Кто были главными героями в драме разбойники. «Нужна ли современному читателю классическая литература? Жанр и направление

    Современную литературу нужно читать, потому что люди в современной литературе – это мы сами. Приятно осознавать, что всё в нашем мире не стоит на месте, в том числе и литература. Нельзя не принимать во внимание и тот факт, что писать может каждый, но талант далёко не у каждого человека есть. Многие из современных писателей и драматургов дают литературе новое дыхание еще и по тому, что кардинально меняют её подачу. Многие произведения современной литературы экранизируется. Визуализация в наше время очень важна для общества, и невозможно отрицать, что бывает и так, что экранизация того или иного произведения подталкивает человека к прочтению и осознанию особого метатекста, представленного автором читателю. Известные имена современной литературы, такие как Санаев, Вырыпаев, Пелевин, Улицкая трогают человека, прежде всего потому, что предлагают сюжеты, подчиненные реализму. Многое в современном мире для человека значит и игра. В литературе, как и в жизни, автор предлагает читателю игру с эмоциональным интеллектом, подразумевая полную открытость читателя, его заинтересованность, жизненный отклик на ситуации определенно жизненно направленные. Мы видим, что герои произведений современной литературы похожи на нас самих. То, как они эволюционируют на протяжении всего законченного произведения, находит отклик в наших душах. Современную литературу нужно читать не для саморазвития, а для самоанализа, для проникновения в собственный мир, порой скрытый от человека под многими слоями ненужной информации, суеты и хаоса. Когда- нибудь человек перестанет читать совсем, перестанет брать в руки книги и просто читать, погружаясь в свою атмосферу, перестанет быть открытым литературе. Но пока существуют поэты и писатели, воздействующие на души, литература будет жива.

1. Очень часто приходится слышать такой вопрос: “Вот мы знаем Пелевина, Сорокина, Акунина тоже знаем. Скажите, а есть еще какие-нибудь писатели - хорошие?”

Консерватор”, 5.10.2002

«В ситуации, когда можно так спросить и не сгореть при этом со стыда за собственное невежество, русская литература оказалась впервые. Ее разлюбили. Ею - делая исключение для нескольких раскрученных имен - больше не интересуются. Ее сторонятся. Хотя к ней, впрочем, вполне снисходительны: пусть, мол, пока живет. Но отдельно. Сама по себе. Вдалеке от мейнстрима первоочередных общенациональных и личных забот. В своем, все более и более сужающемся кругу, где друг друга вскоре будут знать в лицо и по имени. В споре физиков и лириков победили бухгалтеры».

Сергей Чупринин

В споре физиков и лириков победили маркетологи. Издательство «Эксмо» наводнило рейтинги Марининой, Беляниным, Пановым и прочей хорошо раскупаемой макулатурой, которая с точки зрения художественной ценности годится лишь для растопки камина в коттедже олигарха. Её не перечитывают. В неё не вдумываются. Вдумываться нынче не в моде, и книжный рынок поощряет эту тенденцию. Впрочем, трудно разобраться, что здесь первично, читательская лень или желание наживы у издателей. Одно могу сказать наверняка - современный читатель жаждет найти «хорошего» писателя, но не станет искать его сам. Люди волей-неволей доверяют рынку, а тот, в свою очередь, не упускает возможности поиграть с доверием ленивого читателя. 2. «Если же судить по интересам, современно то, в чем читатель видит адекватность своим ожиданиям и встречает “ответность” своим вопросам. Поэтому сегодня самыми современными можно считать, с одной стороны, Д. Донцову и А. Маринину, а с другой - тех же Пастернака и Ахматову, ставших “брендами”, а не только мифами, порою (и все чаще, увы) вне зависимости от проникновения в суть их творчества».

Иванова н.

Прежде чем рассуждать об ожиданиях читателя, следует разобраться, а существует ли однозначная «современность»? Культурные реалии, поддерживаемые традиции, каноны... Существует ли в сознании русского человека устойчивое представление о реальности, в которой он живёт?

Современный человек брошен современностью. От него больше не требуют создания новой национальной идеи. Неудивительно, что в подобной ситуации читатель становится эгоцентричным и во всём полагается только на самого себя. Он ищет в литературе то, что отвечает на его личные вопросы и его личным интересам. Кого заботят жизненные трагедии Ахматовой, когда она так метко пишет о женской любви и преданности? Кого волнует целостность текста, если его можно растаскать на цитаты, вырванные из контекста? Загляните в любое тематическое сообщество в социальных сетях - масса разрозненных цитат, утащенных из литературных текстов. И ведь каждому такому обрывку текста можно придать тот смысл, который подходит текущему состоянию отдельно взятого человека. Читатель видит в тексте только то, что хочет видеть. Возможно, так было и раньше, но мне кажется, что в XXI веке стремление читателя вступить в диалог с автором становится всё слабее и слабее. Безусловно, существует целый пласт современной литературы, помогающий нашему одинокому читателю реанимировать свои способности. Это сверх-современный Маканин, лиричный Довлатов, Л. Улицкая, взывающая к доброй ностальгии... И другие.

3. « В поэзии и прозе нового поколения есть много замечательного, что уже сегодня помогает жить. Новые литературные ландшафты создают впечатление, будто мир растет. Мир идет вширь и вглубь. На фоне сомнительных социальных и житейских перипетий новая глубина литературного пространства зияет влекущими перспективами и обещает одарить небывалым опытом соучастия в жизни более реальной, чем химерная действительность эпохи фикций и зрелищ».

«Разбойники» закончена в 1781 г. Шиллер только окончил курс Военной академии в Штудгарте, а драму написал, ещё обучаясь в ней. Молодому писателю пришлось издавать драму за свой счёт, потому что ни один издатель в Штудгарте не захотел её печатать.

Зато её взялся поставить директор Майнгемского театра барон фон Дальберг. Премьера состоялась в Майнгейме в 1882 г. Шиллер сразу стал знаменит.

Жанр и направление

Молодой Шиллер - идейный последователь «Бури и натиска», объединения, близкого к сентиментализму. Участники «Бури и натиска» несли просветительскую идеологию на немецкой почве. Очень важны для Шиллера работы Руссо, особенно его литературное творчество. В «Разбойниках» отражены идея «естественного человека», отвержение современной цивилизации и сомнения в прогрессе. Шиллер разделял религиозную концепцию Руссо (одно из качеств отрицательного героя Франца Моора – безбожие). Идеи Руссо Шиллер влагает в уста своих героев.

Жанр произведения «Разбойники» - драма. В финале умирают все близкие Карла, а сам он идёт сдаваться властям. Противоречия в его жизни неразрешимы. Он сломлен морально и ожидает физического возмездия. Некоторые исследователи конкретизируют жанр, называя произведение разбойничьей драмой.

Тематика и проблематика

Тематика драмы – вражда и ненависть между близкими людьми, способная убивать; ответственность человека за свой выбор и свои поступки, за моральные обязательства.

Основную мысль произносит священник: нет большего греха, чем отцеубийство и братоубийство. Ему вторит Карл в финале: «О, я глупец, мечтавший исправить свет злодеяниями и блюсти законы беззакониями!»

В предисловии Шиллер признаётся, что его цель как драматурга – «подсмотреть самые сокровенные движения души». Проблемы, поднимаемые в драме - человеческие страсти: месть и предательство, клевета старшего сына, горе обманутого отца, выбор Амалии, верность разбойников и Карла слову.

Социальные проблемы связаны с всевластием феодалов (история Косинского, чья возлюбленная стала любовницей князя, а тот отнял земли Косинского и отдал их министру). Один из эпиграфов драмы – «На тиранов».

Женщины в драме делают выбор между честью и любовью. Амалия (невеста Косинского) выбирает любовь (при этом теряя своего возлюбленного). А свою Амалию Карл избавляет от такого выбора, вернувшись вовремя домой.

Сюжет и композиция

Сюжет заимствован Шиллером из рассказа Шубарта «К истории человеческого сердца». На сюжет повлияли истории о благородных разбойниках, борющихся против феодалов. Разбойничество было нередким социальным явлением времён Шиллера.

Младший сын Франц оклеветал старшего Карла в глазах отца, а потом объявил его умершим. Он желал унаследовать богатство отца и жениться на невесте брата. Заболевшего отца он объявил мёртвым и запер в фамильном склепе.

Карл, благородный разбойник, но и убийца, чувствуя беспокойство за невесту, решает тайно пробраться в родовой замок. Он находит едва живого отца, проведшего 3 месяца в склепе, всё ещё любящую его Амалию. Карл хочет отомстить брату за страдания отца, но тот сам душит себя шнурком. Отец умирает, узнав, что Карл разбойник, а Амалия просит заколоть её, только бы не расставаться с ним снова. Карл выполняет просьбу Амалии и отдаётся в руки правосудия, попутно сделав благодеяние для отца 11 детей.

Герои и образы

Старик Моор хочет только одного: чтобы его дети любили друг друга. Он слишком мягок, чем пользуется Франц и вырывает из его уст проклятие, обращённое на Карла. Именно отказ отца принять сына в своём замке побудил Карла стать разбойником. Отец то проклинает сына, то называет его жемчужиной в венце Всевышнего и ангелом. Старик не готов принять своего сына Карла разбойником и убийцей, умирает от этого известия.

Франц Моор , младший сын, коварен и лжив. Его цель – завладеть имением отца. По его собственным словам, он погряз во всех смертных грехах. Франц подозревает, что все люди таковы, как он. Человека Франц считает грязью, а сам совершенно лишён совести.

Священник называет Франца тираном. Франц безбожник, но в глубине души он боится встречи с Богом. Его мучит грех отцеубийства, что отражается в сне о Страшном суде. Смерть его соотносима с грехами: он удавился, как Иуда.

Старший брат Карл Моор – благородный разбойник. Сам он не считает себя ни преступником, ни вором, называя своим ремеслом возмездие, а промыслом – месть.

Карл набожен, но с презрением относится к церковникам, называя их фарисеями, толкователями правды, обезьянами божества.

Карла, по словам патера, снедает гордыня. Действительно, Карл с презрением относится к разбойникам, называя их безбожными негодяями и орудием своих великих планов.

Карл – естественный человек, действующий согласно здравому смыслу. Узнав о коварстве брата, Карл готов бежать, чтобы не убить его в гневе. Он великодушен и щедр, дарит Даниэлю кошель. В конце трагедии Карл решает не просто сдаться властям, но и помочь бедняку, отдав ему деньги за свою поимку.

При этом Карл – разбойник и убийца. Он хотел бы забыть крики своих жертв, пытается найти оправдание своих поступков в своей родословной и своём воспитании.

У Карла обострённое чувство справедливости. Сам он восстаёт против человеческих законов, считая их несправедливыми, но возмущён тем, что Франц нарушает Божьи законы, когда убивает и мучит отца: «Законы вселенной превращены в игральные кости! Связь природы распалась... Сын убил своего отца».

С точки зрения Карла, месть оправдывает его разбой и убийство брата. И всё-таки он не считает себя вправе быть счастливым и любить, если он стольких убил.

Даниэль , семидесятилетний слуга, исключительно честен. Он не утешает Франца, рассказавшего страшный сон о Страшном суде, а только обещает за него помолиться. Франц называет эту искренность мудростью и трусостью черни. Даниэль отказывается заколоть Франца, когда приближается час возмездия, не желая совершить грех.

Образы разбойников

Они верны своему атаману и не соглашаются сдать его властям даже за подписанное помилование. Карл называет разбойников карающими ангелами. Обязательства перед ними заставляют Карла убить Амалию.

Амалия

Девушка верна своему возлюбленному, идеализирует его. Амалия готова уйти в монастырь, узнав о мнимой смерти Карла и его отца, но не согласна стать женой Франца, хочет заколоть себя, когда младший брат домогается её силой.

Амалия не мыслит своей жизни без возлюбленного. Когда девушка узнаёт, что её жених разбойник, она называет его сразу и демоном, и ангелом. Сама она становится жертвой долга возлюбленного.

Конфликт

Конфликт в драме внешний и внутренний. Внешний конфликт социальный: бунт против феодального произвола. Он побуждает Карла стать разбойником, а Франца - строить козни против отца и брата. В конце романа конфликт разрешается признанием Карлом ошибочности своего пути.

Внутренний конфликт Карла – противоречие между правом на протест и преступными путями его реализации, основанными на насилии. Этот конфликт неразрешим.

Внутренний конфликт присущ каждому герою. Амалия разрешает конфликт между любовью к Карлу и симпатией к переодетому Карлу. Внутренний конфликт Франца состоит в вопросе существования Бога. Отец не может решить, прощать или проклинать каждого из сыновей.

Художественное своеобразие

Для молодого Шиллера главное в драме – донести до читателя и зрителя свои идеи. Сюжет основан не на жизненных фактах, а исходит из идей. Характер героя у Шиллера условен. Он строит его рационально, основываясь на своих скудных знаниях об обществе и мире, подчиняет идее.

Шиллер создал драму нового типа. В ней есть политическая составляющая, патетика, эмоциональность и лиричность.

Большое значение в драме имеют песни. Поют Карл и Амалия, восстанавливая игрой на лютне свои силы и изливая тоску. Песни раскрывают истинные чувства героев, например, Карл поёт о Цезаре и предателе Бруте, узнав о предательстве брата.

На работу по пьесе я отвожу два урока, третий - обобщающий урок-размышление. На первых уроках идёт подробная работа над текстом пьесы, чтение по ролям.

В процессе подготовки к итоговому уроку ребята были поделены на творческие группы с заданиями: группа «Актёры» готовила к инсценировке третью сцену второго акта «Богемские леса»; группа «Художники-оформители» готовила афишу пьесы, портреты главных героев - Франца Моора и Карла Моора; группа «Исследователи» работала над романом А. С. Пушкина «Дубровский»; группа «Искусствоведы» работала над историей создания 9-й симфонии Л. В. Бетховена.

Оформление: Театральная ширма, портрет писателя, афиша к драме, иллюстрации к произведению.

Музыкальное сопровождение: Л. В. Бетховен. 9-я симфония, ода «К радости».

Эпиграф: “Я и вправду могу вызвать изумление” (Карл Моор).

Вступительное слово учителя

На предыдущих уроках мы познакомились с вами с прославленной классической драмой немецкого поэта и драматурга Фридриха Шиллера (1759–1805) «Разбойники», писателя, которого А. С. Пушкин ставил в ряд с величайшими деятелями различных эпох - Гомером, Данте, Шекспиром, Расином. Сегодня перевёрнута последняя страница пьесы, поэтому в классе импровизированный занавес, так как разговор пойдёт не просто о литературном произведении, а о драме, где воедино слито искусство слова и театра. “Поговорим о бурных днях Кавказа, о Шиллере, о славе, о любви”, - произнесём мы вслед за А. С. Пушкиным.

Сегодняшний урок - урок-размышление над прочитанным. Мы постараемся ответить на вопросы: Как мы, ученики 8-го класса, поняли страницы великого произведения? Нужны ли нам в современности пьесы Шиллера или они стали глубокой историей? Что же такое классика, классическое произведение? Какие чувства вызвал у вас главный герой пьесы?

Беседа с классом

Действие пьесы «Разбойники» происходит в Германии XVIII века. Сюжет её построен на вражде двух братьев. Что вы можете сказать о главных героях пьесы?

Ответы учащихся

Главные герои - братья Карл и Франц Мооры. Один из них - младший брат Франц - человек бессердечный, лицемерный, низкий. Он делает всё, чтобы опорочить своего старшего брата в глазах отца - графа фон Моора. Вероломный, деспотичный, безобразный внешне Франц преследует лишь одну цель - власть и деньги.

Другой - благородный, пламенный, героический, дерзкий Карл Моор волею судьбы оказался предводителем шайки разбойников.

Какой художественный приём лежит в основе построения характеров братьев? Обоснуйте это.

При характеристике персонажей Шиллер использует приём Антитезы. Контрастна внешность братьев, их внутренний мир, их поступки.

Один лицемерно прикидывается кротким и любящим сыном, хотя на самом деле готов на подлость, чтобы опорочить Карла. Другой - великодушный, способный на возвышенные чувства. В характеристике братьев используются антонимы: подлый - великодушный, бессовестный - честный, аморальный - благородный.

Посмотрите на портреты этих героев, выполненных группой «Художники». Как, по-вашему, удалось ли им передать основные черты характера персонажей? Подтвердите ваши ответы цитатами из текста. (Развёрнутые ответы учащихся.)

“Кто же теперь осмелится прийти и потянуть меня к ответу или сказать мне в глаза: «Ты подлец!» Теперь долой тягостную личину кротости и добродетели! Смотрите на подлинного Франца и ужасайтесь!.. Гладить и ласкать - не в моих обычаях. Бледность нищеты и рабского страха - вот цвет моей ливреи. Я одену вас в эту ливрею!” (Характеристика Франца; акт 2, сцена 2.)

Амалия. Блёклые краски не могут повторить высокий дух, блиставший в его огненных глазах...

Старик Моор. Этот приветливый, ласковый взор.” (Характеристика Карла; акт 2, сцена 2.)

Учитель. В результате интриги Франца Карл Моор становится преступником, стремление его к свободе обращается в ненависть ко всему человечеству в целом. Желая восстановить справедливость и отомстить брату, Карл становится предводителем шайки разбойников. Однако жизнь разбойников далека от идеала “нравственного миропорядка”. Одной из ключевых сцен пьесы является сцена в богемских лесах. Обратимся к фрагменту 2-й сцены 3-го акта.

Группа «Актёры» представляет фрагмент этой сцены от слов патера: “Так вот оно - драконово логовище! С вашего позволения, судари мои, я служитель церкви, а там вон стоит тысяча семьсот человек, оберегающих каждый волос на моей голове...” до слов Моора: “Теперь мы свободны, друзья...”

Беседа с классом

Почему в стан разбойников приводят священника?

Ответ. Драматург проводит своего героя через испытание совестью.

Что лучше помогает нам понять характер главного героя?

Ответ. Шиллер в «Разбойниках» сумел показать самые сокровенные движения души через монологи и реплики героя. Монологи Карла Моора помогают нам понять, какой внутренне противоречивый путь от ненависти и мести к осознанию ужаса смерти и покаянию проходит герой. Он берёт на себя право казнить и миловать, но злодеяния и бесчинства разбойников не дают ему возможности стать прежним. Монолог героя показывает, как глубоко он переживает разлад с совестью.

“Моор. Откуда ты знаешь, что я не вижу по ночам страшных снов, что я не покроюсь бледностью на смертном одре? Много ли тебе приходилось делать такого, за что бы ты нёс ответственность? Знай, честолюбивый юноша: не для убийц и поджигателей зеленеют лавры! Не слава встречает разбойничьи победы, но проклятия, опасности, смерть, позор!”

Учитель. «Разбойники» - бунтарская драма, а её герой - благородный разбойник. Какая богатая тема! Шиллер не первый её открыл, и в русской литературе она нашла продолжение в романе А. С. Пушкина «Дубровский». Я предложила сравнить героя пьесы Шиллера с известным героем Владимиром Дубровским группе литературоведов.

Что можно сказать о жизненных целях этих героев? Какие качества персонажей кажутся вам похожими?

Ответ группы «Исследователи». Тема бунта и благородного разбойника представлена в романе А. С. Пушкина «Дубровский», написанном в 1832–1833 годах. Владимир Дубровский - русский дворянин, питаемый чувством мести за оскорбление и гибель своего отца, вынужден сжечь родовую усадьбу и уйти в лес предводителем разбойников. Сцена в богемских лесах напоминает сцену из главы XIX: “Посреди дремучего леса на узкой лужайке возвышалось маленькое земляное укрепление, состоящее из вала и рва, за коими находилось несколько шалашей и землянок... Разбойники заняли каждый определённое место. В сие время трое дозорных прибежали к воротам. Дубровский пошёл к ним навстречу. «Что такое?» - спросил он их. «Солдаты в лесу, - отвечали они, - нас окружают»...”

Дубровский и Карл Моор объединены похожестью судеб. Карл убивает не для грабежа, а свою законную часть добычи раздаёт сиротам. К ним обоим подходит характеристика - Благородный. Поступки Владимира Дубровского, его желание мести и отказ от неё совпадают с путём героя Шиллера, только он в отличие от Владимира сдаётся правосудию, а не скрывается за границу. Рассматривая эти образы мировой литературы, мы видим похожесть в изображении героя-бунтаря у Пушкина и Шиллера. Благородство, честность, великодушие объединяет этих героев. Их внутренний мир и характер несовместим с той средой (шайка разбойников), в которую они оба попадают: “Я не вор, скажи им, что моё ремесло - возмездие, мой промысел - месть” (Карл Моор).

Учитель. Уже двести лет финал пьесы толкуют по-разному. Неизменно встаёт и перед нами главный вопрос финала:

За что осудил себя её главный герой? Почему он сдаётся правосудию?

Опираясь на анализ последнего акта, ребята показывают осознание главным героем гибельности своего пути и желание возмездия себе за смерть Амалии, отца и брата. Человек ответственен за свои поступки и перед собой, и перед обществом: “О, я глупец, мечтавший исправить свет злодеяниями и блюсти законы беззаконием! Я назвал это мщением и правом!.. Загубленное мною - загублено. Никогда не восстановить поверженного! Но я ещё могу умиротворить поруганные законы, уврачевать израненный мир...” С горечью и стыдом Карл Моор признал, что пошёл не тем путём. Мечом он пытался восстановить в мире справедливость, но его благие намерения сопровождались бесчестными злодеяниями.

Почему слова Карла Моора “Да, я и вправду могу вызвать изумление” мы вынесли эпиграфом к уроку?

Вызвал ли изумление у вас главный герой? Как вы относитесь к его поступку? (Ответы учеников.)

Учитель. Ф. Шиллер остаётся популярным в России и в XXI веке, как был он популярен в веке XIX. Его пьесы не сходят со сцен русских театров: Московского театра имени А. С. Пушкина, Малого, БДТ и других. Зрители и читатели современности продолжают искать ответ на вопрос: можно ли остаться человеком без покаяния? Поступок главного героя пьесы Карла Моора до сегодняшнего дня продолжает вызывать споры и суждения, часть которых была представлена на нашем уроке. Мысли великого поэта о мере ответственности человека за свои поступки были близки великим русским писателям XIX века (например, А. С. Пушкину и Ф. М. Достоевскому).

Описание событий в романах и других произведениях великого немецкого поэта не осталось не замеченным музыкантами.

Группа «Искусствоведы». В 1824 году уже тяжело больной Бетховен пишет последнюю - 9-ю симфонию. Это была песнь свободы, пламенный призыв, обращённый к потомкам. Особенно торжественно звучала заключительная часть симфонии. Музыку композитор положил на слова оды Шиллера «К радости». В едином порыве великий композитор и великий поэт призывали всех: “Обнимитесь, миллионы!” (Выразительное чтение оды учащимся.)

Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьянённые тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди - братья меж собой.
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!

(Звучит 9-я симфония Бетховена, ода «К радости».)

Сравните оду-песнь Шиллера с его «Разбойниками». Могли бы герои драмы принять её? (Ответы учеников.)

Заключительное слово учителя. Проходят годы, меняются режиссёрские трактовки и актёрские костюмы, смещаются те или иные акценты, но неизменным остаётся пламенный пафос трагедии. Шиллер и его герой продолжают страстно взывать к человеческой совести, а читатели и зрители продолжают поиск истины до сих пор.

Домашнее задание. Написать небольшое сочинение-размышление на тему «Чем близка современному читателю драма Ф. Шиллера “Разбойники”?».

Литература История немецкой литературы: В 3 т. М.: Радуга, 1985. Т. 1. Либензон З. Е. Фридрих Шиллер. М.: Просвещение, 1990. Материалы уроков И. Аркина: Литература в школе, 1998.

8-й класс

Елена КУДИНОВА

Елена Александровна КУДИНОВА - учитель русского языка и литературы, г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края.

Урок-размышление по драме Ф.Шиллера «Разбойники»

Н а работу по пьесе я отвожу два урока, третий - обобщающий урок-размышление. На первых уроках идёт подробная работа над текстом пьесы, чтение по ролям.

В процессе подготовки к итоговому уроку ребята были поделены на творческие группы с заданиями: группа «Актёры» готовила к инсценировке третью сцену второго акта «Богемские леса»; группа «Художники-оформители» готовила афишу пьесы, портреты главных героев - Франца Моора и Карла Моора; группа «Исследователи» работала над романом А.С. Пушкина «Дубровский»; группа «Искусствоведы» работала над историей создания 9-й симфонии Л.В. Бетховена.

Оформление: театральная ширма, портрет писателя, афиша к драме, иллюстрации к произведению.

Музыкальное сопровождение: Л.В. Бетховен. 9-я симфония, ода «К радости».

Эпиграф: “Я и вправду могу вызвать изумление” (Карл Моор).

Вступительное слово учителя

На предыдущих уроках мы познакомились с вами с прославленной классической драмой немецкого поэта и драматурга Фридриха Шиллера (1759–1805) «Разбойники», писателя, которого А.С. Пушкин ставил в ряд с величайшими деятелями различных эпох - Гомером, Данте, Шекспиром, Расином. Сегодня перевёрнута последняя страница пьесы, поэтому в классе импровизированный занавес, так как разговор пойдёт не просто о литературном произведении, а о драме, где воедино слито искусство слова и театра. “Поговорим о бурных днях Кавказа, о Шиллере, о славе, о любви”, - произнесём мы вслед за А.С. Пушкиным.

Сегодняшний урок - урок-размышление над прочитанным. Мы постараемся ответить на вопросы: Как мы, ученики 8-го класса, поняли страницы великого произведения? Нужны ли нам в современности пьесы Шиллера или они стали глубокой историей? Что же такое классика, классическое произведение? Какие чувства вызвал у вас главный герой пьесы?

Беседа с классом

Действие пьесы «Разбойники» происходит в Германии XVIII века. Сюжет её построен на вражде двух братьев. Что вы можете сказать о главных героях пьесы?

Ответы учащихся

Главные герои - братья Карл и Франц Мооры. Один из них - младший брат Франц - человек бессердечный, лицемерный, низкий. Он делает всё, чтобы опорочить своего старшего брата в глазах отца - графа фон Моора. Вероломный, деспотичный, безобразный внешне Франц преследует лишь одну цель - власть и деньги.

Другой - благородный, пламенный, героический, дерзкий Карл Моор волею судьбы оказался предводителем шайки разбойников.

Какой художественный приём лежит в основе построения характеров братьев? Обоснуйте это.

При характеристике персонажей Шиллер использует приём антитезы. Контрастна внешность братьев, их внутренний мир, их поступки.

Один лицемерно прикидывается кротким и любящим сыном, хотя на самом деле готов на подлость, чтобы опорочить Карла. Другой - великодушный, способный на возвышенные чувства. В характеристике братьев используются антонимы: подлый - великодушный, бессовестный - честный, аморальный - благородный.

Посмотрите на портреты этих героев, выполненных группой «Художники». Как, по-вашему, удалось ли им передать основные черты характера персонажей? Подтвердите ваши ответы цитатами из текста. (Развёрнутые ответы учащихся.)

“Кто же теперь осмелится прийти и потянуть меня к ответу или сказать мне в глаза: «Ты подлец!» Теперь долой тягостную личину кротости и добродетели! Смотрите на подлинного Франца и ужасайтесь!.. Гладить и ласкать - не в моих обычаях. Бледность нищеты и рабского страха - вот цвет моей ливреи. Я одену вас в эту ливрею!” (Характеристика Франца; акт 2, сцена 2.)

Амалия. Блёклые краски не могут повторить высокий дух, блиставший в его огненных глазах...

Старик Моор. Этот приветливый, ласковый взор.” (Характеристика Карла; акт 2, сцена 2.)

Учитель. В результате интриги Франца Карл Моор становится преступником, стремление его к свободе обращается в ненависть ко всему человечеству в целом. Желая восстановить справедливость и отомстить брату, Карл становится предводителем шайки разбойников. Однако жизнь разбойников далека от идеала “нравственного миропорядка”. Одной из ключевых сцен пьесы является сцена в богемских лесах. Обратимся к фрагменту 2-й сцены 3-го акта.

Группа «Актёры» представляет фрагмент этой сцены от слов патера: “Так вот оно - драконово логовище! С вашего позволения, судари мои, я служитель церкви, а там вон стоит тысяча семьсот человек, оберегающих каждый волос на моей голове...” до слов Моора: “Теперь мы свободны, друзья...”

Беседа с классом

Почему в стан разбойников приводят священника?

Ответ. Драматург проводит своего героя через испытание совестью.

Что лучше помогает нам понять характер главного героя?

Ответ. Шиллер в «Разбойниках» сумел показать самые сокровенные движения души через монологи и реплики героя. Монологи Карла Моора помогают нам понять, какой внутренне противоречивый путь от ненависти и мести к осознанию ужаса смерти и покаянию проходит герой. Он берёт на себя право казнить и миловать, но злодеяния и бесчинства разбойников не дают ему возможности стать прежним. Монолог героя показывает, как глубоко он переживает разлад с совестью.

“Моор. Откуда ты знаешь, что я не вижу по ночам страшных снов, что я не покроюсь бледностью на смертном одре? Много ли тебе приходилось делать такого, за что бы ты нёс ответственность? Знай, честолюбивый юноша: не для убийц и поджигателей зеленеют лавры! Не слава встречает разбойничьи победы, но проклятия, опасности, смерть, позор!”

Учитель. «Разбойники» - бунтарская драма, а её герой - благородный разбойник. Какая богатая тема! Шиллер не первый её открыл, и в русской литературе она нашла продолжение в романе А.С. Пушкина «Дубровский». Я предложила сравнить героя пьесы Шиллера с известным героем Владимиром Дубровским группе литературоведов.

Что можно сказать о жизненных целях этих героев? Какие качества персонажей кажутся вам похожими?

Ответ группы «Исследователи». Тема бунта и благородного разбойника представлена в романе А.С. Пушкина «Дубровский», написанном в 1832–1833 годах. Владимир Дубровский - русский дворянин, питаемый чувством мести за оскорбление и гибель своего отца, вынужден сжечь родовую усадьбу и уйти в лес предводителем разбойников. Сцена в богемских лесах напоминает сцену из главы XIX: “Посреди дремучего леса на узкой лужайке возвышалось маленькое земляное укрепление, состоящее из вала и рва, за коими находилось несколько шалашей и землянок... Разбойники заняли каждый определённое место. В сие время трое дозорных прибежали к воротам. Дубровский пошёл к ним навстречу. «Что такое?» - спросил он их. «Солдаты в лесу, - отвечали они, - нас окружают»...”

Дубровский и Карл Моор объединены похожестью судеб. Карл убивает не для грабежа, а свою законную часть добычи раздаёт сиротам. К ним обоим подходит характеристика - благородный. Поступки Владимира Дубровского, его желание мести и отказ от неё совпадают с путём героя Шиллера, только он в отличие от Владимира сдаётся правосудию, а не скрывается за границу. Рассматривая эти образы мировой литературы, мы видим похожесть в изображении героя-бунтаря у Пушкина и Шиллера. Благородство, честность, великодушие объединяет этих героев. Их внутренний мир и характер несовместим с той средой (шайка разбойников), в которую они оба попадают: “Я не вор, скажи им, что моё ремесло - возмездие, мой промысел - месть” (Карл Моор).

Учитель. Уже двести лет финал пьесы толкуют по-разному. Неизменно встаёт и перед нами главный вопрос финала:

За что осудил себя её главный герой? Почему он сдаётся правосудию?

Опираясь на анализ последнего акта, ребята показывают осознание главным героем гибельности своего пути и желание возмездия себе за смерть Амалии, отца и брата. Человек ответственен за свои поступки и перед собой, и перед обществом: “О, я глупец, мечтавший исправить свет злодеяниями и блюсти законы беззаконием! Я назвал это мщением и правом!.. Загубленное мною - загублено. Никогда не восстановить поверженного! Но я ещё могу умиротворить поруганные законы, уврачевать израненный мир...” С горечью и стыдом Карл Моор признал, что пошёл не тем путём. Мечом он пытался восстановить в мире справедливость, но его благие намерения сопровождались бесчестными злодеяниями.

Почему слова Карла Моора “Да, я и вправду могу вызвать изумление” мы вынесли эпиграфом к уроку?

Вызвал ли изумление у вас главный герой? Как вы относитесь к его поступку? (Ответы учеников.)

Учитель. Ф.Шиллер остаётся популярным в России и в XXI веке, как был он популярен в веке XIX. Его пьесы не сходят со сцен русских театров: Московского театра имени А.С. Пушкина, Малого, БДТ и других. Зрители и читатели современности продолжают искать ответ на вопрос: можно ли остаться человеком без покаяния? Поступок главного героя пьесы Карла Моора до сегодняшнего дня продолжает вызывать споры и суждения, часть которых была представлена на нашем уроке. Мысли великого поэта о мере ответственности человека за свои поступки были близки великим русским писателям XIX века (например, А.С. Пушкину и Ф.М. Достоевскому).

Творчество великого немецкого поэта не осталось не замеченным музыкантами.

Группа «Искусствоведы». В 1824 году уже тяжело больной Бетховен пишет последнюю - 9-ю симфонию. Это была песнь свободы, пламенный призыв, обращённый к потомкам. Особенно торжественно звучала заключительная часть симфонии. Музыку композитор положил на слова оды Шиллера «К радости». В едином порыве великий композитор и великий поэт призывали всех: “Обнимитесь, миллионы!” (Выразительное чтение оды учащимся.)

Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьянённые тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди - братья меж собой.
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!

(Звучит 9-я симфония Бетховена, ода «К радости».)

Сравните оду-песнь Шиллера с его «Разбойниками». Могли бы герои драмы принять её? (Ответы учеников.)

Заключительное слово учителя. Проходят годы, меняются режиссёрские трактовки и актёрские костюмы, смещаются те или иные акценты, но неизменным остаётся пламенный пафос трагедии. Шиллер и его герой продолжают страстно взывать к человеческой совести, а читатели и зрители продолжают поиск истины до сих пор.

Домашнее задание. Написать небольшое сочинение-размышление на тему «Чем близка современному читателю драма Ф.Шиллера “Разбойники”?».

Литература

  1. История немецкой литературы: В 3 т. М.: Радуга, 1985. Т. 1.
  2. Либензон З.Е. Фридрих Шиллер. М.: Просвещение, 1990.
  3. Материалы уроков И.Аркина: Литература в школе, 1998.

Шаповалова Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы

гимназии №3 г.Белгорода

Романтическая трагедия Ф.Шиллера «Разбойники»

Урок-исследование

Цель: помочь сформировать социальную компетентность обучающихся.

Задачи по формированию компетенций обучающихся:

Учебно-познавательной (отработать навыки самостоятельного анализа текста ; продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся);

Коммуникативной (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе группы, обмениваться информацией);
- информационной (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структуировать, преобразовывать, сохранять и передавать её);
- личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности)

Ход урока

Да здравствует великий Шиллер,

благородный адвокат человечества!

В.Белинский

И.А. Добрый день! Дорогие гости, сегодня мы приглашаем вас на урок- исследование. Наше занятие будет проходить в форме заседания художественного совета театра 7 -Б класса, так как разговор пойдёт не просто о литературном произведении, а о драме, где воедино слито искусство слова и театра. Мы будем говорить о романтической трагедии Шиллера. Именно в эпоху Шиллера в театральную практику впервые введены застольные репетиции. Мы постараемся придерживаться основ эстетики театрального романтизма: воображение и чувство.

Мы постараемся доказать, что трагедию «Разбойники» Фридриха Шиллера можно отнести к романтической трагедии.

Перед вами кластер, в котором помещены особенности романтизма и классицизма. По ходу урока отмечайте, пожалуйста, те черты, которые присущи рассматриваемой трагедии, делайте записи о характерах героев. В течение урока мы постараемся ответить на вопросы: Что же такое романтическое произведение? Какие чувства вызвали главные герои пьесы? Нужны ли нам в современности пьесы Шиллера или они стали глубокой историей?

Ну что ж мы открываем импровизированный занавес. Слово помощнице режиссера Каменской Дарине, которая напомнит нам начало драмы. По ходу её выступления к ней присоединятся актёры, которые постараются передать сверхзадачу своего образа. Обратите внимание, что трагедия Шиллера-романтическая трагедия. Романтизм оказал огромное влияние на развитие актерского искусства: впервые в истории основой создания роли стал психологизм. На смену рационально выверенной актерской манере классицизма пришла бурная эмоциональность, яркая драматическая экспрессия, многогранность и противоречивость психологической разработки характеров.

Дарина. Действие происходит в современной автору пьесы Германии. Сюжет разворачивается в течение двух лет.

В основе сюжета лежит семейная трагедия. В родовом замке баронов фон Моор живут отец, младший сын - Франц и воспитанница графа, невеста старшего сына, Амалия фон Эдельрейх. Завязкой служит письмо, полученное якобы Францем от "лейпцигского корреспондента", в котором повествуется о беспутной жизни находящегося в университете в Лейпциге Карла фон Моора, старшего сына графа. Опечаленный плохими новостями старик фон Моор позволяет Францу написать письмо Карлу и сообщить ему , что разгневанный поведением своего старшего сына граф лишает его наследства и своего родительского благословения.

В это время в Лейпциге, в корчме, где собираются обычно студенты Лейпцигского университета, Карл фон Моор ждет ответа на свое письмо к отцу, в котором он чистосердечно раскаивается в своей распутной жизни и обещает впредь заниматься делом.

/Чтение отрывка /

Шварц (Бежит ему навстречу.) Брат! Брат! Письмо, письмо! (подает ему письмо. Моор поспешно его распечаты­вает). Что с тобою? Ты белее мела.

Карл Моор. Рука моего брата!

Моор роняет письмо и выбегает как безумный. Все вскакивают.

Роллер (вслед ему). Моор! Куда ты, Моор? Что с тобой?

Гримм. Что с ним? Что с ним? Он бледен как смерть.

Швейцер. Хорошие, должно быть, вести. Посмотрим!

Роллер (поднимает с пола письмо и читает). «Несчастный брат! Я должен вкратце уведомить тебя, что твои надежды не оправдались. Ступай, велит тебе сказать отец, туда, куда тебя ведут твои постыдные деянья. Далее он велит пере­дать, чтобы ты не надеялся на коленях вымолить у него проще­ние, если не хочешь лакомиться хлебом и водой в подвалах его ба­шен до тех пор, пока волосы не вырастут у тебя с орлиные перья и ногти не уподобятся птичьим когтям. Это его собственные сло­ва. Прощай навеки. Мне жаль тебя! Франц фон Моор».

Швейцер. Милейший братишка! Что и говорить! Францем зо­вут этого пройдоху?

Шпигельберг (тихонько подходит к ним). Вы говорите о хлебе и воде? Хорошая жизнь! Я для вас припас кое-что получ­ше. (становится посреди них и гово­рит голосом заклинателя). Итак, если в вас есть еще хоть капля крови германских героев - за мной! Мы поселимся в богемских лесах, соберем шайку разбойников и...

Роллер. Ты не первый мошенник, который смотрит поверх ви­селицы. А впрочем, твоя правда - выбора у нас нет. <...>

М о о р (входит в сильном волнении и мечется по комнате, разговаривая сам с собою). Люди! Люди! Лживые, коварные ехидны! Их слезы - вода! Их сердца - железо! Львы и леопарды кормят своих детенышей, вороны носят падаль своим птенцам, а он, он...

Роллер. Послушай, Моор! Как ты думаешь, ведь разбойничать лучше, чем сидеть на хлебе и воде в подземелье?

Моор. И это - отцовские чувства? Раскаянье - и нет прощенья! Такая доверчивость, такая непреклонная уверенность - и нет мило­сердия!

Роллер. Да послушай же, Моор, что я тебе скажу! <...>

Моор. Я так несказанно любил его! Ни один сын не любил так своего отца! Тысячу жизней положил бы я за него! (В бешенств топает ногой.) О, кто даст мне в руки меч, чтобы нанести жгучую рану людскому племени, тот станет мне другом, ангелом, богом! Я буду молиться на него.

Роллер. Такими друзьями мы и хотим стать. Выслушай же нас

Шварц. Пойдем с нами в богемские леса! Мы наберем шайку разбойников, а ты...

Швейцер. Ты будешь нашим атаманом! Ты должен быть нашим атаманом!

Моор. Точно бельмо спало с глаз моих. Каким глупцом я был, стремясь назад, в клетку! Дух мой жаждет подвигов, дыханье - свободы! Убийцы, разбойники! Этими словами я попираю закон. Люди заслонили от меня человечество , когда я взывал к человечеству. Прочь от меня, сострадание и человеческое милосердие! У меня нет больше отца, нет больше любви!.. Так пусть же кровь и смерть научат меня позабыть все, что было мне дорого когда-то! Идем, Идем! О, я найду для себя ужасное забвение! Решено: я - ваш атаман! Становитесь все вокруг меня, и каждый да поклянется мне в верности и послушании до гроба! Пожмем друг другу руки!

Все (протягивая ему руки). Клянемся тебе в верности и послушании до гроба.

М о о р. А моя десница будет порукой, что я преданно и неизменно, до самой смерти, останусь вашим атаманом!

Дарина Теперь, когда Францу фон Моору удалось изгнать своего старшего брата из любящего сердца отца, он пытается очернить его и в глазах его невесты, Амалии.

Франц. Ты отворачиваешься, Амалия? Разве я не стою того, чего стоит проклятый отцом?

Амалия. Прочь! О, этот чадолюбивый, милосердный отец, отдавший сына на съедение волкам и чудовищам! Сидя дома, он услаждает себя дорогими винами и покоит свое дряхлое тело на пуховых подушках, в то время как его великий, прекрасный сын - в тисках нужды! Стыдитесь, вы, чудовища! Стыдитесь, драконовы сердца! Вы - позор человечества! Своего единственного сына...

Ф р а н ц. Я считал, что у него их двое…Я люблю тебя, как самого себя, Амалия!

Ты думаешь о Карле, но наши братские сердца бились так согласно!

Амалия. О нет, этого не было никогда!

Франц. Мы так схожи и в склонностях! Роза была его любимым цветком. Какой цветок мне милее розы? Он несказанно любил му­зыку. Звезды небесные, вас призываю в свидетели, в мертвой ти­шине ночи, когда все вокруг погружалось во мрак и дремоту, вы подслушивали мою игру на клавесине! Как можешь ты еще сомне­ваться, Амалия? Ведь наша любовь сходилась в одной точке совер­шенства; а если любовь одна, как могут быть несхожими те, в чьих сердцах она гнездится?

Ты не знаешь меня, Амалия, совсем не знаешь! Ты ненавидишь меня!

А м а л и я . Я тебя презираю! Уходи!

Франц (топая ногами). Ты затрепещешь передо мной! Мне предпочесть нищего?! (Уходит.)

Амалия. Иди, негодяй! Теперь я снова с Карлом. «Нищим», сказал он? Все перевернулось в этом мире! Нищие стали королями, а короли нищими. Лохмотья, надетые на нем , я не променяю на пурпур помазанников божьих! Взгляд его, когда он просит подаяния,- о, этот гордый, царственный взгляд, обращающий в пепел пышность, великолепие, торжество богатых и сильных! Валяйся в пыли блестящее ожерелье! (Срывает с шеи жемчуг.) Носите его, богатые, знатные! Носите это проклятое золото и серебро, эти проклятые алмазы! Пресыщайтесь роскошными яствами, нежьте свои тела на мягком ложе! Карл! Карл! Вот теперь я достойна тебя!

И.А . Спасибо. Романтизм обогатил и палитру постановочно-выразительных средств театра. Впервые принципы искусства художника, декоратора начали рассматриваться в контексте эмоционального воздействия на зрителя, выявления динамики действия.

Художник по костюмам Березняк Анастасия познакомит с вариантами грима и эскизами костюмов персонажей. Актёры дадут характеристику своим персонажам. Таким образом, мы сможем оценить работу художника, проанализировав сверхзадачу образа каждого героя.

/Презентация/

Старик Моор честный, снисходительный. Его дом был приютом сирых, пристанищем скорбящих. Ему около 70 лет, но он чувствует себя восьмидесятилетним стариком.

Слайд 3-5

Акт первый. Сцена 2.

Корчма в Саксонии.

Карл Моор получил письмо из дома, которое перевернуло всю его жизнь.

Акт второй. Богемские леса. Моор становится атаманом шайки разбойников

Карл - воплощение романтического взгляда на жизнь. Он ненавидит убожество окружающей жизни и с отвращением и презрением относится к лицемерам, которые льстят могущественным властителям, одновременно притесняя бедных людей. Карл не желает жить по законам, которые используют в своих интересах обманщики и злодеи.

В глубине души юноша остается добрым и чистым человеком. Карл Моор, графский сын, грабит богатых и знатных и помогает изгоям и обездоленным. Карл понимает, что высокой мести и благородного убийства не существует.

Слайд 6 .

Франц Моор - эгоист, циник, лишенный чести и совести. Он не красив. «Мне кажется, что природа у всех людских пород взяла самое мерзкое, смешала в кучу и испекла меня из такого теста». «Я буду властелином и силой добьюсь того, чего мне не добиться располагающей внешностью» - говорит он. Именно Франц был причиной того, что отец лишил Карла наследства. Он позорил и оговаривал брата, имея две тайные цели: заполучить все отцовское имущество и жениться на невесте Карла. Цель жизни Франца - удовлетворение своих желаний

Слайд 7-9.

Амалия фон Эдельрейх

Сирота, живёт в доме графа Моора. Ей не больше 23 лет. Любит музыку, играет на музыкальных инструментах, поёт. Она давно любит Карла Мора. Она не верит россказням Франца, считает, что её « возлюбленный - отблеск божества, а божество - это милосердие и жалость! Он и мухи не обидит! Его душа далека от кровавых помыслов , как полдень от полуночи».

Слайд 10

Шпигельберг был бедным, добирался в Лепциг из Иордании, он вор. Именно Шпильберг предлагает молодым людям стать разбойниками. Приехав в какой-нибудь город, он первым делом разузнавал у надзирателей о нищих, у приставов и дозорных о мошенниках, жуликах и прочем сброде, разыскивал этих молодчиков и вербовал в шайку. Шпильберг был трусом, о нем говорят, что на его теле нет ни одного рубца.

Рацман. Постоянный собеседник Шпильберга. По этому поводу ему говорят: А ты, безбожная твоя душа, ты был с ним заодно! Его девиз: обери молодчика, да так,

чтоб у него ни кола ни двора не осталось.

Слайд 11

Шуфтерле. Беден, одет с чужого плеча. Хотел еженедельно проводить назидательные беседы. Во время пожара в городе бесчинствовал и проявил себя как негодяй: швырнул младенца в огонь.Своим поступком восхищался. Моор выгнал его из шайки, сказав, что тот не уйдет от виселицы. Так и вышло: Шуфтерле повесили в Швейцарии.

Гримм . Безвольный человек: Если все согласны, то и я не перечу. Приятель Шпигельберга. Участвовал в грязных проделках в монастыре вместе со Шпигельбергом. Его девиз: кто больше даст, за тем и пойду.

Слайд 12

Роллер был предан Мору, и атаман всегда отличал Роллера.

Роллер три недели провёл в тюрьме, три раза его водили к допросу, его под пыткой допрашивали, где атаман. Он никого не выдал.

Моор доверял ему. При схватке в богемском лесу Роллер, Швейцер и Моор - дрались в

самой гуще. Роллер погиб геройской смертью.

Швейцер. До безрассудства предан Мору. Силён, смел. Он раскроил череп богемскому драгуну, когда тот занес над Мором саблю. Швейцер даёт слово Мору привести Франца живым, но Франц задушился, и Швейцер верный своему слову

стреляет себе в висок.

Слайд 13

Косинский. Косинский услышал о Мооре и попросился в шайку. Ему двадцать четыре года, Он богемский дворянин. Ранняя смерть отца сделала его владельцем немалой дворянской вотчины. Юноша был должен был жениться, но его обвиняют в измене.

В тюрьме он пробыл месяц. Коссинский пытается убить князя за то, что тот принудил его невесту стать любовницей

Слайд 14

Герман «решительный малый, солдатское сердце. Побочный сын дворянина, беден.

Был влюблён в Амалию. Совершил подлый поступок ради любви к Амалии. Распознав замыслы Франца, признаётся в содеянном.

Слайд 15

Даниэль - слуга графа фон Моора. Ему семьдесят второй год. Он всегда почитал

Родителей Карла Моора.. Ни у кого гроша не взял обманом. Он честно держался своей веры. Франц предлагает старику убить графа,но тот отказывается.

Пастор Мозер ведёт душеспасительную беседу с Францем.

И.А .Спасибо. Грим и костюмы утверждаем или нет? Выдержан ли романтический стиль? /Ответ/

Какие сцены произвели на вас наиболее сильное впечатле­ние? Соответствуют ли они романтическому направлению в литературе?

Елена Шкуратова.

Мне понравилась сцена, в которой Франц подговаривает побочного сына одного местного дворяни на, Германа, переодеться и, явившись к старику Моору, сообщить, что он был свидетелем смерти Карла, который принимал участие в сражении под Прагой. За это Франц обещает Герману вернуть ему Амалию фон Эдельрейх.

Граф фон Моор винит себя в смерти сына, и его сердце, кажется, останавливается. Франц радуется долгожданной смерти отца. Герман, поня вший, что Франц обманул его, открывает Амалии "страшную тайну" - Карл фон Моор жив и старик фон Моор тоже. Мне понравилась эта сцена потому, что в ней кроется интрига, и читатель пока ещё не подозревает, что же будет дальше. Мы понимаем, что драматург в образе Карла Мора уже вначале действия заявляет о человеческой личности сложной, глубокой. У Карла проявляется взгляд на жизнь «сквозь призму сердца».

Даша. А мне понравилась сцена, в которой под вымышленным именем Карл проникает в свой родовой замок. Он встречает свою Амалию и убеждается, что она верна "погибшему Карлу". В галерее среди портретов предков он останавливается у портрета отца и украдкой смахивает слезу. Никто не узнает старшего сына графа, лишь всевидящий Франц как будто угадывает в госте своего старшего брата.

Франц заставляет старого дворецкого дать клятву, что тот убьет приезжего графа. По шраму на руке дворецкий узнает в графе Карла, тот не в силах лгать старому слуге, воспитавшему его, но теперь он должен торопиться навсегда покинуть замок. Мне понравилась трогательная беседа между Даниэлем и Карлом. Стало жаль старого слугу. Романтические черты воплощены и в этой сцене: здесь отражена «ночная» сторона движений души, тяга к интуитивному и бессознательному.

Яна. А я считаю, что самая яркая, эмоциональная предпоследняя сцена пятого акта. Франц не может успокоиться, ему приснился сон о Страшном суде, на котором его за грехи отправляют в преисподнюю. Безбожник умоляет Даниэля послать за пастором. Получив от пастора подтверждение, что самыми тяжкими грехами человека являются братоубийство и отцеубийство, Франц пугается и понимает, что душе его не избежать ада.

На замок нападают разбойники, посланные Карлом, они поджигают замок , но схватить Франца им не удается. В страхе он сам удавливается шнурком от шляпы. В этой сцене комическое и трагическое переплетается -это явный признак романтизма.

И.А. Спасибо. Спасибо. А сейчас предлагаю вам познакомиться с эскизами декораций. Чепелева Настя и Шевцова Ирина стремились не воссоздавать, а пересоздавать действительность

/Презентация /

Слайд 1.

1. АКТ ПЕРВЫЙ. СЦЕНА ПЕРВАЯ Франкония. Зал в замке Мооров.

2. Декорация сцены первой представлена в золотисто-черных тонах. В этой сцене задействованы Франц и старик Моор. Нам бы хотелось подчеркнуть богатство души Максимилиана Мора и выделить черные мысли, а,следовательно, и чёрную душу Карла.

Слайд 2.

1.СЦЕНА ВТОРАЯ. Корчма на границе Саксонии.

2. В оранжевых и черных тонах решена и эта сцена. Оранжевый цвет очищает от неприятных ощущений,помогает принять негативные события в жизни, помогает простить другого человека, отпустить неразрешимую ситуацию.

1.Карл Моор находится в тупике и боится перемен, его состояние соответствует именно этому цвету.

2.Почему же в этой сцене присутствует черный цвет? Его немного, но этот цвет символизирует решение студентов стать разбойниками, т.е ступить на ложный путь.

Слайд 3.

1.СЦЕНА ТРЕТЬЯ. В замке Моора. Комната Амалии.

2.В этой сцене много светлого: белого, золотого, зелёного. Темных тонов нет.

Массивная деревянная мебель, множество картин, открытая кровать без балдахинов- все это подчеркивает характер Амалии. Она придерживается законов чести, чиста, как белый цвет, верна древневековым традициям, она открыта, ценит искусство.

Слайд 4.

1.АКТ ВТОРОЙ

СЦЕНА ПЕРВАЯ. Комната Франца фон Мора.

2.Светлые стены почти не бросаются в глаза. На первом плане - кровать черно-красных тонов. Кровать с балдахином указывает на замкнутость, закрытость характера. Как известно, красный цвет-цвет агрессии, страсти, борьбы, гнева, подчеркивает страх и неуверенность в себе.

1. Темный камин, темный потолок. Камин мы расположили именно в комнате Франца, он холоден, и камин, возможно, поможет ему оттаять, его черные дела, как и темный потолок, давят на него.

2. В этой комнате происходит беседа с Германом. И Герман соглашается сделать подлость.

Слайд 5.

1.СЦЕНА ВТОРАЯ. Спальня старика Моора.

2.Эта сцена перенасыщена цветами. Старик Моор воплощает в себе различные черты характера. Он мягок, добр, жалостлив, но и слабоволен, капризен.

Слайд 6.

1.СЦЕНА ТРЕТЬЯ. Богемские леса.

2.Задник выполнен в светло- зелёных тонах.Известно, что зелёный цвет является промежуточным между черным и белым цветами, поэтому считается нейтральным цветом.

Слайд 7.

1.АКТ ТРЕТИЙ

СЦЕНА ПЕРВАЯ. Сад

2.На фоне задника «Сад» Амалия играет на лютне. Много Сиреневого цвета. Сиреневый- цвет вдохновения, свойственен творческим личностям, помогает успокоить душу и напитать ее энергией вдохновения, объединяет тело и мышление

Слайд 8.

1.СЦЕНА ВТОРАЯ. На фоне задника «Лес» расположились разбойники.

Слайд 9

1.АКТ ЧЕТВЕРТЫЙ

СЦЕНА ПЕРВАЯ.

2.Задник «Местность вблизи замка». Преобладает нежно- жёлтый цвет.Этот цвет приводит чувства в движение, освобождает от негатива, придаёт уверенность в своих силах. Отчаявшийся разбойник Моор под вымышленным именем решается предстать перед Амалией и отцом.

Слайд 10

1.СЦЕНА ВТОРАЯ.

2.Задник «Галерея в замке» выполнен в светло-серых тонах. Именно в этой сцене разбойник Моор беседует с Амалией. Внутренний мир Амалии выражают белые тона, но серых оттенков больше, так как душа Моора уже не содержит той чистоты чувств, его поступки ужасны. Да, он всё ещё любит Амалию, но его сердце стало жестоким- серым.

Слайд 11

1.СЦЕНА ТРЕТЬЯ. Другая комната в замке.

2.Комната в золотых цветах. Очевидно, это бывшая комната Карла.Она осталась прежней, она дышит прежним прекрасным Карлом,с золотым сердцем. Здесь происходит разговор Карла и его старого слуги Даниэля.

Слайд 12

1.СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ . Моор и Амалия.

2.Задник «Сад». Моор в образе графа фон Бранда рассказывает о своей любви к девушке по имени Амалия. Амалия же признается мнимому незнакомцу в том, что по-прежнему любит своего Карла. Она верит, что её Карл -отблеск божества, а божество - это милосердие и жалость.

Слайд 13

1.СЦЕНА ПЯТАЯ

2.Задник «Лес». Разбойники ждут своего атамана. Они встревожены, ссорятся. Возвращается Моор. Он произносит свою исповедальную речь.

Слайд 14

1.АКТ ПЯТЫЙ. СЦЕНА ПЕРВАЯ. Анфилада комнат.

2.Много синего цвета. Синий цвет развивает психические способности, очищает мышление, освобождает от тревог и страхов, позволяет услышать внутренний голос, принять правильное решение.

1. Эта сцена-кульминация: Даниэль говорит Францу о возмездии божьем. Франц признаётся, что в его сердце пустота. Франц уходит из жизни

Слайд 15

1.СЦЕНА ВТОРАЯ. Декорация последней сцены четвертого акта- подвал замка.

2.В драме нет указания на подвал, но нам кажется, что это место наиболее уместно в этой сцене. Подвал-яма, смерть. Эта яма поглощает всех. Финал очевиден.

И.А . Спасибо. Я думаю, декорации понравились. А сейчас я хочу объявить о начале игры. В каждом литературном произведении очень важен текст. Хорошо ли вы помните текст? Сейчас мы проверим ваше внимание, память, сообразительность.

1.Где находится замок графов фон Моров?/ во Франконии/

2.На протяжении какого времени происходит действие?/ в течение 2 лет/

3.Какие исторические деятели вызывали восхищение у Карла Моора?/ Юлия Цезаря, Александра Великого/

4. Кто это сказал:“Закон заставляет ползать то, что должно летать орлом”. /Карл Моор/

5. Кто это сказал: «Я буду властелином и силой добьюсь того, чего мне не добиться располагающей внешностью» /Франц Моор/

6. Кто это сказал:“ у меня хватит смелости босиком пройти через ад»./ Швейцер/

6.Чей это девиз: обери молодчика, да так, чтоб у него ни кола ни двора не осталось. /Рацмана/

7.О ком это: Он три недели провёл в тюрьме, три раза его водили к допросу, его под пыткой допрашивали, где атаман. Он никого не выдал./Роллер/

8. Кто был солдатом, был участником экспедиции в Ост-Индию/Коссинский/

9. Сколько лет прослужил Даниэль в доме графов Моор?/ Сорок четыре года /

10. Какую сумму в качестве вознаграждения назначили за поимку разбойника Мора?/ Тысяча луидоров /

И.А. Подведём итоги игры. Благодарю Вас. А теперь давайте утвердим декорации, костюмы. Кто за? Кто против?

Критик./ Шпаковский/ Нет, конечно всё хорошо. Но как-то скучно. Василий Бархатов в качестве дебютной пьесы выбрал «Разбойников» Шиллера. Сложный романтический текст он, как и положено режиссеру современному, сократил, переиначил и перенес действие в Европу XXI века. К тому же, добавил живой музыки. В спектакле кроме актеров, фортепианные произведения Шуберта играет пианист.

Итак, у папаши Максимилиана фон Моора, богатого отставного вояки, есть два сына, один (Карл Моор) учится в престижном университете, другой (Франц Моор) повесничает дома. Оба принадлежат к числу «золотой молодежи» и оба от скуки устраивают арт-провокации, которые постепенно превращаются в настоящие преступления. «Карл и Франц такие разные, а результат один - гора трупов», - говорит Василий Бархатов. Он, кстати, и себя считает разбойником, поскольку поступает со стариком Шиллером - так же, как Франц - со стариком Моором.

И.А. Спасибо за ваше мнение. Необычное прочтение пьесы современным режиссером Василием Бархатовым отделяет зрителя от классики. Да, «Разбойники» - бунтарская драма, её герой Карл- благородный разбойник, а Франц-низкий, подлый человек. Фридрих Шиллер при характеристике персонажей использует приём антитезы: контрастна внешность братьев, их внутренний мир, их поступки. Мне кажется, нельзя поступать с классикой так, как поступил 24-летний режиссер. У него, очевидно, была другая задача. Тема бунта показана, но его герой-это не благородный разбойник, а преступник. Конечно же Бархатов не придерживался законов романтизма.

Тема благородного романтического разбойника нашла продолжение в романе А.С. Пушкина «Дубровский», с которым мы познакомились в прошлой четверти. На дом Вам было предложено сравнить героя пьесы Шиллера с известным героем А.С.Пушкина- Владимиром Дубровским.

Волошина Виолетта: Тема бунта и благородного разбойника представлена в романе А.С. Пушкина «Дубровский». Владимир Дубровский - русский дворяни н, питаемый чувством мести за оскорбление и гибель своего отца, вынужден сжечь родовую усадьбу и уйти в лес предводителем разбойников.

Дубровский и Карл Моор объединены похожестью судеб. Благородство, честность, великодушие объединяет этих героев Карл убивает не для грабежа, а свою законную часть добычи раздаёт сиро там. К ним обоим подходит характеристика - благородный. Их внутренний мир и характер несовместим с той средой (шайка разбойников), в которую они оба попадают: Поступки Владимира Дубровского, его желание мести и отказ от неё совпадают с путём героя Шиллера, только он в отличие от Владимира сдаётся правосудию, а не скрывается за границу.

И.А .Спасибо. Итак, давайте подведем итоги. Обратите внимание на ваши кластеры. Какие черты больше присущи нашей трагедии: черты реализма или классицизма.

Яна. В своем кластере я отметила больше признаков романтизма, чем классицизма. Это:

    провозглашение человеческой личности сложной, глубокой, ут­верждение внутренней бесконечности человеческой индивиду­альности;

    взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»;

    интерес ко всему сильному, яркому, возвышен­ному;

    склонность отражать «ночную» сторону движений души, тяга к интуитивному и бессознательному;

    тяготение к смешению высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного;

    мучительное переживание разлада с действительностью;

    стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совер­шенству, к недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.

Проявления классицизма: язык пафосно торжественен.

Вывод. Трагедия Шиллера «Разбойники» принадлежит к романтическому направлению в литературе и искусстве.

И.А.Творчество Фридриха Шиллера до сегодняшнего дня продолжает вызывать споры и суждения, часть которых была представлена на нашем уроке. Творчество великого немецкого поэта не осталось не замеченным музыкантами.

Бурмакина Катя. В 1824 году уже тяжело больной Бетховен пишет последнюю - 9-ю симфонию. Это была песнь свободы, пламенный призыв, обращённый к потомкам. Особенно торжественно звучала заключительная часть симфонии. Музыку композитор положил на слова оды Шиллера «К радости». В едином порыве великий композитор и великий поэт призывали всех: “Обнимитесь, миллионы!” (Выразительное чтение оды учащейся.)

Мишустина Катя: Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьянённые тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди - братья меж собой.
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!

(Звучит 9-я симфония Бетховена, ода «К радости».)

И.А. Спасибо. Могли бы герои драмы принять оду «К радости»?

И.А. Проходят годы, меняются режиссёрские трактовки и актёрские костюмы, смещаются те или иные акценты, но неизменным остаётся пламенный пафос трагедии. Шиллер и его герой продолжают страстно взывать к человеческой совести, а читатели и зрители продолжают поиск истины до сих пор.

Домашнее задание: Написать небольшое сочинение-размышление на тему «Чем близка современному читателю драма Ф.Шиллера “Разбойники”?»

Итак, занавес закрыт. Стоит подвести итоги.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения