«Лейтенантская проза» – Василь Быков. Презентация на тему: "жизнь и творчество василя быкова когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то этим он еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том.". скачать бесплатно и без регистрации Что

Василь (Василий) Владимирович Быков (годы жизни 19 июня 1924 – 22 июня 2003 года) – советский и белорусский писатель, общественный деятель, представитель «лейтенантской прозы». Принимал участие в Великой Отечественной войне, окончил войну в звании старшего лейтенанта. Большинство художественных произведений Василя Быкова представлены повестями, действие которых разворачивается во время войны и в которых читатель сталкивается с нравственным выбором героев, который им приходится делать в наиболее драматичные моменты их жизни.

Василь Быков родился 19 июня 1924 года в небольшой деревне Бычки Ушачского района Витебской области. Будущий писатель родился в достаточно бедной крестьянской семье. Позднее он говорил, что не любит своего детства. Это была голодная жизнь, когда надо было ходить в школу, было нечего надеть и нечего поесть. Единственной его отрадой в то время была природа и книги. Летом он, как и многие белорусские мальчишки, бегал в лес, на озеро, на рыбалку. Если на это имелось свободное время, конечно. В то время всегда приходилось работать, было необходимо, да и заставляли. После окончания 8 классов Быков поступил в Витебское художественное училище на скульптурное отделение (будущий писатель помимо всего прочего достаточно хорошо рисовал). Но доучиться ему не удалось, ему пришлось покинуть училище и вернуться в родную деревню, после того как были отменены стипендии. В июне 1941 года Василь Быков экстерном сдал экзамены за 10 класс.

Война застала писателя на Украине, где он принимал участие в создании оборонительных рубежей. Во время отступления на восток, в Белгороде, он отстал от своей колонны и был арестован. Его даже чуть не расстреляли, приняв за немецкого шпиона. Зимой 1941-1942 годов он жил на станции Салтыковка, а также в городе Аткарске Саратовской области, обучался в железнодорожной школе. Летом 1942 года был призван в армию, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года Василю Быкову было присвоено звание младшего лейтенанта. Он принимал участие в боях за Александрию, Кривой Рог, Знаменку. Во время проведения Кировоградской наступательной операции получил ранение в живот и в ногу (по ошибке был записан как погибший).

Воспоминания об этом и события после ранения легли в основу его будущей повести «Мертвым не больно». В начале 1944 года он 3 месяца провел в госпитале, после чего принял участие в Ясско-Кишиневской наступательной операции, участвовал в освобождении Румынии. С действующей армией прошел по территории Болгарии, Венгрии, Югославии и Австрии. Дослужился до старшего лейтенанта, командовал артиллерийским взводом. За время войны дважды был ранен, имеет боевые награды. В годы войны награжден орденом Красной Звезды, после войны получил Орден Отечественной войны 1 степени.

После демобилизации поселился в городе Гродно (с 1947 года). Здесь будущий писатель работал сначала в мастерских, а потом в редакции областной газеты «Гродненская правда». В Гродно он проработал до 1949 года, после чего вновь продолжил службу в рядах Советской армии, служил в одном из отдаленных гарнизонов на Курилах. Окончательно Василь Быков демобилизовался из вооруженных сил лишь в 1955 году уже в звании майора.


Свои первые произведения будущий писатель опубликовал еще в 1947 году. Однако сам писатель свою творческую деятельность отсчитывал с 1951 года, в этом году в гарнизоне на Курилах он написал рассказы «Обозник» и «Смерть человека». На многие годы главными героями его произведений стали солдаты и офицеры, а главной темой Великая Отечественная война – эпоха «колоссальных усилий советского народа». Позднее критики отнесут его произведений к так называемой «лейтенантской прозе», яркими представителями которой были Юрий Бондарев, Константин Воробьев и многие другие, воевавшие писатели.

В 1966 году шквал официальной критики вызвала опубликованная в журнале «Новый мир» повесть «Мертвым не больно», в которой «мясорубка» прошедшей войны была показана с присущим всему творчеству Василя Быкова беспощадным реализмом. Несмотря на это, данное произведение принесло писателю уже мировую славу. А сам Быков очень высоко оценивал свой «новомировский период» жизни и дружбу с известным редактором журнала, поэтом Александром Твардовским. В 1970-е годы, когда поток фронтовой прозы в стране пошел на убыль, Быков и не подумал расставаться со званием «окопного летописца». Он не стал менять тему большинства своих произведений и не собирался забывать о трагедии военных лет. Повести Василя Быкова стали классикой отечественной литературы: «Сотников» (1970), «Дожить до рассвета» (1973), «Волчья стая» (1975), «Его батальон» (1976), «Пойти и не вернуться» (1978).

Излюбленным жанром для писателя стала повесть. В центре каждого из своих произведений он старался поставить нравственную проблему, которую Быков «растворял» в напряженных военных эпизодах, как правило, не очень протяженных по времени. Часто Василь Быков говорил и писал о том, что интерес для него представляют те жизненные ситуации, которые позволяют наиболее полно раскрыть характеры героев, позволяют представить человеческую сущность наиболее зримой, показать ее в момент самого яркого проявления. При этом обычно духовные взлеты героев его произведений завершались смертью. Так, например, герой его повести «Альпийская баллада» (1964) – русский военнопленный Иван, погибал, спасая итальянку Джулию, с которой судьба свела его всего лишь на несколько дней, для того чтобы после ада концентрационного лагеря испытать скоротечное счастье любви. Повесть «Альпийская баллада» стала одним из первых советских литературных произведений, в котором плен показывался не как вина солдата, а как его трагедия.


Также действие многих героев произведений Василя Быкова было связано с жизнь советских граждан во время фашистской оккупации – в белорусских деревнях и в партизанских отрядах. При этом центральной темой таких произведений становится тема предательства. Так главный герой повести «Сотников» в состоянии сохранить в себе верность долгу и человечность, а вот в его спутнике Рыбаке страх смерти берет верх, и он становится предателем. В итоге Сотникова казнят фашисты, а Рыбак сумел сохранить себе жизнь ценой чужих смертей, что обрекает его на вечные нравственные муки. Шел на добровольную гибель и герой другой его военной повести «Обелиск». Школьный учитель пожертвовал собой, спасая своих учеников. В повести «Обелиск» рассказ ведется от лица одного из выживших подростков, поэтому читателю предоставляется возможность самостоятельно разобраться и сделать выводы о мотивах поступков погибшего учителя.

За свои повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» Василю Быкову была присвоена Государственная премия СССР. Живя и работая в Бресте, народный писатель Белоруссии печатался в журнале «Новый мир», а в 1970-1980-е годы входил в состав руководства Союза писателей СССР. Сегодня многие критики по праву считают его творчество неотъемлемой частью русской литературы. Его повесть «Пойти и не вернуться» (1978), действие которой происходило на территории оккупированной Белоруссии в 1942 году, была инсценирована автором и с успехом ставилась в театрах в России и Белоруссии. В 1980 году Василь Быков получил звание Народного писателя Беларуси. В 1986 году его заслуги на писательском поприще были отмечены Ленинской премией.

С началом перестройки Василь Быков стал одним из первых писателей в стране, которые показали трагедию русской деревни в 30-е годы XX века, когда сталинские методы довели крестьян практически до состояния крепостных и нищенского существования. Нелегкую судьбу русского крестьянства он описал в повести «Знак беды», за нее же Быков был удостоен Ленинской премии. В повести описывалась судьба белорусских хуторян Степаниды и Петрока, которые несмотря на все унижения отказывались служить фашистам. В данной повести воплотилась важнейшая для творчества Василя Быкова идея: человеческое достоинство дороже человеческой жизни. Также в этой повести появляется новая для его творчества мысль – что страдания советского народа в годы Великой Отечественной войны не являются случайными, они, скорее всего, закономерны.


С приходом к власти в Белоруссии Александра Лукашенко, Василь Быков, который выступил с резкой критикой установившегося в государстве режима, подвергается преследованию властей, которые начинают против него кампанию: его начинают шельмовать в СМИ, а произведения не печатаются. В конце 1997 года он вынужден был покинуть страну и уехать в Европу. Некоторое время он жил в Финляндии, Германии, Чехии. В «эмиграции» он написал некоторое количество притч и рассказов, а также повесть «Волчья яма», которая была посвящена нравственным последствиям Чернобыльской катастрофы.

Скончался писатель 22 июня 2003 года в день начала Великой Отечественной войны в онкологическом госпитале под Минском. На Родину он вернулся за месяц до своей смерти. Похоронен на Восточном кладбище в Минске, в честь писателя были названы улицы в Белостоке, Гродно, а также поселке Ждановичи. Большую часть своих повестей и рассказов Быков писал на белорусском языке, многие из них он сам же переводил на русский язык. При жизни и после смерти писателя его произведения были переведены на многие языки мира.

Источники информации:
http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00070201184773068989
http://www.parta.com.ua/stories/writers/65
http://pomnipro.ru/memorypage13354/biography
http://ru.wikipedia.org

Василь Быков в своем творчестве в основном освещал военные темы, но в его произведениях мало батальных сцен, описаний эффектных исторических событий, зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне.

Поэтому я решил написать сочинение о защитнике Родины на примере повести Василя Быкова «Сотников». Описывая самые незначительные ситуации, автор дает ответы на сложные вопросы. В отличие от таких наших писателей, как Бондарев, Бакланов, Ананьев, которые любят описывать масштабные сражения, Василь Быков строит свои сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат.

Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения бойцов в экстремальных ситуациях, писатель раскрывает читателю глубины психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает многие его работы: «Альпийская баллада», «Западня», «Мертвым не больно» и другие.

Сюжет повести «Сотников» прост: партизаны Сотников и Рыбак отправляются в деревню, чтобы добыть пропитание для отряда. Сотникова мучает «разрывающий» кашель, который и выдаст его с напарником врагу. Солдат мог бы легко уклониться от задания, но он хочет показать боевым товарищам, что не боится ни «грязной работы», ни опасности, и вызывается идти.

Рыбак здоров, силен и готов ко всему. Читателю кажется, что сильный и сообразительный солдат Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников.

Но если Рыбак, который всю жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина.

Конечно, Рыбак не лишен положительных человеческих качеств, но после того, как он с товарищем попадает в плен, начинается его нравственное падение. Ради того, чтобы остаться в живых, он вступает в ряды полицаев, предает друга и даже становится его палачом.

Сотников же ведет себя, как настоящий защитник Родины. Он не думает о себе, простом солдате, который будет убит, как множество других бойцов. «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть. Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу».

Даже когда Сотникова ведут на виселицу, он все еще старается защитить невинных людей. Он все делает правильно для того, чтобы Отечество гордилось его поступком. На таких людях, как Сотников, и была построена победа в борьбе с врагом.

Творчество Василя Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью.

Я считаю, что Быков прав в том, что отдает должное простым солдатам, воспевает их героизм, так как благодаря именно их мужеству наша Родина выстояла в той тяжелой войне. Пусть имена многих бойцов неизвестны, но их подвиг бессмертен.

Теперь нет той великой страны, которую защищал Сотников, за которую он достойно погиб. Но дело вовсе не в этом. Герои Василя Быкова живут своей жизнью вне политических потрясений. Для меня Сотников всегда будет примером мужества и стойкости. Я чувствовал бы себя более бедным духовно, если бы не было в литературе героев Василя Быкова.

Сотников в обычной жизни был бы мало чем примечательным человеком. В начальство бы он не полез, не стал бы стремиться как-то выделиться среди людей. Он честно выполнял бы свой долг, ко всему относился бы совестливо. И о нем говорили бы, что это очень порядочный человек.

Вот что главное в Сотникове. Его никто не мог бы упрекнуть в непорядочности. Мне приходилось встречать таких людей. Я уверен, что они в экстремальной ситуации повели бы себя точно так, как Сотников, потому что иначе они не умеют жить.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Краткая биография писателя

Используемая литература

1. Краткая биография писателя

Василий Владимирович Быков родился в 1924 году в крестьянской семье на Витебщине. До войны учился в Витебском художественном училище. Когда началась война, Быков обучался в Саратовском пехотном училище ускоренного выпуска. Девятнадцатилетний младший лейтенант отправляется на фронт. Он участвует во многих военных операциях, и пережить ему пришлось немало. Об этом говорит такой факт: на обелиске на одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших есть и его фамилия. Спасся он от смерти случайно: будучи тяжело раненным, выполз из избы, которую через несколько минут снесли прорвавшиеся фашистские танки. Воевал Быков на территории Украины, Белоруси, Румынии, Венгрии, Австрии. Был ранен два раза. Демобилизовался лишь в 1955 году. Сотрудничал в газетах Белоруси. Первые рассказы Быкова не о войне, а о послевоенной жизни сельской молодежи: "Счастье", "Ночью", "Фруза". В 1956-1957 годах он создает первые военные рассказы. За повести "Обелиск" и "Дожить до рассвета" В. Быков удостоен Государственной премии СССР. В 1984 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда.

2. Место произведения, военной тематики в творчестве писателя

Тема войны - основная тема в творчестве талантливого белорусского прозаика Василя Быкова. Но первые военные рассказы он создает только в 1956- 1957 годах и остается верным военной теме и в последующих своих произведениях. «Журавлиный крик», «Фронтовая страница», «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Западня», «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников», «Волчья стая», «Знак беды». Это далеко не полный перечень его произведений о войне Автор «Обелиска» - один из самых авторитетных в современной литературе писателей военной темы. Многочисленные его повести о войне, созданные в разные годы, составляют как бы единый цикл, своеобразную летопись мужества, проявленного советскими людьми в положениях крайне драматических, "предельных". Герои этих произведений В. Быкова - воины армии, партизаны, жители Белоруси - проходят через испытания самые жестокие, борются действительно на грани человеческих возможностей, погибают в неравных схватках. Суровость изображения войны, событийная заостренность, как правило, служат писателю первоосновой, почвой для этико- философской заостренности. Полемически напряженно ставятся им проблемы выбора, личной ответственности, верности идей. На материале военных событий писатель ставит серьезные нравственные проблемы: что такое героический поступок, когда все обстоятельства оборачиваются против человека? Как поведет себя человек в таком случае? Каковы его возможности?

3. История создания произведения

Все дальше идет всесоюзный поиск тех, кто погиб смертью храбрых, и все больше имен открывает он. Василий Владимирович Быков стал участником войны в восемнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия. Подобно Василию Теркину из поэмы Александра Твардовского, все испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести павшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. Поэтому во всесоюзном поиске, который ведется по разным направлениям, в том числе и литературном, есть своя тропа и у писателя Василия Быкова. Она-то и привела его к обелиску, на котором значилось пять имен подростков, погибших во время войны, а через годы и годы появилось еще одно имя - их учителя Алеся Ивановича Мороза. Весь мир знает о подвиге польского педагога Януша Корчака, принявшего смерть в газовой камере вместе со своими воспитанниками, но не оставившего детей, несмотря на предложение фашистского офицера. А сколько учителей приняли смерть, оставшись неизвестными миру? Повесть В. Быкова «Обелиск», написанная в 1972 году, звучит как реквием о них, становится литературным обелиском, им посвященным. Но этим обращением к прошлому не исчерпывается содержание произведения. В нем читатель стремится рассмотреть во всей протяженности судьбы тех, кто погиб в войну, и тех, кто выжил, но продолжает чувствовать себя бойцом. Бойцом за справедливость, за восстановление имен и подвига погибших. Повесть пронизана характерной для творчества Быкова атмосферой раздумья, она раскрывает сердце читателя для восприятия нравственного смысла подвига. Автор строг к себе и своему поколению, потому что подвиг периода войны для него - основная мера гражданственной ценности и современного человека.

4. Смысл названия повести. Как реализуется он в ее содержании, идеи

"Этот чуть выше человеческого роста обелиск за каких-нибудь десять лет, что я его помнил, несколько раз менял свою окраску: был то белоснежный, беленный перед праздниками известкой, то зеленый, под цвет солдатского обмундирования; однажды проездом по этому шоссе я увидел его блестяще- серебристым, как крыло реактивного лайнера. Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику". Это строки из повести Василя Быкова "Обелиск". Книги о героях минувшей войны создаются, и обелиски им возводятся. Память об отдавших жизнь за счастье сегодняшних поколений стучит в сердцах тех, кто воевал и вернулся с победой, и тех, кто не воевал, но постоянно и прочными эмоциональными связями слит с памятью о павших.

В. Быков изображает войну и человека на войне в лучших толстовских традициях - «без прикрас, без бахвальства, без лакировки, - какова она есть». Его, по собственному признанию, интересует не технология боя, а нравственный мир человека, поведение его на войне в кризисных, трагических, безвыходных ситуациях. Автор пишет о войне как очевидец, как человек, испытавший и горечь поражений, и тяжесть потерь и утрат, и радость победы. Писателя интересует то жестоко-суровое испытание, которое должен пройти каждый из его героев: сможет ли он не щадить себя, чтобы выполнить свой долг перед Родиной, свои обязанности гражданина и патриота? Война и была такой проверкой человека на прочность идейную и моральную.

6. Поступок и подвиг на страницах повести. Образ ее героев: их понятие о героическом и обыденном, о жизни и смерти

Возможно, кто-нибудь из скептически настроенных читателей повести спросит: а собственно, был ли подвиг? Ведь учитель Мороз за войну не убил ни одного фашиста. Это, во-первых. Кроме того, он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Несправедливость подобного сомнения очевидна. Ведь учитель явился к гитлеровцам, когда те арестовали его пятерых учеников и потребовали прихода его, Мороза. В этом и есть подвиг. Правда, в самой повести автор не дает однозначного "да - нет" на этот вопрос. Он просто вводит две полемические позиции: Ксендзова и Ткачука. Ксендзов как раз убежден, что подвига не было, что учитель Мороз не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в те дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников. Спор Ксендзова и бывшего партизанского комиссара Ткачука разгорелся в день похорон Миклашевича, который, как и Мороз, учительствовал в сельской школе и уже одним этим доказал свою верность памяти Алеся Ивановича. У таких, как Ксендзов, есть достаточно рассудочных доводов против Мороза: ведь тот сам, оказывается, ходил в немецкую комендатуру и добился, чтобы открыли школу. Но комиссар Ткачук знает больше: он проник в нравственную сторону поступка Мороза. "Не будем учить мы - будут оболванивать они" - вот принцип, который ясен учителю, который понятен и Ткачуку, присланному из партизанского отряда, чтобы выслушать объяснения Мороза. Оба они познали истину: борьба за души подростков продолжается и во время оккупации. Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Несомненно, он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге, если явится их учитель - ложь, фарисейство. Но не сомневался он и в другом: если не явится, враги-изуверы используют этот факт против него, дискредитируют все то, чему он учил детей. И он пошел на верную смерть. Знал, что казнят всех - и его и ребят. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через все жизненные испытания. Став учителем, он передал Морозовскую "закваску" своим ученикам. И Ткачук, узнав, что один из них, Витька, помог поймать недавно бандита, удовлетворенно заметил: "Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать". В повести, таким образом, намечены пути трех поколений: Мороза, Миклашевича, Витьки. Каждое из них достойно совершает свой героический путь, не всегда явно видимый, не всегда всеми признаваемый Писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, непохожего на обычный, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. Перед Морозом, когда он шел из партизанского отряда в фашистскую комендатуру, перед Миклашевичем, когда он добивался реабилитации своего учителя, перед Витькой, когда он бросился защищать девушку, была возможность выбора. Поступить именно так или не поступать? Возможность формального оправдания их не устраивала. Каждый из них действовал, руководствуясь судом собственной совести. Такой человек, как Ксендзов, предпочел бы скорее всего устраниться; есть еще любители порицать и поучать, не способные на самопожертвование, не готовые творить добро ради других. Спор, который ведется в повести "Обелиск", помогает понять преемственность героизма, самоотверженности, истинной доброты.

7. Человек на войне в художественном осмыслении автором. Авторское отношение к героям

Авторское отношение к героям и ситуациям ощущается в системе образов и тоне повествования. Герои Быкова просты на первый взгляд, но через их характеры раскрываются важные черты народной войны. Поэтому, хотя в центре повести всего несколько эпизодов и действуют два-три героя, за ними ощущается масштаб всенародной битвы, в которой решается судьба Родины. Персонаж "Обелиска" Ткачук говорит, имея в виду наследие военных лет: "что-то очень важное обязательно должно остаться от нравственной силы людей, не может не остаться. Такое не пропадет. Прорастет, помнишь, как у Некрасова: "Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь, иди и гибни безупречно, умрешь не даром: дело прочно, когда под ним струится кровь". Вот! А тут крови пролилось ого сколько! Не может быть, чтобы зря". Ткачук имеет в виду подвиг самопожертвования, совершенный учителем Алексеем Ивановичем Морозом, а также подвижническую деятельность только что ушедшего из жизни Павла Миклашевича, тоже учителя, преданного ученика Мороза. И мысли его, старого уже человека, - о будущем, о том, чтобы горел, разгорался огонь справедливости, добра, мужества. Трагична эта летопись героизма. Но она и светла, потому что доказывает: нет предела моральной силе, величию человека. Такой вывод, несомненно, делает читатель и из повести "Обелиск". В произведении этом полемический заряд проявляется не только в самой логике действия: открытым спором насыщен рассказ о Морозе, ведущийся Ткачуком, не раз возникает в нем негодование по поводу "глухарей", которые не смогли понять, оценить по достоинству подвиг учителя. Ведь и имя Мороза появилась на обелиске недавно, только после долгих, упорных хлопот, предпринятых Миклашевичем. Имя учителя прибавилось к именам пятерых школьников, казненных оккупантами, стало впереди них. Мороз не принимал участия в дерзкой вылазке подростков, имевшей столь роковое последствие, даже не знал о ней. Но он был воспитателем ребят, наставником их. Главное же, он добровольно разделил их участь, пошел с ними на казнь. Поступок этот исключителен. Лишь размышляя о нем (а повесть В. Быкова, в сущности, и представляет собой размышление), лишь принимая во внимание все обстоятельства, можно постичь его в полной мере. "Глухари", они, как говорится, были и есть.

И все-таки существует большая разница между равнодушным, ограниченным заведующим района Ксендзовым, для которого с именем Мороза и до сего дня связано нечто неясное, сомнительное, и партизанским командиром Селезневым. Труднейшая пора организации сопротивления врагу. Селезнев весь в заботах об отряде, его боеспособности. Намерение Мороза уйти - нарушение, причем, это очевидно Селезневу, ничем не неоправданное, бессмысленное. Неужто можно поверить немцам, объявившим: пусть придет и сдастся учитель, тогда подростков отпустят? Ясное дело, не отпустят, повесят и их, и учителя. Ясно это и самому Морозу. Он не возражает, когда ему говорят, что идти в Сельцо - "самое безрассудное самоубийство", даже соглашается: "Это верно". Но тут же "очень спокойно так" добавляет: "И все-таки надо идти". Ткачук, комиссар партизанского отряда, хорошо знавший Мороза по предвоенной поре, чувствует силу этой спокойной убежденности, хотя и не может осознать, в чем тут суть. Да и что, собственно, значило тогда - осознать? Согласиться, чтобы Мороз отправился на смерть? А позже, когда Ткачук вместе с командиром подписывал сведения о выбывших партизанах, Мороз оказался в списке попавших в плен: не до того было, чтобы разбираться, да, наверное, и сам порядок отчетности не располагал к многообразию вариантов. Борьбу за Мороза, за доброе героическое имя его Ткачук начал спустя много лет. Вел ее вместе с Миклашевичем и, как можно понять, под сильным его влиянием: видел в этом больном, израненном, мужественном человеке, единственном, кто чудом уцелел среди тех приговоренных к смерти подростков, духовного преемника Мороза, олицетворенное продолжение добрых наставнических дел. Так откуда все-таки она шла, убежденность Мороза в правильности сделанного выбора, убежденность, понятая ныне Ткачуком, еще ранее до конца прочувствованная Миклашевичем? Мороз ценою жизни поддержал в своих учениках, в жителях деревни веру в человека - ту веру, которую оккупанты так упорно стремились уничтожить. Он пошел в Сельцо, потому что матери схваченных ребят, руководствуясь не рассудком, но сердцем, надеялись: Алесь Иванович что-нибудь придумает, спасет. Пошел, чтобы мужеством своим помочь обреченным, помочь уже тем, что будет рядом с ними и вместе с ними в страшный час. Пошел, ибо такой поступок вытекает из всего, что делалось в школе Сельца во время его там учительства. Недолгим было это время: всего два года. Но ученики успели сродниться с учителем. Целый ряд живых, красноречивых подробностей говорит нам, как прочно это родство, как естественно детям считать школу вторым домом. Случалось, она была и домом единственным: Мороз поселил у себя парня, спасая его от отцовских побоев. Да и вообще все дела, заботы детей учитель принимал как свои. Узнал - беднячка-вдова не пускает дочек в школу: обувка плохая для зимней поры, и ходить далеко. Справил девочкам ботинки, хотя сам жил очень бедно, поручил старшему школьнику провожать их, когда возвращаться приходилось в темноте (а то и сам провожал). Мороз стремился, чтобы помощь слабым, всем, кто в ней нуждается, стала нормой в отношениях между детьми, чтобы каждый ощущал локоть другого - в учении ли, в совместной ли работе, чувствовал себя человеком, на которого можно положиться. А прежде всего положиться можно было, это видели, это твердо знали, на самого Мороза, не отделявшего себя от учеников, верно служившего им требовательностью своей и любовью. Тонкий, творческий педагог, Мороз широко понимал свои задачи, действовал не по букве инструкций, а исходя из реальных интересов учения, воспитания, как выразился Ткачук, "был мастер путать постулаты", если это отвечало доброй цели. Не только в школе, во всем селе высок был авторитет молодого учителя, с ним советовались по житейским делам, его мнению, слову доверяли. Даже когда началась оккупация, этот учительский авторитет помог Морозу сохранить школу, влияние на детей, а также полезно работать для партизан. Очень важно иметь в виду: Сельцо находится в западно-белорусских землях, лишь в сентябре 1939 года освобожденных, воссоединенных с Советской Белоруссией. Тогда-то и прибыл сюда Мороз, тогда-то и начал свою работу. Он ощущал себя не просто учителем - представителем строя, основанного на принципах социальной справедливости, гуманности. Он хотел, чтобы ребята скорее и глубже "поняли, что они люди, не быдло, не какие-то там вахлаки, какими паны привыкли считать их отцов, а самые полноправные граждане", "равные в своей стране". Вот почему так заботился Мороз о приобщении детей к богатству культуры (вспомним волнующую сцену чтения вслух "Войны и мира"), вот почему всячески стремился "очеловечить" их, пробудить и укрепить чувство собственного достоинства. Конкретность сциально-исторических обстоятельств придает особую глубину и остроту всей основной коллизии повести, по-особому освещает подвиг Мороза. И, можно сказать, в корень смотрит Ткачук, когда гневно парирует Ксендзова, заявившего - а, собственно, что такое совершил Мороз, убил ли он хоть одного немца? "Он сделал больше, чем, если бы убил сто, - восклицает Ткачук. - Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно. Вы понимаете, какой это аргумент? И в чью пользу" "Такое не пропадет. Прорастет"

8. Смысл пейзажных зарисовок на страницах повести, их стилистика. Идея человека и природы

Пейзажных зарисовок на страницах повести мало. Они скупы, но точны, иногда дисгармоничны с состоянием и чувствами героев: «Природа полнилась мирным покоем погожей осени», но «меня эта умиротворяющая благость природы, однако, никак не успокаивала, а только угнетала и злила. Я опаздывал, чувствовал это, переживал и клял себя за мою застаревшую лень, душевную черствость». На фоне такого умиротворения осенней природы с особенной остротой читатель ощущает душевное состояние героя и невольно начинает сопереживать вместе с ним. Ситуация, в которую попадают и в которой действуют герои писателя, экстремальная, альтернативная, трагическая. «Руки у всех были связаны сзади. А вокруг - поля, знакомые с детства места. Природа уже дружно пошла к весне, на деревьях растрескались почки. Говорил Миклашевич, такая тоска на него напала, хоть в голос кричи». Действие сосредоточено на малом участке пространства и замкнуто в краткую временную протяженность.

И такой безысходностью веет от этой пейзажной зарисовки! Языку произведения свойственна глубокая образность и философичность. Из художественных приемов наиболее часто используются автором детали-символы: дорога, быстро мчащиеся по гладкому шоссе машины, свет фар, вырывающие из тьмы отдельные предметы. У В. Быкова мирное и военное время человека оцениваются сходно; нравственные измерения те же, подлинная драматическая основа его - общая, и выявляется она наилучшим образом тогда, когда человек действует, когда перед ним - простор, поприще, поле боя, дорога.

Спешить на похороны, опоздать, попасть в разгар поминок, слушать какие- то невнятные речи и споры, чувствовать себя чужим и лишним, уйти, оказаться с попутчиком, незнакомым и малоприятным, - то есть вроде бы исчерпать - бездарно, впустую! - весь сюжет этого томящего, нагоняемого времени, и вдруг на ночной дороге, благодаря тому попутчику, ощутить его подлинный смысл, прикоснувшись к давней трагедии военных лет, к этой завязке затянувшейся печальной драмы. Журналист и старый учитель Ткачук идут по шоссе к городу, и Ткачук рассказывает о Морозе и Миклашевиче. Даже рассказ в рассказе возникает в повести "на ходу" - на дороге, в движении, теряя, может быть, в неспешной обстоятельности и выигрывая в энергии, сжатости и страсти.

9. Традиции и новаторства в изображении войны и человека на войне

Форма повести "Обелиск", вроде бы бесхитростная, на самом деле достаточно сложна: это "рассказ в рассказе", история Мороза возникает во взволнованных словах Ткачука, их, в свою очередь, передает герой- повествователь, также имеющий повод для эмоционального восприятия событий. Такая форма хорошо соответствует дискуссионному, "размышляющему" духу произведения. Вместе с тем - и тут, пожалуй, особенно хорошо ощущаешь высокое, строгое искусство В. Быкова - в "многослойном", личностно окрашенном повествовании сохранить все точно отобранные реалистические, психологические детали. Это и помогает читателю составить объективное представление о Морозе, побудительных мотивах его действий. Повесть "Обелиск", рассказывающая о военном прошлом из наших дней, проникнута чутким вниманием к деталям жизни, что так или иначе соотносится с долговременным влиянием, оказываемым личностью, делом, подвигом Мороза. Вот, например, узнаем мы о хлопце, смело вступившем в схватку с тремя бандитами, жестоко пострадавшем, но спасшем людей, - оказывается, хлопец этот учился в школе у Миклашевича "Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать", - радуется по этому поводу Ткачук. А разве мало значат для общей нравственной атмосферы произведения волнения, беспокойство, испытываемое и Ткачуком, и героем-повествователем? Первый корит себя, что сделал для памяти Мороза меньше, чем мог. Второй - что не отозвался вовремя на обращение Миклашевича, не поинтересовался даже, в чем его суть (а дело, оказалось, шло о Морозе, нужна была профессиональная помощь журналиста). Недаром клянет герой-повествователь суету, "медвежью неповоротливость", с которыми "недолго было до конца прожить отпущенные тебе годы, ничего не сделав из того, что, может, только и могло составить смысл твоего существования на этой грешной земле". Недаром утверждает он: если жизнь "и наполняется чем-то значительным, так это, прежде всего разумной человеческой добротой и заботой о других - близких или даже далеких тебе людях".

Для Быкова учительство не только социальная роль, но - категория жизни, жизненное кредо, духовная направленность человеческого образа, в основе которой мысль о будущем, забота о нем, ответственность за него. И ответственность эта распространяется, прежде всего, на тех, кто еще только начинает жить, кому принадлежит будущее. И не в том было дело, что поверил - добровольной сдачей своей вызволит ребят, - просто считал своим долгом быть вместе с учениками в самые трудные для них минуты. Мог ли Мороз поступить иначе? Наверное, мог, но в его сознании это был единственно правильный путь, и он пошел по нему, руководствуясь этим емким "надо", не думая о том, что совершает подвиг человечности. Однако многим тогда поступок Мороза, стоивший ему жизни, показался безрассудным и бесценным. Да и спустя годы, несмотря на то, что доброе имя Мороза было восстановлено, находились некоторые, вроде заведующего районо Ксендзова, так этот поступок не расценивавшие. Немалых трудов и здоровья стоило чудом уцелевшему ученику Мороза доказать, что поступок учителя был не безрассудством, а подвигом. Сам Миклашевич тоже стал учителем, продолжил дело Мороза, впитав в свою душу его богатство и человечность. Миклашевич - итог подвижничества Мороза, а за Миклашевичем и еще кто-то, уже из его учеников - как тот парень, что не побоялся один против троих, и еще многие. Как верно говорит один из персонажей повести, "не может не остаться. Такое не пропадает. Прорастет. Через год, пять, десять, а что-то проклюнется". Пафос "Обелиска" заострен против узкого, близорукого понимания пользы, не выходящей за грань самоочевидности, не принимающего во внимание глубинные духовные и нравственные связи, по мысли писателя, протягивающиеся между прошлым и будущем. Именно такой близорукостью страдали те, кто не смогли увидеть, какой огромный, духовно значительный смысл нес поступок учителя Мороза.

Для будущего, для формирования его нравственной и духовной сути поступок Мороза - поистине героическое деяние, бесспорно в своем духовном воздействии. И не только сам поступок, но и проявившаяся в нем душевная чуткость, нравственная прозорливость. В. Быков подчеркивает, что важен не только конкретный, очевидный, сиюминутный результат совершенного, важен духовный импульс, заключающийся в нем и передающийся по цепи человеческих душ, возвышая и воспитывая их. В центре художественного мира писателя остается человек в пространстве и времени войны. Обстоятельства, сопряженные с этим временем и пространством, побуждают (и вынуждают) человека к подлинному бытию. В нем есть то, что вызывает восхищение, и то, что отвращает и страшит. Но и то и другое - подлинно. В этом пространстве выбран тот скоротечный час, когда человеку не за что и не за кого спрятаться, и он - действует. Это время движения и действия. Время поражения и победы. Время сопротивления обстоятельствам во имя свободы, человечности и достоинства.

быков война повесть пейзажный

Используемая литература

1. Михаил Сильников. Во славу павших, во имя живущих. Москва "Молодая гвардия", 1985г.

2. Духан Я. С. Великая Отечественная Война в прозе 70-80-х годов. Ленинград "Знание" 1982г.

3. Шкловский Е.А. Человек среди людей. Москва "Знание" 1987г.

4. Дедков И. Василий Быков. Повесть о человеке, который выстоял. - М.: Советский писатель, 1990.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Произведения о войне как трагедии народа в литературе ХХ века. Краткая биографическая справка из жизни В. Быкова. Сюжет повести "Сотников". Основная цель партизанской войны. Нравственная сила Сотникова. Роль и место повести в творчестве писателя.

    реферат , добавлен 09.12.2012

    Биографии Ю.В. Бондарева и Б.Л. Васильева. Место проиведений в творчестве писателей. История содания романа и повести. Место действия. Прототипы героев. Новаторство писателей и дань классике. Женские образы в романе и повести. Взаимоотношения героев.

    реферат , добавлен 09.07.2008

    Таинственная недосказанность в произведениях Хемингуэя, его отношение к своим героям, используемые приемы. Особенности раскрытия темы любви в произведениях Хемингуэя, ее роль в жизни героев. Место войны в жизни Хемингуэя и тема войны в его произведениях.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    Философско-культурологические взгляды Державина, Карамзина и Жуковского, их отношение к смерти как категории бытия и её выражение в их произведениях. Оценка отношения А. Пушкина к смерти в произведениях. Гуманистическая направленность творчества Пушкина.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2013

    Биография Василия Быкова. Ситуация нравственного выбора как основа его сюжетов. Художественное исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности. Тема Великой Отечественной войны в творчестве В. Быкова.

    реферат , добавлен 05.06.2010

    Андрей Платонов – сатирик, философ, мастер слова; стиль и способы выражения авторской позиции в его творчестве. Художественно-философская концепция повестей "Котлован", "Чевенгур": глубинный смысл человеческого бытия, тема жизни, смерти и бессмертия.

    курсовая работа , добавлен 05.10.2014

    Образ "маленького человека" в произведениях А.С. Пушкина. Сравнение темы маленького человека в произведениях Пушкина и произведениях других авторов. Разборка этого образа и видение в произведениях Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, А.П. Чехова и многих других.

    реферат , добавлен 26.11.2008

    Особенности освещения темы русско-чеченской войны в произведениях жителя Чечни, писателя Германа Садулаева. Анализ повести "Одна ласточка еще не делает весны", в которой автор пишет не только о войне, но и об истории, традициях, мифологии своего народа.

    реферат , добавлен 11.05.2010

    Творчество писателя фронтовика Вячеслава Кондратьева, особенности изображения им войны. Этапы жизни В. Кондратьева, его годы на войне и путь к писательству. Анализ повести "Привет с фронта". Идейно-нравственные связи в произведениях Кондратьева.

    реферат , добавлен 09.01.2011

    Место повести "Старик и море" в творчестве Эрнеста Хемингуэя. Своеобразие художественного мира писателя. Развитие темы стойкости в повести "Старик и море", ее двуплановость в произведении. Жанровая специфика повести. Образ человека-борца в повести.

  • Философская лирика. Такое произведение организует не чувство автора, а философская мысль, которой он
  • Смысл этого стихотворения с первого беглого взгляда остается непонятным: оно требует медленного и
  • Использование этой метонимии лишает эти минуты летучести, эфемерности, неуловимости, отдаляет их от понятия
  • Ролевая лирика. Авторское «Я» в таких стихотворениях скрыто, несущественно. Все высказывания принадлежат персонажу,
  • Перед нами очень точный перевод древней ассирийской надписи, выполненный в стихотворной форме. Даже
  • И все-таки, автор объективен. За образом Ассаргадона ясно видна явная ирония: много ли
  • Это тоже стилизация: весь сборник Гумилева «Фарфоровый павильон» состоит из подражаний поэзии Китая
  • Цикл стихов «На поле Куликовом». Стихи о
  • Тема революции в поэме Блока «Двенадцать».
  • С каким утверждением вы согласны:
  • Практика №4. Практическая работа по творчеству В.В.
  • АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ЛЮБВИ.
  • АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ.
  • Практика №5. Сергей Есенин.
  • Практика №6. Практическая работа по литературе «бури и натиска»
  • Прочтите рассказы И.Бабеля «Конармия» и подготовьте устный доклад по вопросам:
  • Проанализируйте творчество одного из писателей-сатириков периода «бури и натиска в литературе (по вашему
  • Охарактеризуйте поэзию периода «бури и натиска», выбрав автора на свое усмотрение. (Например, М.Светлова).
  • Практика №7. Практическая работа. Анализ цикла стихотворений А.Ахматовой «Реквием»
  • Если рассматривать «Реквием» как повествовательное произведение, то в нем можно выделить три уровня:
  • 2.«ПОСВЯЩЕНИЕ». (От лица поэтессы).
  • 4.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
  • В восьмой главе («К смерти») звучит откровенное желание героини умереть физически. Она дружески
  • «РАСПЯТИЕ». (Объективная ситуация, независимая от «Я» героев). Последняя глава основной части констатирует смерть
  • 5. «ЭПИЛОГ». (От лица поэтессы) Нельзя сказать, что поэма носит исключительно трагический характер.
  • Практика №8. Практическая работа. Анализ
  • Анализ рассказа «господин из Сан-Франциско» и повести «Митина любовь».
  • Подготовьте устный анализ рассказа «Гамбринус» по следующей схеме:
  • Кратко перескажите содержание повести по следующим вопросам, зачитывая наиболее яркие фрагменты произведения.
  • Практика №9. Практическая работа по творчеству Ивана Шмелева.
  • Практика № 10. Практическая работа по
  • 8. Каковы политические взгляды и общечеловеческая позиция профессора Преображенского и доктора Борменталя? В
  • Практическая работа по пьесе «Бег»
  • 10. Почему, на ваш взгляд, Хлудов покидает Россию? (Не жить, а искупать вину
  • Ответьте письменно на вопросы после прочтения пьесы «Дни Турбиных»:
  • Напишите эссе по впечатлениям от
  • Практика №11. Практическая работа по
  • Рассказ «Усомнившийся Макар».
  • Событий в повести Платонова немного, но каждое из них «исполнено глубокого символического смысла.
  • 8.Расскажите о Вощеве. (Фамилия Вощев от слов «вообще» и «вотще», то есть герой
  • 14.Расскажите о своеобразии языка, стиля произведения?
  • Практика №12. Практика по роману Шолохова
  • Вопросы и задания ко второй теме:
  • Практика № 13. Военная тема в произведениях писателей-очевидцев и военных корреспондентов в русской
  • ВОЕННАЯ ДРАМАТУРГИЯ
  • «Рядовой всенародного подвига» в творчестве Василя Быкова.
  • Повесть «Дожить рассвета». Вопросы:
  • Книги современных писателей о Великой Отечественной войне. (Краткий обзор).
  • Анализ повести Вячеслава Кондратьева «Сашка».
  • Практика №14. Творчество А.Т.Твардовского, К.Симонова, И.Эренбурга. I. А.Т.Твардовский.
  • Практика №11. Практическая работа по

    творчеству А.П.Платонова

    Повесть «Сокровенный человек» (1928 г.)

    С чего начинается повесть?

    Считаете ли вы Фому Пухова человеком бесчувственным? Только ли для характеристики главного героя писатель в самом начале изображает сцену, как Пухов режет колбасу на гробе жены? (Гроб - это страшный символ того времени. В стране голод и разруха, идет

    гражданская война. Силы нужны, чтобы революцию защитить.) Каким образом Пухов пытается проявить себя как личность? (Герой проявляет себя всегда как профессионал-механик по призванию.)

    Каково отношение главного героя к революционным событиям? Как происходит «осмысление» событий?

    Что значит слово «сокровенный»?

    В чем смысл названия «Сокровенный человек»? Главная ценность

    человеке - это свободная независимая личность, обладающая самостоятельностью и оригинальностью, то есть сокровенностью

    Рассказ «Усомнившийся Макар».

    Почему рассказ Платонова Советское правительство оценило как вредный? (Платонов одним из первых писателей почувствовал рост бюрократии, численный рост «прозаседавшихся». Его герой Макар Ганушкин высказал тревогу за «гуманистические ценности революции»).

    Прочитайте самостоятельно роман- антиутопию А. П. Платонова «Чевенгур» и историческую повесть о реформаторской деятельности Петра I «Епифанские шлюзы». Повесть «Котлован» подготовьте для

    письменного анализа.

    Событий в повести Платонова немного, но каждое из них «исполнено глубокого символического смысла.

    Вопросы и задания для самостоятельной работы:

    2. Опишите ваше впечатление о прочитанной повести.

    3. Какие мысли и чувства она вызвала?

    4.Кратко перескажите содержания произведения «Котлован». Проанализируйте некоторые эпизоды:

    а) Эпизод описания активиста, принимавшего участие в коллективизации. (У активиста нет имени. Это сатирический образ- обобщение. «Каждую новую директиву он читал с любопытством будущего наслаждения...

    со скупостью обеспеченного счастья активист гладил свою истощенную

    нагрузками грудь» Судьба активиста трагична: о смерти его никто не пожалел в деревне.)

    б) Эпизод сплава кулаков по реке. («Люди хотели навсегда заметить свою родину». Писатель явно сочувствует кулакам.)

    – 5. Какие годы исторического пути России показаны в «Котловане» Как? Какой мир изображает автор?

    – 6. Как Платонов описывает коллективизацию, отдельные этапы этого процесса, условия труда? За что он критикует коллективизацию?

    – 7. Как показаны герои повести, принявшие участие в сплошной коллективизации?

    8. Расскажите о Вощеве. (Фамилия Вощев от слов «вообще» и «вотще», то есть герой ищет смысл общего существования, но его поиски истины остаются тщетными.) Почему он уходит бродить по свету? В чем смысл жизни? Нашел ли счастье платоновский герой? («... он почувствовал сомнение в своей жизни без истины, он не мог дальше трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства всего мира и того, куда надо стремиться»).

    9. В чем счастье человека? Как об этом рассуждает землекоп Сафронов?

    10. Для чего живут герои? С какой целью роют котлован? Какой видят землю, на которой построят дом? (Люди одержимы мечтой о «едином общепролетарском доме». Мечта «воплощается» для них в маленькой героине Насте.)

    11 Что хочет сказать автор, изображая трагический финал повести: смерть Насти? Прокомментируйте значение имени героини в контексте сюжета. (Анастасия – «воскресшая». Но именно смертью девочки завершается повесть. «Трагический диссонанс имени и судьбы Насти - логический итог «общего дела» строителей миража». Дом стал ненужным; после смерти девочки в нем некому жить).

    12. Что говорит инвалид Жачев после смерти Насти?

    13 Как вы понимаете смысл заглавия? (Название символично. Рабочие роют котлован. Но в то же время в этом названии отражено платоновское видение всего происходящего. Котлован - символический образ захоронения, «где погребены чаяния и надежды людей, осуществляемые насильственными методами построения социализма»).

    14. Расскажите о своеобразии языка, стиля произведения?

    15. Каковы нравственные уроки повести?

    Поэт-эмигрант Иосиф Бродский, современник автора «Котлована» написал о Платонове: «Он писал на языке данной утопии, на языке своей эпохи, а никакая другая форма бытия не детерминирует сознание так, как это делает язык... Платонов сам подчинил себя языку эпохи, увидев в нем такие бездны, заглянув в которые однажды он уже не мог скользить по литературной поверхности, занимаясь хитросплетениями и стилистическими кружевами...»

    Отличительная особенность языка Платонова - это «неуравновешенный» синтаксис, «произвол» в сочетании слов. Язык шероховатый, но запоминающийся и яркий. Писатель использует различные художественные приемы: гиперболы, гротеск, иронию,

    переосмысление известных понятий, лозунгов, штампов, канцеляризмов.

    Слово у Платонова не только самостоятельная смысловая единица, оно имеет много контекстуальных значений.

    Практика №12. Практика по роману Шолохова

    «Тихий Дон»

    Доклады о романе Шолоова «Тихий Дон» 1. Слово о Шолохове. Замысел и история создания романа «Тихий Дон».

    2. Картины жизни донских казаков на страницах романа. «Мысль семейная» в романе «Тихий Дон». (Работа над отдельным эпизодами первой части романа, определение ее места в общем замысле романа, в его композиционном плане.)

    3. «Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова.

    4. «В мире, расколотом надвое».

    Гражданская война на Дону в изображении Шолохова.

    5. Судьба Григория Мелехова.

    Вопросы и задания ко второй теме:

    1. Найдите в первой части романа ответы на вопросы: кто такие казаки? Чем они занимались? Чем жили? Почему Шолохов с любовью пишет о них? О ком говорит с особой симпатией?

    2. Выделите самые яркие эпизоды первой части. Как они передают красоту крестьянской жизни казаков, поэзию их труда? В каких ситуациях показывает своих героев писатель?

    3. Выделите описание донской природы, казачьего хутора. Какова их роль? : «История Прокофия Мелехова» (гл. 1), «Утро в семье Мелеховых», «На рыбалке» (гл. 2), «На сенокосе» (гл. 9), сцены сватовства и свадьбы Григория и Натальи (гл. 15-22), призыв на воинскую службу, Григорий на медицинском осмотре (часть вторая, гл. 21).

    Практика № 13. Военная тема в произведениях писателей-очевидцев и военных корреспондентов в русской литературе 1 половины 20 века

    Сталинград был центром ожесточенных боев, дни и ночи гремели взрывы.

    На берегах Волги решался исход не только Великой Отечественной войны, но и всей Второй мировой войны. Расскажите о «Сталинградской поэзии».

    5. Почему Великая Отечественная война продолжает владеть сердцами людей, когда у нашей страны сейчас достаточно и других острых тем? Чем объяснить столь большой интерес современной литературы к этой теме?

    6. Расскажите о произведениях Ю. Друниной, Э. Асадова, В. Высоцкого и других поэтов на военную тематику.

    ВОЕННАЯ ДРАМАТУРГИЯ

    Современному читателю просто необходимо познакомиться с содержанием драматических произведений К. Симонова, Л. Леонова, А. Корнейчука. Они способны показать нам красоту внутреннего мира русских людей (главных героев этих произведений). Нравственные истоки их героизма раскрываются в пьесах «Русские люди» К. Симонова и «Нашествие» Л. Леонова. Сущность столкновения двух стилей военного руководства полемически раскрывается в пьесе «Фронт» А. Корнейчука.

    Эти лучшие пьесы военного пользовались большой популярностью. Все они не случайно появились в 1942 году, в период наибольшей опасности для нашей Родины.

    Прочитайте пьесу К . Симонова «Русские люди» и ответьте на поставленные вопросы:

    1. Какой период героической борьбы одного из отрядов нашей армии изобразил Симонов?

    2. Какие эпизоды вас взволновали больше всего?

    3. Расскажите о судьбах главных героев.

    5. Согласны ли вы с мнением, что драму Симонова называли порой «пьесой-очерком», «куском, выхваченным из фронтовых зарисовок»?

    6. Первоначально драматург хотел назвать пьесу «В маленьком городе», сознательно подчеркивая будничность эпизода. Окончательное название звучит лирически-взволнованно. Как вы его понимаете?

    « Рядовой всенародного подвига» в творчестве Василя Быкова.

    Интерес к личности и творчеству В. Быкова, желание прочитать и

    судьбами героев не покидает читателя до сих пор, потому что внимание автора сосредоточено на поступках и состояниях

    человека в трагедийных ситуациях, диктующих необходимость

    сделать выбор.

    Василь Быков родился в 1924 г. в Белоруссии в крестьянской

    семье, учился в Витебском художественном училище. Фронтовик,

    прошедший всю войну, дважды раненный, он описал события войны в своих произведениях. Военные дороги В. Быкова пролегл

    по полям и городам Украины, Венгрии, Румынии, Австрии. Это

    современный писатель, вошедший в литературу в конце 50-х годов XX века, популярнейший автор книг о Великой Отечественной войне. Страстное желание рассказать суровую правду о войне, какой она была на переднем крае, в занятых немцами белорусских селах, в партизанских отрядах, привело ег в литературу уже после Победы.

    В. Быков творит литературные произведения в жанре военной

    повести, где принципы психологизма сочетаются с

    документальностью и достоверностью. Герои В. Быкова,

    оказываясь подчас в безвыходном положении, совершают му

    жественные поступки, борются до конца, сохраняют

    «человечность в бесчеловечных обстоятельствах».

    "

    Класс: 11

    Цели:

    • формирование навыков самоконтроля;
    • совершенствование умений организовывать совместную деятельность при анализе художественного произведения;
    • развитие ассоциативного мышления;
    • развитие умений оперировать языковым материалом;
    • воспитывать ответственность за результат работы;
    • воспитывать чувство слова.

    Оформление:

    • презентация;
    • словарь:

    Гефтлинг – заключённый,

    Клумпес(ы) – деревянная обувь (колодки),

    Триест – провинция в Италии; порт на берегу Адриатического моря.

    1. Вступительное слово учителя.

    Более полувека назад фашистская Германия начала захватническую войну против СССР. Эта война, продемонстрировавшая, с одной стороны, массовый патриотизм, героизм, великую жертвенность нашего народа, с другой стороны, принесла Отечеству неисчислимые беды и страдания.

    Сегодня на уроке мы поговорим о проблеме героизма, о возможностях человеческого духа, проявляющихся на войне по повести В. Быкова “Альпийская баллада”.

    Работать вам предстоит в группах (их пять: библиографы, литературоведы, лингвисты, критики и художники). Несмотря на то, что каждая группа проводила небольшую исследовательскую работу, мы попытаемся вместе вслед за писателем ответить на вопросы, поставленные в повести:

    Что такое человек перед сокрушительной силой обстоятельств?

    На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца?

    2. Работа на развитие ассоциативного мышления.

    Какие ассоциации возникают у вас со словом КОНЦЛАГЕРЬ?

    (Учащиеся называют ассоциации)

    Учитель: Возможно, ассоциации усилятся, когда вы посмотрите слайды, а, главное, прослушаете цитаты Гитлера из его книги “Майн кампф” и слова других идеологов третьего рейха.

    (Показ слайдов с фотографиями фашистских концлагерей и саморазоблачительными высказываниями вождей и идеологов третьего рейха из книг Гитлера “Майн кампф”, Отто Штрассера “Гитлер и я”, Раушнинга “Гитлер мне говорил”)

    1. “В Европе может существовать только одна великая держава, и этой державой должна стать Германия… Все остальные нации – ублюдки…”.

    2. “Всё, что не принадлежит к хорошей расе, является отбросами”.

    3. “Мы теперь начинаем свою историю Европы. Но она не будет написана чернилами. Наши чернила – кровь”.

    4. “Народ, который считает Льва Толстого великим писателем, не может претендовать на самостоятельное существование. Россия должна быть вычеркнута из списка европейских держав”.

    5. “Территорию России населяет низкокачественная раса славян, не способных создать собственную государственность, собственную культуру”.

    6.“Национальный империализм связан с кровью и в ней находит своё оправдание. Кровь – это формирующий историю импульс”.

    Розенберг

    7. “Убивайте каждого, кто против нас, убивайте, убивайте … убивайте!!!”.

    8. “Кто нас не любит, тот должен нас, по крайней мере, бояться, чтобы он не осмелился поднять на нас руку”.

    Геббельс

    9. “Малообразованный, но физически здоровый человек… полезнее для общества, чем умственно развитый человек”.

    10. “Только жестокость приближает человека к движению. Если мы хотим создать нашу великую германскую империю, мы должны прежде всего вытеснить и истребить славянские народы – русских, поляков, чехов, словаков, болгар, украинцев, белорусов. Нет никаких причин не сделать этого”.

    11. “Мне нужны люди с крепким кулаком, которых не останавливают принципы, когда надо укокошить кого-нибудь… Мир может управляться лишь путём страха”.

    И это говорил и внушал свои страшные идеи другим вегетарианец, уничтоживший 50 миллионов человек.

    Нельзя позволить вновь разрастись фашистской идеологии, нельзя позволить, чтобы вновь появились лагеря смерти. В этом убеждает нас всем своим творчеством белорусский писатель Василь Быков.

    3. Слово о писателе - библиографам.

    Слайды (“Писатели, разделяя бремя войн со своими народами, приобрели право говорить о войне от имени этих народов”, - С. Наровчатов. – цитата для слайда)

    В.Быков был верен одной теме – теме Великой Отечественной войны. Кто-то из исследователей его творчества заметил, что в сердце писателя “стучал пепел сожжённых белорусских деревень”.

    (Действительно, за годы войны на территории Белоруссии фашистами было сожжено 186 деревень , где не осталось ни одной семьи; там же существовало около 260 лагерей смерти ; погибли 2 миллиона 230 тысяч человек – каждый четвёртый житель этой многострадальной страны.)

    Белоруссия - родина В.Быкова. Он родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Витебской области, в обычной крестьянской семье.

    Он увлекался творчеством белорусского писателя Якуба Коласа; из русских выделял Толстого, отмечая его “способность вобрать в себя и осмыслить целые эпохи с их сложностями и противоречиями”; Достоевского, поразившего Быкова “необычайной углублённостью в человека, в его внутренний мир”. “Моей писательской природе близка также проза Пушкина”, - говорил Быков.

    Однако в юности он не помышлял о писательском труде. После окончания семилетки он поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища.

    Когда началась война Быкова направили в инженерный батальон, на строительство оборонных укреплений. Он участвовал в тяжёлых боях на Юго-Западном фронте; после окончания пехотного училища в Саратове, получив звание младшего лейтенанта, снова воевал: в Украине, в Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии – до самой Победы; дважды был ранен.

    В.Быков – признанный мастер; лауреат Государственной и Ленинской премий, Народный писатель Белоруссии прожил нелёгкую жизнь. Начиная с середины 90-х годов, ему пришлось пережить и травлю в государственной прессе, и запрещение произведений. Уже тяжело больным писатель вынужден был покинуть родину и жить за границей: в Финляндии, в Германии; в Чехии он перенёс сложнейшую операцию. В 2003 году писатель вернулся в Минск, где ему оставалось жить совсем недолго. Символической стала дата смерти человека, верного своей теме в литературе и в судьбе – 22 июня 2003 года.

    4. О повести “Альпийская баллада”

    Зная войну не понаслышке, Быков счёл себя обязанным рассказать правду о ней – не только от лица тех, кто выжил, но и тех, кто остался на полях сражений. Каждое произведение Быкова становилось событием. Повесть “Альпийская баллада” появилась в 1964г. и имела огромный успех.

    Расскажите предысторию создания повести.

    Василь Быков вспоминал:

    “Это произошло в конце войны в Австрийских Альпах.

    Здесь был глубокий тыл немецкого рейха и, как всюду в его тылу, было много работавших на войну промышленных предприятий и, конечно, всяческих лагерей.

    Однажды мы заняли какой-то городок и ждали новой команды. Длинная колонна артполка замерла на окраинной улочке.

    И вдруг возле одной из дальних машин на глаза мне попалась девушка – щупленькая, черноволосая, в полосатой куртке и тёмной юбочке, она перебирала взглядом лица бойцов в машине и отрицательно вертела головой.

    Кто есть Иван?- спрашивала она.

    Разумеется, Иванов у нас было много, но не один из них не показался ей тем, кого она разыскивала.

    Мы спросили, какого именно Ивана она разыскивает. Девушка рассказала примерно следующее: её зовут Джулия, она итальянка из Неаполя. Год назад, летом 44-го, во время бомбёжки военного завода она бежала в Альпы, где встретила русского военнопленного. Несколько дней они блуждали в горах, голодные и раздетые, перешли горный хребет и однажды в туманное утро напоролись на полицейскую засаду. Её схватили и снова бросили в лагерь, а что случилось с Иваном, она не знает.

    Я вспомнил об этой истории спустя 18 лет, когда занялся литературой. И тогда я написал всё то, что вы прочитали в “Альпийской балладе”.

    5. Читательское восприятие.

    А как читали это произведение вы? Каковы ваши читательские впечатления?

    (Повесть читается на одном дыхании. Этому способствуют и напряжённый сюжет, и контраст между светлым чувством любви и той трагической ситуацией, в которой двое молодых людей оказались).

    Расскажите кратко о героях. Кто они?

    (В центре повествования – обычный рядовой боец Иван Терешка. Он родом из Белоруссии, это физически крепкий 25-летний парень; знакомый ему с детства крестьянский труд закалил его, сделал сильным и выносливым.

    Волею случая Иван оказался в плену у немцев. Эпизод пленения постоянно преследует его в ночных кошмарах (ведь тогда, согласно закону военного времени, сдаться в плен означало оказать пособничество врагу, т.е. изменить Родине. Должен застрелиться, но не позволить врагу захватить тебя живым). Недаром писатель заостряет внимание на этой проблеме. “Нельзя срывать злость на пленных, - с горечью думает Иван, - плен – не проступок их, а несчастье, они не сдались в плен – их взяли, а некоторых даже сдали, предали – было и такое”.

    Джулия Новелли – итальянка; воспользовавшись взрывом так же, как и Иван, она бежит из лагеря. Писатель с любовью рисует нам Джулию, подчёркивая, как она красива, изящна, хрупка: у неё чёрные выразительные глаза, густые волосы, гибкая и тонкая фигура, звонкий смех. Благодаря образу Джулии Новелли автор заставляет своего героя пройти проверку любовью).

    Что пришлось испытать Ивану во время четвёртого побега?

    Какие эпизоды произведения ярко свидетельствуют о том, что в Иване жив человек, живо его человеческое достоинство? (Процитируйте)

    (Ему приходится терпеть физическую усталость, голод, холод, нравственные муки: вспомним эпизод с “гефтлингом” - немцем, тоже сбежавшим из лагеря и грозящим Ивану гестапо (дать или не дать ему хлеба – и всё же дать), или эпизод с австрийцем, у которого Иван в силу обстоятельств отбирает буханку хлеба и тужурку. Нравственное чувство человека, привыкшего трудиться, а не разбойничать, мешает Ивану успокоить свою совесть. Писатель подчёркивает, что в сердце героя, несмотря на жесточайшие условия, в которые он попал, живо милосердие и сострадание, даже к животному, с которым пришлось Ивану сразиться).

    Какие художественные средства помогают писателю сопоставить собаку и человека?

    Чем закончилась схватка человека с собакой?

    (Иван уподобился животному, он яростно сопротивляется, понимая, если он не победить пса, то ему придётся распрощаться со свободой и жизнью. Глаголы, обозначающие не просто действия, но действия отчаянные, волевые; характерные эпитеты (многие повторяются как по отношению к собаке, так и по отношению к человеку) помогают передать динамику боя, увидеть огромную жажду к жизни… Это заметно и на фонологическом уровне: помогает передать бой человека с животным аллитерация: звуки [с]-[з]; [ж]-[ш]; [р] (эти звуки передают шум, хрипы, стоны, лязг собачьих зубов, удары…) Невольно вспоминаются строки из поэмы М.Ю. Лермонтова “Мцыри” (эпизод “Бой с барсом”):

    И мы, сплетясь, как пара змей,
    Обнявшись крепче двух друзей,
    Упали разом, и во мгле
    Бой продолжался на земле.
    И я был страшен в этот миг;
    Как барс пустынный, зол и дик,
    Я пламенел, визжал, как он;
    Как будто сам я был рождён
    В семействе барсов и волков…

    Как и герой Лермонтова, Иван побеждает. Не только в физическом смысле, но и в нравственном. “Тогда он поднялся на ноги и, отступив в сторону, схватил в траве камень. Хотел им ударить собаку, но раздумал…”)

    Как вёл себя Иван в плену? Смирился ли, сдался?

    Плен изменил Ивана, никогда не считавшего себя “ смельчаком”, укрепил его дух, воспитал характер. “В полку он ничем не выделялся среди других пехотинцев. За прежние бои получил три бумажки с благодарностью от командования да две медали “За отвагу” и думал, что на большее не способен. И уже в плену, где некому было ни вдохновлять на героические подвиги, ни награждать, где за малейшее неповиновение платили жизнью, в нём как-то сами собой проявились дух непокорства, дерзость и упрямство”.

    В какой сцене особенно ярко проявляется дух непокорства?

    (Столкновение героя с командофюрером Зандлером. Зандлер приказывает Ивану начистить ботинки. И тот смиряется, потому что готовит себя в данную минуту к совершенно другому. Ивану приходится терпеть даже то, что офицер стряхивает ему на голову пепел со своей сигареты. Только когда Иван видит презрение к себе в глазах пленных женщин, он уже не в силах сдержать свой гнев – бьёт офицера по лицу… От смерти Ивана спас внезапно прозвучавший взрыв, и это обеспечило ему возможность бежать, заодно прихватив пистолет Зандлера.)

    6. Смысл названия повести.

    Учитель: Важным моментом в изучении произведения является смысл его названия.

    Как вы объясните смысловое название повести?

    (Баллада – жанр лирической поэзии, носящий повествовательный характер;

    Стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему, для баллады характерны трагизм, таинственность, отрывистое повествование, драматический диалог;

    Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряжённым сюжетом. Главная тем баллады – столкновение с судьбой, роком.)

    Какие черты жанра баллады мы находим в повести В. Быкова?

    (В произведении Быкова присутствует и историческая тема, и трагизм, и драматический диалог – вспомним хотя бы разговоры героев о довоенной жизни Ивана, расспросы Джулии о его родине, о деревне, о колхозах…

    И всё же баллада – это жанр романтический. И у Быкова без романтики не обошлось, всё-таки баллада альпийская : в ней писатель воспевает такую любовь, которая в итоге побеждает всё: холод и голод, муки и страдания, войну и смерть).

    7. Тема любви в произведении.

    Какое развитие получает в повести традиционная для русской литературы тема любви?

    (Любовный сюжет в “Альпийской балладе” обогатил повесть, и он неотделим от истории побега. Любовь в этой повести составляет её пафос, её очень важную мысль, и в литературе о войне немного найдёте страниц, в которых бы с такой силой рассказывалось о зарождении и развитии любви – самого высокого, чистого и естественного человеческого чувства – в самых нечеловеческих условиях.)

    Критик Л.И. Лазарев признаёт интересной историю побега и преследование немцами беглецов, но ему решительно не по душе любовный сюжет повести. “Зачем понадобилось в повести эта история короткой, внезапно вспыхнувшей наперекор житейским обстоятельствам, всем смертям назло – любви?”.

    Согласны ли вы с мнением критика?

    (Лазарев положительно ошибается, когда говорит о короткой, якобы внезапно вспыхнувшей любви между героями повести. Это не внезапная любовь. Прежде чем сблизиться, полюбить друг друга, Иван и Джулия пройдут долгий и трудный, полный смертельных опасностей путь. Хотя они и бежали из одного лагеря, между ними была целая пропасть, они были чужие друг другу, словно с разных планет. Их разделяло всё, начиная с языка и кончая привычками, образом мыслей, чувств. Они медленно приближались друг к другу, преодолевая взаимную неприязнь и даже враждебность, реальные и мнимые обиды, недоверие, непонимание, отбиваясь от преследований, борясь с холодом, голодом, измученные и израненные в фашистской неволе.

    Сама жизнь - борьба ведёт героев к их выстраданному счастью. Судьба подарила Ивану и Джулии всего три дня. Это немного с точки зрения обычной человеческой мерки, но у подлинного счастья иная мера.)

    Из 24 глав повести 6 посвящены любви Ивана и Джулии. Что поражает вас при чтении этих глав?

    (На время мы забываем о том, при каких обстоятельствах встретились и полюбили друг друга герои. Да и они сами словно забыли об окружающей их жестокой реальности. Вокруг них – сказочная красота: великолепие природы, луга альпийских маков, солнечный свет и тепло. Светлый пейзаж символизирует одухотворённость, чистоту и святость чувств героев. Во всём мире, среди “дремучей первозданности гор” - только они двое и их любовь, и словно отступает тревога и ощущение опасности.)

    Как меняется лексика в главах, посвящённых любви Ивана и Джулии?

    (“От избытка счастья тихо засмеялся”; “светло на сердце”; “неожиданная непостижимая радость”; “явь была счастливее самого радостного сна”; “в душах обоих рождалось нечто великое и важное”. Заметим, что человеческая сущность Ивана до конца раскрывается лишь в отношениях с Джулией – раньше он даже представить себе не мог, что он способен любить и быть счастливым.)

    Найдите символические детали. Объясните их смысл.

    (Мак:

    На Украине этот цветок считали символом красоты и молодости;

    В Белоруссии сохранён свадебный обряд – раздавать кашу из пшена и мака, как приносящую счастье;

    У немцев он считается символом плодородия; ещё в Германии существует поверье, будто мак растёт всегда в изобилии на полях битв. Народ говорит: “Это не цветы, это кровь убитых, которая поднимается к нам из земли и, превратившись в кровавые цветы мака, просит нас молиться об упокоении их душ”.

    Небо: традиционный символ и даже перифраз Бога, Провидения, силы, которая управляет миром. Небо символизирует справедливость, вечность, лучшее, что есть в человеческой душе. С небом связаны море и реки, берущие начало на небе, а также горы. Небо – активная творческая сила, источник блага и жизни: воздух, облака, туман. Если вспомнить героев Толстого (князя Андрея и Пьера), небо – помощник их и собеседник. В романе Толстого мотив тумана и облака сопровождает описание и Аустерлицкого и Бородинского сражений. Недаром облака явились князю Андрею именно над полем битвы. Согласно поверьям у многих народов мифические существа, управляющие небом, уносят павших на поле боя в небесный мир. И нашего героя Ивана преследует образ неба (и в последние секунды своей жизни он видит небо).

    Иван: “Он долго смотрел в небо – один на один с вселенной, с сотней звёзд, больших и едва заметных, с серебристой тропой Млечного Пути через всё небо, - и тревожное беспокойство всё настойчивее вторгалось в его душу”.

    Князь Андрей: “Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками… Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба…”.

    Считаете ли вы символичными имена героев?

    (Джулия – (итал.) ассоциируется с героиней трагедии Шекспира – Джульеттой (кстати, оба этих имени из рода Юлиев – “кудрявая, пышная”)

    Иван – “Божья милость” (он был послан Джулии для её спасения).

    8. Кульминация произведения.

    Какой эпизод является кульминационным?

    Эпизод из фильма (учащиеся просматривают эпизод)

    Учитель: Посмотрите фрагмент из фильма и подумайте:

    Какие чувства испытывает Иван в эти минуты?

    (Преследуемые врагами, герои попадают в западню: сзади немцы с собаками, впереди – мрачное ущелье, “затуманенная бездна”. Этот эпизод – кульминация всего произведения: жизнь против смерти, любовь против ненависти, сила духа против оружия. Выбора нет. В любом случае – смерть. И Иван совершает невозможное).

    Учитель: Режиссёру удалось передать остроту этого момента. Но фильм снят по книге. А когда мы берём в руки книгу, первое, что бросается нам в глаза – это обложка. Слово группе художников.

    8. Творческое задание по повести.

    Продумать обложку(и). Прокомментировать содержание обложки.

    Иллюстрации к произведению. К каким эпизодам. Почему?

    Учитель: Повесть Быкова заканчивается эпилогом, точнее письмом Джулии Новели, которое она написала в белорусскую деревню Терешки.

    Прочитайте ключевые слова эпилога.

    Цитата: “Конечно, вы не забыли то страшное время в мире – чёрную ночь человечества, когда с отчаянием в сердцах тысячами умирали люди. Одни, уходя из жизни, принимали смерть как благословенное освобождение от мук, уготованных им фашизмом, - это давало им силы достойно встретить финал и не погрешить перед своей совестью. Другие же в героическом единоборстве сами ставили смерть на колени, являя человечеству высокий образец мужества, и погибали, удивляя даже врагов, которые, побеждая, не чувствовали удовлетворения – столь относительной была их победа”.

    Каково значение эпилога?

    (Устами итальянской женщины писатель показывает, какой след в душах многих тысяч людей оставил подвиг простого солдата).

    Учитель: Мы знаем, что у Ивана это был четвёртый побег из лагеря. Число 4 символизирует крест, а значит распятие и воскрешение. Иван принял мученическую смерть, и поэтому мы не вправе забывать тех, кто отдал свои жизни за мир и счастье, за любовь и покой, тех, у которых мы можем и должны перенять НАУКУ ПОБЕЖДАТЬ.

    Познакомьтесь с высказываниями.

    Важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил.

    Сенека Младший

    Жизнеутверждающих чувств много: горе и преодоление горя, страдание и преодоление страдания, преодоление трагедии, преодоление смерти.

    М. Горький

    Каждый погибший откупает у гибели другого… Надо всё время помнить о подвиге ушедших; быть может, тогда исчезнет зло и исполнится самая заветная человеческая мечта – вернуть к жизни погибших.

    Ю. Нагибин

    Какое из них может служить своеобразным итогом наших раздумий над повестью В. Быкова “Альпийская баллада”?

    9. Домашнее задание.

    Напишите мини-сочинение, прокомментировав слова Ю.Нагибина:

    “Каждый погибший откупает у гибели другого… Надо всё время помнить о подвиге ушедших; быть может, тогда исчезнет зло и исполнится самая заветная человеческая мечта – вернуть к жизни погибших…”.

    ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения