Мировоззрение современного человека. Основные виды мировоззрения: как определить свой тип и почему это важно знать сознательной личности

Опорный конспект «Мировоззрение, его виды и формы»

1.2. Мировоззрение, его виды и формы

Одна из составляющих духовного мира человека – мировоззрение.

Мировоззрение – совокупность взглядов, представлений, оценок, норм, определяющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов поведения.

Мировоззрение носит исторический характер, т.е. определяется исторической эпохой с присущими ей уровнем знаний, наличием проблем, духовными ценностями и зависит от неё.

Из каких элементов состоит мировоззрение?

Знания, убеждения, установки, принципы, духовные ценности, идеи и идеалы.

Субъекты (носители) мировоззрения:

1) отдельный человек;

2) группы людей (социальные, национальные, профессиональные, религиозные);

3) общество в целом.

Мировоззрение выступает объединяющим фактором, обеспечивающим целостность общества.

Мировоззрение решает три основных вопроса:

    отношение человека к миру в целом

    место и назначение человека в окружающем мире

    познание и преобразование мира

Чем мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека?

1) Мировоззрение представляет собой взгляд человека не на отдельную сторону мира, а на весь мир в целом.

2) Мировоззрение отражает отношение человека к миру.

Типы мировоззрения:

Классификация типов мировоззрения может быть различной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одни из философов отдают приоритет Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие - человеку (антропо - центризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоз-зрение делят на прогрессивное и реакционное.

Но более всего распространена следующая классификация типов мировоззрения:

    обыденное

    религиозное

Типы мировоззрения

Характерные черты

Сильные стороны

Слабые стороны

Обыденное

    формируется в процессе личной практики

    складывается стихийно, на основе жизненного опыта

    мало соприкасается с опытом других людей, достижениями науки и культуры, религией

    широко распространено

опирается на непосредственный жизненный опыт человека

мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры

Научное

    опирается на достижения науки

    включает научную картину мира

    обобщает итоги человеческого познания

    тесно связано с практической деятельностью людей

прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей

изучение духовного мира человека еще не заняло в науке подобающего ему места

Религиозное

    дает человеку веру в возможность достижения поставленных целей

    нацеливает на совершение нравственных поступков

    непримиримо к другим жизненным позициям

    недостаточное внимание к достижениям науки

    человек должен принимать религиозные догмы на веру без размышлений

тесная связь с мировым культурным наследием, ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей

проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям. Большую опасность, особенно в современных условиях, представляет фундаментализм - религиозный экстремизм, фанатизм, иногда свойственно недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование

Какую роль мировоззрение играет в деятельности людей?

1) Мировоззрение даёт ориентиры и цели для человеческой деятельности.

2) Мировоззрение позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей.

3) Человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать важное от иллюзорного.

Мировоззрение всегда связано с убеждением. Убеждение - это прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-либо, точка зрения. Убеждения - это форма мыслительной деятельности человека, связанная с устойчивостью имеющихся знаний. Убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения, но источники их различны.

Источники убеждения

Рассказ о духовном мире человека был бы неполным без рассмотрения проблемы менталитета. Менталитет (от позднелатинского mentalis – умственный) - определенный образ мыслей, совокупность духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе, народности или нации.

Задание №1: Поработайте с источником

Прочтите фрагмент из труда немецко-французского мыслителя А. Швейцера (1875-1965).

Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования.

Каким требованиям должно отвечать мировоззрение, чтобы быть культуротворческим мировоззрением?

Первое и наиболее общее требование сводится к тому, что мировоззрение должно быть мыслящим.

Только то, что рождено мышлением и обращено к мышлению, может стать духовной силой для всего человечества. Только то, что преломляется в мышлении множества людей и при этом воспринимается как истина, обладает естественно передаваемой и неиссякаемой силой убеждения. Только при условии постоянного апеллирования к мыслящему мировоззрению могут пробудиться все духовные способности человека...

Каким, однако, должно быть мыслящее мировоззрение, чтобы идеи культуры и зиждущиеся на них убеждения могли найти в нем свое обоснование?

Оптимистическим и этичным.

Оптимистично то мировоззрение, которое бытие ставит выше небытия и тем самым утверждает мир и жизнь как нечто ценное само по себе. Такое отношение к миру и жизни порождает стремление относиться к бытию с максимальной бережностью, на какую мы только способны. Упомянутое стремление, в свою очередь, стимулирует деятельность, направленную на улучшение условий жизни индивида, общества, народов и человечества, - такую деятельность, результатом которой являются внешние достижения культуры, господство духа над силами природы и более высокая социальная организация общества.

Этика - область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности. Сама по себе она не зависит от того, пессимистично ли мировоззрение. Но в зависимости от этого сужается или расширяется сфера ее влияния...

По мере переориентации этики на миро- и жизнеутверждающее мировоззрение сфера ее влияния расширяется. Ее целью теперь становится не только внутреннее совершенствование индивида, но и воздействие последнего на других людей и весь мир...

(Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992. - С. 75-76.)

Вопросы и задания к источнику (ответить письменно, отрабатываем навык работы с текстом)

1) Как вы понимаете выражение «высшее чувство ориентирования»? 2) Автор называет жизнь общества, человека без мировоззрения «патологическим нарушением высшего чувства ориентирования». Как вы понимаете эти слова? 3) Что такое мыслящее мировоззрение, почему именно оно может стать духовной силой для всего человечества? 4) Что такое оптимистическое мировоззрение? 5) В чем состоит роль этики в формировании и действенности мировоззрения? 6) Разделяете ли вы мнение о том, что мировоззрение должно быть оптимистическим и нравственно направленным?

Задание №2: Пишем эссе.

Генри Торо: "Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества начинаются и совершаются в мысли. Для того чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли".

В эссе необходимо выделить следующие элементы:

1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

2) раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Алгоритм написания сочинения-эссе по обществознанию:

    Написать, чем эта тема актуальна на сегодняшний день.

    Написать вывод.

Напоминаю: Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.

Критерий К2 - представлена и пояснена собственная позиция выпускника.

Критерий К3 - суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы.

Различные процессы, которые на данный момент происходят в мире, играют немаловажную роль в жизнедеятельности человека, отображаются в сознании и влияют на его формы. Типы мировоззрения являются не только отображением одной из сторон действительности, но и устанавливают направленность на определённую сферу жизни. На протяжении своего жизненного пути человек сталкивается с рядом проблем, совершает ошибки и получает необходимый опыт, используя новые изобретения. При этом он постоянно самосовершенствуется и познаёт себя как личность. Каждый индивид всегда будет стремиться познать нечто важное, открыть для себя что-то новое, ранее неизвестное, и получить ответы на интересующие его вопросы. На многие вопросы ответ даёт мировоззрение, которое формируется в культуре каждого.

  • Ислам.
  • Христианство.
  • Буддизм.
  • Иудаизм.

Философия

Не все типы мировоззрения можно отнести к философским, однако при этом философия является одной из форм мировоззренческого сознания. Все, кто хоть немного знаком с мифами и легендами Древней Греции, знают, что греки жили в особом мире фантазий, которые впоследствии стали хранителями их исторической памяти. Большинство современных людей воспринимает философию как нечто очень далёкое от реальности. Как и любая другая наука, основанная на теории, философия постоянно обогащается новыми знаниями, открытиями и содержанием. Однако философское сознание не является доминирующей стороной идейного содержания этой формы мировоззрения. Духовно-практическая сторона как основной компонент сознания определяет его как один из мировоззренческих типов осознанности.

Отличие философии от других типов мировоззрения:

  • Основана на чётких понятиях и категориях.
  • Имеет собственную систему и внутреннее единство.
  • Основана на знаниях.
  • Характеризуется обращённостью мысли на саму себя.

Структура мировоззрения

Заключение

Результат разнообразного и богатого опыта освоения обществом действительности положил начало философскому анализу. Рационально-теоретические типы мировоззрения в философии возникли исторически, путём осознания человеком окружающей реальности. Философия призвана объединять закономерности и особенности, способные отразить действительность, и представляет собой теоретически оформленное мировоззрение. В процессе этого выработалась предельно обобщённая система знаний о человеке, мире и их взаимосвязи. Типы мировоззрения призваны помогать обществу познавать рациональный смысл и закономерность развития существования человека и мира в целом. Законы, философские категории и принципы имеют всеобщий характер и распространяются одновременно на природу, человека, его мышление и общество.

Источники знаний.

Кто задумывался откуда берутся знания у людей и как формируется мировоззрение и сознание людей и как всё это влияет на развитие нашего общества? Между тем это является главной причиной нашей жизни сегодня, хорошей или не очень. Кто оказывает решающее влияние на умы людей – тот правит Миром. Точнее: тот, кто управляет потоками информации, которые формируют мировоззрение людей – тот правит Миром. Следовательно, от чистоты источников информации зависит сознание и мировоззрение людей, то есть состояние нашего общества – наша, с вами, жизнь.. Так давайте разберёмся в этом вопросе.

Понятие мировоззрения является одним из ключевых понятий в философии и в системе обучения. Без этого понятия невозможно обойтись при изучении истории, философии и таких предметов как "Человек и общество" "Духовный мир человека", "Современное общество", "Наука и религия" и т.д.

Мировоззрение необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные блоки знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.

Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются во времени все составляющие общественно-исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы. Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей тактике подвержено историческим переменам. Оно активно улавливает, преломляет большие и малые, явные и скрытые процессы общественных изменений. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи.

В реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А это значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

Мировоззрение образование интегральное. В нем принципиально важна связь его компонентов, их сплав, и как в сплаве различные сочетания элементов, их пропорции дают разные результаты, так нечто подобное происходит и с мировоззрением.

В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными средствами для четкого, последовательного, рационального обоснования своих взглядов, обращаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям.

Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности того или иного мировоззрения бывает разной. Но знания никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении осмысливается также весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей (представления о добре и зле и другие), выстраиваются образы прошлого и проекты будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения.

Мировоззрение комплексная форма сознания, объемлющая самые разные пласты человеческого опыта, способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то бережно храня, от чего-то решительно отказываясь. Итак, мировоззрение это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира.

Существенная роль убеждений в составе мировоззрения не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней без внутренней критичности, собственного анализа называют догматизмом.

Жизнь показывает, что такая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной, развивающейся действительности, более того, религиозные, политические и другие догмы нередко оказывались в истории, включая и историю советского общества, причиной тяжких бед. Вот почему, утверждая сегодня новое мышление, так важно формировать ясное, непредвзятое, смелое, творческое, гибкое понимание реальной жизни во всей ее сложности. Важную роль в расшатывании догм играют здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность скептицизм, неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям.

Таким образом из всего выше сказанного, а также из курса истории можно сделать следующие выводы:

1. Мировоззрение человечества не носит постоянный характер, оно развивается вместе с развитием человечества и человеческим обществом.

2. На мировоззрение человека оказывает большое влияние достижения науки, религия, а также существующее устройство общества. Государство (государственная машина) всеми способами влияет на мировоззрение человека, сдерживает его развитие, стараясь подчинить его интересам правящего класса.

3. В свою очередь мировоззрение, развиваясь, оказывает влияние на развитие общества. Накопившись качественно (т.е. изменившись коренным образом) и количественно (когда новое мировоззрение овладеет достаточно большой массой людей) мировоззрение приводит к смене общественного устройства (к революциям, например). Развивая мировоззрение у людей, общество обеспечивает свое развитие, тормозя развитие мировоззрения, общество обрекает себя на загнивание и гибель.

Таким образом, влияя на развитие мировоззрения у людей можно оказывать влияние на развитие человеческого общества. Люди всегда были недовольны существующим строем. Но могут ли люди со старым мировоззрением построить новое общество? Очевидно, что нет. Для того, чтобы построить новое общество необходимо формировать у людей новое мировоззрение, и роль педагогов, учителей и преподавателей в этом деле трудно переоценить. Но для того, чтобы педагог мог формировать новое мировоззрение он сам должен им обладать. Поэтому важнейшим условием для построения нового общества является формирование нового мировоззрения у педагогов и учителей.

Но может быть нам не надо менять современное состояние общества, может быть оно всех устраивает? Мне кажется, что этот вопрос не требует обсуждения.

Все мы живем в очень сложном и противоречивом мире, в котором легко потерять ориентиры. Сейчас уже все согласны с тем, что общество переживает кризис. Однако часто можно услышать мнение, что кризис этот затронул только нашу страну, в странах же Запада все в порядке. Так ли это на самом деле? Это мнение верно лишь в том случае, если рассматривать чисто материальную сторону жизни. Если брать духовную ее сторону, то нетрудно увидеть, что кризис духовной сферы бытия человека охватил весь мир, все человечество.

Во всех странах мира, независимо от общественного строя, нарастают такие явления, как алкоголизм, наркомания, преступность, нравственная деградация; растет число самоубийств, связанных с разочарованием жизнью, особенно среди молодежи. Все эти явления получили распространение раньше в странах Запада и в Америке, то есть в тех странах, где как раз материальный жизненный уровень был и остается во много раз выше, чем у нас.

В последние два-три десятилетия эти явления стали широко распространяться и у нас. Материальный достаток не дает решения проблемы и не устраняет кризиса, т.к. причина его лежит в утрате людьми понимания смысла своего существования. Образно говоря, в последнее время человечество напоминает пассажиров поезда, все заботы которых заключаются только в том, чтобы поудобнее, с комфортом устроиться внутри вагона, но совершенно забывших, куда и зачем они едут. То есть произошла утрата человечеством более дальних – духовных ориентиров своей жизни. В чем причина? Причина только в несовершенстве внутреннего мира человека. Человек губит не только себя, но и всю планету. Наша планета тяжело больна, и виноваты в этом мы сами. Человек губит свою планету не только своей технократической деятельностью, но и своим извращенным мышлением.

"Наш современный мир - это тонущий корабль. Разница между тонущим кораблем и современным миром лишь в том, что на тонущем корабле все уже сознают неизбежность гибели, тогда как в современном мире многие признавать этого еще не желают...

Пытаются лечить больной мир те самые люди, которые вызвали болезнь его. Те самые не персонально, но по своему мировоззрению , а средства, предлагаемые для излечения, те самые, которые положили начало болезни." (А. Клизовский "Основы миропонимания новой эпохи")

Причины свалившие такого колосса, как Римская империя, существуют и теперь. Главной причиной нужно признать падение нравов, деморализацию общества и деморализацию главного устоя государственности – семьи, ибо с падения нравов и с деморализации семьи начинается разрушение всякого отживающего мира.

При сменах всякого отживающего мира новым, самое главное заключается не в политических или социальных переменах, которые при этом происходят, но в необходимости изменения мировоззрения и всех устаревших взглядов и воззрений на новые, в необходимости изменения своих верований и вообще всего уклада жизни на новые, ибо то, действительно новое, что идет на смену старому миру, бывает новым во всех отношениях и никогда не походит на старое.

Трудность усугубляется еще тем, что перемену политическую или социальную человек вынужден принять самим ходом событий, часто после свершившегося уже факта, тогда как принятие или не принятие нового мировоззрения, или нового верования и нового уклада жизни как будто зависит от каждого лично. В действительности же, человек имеет только два пути: или мудро идти по течению эволюции, или ждать, пока развивающаяся жизнь не выбросит его за борт, как не нужный балласт.

"Когда Высшим Разумом и Высшими Силами дается толчок и импульс для новой фазы жизни, для новой ступени эволюции, то никакие человеческие силы остановить это движение не могут. Борьба против течения новой жизни – явная бессмыслица, ничего кроме бесславной гибели не сулящая, ибо когда вступает в силу и начинает действовать закон замены изжитых энергий новыми, тогда все не прогрессирующее подлежит уничтожению." (А. Клизовский "Основы миропонимания новой эпохи").

Всякое новое строительство начинается с разрушения старого, иначе быть не может. Людям труднее всего, с психологической точки зрения, именно этот момент. Они не знают, что пришла пора человечеству подняться на высшую ступень познания, не знают ни о Строителе, ни о том, как Строитель новой жизни думает провести свои реформы. Они видят разрушение, и первое решение, которое приходит в голову большинству, есть протест и противодействие. В действительности они противодействуют эволюции, обрекая себя всем тем ударам и превратностям судьбы, с которыми связано противодействие космическим законам.

Незнание – главный враг человека и источник многих его страданий. К несчастью, люди ленивы и не любят учиться. Многие люди всю жизнь обходятся теми знаниями, которые они приобрели в детском возрасте, в основной школе.

В наступающую эпоху необходимо такое знание, которое должно осветить ту область нашего существования, о которой у большинства людей представления весьма смутные или весьма превратные, которой многие интересуются для развлечения или забавы, а иные для обмана и наживы.

Наступающая эпоха требует знания космических законов как видимого, так и невидимого мира. Она требует признания невидимого мира. Но признание невидимого мира, который благодаря своей невидимости до сих пор признавался несуществующим, должно изменить в корне все основы существующего материалистического мировоззрения, все существующие понятия и верования.

Не может вечно продолжаться такое положение, что венец творения, человек, живет, не зная цели и смысла своего существования. Он должен познать, наконец, основы Бытия, должен познать законы высшего духовного мира, законы космические.

Знание законов является необходимым условием жизни во всех человеческих организациях и коллективах. Большинство законодательных кодексов различных государств начинается формулой: "Никто незнанием закона отговориться не может. Нарушение закона по незнанию не освобождает человека от наказания."

Между тем большинство людей живут в Космосе в полном неведении относительно космических законов, нарушая их на каждом шагу своей жизни, каждым своим поступком, словом и мыслью, и удивляются тому, что жизнь их полна превратностей и ударов.

Во всей обозримой истории человечества прослеживается стремление людей построить в своем сознании достаточно стройную систему мироздания, определить свое место в ней и далее жить, ориентируясь на эти представления. Для этого создано много различных религий и учений. Во всех этих религиях и учениях прослеживается очень много общего. Например, все они утверждают, что у человека есть душа, которая не умирает, а сохраняется после смерти физического тела и через некоторое время вновь воплощается на Землю. Между тем историки давно заметили, что все эти религии и учения возникли на Земле почти одновременно (по историческим меркам) в разных концах Земли: в Европе, в Индии, в Китае, когда еще не было никакого сообщения между этими частями света. Напрашивается вывод, что все эти религии и учения были даны кем-то людям.

Можно привести несколько фактов, которые не возможно опровергнуть. Так, например, всем известная наука Астрология существует много сотен лет. Астрологи давно рассчитывают движение таких планет как Уран, Нептун, Плутон, но современная наука открыла Уран и Нептун только в 19-м веке, да и то на основании расчётных данных Астрологии, а Плутон был открыт в 1930-м году! Откуда эти космические знания у астрологов? Но современная наука объяснить астрологию не может! Зато предсказания астрологов о судьбах людей сбываются! Если, конечно, это настоящие астрологи.

Учёными обнаружено племя Догонов в Африке, находящееся на очень низком уровне развития (по нашим понятиям), однако им давно известно о том, что Сириус – двойная звезда и известен период обращения этой двойной звезды. В то время, как современная наука установила это всего несколько лет назад.

Ну а как оценить наследие, оставленное Майамской цивилизацией, бесследно исчезнувшей за 600 лет до пришествия Христа? Учёные до сих пор ломают головы над загадками, их культуры и поражаются их высокими знаниями космоса. Майамцы знали то, что мы до сих пор ещё не знаем. А Египетские пирамиды?

Тот, кто интересуется этими вещами, начинает хорошо понимать, что все эти богатые знания давались людям пришельцами из космоса. Что, раньше давались, а сейчас не даются? Даются, и практически не скрываясь от людей! Но желают ли люди получать эти знания, или их больше интересуют цены на водку? Или, может быть, люди думают, что процессы происходящие в Космосе их не коснутся? Может быть не обязательно знать Законы Космоса? А что такое человек, откуда он взялся и для чего живёт на Земле? Вот это и есть мировоззрение современного человека.


Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении
Философия и мировоззрение

Философское знание иногда рассматривается как рефлексивное, то есть такое, в котором человек познает себя, свои фундаментальные черты (рефлексия - самообращенность). Но ведь человек познает себя, глядясь в мир, отражает себя в характеристиках мира, в который он «вписан», который выступает как данность, как жизненно-смысловой горизонт человека. Таким образом, философия дает целостное представление о мире и выступает как знание мировоззренческое. Мировоззрение - это совокупность взглядов, представлений, убеждений, норм, оценок, жизненных установок, принципов, идеалов, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения и деятельности.

Мировоззрение каждого человека формируется постепенно. В его формировании можно выделить следующие ступени: мироощущение, миропереживание, мировосприятие, миропредставление, миропонимание, мировоззрение. Естественно, мировоззрение человека включает в себя не только философские взгляды. Оно складывается из специфических политических, исторических, экономических, нравственных, эстетических, религиозных или атеистических, естественно-научных и других воззрений.

Основу всех взглядов, в конечном счете, составляют философские взгляды. Поэтому понятие «мировоззрение» может быть отождествлено с понятием «философское мировоззрение».

Понятие «мировоззрение» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают по своему содержанию. Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая ориентирована на социальные явления и социально-классовые отношения.

Какова роль мировоззрения в жизни человека? Мировоззрение определяет отношение человека к миру и направленность его деятельности. Оно дает человеку ориентацию в социальной, политической, экономической, нравственной, эстетической и других сферах жизни общества. Поскольку ни одна специальная наука или отрасль знания не выступает в качестве мировоззрения, постольку изучение философии представляется важным для специалиста любой отрасли.

Мировоззрение как философское понятие

Мировоззрение - это совокупность общих представлений о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы отношения к действительности (оптимизм, пессимизм), ценностные ориентации. Мировоззрение может быть индивидуальным, общественным, групповым.

В мировоззрении выделяют два уровня - чувственно-эмоциональный и теоретический. Чувственно-эмоциональный уровень - это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретический уровень - это интеллектуальный аспект мировоззрения (действительность через призму законов).

Исторические формы мировоззрения: мифология, религия, философское знание. Миф - священное предание, сложенное о деянии богов, в котором повествуется о том, как устроен мир. Мифология связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный опыт осмысления действительности предков. Мифологическое сознание существует и сейчас. Религия - это форма общественного сознания, смысл которого заключается в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении о мироустройстве. Религия основана на вере в существование одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии существуют свои книги и организационный орган. Философия (от греч. «любовь к мудрости») - это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира.

Человек всегда задумывался над тем, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существуют жизнь и смерть. Мировоззрение по своему содержанию может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, революционным или реакционным. Определенный тип мировоззрения обусловливается исторической эпохой, общественным классом, которые подразумевают наличие определенных норм и принципов сознания, стилей мышления.

Формы мировоззрения

Философия занимает основное место в культуре человека. Философия играет огромную роль в формировании мировоззрения.

Мировоззрение - целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяются три основных формы мировоззрения.

1. Мифологическое мировоззрение - форма общественного сознания мировоззрения древнего общества, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие действительности. Чертами мифов являются очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифов на решение хозяйственных задач.

2. Религиозное мировоззрение - форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека и окружающий мир. Для религиозного мировоззрения характерно чувственное, образно-эмоциональное восприятие действительности.

3. Философское мировоззрение отличается от других тем, что оно основано на знании, оно рефлексивно (имеет способность обращаться к самому себе), логично, опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философское мировоззрение представляет собой высший вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и теоретической оформленностью.

В философском мировоззрении выделяются 4 компонента:

1) познавательный;

2) ценностно-нормативный;

3) эмоционально-волевой;

4) практический.

Философское мировоззрение имеет определенную структуру.

1-й уровень (элементарный) - совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, которые функционируют на уровне обыденного сознания.

2-й уровень (концептуальный) включает в себя различные мировоззрения, проблемы, концепции, направленные на деятельность человека или познание.

3-й уровень (методологический) - включает в себя основные понятия и принципы, выработанные на основе представлений и знаний с учетом ценностного отражения мира и человека.

Философское мировоззрение прошло три стадии эволюции:

1) космоцентризм;

2) теоцентризм;

3) антропоцентризм.
.....................................

Новосибирский колледж электроники

По курсу “Обществознание”

Мировоззрение человека

Выполнил

студент 122 группы

Прудников С.Г.

Проверила

Черепанова Е.В.

Новосибирск 2003

Введение..............................................................3

1.Что такое мировоззрение? .......................................4

2.Каким бывает мировоззрение? ................................4

3.Три основных типа мировоззрения.........................5

3.1 Обыденное мировоззрение……………………….5

3.2 Религиозное мировоззрение……………………...6

3.3 Научное мировоззрение..........................................7

4.Сознательно формируемое мировоззрение..............8

5.Общество и формирование мировоззрения..............8

5.2 Тоталитарное общество...........................................8

5.1 Демократическое общество....................................9

6.Мировоззрение нашей эпохи.....................................9

7.Вывод………………………………………………..10

8.Список используемой литературы...........................13

Введение.

В мире нет двух человек с одинаковыми узорами на коже

пальцев, нет двух человек с одинаковойсудьбой. Каждый человек индивидуален и неповторим. Нет и двух человек

с одинаковым духовным миром. Но означает ли это, что

его ничто не объединяет с другим?

Разумеется, нет. Людей объединяет очень многое: родина,

место жительства, положение в обществе, язык, возраст.

Но то, что объединяет – оно и разъединяет: у людей может

быть разное место жительства, различное место в жизни

общества, другой язык, возраст. В духовном мире тоже есть

объединяющее и разъединяющее людей: духовные инте –

ресы, жизненные позиции, ценностные ориентации, уровень

знаний. Анализ памятников духовной культуры всех этапов

развития человечества, так же как и анализ духовного мира

наших современников, показывает, что одним из важней –

ших элементов является мировоззрение.

1.Что такое мировоззрение?

В самом простом, наиболее распространённом понимании

мировоззрение – это совокупность взглядов человека на

мир, который его окружает. Есть и другие, близкие миро - воззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они

предполагают, с одной стороны, мир, который окружает

человека, а с другой – то, что связано с деятельностью

человека: его ощущения, созерцания, понимания, его воз –

зрения, взгляд на мир.

Мировоззрение отличается от других элементов духовного

мира человека тем, что оно, во – первых, представляет со –

бой взгляды человека не на какую – то отдельную сторону

мира, а именно на мир в целом. Во – вторых, мировоззрение

представляет собой отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он

живёт в ладу, в гармонии с ним?

Таким образом, мировоззрение – сложное явление духов –

ного мира человека.

2.Каким бывает мировоззрение?

Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека но –

сит исторический характер: каждая эпоха человеческой ис –

тории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами,

стоящими перед людьми, своими подходами к их решению,

своими духовными ценностями.

Можно сказать: сколько людей, столько и мировоззрений.

Однако это будет неверно. Ведь мы уже отмечали, что лю –

дей не только разъединяет нечто, но и объединяет общность

родины, языка, культуры, истории своего народа, имущест –

венного положения. Людей объединяют школа, характер

образования, общий уровень знаний, общие ценности. Поэ –

тому неудивительно, что у людей могут быть сходные, об –

щие позиции в рассмотрении мира, в его осознании и оцен –

Классификация типов мировоззрения может быть раз –

личной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одни из них приоритет отдают Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие – человеку (антропоцентризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное.

3.Три типа мировоззрения

Распространено выделение следующих типов мировоз –

зрения: обыденное, религиозная, научное.

3.1 Обыденное мировоззрение

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в

процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды

человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Оно формируется стихийно,

особенно если человек не интересовался мировоззренчес –

кими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоя –

тельно философию, не знакомился с содержанием религи –

озных учений. Конечно, нельзя полностью исключить вли –

яние религий или достижений науки, ибо человек постоян –

но общается с различными людьми; ощутимо и влияние

общедоступных средств массовой информации. Но преоб –

ладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоз –

зрение опирается на непосредственный жизненный опыт

человека – и в этом его сила, но оно мало использует опыт

других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного

сознания как элемента мировой культуры – в этом его сла –

Обыденное мировоззрение распространено очень широко,

поскольку усилие учебных заведений и пастырей церкви

зачастую задевают лишь самую поверхность сферы духов –

ной жизни человека и не всегда оставляют в ней заметный

3.2 Религиозное мировоззрение

Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основной которого являются религиозные учения, содержащиеся в

таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия,

Коран, священные книги буддистов, Талмуд и ряде других.

Напомним, в религии содержится и определенная картина

мира, учение о предназначении человека, заповеди, напра –

вленные на формирование его определенного образа жизни,

на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет

сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно

отнести тесную связь с мировым культурным наследием,

ориентацию на решение проблем, связанных с духовными

потребностями человека, стремление дать человеку веру в

возможность достижения поставленных целей.

Слабыми сторонами религиозного мировоззрения явля –

ются непримиримость к другим жизненным позициям, не –

достаточное внимание к достижениям науки, а подчас их

игнорирования. Правда, в последнее время многие бого –

словы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит

задача выработки нового пути мышления,

“о соразмерности

Бога изменениям, даваемым наукой и технологией”. Но по –

ка ещё богословы не могут определённо сказать, “какой

именно тип согласия может быть установлен между лабо –

раторной табуреткой и церковной скамьей”.

3.3 Научное мировоззрение

Является законным наследником того направления мировой

Философской мысли, которое в своем развитии постоянно

Опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижения человеческого познания,принципы взаимоотношения

человека с естественной и искусственной средой обитания.

Научное мировоззрение также имеет достоинства и недо –

статки. К достоинствам отнесём его прочную обоснован –

ность достижениями науки, реальность содержащихся в нём

целей и идеалов, органическую связь с производственной и

социальной практической деятельностью людей. Но нельзя

закрывать глаза на то, что человек ещё не занял в нем пре –

обладающего места. Человек, человечество, человечность –

это поистине глобальная проблема настоящего и будущего.

Разработка этой триады – задача неисчерпаемая, но неис –

черпаемость задачи требует не отстранения от неё, а нас –

тойчивости в её решении. Это и является доминантой сов –

ременной науки, призванной обогащать мировоззрение.

Поворот к человеку, человечеству, человечности, если он

примет всеобъемлющий характер, может стать решающим

облагораживающим фактором для всех типов мировоззре –

ния; тогда их главной общей чертой станет гуманистическая

направленность.

Такое мировоззрение наиболее перспективно для деятель –

ности людей, стремящихся осуществить развитие общества по пути научно – технического, социального и экологичес –

кого прогресса, однако человечество стоит ещё в самом на –

чале пути к широкому овладению его основами.

Сознательно формируемое мировоззрение

В обществе издавна существовало и сознательное стремле –

ние выработать целостное и обоснованное мировоззрение,

в рамках которого была бы осмыслена вся история челове –

чества, его познавательная и преобразовательная деятель –

ность, культура и ценностные ориентации. Разработка ми –

ровоззрения обычно идёт в русле определённой традиции,

опираясь на то или иное направление в философии. Созна –

тельное стремление выработать целостное мировоззрение

проявляют различные социальные группы людей, полити –

ческие партии, которые видят в нем основу не только своего

духовного единения, но и программ конкретных действий

по преобразованию общества.

Мировоззрение такого типа может строиться на самых

разных философских основаниях.

Оно может быть и религиозным, и безрелигиозным, при –

чём в первом случае его разработка осуществляется с опо –

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения