Крестьянский интерьер. Презентация на тему "интерьер крестьянских изб". Жилища народов Европы

Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Ведь ими мы называем свою страну – Россию. С историей России мы соприкасаемся почти ежедневно. История находит отражение в народных песнях и сказках, в названиях городов, сел и улиц, именах и фамилиях.

Историческая наука связана с научными знаниями, такими как топонимика, геральдика, сфрагистика, нумизматика, этнография. Роль вспомогательных дисциплин в изучении истории очень велика.

Наблюдениями и изучением быта и нравов народов земного шара, их расселением, культурно-историческими взаимоотношениями занимается этнография.

Этнография – научная дисциплина, изучающая материальную и духовную культуру народов. При таком определении этнографии утверждение об однородности и исторической неизменности ее предмета не требует особых доказательств. Термин (от древне - греческого «этнос» - народ, «графо» - пишу) означает народоведение.

Описывая современную жизнь народов, этнография применяет главным образом метод непосредственного наблюдения, основывается на описаниях бытующих форм материальной культуры, социальных институтов, идеологии, народного искусства и т. д. При этом этнография уделяет внимание и изучению пережитков, т. е. тех явлений, которые, возникнув в предыдущие эпохи, утратили в значительной степени свое первоначальное содержание. Этнографы также изучают коллекции государственных и иных музеев, литературные источники о культуре и быте изучаемого ими народа, т. е. исследуют все те этнографические материалы, которые были собраны их предшественниками. Обращаются этнографы и к материалам, собранным исследователями в смежных областях – фольклористике, истории, археологии, литературоведении, искусствоведении, географии и демографии.

Богата и колоритна этнографическая культура города Киселевска, Кемеровской области. Всё это даёт широкие возможности для исследовательской работы, а через краеведческое исследование – для воспитания гражданственности и патриотизма.

История Кузбасса – это неотъемлемая часть большой и славной истории нашей великой Родины. Знать историю родного края - значит уметь ценить его прошлое, любить настоящее, каждый день вносить свой вклад в строительство новой жизни.

Интерес к краеведческому исследованию всегда актуален и перспективен

Приходя в школьный комплексно-краеведческий музей имени Александра Федоровича Еремина МОУ СОШ № 5 города Киселевска Кемеровской области, и переводя свой взор с одного диковинного предмета на другой, мы не всегда отдаем себе отчет в том, зачем собраны в одном помещении многочисленные коробы, шкафы, утюги, пряхи. И уж менее того знаем, сколько труда и упорства требовали поиски этих вещей.

Я поставил перед собой цель: изучение материальной культуры и общественного быта крестьян на основе литературы, музейных экспонатов и рассказов моей бабушки. Моя задача: узнать о жизни русских крестьян, познакомиться с их предметами быта и орудиями труда.

Предмет исследования: быт русских крестьян.

Объект исследования: история этнографических ценностей.

Главная материальная потребность человека

Материальная культура включает в себя жилище со всеми хозяйственными постройками, одежду с комплексом украшений, пищу, утварь, орудия труда и средства передвижения. С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создать безопасное пространство.

Зачем людям кров? Кров - это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от огромного непредсказуемого мира, должен защитить от дождя и снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома. Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (прямоугольный сруб с окнами, дверью полом) – с землей, а подклеть (погреб) с подземным миром. Крестьянский дом становился, словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.

Из какого же материала строились крестьянские избы? Бабушка мне ответила так. Есть старинное предание, будто мир начался с дерева. Ствол его – ось Вселенной, корни в землю – матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье. Деревня – деревянный мир, с дерева начинается, им строится, обогревается, дышит.

Дерево - постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы.

Мягкий, ароматный теплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти его свойства дали начало замечательному ремеслу - резьбе по дереву.

Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь к дому, силы добра и света и защититься от злых сил. На крыше дома обязательно должен быть конь - охлупень. Конь часто был символом солнца, движущегося по небу.

В украшении фронтона, «лица», использовались ромбы, точки - отверстия, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь.

Интерьер крестьянского дома

Внутренний мир крестьянского дома тоже был наполнен символами, и его небольшое пространство отражало принцип устройства мира. Потолок-небо, пол – земля, подпол - подземный мир, окна - свет. Потолок часто украшали символами солнца, стены – растительным орнаментом.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра - духовный и материальный.

В старину одноэтажные дома назывались избами. Изба – это теплая половина дома с печью. В крестьянском доме источником всего материального была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь – распространенный персонаж русских сказок. Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции помещения.

На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой около нее держали птицу и молодых животных. В печке даже мылись. Печь играла в доме главную роль. Она заботится о материальных потребностях человека, поэтому она олицетворяет материальный центр дома. Домашним хозяйством, приготовлением еды в доме занималась женщина. Поэтому ту часть, где стояла печь, называли женской половиной.

В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный - от слова «душа». Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями. Для того, чтобы поделится своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенными вышитыми полотенцами. Рядом стоял обеденный стол, за него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

От двери до боковой стены была устроена лавка - коник, на которой мужчины занимались хозяйственной работой. Вертикальная доска часто изображала коня отсюда и название. Это место было мужской половиной. Под потолком укрепляли полавочники с утварью, а у печи устраивали деревянные настилы - полати, на них спали. Полати - это деревянный настил на высоте человеческого роста от боковой стенки печи до противоположной стены избы.

Почти в каждой избе имелся ткацкий станок и, конечно, детская колыбель в виде лодочки, подвешенной к потолку. Детские колыбели делались висячие, всегда широкие и длинные для того, чтобы дитя могло свободно расти, а внутри их всегда привешивались иконы или крестики.

Небогато устройство простой крестьянской избы. Но даже незатейливые предметы быта русской семьи обязательно украшались декоративной резьбой и росписью с уже знакомыми нам знаками солнца, чудными коньками, диковинными цветами, зверями и птицами.

А какие же предметы наполняли крестьянский дом? Утварь, предметы быта, помогающие крестьянину в его повседневной жизни: ковш, ложки, короба, лукошки, сундуки, кружки, вальки, рубели, прялки и многие другие предметы, о которых давно забыли современные люди. Эти предметы радовали глаз хозяина и окружали всю его семью теплом и радостью. За прялкой украшенной росписью и резьбой, будет спориться работа, в нарядной посуде еда покажется вкуснее. Для небольшого количества пищи употреблялись горшки и чугунки. Чугунок – это сосуд, из чугуна изготовленный из углеродистого железа. В чугунке готовили пищу в русской печи, его форма была аналогична форме горшка. В крестьянском быту чугунок появился в начале ХХ века. Жарили на сковородах не только железных, но и на медных луженых, с рукоятями.

Для месива теста употреблялись деревянные корыта и большие чаны. Для стирки белья – корыта, ночвы, буки. Для носки воды – ведра, кумганы, корчаги, ендовы, кувшины. По окончании обеда у рачительных хозяев все сосуды вымывались и вытирались, потом опрокидывались вверх дном и ставились на полках в кухне или в чулане. В праздники, когда в доме все облекалось в нарядный вид, в поварню отпускалась посуда лучшей работы.

Ковши имели образы ладьи, коней, птиц, солнца. Их пластическая форма плавно перетекала от чаши в изящную голову и изогнутый хвост. Форма сосуда и нарядная роспись создавали единое образное звучание.

Самое почетное место на столе занимали хлеб и соль. Солонки вырезались из дерева в форме уточек, игрушечных кресел, украшенных тончайшей резьбой.

Хлебница служила приданным для дочери, и смысл росписи заключался в положении достатка и благополучия.

Вальки для выколачивания при стирке белья в реке - удобное приспособление с изогнутой поверхностью спереди - напоминают женскую фигуру в нарядной одежде.

Особое место в доме занимала прялка, непременная спутница русских женщин. Нарядную прялку дарил добрый молодец в подарок невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. Прялку - подарок хранили всю жизнь, передавали следующему поколению.

Утварь крестьянского дома

Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари.

У печи стояли кочерга, ухват, помело, деревянная лопата, рядом ступа с пестом и ручная мельница,

Кочергой выгребали золу из печи. Ухватом стряпуха ловко цепляла пузатые глиняные горшки и отправляла их в жар. Ухват – устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью ухвата их можно было вынуть или установить в печи. Ухват представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти – он похож на рога коровы. Умение подхватить горшки требовало определенных навыков, которые приобретались длительной практикой. Ухват использовали также в обрядовых действиях. Когда роженицу необходимо было защитить от нечистой силы, ставили ухват рогами печи и, выходя из избы, она брала его с собой в качестве посоха.

На Руси для глажения белья использовали «утюг» - рубель. Сухое белье или одежду наматывали на ровно обструганную палку и начинали катать по столу толстой прямоугольной с короткой округлой рукоятью палкой. На внутренней рабочей поверхности делались поперечные рубцы. Это и был рубель. В XVII веке кому-то пришло в голову нагреть на огне литые чугунные утюги. Их желательно было иметь два: пока одним гладили, другой нагревался. Затем появился «угольный» утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начинали гладить.

Корзинами наши предки стали пользоваться с незапамятных времен. Это емкость с ручкой или двумя ручками для сбора ягод, грибов, плодов, овощей, переноса и хранения различных запасов – сена, травы, листьев, а также предметов домашнего обихода. Корзины изготовляли из больших пластов коры или плели из коры, корны, веток, дранки, соломы, стеблей. Они могли быть любой формы – овальные, квадратные, прямоугольные, с крышками и без.

Решето, сито – хозяйственная утварь. Это приспособление для просеивания крупы, муки, зерна. Круглая коробка, состоящая из обода (обечайки) и сетчатого дна. Обод и дно соединены с помощью узкого обруча. Сетка выплеталась из лыка. Обод изготовлялся из согнутой пластинки дерева. Через решето отсеивалась мука более крупного помола. Решето также применялось для сортировки крупы, зерна, а также для очистки их от оставшегося после просеивания сора.

Безмен – весы. Они представляли собой металлический или деревянный стержень с грузом на одном конце и крючком или чашей на другом. На стержне нанесена шкала веса, который определяют, передвигая по стержню, до равновесия товара с грузом. В ступе толкли зерно, очищая от шелухи, а с помощью мельницы переминали муку. Помело и лопата были необходимы для выпечки хлеба. Помелом подметали под печи, а лопатой сажали на него тесто будущего каравая.

Любопытно, что орудия приготовления хлеба - ступа, пест, помело и лопата, так же как и печь, нашли своё отражение в русских народных сказках. Баба - Яга в ступе летает, пестом погоняя, помелом след заметая, та же Баба - Яга, пытаясь поджарить в печи Иванушку, хотела посадить его на лопату, да молодец хитрее оказался, сам старуху в печь отправил.

Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник - глиняный кувшин с двумя сливными носиками по бокам. Под ним стояла деревянная лохань, куда стекала грязная вода. Не раз в течение дня хозяйка ополаскивала свои испачканные руки.

В бабьем куту на полках вдоль стен стояла нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Большей частью мастерил их сам хозяин дома, в основном, из дерева.

Что же касается мебели, то ее в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась. Стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки - вот, пожалуй, и всё. Вдоль стен жилища стояли широкие лавки. На них не только сидели, но и спали. Ныне мы не видим разницы между лавкой и скамьёй, а для крестьянина она существовала, Если лавки были намертво прикреплены к стенам, то скамьи свободно передвигались но комнате. Их придвигали к столу, когда требовалось рассадить много народа.

Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определённый час за столом собиралась на обед вся крестьянская семья. Поэтому размеры стола определялись ее численностью. Хорошо знакомые нам шкафы, стулья, кровати появились в крестьянском быту только в 19 веке. Кроватью в старину служила прикрепленная к стене скамья или лавка, к которой приставляли другую лавку. На эти лавки клали постель, состоящую из трех частей: пуховика, или перины, изголовья и подушек. Было два изголовья – нижнее называлось бумажным и подкладывалось под верхнее, на верхнее клались три подушки. Постель покрывалась простынею из полотна или шелковой материи, а сверху закрывалась одеялом, входившим под подушки. Постели убирали понаряднее в праздники или на свадьбы, попроще в обычные дни. В нарядных постелях на изголовья и подушки надевались наволоки. Сами перины были набиты лебяжьим или чижовым пухом. Наволоки были на простых постелях тафтяные (тафта – гладкая шелковая ткань) белые или красные, подбитые крашениною (крашенный или лощеный холст). Простые одеяла подбивались заячьими мехами. Вообще, однако, постели были принадлежностью только богатых людей, да и у тех стояли более для вида в своем убранстве, а сами хозяева охотнее спали на простой звериной шкуре или на матрасе. У людей среднего сословия обычной постелью служили войлоки, а бедные поселяне спали на печах, постлавши под головы собственное платье, или же на голых лавках.

Для хранения домашних вещей употреблялись скрыни (род комодцев с выд-вижными ящиками), сундуки, рундуки, погребцы, чемоданы. Количеством сундуков измерялся достаток хозяев, они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем ее одежды и украшений. Рундук – приделанный к стене ящик с полками без дверей и стекол, где хранили разное добро. Посуду ставили в поставцах: это были столбы, уставленные со всех сторон полками; книзу их делали шире, кверху уже, на нижних полках ставили более массивную посуду, на верхних мелкую. Разные женские украшения хранились в ларцах, которые сами по себе украшались великолепно, наводились яркими красками и золотом, расписывались узорами и окаймлялись металлическими кружевами; такие ларцы передавались из рода в род вместе с драгоценностями, какие там сохранялись.

Свою одежду крестьяне хранили в сундуках. Их количеством в доме измерялся достаток семьи. Мастерились сундуки из дерева, а обивались для прочности железными полосками. Сундуки нередко снабжались хитроумными врезными замками, так как в них хранилось то, чем дорожил крестьянин. Если в крестьянской семье росла девочка, то ей чуть ли не с малых лет в отдельный сундук начинали собирать приданое. Этот сундук она после свадьбы увозила с собой в дом мужа.

Столетиями складывался уклад народной жизни. Под этот уклад подлаживалось крестьянское жилище с его нехитрой утварью. Все здесь было устроено просто и практично. В то же время присущая народу любовь к красоте превращала даже самые обыденные вещи в художественно значимые.

Освещались дома восковыми и сальными свечами. Восковые употреблялись преимущественно у богачей только в праздничные дни и во время торжественных собраний; в самом царском дворце в XVI веке зажигали сальные свечи. Из сала одного быка можно было отлить около ста свечей. Свечи вставлялись в подсвечники, которые были стенные, прикрепленные к стенам, стоячие значительной величины, и малые, или ручные. Подсвечники назывались шандалами, делались из меди, а иногда из железа. В XVII веке у зажиточных людей были в домах так называемые струнные медные подсвечники, сделанные из натянутых и расположенных удобно медных проволок. Нередко в качестве подсвечника приспосабливали сырую брюкву или свеклу. Ночью, чтобы иметь огонь, использовались ночники. По случаю больших собраний освещали дома висячими паникадилами, которые в богатых и знатных домах были серебряные и делались с разными фигурами. Для домашнего обихода держались слюдяные фонари; с ними прислуга ходила в конюшни и кладовые. У простых поселян избы освещались лучинами. Вплоть до конца XIX века лучина была основным источником света в крестьянской избе. Чтобы получить тонкую и длинную лучину, полено надо было распарить в печи, его клали на чугун с кипящей водой, и только после того, как распарят, щепали на лучину. Лучину втыкали в светец. А светцом называли подставку с железным зажимом. Под горящую лучину обязательно ставили емкость с водой.

Керосиновое освещение стало распространяться в русской деревне с 1860 года, со времени вхождения в быт Бакинского керосина. С керосиновой лампой можно было уже смело передвигаться по дому и улице, не боясь загасить фитилек.

Для хранения громоздких хозяйственных припасов в клетях употреблялись бочки, кади, лукошки разной величины и объема. Бочки в старину были самым обыкновенным вместилищем и жидкостей, и сыпучих тел, например: хлебного зерна, муки, льна, рыбы, сушеного мяса и разного мелкого товара: гвоздей, цепей, замков, топоров и других принадлежностей хозяйства. Сосудами для варения были котлы медные и железные; там, где пища приготовлялась на большое количество людей, котлы достигали больших размеров – в семь ведер, были и поменьше – в четыре ведра, в ведро или в полведра. Такие сосуды для варения назывались поваренными.

Для умывания употреблялись рукомойники и лохани; у богатых людей они были серебряные и позолачивались, у людей среднего состояния – медные или оловянные. Нередко рукомойник был оловянный, а лохань медная.

Обувь простого народа была лапти - это плетеная обувь из лыка или бересты. Плетение лаптей считалось легкой работой, которой мужчины занимались буквально «между делом». Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок. Завязки несколько раз перекрещивались на голени. Лапти имели очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4 дня, летом в страдную пору – и вовсе за три.

Кроме лаптей из коры, носили башмаки, сплетенные из прутьев лозы; некоторые же носили подошвы из кожи и подвязывали их ремнями, обмотанными вокруг ноги. Как крестьяне, так и крестьянки носили эту обувь. Обувь людей с достатком составляли сапоги, чеботы, башмаки и ичетыги. Все эти виды делались из телячьей или конской кожи, из юфти, у богатых – из персидского и турецкого сафьяна. Сапоги носились до колен и служили вместо штанов для нижней части тела и для того подкладывались холстиною; их снабжали высокими железными подборами и подковами со множеством гвоздей по всей подошве; у царей и у знатных лиц эти гвозди были серебряные. Чеботы были полусапожки с остроконечными загнутыми кверху носками. Башмаки были принадлежностью не только женщин, но и мужчин; при них носили ичетыги – это были сафьяновые чулки, они разделялись на два вида: полные, достигавшие до колен, и полуполные. При сапогах и чеботах носились чулки, шерстяные или шелковые, а зимою подбитые мехом. Женская обувь была почти такая же, что и мужская; башмаки были с такими высокими подборами, что перед ступни не касался земли, если стать на каблук. При них были шерстяные или шелковые чулки. Посадские жены носили также большие сапоги до колен, но дворянки ходили только в башмаках и чеботах. Бедные крестьянки ходили в лаптях, как и их мужья.

Сапоги, чеботы, башмаки, ичетыги были всегда цветные, чаще всего красные и желтые, иногда зеленые, голубые, лазоревые, белые, телесного цвета; они расшивались золотом, особенно в верхних частях на голенищах, с изображениями единорогов, листьев, цветов и прочего, и унизывались жемчугом; особенно женские башмаки украшались так густо, что не видно было сафьяна. В зажиточных русских домах обувь вообще делалась дома, и для этого держали во дворе знающих холопов.

Рубахи у простонародья были холщовые, у знатных и богатых – шелковые. Русские любили красные рубахи и считали их нарядным бельем. Русские мужские рубахи делались широкие и короткие, опускались сверх исподнего платья и подпоясывались низко и слабо узким пояском, называемым опояскою. В холщовых рубахах под мышками делали треугольные вставки из другого полотна, расшитого пряжею или шелком, или же из цветной тафты. По подолу и по краям рукавов рубахи окаймлялись тесьмами, расшитыми золотом и шелками; у знатных и богатых вышивали также рукава и грудь, и поэтому оставляли рубаху открытою из-под платья. Такие вышитые рубахи назывались пошевными. Но преимущественно обращали внимание на воротник рубахи, который выпускался из-под верхних одежд. Этот воротник назывался ожерельем. Его делали отдельно от рубахи и пристегивали к ней, когда было нужно, у богатых золотыми серебряными золочеными, у бедняков медными пуговицами. Такое ожерелье, кроме вышивки золотом и шелками в виде разных узоров, унизывалось жемчугом. Это-то ожерелье в старину называлось рубашкою, но в XVII веке называли его сорочкою, а рубашкою – одежду, к которой оно пристегивалось.

Женская рубаха была длинная, с длинными рукавами, цвета белого или красного: красные рубахи, как и у мужчин, считались нарядным бельем. К рукавам рубахи пристегивались запястья, вышитые золотом и украшенные жемчугами. Поверх рубашки надевался летник.

Заключение

За многие века был создан огромный мир вещей, с которыми мы постоянно имеем дело. А ведь у каждой из этих привычных вещей своя история. Нас окружает множество вещей, без которых нашу жизнь трудно себе представить. Десятки, сотни современных вещей вокруг. Одни сопровождают нас всю жизнь, другие – только ее маленький отрезок.

Я познакомился с историей некоторых предметов, которыми пользовались наши бабушки и дедушки. Одна история длинная, другая короткая, но любая интересна и поучительна. И лучше нам их знать. Хотя бы из уважения ко всем этим предметам, которые служат человеку верой и правдой. Из книг, прабабушкиных, бабушкиных рассказов я узнал много интересного и попытался рассказать в своей поисково-исследовательской работе на основе музейных экспонатов подаренных мною от имени своей бабушки.

А сколько я узнал пословиц, поговорок и загадок о старых вещах! Теперь я знаю, что исследовательская работа - это творчество, неожиданные открытия, познание нового, осознание своей причастности к большому миру науки.

Считаю, что поставленную цель и задачи я выполнил. Но работу по этнографии буду продолжать. Ведь я еще не познакомился с нравами и обрядами наших предков. Мы знаем, что без прошлого нет будущего.

Интерьер крестьянского жилища, который еще, иной раз, можно было встретить в XX в. складывался на протяжении столетий.

Крестьянские избы, в основном, были однокомнатными, или имели одну отапливаемую часть, собственно говоря - избу. Поэтому планировка жилища была очень рациональной, здесь не было ни чего лишнего и все было под рукой.

Дверь ведущая в избу делалась невысокой с приподнятым порогом, что способствовало большему сохранению тепла в доме. Кроме этого, гость входя в избу, волей-неволей, должен был поклонится хозяевам.

Основным компонентом жилища была печь, которая стоял с права или слева от входа, обычно ее делали в северном углу. Печи были «битыми» из глины, их ставили на деревянное опечье, приделывали чугунный шесток и железный дымоволок, с потолка на крышу выводили кирпичную трубу или деревянный дымоход. Печи более позднего периода делали полностью из кирпича.

Печь в доме Кудымова из деревни Яшкино. Коми-Пермяцкий АО. XIX в.

(архитектурно-этнографический музей Хохловка)

Печь играла в доме самую главную роль. Она как вместилище жизни и домашнего огня воплощала в себе идею дома, его благополучия. В русских говорах «огонь» и «дым» являются олицетворением дома: «огнищанин» - владелец очага (дома); «дымница» - селение, деревня; дань хазарам дали «от дыма меч»; да и сам термин изба от «истопка» т.е. «топить», «истопить».

Печь в доме Ошевнева из деревнпи Ошевнево. Карелия. 1876 г.

Русская печь кормила, обогревала, на ней спали, а в некоторых регионах даже мылись. Известен случай, что во время Великой Отечественной войны на Смоленщине от деревни Грибочки осталась только одна печь, в которой жила старуха с четырьмя ребятишками.

Большим грехом считалось плевать на печь и горящие в ней угли.

Уважительное отношение к печи выразилось в пословицах и поговорках: «Печь нам мать родная»; «Печь в дому-то же, что алтарь в церкви, в ней хлеб печется»; «на печи все красное лето»; «Словно у печи погрелся».

Однако печь ассоциировалась не только с добром и благополучием, но и со старостью, беспомощностью, бесполезностью. Она является местом для немощных и больных, валятся на печи, считалось недостойным делом уважающего себя человека. Лежать на печи - ленится, недаром деревянные лежанки на печи называли «ленивками». В народе говорили: «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи».

Печь приравнивалась с дверью и окнами т.к., через печную трубу осуществлялся контакт с внешним миром. Это был специфический вход и выход для сверхъестественных существ, а также для контактов с ними. Через нее в дом проникает огненный змей (иногда он приносит богатства, но чаще всего, оборотившись мужчиной утешает вдов) и черт. Вылетает наружу ведьма, душа умершего человека, болезнь, для, призыв обращенный к нечистой силе.

Наиболее наглядна символика огня и печи, а также уподобления человека и хлеба в обряде перепекания ребенка. Перепекали обычно детей больных рахитом или отрофией (в народной терминологии собачьей старостью или сухотами). Ребенка клали на печную лопату и трижды засовывали в теплую печь, приговаривая: «Собачья старость перепекись в печи» или «Как хлеб пекется, так и собачья старость пекись». Печь в данном случае символизирует одновременно смерть и рождение. Отправление в печь временная смерть, и в тоже время новое рождение. Ребенка засовывали в печь, чтобы убить болезнь и самого больного ребенка, для возрождения его в здоровом теле.

Другим обрядом говорящим о связи печи с загробным миром является прикладывание рук к печи после возвращения с похорон или заглядывания в нее, чтобы очистится от соприкосновения с миром смерти, избавится от страха перед покойником и тоски по умершему.

Огонь в печи тоже почитался и воспринимался как живое существо. До принятия христианства славян называли огнепоклонниками. Они сжигали своих покойников, веря, что пламя погребального костра перенесет их в райскую обитель. Эта символика очистительного огня возродилась в XVII-XVIII вв. в массовых самосожжениях старообрядцев.

Самым чистым считался «живой огонь» полученный при помощи трения. Через него прогоняли стада, чтобы остановить падеж скота, также поступали при эпидемиях различных заболеваний. Известен ритуал прохождения между очистительных костров в Золотой орде.

Несмотря на постоянное пребывания в печи, домовой огонь сохранил свою связь со стихией небесного огня и при необходимости мог противостоять ей. К примеру в Вологодской губернии затапливали печь, чтобы «утешить» грозу. Как средство от стихийных бедствий использовали печную утварь. При приближении градовой тучи выбрасывали во двор хлебную лопату или кочергу, либо складывали их крест накрест для защиты посевов от града. Для борьбы с пожарами затапливали печи в соседних домах, поскольку читалось, что «дым на дым, и огонь на огонь не идут». Здания загоревшие от грозы тушили не водой, т.к. она является родственной стихией грозе, а молоком или квасом, бросали в огонь освященные пасхальные яйца. В борьбе с обычным пожаром, его обносили иконой Неопалимой купины или стояли лицом к огню с иконами.

Домашний огонь воплощал в себе целостность рода и семейного благополучия, его поддерживали в печи и сохраняли в виде горячих углей. Их старались не отдавать в другой дом, боясь, что вместе с ними уйдет из дома достаток и счастье. При переходе в новое жилище переносили угли с собой переманивая тем самым домового.

Когда кто ни будь уходил из дома, печь закрывали заслонкой, чтобы ему повезло в пути и не поминали его лихом. В новгородской губернии, чтоб работа удалась, закрывали печь садясь ткать. При приближении грозы трубу заслоняли, что бы туда не смогла спрятаться нечистая сила, и молния не ударила в избу.

Через трубу зовут пропавший в лесу скот. А в Страстной четверг хозяйка окликает через трубу всю скотину по именам, а хозяин откликается со двора. Делалась это для того, чтобы летом животные не заблудились в лесу.

В Житомерском районе был случай, когда мать позвала сына через печную трубу, после чего на него напала смертельная тоска по родному дому.

В некоторых районах Росси душу умершего выпускали через дверь, закрыв заслонкой трубу, чтобы душа не досталась черту. Когда умирал колдун, на оборот открывали трубу, а то и потолок разбирали.

Русская печь не смотря на свою массивность, благодаря всевозможным впадинам и печуркам, на которых можно было сушить мелкие вещи, имеет весьма элегантный вид. здесь, как и в других предметах обихода проявляется стремление народа к сочетанию добротности и красоты.

Между стеной и тыльной или боковой стороной печи находилось запечье . При расположении за печью там располагалось конская упряжь, если с боку, то обычно кухонная утварь.

С боку печи, рядом с входной дверью, пристраивался голбец , который служил местом отдыха, особенно старых и малых. В некоторых регионах на голбце не пали, т.к. считали, что на нем спит домовой. Через дверь голбца, по лестнице спускались в подклет, где хранились припасы.

Голбец в доме М.Ф. Камельских из деревни Камельская, Свердловская область. ХIХ в. (архитектурно-этнографический музей Нижняя Синячиха)

Кое-где высокий голбец был заменен коробом - «западней», высотой 30 см от пола, с задвижной крышкой, на котором тоже можно было спать. Со временем спуск в подклет дома переместился перед устьем печи, попадали в него через дверцу в полу. В настоящее время такое устройство распространено повсеместно в сельской местности, а на место голбца обычно стали ставить лавку.

Печной угол считался местом обитания домового - хранителя домашнего очага.

Напротив устья печи находился кутный угол . Значения слова «кут» - угол или тупик. Он еще называется шолнушей, стряпней, бабьим кутом, в нем царила женщина - хозяйка. Этот участок избы не предназначался для чужих глаз и часто отделялся от остальной части избы занавеской или деревянной стенкой. В куте располагался стол, стенная полка - «грядка». В подстолье и на грядке размещалась необходимая кухонная утварь. Начиная с XIX в. в кутном углу или в запечье стал появляться шкаф для посуды, снабженный иногда откидным рабочим столом.

Кутный угол в доме Елизарова из деревни Потаневщина. Карелия. XIX в.

(архитектурно-этнографический музей Кижи)

Рядом с печью, с боку или за ней, располагались полати . Место, где обычно спали все члены семьи, от чужого взора их укрывали занавесками.

Под полатями был подполатный угол или подпорожье - место хозяина дома. Здесь мужчина что ни будь мастерил или чинил. Делал он это на лавке или «конике» - широкой лавке-сундуке в которой хранился инструмент. Иногда под полатями ставили кровать которую завешивали пологом.

Подпорожье. (архитектурно-этнографический музей Тальцы, Иркутская область)

В подпорожье останавливались гости в ожидании приглашения хозяев, такое ожидание при низких полатях было крайне неудобным.

Красный угол

По диагонали от печи располагалась главная часть избы - красный угол , называли его еще передним, большим, почетным. Обращен он был всегда «на солнце», т.е. на юг или восток.

Красный угол. (архитектурно-этнографический музей Тальцы, Иркутская область)

Красный угол в доме Третьякова в деревне Гарь. Архангельская область

Входящие в избу, прежде всего, обращались к красному углу и осеняли себя крестным знаменем. Русская пословица гласит: «Первый поклон - Богу, второй - хозяину с хозяйкой, третий - всем добрым людям».

В красном углу всегда располагались иконы, это домовая божница ассоциировалась с церковным алтарем, а стол, стоящий в углу уподоблялся с престолом в божьем храме. Поэтому за столом нужно было себя вести, как в церкви, не разрешалось располагать на столе посторонние предметы.

Нахождение хлеба на столе превращало его в престол. «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска так и стол доска». Считалось, что постоянное нахождение хлеба на столе должно обеспечить достаток и благополучие дому.

На Русском севере не разрешалось стучать по столу так, как он считался ладонью Бога или Богоматери.

В славянских обрядах очень часто используется ритуальный обход стола. В Белоруссии и Украине обносили вокруг стола новорожденного, в Костромском крае трижды обводили роженницу. Между тем обход стола вне ритуала был запрещен, входить, и выходить из-за стола нужно было с одной стороны.

Место за столом в красном углу было самое почетное, здесь сидел хозяин, священник или почетный гость («Красному гостю - красное место»). Почетность мест убывала по мере удаления от красного угла.

От красного угла вдоль стен устраивали широкие лавки, которые использовали для сидения, работы и сна. Одной стороной они плотно примыкали к стене, а с другой поддерживались или подставками, выпиленными из толстой доски, или фигурными ножками "стамишками". Такие ножки суживались к середине, которую украшало резное "яблоко". К краю лавки пришивали тесину, украшенную резьбой. Такая лавка называлась опушенной.

С верху над лавками вдоль стен шли полки - воронцы.

С середины XIX в. в крестьянском жилище, особенно у зажиточных крестьян, появляется парадное жилое помещение - горница.

Горница в доме М.Ф. Камельских из деревни Камельская, Свердловская область. ХIХ в. (архитектурно-этнографический музей Нижняя Синячиха)

Горница могла быть летним помещением, в случае всесезонного использования она отапливалась печью голландкой. Горницы, как правило, имели более красочный интерьер, чем изба. Их основное назначение было - прием гостей. В интерьере горниц используются стулья, кровати, горки сундуков.

Горница в доме Елизарова. Карелия. XIX в.

(архитектурно-этнографический музей Кижи)

Интерьер крестьянского дома, складывающийся веками, представляет наилучший образец сочетания красоты и удобства. Здесь нет ничего лишнего и всякая вещь на своем месте, все под рукой. Главным критерием крестьянского дома было удобство, чтобы человек мог в нем жить, работать и отдыхать.

Литература:

1. Бубнов Е.Н. Русское деревянное зодчество Урала. - М.: Стройиздат, 1988. - 183 с.: ил.

2. Маковецкий И.В. Архитектура русского народного жилища: Север и Верхнее Поволжье.- М.: Изд-во АН СССР,1962.-338с.:- ил.

3. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура русского Севера. - Л., 1981. 128 с., ил.

4. Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. - М.: Изд-во «Искусство», 1983 .-287с.:-ил.

5. Семенова М. Мы- славяне! - СПб.: Азбука - Терра, 1997. - 560 с.

6. Смолицкий В.Г. Русь избяная. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1993. - 104 с.

7. Соболев А. А. Деревянный дом. Секреты старых мастеров. Архангельск 2003.

Человек во все времена стремился к теплу и уюту, к внутреннему покою. Даже самые заядлые авантюристы, которых всегда манят горизонты, рано или поздно возвращаются к домашнему очагу. Люди разных национальностей и вероисповеданий всегда создавали себе жилище с учетом той красоты и удобства, которые они могли себе представить, находясь в определенных природных условиях. Удивительные формы строений, материалы, из которых выстраивалось жилище и внутреннее убранство могут рассказать многое о его владельцах.

Жилище человека является чистым отражением природы. Изначально форма дома появляется из органического чувства. Она обладает внутренней необходимостью, словно птичьи гнезда, пчелиный улей или раковина моллюска. Каждая черта форм существования и обычаев, семейной и брачной жизни, кроме того, племенного распорядка – все это находит отражение в главных помещениях и плане дома – в горнице, сенях, атриуме, мегароне, кеменатэ, дворе, гинекее.

БОРДЕЙ


Бордей – традиционная полуземлянка в Румынии и Молдавии, крытая толстым слоем соломы или тростника. Подобное жилище спасало от значительных перепадов температуры в течение суток, а также от сильного ветра. На глиняном полу был очаг, однако топился бордей по-чёрному: дым выходил через маленькую дверь. Это один из древнейших типов жилья в этой части Европы.

АИЛ " ДЕРЕВЯННАЯ ЮРТА "


Аил («деревянная юрта») – традиционное жилище теленгитов, народа Южного Алтая. Бревенчатое шестиугольное строение с земляным полом и высокой крышей, покрытой берестой или корой лиственницы. Посередине земляного пола находится очаг.

БАЛАГАН


Балагáн – зимнее жилище якутов. На бревенчатом каркасе укреплялись наклонные стены из тонких жердей, обмазанных глиной. Низкая пологая крыша покрывалась корой и землёй. В маленькие окна вставлялись куски льда. Вход ориентирован на восток и прикрыт навесом. С западной стороны к балагану пристраивали хлев для скота.

ВАЛКАРАН


Валкаран («дом из челюстей кита» по-чукотски) – жилище у народов побережья Берингова моря (эскимосов, алеутов и чукчей). Полуземлянка с каркасом из крупных костей кита, покрытая землёй и дёрном. Имела два входа: летний – через отверстие в кровле, зимний – через длинный полуподземный коридор.

ВИГВАМ


Вигвам – общее название жилища лесных индейцев Северной Америки. Чаще всего это шалаш куполообразной формы с отверстием для выхода дыма. Каркас вигвама делался из изогнутых тонких стволов и накрывался корой, циновками из тростника, шкурами или кусками ткани. Снаружи покрытие дополнительно прижималось жердями. Вигвамы могут быть как круглыми в плане, так и вытянутыми и иметь несколько дымовых отверстий (такие конструкции называются «длинными домами»). Вигвамами часто ошибочно называют конусообразные жилища индейцев Великих равнин – «типи». Жилище не было предназначено для переноса, однако, при необходимости, легко собиралось и возводилось потом на новом месте.

ИГЛУ


Поистине потрясающее изобретение. Придумали его эскимосы Аляски. Сами понимаете, на Аляске со стройматериалами не все хорошо, но люди всегда использовали то, что есть под руками и в большом количестве. А на Аляске всегда под руками лед. Вот поэтому эскимосы и стали строить себе купольные дома из ледяных плит. Внутри все устилалось шкурами для тепла. Эта идея очень понравилась жителям Финляндии – стране северной, где тоже снега предостаточно. Там существуют рестораны, построенные по принципу иглу и даже проводятся соревнования, участники которых на скорость из ледяных блоков собирают иглу.

КАЖУН


Кáжун – традиционное для Истрии (полуостров в Адриатическом море, в северной части Хорватии) каменное строение. Кажун цилиндрической формы с конической крышей. Без окон. Постройка велась методом сухой кладки (без использования связывающего раствора). Из­начально служил жилищем, но впоследствии стал играть роль хозяйственной постройки.

МИНКА


Минка – традиционное жилище японских крестьян, ремесленников и торговцев. Минка строилась из легкодоступных материалов: бамбука, глины, травы и соломы. Вместо внутренних стен использовались скользящие перегородки или ширмы. Это позволяло обитателям дома по своему усмотрению менять расположение комнат. Крыши делались очень высокими, чтобы снег и дождь сразу скатывались, и солома не успевала намокнуть.
Так как многие японцы простого происхождения занимались выращиванием шелкопряда, при постройке жилища учитывалось, что основное место в помещении выделялось для шелкопрядения.

КЛОЧАН


Клочан – куполообразная каменная хижина, распространённая на юго-западе Ирландии. Очень толстые, до полутора метров, стены выкладывались «насухо», без связующего раствора. Оставлялись узкие щели-окна, вход и дымоход. Такие незамысловатые хижины строили для себя монахи, ведущие аскетичный образ жизни, поэтому внутри не приходится ожидать особого комфорта.

ПАЛЬЯСО


Пальясо – вид жилища в Галисии (северо-запад Пиренейского полуострова). По кругу диаметром 10-20 метров выкладывали каменную стену, оставляя проёмы для входной двери и маленьких окон. Поверх на деревянном каркасе ставили конусообразную крышу из соломы. Иногда в больших пальясо устраивались две комнаты: одна – жилая, вторая – для скота. В качестве жилья пальясо использовались в Галисии до 1970-х годов.

ИКУКВАНЕ


Икукване – большой куполообразный тростниковый дом зулусов (Южная Африка). Строили его из длинных тонких прутьев, высокой травы, тростника. Всё это переплеталось и укреплялось верёвками. Вход в хижину закрывался специальным щитом. Путешественники считают, что Икукване идеально вписывается в окружающий пейзаж.

РОНДАВЕЛЬ


Рондавéль – круглый дом народов бáнту (юг Африка). Стены складывались из камня. Цементирующий состав состоял из песка, земли и навоза. Крыша – шесты из веток, к которым травянистыми канатами привязывались пучки тростника.



КУРЕНЬ


Курéнь (от слова «куриться», что значит «дымиться») - жилище казаков, «вольных войск» Русского царства в низовьях Днепра, Дона, Яика, Волги. Первые казачьи поселения возникали в плавнях (речных камышовых зарослях). Дома стояли на сваях, стены делались из плетней, заполненных землёй и обмазанных глиной, крыша была камышовая с отверстием для выхода дыма. Особенности этих первых казачьих жилищ прослеживаются и в современных куренях.

САКЛЯ


Каменное жилище кавказских горцев. Строится из глины и керамического кирпича, крыша плоская, узкие окна, похожие на бойницы. Это было и жилище и своего рода крепость. Оно могло быть и многоэтажным, а могло строиться из глины и не иметь окон. Земляной пол и очаг посередине – вот скромное убранство такого дома.

ПУЭБЛИТО


Пуэблито - небольшой дом-крепость на северо-западе американского штата Нью-Мексико. 300 лет назад их построили, как предполагается, племена навахо и пуэбло, которые оборонялись от испанцев, а также от племён юта и команчи. Стены выложены из валунов и булыжников и скреплены глиной. Внутренние помещения также покрыты глиняной обмазкой. Потолки сделаны из сосновых или можжевеловых балок, поверх которых уложены прутья. Пуэблито располагались на высоких местах в пределах видимости друг друга, чтобы обеспечить возможность дальней связи.

ТРУЛЛО


Трýлло – оригинальный дом с конической крышей в итальянской области Апулия. Стены трулло очень толстые, поэтому в жаркую погоду там прохладно, а зимой - не так холодно. Трулло двухъярусный, на второй этаж поднимались по приставной лестнице. Нередко у трулло было несколько крыш-конусов, под каждой из которых – отдельная комната.


Итальянское жилище, причисленное в наше время к разряду памятников. Дом примечателен тем, что возводился по методу «сухой кладки», то есть просто из камней. Это делалось не случайно. Такая постройка была не слишком надежной. Если вытаскивался один камень, она могла полностью развалиться. И все потому, что в определенных местностях дома строились незаконно и при любых претензиях со стороны властей, могли легко ликвидироваться.

ЛЕПА - ЛЕПА


Лепа-лепа – лодка-дом баджао, народа Юго-Восточной Азии. Баджао, «морские цыгане», как их называют, всю свою жизнь проводят в лодках в «Коралловом треугольнике» Тихого океана – между Борнео, Филиппинами и Соломоновыми островами. В одной части лодки они готовят пищу и хранят снасти, а в другой спят. На сушу они выбираются только для того, чтобы продать рыбу, купить рис, воду и рыболовные снасти, а также похоронить умерших.

ТИПИ


Жилища коренных жителей Америки. Это строение было переносным и возводилось из жердей, которые покрывались сверху оленьими шкурами. В центре располагался очаг, вокруг которого сосредотачивались спальные места. В крыше обязательно оставлялось отверстие для дыма. Трудно поверить, но и сейчас люди, поддерживающие традиции коренного населения Америки и по сей день живут в таких шалашах.

ДЯОЛОУ


Дяолоу – укреплённый многоэтажный дом в провинции Гуандун на юге Китая. Первые дяолоу были построены ещё при династии Мин, когда в Южном Китае орудовали шайки разбойников. В более поздние и относительно безопасные времена такие дома-крепости строили, просто следуя традиции.

ХОГАН


Хóган – древнее жилище индейцев навахо, одного из самых многочисленных индейских народов Северной Америки. Каркас из жердей, поставленных под углом 45° к земле, переплетался ветками и густо обмазывался глиной. Нередко к этой простой конструкции пристраивалась «прихожая». Вход занавешивался одеялом. После того, как по территории навахо прошла первая железная дорога, конструкция хогана изменилась: индейцы нашли весьма удобным строить свои дома из шпал.

ЮРТА


Жилище для кочевников – монголов, казахов, киргизов. Чем удобно оно в условиях степей и пустынь? Собрать и разобрать такой дом – дело пары часов. Основа строится из жердей, сверху покрывается циновками. До сих пор пастухи пользуются такими строениями. Наверное, многолетний опыт подсказывает, что от добра добра не ищут.

СЛАВЯНСКАЯ ИЗБА


Бревенчатый дом, постройка славян. Изба собиралась из бревен (так называемый сруб), бревна укладывались по определенному принципу. В доме выкладывалась печь. Топилась изба по-черному. Трубу на крыше стали ставить позже, и тогда уже дым выводился из дома через нее. Срубы можно было разбирать, продавать и выкладывать вторично, возводя новый дом из старого сруба. До сих пор этот метод используется дачниками.

СЕВЕРОРУССКАЯ ИЗБА


Изба на Русском Севере строилась в два этажа. Верхний этаж - жилой, нижний («подклет») - хозяйственный. В подклете жили слуги, дети, дворовые работники, там же были помещения для скота и хранения припасов. Подклет строился с глухими стенами, без окон и две­рей. Наружная лестница вела сразу на второй этаж. Это спасало от заметания снегом: на Севере бывают сугробы по нескольку метров! К такой избе пристраивали крытый двор. Длинные холодные зимы вынуждали объединять жилые и хозяйственные постройки в единое целое.

ВАРДО


Вардо – цыганская кибитка, настоящий однокомнатный дом на колёсах. В нём есть дверь и окна, печь для приготовления пищи и обогрева, кровать, ящики для вещей. Сзади, под откидным бортом, – ящик для хранения кухонных принадлежностей. Снизу, между колёсами, – багаж, съёмные ступеньки и даже курятник! Вся повозка достаточно лёгкая, так что её могла везти одна лошадь. Вардо отделывался искусной резьбой и окрашивался яркими красками. Расцвет вардо пришёлся на конец XIX – начало XX века.

ЯОДУН


Яодун - дом-пещера Лёссового плато северных провинций Китая. Лёсс – мягкая, легко поддающаяся обработке порода. Местные жители это давно обнаружили и испокон веков выкапывали себе жилища прямо в склоне холма. Внутри такого дома комфортно при любой погоде.

ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛЬЁ НАРОДНОСТИ БОНГУ

ДЁРНОВЫЙ ДОМ


Дёрновый дом – традиционная постройка Исландии ещё со времён населяющих её викингов. Его конструкция определялась суровым климатом и дефицитом дерева. На месте будущего дома выкладывались большие плоские камни. На них ставился деревянный каркас, который обкладывался дёрном в несколько слоёв. В одной половине такого дома жили, в другой – содержали домашний скот.

Каким бы нелепым строение не казалось, это дом для того, кто его построил. В этих странных постройках жили люди: любили, создавали семью, страдали и умирали. Через дома этих людей текла жизнь, история со всеми ее особенностями, событиями и чудесами.


Русское жилище - это не отдельный дом, а огражденный двор, в котором сооружалось несколько строений, как жилых, так и хозяйственных. Изба было общее название жилого строения. Слово "изба" произошло от древнего "истба", "истопка". Изначально так называлась основная отапливаемая жилая часть дома с печью.

Как правило, жилища богатых и бедных крестьян в деревнях практически отличались добротностью и количеством построек, качеством отделки, но состояли из одних и тех же элементов. Наличие таких хозяйственных построек, как амбар, рига, сарай, баня, погреб, хлев, выход, мшаник и др., зависело от уровня развития хозяйства. Все постройки в буквальном смысле слова рубились топором от начала до конца строительства, хотя были известны и применялись продольные и поперечные пилы. В понятие "крестьянский двор" включались не только строения, но и участок земли, на котором они располагались, включая огород, сад, гумно и т.п.

Основным строительным материалом было дерево. Количество лесов с прекрасным "деловым" лесом намного превосходило то, что сохранилось сейчас в окрестностях Саитовки. Лучшими породами дерева для построек считались сосна и ель, но сосне всегда отдавалось предпочтение. Дуб ценился за прочность древесины, но он был тяжел и труден в обработке. Его применяли только в нижних венцах срубов, для устройства погребов или в сооружениях, где нужна была особая прочность (мельницы, колодцы, соляные амбары). Другие породы деревьев, особенно лиственные (береза, ольха, осина), применялись в строительстве, как правило, хозяйственных построек

Для каждой надобности деревья выбирались по особым признакам. Так, для стен сруба стремились подобрать особые "теплые" деревья, поросшие мхом, прямые, но не обязательно прямослойные. В то же время для теса на кровлю обязательно выбирались не просто прямые, но именно прямослойные деревья. Чаще срубы собирали уже на дворе или поблизости от двора. Тщательно выбирали и место для будущего дома

Для возведения даже самых крупных построек срубного типа обычно не сооружали специального фундамента по периметру стен, но по углам изб закладывались опоры - крупные валуны или так называемые "стулья" из дубовых пней. В редких случаях, если протяженность стен была много больше обычной, опоры ставили и в середине таких стен. Сам характер срубной конструкции зданий позволял ограничиться опорой на четыре основные точки, так как сруб представлял собой цельносвязанную конструкцию.


В основе подавляющего большинства построек лежала "клетка", "венец", - связка из четырех бревен, концы которых были рублены в связь. Способы такой рубки могли быть различными по технике исполнения.

Основными конструктивными типами рубленых крестьянских жилых строений были "крестовик", "пятистенок", дом с прирубом. Для утепления между венцами бревен прокладывался мох вперемежку с паклей.

но назначение связи было всегда одним - скрепить бревна межу собой в квадрат прочным узлами без каких-либо дополнительных элементов соединения (скоб, гвоздей, деревянных штырей или спиц и т.п.). Каждое бревно имело строго определенное место в конструкции. Срубив первый венец, на нем рубили второй, на втором третий и т.д., пока сруб не достигал заранее определенной высоты.

Крыши у изб были в основном покрыты соломой, которая, особенно в неурожайные годы, нередко служила кормом для скота. Иногда более зажиточные крестьяне возводили крыши тесовые или из драни. Тес изготавливался вручную. Для этого двумя работниками использовались высокие козлы и длинная продольная пила.

Повсеместно, как все русские, крестьяне Саитовки по распространенному обычаю при закладке дома клали деньги под нижний венец во все углы, причем красному углу полагалась более крупная монета. А там, где ставилась печь, не клали ничего, поскольку этот угол по народным представлениям, предназначался для домового.

В верхней части сруба поперек избы располагалась матка - четырехгранная деревянная балка, служащая опорой для потолочин. Матка врубалась в верхние венцы сруба и часто использовалась для подвешивания к потолку предметов. Так, к ней прибивалось кольцо, через которое проходил очеп (гибкая жердь) колыбели (зыбки). Посредине для освещения избы подвешивался фонарь со свечой, а позднее - керосиновая лампа с абажуром.

В обрядах, связанных с завершением строительства дома, существовало обязательное угощение, которое называлось "матичное". Кроме того, укладка самой матки, после которой оставалось еще достаточно большой объем строительных работ, рассматривалась как особый этап в возведении дома и обставлялась своими обрядами.

В свадебном обряде для благополучного сватовства сваты никогда не проходили в дом за матку без специального на то приглашения хозяев дома. В народном языке выражение "сидеть под маткой" означало "быть сватом". С маткой связывалось представление об отчем доме, удаче, счастье. Так, уходя из дома, нужно было подержаться за матку.

Для утепления по всему периметру нижние венцы избы засыпались землей, образуя завалинку, перед которой устанавливалась скамейка. Летом на завалинке и скамейке коротали вечернее время старики. Сверху на потолок обычно укладывалась опавшая листва с сухой землей. Пространство между потолком и кровлей - чердак в Саитовке называлось еще иставкой. На ней обычно хранили отслужившие свой век вещи, утварь, посуду, мебель, веники, пучки травы и пр. Детвора же устраивала на ней свои нехитрые тайники.

К жилой избе обязательно пристраивались крыльцо и сени - небольшое помещение, предохранявшее избу от холода. Роль сеней был разнообразной. Это и защитный тамбур перед входом, и дополнительное жилое помещение летом, и хозяйственное помещение, где держали часть запасов продовольствия.

Душой всего дома была печь. Нужно отметить, что так называемая "русская", а правильнее всего духовая печь - изобретение сугубо местное и достаточно древнее. Она ведет свою историю еще из трипольских жилищ. Но в конструкции самой духовой печи в течение второго тысячелетия нашей эры произошли весьма значительные изменения, позволившие гораздо полнее использовать топливо.

Сложить хорошую печь - дело непростое. Сначала прямо на земле устанавливали небольшой деревянный сруб (опечек), служивший фундаментом печи. На него настилали расколотые пополам небольшие бревна и выкладывали на них днище печи - под, ровный, без наклона, иначе выпекаемый хлеб получится кособоким. Над подом из камня и глины сооружали свод печи. Боковая часть печи имела несколько неглубоких отверстий, называемых печурками, в которых просушивали варежки, рукавицы, носки и т.д. В старину избы (курные) топились по-черному - печь не имела трубы. Дым уходил через маленькое волоковое окно. Хотя стены и потолок становились закопченными, с этим приходилось мириться: печь без трубы была дешевле в строительстве и требовала меньше дров. Впоследствии в соответствии с правилами сельского благоустройства, обязательными для государственных крестьян, над избами стали выводиться печные трубы.

Прежде всех вставала "большуха" - жена хозяина, если была еще не стара, или одна из невесток. Она затопляла печь, открывала настежь дверь и дымарь. Дым и холод поднимали всех. Малых ребят сажали греться на шесток. Едкий дым наполнял всю избу, полз кверху, висел под потолком выше человеческого роста. В древней русской пословице, известной с XIII века, говорится: "Дымные горести не терпев, тепла не видали". Прокопченные бревна домов меньше подвергались гниению, поэтому курные избы были более долговечны.

Печь занимала почти четверть площади жилища. Она протапливалась несколько часов, но, нагревшись, держала тепло и обогревала помещение в течение суток. Печь служила не только для обогрева и приготовления пищи, но и как лежанка. В печи пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, тушили мясо, овощи. Кроме того, в ней также сушили грибы, ягоды, зерно, солод. Нередко в печи, заменявшей баню, парились.

Во всех случаях жизни печь приходила крестьянину на помощь. И топить печь приходилось не только зимой, но в течение всего года. Даже летом нужно было хотя бы раз в неделю хорошо вытопить печь, чтобы испечь достаточный запас хлеба. Используя свойство духовой печи накапливать, аккумулировать тепло, крестьяне готовили пищу раз в день, утром, оставляли приготовленное внутри печей до обеда - и пища оставалась горячей. Лишь в летний поздний ужин приходилось пищу подогревать. Эта особенность духовой печи оказала решающее влияние на русскую кулинарию, в которой преобладают процессы томления, варения, тушения, причем не только крестьянскую, так как образ жизни многих мелкопоместных дворян не сильно отличался от крестьянской жизни.

Печь служила логовищем целому семейству. На печи, самом теплом месте избы спали старики, которые взбирались туда по приступкам - приспособлению в виде 2-3 ступеней. Одним из обязательных элементов интерьера были полати - деревянный настил от боковой стенки печи до противоположной стороны избы. На полатях спали, залезая с печи, сушили лен, пеньку, лучину. На день туда закидывали постельные принадлежности и ненужную одежду. Полати делали высокие, на уровне высоты печи. Свободный край полатей нередко ограждался невысокими перильцами-балясинами, чтобы с полатей ничего не падало. Полати были излюбленным местом детей: и как место для спанья, и как самый удобный наблюдательный пункт во время крестьянских праздников и свадеб.

Расположение печи определяло планировку всей жилой комнаты. Обычно печь ставили в углу справа или слева от входной двери. Угол напротив устья печи был рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом - ступа с пестом, ручные жернова и кадка-квашня для закваски теста. Кочергой выгребали золу из печи. Ухватом стряпуха цепляла пузатые глиняные или чугунные горшки (чугуны), и отправляла их в жар. В ступе она толкла зерно, очищая его от шелухи, А с помощью мельницы перемалывала в муку. Помело и лопата были необходимы для выпечки хлеба: помелом крестьянка подметала под печи, а лопатой сажала на него будущий каравай.

Рядом с печью обязательно висел утиральник, т.е. полотенце и рукомойник. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. В печном углу также находилось судная лавка (судно) или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники - шкафчики, полки для нехитрой столовой посуды: горшков, ковшей, чашек, мисок, ложек. Мастерил их из дерева сам хозяин дома. В кухне нередко можно было увидеть глиняную посуду в "одежде" из бересты - экономные хозяева не выбрасывали треснувшие горшки, корчаги, миски, а оплетали их для прочности полосами березовой коры. Выше размещался печной брус (шест), на который ставилась кухонная утварь и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности. Полновластной хозяйкой печного угла была старшая женщина в доме.


Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавеской из пестрого ситца или цветной домотканины, высоким шкафом или деревянной переборкой. Закрытый, таким образом, печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан". Печной угол считался исключительно женским пространством в избе. Во время праздником, когда в доме собиралось много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности на женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым.

Во время сватовства будущая невеста должна была находиться все время в печном углу, имея возможность слышать весь разговор. Из печного угла она выходила нарядно одетая во время смотрин - обряда знакомства жениха и его родителей с невестой. Там же невеста ожидала жениха в день отъезда под венец. В старинных свадебных песнях печной угол осмыслялся как место, связанное с отцовским домом, семьей, счастьем. Выход невесты из печного угла в красный угол воспринимался как уход из дома, прощание с ним.

В то же время печной угол, откуда имеется выход в подполье, на мифологическом уровне воспринимался как место, где может произойти встреча людей с представителями "иного" мира. Через печную трубу, по поверью, может прилетать к тоскующей по умершему мужу вдове огненный змей-дьявол. Принято было считать, что в особо торжественные для семьи дни: во время крещения детей, дней рождения, свадеб - к печи приходят умершие родители - "предки", чтобы принять участие в важном событии жизни своих потомков.

Почетное место в избе - красный угол - находилось наискосок от печи между боковой и фасадной стеной. Он, как и печь, важный ориентир внутреннего пространства избы хорошо освещен, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла являлась божница с иконами, перед которыми горела лампада, подвешенная к потолку, поэтому его называли еще "святым".


Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. С появлением обоев красный угол нередко обклеивали или выделяли из остального пространства избы. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги и предметы.

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь, как главный предмет мебели, стоял стол на массивных ножках, на которые установливались полозья. Полозья позволяли легко передвигать стол по избе. Его ставили к печи, когда пекли хлеб, перемещали во время мытья пола и стен.

За ним проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья. Каждый день в обеденный час за столом собиралась вся крестьянская семья. Стол был такого размера, чтобы каждому хватило места. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля и устанавливали в красном углу.

"Первый сжатый сноп называли именинником. С него начинали осеннюю молотьбу, соломой его кормили больную скотину, зерна первого снопа считались целебными для людей и птиц. Первый сноп обычно зажинала старшая в семье женщина. Он украшался цветами, его несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконы". Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным представлениям, магической силой сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству.

Всякий, входивший в избу первым делом снимал шапку, крестился и кланялся образам в красном углу, произнося: "Мир дому сему". Крестьянский этикет предписывал гостью, вошедшему в избу, оставаться в половине избы у дверей, не заходя за матку. Самовольное, без приглашения вторжение в "красную половину", где ставился стол, считалось крайне неприличным и могло быть воспринято как оскорбление. Пришедший в избу человек мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы - молодых. В обычные дни здесь за обеденным столом восседал глава семьи.

Последний из оставшихся углов избы, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь стояла лавка, на которой он спал. Под ней в ящике хранился инструмент. В свободное время крестьянин в своем углу занимался разными поделками и мелким ремонтом: плел лапти, лукошки и веревки, резал ложки, выдалбливал чашки и т.п.

Хотя большинство крестьянских изб состояло всего из одной комнаты, не деленной перегородками, негласная традиция предписывала соблюдение определенных правил размещения для членов крестьянской избы. Если печной угол был женской половиной, то в одном из углов дома специально отводилось место для сна старшей супружеской пары. Это место считалось почетным.


Лавка


Большая часть "мебели" составляла часть конструкции избы и была неподвижной. Вдоль всех стен, не занятых печью, тянулись широкие лавки, тесанные из самых крупных деревьев. Предназначены они были не столько для сиденья, сколько для сна. Лавки намертво прикреплялись к стене. Другой важной мебелью считались скамьи и табуретки, которые можно было свободно переносить с места на место, когда приходили гости. Над лавками, вдоль всех стен устраивали полки - "полавочники", на которых хранили предметы домашнего обихода, мелкие инструменты и т.п. В стене вбивались и специальные деревянные колышки для одежды.

Неотъемлемым атрибутом почти каждой избы Саитовки был шест - брус, вделанный в противоположные стены избы под потолком, который посредине, напротив простенка, подпирался двумя сохами. Второй шест одним концом упирался в первый шест, а другим - в простенок. Означенная конструкция в зимнее время являлась опорой стана для тканья рогож и других подсобных операций, связанных с данным промыслом.


Прялка


Особой гордостью хозяек были точеные, резные и расписные прялки, которые обычно ставили на видное место: они служили не только орудием труда, но и украшением жилища. Обычно с нарядными прялками крестьянские девушки ходили на "посиделки" - веселые сельские сборища. "Белая" изба убиралась предметами домашнего ткачества. Полати и лежанку закрывали цветные занавеси из льняной клетчатины. На окнах - занавески из домотканой кисеи, подоконники украшала милая крестьянскому сердцу герань. Особенно тщательно убиралась изба к праздникам: женщины мыли с песком и скоблили добела большими ножами - "косарями"- потолок, стены, лавки, полки, полати.

Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко сундуки имели хитроумные врезные замки. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое.

В этом пространстве жил бедный русский мужик. Часто в зимнюю стужу в избе содержались домашние животные: телята, ягнята, козлята, поросята, а иногда и домашняя птица.

В украшении избы сказывались художественный вкус и мастерство русского крестьянина. Силуэт избы венчали резной

конек (охлупень) и кровля крыльца; фронтон украшали резные причелины и полотенца, плоскости стен - наличники окон, зачастую отражавшие влияние архитектуры города (барокко, классицизм и т.д.). Потолок, дверь, стены, печь, реже наружный фронтон расписывали.


Нежилые крестьянские постройки составляли хозяйственный двор. Часто их собирали вместе и ставили под одной крышей с избой. Строили хозяйственный двор в два яруса: в нижнем находились хлева для скотины, конюшня, а в верхнем - огромный сенник, забитый душистым сеном. Значительную часть хозяйственного двора занимал сарай для хранения рабочего инвентаря - сохи, бороны, а также телеги и саней. Чем зажиточней крестьянин, тем больше по размеру был его хозяйственный двор.

Отдельно от дома обычно ставили баню, колодец, да амбар. Вряд ли тогдашние бани сильно отличались от тех, что и сейчас ещё можно встретить - маленький сруб,

иногда без предбанника. В одном углу - печь-каменка, рядом с ней - полки или полати, на которых парились. В другом углу - бочка для воды, которую нагревали, бросая туда раскалённые камни. Позднее для подогрева воды в печи-каменки стали вделываться чугунные котлы. Для смягчения воды в бочку добавляли древесную золу, приготавливая, таким образом, щелок. Все убранство бани освещалось маленьким окошечком, свет из которого тонул в черноте закопчённых стен и потолков, так как с целью экономии дров бани топились "по-черному" и дым выходил через приоткрытую дверь. Сверху такое сооружение часто имело почти плоскую односкатную кровлю, крытую соломой, берестой и дерном.

Амбар, а нередко под ним и погреб, ставили на виду против окон и поодаль от жилья, чтобы в случае возгорания избы сохранить годовой запас зерна. На двери амбара вешали замок - пожалуй, единственный во всем хозяйстве. В амбаре в огромных ящиках (сусеках) хранилось главное богатство земледельца: рожь, пшеница, овес, ячмень. Недаром на селе говаривали: "Каково в амбаре, таково и в кармане".

QR код страницы

Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение "Сканер QR кода".

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АКСЕНТИССКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»

Методическая разработка учебного занятия по изобразительному искусству

«
крестьянского дома.
Коллективная работа. ПРОЕКТ: «Проходите в избу»

5 класс

Выполнила: Полетуева Светлана Борисовна

учитель изобразительного искусства

Аксентис

2015 год

Уроки 6–7

Интерьер и внутреннее убранство
крестьянского дома.
Коллективная работа «Проходите в избу»

Цели:

1. Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой.

2. Развивать творческую и познавательную активность.

3. Формировать практические навыки работы с пластилином, умение работать в малом коллективе (группе).

4. Продолжать формировать понятие о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта.

5. Воспитывать любовь к Родине и народной культуре.

Оборудование и материалы:

1. Примеры интерьеров крестьянского жилища.

2. Иллюстрации к русским сказкам, былинам, загадкам.

3. Художественные материалы.

4. Схемы-таблицы с изображением элементов русской печи, «красного угла».

План урока 6

1. Беседа об интерьере русской избы.

2. Знакомство с ее жизненно важными центрами, кругом предметов быта и труда, включенных в это пространство.

3. Постановка художественной задачи.

4. Самостоятельный подбор иллюстративного материала для выполнения эскиза.

5. Практическое выполнение задания.

6. Подведение итогов и выбор эскизов для коллективной работы.

План урока 7

1. Формирование групп.

2. Постановка художественной задачи по выполнению макета интерьера русской избы (лепка).

3. Работа в малых группах над выбранной композицией и её деталями.

4. Подведение итогов и защита работ «Кто в избушке живет?».

Ход урока

Беседа.

Учител ь. Давайте вспомним тот урок, когда мы знакомились с традиционным русским жилищем – избой.

Сколько сил и умения вкладывали наши предки в строительство.

Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его ни украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага.

Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она-то и дала название всей постройке – «изба».

«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» – гласит русская пословица. Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома.

Интерьер крестьянской избы с печью

Русская печь со временем приобрела массу удобных приспособлений. Например, шесток-полочку перед устьем (отверстием) печи, на котором хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу. На шестке в сторонку сгребали раскаленные угли для следующей растопки. В боковой стене печи делали неглубокие нишки-печурки, где обычно сушили мокрые рукавицы, лучину.

В теплом опечье в зимнее время держали домашнюю птицу.

С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.

В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки.

Ребята вспоминают: Емеля – «По щучьему велению»; Илья Муромец; Колобок; «Гуси-лебеди», Баба Яга во всех сказках лежала на печи и др.

Расположение печи определяло планировку избы. Ее обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом – ступа с пестом и ручная мельница.

Давайте вместе догадаемся, для чего они служили.

Тут нам опять помогут сказки или, может быть, ваши поездки к бабушке в деревню, где многие эти предметы используют и поныне.

Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома.

Имелось в крестьянском жилище и немало плетеной утвари – корзин, лукошек, коробов.

Почетное место в избе – «красный угол» – находилось по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Само слово «крестьянин» произошло от «христианин».

Красный угол избы

Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами.

В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых.

В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.

Угол напротив печи, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. Под ней, в ящике, хранился инструмент. Здесь крестьянин занимался поделками и мелким ремонтом.

Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и все. (Привычные для нас шкафы, стулья, кровати появились в деревне только в XIX в.)

Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья.

Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали. А знаете, чем они отличались от скамьи?

Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.

Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко на сундуках делали хитроумные врезные замки.

Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.

Постановка задачи.

Учитель . А теперь давайте посмотрим, какие иллюстрации вы принесли.

Используя их, придумайте свою композицию интерьера избы.

Работы учащихся

Работа над выбранной композицией.

На втором уроке учащиеся в заранее подготовленной для макета коробке (можно в коробке убрать 2-е стены и сделать угловую композицию), используя пластилин, создают макет внутренней обстановки русской избы, предметов быта и труда (следует напомнить о полотенце и прялке, найти им место в композиции).

Подведение итогов урока.

В конце урока каждая группа рассказывает, кто живет в этой избушке (Дед, Баба и курочка Ряба; Емеля; три медведя; Снегурочка и т. п.). В интерьер можно поместить принесенные игрушки, которые будут выполнять роль жильцов.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения