Работа смотрящий музея что он делает. На что живут музейные работники. Только высшее образование

32.9

Для друзей!

Справка

Музей или «мусеон» - слово греческого происхождения, переводится как «храм муз». В этот храм древние греки собирали все, что считали ценным: картины, статуи, астрономическое оборудование, книги, чучела животных, медицинские инструменты, анатомические бюсты и прочие предметы просвещения. Среди этого многообразия можно было легко потеряться. Чтобы помочь посетителям отыскать тот или иной экспонат, в музее появился специальный человек - хранитель.

Одно столетие сменяло другое, число ценных предметов возрастало. Для удобства музейные экспонаты распределяли по эпохам, принадлежности к географическим местам и назначению. Профессия хранителя тоже менялась, появились новые обязанности. Теперь музейный хранитель не просто знал, для чего нужен тот или иной экспонат, но и мог рассказать посетителям о том, что он значил для своего времени, какие научные открытия помог совершить. Иначе говоря, музейный работник стал проводником не только по музею, но и в историю культурного наследия человечества.

Описание деятельности

Неважно куда вы отправитесь, - в краеведческий музей, музей военный или музей изобразительных искусств, - везде вас первым встретит музейный работник. От внешнего вида сотрудника, его умения поддерживать дружелюбную атмосферу и сглаживать конфликтные ситуации зависит имидж музея. Поэтому студенты, изучающие , обязательно посещают мастер-классы по созданию имиджа, участвуют в тренингах по конфликтологии.

Музейному работнику скучать не приходится. Список обязанностей, как правило, зависит от того, в музее какого уровня он служит. Существуют совсем маленькие музеи, занимающие буквально одну комнату, а есть целые галереи, музейные комплексы. В крупных хранилищах работает целая армия сотрудников: , организаторы выставок, . В музеях всех этих специалистов заменяет один человек - музейный работник.

Сотрудники крупных музеев, особенно государственных, владеют несколькими иностранными языками. Если вы когда-нибудь посещали музеи Москвы и Санкт-Петербурга, то наверняка видели, что экскурсии предлагаются на различных языках - от английского до китайского.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Особенности карьерного роста

Музейный сотрудник должен идти в ногу со временем: изучать возможности информационных технологий, компьютерные программы и приложения, которые активно применяются в музейном деле. Важно постоянно работать над своей памятью, эрудицией, путешествовать и посещать музеи других городов, стран, набираться опыта. Учреждения дополнительного образования регулярно проводят курсы повышения квалификации для музейных работников.

Сегодня современные музеи стараются найти новые способы подачи информации и общения с аудиторией: из складов с древними артефактами они хотят превратиться в культурные центры, где люди будут встречаться, общаться, обмениваться идеями и получать новые знания и впечатления. Для этого кураторы выставок придумывают интерактивные форматы, менеджеры проектов собирают временные экспозиции со всего мира, экскурсоводы создают бесплатные аудиогиды и только смотрители не всегда могут найти себе место в этом новом мире музея. Зачастую их могут заменить камерами наблюдениями, но возможны ли такие перемены в провинциальном музее, структура работы которого не меняется уже на протяжении 20 лет?

Безусловно в таких музеях есть свое очарование, хотя там почти и не появляются новые экспонаты, в каждом зале за вами следит строгая тетенька-смотритель, а единственная необычная вещь в музее – местная кошка, периодически задевающая хвостом ценные артефакты.

Наш корреспондент провела один день в роли музейного смотрителя и рассказала, о всех тонкостях работы типичного ярославского музея.

На часах ровно десять.

Поднимаясь по скромной лестнице музея, расположенного в самом центре Ярославля, я с предвкушением фантазирую, как может пройти мой сегодняшний день в роли смотрителя одного из главных музеев города. Останавливаясь в первом зале музея, я, к своему удивлению, оказываюсь в темноте и натыкаюсь на гуляющую мимо музейных экспонатов кошку – самого верного любителя ярославской истории.

Очень сложно застать толпу народа в музее в будний день, поэтому местные работники не торопятся: одна из старших смотрительниц, внезапно появившаяся из темноты, медленно подходит ко мне, приветствует и тихим голосом сообщает то, чем мне предстоит заняться ближайшие семь часов.

Она ведет меня по залам музея, периодически повторяя: «Вот тут ничего нельзя трогать, а то сработает сигнализация. Здесь лучше свет выключать, пока нет посетителей. Тут не вздумайте оставлять вещи, а то вдруг украдут. Ну и не забывайте убирать телефон в сумку, пока посетители в зале, а то это опасно».

Особо не понимая в чем опасность моего телефона, я следую за смотрителем в последний зал музея, где мне предстоит наблюдать за посетителями в течение всего дня, и, отложив в сторону свои вещи, медленно начинают осматривать экспонаты зала.

Музей, в который меня отправили на практику в качестве смотрителя, работает с 1985 года и имеет особую популярность среди иногородних туристов, которые обычно с упоением разглядывают все экспонаты, сосредоточенно изучают сопроводительные этикетки и восхищаются историей нашего города. Тем не менее, несмотря на постоянный поток туристов, многие из которых, как правило, жители столицы, среди местного населения музей не пользуется большим спросом (не считая юных школьников и студентов, которых стадом пригоняют в музей и заставляют пожирать глазами окружающие вокруг предметы).

Кажется, что развитие музея остановилось еще в конце XX века: за огромными стеллажами находятся экспонаты, многие из которых являются распечатанными на принтере копиями, либо макетами, требующими срочного восстановления, чем дальше от залов, посвященных древней истории города, тем скучнее становится наблюдать за развитием Ярославля в течение нескольких веков. Верным способом привлечь внимание и разбавить пустоту музейных залов в будни, будет полное изменение подачи информации. Например, вместо скучных экспонатов с сопроводительными этикетками музей может попробовать включить в свои экспозиции инновационных помощников.

Правда, любое, даже минимальное изменение в музее, вроде ремонта или установления новых стеллажей, невозможно осуществить без денег, которые сложно получить.

Проходит час.

В залах музея начинают появляться первые посетители, которые с осторожностью осматривают экспонаты. Поскольку в то время, когда в залах музея есть люди, мне нельзя доставать ни книгу, ни мобильный телефон, ничего не остается делать, как внимательно рассматривать туристов, к моему удивлению, изучающих с большим вниманием то, что находится под стеллажами. В погоне за новым объемом знаний, некоторые из них осторожно подходят ко мне и начинают задавать вопросы, касающиеся представленных экспонатов. Однако на большинство из них я с трудом могу ответить, чем вызываю удивление со стороны туристов – ведь смотритель должен знать все.

Тишина музейных залов и бесшумное перемещение посетителей потихоньку вгоняет меня в дремоту. На несколько секунд я прикрываю глаза, но вскоре вздрагиваю от строгого голоса одной из смотрительниц: «Чтобы не спать, лучше наблюдайте за посетителями».

Немного недоумевая, я отвечаю: «А что может случиться с экспонатами, ведь они находятся под стеллажами?». «Ну как же, вдруг посетители пронесут в музей бомбу. У нас ведь нет металлоискателей, поэтому мы, смотрители, должны быть максимально внимательны» — отвечает женщина, а я тем временем понимаю, что все мои идеи о том, что экспозиции музея должны быть обновлены современными технологиями, кажутся смешными, ведь здесь местных работников, скромно перемещающихся по залу и шепотом делающих замечания посетителям, просят предотвращать теракты.

Проходит еще несколько часов.

Я усиленно борюсь с дремотой и стараюсь наблюдать за посетителями. Вдруг музейную тишину нарушает шум.

На лестнице слышатся шаги людей, направляющихся в центральный зал музея. Одна из смотрительниц шепчет другой: «Сегодня в музее тематическое занятие». После этих слов мимо меня начинают проходить туристы, колонну которых возглавляют сотрудники музея, одетые в костюмы времен «Войны и мира» Л. Н. Толстого.

Забавно наблюдать за тем, как экскурсоводы и научные сотрудники музея ковыляют в пышных платьях, а затем неуклюже начинают танцевать мазурку.

Музей старается хоть как-то привлекать внимание туристов, которые уже давно выучили наизусть все постоянные экспозиции, но любовь к истории вновь привела их в это место. Такие тематические мероприятия, конечно, не заменят обновленные стеллажи с экспонатами или аудиогиды, зато точно привлекут посетителей, которым захочется посмотреть на театральные способности сотрудников музея. И именно благодаря работникам музея, не стесняющихся напяливать на себя пышное платье в перерывах между научной деятельностью, это место продолжает жить, пусть и без свежего ремонта, уникальных находок и больших зарплат сотрудников.

Мое детство неразрывно связано с краеведческим музеем, в котором много лет работает моя мама. Я хорошо помню, как в новом здании музея целая стена с помощью мозаики «превратилась» в эксклюзивную картину с изображением нашего города. А сколько было впечатлений от зала археологии, постепенно наполнявшегося интересными редкими экспонатами. И хотя делом моей жизни стала журналистика, считаю, что и к музейным профессиям имею маленькое отношение.

Кадры решают всё

Работа в государственных (центральных, краевых, областных, муниципальных) и частных музеях и галереях очень ответственна. Она требует от людей, выбравших профессию работник музея, общей культуры, эрудиции, обязательности, внимательности... Этим специалистам необходимо знать культуру разных стран и эпох, уметь отличить оригинал от копии. В профессию музейный работник, как правило, приходят после окончания исторических факультетов госуниверситетов и педагогических институтов, а также искусствоведческих факультетов гуманитарных вузов. Но это необязательное условие. На некоторых должностях успешно трудятся люди и со средним специальным образованием.

Понятие «музейный работник» объединяет сразу несколько профессий:

  • хранители,
  • научные сотрудники,
  • методисты,
  • экскурсоводы,
  • экспозиционеры,
  • смотрители.

Кроме того, в музеях всегда есть работа для художников, реставраторов, таксидермистов...

Чем занимаются сотрудники музеев

Основное предназначение музея – сбор и хранение культурного наследия прошлого. Эту важную задачу выполняют хранители, работающие в фондовых отделах. Именно они обеспечивают учёт, хранение и научное описание экспонатов; подготовку их к вводу в научный оборот, комплектование музейной коллекции. Они также занимаются составлением электронной базы данных, оказывают консультативную помощь. Кстати, на хранителей не учат в университетах. В эту профессию по традиции берут из других музейных отделов после того, как присмотрятся, понаблюдают, насколько человек ответствен и порядочен.

В сфере профессиональных интересов научных сотрудников - проведение различных исследований, организация конференций и других мероприятий, издание научных сборников, публикация статей в СМИ. В зависимости от того к какому отделу относятся, они занимаются организацией тематических выставок и проведением экскурсий, ведут учет и контроль посещаемости музея, помогают краеведам в изучении истории родного края.

Еще одна востребованная музейная профессия - экскурсовод. Это интересная, творческая и в то же время ответственная работа. Кроме текста экскурсии, необходимо знать еще много разнообразной информации, владеть методикой ее подачи, обладать техникой публичных выступлений. В активе опытных экскурсоводов - хорошие организаторские способности, отличная память и, не удивляйтесь, артистичность. Ведь экскурсия пишется как научный доклад, а для посетителей «играется» как спектакль. Такой подход помогает удержать внимание экскурсантов, особенно школьников.

А вот без кого в музей не пустят, так это без смотрителей. Они работают в одних и тех же залах, где внимательно и ненавязчиво приглядывают за посетителями. Смотрители обеспечивают сохранность экспонатов, следят за чистотой и наблюдают за тем, чтобы правила поведения в музее соблюдались. Обычно эти должности занимают дамы пенсионного возраста, для которых скромная зарплата смотрителя является неплохой возможностью подработать.

Музейный работник - это, прежде всего, любовь и преданность своей профессии. Моя мама возглавляет фондовый отдел более двадцати лет. И все эти годы работа для нее – образ жизни. Я вижу, как она переживает за свое дело, с каким трепетом относится к хранению экспонатов, как тщательно готовит к открытию выставки…

В ногу со временем

Стоит отметить, что музейщики успешно осваивают современные информационные технологии, с появлением которых в музеях стали востребованы :

  • программисты принимают участие в создании каталогов, поддерживают рабочее состояние программного обеспечения, участвуют в восстановлении работоспособности системы при выходе из строя оборудования;
  • работают в музеях, которые организовали свои сайты и страницы в социальных сетях; и просто необходимы для виртуальных музеев, ставших популярными в интернете;
  • специалисты по связям с общественностью готовят информационные материалы музейных сайтов, печатных и электронных СМИ, социальных сетей. Музеи идут в ногу со временем и организуют выставки современных художников - авторов ярких и необычных трехмерных полотен, а также интерактивных анимационных картин.

Музейные «секреты»

Если вы решили работать в музее, то должны знать:

· здесь будет сложно человеку, склонному к аллергии, поскольку есть вероятность соприкосновения с аллергенами (книжная пыль);

· для посещений музеи открыты шесть дней в неделю, отдыхать придется в будни, потому что в субботу и воскресенье посетителей больше всего. Это были основные музейные профессии.

Кстати, всем будущим музейщикам, которые пока только планируют поступать в вуз, опытные специалисты советуют заниматься историей, изучать историю религии, литературу и иностранные языки, естественными науками.

***************************

Если вы хотите найти работу, которая будет нравиться и приносить желаемый доход, тогда . Чтобы получить бесплатный доступ к курсу введите свое имя и е-майл в форму ниже.

Каждый день они приходят в одни и те же музейные залы, занимают свое место и ненавязчиво наблюдают за посетителями. Без них никто не пустит на выставку гостей. Смотрители следят, чтобы никто из пришедших насладиться искусством не нарушал музейные правила. Какие ошибки часто совершают на выставках томичи, что еще, кроме наблюдения, входит в обязанности смотрителя, какие картины производят на гостей особое впечатление? Все подробности нам рассказала Екатерина Михайлова, смотритель двух залов постоянной экспозиции Томского областного художественного музея.

Когда посетители появляются в соседнем музейном зале, то Екатерина Михайлова зажигает свет и ждет, когда гости придут осматривать экспонаты, представленные в ее «владениях»:

Посетители заходят в «мой» зал - я встаю и встречаю их, здороваюсь, большинство тоже меня приветствуют, - поясняет Екатерина Ивановна. - Затем я тихо и внимательно за ними наблюдаю, не зря же мы называемся смотрителями. Многие задевают картины руками или так наклоняются, что касаются работ головой, это запрещено, поскольку вредно для картин. Тогда я делаю замечания, вежливо говорю: «Извините, пожалуйста, нельзя ничего трогать». По правилам расстояние от человека до картины должно быть 40 см. О наших правилах мы стараемся напоминать вежливо, чтобы не испортить гостям настроение. Обязанность делать замечание для меня самое трудное в нашей работе. Я понимаю: человек пришел отдохнуть, посмотреть выставку, и тут к нему подходят, начинают что-то запрещать. Важно не обидеть человека, быть доброжелательной, но при этом достаточно строгой.

Правда, большинство гостей к таким замечаниям относятся с пониманием. Конфликты возникают редко. Хотя иногда люди начинают возмущаться, говорят, мол, вот за рубежом в музеях разрешают трогать экспонаты руками. Тогда таким гостям напоминают, что на постоянной экспозиции представлены шедевры, это подлинники, действительно старинные работы, созданные в XVII, XVIII, XIX веке. Если каждый желающий будет их трогать, то долго они не сохранятся.

Другие нарушения, которые допускают посетители - это появление в музейных залах с большими сумками и в верхней одежде. Таких гостей в залы не пустят, а вежливо отправят в гардероб. Верхняя одежда в залах нежелательна из-за обилия уличной пыли и бактерий, которые очень вредны для картин. А большие сумки - это вопрос безопасности.

Инструкций по технике безопасности у музейных смотрителей много. Со всеми правилами сотрудников залов знакомит главный хранитель художественного музея Ольга Комарова. Но все пункты вполне выполнимы:
- Все требования доступны для человека нашего возраста, - считает Екатерина Ивановна. - Надо быть честным, ответственным, наблюдательным, обладать хорошим слухом и зрением.

На работу смотрителей принимают после собеседования с главным хранителем и администратором. Смотрят в трудовую книжку. Обычно стремятся найти людей по рекомендации - ведь ответственность здесь высокая, а зарплата напротив. Работать приходится с 10 до 18 часов практически без перерыва. Можно уйти разве что на 15 минут на обед когда нет посетителей и непременно попросить смотрителя из соседних залов понаблюдать. Еду обычно приносят из дома с собой. Иногда можно пойти попить чаю за ширмой в одном из залов, но тоже не дольше, чем на 10 минут, и предупредив соседку.

Екатерина Михайлова работает в музее уже 17 лет. Сначала пришла на должность смотрителя, а затем стала администратором. Но 2 года назад вернулась в музейные залы, почувствовала, что хочется более спокойного дела:

У администратора работа сложная, - поясняет Екатерина Ивановна. - У него в подчинении все смотрители, много других обязанностей, надо знать все, что происходит в музее и следить, чтобы везде был порядок.

Хотя музейному смотрителю тоже не приходится скучать. Кроме непосредственного наблюдения у него хватает и других дел. Незаметно включить свет перед появлением гостей, чтобы не щелкать при них выключателем. Надо следить и за специальной подсветкой:

С нею работы хорошо смотрятся, - уверена Екатерина Ивановна. - Подсветку установили недавно, уже при нашем директоре Ирине Викторовне Ярославцевой. Еще при ней появились витрины под названием «стакан», благодаря этому мы можем представлять те экспонаты, которые прежде хранились в запасниках. Например, в моем зале в такой витрине стоит красивая, расписанная золотом ваза. Она создана на императорском стеклянном заводе еще в середине XIX века. В витрине она в безопасности, ее не повредят случайно. А подсветка позволяет вазе предстать перед посетителями во всей красе, без нее золотого узора не было бы так заметно.

Также недавно в залах появились мягкие удобные скамейки, на которых посетители могут отдохнуть, ведь постоянная экспозиция музея велика, десять залов расположено на втором этаже, еще четыре на третьем. Особенно популярны лавочки у детей. В выходные в музей приходят семьями, и ребятишки устают, иногда малыши даже могут прилечь на мягкие скамейки. Ценят возможности отдыха и пожилые посетители, которые тоже нередко бывают на постоянной экспозиции.

Кроме, собственно, наблюдения, у смотрителя есть и другие обязанности:
- Когда нет посетителей, то мы обеспыливаем оборудование в зале, - рассказывает Екатерина Ивановна. У каждого смотрителя есть свое ведерочко, влажной тряпкой мы два раза в неделю протираем стекло витрин, подоконники. Картины, конечно, не трогаем, их можно обеспыливать только научным сотрудникам. Я наблюдала, как они ухаживают за работами - надевают специальную мягкую варежку и аккуратно водят ею по экспонату.

Иногда смотрителям задают вопросы - не все заказывают экскурсию, некоторые смотрят выставку самостоятельно, таким посетителям часто хочется что-то уточнить, и они обращаются к сотруднику, которого видят в зале.

Мы не обладаем такими глубокими знаниями, как экскурсоводы, по своим должностным обязанностям мы и не должны рассказывать о картинах, - поясняет Екатерина Ивановна. - Но если можем, то отвечаем на вопросы посетителей. Больше всего гостей интересует: «У вас копии или оригиналы?». Мы отвечаем, что в основном в наших залах представлены подлинники, даже рамки у картин оригинальные. Многие спрашивают об императрице Марии Александровне, чей огромный парадный портрет можно увидеть в зале, где я работаю. Уточняют чья она была жена, я рассказываю, что Александра II.

К царской семье музейные смотрители неравнодушны, практический каждый может многое рассказать о династии Романовых. В музее много читают: когда на выставках нет посетителей, то смотрителям разрешены книжки небольшого (чтобы они не мешали вовремя замечать гостей) формата. Екатерина Михайлова предпочитает исторические романы, любит произведения Эдварда Радзинского. А интерес к династии Романовых возник отчасти благодаря представленному на выставке портрету императрицы:

Эта работа меня сразу заинтересовала, - отмечает Екатерина Ивановна. - Также у нас в музее есть интересный портрет Николай I, написанный еще до того, как он принял престол. Под впечатлением от работ я взяла в библиотеке книги о династии Романовых, с увлечением их прочла, потом поделилась с коллегами.

По наблюдению Екатерины Михайловой, посетители ее залов чаще всего надолго замирают возле портрета императрицы и возле картины, где изображена испуганная крестьянская девочка (ее особенно любят рассматривать дети):

Еще многим нравятся две работы художника Плешанова - его автопортрет и изображение девушки, они очень хороши собой, но, на мой взгляд, это слишком идеализированная красота, - делится впечатлениями Екатерина Ивановна. - У нас есть очень характерные работы, например, «Голова старика», портрет, созданный неизвестным автором, где мы видим необычное, выразительное, вероятно, когда-то красивое лицо старого мужчины.

В одних и тех же двух залах Екатерина Михайлова проводит свой рабочий день уже два года. И говорит, что они ей абсолютно не приедаются:
- Как же можно устать от таких шедевров?! - удивляется смотритель. - Очень люблю и представленные в залах картины, и всю нашу постоянную выставку, гожусь, что такое собрание работ есть в Томске, считаю, это бренд нашего города.

Единственное, что огорчает смотрителя это слишком сдержанное отношение к уникальной коллекции самих томичей. Они не очень часто выбираются в музей, а гости города приходят от собрания в восторг и даже избалованные музеями москвичи и петербуржцы восхищаются, встретив в Томске подлинные работы известных мастеров. Екатерине Михайловой хотелось бы, чтобы горожане больше ценили свою уникальную возможность наслаждаться шедеврами.

Текст: Мария Аникина

Государственное бюд жетное образовательное учреждение города

Департамент образования города Москвы

Юго-Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 2115»

Городской Фестиваль «Времен связующая нить: урок в школьном музее»

Номинация № 2 – для учащихся начальных классов

Интерактивное занятие «ХРАНИТЕЛИ ИСТОРИИ»

Учитель начальных классов

Снегирева Ольга Владимировна

ХОД ЗАНЯТИЯ

I . Постановка цели и определение темы занятия

Ведущий: Сегодня мы отправимся в путешествие по удивительному миру музеев. Наше занятие называется «Хранители истории». (Слайд 1)

А чтобы узнать, кто же они такие, давайте заглянем в этот музей. (Слайд 2)

В: - Но мы зайдем не через главный вход! Сегодня нам нужна.. вот эта дверь! (слайд 2)

Что значит эта надпись? Для кого этот вход? (ответы детей )

Предположите, какова будет тема и цель сегодняшнего занятия? (ответы детей )

Сегодня вы познакомитесь с людьми, которые работают в музеях. (Слайд 3) Узнаете, чем они занимаются, что входит в их обязанности. А ещё мы обсудим, какими качествами должны обладать люди этих профессий.

II . Работа по теме занятия

В: Занятие мы проведем в форме игры. Разделимся на четыре группы. Каждая группа выступит в роли музейных сотрудников.

А поможет нам в этом один очень симпатичный персонаж.

Давайте представим такую ситуацию. (Слайд 4) В один из музеев пришла маленькая девочка и принесла подарок. (слайд и показ коробки )

Может ли игрушка стать музейным экспонатом? (ответы детей ) Посмотрим, что находится в коробке? (обсуждение игрушки «Олимпийский Мишка» )

Ведущий: - Давайте узнаем, что же происходит с предметом, когда он становится музейным экспонатом.

1. Первый сотрудник, с работой которого мы познакомимся, это…

Ученик: ХРАНИТЕЛЬ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ Слайд 5

У: Главные хранители есть во всех музеях. Наша основная обязанность - это работа с музейными предметами и ответственность за их хорошую судьбу. Мы принимаем все поступающие в музей предметы. Хранитель должен определить ценность нового предмета и занести его в определенную коллекцию музея. Мы постоянно контролируем сохранность экспонатов, следим за их состоянием. Также, хранитель музея составляет планы выставок, пишет доклады по работе музея.

В: - При получении в дар предметов истории и культуры, хранитель музейных фондов оформляет особый документ, который называется акт приёма .(Слайд 6) Он составляется в двух экземплярах: один – останется в музее, другой – у дарителя. Представитель группы «Хранители музея» заполнит этот документ. (на листе А3 )

В: - Одновременно с поступлением предмета хранитель музея производит запись в Главную инвентарную книгу. (Слайд 7) Это - самый важный документ учета и охраны всех экспонатов музея. (показать инвентарную книгу музея )

Давайте попробуем составить такую запись (Один ученик из группы «Хранители музея» выполняет записи на листе А3 )

После того, как в книге предмету присвоен учётный номер, он наносится и на сам экспонат. Как его следует разместить? (ответы детей )

Верно, надпись делается так, чтобы не испортить внешний вид предмета. (хранители ставят номер маркером )

Хранитель музея выясняет у дарителя сведения о данном предмете. Такие сведения называются «легенды»

Вот как могла быть составлена легенда на нашего Мишку (Слайд 8)

Ученик: У хранителей музейного фонда есть ещё одна важная задача: занести новый экспонат в картотеку музея (Слайд 9) В каждой карточке содержится вся информация о предмете, его легенда, иногда – даже фотография.

У: - Как вы думаете, для чего нужна картотека? (ответы детей) Карточки расположены в алфавитном порядке и позволяют быстро найти информацию о любом экспонате.

В: Итак, Мишка стал одним из экспонатов музея. Группа хранителей музейного фонда успешно справилась со своими обязанностями. Давайте подумаем, какими качествами должен обладать человек этой профессии? (ответы детей )

    глубокие знания по истории, истории искусства,

    ответственность;

    аккуратность и точность в работе;

    хорошая память.

Ведущий: - Продолжим знакомство с сотрудниками музея. Хранители музейного фонда записали в Инвентарной книге, что у нашего Мишки полная сохранность. Но так бывает далеко не всегда. Посмотрите на эту игрушку (показ ) Кто из вас догадался, с какой профессией нам предстоит познакомиться?

2. РЕСТАВРАТОР Слайд 10

Ученик: Реставратор – специалист по сохранению и восстановлению музейных предметов. Задача реставратора не просто обновить предмет, а сохранить его особенности; дух времени, в котором он появился.

Каждый предмет требует особого подхода. Поэтому перед началом работы реставратор советуется с историками, археологами, химиками и другими экспертами. Порой реставраторам приходится восстанавливать сильно поврежденные экспонаты. Но, благодаря кропотливому труду этих мастеров, происходит настоящее чудо! (Слайды 11,12)


Ведущий: - Недавно мы были на выставке в Кремле. Вспомните, как мы рассматривали старинное царское полотенце. На нем было много маленьких дырочек.. Но, почему же реставраторы не восстановили его? (примерный ответ: заштопанное или с заплатками царское полотенце выглядело бы нелепо.. Реставраторы лишь укрепили ткань с изнанки, чтобы повреждения не увеличивались и были меньше заметны!)

Уважаемые реставраторы, осмотрите Мишку. Наметьте, пожалуйста, ход реставрационных работ. (Ответы детей )

Какими качествами должен обладать реставратор? (ответы детей )

Трепетное, бережное отношение к музейным предметам,

Склонность к ручному труду,

Интерес к изобразительному и прикладному искусству,

Усидчивость, аккуратность,

Умение концентрировать внимание.

В: Благодарим наших реставраторов за хорошую работу! А Мишка попадает в надежные руки следующего специалиста.

3. (Слайд 13) ЭКСПОЗИЦИОНЕР

В: –Попробуйте догадаться, чем занимаются люди этой профессии? (ответы детей )

Это научный сотрудник музея, участвующий в создании экспозиции . Музейная экспозиция – группа предметов, связанных единым содержанием. (Слайд 14)

Можно ли сказать, что на этом слайде показана музейная экспозиция? Почему? (ответы детей )

В экспозиции все предметы как бы «помогают» друг другу: подчёркивают особенности каждого из них, дополняют заключенную в них информацию.

Более подробно расскажет про работу экспозиционеров … (имя ученика).

(По слайду 15)

Ученик: - Размещать предметы можно по-разному. Можно создать какой-то сюжет (показ на слайде) или разместить музейные предметы в чёткой системе (показ на слайде)

Около каждого экспоната размещаются этикетки (показ). На этикетке указано название предмета, сведения о материале из которого он сделан, время, в которое он был создан. Рядом может находиться пояснительный текст. Он содержит более подробную информацию о данном предмете.

В: - Скажите, пожалуйста, в музее должен быть яркий свет, чтобы всё было видно?

У: Нет, чаще всего свет в залах музея бывает приглушенным, неярким.

В: А как же рассматривать экспонаты?

У: С помощью подсветки! (Слайд 16) Направленный свет очень хорошо выделяет отдельные предметы, позволяет рассмотреть все детали.

В: Теперь мы попросим группу экспозиционеров оформить витрину музея. Вы можете использовать не только Мишку, но и другие экспонаты. Не забудьте главное правило:

они должны быть связаны каким-либо общим содержанием! (Творческая работа группы детей: из набора игрушек, сувениров и этикеток учащиеся отбирают предметы с олимпийской символикой и создают музейную экспозицию )

Ведущий: - Создание музейной экспозиции процесс длительный, требующий кропотливой творческой работы. Что зависит от грамотной работы экспозиционера? (ответы детей )

Назовите важные для этого специалиста качества (ответы)

Художественный вкус,

Творческие способности

Внимательность, аккуратность

Итак, экспозиция готова. Мишка занял достойное место в нашем музее. И сейчас мы увидим работу ещё одного сотрудника. Догадались, о ком идёт речь? (ответы детей )

Расскажет о профессии...(имя ученика)

4 . ЭКСКУРСОВОД (Слайд 17)

У: Экскурсовод проводит экскурсию по музею, сопровождает осмотр экспонатов рассказом и пояснениями. Экскурсовод сам подбирает и изучает исторические материалы и готовит текст экскурсии на определенную тему.

Экскурсоводы могут увлекательно рассказать о каждом экспонате музея, ответить на множество дополнительных вопросов. Чем больше знает специалист, тем интереснее будет его рассказ. Экскурсовод должен быть артистичным человеком, должен уметь выступать перед публикой.



В: Давайте попробуем дополнить перечень качеств, необходимых для людей этой профессии. (ответы детей )

Важные качества

Хорошая память,

Культура речи,

Интерес к новым знаниям,

Доброжелательность, вежливость, терпеливость в обращении с людьми.

А сейчас приглашаем вас на небольшую экскурсию!

(Ученик проводит небольшую экскурсию-экспромт)

III . Подведение итогов занятия. Рефлексия деятельности.

В: Предлагаю вам пройти небольшой тест «Узнай профессию». Перед вами - фотографии. Каждая группа должна узнать «свою» профессию и поднять карточку с этим номером.

Слайд 19 (на столы раздать сигнальные карточки )

течение минуты группы обсуждают слайд, затем, по сигналу педагога, поднимают карточки. Проверка ответов. )

В: - Наша игра подошла к концу. Давайте вспомним, как называлось наше занятие. (Хранители истории) Слайд 20 Кого можно так назвать? Почему? (ответы детей )

Всех сотрудников музея можно назвать хранителями истории. Они изучают и сохраняют старинные, уникальные предметы; экспонируют их, рассказывают о них людям. За каждым экспонатом стоит труд многих музейных работников.

И пусть в заключение прозвучат слова благодарности всем Хранителям истории!

Ученики:

История не любит суетиться.
Она лишь усмехнется свысока,
Когда на пожелтевшие страницы
Посмотрим через годы и века.
Беседовать неторопливо с нею,
Хранить дыханье древней старины

Способны вы, работники музеев.

И вам за это благодарны мы!

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения