Краткая биография Лескова Н. Творчество и интересные факты из жизни Лескова. Лесков Н.С. Основные даты жизни и творчества

Николай Семенович Лесков - один из удивительнейших и своеобразных русских писателей, чью судьбу в литературе нельзя назвать простой. При жизни его произведения по большей мере вызывали негативное отношение и не принимались большинством передовых людей второй половины девятнадцатого века. Между тем еще Лев Николаевич Толстой назвал его «самым русским писателем», а Антон Павлович Чехов считал одним их своих учителей.

Можно сказать, что творчество Лескова по-настоящему оценили только в начале двадцатого века, когда увидели свет статьи М. Горького, Б. Эйхенбаума и др. Поистине пророческими оказались слова Л. Толстого о том, что Николай Семенович - это «писатель будущего».

Происхождение

Творческую судьбу Лескова во многом определила среда, в которой прошли его детство и взрослая жизнь.
Он родился в 1831 году, 4 февраля (16 по новому стилю), в Орловской губернии. Его предки были потомственными служителями духовенства. Дед и прадед являлись священниками в селе Леска, откуда и пошла, вероятнее всего, фамилия писателя. Однако Семен Дмитриевич, отец сочинителя, нарушил эту традицию и за службу в орловской палате уголовного суда получил титул дворянина. К этому сословию принадлежала и Марья Петровна, мать писателя, урожденная Алферьева. Ее сестры были замужем за состоятельными людьми: одна - за англичанином, другая - за орловским помещиком. Этот факт в дальнейшем также окажет влияние на жизнь и творчество Лескова.

В 1839 году у Семена Дмитриевича вышел конфликт на службе, и он с семьей переселился на Панин хутор, где и началось настоящее знакомство его сына с самобытной русской речью.

Образование и начало службы

Обучаться писатель Н. С. Лесков начал в семье состоятельных родственников Страховых, которые наняли для своих детей немецких и русских учителей, гувернантку-француженку. Уже тогда в полной мере проявился незаурядный талант маленького Николая. Но «большого» образования он так и не получил. В 1841 году мальчика отдали в Орловскую губернскую гимназию, из которой он вышел через пять лет с двумя классами образования. Возможно, причина этого крылась в особенностях преподавания, построенных на зубрежке и правилах, далеких от живого и пытливого ума, каким обладал Лесков. Биография писателя включает в дальнейшем службу в казенной палате, где служил его отец (1847-1849 годы), и перевод по собственному желанию после его трагической смерти в результате холеры в казенную палату города Киев, где жил его дядька по матери С. П. Алферьев. Годы пребывания здесь дали многое будущему писателю. Лесков вольным слушателем посещал лекции в Киевском университете, самостоятельно изучал польский язык, какое-то время увлекался иконописью и даже посещал религиозно-философский кружок. Знакомство со старообрядцами, паломниками тоже повлияло на жизнь и творчество Лескова.

Работа в «Шкотт и Вилькенс»

Настоящей школой для Николая Семеновича стала работа в компании своего английского родственника (мужа тетки) А. Шкотта в 1857-1860 годах (до распада торгового дома). По признанию самого писателя, это были лучшие годы, когда он «много видел и жил легко». По роду службы ему приходилось постоянно странствовать по стране, что дало огромный материал во всех сферах жизни русского общества. «Я вырос в народе», - писал впоследствии Николай Лесков. Биография его - знакомство с русским бытом не понаслышке. Это пребывание в истинно народной среде и личное познание всех тягот жизни, выпавших на долю простого крестьянина.

В 1860 году Николай Семенович на короткое время возвращается в Киев, после чего оказывается в Петербурге, где начинается его серьезная литературная деятельность.

Творчество Лескова: становление

Первые статьи писателя, посвященные коррупции в медицинских и полицейских кругах, были опубликованы еще в Киеве. Они вызвали бурные отклики и стали основной причиной того, что будущий писатель был вынужден оставить службу и отправиться на поиски нового места жительства и работы, чем и стал для него Петербург.
Здесь Лесков сразу же заявляет о себе как публицист и печатается в «Отечественных записках», «Северной пчеле», «Русской речи». На протяжении нескольких лет он подписывал свои произведения псевдонимом М. Стебницкий (были и другие, но именно этот использовался чаще всего), который вскоре приобрел довольно скандальную известность.

В 1862 году случился пожар в Щукином и Апраксином дворах. На это событие живо отозвался Николай Семенович Лесков. Краткая биография его жизни включает и такой эпизод, как гневная тирада со стороны самого царя. В статье о пожарах, опубликованной в «Северной пчеле», писатель высказал свою точку зрения относительно того, кто мог быть к ним причастен и какую цель имел. Он считал виноватой во всем нигилистически настроенную молодежь, которая никогда не пользовалась у него уважением. Власть же обвинялась в том, что недостаточно внимания уделила расследованию произошедшего факта, и поджигатели остались не схваченными. Обрушившаяся тут же на Лескова критика как со стороны демократически настроенных кругов, так и со стороны администрации вынудила его надолго покинуть Петербург, так как никакие объяснения писателя по поводу написанной статьи не принимались.

Западные границы Русской империи и Европа - эти места в месяцы опалы посетил Николай Лесков. Биография его с той поры включала, с одной стороны, признание абсолютно ни на кого не похожего писателя, с другой - постоянные подозрения, доходящие порой до оскорблений. Особенно ярко они проявились в высказываниях Д. Писарева, посчитавшего, что одного имени Стебницкого будет достаточно для того, чтобы бросить тень и на журнал, издающий его произведения, и на писателей, нашедших в себе смелость публиковаться вместе со скандальным автором.

Роман «Некуда»

Мало изменило отношение к подпорченной репутации Лескова и его первое серьезное художественное произведение. В 1864 году «Журнал для чтения» печатает его роман «Некуда», начатый двумя годами раньше во время западной поездки. В нем сатирически изображались представители довольно популярных в то время нигилистов, а в облике некоторых из них ясно угадывались черты реально живших людей. И вновь нападки с обвинениями в искажении действительности и в том, что роман - это исполнение «заказа» определенных кругов. Критически относился к произведению и сам Николай Лесков. Биография его, в первую очередь творческая, на много лет была предопределена этим романом: его произведения еще долго отказывались печатать ведущие журналы того времени.

Зарождение сказовой формы

В 1860-е годы Лесков пишет несколько повестей (среди них «Леди Макбет Мценского уезда»), в которых постепенно определяются черты нового стиля, ставшего в дальнейшем своего рода визитной карточкой писателя. Это сказ с удивительным, только ему присущим юмором и особым подходом к изображению действительности. Уже в двадцатом веке эти произведения высоко оценят многие писатели и литературоведы, а Лесков, биография которого - это постоянные столкновения с передовыми представителями второй половины девятнадцатого века, будет поставлен в один ряд с Н. Гоголем, М. Достоевским, Л. Толстым, А. Чеховым. Однако в момент издания на них практически не обратили внимания, так как все еще находились под впечатлением от его прежних публикаций. Негативную критику вызвала и постановка в Александрийском театре пьесы «Расточитель» о русском купечестве, и роман «На ножах» (все о тех же нигилистах), из-за которого Лесков вступил в резкую полемику с редактором журнала «Русский вестник» М. Катковым, где по преимуществу печатались его произведения.

Проявление истинного таланта

Только пройдя через многочисленные обвинения, порой доходившие до прямых оскорблений, смог обрести настоящего читателя Н. С. Лесков. Биография его делает крутой виток в 1872 году, когда печатается роман «Соборяне». Главная его тема - противостояние истинной христианской веры казенной, а главные герои - священнослужители старого времени и противопоставленные им нигилисты и чиновники всех рангов и областей, включая церковных. Этот роман стал началом создания произведений, посвященных русскому духовенству и хранящим народные традиции поместным дворянам. Под его пером возникает мир гармоничный и самобытный, строящийся на вере. Присутствует в произведениях и критика негативных сторон сложившейся в России системы. Позже эта особенность стиля писателя все-таки откроет ему дорогу в демократическую литературу.

«Сказ о тульском косом левше…»

Пожалуй, самым ярким образом, созданным писателем, стал Левша, нарисованный в произведении, жанр которого - цеховая легенда - определил при первой публикации сам Лесков. Биография одного навсегда стала неотделимой от жизни другого. Да и писательскую манеру писателя чаще всего узнают именно по рассказу об умелом мастере. Многие критики сразу же ухватились за версию, выдвинутую писателем в предисловии, что это произведение - всего лишь пересказанная легенда. Лескову пришлось писать статью о том, что на самом деле "Левша" - это плод его фантазии и долгих наблюдений за жизнью простого человека. Так кратко Лесков смог привлечь внимание к одаренности русского мужика, а также к экономической и культурной отсталости России второй половины девятнадцатого века.

Позднее творчество

В 1870-е годы Лесков был сотрудником учебного отдела Ученого комитета в Министерстве народного просвещения, затем - сотрудником Министерства государственных имуществ. Служба особой радости ему никогда не приносила, поэтому отставку в 1883 году он принял как возможность стать независимым. Главной для писателя всегда оставалась литературная деятельность. «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Человек на часах», «Несмертельный Голован», «Тупейный художник», «Зло» - это малая часть произведений, которые пишет в 1870-1880-е годы Лесков Н. С. Рассказы и повести объединяют образы праведников - героев прямодушных, бесстрашных, не способных мириться со злом. Довольно часто основу произведений составляли воспоминания или сохранившиеся старые рукописи. А среди героев наряду с вымышленными встречались и прообразы реально живших людей, что придавало сюжету особую достоверность и правдивость. Сами произведения с годами все больше обретали сатирически-обличающие черты. В результате повести и романы поздних лет, среди которых «Незаметный след», «Соколий перелет», «Заячий ремиз» и, конечно, «Чертовы куклы», где прототипом для главного героя послужил царь Николай Первый, не были напечатаны вовсе или публиковались с большими цензурными правками. По признанию Лескова, издание произведений, всегда довольно проблематичное, на склоне лет стало и вовсе невыносимым.

Личная жизнь

Непросто складывалась и семейная жизнь Лескова. Первый раз он женился в 1853 году на О. В. Смирновой, дочери состоятельного и известного в Киеве коммерсанта. От этого брака родились двое детей: дочь Вера и сын Митя (скончался в младенчестве). Семейная жизнь была недолгой: супруги - изначально разные люди, все больше отдалялись друг от друга. Ситуацию усугубила смерть сына, и уже в начале 1860-х годов они расстались. Впоследствии первая супруга Лескова оказалась в психиатрической больнице, где писатель навещал ее до самой своей смерти.

В 1865 году Николай Семенович сошелся с Е. Бубновой, они жили гражданским браком, но и с ней общая жизнь не заладилась. Их сын, Андрей, после расставания родителей остался с Лесковым. Позже он составил жизнеописание отца, вышедшее в 1954 году.

Такой личностью был Николай Семенович Лесков, краткая биография которого интересна каждому ценителю русской классической литературы.

По следам великого писателя

Н. С. Лесков скончался 21 февраля (5 марта по новому стилю) 1895 года. Его тело покоится на Волковом кладбище (на Литературных подмостках), на могиле - постамент из гранита и большой чугунный крест. А дом Лескова на Фурштадской улице, где он провел последние годы жизни, можно узнать по мемориальной табличке, установленной в 1981 году.

По-настоящему память самобытного писателя, не раз возвращавшегося в своих произведениях в родные места, увековечили на Орловщине. Здесь, в доме его отца, открыт единственный в России литературно-мемориальный музей Лескова. Благодаря его сыну, Андрею Николаевичу, в нем собрано большое количество уникальных экспонатов, связанных с жизнью Лескова: ребенка, писателя, общественного деятеля. Среди них личные вещи, ценные документы и рукописи, письма, в том числе классный журнал писателя и акварели, изображающие родной дом и родственников Николая Семеновича.

А в старой части Орла к юбилейной дате - 150 лет со дня рождения - был установлен памятник Лескову работы Ю. Ю. и Ю. Г. Ореховых, А. В. Степанова. На постаменте-диване восседает писатель. На заднем плане - церковь Михаила Архангела, которая не раз упоминалась в произведениях Лескова.

Николай Семенович Лесков

Николай Семёнович Лесков (1831 - 1895) - прозаик, самый народный писатель России, драматург. Автор известных романов, повестей и рассказов, таких как: «Некуда», «Леди Макбет Мценского уезда», «На ножах», «Соборяне», «Левша» и многих других, создатель театральной пьесы «Расточитель».

Ранние годы

Родился 4 февраля (16 февраля) 1831 года в селе Горохове Орловской губернии в семье следователя и дочери обедневшего дворянина. У них было пятеро детей, Николай был старшим ребенком. Детство писателя прошло в городе Ореле. После ухода отца с должности, семья переезжает из Орла в село Панино. Здесь и началось изучение и познание Лесковым народа.

Образование и карьера

В 1841 году в возрасте 10 лет Лесков поступил в Орловскую гимназию. С учебой у будущего писателя не складывалось - за 5 лет учебы он окончил всего 2 класса. В 1847 году Лесков благодаря помощи друзей отца устроился на работу в Орловскую уголовную палату суда канцелярским служащим. Когда Николаю было 16 лет, от холеры умер отец, а все имущество сгорело при пожаре.
В 1849 Лесков при помощи дяди-профессора перевелся в Киев чиновником казенной палаты, где позже получил должность столоначальника. В Киеве у Лескова появился интерес к украинской культуре и великим писателям, живописи и архитектуре старого города.
В 1857 Лесков ушел с работы и поступил на коммерческую службу в большую сельскохозяйственную компанию своего дяди-англичанина, по делам которой за три года объездил большую часть России. После закрытия фирмы, в 1860 году вернулся в Киев.

Творческая жизнь

1860 год считают началом творческого пути Лескова, в это время он пишет и публикует статьи в различные журналы. Через полгода он переезжает в Санкт-Петербург, где планирует заниматься литературной и журналистской деятельностью.
В 1862 году Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела». Работая в ней корреспондентом, посетил Западную Украину, Чехию и Польшу. Ему была близка и симпатична жизнь западных народов-побратимов, потому он углубился в изучение их искусства и быта. В 1863 году Лесков вернулся в Россию.
Долго изучая и наблюдая за жизнью русского народа, сочувствуя его горестям и нуждам, из-под пера Лескова выходят рассказы «Погасшее дело» (1862), повести «Житие одной бабы», «Овцебык» (1863), «Леди Макбет Мценского уезда» (1865).
В романах «Некуда» (1864), «Обойденные» (1865), «На ножах» (1870) писатель раскрыл тему неготовности России к революции.
Имея разногласия с революционными демократами, Лескова отказывались публиковать многие журналы. Единственным, кто печатал его работы, был Михаил Катков, редактор журнала «Русский вестник». Лескову с ним было невероятно сложно работать, редактор правил практически все произведения писателя, а некоторые и вовсе отказывался печатать.
В 1870 - 1880 он написал романы «Соборяне» (1872), «Захудалый род» (1874), где раскрыл национальную и историческую проблематику. Роман «Захудалый род» не был дописан Лесковым из-за разногласий с издателем Катковым. Также в это время он написал несколько повестей: «Островитяне»(1866), «Запечатленный ангел»(1873). К счастью, «Запечатленного ангела» не коснулась редакторская правка Михаила Каткова.
В 1881 году Лесков написал рассказ «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)» - старинной легенде о мастерах оружейного дела.
Повесть «Заячий ремиз»(1894) была последним большим произведением писателя. В нем он критиковал политическую систему России того времени. Повесть была опубликована лишь в 1917 году после Революции.

Личная жизнь писателя

Первый брак Лескова сложился неудачно. Женой писателя в 1853 году стала дочь киевского коммерсанта Ольга Смирнова. У них было двое детей - первенец, сын Митя, который умер в младенчестве, и дочь Вера. Жена заболела психическим расстройством и лечилась в Петербурге. Брак распался.
В 1865 году Лесков жил с вдовой Екатериной Бубновой. У пары появился сын Андрей (1866-1953). Со второй женой он разошелся в 1877 году.

Последние годы

Последние пять лет жизни Лескова мучали приступы астмы, от которой впоследствии он и скончался. Умер Николай Семенович 21 февраля (5 марта) 1895 года в Санкт-Петербурге. Похоронили писателя на Волковом кладбище

Очарованный странник ( 1873 )

Краткое содержание повести

Читается за 7 мин

4 ч

По дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников. Один из них, одетый в послушничий подрясник и по виду «типический богатырь», рассказывает, что, имея «Божий дар» к приручиванию лошадей, он, по родительскому обещанию, всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть. По просьбе путников бывший конэсер («Я конэсер-с, <…> я в лошадях знаток и при ремонтёрах состоял для их руководствования», - говорит о себе сам герой) Иван Северьяныч, господин Флягин, рассказывает свою жизнь.

Происходя родом из дворовых людей графа К. из Орловской губернии, Иван Северьяныч с детства пристращается к лошадям и однажды «смеха ради» забивает до смерти монаха на возу. Монах является ему ночью и корит за лишение жизни без покаяния. Он же рассказывает Ивану Северьянычу, что тот - «обещанный» Богу сын, и даёт «знамение», что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, до того как придёт настоящая «погибель» и Иван Северьяныч пойдёт в чернецы. Вскоре Иван Северьяныч по прозвищу Голован спасает своих хозяев от неминуемой гибели в страшной пропасти и впадает в милость. Но отрубает хвост хозяйской кошке, которая таскает у него голубей, и в наказание его жестоко порют, а потом отсылают в «аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить». Последнее наказание Ивана Северьяныча «домучило», и он решается покончить с жизнью. Уготовленную для смерти верёвку обрезает цыган, с которым Иван Северьяныч уходит от графа, прихватив с собой лошадей. С цыганом Иван Северьяныч расстаётся, и, продав чиновнику серебряный крест, он получает отпускной вид и нанимается «нянькой» к маленькой дочери одного барина. За этой работой Иван Северьяныч сильно скучает, водит девочку и козу на берег реки и спит над лиманом. Здесь он встречает барыню, мать девочки, которая умоляет Ивана Северьяныча отдать ей ребёнка, но он неумолим и даже дерётся с нынешним мужем барыни офицером-уланом. Но когда видит разгневанного приближающегося хозяина, отдаёт ребёнка матери и бежит вместе с ними. Офицер отсылает беспаспортного Ивана Северьяныча прочь, и он идёт в степь, куда татары пригоняют конские косяки.

Хан Джанкар продаёт своих лошадей, а татары назначают цены и за коней борются: садятся друг напротив друга и друг друга плетьми стегут. Когда на продажу выставляют нового красавца коня, Иван Северьяныч не сдерживается и, выступая за одного из ремонтёров, запарывает татарина до смерти. По «христианскому обычаю», его отводят за убийство в полицию, но он убегает от жандармов в самые «Рынь-пески». Татары «подщетинивают» ноги Ивана Северьяныча, чтобы не убежал. Иван Северьяныч передвигается лишь ползком, служит у татар лекарем, тоскует и мечтает о возвращении на родину. У него несколько жён «Наташ» и детей «Колек», которых он жалеет, но слушателям признается, что полюбить их не смог, потому как они «некрещёные». Иван Северьяныч совсем отчаивается попасть домой, но в степь приходят русские миссионеры «свою веру уставлять». Они проповедуют, но отказываются платить за Ивана Северьяныча выкуп, утверждая, что перед Богом «все равны и все равно». Спустя некоторое время одного из них убивают, Иван Северьяныч хоронит его по православному обычаю. Слушателям он объясняет, что «азията в веру надо приводить со страхом», потому как они «смирного бога без угрозы ни за что не уважат». Татары пригоняют из Хивы двух человек, которые приходят коней закупать, чтобы «войну делать». В надежде запугать татар они демонстрируют могущество своего огненного бога Талафы, но Иван Северьяныч обнаруживает ящик с фейерверком, сам представляется Талафой, обращает татар в христианскую веру и, найдя в ящиках «едкую землю», вылечивает ноги.

В степи Иван Северьяныч встречает чувашина, но отказывается с ним идти, потому как тот одновременно почитает и мордовского Керемети, и русского Николая Чудотворца. На пути попадаются русские, они крестятся и пьют водку, но прогоняют «беспаспортного» Ивана Северьяныча. В Астрахани странник попадает в острог, откуда его доставляют в родной город. Отец Илья отлучает его на три года от причастия, но сделавшийся богомольным граф отпускает «на оброк», и Иван Северьяныч устраивается по конской части. После того как он помогает мужикам выбрать хорошую лошадь, о нем идёт слава как о чародее, и каждый требует рассказать «секрет». В том числе и один князь, берущий Ивана Северьяныча к себе на должность конэсера. Иван Северьяныч покупает для князя лошадей, но периодически у него случаются пьяные «выходы», перед которыми он отдаёт князю на сохранность все деньги для покупок. Когда князь продаёт прекрасную лошадь Дидону, Иван Северьяныч сильно печалится, «делает выход», но на этот раз оставляет деньги при себе. Он молится в церкви и отправляется в трактир, где встречает «препус-тейши-пустого» человека, утверждающего, что пьёт, потому как «добровольно на себя слабость взял», чтобы другим легче было, и бросить пить ему христианские чувства не позволяют. Новый знакомый накладывает на Ивана Северьяныча магнетизм для освобождения от «усердного пьянства», а с тем чрезвычайно его поит. Ночью Иван Северьяныч попадает в другой трактир, где тратит все деньги на прекрасную певунью цыганку Грушеньку. Повинившись князю, он узнает, что хозяин и сам за Грушеньку полсотни тысяч отдал, выкупил её из табора и поселил в своём доме. Но князь - человек переменчивый, ему надоедает «любовное слово», от «изумрудов яхонтовых» в сон клонит, к тому же кончаются все деньги.

Отправившись в город, Иван Северьяныч подслушивает разговор князя с бывшей любовницей Евгенией Семеновной и узнает, что его хозяин собирается жениться, а несчастную и искренне полюбившую его Грушеньку хочет выдать замуж за Ивана Северьяныча. Вернувшись домой, он не застаёт цыганку, которую князь тайно отвозит в лес на пчельню. Но Груша сбегает от своих охранниц и, грозя, что станет «стыдною женщиной», просит Ивана Северьяныча её утопить. Иван Северьяныч просьбу исполняет, а сам в поисках скорой смерти выдаёт себя за крестьянского сына и, отдав все деньги монастырю как «вклад за Грушину душу», идёт на войну. Он мечтает погибнуть, но «ни земля, ни вода принимать не хочет», а отличившись в деле, рассказывает полковнику об убийстве цыганки. Но слова эти не подтверждаются направленным запросом, его производят в офицеры и отправляют в отставку с орденом святого Георгия. Воспользовавшись рекомендательным письмом полковника, Иван Северьяныч устраивается «справщиком» в адресный стол, но попадает на ничтожную букву «фиту», служба не ладится, и он уходит в артисты. Но репетиции проходят на страстной неделе, Ивану Северьянычу достаётся изображать «трудную роль» демона, да к тому же, заступись за бедную «дворяночку», он «треплет за вихры» одного из артистов и уходит из театра в монастырь.

По словам Ивана Северьяныча, монастырская жизнь его не тяготит, он и там остаётся при лошадях, но принимать старший постриг не считает для себя достойным и живёт в послушании. На вопрос одного из путников он рассказывает, что вначале ему являлся бес в «соблазнительном женском образе», но после усердных молитв остались только маленькие бесы, «дети». Однажды Иван Северьяныч зарубает беса топором, но он оказывается коровой. А за другое избавление от бесов его на целое лето сажают в пустой погреб, где Иван Северьяныч открывает в себе дар пророчества. На корабле Иван Северьяныч оказывается потому, что монахи отпускают его на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию. Странник признается, что ожидает близкой смерти, потому как дух внушает ополчаться и идти на войну, а ему «за народ умереть хочется». Закончив рассказ, Иван Северьяныч впадает в тихую сосредоточенность, вновь ощущая в себе наитие таинственного вещательного духа, открывающегося лишь младенцам.

Николай Семёнович Лесков - уникальный, самобытный русский писатель, очарованный странник русской литературы.

Семья и детство

Николай Семёнович Лесков родился 16 февраля (4 февраля - по старому стилю) 1831 г. в Орловской губернии - в селе Орловского же уезда.

Отец - Семён Дмитриевич Лесков (1789-1848 гг.), происходил из семьи священнослужителей. И отец Семена Дмитриевича, и дед, и прадед правили святую службу в селе , оттуда и родовая фамилия - Лесковы. Окончив Севскую семинарию, Семён Дмитриевич вернулся домой. Однако, невзирая на волю родителя, бесповоротно отказался от духовной карьеры. За что и был изгнан из дому отцом, который отличался весьма крутым нравом. Хорошо образованный, умный, деятельный человек. Изначально, Лесков подвизался на ниве репетиторства. Он весьма успешно учительствовал в домах местных дворян, чем завоевал себе приличную славу, а также удостоился множества лестных отзывов. В итоге один из покровителей рекомендовал его к «коронной службе». Начав карьеру с самых низов, Семён Дмитриевич дослужился до высокой должности дворянского заседателя в палате уголовного суда Орловской губернии. Занимаемая им должность давала права на потомственное дворянское звание. Лесков-отец слыл человеком проницательным. Он был талантливым следователем, способным распутать самое хитрое дело. Однако, прослужив почти 30 лет, он был вынужден выйти в отставку без пенсиона. Причиной тому стала стычка с губернатором и нежелание самого Семёна Дмитриевича идти на возможный компромисс. По выходу в отставку Семён Дмитриевич купил небольшое имение - хутор Панин в Кромском уезде и занялся сельским хозяйством. Довольно побыв «крестьянином», всячески разочаровался в тихой сельской жизни, о чём впоследствии неоднократно заявлял своему сыну - Николаю Лескову. В 1848 г. он скоропостижно скончался во время эпидемии холеры.

Мать Николая Семёновича - Мария Петровна Лескова (урожденная Алферьева, 1813-1886 гг.), была бесприданницей, представительницей обедневшего дворянского рода.

Первые годы жизни маленький Николай жил в Горохове, в поместье семьи Страховых, богатых родственников по материнской линии. Он был далеко не единственным ребёнком в семье. Лесков жил в окружении шести двоюродных братьев и сестёр. Для обучения детей в семью были приглашены русский и немецкий учителя, а также французская гувернантка. Будучи от природы очень одарённым, мальчик резко выделялся на фоне других детей. За это его невзлюбили двоюродные братья. При этих обстоятельствах бабушка по материнской линии, проживающая там же, написала письмо к отцу Николая и попросила забрать мальчика к себе в , что и было исполнено.

В Орле Лесковы проживали на Третьей дворянской улице. В 1839 г. Лесков-старший выходит в отставку и покупает имение - «Панин Хутор». Пребывание на «Панином Хуторе» произвело неизгладимое впечатление на будущего писателя Лескова. Прямое общение с простым, крестьянским народом самым непосредственным образом отразилось на формировании его мировоззрения. Впоследствии Лесков скажет: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками... я вырос в народе... я с народом был свой человек... я был этим людям ближе всех поповичей...»

Юность писателя

В возрасте 10-ти лет Николая отдали на обучение в Орловскую гимназию. Благодаря врождённым способностям юноша учился легко, однако по истечении 5 лет обучения Лесков так и не получил аттестата. Точные причины этого события нам, увы, неизвестны. В итоге юноша получил лишь справку о том, что он проходил обучение в гимназии. Используя старые связи, отец устроил юношу писцом в канцелярию Орловской уголовной палаты. А в 1848 г., в возрасте семнадцати лет, Николай стал помощником столоначальника в этом же учреждении. Работа в уголовной палате даёт Лескову первоначальный жизненный опыт, который в будущем весьма помог в литературной деятельности. В этом же году в результате сильнейших пожаров Лесковы потеряли и без того скромное состояние. От холеры умер отец Лескова.

После смерти отца самое живое участие в дальнейшей судьбе юноши принял его родной дядя (по матери), доктор медицины, известный профессор Киевского университета Алферьев С.П. Лесков переехал в Киев. Там, благодаря усилиям дяди, поступил работать в киевскую Казённую палату на должность помощника столоначальника рекрутского ревизионного отделения. Переезд в Киев позволил Лескову восполнить пробелы в образовании. У него появилась возможность частным образом слушать университетские лекции, чем юноша не преминул воспользоваться. Он как губка впитывал в себя всё новые знания: медицина, сельское хозяйство, статистика, живопись, архитектура и многое другое. Киев поразил юношу своей изумительной старинной архитектурой и живописью, пробудил живейший интерес к древнерусскому искусству. В будущем Лесков стал видным знатоком сих предметов. Круг его интересов был несказанно широк. Он очень много читал. В те года любимые его авторы - и Шевченко. С Тарасом Шевченко Лесков, был знаком лично. За время жизни в Киеве Николай освоил украинский и польский языки.

Прогрессивная студенческая среда того времени была увлечена передовыми, революционными идеями. Особой популярностью пользовались сочинения . Не миновало это увлечение и нашего героя. По воспоминаниям современников молодой Лесков отличался вспыльчивостью и деспотизмом, был не удобен в спорах. Он часто выступал в роли сурового моралиста, хотя сам пуританином не являлся. Николай был членом студенческого религиозно-философского кружка, изучал традиции русского паломничества, общался со старообрядцами, постигал тайны иконописи. В последующем Лесков признавался, что в те годы он не имел чёткого представления о том, кем он в итоге хочет стать.

В 1853 г., невзирая на протесты родственников, Лесков женился на Ольге Смирновой, дочери богатого киевского домовладельца. В этот период Лесков значительно продвинулся по службе, был произведён в коллежские регистраторы, а чуть позже назначен столоначальником Казённой киевской палаты. В 1854 г. у Николая Семеновича рождается первенец - сын Дмитрий, а 1856 г. - дочь Вера.

В 1855 г. умирает император . Его смерть послужила основательным толчком к дальнейшему распространению вольнодумных идей в различных слоях русского общества. Были сняты многие запреты. Новый царь , по сути своей консерватор, дабы остудить горячие головы, был вынужден проводить в жизнь либеральные реформы. В 1861 г. - отмена крепостного права, далее последовали судебная, городская, военная, земская реформы.

Согласившись на предложение о работе, поступившее от родственника, мужа тётки по материнской линии - англичанина А. Я. Шкота, Лесков в 1857 г. выходит в отставку. Он оставил любимый им Киев и вместе с семьёй переехал на постоянное проживание в Пензенскую губернию - в село Городищенского уезда. Новое поле деятельности Лескова - работа в компании «Шкотт и Вилькенс». Предприятие занималось торговлей сельхозпродукцией, винокуренным производством, а также производством паркетной доски. На нем были заняты переселенцы - крестьяне из Орловской губернии. По делам фирмы Лесков много ездил по , во время поездок он видел самые различные стороны настоящей русской жизни. Результат - огромное количество наблюдений, сделанных в ходе деловых путешествий, а также большой практический опыт, обретённый в этот активнейший для Лескова период. Воспоминания об этих странствиях в будущем послужат ярким маяком для создания неповторимых лесковских произведений. Позже Николай Лесков вспоминал эти годы, как самые лучшие годы в его жизни, когда он видел много и «жил легко». Весьма вероятно, что именно в то время у Лескова сформировалось чёткое, определённое желание донести свои мысли до русского общества.

Первые пробы пера

В 1860 г. компания «Шкотт и Вилькенс» разорилась. Лесков вернулся в Киев. Его цель - занятия журналистикой и литературой. Спустя короткий промежуток времени Лесков переехал в , где поселился на квартире своего киевского товарища, известного политэконома и издателя Ивана Васильевича Вернадского. Вместе с ним на квартире проживал чиновник А. И. Ничипоренко - русский революционер, один из активнейших эмиссаров Герцена в России. В Петербурге Лесков развернул активную журналистскую деятельность. Последовали первые пробы пера в журнале Вернадского «Экономический указатель». Лесков написал несколько острых статей, посвященных различным темам: сельскому хозяйству, промышленности, проблеме пьянства и многим другим. Он печатался во множестве известных изданий: в «Санкт-Петербургских ведомостях», в журналах «Отечественные записки», «Современная медицина». В литературных кругах Лесков был отмечен, как яркий и талантливый автор. Его пригласили на должность постоянного сотрудника в газету «Северная пчела».

Николай Семенович активно писал злободневные очерки, фельетоны, хлёсткие статьи. Одна из написанных им статей достаточно серьёзным образом отразилась на судьбе писателя. Материал был посвящен пожарам в Щукином и Апраксином дворах. Той порой в городе ходили слухи о студентах-революционерах, якобы причастных к поджогам. В своей статье писатель обратился к властям с просьбой опровергнуть подобные оскорбительные высказывания, но демократический лагерь воспринял подобное обращение как донос. В той же статье Лесков пишет о бездеятельности пожарной команды во время бедствия, что было воспринято, как критика существующей власти. Статья оказалось неугодна, как революционерам, так и реакционерам. Дело дошло до самого царя. Прочитав статью, Александр II вынес вердикт: «Не следовало пропускать, тем более, что это ложь».

В 1862 г., после разразившегося скандала, редакция «Северной пчелы» отправила Лескова в длительную, заграничную командировку. Писатель впервые выехал за границу, он посещает Прибалтику, Польшу, а затем Францию. Там, заграницей, Лесков начинает работу над своим первым романом «Некуда». Посещение Европы ещё более укрепило Лескова в мысли о неготовности русского общества к радикальным, революционным переменам. Ход крестьянской реформы 1861 г. заставил Лескова, как и многих других передовых людей той поры, переосмыслить русскую действительность. Лесков, доселе считавшийся либералом, последователем самых передовых идей, оказался на другой стороне баррикад.

Николай Семенович Лесков был человеком, глубоко знавшим, понимавшим, чувствовавшим свой родной русский народ. В какой-то момент он увидел масштабы возможной катастрофы, способной до основания разрушить сами устои русской традиционной жизни. Истинное понимание русской действительности наставило Лескова на собственный путь. Идеи социальных утопий, требующих коренного переустройства общества, более не привлекали его. Лесков проповедует идеи духовного самосовершенствования, развития культуры русского общества. В своих изумительных произведениях он расскажет о великой силе «малых дел».

Однако, невзирая на то, что Лесков стал поборником совершенно иных идей, власти по-прежнему продолжали считать его нигилистом, хотя в реальности он никогда им не являлся. В полицейском отчёте «О литераторах и журналистах» 1866 г. отмечалось, что «Лесков - крайний социалист и, сочувствуя всему антиправительственному, проявляет нигилизм во всех формах».

К 1863 г. относится начало писательской карьеры, в свет выходят первые повести писателя «Овцебык» и «Житие одной бабы». Лесков творит под псевдонимом М. Стебницкий. Интересная особенность, у Лескова было огромное количество литературных псевдонимов: «Стебницкий», «Лесков-Стебницкий», «Николай Понукалов», «Фрейшиц», «Николай Горохов», «В. Пересветов», «Дм.м-ев», «Н.», «Кто-то», «Член общества», «Любитель старины», «Псаломщик» и многие другие. В 1864 г. журнал «Библиотека для чтения» напечатал первый роман Лескова «Некуда» - произведение антинигилистской направленности. Прогрессивная, демократическая общественность «встала на дыбы». На произведение обрушилась волна оглушительной критики. Небезызвестный Д. И. Писарев писал: «Найдется ли теперь в России, кроме «Русского Вестника», хоть один журнал, который осмелился бы напечатать на своих страницах что-нибудь выходящее из-под пера Стебницкого и подписанное его фамилией? Найдется ли в России хоть один честный писатель, который будет настолько неосторожен и равнодушен к своей репутации, что согласится работать в журнале, украшающем себя повестями и романами Стебницкого?»

В 1865 г. Николай Семенович вступил с вдовой Екатериной Бубновой в гражданский брак. Спустя год у них появился сын Андрей, который впоследствии написал книгу о своем знаменитом отце. Необходимо отметить, что первая жена Лескова страдала психическим расстройством. В 1878 г. женщину поместили в петербургскую больницу на реке Пряжке, курировал лечение знаменитый С. П. Боткин.

В этом же, 1865 г., вышел второй роман Лескова - «Обойдённые».

На пути к «Очарованному страннику»

В 1866 г. издаётся роман «Островитяне». Интересная деталь: гениальный одним из первых обратил внимание на Лескова. Достоевский считал Лескова большим писателем, и по своему собственному признанию он многое заимствовал у него, особенно в плане художественности образов. Согласитесь, что слова человека-писателя такого уровня стоили очень и очень многого.

В 1870 году в журнале «Русский вестник» (издатель М. Н. Катков) был напечатан роман «На ножах». Выход этого произведения окончательно закрепил за Лесковым славу консерватора. Сам же автор посчитал роман крайне неудачным.

1872 год ознаменовался появлением романа-хроники «Соборяне». Знаковое произведение, затронувшее глубочайшие вопросы духовности русского общества. На его страницах Лесков говорил об опасностях, подстерегавших Россию вследствие неизбежного духовного разложения. Нигилисты - люди без идеалов и принципов, по мнению писателя, были страшнее любого, самого фанатичного революционера. Теперь мы - люди другого времени, имеем возможность оценить пророческий смысл этого произведения. Роман-хроника «Соборяне» по праву считается одним из лучших творений Николая Семеновича Лескова.

Летом 1872 г. Лесков отправился в и далее на Валаам. Посещение Валаама послужило толчком к написанию потрясающего, уникального произведения - «Очарованный странник». Изначально оно называлось «Чернозёмный Телемак», под этим названием оно и было предложено к напечатанию в «Русский вестник». Однако М. Н. Катков отказался печатать повесть, считая её «сыроватой». Как следствие, Лесков разорвал договор с журналом «Русский вестник». Еще до этого Лесков неоднократно заявлял о трудностях работы с Катковым, причиною тому была жесточайшая цензура, введённая в обиход этим издателем. Но в 1873 г. повесть напечатали в газете «Русский мир». Полное название «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения».

С 1874 по 1883 гг. Лесков служил в особом отделе «По рассмотрению книг, издаваемых для народа» при Министерстве народного просвещения. В 1877 г. императрица Мария Александровна, впечатлённая романом Лескова «Соборяне», сделала ему протекцию для получения должности - член учебного отдела в министерстве государственных имуществ. Эти должности давали писателю скромный доход. В том же году Лесков официально развёлся со своей первой женой.

В 1881 г. Лесков пишет и издаёт «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», произведение, ставшее культовым.

Тогдашнее мировоззрение Лескова ярко выразил цикл очерков «Мелочи Архиерейской жизни». Произведение печаталось с 1878 по 1883 г., в нем был описан быт высших церковных иерархов. Стоит ли говорить, какие крайне негативные отзывы вызвали Очерки со стороны церковного руководства. Обер-прокурор Синода - пролоббировал отставку Лескова от занимаемой в министерстве должности. Теперь, оказавшись без должности, Лесков полностью, без остатка посвятил себя писательской деятельности.

В конце 1880-х гг. Лесков сблизился . Он признал учение Толстого, как «истинное христианство». Толстой же называл Лескова «самым русским из наших писателей». Также, как и Лев Николаевич, Лесков был вегетарианцем. Вегетарианство Лескова отражалось даже на его творчестве. Впервые в русской литературе им были созданы персонажи-вегетарианцы. Николай Семенович был одним из первых авторов, обратившим внимание общества на вопрос о защите животных.

Особое место в творчестве писателя занимает составленный самим автором сборник рассказов и легенд под названием «Праведники». Лесков поведал нам предысторию создания сборника: писатель испытал «лютое беспокойство». Причина была вызвана зловещим высказыванием «большого русского писателя» (это был А. Ф. Писемский), который обвинил Лескова в том, что он во всех соотечественниках видит лишь «одни гадости» и «мерзости». По мнению Лескова, это было глубоко несправедливо, крайний и подавляющий пессимизм. «Как, - думал я, - неужто, в самом деле, ни в моей, ни в его и ни в чьей иной русской душе не видать ничего кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, - одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно». Поиски истинной русской души, вера в настоящих добрых людей подтолкнули писателя к созданию этого уникального сборника. Сборник составлялся постепенно, основой его послужил цикл произведений «Три праведника и один Шерамур». Позднее были добавлены такие повести, как: «Очарованный странник», «Несмертельный Голован», «Левша», «Инженеры-бессеребренники» и другие.

…Я сам себя порицал

В 1889 г. начало издаваться десятитомное собрание сочинений Лескова (11-й и 12-й тома были добавлены позднее). Издание пользовалось значительным успехом у публики. Благодаря гонорару от издания Лескову даже удалось несколько поправить своё сильно пошатнувшееся материальное положение. Однако это событие кроме радости принесло с собой и горе - сердечный, видимо, приступ, сразивший Лескова прямо на лестнице типографии. Приступ случился после того, как Лесков узнал о том, что шестой том собрания (посвящённый религиозным вопросам) был задержан цензурой.

Творчество Лескова стало уникальной страницей русской литературы. Как и все гениальные авторы, он неповторим в своей высочайшей духовной работе. Неподражаемый мастер художественного слова. Яркий, оригинальный, саркастичный, ищущий. Он занимает своё, особое место на золотом небосклоне великой русской литературы.

Николай Семенович Лесков умер 5 марта (по старому стилю - 21 февраля) 1895 г. в Петербурге. Сведения о причине смерти писателя противоречивы: по одной версии, это стал приступ астмы, которой он страдал в последние годы жизни, по другой, как мы уже отмечали, приступ стенокардии. Однако доподлинно известно, что за пару лет до своей кончины писатель завещал: «На похоронах моих прошу никаких речей обо мне не говорить. Я знаю, что во мне очень много дурного и что я никаких похвал и сожалений не заслуживаю. Кто хочет порицать меня, тот должен знать, что я сам себя порицал».

Николай Лесков был похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища при завещанном им молчании.

Дмитрий Сытов


Блоху подковать, с очарованным странником познакомиться можно лишь только тогда, когда окунешься в художественный мир известного писателя Николая Семеновича. Краткая биография Николая Лескова позволяет понять то, о чем рассказывает в своих произведениях.

В Орловской губернии в небольшом селе Горохово родился Николай в феврале 1831 года. В эту местность его мать приехала в гости к родственникам, а оказалось, что этот приезд послужил и рождению будущего писателя. Родственники были людьми богатыми и зажиточными. Стоит отметить, что род Лесковых относится по - своему происхождению к духовенству. Так, все мужчины по отцовской линии были священниками в селе Леска, принадлежащего Орловской области. Отсюда и пошла фамилия писателя Николая Семеновича – Лесковы.

Родители Лескова - люди набожные, но имеющие дворянский титул. Так, отец будущего писателя Лесков Семен Дмитриевич был служителем палаты уголовного суда, за такое служение ему был пожалован титул дворянина. Мать Николая Семеновича - Марья Михайловна, в девичестве носила фамилию Алферьева, и принадлежала к семейству, где дворянский род был передаваем из поколения в поколения.

Родившись в селе Горохове, в доме близкого родственника, Николай провел у Страховых и первые годы своей жизни. До 8 лет он жил и воспитывался вместе со своими двоюродными сестрами и братьями, которых у него было 6 человек. Для обучения детей в этой семье были наняты учителя, как русского происхождения, так и немецкого, а также француженка.

Но вскоре Николай показал свои таланты и в учебе стал успевать намного лучше, чем его двоюродные сестры и братья. Конечно же, такое положение вещей очень не понравилось родителям детей, поэтому очень скоро будущего писателя невзлюбили. Бабушка, мать отца Николая, написала своему сыну письмо, где просила забрать мальчика домой. Так, будущий писатель в 8 лет попал наконец-то в дом родителей, которые в то время проживали в Орле. Но жить долго в этом городе Николая Семеновичу не пришлось, потому что семья вскоре переехала в имение Паньино. Так, отец занимался хозяйством и фермерством, а Николай был отправлен на учебе в Орловскую гимназию. Будущему писателю на тот момент было 10 лет.

Пять лет обучался в гимназии Николай Семенович и проявил себя как талантливый и одаренный ученик, которому очень легко давалась учеба. Но в 4 классе он плохо сдал экзамен и вдруг, неожиданно для учителей, отказался его пересдать. В результате такой ситуации ему была выдана справка вместо аттестата. Продолжать учебу без аттестата никак нельзя было, поэтому он вынужден был пойти работать.

Отец помог Николая Семеновичу найти должность писца в Орловской уголовной палате. В 17 лет он занимал должность помощника столоначальника все той же палаты. Но в 1848 году неожиданно умирает отец Николая и помочь в дальнейшей судьбе молодого человека хочет еще один родственник Алферьев. Профессор Киевского университета являлся мужем сестры матери, и он предлагает Николаю Семеновичу переехать к нему в Киев.


Николай Семенович принимает приглашение родственника и уже в 1849 году он переезжает в Киев, где уже в киевской палате занимает должность помощника столоначальника, но уже по рекрутскому столу. И вот тут, совсем неожиданно для всех родственников, Лесков решает жениться. Родители пытаются его отговорить, но все бесполезно. Его невеста была дочерью известного в Киеве коммерсанта, да к тому же еще он был и богатым человеком. Но интересы у супругов, как выяснилось позже, оказались совершенно разные, да и смерть первого ребенка только усилила между ними пропасть. И уже в 1860 году этого брака практически не существовало.

Но зато в это же время начинается его продвижение по службе: 1853 год - коллежский регистратор, затем столоначальник. В 1856 году - губернский секретарь. 1857 год - агент фирмы «Шкотт и Вилькинс», которую возглавлял муж тетки Лескова, англичанин, приехавший в Россию. По делам этой фирмы ему Николаю Семеновичу приходилось много ездить, поэтому он успевал побывать во многих городах. Три года он потратил на эту службу и решил попробовать себя в литературном творчестве. Писательство ему очень понравилось. Но он не хотел печатать свои произведения под настоящим именем, поэтому использовал псевдоним М. Стебницкий. Но потом он придумывал и другие псевдонимы: Николай Горохов, В., Пересветов, Фрейшиц и другие. Например, были такие интересный, как Любитель часов, или Человек из толпы.

В 1861 году Николай Семенович переезжает в Петербург. Он печатает свои статьи в самых популярных журналах того времени. Но, только покинув родину, Лесков начинает писать романы.

Умирает Николай Семенович в начале марта 1895 года в Петербурге. Его смерть не была неожиданность, ведь он уже 5 лет мучился от приступов астмы и от ее очередного приступа он и умер.

Николай Семенович Лесков - писатель, произведения которого, по мнению М. Горького, должны стоять в одном ряду с творениями Л. Толстого, И. Тургенева, Н. Гоголя. Все его сочинения правдивы, так как автор хорошо знал и понимал жизнь народа.

В данной статье дается краткая биография Лескова, самое главное и интересное о его творческом наследии.

Детство и образование

Николай Семенович родился на Орловщине (годы жизни - 1831-1895). Его отец - мелкий чиновник, происходивший из духовенства, мать - дочь обедневшего дворянина. Первое образование получил в семье богатых родственников по линии матери, а спустя два года стал учеником гимназии в Орле. Всегда отличался хорошими способностями, но не принимал зубрежку и розги. В результате по итогам обучения нужно было пересдавать экзамены в пятый класс, что будущий писатель посчитал несправедливым и ушел из гимназии со справкой. Отсутствие аттестата не позволило получить дальнейшее образование, и отец устроил сына в палату уголовного суда в Орле. Жизненные драмы впоследствии воскреснут в многочисленных произведениях писателя. Такова краткая биография Лескова периода детских и юношеских лет.

Служба

В 1849 году Николай Семенович переехал в Киев и поселился у дяди, профессора медицины. Это было время общения с университетской молодежью, часто бывавшей в доме преподавателя, изучения языков - украинского и польского, посещения лекций, самостоятельного знакомства с литературой. В итоге происходило формирование духовных интересов и умственное развитие юноши.

Важным стал для писателя и 1857 год. Лесков, биография и творчество которого неразрывно связаны с жизнью русского народа, перешел с государственной службы на частную. Он начал работать в коммерческой компании дяди, А. Шкотта, и за несколько лет посетил многие уголки России. Впоследствии это позволит Николаю Семеновичу сказать, что он изучал жизнь «не в школе, а на барках». А личные наблюдения и накопленный материал составят основу не одного произведения.

Публицистическая деятельность

Последующие биография и творчество Лескова (кратко об этом будет рассказано ниже) связаны с Петербургом и Москвой. В 61-м он покидает Киев и, переехав в столицу, начинает сотрудничать с «Русской речью». К этому моменту Николай Семенович уже выступил как публицист в «Современной медицине», «Санкт-Петербургских ведомостях», «Указателе экономическом». Теперь же статьи писателя появляются в «Книжном вестнике», «Отечественных записках», «Времени».

В январе 62-го Николай Семенович переходит в «Северную пчелу»: заведует в ней отделом внутренней жизни. В течение двух лет он освещает в своих статьях самые острые социальные проблемы, вступает в диспуты с «Современником» и «Днем». Таким образом складывалась в начале творческого пути биография Лескова.

Интересные факты из его публицистической деятельности были связаны с темой пожаров в Петербурге (1862 год). Николай Семенович высказался в отношении предполагаемых организаторов, студентов-нигилистов, и призвал власть подтвердить или опровергнуть эти данные. В результате на него обрушилась масса критики и со стороны передовых литераторов, обвинявших автора в доносительстве и клевете, и со стороны правительства. А псевдоним М. Стебницкий, которым он до этой поры подписывал свои произведения, стал настолько ругательным, что писателю пришлось от него отказаться.

Существует и записка канцелярии в Санкт-Петербурге, где отмечается, что Лесков «сочувствует всему антиправительственному».

В целом же можно утверждать, что журналистская деятельность подготовила дальнейшее творчество писателя.

Новые испытания

Биография Лескова, краткое содержание которой вы читаете, не была простой. После статьи о пожарах писатель покинул столицу. В качестве корреспондента он отправился в поездку по Европе, давшую ему немало интересной информации о жизни в других странах. А еще Лесков начал работу над первым романом «Некуда», героями которого являлись все те же нигилисты. Произведение долго не пропускали в печать, а когда наконец в 64-м оно дошло до читателей, на писателя вновь обрушились демократы.

Дебют в художественной литературе

Краткая биография Лескова-писателя берет начало в 62-м году, когда появился в печати рассказ-очерк «Погасшее дело». За ним последовали произведения «Разбойник», «В тарантасе», повесть «Житие одной бабы» и «Язвительный». Все они напоминали художественный очерк, который в то время пользовался популярностью у разночинцев. Но особенностью сочинений Николая Семеновича всегда был особый подход к изображению народной жизни. Многие его современники считали, что ее нужно изучать. Николай Семенович же был убежден, что жизнь народа нужно знать, «не штудируя, а живучи ею». Подобные взгляды наряду с излишней горячностью в публицистике привели к тому, что Николай Лесков, краткая биография которого приводится в статье, оказался надолго отлученным от прогрессивной русской литературы.

Вышедшую в 64-м повесть «Леди Макбет Мценского уезда», как и опубликованную двумя годами позже «Воительницу», литераторы и критики предпочли оставить без внимания. Хотя именно в них проявились индивидуальные стиль и юмор писателя, что впоследствии высоко оценят специалисты. Так складывалась в шестидесятые годы творческая биография Лескова, краткое содержание которой поражает удивительной стойкостью и неподкупностью писателя.

70-е годы

Новое десятилетие ознаменовалось выходом романа «На ножах». Сам автор назвал его наихудшим в своем творчестве. А Горький отмечал, что после этого произведения писатель отказался от темы нигилистов и приступил к созданию «иконостаса святых и праведников» России.

Краткая биография Лескова нового периода начинается с романа «Соборяне». Он имел успех у читателей, однако противопоставление в произведении казенному христианству истинного вновь привело писателя к конфликту, теперь уже не только с властями, но и с церковью.

А дальше автор издает «Запечатленного ангела» и «Очарованного странника», напоминавших древнерусские хожения и сказания. Если первую повесть «Русский вестник» опубликовал без правок, то по второй вновь возникли разногласия. Свободная форма произведения и несколько сюжетных линий были в свое время не поняты многими критиками.

В 1974 году из-за тяжелого материального положения Лесков поступает в Ученый комитет министерства просвещения, где изучает книги, публикуемые для народа. Через год он ненадолго выезжает за границу.

80-90-е годы

Сборник рассказов «Праведники», сатирические произведения «Тупейный художник» и «Пугало», сближение с Толстым, антицерковные «Заметки неизвестного» (не завершены из-за запрета цензуры), «Полунощники» и др. - это главное, что сделал в новом десятилетии Лесков.

Краткая биография для детей обязательно включает рассказ о приключениях Левши. И хотя многие критики посчитали, что писатель в данном случае просто пересказал старую легенду, сегодня это одно из самых известных и самобытных произведений Николая Семеновича.

Событием стало издание десяти томов собрания сочинений писателя. И здесь не обошлось без неприятностей: шестой том, включавший церковные произведения, был полностью изъят из продажи, а позже реформирован.

Последние годы жизни для писателя тоже были не очень радостными. Ни одно из его крупных произведений («Чертовы куклы», «Незаметный след», «Соколий переплет») не издали в авторском варианте. По этому поводу Лесков писал, что нравиться публике - это не его задача. Свое предназначение он видел в том, чтобы бичевать и мучить читателя прямотой и правдой.

Биография Лескова: интересные факты

Николай Семенович слыл вегетарианцем и даже написал по этому поводу статью. Он, по его собственному утверждению, всегда был против бойни, но при этом не принимал тех, кто отказался от мяса не из жалости, а из соображений гигиены. И если первые призывы Лескова перевести на русский язык книгу для вегетарианцев вызвали насмешки, то очень скоро такое издание действительно появилось.

В 1985 году в честь Николая Семеновича был назван астероид, что говорит, конечно же, о признании его творчества потомками.

Такова краткая биография Лескова, которого Л. Толстой назвал самым русским из писателей России.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения