Структура экологической культуры включает следующие компоненты. Успехи современного естествознания

Введение стр 2

Глава I. Экологическое воспитание молодежи стр3

1.1Понятие экологической культуры стр3

1.2 Цели и задачи экологического воспитания стр 4
1.3 Методы экологического воспитания стр 6
Глава 2. Формирование экологической культуры в контексте патриотического образовательного процесса стр 7

2.1 Патриотическое воспитание и экологическая культура молодежи стр 7

2.2 Патриотизм в проявлении заботы об экологии у детей старшего дошкольного возраста стр10

Заключение стр12

Список литературы стр 13

Введение

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля.

Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Успешное экологическое воспитание молодежи может быть обеспечено лишь при условии воспитания патриотизма в подрастающем поколении и осуществлении целенаправленного и систематического процесса одновременного участия семьи, учебных заведений и общества в целом.

Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, в широком знакомстве с социально-экологическими условиями жизни народа.

Целью данной работы является выяснение роли и задач экологического воспитания в системе дошкольного образования. Для достижения цели ставились следующие задачи:

По литературным источникам выяснить роль и задачи экологического воспитания;

Показать возможность воспитания при тесном сотрудничестве с семьей для формирования у детей патриотического отношения к окружающей природной среде уже на начальном этапе обучения.

Обозначить критерии и показатели патриотизма

Предмет исследования: возможность организации эколого-патриотического воспитания молодежи.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.

Глава I. Экологическое воспитание молодежи

Понятие экологической культуры

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру.

Экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязнёнными, это сказалось на здоровье и на качестве жизни населения. В результате антропогенной (воздействие человека на среду обитания) деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема «правильного» восприятия природы, равно как и «экологической культуры» выходит в настоящий момент на передний план. Одним из первых, кто подошёл к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин «биосфера», занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира.

Экология, как наука возникла в конце XIX столетия, но тогда она обозначала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда учёные из Соединённых Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожения многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоёмах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела своё насущное значение. С конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой «глобального экологического кризиса». Развитие промышленности, индустриализация, Научно-техническая революция, массовое сведение лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, процесс истощения и опустынивания земель привёл к тому, что перед мировым сообществом стал вопрос выживания и сохранения человека как вида.

1.2 Цели и задачи экологического воспитания

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека. Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

· Образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

· Воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

· Развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды:

Интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций)

Эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности)

Нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Сегодня признаком высокой культуры вообще и экологической культуры в частности становится не степень отличия социального от природного, а степень их единства. Таким единством достигается стабильность и природы и общества, образующих социоприродную систему, в которой природа становится «человеческой сущностью человека», а сохранение природы - средством сохранения общества и человека как вида.

Мы определяем экологическую культуру как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В качестве особого элемента выступают экологические институты, призванные поддерживать и развивать экологическую культуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности.

В условиях усугубляющегося экологического кризиса выживание человечества полностью зависит от него самого: он может устранить эту угрозу, если сумеет трансформировать стиль своего мышления и своей деятельности, придать им экологическую направленность. Только преодоление в общественном плане антропоцентризма и в личностном плане эгоцентризма может дать возможность избежать экологической катастрофы. На это у нас осталось не так много времени: по оценке такого специалиста, как председатель комитета по охране окружающей среды В. И. Данилов-Данильян, к концу 70-х годов наступающего века будет поздно даже обсуждать экологическую проблему. При этом нельзя забывать: культура консервативна и мы уже сейчас нуждаемся в революционном переходе к новому типу экологической культуры. Очевидно, что такой переход может состояться только при том условии, что законы сохранения и воспроизводства природных ресурсов будут осознаны человеком и станут законами его практической деятельности. К сожалению, материальное производство и экологическая культура все еще противоречат друг другу, и нам необходимо обостренно воспринимать серьезнейшие трудности на пути преодоления - и в сознании и на практике - этого гибельного противоречия. Скажем, на сколько еще велик для нас соблазн принять к реализации технически совершенное производственное новшество, не учитывая содержащегося в нем экологического риска.

1.3 Методы экологического воспитания

Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций, принципиально отличающихся от господствующих. С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе.

В противовес новая система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека. Выявляется междисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можно сгруппировать в четыре компонента - научный, ценностный, нормативный и деятельностный.

Научный - ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.

Ценностный - экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.

Нормативный - система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера.

Деятельностный – система мероприятий, направленных на непосредственное участие человека в выполнении норм и правил экологической культуры.

2. Теоретические основы экологического воспитания школьников на уроках иностранного языка во внеклассной работе


2. 1 Сущность, задачи и содержание экологического воспитания учащихся в процессе преподавания иностранного языка

Будущее нации зависит от образования и воспитания подрастающего поколения, определяющих положение государства в современном мире и человека в обществе. Воспитание человека – гражданина, с высокой экологической культурой, несущего ответственность за судьбу своей страны и родной природы, насущная задача современной школы.
Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей социоприродной среде, на формирование экологических, духовно-нравственных ценностей и ориентиров должно быть обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся, в том числе и частью уроков иностранного языка.
Учебный предмет “иностранный язык” располагает большими возможностями для усиления различных направлений воспитания гармонически развитой личности, в том числе, и экологического, призванного формировать бережное отношение к природе как к общественной и личной ценности. Воспитательный опыт разных народов располагает бесценными экологическими традициями, не утратившими своей актуальности и в современных условиях.
Экологическое образование оказывает сильное влияние на многие области экономической, политической, социальной и духовной жизни общества, играет важную роль в гуманизации общего образования. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения и развития подрастающего поколения, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности личности, обеспечивающий ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. В конце 70-х-начале 80-х годов такими учеными как И.Д.Зверев, С.Н.Глазачев, С.Е.Петров были обоснованы специфические для экологического образования принципы, которые с успехом используются учителями на уроках иностранного языка и во внеклассной работе:
– принцип гуманизации исходит из права человека на благополучную среду жизни и выражает идею формирования человека, способного сохранить жизнь на Земле;
– принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной учебной информации об организации биосферы, раскрытие объективных законов развития природных и природно-социальных экосистем;
– принцип прогностичности актуализирует проблему формирования у школьников чувства предвидения и способности прогнозирования путей развития жизни и человечества;
– принцип взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии позволяет развить способность мыслить глобально, а действовать локально;
– принцип непрерывности вытекает из постепенности и поэтапности формирования экологической ответственности личности;
– принцип систематичности обеспечивает системную организацию экологического образования на основе всех его компонентов;
– принцип междисциплинарного подхода.
Отечественными и зарубежными педагогами междисциплинарный подход рассматривается как руководящий принцип и фундаментальная особенность экологического образования.
Формирование ответственного отношения к природе не может происходить в рамках только отдельного предмета, а требует участия всех предметов вместе. Большинство школьных дисциплин требует серьёзной переработки, чтобы школьное образование было не только разносторонним, но и в то же время целостным, дающим чёткие представления об окружающем мире. Этой точки зрения придерживаются учёные А.Н.Захлебный, Г.А.Ягодин, Е.С.Оганесян и др. Для решения этой проблемы требуется преодоление жёсткого предметного разделения, усиление взаимосвязей между ведущими разделами содержания образования, обобщение материала разных предметов при условии сохранения их специфики.
Междисциплинарный состав содержания экологического образования разработан учеными И.Д.Зверевым, А.Н.Захлебным, И.Т.Суравегиной, Л.П.Салеевой-Симоновой, Н.М.Мамедовым, С.Н.Глазачевым и сгруппирован в четыре компонента:
– научный – система знаний, обеспечивающих развитие познавательного отношения к окружающей среде;
– ценностный – система ценностных экологических ориентации, способствующих формированию нравственного и эстетического отношения к природе;
– нормативный – система норм и правил, запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям насилия;
– деятельностный – система умений и навыков природоохранительной деятельности, волевых качеств личности, без которых невозможно проявление активности в решении экологических проблем.
В концепции общего среднего экологического образования подчеркивается целесообразность различения двух видов компонентов: во-первых, связанных с формированием мировоззренческих и нравственных основ, во-вторых, конкретные экологические знания и умения. Единство целей и принципов экологического образования - методологическая основа для решения вопросов обучения и воспитания в деле становления и развития у учащихся ответственного отношения к окружающей среде.
С. Д. Дерябо выделяет три основные задачи экологического образования:
– формирование адекватных экологических представлений, в наибольшей степени формирующих психологическую включенность в мир природы;
– формирование отношений к природе, без чего невозможно экологически целесообразное поведение;
– формирование правильных стратегий и технологий взаимодействия с природой.
Составными частями экологического сознания являются также экологические чувства и экологическая ответственность.
Имеет большое значение глубокое осознание личностью сущности экологических законов и морального выбора способов целесообразной деятельности в природной среде.
Условно можно выделить следующие этапы системы непрерывного экологического образования.
Первый этап – дошкольный уровень , на котором важно создавать атмосферу радостного общения с природой, эстетического восприятия её красоты и на этой основе развивать чувство гуманности, доброты и понимание важности всего живого.
Начальная школа - второй важный этап в системе непрерывного экологического образования. Именно в ней закладываются основы экологической культуры, находят дальнейшее развитие те качества и свойства личности, которые сформировались в дошкольный период. Это важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к природной среде, её обитателям, к своему собственному здоровью, другим ценностям: человеку, семье, труду, знаниям, культуре, традициям. Дети этой возрастной группы особенно чувствительны, эмоциональны, доверчивы, открыты к природе и людям.
И.Ф.Виноградова отмечает, что “потеря времени на этом возрастном этапе развития грозит тем, что восполнить образовавшиеся пробелы в понимании диалектики взаимоотношений общества и конкретного индивида с природой будет весьма сложно или почти невозможно”.
Третий этап – основная школа (5-9 классы). На этом этапе формируется система основных экологических понятий, складывается система умений рационального природопользования и навыков правильного (компетентного) поведения в природе; нравственно-ценностных отношений ко всему живому, к биологическому разнообразию, к окружающей среде, к роли человека и общества в жизни родного края и планеты.
Четвертый этап - полная средняя школа (10-11 классы), на котором углубляются знания по экологии; анализируются и обсуждаются глобальные, региональные и местные экологические проблемы и негативные процессы в природе; рассматриваются позитивные примеры компетентного принятия решений для выхода из трудных ситуаций.
Экологическое образование представляет конкретный пример осуществления единства обучения и воспитания, в результате чего формируется всесторонне развитая, гармоническая личность.
Исследование сущности экологического образования и воспитания И.Д.Зверевым, А.Н.Захлебным, И.Ф.Виноградовой, И.Т.Суравегиной, Л.П.Салеевой-Симоновой, В.М.Минаевой и другими учеными подводит к выводу о том, что целью его является формирование у подрастающего поколения экологической культуры, в основе которой лежит ответственное отношение к природной среде, как общественной и личной ценности.

В предметном содержании речи обязательного минимума Государственного образовательного стандарта указано :

школьники учатся общаться со своими сверстниками в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в рамках следующей примерной тематики:


  1. Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение, климат, население, города и села, достопримечательности. Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру. Технический прогресс.

  2. Природа и проблемы экологии. Глобальные проблемы современности. Здоровый образ жизни.
На уроках иностранного языка перед учителем стоят следующие задачи по экологическому воспитанию в свете требований новых программ:
– формировать у учащихся убежденность в необходимости природоохранительной деятельности в стране в целом, а также в своем городе, селе, поселке;
– воспитывать гражданскую ответственность за свои действия по отношению к природной среде;
– включать учащихся в активную практическую деятельность, направленную на улучшение состояния окружающей среды в своем регионе;
– развивать понимание, что при бережном, построенном на научной основе природопользовании, реально не только сохранить, но и улучшить окружающую среду;
– воспитывать патриотические чувства, любовь к своему краю, Родине, чувство хозяина страны.
Успешность природоохранительного просвещения во многом зависит от методического багажа учителя, от его умения использовать на уроках наряду с общепринятыми и нетрадиционные активные формы обучения и воспитания.
Таким образом, огромную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологического образования. Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования.
2. Осуществление экологического воспитания школьников на уроках немецкого языка.

Анализ существующих на данный момент УМК по иностранным языкам для средней общеобразовательной школы показывает, что их содержание в определенной мере способствует воспитанию у учащихся гуманного отношения ко всему живому и к природе в целом. Они содержат рекомендации для учителя по использованию краеведческих материалов, а также интересных форм работы с ними.


Следует отметить, что уровень разработки экологической проблематики зависит в современных УМК от этапа обучения: если на начальном этапе это отдельные ее элементы, то на среднем и старшем этапах она присутствует в достаточно большом объеме, что позволяет решать практические, образовательные и воспитательные задачи на более высоком уровне.
На начальном этапе начинается знакомство с соответствующей лексикой, т. е. начинает формироваться базовый словарь (название времен года, животных, явлений природы и др.).
Ввиду ограниченного словаря содержание текстов и бесед на экологическую проблематику носит упрощенный характер. Однако уже с первых лет изучения иностранного языка ставится задача прививать детям любовь к природе, стремление помогать животным и маленьким пернатым друзьям.
Анализ УМК позволяет выявить определенную закономерность: лексический материал, обслуживающий экологическую проблематику, увеличивается из года в год, расширяется его сочетаемость.Этот словарь обслуживает более сложные речевые поступки. От описаний природы на начальном этапе учащиеся переходят к высказыванию своих оценочных суждений, своего мнения по поводу обсуждаемых проблем на среднем и старшем в русле экологической тематики.
Материал учебников об общественно полезном труде школьников способствует не только выработке навыков наблюдения природой, но и умений разумной деятельности по ее преобразованию, по уходу за животными. Информация страноведческого характера способствует развитию у учащихся любви к родному краю, к Родине, а также любознательности, интереса к стране изучаемого языка, воспитанию чувств патриотизма и интернационализма.
Задачам экологического воспитания школьников в общеобразовательной школе на уроках иностранного языка уделяется определенное внимание уже много лет. Однако материалы УМК не дают возможности широкого обсуждения проблем, связанных с экологией, ввиду ограниченного объема языкового и речевого материала, который в связи со значимостью данной проблематики можно было бы увеличить. Хотя к концу старшего этапа обучения накапливается достаточно обширный словарь, он значительно отодвинут во времени обучения и мало востребуется. Возможно, следовал бы дать его в достаточном объеме значительно раньше. Это соответствовало бы интересам детей более раннего возраста, и любви к животным, желанию выращивать зеленые насаждения, благоустраивать школьные участки, включаться во всевозможные акции по охране природы.

Известно, что эффективность экологического образования и воспитания через любой учебный предмет и иностранный язык, в том числе находится в прямой зависимости от учебной деятельности учащихся не только на обязательных занятиях, но и в различных вида внеурочной работы: кружках, факультативах, клубах.


Как показывает практика, интерес к иностранному языку снижается у учащихся с годами обучения. Если на начальном этапе учащиеся проявляют большую заинтересованность в изучении этого предмета, мотивом тому является его новизна и специфика данного этапа обучения, то на средней ступени необходим дополнительный поиск мотивации. Тенденция к снижению интереса у учащихся к иностранному языку проявляется именно на среднем этапе обучения, что обусловлено специфическими возрастными и социально обусловленными индивидуальными особенностями школьников. Именно в это время четко начинают определяться уровни обученности учащихся по иностранному языку, индивидуальные возможности преодоления трудностей в его изучении, интерферирующего влияния родного языка. Как показывают наблюдения, одной из причин потери интереса у большинства учащихся к данному предмету является отсутствие естественной потребности. Например, элективный курс “Об экологии на немецком”, ”Природа и культура Германии” или интегрированный курс “Экология – иностранный язык” могли бы в определенной мере решить эту проблему посредством установления контактов со школьниками - членами клубов, организаций по охране окружающей среды в pазных регионах страны и на международной арене. Известно, что движение за охрану окружающей среды приобретает в мире широкий размах и не последнюю роль в ней играют дети. С помощью иностранного языка можно было бы наладить их общение, обмен опытом. углубление за счет расширения рецептивного и активного словарного запаса, большей его комбинаторики, позволяющей учащимся более полно излагать свои мысли, обсуждать проблемы, а также за счет больших возможностей использования разных грамматических явлений языка (например, временных форм, пассивного залога, склонение прилагательных и т. п.). Этому должно способствовать обогащение содержательного плана текстов, возможность читать тексты разных жанров (от публицистических, научно-популярных до отрывков и современной художественной литературы) переработка и передача информации, решение знакомых коммуникативных задач в новых ситуациях, создание реальных ситуаций использования иностранного языка.
Интегрированный курс “Экология + иностранный язык” предполагает более высокий уровень развития речевой деятельности за счет расширения устной речевой практики и чтения, за счет совершенствования навыков письма (посредством переписки с юными экологами немецкоязычных стран), за счет выхода в практическую деятельность совместных природоохранительных акций. Важно, чтобы учащиеся знали о состоянии дел в этой области, о существующих международных движениях, о работе, которая проводится по охране окружающей среды в их регионах. Такую информацию ребята могут черпать из радио– и телепередач, из интернета, из газет и журналов не только на родном языке, но и на иностранном. С помощью прессы могли бы познакомиться и с юными экологами разных стран, рассказать о своих “зеленых” акциях во имя сохранения природы. Реальная деятельность, имеющая четкий личностный смысл и приносящая пользу обществу, способствовала бы развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, их активности, как познающего субъекта, и при овладении иностранным языком. Это реальное проявление деятельностного системно-коммуникативного подхода к изучению иностранного языка, когда деятельность по его овладению включается в другую деятельность и предполагает активное накопление как лингвистической, так и экстралингвистической информации.
Активность учащихся по овладению иностранным языком в существующих условиях невелика. Причиной тому, по мнению самих же учащихся, является их несистематическая работа над языком, нежелание их заниматься из-за неверия в реальность овладения им, отсутствие реальных ситуаций общения. Так же, как учителю важно осознать эффективность каждого урока, так и ученику важно ощущать результативность овладения языком, возможность им практически пользоваться. И определенными возможностями в этом плане может обладать проектная деятельность учащихся. Ведение дневников, оформление рефератов, альбомов и их обсуждение, проведение фотоконкурсов, выполнение зарисовок, любимого уголка природы, обустройство школьного двора, работа на пришкольном участке, озеленение района могут также служить предметом обсуждения на иностранном языке.
Такого рода творческие коллективные дела соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей разного возраста. Они могут рассматриваться как “доминирующая деятельностная идея” для построения курса, которая явилась бы сильным мотивирующим фактором и стимулом для достижения более высокого уровня овладения иностранным языком, так как “школьники на деле будут ощущать, что от них реально требуется практическое владение языком, что это действительно помогает им (не когда-то в будущем, а уже сейчас) удовлетворить свои культурные, профессиональные устремления, социальную активность”. Здесь очевиден выход за рамки традиционных уроков, более разнообразные формы их организации: урок-беседа, урок-экскурсия, урок посещения или проведения выставки, урок демонстрации поделок, урок-диспут, урок ролевых и деловых игр, урок – защита проектов (презентация проектов) и т. д., что значительно стимулировало бы деятельность на иностранном языке.
В комплексе задач, которые мог бы решать интегрированный курс, особое значение приобретает приоритет воспитательной цели, а именно - воспитание экологической культуры школьников, которая рассматривается “как динамическое единство экологических знаний, положительного отношения к этим знаниям (экологических установок, ценностей) и реальной деятельности человека в окружающей среде” .
Таким образом, подготовка поколения высокой экологической культуры - насущнейшая потребность общества, и поэтому учебный предмет “иностранный язык” позволяет внести определенный вклад в решение этой проблемы и дает возможность разработать такой курс углубленного изучения иностранного языка, который имел бы интересное для школьников содержание, создавал возможности для реального применения языка в общении с единомышленниками.

2. 3 Роль внеклассной работы в осуществлении экологического воспитания

Формирование всесторонне развитой (в том числе и экологически) личности школьника – стратегический ориентир нашего общества. О том, какую роль в решении этой проблемы играет внеклассная работа на иностранном языке, имеется много исследований.
Внеклассная работа на средней ступени многофункциональна. Она призвана предотвратить снижение интереса к изучению иностранного языка, в-третьих, повысить мотивацию к его изучению, полнее реализовать воспитательный потенциал учебного предмета “иностранный язык”.
Необходимость совершенствования ведения внеклассной работы по иностранному языку продиктована нуждами практики. Если методика обучения иностранному языку на уроке в последние годы развивалась активно и разработана детально, то вопросы организации внеклассной работы в свете взаимодействия урочной и внеклассной работы исследовались недостаточно.
Как известно, именно в этот период у учащихся наблюдается снижение интереса к иностранному языку. Сокращается учебный план, а речевой материал увеличивается по объему и усложняется по содержанию. В результате накопившийся языковой материал частично забывается. Вместе с тем развитое мышление учащихся данного возраста приходит в некоторое противоречие с возможностями выразить свои мысли при помощи ограниченного запаса иноязычных средств. Да и естественная потребность в общении на иностранном языке отсутствует. Все это приводит к деавтоматизации речевых умений, сформированных на уроке, и снижению уровня владения иноязычной устной речью.
Ведущими во внеклассной работе, на наш взгляд, являются воспитательные, образовательные и развивающие задачи, предполагающие реализацию всех компонентов воспитания личности. Но поскольку внеклассная работа осуществляется средствами иностранного языка, учащиеся должны обладать определенным уровнем его владения. Поэтому практические задачи должны быть первоочередными и заключаться в закреплении и развитии у учащихся навыков, и умений иноязычной речи в различных видах речевой деятельности, сформированных на уроке, в обеспечении преемственности знаний, поддержании, а при необходимости и формировании положительной мотивации обучения. Только решив практические задачи, учитель может приступать к осуществлению воспитания учащихся средствами иностранного языка.
Индивидуализированный характер внеклассной работы, добровольное участие в ней, отсутствие регламента дают возможность полнее реализовать воспитательный потенциал иностранного языка в экологическом воспитании.
Если говорить о формах и видах внеклассной работы, то следует заметать, что в арсенале учителей иностранного языка их выбор довольно скромный, это: выпуск стенгазет, проведение вечеров и олимпиад, организация внеклассного чтения, переписки, разучивание стихов и песен, изготовление наглядных пособий. Незначительное место занимают ситуативные игры, экскурсии, конкурсы, викторины, инсценировки.
Комплексность педагогического процесса во внеклассной работе определяется уникальной возможностью активного использования практически всего разнообразия арсенала педагогических средств экологического образования. Существуют различные виды внеклассной работы, где формирование экологической культуры идет наиболее эффективно: экскурсия, экологический десант, экспедиция, подготовка экологического проекта, мониторинг окружающей среды, экологическая игра, лекционно-семинарские занятия под руководством специалистов, практические занятия, прогулки, экскурсии, походы в мир естественной природы, экологические праздники и другие мероприятия.
Одним из наиболее эффективных средств развития коммуникативных навыков является игра. В процессе игры формируются способность рисковать, гибкость в мышлении и действиях, богатое воображение, восприятие неоднозначных вещей, уверенность в своих силах и способностях, развиваются умения высказывать оригинальные идеи, анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих, умение воспроизводить образы, чувство юмора и соревновательности.
Во время игры предоставляются широкие возможности для приобретения демонстрации и лидерских способностей, для общения с товарищами и взрослыми в неформальной обстановке.
Формирование коммуникативных умений и навыков особенно важно для подростков, т.к. в этот период происходит переоценка своей значимости в обществе, переориентация потребительской психологии на психологию социальной продуктивности. Работу по формированию навыков общения и развитию коммуникативных умений необходимо специально организовывать, т.к. необычная обстановка всегда действует эффективнее, чем повседневность.
Таким образом, у учеников в результате формируется активная жизненная позиция: желание сделать окружающий мир лучше, развивается экологическая ответственность, и озабоченность будущим своей страны.

4. Изучение и оценка экологического воспитания школьников на уроках иностранного языка .

В теоретической части работы рассмотрено экологическое воспитание на уроках иностранного языка и во внеклассной работе. В практической части проведено анкетирование школьников с целью изучения их экологической воспитанности.

Викторина

1. Что такое Красная книга? Was ist das Rote Buch?


2. Знаете ли вы что-нибудь об экологических проблемах нашей республики? Was wisst ihr über ökologische Problemen in unserem Lande? 3. Что является источником загрязнения окружающей среды? Was ist die Ursache der Verschmutzung der Umwelt?
4. Какие последствия небрежного вмешательства человека в природу можно наблюдать сейчас? Wie beeinflüsst zur Zeit der Mensch auf die Natur?
5. Что вы знаете об экологической обстановке в зоне Чернобыльской аварии? Was wißt ihr über den ökologischen Zustand im Gebiet Tschernobyl?
6. Почему охрана окружающей среды является общим делом? Warum ist der Naturschutz allgemeine Hauptsache ?
7. Какие меры принимаются для охраны природы? Was macht man für den Naturschutz?
8. Почему исчезли некоторые виды животных, птиц, растений? Warum verschwanden einige Tierarten, Vögelarten, Pflanzen?
9. Каковы последствия этой трагедии? Wie sind die Nachfolgen dieser Tragödie?
10. Как нужно относиться к природе? Wie muß man sich mit der Natur benehmen?
11. Какое значение имеет природа для человека? Welche Rolle spielt die Natur für den Menschen?
12. К чему приводит человеческое невнимательное отношения к природе? Was bringt die menschliche Unaufmerksamkeit zur Natur?

13.Что вы знаете о природных катаклизмах на земле в последнее время? Was wisst ihr über die Naturkatastrofen in der Welt zur Zeit?

Заключение

В последнее время в систему образования введены различные экологические дисциплины, но проблемы социально-экономические, социально-психологические, нравственные на сегодняшний день не дают права утверждать о полном признании экологического интереса и говорить об улучшении состояния окружающей среды. Между тем экологическое образование является одним из приоритетных образовательных направлений сегодняшнего дня. Мировоззренческий характер экологии как науки дает большие возможности в образовательном, воспитательном и социальном аспектах. Мир природы является уникальным объектом, при взаимодействии с которым удается гармонично сочетать решение образовательных задач с задачами формирования развивающейся личности школьников.


Все мы понимаем, что экологические проблемы должны решаться, так как они отвечают высшим ценностям жизни и культуры человека. Дети любого возраста знакомы с экологическими кризисами, они понимают и интересуются экологическими ситуациями, ищут возможности личного участия в охране природных богатств Земли.
Задача учителя иностранного языка - заинтересовать школьников экологическими проблемами, используя всевозможные формы и методы образования и воспитания.
Таким образом, исследование многими учеными сущности экологического образования и воспитания школьников подводит к выводу о правомерности постановки вопроса о том, что целью его является формирование у подрастающего поколения экологической культуры, в основе которой лежит ответственное отношение к природе как общественной и личной ценности. B соответствии с этой целью дана конкретизация педагогических задач, стоящих перед учителями иностранного языка, реализацию которых можно осуществлять в процессе всей учебно-воспитательной работы во взаимосвязи с семьёй и общественностью, углублять и расширять в основной и полной средней школе.
Фундамент ответственного отношения к окружающей среде, основы экологической культуры чувств и действий закладываются в начальной школе, а развиваются на средней и старшей ступенях обучения. Поэтому имеет принципиальное значение глубокое осознание педагогами основных компонентов педагогического процесса (знаний – отношений – поведения – деятельности), задач экологического воспитания, которые целесообразно эффективно решать на всех этапах системы непрерывного экологического образования.
Приостановить разрушение природной среды, способствовать её расцвету может только экологически грамотный человек, проникнутый чувством любви к миру, в котором он живёт и ко всему живому на планете Земля.

Выводы

1. Экологическая культура общества и личности как научное понятие объясняется и описывается в философии, педагогике, психологии, социологии и является сложной, многогранной и многоуровневой проблемой. Содержание ее базируется на общечеловеческих ценностях, поэтому экологическая культура имеет гуманистическую направленность. Ее формирование предполагает комплексное и системное рассмотрение особенностей экологического образования и воспитания, предусматривающих их опережающее развитие по сравнению с развитием потребностей общества. Формирование экологической культуры в современной экологической ситуации является насущной необходимостью для выживания человечества.


2. Огромную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологического образования. Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования.
3. Подготовка поколения высокой экологической культуры - насущнейшая потребность общества, и, поэтому учебный предмет “иностранный язык” позволяет внести определенный вклад в решение этой проблемы и дает возможность разработать такой курс углубленного изучения иностранного языка, который имел бы интересное для школьников содержание, создавал возможности для реального применения языка в общении с единомышленниками как в внутри страны, так и с выходом на международную арену.
4. Внеклассная работа формирует у учеников активную жизненную позицию – желание сделать окружающий мир лучше, развивает экологическую ответственность и озабоченность будущим своей республики, своей страны.
Усилия, предпринимаемые учителем иностранного языка в области экологического образования, будут эффективными, если достигнут главной цели - изменения сознания учащихся. С этой целью нужно больше проводить практических занятий, которые должны быть ориентированы на конкретную природоохранную деятельность и активизацию школьной и внеклассной работы.
Список литературы

1. Бим И. Л. Творчество учителя и методическая наука// Иностранные языки в школе.-1988.-№4.


2. Бондарева Н.Ф.Совершенствование ведения внеклассной работы по предмету в средней школе // Совершенствование методики обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе.– Ленинград, 1989
3. Вайсбрейд А.Э. Экологическое воспитание и обучение на уроках немецкого языка и во внеурочное время// Иностранные языки в школе.-1997.– №2
4. Вайсбурд М.Л., Толстиков С.Н. Учебное общение как этап подготовки к участию в международных экологических проектах// Иностранные языки в школе.– 2002.-№4.
5. Вайсбурд М.Л., Толстиков С.Н. Учебное общение как этап подготовки к участию в международных экологических проектах// Иностранные языки в школе.– 2002.-№5.
6. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста //Экологическое образование: концепции и методические подходы. /Отв. редактор Н.М.Мамедов.– М.: Агенство “Техноторон”, 1996.
7. Дерябо С.Д. Цели и задачи экологического образования //Региональные системы экологического образования /Под ред. Л.П.Симоновой, А.Н.Захлебного, Н.В.Скалона. -М.: Тобол, 1998.
8. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология.– Ростов-на Дону: Издательство Феникс, 1996
9. Зеня Л.Я. Воспитание экологической культуры школьников средствами иностранного языка // Иностранные языки в школе.– 1990.– №4.–
10. Иоганзен Б.Г., Рыков H.A. Мотивы охраны природы //Природоохранительное образование в средней школе: Сб. науч.тр. – М., 1978.
11. Концепция общего среднего экологического образования / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. – М.: Ин-т общеобразовательной школы РАО, 1994.
12. Серебрякова Н.А. Экологическая тема на уроке немецкого языка// Иностранные языки в школе.-1999.– №4,–
13. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе.– М., 1986,

Довольно часто употребляя слова «экологическая культура общества» , «экологическая культура личности» , да и просто «экологически культурный человек» , всегда ли мы вкладываем истинный смысл в эти понятия? Сегодня я предлагаю в этих вопросах и разложить уже готовые ответы по соответствующим полочкам сознания.

Происходящие катаклизмы напоминают об истинном хозяине планеты

История возникновения термина «экологическая культура» уходит своими корнями к 20 в., когда уровень негативного воздействия на окружающую среду достиг таких вершин, что человечество, наконец-то спохватившись, задумалось о том, и будет ли что оставить потомкам (и будет ли кому оставлять потомков?). В это же время становятся очевидными последствия и бездумной жажды потребления «венца Природы» – уровень экологических проблем стремительно набирает обороты, а мониторинговые отчеты начинают напоминать кадры из фильма-катастрофы. Вот тут-то взоры общественности и сильных мира сего наконец-то обратили внимание на тщетные призывы снизить обороты безжалостной машины ненасытности, и в срочном порядке начали изучать талмуды научных исследований, заключений и прогнозов. Именно так возникает понимание того, что без тотального изменения своего места и роли в природном равновесии, невозможно придержать коней, несущихся прямиком в экологическую бездну. Так повсеместно и заговорили об экологической культуре, а воспитание экологически культурного члена общества стало задачей номер один.

Только от нас зависит, каким будет мир завтра

Так что же такое экологическая культура? Существует множество трактовок, различающихся, в первую очередь, многозначностью термина «культура». Очень удачно отражает суть определения Википедия: «экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом». Проще говоря, это устоявшиеся взгляды бережного отношения к окружающему миру, отражающиеся в мыслях и действиях каждого члена общества.

Формирование экологической культуры личности – процесс сложный и длительный, подразумевающий под собой буквально «впитывание с молоком матери» , рационального природопользования, осознанного выполнения экологических правил и требований, личной за сохранение окружающей среды.

Ваше отношение к миру передается детям

Безусловно, большую роль в формировании экологической культуры играет семья. Ведь именно идейно-нравственные ценности, являются самыми устойчивыми в последующей жизни. Весьма неправильна позиция многих родителей, перекладывающих ответственность за формирование экологических убеждений на систему государственного образования: ведь не подкрепленные вне учебных заведений знания и умения просто-напросто угаснут.

В Украине, к сожалению, пока мало разработана нормативно-правовая база экологической культуры. Несмотря на ст.66 Конституции Украины , гласящую о том, что «каждый обязан не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать причиненный им ущерб», на практике оказывается, что виновные остаются ненаказанными, либо вид наказания не так уж серьезен, чтобы повторно не причинить ущерб. Об этом можно судить, например, по повсеместно продающихся весной краснокнижных подснежниках… Или исчезающих

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБОУ СПО СО "УКСАП"

Реферат

По экологическим основам природопользования

На тему: " Экологическая культура человека "

Выполнил студент 4 курса

Группы ЗС-41

Кунщиков Сергей

Введение

1. Понятие экологической культуры

2. Нарушение экологического равновесия

3. Экологические проблемы

4. Экологическая безопасность

5. Пути решения экологических проблем

6. Новые горизонты экологического воспитания

Список литературы

Введение

Экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный адаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. С точки зрения научно-учебного процесса экологическая культура рассматривается как отдельная дисциплина в рамках культурологии.

В течение XX века развитие человеческой цивилизации всё в большей степени выявляло антагонистическое противоречие между ростом населения и удовлетворением его растущих потребностей в материальных ресурсах, с одной стороны, - и возможностями экосистем, с другой. Данное противоречие, усугубляясь, привело к стремительной деградации среды обитания человека и разрушению традиционных социоприродных структур. Стало очевидно, что метод проб и ошибок в вопросах природопользования, характерный для предыдущих периодов развития цивилизации, себя полностью изжил и должен быть полностью заменён научным методом, основой которого является научно обоснованная стратегия взаимоотношения человека с биосферой в сочетании с глубоким предварительным анализом возможных экологических последствий тех или иных конкретных антропогенных воздействий на природу.

С развитием производственных сил, которые позволяют осваивать природу с большим размахом и увеличением числа жителей на Земле деградация природной среды достигает небывалого опасного для самого существования людей размера, так, что вполне оправдано говорить об экологическом кризисе, который может перерасти в экологическую катастрофу.

В конце XX века внимание к культуре взаимодействия между человеком и природой существенно усилилось; причиной такого внимания стало в первую очередь общественное переосмысление подхода к культуре как таковой и к прошлым достижениям человечества в частности. Внутренний потенциал этих достижений с точки зрения их возможной реактивации в форме сохранения или восстановления традиций был существенным образом переоценён, а сами эти достижения стали рассматриваться как нечто весьма ценное: как осязаемый результат человеческой самореализации, с одной стороны, и, с другой, как продолжающий действовать фактор творческого развития человечества.

В 2000 году в Государственную думу Российской Федерации был внесён проект федерального закона "Об экологической культуре", в котором определялись принципы взаимоотношения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц как в области реализации конституционного права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, так и в области соблюдения конституционной обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды. В законопроекте рассматривались вопросы государственного управления в области экологической культуры, включая вопросы государственного регулирования в этой области.

1. Понятие экологической культуры

Экологическая культура - сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязнёнными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание.

Поэтому проблема "правильного" восприятия природы, равно как и "экологической культуры" выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше учёные начнут "бить тревогу", чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической.

Но, к большому сожалению, проблема "экологической культуры" ещё мало изучена. Одним из первых, кто подошёл к проблеме эко культуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин "биосфера", занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна, Б. Коммонера и др. Но, тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотреть на проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществом экологической культуры.

По своей природе культура изменчива и способна к самообновлению, но она является своего рода знаком, который позволяет идентифицировать каждого члена сообщества к данной цивилизации. Культура является продуктом коллективной деятельности членов одного народа, который в каждой конкретной сфере создаёт свой личный и уникальный социокультурный код. Недаром мы говорим о том, что существует культура языка, культура поведения, экономическая, правовая, экологическая культуры и многие другие, что является единичной и неповторимой принадлежностью каждой нации.

Таким образом, восприятие культуры зависит от человека, принадлежащего к конкретному сообществу. Но базисной основой культуры всё-таки, как мне кажется, является накопленные народом ценности в духовной области (вера, обычаи, язык, литература и др.) и в сфере материальной (архитектура, скульптура, живопись и т. д.). Но, несмотря на это, всё же существует нечто или некий общий культурный архетип, который способствует межкультурной коммуникации.

Наука же экология возникла в конце XIX столетия, но тогда она обозначала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда учёные из Соединённых Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожения многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоёмах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела своё насущное значение. Таким образом, с конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой "глобального экологического кризиса". Развитие промышленности, индустриализация, Научно-техническая революция, массовое сведение лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, процесс истощения и опустынивания земель привёл к тому, что перед мировым сообществом стал вопрос выживания и сохранения человека как вида.

2. Нарушение экологического равновесия

С развитием промышленности и современных технологий во всем мире остро стал вопрос нарушения экологического равновесия. Эта проблема достигла такого уровня, при котором решить ее практически невозможно. Многое из того, что было уничтожено, к сожалению уже не удастся восстановить.

Нарушение экологического равновесия между природными факторами и деятельностью человека - это социально-экологический кризис. Это означает, что баланс между окружающей средой и обществом нарушен. Такая ситуация может привести к гибели человечества.

Степень нарушения экологического равновесия может быть разная. Загрязнение - это самый маленький урон, который был сделан окружающей среде. В этом случае, природа может сама справиться с проблемой. В течение определенного времени она восстановит баланс, при условии, что человечество перестанет, наносит ей вред.

Вторая степень - нарушение экологического равновесия. Здесь биосфера утрачивает свою способность к самовосстановлению. Для того чтобы баланс пришел в норму, необходимо вмешательство человека.

Последняя стадия - самая опасная, и называется деструкция. Это предел, при котором, восстановить первозданную экосистему становиться невозможным. Это экологическая катастрофа, к которой приводят необдуманные действия человека и его непозволительное уничтожение окружающей природы. Этот факт уже имеет место в некоторых районах земного шара.

Нарушение экологического равновесия - причины и последствия

Причины нарушения экологического равновесия связаны с развитием науки и техники. Неэкономичная трата природных ресурсов, вырубка лесных массивов, загрязнение водоемов - это то, из-за чего происходит экологическая катастрофа. Нанося вред природе, человек подвергает опасности свое существование. Это порождает большие неприятности человечества: демографический кризис, голод, нехватка природных ископаемых и уничтожение окружающей среды. Необоснованная вырубка лесов ведет к исчезновению животных и птиц. Это приводит к изменению экологического равновесия. Если человечество не станет восстанавливать уничтоженные насаждения и не займется охраной вымирающих животных, то это приведет и к гибели человечества. Пока что эти проблемы можно решить.

Нарушение экологического равновесия в городе самое масштабное. Строительство зданий и вырубка парков приводят к засорению окружающей среды. Большое количество транспорта и отсутствие зеленых насаждений способствуют накоплению смога и углекислого газа. Вследствие этого происходит рост количества больных людей среди городского населения.

Развитие промышленности привело к увеличению вредных выбросов в атмосферу. Не многие руководители предприятий и заводов заботятся о защите окружающей среды. При таком положении дел человечество ожидает экологическая катастрофа.

3. Экологические проблемы

социоприродный экосистема воспитание личность

Первая проблема - загрязнение атмосферы.

Человек загрязняет атмосферу тысячелетиями, однако период употребления огня был незначительным. Большое загрязнение атмосферы началось с началом работы промышленных предприятий. Все выбросы в природу вредных веществ, таких как оксид углерода, сернистый ангидрид, сероводород и сероуглерод, окислы азота, соединения фтора и хлора не только приводят к гибели окружающей нас флоры и фауны, но и усугубляют нашу жизнь на планете Земля.

Основные вредные примеси пирогенного происхождения:

А) Оксид углерода

Получается при не полном сгорании углеродистых веществ. В воздух он попадает в результате сжигания твердых отходов, с выхлопными газами и выбросами промышленных предприятий. Ежегодно этого газа попадает в атмосферу не менее 1250 млн.т.

Это соединение углерода способствует повышению температуры на планете, и созданию парникового эффекта - глобальной проблемы № 1,

Данная проблема характеризуется тем, что на планете зимой выпадает большое количество снега, при таянии которого добавляется вода в океаны и моря, подтопляя территории суши. За последние несколько лет на Земле насчитывают более 60 наводнений, которые принесли вред не только природе, но и человеку.

Есть много ярких примеров, которые не дают нам забыть о парниковом эффекте:

1. Глобальные изменения климата, засухи, смерчи там, где их никогда не было.

2. 16 июня 2004 года на самом теплом континенте нашей планеты, в Африке, выпали осадки в виде снега, которые привели к замешательству людей во многих странах мира.

3. Также замечено большое таяние ледников в Антарктиде. А это уже серьезно, если половина ледников уйдет в океан и растает, то произойдем большой подъем уровня воды, которая может затопить половину земной суши. Например, такие города и страны, как Венеция, Китай и т.д.

4. Этой зимой во многих относительно теплых странах Европы, таких, как Болгария, мороз достигал отметки -35 градусов.

Б) Окислы азота

Основными источниками выброса являются предприятия, производящие азотные удобрения, азотную кислоту и нитраты, анилиновые красители, вискозный шелк. Количество выбросов составляет 20 млн.т. в год.

В) Соединение фтора и хлора

Источниками являются предприятия по производству алюминия, эмалей, стекла, керамики, стали, соляной кислоты, органических красителей, соды. Поступают в атмосферу в виде газообразных веществ - разрушающих слои атмосферы.

Вторая проблема - это проблема загрязнения Мирового океана.

Нефть и нефтепродукты.

Нефть представляет собой вязкую маслянистую жидкость, имеющую темно-коричневый цвет, которую добывают в больших количествах, с целью приумножить свое благосостояние, тем самым не заботясь о том, что природа гибнет, разрушается тонкий атмосферный слой биосферы. "В какой природе будут жить наши любимые дети, правнуки и т. д.?" - такой вопрос должен встать у всех людей, населяющих планету Земля. Ведь 98 % нефти оказывают ядовитое влияние на окружающую среду.

Из-за незначительных утечек ежегодно теряется 0,1 млн. т нефти, большие массы которых поступают в моря и реки, с бытовыми и ливневыми стоками. Попадая в морскую среду, нефть сначала растекается в виде пленки, губительной для всего живого в океане. По цвету пленки можно определить ее толщину: Нефть образует эмульсии, которые могут сохраняться на поверхности, переноситься течением, выбрасываться на берег и оседать на дно, также уничтожая флору и фауну на своем пути. Из-за этого одной из важных проблем является нехватка и пресной воды в реках и озерах. Еще несколько десятилетий назад загрязненные воды представляли собой как бы острова в относительно чистой природной среде. Сейчас картина изменилась, образовались сплошные массивы загрязненных территорий.

Мировой океан - это гигантская кладовая биологических ресурсов, а загрязнение океана угрожает всем процессам - физическим, химическим и биологическим.

Но люди этого не понимают и издавна сбрасывают в моря отходы своей хозяйственной деятельности, устраивают свалки устаревших боеприпасов. Особую опасность несет сброс с целью захоронения химических и радиоактивных отходов, в наше время это называют дампинг.

Многие страны, имеющие выход к морю, производят морское захоронение материалов и веществ, в частности грунта, вынутого при дноуглубительных работах, бурового шлака, строительного мусора, твердых отходов, взрывчатых и химических веществ. Объем захоронений составил около 10% от всей массы загрязняющих веществ, поступающих в Мировой океан. Основанием для дампинга в море служит возможность морской среды к переработке большого количества органических и неорганических веществ без особого ущерба для воды. Однако эта способность не беспредельна, на это уходит множество лет.

Поэтому дампинг рассматривается как вынужденная мера, временная дань общества несовершенству технологий, но многие предприятия, минуя запрещающие законы, выбрасывают отходы в море.

Третья не менее важная проблема - это разрушение озонового слоя атмосферы, озоновые дыры.

Озоновые дыры появились недавно. Озон является важным компонентом, который защищает нас от вредных веществ, которые поступают из космоса. Прежде всего, это "звездная пыль" или можно назвать ее - "обломки звезд". Озоновые слои биосферы защищают нас от множества катаклизмов. Но человек, сам того не замечая, ухудшает эти слои, приводя себя постепенно к гибели. Уже сейчас многие люди задают вопрос: "Почему многие сердечники, чувствуют себя плохо. Не связанно ли это с взрывами на солнце?". Конечно же, связанно, ведь в тонком слое атмосферы появились дыры, пропускающие солнечные лучи к нам на землю, которые вызывают не только сердечные приступы у взрослого населения, но и увеличивают риск заболевания раком кожи от излишнего ультрафиолетового излучения.

Четвертая проблема - это кислотные атмосферные осадки, выпадающие на сушу. Одна из острейших глобальных проблем человечества и современности - это проблема возрастающей кислотности атмосферных осадков и почвенного покрова. Районы кислых почв не знают засух, но их естественное плодородие понижено и не устойчиво; они быстро истощаются и имеют низкую урожайность. Кислотные дожди вызывают не только подкисление поверхностных вод и верхних горизонтов почв. Кислотность с нисходящими потоками воды распространяется на весь почвенный профиль и вызывает значительное подкисление грунтовых вод. Кислотные дожди возникают в результате хозяйственной деятельности человека, сопровождающейся эмиссией колоссальных количеств окислов серы, азота, углерода. Эти окислы, поступая в атмосферу, переносятся на большие расстояния, взаимодействуют с водой и превращаются в растворы смеси сернистой, серной, азотистой кислоты, которые выпадают в виде "кислых дождей", взаимодействуя с растениями, почвами и водами. Их главными источниками являются: сжигание сланцев, нефти, угля, газа. Хозяйственная деятельность человека вдвое увеличила поступление в атмосферу окислов серы и азота. Все это сказалось на здоровье, как людей, так и их домашнего скота, который идет на пищевое потребление.

Если смотреть широко, то, можно сказать, что человек сам создает себе проблемы, и не просто проблемы, а глобальные, такие как: уничтожение лесов, растений и животных, плодородных почв, появление радиоактивных зон.

4. Экологическая безопасность

Экологическая безопасность - это обеспечение гарантии предотвращения экологически значимых катастроф и аварий, это комплекс действий, обеспечивающих экологическое равновесие во всех регионах Земли. Об экологической безопасности можно говорить применительно к отдельному району, городу, региону, государству и планете в целом. Крупные экологические проблемы имеют межгосударственный характер, так как у природы нет границ. Обеспечение экологической безопасности в одном регионе или государстве имеет важное значение для любого другого региона и государства.

А значит, достижение экологической безопасности - это международная задача, и здесь необходимо международное сотрудничество.

Сейчас во многих странах остро поднимают вопросы защиты окружающей среды. Руководители стран и экологические комитеты обеспокоены изменениями, происходящими в природе. Многие производители налаживают экологически чистое производство. Так, например, стали выпускать электромобили, абсолютно безопасные для окружающей среды. Особо важным моментом является переработка отходов. Этот вопрос нуждается в немедленном решении. Многие страны всерьез занялись утилизацией и переработкой отходов жизнедеятельности человека. Очистить планету от мусора - это один из путей восстановления баланса между природным миром и обществом.

Каждый человек в ответе за свои действия. Загрязняя окружающую среду, мы наносим в первую очередь вред собственной жизни. Если все люди будут соблюдать определенные правила, которые поспособствуют сохранению природы, то можно надеяться, что экологическая катастрофа перестанет быть угрозой человечеству.

5. П ути решения экологических проблем

Каждая из обсуждающая здесь глобальных проблем, имеет свои варианты частичного или более полного решения, существует некий набор общих подходов к решению проблем окружающей среды.

Меры улучшения качества окружающей среды:

1. Технологические:

*разработка новых технологий

*очистные сооружения

*замена топлива

*электрификация производства, быта, транспорта

2. Архитектурно-Планировочные мероприятия:

*зонирование территории населенного пункта

*озеленение населенных мест

*организация санитарно-защитных зон

3. Экономические

4. Правовые:

*создание законодательных актов по поддержанию качества окружающей среды

5. Инженерно-организационные:

*уменьшение стоянок автомобилей у светофоров

*снижение интенсивности движения транспорта на перегруженных автомагистралях.

Кроме этого, за последнее столетие человечество разработало ряд оригинальны способов борьбы с экологическими проблемами.

К числу таких способов можно отнести возникновение и деятельность разного рода "зеленых" движений и организаций. Кроме "Green Peace^a", отличающегося размахом своей деятельности, существуют аналогичные организации непосредственно проводящие природоохранные акции. Также есть другой тип экологических организаций: структуры, которые стимулируют и спонсируют природоохранную деятельность (Фонд дикой природы).

Кроме разного рода объединений в сфере решения экологических проблем, существует целый ряд государственных или общественных природоохранных инициатив: - природоохранное законодательство в России и других странах мира,

Различные международные соглашения или система "Красных книг".

В числе важнейших путей решения экологических проблем большинство исследователей также выделяет внедрение экологически чистых, мало - и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, рациональное размещение производства и использование природных ресурсов.

6. Новые горизонты экологического воспитания

В современном мире, в рамках стремлений к устойчивому развитию, самый важный аспект полноценности развития личности - это экологическое воспитание.

Человек живет не просто в тесном контакте с живой природой, он является неотъемлемой ее частью. Следовательно, природа одна из составных частей человека. Наши праотцы понимали эту прописную истину. Чтобы передавать из поколения в поколение это знание целостного живого мира они обожествляли, одухотворяли природу, наделяя ее особенным смыслом. В этом понимании природа считалась живым существом - личностью. Люди относились к воде, горам, ветру, растениям и животным как полноправным хозяевам природных богатств. И если человек хотел полноценной жизни, он был просто обязан быть в гармонии с природой. Такое отношение человечества предостерегало нас от потребительского отношения к природе. Уже тогда наши праотцы знали один из законов Коммонера - за все в природе надо платить, и если постоянно только брать и брать, жадно впиваясь зубами в планету, придет горькая расплата. Эти времена наступили: расплата за наши деяния постучала нам в двери, зашла в Нади дома, и мы по-прежнему не замечем ее. Вот почему переосмысление нашего отношения к природе стало насущной необходимостью.

А что же есть осмысление? Это в первую очередь понимание природы. Откуда может взяться это понимание, если повсюду только хаос и потребительская алчность. Ответ прост и очевиден - экологическое воспитание.

Для традиционной модели образования изучение природы - это бездушный процесс расчленения ее таинств на составляющие и компоненты: природа состоит из озер, где мы ловим рыбу; природа состоит из гор, где шахтеры добывают уголь; природа состоит из лесов, из которых для вас мы делаем школьные тетради. Как это всепоглощающее лицемерие способно помочь ребенку понять общую картину мироздания? Эта ложь не оставляет альтернативы пониманию молодой личностью принципов взаимодействия человеческого и природного. Этот метод давно изжил себя.

Основная задача экологического воспитания и образования - помочь ребенку увидеть красоту мира целиком, помочь ему осознать глубинные взаимосвязи в природе: где белочка очень красивая, и она еще красивее, если живет в чистом лесу… Понимание принципа "Все связано со всем" поможет ребенку усвоить главный девиз экологии - "Берегите природу!" . Именно этот метод экологического воспитания способен привести нашу цивилизацию к устойчивому развитию.

Поймите, одушевление природы - это не оккультизм или религиозный бред. Это средство наглядного и доступного для ребенка воспитания. Если дети поймут, что Земля - живое существо, способное испытывать боль, страх, радость, то они будут относиться к ней с нежностью и любовью. Если дети с малых лет осознают, что даже пушистое облако - живое, станут ли они взрослым гадить в атмосферный воздух?

Пришло время переосмыслить наши концепции образования. Экологическое воспитание должно стать более экологическим. Это первоочередная задача нашего общего спасения - человечества и природы.

Список литературы

1. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия: Пер. С англ. - М.: Международные отношения, 1993. - 136 с.

2. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 1. - СПб.: СПбГУПМ, 1993. - 72 с.

3. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 2. - СПб.: СПбГУПМ, 1995. - 72 с.

4. Гладков Н.Д. и др. Охрана природы-М. Просвящ.,1975-239с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Глобальные экологические проблемы: сокращение биоразнообразия Земли, деградация экосистем; потепление климата; разрушение озонового слоя; загрязнение атмосферы, воды, земель; увеличение населения Земли. Состояние окружающей среды в Республике Беларусь.

    реферат , добавлен 24.10.2011

    Динамика отношения человека к природе. Понятие экологического сознания, его связь с экологической культурой. Развитие экологического сознания общества. Анализ экономических, технических, природоохранных аспектов взаимодействия человека и природы.

    реферат , добавлен 24.01.2012

    Исследование особенностей эволюции и общая характеристика экологических ниш человека. Размещение населения и анализ комплекса требований к факторам окружающей среды и жизни современного человека. Оценка состояния радиационной экологии наземных экосистем.

    контрольная работа , добавлен 16.09.2011

    Понятие естественной и искусственной среды обитания как совокупности абиотических, биотических условий. Проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Техногенные факторы, закон о неустранимости отходов. Основные потоки естественной среды обитания.

    реферат , добавлен 27.05.2014

    Взаимодействие человеческого общества с природой. Нагрузка на природу. Разрушение биосферы. "Виноват" ли технический прогресс в загрязнении природной среды. Загрязнение атмосферы. Кислотные дожди. Экологическая напряженность и генофонд человека.

    реферат , добавлен 09.12.2007

    Экологическая сукцессия как процесс постепенного изменения состава, структуры и функции экосистем под влиянием внешнего или внутреннего фактора. Смена экосистем под влиянием жизнедеятельности организмов, деятельности человека и абиотических факторов.

    реферат , добавлен 03.10.2013

    Защита окружающей среды. Законы взаимоотношений "Человек-природа". Возникновение и внедрение экологической этики. Понятие "экологическая этика". Экологическая этика и природоохранная эстетика. Экологическая и глобальная этика. Модели отношения к природе.

    реферат , добавлен 04.10.2008

    Экологические проблемы как следствие хозяйственной деятельности человека. Влияние использования ядохимикатов в сельском хозяйстве на полезные живые организмы. Экологическое воздействие автотранспорта на человека. Источники загрязнения атмосферы и воды.

    презентация , добавлен 03.11.2016

    Разработка новых подходов к оптимизации социоприродного взаимодействия человека с природой. Влияние экологической ситуации на жизнь, развитие общества. Роль социально-экологического образования, сущность основных ступеней системы непрерывного воспитания.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2010

    Нарушение окружающей природной среды в результате деятельности человека. Изменение климата, загрязнение атмосферы и гидросферы, деградация земельных ресурсов, парниковый эффект. Пути предотвращения глобальной климатической и экологической катастрофы.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения