Цвет в рисунке взрослого психология зарисовка. Интерпретация и психологическое значение цвета. О чем говорят нарисованные предметы

Наверняка первыми проявлениями творчества человека были именно рисунки, а не письмена. Сегодня, разговаривая по телефону, находясь на совещании, обсуждая с другом новое увлечение, мы нередко рисуем. Эти рисунки могут быть абстрактными, состоять из отдельных линий и геометрических фигур. Что же мы рисуем и что означает такая современная «наскальная живопись»?

Изучая достаточно обширную научную и популярную литературу, я обратил внимание на то, что зачастую, анализируя рисунки, некоторые ученые не рассматривают часть интересных с точки зрения диагностики факторов. Во-первых , например, далеко не все изучают вопрос о том, когда и в каких условиях сделан рисунок , что при этом происходило. Одно дело, когда изображение «рождалось» в непринужденной обстановке и совсем другое, если при этом приходилось выслушивать, к примеру, наставления со стороны начальника. Такое ситуативное настроение обязательно найдет отображение в тематике рисунка, силе нажима на поверхность листа, остроугольности некоторых линий и многом другом. Во-вторых , надо учитывать, была ли предопределена заранее тематика рисунка: изображалось ли что-то конкретное или просто то, что диктовало подсознание.

Постигая психологию, я обязал себя не использовать для работы вульгарно-популярные публикации. Последние, возможно, и развлекают читателя, но вместе с тем дают явно ошибочную интерпретацию психологических особенностей личности. Это разочаровывает одних и тешит болезненное честолюбие других. Поэтому в данной статье я постарался подать то, что и научно подтверждено, и может быть интересно заинтересованным в изучении других людей.

Особенности «несознательных рисунков»

Несознательный рисунок следует рассматривать как психофизиологический акт , определенный условно-рефлекторной системой движений, а не как изображение конкретного смыслового объекта.

Формирование навыка достаточно быстрых, четких и одновременно гармоничных движений рисунка (как и письма), связано с формированием в головном мозге определенного образа. Пока этот моторный образ движения и сам рисунок не будут продуманы и составлены, проведение движения будет невозможным. По этому поводу известный психофизиолог Николай Бернштейн отмечал, что при тренировке любого движения, в первую очередь тренируются не руки, а мозг. Те, кто интересуется психофизиологией знают, что формирование воображаемого образа движения влечет за собой изменения в соматической, вегетативной и психологической системах организма .

Каждое движение тесно связано с соответствующими процессами в психике через уровни построения движений центральной нервной системы (названы так Н. Бернштейном - прим. автора ). Эти уровни обеспечивают отдельные движения в процессе рисования. Индивидуальность таких движений определяет специфику изображения рисунка, что, в свою очередь, зависит от такой же индивидуальности отдельных черт характера личности.

Не углубляясь в научные подробности теории уровней построения нервной системы, отметим следующее. Участки головного мозга и другие органы организма, отнесенные к этим уровням, обеспечивают общий тонический фон пишущей конечности. Они поддерживают необходимое рабочее положение тела, мелкую моторику мышц предплечья, способствуют постепенному переходу напряжения от одних, задействованных для рисования мышц, в другие. Кроме этих, с первого взгляда сугубо механических моментов, помогающих рисовать, происходит анализ и смысловая оценка того, что будет нарисовано, ведь изображение является не только графической конфигурацией, а носит некий символический или конкретный смысл. Поскольку это обусловлено психофизиологическими особенностями организма, то и рисунки, являясь проекцией наших внутренних переживаний, показывают сугубо личностные интересы, проблемы и многое другое. Таким образом, наши рисунки нужно рассматривать с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей. По мнению ученых Людмилы Лебедевой, Юлии Никоноровой и Натальи Таракановой, психологический принцип проекции обнаруживается в основе всех видов художественного творчества. Человек, который творит, отображает или проецирует таким способом свои неосознанные или скрываемые комплексы, переживания и мотивы. Основным механизмом изобразительной деятельности является проекция. То есть то, что мы рисуем сознательно или автоматически, выполняя попутно другую работу, является отражением наших индивидуально-психологических свойств и мировосприятия.

Принципы толкования рисунков

При проведении интерпретации (толкования) рисунков, оценивается предыдущий эмоциональный опыт автора, его индивидуальность, возможные невротические реакции. Например, если в простой беседе многие люди ведут себя достаточно скованно, то в рисунке могут проявиться значительно шире. Остановимся на рассмотрении рисунков или каракулей, сделанных непроизвольно во время бесед с другими людьми по телефону, на совещаниях в процессе раздумий и т. д. Такие рисунки, в первую очередь, отображают фоновое эмоциональное состояние их автора во время рисования, а следовательно, и отношение к тому, что происходило с ним в ту самую минуту или незадолго до этого.

Этапы интерпретации

Изображения необходимо интерпретировать по определенной схеме: от оценки общего внешнего вида рисунка, до изучения деталей и особенностей проведения линий. Рассмотрим эту схему подробнее.

Оценка рисунка в целом. Сначала оценивается весь рисунок на предмет его целостности, гармоничности, эстетической завершенности, необычности или обыденности. Такие компоненты определяют степень одаренности человека, развитие умственных способностей, наличие вкуса, уровень внутренней культуры .

Эстетическая завершенность является свидетельством уровня волевого развития, запаса нервно-психической энергии, трудоспособности человека и состояния его нервной системы в целом. Четкое соблюдение принятых канонов рисования не демонстрирует личностных особенностей или свидетельствует об «усредненных» способностях ко всему. А в некоторых случаях это говорит об излишне выраженной педантичности, нежелании, а иногда и боязни перемен, проявления инициативы.

Нестандартность рисунка показывает уровень самобытности личности. Чем больше заметна необычность рисунка, тем оригинальнее личность в разных сферах жизнедеятельности. Но все хорошо до известных пределов. Чересчур необычные рисунки, «зашифрованные» абстракции могут свидетельствовать об акцентуации (слишком выраженных психических качествах одного направления), состоянии психики, близком к патологии. Достаточно вспомнить яркие, непонятные простому восприятию картины Ван Гога, страдавшего психопатологией, Сальвадора Дали и некоторых других известных художников, которыми по сей день восхищается общество.

Расположение рисунка. Вариант размещения изображения на листе бумаги психологически связан с самооценкой и самореализацией, субъективным восприятием интеграции в окружающий мир.

При размещении рисунка в центральной части листа можно судить о желании и определенном умении найти равновесие между своими эгоистическими потребностями и желаниями других, умении находить компромиссы, отстаивать свои интересы. Кроме того, такое расположение рисунка является свидетельством субъективного ощущения безопасности. Если рисунок, расположенный в центре, занимает практически весь лист бумаги, то это свидетельствует о выраженном эгоцентризме, возможно, агрессивности и завышенной самооценке. Так же можно говорить и о человеке, размещающем свой рисунок в верхней части листа . Такое размещение изображения свидетельствует о желании доминировать, соответствовать высокому социальному стандарту. По мнению вышеуказанных ученых, так расположенные рисунки, связанные по тематике с изображением людей, нередко свидетельствуют о склонности к уходу от реальности, наличии защитных механизмов по типу фантазирования.

С левой стороны размещают рисунки те, кто все хорошее в жизни связывает с прошлым. У таких людей доминирует эмоциональная сфера. В большинстве это мечтательные интроверты, склонные к бездеятельности.

Рисунки в правой части листа по большей части принадлежат тем, у кого преобладает выражение интеллектуальной сферы, устремления направлены в будущее. Такие люди деятельны, активны. В случае если рисунок расположен в верхнем правом углу листа, можно говорить о склонности автора к неподчинению, непредсказуемости, излишней конфликтности. Некоторые ученые (Людмила Лебедева, Юлия Никонорова, Наталья Тараканова) говорят о том, что такие люди в экстремальных ситуациях могут агрессию направлять на себя. На мой взгляд, у них могут быть травмы при деятельности в экстремальных условиях, например, при прыжках с парашютом, выполнении работ, связанных с городским альпинизмом.

Размещенное в нижней части листа изображение выдает человека со сниженной самооценкой, который постоянно неудовлетворен собой и своей жизнью, чувствует себя зависимым, угнетенным и подавленным. У таких личностей нередко бывают депрессивные настроения, ощущения небезопасности, иногда повышенный уровень тревожности.

Эмоциональный фон рисунка. Независимо от ваших собственных переживаний следует дать ему объективную оценку. Например, улыбающийся добрый зверь или спокойное море будут свидетельствовать об аналогичном состоянии рисующего, а ветер, наклоняющий деревья к земле, зубастая акулья пасть, плачущее солнце никак не будут являться признаком умиротворенного отношения к тому процессу или событию, во время которого рисунок создавался.

Рисунки, выражающие наши эмоции - отражение нашего внутреннего состояния или ситуативного отношения к тому, во время чего они создавались. О веселом чертике можно говорить как о проекции хорошего эмоционального фона, задорном настроении, желании «вытворить что-то эдакое». Плачущее солнце будет признаком внутреннего скрытого или явного расстройства, обиды. В принципе, оценить эмоциональную окраску рисунка не сложно.

Анализ отдельных частей изображения. Если рисунок состоит из множественных деталей, то это говорит об энергии автора, активности, инициативности. Руки или лапы характеризуют коммуникативную сферу личности. Как правило, их изображают экстраверты. Отсутствие же рук или лап выражает проблемы в сфере общения, или же попросту неумение автора рисовать эти части тела. К примеру, щупальца свидетельствуют о смелости и, возможно, предприимчивости, уши о стремлении получать и обладать информацией. Рога выражают агрессивные защитные устремления. Лапы, если они устойчивые и четкие, - показывают внимательное отношение к основам деятельности, обоснованности принятия решений. Слабые, несоединенные с корпусом, наоборот, необдуманность решений, неумение быть последовательным. Глаза - зеркало души. В рисунке взрослого пустые глазницы, нарисованные в виде одинаковых кружков могут свидетельствовать о внутренней эмоциональной пустоте, тупости, иногда деградации, асоциальности и страхе. Красивые и хорошо прорисованные - символ желания понравиться окружающим, быть привлекательным. «Точечки» или «черточки» вместо глаз говорят о внутреннем запрете на проявление эмоций, возможно параноидных чертах. Зачернение глаз, изображение их в темных очках связаны со страхами автора рисунка, об этом говорят Людмила Лебедева, Юлия Никонорова, Наталья Тараканова в книге «Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии».

Анализ линий рисунка. Далее оцениваются линии нарисованного изображения: ломаные, остроугольные или плавные, закругленные, отдельные четкие и аккуратные, или множественные, как попало пересекающие друг друга. Как правило, особенности рисования линий отображают такие свойства нервной системы, как ее силу или слабость, инертность, динамичность. Некоторые психологи, анализируя линии, связывают их со свойствами темперамента человека и говорят о том, что остроугольность линий - свидетельство холерического темперамента, а излишняя плавность - флегматичного. На мой взгляд, такая оценка «срабатывает» при интерпретации признаков почерка, а при изучении рисунка не всегда.

Вообще, изображая что-либо, мы, сами того не осознавая, рисуем либо себя, либо свое внутреннее состояние, а скорее и то и другое. В итоге внешние линии (контуры) центральной или единственной фигуры рисунка изначально являются символической границей между нами и окружающим миром, а характер этих линий часто отражает наше отношение к этому миру, его субъективное восприятие. Например, уверенные, яркие и легкие линии свидетельствуют об уверенности в своих силах вплоть до самоуверенности.

Неровные, неясные линии свидетельствуют о боязливости и робости, особо четко подчеркнутые и выделенные - признак повышенного самоконтроля, стремление скрывать от окружающих свои проблемы и переживания. Затемнение, «запачкивание» - выражает повышенный уровень страха и тревоги. Четкие, обрамляющие изображение линии, нарисованные как будто одним движением, - показатель самоизоляции от социума, или субъективного восприятия своего состояния как изолированного. Неоконченные линии, словно автору не хватило сил их дорисовать - частый признак астенического* состояния. Бессознательные тенденции к предельной экономии сил, стремлении сберечь остаток психической энергии.

Сила нажима. Я всегда дополнительно рассматриваю такой признак рисунка как нажим. С помощью нажима можно оценить характер внешних эмоционально-волевых проявлений автора. Как в почерке, так и в рисунке сильный нажим присущ людям эмоционально активным, подвижным, отличающимся яркой жестикуляцией и артикуляцией. Те, кто рисует со слабым нажимом , пребывают в эмоционально сниженном настроении, не любят выступать перед аудиторией, «бледны» в эмоциональных проявлениях. Такой слабый нажим характеризует человека тревожного. Если эти линии можно назвать «паутинообразными», то налицо астеническое, ослабленное и физически, и психически состояние, депрессия. Нарисованный ствол дерева с помощью таких линий свидетельствует о страхе человека перед самоутверждением, избегание самостоятельных действий. Изображенная таким образом листва говорит о развитой чувствительности, впечатлительности, подверженности влиянию со стороны.

Импульсивный, непостоянный по силе нажим рисунка является наиболее нежелательным. Ведь постоянный, выдержанный по силе нажим - свидетельство уравновешенного характера, умения обдумывать свои решения. А непостоянный указывает на нервн·сть, импульсивность, лишнюю эмоциональность при принятии жизненно важных решений, порывистость, нередко, неспособность к систематическому труду. Если же нажим в линиях рисунка слабый и одновременно неравномерный, то это может свидетельствовать о неуверенности, иногда неврастеничности и, возможно, психическом мазохизме. Последнее утверждение, как правило, подтверждается, если рисунок в целом эмоционально «грустный» выражает негативные настроения или тенденции.

Сильный, но не слишком дифференцированный нажим наблюдается у личностей, которым присуще зацикливание на проблеме, каком-то переживании, трудный переход от одного вида деятельности к другому. Но такие люди с успехом докапываются до глубины определенных идей и практически никогда не бросают начатое дело.

Очень сильный нажим рисунка свидетельствует о наличии у человека резко возникшей тревожности, вероятно, попытках агрессивно подавить источник страха, большой эмоциональной напряженности. Прерывистые и дрожащие линии, рисуемые медленно, указывают на нерешительность, неуверенность в себе, повышенный уровень тревожности или даже ярко выраженное беспокойство. Однако тонкие и изящные линии, нарисованные быстро, энергично являются доказательством уверенности автора рисунка в том, что он делает, отсутствия смущения, стремления добиться цели.

Толстые линии, обрамляющие центральную фигуру рисунка, выдают склонность к импульсивному поведению, иногда необдуманности действий и поступков, некоторой агрессивности в том числе и вербальной. Отчасти это может быть стремлением сохранить независимость от окружения, как бы свою целостность, самобытность. Но иногда, стремление рисовать очень толстыми, жирными линиями имеет не совсем социально-приемлемые формы.

Жирные линии, без сильного нажима, могут встречаться у любителей вкусно покушать и получать от жизни некоторые физические удовольствия.

Во многих рисунках их авторы не только изображают контуры фигуры или рисунка в целом, а и штрихуют, выделяют какие-то части зачернением, обозначая таким способом тени и т. д. Темные тона, преобладающие в штриховании, зачерчивание внутреннего пространства прерывистыми линиями разной длины и направленности свидетельствуют о наличии внутреннего конфликта, повышенного уровня тревожности. Если же такая штриховка сделана с сильным нажимом, то автор может находиться в состоянии вынужденной агрессии по отношению к кому-то.

Цветные рисунки. Отдельная тема - цвет рисунка, линий или зарисовки, если таковые есть. Как правило, рисунки, «появившиеся на свет» во время телефонного разговора или совещания сделаны одним цветом, тем, что есть под рукой. Поэтому появление цвета уже само по себе свидетельство того, что человек хотел что-то особенно подчеркнуть. Предпочтение черного цвета свидетельствует о компенсационном поведении, желании отвергать (например, то, о чем в момент рисования идет речь), проявлять агрессию, активное противодействие.

Белый цвет - символ чистоты и открытости. Если смешать все цвета радуги, то получится белый. Важно знать, что отношение к этим, да и некоторым другим цветам, разное, например, у европейцев и народов востока. В Китае белый - цвет траура, а черный, наоборот радости и торжества. Поэтому изучение рисунков представителей других народов требует знаний об их архетипном и национальном отношении к цвету.

Красный - цвет агрессивности, наступательной активности и сексуальности, чувственной страсти, но и гнева, насилия. Иногда выбор этого цвета говорит о наличии «горящей» проблемы, эмоциональном напряжении, реакции на опасность,

По словам И. Гете, оранжевый цвет рисунка создает впечатление тепла и удовлетворенности, так как является оттенком огня, характерным для заходящего солнца.

Синий цвет - проекция глубины, стремления уйти в себя, покоя и тишины, надежности, гармонии и надежды. Это также цвет самоанализа и самоуглубления.

Все те же авторы высказывают мысль об ассоциации желтого цвета с теплом и светом, солнцем, питающем жизнь энергией. Это цвет ясности, радости и веселья, открытости, целеустремленности и стремления к активному созиданию, а также наслаждению от результатов этой деятельности. Комментируя рисунки с преобладанием желтого цвета, можно говорить, что их автор человек любознательный, активный, иногда непостоянный в своих второстепенных привязанностях, стремящийся к новым интересным занятиям и хобби. Такие люди легко устанавливают контакты с другими, нередко стараются перевести отношения в непринужденное русло. Можно также предположить, что у автора наглядно-образный, художественный тип мышления. Вполне возможно, что выбранные автором присланных на конкурс рисунков 6–9 фон и цвет бумаги опосредованно говорят о наличии упомянутых качеств и стремлений.

Все тот же И. Гете с зеленым цветом связывал свое представление о гармонии, считая, что в нем происходит примирение противоположностей, мужского и женского, черного и белого, души и тела.

Говоря об использовании цвета, необходимо обращать внимание на то, что зеленая трава, красное или желтое солнце - это естественное использование цвета. Другое дело, когда человек, имеющий нормальное цветоощущение (не дальтоник) рисует море черного цвета при наличии синего карандаша, коричневую траву и т. д.

Тема рисунка. И последнее, что оценивается и интерпретируется - это тема рисунка, что на нем изображено. То, что мы рисуем, напрямую отображает наш внутренний мир и его состояние.

О линиях мы уже говорили. Однако, хочется добавить, что рисование прямых с достаточным нажимом линий показывает определенную степень раздражения по отношению к предмету разговора или человеку, с которым он ведется. Особенно это заметно, когда линии перечеркивают друг друга. Характерным примером является рисунок 6 . Такие рисунки создают люди, которые достаточно долго терпят и стараются обходить конфликты стороной, но переживают их внутри и рано или поздно выплескивают все эмоции на обидчика. Таким обидчиком может быть как конкретный человек, так и работа. С другой стороны, подобные рисунки - реакция на агрессию, своеобразный предохранительный, психокорректирующий прием, способствующий разрядке.

Волнообразные линии - свидетельство умиротворения, покоя, дипломатичности, умения находить разумные компромиссы в сложившейся ситуации.

Рисунок солнца с добрым выражением лица говорит о том, что вы пребываете в хорошем расположении духа, полны энергии, общение в данный момент доставляет удовольствие или сулит хорошие перспективы.

Обратим внимание на рисунок 7 . На нем изображены два лица в анфас. Такое изображение выдает человека, умеющего общаться, легко находящего точки соприкосновения с другими людьми, подобная трактовка изложена Алиной Ланской в книге «Язык рисунка. Характер человека - как на ладони». Но лица явно перекошены, что говорит о межличностном конфликте с близким человеком, недовольстве собой. Специфика изображения глаз (очков) является признаком осознания автором своей неправоты в этом конфликте. Либо автору надоели частые обсуждения общих ошибок в отношениях, глупость, которая их может погубить. Рисунок так же выражает определенную степень внутренней тревоги и напряжения. Другие рисунки этого автора говорят о конфликте не только межличностном, но и внутри себя.

Автор рисунков 1–5 явно любит изображать многоугольники, дополняя их витиеватыми линиями, украшающими картинку. Многоугольники рисуют люди достаточно требовательные к себе и другим, добивающиеся в жизни успеха не только благодаря протекции, но и своим силам. Когда многоугольники имеют пять, шесть и больше углов, и соединены с украшениями, то можно говорить, что их рисовал эмоциональный человек, иногда принимающий интуитивные решения. Если таких людей в детстве неправильно воспитывать, они могут быть конфликтны, неуступчивы, придирчивы. Анализируя рисунки нашей конкурсантки, раскрашенные цветом, можно предположить, что она активна и жизнерадостна, иногда ее переполняет энергия, но не всегда рядом есть человек, способный понять и принять ее пожелания и устремления.

Рисунки 10–11 выдают общительного, интересного человека, любознательного, любящего путешествовать. Такие люди умеют дарить подарки, при чем не только материальные, но и эмоциональные. В сочетании с выбранным цветом рисунка можно говорить о большом запасе нервно-психической энергии, сексуальности автора.

Наши рисунки это кладезь информации. Изучив несознательно сделанные рисунки можно, «читать человека» как раскрытую книгу, понимая его проблемы и радости, состояния и скрытые желания.


В процессе рисования мы переносим на лист бумаги наши эмоции, радости, тревоги, достижения и многое другое. Психология позволяет по рисункам не только определять положительные качества человека, но и диагностировать его проблемы, страхи, скверные черты характера. Поэтому, не следует забывать о «кодексе чести психолога» и интерпретировать то, что является сугубо личным у каждого человека. Некоторые такие замечания «выделены» только маленькими штришками так, чтобы автор рисунка мог их понять и сделать соответствующие выводы

Судя по характеру линий и стрелок (внутри которых есть числа) на рисунке, их направленности в разные стороны из одного центра, можно говорить о том, что автор данного рисунка (рис. 1 ) человек достаточно, инициативный и решительный . Но в жизни предпочитает вторые роли , желая оставаться «за кулисами». Зарисовки в виде прямоугольников со сглаженными краями - одно из свидетельств ответственного отношения к делу , в частности к тому, которое в цифрах и буквах отображено на рисунке. Однако для автора эта работа уже поднадоела, либо связана с общением с неприятными людьми, или недостаточной оценкой ее вклада. Впрочем, причин может быть много, но суть одна - что-то в этом процессе вызывает негативные эмоции. Возникает небольшая, тщательно скрываемая и порой неосознаваемая тревога, которая преследует со всех сторон, как от руководителей, так и от окружения. На рисунке это проявляется в тщательной заштриховке, затемнении прямыми и ломаными линиями практически всех углов и сторон прямоугольников. Автор словно прячется в эти прямоугольники, закрывая себя от всех. Маленькие «колючие» ежики или звездочки из многих линий - еще одно тому подтверждение.

Несмотря на сказанное, автор человек оптимистичный и жизнедеятельный, активный и внимательный к работе, вплоть до мелочей, жаждущий перемен, которые помогут гармонизировать отношения в первую очередь с собой .

Необычность конфигурации разных составляющих рисунка говорит о творчестве, неплохом уровне интеллекта . Но умение творить по разным причинам не используется, не происходит полноценная самореализация, что может быть причиной уже упомянутой тревоги. Девушка, нарисовавшая этот рисунок, достаточно упрямая, всегда стремится закончить начатое дело и добиться поставленной цели, приложив много усилий для ее достижения. Но, нередко, скрывает в себе свои желания, обиды, огорчения, а другие воспринимают это как должное, не считаясь с ней.

Рисунок, изображающий цветок, тянущийся к солнцу (рис. 2 ) - гармоничный и целостный. В нем присутствует не только форма, изображающая цветы, солнце, траву, но и своеобразное, хорошо воспринимаемое зрительно движение. Такие кинестетические особенности рисунков встречаются редко. Человек, способный их выразить отличается художественным вкусом, фантазией, нередко живет в мире абстрактных идей, так считает известный немецкий психолог Герман Роршах. Скорее всего, этим выражается желание больше внимания уделять душевной стороне жизни, оригинальности в отношениях и на работе . Исходя из общей оценки характера рисунка, можно говорить о том, что создателю рисунка хочется больше душевного тепла, близости, чего-то такого, что затронет тонкие струны души, а не повседневной рутины . Этого тепла и внимания недостает в первую очередь от более сильной, в субъективном понимании автора фигуры. Возможно, этот человек или организация не внимательные к художнице, являются в определенной мере авторитарными. Если рассматривать нарисованное солнце как источник тепла, то в большинстве близких нам культур, в первую очередь славянских, солнце олицетворяет мужскую, сильную, энергичную половину. В нашем случае, солнце как раз может быть символическим изображением человека, сердечность и понимание которого помогает обрести психологический покой и равновесие. Для такого полноценного равновесия автору не хватает эмоционально теплого общения, искреннего понимания эмоций .

Можно с достаточной степенью достоверности говорить, что автор хорошо справляется с работой, требующей творческого начала, умения применять ассоциативное мышление, хорошо видеть и выделять главное . Вероятно, девушке нужно чаще прислушиваться к интуиции и своим сновидениям, своеобразным подсказкам из бессознательного. Она может быть восприимчивой к внутренним переживаниям и созерцаниям, без которых невозможны, как научные открытия, так и глубокие чувства.

Хорошо созданные формы и узоры рисунка 3 говорят о стремлении к гармонии, о спокойной и организованной жизни , что вовсе не свидетельствует о желании ничего не делать и сидеть, сложа руки. Но кто-то любит постоянные переезды, шумные развлечения и большие компании, а наш автор, наверное, предпочла бы смотреть на море, закат солнца и на костер в коллективе близких друзей . У нее достаточно высокий уровень интеллекта , но в повседневной работе в полном объеме он не используется. Она также способна к долгой концентрации внимания, обладает хорошей работоспособностью, предпочитает спокойную работу , где необходима вдумчивость и внимательность деятельности с несложными результатами. Автор - человек общительный, романтичный .

Рисунок 4 , изображающий клоуна с крыльями, интересен тем, что его автор фактически нарисовала себя и свое внутреннее состояние. Можно предположить, что художница обладает высоким запасом нервно-психической энергии, интересуется многими областями человеческой деятельности, старается принять участие в как можно большем количестве различных дел и мероприятий . Все это направлено на завоевание места под солнцем, объясняется увлеченностью своей деятельностью .

У автора хорошо выражены коммуникативные способности , общение для нее это и работа, и отдых, и развитие, и многое другое. При этом ее интересуют все стороны общения , будь-то встреча с друзьями или обсуждение последних интересных фильмов и выставок, разговор тет-а-тет. Такое общение выполняет и своеобразную защитную функцию. Штриховка рисунка свидетельствует о постоянно возникающем страхе . Вполне возможно, это связано со страхом быть не принятой, не понятой или брошенной психологически значимым человеком . Поэтому для установления и поддержания нужных ей контактов используются как легкое кокетство, так и детские капризы . Многогранное общение дает уверенность в себе, а основной используемый ею способ поддержания отношений - быть интересной собеседницей, обладающей большим количеством знаний, умение «подавать» себя , быть просто интересным человеком. У автора очень хорошо развито активное воображение, ее любознательность «подпитывает» интеллект, дает возможность генерировать идеи, вдохновляться и вдохновлять других, быть интересной собеседнику.

Исходя из характера рисунка и его тематики, можно сказать, что художница до сих пор, принимая жизненно важные решения, подсознательно обращается за одобрением к более сильной в психологическом плане фигуре женского пола. Например, к матери, бабушке, сестре, подруге. С одной стороны ничего плохого в этом нет, но с другой, автор попала в ситуацию своеобразной психологической тюрьмы, из которой выйти ей не дают, или она сама не хочет, боясь ответственности за принимаемые решения , вероятности возникновения конфликта. Возможно, надо завоевывать, а не выпрашивать уважение этого человека, перестать бояться быть непонятой или не принятой, становясь самой собой, перестать подавлять в себе те прекрасные импульсы, которые мешают жить так, как хочется.

В глубине души художница положительно амбициозна и честолюбива , со стремлением достигать и обладать . Для этого она готова много и хорошо работать, расти вверх, как ее цветок (рис. 5 ).


Спонтанные рисунки – это портрет нашей внутренней жизни: скрытых эмоций, неосознанных конфликтов и смутных домыслов. А если вам в руки попадается не просто ручка, а цветные карандаши или краски? С помощью цвета мы также проецируем на лист бумаги нашу личность: мысли, чувства, самоощущения. Посмотрите, что именно вы рисуете и к каким цветам при этом тяготеете, и вы сможете узнать о себе нечто новое и полезное.

Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений.

Ярко-алый – активный настрой на победу. У вас есть силы, чтобы преодолеть все преграды и добиться .

Оранжево-красный – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни. У женщин, например, это может свидетельствовать о желании стать мамой.

Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному.

Оранжевый – у вас появилась потребность в каком-то новом увлечении. Подспудно вы можете желать заняться чем-то творческим, выразить свои эмоции каким-либо художественным способом. Как правило, настроение при этом хорошее и весьма приподнятое – вас так и тянет чем-нибудь заняться.

Желтый – вам необходимо раскрыться, показать себя, обратить на себя внимание. А еще вам не хватает надежды на лучшее и уверенности в завтрашнем дне. Поэтому вы пытаетесь стремиться к новым и еще неясным перспективам в будущем, надеетесь на большое в далеком будущем. Ваша самооценка слегка страдает.

Светло-желтый – вы стремитесь к общению и веселью.

Фиолетовый – вы нуждаетесь в идентификации с какой-то из значимых для вас фигур, сентиментальности. Вам хочется уйти от повседневных дел, и в этом желании вы проявляете некую безответственность.

Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым. На данный момент вы спокойны и собранны, ваши тело и разум находятся в полной гармонии.

Синий – вы стремитесь к спокойствию, вам не хватает уединения. Вам хочется привести в порядок ваши дела, мысли и чувства. У вас присутствует потребность в гармонии с окружающими людьми и самим собой.

Темно-синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный .

Сине-зеленый – вам необходимо чувство уверенности, но не надо предъявлять к себе слишком жесткие требования.

Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста. При этом вы всегда знаете, чего хотите и умете строить четкие планы. Вы постоянно должны подтверждать свой статус, иначе будете чувствовать беспокойство и неудовлетворенность.

Коричневый – не хватает физического отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен домашний уют, теплота и комфорт. Вы – человек обстоятельный, строгий и бережливый, тянетесь к знаниям и новым открытиям.

Черный – обычно этот цвет означает, что вы устали от людей, от жизненных перипетий, у вас , и не хочется ни думать, ни работать, ни общаться. Вы показываете свой протест против существующего положения вещей и негативизм по отношению к любым авторитетам, подчеркиваете потребность в независимости.

Серый – вам трудно пережить какие-то очень сильные эмоции, и вы пытаетесь отгородиться от них с помощь рациональной мысли. Ваш разум постоянно борется с беспричинной тревогой.

Белый – выбирая его, вы стремитесь освободиться от неприятностей, забыть что-то плохое и открыть возможность для нового и положительного. При этом вы ощущаете некую пустоту – находитесь как бы «в подвешенном» состоянии.

Круг – большой и полый – символ замкнутости в себе, он выражает ваше желание почувствовать себя в безопасности, спрятаться от навязчивого и жестокого мира за сильным плечом.

Правильный пятиугольник – пентагон – благополучие и . Вы чувствуете, что ваша жизнь вполне налаженна, и стремитесь все это закрепить, вам важно чувствовать, что вы твердо стоите на ногах.

Правильный шестиугольник – гексагон – красота и гармония. Вам хочется достичь истинного жизненного равновесия.

Кирпичная кладка – она говорит о том, что вы стараетесь сосредоточиться на какой-то одной важной мысли. Если кладка нарисована аккуратно, ваш характер отличается методичностью и последовательностью, вы точно знаете, чего хотите.

Зубцы (похожие на зубья пилы или горы) – символизируют агрессивность, которая может быть позитивной и означает желание бороться, или отрицательной (злость, враждебность).

Спирали, лабиринты, ходы – это признак того, что вы находитесь в поисках гармонии, своего жизненного пути. Если линии наклонены вправо, вы стремитесь быть более открытым, если влево – вы достаточно осторожны. Бесконечные конструкции означают, что у вас, возможно, нет достаточно времени для раздумий о том, чего вам действительно хочется.

Свастика (изображается в виде креста с загнутыми под углом или овально, чаще по направлению часовой стрелки, концами). Вопреки укоренившимся ассоциациям россиян символически она обозначает благоприятный и счастливый объект, это символ счастья и света.

Бывает, что во время какого-то дела (разговор по телефону, совещание, лекция) мы совершенно спонтанно начинаем рисовать слова . Да-да, именно : вычерчивать каждую букву, облекать их в рамки, подчеркивать и т.п. Слово в рамочке – это знак самоутверждения и убежденности в своей правоте, он так же может означать желание убедить в этом всех остальных. Подчеркнутое прямой и ровной чертой слово выражает ваше стойкое намерение, твердость мыслей на этот счет. Подчеркнутое волнисто – сентиментальность и некоторую нерешительность. Написанное «паутиной», еле заметно («как вилами по воде») – вы сомневаетесь или только предполагаете, догадываясь о чем-то.

Интерпретация рисунков: цвет, сюжет, размер, положение на листе June 2nd, 2014

Интерпретация рисунков - полезное умение для родителей. Ведь можно отслеживать не только развитие художественных навыков, но и изменение душевного состояния ребенка, его интересов и представлений.

Один и тот же сюжет или пейзаж каждый нарисует по-своему. Любой автор выберет краски, формы и линии, созвучные его представлению, ощущению, настроению. Любое изображение сначала возникает в голове в виде образа, а затем отражает на бумаге мысли и чувства автора. Так действует психический механизм сублимации в арт-терапии.


Особенно ярко это видно в детских рисунках. Конечно, нельзя делать вывод на основании одного рисунка: «Раз нарисовал всё черным фломастером, значит, у него депрессия». Для того, чтобы получить объективную картину состояния юного художника, нужно сравнить несколько рисунков, сделанных в течение месяца или двух.

Интерпретация рисунков: сюжет.

Большое количество зубастых, рогатых, злых и опасных животных указывает на напряженное состояние ребенка, он как будто находится в опасности и ожидает нападения.

Если мальчик в возрасте 6-7 лет рисует войну, оружие, динозавров, скорпионов - не волнуйтесь, это нормально. Таким образом он готовит себя к роли мужчины, защитника, воина, чтобы в реальной ситуации не растеряться от неожиданности и правильно среагировать в случае опасности.

Если девочка 6-8 лет часто рисует принцесс, невест, бантики и розочки - это также нормально и говорит о том, что она готовится к роли девушки, женщины, самой обаятельной и привлекательной.

Интерпретация цвета в рисунке.

Цвет в рисунке передает эмоции и чувства. При интерпретации цвета в рисунке нужно обращать внимание прежде всего на те цвета, присутствие которых преувеличенно или неоправданно. Например, когда весь рисунок выполнен черными контурами, и малыш отказывается его раскрашивать. Или красным нарисованы предметы, которые на самом деле «уж точно не красные». Важное значение играет цвет фона, которым закрашено всё свободное пространство рисунка. Например, в рисунке семьи он может обозначать общую психологическую атмосферу дома.

Синий - цвет уверенности и спокойствия. Например, школа синего цвета - признак хорошей адаптации к учебному процессу.

Зеленый - передает ощущение надежности, принятия. Но если его слишком много, то это уже тоска.
Рисунок молодой мамы на тему "Бессилие" практически состоит из зеленого цвета:

Красный - эмоциональное напряжение, раздраженность, конфликт. К примеру, красным может быть нарисован кто-то из членов семьи.

Желтый - активность, хорошее настроение, позитивный настрой.

Розовый - ощущение нежности, чувствительность.

Рисунок семьи девочки 8 лет: фон розового цвета указывает на ее нежное отношение к членам своей семьи:

Серый - состояние смутной тревоги.

Черный - указывает на подавленность и тяжелые переживания, если его слишком много в рисунках.

Рисунок мальчика 5 лет: красный и черный цвет выражают злость и обиду на человека, над которым нарисован знак минус:


Всегда можно уточнить субъективное значение того или иного цвета для рисующего: "А фиолетовый цвет - он какой? Добрый или злой? Грустный или веселый?" К примеру, значение красного цвета сильно отличается для разных людей. Красный - яркий и эмоциональный, но может быть как радостным, так и злобным.

Независимо от цвета, полное заштриховывание, закрашивание, замазывание фигуры сигнализирует о сильных негативных переживаниях. То, что закрашено, вызывает у вашего малыша большую тревогу или страх. Это может быть как фигура тяжело заболевшей бабушки, так и врач с уколом или злая собака .

Значение размера рисунка.

Важен как размер самого рисунка относительно листа бумаги, так и размер отдельных деталей. Маленький рисунок и мелкие фигуры указывают на неуверенность, робость, тревогу юного художника. Расположение рисунка выше средней линии листа говорит о завышенной самооценке и недовольстве своей ролью в коллективе, группе. Преувеличенный размер рисунка, который пытается выйти за границы листа, говорит о низком самоконтроле, склонности к необдуманным поступкам.

То, что для ребенка важно, он рисует большим. А то, что не очень значимо ‐ маленьким. Рисуя своих друзей, он нарисует самым большим не самого высокого, а того, кто оказывает на него наибольшее влияние. А незначимые детали может вообще опустить. Обратите внимание, если пропущены или недорисованы руки - это указывает на трудности во взаимодействии с окружающим миром, в частности, в общении. Сильно увеличенный размер головы на рисунке говорит о том, что у автора разум превалирует над чувствами, и он ценит в других людях ум и эрудицию. Увеличенный размер ушей указывает на значимость мнения окружающих - он как бы «прислушивается» к их словам. Плотные, устойчивые, хорошо прорисованные ноги и ступни (обувь) говорят о твёрдой жизненной позиции ("твёрдо стоит на ногах").

Нажим и расположение элементов рисунка.

Чтобы оценить уровень нажима, нужно перевернуть рисунок и посмотреть на продавленные линии с другой стороны. Сильный нажим - это высокое напряжение. Напряжение может быть высоким вообще (постоянно, на протяжении всего рисования) или только в отдельных участках рисунка. Например, всех членов семьи ребенок нарисовал со средним нажимом, а папу - с сильным. Это значит, что отношения с папой очень напряженные. Слабый нажим, когда линии едва заметные и прерывистые, указывает на астению, сниженное настроение, апатию ("всё валится из рук").

Верх рисунка имеет несколько толкований. С одной стороны, это сфера духовного: мыслей, чувств, фантазий, - как в интерпретации теста "Звезды и волны". С другой - сверху изображаются все те, кого рисующий считает сильнее, главнее себя, как в тесте "Рисунок несуществующего животного". Есть версия, что верхняя часть рисунка означает рациональное начало, осмысленные идеи, цели и ценности.

Низ рисунка также имеет несколько значений. Земля - это реальность, повседневная жизнь, заботы, деятельность - среда, в которой мы живем. В то же время внизу изображается всё малозначимое и отвергаемое, как в тестах "Рисунок семьи" и "Несуществующее животное". В противоопложность рациональному верху, низ иногда рассматривается как иррациональная сторона, т.е. неосознаваемые желания, влечения и поступки.

Правая часть рисунка символизирует будущее. Не зря в рекламе стирального порошка чистую вещь (результат стирки) располагают справа, а грязную - слева.

Левая часть рисунка обозхначает прошлое. Голова, повернутая налево, или машина, едущая налево, указывают на ориентацию на прошлое: сожаления, желание вернуть его, что-то изменить, жизнь в воспоминаниях.

Рисунок мальчика 9 лет очень символичен: он изображает выдуманное событие в пошлом - пожар в квартире, где он жил с родителями, после чего им стало негде жить и его отправили жить к бабушке. На самом деле мальчик переехал жить к бабушке после того, как его родители развелись. Пожар сиволизирует развод. Его бывший дом изображен на рисунке слева, и пожарная машина также движется в левую сторону, так как мальчик до сих пор не понимает, почему так произошло, и часто оглядывается назад.


Помните, что главное при интерпретации рисунка - это общее впечатление от него. Какие эмоции выражены в нем? Радость, удовлетворенность или злость , страх, одиночество - что сейчас живет в душе Вашего ребенка? Что он хочет сказать своим рисунком? На втором месте - сюжет, а на третьем - графические показатели: цвет, размер, расположение и нажим.


Ничего в жизни не бывает просто так. Все, что мы делаем или не делаем, говорит о нашем характере, тайных желаниях, скрытых комплексах... К примеру, рисуя, как нам кажется, от нечего делать фигурки, спиральки, ромбики, рожицы или линии, мы даже не подозреваем, что эти, на первый взгляд, ничего не значащие каракули могут многое рассказать о нас, нашем характере, наших скрытых желаниях, тайнах, комплексах, детских обидах. О том, как ученые «читают» характер человека по рисунку, расскажет наш портал.

Научное обоснование того, как можно определить характер по рисунку

Каракули — самый что ни на есть естественный способ для детей выразить свои эмоции, чувства. А так как в каждом взрослом спрятан ребенок, то и нам не чуждо бездумное, как мы считаем, стремление водить карандашом по бумаге. Британский психолог Джек Гудмен утверждает, что 65% людей, разговаривая по телефону, выводят ручкой на листочке различные рисунки — цветы, фигурки, спирали, круги...

Британский психолог Джек Гудмен утверждает, что 65% людей, разговаривая по телефону, выводят ручкой на бумаге различные каракули. Эти рисунки приходят из подсознания и имеют тут же основу, что и сны.

Психологи называют порой эти рождающиеся подсознательно, когда человек занимается другим делом, рисунки снами наяву. Эти творения приходят из подсознания и имеют тут же основу, что и сны. Эти «картины маслом» — отражение сиюминутных ощущений художника: радости, опасения, недоверия… И хотя интерпретировать рисунок нужно только в единении с личностью «художника», есть какие-то общие нюансы, касающиеся каждого человека. О них сейчас расскажет наш портал.

Бабочки, птицы рисует тот, кто не чувствует твердой почвы под ногами, кому не хватает стабильности. Кроме того, бабочки символизируют попытку убежать от проблем.

Геометрические фигуры чертят люди науки. Благоразумные, рассудительные, о таких говорят: знают, чего хотят. Поклонники геометрических форм раз семь отмерят, прежде чем взять ножницы, иногда тем самым вставляя палки в свои же колеса. Настойчивы, немногословны, обо всем имеют собственное мнение, всегда четко его формулируют. Круги, спирали выдают скрытую страсть, тайные планы.

Дома малюют личности, в которых соединились творчество, рационализм. Весьма изобретательны, здравомыслящи, живут в гармонии с собой, наверное, поэтому не имеют проблем с ощущением собственной безопасности. Домик симметричный говорит о любви к порядку, планированию. «Художник» знает, чего хочет, настойчиво шагая к цели.

Глаза в данном случае в прямом смысле зеркало души. Большие, выразительные глаза рисуют особы общительные. Вытаращенные — люди не особо вежливые, а также те, кому кажется, что за ними слишком пристально наблюдают. Авторами маленьких глазок бывают, как правило, личности замкнутые, предпочитающие действие разглагольствованию. Невероятно длинные ресницы малюют ловеласы.

Животных предпочитают изображать люди, создающие впечатление сдержанных. Но с теми, кому доверяют, они открыты, дружелюбны, надежны; справедливость, честь для них — не пустой звук. Любят детей, животных, природу. Заботиться о других для них естественно, как дышать. Могут похвастаться крепкими родственными узами, но порой хотят побыть наедине с собой . Мышонок, нарисованный женщиной, — свидетельство нехватки интимности. Тигр, волк символизирует внутренний гнев, раздражение, конфликтность характера. Из плюсов — бьющая ключом энергия, способность размышлять, анализировать. Лиса — планы на что-то не совсем законное; белка — потребность в поддержке, заботе; медведь — примерный семьянин, добросовестный сотрудник. Кошек рисуют люди с хорошим вкусом, но консервативные, склонные к меланхолии. Преданные, справедливые, общительные, честные, окруженные друзьями предпочитают изображать собак. Змея — символ мудрости, поэтому ползучих рисуют люди рассудительные, немногословные, привыкшие полагаться на себя. Бывает и так, что, рисуя постоянно одно и то же животное, человек демонстрирует желание следовать его повадкам.

Закорючки рисуют, как правило, натуры очень впечатлительные, тонко чувствующие перемены настроений в других.

Звезды предпочитает тот, кто хочет быть центром вселенной. Впрочем, если у звезд много лучей либо они нарисованы не посредине листа, а в углу, с краев, это может говорить о депрессии.

Зубы пилы, символизирующие агрессию, скрываемый комплекс неполноценности, выдают эгоиста.

Инициалы, имя, фамилия — любимые мотивы личностей дерзких, сосредоточенных исключительно на себе. Если же это чужое имя, значит, «художник» думает об этом человеке чаще, больше, чем об остальных, одаривая его либо любовью, либо… ненавистью, не зная, как с этим справиться.

Карикатуры: биологический возраст «художника» не совпадает с внутренним. Слишком много думает о будущем и планирует «на вырост». Обладает критическим взглядом на вещи, порой бывает злобным.

Кресты символизируют чувство вины — либо своей, либо друзей/сослуживцев.

Круги, неважно какие — расположенные рядом, наползающие друг на друга — всегда говорят об одном: человек в поисках своего «я». Нуждается в поддержке, причем не только друзей, но даже незнакомцев. Также круги — свидетельство благородства.

Листья, особенно четко прорисованные, просто кричат: автор-женщина хочет ребенка. Толстый стебелек выдает стремление «художницы» стать прекрасной хозяйкой.

Лица улыбающиеся выходят из-под пера людей веселых, энергичных, с хорошим чувством юмора, но не слишком переборчивых в средствах, если дело касается поставленных целей. Для близких они, вроде, готовы на все, но положиться на них при этом сложно. Лица неулыбчивые изображают скрытные меланхолики, держащие дистанцию, имеющие высокую самооценку, честолюбивые.

Оружие говорит о страсти. Любовь для такого человека — это борьба и решительные действия. В дружбе он сердечен, предан.

Паутина — это ловушка. Человек оказался в сложной ситуации, возможно даже безвыходной. Также паутину рисуют жаждущие закончить отношения, но не знающие, как это сделать.

Прически малюют рефлексирующие, любящие пофилософствовать личности. Их чувства благородны, они замечают красоту во всем, поскольку одарены артистическими способностями.

Профили (лица в профиль) выводят на бумаге личности чрезмерно осторожные, замкнутые, любящие давать уклончивые ответы.

Пчелиные соты рисуют люди спокойные, неконфликтные, мечтающие о тихой семейной жизни.

Пятна, кляксы свидетельствуют, сколь ни парадоксально, об интеллигентности, рассудительности, доброжелательности всегда готового прийти на помощь человека, который не боится риска и борьбы — но только честной.

Растительные мотивы выбирают натуры умеренные, склонные во всем держаться золотой середины.

Рожицы выдают юморного индивида, позитивного, умеющего посмеяться над собой.

Сердечки. С одной стороны, это может быть свидетельством хорошего настроения, благодушия; с другой — наивности. Ну и, конечно же, сердечки рисуют пребывающие в романтическом состоянии.

Спирали говорят о подавленных эмоциях, тайных планах, которые рисующий не желает выставлять на всеобщее обозрение. Любители «закрученных сюжетов» часто весьма чувствительны.

Стрелы символизируют цель, которой хочет достичь рисующий. Стрелы, направленные вверх, —свидетельство общительности, командного духа; стрела острием вниз выдает одиночку. Смотрящая влево стрела намекает: ее создатель застрял в прошлом; тот, чья стрела ушла направо, уверенно смотрит в будущее.

Цветы, облака, солнце — идиллия. Значит, на душе у «художника» покой, он позитивен, живет в ладу с самим собой, все у него хорошо и от будущего он ждет только приятных сюрпризов. Солнце с длинными лучами изображают мечтатели, с короткими или вообще без лучей — упрямцы, часто бывающие замкнутыми.

Фантастические существа — признак недоверия. Человек колеблется, чувствуя нехватку решительности, что сказывается и в работе, где его часто обходят более ловкие сотрудники, и в жизни, которая успехами не блещет. Выбирая в друзья людей доброжелательных, но решительных, он часто слишком зависит от их мнения .

Человечков, как ни странно, рисуют чувствующие себя потерянными, беспомощными или пытающиеся уклониться от обязанностей. Фигурки из серии «палка, палка, огуречек» выдают эмоционально нестабильную, стремящуюся изолироваться от общества личность.

Шахматная доска, крестики-нолики: человек оказался в весьма неприятной ситуации. Часто повторяемый мотив — незавершенное дело, «художник» человек не очень хорошо представляет, как его закончить, опасаясь, что в любом случае получится плохо.

Ученые мужи утверждают, что такое «непроизвольное», от нечего делать рисование — вещь весьма полезная. Улучшает концентрацию, стимулирует творческое мышление. Неслучайно поля рукописей многих великих писателей пестрят каракулями.

Ученые утверждают, что такое «непроизвольное», от нечего делать рисование — вещь весьма полезная. Улучшает концентрацию, стимулирует творческое мышление. Неслучайно, похоже, на полях рукописей великих писателей есть немало таких рисунков. Пушкин, к примеру, изображал автопортреты, фигур людей на рукописях, приоткрыв, тем самым, потомкам тайну своего характера. И если характер великого поэта Вас, возможно, интересует не очень, то к близким людям, сотрудникам присмотреться стоит. Что знакомые там рисуют?

Раскрывать значения цветов в рисунках бывает достаточно непросто, потому как на сегодняшний день существует множество теорий, подходов к толкованию цветового символизма, объясняющих выбор и использование того или иного цвета в рисунке. Несмотря на имеющиеся различия в толковании цветов, практически все авторы и исследователи признают, что цвета отражают эмоциональное состояние человека, его чувства, настроение, отношения. Цвет в рисунке может указать на наличие равновесия жизненных сфер или же рассказать о том, что подобное равновесие отсутствует. Кроме того, цвета могут отражать некоторые соматические процессы, происходящие в организме (например, наличие болезненного состояния и др.).

При интерпретации значения цвета в рисунке, необходимо опираться на несколько основных критериев: как интерпретируемый цвет используется в рисунке, является ли это использование необычным, нетрадиционным, какой объем он занимает, какой объект им закрашен, какова интенсивность данного цвета. Важно также отмечать, какие цвета пропущены в рисунке, а также прослеживать динамику использования цветов в серии рисунков, выполненных человеком в ходе психотерапии. Все это, в совокупности с символическим значением цветов, дает обширнейшую дополнительную информацию о состоянии человека.

Красный цвет в рисунке может означать эмоциональное напряжение, опасность, гнев, желание мести, а также связываться со стремлением отстаивать свои интересы и границы, разрушительными тенденциями. В физиологическом смысле красный цвет неразрывно ассоциируется с кровью, может означать наличие острого заболевания. Оранжевый цвет в рисунке может означать наличие неопределенной ситуации в жизни, борьбы с еще неизвестным исходом. Оранжевый цвет - это смесь красного и желтого, может указывать на наличие сильной эмоциональной зависимости от мужчины, амбициозность, желание самоутверждения в противовес значимой мужской фигуре (как правило, отцу). Желтый цвет в рисунке ассоциируется с солнцем, благодатным животворящим теплом, радостью, позитивными эмоциями, а также с фигурой отца (когда к этой фигуре не примешиваются дополнительные противоречивые чувства). Люди, выбирающие этот цвет, отличаются «здоровым» утверждением себя, высоким интеллектом, сильным характером.

Зеленый цвет в рисунке ассоциируется с природным значением зеленого, символизирующим мощные тенденции к росту, развитию, жизни. Сочетание синего (материнского цвета) и желтого (цвета отцовской фигуры) порождают зеленый, а потому еще одно значение зеленого - гармония мужского и женского начал, и, как следствие, зрелость, способность самому стать родителем. Однако слишком много зеленого может свидетельствовать о склонности к чрезмерной опеке.

Голубой цвет в рисунке может означать здоровье, а также наличие дистанции, отчужденности, размышлений. Этот цвет ассоциируется и с женским началом, чистотой, позитивным отношением к женственности. Синий цвет в рисунке может указывать на фигуру матери, значимость отношений с ней, наличие конфликтов в этой сфере. Черный цвет в рисунке используется человеком, как правило, чтобы обозначить что-то неизвестное, пугающее. Этот цвет означает разрушение, противостояние жизни - смерть, но и смерть старого для зарождения чего-то нового, а потому он не всегда негативен. Отсутствие черного можно отчасти трактовать как избегание определенной части жизни.

Трактовка цветов в рисунке - очень интересное, увлекательное и глубокое занятие. При интерпретации значения цвета в выполненном изображении важно помнить о возможных собственных проекциях, а также учитывать особенности личности рисовавшего, а потому создание рисунка лучше всего сочетать с его последующим обсуждением.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения