Курс: Философия об обществе, человеке и ценностях. Понятия индивида, личности, индивидуальности

Понятие личности. Индивид, индивидуальность, личность.

Тема 14, 15,16. Личность

1. Понятие личности. Индивид, индивидуальность, личность.

2. Структура личности (З.Фрейд, К.П.Платонов, А.В.Петровский). Биологическое и социальное в структуре личности.

3. Самосознание, ʼʼЯ – концепцияʼʼ, образ ʼʼЯʼʼ.

4. Самооценка и уровень притязаний. Аффект неадекватности.

5. Характеристики личности (психологическая защита личности, жизненный план, компенсаторные механизмы, внутриличностный конфликт)

6. . Мотивационно – потребностная сфера личности. Направленность.

7. Личностные диспозиции: потребности, цели, установки. Ценностные ориентации личности.

8. Сознательная и бессознательная мотивация.

9. Процесс развития личности.

10. Основные теории развития личности.

Когда хотят охарактеризовать человека, то часто говорят о нем то как о личности, то как об индивиде, то как об индивидуальности. В психологии эти понятия различаются.

Индивид – человек в отдельности (о животном – особь). Понятие индивида характеризует телœесное бытие человека, когда он выступает в своих природных, биологических особенностях, как человеческий организм. В понятии индивида содержится указание на подобие человека всœем другим людям, на его общность с человеческим родом.

Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Это выделœенность личности из сообщества, оформленность её уникальности и неповторимости. Индивидуальность предполагает определённость собственной позиции в жизни. В случае если индивидуальность фиксирует выделœенность из социальных отношений, то личность, напротив, фиксирует социально значимые качества человека, включённость в общественные отношения. Индивидуальность возникает при встрече человека с самим собой, личность – при встрече человека с другими людьми.

Человек, развивающийся в обществе, вступивший с помощью языка в общение с другими людьми, становится личностью. Главное в характеристике личности – ее общественная сущность. Исходя из этого, личность можно рассматриваться как субъект и объект социальных отношений.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Психологи спорят, каждый ли человек является личностью. Существует две точки зрения:

1) Каждый человек – личность, но личность может иметь социально значимый характер, а должна быть асоциальной (преступник). Ребенок – еще не личность, но он станет личностью в перспективе.

2) Согласно А.Н.Леонтьеву, личность рождается дважды: в первый раз, когда трехлетний ребенок выставляет лозунг: ʼʼЯ самʼʼ; второй раз (а может и не родится!), когда возникает сознательная личность со своими убеждениями, мировоззрением (в 16 лет).

2. Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности . Рассмотрим несколько вариантов структуры личности.

Структура личности по з.Фрейду включает три компонента:

· Ид (Оно) – примитивные, инстинктивные и врождённые аспекты личности; функционирует в бессознательном, подчиняясь принципу удовольствия.

· Эго (Я) – сознание, компонент психического аппарата͵ ответственный за принятие решений.

· СуперЭго (СверхЯ) – моральный контроль, нормы общества.

Функция Эго состоит в устранении противоречий между Ид и СуперЭго: поведение должно строится таким образом, чтобы и удовольствие было получено, и нормы общества соблюдались.

Структура личности (по А.В.Петровскому) включает следующие компоненты.

  1. Интраиндивидная подсистема – системная организация ее индивидуальности, представленная в строении темперамента͵ характера, способностей человека.

При этом личность нельзя изучить вне системы ее общественных отношений и взаимосвязей.

  1. Интериндивидная подсистема – личность в системе своих отношений с другими людьми (вне органического тела индивида).
  2. Метаиндивидная подсистема – ʼʼвкладыʼʼ личности в других людей, которые субъект осуществляет посредством своей деятельности (продолжение себя в других). Процесс и результат запечатления субъекта в других людях, его идеальной представленности и продолженности в них ʼʼвкладовʼʼ принято называть персонализацией . Индивид уходит из жизни, но персонализированный в других людях он продолжает жить (дела, ученики, предметы материальной культуры). При разрушении целостной структуры личности это звено ее сохраняется.

Итак, в данную структуру личности входят три образующие: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и в других людях.

Структура личности по К.К. Платонову включает следующие компоненты (табл. 5)

Динамическая структура личности по К.К. Платонову

Проблема о соотношении биологического и социального является одной из наиболее сложных в современной психологии.

Биологическое – то, что дано человеку от природы (анатомическое строение тела, особенности ВНД, темперамент, задатки). Социальное – то, что характеризует личность; это прижизненное образование (мировоззрение, вкусы, характер и т.д.).

В психологии существуют теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов, биологического и социального – ʼʼэндопсихическуюʼʼ и ʼʼэкзопсихическуюʼʼ организацию.

Эндопсихика как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Она включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления, воображения, способность к волевому усилию и т.д.

Экзопсихика определяется отношением человека к внешней среде и включает систему отношений человека и его опыт, ᴛ.ᴇ. интересы, идеалы, склонности, мировоззрение, преобладающие чувства, знания и т.д.

Эндопсихика имеет природную основу, экзопсихика определяется социальным фактором.

Как относиться к этой теории двух факторов? Человек рождается как биологическое существо. При этом индивид рождается биологически, тем более социально незрелым; созревание и развитие его организма с самого начала протекает в социальных условиях. Развитие индивида начинается не на пустом месте; он не tabula raza, человек рождается с определœенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые являются предпосылкой дальнейшего развития индивида (ʼʼНи один садовник не может вырастить яблоко на дубеʼʼ - В.Г.Белинский). Биологическая детерминанта действует на протяжении всœей жизни индивида (т.к. развитие происходит в течение всœей жизни), но в разные периоды ее роль различна. При этом биологическое, входя в личность человека, становится социальным (мозговая патология Þ индивидуальные биологические обусловленные природные черты Þ личностными чертами становятся в обществе).

Природные органические черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Природное и социальное образуют единство и не бывают механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности.

3. Самосознание, ʼʼЯ – концепцияʼʼ, образ ʼʼЯʼʼ. Интерес человека к своему ʼʼЯʼʼ был издавна предметом особого внимания. Взаимодействуя и общаясь с другими людьми, человек ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для себя самого, как ʼʼЯʼʼ, противостоящее ʼʼдругимʼʼ и неразрывно с ними связанное.

Самосознанием принято называть совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определœенный образ ʼʼЯʼʼ.

Образ ʼʼЯʼʼ включает 3 компонента:

1) познавательный (когнитивный) – знание себя;

2) эмоциональный (оценка своих качеств);

3) поведенческий (практическое отношение к себе).

Образ ʼʼЯʼʼ - динамическое образование и включает множество сменяющих друг друга исходя из ситуации ʼʼЯʼʼ-образов: ~ реальное ʼʼЯʼʼ ~ идеальное ʼʼЯʼʼ ~ фантастическое ʼʼЯʼʼ и т.д.

ʼʼЯ-концепцияʼʼ - ϶ᴛᴏ совокупность всœех представлений индивида о себе, сопряженная с оценкой. ʼʼЯ-концепцияʼʼ выполняет 3 основные функции.

1) Способствует достижению внутренней согласованности личности. Человек стремится к достижению максимальной внутренней согласованности. Представления, идеи, чувства, которые противоречат его собственным представлениям, идеям, чувствам, приводят к дегармонизации личности. В случае если новый опыт не вписывается в существующие представления, ʼʼЯ-концепцияʼʼ отвергает его, срабатывает как защитный экран (ʼʼЭтого не должна быть, потому что этого не должна быть никогдаʼʼ).

2) Определяет интерпретацию приобретенного опыта. Проходя через фильтр ʼʼЯ-концепцииʼʼ, информация осмысливается и получает значение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ соответствует представлениям человека о себе.

3) Определяет ожидания человека о себе, ᴛ.ᴇ. то, что должно произойти (ʼʼЯ хороший студент, следовательно, сдам экзамен по психологииʼʼ). ʼʼЯ-концепцияʼʼ ориентирует поведение.

Самосознание постоянно сравнивает реальное поведение с ʼʼЯ-концепциейʼʼ (рассогласованность между ними приводит к страданиям).

ʼʼЯ-концепцияʼʼ должна быть позитивной или негативной. Позитивная ʼʼЯ-концепцияʼʼ означает позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной ценности.

Негативная ʼʼЯ-концепцияʼʼ предполагает негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение собственной неполноценности; человек не может достичь согласования между ʼʼЯ-концепциейʼʼ и поведением.

Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными, хотя бывают субъективными. Даже объективные показатели (рост, возраст) могут иметь для разных людей разное значение, обусловленное структурой их ʼʼЯ-концепцииʼʼ (к примеру, 40 лет – пора расцвета или старения?)

Слишком жесткая структура ʼʼЯ-концепцииʼʼ - это не сила характера, а источник мучительных ее рассогласований. Слишком слабая ведет к бесхарактерности, непригодности для длительных и напряженных усилий по достижению цели.

Образ ʼʼЯʼʼ - одна из самых важных для жизни социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном образе ʼʼЯʼʼ, отрицательное отношение к себе всœегда переживается болезненно.

4. Самооценка и уровень притязаний. Аффект неадекватности. Степень адекватности образа ʼʼЯʼʼ выясняется при изучении самооценки личности, ᴛ.ᴇ. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Индивид оценивает себя двумя путями:

1) путем сопоставления уровня своих притязаний с реальными результатами своей деятельности;

2) путем сравнения себя с другими людьми.

Самооценка всœегда носит субъективный характер.
Размещено на реф.рф
Она не является постоянной, изменяясь исходя из обстоятельств.

Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных прежде (Школьник считает себя хорошим учеником, но убеждается позже, что хорошая успеваемость счастья в жизни не приносит Þ самооценка падает).

Самооценка должна быть адекватной, завышенной (в данном случае для человека характерны высокомерие, подозрительность, агрессия); заниженной (неуверенность, безразличие, самообвинœение, тревожность).

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Уровень притязаний - ϶ᴛᴏ желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Уровень притязаний личности устанавливается где-то между чересчур легкими и чересчур сложными заданиями так, чтобы сохранить самооценку на должной высоте.

Обычно при неудачах уровень притязаний и самооценка снижается. При этом должна быть так, что, несмотря на неудачи, этого не происходит и человек не прилагает никаких усилий, чтобы добиться успеха, поднять свои возможности до уровня притязаний. Причины этого:

1) некоторые способности ребенка, достаточные для успеха в какой-либо области, но не достаточные для больших достижений;

2) переоценка, долгий опыт незаслуженной похвалы, сознание своей исключительности;

3) очень сильная потребность в самоутверждении.

Возникает чувство обиды и уверенность в несправедливости окружающих, враждебное и подозрительное отношение ко всœем, агрессивность. Данное состояние принято называть аффект неадекватности .

Аффект неадекватности возникает ради сохранения собственного отношения к себе ценой нарушения адекватных отношений с окружающей действительностью. Выполняет защитную функцию: удовлетворяет потребность в высокой самооценке, однако является серьезным препятствием в формировании личности.

Профилактика аффекта неадекватности:

1) формирование адекватной самооценки;

2) формирование глубоких и устойчивых интересов.

Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений. Определœенный компонент образа ʼʼЯʼʼ – самоуважение – характеризуется отношением действительных ее достижений к тому, на что человек претендует.

Самоуважение = успех/притязания

Важно заметить, что для сохранения самоуважения нужно:

Добиться успеха (это трудно) или

Снизить уровень притязаний.

Понятие личности. Индивид, индивидуальность, личность. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие личности. Индивид, индивидуальность, личность." 2017, 2018.

Объяснение того, чем индивид отличается от личности, заключается в двойственности человеческой природы. Человек рождается на свет с набором уникальных характеристик и свойств. О младенце можно говорить только как об индивиде, представителе вида Homo sapiens. Жизнь в обществе даёт возможность каждому индивиду социализироваться, развивать свои природные задатки и формировать уже личностные качества. О таких характеристиках человека, как личность и индивидуальность, можно говорить только тогда, когда он является полноправным членом общества.

Многочисленные примеры из жизни, когда в силу разных причин маленькие дети оказываются в обществе животных, подтверждают, что развитие человека как индивида продолжается по общим закономерностям. Ребёнок растёт, но не приобретает личностных качеств, так как лишён человеческого общения. Это подтверждает значимую роль социализации в формировании личности.

Различия индивида и личности

Двойственность природы человека, его биосоциальная сущность неоднократно становилась объектом изучения многих философов, социологов и психологов. Представитель русской философской школы Н. А. Бердяев относит понятие личности к религиозно-духовным категориям, а понятие индивида – к натуралистически-биологическим.

Точную характеристику отличий индивида от личности дал известный психолог А. Г. Асмолов, утверждающий, что индивидом рождаются, а личностью становятся.

  • Развитие

Индивид – это конкретный человек, характеризующийся активностью, психической и физической целостностью, устойчивым отношением к окружающей действительности.

Жизнь индивида направлена на удовлетворение собственных потребностей. Потребности – это своего рода стимул, побуждающий к направленным действиям. К самым низшим относятся естественные потребности, их удовлетворение направлено на обеспечение функционирования организма для поддержания жизни. Человек обеспечивает себя едой, питьём, одеждой, создаёт условия для сна, для проживания и для развития отношений с особями противоположного пола.

Жизнь в социуме делает человека зависимым от общественных отношений. Удовлетворение потребности в общении поднимает индивида на следующий уровень развития, побуждая его к культурной деятельности. Он начинает проявлять себя как член общества, как личность, осознавая своё место в нём и реализуя свои духовные потребности. Социальная принадлежность индивида выражает его личностную сущность.

  • Сознательность

При взаимодействии с внешним миром у человека появляется такой признак психической деятельности, как сознательность. Сознательный индивид и есть личность.

Таким образом, через собственные потребности и осознание взаимодействия с обществом человеческая особь становится личностью.

  • Умственная деятельность

Наличие развитого мозга у человека является его отличительным биологическим признаком. Развитие умственной деятельности у индивида является фундаментом для зарождения уникальных отличительных черт, характеризующих его как человеческую личность.

Отличительными чертами являются:

  1. совокупность знаний, умений, навыков, сформировавшаяся в процессе обучения способам человеческой деятельности;
  2. способность к самооценке и анализу собственных действий, необходимых для формирования личностных характеристик;
  3. адекватность восприятия оценки окружающих.

Перечисленные черты несут в себе характеристики социализации, в то время как черты индивида отличаются только биологическим и физиологическим набором качеств.

  • Социальный статус

Эволюция человека – это длительный путь, в результате которого он занял высшую точку в иерархии животного мира. В своём индивидуальном развитии каждая особь проходит не менее сложный путь перехода от индивида к личности, формирующий индивидуальные качества, отличающие человеческие особи друг от друга и выделяющие их из общей массы.

Этот процесс нельзя рассматривать отдельно от социума, поскольку именно социум даёт направление развития и формирует мировоззренческие идеи и принципы. Любое общество способно формировать личность, соответствующую его запросам. Чем выше уровень развития духовности и нравственности в обществе, тем выше запросы на формирование высоконравственного духовного человека.

Свободное общество порождает свободного человека, характеризующегося яркой индивидуальностью, способной к самовыражению и творчеству. И любая личность вырастает из индивида, наделённого генетически способностью к развитию.

Различия индивида и личности заключаются в отношении к признанию в обществе. Индивид не испытывает потребности доказывать свои преимущества перед собратьями, а личность совершает поступки ради признания и получения статуса.

Социальный статус – это место человека, занимаемая им ниша в социуме и зависящая от пола, возраста, образования, профессии. В отличие от индивида, на этом этапе происходит осознание своего статуса, который может иметь временную характеристику: быть постоянным (мужчина, сын, отец, муж) или временным (студент, продавец, пассажир, пациент).

Соотношение понятий индивида и личности

Если говорить о соотношении понятий «индивид и личность», то личность не перестаёт быть индивидом, при ее формировании развиваются психические качества, которые были заложены при рождении. Деятельность человека, его духовное развитие и взаимодействие с обществом развивают в нём отличительные свойства и черты.

К личностным свойствам относятся:

  1. Самосознание – осознанная необходимость деятельности, развития, самосовершенствования.
  2. Зрелость – готовность психики к изменениям на определённом этапе развития.
  3. Социализация – зависимость от общества и развитие во взаимодействии с ним, адекватное восприятие знаний, норм и ценностей общества в процессе достижения собственной цели.
  4. Направленность – проявление сторон психики, умение выражать себя в разных социальных и общественных ролях.
  5. Привилегированность – зависимость влияния положения в обществе от силы личности.

На соотношении понятий «личность и индивид» строится взаимосвязь компонентов структуры личности. Так, природные задатки индивида определяют тип его темперамента, основанный на врождённых особенностях нервной деятельности. Проявления темперамента наблюдаются в поведении человека. Поведение – есть отражение внутреннего мира человека, его зрелости и духовности.

Выражение индивидуальности

Понятия «личность и индивидуальность» нельзя отождествлять, так как первое понятие является характеристикой второго. Именно индивидуальность наделяет человека совокупностью уникальных свойств и черт, выделяющих её из общественной массы.

Личность – это выражение объективной оценки человека и его соответствия социуму, а индивидуальность – это самооценка, субъективное восприятие себя с точки зрения приобретённых качеств.

Человек может проявлять свою индивидуальность в разных сферах деятельности: в профессии, в творчестве, в общении. Индивидуальность даёт возможность проявления разносторонних способностей, сохраняя при этом целостность психики.

Индивидуальность человека находится в постоянной динамике, проявляясь в различных неожиданных ситуациях и условиях. Индивидуальные качества человека находят своё яркое выражение в критические моменты, когда требуется быстро принять нестандартное решение или взять ответственность на себя. При этом оценка общества не всегда будет положительной. Реакция извне является дополнительным стимулом для развития субъекта, определяющим его направление.

Если наблюдается остановка в развитии, то можно вести речь о деградации. Её причинами могут быть внутренние мотивы, а также воздействие внешних факторов, когда происходит подавление или подчинение чужой воле, исключающей выбор действий или поступков.

Следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».

«Человек » – это общее, родовое понятие, оно указывает на наличие в мире такой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homosapiens), которая отличается присущим только ей способом жизнедеятельности.

Понятие «индивид » указывает на отдельного, конкретного представителя человеческого рода, с его уникальными биологическими, психическими и социальными характеристиками.

Понятие «личность » подчеркивает социальную сущность индивида, характеризует индивида как продукт общественного развития, результат включенности в систему социальных отношений посредством общения и активной деятельности. Эти факторы проявляются в процессе социализации.Социализация – это процесс усвоения индивидом принятых в обществе образцов поведения, социальных норм и ценностей, процесс формирования социальных качеств, знаний и умений, необходимых для успешной реализации себя в данном обществе. Социализация – это процесс, играющий огромную роль в жизни как отдельной личности, так и общества. От успеха социализации зависит, насколько личность сумеет реализовать себя, свои способности в обществе. Для общества от успеха процесса социализации зависит, сумеет ли новое поколение перенять опыт, умения, ценности, достижения культуры старших поколений, сохранится ли преемственность в развитии общества.

Личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего выражения. Неповторимый способ существования в обществе конкретной личности (способность быть самим собой в рамках социальной системы) выражается в понятии «индивидуальность ».

Диалектическая взаимосвязь этих понятий раскрывается через категории общее единичное особенное . Индивидуальность формируется в процессе диалектического взаимодействия:

1) общечеловеческих признаков (как природных, так и социальных),

2) особенных (в качестве представителя определенного конкретно-исторического этапа развития общества с его специфическими национальными чертами, социально-политическими особенностями, культурными традициями),

3) единичных (уникальных, присущих только данной личности особенностей телесной организации, психического склада (характер, воля), социальных качеств. Эти особенности обусловлены наследственными чертами, неповторимыми условиями микросреды, в которой личность формируется – семья, друзья, учебный или трудовой коллектив и т.п.–, а также неповторимым индивидуальным опытом).

3. Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека.

Человек представляет собой единство трех элементов: биологического, психического и социального. Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, биохимических и др. процессах, происходящих в организме. Биологический уровень в структуре человеческой личности подчеркивает ее связь с природным миром. Подпсихическим понимается внутренний мир человека: его сознание и бессознательные процессы, характер, темперамент, переживания, эмоции и т.д.Социальный фактор проявляется в том, что человеческие качества формируются и проявляются только в обществе, как результат социальных отношений. На социальном уровне человек включен в историю человечества, в человеческую культуру.

Ни один из этих аспектов в отдельности не раскрывает сущности человека. Человек выделяется из природного мира как существо, обладающее разумом. Человеческое мышление представляет собой сложно организованный биопсихосоциальный феномен. На биологическом уровне сознание является функцией специального органа – головного мозга. Т.е. психическая деятельность имеет своей основой физиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга. В то же время сознание является продуктом общественного развития и вне общества развиваться не может.

Понимание сущности человека как биопсихосоциального единства является основным в философии. В то же время существуют концепции, абсолютизирующие роль биологического, психического либо социального начала в человеке.

Биологизаторские концепции (социалдарвинизм ) трактуют человека как преимущественно природно-биологическое существо. Социальные качества здесь рассматриваются как простое усложнение групповых инстинктов животных как способа выживания («в поведении человека нет ничего такого, что не встречалось уже у животных»). Подобной точки зрения придерживался русский мыслительПетр Алексеевич Кропоткин . Например, он считал, что в животном мире существует «закон взаимопомощи», который в процессе эволюции трансформируется в такие этические принципы, как чувство долга, справедливости, сострадания, уважения. Широкое распространение назападе получиласоциобиология (наиболее яркий представитель – американский ученый Эд. Уилсон), которая пытается объяснить социальную деятельность человека эволюционно-биологическими и генетическими характеристиками. С точки зрения социобиологии, большинство форм человеческого поведения сложились в результате природной эволюции и свойственны не только человеку, но и животным (защита места обитания, альтруизм и агрессивность, следование определенным нормам сексуального поведения, семейственность и т.д.). Представители социобиологии пытаются с натуралистических позиций решать такие сложные социальные вопросы, как свобода и ответственность личности, равноправие мужчин и женщин, преодоление экологического кризиса и ставят задачу сохранения человека как вида с присущим ему генофондом. В то же время в рамках социобиологии сложился ряд антигуманистических концепций, отстаивающих идею деления рас на «высшие» и «низшие», право бороться с проблемой перенаселения путем «естественного отбора».

Как разновидность биологизаторского подхода можно рассматривать психоанализ З Фрейда (фрейдизм), абсолютизирующий психическое начало . З.Фрейд считал, что мотивы любых человеческих действий, стимулы творческой деятельности находятся в сфере бессознательного. Роль социальных факторов он сводил лишь к системе культурных запретов, которые ограничивают проявление бессознательного.

Социологизаторские концепци и абсолютизируют роль социального начала в человеке, утверждают приоритет общественного над индивидуальным. Наиболее ярко такой подход выражен вструктурализме (Т.Парсонс) иролевой теории личности (Дж. Мид). Согласно структурализму, человек является первичным элементом различных сфер и подсистем общества. Сущность общества проявляется как совокупность связей и отношений между этими подсистемами, а человек «растворяется» в обществе. В ролевой теории сущность человека сводится к совокупности выполняемых им социальных ролей. Социальные нормы и ценности – это своеобразный «сценарий», направляющий действия индивидов. Этот подход фиксирует внимание на поведении человека и не позволяет раскрыть его внутренний мир.

Такие трактовки человека не учитывают диалектического единства природного, психического и социального в человеке.

Индивид - отдельный человек, как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств.

Индивид - отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) - терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Индивидуальность (от лат. individuum - неделимое, особь) - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком. "Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают"

Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство.

Человек выступает как: организм (наделенный психикой); индивид (что означает его принадлежность к роду homo sapiens); индивидуальность (характеризующая отличие одного индивида от другого); субъект (производящий изменения в окружающем мире, других людях и в нем самом); носитель ролей (половых, профессиональных, конвенциальных и др.); Я-образ (система представлений, самооценка, уровень притязаний и др.); личность (как системное социальное качество индивида, его персонализация, отраженная субъектность в других людях и в самом себе как в другом).

07. Структура деятельности

В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.

Под целью понимается то, ради чего действует человек, в тоже время под мотивом понимается то, почему действует человек.

У каждого человека есть на это какие-то свои собственные побудительные причины, мотивы.

Обычно деятельность человека обусловливается не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, в целом системой целей и мотивов – ближайших, более отделенных и общих. Важно, чтобы человек видел не только ближайшие, но и отдаленные перспективы, цели, это придает силы для преодоления препятствий.

Деятельность оценивается по уровню мотивации и по ее направленности (общественные или узколичные мотивы). Лучше всего, когда общественные мотивы приобретают личностный смысл.

Любой вид деятельности неразрывно связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускуль-но-мышечное движения руки при письме, труде или движение речевого аппарата при произнесении слов. Принято различать действие и движение.

Действие – элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи. Движение – составная часть действия.

Несмотря на внешнее многообразие, все движения человека складываются, как правило, из трех простых элементов – «взять», «переместить», «отпустить» – в сочетании со вспомогательными движениями корпуса, ног, головы. В разных видах движений эти элементы отличаются своей траекторией, длительностью, силой, скоростью, темпом и тем, какими частями тела они выполняются.

С точки зрения качества движения характеризуются точностью, меткостью, ловкостью и коорди-нированностью.

Кроме предметных движений, в деятельности человека участвуют движения, обеспечивающие установку тела и сохранение позы, перемещение и коммуникацию. К средствам коммуникации относят выразительные движения (мимика и пантомимика), смысловые жесты, наконец, речевые движения.

С точки зрения физиологии все движения человека могут быть разделены на две группы:

– врожденные (безусловно-рефлекторные) движения;

– приобретенные (условно-рефлекторные) движения.

Подавляющее количество движений человек осваивает с жизненным опытом. Лишь очень немногие движения (крик, моргание) являются врожденными. Например, новорожденный не может говорить, читать, писать – это именно те движения, которые он получает с опытом.

Двигательные способности у людей различны. Они тесно связаны с двигательными задатками. У артистов балета, спортсменов, певцов, актеров двигательные способности доводятся до такой степени совершенства, что они становятся объектом эстетического восприятия.

Таким образом, в любой деятельности можно выделить следующие компоненты (составные части, этапы):

– постановка цели (осознание конкретной задачи), планирование работы; выполнение, осуществление деятельности;

– проверка результатов, исправление ошибок, сопоставление полученных результатов с запланированными;

– подведение итогов деятельности и ее оценка.

Для социально-психологического анализа личности следует разграничить понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Наиболее общим является понятие «человек» - это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическим мышлением, логической памятью и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфически человеческие способности и свойства не являются наследственными, а формируются у человека прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне животного, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. У человека, живущего в изоляции от других людей и общества, самостоятельно не будет развиваться логическое мышление, не сложится система понятий. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.

Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. «Индивид» (от лат. «individuum» - неделимое) - человек как представитель вида Homo sapiens, единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных черт. Основные характеристики индивида - активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружающим миром. Характеризуя человека как индивида, мы рассматриваем прежде всего его биологическую природу. Поэтому при организации учебной, трудовой деятельности руководителю (учителю) необходимо учитывать соблюдение мер безопасности, санитарно-гигиенических условий работы.

В психологии понятие «личность» является одним из основополагающих. «Личность, - писал С. Л. Рубинштейн, - образует основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство ее внутренней жизни». Для того, чтобы стать личностью, человек должен усвоить духовные ценности, нормы морали, способы деятельности.

Личность - это человек, определяемый в системе социально обусловленных характеристик, которые проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, детерминируют нравственные поступки человека.

Формирование человека как личности характеризуется развитием высших сфер его психики: мыслительной, эмоциональной, волевой. Л. Фейербах писал: «Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувств. Сила мышления есть свет познания, сила воли - энергия характера, сила чувства - любовь. Разум, любовь и сила воли - это совершенство». Для руководителя (учителя) важно создать такой комплекс условий в коллективе, при котором выявляются не только биологические, но и социальные, духовные потребности.

Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других. Его индивидуальность выражается в наличии особых, свойственных только ему опыта, знаний, мнений, убеждений, характера. Мотивация, темперамент, способности, характер - основные параметры индивидуальности. Предпосылка ее формирования - анатомо-физиологические задатки, преобразуемые в процессе жизни. Индивидуальность проявляется в свойствах темперамента, чертах характера, в специфике интересов и способностей индивида. Она - и самобытность чувств, и особенность характера, и уникальность мышления. «Чем выше организовано общественное существо, тем более выражена в нем индивидуальность», - писал И. И. Мечников. Зная сильные и слабые стороны школьников, можно определить условия их обучения и развития, рационально построить режим работы, помочь найти пути самосовершенствования.

Таким образом, сравнивая данные понятия, мы можем отметить: «индивид» означает нечто целое, неделимое, указывает, что объединяет данного человека с человеческим видом; «индивидуальность» дает ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей; понятие «личность» характеризует целостность, но такую, которая рождается в обществе.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения