Общественные отношения. Межличностные отношения в обществе

Взаимосвязь существующих в обществе соци­альных групп и общностей людей отнюдь не статическая, а скорее динамическая, она про­является во взаимодействии людей по поводу удовлетворения их потребностей и реализации интересов. Это взаимодействие харак­теризуется двумя основными факторами: 1) самой деятельностью каждого из субъектов общества, направляемой определенными побуждениями (их-то чаще всего и надо выявить социологу); 2) теми общественными отношениями, в которые вступают со­циальные субъекты ради удовлетворения своих потребностей и

интересов.

Речь идет об общественных отношениях как стороне функ­ционирования социальной структуры. И эти отношения весьма разнообразны. В широком смысле все общественные отноше­ния можно назвать социальными, т.е. присущими обществу.

В узком смысле социальные отношения выступают как специфические отношения, существующие наряду с экономическими, политическими и другими. Они складываются между субъектами, в том числе между социальными группами, по поводу удовлетворе­ния их потребностей в соответствующих условиях труда, мате­риальных благах, улучшении быта и досуга, получении образо­вания и доступа к предметам духовной культуры, а также в ме­дицинском обслуживании и социальном обеспечении. Речь идет об удовлетворении потребностей в области так называемой социальной сферы жизнедеятельности людей, по­требностей воспроизводства и развития их жизненных сил и их социального самоутверждения, заключающегося, в частности, в обеспечении основных условий их существования и развития в обществе.

Важнейшей стороной функционирования социальной сфе­ры жизни общества является совершенствование возникающих здесь социальных отношений между людьми.

1 Типы социальных структур. В зависимости от уровня развития разделния труда и социально-экономических отношений исторически складывались раз­личные типы социальных структур.

Так, социальную структуру рабовладельческого общества со­ставляли классы рабов и рабовладельцев, а также ремесленни­ки, торговцы, землевладельцы, свободные крестьяне, предста­вители умственной деятельности - ученые, философы, поэты, жрецы, учителя, врачи и т.д. Достаточно вспомнить яркие сви­детельства развития научной мысли и духовной культуры Древ­ней Греции и Древнего Рима, ряда стран Древнего Востока, чтобы убедиться, насколько велика роль интеллигенции в раз­витии народов этих стран. Это.подтверждают и высокий уро­вень развития политической жизни в античном мире, и знаме­нитое римское частное право.

Представляют интерес свидетельства о профессиях и видах деятельности внутри рабовладельческого хозяйства в одной из стран Средиземноморья:


Помимо рабов, занятых на работах в имениях, были управите­ли, казначеи, садовники, повара, пекари, кондитеры, заведующие парадной и обычной утварью, одеждой, спальники, цирюльники, носильщики, банщики, массажисты, сукновалы, красильщики, ткачихи, швеи, сапожники, плотники, кузнецы, музыканты, чте­цы, певцы, писари, врачи, повивальные бабки, строители, худож­ники, многочисленные слуги без особых профессий.

Эта во многом типичная картина красноречиво свидетель­ствует об уровне разделения и специализации труда в древних рабовладельческих обществах, об их профессиональной и соци­альной структурах.

Социальная структура феодального общества хорошо про­сматривается в развитии европейских стран докапиталистиче­ской эпохи. Она представляла собой взаимосвязь основных классов - феодалов и крепостных крестьян, а также сословий и различных групп интеллигенции. Указанные классы, где бы они ни возникали, различаются между собой по их месту в сис­теме общественного разделения труда и социально-экономи­ческих отношений.

Особое место в ней занимают сословия. В отечественной со­циологии сословиям уделено мало внимания. Остановимся на этом вопросе немного подробнее.

Сословия - это социальные группы, место которых в об­ществе определяется не только их положением в системе соци­ально-экономических отношений, но также сложившимися традициями и правовыми, актами. Этим определялись права, обязанности и привилегии таких сословий, как светские феодалы и духовенство. Во Франции, давшей классический образец деления феодального общества по сословиям, наряду с двумя указанными сословиями правя­щего класса существовало непривилегированное третье сосло­вие, в которое входили крестьяне, ремесленники, купцы, пред­ставители зарождающихся буржуазии и пролетариата. Подоб­ные сословия существовали и в других странах.

В России существовали такие сословия, как дворянство, ду­ховенство, крестьянство, купечество, мещанство. Ведущее из этих сословий - дворянство, о котором ныне много говорят и пишут, появилось в XII-XIII вв. как часть феодального воен­но-служивого сословия (дворовые люди), находившегося на во­енной службе у русских князей. С XIV в. эти дворовые люди (дворянство) стали получать за свою службу земли - поместья. В XVII в. дворянство составляло основную массу российских феодалов, в интересах которых было оформлено крепостное право, утвержденное Соборным Уложением 1649 г. в царство­вание Алексея Михайловича - отца Петра I.

Много для дворянского сословия сделала Екатерина II. Ее велением в 1775 г. привилегии дворянства были закреплены так называемой Жалованной Грамотой. В этом же году был утвер­жден орган дворянского сословного самоуправления - дворян­ское собрание, просуществовавшее до 1917 г. Дворянские соб­рания собирались раз в три года и решали насущные вопросы жизни этого сословия. Существовали губернские и уездные дворянские собрания, на которых избирались предводители дворянства, исправники и другие чиновники, которые занима­лись делами дворянства.

После реформы 1861 г. позиции дворянства существенно ослабли, однако оно оставалось главной опорой царской вла­сти. Чтобы решать свои экономические проблемы "в условиях становления буржуазного общества, дворянство имело свой Дворянский банк, который выдавал льготные ссуды дворянам под залог земли. С 1885 г. он назывался Дворянским земель­ным банком. Дворянство и его землевладения были ликвидиро­ваны в ходе Октябрьской революции 1917 г. 1

В настоящее вре­мя русское дворянское сословие делает попытки возродиться.

Суть таких сословий, как духовенство, крестьянство и купе­чество, более или менее ясна широкому кругу наших людей. Что касается мещанского сословия, то оно появилось в 1775 г. на основании указа Екатерины II. Его составляли бывшие по­садские люди --ремесленники, мелкие торговцы и домовла­дельцы. Указ разделял торгово-промышленное население на купеческое и мещанское сословия. Мещане объединялись по месту жительства в общины с правом самоуправления 2 .

На поздних этапах развития феодального общества появи­лись буржуазия и пролетариат.

Сложную социальную структуру имеет капиталистическое общество, особенно современное. В рамках его социальной структуры взаимодействуют прежде всего различные группы буржуазии, так называемого среднего класса и рабочих. Нали­чие этих классов в целом признается всеми более или менее серьезными социологами, политиками и государственными деятелями капиталистических стран, хотя некоторые из них де­лают различного рода оговорки, касающиеся понимания клас­сов, размывания границ между ними и т.д.

Особенно много говорится о среднем классе буржуазного общества. Характеризуется он весьма своеобразно. В него включаются мелкие и средние по уровню доходов предприни­матели, фермеры, торговцы, высоко оплачиваемые рабочие и служащие. К среднему классу относят большинство населения индустриально развитых капиталистических стран исходя из уровня его доходов. Такой подход имеет право на существова­ние. В нем есть своя логика, тем более что крупная буржуазия и большинство рабочих в средний класс не включаются. Одна­ко существуют и другие толкования классов того же буржуаз­ного* общества, которые опираются на их место в системе об­щественного разделения труда и отношений собственности на средства производства.

Ведущую роль в экономике и социально-политической сфе­ре капиталистического общества играет монополистическая буржуазия, в том числе крупные промышленники, бизнесмены, банкиры, монополизировавшие основные отрасли экономики не только в своих странах, но нередко и за их пределами, соз­давшие крупные транснациональные корпорации. Отношения между буржуазией и рабочим классом по-прежнему являются главным звеном социальной структуры капиталистического общества. Имеются также классы крупных земельных собст­венников (латифундистов) и крестьян, в том числе фермеров. В зависимости от количества применяемой наемной рабочей си­лы и уровня доходов фермеры выступают как более или менее зажиточные крестьяне или же как представители мелкой и средней, а иногда и крупной сельскохозяйственной буржуазии. Все большую роль играет интеллигенция, в том числе научно-техническая, гуманитарная (учителя, врачи, юристы и т.д.), творческая (писатели, художники, композиторы, артисты и другие представители интеллигенции, работающие в сфере ду­ховной культуры), а также занятая в области государственной

деятельности.

Опыт строительства социалистического общества в странах Центральной, Восточной Европы и Азии выявил основные на­правления развития его социальной структуры. Основными ее элементами считались рабочий класс, кооперативное крестьян­ство, интеллигенция, сохранившиеся в некоторых из этих стран (Польше, Китае) слои частных предпринимателей, а также профессиональные и демографические группы и национальные общности. В связи с существенным деформированием соци­ально-экономических отношений деформировалась и социаль­ная структура общества. Это касается прежде всего отношений между социальными группами города и деревни, в том числе между промышленным рабочим классом и крестьянством.

Насильственная коллективизация по существу уничтожила большую часть предприимчивого и производительного кресть­янства, а неэквивалентный обмен промышленной продукции на сельскохозяйственную постоянно вел к ухудшению условий жизни сельского населения, в том числе колхозников, рабочих и служащих совхозов и сельской интеллигенции. Существрвав-ший тоталитарный режим относился ко всей интеллигенции в основном как к обслуживающей интересы рабочих и крестьян прослойке, мало считаясь с ее собственными интересами, а по­рой, проявляя к ней открытое неуважение, заставлял ее лучших представителей служить своим целям. Все это нанесло огром­ный урон развитию интеллигенции. Не был хозяином положе­ния и рабочий класс, от имени которого правящая бюрократия осуществляла свою диктатуру.

Все общество было подчинено сложившейся администра­тивно-бюрократической системе и огромному аппарату чинов­ников, который по сути дела заставил все социальные слои общества служить своим экономическим и политическим инте­ресам. Понятно, что начавшаяся в середине 80-х годов в ряде социалистических стран перестройка общественных отношений была вначале с энтузиазмом поддержана большинством слоев общества именно потому, что провозгласила своей целью уст­ранение деформаций также и в развитии социальной структуры путем установления гармонических отношений между всеми социальными группами, наиболее полного и справедливого удовлетворения их потребностей и интересов.

7.3. Социальные группы

Как уже отмечалось, социальная структура всякого общест­ва представляет собой достаточно сложное образование. Поми­мо классов, сословий, интеллигенции, роль которой в совре­менную эпоху научно-технической революции и многократного усложнения общественной жизни постоянно возрастает, все громче и настойчивее заявляют о себе такие демографические группы, как молодежь и женщины, стремящиеся улучшить свое положение в обществе, полнее реализовать свои интересы. Известно, какую остроту приобрели в настоящее время на­циональные отношения. В условиях обновления общества каж­дая нация и народность стремятся осуществить свои экономи­ческие, политические и духовные интересы.

К анализу социальной структуры общества можно подойти еще с одной стороны. Речь идет о выделении в ней больших и малых социальных групп, во-первых, складывающихся объек­тивно, т.е. в конечном счете независимо от сознания и воли людей, во-вторых, формирующихся в ходе сознательной и ор­ганизующей деятельности самих участников исторического процесса.

К первым можно отнести охарактеризованные выше соци­альные группы, в том числе классы, сословия, профессиональ­ные, демографические, а также национальные общности; ко вторым - политические партии, профсоюзные и молодежные организации, научные общества, клубы по интересам и даже группы друзей.

Среди этих социальных групп и организаций можно выде­лить формальные и неформальные организации. Формальные организации действуют чаще на основе принятых ими уставов и программ (скажем, политические партии), имеют свои посто­янно действующие координирующие и руководящие органы. В неформальных организациях все это отсутствует, и их действия осуществляются главным образом на основе личных контактов, путем организации собраний, конференций, митингов, массо­вых движений. Они создаются для достижения вполне опреде­ленных целей - текущих и долговременных.

В западной социологии особо выделяются функциональные группы, объединяющиеся в зависимости от выполняемых ими функций и социальных ролей. Это профессиональные группы, занятые в сфере политической, экономической и духовной дея­тельности, группы людей разной квалификации, группы, зани­мающие различное социальное положение - предприниматели, рабочие, служащие, представители интеллигенции, наконец, группы городских и сельских жителей, а также социально-демографические группы. Начало серьезному социологическому изучению функциональной деятельности различных социальных групп положил в свое время Э. Дюркгейм, затем оно было продол­жено в работах его последователей в европейских странах и в США. Особо следует отметить работы американских социологов Т. Парсонса, Р. Мертона и других представителей структурно-функционального анализа в современной социологии.

Усилия многих социологов направлены на изучение так на­зываемых малых групп. Они образуются на основе появления более или менее постоянных и тесных контактов между не­сколькими людьми или же вследствие распада какой-либо большой социальной группы. Нередко оба эти процесса проис­ходят одновременно. Бывает, что целый ряд малых групп появ­ляются и действуют в рамках какой-то большой социальной группы.

Количество людей в малых группах колеблется от двух до десяти, редко больше. Социологи называют оптимальные раз­меры малых групп: семь человек плюс-минус два. В такой группе лучше сохраняются социально-психологические контак­ты входящих в нее людей, нередко касающиеся существенных моментов их жизни и деятельности. Малую группу может со­ставлять группа друзей, знакомых либо группа людей, связан­ных профессиональными интересами, работающих на заводе, в научном учреждении, в театре и т.д. Выполняя производствен­ные функции, они в то же время устанавливают между собой межличностные контакты, отличающиеся психологической гармонией и общей заинтересованностью в чем-либо.

Такие группы могут играть большую роль в формировании ценностных ориентации, в определении направленности пове­дения и деятельности их представителей. Их роль в этом может быть более значительной, чем роль больших социальных групп или средств массовой информации. Тем самым они составляют специфическую социальную среду, воздействующую на лич­ность, которую социология не должна обходить своим внима­нием. Изучая взаимодействия людей в малых группах, социолог обнаруживает многие подлинные мотивы их поведения и дея­тельности.

Большую роль в изучении малых групп сыграли американ­ские социологи Ч. Кули, Э. Мейо, Дж. Хоманс, Дж. Морено и др. Выдающийся русский педагог А. С. Макаренко подчеркивал важную роль малых групп подростков и юношей в воспитании их сверстников. В последние годы к анализу малых групп все чаще обращаются отечественные социологи.

7.4. Социальная мобильность

Характерным разделом теории социальной структуры обще­ства является проблема социальной мобильности. Речь идет о пе­реходе людей из одних социальных групп и слоев (страт) 1 в другие, например из городского слоя в сельский, и наоборот. На социальную мобильность населения влияют такие обстоя­тельства, как изменение условий жизни в городе или сельской местности, получение людьми новых профессий или изменение вида деятельности (скажем, предприниматель целиком посвя­тил себя политике). Все это представляет собой важный момент функционирования социальной структуры общества.

К числу причин, усиливающих социальную мобильность, от­носится изменение общественного мнения в отношении престиж­ности тех или иных профессий и вследствие этого изменение профессиональных интересов у различных групп людей. Напри­мер, большее число людей проявляют интерес к предпринима­тельской, политической и научной деятельности и гораздо меньшее - к занятию сельским хозяйством. Так в настоящее время обстоит дело во многих странах, в том числе и в России.

Интерес к характеру и содержанию труда и условиям жизни может изменяться от поколения к поколению, а может, и это происходит все чаще, у людей одного поколения. В результате интенсивнее идет процесс перехода людей из одного профес­сионального и социального слоя в другой.

Изучение социальной мобильности важно не только для ученых, но и для государственных деятелей. Необходимо пол­нее представлять себе реальную картину социальных переме­щений, знать их причины и основные направления, чтобы в нужных для общества пределах контролировать эти процессы, сознательно воздействуя на них в интересах сохранения не только необходимой социальной динамики, но и стабильности общества и улучшения жизни людей.

7.5. Проблема гражданского общества

Проблемы социальной структуры и социальной мобильно­сти самым непосредственным образом связаны с проблемой гражданского общества. Эта проблема была поставлена евро­пейскими мыслителями XVIII в., а позднее глубоко разработана Гегелем. Он различал понятия гражданского общества и госу­дарства, характеризовал гражданское общество как относитель­но не зависимую от государства сферу реализации частных по­требностей и интересов.

Гражданское общество выступает, по Гегелю, как взаимо­действие субъектов данных потребностей и интересов, осуще­ствляющееся на основе частной собственности и всеобщего формального равенства людей. Другими словами, гражданское общество трактовалось как система общественных отношений, опирающихся на частную собственность и право. Речь шла о формировании буржуазного общества, в котором институты ча­стной собственности и права получили большой простор для своего развития.

На первый план вышла проблема человека и гражданина как носителя отношений частной собственности, гражданских прав и свобод. «Собственность и личность, - писал Гегель в разделе «Гражданское общество», - обладают в гражданском обществе признанием закона и значимостью», а право должно выступать как общезначимое 1 . Идея общезначимости права есть по сути идея правового государства. Гегель имел в виду опять же буржуазное государство, развивающееся на основе всестороннего проявления частной собственности на средства производства и его продукты, которая защищается законом, всей системой права.

В качестве основных элементов гражданского общества Ге­гель называл: 1) системы социальных потребностей и их субъ­ектов; 2) отправление правосудия; 3) полицию и корпорации, Добивающихся практического осуществления законов и актов правосудия 2 .

Чьи интересы прежде всего реализуются в гражданском об­ществе? Отвечая на этот вопрос, Гегель писал, что речь идет прежде всего об интересах личности, каждая из которых равна перед законом, а также об интересах основных, по его мнению, сословий: земледельцев, к которым он относил дворян и кре­стьян; промышленного сословия - фабрикантов, ремесленни­ков, торговцев; так называемого всеобщего сословия - чинов­ников. Последние охраняют всеобщие интересы всех сословий, интересы общества 1 .

Как видно, Гегель четко ставит и решает вопрос о взаимо­связи социально-экономической и правовой сфер гражданского общества, о взаимодействии субъектов социальных потребно­стей и интересов, частной собственности и права. Все это очень важно для понимания проблемы гражданского общества и для практического решения данной проблемы в современных условиях.

О гражданском обществе писал К. Маркс, считая, что граж­данское общество является областью общественных отноше­ний, которая составляет основное содержание исторического процесса. Вместе о тем он писал, что «анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии» 2 . Это не случайно, ибо, по логике марксизма, основополагающей сфе­рой жизни общества, определяющей все остальные сферы и испытывающей в свою очередь их влияние на себе, является сфера социально-экономических отношений людей, которая как раз и составляет основное звено развития гражданского общества.

Осмысливая идею гражданского общества и беря на воору­жение то, что оставлено нам предшествующими мыслителями в области теории данного вопроса, необходимо учитывать совре­менные реалии и нынешнее состояние разработки этой про­блемы. Видимо, было бы правильно рассматривать

гражданское общество как взаимодействие всех имеющихся в обществе больших и малых социальных групп, в том числе классов и составляющих их социальных групп, профессио­нальных и демографических групп, а также национальных общностей.

Следует учитывать деятельность и соответственно интересы как объективно возникающих социальных групп и слоев общества, так и тех функциональных групп и организаций, которые создаются самими людьми для реализации их политических, экономических, социальных и духовных интересов.

Разумеется, функционирование всех этих групп имеет свою экономическую, политическую и духовную основы. Экономиче­ская основа, конечно же, не сводится к отношениям частной соб­ственности, а включает в себя также корпоративную, акционер­ную собственность, коллективную собственность кооперативов и общественных организаций, а также государственную собствен­ность в тех областях экономики, где ее сохранение целесообразно и необходимо.

Все перечисленные формы собственности на средства про­изводства (и не только на них) функционируют в современных капиталистических и социалистических странах. Задача состоит в том, чтобы на этой экономической основе развивать и со­вершенствовать гражданское общество, в котором каждый гра­жданин мог бы свободно и творчески проявить себя, удовле­творить свои потребности в соответствии с той пользой, кото­рую он приносит другим людям и всему обществу. Причем лю­бой человек в реализации своих прав должен быть всесторонне защищен действующими законами и правоохранительными органами. Государство должно служить всем людям, защищать их права и гражданские свободы. В свою очередь каждый граж­данин должен выполнять свои обязанности перед другими гра­жданами - близкими и далекими, государством и обществом. При такой постановке вопроса проблема совершенствования гра­жданского общества органически увязывается с проблемой созда­ния и совершенствования деятельности правового государства. Обе эти проблемы должно решать наше общество.

7.6. Актуальные проблемы развития социальной структуры современного общества

Имеется в виду постановка этих проблем применительно к развитию социальной структуры России. До недавнего времени социальный состав СССР и всех входящих в него республик был представлен главным образом рабочим классом, крестьян­ством и интеллигенцией. Во всех республиках рабочий класс составлял большинство населения. Второй по численности со­циальной группой была, как правило, группа служащих и ин­теллигенции.

Насколько оптимальной была такая социальная структура населения, судить непросто. Во всяком случае она не обеспе­чивала должной динамики развития общества. Развивающиеся ныне новые социальные группы добавляют обществу дина­мизм, хотя направления их социальной активности иногда рас­ходятся с интересами других социальных групп и общества. Целесообразность обогащения социальной структуры общества за счет появления новых социальных групп, прежде всего предпринимателей, фермеров, кооператоров сомнений не вы­зывает. Но необходимо обогатить и активизировать деятель­ность давно существующих социальных групп, прежде всего рабочих, крестьянства и интеллигенции. Сегодня это - фунда­ментальная социально-экономическая проблема развития Рос­сии, да и других государств, входящих ранее в СССР.

Из числа новых социальных групп следует отметить новые категории кооператоров, фермеров и представителей индивиду­альной трудовой деятельности в городах и сельской местности. Но прежде всего следует упомянуть предпринимателей, заня­тых в сфере промышленного, больше финансового и посредни­ческого бизнеса, а также собственников совместных предпри­ятий. Эти социальные группы ныне активно действуют в Рос­сии. Идущие процессы разгосударствления собственности и ее приватизации умножают количество коллективных и частных собственников, больше всего в области торговли, услуг и по­среднической деятельности.

Все это существенно меняет социальную структуру совре­менного российского общества и активизирует процессы соци­альной мобильности населения. Правда, пока что названные выше новые социальные группы общества немногочисленны и влияние многих из них на развитие экономики слабое. Мизер­ным является вклад в экономику отечественных бизнесменов. То же можно сказать и о фермерах. Тем не менее новые формы хозяйственной и предпринимательской деятельности развива­ются. А это приведет к росту численности соответствующих социальных групп и, следовательно, к дальнейшим изменениям социальной структуры общества. Это же, видимо, произойдет и в других республиках бывшего СССР - ныне суверенных и не­зависимых государствах.

Можно отметить две основные тенденции в развитии соци­альной структуры современного общества: 1) активный процесс социальной дифференциации общества, появление новых со­циальных групп и слоев населения; 2) идущие во всем мире процессы интеграции в экономике, что неизбежно сказывается и на социальной структуре общества. Сближаются условия тру­да, его характер и содержание у представителей различных со­циальных групп. Следовательно, сближаются условия их жизни и структура интересов. Все это ведет к их социально-экономичес­кой, а нередко духовной и политической консолидации.

В своей социальной политике государственные деятели должны учитывать обе тенденции, которые органически взаи­мосвязаны и диалектически взаимодействуют между собой. Это необходимо для осознанного воздействия на развитие социаль­ной структуры и социальной динамики в обществе и в какой-то мере для научного управления этими процессами.

Социальная политика - - это политика, направленная на регулирование отношений между всеми социальными группами общества. Главное здесь - повышение материального благо­состояния всех социальных групп и слоев населения, обеспече­ние нормальных условий их жизнедеятельности и соблюдение при этом социальной справедливости. Решение данных про­блем составляет основное содержание социальной политики.

Разумеется, у представителей государства, политических партий и движений могут быть и бывают различия в понима­нии этих проблем и способах их решения. Однако основная и наиболее глубокая цель подлинно демократической социальной политики заключается в гармонизации отношений между всеми социальными группами. Мудрость социальной политики стоя­щих у власти политических сил должна заключаться в том, что­бы создать такие условия жизнедеятельности социальных групп, при которых их интересы были бы максимально согла­сованы, разработать и внедрить в социально-экономические и политические отношения оптимальный механизм согласования данных интересов. При этом необходимо учитывать действие объективных социальных законов и конкретных условий разви­тия общества в то или иное время.

Вопросы для повторения

1. Раскройте содержание понятия «социальная структура об­щества».

2. Что означает понятие «социальные отношения» в узком и в широком смысле?

3. Охарактеризуйте основные типы исторически сложившихся социальных структур.

4. Что такое социальная стратификация и социальная мобиль­ность?

5. Дайте характеристику основных признаков гражданского общества.

6. Укажите на наиболее характерные признаки развития соци­альной структуры современного общества.

8. Этническая социология

Этническая социология изучает весьма сложную сферу нацио­нально-этнических отношений. Эти отношения касаются практически всех сторон жизни различных этнических общностей. К тому же они нередко бывают весьма запутанными и противоречивыми. В них вы­ражаются природные и социально-психологические качества этниче­ских общностей, или этносов. Попробуем разобраться в сути этих яв­лений и отражающих их понятий, а также в содержании национально-этнических отношений и исторических тенденциях их развития, в со­держании так называемого национального вопроса и его решении в современных условиях.

8.1. Этническая общность. Этнос. Народ. Нация

Этническая общность - это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совмест­ным существованием. В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа или этноса (в различных языках и в научной литературе терми­ны «народ» и «этнос» употребляются как синонимы). Эти при­знаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в ко­тором он осознает свое единство, прежде всего - общ­ность своего происхождения и тем самым свое этническое родство.

В то же время он отличает себя от других народов, которым свойственны свое происхождение, свой язык и своя культура. Этническое самосознание народа рано или поздно проявляется во всем его самосознании, в котором фиксируются его происхождение, унаследованные традиции, понимание им своего места среди других народов.

1 Типы этнических общностей. К наиболее древним этническим общностям относятся племена, жизнь и деятельность которых были основаны на родовых и социальных связях. Каждое племя обладало признаками этни­ческой общности: они отличались друг от друга своим проис­хождением, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой - от примитивной до от­носительно высокоразвитой. У каждого племени формирова­лось свое этническое самосознание. Оно обладало этнонимом (названием). Племена - это форма организации первобытно­общинного строя, который в различные исторические эпохи существовал на разных континентах земли. Существуют они и в настоящее время в некоторых частях азиатского, американ­ского, африканского и австралийского континентов.

С разложением первобытно-общинного строя распадались и племена. С переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общ­ности, - народу. Все народы как этнические общности на ста­дии цивилизации (будь то народы Древней Греции и Древнего Рима, Египта, Индии или Китая, а в более поздние периоды - народы Франции, Германии или России) всегда отличались и от­личаются поныне своими особыми социально-этническими призна­ками, в том числе особенностями своего происхождения, языка, культуры, этнического самосознания и т. д.

В отличие от племен народы достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого (на несколько порядков, как фиксируют этно­графы, историки, лингвисты и другие специалисты) развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры мно­гих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании. Другими словами, племена смени­лись формирующимися древними народами - - нациями, дос­тигшими своего расцвета в последующие исторические эпохи.

Формирование наций, начавшееся с разложения родоплеменного строя, завершилось с развитием машинного производ­ства и капиталистического рынка, связавшего все районы и области той или иной страны в единый экономический организм. Интенсификация экономического общения неизбежно активи­зировала политическое и культурное общение людей, что вело к консолидации их как наций, расцвету культуры и националь­ного характера.

Такой подход несколько расходится с тем подходом к про­блеме развития исторических общностей людей, согласно кото­рому первобытно-общинные племена развивались в народно­сти, а последние - в нации. При этом народности и нации на­делялись по сути одними и теми же признаками, а различались между собой по степени развития данных признаков, подчер­кивалось, что со временем народности становятся нациями.

Подобный, как выяснилось, во многом искусственный кри­терий разграничения наций и народностей не получил сколько-нибудь доказательного научного обоснования. Остается неяс­ным, какую этническую общность, будь то, например, киргизы, чеченцы, якуты, можно считать нацией, а какую - народно­стью и как определить момент перерастания народности в нацию.

Один из известных отечественных этнографов М.В. Крюков не­безосновательно утверждает, что, например, Ленин употреблял термины «нация», «национальность», «(Народность», «народ» в ка­честве синонимов и что противопоставление наций и народностей было введено Сталиным в 1921 г. в тезисах «Об очередных зада­чах партии в национальном вопросе». По мнению Крюкова, это было «теоретически несостоятельным и практически вред­ным», ибо искусственно порождало новые межэтнические про­тиворечия, связанные с тем, что не все этнические общности считали справедливым произвольное отнесение одних из них к нациям, а других --к народностям. Как и многие другие эт­нографы, Крюков еще несколько лет назад предлагал вернуться к употреблению словосочетания «народы Советского Союза», подобно тому как это обозначено в известной «Декларации прав народов России» 1 . В том и другом случаях термин «на­роды» заменяет термины «нации» и «народности», различие между которыми чисто условное.

Нация. В отечественной и зарубежной литературе можно встретить множество суждений о нациях как этнических общностях, сформировавшихся задолгодо капитализма. Так, французский ученый Ж.Э. Ренан (1823- 1892) считал, что нации существовали еще в начале Средних веков, «начиная с конца Римской империи или, лучше, со вре­мени разложения империи Карла Великого... 1 ».

Что же такое нация? Отвечая на этот вопрос, Ренан спра­ведливо утверждал, что нацию нельзя сводить к той или иной расе. Раса указывает «на родство по крови», а нации могут складываться в процессе совместной жизни и «перемеши­вания» представителей разных рас. «Самые большие страны - Англия, Франция, Италия - это те, в которых кровь наиболее перемешана» 2 . Именно данное обстоятельство характеризует нации этих стран. Поистине нет нации, все представители ко­торой относились бы только к одной расе.

В нациях сочетаются природные и социальные свойства. Во всяком случае нации нельзя сводить исключительно к природ­ным явлениям, как это делают некоторые ученые. Даже если допустить, что одним из существенных признаков нации явля­ется общность ее происхождения от каких-то предков 3 , то и в этом случае следует иметь в виду, что нация отнюдь не сводит­ся к данному признаку. В качестве других ее признаков Ренан, а также немецкий историк К. Каутский (1854-1938) и другие исследователи называют общность языка, территории, эконо­мической жизни 4 , которая, по утверждению К. Каутского, стала складываться еще в XIV в., т.е. в Средние века, и завершилась при капитализме.

Одним из признаков нации Ренан называет общность инте­ресов 5 входящих в нее людей. Общность интересов обусловли­вается, по Ренану, общими условиями жизни, общностью исто­рии и судьбы и представляет собой могущественный фактор становления и развития нации. Со временем формируется бо­лее или менее богатый духовный мир нации, объединяющий всех ее представителей. «Нация - это душа», - заявляет Э. Ренан 6 . Духовные признаки нации отмечают многие мыслители. Так, французский социолог и социальный психолог Г. Лебон (1841- 1931) исходил из того, что «каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические способ­ности». Из этого «душевного строя» проистекают чувства наро­да, его мысли, верования, искусство, а также различного рода учреждения, регулирующие его общественную жизнь 1 . Лебон говорил о «душе народа» и о том, что «только она... сохраняет нацию» 2 . Душа народа - это его нравы, чувства, идеи, способы мышления. Когда портятся нравы, нации исчезают, утверждал Лебон. При этом он ссылался на пример Древнего Рима. Рим­ляне, по его словам, имели очень сильный идеал.

Этот идеал - величие Рима - абсолютно господствовал над всеми душами; и каждый гражданин готов был пожертвовать для него своей семьей своим состоянием и своей жизнью.

В этом была сила Рима. Впоследствии на первый план вы­шли стремление к роскоши, разврат, что ослабило нацию. «Когда варвары явились у его (Рима. - Авт.) ворот, его душа уже была мертва» 3 .

Идею «души народа» как «души нации» поддерживал и раз­вивал немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832- 1920). Он справедливо утверждал: чтобы понять душу народа, надо знать его историю. Полезными, по его словам, будут зна­ния по этнологии, искусству, науке, религии, языку и обыча­ям 4 .

Австрийский социолог и политик Отто Бауэр указывал на естественные и культурные признаки нации. Он писал, что на­ция как «естественная общность» исходит из «физически обу­словленной наследственности, посредством которой детям пе­редаются свойства родителей» 5 . Однако главными отличитель­ными признаками нации Бауэр считал ее язык и культуру. «Общность происхождения без культурной общности всегда об­разует только расу и никогда не создает нации», - утверждал он 6 . Национальное сознание трактуется им как осознание того факта, что люди сходятся между собой «в обладании известны­ми культурными ценностями», а также в направлении их воли, что и составляет особенности их национального характера. Тео­ретически национальное сознание есть осознание того, что я и мои соплеменники суть продукты одной и той же истории 1 .

Развивая весьма актуальную сегодня теорию национально-культурной автономии, Бауэр видел основную задачу в том, чтобы «сделать национальную культуру... достоянием всего на­рода и таким, единственно возможном образом (курсив наш. - Авт.) сплотить всех членов нации в национально-культурную общность».

Обобщая сказанное, можно утверждать, что

нация - это особая историческая общность людей, харак­теризующаяся общностью ее происхождения, языка, террито­рии, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в общности ее этнического сознания и самосознания. Национальное в любых своих проявлениях связано с уни­кальными этническими характеристиками нации. Эта связь может быть выражена в большей или меньшей степени, но она всегда имеет место. Так, экономические или политические от­ношения приобретают национальное содержание ровно на­столько, насколько они связаны о решением этнических про­блем жизни народов - наций. За этими пределами они могут оказаться социально-классовыми или какими-то другими от­ношениями, но не национальными. То же можно сказать и о нравственных, эстетических и других отношениях. Националь­ный характер они приобретают тогда, когда их социальное со­держание органически соединяется с этническим, «переплав­лено» с ним.

В дальнейшем будем употреблять термины «этнос», «народ», «нация» как синонимы, т.е. равнозначные по смыслу, скажем русский народ есть русский этнос и русская нация. Объем и значение данных явлений и выражающих их понятий и терми­нов по сути одинаковы. То же относится к украинскому, казах­скому, грузинскому или же французскому и немецкому наро­дам (этносам, нациям), соответствующим понятиям и терми­нам. В настоящее время многие ученые, в том числе весьма из вестные, демонстрируют именно такой подход к данному во­просу. Как тождественные употребляет понятия «этнос» и «народ» Л.Н. Гумилев 1 . В.А. Тишков, известный ученый-этно­граф, предлагает вместо понятий «народность» и «нация» упот­реблять одно понятие - «народ» 2 .

Понятие национальность обозначает этнические признаки не только целых наций, компактно проживающих на опреде­ленных территориях, но и всех ее представителей, где бы они ни жили, в том числе на территориях других народов и госу­дарств.

8.2. Национально-этнические отношения

Как отмечалось, национальные отношения всегда связаны с решением определенных этнических проблем, касающихся ус­ловий выживания и развития тех или иных этносов (народов), в том числе проблем территорий, языка, духовной жизни, тра­диций, культуры, сохранения их "самобытности и т.д. В силу этого они выступают как национально-этнические отношения, а понятия «национальные отношения» и «национально-этни­ческие отношения» по сути тождественны.

Объективной предпосылкой возникновения и развития на­циональных отношений является существование отдельных на­ций (этносов, народов), отличающихся по своим этническим характеристикам, начиная с особенностей происхождения, ка­сающихся их исторической и современной родины, и кончая особенностями языка, культуры, этнического сознания и т.д. Национальные отношения не существуют как бы в чистом ви­де, в отрыве от других общественных отношений, они вплете­ны в эти отношения (политические, духовные, языковые, эко­номические, экологические) и преломляются в содержании и формах проявления данных отношений. Все эти отношения могут приобретать национальный характер, если в процессе их реализации решаются этнические проблемы существования тех или иных народов или же если экономические, политические и Другие проблемы решаются в контексте национально-этнических проблем. Другими словами, социальная и этническая стороны жизни наций и национальных отношений органически взаимосвязаны.

Национальные отношения носят, как правило, комплекс­ный характер, ибо касаются регулирования многих сторон взаимоотношений между народами (этносами). Они заключают в себе более или менее богатое духовное содержание, посколь­ку вступающие в них субъекты неизбежно демонстрируют свое этническое сознание и самосознание, подчас довольно сильные страсти, присущий им настрой чувств и умов. При этом неред­ко проявляются разного рода иллюзии, заблуждения, предрас­судки и мифы. В этом - одна из особенностей проявления на­ционально-этнических отношений между народами.

Социальные отношения - отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей. С.о. - отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени. Различают классовые, национальные, этнические, групповые и личностные социальные отношения.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое "Социальные отношения" в других словарях:

    СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - – отношения социальных субъектов (людей, групп, классов, государственных институтов) по поводу условий существования и положения в процессе общественной жизнедеятельности. Социальные отношения в существенной мере определяются разделением труда в… …

    Социальные отношения - отношения между людьми как представителями больших социальных групп (классов, слоев, профессий, этносов и др.) … Социология: словарь

    - … Википедия

    Относительно долгосрочные связи между двумя или более человек, которые могут быть основаны на эмоциях, как любовь и симпатия, регулярных деловых взаимодействиях и регулируются законами, обычаями, или взаимной договоренностью, и лежат в основе… … Википедия

    Теневые социальные отношения - социальная «модель» рынка должностей, мандатов народных депутатов, ученых званий и степеней, наград, где за взятку или холопскую лояльность повышается социальный статус физического лица, а культура, наука и образование становятся объектом… … Геоэкономический словарь-справочник

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ (СОЦИАЛЬНЫЕ) ОТНОШЕНИЯ - – совокупность отношений между различными социальными субъектами (индивидами как членами общества, социальными группами, классами, государствами, нациями), По значимости, роли в организации, функционировании и развитии общества выделяются… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ отношения, включающие в качестве своих элементов: 1) субъектов с их статусами и ролями, ценностями и нормами, потребностями и интересами, стимулами и мотивами; 2) содержание деятельности субъектов и их взаимодействий,… … Философская энциклопедия

    Социальные взаимодействия и обучение - [лат. socialis общественный] направление в психологической науке, рассматривающее процессы и механизмы учения в связи с природой и особенностями социальных взаимодействий. Основано на понимании социальной ситуации как ситуации развития,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Отношения социальные - относительно самостоятельный, специфический вид общественных отношений, выражающий деятельность социальных субъектов по поводу их неодинакового положения в обществе и роли в общественной жизни. Понятия «социальные отношения» и «общественные… … Социологический справочник

    СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ БИБЛИИ - подход к Библии с т.зр. различных социально–экономич. концепций, а также анализ обществ. и хозяйств. аспектов ПИСАНИЯ. 1. Социальные мотивы в ВЗ. Ветхозав. учение рассматривает социальную жизнь как неотъемлемую часть жизни религиознонравственной … Библиологический словарь

Книги

  • , Кувалдин Виктор Борисович. За последнюю четверть века о глобализации написаны тысячи работ, о глобальном мире единицы. Между тем давно пора исследовать именно продукт многочисленных глобализационных процессов…
  • Глобальный мир. Политика. Экономика. Социальные отношения , Кувалдин В.Б.. За последнюю четверть века о глобализации написаны тысячи работ, о глобальном мире - единицы. Между тем давно пора исследовать именно продукт многочисленных глобализационных процессов -…

Человек – существо общественное, поэтому и оценивать свойства личности нужно в системе социальных отношений, так как здесь будут проявляться важные черты человеческого характера. А раз так, то стоит разобраться, что такое социально-психологические отношения и какими они бывают.

Признаки социальных отношений

Общественные (социальные) отношения – это разнообразные формы взаимозависимостей, которые возникают при взаимодействии людей друг с другом. Особенностью социальных отношений, отличающей их от межличностных и других видов отношений, является то, что люди предстают в них только как социальное «Я», которое не является полным отражением сущности конкретного человека.

Таким образом, главным признаком социальных отношений является установление устойчивых взаимосвязей между людьми (группами людей), которые позволяют членам общества реализовывать свои социальные роли и статусы. Примерами социальных отношений могут служить взаимодействия с членами семьи и коллегами по работе, общение с друзьями и преподавателями.

Виды социальных отношений в обществе

Существуют различные классификации социальных отношений, а потому и их видов немало. Давайте рассмотрим основные способы классификации отношений такого рода и дадим характеристику их некоторым видам.

Социальные отношения классифицируют по следующим признакам:

  • по объему власти (отношения по горизонтали или вертикали);
  • по владению и распоряжению собственностью (сословные, классовые);
  • по сферам проявления (экономические, религиозные, моральные, политические, эстетические, правовые, массовые, межличностные, межгрупповые);
  • по регламентированности (официальные и неофициальные);
  • по внутренней социально-психологической структуре (когнитивные, коммуникативные, конативные).

Некоторые из видов социальных отношений включают в себя группы подвидов. Например, официальные и неофициальные отношения могут быть:

  • долгосрочными (друзья или коллеги);
  • кратковременными (случайные знакомые);
  • функциональными (исполнитель и заказчик);
  • постоянными (семья);
  • учебными;
  • субординационными (начальство и подчиненные);
  • причинно-следственными (жертва и преступник).

Применение конкретной классификации зависит от целей и задач исследования, причем для того, чтобы охарактеризовать то или иное явление может использоваться как одна, так и несколько классификаций. Например, для характеристики социальных отношений в коллективе логично будет использовать классификацию, опирающуюся на регламентацию и на внутреннюю социально-психологическую структуру.

Личность в системе социальных отношений

Как уже говорилось выше, конкретный вид социальных отношений рассматривает только одну из сторон личности человека, поэтому, когда требуется получить более полную характеристику, необходимо принимать во внимание систему социальных отношений. Так как эта система находится в основе всех личностных свойств человека, она определяет его цели, мотивацию, направленность его личности. А это дает нам представление об отношении человека к людям, с которыми он общается, к организации, в которой он работает, к политическому и гражданскому строю своей страны, к формам собственности и т.д. Все это дает нам «социологический портрет» личности, но не стоит рассматривать эти установки как какие-то ярлыки, которые общество наклеивает на личность. Эти черты проявляются в действиях, поступках человека, в его интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойствах. Психология здесь неразрывно связана с психологией, поэтому-то анализ психологических свойств личности должен производиться с учетом положения человека в системе социальных отношений. ют.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский автомеханический техникум»

Индивидуальный учебный проект

Направление: «Обществознание (включая экономику и право)»

Тема: «я и мы –взаимодействие людей в обществе»

Студентка группы 16-4ТМ

Рябцова Светлана Юрьевна

Руководитель:

Молгачёва Татьяна Станиславовна

Нижний Новгород

2017 г

Содержание

    Введение………………………………………………………….2

    Особенности взаимодействия людей………………………...3-4

    Проблемы взаимодействия людей……………………………...5

    Виды взаимодействия……………………………………………6

    Признаки общества…………………………………………..7-10

    Закрытое и открытое общество……………………………….11

    Современное общество………………………………………...12

    Общество в литературе и кино………………………………...13

    Заключение……………………………………………………...14

    Список литературы……………………………….15

    Введение

Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает нормы, символы и социально-исторический опыт, который передает общество. С раннего детства ребенка окружают люди, которые передают ему навыки и умения взаимодействия с обществом

Цель работы:

    Узнать,что же такое общество.

    Узнать взаимодействие отношения человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир

    Разобрать в заимодействие человека с человеком в обществе

Задачи

    Узнать особенности взаимодействия в обществе

    Разобрать признаки общества

    Разобрать виды взаимодействия общества

    Узнать, какие проблемы существуют в взаимодействии людей

    Особенности взаимодействия людей

Общество - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе - это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами.

При рассмотрении особенностей связей между людьми обычно выделяют два вида взаимозависимости - кооперацию и конкуренцию. В первом случае (кооперация) некоторое количество индивидов вступает в контакт друг с другом и осуществляет согласованные действия с целью достижения определенной цели. Обычно речь идет о цели, которую невозможно достичь, действуя в одиночку. Уровень кооперации возрастает по мере того, как люди осознают свою взаимозависимость и необходимость доверия друг к другу. Во втором случае (конкуренция) действия нескольких индивидов происходят в условиях соревнования, где выигрыш возможен только для одного человека. Например, игра в шахматы.

Обычно психологи выделяют три следующих процесса, благодаря которым люди оказываются под тем или иным влиянием. Это уступчивость, идентификация и интернализация. Одно и то же поведение может быть производным любого из этих процессов или же их сочетания. Допустим, вы говорите другому человеку, чтобы он что-то сделал, и тот это делает. Поведение данного человека может являться следствием его уступчивости, идентификации или интернализации. Рассмотрим эти процессы.

Уступчивость проистекает из того, что человек (иногда неосознаваемо) прикидывает про себя, во что ему обойдется невыполнение данного требования или приказа, какова может быть «цена» непослушания. Индивид следует какому-либо приказу, но сам, возможно, испытывает чувство негодования, или, наоборот, чувство покорности. Любое влияние человека, имеющего власть, например, руководителя в организации, может основываться на уступчивости, особенно, когда есть страх наказания или желание получить вознаграждение. При этом руководители имеют основания рассчитывать на уступчивость в течение всего времени, пока они контролируют то, в чем нуждаются их подчиненные.

Идентификация отмечается тогда, когда один человек оказывается под влиянием другого человека вследствие привлекательности последнего. Этот другой может вызывать у первого симпатию или предоставлять нечто, к чему первый стремится, например, значительную позицию, положение в обществе. В социальной психологии обычно под идентификацией понимают отождествление индивидом себя с другим человеком, группой лиц. Осознаваемо или неосознаваемо индивид приписывает себе определенные свойства другого лица или группы. Многие лидеры, в том числе политические деятели, часто оказывают воздействие на других людей именно потому, что те идентифицируют себя с этими лидерами.

Интернализация осуществляется тогда, когда некто (часто официальный или неофициальный лидер) обладает достаточной компетентностью, чтобы пользоваться доверием других людей. В таком случае люди полагают, что предложения данного лица являются для них наилучшим курсом действий. Его мнения и оценки считаются надежными, заслуживающими доверия. Итог процесса интернализации состоит в том, что требования, высказываемые этим авторитетным человеком, безоговорочно принимаются другим лицом и становятся его собственными требованиями к себе самому.

    Проблемы взаимодействия людей

Общаясь между собой, люди не только передают и получают информацию, так или иначе воспринимают друг друга, но и определенным образом взаимодействуют. Социальное взаимодействие является характерной чертой человеческой жизнедеятельности. Каждый наш день включает множество различных по форме и содержанию типов взаимодействия с другими людьми. Не случайно многие исследователи считают, что проблемы взаимодействия должны занимать центральное место в социально-психологической науке. Самым общим образом социальное взаимодействие можно определить как « процесс, в котором люди действуют и реагируют на действия других » ( Смелзер ).

Социальное взаимодействие может также рассматриваться как одна из сторон общения, как коммуникационный процесс, направленный на то, чтобы повлиять на действия и взгляды индивидов, вовлеченных в этот процесс.

    Виды взаимодействия

Взаимодействие бывает межличностным и межгрупповым .

    Межличностное взаимодействие - это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.

Основными признаками такого взаимодействия выступают:

наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия; эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми; рефлексивная многозначность - зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников.

    Межгрупповое взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.

    Признаки общества

В социологии не раз предпринимались попытки дать окончательное определение общества и выделить его существенные признаки - наиболее типичные, устойчивые и повторяющиеся моменты его жизни. Так, Эмиль Дюркгейм усматривает первооснову устойчивости и единства общества в признаках наличия коллективного сознания, общей воли, препятствующей губительной силе человеческого эгоизма. Роберт Мертон убеждён, что главным для общества является существование неких фундаментальных ценностей, благодаря которым каждый индивид ориентирован на соблюдение совместных норм жизнедеятельности, что является основой сохранения общества. Нейл Смелзер определяет в качестве отличительных признаков общества как объединения людей наличие географических границ, общую законодательную систему и определённую национальную. (социокультурную) идентичность. Американский социолог Эдвард Шилз полагает, что основу общества составляет такая его характеристика, как функционирование публичной власти, обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру.

Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:

    оно не является частью более крупной системы;

    браки заключаются между представителями данного объединения;

    оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

    объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;

    у общества есть собственное название и собственная история;

    оно обладает собственной системой управления;

    объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

    его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил), которую называют культурой.

В современной социологической литературе утвердился подход к обществу как к существующему в социальном пространстве и времени «сгустку» социальных связей и взаимодействий, сложившихся между людьми, наиболее общими чертами которого являются автономность, самовоспроизводимость, большая интегрирующая сила и высокий уровень саморегуляции. В данном подходе выделяются следующие отличительные признаки общества.

Первым отличительным признаком общества является наличие социальной общности, которая выражает общественную природу жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий. Общность предшествует обществу, а не наоборот. Однако социальная общность возникает не на пустом месте, а на своём естественном субстрате - органической общности людей и кровнородственных их связях и отношениях. Составляя естественную основу общества (социальной общности), эти природные предпосылки и органические отношения преобразовываются в нём в отношения социально-органического типа - мужа и жены, детей и родителей, братьев и сестёр, других родственников.

Следующий отличительный признак общества составляет его существование в социальном пространстве и социальном времени. Причём социальные пространство и время отнюдь не всегда совпадают с физическими пространством и временем. Более того, социальное пространство может существовать вне рамок каких-то территориальных границ и собственных территорий (например, вне природно-ландшафтного окружения, а на космической станции или межзвёздном, межгалактическом корабле, в социальной сети Интернет). Социальное время тоже существенно отличается от физического.

Отличительным признаком общества является наличие в нём специальных органов для осуществления его саморегуляции и воспроизводства - социальных институтов, важнейшим из которых является социальный институт семьи, обусловливающий возникновение и существование прочих (брака, воспитания, образования, религии и т. д.). Очевидно, и это убедительно показали Питер Бергер и Томас Лукман в своём трактате, что Робинзон в компании с Пятницей не составляют общества, несмотря на то, что многими признаками социальности их союз обладает, уже хотя бы потому, что он не содержит внутри себя механизма собственного воспроизводства. Поэтому понятие общества не совпадает с социумом, то есть социальностью вообще, а является особой формой коллективного, надындивидуального бытия людей. Отдельно взятый обособленный индивидуум («социологическая робинзонада») независимо от своих социальных качеств не составляет и не может составлять общество в таком его понимании. В то же время общество не сводится к социальности, всякое общество социально, но далеко не всё, что обладает свойствами социального, может рассматриваться как общество, представляя собой всего лишь часть, свойство или состояние общества в узком его понимании.

Самодеятельность, автономность, самоорганизация и саморазвитие в той или иной мере присущи не только всему обществу в целом, но и отдельным подсистемам и элементам. Но самодостаточным может быть только общество в целом. Ни одна из подсистем, в него входящих, самодостаточной не является. Только взятые во взаимосвязи социальные общности, социальные группы, социальные организации и социальные институты (семья, образование, экономика, политика и т. п.) составляют общество в целом как самодостаточную систему.

    Закрытое и открытое общество

Общество как социальная система организуется изнутри социальной структурой, а извне - окружающей средой. Одна из возможных типологий - деление общества на открытые и закрытые, введённое К. Попперу для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития.

Закрытое общество - по К. Попперу - тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тотально идеологизированное общество).

Открытое общество - по К. Попперу - тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).

Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование - члены общества передают от поколения к поколению знания и культуру.

    Современное общество

Согласно одной из точек зрения, ключевой вопрос любого цивилизованного общества - вопрос его организации. Современное общество организовано на основе множества экономических, политических, идеологических, социокультурных детерминант. Его можно назвать «переходным» (транзитивным) от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу.

    Общество в литературе и кино

В романе Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту» описано общество массового потребления, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению. В романе Джорджа Оруэлла «1984» рассматривается общество тотальной несвободы, основой которого является держание людей в страхе.

    Заключение

В ходе моей исследовательской работы я узнала какие существуют особенности взаимодействия людей и их проблемы. Разобрала признаки общества. Узнала, что такое закрытое и открытое общество. Разобрали вопрос о современном обществе, а также обществе в литературе и кино.

    Список литературы

http://works.doklad.ru/

Отношения в обществе — это необходимая сфера развития личности. Человечество не может существовать вне общественных отношений: человек становится человеком, только если он контактирует с себе подобными. Наблюдение за детьми, долгое время жившими вне человеческого общества, показывает, что человек становится животным, если он общается только с животными. Человек является таковым только потому, что он социален. Он комфортно чувствует себя в обществе других людей, устанавливая с ними отношения в соответствии с общепринятыми правилами (родство, иерархия). Ребенок впитывает социальные правила и приобретает культурный багаж (язык, моральные ценности). Это дает ему возможность:

  • Физического
  • Эмоционального
  • Духовного
  • Интеллектуального
  • Социального прогресса

Человек является симбиозом врожденной биологической природы и приобретенного социального контекста. Он рождается и живет в обществе и с первых дней жизни учится социальным отношениям.

Социализация личности: многогранность процесса

Отношения личности и общества складываются в процессе социализации и длятся всю жизнь.

В детстве ребенок копирует поведение родителей, окружающих его людей. Он неосознанно запоминает, пассивно ассимилирует элементы их поведения.

Процесс социализации завершается созданием личности. Новая личность появляется в результате взаимного влияния индивидуума и общества друг на друга.

Семейные отношения и общество

Существование – это факт, а жизнь – это искусство. Искусству жизни и общения с другими людьми ребенок учится в семье. Родители являются его учителями, потому что у них имеется жизненный опыт.

Дети непостоянны, на них легко повлиять. Ребенок пребывает в инфантильном желании: все и сразу. Не отправившись в путешествие, он уже хочет приехать. Он хочет быть победителем, не участвуя в сражении.

Родители учат ребенка мыслить, оценивать, различать добро и зло, правду и ложь. Они учат любить и прощать.

Родители воспитывают ребенка, полностью формируют личность. Они учат дитя умению «жить с другими людьми», жить в обществе. Они учат принятию другого человека с его особенностями и недостатками.

Отец и мать лепят сына или дочь, желая видеть их порядочными, умными людьми.

Воспитание идет через прямое подражание, желание быть похожим на образец. Воспитывать труднее, чем учить – давать конкретные знания. Воспитание невозможно втиснуть в рамки программы, а оценки за него выставляет жизнь.

Полноценная семейная жизнь опирается на здоровые основанные на:

  • Любви
  • Доверии
  • Уважении
  • Верности
  • Умении прощать

Духовные отношения в обществе

Духовная зрелость является плодом духовного воспитания. Она не может основываться только на знании священных текстов: библии, корана или талмуда. Это важные вещи, пренебрегать которыми не стоит. Но настоящая духовная зрелость проявляется в поведении, характере человека, его отношении к ближним.

«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» — это правило можно назвать основой морали общества. Оно обладает удивительной силой:

  • Мы радуемся, когда мы внимательны и добры к другому человеку
  • Нас мучает совесть, если мы лжем или обижаем кого-то

Духовно зрелый человек внутренне свободен. Человек не рождается свободным. Он им становится. Свободный, духовно зрелый человек:

  • умеет различать добро и зло, справедливость и несправедливость
  • познал самого себя
  • умеет владеть собой и своими эмоциями
  • сострадает другому человеку

Как улучшить межличностные отношения в обществе?

Поддерживать здоровые межличностные отношения важно для полноценной жизни общества и профессиональной деятельности. Хорошие отношения в семье и обществе имеют первостепенное значение для физического и психического здоровья человека, они помогают:

  • создать высокий уровень доверия, сотрудничества, взаимопомощи между людьми
  • обеспечить личное самоуважение
  • получить удовлетворение от работы, сводя стресс на нет
  • усилить мотивацию и заинтересованность в общем деле

Здоровые межличностные отношения, возникающие в обществе, благотворно влияют на профессиональные объединения:

  • создается положительный образ коллектива
  • у его членов выражено чувство солидарности и ответственности за коллег
  • создается полноценное сотрудничество, единство в выполнении общего дела
  • , производительность, эффективность совместного труда
  • исчезает текучесть кадров
  • нет прогулов, опозданий, больничных листов

Что нужно сделать для улучшения межличностных отношений?

Необходимо создание благоприятного контекста, потому что всякие отношения подразумевают наличие двух сторон. Рассмотрим взаимоотношения на примере организаций, так как в повседневной жизни мы часто строим их в коллективе сослуживцев. Внутри любой организации необходимы:

  • Культура общения, основанная на общих ценностях: честности, уважении, взаимном доверии
  • Открытость общения между членами данной организации и свободный обмен информацией
  • Руководитель организации должен быть советником, другом и опорой своих сотрудников
  • Возникающие недоразумения должны разрешаться быстро и безболезненно

Каждый сотрудник должен на личном уровне:

  • Желать развивать отношения, основываясь на взаимном уважении, честности и лояльности
  • Учитывать мнение другого человека
  • Доверять себе и коллегам
  • Принимать другого человека с его особенностями
  • Общаться открыто, делиться мыслями и информацией

На таких свойствах личности могут выстраиваться здоровые межличностные отношения.

Мы можем влиять на качество наших социальных контактов. Это важно для здоровья человека, его удовлетворенности своей повседневной жизнью.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения