Презентация на тему художники передвижники. отдельной личности, воплотившей

ПЕРЕДВИЖНИКИ

  • «Будущее светло и прекрасно …»
  • Н.Г.Чернышевский
  • «Они чувствовали себя представителями земли Русской. »
  • И.Е.Репин о передвижниках
  • В 1863 году 14 выпускников художников во главе с И. Крамским отказалась писать дипломную картину на предложенную мифологическую тему «Пир в Валгалле» и потребовали самим выбрать сюжет картины, на что им было категорически отказано, после чего многие художники демонстративно покинули академию. Решение было такое: что необходимо было образовать самостоятельную артель художников по типу коммун, независимую от академической монополии союз русских художников. Просуществовала она не долго и распалась через 7 лет, правда к этому времени в 1870 году зародилось новое движение товарищество передвижников или товарищество передвижных художественных выставок ТПХВ и передвижение их по городам России, это объединение художников профессионалов. Творчество передвижников сближало многих художников в единстве и идейными позициями, неприятиями академизма с его декоративными пейзажами, бутафорской театральностью и различной мифологией. Русские художники передвижники стремились показать в своих работах идейную сторону изобразительного искусства которая ценилась на много выше, чем, эстетическая, поставив перед собой задачу широкой пропаганды изобразительного искусства, целью которой было общественно-эстетическое просвещение народных масс, сближающего с жизнью демократического искусства. Раскрыть в своих картинах истинную живую жизнь угнетенного крестьянства, страдающих от власти помещиков и богачей, это было основной задачей. Многие произведения художников передвижников писались с натуры в стиле жанровой живописи, другие работы писались под воображением от реальной жизни. Русские передвижники с огромной убедительностью продемонстрировали существование нового творческого движения на первой открывшейся выставке, постепенно складывающаяся с 60-х годов. На этой выставке было продемонстрирована живопись передвижников - картины многих известных художников все популярные жанры: портретный, пейзажный и исторический жанр. Всего было выставлено 47 экспонатов которые перевернули академические представления о живописи, это была первая ступень успеха передвижников показавших свои картины в ином измерении. Товарищество Передвижных Художественных Выставок распалось в 1923 году, однако за время его существования значение живописи в жизни в русского общества достигло своей кульминации. Многие картины художников передвижников покупались известным меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым (1832-1898) Третьяков собирательством картин занялся с 1856 г, позже это собрание картин достигло уровня музейной коллекции к 90 г. Сам Третьяков трепетно относился к живописи и искусству передвижников, уважал нелегкий труд художников, почти все свое состояние было вложено в картины передвижников. В последствии вся коллекция картин перешла в собственность Москвы.
Василий Григорьевич Перов (1834-1882) «Сельский крестный ход на Пасхе» 1861 Проводы покойника.1865 «Тройка»1866 Последний кабак у заставы. 1868 Николай Александрович Ярошенко.1846-1898
  • Всюду жизнь.1888
  • Кочегар.1878
Илья Ефимович Репин. 1844-1930.
  • Не ждали. 1884-1888
Бурлаки на Волге. 1870-1873 Илья Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1880-1883
  • «Этот цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль земли.»
  • Н.Г.Чернышевский
  • «Какой характер, какая целая жизнь тут написалась.»
  • В.В.Стасов в письме к Репину.
  • «Люди, как реки …»
  • Л.Н.Толстой
В.Г.Перов. Портрет А.Н.Островского. 1871 Портрет Ф.М.Достоевского. 1872 Портреты Льва Николаевича Толстого. 1873
  • И.Н. Крамской.1873
  • Н.Н.Ге. 1884
  • И.Е.Репин.1887
Портреты Павла Михайловича Третьякова
  • И.Н. Крамской.1873
  • И.Е.Репин.1887
Портрет хирурга Н. И. Пирогова. 1881 И.Е.Репин
  • М.П.Мусоргский. 1881
  • Протодиакон. 1877
  • И.Н. Крамской. Полесовщик. 1874
  • Мина Моисеев.
  • Крестьянин с уздечкой.1882
Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея. 1903.
  • Холст, масло. 400 х 877
К.П. Победоносцев. С.Ю.Витте.
  • «Художник – служитель истины путем красоты»
  • И.Н.Крамской
  • «Я сотрясу все их мозги страданиями Христа.
  • Я заставлю их рыдать, а не умиляться!" Н.Н.Ге
И.Н. Крамской.Христос в пустыне, 1872 Николай Николаевич Ге.1831-1894 Тайная вечеря .1863 Что есть истина? Христос и Пилат 1890
  • Н.Н.Ге
Ах, жизнь, жизнь! Что это художники её обходят? (Репин. Письмо к Стасову)
  • …Картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» не допускать до выставок и вообще не дозволять распространяться в публике каким-либо другим способом.
  • (Приказ обер-полицмейстера Москвы П.М.Третьякову)
Н.Н.Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе. 1871 «Иван Грозный и сын его Иван.16 ноября 1581г.» 1885
  • «Я не понимаю действия отдельных исторических личностей без народа, без толпы, мне нужно вытащить их на улицу».
  • В.И.Суриков
  • «Прошлое в настоящем - вот моя задача».
  • М.П.Мусоргский
Василий Иванович Суриков(1848-1916) Утро стрелецкой казни , 1881 Боярыня Морозова. 1887. Меньшиков в Берёзове .1888 Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880-1891 Взятие снежного городка. 1891.
  • «Я всегда только Русью и жил.»
  • В.М.Васнецов
  • « … учиться на живой летописи истории мира»
  • В.В.Верещагин»
Виктор Михайлович Васнецов. 1848-1926 После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880г.
  • Витязь на распутье. 1878
  • Богатыри. 1898
  • Алёнушка.1881
  • Иван –Царевич на
  • Сером волке.1889
Василий Васильевич Верещагин(1842-1904) Побежденные. Панихида по павшим воинам. 1878 Апофеоз войны. 1871 « Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим.»
  • «Нет лучше страны, чем Россия!»
  • И.И.Левитан
  • «С природой одною он жизнью дышал.»
  • Е.А.Баратынский
А.К.Саврасов 1830-1897
  • Грачи прилетели.
А.К.Саврасов. Рожь.1881 Ф.А.Васильев. 1850-1873 Оттепель.1871 Ф.А.Васильев. Мокрый луг.1872 И.И.Шишкин.(1832-1898). Рожь. 1778 «Картина должна быть полной иллюзией, а это невозможно достигнуть без всестороннего изучения избранных сюжетов» Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии.1872
  • На севере диком.... 1891
«Утро в сосновом лесу». И. Шишкин, К. Савицкий.1889 Корабельная роща. 1898 А.И.Куинджи. (1842-1910) На острове Валааме. 1873 Вечер на Украине. 1878 Березовая роща. 1879 Лунная ночь на Днепре. 1880 В.Д.Поленов.(1844-1927) Заросший пруд. 1879 Московский дворик.1878. Исаак Ильич Левитан. (1860 - 1900)
  • «Осенний день. Сокольники».
Березовая роща. 1885 Вечерний звон. 1892 Март. 1895 Золотая осень. 1895 Владимирка. 1892 Над вечным покоем. 1897 Озеро. Русь. 1900 «Лицо, душа человека, драма жизни, впечатления природы, её жизнь и смысл, дух истории – вот наши темы». И.Е.Репин

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Художники-передвижники» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сусатская средняя общеобразовательная школа х.Сусат Семикаракорского района Ростовской области Подготовила: Бадалян Эля Эдуардовна учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории МБОУ ДО СДШИ, МБОУ «Сусатская СОШ» 2015 год

2 слайд

Описание слайда:

ПЕРЕДВИЖНИКИ- художники, входившие в российское художественное объединение - Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870. Обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличению общественных порядков. Идейными руководителями передвижников стали И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Основные представители - И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г.Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И.Шишкин.

3 слайд

Описание слайда:

СТАСОВ Владимир Васильевич (1824-1906), русский художественный и музыкальный критик, историк искусства, почетный член Петербургской АН (1900). Сын В. П. Стасова. Идеолог и активный участник творческой жизни «Могучей кучки» и Товарищества передвижников; выступал против академизма, за реализм, национальный характер искусства. Монографии и статьи о музыке, живописи, скульптуре, русских композиторах и художниках. Труды в области археологии, истории, филологии, фольклористики.

4 слайд

Описание слайда:

КРАМСКОЙ Иван Николаевич (1837-87), русский живописец. Один из создателей Артели художников и Товарищества передвижников, утверждавший принципы реалистического искусства. Замечательны по глубине социальной и психологической характеристики портреты деятелей русской культуры («Л. Н. Толстой», 1873; «Некрасов», 1877-78) и крестьян («Полесовщик», 1874). Тематические полотна посвящены философско-этическим проблемам («Христос в пустыне», 1872), раскрытию сложных душевных движений («Неутешное горе», 1884).

5 слайд

Описание слайда:

" Христос в пустыне" "Портрет неизвестной" «Портрет художника Шишкина И.И.»

6 слайд

Описание слайда:

"Портрет неизвестной"

7 слайд

Описание слайда:

ШИШКИН Иван Иванович , русский художник. Выдающийся мастер пейзажа,органически соединил в своей живописи и графике черты романтизма и реализма. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-60).. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

ЛЕВИТАН Исаак Ильич , русский художник. Крупнейший мастер русского пейзажа конца 19 в., заложивший в этом жанре принципы символизма и модерна. Сын железнодорожного служащего.В начале 1870-х гг. семья Левитана переехала в Москву. В 1873-85 будущий мастер учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказал В. Д.Поленов и А. К. Саврасов. «Я никогда ещё не любил так природу, не был так чуток к ней. Без этого чувства не может быть истинный художник. Но это моё прозрение для меня источник глубоких страданий. Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть Бога во всём и не уметь, сознавая своё бессилие, выразить эти большие ощущения.»

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Перов Василий Григорьевич (1833-1882) Родился в семье прокурора. Учился в МУЖВЗ, где позднее преподавал. После окончания учебы некоторое время жил и работал в Париже. В творчестве художника преобладает жанровая и портретная живопись. Удостаивался звания Академика, а затем Профессора. Состоял в рядах Товарищества Передвижников, покинул которое из-за идейных и творческих разногласий.

12 слайд

Описание слайда:

«Тройка» «Охотники на привале» «Приезд гувернантки в купеческий дом» " «Чаепитие в Мытищах»

13 слайд

Описание слайда:

Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926) – русский художник, прославившийся изображениями исторических, фольклорных сцен. Родился Васнецов 15 мая 1848 года в небольшом селе Вятской губернии в семье священника. Образование было получено в Вятской духовной семинарии. А вот художественный стиль усовершенствовался во время обучения в школе художеств Петербурга. Завершающим моментом обучения было окончание Академии художеств в 1873 году. Картины Васнецова были впервые представлены на выставке в 1869, еще во время учения. Затем же Васнецов сотрудничал с товариществом передвижных выставок. Основными сюжетами картин Васнецова были сказки, бытовые ситуации, а затем исторические, былинные, религиозные мотивы В 1893 году стал членом Академии художеств, а после 1905 - Союза русского народа. Музей Васнецова расположен в Москве, также в Санкт-Петербурге, Кирове, селе Рябово Кировской области. Виктор Васнецов умер 23 Июля 1926 года.

14 слайд

Описание слайда:

« Богатыри" «Витязь на распутье» "Алёнушка" «Три царевны подземного Царства» «Иван царевич на сером волке» «Кощей Бессмертный»

15 слайд

Описание слайда:

Илья Ефимович Репин (1844 - 1930) – художник, прославленный портретами, а также изображением исторических, бытовых сцен. Родился Илья в Чугуеве 24 июля 1844 году. Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте. А в 1863 году он переехал в Петербург, чтобы учиться в Академии Художеств. Во время обучения там прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины. В 1870 году отправился путешествовать по Волге, выполняя тем временем этюды и наброски. Там же зародилась идея полотна «Бурлаки на Волге». Кроме написания картин, он в Академии Художеств руководил мастерской. В 1874 году Репин стал членом товарищества передвижников, на выставках которых представлял свои работы. 1893 год в биографии Репина обозначен вхождением в Петербургскую Академию Художеств в качестве полноправного члена. Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Суриков Василий Иванович (1848- 1916), живописец. Родился 24 января 1848 г. в Красноярске в семье казачьего офицера. Первые уроки живописи получил от преподавателя гимназии Гребнева. С 1869 по 1875 г. учился в Академии художеств в Петербурге. В 1877 г. переехал в Москву. В 1881 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, стал членом Союза русских художников. Неоднократно совершал путешествия за границу. Тема большинства работ Сурикова - прошлое России. Первое значительное произведение Сурикова - «Утро стрелецкой казни» (1881 г.) - сразу принесло автору известность. Картина «Меншиков в Берёзове» (1883 г.) показывает душевную борьбу и одиночество знаменитого соратника Петра I в глухой сибирской ссылке. Последнее крупное произведение Сурикова - «Степан Разин» (1907 г.). В полотне нашли отражение народные представления о вожде Крестьянской войны XVII в. Кисти художника принадлежит также ряд портретов и акварелей. Умер 19 марта 1916 г. в Москве.

18 слайд

Описание слайда:

«Боярыня Морозова» «Утро стрелецкой казни» «Меньшиков в ссылке» «Завоевание Сибири Ермаком»

«Ученики мастеровые» получившая впоследствии название «Тройка», была достаточно велика по своим размерам. По приезде в Москву [в 1866 году] Перову удалось снять одну из немногочисленных в Москве мастерских, поэтому он имел подходящие условия для работы. В какой-то степени «Тройка» варьировала построение картины «Проводы покойника». И тут и там присутствовал мотив движения - в данном случае он был выражен через изображение скользящих саней. Но в новой картине движение происходило по диагонали справа налево к переднему плану, и дети-мастеровые, везущие сани, были обращены лицом к зрителю. Они спускаются с пригорка, прилагая все усилия к тому, чтобы втащить на пригорок санки с огромною бочкой, наполненной водой. Дети не замечают, что бочка опрокинулась бы непременно, если бы не подоспевший прохожий, который, навалившись на нее всей тяжестью, пытается ее выпрямить. Вся группа изображена на фоне заиндевевшей стены Китай-города. Даль тонет во вьюжном тумане, где чуть различима сгорбившаяся фигура другого, удаляющегося путника. Снежный покров взрыт колеями. По-видимому, мороз очень силен, так как расплескивающиеся струи воды замерзают на поверхности бочки. Картина написана в коричневато-серых оттенках, подчеркнутых черной одеждой мальчика, изображенного в профиль, и сиреневатой юбкой девочки.

ХУДОЖНИКИ-ПЕРЕДВИЖНИКИ

Изобразительное искусство

Составила Ершова Людмила Викторовна ,

учитель 1-ой квалификационной категории,

МОБУ «СОШ №3», г. Оренбурга.

29 ноября 1871 г. в залах Петербургской Академии художеств открылась первая передвижная художественная выставка. Но это была не просто еще одна выставка, таких было тогда немало в Петербурге, а начало, первая страница новой главы в истории русской живописи – главы о передвижниках.

Учащимся последнего курса Академии предстояло написать дипломную картину на соискание золотой медали. Темы для исполнения полотен, которые назначал Совет Академии, преимущественно были взяты из античной мифологии. Такая практика существовала на протяжении целого века, со дня основания Академии

В конце 1850 - начале 1860 - х годов художественная молодежь стала очень остро реагировать на происходящие в России политические и социальные перемены, сочувственно относилась к веяниям «пореформенного времени», и не хотела оставаться в стороне от проблем современного общества. И потому в своих дипломных картинах молодые живописцы, во главе с Крамским, хотели обратиться не к далеким от действительности мифологическим сюжетам, а к отображению реалий своей эпохи

Кто же они такие?

Русские художники 19 века в течении многого времени уставшие от академической монополии в изобразительном искусстве, стремились к независимости творческой работы.

в 1763 году.

Императорская Академия художеств


9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему.

На отказ Совета все 14 человек покинули Академию.

Они потеряли материальную поддержку, лишились жилья. Но их спасла дружба и вера в общее дело. Молодые художники стали жить вместе, организовав артель , брали заказы на портреты, картины и этим зарабатывали деньги.

Позднее артель преобразовалась в Товарищество передвижных выставок.


Это событие вошло в историю как «Бунт 14-ти». Именно они организовали «Художественную артель» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок».

В эстетическом плане участники Товарищества , или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального, академического художественного направления.

Основателями общества были:

Иван Николаевич

Григорий Григорьевич Мясоедов

Николай

Василий Григорьевич Перов.

Крамской

Николаевич

С 1870 г. Крамской Н.К. - учредитель и идейный вождь Товарищества передвижных художественных выставок, страстный пропагандист реализма в искусстве.


Члены Товарищества считали важным создание картин, показывающих историю русского народа, современную жизнь России, ее природу.

В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества.

Целью Товарищества стало просвещение простого народа своим искусством, которое предполагалось перевозить по маршруту Петербург-Москва –Тверь – Саратов - Самара и далее. Первая выставка состоялась в 1871 году.

Передвижные выставки открывались каждый год. Тех, кто участвовал в них, стали называть передвижниками. Жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.

Иван Николаевич Крамской

«Христос в пустыне» 1872 г. (Государственная Третьяковская галерея)

В Петербурге, на второй передвижной выставке, зрители были захвачены эмоциональной выразительностью и монументальным величием образа. В мрачный, дикий ландшафт каменистой пустыни словно вросла неподвижная фигура сидящего человека. Приняв крещение, Христос сорок дней проводит в одиночестве в пустыне, в тяжелых раздумьях. Глубокая скорбь на Его лице, судорожно сжаты руки, которые будут скоро пробиты гвоздями. О чем размышляет Он?

Портреты Ивана Крамского глубоко психологичны и социальны.

Картина « Неизвестная» (1883) была впервые показана на 11- ой выставке ТПВ, где произвела эффект разорвавшейся бомбы. Композиция, сюжет и настроение этой картины совершенно не соответствовал ни концепции Товарищества, ни представлениям того времени о дозволенном. Есть несколько разных версий создания этой работы. Одна из них - это портрет глубоко любимой дочери Крамского - Софьи, тоже художницы

с трагической судьбой.

По другой версии - прекрасная незнакомка, которая смотрит на нас с картины – личность реальная. Это бывшая крестьянка Матрена Саввишна. За красоту взяла ее барыня в горничные. Как то приехал в гости к тетушке молодой дворянин Бестужев. Увидел Матрену и женился на ней. Однажды в городе встретила она бывшую свою хозяйку. Та, видно, ждала от нее благодарности, но не тут то было! Бывшая горничная проехала мимо, даже не удостоив ее взглядом!

Происхождение картины «Незнакомка» - остается загадкой.

Художник в своей картине нам как бы говорит: «Внешность обманчива!».

Быть может как раз в этом и была задача художника, написавшего собирательный образ женщины своего времени.

  • Замысел художника:
  • не простую иллюстрацию к евангельскому эпизоду видели зрители перед собой, а картину-символ, воплотившую проблему выбора жизненного пути, вставшую перед честными русскими людьми в 70-х гг. XIX в.
  • Жертвовать ли собой ради борьбы за справедливость,
  • за высшие идеалы, или поддаться чувству самосохранения, замкнуться в личном благополучии?

Василий Григорьевич Перов

«Проводы покойника» 1865.

Картина «Тройка» словно продолжает рассказ о судьбе несчастных детей, потерявших отца.

Худые, бледные, измученные дети надрываясь, еле тянут санки с огромной обледенелой бочкой с водой. «Как можно терпеть такое?» - спрашивал себя всякий человек,

стоящий перед этой картиной.

Художник глубоко сострадал своим героям и хотел, чтобы при виде его работ те же чувства испытывали и другие люди. Невыносимая тяжесть безмерного человеческого горя охватывает зрителя при виде такой картины. Художник зримо воплотил всю боль осиротевших детей, прижимающихся к гробу отца, и горе матери, тоскливо и безнадежно опустившей голову.

Дети-сироты, 1864

Григорий Григорьевич Мясоедов (1834 – 1911)

«Страдная пора (Косцы)» 1887.

Государственный Русский музей, Санкт Петербург.

Изображенные за работой косцы словно поют торжественный гимн природе, звучащий в золотом поле с рожью, в высоком голубом небе с белыми взмахами облаков. Выбранный живописцем композиционный ракурс - снизу, из-за колосков ржи - подчеркивает монументальность и величие образа страны.

«Земство обедает», 1872. Государственная Третьяковская галерея . Москва. Это самое значительное полотно Мясоедова, экспонировавшееся на Второй передвижной художественной выставке. Земство - выборные органы местного самоуправления в России 1860-х. Крестьяне, изображенные на картине, видимо, пришли с какой-то просьбой к членам земства, но вынуждены сидеть под дверью, довольствуясь своим скудным обедом и предоставленные своим невеселым мыслям.

В окошке виден слуга, перемывающий посуду: господа, вероятно, хорошо покушали, и проблемы просящих еще долго не заинтересуют их. Художник показывает контраст межу бедностью и богатством.

Это произведение служит некой визитной карточкой художника-передвижника.

Картина отражает крестьянский быт, который объединяет все поколения в единый трудящийся коллектив.

Николай Николаевич Ге (1831 – 1894)

«Тайная вечеря» 1863. Русский музей. Санкт-Петербург.

Картина принесла художнику настоящую популярность. Это полотно, проникнутое небывалой драматической взволнованностью, отличающееся новой трактовкой евангельского сюжета. За это полотно Ге получил от Академии художеств сразу статус профессора.

В 1871 году участвует в первой выставке художников-передвижников, представляя работу «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Эта картина стала очередным успехом художника, она отличается особой правдивостью и достоверностью. В лице отца и сына Ге увидел противоборство двух сил того времени.

. Петр I смотрит на своего сына сердитым и грозным взглядом, осуждая за какой-то проступок.

Его величественная и гордая осанка говорит о явном недовольстве. Он с выжиданием смотрит на Алексея, словно, ждёт его оправданий или раскаяния в содеянном. Его повёрнутая поза в противоположную сторону от сына может говорить о том, что он как будто и не хочет даже слышать то, что говорит его сын.

Алексей же, в свою очередь, послушно стоит перед отцом. Он чувствует себя виноватым. Возможно, он даже испытывает страх перед гневом отца. Пронзительный взгляд Петра I

будто прожигает его изнутри.


Большую роль в развитии искусства передвижников играл известный

исследователь искусства и критик В. В. Стасов.

П. М. Третьяков, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу

Павла Михайловича Третьякова.

Владимир Васильевич Стасов

Павел Михайлович Третьяков


В рядах передвижников зажглись и навечно засияли ярчайшие звезды русской живописи

Исаак

Левитан

Алексей

Саврасов

Михаил

Нестеров

Василий

Суриков

Василий

Поленов

Архип

Куинджи

Валентин

Серов

Илья

Репин

Эти мастера подняли планку русской живописи на невиданную доселе высоту.

«Утро в сосновом бору»

Художник очень любил лес и его природу, любовался каждым кустиком и травинкой, заплесневелыми стволами деревьев украшенные обвисающими от тяжести листвы и хвои ветвями. Всю эту любовь Шишкин отражал на обычном льняном холсте, чтобы потом весь мир увидел непревзойденное и по ныне мастерство великого русского мастера. Глядя на картину, чувствуется присутствия зрителя. Разум человека полностью вливается в атмосферу леса с дивными и могучими великанами соснами.

«Корабельная роща» впервые была выставлена на передвижной выставке, и вызвала всеобщую похвалу и восхищение коллег художников и посетителей. Картина навеяна лиризмом и любви художника к лесу с его неиссякаемым богатством, она легко воспринимается всеми любителями лесной природы.

В этой последней своей работе Шишкин продемонстрировал в 1898 году все свое нажитое за многие годы мастерство, которое ни сколько не угасло к концу жизни.

Прекрасный художник пейзажист, мастер лирического русского пейзажа. Его знаменитая картина «Грачи прилетели». В ней художник раскрыл всю тонкую красоту русского пейзажа, навеянного необычайным лиризмом и, таинством бытия, что перевернуло всякие представления у современников о родной русской природе.

В.Г. Перов

А.К.Саврасов (1830-1897)

А.К. Саврасов . «Грачи прилетели». 1871 .

И.Н. Крамской

И.И.Шишкин (1832 -1897)

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Основой картины Ильи Репина стало историческое событие 1676 года. Сюжет шедевра - Запорожские казаки пишут ответ на предложение турецкого султана перейти на сторону Османской империи. Тогда Казаки вольной Запорожской Сечи охраняли страну от турок. Султан Махмуд IV прислал запорожским казакам письмо, где предлагал сдаться ему без сопротивления. Желая устрашить казаков, турецкий султан привел в заглавии письма множество своих званий. Казаки же лишь рассмеялись над напыщенным стилем письма и написали свой, весьма едкий ответ султану. В картине не найти главного героя, здесь представлены многие запорожцы, и каждый из них

по-своему колоритен. Каждый выписан с такой тщательностью, словно художник создавал только его портрет.

Илья Ефимович Репин (1844-1930гг.).

«Бурлаки на Волге», 1873. Типичный пример творчества передвижников. Репин стал членом товарищества в 1878 году. Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. Удивительно, как в, казалось бы, обезличенной тяжелым трудом серой толпе живописец выявил индивидуальные черты каждого из бурлаков, наделил их характером, судьбой, прочитывающейся в изможденных годами невзгод лицах.

Василий Иванович Суриков (1848 – 1916 гг.)

Замечательный русский художник, прекрасный мастер цвета и колорита красок, живописных приемов , очень хорошо знавший русский быт и нравы прошедших эпох. Во многих своих произведениях Суриков изображал трагические фрагменты русской истории , отражая яркие психологические образы своих героев в крупномасштабных полотнах . Полотна Сурикова – это художественно воссозданная история, главным героем которой является русский народ.

В золотой фонд Русской художественной культуры вошли знаменитые полотна:

«Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», Переход Суворова через Альпы» и др. Это – целая поэма о борьбе и страданиях, героизме и трагических испытаниях русского человека.

"Боярыня Морозова " - картина, которая передает максимальное количество эмоций, изображающая сцену из периода церковного раскола в 17 веке. Суриков решает одну из важнейших проблем содержательной формы. По мере движения раскрывается внутренняя связь между каждым персонажем и самой боярыней. Определяется степень самых разных и контрастных состояний. Здесь есть испуг, жалость, страх, сочувствие, насмешка, любопытство.

«Утро стрелецкой казни», 1878-1881гг.

На полотне мы видим не саму казнь, а полные огромного психологического напряжения минуты перед неотвратимой казнью. Действие происходит в Москве на Красной площади, на фоне храма Василия Блаженного.


Последним главой товарищества , избранным в 1918 году, был

Радимов Павел Александрович (1887 – 1967гг.)

В 1922 году организовал 47-ю выставку передвижников.

Дебют П.А.Радимова состоялся на 39-ой выставке Товарищества передвижников и был признан удачным. В 1914 году за картину "Старый мезонин" П.Радимова принимают в члены Товарищества передвижных выставок. Его поручителями были И.Е.Репин и В.Д.Поленов. В эти же годы выходят книги его стихов "Полевые псалмы" и "Земная риза". Радимовым-художником были созданы циклы пейзажных и жанровых работ, посвященные средней полосе России и Средней Азии.

"Художник - поэт! Поэт в живописи и художник в поэзии." Этими словами определяется творческий путь П.А.Радимова.


Товарищество Передвижных Художественных Выставок является ключевой вехой в развитии русского искусства. Художники-передвижники стали, своего рода, символом русской живописи 19 века. Возникшее как реакция на мертвое безжизненное искусство Академии Художеств, Товарищество Передвижников стало самым массовым и влиятельным художественным объединением в истории России. Никогда - ни до, ни после этого - искусство русских художников не было так близко и понятно народным массам.

Товарищество Передвижных Художественных Выставок распалось в 1923 году, однако за время его существования значение живописи в жизни русского общества достигло своей кульминации и сыграло огромную роль в развитии реалистического искусства той эпохи.


Интернет – ресурсы:

  • http://art-portrets.ru/hudojniki_peredvijniki.html
  • http://ilyarepin.ru/ ?
  • http://tphv.ru/idea2.php
  • http://www.liveinternet.ru/users/gregoryh/post247805396
  • http://www.palitra.co/post/363

Передвижники– русские художники-реалисты, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок (гг.), развивавшие лучшие традиции Артели художников. Передвижники отображали народную жизнь, природу, демонстрировали свои выставки в различных городах России. Крупнейшие художники-передвижники: Репин, Суриков, Васнецов, Перов, Шишкин, Левитан, Серов и другие. Создателем товарищества был Крамской.


9 ноября 1863 г. 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт 14-ти». Именно они организовали «Художественную артель» позже, в 1870 г. она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок».


Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришелся на е годы. В состав передвижников в разное время входили И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, A. M. и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, И. И. Левитан, В. А. Серов и др.












Виктор Михайлович Васнецов первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам, убежденный, что "в сказках, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим".




И.И. Шишкин писал эту картину в сотрудничестве со своим другом, художником-передвижником К.А. Савицким, кисти которого принадлежит изображение медведицы с тремя резвящимися медвежатами. Сам Шишкин написал пейзажную часть – глухую лесную чащу с поваленными стволами деревьев.






Работа полна внутреннего движения, сама композиция необыкновенно динамична - кажется, "маленький герой" вот-вот сделает нетерпеливый жест и покинет плоскость картины, "выпрыгивая" нам навстречу.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения