
Но почему-то Пушкин не показывает ни войну, ни военных приключений. Не считает нужным.
Может быть, решил не отвлекаться, а стремится сообщить другое? Пушкин поставил себе какую-то другую, недоступную нам (пока) задачу?
Настолько важную, что показ военных действий, столь любимый публикой и выигрышный для писателя - задача второстепенная.
И, более того, Пушкина как будто не особенно волнует, будет роман увлекательным или нет.

Однако надо искать. Верно то, что роман сложен для понимания.
А пока не стоит соглашаться с Анной Андреевной. Получение гонорара - не главная причина его создания.

Первые выводы очевидны и незначительны.
Можно только утверждать, что старый Дубровский имеет заслуги, никак не связанные с войной.
Но какие-то очень важные заслуги.
Заслуги несомненны, Пушкин подчеркивает это. Кирилла Троекуров помнит и ценит Дубровского в ущерб собственному болезненно раздутому самолюбию. Старый Дубровский сосед особенный, и попытки соседей совершать такие-же смелые поступки Кирила Петрович пресекает в принципе.
Вопрос. Какие заслуги кроме военных, мог иметь офицер, вышедший в отставку в малых чинах?
Далее. Младший офицер, пускай бывший, не соблюдает субординацию - могло ли быть такое? Военный ли он?
Сомнения в этом законны. Почему-то бывший офицер Дубровский высказывает свое мнение, не заботясь о том, противоречит ли оно мнению хозяина.
Кстати, зададим вопрос, какие суждения мог высказывать Дубровский? И по каким вопросам?
Мы знаем, что высказывания ставят босса в затруднительное положение, но Троекуров терпит.
Пушкин приводит только одно замечание Дубровского, которое стало последним в его дружеских отношениях с Троекуровым.
Старик посочувствовал дворовым генерала, мол, собакам у него живется лучше.
Поскольку других высказываний Дубровского Пушкин не приводит, логично допустить, что тема их могла быть такой – же или похожей. Униженное положение дворовых или крепостных людей.
В николаевские времена это была болезненная и неразрешимая тема. Рассуждения по ней выглядели похожими на ворчание отставного поручика.

Ещё один момент, который нельзя обойти. Виданное ли дело одному помещику воевать с другим?
Случай для России редчайший.
Знатоки объясняют тем, что друг Пушкина Нащокин будто бы видел в остроге города Витебска некоего шляхтича Островского. Вина которого состояла в том, что Островский повел войну с соседом - помещиком в ответ на судебную несправедливость.
Островский, небогатый литовский дворянин, проживал недалеко от местечка Игумен между Минском и Могилёвом. Теперь это город Червень Минской области.
Примерно в тех местах проходили действия, инкриминируемые дворянину Островскому.
Белоруссия, она же Литва, по частям входила в состав Российской империи. Последний раздел Речи Посполитой произошел за пять лет до рождения Пушкина.
Если Дубровский - это Островский, тогда многое сходится. Вместе с польско-литовским населением в Россию перешли старинные обычаи шляхты. В частности, такая форма разрешения проблем, как "наезд".
Центральная административная власть и суды Речи Посполитой были слабыми и шляхтич, например, несогласный с решением суда, мог собрать сторонников и добиваться справедливости не по суду, а "по понятиям", как говорили совсем недавно, в лихих девяностых.
Каким образом? А также как в девяностые: заплатить, заставить, пообещать. Чинить зверства и кого - то лишать жизни - совсем необязательно, хотя было и то и другое.
Важно показать силу и превосходство. Организовать прессинг. Противник должен уступить и принять условия сильнейшего. Литвин Островский так и поступил, но встретил сопротивление. Успешной атаки не получилось, а времена были уже не те. В Российской империи его действия квалифицировали, как бунт со всеми вытекающими последствиями.
Вначале пушкинский роман так и назывался «Островский». Это широко известно.
Попутный вопрос. Почему в процессе написания романа Пушкин меняет его название на "Дубровский", также, как и фамилию главного героя?

С членами шайки Дубровского тоже не всё понятно.
Для русских крепостных перемена хозяина была делом заурядным. В результате купли – продажи имения вместо одного хозяина становился другой.
Ну, допустим, к старому барину привыкли и новый барин сделает жизнь хуже. Но с этим ничего не поделаешь. Протесты ничего не изменят. Живущие на этой земле будут всё теми-же подневольными людьми.
Крестьянские выступления в Росси были нередки и число их росло. Крестьяне роптали, возмущались, и порой брались за вилы. Бунты охватывали целые местности и случалось так, что усмирять народ присылали войска. Но крестьяне бунтовали в ответ на притеснения.
Здесь же притеснений нет и далеко не факт, что таковые наступят. Новый барин ещё не вступил в свои права.
Не слишком ли мал повод, чтобы мужики составили разбойничью шайку и ушли в лес?
Между тем, перспектив нет никаких. Дело Дубровского проиграно в суде. Участие в банде приводит к сибирской каторге или к виселице. Но, тем не менее, крестьяне идут в лес за своим командиром.
А может, они были готовы? Долго ждали и получили сигнал?
До чего же грамотно они расправились с судебными исполнителями! Можно сказать, профессионально. И при этом не испытали ни сомнений, ни угрызений совести!
Неужели Пушкин всё это выдумал?

С романом было вот что.
После кончины Пушкина разбирали его архивы и среди прочих бумаг нашли рукопись романа.
Николай Второй был в курсе, возможно, даже ознакомился с романом. Однако, император не стал придавать значения бунтарскому содержанию его, и "Дубровский" был напечатан, как не самое лучшее произведение классика русской литературы.
После революции идеологов привлек бунтарский дух и «Дубровского». И роман ввели в обязательную школьную программу по литературе.

Жанр приключений считают лёгким. Он так устроен, что читатель лишний раз должен убедиться в торжестве справедливости.
И автор следует этому пожеланию. Чтобы достигнуть непростого, но успешного завершения, путь героя обрастает трудностями, и читатель, возвышая себя вместе с героем, становится сильным, смелым, благородным и непременно побеждающим зло во имя справедливости.

Однако роман "Дубровский" построен иначе и торжества справедливости в нем нет. Положительный герой ровным счетом ничего не добился.
Он лишен имения, положения в обществе, потерял отца, любимую женщину и вынужден покинуть Родину.
Негодяй Троекуров, на совести которого смерть старого товарища, выходит победителем.
Троекуров, власть, законы и обстоятельства действуют удивительно согласованно и эффективно во имя несправедливости. Зло осталось ненаказанным.
Венчания дочери с молодым Дубровским не происходит. Она становится княгиней, и безусловно согласна с этим. Жизнь продолжается и романтикам ней не место.
Есть ещё один ненаказанный участник драмы. Это гнусный человечек - псарь по имени Парамошка. С его подачи происходит конфликт.
... старый Дубровский Троекурову надоел. Барин не может урезонить своего друга. Но как поставить на место Андрея Дубровского? Грубо одернуть нельзя - старый друг всё-таки, а намеки Троекуров делать не умеет.
Кризис приближается.
Проблему взялся решить дворовый человек Парамошка. Он тонко чувствует обстановку и понимает, что нужно хозяину. Хорошо бы Дубровского да лицом в грязь, чтобы был как все.
И Парамошка проявил инициативу.
Да как удачно! Дворянин Дубровский получает оскорбление от человека низкого звания. Троекуров остается в стороне. Вот так псарь! Читает мысли хозяина!
Парамошка – исключительно смелый и талантливый провокатор. Троекуров доволен.
Выдачи Парамошки добивается Дубровский. Не получит. Преданный холуй полезнее старого друга!
Да такому псарю цены нет!

Парамошка должен быть наказан. Этого требует справедливость.
Наказания не последовало. Почему? И почему вопиющая несправедливость легла на страницы романа? Может быть, это случилось в жизни и Пушкин был тому свидетель? А может, нечто подобное случилось с самим Пушкиным? Не совсем как в романе, но по смыслу одинаково. Уж очень трудно придумать такой оборот.
А если так, то откуда взялся в окружении Пушкина псарь с его холуйским оскорблением?
И какое отношение он имел к Александру Сергеевичу?

Возможно Ахматова права. Молодой семье Пушкиных нужны были деньги и Пушкин решил поправить дела.
Он взялся написать приключенческий роман. Был сентябрь 1832. Задача казалась несложной. Чрез пару-тройку месяцев читатель получал нечто простенькое и увлекательное. Имя Пушкина на обложке давало уверенность, что тираж можно сделать большим и книга разойдется скоро.

Вот только не надо спешить. По всем признакам Пушкин задумал нечто другое, пока непонятное нам. Он поместил героев Дубровского в неромантическую современную ему Россию. Гениальные люди обладают даром предвидения и, возможно, Пушкин не строил иллюзий насчет того, сколько мало ему осталось жить.
Простое развлечение публики было невозможно для зрелого Пушкина. Также, как всегда было невозможным создание им "литературной пустышки", или произведения среднего уровня, в котором "есть маленькая, и всем хорошо известная правда".
Он что-то хотел сказать, но не успел, отложил, надо было разобраться. Пушкин сознательно, уже в который раз, пошел на то, чтобы в случае публикации стать объектом критики и очень серьёзных обвинений.
Надо сопоставить роман Дубровский с фактами биографии Пушкина.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения