Средневековый город Европы: каким он был и каким мы его себе представляем. Средневековые города западной европы

По своему происхождению западноевропейские средневековые города делятся на два типа: одни из них ведут свою историю с глубокой древности, от античных городов и поселений (например, Кельн, Вена, Аугсбург, Париж, Лондон, Йорк), другие возникли сравнительно поздно - уже в эпоху средневековья. Бывшие античные города в раннем средневековье переживают полосу упадка, но все же остаются, как правило, административными центрами небольшой округи, резиденциями епископов и светских правителей; через них продолжают поддерживаться торговые связи, прежде всего в районе Средиземноморья. В 8-10 вв. в связи с оживлением торговли на Севере Европы появляются протогородские поселения на Балтике (Хедебю в Шлезвиге, Бирка в Швеции, славянский Волин и др.).

Однако период массового возникновения и роста средневековых городов приходится на 10-11 вв. Раньше всего сформировались города, имевшие античную основу, в Северной и Средней Италии, в Южной Франции, а также по Рейну. Но очень быстро сетью городов и городков покрылась вся Европа севернее Альп.

Новые города возникали у замков и крепостей, на пересечениях торговых путей, у переправ через реки. Их появление стало возможным благодаря подъему сельского хозяйства: крестьяне оказались в состоянии прокормить значительные группы населения, не занятые непосредственно в аграрном секторе. К тому же хозяйственная специализация вела ко все более интенсивному отделению ремесла от сельского хозяйства. Население городов росло за счет притока деревенских жителей, которых привлекала возможность получить в городе личную свободу и воспользоваться привилегиями, имевшимися у горожан. Большинство пришедших в город включались в ремесленное производство, но многие не бросали окончательно и сельскохозяйственных занятий. У горожан были участки пахотной земли, виноградники и даже пастбища. Состав населения был весьма пестрым: ремесленники, купцы, ростовщики, представители духовенства, светские сеньоры, наемные солдаты, школяры, чиновники, артисты, художники и музыканты, бродяги, нищие. Такое многообразие связано с тем, что сам город играл множество важнейших ролей в социальной жизни феодальной Европы. Он был центром ремесла и торговли, культуры и религиозной жизни. Здесь концентрировались органы государственной власти и строились резиденции сильных мира сего.

На первых порах горожанам приходилось платить многие поборы сеньору города, подчиняться его суду, находиться от него в личной зависимости, иногда даже работать на барщине. Сеньоры часто покровительствовали городам, так как получали от них немалые выгоды, но плата за это покровительство со временем стала казаться окрепшим и разбогатевшим горожанам слишком обременительной. По всей Европе прокатилась волна столкновений, подчас вооруженных, горожан с сеньорами. В результате так называемого коммунального движения многие западноевропейские города получили право самоуправления и личную свободу для своих граждан. В Северной и Средней Италии крупнейшие города - Венеция, Генуя, Милан, Флоренция, Пиза, Сиена, Болонья - добились полной независимости и подчинили себе большие территории за пределами городских стен. Там крестьянам приходилось работать на городские республики точно так же, как раньше на сеньоров. Большой самостоятельностью пользовались и крупные города Германии, хотя они, как правило, признавали на словах власть императора или герцога, графа или епископа. Немецкие города нередко объединялись в союзы с политическими или торговыми целями. Самым знаменитым из них был союз северогерманских купеческих городов - Ганза. Расцвет Ганзы приходится на 14 в., когда она держала в своих руках всю торговлю на Балтике и в Северном море.

В свободном городе власть чаще всего принадлежала выборному совету - магистрату, все места в котором делились между патрициями - членами богатейших семейств землевладельцев и купцов. Горожане объединялись в товарищества: купцы - в гильдии, ремесленники - в цехи. Цехи следили за качеством продукции, защищали своих членов от конкуренции. Не только работа, но и вся жизнь ремесленника была связана с цехом. Цехи устраивали для своих членов праздники и пирушки, они помогали «своим» беднякам, сиротам и старикам, а в случае необходимости выставляли военные отряды.

В центре типичного западноевропейского города обычно располагалась рыночная площадь, а на ней или же неподалеку от нее стояли здания городского магистрата (ратуша) и главной городской церкви (в епископских городах - собора). Город окружали стены, причем считалось, что внутри их кольца (а иногда еще и снаружи на расстоянии 1 мили от стены) действует особое городское право - здесь судятся по своим законам, отличным от принятых в округе. Мощные стены, величественные соборы, богатые монастыри, пышные ратуши не просто отражали богатство обитателей города, но и свидетельствовали о всевозрастающем мастерстве средневековых художников и строителей.

Жизнь членов городской общины (в Германии их называли бюргерами, во Франции - буржуа, в Италии - пополанами) резко отличалась от жизни крестьян и феодалов. Бюргеры, как правило, были мелкими свободными собственниками, они славились своей расчетливостью, деловой смекалкой. Рационализм, укреплявшийся в городах, способствовал критическому взгляду на мир, свободомыслию, порой сомнению в церковных догмах. Поэтому городская среда с самого начала стала благоприятной для распространения еретических идей. Городские школы, а затем и университеты лишили церковь исключительного права на подготовку образованных людей. Купцы отправлялись в далекие странствования, открывали пути в неизвестные страны, к чужим народам, с которыми налаживали торговые обмены. Чем дальше, тем больше города превращались в мощную силу, которая способствовала росту в обществе интенсивных товарных связей, рационалистического осмысления мира и места в нем человека.

Освобождение от власти сеньоров (его удалось добиться далеко не всем городам) не устранило почву для внутригородских конфликтов. В 14-15 вв. в городах Европы произошли так называемые цеховые революции, когда ремесленные цехи вступили в борьбу с патрициатом. В 14-16 вв. городские низы - подмастерья, наемные работники, бедняки - восставали против власти цеховой верхушки. Плебейские движения стали одной из важнейших составляющих Реформации и раннебуржуазных революций 16-17 вв. (см. Нидерландская буржуазная революция 16 е., Английская буржуазная революция 17 в.).

Первые ростки раннекапиталистических отношений в городах появились еще в 14-15 вв. в Италии; в 15-16 вв. - в Германии, Нидерландах, Англии и некоторых других районах заальпийской Европы. Там появились мануфактуры, возникла постоянная прослойка наемных рабочих, стали складываться крупные банкирские дома (см. Капитализм). Теперь мелочная цеховая регламентация все чаще начинает препятствовать капиталистическому предпринимательству. Организаторы мануфактур в Англии, Нидерландах, Южной Германии были вынуждены переносить свою деятельность в деревню или в маленькие городки, где цеховые правила не были так сильны. К концу средневековья, в эпоху кризиса европейского феодализма, в городах начинают происходить трения между нарождающейся буржуазией и традиционным бюргерством, в результате чего последнее все больше оттесняется от источников богатства и власти.

Существенна роль городов и в развитии государства. Еще в период коммунального движения в ряде стран (прежде всего, во Франции) начинает оформляться союз между городами и королевской властью, сыгравший важную роль в укреплении королевской власти. Позднее, когда в Европе возникают сословно-представительные монархии, города не только оказываются широко йредставленными в средневековых парламентах, но своими денежными средствами в значительной степени способствуют укреплению центральной власти. Постепенно усиливающаяся монархия в Англии и Франции подчиняет себе города и упраздняет многие их привилегии и права. В Германии наступление на вольности городов активно вели князья. Итальянские города-государства эволюционировали к тираническим формам правления.

Средневековые города сделали решающий вклад в формирование новой европейской культуры эпохи Возрождения и Реформации, новых экономических отношений. В городах окрепли первые ростки демократических институтов власти (выборность, представительство), здесь сформировался новый тип человеческой личности, исполненной чувства собственного достоинства и уверенной в своих творческих силах.

В Европе в X- XI вв. наблюдался рост производства, особенно ярко этот процесс наблюдался в развитии ремесла. Совершенствование орудий труда и рост мастерства ремесленников привели к постепенному отделению ремесел от земледелия.
Двуполье сменилось трехпольем. Пашню уже делили не на два, а на три поля: одно засевали осенью озимыми хлебами, другое весной - яровыми, а третье оставляли под паром. Теперь отдыхала не половина, а треть пахотных земель.

Начали шире применять тяжелый колесный плуг. Теперь землю под посев озимых вспахивали 2-3 раза. После изобретения хомута лошадей стали впрягать в плуги, и это ускорило вспашку земли. Благодаря повышению урожайности у крестьян нередко оставались излишки сельхозпродуктов, которые они обменивали на изделия ремесленников.

Увеличивалось количество видов, повышалось качество изготавливаемых ремесленниками товаров для обмена. Однако в деревне возможности для развития товарного ремесла были ограниченны, а власть феодала лишала ремесленников самостоятельности. Поэтому они бежали из деревни и селились там, где были условия для свободного труда и сбыта продукции.

Средневековые города.

Рост городов в отдельных странах Европы происходил по-разному. Раньше всего - IX-X вв. они сформировались в Италии и на юге Франции (Венеция, Генуя, Флоренция, Нар-бонн, Тулуза и др.). Этому способствовали их торговые связи с более развитыми В ТО время Византией И Средневековый город, странами Востока. В X-XI вв. города стали возникать в Северной Франции, Нидерландах, Англии и Германии. В XII-XIII вв. города возникают в Венгрии, Прибалтике, на Руси. Основная причина образования в разные века городов Европы была в различиях социально-экономического развития.

Города, во-первых, появлялись в безопасных от нападений неприятеля местах, во-вторых, они служили центрами торговли изделиями ремесленников и сельхозпродукцией.

Жизнь городов.

Города чаще всего появлялись на землях феодалов. Сначала феодалы покровительствовали им, освобождали от налогов переселившихся ремесленников. Однако по мере роста городов, их богатств хозяева все чаще стали покушаться на их доходы. Притеснения феодалов тормозили развитие ремесла и торговли. Горожане стремились освободиться от власти сеньора. В XII-XIII вв. во всех городах Западной Европы велась борьба с сеньорами. Многие города добивались свободы путем откупа, другие - в результате восстаний и долгих войн. В ряде городов Франции в XII-XIII вв. развернулась вооруженная борьба городов против сеньоров.

В Европе ряд городов возник вокруг замков и монастырей. Во-первых, обитатели монастырей и замков давали заказы ремесленникам на изготовление мебели, оружия, одежды, а в случае войны ремесленники могли найти защиту за стенами крепостей. В Европе вокруг монастырей образовались города Мюнстер, Сен- Галлен, Сен-Дени; вокруг крепостей Страсбург, Гамбург, Аугсбург; возле рек Падерборн, Бремен, возле мостов Цвейбрюккен, Брюгге и другие.

Как выглядели города. Сначала города отличались от разбросанных вокруг них селений плотностью населения и построек. Средневековый город был окружен стеной с башнями и глубоким рвом, наполненным водой. В башнях круглосуточно дежурили часовые. Для защиты от врагов мосты и городские ворота делались из прочного металла. Ворота снабжались крепкими засовами, на ночь мосты над рвами убирались и ворота в город запирались.

В центре города была рыночная площадь, неподалеку от нее находилась главьная городская церковь - собор. На площади располагалось здание городского совета - ратуша.
Жилой район каждого города делился на кварталы, в каждом из которых селились ремесленники одной профессии.

Большинство домов были деревянными. Они тесно примыкали друг к другу. Улицы были узкие - не более 2 метров в ширину. Освещение, водопровод, канализация отсутствовали. Мусор, бытовые отходы нередко выбрасывались прямо на улицу, где разгуливали домашняя птица и скотина. Из-за тесноты и антисанитарии часто распространялись инфекционные болезни, от которых умирало очень много людей. Во время пожаров часто выгорали целые улицы, кварталы бедняков.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

История человечества уходит вглубь веков. Огромный интерес вызывает изучение различных эпох. В данной статье читатель познакомится с названиями городов и их историей в

Общая характеристика средневековых городов

Период является сложным и противоречивым в истории человечества. Его значение в формировании городов огромно. На развитие их в Средние века повлияли следующие факторы:

  • унаследовали основные черты со времен царствования Римской империи. Они сохранились до настоящего времени.
  • В формировании средневековых городов огромную роль сыграли торговые пути, соединившие Европу с Востоком.
  • Имело значение то, где расположены монастыри и замки, которые были зачатками будущих городов. Хотя только некоторые резиденции королей и феодалов способствовали росту экономического развития города.
  • Большое значение имели войны, которые веками длились непрерывно. В оборонительных целях здания имели большую высоту, улицы были узкими, благоустройство - на низком уровне.
  • Феноменом Средневековья является развитие городов у арабов. Они повсюду строили лагеря для военных. Чтобы контролировать покоренную страну, сооружали цитадели, которые у арабов назывались шахристанами. Там поселялись все: правители, их слуги, придворные, ремесленники, военные дружины. Вокруг шахристанов строились слободы, огражденные крепостными стенами.
  • Города Востока в Средние века отличались от европейских. Они существовали в единой системе государства, но не имели никаких прав.

Мдина

Средневековый город является первой столицей Мальты. По-другому его называют Молчаливым городом. Первое поселение людей относится к бронзовому веку, девятисотому году до нашей эры. Местом своего проживания финикийцы выбрали вершину холма. Поселение обнесли крепостными стенами для защиты от нападения других племен.

Чем привлекло это место древних поселенцев? Здесь имеются источники подземных вод, благодаря которым люди могли длительное время выдерживать осаду, не выходя за пределы оградительных сооружений. Небывалого расцвета город достиг, когда им правили римляне. Позже, когда правление Мдиной перешло к арабам, город был поделен на части, одна из них стала называться Рабатом.

Средние века для Мдины ознаменованы переселением в него аристократов. В тридцатые годы шестнадцатого столетия город признают независимым, он получает статус автономного поселения. Только после этого рыцари завладели ключами от города. Позже владельцы Мдины менялись еще много раз, а вместе с ними статус и название средневековых городов.

Константинополь

Происхождение названий средневековых городов символично. Константинополь - это город Византии с сильными античными традициями. Его возникновение связано с древнегреческим городом Византий. Константинополь построен на его месте, и он имел важное стратегическое значение: местом расположения античного города стал полуостров, который выходил к проливу Босфор, а он - в Черное море.

Византий основали греческие колонисты в 660 году до нашей эры, но Константинополь превзошел его. Территория города занимает семь холмов, как и у Рима. По его образу и подобию в Константинополе была организована власть, возводились дома для богатых людей. История раннего периода Византия ознаменована статусом мировой державы, где были сохранены сети дорог, как в Риме, а Константинополь удерживал главные узлы сухопутных и морских путей. Город занимал основную позицию между двумя морями: Черным и Средиземным.

Средневековые города Румынии

Огромный интерес для людей разных профессий, особенно для ученых, представляют средневековые города. Список названий некоторых сохраненных городов следующий:

  • Сигишоара- самый прекрасный город Трансильвании, расположенный на холме. Его считают родиной Дракулы. Этот город имеет немецкое название Шессбург и венгерское - Шегешвар. Основан немецкими колонистами в восьмом веке. Ими возведена крепость, церкви и Часовая башня. Несколько веков подряд город был прибежищем политиков и военных. Боеприпасы, награбленные сокровища, ценные документы и запасы продуктов нужно было где-то хранить. Башню с часами обнесли мощной стеной, там все и хранили. К Шессбург получил статус вольного города и стал ведущим центром торговли и ремесла в Восточной Европе.

  • Брашов- город, не уступающий по красоте Сибиу, за что получил другое название - румынский Зальцбург. Находится в центре Румынии. Первые письменные источники о городе относятся к 1235 году. Названия средневековых городов Европы часто менялись. Так получилось и с Брашовым. Его называли Браско, Стефанополисом, Брассо, Кронштадтом. Выгодное географическое положение и связи с другими поселениями позволили городу быстрыми темпами развивать экономику, благодаря чему Брашов вскоре стал крупным центром Трансильвании.

Название средневековых городов: Грузия и Армения

Крупные города данной эпохи состояли из цитадели, самого города и предместий. Город называли шахастаном, правителя - амиром. Его назначал царь. Жителями городов были люди разных сословий, но большую часть составляли купцы и ремесленники. Конкретное название средневековых городов (для каждого из них) в Грузии и Армении рассмотрим ниже:

  • Ани статус города получил только в десятом веке. До этого был крепостью на реке Ахурян. Быстро развивался с 961 года, когда получил статус столицы царства Багратидов. Через пятьдесят лет стал важным центром Ближнего Востока. Быстрое развитие города обусловлено, прежде всего, географическим положением: Ани располагался в центре царства и граничил с другими странами: Россией, Византией, Ираном, Агванком и Грузией.
  • Карин- древний армянский город. Имеет другие названия: Феодосиополь, с одиннадцатого века - Эрзерум. Карин стал городом-крепостью с двойными стенами, башнями и оборонительными рвами. Через Карин проходили караванные пути, которые связывали Запад и Восток. Но Карин не стал важнейшим городом страны из-за частых войн.
  • Ван - древнейший город Армении, датой основания которого является девятый век до нашей эры. Являлся крупнейшим центром ремесленного производства и торговли. Мастера были заняты оружейным, гончарным, ювелирным и ткацким ремеслом.

Средневековые города Казахстана

Города страны этой эпохи имеют интересную историю. Но в настоящее время от них сохранились лишь остатки. Название средневековых городов в Казахстане непривычно уху современника. Некоторые из них представлены ниже в статье:

  • Отрар. Местом расположения является долина реки Сырдарьи. Ученые называют место слияния двух и Арыси, Отрарским оазисом. Город имел выгодное географическое положение: он располагался на пересечении многих дорог. Это было самое выгодное и самое опасное место расположения в Средней Азии. Завоевательные войны, длившиеся на протяжении веков, превратили когда-то цветущий город в руины. Сегодня он напоминает музей под открытым небом.

  • Сауран. Этот город основали племена кимаков и огузов, где они заключали договоры и торговали. Город представлял собой могущественную крепость с мощным укреплением со специальными конструкциями, которые позволяли выдерживать длительную осаду без подачи воды и пищи. Статус столицы Ак-Орды город получил в четырнадцатом веке. В это время керамическое производство достигло небывалого расцвета. Письменные источники свидетельствуют, что Сауран был большим и богатым городом.

Внутренние укрепления города

В укрепительными ограждениями обносили не только внешний периметр города, но и территорию внутри него. В то время это нужно было, чтобы защитить город от постоянных столкновений с иноземными и внутренними войсками. Во время нападения противников людям приходилось искать защиту, выходя за стены города, где их ждала неминуемая погибель, поэтому строили укрепления и внутри города, чтобы уберечься от опасности, которую можно было ожидать в любое время. Опасность была всегда, даже если не было официальных войн.

Название внутреннего укрепления в русском средневековом городе зависит от типа укрепления. Самым простым был мысовый тип. Обычно для поселения выбирали место, окруженное оврагами или образованное слиянием рек. Сама природа ограждала город по бокам, но он был открыт с напольной стороны. В этом месте и строили укрепления: рвы, валы, частоколы. А вообще укреплением в Средневековье были сами города, монастыри и замки.

Как правило, их строительством занималась власть, а если она была слабой, то духовенство или светские феодалы, как во Франции или Италии. Города Германии, имеющие внутренние укрепления, назывались бургами. В них существовали свои законы и правила.

  • Люди в описываемую эпоху очень редко мылись, так как считали, что попавшая на тело вода может его заразить.
  • Жители Лондона в Средние века за один день выбрасывали на улицы пятьдесят тонн экскрементов.
  • Средневековые города не имели тротуаров и асфальта на дорогах. Людям приходилось ходить по земле, покрытой гниющими останками животных, объедками пищи, экскрементами. Так, чрезмерная загрязненность улиц Лондона привела к появлению людей новой специальности, которые убирали экскременты и другой мусор. Этих людей называли золотарями, так как за эту грязную работу им платили больше денег.

(Польша) – средневековый город в нижнем течении Вислы, родина Коперника. Первая крепость здесь была возведена рыцарями Тевтонского ордена в XIII в. Как участник Ганзейского союза, в XIV в. Торунь играл важную роль коммерческого центра. Его старая часть сохранилась примерно такой, какой ее видел Коперник. В городе есть своя «пизанская башня» – Кшива Вежа («Кривая башня»), одна из башен крепостной стены, построенная в XIII в. Ее вершина отклонилась от вертикали на 1,5 м. В Торуне находится лучший готический комплекс XIII-XIV вв. на севере Европы, включающий множество жилых домов, церковь Успения Богородицы, костел Святого Якова, собор Святого Яна Баптиста, собор Святого Яна Евангелиста, где собирался польский сейм.

(Польша) был заложен в XVI в. канцлером польского короля Стефана Батория. Город строился в открытом поле как единый архитектурный комплекс эпохи Возрождения. Поселившиеся здесь затем армяне и греки придали городу южный, слегка восточный колорит и определили стиль богато украшенных купеческих домов. Они привезли обычай обрамления рыночной площади и улиц сводчатыми галереями. Город сохранил оригинальную планировку и укрепления, а также множество зданий, в архитектуре которых смешиваются итальянские и центрально-европейские традиции. Интересны костел и монастырь Искупителя, остатки старой крепости Коец, Новые и Старые Львовские ворота, красивый рынок с расходящимися от него восемью улицами.

(Чехия) располагается у подножия гор на границе с и германской землей Баварией. Город сохранил свой средневековый облик в удивительной целостности – примерно четыре пятых его застройки имеет историческую и культурную ценность. Замок в Чески-Крумлове – второй по величине в после Пражского Града. Он приобрел свой нынешний облик в XVIII в., включает 40 дворцовых и других построек, пять внутренних дворов и большой сад. С парком замок соединяет уникальный трехъярусный крытый мост высотой 40 м и длиной 30 м. В крепостном рву по традиции продолжают держать медведей. В городе привлекают внимание церковь Святого Жоста, капелла Святого Яна Непомуцкого, церковь Святого Вита, ратуша XVI в., дом Золотой Короны и колледж Иезуитов с краеведческим музеем.

(Чехия) обладает уникальным памятником – самым высоким в Европе чумным столом, посвященным Святой Троице. Город Оломоуц ранее являлся столицей Моравского государства и его называли второй Прагой и чешским Римом. Город неоднократно переживал расцветы и разрушения. Колонна Святой Троицы – символ восстановления города после очередного удара судьбы. Колонна была возведена итальянскими архитекторами в стиле барокко. Столп имеет высоту 35 м и поставлен на Верхней площади в середине XVIII в. Его основание украшают 18 статуй, наверху столпа – изображение Бога-отца.

(Чехия) сохранил два памятника культуры, включенные в список ЮНЕСКО: еврейский квартал и базилику Святого Прокопа. Базилика Святого Прокопа была построена в середине XIII в. в романо-готическом стиле. Базилика ранее являлась частью бенедиктинского монастыря, который в XVII-XVIII вв. был превращен в замок. Еврейский квартал охватывает около 120 жилых домов, синагогу, ратушу, школу, дом для сирот, кладбище XV в, подземные переходы между зданиями и арки, перекинутые через улицы.

(Чехия) – крошечный городок в 170 км от Праги. После перестройки города в XVI в., его здания не меняли своего облика. Это строительство осуществляли итальянские архитекторы, что предало городу особый южноевропейский колорит. В центре Тельча возвышается готический замок XIV в., превращенный итальянскими зодчими в палаццо эпохи Возрождения. В городе множество церквей. В XIII в. были построены церковь Святого Джеймса и романо-готическая церковь Святого Духа. Более поздней является барочная церковь Христа Спасителя.

(Словакия) – город, расположенный в живописной горной местности, бывший центр добычи серебра. Город окружен системой озер-водохранилищ, из которых вода через приводные ручьи подавалась на рудничные установки. В Банска-Штьявнице сохранились две крепости (XIII и XVI вв.), построенные для защиты от турок. Изящный облик городу придают храм Святой Екатерины (XV в.), башенная постройка «колотушка» (XVI в.), здания на площади Святой Троицы, замки и особняки в стиле Возрождения. Из средневековых горняцких объектов выделяются штольня Бибер (XV в.) и рудник Ондрей глубиной 443 м (XVII в.), ныне превращенный в музей.

(Словакия) – «самый готический» город Словакии XIV в. Он расположен недалеко от границы с Польшей у подножия гор Низкие Бескиды. Еще в XIII в. здесь стали селиться немецкие колонисты из Саксонии. В XIV в. Бардеёв получил городские права и был укреплен стеной с башнями. Расцвет города пришелся на последнюю треть XV в. В это время были построены дома, стоящие на центральной площади. Ценным памятником истории является храм Святого Эгидия (XV-XVI вв.) с его 11 створчатыми алтарями. Доминантой центральной прямоугольной площади является ратуша XVI в. Она украшена щитами, двускатной крышей и красивым лестничным фонарем. Недалеко от площади находится квартал бывших еврейских бань и синагог конца XVIII в.

Печ () включен в список ЮНЕСКО благодаря раннехристианскому захоронению IV в. Некрополь расположен на месте древнеримского поселения Сопине и состоит из 16 построек с подземными погребальными палатами и мемориальными часовнями. Склепы богато украшены фресками на христианские темы. Другой памятник времен венгерского раннего христианства – двухэтажный мавзолей, в гробницах которого были найдены фрески, монограмма Христа и останки трех саркофагов. В городе Печ сохранился памятник турецкого периода – мечеть Гази Касим.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Введение Стр.3

Генезис города в средние века. Стр.4-6

Города Руси. Стр.7-12

Города Западной Европы. Стр.13-17

Сходства и различия городов Руси и западной Европы. Стр.18-19

Заключение. Стр.20

Список литературы. Стр.21

ВВЕДЕНИЕ

Моя работа посвящена средневековым городам.

В современном городе активно развиваются контакты различных народов. И в прошлом, в эпоху феодализма, город был центром этнокультурных процессов, активным участником формирования народной культуры во всем ее многообразии. Не было, пожалуй, ни одной сколько-нибудь значительной области народной культуры, в которую не внесли бы вклада горожане. Но если роль города и городского населения в развитии духовной культуры народа издавна признавалась исследователями, то материальная культура горожан до недавнего времени не была еще настолько изучена этнографами, чтобы можно было сделать в этой области подобные обобщения. Вместе с тем материальная культура города составляет неотъемлемую часть народной культуры.

В работе я поставил несколько задач:

1. Определить место города в феодальном обществе, его сущность.

2. Определить предпосылки образования феодального города.

3. Изучить развитие города в средние века, его роль в экономических, социальных и политических процессах.

Данная работа предназначена для раскрытия более широкого представления о населении, внешнего вида и особенности средневекового города, на основе которых и существуют знакомые нам города и мегаполисы. В качестве примера рассмотрены города Руси и Западной Европы.

ГЕНЕЗИС ГОРОДА В СРЕДНИЕ ВЕКА.

Существуют общие черты всех городов всех времен:

1. Многофункциональность: (торгово-ремесленный центр, культурный центр, духовно-религиозный центр, крепость).

2. В городах нет сельскохозяйственного производства.

3. Сосредоточение двух видов деятельности (ремесло и торговля).

4. Административный центр.

Феодальный город- это специфическое поселение с относительно высокой плотностью населения, поселение укрепленное, обладающее особыми правами, правовыми привилегиями концентрирующее не аграрные производственные, а социальные функции, связанные с мелкотоварным производством и рынком.

Черты феодального города :

1. Корпоративная организация производства.

2. Корпоративная социальная структура (права, обязанности, привилегии).

3. Регламентация производства.

4. Мелкое производство.

5. Определенная система привилегий (права жителей или свобода), право иметь в городе войско, органы самоуправления.

6. Тесная связь с землей, землевладением, сеньорией (особенно на первом этапе – город возникает на земле феодала).

7. Определенные повинности, налоги.

8. Часть населения составляют феодалы, имеющие земельную собственность.

9. Верхушка города приобретает земли в округе.

Средневековый город - более высокая ступень развития поселений по сравнению с предыдущими стадиями досредневековых эпох.

Предпосылки и факторы образования средневекового города:

Предпосылками образования средневекового города явился прогресс в сельском хозяйстве: продуктивность, специализация, высвобождение части населения от сельскохозяйственной деятельности. Демографические факторы формирования города: сырьевая база, рост потребности у с/х населения в товарах ремесленников.

Формирование феодальной вотчины обеспечивает:

1. интенсификацию труда

2. организацию труда

3. способствует специализации

4. развитие ремесленного производства – отток населения.

Формирование социальной и политической структуры феодального общества:

Развитие государства (аппарат управления).

Складывание класса феодалов, заинтересованных в городе (организация труда, оружие, предметы роскоши, кузнечное дело, судостроение, торговля, флот, денежное обращение).

Условия, обеспечивающие появление городов:

Общественное разделение труда.

Развитие товарообращения.

Стимулирующий фактор – наличие городских центров, которые дошли из предыдущего времени: античный или варварский город.

Уровень развития ремесла и торговли (появление профессиональных ремесленников, работающих на рынок; развитие ближней и дальней торговли, создание корпораций купцов (гильдий)).

Формирование города.

Как он возникает? Вопрос спорный. В истории человечества были многообразные формы образования городов. Существуют различные теории авторов разных стран об основании городов:

· романская теория (на базе античных городов) – Италия.

· бурговая теория (замки) – Германия.

· вотчинная теория – Германия.

· Рыночная теория – Германия, Англия.

· Торговая концепция (внешняя торговля) – Нидерланды.

Город возник не внезапно. Процесс формирования города – процесс длительный. Превращение раннего города в средневековый происходит в основном в Европе в XI в.

Города имели сложный социальный состав: и феодалы, и «рабы», и духовенство (церкви), свободное торговое население ремесленники – сложный комплекс и свободных и зависимых, и тех, кто еще не получил свободы.

Постепенно все городское население превращалось в единое сословие – Burgeuses – жители города.

ГОРОДА РУСИ.

Образование городов.

Следствием успехов восточной торговли славян, завязавшейся в VII в., было возникновение древнейших торговых городов на Руси. «Повесть временных лет» о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Любеч, Чернигов, Новгород, Ростов. В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси. Большинство из них вытянулось длинной цепью по главному речному пути «из Варяг в Греки» (Волхов-Днепр). Только некоторые города: Переяславль на Трубеже, Чернигов на Десне, Ростов в области верхней Волги, выдвинулись к востоку с этого, как бы сказать, операционного базиса русской торговли, указывая фланговое ее направление к Азовскому и Каспийскому морям.

Возникновение этих больших торговых городов было завершением сложного экономического процесса, завязавшегося среди славян на новых местах жительства. Восточные славяне расселялись по Днепру одинокими укрепленными дворами. С развитием торговли этих однодворок возникли сборные торговые пункты, места промышленного обмена, куда звероловы и бортники сходились для торговли. Такие сборные пункты назывались погостами. Из этих крупных рынков и выросли наши древнейшие города по греко-варяжскому торговому пути. Города эти служили торговыми центрами и главными складочными пунктами для образовавшихся вокруг промышленных округов.

В Повести временных лет обозначается первая местная политическая форма, образовавшаяся на Руси около половины IXв.: это городовая область, т. е. Торговый округ, управляемый укрепленным городом, который вместе с тем служил и промышленным средоточием для этого округа. Образование этой первой политической формы на Руси сопровождалось в иных местах появлением другой, вторичной и тоже местной формы, варяжского княжества. Из соединения варяжских княжеств и сохранивших самостоятельность городовых областей вышла третья форма, завязавшаяся на Руси: то было великое княжество Киевское. Киев служил главным образом оборонительным форпостом страны против степи и центральной факторией русской торговли.

Такой город как Новгород, образовался из нескольких слобод или поселков, которые сначала были самостоятельными, а потом соединились в одну большую городскую общину.

Средневековые поселения можно подразделять по роду занятий жителей на поселения сельского типа, связанные главным образом с сельским хозяйством, и поселения городского типа, преимущественно ремесленно-торговые. Но названия типов поселения не соответствовали современным: городами назывались селения с оборонительными укреплениями, а неукрепленные селения имели иные названия. Преобладали поселения сельского типа – крестьянские селения вместе с сельскими усадьбами феодалов. Земля крестьянской общины простиралась на многие десятки верст. Административным, торговым и религиозным и религиозным центром общины был погост - селение, в котором у торговой площади группировались усадьбы представителей общинной администрации, церковь с дворами духовенства и кладбище, но было мало усадеб рядовых крестьян, которые в основном жили в деревнях.

В центре, на севере европейской России шел другой процесс: с XV – XVI в.в. возникали мелкие ремесленно-торговые поселения без укреплений (на новгородских землях - «рядки»). В XVIIв. процесс продолжался, поселения такого рода были названы непашенными слободами, по мере роста переименовывались в посады, но городами не назывались.

Население.

Основную часть населения старых городов составляли занятые ремеслом и мелкой торговлей «посадские люди», разного рода военные - «служилые люди». В больших городах, особенно в Москве, заметными группами были купцы разных категорий, духовенство и прочие. В городах имели усадьбы светские и церковные феодалы, нередко здесь располагались и центральные усадьбы монастырей.

Количественные соотношения между основными группами городского населения были различны в разных городах. Например, в Москве было относительно больше, чем в других городах, представителей феодальных сословий и различных государственных служащих. Иностранцы, проживавшие в Москве, преимущественно были западноевропейского происхождения, здесь было около 600 тысяч жителей. Кроме русских, жило много греков, персиян, немцев, турок, но жидов вовсе не было, т. к. их не терпели во всем государстве.

Вообще, иностранцы замечали, что количество населения в городах гораздо меньше, нежели сколько можно было предполагать, судя по количеству зданий. Это происходило от того, какое значение имел город в Московском государстве: он был, прежде всего, огороженным местом, в котором окрестное население искало убежище во время неприятельского нашествия. Чтобы удовлетворять эту потребность, так часто возникавшую благодаря обстоятельствам, среди которых слагалось государство, города должны были иметь большие размеры, нежели какие нужны были для вмещения их постоянного населения.

Внешний вид городов.

Все русские города с первого взгляда были похожи друг на друга. В середине самый город, т. е. крепость, очень редко каменная, обыкновенно деревянная; в ином городе городовой мастер, сделал земляной вал. В городе соборная церковь, съезжая или приказная изба, где сидит воевода; губная изба для уголовных дел; казенный погреб или амбар, где хранилась пороховая или пушечная казна; тюрьма; святительский двор; воеводский двор; осадные дворы соседних помещиков и вотчинников, в которые они переезжают во время неприятельского нашествия. За стеною - посад, здесь большая площадь, где в торговые дни ставятся лавки с хлебом и со всяким товаром. На площади находится земская изба – средоточие мирского управления, гостиный двор, таможня, купеческий двор, конская изба; далее идут дворы тяглых людей: «на дворе изба, да баня с предбанником. Среди дворов с нехитрым строением, избами, клетями виднеются церкви, иные каменные, но больше деревянные. При церквах же находились богадельни, или дома нищей братии. Около каждой церкви было кладбище, в конце города располагался убогий дом, где хоронили тела казненных, преступников.

Почти все иностранцы, писавшие о Московском государстве, сообщают нам более или менее подробные известия о его столице, Москва есть лучший город в государстве, заслуживает быть столицей и никогда не потеряет своего первенства.

Сам город весь почти деревянный и очень обширный, но издали, кажется еще обширнее, т. к. почти при каждом доме есть большие сад и двор, кроме того, на краю города длинными рядами тянутся здания кузнецов и других мастеров, между этими зданиями также находятся обширные поля и луга.

Город широко раскидывался большею частью по ровной местности, не сдерживаясь никакими пределами: ни рвом, ни стенами, ни какими другими укреплениями.

В первой половине XVI века на посаде было немного каменных домов, церквей и монастырей; даже в Кремле дома и церкви были большей частью деревянными; из церквей каменными были Архангельский и Успенский соборы. Из домов было только три каменных. Дома были не очень велики и внутри довольно просторны, отделялись друг от друга длинными заборами и плетнями, за которыми жители держали домашний скот.

Первое место после столицы в XVI веке принадлежало Новгороду Великому. Ланнуа застал его еще таким, каким он был в лучшее время своей жизни и так описывает его наружный вид: «Город необыкновенно обширен, расположен на прекрасной равнине, окруженной лесами, но огорожен плохими стенами, состоящими из плетней и земли, хотя башни на них каменные. На берегу протекающей среди города реки расположена крепость, в которой находится главная в городе церковь св. Софии».

Иностранцы говорят об огромных богатствах Новгорода, бывших следствием его обширной торговли. О наружном виде в XVI веке иностранцы сообщают не много сведений. По словам Иовия, Новгород славился бесчисленным множеством зданий: в нем было много богатых и великолепных монастырей, и изящно разукрашенных церквей. Здания, впрочем, почти все деревянные. Англичане доносили, что он значительно превосходил обширность Москвы.

Новгородский кремль имел почти круглый вид и был окружен высокими стенами с башнями, кроме собора и зданий подле него, в которых жил архиепископ с духовенством, в нем почти ничего не было. Посевин насчитывает в Новгороде в мирное время не более 20 тысяч жителей.

Псков, младший брат Новгорода, в XVI веке сохранял еще большое значение в Московском государстве. В конце этого века он особенно стал известен иностранцам благодаря знаменитой осаде его Баторием и считался первой крепостью в государстве. Ланнуа говорит, что он очень хорошо укреплен каменными стенами с башнями и имеет очень большой замок, в который никто из иностранцев не смел входить, в противном случае подвергается смерти. Ульфельду сказывали в Пскове, что этот город имеет 300 церквей и 150 монастырей; и те и другие почти все каменные. По описанию Вундерера, посетившего Псков в 1589 году, город был очень многолюден, здесь жило много иностранных купцов и ремесленников. Дома простых людей в Пскове были большей частью деревянные и окружались заборами, плетнями, деревьями и огородами; над воротами каждого дома висел литой или писаный образ.

В XVII веке Псков сохранял еще значительные размеры, но в близи представлял жалкий вид: дома были по-прежнему почти все деревянные, а стены, хотя и каменные, но с плохими башнями, улицы нечистые и не мощеные, кроме главной, выходившей на торговую площадь, она была вымощена вдоль положенными бревнами.

ГОРОДА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.

Роль города в средневековой западноевропейской цивилизации.

Большую роль в структуре и развитии западноевропейской цивилизации в эпоху средневековья сыграл город. Приблизительно с 9-11вв начался процесс массовой урбанизации, складывания городской системы, который завершится к 12-13вв.. Западный средневековый город вобрал в себя некоторые традиции античного полиса (прежде всего в плане своей автономии) и вместе с тем существенно отличался от него, т.к. сразу же стал социально отделяться от деревни.

Города представляли собой часть феодальной системы, поэтому горожане, будучи вассалами какого-либо сеньора (феодала, монастыря, короля), вынуждены были платить ренту деньгами или товарами, произвольные поборы, нередко принуждались к барщине, попадали в личную зависимость. Все это было совместимо с городскими занятиями и образом жизни. Результатом явились коммунальные движения, ставившие целью избавиться от злоупотреблений сеньора, добиться свободы рыночной деятельности и личной свободы для горожан. Наиболее полный комплекс привилегий, который получали города, включали:

1. Самоуправление, т.е. политическая самостоятельность;

2. Правовую автономию;

3. Право распоряжаться налогами или большей их частью;

4. Рыночное право, монополии в области торговли и ряда ремесел;

5. Право на прилегающие угодья и городскую округу (обычно в радиусе 3х миль); надо заметить, что многие города сами вставали в положение сеньора по отношению к прилегающей территории;

6. Отделение от всех, кто не являлся жителем данного города;

7. подсудность своему суду и подвластность своей администрации.

ГОРОД–коммуна не только обеспечивал личную свободу простолюдину («гор воздух делает свободным») – в нем возникали республиканские формы правления, а это было новшеством и большим достоянием для монархического феодального общества. Город стал центром, двигателем мелкотоварного уклада – торговли, ремесел, денежного обращения. Город утвердил бытие и значение мелкой и средней собственности, основанной не на обладании землей, а на личном труде и товарном обмене. Город стал центром, средоточием наемного труда и новых категорий труда – административного, интеллектуального, обслуживающего и др.

Города были также источниками вольнодумства и свободолюбия, в них формировался тип предприимчивого, инициативного человека – будущего буржуа.

Именно города, с точки зрения многих историков, придали неповторимое своеобразие западноевропейской цивилизации.

Население западноевропейских городов .

Размеры большинства западноевропейских городов были невелики. Такие города, как Флоренция, Милан, Венеция, Генуя, Париж, имевшие в конце 13 – начале 14 века более 50 тыс. жителей, считались гигантами. Подавляющее большинство городов насчитывало не более 2 тыс. жителей, а то и того меньше. В малых (до тысячи и менее человек) городах проживало 60% всего городского населения Европы.

Городское население состояло из разнородных элементов: из купцов; из ремесленников свободных и несвободных, зависимых от феодала, сеньора города; из вассалов городского сеньора, из его слуг, выполнявших различные административные обязанности.

Ремесленное и торговое население городов из года в год пополнялось тысячами крестьян, бежавших от своих сеньоров, для того чтобы стать жителями вольного города. Миграции людей из деревни в город и между городами играли решающую роль в городском развитии средневековой Европы. Из-за высокого уровня смертности, связанного с неблагоприятными условиями жизни, войнами, политической нестабильностью, ни один город не мог поддерживать численность своего населения за счет внутренних ресурсов и всецело зависел от притока новых жителей из сельской округи.

Не каждый житель города был бюргером. Чтоб стать полноправным гражданином города, нужно было изначально владеть земельным наделом, позднее - хотя бы частью дома. Наконец, нужно было уплатить специальную пошлину.

Вне бюргерства стояли бедняки и жившие подаянием нищие. К небюргерам относились и лица, находившиеся в услужении у бюргеров, а также подмастерья, приказчики, лица, состоявшие на городской службе и поденщики.

Бедность была преходящим состоянием, которое стремились преодолеть, а нищенство являлось профессией. Ею занимались продолжительное время. Местные нищие прочно входили в структуру городского общества. В Аугсбурге в 1475 году они подлежали обложению налогом. Нищие создавали свои корпорации.

Но и само бюргерство не было социально однородным. Оно распадалось на две основные группы: патрициат и мастеров. Патрициат (знатные горожане) держал в своих руках городское управление – городской совет и суд. Они представляли город в его отношениях с другими городами, князьями, епископами, королевской властью. Основное место среди городских патрициев занимали крупные землевладельцы и купцы, а также разбогатевшие семьи ремесленников-мастеров.

Торговцы объединялись в цехи, и торговля, так же как и ремесленная деятельность, была строго регламентирована специальными постановлениями городских советов и цехов. Целью их было не допустить конкуренции и ограничить торговлю удовлетворением непосредственных потребностей и нужд населения города и округи.

Внешний вид западноевропейских городов.

В средневековом городе отсутствовала привычная нашему глазу четкая планировка, которую знал римский город: в нем нет ни широких площадей с общественными сооружениями, ни широких вымощенных улиц с портиками по обеим сторонам. В средневековом городе дома теснились вдоль узких и кривых улочек. Ширина улиц, как правило, не превышала 7-8 метров. Так, например, выглядела важная магистраль, которая вела к собору Парижской Богоматери. Были улицы и переулки еще уже – не более 2 метров и даже шириной 1 метр. Одна из улиц старинного Брюсселя до сих пор носит название «улицы одного человека»: двое там уже не могли разойтись.

Уже с 12 века появляются инструкции городских властей о правилах возведения домов и поддержания опрятного вида улиц. С конца 13 века во Флоренции, Сеене, Пизе была учреждена «служба для поддержания красоты». Высокому денежному штрафу подлежали те из домовладельцев, которые нарушали предписание относительно внешнего вида домов.

Первые сведения о городских мостовых исходит из Парижа 12 века: каждый горожанин должен был заботиться о том, чтобы улица перед его домом была замощена. К 14 веку улицы крупнейших французских городов имели мостовые. Но так дело обстояло не во всех городах Европы. В богатом Аугсбурге мостовых не было до 15 века, также как и тротуаров. Нередко горожане прибегали к ходулям, без которых нельзя было пробраться по грязной улице.

Городские дома обносились забором или глухой стеной. Окна были узкие, закрывавшиеся ставнями.

Только с 14 века в городах распространяется каменное строительство. Сперва появились каменные церкви, затем – дома знатных лиц и общественные здания; потом – усадьбы таких ремесленников, которые использовали печи и горны: пекарей, кузнецов, аптекарей. Но в целом каменные дома горожан были редкостью.

Пожары – бич средневекового города. Стремление избежать их сыграло, в известном смысле, свою роль в распространении каменной застройки в городах. Так, в Любеке после двух больших пожаров в середине 13 века городским советом в 1276 году было принято постановление, чтобы впредь дома сооружались из камня. Строить дома из кирпича и глины рекомендовал городской совет Нюрнберга в своих постановлениях 1329-1335гг.

Городские укрепления представляли собой сложную систему сооружений. Стены укрепляли многочисленными башнями, через ров был перекинут подъемный мост, охраняемый стражей. Крепостные стены – предмет неустанных забот горожан, на поддержание их в порядке взимался городской налог. Они были жизненно необходимы городу, т.к. постоянно угрожала опасность со стороны норманнов, соседа-феодала, а то и просто шаек грабителей.

Стены – не только защита, но и символ независимости города. Право на их возведение добывалось в долгой и жестокой борьбе с феодалом, сеньором города, на землях которого город сложился. Это право даровалось королями вместе с привилегией горожанам вершить свой суд, собирать в свою пользу таможенные и рыночные пошлины. И одним из тягчайших наказаний, которым только могли быть подвергнуты непокорные горожане, являлось разрушение стен их города.

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ГОРОДОВ РУСИ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.

Города Западной Европы и Руси имели сходство:

1. Многофункциональность (город – это административный, экономический, духовно-религиозный и культурный центр).

2. В городах нет сельскохозяйственного производства (но на ранней стадии города представляли собой часть феодальной системы, поэтому горожане в Западной Европе будучи вассалами какого-либо синьора вынуждены были платить ренту деньгами или товарами, произвольные поборы. Результатом этого явились коммунальные движения, ставившие целью избавиться от злоупотреблений синьора, добиться личной свободы для горожан).

3. В городах сосредотачивалось два основных вида деятельности: торговля и ремесло.

Отличия городов Руси и Западной Европы:

1. В Западной Европе ремесло развивалось интенсивнее. Благодаря той роли, которую города играли в жизни средневековой европейской цивилизации, ее можно назвать не просто аграрной, а аграрно-ремесленной цивилизацией.

2. Договоров между феодалами и городами на Руси не было, тогда как в Западной Европе это было распространенным явлением.

3. Русские города отличались от западноевропейских внешним видом: русские города, в основном деревянные, а западноевропейские – уже с 13-14 веков застраиваются каменными и кирпичными строениями.

4. Самоуправление городов Западной Европы в средние века было более совершенным по сравнению с русскими.

Искать в русском средневековом городе те основные черты, которые мы привыкли соединять с понятием европейского города как центра, в котором сосредотачивается торговое и промышленное население известного округа, было бы напрасно. В Московском государстве, как стране преимущественно земледельческой, где в такой степени преобладала первоначальная промышленность, и так слабо развито было ремесло, очень немногие города подходили сколько-нибудь под понятие города в европейском смысле. Остальные вообще только тем отличались от окрестных селений, что были огорожены и имели большие размеры, но большинство населения их промышляло теми же занятиями, как и окрестные сельские жители.

В дальнейшем я хочу продолжить работу над данной темой и более глубоко изучить вопросы, касающиеся духовно-религиозной и культурной жизни городов Западной Европы и Руси.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Во все времена города представляли из себя центры экономической, политической и духовной жизни народа, являлись главными двигателями прогресса. Города возникали не внезапно, процесс их формирования был длительным.

Средневековый город настолько выделялся из остального мира, что напоминал «цивилизацию в цивилизации». Природа не знает городов, где рукотворно все: дома, соборы, городские стены, водопроводы, витражи, мостовые… Здесь, как нигде, ощущается преобразующая воля, разум и рука человека. В городе рукотворная среда обитания преобладает над естественной.

Город – это место встречи людей разных национальностей, верований, культур. Он открыт для связей с внешним миром: для торговли, науки, искусства, обмена опытом. В городах жили люди десятков профессий и занятий: ремесленники и торговцы, ученые и студенты, стражники и чиновники, домовладельцы и поденщики, феодалы и их слуги… переселявшиеся в города феодалы и духовенство, и беглые крестьяне оказывались в водовороте городской жизни, испытывали на себе влияние мира денег и наживы, приобщались к привычкам и образу жизни горожан.

В 14-15 веках прежние центры средневекового мира – замок и монастырь – уступают место городам. Город стал центром мелкотоварного уклада – торговли, ремесел, денежного обращения. Город утвердил бытие и значение мелкой и средней собственности, основанной не на обладании землей, а на личном труде и товарном обмене. Город стал центром, средоточием наемного труда и новых категорий труда – административного, интеллектуального, обслуживающего и других.

Именно города с точки зрения многих историков придали неповторимое своеобразие западноевропейской цивилизации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадак А. Н., Войнич И. Е., Волчек Н. В. Всемирная история в 24х томах. –М., 1999.

2. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Феномен средневекового урбанизма. – М., 1999.

3. Городская жизнь в средневековой Европе. – М., 1987.

4. Гофф Ж. Л. Другое средневековье. – М., 2000.

5. Ключевский В. О.. Русская история. Полный курс лекций в трех томах. Кн.1. - М., 1993.

6. Ключевский В. О. Сказания иностранцев о Московском государстве. – М., 1991.

7. Рабинович М. Т. Очерки материальной культуры русского феодального города. – М., 1987.

8. Сахаров А. М. Очерки русской культуры XVII век – М., 1979.

9. Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России – М., 1989.

10. Стоклицкая Г. М. Основные проблемы истории средневекового города. – М., 1960.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения