Либеральные реформы александра 2 дата и содержание. Реформы Александра II (кроме земельной)

Реформы Александра II

1 Земельная реформа

В 1857 г. по указу Александра II начал работать секретный комитет по крестьянскому вопросу, главной задачей которого была отмена крепостного права с обязательным наделением крестьян землей. 19 февраля 1861 года подписал целый ряд законов. Здесь был манифест и положение о даровании свободы крестьянам. Крестьяне получили личную свободу, но земля оставалась помещичьей собственностью, и, пока отводились наделы, крестьяне на положении «временнообязанных» несли в пользу помещиков повинности.

2 Отмена телесных наказаний

Указом 17 апреля 1863 г. (в день рождения государя) они были отменены. Новый закон отменил шпицрутены, плети кошки, наложение клейм, но временно сохранил розги. Совершенно освобождены были от телесного наказания: а) женщины; б) духовные лица и их дети; в) учителя народных школ; г) окончившие курс в уездных и земледельческих и, тем более, в средних и высших учебных заведениях; д) крестьяне, занимающие общественные должности по выборам.

3 Земская и городская реформы

Принцип проведенной в 1864 г. Земской реформы состоял в выборности и бессословности. В губерниях и уездах Центральной России и части Украины учреждались земства в качестве органов местного самоуправления. Правом выбора в уездные собрания пользуются: а) местные землевладельцы не из крестьян; б) местные крестьяне; в) жители данного уездного города. Собрание отдает распоряжения, контролирует, управа приводит в действие постановления собраний. «Городовое положение» (16 июня 1870г) дало населению городов местное самоуправление, с правом ведать свое городское хозяйство и содействовать развитию просвещения у себя в городах.

4 Судебная реформа

После того как акт 19 февраля возвратил многомиллионному населению их гражданские права, прежний помещичий (вотчинный) суд утратил свой смысл, и его надлежало заменить судом государственным, справедливым, общим и одинаковым для всех. Предварительно были выработаны «Основные Начала» предстоящей судебной реформы и опубликованы во всеобщее сведение, чтобы вызвать всестороннее и свободное обсуждение их. Судебные уставы были обнародованы 20 ноября 1864 г. и положили начало новому суду в России. Главнейшие особенности нового суда:

1. Судебная власть была отделена от административной и законодательной.

2. В уголовных делах власть судебная отделена от обвинительной (прокурорского надзора).

3. Суд происходил гласно, при открытых дверях, доступно для всякого желающего.

4. Суд происходил устно, путем непосредственного расспроса и обмена мнений.

5. Введен состязательный процесс (обвинение и защита; сопоставление и указание данных за и против обвиняемого). С этой целью был учрежден прокурорский надзор (обвинительная власть) и институт присяжных поверенных (защита; официальная адвокатура). Создана защита (адвокатура), которой не существовало в старых судах.

6. Введение присяжных заседателей. Они могли судить по совести, по убеждению.

7. Для устранения давления со стороны административных органов полиция при расследовании уголовных дел от участия была устранена; следствие велось судебными следователями.

8. Чтобы лучше обеспечить беспристрастие судебного следствия, должность судебных следователей была объявлена несменяемой; за свои действия они отвечали перед одним лишь сенатом.

9. Для мелких дел учреждены мировые суды (без участия присяжных заседателей).

Судебные учреждения согласно судебным уставам 1864 г.:

1. Низшая инстанция: Мировой суд (для всех сословий) и волостной суд (отдельно для крестьян).

2. Высшая инстанция: Съезд мировых судей (один на уезд): сюда переносились дела по жалобам на решения мировых и волостных судов.

1. Низшая: Окружной суд (один на губернию); состоит из двух отделений: уголовного и гражданского.

2. Высшая: Судебная палата (одна на несколько губерний): сюда переносились дела по жалобам на решения окружных судов.

III. Венцом судебных учреждений являлся сенат, разбиравший жалобы на решения мировых съездов и судебных палат.

5 Военная реформа

Главное событие всей военной реформы – Манифест 1874 года 1 января о всеобщей воинской повинности. Это позволило создать армию нового типа, которая бы не страдала от недостатка солдат, но при этом не требовала огромных денег на содержание. Отменена была рекрутская система, каждый гражданин России в возрасте старше 20 лет, не имеющий судимости, обязан был отслужить в армии.

Срок службы в большинстве войск составлял 6 лет. Откупиться от службы в армии или избежать ее другим методом было нельзя, в случае войны все население, прошедшее военную подготовку, мобилизовалось. Разделение на округа позволило сложить с военного министра дела, которые не касались всего государства и передать их в ведание округов. Солдаты получили новое современное оружие, которое могло конкурировать с оружием западных держав. Военные заводы были реконструированы и теперь сами могли производить современное вооружение и технику.

6 Финансовая реформа

В 1860 г. был учрежден Государственный банк, произошла отмена откупной системы, которую сменили акцизы (1863 г.). С 1862 г. единственным ответственным распорядителем доходов и расходов бюджета стал министр финансов; бюджет стал гласным. Была сделана попытка проведения денежной реформы (свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленному курсу).

7 Реформы просвещения

«Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 1864 г. ликвидировало государственно-церковную монополию на просвещение. Теперь открывать и содержать начальные школы разрешалось как общественным учреждениям, так и частным лицам при контроле со стороны уездных и губернских училищных Советов. Устав средней школы вводил принцип равенства всех сословий и вероисповеданий, но вводил плату. Университетский Устав (1863 г.) предоставил университетам широкую автономию, вводились выборы ректоров и профессоров. Руководство учебным заведением передавалось Совету профессоров, которому подчинялось студенчество. В России была создана стройная система образования, включавшая начальные, средние и высшие учебные заведения.

8 Реформа цензуры

В мае 1862 г. началась реформа цензуры, были введены «временные правила», которые в 1865 г. заменил новый цензурный устав. По новому уставу отменялась предварительная цензура для книг в 10 и более печатных листов; редакторы и издатели могли быть привлечены к ответственности только по суду. По особым разрешениям и при внесении залога в несколько тысяч рублей освобождались от цензуры и периодические издания, однако они могли быть приостановлены в административном порядке. Без цензуры могли выходить только правительственные и научные издания, а также литература, переведенная с иностранного языка.

9 Последствия реформ

Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день. Основная реформа его царствования - освобождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого и повлекла за собой все остальные реформы. Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны. С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые. Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни. В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами. Александр Николаевич верно понял сущность своего призвания в достопамятные (1855-1861) годы своего царствования. Он твердо выдержал свой пост на «корме родного корабля» в эти трудные годы его плавания, по праву заслужив приобщение к своему имени завидного эпитета Освободителя »

большая фигура в русской истории. Александр Николаевич был царем реформатором, при его жизни русское общество получило изменения во многих сферах жизни, требовавших этого.

Земская реформа Александра II

В январе 1864 года император подписал указ о создании местных выборных органов власти - земств. Основой земской реформы была мысль разделения сфер влияния общества и государства.

Управление на местах становилось делом общественным, а центральное управление - делом государственным. Таким образом, государство само ограничивало свою власть на местах.

Земства должными были заниматься исключительно местными проблемами. В ведении земств находились многие аспекты жизни. Земства занимались вопросами школ, медицинских учреждений, дорог, почты, статистики, промышленности.

Выборная система в Земства происходила по куриям. Чтобы легче было понимать о чем речь, к слову «курия» можно подобрать синоним - класс, каста. В Земствах выделяли три курии - уездные землевладельцы, сельские крестьяне, горожане.

От каждой курии выбирались депутаты в земство, по-другому их назвали гласными людьми. Первая курия делегировала от себя количество депутатов, равное сумме депутатов второй и третий курии.

Стоит отметить, что земские гласные не получали денежного довольствия за свою деятельность. Земства не обладали исполнительной властью и, для реализации своих начинаний, вынуждены были прибегать к помощи администрации.

При Александре II, земства появились в 34 губерниях Российской Империи. Земская реформа благоприятно сказывалась на уровне жизни на местах. Провинция стала активно развиваться. Земства дали толчок к развитию образования и здравоохранения.

Городское положение

В 1870 году в появилось Городское положение. Основой Городского положения стали принципы выборности, всесословности и коллективности. В русских городах появлялось самоуправление, в лице городской думы и городской управы. Городская дума выбирала городскую главу, который главенствовал и над думой и над управой.

Городское самоуправление, было выборным. Выборы осуществлялись раз в четыре года. Голосовать за кандидатов могли люди, платившие налоги, достигшие возрастной отметки в 25 лет. Городское самоуправление занималось исключительно вопросами города, его развития и благоустройства.


Судебная реформа Александра II

Император провел масштабную судейскую реформу. 20 ноября 1864 года получила новую демократическую судебную систему. Судебная реформа 1864 года была прогрессивна и своевременна.

Главными принципами реформы стали:

  • гласность,
  • выборность,
  • всесословность,
  • состязательность,
  • независимость суда,
  • равенство всех перед судом и законом,
  • коллегиальность, и несменяемость судей.

Территория Российской Империи была поделена на судебные округа. Судебная система Российской Империи была разделена на две части: общий суд и местный суд. Местный суд состоял из волостного суда (занимался делами крестьян) и мирового суда(бытовые споры).

Крупными же делами занимался окружной суд. Одним из главных новшеств в новой судебной системе был суд присяжных. Присяжных выбирали по жребию из разных сословий. Все сложные дела, подразумевающие тяжелые последствия, рассматривались с присяжными в обязательном порядке.

Военная реформа Александра II

В 1861 году военным министром стал Дмитрий Алексеевич Милютин, который сразу решил реформировать русскую военную систему. В армии были отменены телесные наказания, а срок службы сокращен с 20 до 12 лет.

Также была реорганизована система армейского управления, ряд войск стал подчиняться непосредственно военному министру. Чуть позже, в середине десятилетия (мы напомню, говорим о 60-ых годах 19 века), появился новый военно-судебный устав.

Была создана новая система армейских учебных заведений. Огромнейшей заслугой Дмитрия Алексеевича является отмена рекрутского набора и введение всеобщей воинской повинности. Все мужское население страны попадало под Воинскую повинность, начиная с 20 лет.

В сухопутных войсках служили по шесть лет, а на флоте 7. Однако был список ограничений, характерный для Воинской повинности. В армию не шли представители духовенства, единственные кормильцы в семье, а также представители народов Кавказа и Средней Азии.

Призывники, имеющие средние и высшие образование, проходили укороченный срок службы. Люди без образования обучались грамоте, непосредственно, в армии. Такое положение дел способствовало увеличению грамотности населения.

Численность в мирное время была заметно сокращена. Однако в случае начала войны, русская военная система имела хороший ресурс для быстрой мобилизации населения.

Перечисленные реформы были основными в деятельности Александра II, помимо них был проведен еще ряд реформ, например в сфере образования, финансов и цензуры.

) - это реформы, проведенные в 60-70-х гг. 19-го в. и затрагивающие практически все стороны жизни Российской империи.

Предпосылки и причины проведения реформ

Россия оставалась феодальной страной дольше любых других развитых государств, кроме того, крепостное право сильно тормозило экономику страны и к началу 19-го в. уже окончательно изжило себя, так как приносило стране только убытки. Еще с 18-го в. в стране назревал конфликт между крестьянами и властью, а к середине 19-го в. он достиг своего пика и грозил перейти в революцию. Для того чтобы этого избежать, необходимо было срочно менять государственную систему.

С развитием технологий необходимость в ручном труде отпала, домашние хозяйства приносили все меньше прибыли, а вот на заводах, которые активно начали строиться благодаря индустриализации, не хватало рабочих рук. Этими руками могли бы стать крестьяне, но они не имели права уйти от помещиков, что вызвало волну бунтов. Помещики тоже были недовольны, так как крепостное хозяйство теряло свою экономическую привлекательность. Государство с каждым годом получало все меньше денег, а экономика скатывалась в кризис.

В 1859-1861 гг. крестьянские бунты возникали уже по всей стране и достигли своего пика. Проигранная , которая показала полную несостоятельность военной и экономической систем, усугубляла ситуацию - доверие народа к императору и правительству сильно упало. Именно в такой обстановке начались разговоры о необходимости срочно и реформировать страну.

В 1855 г. на престол взошел император Александр 2-й, который на одном из своих открытых выступлений перед дворянством заявил о том, что необходимо срочно упразднить крепостничество указом сверху, пока это не сделали крестьяне снизу путем революции.

«Великие реформы» начались.

Основные реформы Александра 2-го

  • Крестьянская реформа. Отмена крепостного права (1861).
  • Финансовые реформы (с 1863 г.).
  • Реформа образования (1863).
  • Реформа государственного управления (1870).

Суть реформ Александра 2-го заключалась в перестройке государства на новый тип, который мог бы эффективнее вести экономику по пути индустриализации и капитализма.

Основной реформой этого периода можно назвать крестьянскую реформу, которая провозгласила отмену крепостного права в 1861 г. Реформа готовилась на протяжении нескольких лет, и, хотя правящие классы не хотели свободы для крестьян, император понимал, что с крепостным правом дальше двигаться невозможно, поэтому изменения все же были осуществлены. В результате реформы крепостное право было упразднено, крестьяне получили независимость и могли выкупиться от своего помещика, получив при этом надел для ведения домашнего хозяйства. Для осуществления выкупа крестьянин мог взять ссуду в банке на 49 лет. Выкупившиеся крестьяне освобождались от административной и юридической зависимости от помещиков. Кроме того, свободные крестьяне получили ряд гражданских прав, могли вести торговлю и осуществлять сделки с недвижимостью.

Еще одна важная реформа - реформа судебной системы. Суд перестал ориентироваться на сословный принцип, и все граждане страны теперь имели равные права перед законом. Появился также суд присяжных, а судебная система полностью отделилась от административной и сформировалась в самостоятельный институт.

Земская реформа и городская реформа призваны были упростить управление государством и сделать его более эффективным. Согласно новым законам, деревни и города теперь могли сформировать собственные органы самоуправления и заниматься решением хозяйственных вопросов, не ожидая приказа сверху. Это позволило развить экономику регионов, так как управление стало ориентироваться на реальную ситуацию в той или иной губернии.

Военная реформа должна была сделать армию более эффективной, чтобы не повторилась ситуация с Крымской войной. Была введена всеобщая воинская повинность, армия получила новое вооружение, сменился принцип воспитания солдат. Открылось множество учебных заведений для военных.

Вместе с военными училищами стали открываться новые обычные школы и вузы. Ректора университетов получили больше прав и могли самостоятельно принимать решения, это помогло стране сделать скачок в просвещении общества.

Немаловажной была и реформа печати. Был провозглашен принцип гласности, пресса получила право обсуждать и даже критиковать решения правительства.

Итоги и последствия «великих реформ» Александра 2-го

Политические и финансовые реформы Александра 2-го названы великими благодаря тому, что они в относительно короткие сроки смогли полностью перестроить государственную систему на новый лад. Кризис в экономике был преодолен, государство получило новую армию, которая могла противостоять захватчикам, выросло число образованных граждан. В целом реформы помогли стране встать на путь капитализации и индустриализации, а также провозгласили зачатки демократии.

1.Причины начала проведения реформ или почему начали их проводить.

Вступление Александра на престол 19 февраля 1855 года произошло при весьма тяжелых для России обстоятельствах. Неудачи русских войск в Крыму были удручающими, атмосфера в стране тягостной. Однако поездка в Крым осенью 1855 года и знакомство с реальным состоянием дел в проигравшей войну державе стали настоящим потрясением для Александра. “Адреса” с предложениями реформ по-прежнему поступали в многочисленные петербургские канцелярии. От царя ждали ответа. Александр дал его через несколько месяцев – в марте 1856 года.
К этому времени накопилось множество объективных предпосылок для проведения коренной аграрной реформы.
Во-первых, помещичье хозяйство, основанное на внеэкономическом принуждении крестьян к труду, все заметнее переживало кризисное состояние, эффективность хозяйств снижалась, остро стоял вопрос о переходе от натурального к рыночному хозяйству.
Во-вторых, быстрое развитие промышленности входило в противоречие с феодальными отношениями в сельском хозяйстве. Для промышленности явно не хватало рынка сбыта своих товаров вследствие низкой покупательской способности подавляющей части населения-крестьян. Промышленность испытывала острую нехватку свободной рабочей силы, поскольку крепостные крестьяне, составляющие большую часть населения, не обладали правом на свободное перемещение из деревни в город, на промышленные предприятия.
В-третьих, страна страна болезненно переживала поражение в Крымской войне, которое явилось результатом военного и технического отставания от передовых стран мира.
В-четвертых, в стране фиксировалось все большее количество крестьянских антифеодальных выступлений, что не могло не волновать.30 марта 1856 года, выступая перед московским губернским и уездными предводителями дворянства, Александр произнес знаменитые слова: “…гораздо лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу…”.Именно этот день принято считать днем начала Великих реформ.

2.Реформы Александра II.

19 февраля 1861 года Александр подписал “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. В этот же день царь подписал и “Манифест об освобождении крестьян”.
Они объявлялись свободными в юридическом отношении людьми. Однако связи крестьян с помещиками отнюдь не обрывались: принятие закона об освобождении ознаменовало лишь начало перехода крестьянства от крепостной зависимости к состоянию свободных сельских обывателей и земельных собственников. В течении этого периода крестьяне были обязаны “отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности работой или деньгами”,поскольку их прежние хозяева предоставляли им в бессрочное пользование усадебную землю, а также полевые и пастбищные наделы. Одного принципиальное отличие этого состояния от крепостного заключалось в том, что обязанности крестьян четно регламентировались законом и ограничивались во времени. В продолжение переходного периода бывшие крепостные крестьяне именовались временнообязанными.
С 1 января 1864 года было введено “Положение о губернских и уездных учреждениях”. Земства учреждались как всесловные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Избирательная система земств строилась по буржуазному принципу имущественного ценза.
Начиная с 1864 года в стране проводилась судебная реформа, по которой утверждался бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатура и состязательность сторон. Была создана единая система судебных учреждений, исходя из формального равенства перед законом всех социальных групп населения. Судебная реформа шла в течение нескольких лет и в основном закончилась к 1870 году, когда новые суды были созданы почти в 70 губерниях.
В 1860-е годы проходила реформа образования. В городах были созданы начальные народные училища, наряду с классическими гимназиями стали функционировать реальные училища, в которых больше внимания уделялось изучению математики, естественных наук, получению практических навыков в технике. Они готовили учащихся к техническим учебным заведениям и не давали права поступать в университеты.
В 1863 году был воссоздан университетский устав 1803 года, по которому вновь закреплялась частичная автономия университетов, выборность ректоров и деканов и т.д. В 1869 году в России были созданы первые женские учебные заведения –Высшие женские курсы с университетскими программами. В этом отношении Россия шла впереди многих европейских стран.
В 1860-1870-х годах в России была проведена военная реформа, необходимость которой была обусловлена прежде всего поражением в Крымской войне. Сначала был сокращен срок военной службы до 12 лет, позже отменили телесные наказания в армии. Было создано 15 военных округов со своим управлением, подчиненным лишь министру. В соответствии с процессом реформирования военных учебных заведений создавались юнкерские училища, в которых готовились младшие офицеры, а также военные академики для подготовки среднего и высшего командного состава.
Крымская война показала, что регулярная армия, основанная на рекрутских наборах, не может противостоять буржуазным армиям европейских государств.
1 января 1874года был издан МАНИФЕСТ О ВСЕОБЩЕЙ ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ. Одновременно был издан новый “Устав о воинской повинности”.
В 1874 году был отменен рекрутский набор и установлена всеобщая воинская повинность, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без сословных различий. Срок действительной военной службы в сухопутных войсках устанавливался 6 лет, и 9 лет – пребывание в запасе, на флоте – 7 и 3 года соответственно. Причем, чем выше был уровень образования, тем меньше был срок действительной службы. Для окончивших начальную школу он был равен 4 годам, гимназию -–1,5 года, для имевших высшее образование – полгода. Призыву на военную службу не подлежал единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также младший сын, если старший находится на военной службе или уже отслужил свой срок. Новобранцев из крестьян обучали не только военному делу, но и грамоте, что восполняло недостаток школьного образования в деревне. Сохранялись льготы для дворян, которые служили в основном в офицерском составе. В целом, военная реформа способствовала улучшению боеспособности русской армии.
В 1863 и 1865 годах правительство приняло законы, которые давали право на “торговлю и другие промыслы лицам всех сословий без различия пола как русскоподданным, так и иностранным.
В 1870 г. было издано “ГОРОДОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ”, вводившее всесословное местное управление в городах. Городские думы были бессословными органами.

3. Каков результат реформ?

Реформы Александра II явились важным шагом в развитии России. Анализируя реформы Александра, следует отметить, что далеко не все, что задумывалось в начале 1860-х годов, удалось воплотить в жизнь. Многие реформы получились ограниченными, непоследовательными или остались незавершенными. И все же их следует назвать Великими Реформами, которые имели огромное значение для последующего развития всех сторон жизни России. Их результат, бесспорно, положителен. Чего стоит только отмена крепостного права. Реформы Александра коснулись многих сторон жизни страны, они затронули такие важные сферы, как образование, государственное устройство, армию, судебное дело, торговлю. Реформы, несомненно, явились большим плюсом в развитии государства. В истории России сложилось так, что ни одна из реформ, которые задумывались и проводились в стране, не была доведена комплексно и последовательно до логического завершения.


Образовательная реформа Александра II

Необходимость изменения системы школьного и университетского образования в Российской империи назревала давно. Это понимал и император, и его приближенные, и интеллектуальная элита общества. Поэтому разработкой проектов реформ университетского и среднего образования в течение нескольких лет занимались специально созданные комиссии. Реформа образования была проведена императором в два этапа – в 1863 г. (высшее) и 1871 г. (среднее)

Основополагающие документы

1864 г. – Положение о начальных народных училищах;
1894 г. – Положение о гимназиях и прогимназиях.

Действия императора

Разработанные реформы и мероприятия в их рамках, внедрялись постепенно, но имели колоссальное влияние для всей страны.
Введена новая система начального и среднего образования, которая позволила выходцам из низших сословий получать знания в стенах учебных заведений;
В учебных заведениях было введено классическое образование, которое внедрялось одновременно с реалистическим. Это положительно сказалось на общих результатах реформы;
Классическим считалось образование, которое основывалось на преподавании древнегреческого языка, латыни, математики, истории, литературы, риторики, философии, в реальных гимназиях учили иностранным языкам и естествознанию;
Гимназисты могли поступать в университеты и в высшие технические училища;
Университетам была предоставлена широкая автономия. ВУЗы делились на факультеты, а те – на отделения. Были введены научные степени и звания.
Преподаватели самостоятельно выбирали ректоров и деканов, имели право приглашать лекторов из-за границы и других вузов, появился студенческий суд, возможность выбирать лекционные и семинарские курсы, различные дисциплины, предметы;
В университетах можно было создавать научные общества.
При каждом ВУЗе работали публичные библиотеки;
Были восстановлены кафедры философии и государственного права;
Возросла роль попечительских и педагогических советов.

Создание учебных заведений

Была создана новая система образовательных учреждений, которые делились на несколько видов:
Земские школы, которые создавались земствами;
Церковные школы;
Народные училища, принадлежавшие Министерству народного просвещения;
Коммерческие училища, инициаторами которых выступили представители крупной буржуазии;
Женские образовательные заведения.
В гимназиях могли учиться все, кто хотел, но только после сдачи испытаний. В университеты поступали выпускники классических гимназий или те, кто сдавал экзамены за прохождение курса такой гимназии.

Результаты реформ

1. Созданы педагогические общества.
2. Появились комитеты грамотности.
3. Собирались педагогические съезды.
4. Структура образование стала строго иерархической, с акцентом на обучение всех слоев населения.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения