Материальное бытие. Бытие материальное и идеальное. Системная организация бытия. Основные структурные уровни организации материального бытия

Работа студентки 2- го курса Гришениной Анны Валентиновны

Две части философского знания

В целях облегчения курса его обычно делят на две частей 1)история философии.2) теория философии.

При изучении истории философии используется хронологический метод, т. е. Философские школы, направления изучались в порядке их появления в истории философского знания.

Порядок изложения определяется временной последовательностью Т. о. Здесь преобладает эмпирический, индуктивный, описательный метод изложения материала. Центральной единицей был философ.

При изучении теории философского знания порядок иной. Он определялялся не хронологией, а логикой, т.е. решающую роль при изложении играет Содержание, их значимость, роль в системе современной философии

Здесь изложение будет вестись, начиная от наиболее общих понятий к простым, конкретным, частным. От бытия до его общих форм. Здесь преобладает умозрительный, рациональный, логический подход сверху – вниз. И центральной единицей здесь будет понятие. Такие как бытие, социальное и духовное бытие и т. д.

Т.о. история философии – есть философия в динамике, в процессе. Теория же философии – есть философия в статике, т. е. Есть результат, итоги её развития. Между этими частями есть и общность. Обе они, так или иначе, но исследуют и творчество отдельных философов, и содержание тех понятий, которые они развивали.

Указанные две части дополняют друг друга. Вместе они объединяют, обогащают друг друга. объединяют исторический и логический методы подхода к философскому знанию, т. о. Помогая лучше понять содержание этой дисциплины.

2. Специфика философских категорий

Масштабность, т.о. философские понятия, категории имеют не только общий характер, а предельно общий характер. Категории – предельно масштабно. Они отображают то всеобщее, универсальное, что есть и в человеке, и в природе, и в обществе.

Самым широким является понятие бытие. В его состав входят материя, сознание, человеческое бытие.

Антропологизм т.к. широкие категории существуют и а в других науках, особенностью философских категорий является то, что они изучают природу не как самоцель, а в тесной связи ас категорией человека, т.е. обслуживают её. Философия – это антропологизированное знание. Несмотря на то, что все приводится к категории человека, но до сих пор человек для философии – загадка.

Открытость. Под этим понимается та их особенность, что философские истины открытый, незавершенный характер. Все философские истины относительны. Гегель говорил:

«Истина – есть процесс, а не стершийся пятак, который можно положить в карман и забыть».

Демокрит: « Философская истина лежит на дне глубокого колодца».

Н. Бердяев: « Человек – есть существо зыбкое, неопределенное, не медиумическое».

Множественность, полярность содержания.

Понятие бытие истолковывается Демокритом, как явление материальное. Однако Платон толкует его как явление идеальное; Фома Аквинский толкует его как явление божественное. В. Соловьев говорит, что бытие – понятие всеобщее, всеединое.

Из сказанного не следует, что философия является наукой не точной, смутной по своему содержанию. Точность её выражается том, что один раз приняв что-то философов, строго проводит это через систему, принятого положения.

3. Бытие, его сущность и формы

Его понятия – синонимы: действительность, универсум, нечто.

Сам термин греческого происхождения «ontos» Онтология, как правило, является исходной частью философской системы. Бытие является предельно широкой категорией из всех других категорий, и следовательно возникают трудности при его определении, т. к. мы определяем любое понятие сведением его к родовому.

У бытия нет родового понятия. И обычное определение невозможно. Прием сопоставления данного понятия с равновеликими, либо прием противопоставления таким же равновеликим. Указываются отличительные или сходные признаки.

бытие противоположно небытию

бытие структурно, дискретно, многокачественно. А небытие бесструктурно, однокачественно.

Философия выделяет три основные структурные части бытия:

А) материальное бытие

Б) идеальное бытие

В) человеческое бытие

бытие едино, монолитно, сводимо к какой – либо единице. Первооснова. Эта сущность выражается в многообразных формах бытия.

Основные формы бытия:

1)материально – предметное, природное бытие, объективное бытие Природа – это все существующее минус то, что создано человеком и сам человек.

2) идеальное бытие. Это субъективное бытие, идущее от человека, созданное им. Это наука, искусство, религия, философия, вся культура. Мысли, чувства, образы

3)человеческое бытие. Экзистенциональное бытие. Объект – субъектное бытие оно соединяет материальное и идеальное бытие. Интегрирует в себе бытие и небытие. Человеческое бытие – это своего рода копия мироздания или микрокосмос.

Цель изучения бытия у науки и у философии различны Для философии это средство для достижения ее высших целей. Для естествознания – это самоцель.

4. Материя и формы ее существования

Человек – существо двойственное (телесное и идеальное существо).

Первоначальный смысл заложен в слово материя, с лат. «материал», «доски»

Стремление как-то выразить мысль о единстве бытия, мира. Представить, это единство, полагая, что основой мира является нечто материальное, подобное лесу, дереву. Развитие термина наполнялось все новыми и новыми смыслами. Это развитие опиралось на развитие философии, естественно – научной мысли. В этом процессе развития выделятся несколько этапов:

С древнейших времен – до 19 века. Особенность понятия материи основано на том, что и философское и естественное понимание было одинаково. Под материей понималось какое – то вещество. Представители: Фалес, Гераклит, Демокрит, Платон.

С 19 века с развитием физики. Оказалось, что понятия материи не только вещество, но и поде с такими же признаками, что и у энергии, заряд.

20 – 21 век. В это время представления о материальном бытии стало ещё более сложным, т.к. вещество сегодня представляется, как нечто способное существовать не только в форме жидкости, газа и твердого вещества, также оно может существовать в виде плазмы, т.е. бесструктурное. Меняется и представление о поле. Оно может быть не только гравитационным, а ещё электромагнитным и радиационным, также существует и информационное поле.

В связи с этим философия перешла к более отвлеченному, абстрактному, обобщенному определению материи.

Новое определение:

Материя - есть объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания.

Оно оказалось более постоянным, чем научные

5. Структура материи, её основные свойства.

Материя, как часть бытия - явление структурное, т. е. она дискретна.

ее части – отдельные объекты, вещи.

2) материя состоит из определенных связей, взаимоотношений этих вещей друг на друга.

Благодаря этим связям и обнаруживаются своеобразные свойства, признаки отдельных вещей.

Современные представления о структуре материи включает в себя трехчастное представление о ней. Представления о материи сводится к тому, что: 1) материя состоит из вещей, объектов; 2) связи, взаимоотношения между ними;

свойства, качества вещей.

Какие же это качества вещей?

Число вещей в материи бесконечно, бесконечно и число связей между ними, бесконечны и качества этих вещей. Философия пытается выделить важнейшие из свойств – универсальные свойства. Выделяют три важнейших:

Пространство

Движение

Эти свойства материальных вещей наиболее глубоко выражают связи взаимодействия и единство вещей.

Суть: в обыденной жизни эти понятия не вызывают трудностей. Но в философии рассматриваются некоторые трудности.

А. Блаженный: « Я знаю, что я такое время, пока меня не спросят об этом».

Время:: 1) нам присуще биологическое чувство времени; 2) мало кто из нас обладает абсолютным чувством времени; 3) чувство времени связано с особенностями организма.

В этом признании чувства времени с определенными видами материи. Впервые к этому выводу пришел Спиноза, а в 20 веке Альберт Эйнштейн с его теорией относительности.

Современная философия также оценивает и пространство. Представление о нем возникло из наших наблюдений. Каждая вещь имеет протяженность, множество вещей существуют рядом.

Пространство - есть протяженность, порядок существования вещей. Имеет три измерения: высоту, длину и глубину. Иногда говорят и о четвертом параметре – времени.

Время – это повторяемость вещей, это их сменяемость, их длительность, ритм, темп существования вещей. Время же это характеристика вещей, как начало и конец, рождение и смерть. Время выражает свойство вещей чередоваться, а не существовать одновременно.

Для понятия времени выделяется понятие – типы времени:

человеческое время (100 лет);

историческое время (тысячи лет);

предысторическое время (млн. лет)

биологическое время (5 млрд. лет)

геологическое время (6 млрд. лет)

Космическое время (20 млрд. лет)

Указанные типы времени несоизмеримы. Это относительность времени.

То же самое можно сказать и о пространстве Пространство космоса изменяется в 10 км, а пространство микромира изменяется в 10 см.

Т.о. пространство и время взаимосвязаны. Выражением этого единства является движение.

Движение – есть единство пространства и времени. Это перемещение вещей в пространстве и их изменение во времени.

Типы движений: 1) механическое; 2) химическое; 3) биологическое; 4) космическое; 5) ядерное.

Все формы движения связаны друг с другом. Хотя они не одинаковы.

6. Современная наука и философия о некоторых новых свойствах бытия

Существует три характеристики:

Информативность. Весь мир и его объекты – есть определенный объем информации. (Н. Винер).

И. Пригожин. Организованность. Весь мир – движение от хаоса к первым формам материи. Высшая форма материи - человек.

Т. Дешорден. Все развитие мира - есть развитие от пассивности к активности

Материальное (от лат. materialis – вещественный) – состоящее из материи. Материя – от лат. materia – материал, вещество; греч.– «почти небытие», по Платону.

Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя":

материалистический подход , согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы - дух, человек, общество - порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

объективно-идеалистический подход - материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

субъективно-идеалистический подход - материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен - кажущееся явление, "галлюцинация") субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;

позитивистский - понятие "материя" ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

Философское понятие материи имеет давнюю историю. Впервые оно было введено Аристотелем. По его утверждению «первоначало всего» есть именно материя. Под влиянием эмпирической философии и естествознания сложилось феноменалистическое учение о материи И. Канта. По выражению И. Канта, материя есть «субстанция явления», но не явление субстанции. Будучи явлением, материя существует в нас, она зависит от существования познающего субъекта, однако представляется чем-то внешним, объективным: она есть «чистая форма, или известный способ представления неизвестного предмета с помощью того созерцания, которое мы называем внешним чувством». Материя есть то, что наполняет пространство; протяженность и непроницаемость составляют её понятие. Материя, по И. Канту, это высший эмпирический принцип единства явлений.

У Ф. Шеллинга, материя – есть дух, рассматриваемый в равновесии своих деятельностей. Реальность, бытие – это не дух и не материя, ибо оба они – два состояния одного бытия: материя сама есть угасший дух, или наоборот: дух есть материя в становлении.

Гегель диалектически развивает понятие материи из противоположности двух абстракций – положительной абстракции пространства и отрицательной – времени. Материя являет собой единство и отрицание этих двух абстрактных моментов, первое конкретное. Таким образом, материя отмечает границу, переход из идеальности в реальность. Сам переход, движение есть процесс – переход из пространства во время и обратно: напротив, материя, как отношение пространства и времени, есть покоящаяся самотождественность. Существенные определения материи составляют диалектическую триаду (отталкивание – притяжение – тяжесть). Тяжесть и есть, по Гегелю, субстанциальность материи: именно тяжесть выражает ничтожность вне-себя-бытия материи в ее для-себя-бытии, ее несамостоятельность.

Г. Галилей выделяет следующие первичные качества материи: арифметические (исчислимость), геометрические (форма, величина, положение, касание) и кинематические (подвижность) свойства. И. Кеплер усматривает в материи две изначальных, диалектически противопоставленных силы: силу движения и силу инерции. В классической ньютоновской механике основные свойства материи – это инерция (инертная масса), способность сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения и тяжесть – способность тяжелых масс взаимно притягиваться по закону гравитации. Материи противопоставляется энергия – способность совершать механическую работу или проявлять силу в движении. Другие признаки материи: сохранение массы во всех физических и химических процессах; тождество инертной и тяжелой массы, отличие материи от пространства и времени.

Можно выделить основные свойства материи, не отделимые от неё и потому называющиеся атрибутами:

1) материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима;

2) материя находится в постоянном движении в пространственно-временном континууме;

3) она есть причина самой себя (по мысли Спинозы).

Элементами структура материи являются:

Неживая природа;

Живая природа;

Социум (общество)

Характерными чертами материи являются:

Наличие движения;

Самоорганизация;

Размещенность в пространстве и времени;

Способность к отражению

Под идеальным обычно понимают нечто противоположное материальному, т. е. то, чего нет в окружающем нас мире, но что конструируется человеком в его сознании. Это могут быть мысленные или чувственные образы в реальной действительности, нравственные и правовые нормы, логические схемы, правила повседневной жизни, алгоритмы ритуалов и профессиональной деятельности, духовные ценности, идеалы и ориентации.

Понятие идеального своими корнями уходит в анимизм и тотемизм, согласно которым:

а) каждая вещь (палка, оружие, пища и т. д.) имеет собственную уникальную душу (нечто похожее на пар или тень), которая, в свою очередь, способна перемещаться в пространстве и проникать в другие вещи и людей;

б) каждая родоплеменная группа людей обязана своим происхождением и общими признаками предку-родоначальнику (тотему).

– непротяжённость и невещественность, невоспринимаемость органами чувств, несводимость к материальным процессам, которыми сопровождается чувственная и мыслительная деятельность (физико-химическим, нейрофизиологическим, биоэлектрическим и др.);

– субъективность по форме (зависит от психофизиологических и духовных качеств человека) и объективность по содержанию (отражает приблизительно верно внешний мир);

– нетождественность психическому (так как последнее включает не только образно-понятийную систему сознания, характер и темперамент человека, но и психику высших животных).

Основные формы бытия

Основные формы бытия:

1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

2) бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;

3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

Древнегреческий философ Парменид считал, что бытие существует, оно неизменно, однородно и абсолютно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия, нет. Все эти идеи содержатся в его утверждении: «Следует говорить и думать, что сущее есть, ибо бытие есть, в то время как ничего другого нет». Платон обосновал другую, прямо противоположную традицию в толковании бытия. Бытие - это мир идей, являющихся истинными, неизменными, вечно существующими. Истинное бытие противопоставляется Платоном неистинному, под которым имеются в виду доступные человеческим чувствам вещи и явления.

Платон впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное.

Иную мысль высказал Гераклит. Он считал, что стабильного, устойчивого бытия нет вообще, сущность бытия в вечном становлении, в единстве бытия и небытия. Космический огонь Гераклита (основа мира) в наглядно-образной форме выражает бытие как вечное становление.

В средневековой христианской философии выделялось «истинное бытие» - бытие Бога и «неистинное» - товарное.

В Новое время бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку; как то сущее, которое человек осваивает посредством деятельности. В бытии выделяется субстанция - нечто неизменно, неуничтожимое, существующее благодаря самому себе и в самом себе.

Каково философское определение материи? В чем различия в понимании отдельными философскими направлениями роли материи в структуре мира?

Категория «материя» неотделима от категории «бытие». С точки зрения материализма, хотя материя и является лишь частью бытия, тем не менее она представляет собой то первичное, объективное, природное, что является определяющим для развития всего остального мира. Духовное, идеальное, субъективное бытие для философа-материалиста есть лишь результат развития материального, существует лишь после него и без него существовать не может.
Правда, новейшая философия склонна считать, что бытие изначально было дуалистичным, содержало в себе и материальное, и идеальное в качестве составных частей. По своему характеру, считает И. Пригожий, наша Вселенная плюралистична, комплексна.
«Весь действительный мир, — полагал B.C. Соловьев, — состоит в постоянном взаимоотношении и непрерывном внутреннем взаимодействии идеальной и материальной природы».
Представление о порождении материальным идеального выглядит сегодня столь же обоснованным, как и известная библейская легенда о порождении Евы из ребра Адама. И удивляться этому не приходится, поскольку сегодня, как и вчера, содержание категории «материя» определяется уровнем развития человеческого знания, особенно естественно-научного.
Но что же такое материальное, природное бытие, в чем состоит его специфика по сравнению с другими формами бытия, идеальным и социальным?
Термин «материя» в переводе с греческого обозначает дерево, доски, строевой лес. Первоначально этот термин использовался в кораблестроении, поскольку именно из дерева греки строили свои корабли.
Но позднее он стал использоваться и в философии для выражения взгляда на мир как на организм, созданный из одного материала, общей основы — материи. Логика здесь была простая: если такое сложное сооружение как морской корабль состоит главным образом из хорошо прилаженных досок, лесоматериалов, то, очевидно, что и другие вещи и даже весь мир тоже состоит из какого-то единого материала, который условно тоже можно назвать досками, материей. Наиболее удачной концепцией такого рода была атомистическая философия Демокрита — основоположника материалистической линии в истории философии.
С тех пор и вплоть до конца XIX в. под материей философы понимали лишь то или иное вещество, обладающее набором определенных физических свойств, качеств, таких, как вес, объем, плотность и т.д. Но с развитием естествознания представление о материи, ее свойствах дополнялось и усложнялось. Так, в XIX в. при исследовании электромагнитных явлений выяснилось, что материя может существовать не только в виде вещества, но и в виде поля, которое имеет свои собственные физические свойства, резко отличающие его от вещества. Так, поле не имеет такого параметра, присущего любому веществу, как вес, а характеризуется определенным количеством энергии, длиной волны и т.д.
Поэтому возникла острая необходимость в разработке собственно философского, устойчивого, абстрактного понимания материи, которое отделилось бы от нефилософского, оказавшегося изменчивым, неустойчивым. Понадобилось разделить некогда единое представление о материи на два различных: философское, более общее, абстрактное и нефилософское, естественно-научное, более конкретное, детализированное динамичное, изменчивое, подвижное.
Так, уже К. Маркс считал, что для философа «материя» — не конкретное, а абстрактное понятие. Оно выражает главные, существенные признаки, которые имеются у всех материальных вещей и которые связаны прежде всего с характеристикой взаимоотношений материи с человеком как познающим субъектом. Такими всеобщими свойствами материальных вещей является то, что они существуют независимо от человеческого сознания и познаются человеком с помощью ощущений и мыслей.
Выражая этот новый подход к пониманию сущности материи, В.И. Ленин писал: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». В мире, считает он, ничего нет кроме движущейся материи, а изменчивость и развитие научных знаний о строении и формах движения материи не опровергают объективной реальности мира.
И такой подход к определению материи, который стали называть собственно философским, обнаружил свою устойчивость, особенно в XIX—XX вв., когда естественно-научные, нефилософские представления о материи стали быстро меняться, особенно под влиянием развития квантовой физики.
Вместе с тем философия отнюдь не игнорирует достижения современного естествознания в познании структуры, свойств природы и постоянно учитывает их в своих представлениях о бытии и его формах.

Каково современное естественнонаучное представление о структуре и свойствах материи?

Современные представления о материи, природе усложнились, они включают в себя весьма разнообразные знания о ее свойствах, видах и состояниях.
Свойства, состояния, виды или способы существования материи характеризуют качества, отличающие то или иное материальное явление от других. Лишь небытие, как отмечалось выше, не имеет никаких свойств, видов и состояний. Бытие как материальное, так и идеальное их имеет. Причем количество свойств, видов и состояний бесконечно, как бесконечна сама материя. Чтобы разобраться в этом многообразии, выделяют некоторые общие, универсальные свойства материального бытия, которые так или иначе присущи любому материальному объекту.
Современная физика выделяет два основных способа существования материи, природы: вещество и поле. Основной характеристикой вещества является масса, а поля — энергия.
Вещество — это различные частицы и тела, которым присуща дискретность и масса покоя; это элементарные частицы, атомы, молекулы.
Поле — это другой основной вид материи, который подобно «цементу» или «клею» соединяет, связывает частицы и тела между собой. Частицы, из которых состоят гравитационные, электромагнитные и другие поля, не имеют массы покоя.
При другом подходе к структуре материи в ней в качестве основных структурных частей выделяют неживую и живую природу.
Неживая материя, или природа, — представляет собой движение разнообразных элементарных частиц и полей, атомов и молекул, макроскопических (соизмеримых с человеком) и планетарных, космических тел. Двигаясь по ступеням от более простого к более сложному, можно выделить следующие структурные уровни неживой природы: вакуумный (уровень праматерии), микроэлементарный, атомный, молекулярный, макроуровень, мегауровень (планеты, галактики).
Уровень неживой природы, который иногда называют абиотическим, исследуется такими науками, как физика, химия, астрономия и др.
Живая природа, или биотическая подсистема организации материи, — это различного рода биологические явления и процессы. Живая природа происходит из неживой, но представляет собой более высокий уровень развития. Последовательные уровни живой природы выглядят следующим образом: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционный, биоценозный, биосферный. Как видно, живая природа начинается с более сложных структур, какими являются молекулы живых существ, чем неживая природа. Живая материя исследуется биологической наукой с ее многочисленными отраслями, включая генетику.
Высшим этапом в развитии живой природы является социальная жизнь. В ее составе исследуются индивиды, семья, коллективы, большие социальные группы, государство, системы государств, человечество в целом и, наконец, вся сфера, затронутая деятельностью человека, его разума, так называемая ноосфера. Хотя социальное бытие тесно связано с материальным его характер настолько своеобразен, что оно рассматривается в современной философии в качестве особого вида бытия.
В качестве исходного состояния материи, бытия в целом рассматривается первоначальное состояние мира в виде праматерии, потенциально содержащей в себе все ныне существующие формы бытия; из него возникли и все ныне существующие уровни материи: неживая, живая и социальная.
Однако как бы не усложнялись и не изменялись научные нефилософские представления о материи философское понимание этой категории в качестве объективной реальности, существующей независимо от человека, отличается от них, выражая то общее, единое, универсальное, что присуще всем без исключения ее формам. С помощью философской категории материи формируются представления о единстве мира, включенности человека в процесс мирового материального круговорота.
Уяснение философского представления о материи является необходимым условием формирования мировоззрения личности, независимо от того, окажется ли оно в конечном счете материалистическим, идеалистическим или религиозным.
Но изучение этой базовой философской категории будет неполным, если не ознакомиться с основными, универсальными свойствами материи, формами ее существования.
В чем заключается специфика бытия вещей, их свойств и отношений? Каковы особенности универсальных свойств материи: пространства, времени, движения?
Неотъемлемым свойством материального, вещного бытия являются его структурность, расчлененность на отдельные вещи, части, элементы.
Дискретность материального бытия с неизбежностью порождает и другую особенность его существования — наличие отношений, связей между отдельными материальными объектами. Именно благодаря существующим связям вещи сравниваются, сопоставляются. Если представить ситуацию, при которой исчезли бы все другие предметы, кроме одного, мы не смогли бы ничего сказать о его свойствах.
Наличие отдельных предметов, а также той или иной их связи с другими вещами позволяют выявить признаки, качества, свойства вещей.
Таким образом, современные представления о сущности материи включают в себя представления о том, что материя есть:
. совокупность отдельных вещей, предметов, явлении;
. сумма связей, отношений, взаимодействий между вещами;
. комплекс свойств, качеств, признаков, отличающих одну вещь от другой, выявляемых благодаря связям и отношениям между вещами.
Количество вещей, существующих в мире, безгранично. Бесконечно и количество связей, взаимодействий между ними. Но поэтому и количество свойств, характеризующих каждую из вещей, бесконечно. Но чтобы не утонуть в этом бесконечном количестве свойств, при философской характеристике материальных объектов выделяются, учитываются не все эти свойства, а лишь немногие, зато наиболее важные, универсальные свойства, которые характеризуют уникальность каждого из предметов.
К числу таких параметров, так или иначе характеризующих каждый из материальных объектов, относятся: пространство, время, движение.
Категории пространства, времени и движения выражают важнейшие универсальные характеристики, необходимые свойства вещей, их атрибуты.
Атрибут пространства характеризует определенный порядок существования вещей, а категория времени — последовательность их существования.
В обыденной жизни эти категории не вызывают трудностей. Но при более глубоком их рассмотрении возникают некоторые интересные и спорные вопросы.
В истории философии вопрос о сущности этих категорий и их соотношении с категорией материи вызывал много споров. Многие вопросы остаются здесь открытыми до сих пор.
Из опыта известно, что каждый из нас обладает чувством времени. Это чувство отражает ритмы функционирования нашего сердца, легких, мозга. Вместе с тем известно, что это чувство неточно, субъективно, относительно.
Основываясь на этом опыте, некоторые философы утверждают, что пространство, время и движение не существуют вне материи, являются ее свойствами и потому — относительны.
Но есть и философы, которые, напротив, считают, что пространство, время и движение существуют независимо от материи, от вещей и являются самостоятельными сущностями, модификациями духа. Иначе говоря, для этих философов данные категории абсолютны.
В новейшей философии преобладает первый из указанных подходов. Ныне признается, что категории пространства, времени, движения возникли из нашего опыта, наших постоянных наблюдений, т.е. в них много субъективного, относительного.
Так, пространство возникает из наблюдений, что каждая вещь имеет определенную протяженность. Каждая вещь занимает определенное место. Множество вещей существуют рядом друг с другом, граничат с чем-то. Пространство, следовательно, характеризует протяженность, порядок существования вещей, их позицию по отношению к другим материальным объектам. Оно имеет три измерения: высоту, ширину и длину. Пространство однородно, т.е. каждая из его частей имеет те же качества, что и другая.
Но каждая из вещей, помимо указанных характеристик, имеет еще и определенное временное измерение. Это их свойство иногда называют четвертым измерением.
Категория времени, так же, как и категория пространства, основывается на нашем опыте, наблюдениях. Например, мы постоянно видим, что каждая вещь, явление имеют свою длительность, скорость протекания, свой ритм, темп, сменяемость, повторяемость. Каждая вещь имеет начало и конец существования, не все явления существуют сразу, а есть определенная последовательность в смене событий — прошлое, настоящее, будущее. Время как раз и характеризует всеобщее свойство вещей и событий иметь длительность, определенный порядок смены друг друга. Время однонаправлено, необратимо, его нельзя остановить или повернуть вспять. Каждое ушедшее мгновение уже никогда не повторится.
Пространство и время являются сложнейшими философскими категориями. Это заметил уже Аврелий Августин (354—430): «Что обыкновенно бывает у нас предметом разговора, как не время? И мы, конечно, понимаем, когда говорим о нем или слышим от других. Что же такое... время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняюсь; но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик»58.
Особенно сложно представить такие свойства пространства и времени, как их абсолютность и относительность.
Абсолютность пространства и времени состоит в том, что они являются всеобщими и необходимыми свойствами существования материи.
Относительность их выражается в том, что пространственные структуры и ритм времени определяются состоянием движущейся материи, материальных объектов, физических полей, позицией наблюдателя и т.п. Это положение подтверждается теорией относительности А. Эйнштейна, современной экспериментальной физикой.
Относительность времени представить сложно. Лучше всего это сделать путем сравнения временных характеристик разных материальных объектов, процессов.
Так, историческое время, т.е. время существования цивилизованного человеческого общества, составляет примерно 6 тыс. лет.
Предысторинеское время, т.е. время становления человека в период до появления первых цивилизаций, исчисляется несколькими миллионами лет.
Геологическое время, т.е. время становления планеты Земля, составляет 6 млрд лет.
Космическое время для нас бесконечно, хотя ныне существует мнение, что и оно имеет свою точку отсчета в виде момента «Большого взрыва», рождения бытия из небытия, происшедшего около 20 млрд лет тому назад.
Для того чтобы осмыслить соотношение указанных типом времени, нужно допустить, что человек существует на Земле несколько миллионов лет, и условно предположить, что эти несколько миллионов лет равны одному дню, тогда шеститысячелетняя мировая история составит всего-навсего несколько последних минут этого дня.
Таким образом, масштабы исторического, предысторического, геологического времени почти несоизмеримы, относительны, «привязаны» к тем объектам, свойством которых они являются.
То же самое можно сказать и о пространственных свойствах разных объектов, например микромира, макромира и мегамира.
Следовательно, категории пространства и времени тесно связаны с материей, неотделимы от нее. Каждый из нас живет в своем определенном пространстве — времени.
Неотделимо от материи и еще одно ее универсальное свойство — движение.

Что такое движение как универсальное свойство материи? Каковы современные представления об основных формах движения?

Категории пространства, времени и движения теснейшим образом связаны между собой. В движении выражается единство пространства и времени. Под движением понимается единство перемещения вещей в пространстве и их изменения во времени.
Движение материи абсолютно, ее покой относителен. Подчеркивая исключительную важность этого свойства природы, Аристотель говорил, что незнание движения необходимо влечет за собой и незнание природы.
Ошибочно понимать под движением только механическое перемещение вещей в пространстве. Эта многогранная категория включает всякое изменение вещей и процессов во времени.
Так, движущаяся автомашина одновременно перемещается в пространстве и амортизируется, стареет во времени. Не случайно при покупке подержанной машины обычно интересуются не только ее пробегом, но и датой выпуска. Книга, лежащая на библиотечной полке, перемещается меньше, чем автомашина, но также стареет во времени.
Именно поэтому верно утверждение, что материя не может существовать без движения. Как верен и тезис о том, что движение не может существовать без какого-либо материального носителя: вещества или поля.
В неразрывном единстве материи и движения последнее все же подчинено первой. Материя исходна, а движение производно.
Движение — универсальное свойство материи, но оно в свою очередь обладает рядом признаков, качеств, собственных свойств. Перечислим важнейшие из них.
Движение объективно, т.е. оно существует независимо от сознания человека. Иначе говоря, причина движения, изменения материи заключена в ней самой. Отсюда вытекает и положение о бесконечности взаимопревращений материи как субстанции вечной и бесконечной.
Движение характеризуется и таким качеством, как всеобщность. Это означает, что в природе нет таких явлений, которые были бы лишены движения, а само существование материальных объектов во всех своих моментах и связях определяется движением.
Современная философия отвечает и на вопрос об источнике движения, усматривая его в борьбе объективно существующих в предметах противоположностей, таких, например, как:
. действие и противодействие в механическом движении;
. более низкая и более высокая температура в тепловом движении;
. положительный и отрицательный заряд в электричестве;
. полярные интересы отдельных людей и их объединений в общественном развитии.
И наконец, еще одно качество движения определяется как его абсолютность. Конечно, современная философия не отвергает существования в мире моментов устойчивости, равновесия, покоя, стабильности. Однако при этом подчеркивается относительный характер таких состояний материальных объектов. Покой есть лишь момент движения, он преходящ, временен, относителен.
О покое можно говорить только по отношению к определенной точке отсчета, при более широком взгляде покой всегда оказывается лишь моментом движения.
Многообразие мира, форм его движения породило потребность в упорядочении, классификации его конкретных форм, которые тесно связаны со своим носителем.
Так, Ф. Энгельс выделял из множества форм движения пять основных: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную.
Сегодня классификация Энгельса выглядит устаревшей. Современная наука значительно углубила и конкретизировала представления о формах движения материи. В настоящее время их классификация включает в себя такие основные формы, как:
. пространственное перемещение;
. движение, определяемое взаимодействием заряженных частиц;
. гравитационную форму движения;
. ядерное взаимодействие;
. химическую форму движения как процесс взаимодействия молекул и атомов;
. геологическую форму движения, связанную с изменениями в материках, слоях земной коры;
. биологическую форму движения;
. социальную форму движения.
Несомненно, что дальнейшее развитие науки будет вносить новые коррективы в ныне существующую классификацию.
Научная классификация форм движения материи помогает понять несостоятельность попыток сведения высших форм движения к низшим: социальных— к биологическим, биологических— к физико-химическим и т.п. На практике эта несводимость подтверждается малой результативностью попыток создания «человека-робота», электронных аналогов человеческого мозга и т.п.
Современная наука, стремясь глубже проникнуть в тайны природы, сегодня значительно расширила наши представления о ее свойствах, дополнив их перечень рядом новых ее характеристик. Современное видение природы основывается на выделении некоторых ее новых качеств. Подчеркивается важное значение следующих ее особенностей:
Природное бытие ныне рассматривается как результат длительной универсальной эволюции; причем ее результатом являются не только живые, но и все другие известные науке естественные системы, вся Вселенная в целом. Таким образом, признается, что феномен эволюции нелокален, как думали раньше, а универсален.
В качестве главного механизма универсальной эволюции рассматривается столь же универсальная способность всех природных и социальных систем к самоорганизации, под которой понимается самопроизвольный переход системы на более высокий уровень организованности, упорядоченности. Причем феномен человека рассматривается в качестве высшей точки развития природных процессов самоорганизации.
Фундаментальной характеристикой мироустройства является его системная организация, т.е. мир представляется не как существование разрозненных элементов, а как бытие некоторых совокупностей этих элементов, находящихся в тесных связях и отношениях друг с другом, причем каждая из этих совокупностей образует некоторую целостность, единство; в связи с этим в современной философии и науке все прочнее утверждается системный подход к действительности.
Изучение проблем структуры бытия, материи и ее свойств является необходимой предпосылкой формирования того или иного миропонимания.
Вместе с тем полная картина бытия, действительности включает не только материальное, но и идеальное, духовное бытие. Анализ сущности идеального в некоторых отношениях представляется для теории и практики даже более значимым, чем рассмотрение проблем материи.
Обосновывая эту мысль, русский философ начала XX в. Лев Шестов писал: «Материя — на самом деле самая покорная, поддающаяся человеку сущность. Вся беда, вся трагедия человечества не в ней, а в идеях. Самый страшный враг всего одушевленного — не косная материя... самый страшный и беспощадный враг— это идеи. С идеями и только с идеями нужно бороться тому, кто хочет преодолеть ложь мира».
Поэтому для формирования цельного философского мировоззрения необходим также анализ сущности и форм идеального бытия, человеческого сознания, мышления, языка.

6.2. Бытие материальное

Бытие материальное, материя есть некая чувственно воспринимаемая реальность, существующая в пространстве и во времени и выразимая математически. Особенно существенна при этом связь материи с пространством. Протяженность материи составляет ее самый специфический признак. Материя рассеяна в пространстве и вне пространства перестала бы быть материей. Недаром Гегель определял материю как Auseinandersein - «вне-себя-бытие», как пространственно-временную внеположность.

Столь же существенна связь материи с числом. Именно по отношению к материи больше всего оправданы слова из Библии о том, что «положил Господь меру и число всем вещам». Все успехи физики в деле познания материальной природы были одержаны благодаря применению математического метода. Современная физика, порвав с традициями классической механики Галилея и Ньютона и евклидовой геометрией, пользуется лишь более утонченными математическими «конструкциями», потерявшими свой прежний наглядный характер. Можно даже сказать, что современная физика, т.е. теория относительности и квантовая теория, стала еще более математической, чем прежде. (Недаром один из современных физиков сказал, что материя в современном понимании превратилась в «пучок дифференциальных уравнений».)

Но если протяженность и количественная множественность составляют, так сказать, априорные черты строения материи, то ряд других китов, на которых держалось традиционное понятие материи, подвергся в современной физике революционному преобразованию. Так, на основании исследования радиоактивности элементов, равно как и на основании квантовой теории, современная физика отбросила понятие материи как инертной массы, состоящей из непроницаемых неделимых частиц (корпускулярная теория материи), движущихся по закону механической причинности (следствие равно причине), т.е. по инерции. В современном понимании материя проницаема и динамична. Движение или, вообще говоря, изменение, «творческая изменчивость» составляет присущее материи первосвойство. Далее, принцип механической причинности, который в течение веков считался аксиоматичным, потерял как будто свою непререкаемую значимость: современная физика предоставляет все более места закономерности статистической, вычисляемой при помощи теории вероятности и оставляющей известный простор случайности.

На основании всех этих открытий и теорий, поколебавших, между прочим, закон сохранения материи, некоторые физики, пытаясь философски осмыслить этот переворот, утверждают, что материя «исчезла», что она одухотворилась и что в недрах ее имеет место «свобода воли», понимаемая, кстати говоря, как чистый произвол. Закон причинности некоторыми физиками вообще выбрасывается за борт.

Огромное философское значение целой серии революционных «переоценок ценностей» несомненно. Парадоксально, но факт: преодоление материализма произошло, главным образом, благодаря анализу глубинной структуры материи. Та твердыня, опираясь на которую материализм нередко производил успешные вторжения в область биоорганического и психического бытия, оказывается взорванной изнутри.

Необходимы, однако, осторожность и критичность в оценке открытий и теорий современной физики. Если в свое время принципы классической механики считались многими неопровержимым доказательством в пользу философского материализма (Бюхнер, Фогт, Молешотт), то это указывало лишь на отсутствие подлинно философского, критического духа. Материализм, ссылавшийся на принципы классической механики как на «доказательство» своей истинности, не может не быть назван наивным. Но столь же наивен и спиритуализм, провозглашаемый «научно доказанным» неумеренными приверженцами квантовой теории.

Материя «исчезла» лишь с точки зрения корпускулярной теории. По существу же, она лишь переменила свои свойства, став проницаемой, динамичной и, в известных пределах, органичной. Правда, больше нельзя говорить о материи как о субстанции: субстанциальное, вещественное понимание материи несовместимо с данными современной физики (впрочем, оно было отброшено еще Лейбницем и Кантом). Однако с полным правом можно и теперь говорить о материальных процессах, в отличие от процессов иной категориальной структуры. Если прав Рассел, утверждая, что за последние десятилетия наше знание духа материализовалось, а знание материи одухотворилось, то все же незыблемой остается грань, отличающая материю от иных типов бытия (хотя эта грань и перестала быть пропастью).

Однако, повторяем, мысль о материи как о некой непроницаемой сущности, всецело подчиненной закону механической причинности, современной физике пришлось отбросить. Вообще кризис детерминизма - самый больной нерв современной физики; в этом пункте и заключается центр тяжести того переворота во взглядах на материю, под знаком которого стоит современная наука. Принципиальная непредвидимость внутриатомных процессов («принцип неопределенности» Гейзенберга) дает эмпирическое (а не только метафизическое) основание говорить о возможности микроскопической (которой практически можно пренебречь) «свободы воли» микрочастиц и микроволн. Если сам основатель квантовой теории Макс Планк и продолжает утверждать принципиальную незыблемость детерминизма (с точки зрения Высшего Существа), то это уже дело веры, а не мнимого знания, как прежде.

Что же может сказать по этому вопросу философия? Во-первых, то, что с точки зрения физики «принцип неопределенности» настолько же не доказывает индетерминизма, насколько классическая механика Галилея и Ньютона не доказывала правоты детерминизма. Ибо, поскольку физика имеет дело с явлениями материальными (а не сущностью бытия), теоретически вполне правомерен взгляд, согласно которому закон причинности господствует в мире явлений, а не «вещей в себе». В свою очередь, научно неопровержим взгляд, что индетерминированность внутриатомных процессов есть следствие нашей ограниченности; по существу же, как в макро-, так и в микрокосмосе господствует всемогущий закон причинности.

Однако, с другой стороны, нет сомнения в том, что классическая механика серьезно препятствовала индетерминистам перенести вопрос свободы воли из плоскости чистой метафизики в плоскость непосредственного опыта, в плоскость «физики». В этом отношении «принцип неопределенности» Гейзенберга дает в руки индетерминистам сильный эмпирический аргумент. Смысл этого аргумента может быть понят, однако, лишь на основе определенной философской системы; сам же по себе взятый, «принцип неопределенности» не опровергает детерминизма.

Наряду с «принципом неопределенности» Гейзенберга эпохальное философское значение имеет учение современной физики об органическом строении материи. Согласно этому учению (в формулировке Планка), «каждая материальная точка системы находится одновременно во всем пространстве, занимаемом этой системой, и притом не высылаемым ею силовым полем, но своей массой и своей энергией». Т.е. строение, например, атома (который, согласно современной физике, представляет собой целую систему) носит не механический, а органический характер. В нем имеет место не только взаимодействие частиц, но и воздействие целого на части.

Тем не менее как индетерминированность, так и органичность строения присущи материи в микроскопической степени и констатируемы лишь по отношению к микрочастицам. Практически же, т.е. по отношению к нашим «грубым» органам чувств, материя остается той косной, механической силой, за каковую она испокон веков считалась.

Таким образом, современная физика дает необычайно сильные аргументы в пользу признания духовных основ материи, точнее, материальных процессов. Однако, повторяем, это признание нисколько не подкрепляет наивного спиритуализма во взгляде на материю. Ибо несомненно, что первично органичная и «свободная» материя имеет стихийную и сильную тенденцию к механизации, косности, детерминизму. (Недаром Пуанкаре говорил: «Материя - это детерминация».) Иначе говоря, имея духовные основы, материя все же остается материей - в ней (в первичной, «духовной» материи) есть роковая тенденция к «материализации». Поэтому нельзя считать «косную» материю, данную нам в опыте, за продукт грубости наших органов чувств. В самой материи есть тенденция к косности, которая и делает ее материей. Согласно этому взгляду, если бы мы обладали способностью проникать вглубь вещей, мы увидели бы, что в основе материи лежит живое духовное начало - «субстанциональный деятель» (по терминологии Лосского), однако наряду с этим мы увидели бы «материализацию» и механизацию этого начала по мере его вступления в пространство. Поэтому причинность остается по-прежнему (хотя и с оговорками) основной категорией материальных процессов.

Таким образом, не поступаясь принципами органического мировоззрения и признавая первичную органичность и индетерминированность материи, можно в то же время повторить слова Пуанкаре: «Материя - это детерминация». Материя остается низшим пластом бытия, в котором явлено наибольшее приближение к косности.

Философия физики различает три основные теории материи:

1) «Корпускулярная теория» (называемая также «атомистической»), согласно которой материя состоит из неделимых мельчайших частиц, как бы они ни назывались - «атомы», «электроны» и т.п. В настоящее время эта теория претерпела столь решительные удары, что у нее осталось мало защитников.

2) «Энергетическая теория», видящая в материи одно из проявлений энергии. Первым шагом на пути к энергетическому пониманию материи стал закон сохранения энергии при превращении ее из одного вида в другой (например, из тепловой в кинетическую), установленный Р. Майером. Однако при этом энергия все же понималась материально, в основном - кинетически. Даже электрическая и радиоактивная энергия кое-как укладывались в кинетические схемы. Лишь в самое последнее время удалось установить переход материи в чисто энергетическое (нематериальное) состояние. Большинство современных физиков придерживается энергетизма.

3) «Динамическая теория», согласно которой материя есть особое состояние равновесия сил. Здесь материя сводится к продукту действия сил. Теория эта впервые была высказана Бошковичем и затем в более строгой формулировке - Кантом. Важно подчеркнуть, что здесь сила понимается не как свойство материи, а как то, что лежит в основе самой материи и ее «производит». Энергетизм и динамизм сходятся в неприятии корпускулярной теории. Есть, однако, различие между энергетизмом и динамизмом: понятие энергии не предполагает понятия ее «носителя», в то время как сила немыслима без ее субстанциального источника - «субстанциального деятеля» (которого необходимо мыслить по бесконечно отдаленной аналогии с человеческим «я»). Поэтому, по нашему мнению, энергетизм находится на полпути между «корпускулярным» и «динамическим» пониманием материи. Энергетизм не вполне освобождается от материализма. Это утонченный, завуалированный материализм. Динамическая же теория материи (не менее энергетизма подтверждаемая современной физикой) решительно утверждает, что материя как субстанция не существует, что есть лишь материальные процессы, в основе которых находятся сверхматериальные, сверхпространственные «субстанциальные деятели», носители сил, вступающих в пространство. Полное преодоление материализма в физике возможно лишь на основе «динамической теории».

Из книги Слово о слове автора Елизаров Евгений Дмитриевич

3.1. Идеальное и материальное в слове Но где начинается творчество? И где исток нравственности? Да и в самом ли деле они так уж нерасторжимо связаны друг с другом?Обратимся к основам, к тому далекому эволюционному водоразделу, где должен был кончиться все еще

Из книги Слова пигмея автора Акутагава Рюноскэ

МАТЕРИАЛЬНОЕ БОГАТСТВО Лишенный материального богатства лишен и богатства духовного – так было в двухтысячелетней древности. Сегодня иначе – обладающие материальным богатством лишены богатства

Из книги Бытие и время автора Хайдеггер Мартин

Четвертая глава Бытие-в-мире как событие и бытие самости. «Люди» Анализ мирности мира постоянно вводил в обзор целый феномен бытия-в-мире, без того чтобы при этом все его конститутивные моменты выступали с той же феноменальной отчетливостью что и феномен самого мира.

Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

2. Материальное производство Деятельность людей в сфере материального производства в конечном счете преследует цель создания из вещества природы самых разнообразных предметов потребления, прежде всего продуктов питания, для удовлетворения жизненно важных

Из книги На весах Иова автора Шестов Лев Исаакович

XI. Идеальное и материальное. Чем держится наш мир? Материей, говорит очевидность. И те, которые хотят вырваться из власти видимости, всегда спорят с материалистами. В общем, спорят удачно: материализм разбит вдребезги и считается философией тупиц и невежд. Но - материализм

Из книги Основы философии автора Бабаев Юрий

Тема 8 Материальное производство и социальные следствия его развития Материальное производство как сущностный признак общества. Элементы материального производства Общество состоит из индивидов, включенных в сложные общественные связи: производственные, правовые,

Из книги Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция автора Лосский Николай Онуфриевич

3. Учения, релятивирующие психическое и материальное бытие Учение о том, что вступление предмета в некоторое своеобразное отношение к человеку делает предмет сознаваемым, привело некоторых гносеологов к теориям, отрицающим абсолютное различие между психическим и

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

1. Материальное производство Таким системообразующим компонентом социума, очевидно, могут быть только сфера материально-практической деятельности людей, складывающиеся в ходе этого взаимодействия общественные отношения. Эта сфера не только исторически первая, она же

Из книги Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1 автора Гуссерль Эдмунд

Материальное производство как объект исторического исследования Экономическая сфера жизни общества исследуется многими науками. Изучению этой сферы (материального производства, законов его функционирования и развития) посвящает себя целиком политическая экономия,

Из книги Философское ориентирование в мире автора Ясперс Карл Теодор

§ 42. Бытие как сознание и бытие как реальность. Принципиальное различие способов созерцания Итогом проведенных нами рассуждений стала трансцендентность вещи по отношению к ее восприятию, а в дальнейшем в отношении любого сопряженного с нею сознания вообще, - не просто

Из книги Основные понятия метафизики. Мир – Конечность – Одиночество автора Хайдеггер Мартин

§ 44. Исключительно феноменальное бытие трансцендентного, абсолютное бытие имманентного Кроме того, от восприятия вещи, - и в том тоже сущностная необходимость, - неотделима известная неадекватность. Вещь принципиально может быть дана лишь «односторонне», а это значит

Из книги Формирование философии марксизма автора Ойзерман Теодор Ильич

Всеобщие, формальные понятия бытия (бытие-объектом, бытие-Я, в-себе-бытие) Бытие, как постигнутое, становится тут же определенным бытием. Поэтому в ответ на вопрос, что есть бытие, нам представляются различные виды бытия (vielerlei Sein): эмпирически действительное в пространстве

Из книги Антология реалистической феноменологии автора Коллектив авторов

h) Что-бытие, что-бытие и бытие-истинным как возможные истолкования связки. Нераздельное многообразие этих значений как первичное существо связки Хотя аристотелевская теория «апофантического логоса» была и остается определяющей для дальнейшей традиции логики, более

Из книги автора

с) Бытие-свободным, дологическое бытие-открытым для сущего как такового и устремленность навстречу связуемости как основание возможности высказывания Итак, ?????, предстающий в форме «апофантического логоса», есть можествование в направлении того отношения, которое

Из книги автора

4. Человеческая эмансипация и историческая миссия пролетариата. Сознание и бытие, идеальное и материальное. Социалистическая революция и преодоление отчуждения Из двух статей, опубликованных Марксом в «Ежегоднике», первая – «К еврейскому вопросу» – была написана

Из книги автора

В. Материальное apriori в этике Далее я хочу показать, что и в пределах ценностного Apriori формальное отнюдь не совпадает с Apriori вообще, а также раскрыть основные виды априорных сущностных отношений, которые здесь имеются. Здесь, однако, излагается не все, что относится к

Материя, как часть бытия - явление структурное, т. е. она дискретна, ее части – отдельные объекты, вещи. Материя состоит из определенных связей, взаимоотношений этих вещей друг на друга.

Благодаря этим связям и обнаруживаются своеобразные свойства, признаки отдельных вещей.

Современные представления о структуре материи включает в себя трехчастное представление о ней. Представления о материи сводится к тому, что:

1) материя состоит из вещей, объектов;

2) связи, взаимоотношения между ними;

Число вещей в материи бесконечно, бесконечно и число связей между ними, бесконечны и качества этих вещей. Философия пытается выделить важнейшие из свойств – универсальные свойства. Выделяют три важнейших:

Время Пространство Движение

Эти свойства материальных вещей наиболее глубоко выражают связи взаимодействия и единство вещей.

Суть: в обыденной жизни эти понятия не вызывают трудностей. Но в философии рассматриваются некоторые трудности.

Время:

1) нам присуще биологическое чувство времени;

2) мало кто из нас обладает абсолютным чувством времени;

3) чувство времени связано с особенностями организма.

Современная философия также оценивает и пространство. Представление о нем возникло из наших наблюдений. Каждая вещь имеет протяженность, множество вещей существуют рядом.

Пространство - есть протяженность, порядок существования вещей. Имеет три измерения: высоту, длину и глубину. Иногда говорят и о четвертом параметре – времени.

Время – это повторяемость вещей, это их сменяемость, их длительность, ритм, темп существования вещей. Время же это характеристика вещей, как начало и конец, рождение и смерть. Время выражает свойство вещей чередоваться, а не существовать одновременно.

Для понятия времени выделяется понятие – типы времени:

человеческое время (100 лет);

историческое время (тысячи лет);

предысторическое время (млн. лет)

биологическое время (5 млрд. лет)

геологическое время (6 млрд. лет)

Космическое время (20 млрд. лет)

Указанные типы времени несоизмеримы. Это относительность времени.

То же самое можно сказать и о пространстве Пространство космоса изменяется в 10 км, а пространство микромира изменяется в 10 см. Т.о. пространство и время взаимосвязаны. Выражением этого единства является движение.

Движение – есть единство пространства и времени. Это перемещение вещей в пространстве и их изменение во времени. Типы движений: 1) механическое; 2) химическое; 3) биологическое; 4) космическое; 5) ядерное.

Все формы движения связаны друг с другом. Хотя они не одинаковы.

30. Диалектика как философская теория развития

Диалектика в современной философии – теория развития бытия и метод его познания. Элементы данной теории: принципы, законы и категории.

Основные принципы: принцип развития и принцип всеобщей связи.

Законы – наиболее общие связи: среди них выделяют существенные, необходимые и устойчивые.

Основные законы диалектики:

Единства и взаимодействия противоположностей или закон противоречия (якобы определяющий источник развития);

Взаимоперехода количественных и качественных изменений (якобы описывающий механизм развития);

Отрицания отрицания (якобы задающий направление развития).

Неосновные законы: причина-следствие, необходимость-случайность, возможность-действительность, содержание-форма, часть-целое, сущность-явление.

Слово «ДИАЛЕКТИКА» впервые применил Сократ , обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог. Противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное приближение к правильному знанию - это и есть диалектика. Она там, где столкновение противоположностей, борьба идей; перенесенная в последствии в объективный мир, она стала означать наличие в нем противоречий, их выявление и разрешение, борение, развитие, движение вперед. Диалектика исходит из того, что в познании мира, во-первых, вещи надо рассматривать во взаимосвязи их друг с другом, не брать изолированно; и, во-вторых, вещи надо рассматривать в их изменении и развитии. В соответствии с диалектической методологией сущность вещи может быть полностью понята только тогда, когда известна история становления этой вещи, отражено развитие этой вещи.

Существует объективная (первична) и субъективная (вторична) диалектика, отражение объективной. Объективная диалектика – диалектика природы, вещей, общества, самого объективного мира. А субъективная диалектика – диалектика мышления, человеческого познания – средство которым постигается мир. Субъективная диалектика отражает действительный мир в идеальной форме – в виде понятий, суждений, категорий. Объективная и субъективная диалектики – являются противоположностями и между ними есть противоречия, которые разрешаются в процессе человеческого познания и деятельности, здесь применяются законы диалектики.

Основные принципы диалектики:

1) Принцип универсальной взаимосвязи и взаимодействия. Связь - это такое отношение между двумя процессами, при котором изменение в первом сопровождается изменениями в другом. Все в мире взаимосвязано между собой. Всеобщая мировая связь непрерывна и вечна. Каждому структурному уровню материи соответствуют свои органы связи. Существуют связи между основными структурными уровнями материи, междеу различными формами движе­ния материи. Закон - существенная, необходимая, устойчивая, постоянно повторяющаяся связь междуу явлениями.

2) Принцип развития : Мир рассматривается не из готовых законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов. Предметы, кажущиеся неизменяемыми на­ходятся в непрерывном изменении, возникают и уничтожаются. Из всех процессов скла­дывается движение как атрибут материи.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения