Портретные изображения ф м достоевского. Описание картины В. Г. Перова «Портрет Ф. М. Достоевского. Другие воплощения Достоевского в портретах

Василий Перов.
Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского.
1872. Холст, масло.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

В портрете Ф. М. Достоевского Перов просто и точно выразил психологическое состояние, которое передает словесная формула “уйти в себя”. Фигура, как бы сжатая в темном пространстве холста, изображена чуть сверху и сбоку. Поворот головы, сомкнутые черты лица, взгляд, устремленный в невидимую точку за пределами картины, создают ощущение глубокой сосредоточенности, “страдания” мысли. Руки нервно сцеплены на колене - замечательно найденный и, как известно, характерный для писателя жест, замыкая композицию, служит знаком внутреннего напряжения. Живопись Перова лишена колористических эффектов, едва ли не однообразна в проработке деталей, однако и в этом прочитывается стремление убеждать простой истиной факта. Но здесь перед нами “факт” особого рода: зная, кто изображен на портрете, можно понять, что скрыто за внешним аскетизмом образа.

Судя по отзыву А. Достоевской, Перов «сумел подметить самое характерное выражение в лице мужа, именно то, которое Федор Михайлович имел, когда был погружен в свои художественные мысли. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского»».

В мае 1872 года В. Г. Перов специально ездил в Петербург, чтобы по заданию Третьякова написать портрет Ф. М. Достоевского.

«Сеансы были немногочисленны и непродолжительны, но Перов был вдохновлен вставшей перед ним задачей. Известно, что Третьяков относился к Достоевскому с особенной любовью. Перову писатель во многом был близок. Собко сообщает, что Перов больше всего ценил роман „Преступление и наказание“. И художник создал портрет-картину. Она была настолько убедительна, что для будущих поколений образ Достоевского как бы слился с портретом Перова. Вместе с тем портрет остался историческим памятником определенной эпохи, переломной и трудной, когда мыслящий человек искал решения основных социальных вопросов. Достоевскому в год написания портрета шел пятьдесят первый год. В 1871-1872 годах он работал над романом „Бесы“, в 1868 году был написан „Идиот“.

Портрет исполнен в едином серовато-коричневом тоне. Достоевский сидит на стуле, повернувшись в три четверти, положив ногу на ногу и сжав колено кистями рук с переплетенными пальцами. Фигура мягко тонет в полумраке темного фона и тем самым отдалена от зрителя. С боков и в особенности над головой Достоевского оставлено значительное свободное пространство. Это еще более отодвигает его вглубь и замыкает в себе. Из темного фона пластично выступает бледное лицо. Достоевский одет в расстегнутый серый пиджак из добротной тяжелой материи. При помощи коричневых брюк в черную полоску оттеняются кисти рук. Перову в портрете Достоевского удалось изобразить человека, чувствующего себя наедине с самим собою. Он всецело погружен в свои мысли. Взгляд углублен в себя. Худое лицо с тонко прослеженными светотеневыми переходами позволяет ясно воспринять структуру головы. Темно-русые волосы не нарушают основной гаммы портрета.

В колористическом отношении интересно отметить то, что серый цвет пиджака воспринимается именно как цвет и вместе с тем передает фактуру материи. Его оттеняет пятно белой рубашки и черного в красную крапинку галстука.

Портрет Достоевского и современниками был достаточно оценен и считался лучшим из портретов Перова. Известен отзыв о нем Крамского: „Характер, сила выражения, огромный рельеф <...> решительность теней и некоторая как бы резкость и энергия контуров, всегда присущие его картинам, в этом портрете смягчены удивительным колоритом и гармонией тонов“. Отзыв Крамского тем более интересен, что к творчеству Перова в целом он относился критически».

Лясковская О.Л. В.Г. Перов. Особенности творческого пути художника. – М.: Искусство, 1979. С. 108.

Перов не был знаком с Ф.М. Достоевским. Да и жили они в разных городах. Тем не менее их встреча, можно сказать, была предопределена не только схожестью идей, которые они исповедовали и которыми питалось их искусство, но и общностью религиозных убеждений - богоискания не на путях просвещенного разума, а в сердце своем. И потому видели они в церкви спасительный исход из той «нравственный тины», в которой пребывает душа, распятая страстями и похотями.

Видимо, почувствовав интуитивно родственность взглядов писателя и художника, П.М. Третьяков и предложил не кому-нибудь, а именно Перову написать портрет Достоевского для своей коллекции. Вообще, надо сказать, что «портретный жанр» - это отдельная страница в творческой биографии художника, где нашли свое важное место портреты А.Рубинштейна (1870), А.Н. Островского (1871), а также созданные в течение 1872 года, то есть в один год с «Достоевским», портреты В.И. Даля, И.С. Тургенева, А.Н. Майкова, М.И. Погодина и других. Все это не просто прекрасные живописные произведения, отличающиеся глубиной проникновения во внутренний мир модели. Взятые вместе, они представляют собой очень значимое для отечественного искусства явление, ту высоту, которой достиг в своем развитии русский психологический портрет. И это еще одно обстоятельство, побудившее Третьякова обратиться именно к Перову написать портрет такого тонкого психолога, знатока потаенных глубин русской души, каким был Достоевский.

И все же, несмотря на внутреннюю близость, задача, стоявшая перед Перовым, была необычайно сложная, и определялась она не только масштабом самой личности Достоевского, но и высокой требовательностью, предъявляемой писателем вообще к искусству портретиста. В частности, «точность и верность» воспроизведения тот рассматривал лишь как «материал, из которого потом создается художественное произведение». «В редкие только мгновения, - писал Достоевский, - человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль. Художник изучает и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в который он списывал, и не было ее вовсе на лице».

Иными словами, для Достоевского ценность портрета заключалась не во внешней схожести и не в отображении только характера портретируемого или даже его психологии, но в выражении максимальной концентрации его духовного мира, который писатель считал «высшей половиной существа человеческого».

И потому для него именно она, эта «высшая половина» каждого отдельно взятого человека, его духовная реальность, и составляет «главную мысль лица», или, как он писал в другой статье, «его главную идею». Она-то больше всего и притягивала к себе самого писателя, раскрывавшего в своих героях «первореальность человеческого духа, его хтонические глубины, в которых Бог с дьяволом борется, в которых решается человеческая судьба».

Эта «первореальность духа» Достоевского, человека, как отмечали современники, «нечувствительного и равнодушного к житейским радостям и попечениям», и заинтересовала Перова в первую очередь. И прежде всего потому, что и для него, как известно, «внутренняя моральная сторона» человеческого существа становилась и в жизни, и в творчестве все более приоритетной, все сильнее заявляя о себе как программная установка его искусства.

Отсюда этот предельно сдержанный колорит картины, ее строгая, компактная композиция, освобожденная от какого бы то ни было антуража. Даже кресло Достоевского, прописанное силуэтно, в приглушенных тонах, едва просматривается в темной живописи фона. Ничего отвлекающего, «рассказывающего». Напротив, отталкиваясь от самой модели, художник привносит в портрет созерцательный настрой, располагающий к размышлению, то есть к соработе зрителя. Потому и сама посадка фигуры, с ее угловатым абрисом, цепко схваченными руками на коленях, решена как замкнутая, сосредоточенная в себе композиция.

Расстегнутый сюртук - не очень новый, местами потертый, довольно грубого, недорогого сукна - чуть приоткрыл белую манишку, скрывающую впалую грудь «хворого, хилого человека, замученного и болезнями, и напряженной работой», как писал о Достоевском один из его современников. Но для Перова «болезнь и напряженная работа» - всего лишь жизненные обстоятельства, в которых изо дня в день живет и творит Достоевский-писатель. Художника же в данном случае интересует совсем другое- Достоевский-мыслитель. И потому взгляд, не задерживаясь на торсе, ритмами вертикалей восходит к лицу. Плоское, с широкими скулами, болезненно-бледное лицо Достоевского само по себе мало привлекательное, и тем не менее оно, можно сказать, магнетически притягивает к себе зрителя. Но, попав в это магнетическое поле, ловишь себя на том, что не рассматриваешь сам портрет: как он нарисован, как прописан, поскольку пластика лица, лишенная активной лепки, при отсутствии резких светотеневых перепадов, лишена и особой энергичности, равно как и мягкая, тонкая фактура письма, которая лишь деликатно выявляет, но не подчеркивает телесность кожного покрова. При всем том сама по себе живописная ткань лица, будучи соткана из динамичного света, необычайно подвижна. То разбеливая цвет, то просвечивая сквозь него, то намечая легким касанием форму, то золотым сиянием осветив высокий, крутой лоб, свет тем самым оказывается главным творцом и цветописи лица, и его моделировки. Подвижный, излучаемый в разной степени интенсивности, именно свет лишает здесь пластику монотонности, а выражение лица - застылости, вызывая то незаметное, неуловимое движение, в котором пульсирует тайноскрытая мысль Достоевского. Она-то и манит, а точнее, втягивает в себя, в свои бездонные глубины.

«Высокий поэт или художник, - размышляя о Достоевском, писал Вас. Розанов, - есть всегда вместе и провидец, и это потому, что он уже видел многое, что для остальных людей остается на степени возможного, что для них только будущий вероятный факт.

От этого, посмотрите, как много встревоженного в лице их... какой перевес в задумчивости над другими людьми... какая растерянность среди практической жизни, рассеянное невнимание к ней». Эти строки написаны спустя годы после смерти самого писателя, но как точно они ложатся на его перовский портрет. Кажется, будто даже списаны с него, настолько емким оказался воплощенный образ.

Перов сумел поймать и отобразить на холсте тот драматический момент, когда духовным очам Достоевского открылась какая-то страшная истина с ее трагической неизбежностью и душа содрогнулась от великой скорби и безысходности. Но при всем том во взгляде перовского героя нет даже намека на призыв к борьбе. И в этом также очень точное попадание в образ человека, никогда не соблазнявшегося «тайнозрением зла», но распинавшегося «за то, что придет или, по крайней мере, должно прийти», страдавшего и веровавшего «от любви, не от страха». Отсюда это осознание им крестного пути для человека, страны и народа. Отсюда же и этот призыв его: «терпи, смиряйся и молчи». Словом, все то, что Федор Михайлович называл «страдальческим сознанием» русского народа. И именно оно, это «страдальческое сознание» самого Достоевского, и пронизывает собою его живописный образ как «главная идея его лица».

Возможно, оттого, что духовная реальность и писателя, и художника, разнясь масштабом, была при этом все же одной природы, Перову удалось не только подметить самое характерное в натуре Достоевского, но и прикоснуться к самому сокровенному в этом человеке.

"Обращение русского художника к настоящей правде и жизни, в том числе и в портрете, – писал В.В.Стасов, – началось со времени нарождения в русском искусстве той самой национальности, правдивости и оригинальности, которые уже давно существовали в русской литературе". В отличие от своих предшественников, передвижники испытывали глубочайшую потребность, по словам Стасова, "написать лицо и облик того, кого они сами из значительных людей увидали, узнали, поняли, оценили и захотели оставить в картине своей кисти для потомства". Так возникли превосходные правдивостью своей портреты Перова: Достоевский, Островский , Тургенев , Писемский, Аксаков...
Эпоха, сменившая проникнутые пафосом отрицания шестидесятые, ознаменовалась поисками положительного идеала. Такие идеалы были найдены в среде русской интеллигенции. В это время П.М.Третьяков начинает заказывать портреты лидеров русской культуры. Литература занимала центральное место в культуре того времени. Писатель воспринимался как живое воплощение общественной совести, он был "властителем дум", к нему обращались за разрешением самых жгучих нравственных, социальных вопросов. Именно таким предстает у Перова Федор Достоевский. Из мрака фона выступает бледное, нервное, "мятое" лицо, лежащие на коленях руки сцеплены замком.
В мае 1872 года В. Г. Перов специально ездил в Петербург, чтобы по заданию Третьякова написать портрет Ф.М.Достоевского. Сеансы были немногочисленны и непродолжительны, но Перов был вдохновлен вставшей перед ним задачей. Известно, что Третьяков относился к Достоевскому с особенной любовью. Перову писатель во многом был близок. Перов больше всего ценил роман "Преступление и наказание". И художник создал портрет-картину. Она была настолько убедительна, что для будущих поколений образ Достоевского как бы слился с портретом Перова. Вместе с тем портрет остался историческим памятником определенной эпохи, переломной и трудной, когда мыслящий человек искал решения основных социальных вопросов. Достоевскому в год написания портрета шел пятьдесят первый год. В 1871–1872 годах он работал над романом "Бесы", в 1868 году был написан "Идиот".
Портрет исполнен в едином серовато-коричневом тоне. Достоевский сидит на стуле, повернувшись в три четверти, положив ногу на ногу и сжав колено кистями рук с переплетенными пальцами. Фигура мягко тонет в полумраке темного фона и тем самым отдалена от зрителя. С боков и в особенности над головой Достоевского оставлено значительное свободное пространство. Это еще более отодвигает его вглубь и замыкает в себе. Из темного фона пластично выступает бледное лицо. Достоевский одет в расстегнутый серый пиджак из добротной тяжелой материи. При помощи коричневых брюк в черную полоску оттеняются кисти рук. Перову в портрете Достоевского удалось изобразить человека, чувствующего себя наедине с самим собою. Он всецело погружен в свои мысли. Взгляд углублен в себя. Худое лицо с тонко прослеженными светотеневыми переходами позволяет ясно воспринять структуру головы. Темно-русые волосы не нарушают основной гаммы портрета.
В колористическом отношении интересно отметить то, что серый цвет пиджака воспринимается именно как цвет и вместе с тем передает фактуру материи. Его оттеняет пятно белой рубашки и черного в красную крапинку галстука.
Портрет Достоевского и современниками был достаточно оценен и считался лучшим из портретов Перова. Известен отзыв о нем Крамского: "Характер, сила выражения, огромный рельеф <...> решительность теней и некоторая как бы резкость и энергия контуров, всегда присущие его картинам, в этом портрете смягчены удивительным колоритом и гармонией тонов". Отзыв Крамского тем более интересен, что к творчеству Перова в целом он относился критически.

Из книги: Лясковская О.Л. В.Г. Перов. Особенности творческого пути художника. – М.: Искусство, 1979.

* В эту же зиму П.М.Третьяков, владелец знаменитой Московской картинной галереи, просил у мужа дать возможность нарисовать для галереи его портрет. С этой целью приехал из Москвы знаменитый художник В.Г.Перов. Прежде чем начать работу, Перов навещал нас каждый день в течение недели; заставал Федора Михайловича в самых различных настроениях, беседовал, вызывал на споры и сумел подметить самое характерное выражение в лице мужа, именно то, которое Федор Михайлович имел, когда был погружен в свои художественные мысли. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете "минуту творчества Достоевского". Такое выражение я много раз примечала в лице Федора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы "в себя смотрит", и уйдешь, ничего не сказав. (А.Г.Достоевская. Воспоминания. – М.: Художественная литература, 1971)

В 1846 году на литературном небосклоне Санкт-Петербурга
появилась новая талантливая звезда - Федор Достоевский. Роман молодого автора
"Бедные люди" производит настоящий фурор среди читающей публики. Никому доселе
не известный Достоевский в одно мгновение становится публичной персоной, за
честь видеть которую в своем литературном салоне сражаются известнейшие
люди.

Наиболее часто Достоевского можно было заметить на вечерах у
Ивана Панаева, где собирались самые известные писатели и критики того времени:
Тургенев, Некрасов, Белинский. Однако отнюдь не возможность поговорить со своими
более маститыми собратьями по перу тянула туда молодого человека. Сидя в уголке
комнаты, Достоевский, затаив дыхание, наблюдал за женой Панаева - Авдотьей. Это
была женщина его мечты! Красива, умна, остроумна - все в ней будоражило его ум.
В мечтах признаваясь в пылкой любви, Достоевский из-за своей робости даже боялся
лишний раз с ней заговорить.

Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ

Авдотья Панаева, впоследствии бросившая своего мужа ради
Некрасова, была совершенно равнодушна к новому посетителю своего салона. "С
первого взгляда на Достоевского, - запишет она в своих воспоминаниях, - видно
было, что это страшно нервный и впечатлительный молодой человек. Он был
худенький, маленький, белокурый, с болезненным цветом лица; небольшие серые
глаза его как-то тревожно переходили с предмета на предмет, а бледные губы
нервно подергивались". Как ей, царице среди этих писателей и графов, обратить
внимание на такого "красавца"!

Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ. Портрет работы В.Перова

Портрет, написанный Перовым,
В нем полнота, души расцвет,
Горящий дух - его основа.
Пророк, опередивший век,

Понимая, что ему не удастся покорить гордую красавицу своей
внешностью, Достоевский выбирает другой путь: он станет знаменитым писателем
(благо почин уже есть!) - и она сама прибежит к нему.


Пишет, но слишком спешит. В вышедшем из-под его пера "Двойнике"
отсутствует тот индивидуальный стиль, который принес успех первому роману. Книгу
раскритиковали все, кому не лень (как было приятно пройтись по этому молодому
выскочке!). И вот уже не приглашают Достоевского в литературные салоны, а
Белинский не пожимает руки и не называет "надеждой российской литературы". А
самое главное - теперь совершенно невозможно показаться у Панаевых, где на него
будут смотреть с презрением, как на неудачника! Достоевский пишет брату Михаилу:
"Про себя скажу, что я решительно не знаю, что еще со мной будет. Денег у меня
нет ни копейки… Я пишу и не вижу конца работе… Скука, грусть, апатия…". Вот от
этой-то скуки однажды, по приглашению знакомого, он и заглянул на вечер в кружок
Петрашевского...

В.А.Фаворский. Портрет Ф.М.Достоевского

Собирались там молодые либералы, попивали чаек, почитывали
запрещенные цензурой французские книжки да говорили о том, как хорошо будет жить
при республиканском правлении. Уютная атмосфера понравилась Достоевскому, и хотя
он был убежденным монархистом, начал захаживать на "пятницы".


Только вот плачевно закончились для Федора Михайловича эти
"чаепития". Император Николай I совершенно не жаловал различных либералов и их
мирных собраний. Помнил, чтo в 1825 году хотели устроить подобные "любители
чая"! Поэтому, получив информацию о "кружке Петрашевского", отдал указ всех
арестовать. Однажды ночью (был 1849 год) за Достоевским пришли. Сначала полгода
заключения в одиночке Петропавловской крепости, потом приговор - смертная казнь,
замененная на четыре года острога с дальнейшей службой рядовым...

И.С.Глазунов. Фёдор Михайлович Достоевский

Последовавшие четыре года были одними из тяжелейших в жизни
Достоевского. Дворянин по происхождению, он очутился среди убийц и воров,
которые сразу невзлюбили "политического". "…Всякий из новоприбывающих в остроге
через два часа по прибытии становится таким, как и все другие, - вспоминал он. -
Не то с благородным, с дворянином. Как ни будь он справедлив, добр, умен, его
целые годы будут ненавидеть и презирать все, целой массой". Но Достоевский не
сломался. Напротив, вышел он совершенно другим человеком. Именно на каторге
пришли знание жизни, людских характеров, понимание того, что в человеке могут
сочетаться добро и зло, правда и ложь. И самое главное - пришла глубокая вера в
Бога, а за ней - уверенность в том, что за преступлением всегда следует божье
наказание. Впоследствии данная тематика станет доминирующей в его
творчестве.


И вот минули годы каторги. В 1854 году Достоевский прибыл в
Семипалатинск. Маленький городок, затерянный в азиатских степях, полный унылых и
посредственных провинциальных физиономий. Жизнь не предвещала ничего, кроме
ежедневных маршировок под палящим солнцем в целях поддержания боеспособной формы
солдат для борьбы с кочевыми племенами…

И.С.Глазунов. Фёдор Михайлович Достоевский. Белая ночь

По прошествии некоторого времени Достоевский влюбился. Объектом
его желаний стала жена его знакомого Мария Исаева. Эта женщина всю свою жизнь
ощущала себя обделенной как любовью, так и успехом. Родившаяся в довольно
состоятельной семье полковника, она неудачно вышла замуж за чиновника,
оказавшегося потомственным алкоголиком. Муж терял должность за должностью - и
вот семья очутилась в Семипалатинске, который и городом назвать сложно.
Безденежье, разбитые девичьи мечты о балах и прекрасных принцах - все вызывало у
нее недовольство браком. Как приятно было ощутить на себе взгляд горящих глаз
Достоевского


Достоевскому же, на протяжении долгих лет не знавшему женской
ласки, казалось, что он встретил любовь всей своей жизни. Вечер за вечером он
проводит у Исаевых, выслушивая пьяное красноречие мужа Марии только ради того,
чтобы находиться подле своей любимой.

И.С.Глазунов. Фёдор Михайлович Достоевский. Ночь

В августе 1855 года муж Марии умирает. Наконец-то препятствие
устранено, и Достоевский сделал предложение любимой женщине. Любила ли его
Мария? Скорее нет, чем да. Жалость - да, но никак не те любовь и понимание,
которые так жаждал получить исстрадавшийся от одиночества писатель. Но жизненный
прагматизм взял свое. Исаевой, у которой на руках был подрастающий сын и долги
за похороны мужа, ничего не оставалось, как принять предложение своего
поклонника. 6 февраля 1857 года Федор Достоевский и Мария Исаева поженились. В
первую брачную ночь произошел случай, ставший предзнаменованием неудачи сего
семейного союза. У Достоевского вследствие нервного напряжения случился приступ
эпилепсии. Тело, бьющееся в конвульсиях на полу, пена, текущая из уголков его
рта, - увиденная картина навсегда вселила в Марию оттенок некоего отвращения к
своему мужу, к которому она и так не питала любви.


В 1860 году Достоевский благодаря помощи друзей получил
разрешение вернуться в Петербург.


Прямо с поезда писатель попадает в новый для себя мир. Как все
изменилось с 40-х годов! Свобода слова, свобода идей! Большинство творческих
людей издают газеты и журналы, откликающиеся на актуальные проблемы общества. Не
стал исключением и Достоевский. В январе 1861 года вместе с братом он начинает
издавать ежемесячное обозрение "Время". Федор Михайлович - главный редактор,
Михаил заведует финансовыми вопросами. Журнал быстро приобретает популярность за
счет привлечения к сотрудничеству известных писателей (Тургенева, Островского),
живой реакции на происходящие в стране события.

И.А.Иванов. Портрет Ф.М.Достоевского

Являясь главным редактором, Достоевский лично перечитывает все
публикующиеся статьи, пишет свои, начинает издавать по частям роман "Униженные и
оскорбленные". Времени на все не хватает - приходится работать и по ночам.
Несмотря на радость, которую дает литературное детище, организм с трудом
переносит такой изматывающий режим жизни. Учащаются припадки эпилепсии. Семейная
жизнь совершенно не приносит умиротворения. Постоянные ссоры с женой: "Зря я
вышла за тебя. Без тебя я была бы счастливее". Пасынок - Паша - избалованный
ребенок, глядя на которого уже тогда можно было предугадать будущие
неприятности…


Встреча с молодой Полиной Сусловой всколыхнула, казалось,
навеки угасшие чувства Достоевского, заставив его ощутить себя мужчиной.
Знакомство произошло достаточно банально. Суслова принесла рассказ в журнал.
Достоевскому понравилось, и он захотел побольше пообщаться с автором. Эти
встречи постепенно переросли для главного редактора в насущную потребность, без
них он уже не мог обходиться.

К.А.Васильев. Портрет Ф.М.Достоевского

Сложно представить более неподходящих друг другу людей, чем
Достоевский и Суслова. Она - феминистка, он же всегда придерживался мнения о
главенстве мужчин. Она интересовалась революционными идеями, он - консерватор и
приверженец монархии. На первых порах Полина увлеклась Достоевским как известным
редактором и писателем. Он же бывший ссыльный, а значит, жертва ненавистного ей
режима! Однако вскоре пришло разочарование. Вместо сильной личности, которую
надеялась найти, молодая девушка увидела застенчивого, больного человека,
одинокая душа которого мечтала о понимании.

В 1863 году в Польше вспыхнуло восстание, быстро и жестоко
подавленное введенными частями российской регулярной армии. Все крупные
имперские газеты и журналы откликнулись волной дружного одобрения на решительные
действия правительства по предотвращению раскола страны. Достоевский не мог
остаться в стороне - в журнале появилась статья молодого критика Страхова
"Роковой вопрос", посвященная историческим аспектам возникших событий.
"…Растолковали ее так: что мы сами, от себя, уверяем, будто поляки до того выше
нас цивилизацией, а мы ниже их, что, естественно, они правы, а мы виноваты", -
писал Федор Михайлович Тургеневу. В общем, статью поняли неправильно не только
читатели, но и всевидящее око цензуры - в декабре журнал закрыли по личному
указанию министра внутренних дел.

О.Ф.Литвинова. Портрет Ф.М.Достоевского

Попытки Достоевского прояснить ситуацию, обивание порогов
чиновничьих кабинетов ни к чему не привели. Огорченный и уставший от всего, он
уезжает вместе с Сусловой в Париж. Но здесь, вместо предвкушаемого отдыха с
любимой женщиной, Достоевский попадает в какой-то иррациональный сон. Полина
заявила, что давно его уже не любит и собирается бросить. Последовало полное
слез объяснение, в результате которого решили продолжать совместное путешествие
- но уже в качестве друзей.

Интересное это слово "друзья", особенно в отношении женщины,
которая душой (ах эта мужская самоуверенность!) и телом всего несколько дней
назад принадлежала тебе, позволяла ласкать себя, была так податлива и полна
восхищения. Близость Сусловой превратилась для Достоевского в наваждение. Каждый
вечер он придумывал тысячи поводов, чтобы подольше задержаться в ее комнате, в
надежде, что сегодня она все-таки пустит его на свое ложе…


Такие чувства начали пугать Федора Михайловича. Срочно
необходимо отвлечься, переключить внимание на что-то другое. Но что станет
панацеей от этой безудержной страсти, что может так же сильно заставить биться
сердце в предвкушении наслаждения? Рулетка! В игорном доме Достоевский забывал
Полину, свои проблемы - все. Весь мир сосредоточивался в этом крутящемся шарике
и надежде, что он остановится на загаданном числе. Именно с этого времени берет
свое начало многолетняя слабость Достоевского, принесшая в будущем множество
страданий как ему самому, так и близким.


Достоевский не просто игрок - он одержим игрой. И постоянно
проигрывает. Вначале пытался оправдать хождение в игорный дом какой-то
придуманной системой выигрыша: мол, если правильно рассчитать и поставить, то
обязательно повезет и прочее. Потом надоело - просто несся как угорелый к
зеленому сукну в тщетной надежде на удачу. Проигрыши дошли до того, что для
возвращения Достоевского в Россию Сусловой пришлось заложить в ломбард свои часы
(которые составили компанию часам самого Достоевского, уже давно там
отдыхавшим!).

Следующий 1864 год стал одним из тяжелейших в жизни
Достоевского. Весной от чахотки умирает жена Мария, а летом - брат Михаил.
Двойная утрата переживалась очень тяжело: "И вот я остался вдруг один, и стало
мне просто страшно… Я тут в первый раз почувствовал, что их некем заменить, что
я их только и любил на свете… Стало все вокруг меня холодно и пустынно".


Пытаясь забыться, Достоевский углубляется в решение насущных
проблем. А проблем этих было предостаточно! После смерти Михаила оставалось
долгов на 25 тысяч рублей. Спасая семью брата от полного разорения, Федор
Михайлович выдает векселя под требуемые долги на свое имя, берет родственников
на обеспечение. Многие тогда смогли нагреть руки на плохо разбиравшемся в
финансовых делах писателе, подписавшем много долговых обязательств, не проверив
их истинной обоснованности…


Взваливший на себя долговое бремя, Достоевский крутился как
белка в колесе. Пытался издавать журнал, однако вместо прибыли появлялись новые
долги. Наконец ситуация дошла до того, что наиболее нетерпеливые кредиторы
пригрозили долговой тюрьмой. И тут на сцене появляется известный питерский
издатель-перекупщик Стелловский, предложивший Достоевскому три тысячи рублей за
издание его трехтомного сборника. Дополнительным пунктом к договору являлось
обязательство писателя в счет уже заплаченных денег написать новый роман,
рукопись которого необходимо было предоставить не позднее 1 ноября 1866 года. В
противном случае Стелловскому переходило исключительное право собственности на
все произведения. Не имея выбора, Достоевский соглашается на эти кабальные
условия. Полученные деньги уходят на оплату части векселей.


К началу октября писатель не написал еще ни строчки будущего
романа. Ситуация была просто катастрофической. Понимая, что сам не успеет
написать роман, Достоевский, по совету друзей, решает прибегнуть к помощи
стенографистки, которая записывала бы надиктованное писателем. Так в доме
Достоевского появилась молодая помощница - Анна Григорьевна Сниткина. Поначалу
не понравившиеся друг другу, в процессе работы над книгой они сближаются,
проникаются теплыми чувствами. Роман, получивший название "Игрок", закончен в
срок и передан Стелловскому. Пришло время расставаться, однако Федор Михайлович,
привязавшийся своей одинокой душой к молодой девушке, все оттягивает этот
момент, предлагает продолжить совместную работу.


Достоевский понимает, что полюбил Анну, но боится признаться в
своих чувствах, опасаясь отказа. Тогда он рассказал ей выдуманную историю о
старом художнике, полюбившем молодую девушку. Как бы она поступила на месте этой
девушки? Ответила бы взаимностью этому человеку? Конечно, проницательная Анна по
нервной дрожи, по лицу писателя сразу понимает, кто истинные персонажи этой
истории. Ответ девушки прост: "Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить
всю жизнь". Влюбленные венчались в феврале 1867 года.

Несмотря на то, что Достоевский безумно любит свою жену, для
Анны семейная жизнь начинается с неприятностей. И благо бы проблемы были только
в нехватке денег… Молодую жену сразу невзлюбили родственники писателя, особенно
усердствовал пасынок - Петр Исаев. Нигде не работавший, живший за счет отчима,
Исаев видел в Анне соперницу, опасался за свое будущее. Что это отчим на
старости лет делает? Никак бес в ребро. А коль она ему детей нарожает, а его,
любимого сына, под ее влиянием отчим без наследства оставит? И решил выжить
молодую мачеху из дому разными мелкими подлостями, оскорблениями и клеветой.
Внесла свою лепту и жена покойного брата Достоевского Эмилия Федоровна.
Нравилось ей привселюдно делать разные колкие замечания о "руках, не умеющих
ничего делать в доме", доводившие молодую хозяйку до слез. Понимая, что так
больше продолжаться не может и еще немного, и она просто сбежит из этого дома,
Анна уговаривает Достоевского уехать за границу.

Начинается четырехлетнее скитание по чужбине. Замечу, что
Достоевский никогда не любил Европу. Да, он восхищался многими культурными
памятниками, но никогда не мог понять европейцев, независимо от того, был ли это
немец или француз. Слишком уж они материалистичны, замкнуты в себе, забыли о
духовности. Центром же истинной духовности видел именно Россию, по которой,
сколько бы ни был за границей, постоянно скучал. Хорошо, что Федор Михайлович не
дожил до 1917 года и не увидел истинного обличья "приближенного к Богу" русского
мужика!

В Германии у Достоевского снова просыпается тяга к рулетке.
Оставив жену в Дрездене, он мчится в Гамбург - немецкий Монте-Карло. Проигрывает
все привезенные семейные сбережения, а также деньги, одолженные у друзей.
Закладывает золотые часы - через полчаса снова гол как сокол. Достоевский
возвращается с повинной к жене. Она же его не ругает, понимая, что ее Федор
просто не может противостоять этой всепоглощающей страсти. Достоевский обещает
больше не играть. Переезжают в Баден-Баден - а здесь снова рулетка. И опять
пошло по новой. Только вот на что играть? Под аванс будущей книги Достоевский
просит у издателя Каткова 500 рублей. Получив, за день проигрывает. Что же
дальше? Просит жену снести некоторые вещи в ломбард, включая подаренные на
свадьбу серьги и обручальное кольцо.

Переезжают в Женеву. Здесь, ютясь в дешевой квартирке,
испытывая постоянную нужду, Достоевский начинает работу над романом "Идиот".
Писать приходится быстро, поскольку сроки поджимали, да и издатель, выплатив
несколько авансов, еще не видел ни строчки будущей книги.

Критики часто упрекали Достоевского в незавершенности его
романов, нагромождении большого числа сюжетных линий, многие из которых терялись
в середине произведений. Дело в том, что, в отличие от тех же Тургенева или
Толстого, вполне обеспеченных, Достоевский был вынужден предлагать в
издательства не завершенные романы, а только будущие наброски. За планируемые
произведения выплачивались авансы, на которые, собственно, он и жил. Со своей
стороны издатели ставили сроки, за которые Достоевский не успевал "отшлифовать"
свои романы - вот и приходилось где-то что-то упускать, чтобы в срок успеть.

Тяжело писатель переносит смерть от воспаления легких своей
трехмесячной дочки Сони. "Никогда не забуду и никогда не перестану мучиться! -
пишет он другу Майкову. - Я понять не могу, что ее нет и что я никогда ее не
увижу". Как бы в подтверждение нелюбви Достоевского к европейцам "отличились"
местные жители. На второй день после смерти дочки пришли с визитом соседи по
дому. Только вместо соболезнований заявили, что, мол, это, конечно, грустно, что
кто-то умер, однако поскольку рыдания Анны Григорьевны мешают им спать,
попросили… не шуметь.

От депрессии выручает работа. Откликом на "нечаевщину" в России
становится роман-предостережение "Бесы", который, вслед за "Идиотом", приносит
долгожданную известность на родине.

Портрет посмертный от Крамского,
Бессмертья отразился след,
Душа, стремящаяся к Богу,
Освобождения рассвет.

После возвращения в Петербург (1871 год) в жизни Достоевского
наконец-то наступает светлая полоса. Он работает над "Дневником писателя", пишет
наиболее известный роман "Братья Карамазовы", рождаются дети. И все время рядом
с ним находится его жизненная опора - жена Анна, понимающая и любящая. А что еще
надо мужчине для настоящего счастья?..

Источник
Кiевскiй
телеграфъ

Мадлена_де_Робен

http://www.liveinternet.ru/community/3299606/post188455725/

портреты достоевского

взяты здесь http://nizrp.ru/dostoevsky_portrety.htm

Фотогалерея

http://www.fdostoevsky.ru/photo/


Василий Григорьевич Перов
Портет Ф.М. Достоевского, 1872
Масло, холст. Третьяковская галерея,
Москва.

Из воспоминаний жены Достоевского:

В эту же зиму П.М.Третьяков, владелец знаменитой Московской картинной галереи, просил у мужа дать возможность нарисовать для галереи его портрет. С этой целью приехал из Москвы знаменитый художник В.Г.Перов. Прежде чем начать работу, Перов навещал нас каждый день в течение недели; заставал Федора Михайловича в самых различных настроениях, беседовал, вызывал на споры и сумел подметить самое характерное выражение в лице мужа, именно то, которое Федор Михайлович имел, когда был погружен в свои художественные мысли. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете "минуту творчества Достоевского". Такое выражение я много раз примечала в лице Федора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы "в себя смотрит", и уйдешь, ничего не сказав. (А.Г.Достоевская. Воспоминания. – М.: Художественная литература, 1971)

В мае 1872 года В. Г. Перов специально ездил в Петербург, чтобы по заданию Третьякова написать портрет Ф.М.Достоевского. Сеансы были немногочисленны и непродолжительны, но Перов был вдохновлен вставшей перед ним задачей. Известно, что Третьяков относился к Достоевскому с особенной любовью.
Портрет исполнен в едином серовато-коричневом тоне. Достоевский сидит на стуле, повернувшись в три четверти, положив ногу на ногу и сжав колено кистями рук с переплетенными пальцами. Фигура мягко тонет в полумраке темного фона и тем самым отдалена от зрителя. С боков и в особенности над головой Достоевского оставлено значительное свободное пространство. Это еще более отодвигает его вглубь и замыкает в себе. Из темного фона пластично выступает бледное лицо. Достоевский одет в расстегнутый серый пиджак из добротной тяжелой материи. При помощи коричневых брюк в черную полоску оттеняются кисти рук. Перову в портрете Достоевского удалось изобразить человека, чувствующего себя наедине с самим собою. Он всецело погружен в свои мысли. Взгляд углублен в себя. Худое лицо с тонко прослеженными светотеневыми переходами позволяет ясно воспринять структуру головы. Темно-русые волосы не нарушают основной гаммы портрета.
В колористическом отношении интересно отметить то, что серый цвет пиджака воспринимается именно как цвет и вместе с тем передает фактуру материи. Его оттеняет пятно белой рубашки и черного в красную крапинку галстука.
Портрет Достоевского и современниками был достаточно оценен и считался лучшим из портретов Перова. Известен отзыв о нем Крамского: "Характер, сила выражения, огромный рельеф <...> решительность теней и некоторая как бы резкость и энергия контуров, всегда присущие его картинам, в этом портрете смягчены удивительным колоритом и гармонией тонов". Отзыв Крамского тем более интересен, что к творчеству Перова в целом он относился критически.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения