Музей «Выставочные залы и президиум Российской академии художеств. История российской академии художеств

Несмотря на изящное имя, первая Академия художеств возникла как вполне практический проект. Задумана она была Петром I по образу европейских «академий наук и художеств» того времени и существовала при Академии наук. А это значит, что искусство в некотором смысле служило науке. Рисовальщики и граверы делали ботанические и этнографические зарисовки, готовили карты и лишь иногда выполняли портретные заказы. Вскоре назрел конфликт между научными и художественными нуждами, поскольку Академии наук требовались главным образом граверы. И тогда по инициативе Михаила Ломоносова и фаворита императрицы Елизаветы Петровны Ивана Шувалова в 1757 году открылась собственно Академия художеств, на этот раз при Московском университете. Впрочем, занятия шли и в Санкт-Петербурге, в особняке Шувалова, ставшего первым президентом Академии и предложившего для нее пышное название - Академия трех знатнейших искусств. Шесть лет спустя это учебное заведение наконец стало самостоятельным и получило статус императорского. Среди его первых учеников - Федор Рокотов , Василий Баженов и Антон Лосенко, первый русский исторический живописец.

Поначалу в Академии преподавали приглашенные иностранцы, исключением был лишь Александр Филиппович Кокоринов, который возглавил архитектурный класс, а со временем стал и ректором. Он не только многое сделал для развития учебного заведения, но и вместе с французским архитектором Жан-Батистом Валлен-Деламотом разработал проект здания Академии художеств в Санкт-Петербурге. Закладка фундамента состоялась в 1765 году, но строительство закончилось только в 1788-м. Со временем вид этого здания стал одной из визитных карточек Северной столицы.

Основание Академии совпало с расцветом классицизма в Европе. А потому в качестве образцов для обучения в первую очередь были выбраны античная скульптура и архитектура. Ученики часами копировали классические изображения, оттачивая мастерство.

Для лучших из них была создана система стипендий, а обладателей золотых медалей за конкурсную работу отправляли на учебу за границу. Первыми пенсионерами Академии стали Баженов и Лосенко, уехавшие учиться за границу еще в 1760 году. Отличникам Академия выделяла заказы на работу, чтобы материально поддержать талант художника. Например, знаменитую картину «Явление Христа народу» Александр Иванов в течение 20 лет писал в Италии по заказу Академии.

В ее стенах зародилась русская школа классической архитектуры, чей яркий представитель Матвей Казаков перестроил в конце XVIII века центр Москвы в классическом стиле. Ему принадлежат здание Сената в Кремле, Голицынская больница и многие другие сооружения.

Преподавание живописи и скульптуры отделили от архитектурного образования только в середине XIX века. Поэтому многие блестящие архитекторы получали и живописную специальность. К примеру, Андрей Воронихин, создатель Казанского собора в Санкт-Петербурге, удостоился звания академика «перспективной живописи».

Со временем слепое копирование классических образцов, которое сыграло свою роль при создании школы, стало тормозом для творчества. Это осознавали и власти, и сами художники. Попытки преобразовать систему делались с разных сторон.

В начале правления император Николай I издает указы о сохранении и изучении древнерусских памятников. Народность как мировоззренческая идея проникает во все виды искусств - от зодчества и живописи до музыки и литературы. Академик архитектуры Константин Тон , которому Николай покровительствовал, в конце 1820-х на основе рисунков и обмеров древнерусских храмов разрабатывает так называемый русско-византийский стиль. Однако классическая традиция тоже сохраняется. По проекту Тона перестраиваются парадные залы Академии художеств и оформляется набережная с гранитной пристанью. Тогда же здесь устанавливаются фигуры древнеегипетских сфинксов.

В начале XIX века недовольство академической системой проявлялось в своеобразной попытке эмиграции. Орест Кипренский , Сильвестр Щедрин, уже упомянутый Александр Иванов и многие другие талантливые художники годами жили и работали за границей и не спешили возвращаться на родину.

В середине столетия недовольство вылилось в протест. В ноябре 1863 года ученики Академии, допущенные к участию в конкурсе на золотую медаль, попросили заменить им задание: вместо исторического сюжета позволить писать на свободную тему. Получив отказ, все 14 человек покинули стены Академии. Несколько лет спустя они основали знаменитое Товарищество передвижных художественных выставок. В октябре 1893 года по указу императора Александра III, который велел «переменить все... передвижников позвать», в Академии провели реформу. Теперь здесь выставлялись работы молодой талантливой молодежи, например, художников из объединения «Мир искусства»;.

Академия в послереволюционное время

После революции Академию на время упразднили как «государственное учреждение, проводившее после свержения самодержавия, при Временном правительстве, политику в интересах эксплуататорских классов». На ее основе возникли Свободные художественные мастерские, а в 1932 году в Ленинграде открылась Всероссийская академия художеств, которую возглавил Исаак Бродский, автор официальных портретов Ленина, Сталина, Ворошилова и других большевиков.

В 1937 году в ее стенах начинают изучать теорию искусства. Преподают студентам и сотрудники Эрмитажа, и блестящий художественный критик Николай Пунин, муж Анны Ахматовой.

В 1947-м Всероссийская академия художеств преобразована в Академию художеств СССР, которая получает в Москве здание на Пречистенке. Когда-то этот особняк принадлежал последнему представителю рода Потемкиных - графу Сергею Павловичу, литератору и поклоннику искусств. В его доме нередко бывал Пушкин . В конце XIX века здание приобрел предприниматель и меценат Иван Морозов. До революции он хранил здесь свое уникальное собрание французской живописи (Сезанн, Ренуар, Дега, Ван Гог) и произведения русских художников XIX века. Для этой коллекции архитектор Лев Кекушев даже перестроил интерьеры здания. В 1918 году собрание Морозова было национализировано, в особняке открылся Музей нового западного искусства. В 1947 году музей расформировали, часть его коллекции передали в ГМИИ им. Пушкина , часть - в Русский музей . А здание досталось Академии художеств СССР. В том же году в составе Академии открылся научно-исследовательский институт истории и теории искусства.

Почти одновременно с Академией возник и ее музей. В его собрание входили как произведения классического европейского искусства, от Рубенса до Делакруа, так и работы русских художников и скульпторов, учившихся в стенах Академии. И хотя значительную часть своего богатого собрания музей на сегодня утратил (многие его экспонаты еще до революции были переданы в Русский музей и другие российские музеи), он и сегодня дает прекрасное представление об истории русского искусства. Здесь можно увидеть полотна Аргунова, Рокотова, Боровиковского, Брюллова , Поленова, Фешина, Салахова. Из скульптуры — работы на библейские, мифологические и исторические темы выдающихся российских скульпторов XVIII-XX веков Пименова, Гордеева, Козловского, Антокольского, Аникушина.

Академия художеств сегодня

С 1998 года в Академии художеств существует кафедра ЮНЕСКО изобразительных искусств и архитектуры. Одна из ее основных задач - привлечь внимание к значимости художественного образования для развития творчества и культурного разнообразия. Она активно участвует и в международной выставочной деятельности.

В 2007 году 250-летний юбилей Академии художеств был внесен в список памятных дат ЮНЕСКО.

Российская академия художеств (РАХ) - государственная академия наук Российской Федерации, государственное учреждение культуры - отраслевая академия наук в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна и художественного образования. Учредителем РАХ является Правительство Российской Федерации.

Российская академия художеств
(РАХ )
Международное название Russian Academy of Arts
Прежние названия Академия художеств СССР (1947-1991)
Год основания 1757
Тип государственная академия наук
Президент З. К. Церетели
Академики 215
Члены-корреспонденты 327
Расположение Россия Россия : Москва
Метро 01 «Кропоткинская»
Юридический адрес город Москва , улица Пречистенка , дом 21
Сайт www.rah.ru
Награды

Высшим органом РАХ является Сессия (Общее собрание действительных членов и членов-корреспондентов). В промежутках между сессиями деятельностью РАХ руководит Президиум во главе с Президентом.

Преемственность

Российская академия художеств является правопреемницей Академии художеств СССР , созданной в 1947 году на базе Все . Всё имущество Академии художеств СССР после распада СССР перешло Российской академии художеств, а членам Академии художеств СССР были присвоены звания действительных членов и членов-корреспондентов РАХ .

По своему юридическому статусу Российская академия художеств является федеральным государственным бюджетным учреждением .

«Стремясь к новому и утверждая достойное положение современного российского искусства в мире, Академия художеств сохраняет свои традиции и сложившуюся исторически структуру. Сейчас в неё входят, как и прежде, отделения Живописи, Скульптуры, Архитектуры. К ним добавились отделения Графики, Театрально-декорационного искусства, Декоративно-прикладного искусства, Дизайна, Искусствознания и художественной критики. Российская академия художеств на протяжении своей 250-летней истории осуществляла художественные связи между центром и регионами. Это касалось воспитания художников, создания местных очагов культуры, развития архитектурных и монументальных ансамблей. В наши дни её региональные отделения работают в Санкт-Петербурге, Поволжье, Урале, Сибири и на Дальнем Востоке. Иными словами, деятельность Академии сегодня охватывает все виды и жанры пространственных искусств на территории нашей страны.»

Основные направления деятельности РАХ

Академическая система художественного образования

Российская академия художеств является государственной творческо-научной организацией. Образование является одним из главных аспектов деятельности. Ведётся работа по сохранению и творческому развитию традиций отечественной академической школы, организации и совершенствованию системы художественного образования сохранены и развиваются важнейшие элементы отечественного художественного образования - величайшей ценности российской культуры, получившей мировое признание. В целях содействия творческому развитию системы академической художественной школы, Президиумом РАХ был создан Совет по художественному образованию, который в тесном сотрудничестве с Научно-методическим управлением Академии и руководством академических учебных заведений координирует вопросы академического художественного образования .

Учебные заведения РАХ:

  • Московский академический художественный лицей Российской академии художеств
  • Санкт-Петербургский академический художественный лицей им. Б. В. Иогансона Российской академии художеств

Научная деятельность

Особое внимание в рамках исследований уделяется актуальным процессам взаимодействия сферы изобразительного искусства, науки и образования по проблемам междисциплинарного характера и кросс-культурного диалога в мировом художественном пространстве .

Кафедра ЮНЕСКО Изобразительных искусств и архитектуры

Кафедра была создана в 1998 году и вошла в структуру Российской академии художеств. Совместно с секторами культуры и образования ЮНЕСКО кафедра ЮНЕСКО Российской академии художеств, стремится к всеобщему признанию значимости художественного образования как платформы для устойчивого развития, развития творчества, инноваций и культурного разнообразия. Кафедру возглавляет народный художник CCCP и России, президент Российской академии художеств, Посол Доброй Воли ЮНЕСКО Зураб Церетели .

Членство в Академии

Члены Академии избираются общим собранием Российской академии художеств.

Членство в Академии является пожизненным .

Численность членов Академии устанавливает Правительство Российской Федерации .

Выборы членов Академии проводятся не реже 1 раза в 3 года .

Отделения Академии

Руководство Академии

Высшим органом управления РАХ является общее собрание Академии. Членами общего собрания Академии являются действительные члены и член-корреспонденты . Общее собрание Академии созывается президиумом Академии по предложению президента Академии не реже 1 раза в год.

В промежутках между общими собраниями деятельностью РАХ руководит Президиум во главе с Президентом.

Президиум Академии состоит из президента и вице-президентов Академии, главного учёного секретаря президиума Академии, заместителя главного учёного секретаря президиума Академии, академиков-секретарей отделений Академии, председателей региональных отделений Академии и других членов Академии.

Число членов президиума Академии определяет общее собрание Академии. Президиум Академии избирается на 5-летний срок. Распределение обязанностей между вице-президентами и членами президиума Академии осуществляет президент Академии.

Президент Академии избирается общим собранием РАХ из числа её действительных членов сроком на 5 лет. Избранный президент Академии вступает в должность после его утверждения Правительством Российской Федерации.

Президент РАХ :

  • З. К. Церетели .

Вице-президенты РАХ :

  • Герой Социалистического Труда, народный художник СССР Т. Т. Салахов ,
  • народный художник РСФСР А. А. Бичуков
  • народный художник РФ А. А. Любавин
  • народный архитектор РФ М. М. Посохин (секретарь Отделения архитектуры)
  • А. А. Золотов
  • заслуженный деятель искусств РСФСР В. А. Леняшин
  • Заслуженный деятель искусств РФ Д. О. Швидковский (секретарь Отделения искусствознания).
  • заслуженный художник РФ А. Л. Бобыкин (секретарь Отделения дизайна)

Члены Президиума РАХ :

  • народный художник СССР В. И. Иванов
  • народный художник СССР В. М. Сидоров ,
  • народный художник СССР А. М. Шилов ,
  • народный художник РСФСР А. И. Алексеев ,
  • народный художник РСФСР А. Н. Бурганов ,
  • народный художник РСФСР А. П. Левитин ,
  • народный художник РСФСР Р. Ф. Фёдоров ,
  • народный художник РСФСР О. М. Савостюк ,
  • народный художник РФ Е. Н. Максимов (академик-секретарь Отделения живописи),
  • народный художник РФ Л. И. Савельева (академик-секретарь Отделения декоративно-прикладного искусства),
  • народный художник РФ А. Г. Акритас ,
  • народный художник РФ Н. И. Боровской,
  • народный художник РФ В. А. Глухов ,
  • народный художник РФ А. Н. Ковальчук ,
  • народный художник РФ Б. А. Мессерер (академик-секретарь театрально- и кинодекорационного искусства),
  • народный художник РФ Н. А. Мухин ,
  • народный художник РФ Т. Г. Назаренко ,
  • народный художник РФ В. И. Нестеренко ,
  • народный художник РФ П. Ф. Никонов ,
  • народный художник РФ С. Н. Олешня ,
  • народный художник РФ С. П. Оссовский,
  • народный художник РФ А. И. Теслик,
  • народный художник РФ А. В. Цигаль ,
  • народный художник РФ А. С. Чаркин ,
  • народный художник РФ А. Д. Шмаринов,
  • народный художник РФ Е. В. Ромашко,
  • народный художник РФ А. И. Рукавишников ,
  • заслуженный художник РФ Ф. А. Рукавишников ,
  • заслуженный художник РФ А. Д. Боровский ,
  • заслуженный художник РФ К. В. Худяков ,
  • заслуженный художник РФ В. Г. Калинин ,
  • заслуженный архитектор РФ Н. И. Шумаков ,
  • заслуженный деятель искусств РСФСР В. В. Ванслов ,
  • заслуженный деятель искусств РФ О. А. Кривцун,
  • М. А. Бусев,
  • С. П. Колов,
  • А. Н. Коротаева,
  • Т. А. Кочемасова,
  • К. В. Петров,
  • А. И. Рожин,
  • М. М. Фаткулин,
  • О. Р. Хромов,
  • Е. З. Церетели,
  • А. Г. Ястребенецкий.

Академические организации

Президенты

Печатные издания

В 2009 году Российская Академия Художеств при поддержке Министерства культуры РФ начала издавать собственный журнала «ACADEMIA». Журнал был создан с целью информирования общественности о деятельности Академии, а также с целью популяризации и повышения интереса к

Академия художеств была учреждена в Петербурге решением Сената 17 (6 по старому стилю) ноября 1757 года в царствование императрицы Елизаветы Петровны по инициативе великого русского ученого Михаила Ломоносова и известного просветителя того времени графа Ивана Шувалова.

Именно Шувалов пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников и в 1758 году подарил академии свою художественную коллекцию, положив этим начало библиотеке и будущему музею.

В 1764 году Академия художеств получила статус Императорской.

В этом же году при академии было открыто Воспитательное училище, в которое принимались дети пяти-шести лет. После девятилетнего обучения учащиеся завершали образование в одном из высших классов - историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном. С 1767 года выпускники академии, награжденные золотой медалью, направлялись совершенствоваться за границу. С 1770-х годов в Императорской академии художеств начали проводиться выставки произведений искусства.

Среди первых выпусков академии — художники-портретисты Антон Лосенко и Федор Рокотов, скульптор Федот Шубин, архитекторы Василий Баженов и Иван Старов.

В 1802 году устав академии был дополнен новыми статьями, повысившими ее статус в области общественно-художественной деятельности, утвердившими ее главенствующую роль во всех сферах художественной жизни. Академия получила право заниматься проектами городского строительства, проводить архитектурные и художественные конкурсы. Педагоги и ученики академии участвовали в возведении и оформлении Казанского и Исаакиевского соборов, храма Спаса на Крови в Санкт Петербурге, храма Христа Спасителя в Москве. Академия выступала инициатором основания провинциальных художественных школ и училищ, в которых преподавали ее выпускники, а также музеев при художественных учебных заведениях.

В 1840 году Воспитательное училище было закрыто, оставлены лишь учебные классы. С 1843 года президентами академии назначались только лица императорской фамилии. В 1847 году при академии было учреждено Мозаичное заведение в составе художественного и технического отделений. По уставу 1859 года академия утратила самоуправление и была подчинена Министерству императорского дворца.

В 1893 году был утвержден новый устав, который вернул академии самоуправление. Учебные классы были преобразованы в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры, при котором были открыты мастерские во главе с известными художниками Ильей Репиным, Владимиром Маковским, Иваном Шишкиным, Архипом Куинджи. Академии художеств было предоставлено право утверждать проекты монументальных сооружений.

Музей академии, основанный графом Иваном Шуваловым в 1758 году, за время своего существования собрал ценнейшую коллекцию западноевропейской и русской живописи, рисунка, скульптуры, архитектурных моделей и чертежей. На основе этой коллекции в 1895 году был создан Русский музей императора Александра III (ныне Государственный Русский музей).

Активно работают региональные отделения Российской академии художеств "Урал, Сибирь и Дальний Восток", Поволжское отделение, Южное отделение.

Ученики и члены академии принимали участие в осуществлении художественных проектов - воссоздании храма Христа Спасителя в Москве, сооружении мемориала Победы на Поклонной горе в Москве, архитектурном решении фасадов и интерьеров комплекса зданий филиала Государственного академического Большого театра России и других.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

: Москва

Метро 01 «Кропоткинская» Юридический адрес город Москва , улица Пречистенка , дом 21 Сайт www.rah.ru Награды

Российская академия художеств (РАХ) - государственная академия наук Российской Федерации, государственное учреждение культуры - отраслевая академия наук в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна и художественного образования. Учредителем РАХ является Правительство Российской Федерации.

Высшим органом РАХ является Сессия (Общее собрание действительных членов и членов-корреспондентов). В промежутках между сессиями деятельностью РАХ руководит Президиум во главе с Президентом.

Преемственность [ | ]

Российская академия художеств является правопреемницей Академии художеств СССР , созданной в 1947 году на базе Всероссийской академии художеств . Всё имущество Академии художеств СССР после распада СССР перешло Российской академии художеств, а членам Академии художеств СССР были присвоены звания действительных членов и членов-корреспондентов РАХ .

По своему юридическому статусу Российская академия художеств является федеральным государственным бюджетным учреждением .

«Стремясь к новому и утверждая достойное положение современного российского искусства в мире, Академия художеств сохраняет свои традиции и сложившуюся исторически структуру. Сейчас в неё входят, как и прежде, отделения Живописи, Скульптуры, Архитектуры. К ним добавились отделения Графики, Театрально-декорационного искусства, Декоративно-прикладного искусства, Дизайна, Искусствознания и художественной критики. Российская академия художеств на протяжении своей 250-летней истории осуществляла художественные связи между центром и регионами. Это касалось воспитания художников, создания местных очагов культуры, развития архитектурных и монументальных ансамблей. В наши дни её региональные отделения работают в Санкт-Петербурге, Поволжье, Урале, Сибири и на Дальнем Востоке. Иными словами, деятельность Академии сегодня охватывает все виды и жанры пространственных искусств на территории нашей страны.»

Основные направления деятельности РАХ [ | ]

История
Российской академии художеств
Императорская академия художеств
1757-1917
Академия художеств СССР
1947-1991
Российская академия художеств
с 1991

Академическая система художественного образования [ | ]

Российская академия художеств является государственной творческо-научной организацией. Образование является одним из главных аспектов деятельности. Ведётся работа по сохранению и творческому развитию традиций отечественной академической школы, организации и совершенствованию системы художественного образования сохранены и развиваются важнейшие элементы отечественного художественного образования - величайшей ценности российской культуры, получившей мировое признание. В целях содействия творческому развитию системы академической художественной школы, Президиумом РАХ был создан Совет по художественному образованию, который в тесном сотрудничестве с Научно-методическим управлением Академии и руководством академических учебных заведений координирует вопросы академического художественного образования .

Учебные заведения РАХ:

Научная деятельность [ | ]

Особое внимание в рамках исследований уделяется актуальным процессам взаимодействия сферы изобразительного искусства, науки и образования по проблемам междисциплинарного характера и кросс-культурного диалога в мировом художественном пространстве .

Кафедра ЮНЕСКО Изобразительных искусств и архитектуры [ | ]

Кафедра была создана в 1998 году и вошла в структуру Российской академии художеств. Совместно с секторами культуры и образования ЮНЕСКО кафедра ЮНЕСКО Российской академии художеств, стремится к всеобщему признанию значимости художественного образования как платформы для устойчивого развития, развития творчества, инноваций и культурного разнообразия. Кафедру возглавляет народный художник CCCP и России, президент Российской академии художеств, Посол Доброй Воли ЮНЕСКО Зураб Церетели .

Членство в Академии [ | ]

Зал заседаний Президиума РАХ

Члены Академии избираются общим собранием Российской академии художеств.

Членство в Академии является пожизненным .

Численность членов Академии устанавливает Правительство Российской Федерации .

Выборы членов Академии проводятся не реже 1 раза в 3 года .

Отделения Академии [ | ]

Академия строится по научно-отраслевому и территориальному принципам. В структуру Академии входят:

Руководство Академии [ | ]

Высшим органом управления РАХ является общее собрание Академии. Членами общего собрания Академии являются действительные члены и член-корреспонденты . Общее собрание Академии созывается президиумом Академии по предложению президента Академии не реже 1 раза в год.

В промежутках между общими собраниями деятельностью РАХ руководит Президиум во главе с Президентом.

Президиум Академии состоит из президента и вице-президентов Академии, главного учёного секретаря президиума Академии, заместителя главного учёного секретаря президиума Академии, академиков-секретарей отделений Академии, председателей региональных отделений Академии и других членов Академии.

Число членов президиума Академии определяет общее собрание Академии. Президиум Академии избирается на 5-летний срок. Распределение обязанностей между вице-президентами и членами президиума Академии осуществляет президент Академии.

Президент Академии избирается общим собранием РАХ из числа её действительных членов сроком на 5 лет. Избранный президент Академии вступает в должность после его утверждения Правительством Российской Федерации.

Президент РАХ :

Вице-президенты РАХ :

Члены Президиума РАХ :

  • народный художник СССР В. И. Иванов
  • народный художник СССР В. М. Сидоров ,
  • народный художник СССР А. М. Шилов ,
  • народный художник РСФСР А. И. Алексеев ,
  • народный художник РСФСР А. Н. Бурганов ,
  • народный художник РСФСР А. П. Левитин ,
  • народный художник РСФСР Р. Ф. Фёдоров ,
  • народный художник РСФСР О. М. Савостюк ,
  • народный художник РФ Е. Н. Максимов (академик-секретарь Отделения живописи),
  • народный художник РФ Л. И. Савельева (академик-секретарь Отделения декоративно-прикладного искусства),
  • народный художник РФ А. Г. Акритас ,
  • народный художник РФ Н. И. Боровской,
  • народный художник РФ В. А. Глухов ,
  • народный художник РФ А. Н. Ковальчук ,
  • народный художник РФ Б. А. Мессерер (академик-секретарь театрально- и кинодекорационного искусства),
  • народный художник РФ Н. А. Мухин ,
  • народный художник РФ Т. Г. Назаренко ,
  • народный художник РФ В. И. Нестеренко ,
  • народный художник РФ П. Ф. Никонов ,
  • народный художник РФ С. Н. Олешня ,
  • народный художник РФ С. П. Оссовский,
  • народный художник РФ А. И. Теслик,
  • народный художник РФ А. В. Цигаль ,
  • народный художник РФ А. С. Чаркин ,
  • народный художник РФ А. Д. Шмаринов,
  • народный художник РФ Е. В. Ромашко,
  • народный художник РФ А. И. Рукавишников ,
  • заслуженный художник РФ Ф. А. Рукавишников ,
  • заслуженный художник РФ А. Д. Боровский ,
  • заслуженный художник РФ К. В. Худяков ,
  • заслуженный художник РФ В. Г. Калинин ,
  • заслуженный архитектор РФ Н. И. Шумаков ,
  • заслуженный деятель искусств РСФСР В. В. Ванслов ,
  • заслуженный деятель искусств РФ О. А. Кривцун,
  • М. А. Бусев,
  • С. П. Колов,
  • А. Н. Коротаева,
  • Т. А. Кочемасова,
  • К. В. Петров,
  • А. И. Рожин,
  • М. М. Фаткулин,
  • О. Р. Хромов,
  • Е. З. Церетели,
  • А. Г. Ястребенецкий.

Академические организации [ | ]

На правах оперативного управления за РАХ закреплены являющиеся собственностью государства следующие организации:

  • Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б. В. Иогансона
  • Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств с филиалами:
  • Научная библиотека
  • Архивы
  • Творческие мастерские по различным видам искусства.

Президенты [ | ]

Печатные издания [ | ]

В 2009 году Российская Академия Художеств при поддержке Министерства культуры РФ начала издавать собственный журнала «ACADEMIA». Журнал был создан с целью информирования общественности о деятельности Академии, а также с целью популяризации и повышения интереса к

Российская Академия художеств (РАХ) – самый крупный в России государственный центр художественной культуры в сферах архитектуры, изобразительного и декоративного искусства, дизайна и образования.

Рождение и становление

Еще в 1724 г. Петр Великий, предвидя славное будущее страны в области культурных достижений, планировал учредить «академию наук и курьезных художеств» – первое российское заведение, целью которого являлось изучение и развитие отечественной науки и культуры. В царствование Екатерины I в Академии наук ввели преподавание искусства скульптуры и живописи.

Но только в сентябре 1757 г. указом Елизаветы Петровны была учреждена Императорская Академия художеств. Серьезную роль в ее создании приняли великий ученый Михаил Ломоносов и знаменитый меценат Иван Шувалов, который и представил «Доношение» по созданию «особой трех знатнейших художеств академию». Учреждение было открыто в Петербурге, но в течение 6 лет было причислено к основанному Шуваловым Московскому университету.

Просветитель немедленно пригласил в качестве преподавателей уникальных зарубежных мастеров - зодчего Жана Валлен-Деламота, художников Клода Лоррена, Георга Шмидта, Жана Де Велли, скульптора Николя Жилле, принял первый набор учащихся из талантливых подростков разных сословий. Уже через год Шувалов подарил Академии собственное великолепное собрание живописных полотен, скульптуры и литературных трудов, тем самым заложив фундамент обширной библиотеки и музейного комплекса.

Академия стала «родовым гнездом» российских талантов, которых принимали на учебу, невзирая на статус. Так, блистательный Рокотов стал учащимся «по словесному приказанию», а гениальный Федор Шубин, будучи истопником, был просто «истребован» в стены Академии за талант.

Преподаватели и студенты принимали участие в возведении и оформлении знаменитых архитектурных ансамблей: собора Воскресения Христова на Крови, Казанского и Исаакиевского соборов, московского храма Христа Спасителя.

Выпускники академии, закончившие ее в разное время - живописцы Карл Брюллов, Антон Лосенко, Илья Репин, Александр Иванов, Василий Суриков, скульпторы Марк Антокольский, Иван Мартос, архитекторы Василий Баженов, Андрей Воронихин, Николай Бенуа и другие - представили миру высочайшую степень художественного мастерства и преподавательского искусства.

Академия художеств в XX-XXI веках

После революции 1917 г. Императорскую Академию художеств упразднили, и лишь через долгие пятнадцать лет - в 1932 г. началось ее воссоздание. В 1947 г. в столице была учреждена Академия художеств СССР.

Здание на Пречистенке, где в 1948 г. разместился Президиум и выставочные залы академии, известно как «особняк семьи Морозовых», возведенный в 1871 г. по проекту Петра Кампиони в стиле городской усадьбы. Художественная коллекция крупного русского промышленника и мецената Ивана Морозова, размещенная в здании, была уникальным собранием творений Ренуара, Клода Моне, Писсарро, Ван-Гога, Поля Сезанна, Родена, Пабло Пикассо, а также Врубеля, Левитана, Васнецова, Константина Коровина и других гениев.

В особняке были открыты знаменитые Выставочные залы, которые уже 70 лет считаются культурной достопримечательностью Москвы. Более чем за два столетия своей деятельности в музее Академии была собрана драгоценная коллекция русской и западноевропейской живописи, графики, скульптуры, чертежей, карт и архитектурных образцов.

В конце 90 гг. прошлого века провели обширную реставрацию фасада и интерьеров главного здания. С 1991 г. академия получила статус федерального учреждения и свое современное название - Российская Академия художеств. В 2001 г. выставочные площадки академии стали гораздо шире, благодаря открытию «Галереи искусств» в здании №19 на Пречистенке.

Современная Академия художеств в Москве бережет давние культурные традиции. Как и прежде, она является центром художественного просвещения и образования, занимается рассмотрением художественных проектов в области живописи, архитектуры, скульптуры, активно влияя на развитие всех видов искусства, содействует формированию музейных коллекций, проводит масштабные выставки ведущих современных отечественных и зарубежных мастеров, работающих в разных видах изобразительного искусства.

Полезная информация

До остановки «Академия художеств» можно доехать с Гоголевского бульвара на троллейбусе 15 или автобусе 5, 15, если выйти на станции метро «Кропоткинская».

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения