Русская культура в 18 веке краткое содержание. Русская культура XVIII в

Русская культура 18 века формировалась в период совершенно нового этапа в истории России. Эпоха преобразований Петра I существенно повлияла на все стороны государственной и общественной жизни. Начался процесс европеизации русской культуры.

Реформы Петра I

Прорубив “окно в Европу”, молодой и энергичный русский царь начал проводить крупномасштабные реформы. Многие начинания и нововведения Петра I носят название “первых” в России (первая школа, первая газета и т. д.).

Большое значение Петр I придавал изменению всего образа жизни и быта русского дворянства в западном духе.

Многие реформы имели прогрессивное значение и приобщали Россию к общеевропейской культуре. С другой стороны, насильственное внедрение чужой культуры часто приводило к уродливым проявлениям.

В 1706 г. позорно провалилась попытка Петра I создать в России первый публичный театр – “комедиальную храмину”.

Характерные особенности культуры петровской эпохи:

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • европеизация;
  • просвещение;
  • светский характер культуры.

Петербург

Среди великих деяний Петра особое место занимает основание Санкт-Петербурга, который стал культурной столицей России.

16 мая 1703 г. Петр I в устье Невы заложил крепость “Санкт-Питер-Бурх”, что стало днем рождения города. Уже в начале 20-х гг. XVIII века в Петербург переезжает императорский Двор, центральные административные учреждения и дипломатический корпус. Фактически город становится новой столицей империи.

Рис. 1. Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной. Ф. Я. Алексеев.

Культура “Просвещенного абсолютизма”

В “Эпоху дворцовых переворотов” продолжалось развитие культурных традиций, заложенных Петром I. В правление Елизаветы Петровны в архитектуре ведущим стилем становится барокко.

Настоящий расцвет культура переживает в эпоху Екатерины II. В эти годы господствующим стилем становится классицизм, который тесно связан с идеями европейского Просвещения.

Рис. 2. Петропавловский собор.

Огромную роль в развитии русской культуры сыграл М. В. Ломоносов, который был одновременно химиком, историком, поэтом и художником.

В. Г. Белинский назвал Ломоносова “Петром Великим русской литературы”.

Кратко о русской культуре 18 века рассказывает следующая таблица:

Таблица “Русская культура 18 века”

Область культуры

Ведущие стили и жанры

Представители

Работы

Литература

Классицизм; ода, басня, комедия

В. К. Тредиаковский

“Телемахида”

М. В. Ломоносов

“Слово похвальное Петру Великому…”

Д. И. Фонвизин

“Недоросль”

Архитектура

Барокко, классицизм

Д. Трезини

Петропавловский собор, Летний дворец Петра I

В. Растрелли

Зимний дворец в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском селе

Дж. Кваренги

Эрмитажный театр, Александровский дворец в Царском селе

Живопись

Историческая и портретная живопись

А. Матвеев

“Автопортрет с женой”

И. Н. Никитин

“Портрет Петра I”

А. П. Лосенко

“Прощание Гектора с Андромахой”

В. Л. Боровиковский

“Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны”

Д. Г. Левицкий

Достигли наука, просвещение, издательское дело, было открыто множество учебных заведений и библиотек. Созданы выдающиеся произведения культуры в архитектуре, скульптуре, живописи, театре, литературе и пр. Множество деятелей науки и культуры прославили Россию во всем мире.

Для России, как и для западноевропейских стран, XVIII в. явил-ся веком Просвещения. Культура высших слоёв российского об-щества, светская в своей основе, значительно отличалась от традиционной культуры крестьян и обывателей городов. Однако непроходимой пропасти между ними не было. Произведения лите-ратуры, творения живописи, скульптуры и архитектуры станови-лись общенародным достоянием. Просвещённая часть общества все более и более проникалась идеей улучшения жизни всего рос-сийского народа.

Основные события и периоды культуры 18 века в России:

  • до 1725 года — см. Культура при Петре I .
  • 1762 — создание «Комиссии о каменном строении».
  • 1764 — открытие Института благородных девиц и Воспитатель-ного дома.
  • 1769 — начало издания журналов «Всякая всячина» и др.
  • 1782 — открытие памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
  • 1783 — открытие Российской академии 1786 — открытие народных училищ.
  • 1795 — открытие первой Публичной библиотеки.

Искусство 18 века в России по периодам

Искусство 18 века в России по отраслям

  • Живопись 18 века в России . Материал с сайта

Русская литература 18 века

Влияние идей Просвещения, народных восстаний и, наконец, Французской революции привело к тому, что многие поэты и пи-сатели второй половины XVIII столетия стали посвящать свои произведения злободневным общественным проблемам. В русской литературе 18 века можно отме-тить три имени — Г. Р. Державин , Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев .

Музыка 18 века

Среди музыкантов времени правления Екатерины II особенно выделялся Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825). Он родился на Украине. Обучался пению и теории музыки в Придворной певческой капел-ле в Петербурге. Десять лет прожил в Италии, где совершенство-вался в музыкальном искусстве. Здесь же были поставлены его первые оперы. В 1779 г. Бортнянский возвратился в Россию. Его со-чинения, поднесённые императрице Екатерине II, произвели сен-сацию. Бортнянский был удостоен звания композитора Придвор-ной капеллы и пожалован денежной наградой, а в 1796 г. назначен директором Придворной певческой капеллы. Бортнянский вошёл в историю русской музыки прежде всего как автор хоровых духов-ных композиций.

В 18 веке происходит "европеизация" русской культуры - процесс приобщения русской культуры к европейской. Проникновение западных влияний в Россию началось в 17 веке. В Москве существовала немецкая слобода. В русской торговле и промышленности было много англичан и голландцев. Однако это были только первые симптомы новой тенденции в развитии русской культуры. В полной мере она проявляет себя в 18 веке. Знакомство России с европейской культурой происходило несколькими пулями: приглашались на работу в Россию иностранные мастера, приобретались произведения европейского искусства, посылались за границу русские мастера как пенсионеры, т.е. за государственный счет. С середины 18 века начинается соответствующее общеевропейскому развитие русской культуры. Отныне все новые культурные движения и художественные направления приходят с Запада и укореняются на русской почве (барокко, рококо, классицизм, романтизм и др.) Вторая тенденция в развитии русской культуры 18 века - это "обмирщение" культуры, проникновение в нее светских начал, отход от церкви и религиозных канонов. Этот процесс охватил все сферы культуры (образование, просвещение, книжное дело, художественную культуру, бытовой уклад). Причем на западе к этому времени уже сформировались новые формы жизни, светская культура. Поэтому России пришлось за 50 лет во всех сферах пройти этот путь развития, который на западе длился 2 - 3 столетия. Русская культура 18 века впитала проблематику европейской культуры 15 - 18 веков, соединив в себе черты и Ренессанса, и Просвещения.

Оценка русской культуры 18 века неоднозначна. Славянофилы критиковали ее за копирование и подражательность, за отрыв от древнерусских традиций. Они говорили о неограниченности духовной жизни эпохи. Западники считали, что заимствовали европейского опыта было необходимо, чтобы преодолеть отсталость России. По их мнению, западный опыт был переработан и укоренился на русской почве. В западноевропейской культуре есть немало утверждений, отрицающих какую бы то ни было самобытность русской культуры.

Заключение

В ходе написания реферата я выполнил поставленные цели и пришел к изложенным ниже выводам.

С распространением образования тесно связано развитие науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.

18 век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры,для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство,но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии.

Русское искусство, как мы увидим ниже, продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе весьма знаменателен.

Однако в отличии от предыдущего периода времени на культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев.

В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по распространению образования - этого требовала эпоха.

В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения.

В 18 веке происходит "европеизация" русской культуры - процесс приобщения русской культуры к европейской. Проникновение западных влияний в Россию началось в 17 веке. В Москве существовала немецкая слобода. В русской торговле и промышленности было много англичан и голландцев. Однако это были только первые симптомы новой тенденции в развитии русской культуры. В полной мере она проявляет себя в 18 веке. Знакомство России с европейской культурой происходило несколькими пулями: приглашались на работу в Россию иностранные мастера, приобретались произведения европейского искусства, посылались за границу русские мастера как пенсионеры, т.е. за государственный счет. С середины 18 века начинается соответствующее общеевропейскому развитие русской культуры. Отныне все новые культурные движения и художественные направления приходят с Запада и укореняются на русской почве (барокко, рококо, классицизм, романтизм и др.)

Вторая тенденция в развитии русской культуры 18 века - это "обмирщение" культуры, проникновение в нее светских начал, отход от церкви и религиозных канонов. Этот процесс охватил все сферы культуры (образование, просвещение, книжное дело, художественную культуру, бытовой уклад). Причем на западе к этому времени уже сформировались новые формы жизни, светская культура. Поэтому России пришлось за 50 лет во всех сферах пройти этот путь развития, который на западе длился 2 - 3 столетия. Русская культура 18 века впитала проблематику европейской культуры 15 - 18 веков, соединив в себе черты и Ренессанса, и Просвещения.

Оценка русской культуры 18 века неоднозначна. Славянофилы критиковали ее за копирование и подражательность, за отрыв от древнерусских традиций. Они говорили о неограниченности духовной жизни эпохи. Западники считали, что заимствовали европейского опыта было необходимо, чтобы преодолеть отсталость России. По их мнению, западный опыт был переработан и укоренился на русской почве. В западноевропейской культуре есть немало утверждений, отрицающих какую бы то ни было самобытность русской культуры.

Оценивая развитие русской науки и культуры, следует сказать о М.В. Ломоносове и других деятелях науки и техники середины XVIII в. На базе созданной в 1725 г. по указу Петра Академии Наук был предпринят ряд больших географических экспедиций. Исторические труды создает В.Н.Татищев, литературные произведения А.Д.Кантемир и В.К.Тредиаковский. Ломоносова же не случайно называют "нашим первым университетом". Его творчеству присуща та нерасчлененность научного знания, которая вообще отличает науку XVIII в. В 1755 г. по его инициативе был открыт университет в Москве (ряд исследователей считает более старым Петербургский университет, который возник на базе Академии Наук еще в 1725 г.).

Во второй половине XVIII в. начинает развиваться школьное образование, хотя основным было еще весьма несовершенное домашнее обучение. Предполагалось ввести три типа такого рода заведений - малые, средние и главные народные училища. Все эти мероприятия в области образования были связаны с именем И.И.Бецкого. В области точных наук и техники русские ученые добивались значительных успехов. В стенах Академии Наук работали талантливые ученые. И.И.Ползунов изобрел паровую машину, И.П.Кулибин создал много научных приборов высокого качества, разработал замечательный проект одноарочного моста через Неву. К сожалению, в условиях той бюрократической системы, которая уже тогда возникла в России, многие из этих изобретений остались невостребованными.

В это время в общественной мысли России формируется и крайне левое радикальное крыло - течение дворянской революционности. Возникновение его связано с именем А.Н. Радищева, примыкавшего по своим взглядам к французским материалистам XVIII в. Основным его произведением стало знаменитое "Путешествие из Петербурга в Москву", в котором он постарался передать весь ужас крепостнической жизни в России. В книге содержались прямые призывы к насильственному уничтожению существующих порядков. Это хорошо почувствовали и власть предержащие. Не случайно Екатерина II Великая заявила, что Радищев - "бунтовщик хуже Пугачева".

Русские литература и искусство второй половины XVIII в. развивались в сложных условиях борьбы различных стилей и направлений, которые отражали разные взгляды и мировоззренческие установки.

Господствующим направлением в литературе был классицизм. Классицизм формировался во всех странах как литературное направление эпохи абсолютизма (родился в Италии в середине XVI в.). На формировании русского классицизма отложило свой отпечаток историческое развитие страны. В условиях торжества новой государственности литература становится важнейшим средством утверждения новых идей - идей гражданственности, обоснованных на строгом соблюдении отдельной личностью принципа "общей пользы". Особенностью русского классицизма было то, что он начал развиваться с комедии сатиры. А.П.Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.В.Княжнин и ряд других - представители классицизма в русской литературе второй половины XVIII в. Одним из наиболее крупных и ярких представителей русской литературы этого времени был Гавриил Романович Державин. Он сыграл исключительную роль в формировании русской литературы, развитии языка.

Наряду с художественной литературой в XVIII в.получают большое распространение мемуары. Лучшими из них были записки А.Т.Болотова. Русская живопись второй половины XVIII в. дает целый ряд блестящих представителей в лице Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского. Это было время расцвета русского портрета, который и по сей день продолжает поражать нас своим мастерством. Первым русским академиком исторической живописи был А.П.Лосенко. Для развития русской живописи и скульптуры много сделала Академия художеств, возникшая в 1757 г. Наиболее талантливыми русскими скульпторами были Ф.И.Шубин, Ф.Ф.Щедрин, М.И.Козловский. Наряду с талантливыми иностранными архитекторами, создавшими первоклассные памятники зодчества (Бартоломео Растрелли, Дж.Кваренги, Ч.Камерон), выступают с самостоятельными блестящими творческими замыслами талантливейшие русские архитекторы - В.Н.Баженов, М.Ф.Казаков, И.Е.Старов.

В 1756 г. в Петербурге создается первый русский театр, возникший сначала в Ярославле благодаря деятельности талантливого режиссера и актера Ф.Г.Волкова. Очень много сделал для развития русского театра преемник Волкова его друг И.А.Дмитревский. В истории русского театра немалое значение имел крепостной театр, особенно графа Н.П.Шереметьева в его подмосковных усадьбах - Кусково и Останкино.

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ, ПОЛИТИКИ И КУЛЬТУРЫ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Культурология»

«Особенности и основные достижения русской культуры XVIII века»

Исполнитель:

специальность

№ зачётной книжки

Преподаватель:

План

1. Введение……………………………………………………………………… 3

2. Особенности и основные достижения русской культуры XVIII века..…… 3

3. Заключение…………………………………………………………………... 12

4. Список использованной литературы………………………………………. 13

Введение

В XVIII столетии русская культура вступила в новый период своего развития. После долгого времени насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего "еретического", "западного", русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого. Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства.

Особенности и основные достижения русской культуры XVIII века.

Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъёму государства. Намного продвинулось просвещение, что оказало влияние на дальнейшее развитие культуры.

С 1 января 1700 г. было введено новое летоисчисление – от Рождества Христова. В 1719 г. был создан первый естественно-исторический музей в России – Кунсткамера.

Впервые при Петре 1 образование стало государственной политикой, открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук. Молодых людей стали посылать за границу учиться ремеслу – корабельному и морскому делу, а также наукам и искусству.

В 1701 г. в Москве была открыта школа математических и навигационных наук – Навигацкая школа первое светское государственное учебное заведение. При Посольском приказе была создана школа для обучения иностранным языкам, а позже – школа канцелярских служащих. В Москве и других городах создавался ряд профессиональных школАртиллерийская, Инженерная, Медицинская, на уральских заводах – горнозаводские училища . Вначале в школы принимали наряду с детьми дворян и детей разночинцев, но постепенно школы стали превращаться в закрытые учебные заведения только для дворянских детей.

В первой четверти 18 века стали создаваться так называемые цифирные школы – государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян. Тем, кто не имел свидетельства об окончании цифирной школы, даже не разрешалось жениться. В 1786 г. был издан Устав народных училищ – первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы, классно-урочная система

Организация среднего высшего образования была тесно связана с созданием Академии наук (официально с 1724г.). Вначале среди академиков были одни иностранцы. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) стал первым русским академиком, ученым мирового значения. Он был также крупнейшим русским поэтом, заложившим основы современного русского литературного языка. Ломоносов очень много сделал для развития русской науки и организации образования.

В 1755 г. по инициативе М.В.Ломоносова был создан Московский университет , ставший крупным культурным центром. Он имел философский, юридический, медицинский факультеты.

В конце XVIII века в России было 550 учебных заведений и 62 тысячи учащихся. Значительно усилилось книгоиздательское дело. В 1708-1710 гг. была проведена реформа шрифта, упростившая сложную кириллицу. Были введены гражданская (в отличие от церковной) азбука и гражданская печать , что способствовало увеличению издания светских, гражданских книг, в том числе учебников.

Первой русской печатной газетой стали «Ведомости» (1702-1727), издававшиеся по указу Петра 1. В 1703-1704 гг. вышло 39 номеров. С 1710г. газета печаталась гражданским шрифтом.

Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Введение гражданского шрифта способствовало укреплению светского языка, хотя еще широко был распространен церковнославянский язык .

В это время популярными были стихотворные произведения – сатиры, оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя Антиоха Кантемира (1708-1744).

Основоположником Руссой драматургии стал А.П.Сумароков (1717-1777), поэт, автор первых комедий и трагедий, директор Российского театра в Петербурге.

Последняя четверть XVIII века стала временем расцвета творчества крупного поэта того времени Гавриила Романовича Державина (1743-1816). Основным жанром его произведений была ода . В них он дал широкую картину современной ему жизни: пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышления, сатиру на вельмож. Известная его ода «Фелица» проникнута идеей сильной государственной власти.

Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях «Бригадир» и «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин (1744/45-1792), обличавший невежество, тиранию.

Основоположником русского сентиментализма ((от французского - чувство), направление в литературе и искусстве в конце XVIII – начале XIX веков, провозглашающее культ чувств и природы) стал Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), автор повестей «Бедная Лиза», «Деревня», «Наталья, боярская дочь».

В Петровскую эпоху вносятся новшества и в архитектуру, и в строительство, обусловленные требованиями правительства выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи.

Наиболее заметными строениями того времени в Москве были Хамовный двор, Суконный двор, Большой каменный мост, Арсенал в Кремле, а также трехэтажное здание Главной аптеки , где вначале помещался первый русский университет.

Выдающимся зодчим Москвы в 50-х годах XVIII века был Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719-1774). Он не только возглавлял «архитектурный надзор» за строительством в Москве, но и развил усиленную архитектурную деятельность. По его проекту триумфальные Красные ворота в 1753 г. были заменены каменными.

Наиболее интересным и значимым произведением Ухтомского стала колокольня Троице-Сергиевой лавры .

В 1749 г. Ухтомский организовал в Москве первую в России Архитектурную школу , в которой под его руководством прошли ученичество такие выдающиеся русские архитекторы, как В.П. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов и другие.

Петровская эпоха характеризуется, прежде всего, строительством новой столицы – Петербурга (с 1703 г.), для чего были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли .

В числе общественных зданий Петербурга выделялись Гостиный двор, Биржа, Адмиралтейство.

Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы со знаменитыми парковыми ансамблями. Петергоф был задуман как загородная резиденция Петра I, которую он хотел уподобить Версалю.

Решающей для рассвета стиля русского барокко стала деятельность отца и сына Растрелли. Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744), итальянский скульптор, с 1716 года работал в Петербурге. Он принимал участие в декоративном оформлении Петергофа, выполнил скульптурные портреты Петра I и императрицы Анны Иоанновны с арапчонком.

Его сына – Бартоломео Растрелли (1700-1771) – в России звали Варфоломеем Варфоломеевичем, он был уже русским архитектором. Стиль его зодчества – русское барокко, вобравшее в себя западные и русские традиции. Он является автором Смольного монастыря и Зимнего дворца в Петербурге, Большого дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском селе и др. Растрелли любил размах, пышность, яркие краски, использовал богатое скульптурное убранство, затейливый орнамент.

В 60-е годы XVIII века на смену русскому барокко в зодчестве пришёл русский классицизм , который достиг своего расцвета в начале XIX века. Яркими представителями классицизма в России стали архитекторы В.П. Баженов, М.Ф. Казаков и И.Е. Старов.

Талантливым русским архитектором был Василий Петрович Баженов (1737/38-1799), им построены: дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, Дом Пашкова – самое красивое здание XVIII века в Москве, Михайловский замок в Петербурге.

Прославлено также имя Матвея Фёдоровича Казакова (1738-1812), который разработал в Москве типы городских домов и общественных зданий. По его проектам построены: Сенат в Московском Кремле, Московский Университет, Голицынская больница (ныне Первая градская), Петровский дворец , возведённый в псевдоготическом стиле, Дворянское собрание с великолепным Колонным залом . Казаков руководил составлением генерального плана Москвы, организовал Архитектурную школу.

Иван Егорович Старов (1745-1808) – автор ряда замечательных архитектурных творений в Петербурге: Троицкого собора Александро-Невской лавры и Таврического дворца – памятника победе в русско-турецкой войне.

Сохранившиеся здания XVIII века и сегодня являются не только украшением русских городов, но и шедеврами мирового значения.

В XVIII веке претерпевает изменения и изобразительное искусство – живопись, скульптура и др. Это время расцвета портретной живописи .

Наиболее известные художники того времени – Андрей Матвеев (1701-1739) и Иван Никитин (ок. 1690-1742) – основоположники русской светской живописи. Живописному мастерству они учились за границей. Андрею Матвееву принадлежит первый в русском искусстве «Автопортрет с женой» . В портретах «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе» Иван Никитин намного опередил своих современников по глубине и форме художественного выражения.

К концу 20-х годов наметился перелом к придворному направлению в живописи. Лучшие портретисты XVIII века – А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Т. Левицкий, В.Л. Боровиковский, скульпторы – Ф.И. Шубин и М.И. Козловский. Это было время интенсивного развития личности, что нашло отражение в портретных изображениях художников.

Крупнейшим портретистом был Дмитрий Левицкий (1735-1822). Он создал богатую серию парадных портретов – от портрета Екатерины II до портретов московских купцов. В его произведениях торжественность сочетается с красочным богатством. Жизненностью образов отличаются его женские портреты, особенно «смолянок», воспитанниц Смольного института.

Классическое направление представлял Михаил Козловский (1753-1802) – скульптор и рисовальщик. Его творчество проникнуто идеями Просвещения, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью. Особенно ярко это выразилось в статуе для каскада в Петергофе. «Самсон, раздирающий пасть льва» - аллегорической фигуре, олицетворяющей победу России над Швецией. Интересен его памятник А.В. Суворову в Петербурге.

В конце XVIII века формируется одна из богатейших художественных коллекций мира – Эрмитаж . Эрмитаж (от французского ermitage – место уединения) – один из крупнейших в мире художественно-исторических музеев. Здания Эрмитажа – Зимний дворец (1754-1762, архитектор В.В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-1767, архитектор Ж.Б. Вален-Деламот), Старый Эрмитаж (1771-1787, архитектор Ю.М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839-1852, архитектор Л. Фон Кленце), Эрмитажный театр (1783-1787, архитектор Дж. Кваренги). В его основе частное собрание картин западноевропейских мастеров (с 1764 года) Екатерины II. Открыт для публики в 1852 году.

Изобразительное искусство XVIII века сделало значительный шаг вперёд в развитии светского направления.

В XVIII веке продолжалось развитие театра. В 1702 году по велению Петра I был создан Публичный общедоступный театр , рассчитанный на массовую публику. Специально для него на Красной площади в Москве было построено здание – «Комедиальная храмина». В 1706 году театр прекратил своё существование, так как не получал субсидий.

В середине XVIII века во многих городах выступали иностранные актёрские группы – французские, немецкие и другие. Но среди публики рос интерес к русскому театру, связанный с общим подъемом национального самосознания. В 1750 году в Ярославле начались спектакли первого публичного театра с русскими актёрами, художниками, музыкантами. В его репертуаре были и русские пьесы. Во главе театра стоял первый известный русский актёр Фёдор Григорьевич Волков (1729-1763). Царица Елизавета Петровна выписала Фёдора Волкова со всей труппой ко двору, и в 1752 году театр переехал в Петербург. На основе этой труппы в 1756 году указом императрицы был создан театр «для представления трагедий и комедий». Директором его стал Сумароков, а первым придворным актёром – Фёдор Волков, прославившийся исполнением главных ролей в трагедиях А.П. Сумарокова. Таким образом, был создан первый постоянный профессиональный государственный публичный театр под названием Российский театр (с 1832 года – Александринский).

В 1779 году был создан частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), которым руководил известный русский актёр И.А. Дмитриевский (1734-1821), игравший в театре Ф. Волкова в Ярославле. В этом театре впервые были поставлены пьесы Д.И. Фонвизина, но в 1783 году по указу Екатерины II театр закрылся.

В 1780 году в Москве был открыт Петровский театр , где ставились драматические, оперные и балетные спектакли.

Балет в России зародился как отдельные танцевальные номера в антрактах сначала драматических, затем оперных спектаклей. Постепенно стали складываться балетные труппы.

С вступлением на русский престол в 1741 году дочери Петра I Елизаветы был издан указ об учреждении в Петербурге русской балетной труппы .

Первым русским балетным либреттистом был А.П. Сумароков.

Тимофей Бубликов стал первым танцовщиком в Петербурге, получил придворный чин и звание танцмейстера двора. В Москве известными артистами балета были: Иван Еропкин, Василий Балашов, Гаврила Райков . Первыми русскими балетмейстерами стали Балашов и Райков, поставившие в Москве комические балеты и дивертисменты. Арина Собакина стала ведущей московской танцовщицей.

Существовал так же крепостной театр – это были дворянские театры с труппой из крепостных. В основном такие театры создавались в Москве и Подмосковье (театры Шереметьевых, Юсуповых и другие). В историю театра вошли имена крепостных актёров: Прасковьи Жемчуговой, Татьяны Шлыковой-Гранатовой .

Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены.

В XVIII веке начинает широко распространяться светское музыкальное искусство.

В 1802 году в Петербурге было создано Филармоническое общество , в котором исполнялась старинная и классическая музыка. В последней трети XVIII века формируется композиторская школа , появляются первые русские композиторы – авторы оперной, хоровой, инструментальной, камерной музыки. Крупным достижением русской музыкальной культуры того времени стала музыкальная мелодрама «Орфей» композитора Е.И. Фомина (1761-1800). Он был также создателем песенной оперы на национальный русский сюжет «Ямщик на подставе», оперы «Американцы» и других произведений. В это время создавал оперы и Д.С. Бортнянский (1751-1825) – «Сокол», «Сын-соперник» и другие. Бортнянский – автор около 200 музыкальных произведений.

На рубеже XVIII-XIX веков появился жанр камерной лирической песни – русский романс на стихи русских поэтов. Одним из создателей русского романса стал О.А. Козловский (1754-1831), написавший «Российские песни», героико-патриотические полонезы. Один из них на слова Г.Р. Державина «Гром победы развивайся» долгое время был русским национальным гимном.

Заключение .

Итоги историко-культурного развития России в XVIII веке весьма значительны. Продолжалось развитие русских национальных традиций во всех видах искусства. В то же время укрепление связей с зарубежными странами способствовало проникновению западного влияния на русскую культуру. Укрепление могущества русского государства, которое стало одним из крупнейших государств мира, способствовало формированию русской нации и единого русского языка, ставшего величайшим культурным богатством русского народа. Получили развитие все направления культуры – образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство. Произошло обмирщение, секуляризация культуры, проникновению в Россию идей Просвещения. Это способствовало появлению новых видов культуры – первых литературных журналов, художественной литературы, общедоступного театра, светской музыки. Идёт становление русского классицизма. Значительно расширилась сфера духовной деятельности русских людей.

Список использованной литературы:

1. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 600 с.: ил. цв

2. В.В. Мавродин Рождение новой России - М.: 1998г.

3. Конспект лекций (лектор - Айсина Фаина Османовна).

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения