«Музыкальная культура и традиции казаков Ставрополья. Технологическая карта урока музыки "Кирилл и Мефодий. Народные музыкальные традиции Отечества" Музыкальные традиции отечества

Военная музыка России организационно оформилась на Московской земле в 1547 г. и с тех пор всегда была и остается камертоном души российского военнослужащего.

Созданная в армии и для армии военная музыка России стала уникальным явлением в музыкальной культуре страны. В произведениях, написанных для военных духовых оркестром, нашли яркое отражение героическая история нашего народа и высокие достижения в области художественной культуры.

История военной музыки в России

Военная музыка существовала на Руси с глубокой древности. Но лишь при Иване IV в 1547 г. впервые был создан Приказ Большого Дворца для управления военной музыкой России.

Петр I придавал большое значение военной музыке, как средству для укрепления воинской дисциплины и подъема морального и боевого духа войск. Первые военные оркестры возникли при образовании первых российских полков – Семеновского и Преображенского. Именно эти оркестры играли на парадах в честь победы в Северной войне, а марш Преображенского полка стал со временем неофициальным гимном Российской Империи.

Во времена царствования Елизаветы Петровны отличившиеся в боях полки стали наряду со знаменами и орденами награждать серебряными георгиевскими трубами как символами воинской доблести и славы. Эта традиция надолго закрепилась в российской армии.

В период царствования Екатерины II произошло увеличение штатов полковых оркестров. Военно-патриотическое и социально-культурное значение военной музыки особенно возросло в период русско-турецких войн. Выдающийся российский полководец А.В.Суворов произнес крылатую фразу: «Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил».

Развитие музыкального искусства в начале XIX века во многом определилось событиями Отечественной войны 1812−1814 гг. Военные марши, звучавшие во время сражений, стали символами доблести российского войска. Патриотический порыв, рост национального самосознания, связанный с освободительной войной против Наполеона, ярко проявился в сфере военной музыки. Возникло множество героико-патриотических произведений и среди них марши О.А.Козловского, Н.А.Титова, К.А.Кавоса, Ф.Антонолини, А.А. Дерфельда и другие.

Во второй четверти XIX века в России в полосу расцвета вступают дарования А.С.Даргомыжского, М.И.Глинки, А.А.Алябьева и других композиторов. В это время делаются первые шаги к созданию оригинальных произведений для духовых оркестров. Сохранилось крылатое выражение того периода: «Военный оркестр – это визитная карточка полка».

Особое влияние на развитие военно-оркестровой музыки оказала деятельность Н.А.Римского-Корсакова на посту инспектора «военно-музыкальных хоров» Морского ведомства. Проводившиеся им на флоте преобразования составов военных оркестров и организация подготовки кадров для них послужили отличным примером для подражания при проведении подобных реформ в армии.

Во второй половине XIX века использование военной музыки в бою становилось ограниченным в связи с увеличением плотности огня и маневренности войск, произошедшего вследствие развития военной техники и вооружения.

В 1882 году в Санкт-Петербурге был создан первый в России военный оркестр, в обязанности которого входило не только обеспечение военных ритуалов, но и участие в протокольных государственных церемониях. Музыканты оркестра с успехом играли во дворцах и во время приемов иностранных послов и мероприятиях, проходивших в высочайшем присутствии.

В ходе русско-японской и Первой мировой войны военные оркестры принимали активное участие в войсковых операциях. Многие отечественные военные музыканты пали на полях сражений, а отличившиеся воинские подразделения нередко награждались серебряными георгиевскими трубами. В мирные дни военные оркестры продолжали участвовать в строевом обучении войск, в многочисленных парадах, в музыкальном оформлении воинских ритуалов.

Послереволюционные годы XX века стали периодом стихийного возникновения военных оркестров, в большинстве своем не способных отвечать стоящим перед ними задачам. Для централизованного управления деятельностью военных оркестров в 1919 году создано Бюро военных оркестров Красной Армии и Флота.

Именно в этот период была создана «кремлёвская музыкальная команда» гарнизона Московского Кремля, ставшая со временем профессиональным коллективом – Президентским оркестром России.

Увеличение численности Красной Армии в 1930−е годы диктовало рост потребности в военных музыкантах. Поэтому в этот период значительно увеличилась сеть военно-учебных заведений, в числе которых был создан и военный факультет Московской государственной консерватории.
В этот же период военные оркестры привлекаются к работе на радио, записям грампластинок и музыки к кинофильмам.

В годы Великой Отечественной войны военные оркестры выступали с концертами по радио и на передовой, поднимая боевой дух солдат. В репертуарах военных оркестров преобладали произведения отечественных композиторов, а также народная музыка, но основой репертуара оставались марши.

В послевоенные годы духовая музыка наряду с массовой песней остаются на авансцене отечественной культуры.
Заметно расширился круг воинских ритуалов, повседневная исполнительская практика военных оркестров: музыкальное оформление торжественных мероприятий и парадов, боевая учеба войск, войсковые маневры и смотры. Стали традиционными конкурсы, праздники и фестивали военной музыки.

Начиная с 60−х гг. XX века армейские и флотские оркестры нашей страны становятся постоянными участниками международных фестивалей духовой музыки и начинают выезжать в зарубежные страны.

Благодаря высокому уровню исполнительского мастерства и творческого потенциала, военные музыканты сыграли заметную роль в развитии отечественного музыкального искусства.

В современный период военные оркестры обеспечивают не только проведение воинских ритуалов, но и принимают активное участие во всех значимых общественных мероприятиях, проводят большую концертную и просветительскую работу.

Наша среда online — Природно-климатические и социально-культурные особенности того или иного региона наложили особый отпечаток на мелодику, интонацию и манеру исполнения песен. Все это обусловило некоторые отличительные черты и типологию песенного фольклора той или иной местности. Сложились так называемые местные традиции песенного фольклора, под которыми понимается совокупность условий бытования, черт стиля и приемов исполнения, придающих своеобразие и характерные отличительные свойства песенному фольклору определенного народа в одной ограниченной местности.

В русском песенном фольклоре современные исследователи выделяют по крайней мере семь основных стилевых географических зон: северно-русскую, южно-русскую, среднерусскую, западно-русскую, средне-волжскую, уральскую и сибирскую. В отдельную группу также выделяют казачий песенный фольклор, в котором также можно выделить традиции донских, оренбургских, терских казаков, хотя в целом музыкальная культура качества соответствует южно-русским фольклорным традициям. Однако внутри южно-русской культуры в силу особенностей заселения территорий, примыкающих к Дону и Кубани, сложилось множество своеобразных песенных традиций. Так, песенный фольклор Кубани очень неоднороден. В нем соединились черты и украинского мелоса, и среднерусских традиций. Достаточно цельными и самостоятельными являются традиции, сформировавшиеся в казачьей среде до ХVIII столетия, когда на эти территории еще не приехали выходцы из других регионов России.

Особый интерес представляет западно-русская традиция, поскольку в ней сохранились архаичные черты славянского мелоса. Географически к ареалу данной традиции можно отнести территории современных Брянской и Смоленской областей и близлежащие районы Орловской, Калужской и Псковской областей. Основными центрами западнорусской народной традиции является Брянск и Смоленск. Особенности русской песенной культуры здесь тесно взаимодействуют с родственными песенными традициями Украины и Белоруссии. Заслуга в исследовании песенного фольклора этих областей принадлежит музыкантам-этнографам В.М. Щурову и А.И. Соболевскому.

Календарная песня Брянской области «На грядной недели» в исполнении Натальи Долгалёвой

В западно-русской традиции можно также легко обнаружить родственные черты с песенными традициями западных славян, что является уникальным явлением для русского фольклора и свидетельствует о глубинности ее национальных корней. Архаичность и неизменность музыкальных форм в народном искусстве русского Запада отчетливо проявляется одновременно во всех признаках местных интонационно-гармонических и исполнительских традиций. Яркой отличительной чертой бытования фольклора в данной местности является опора на праздничную культуру, фольклор сохраняется в контексте системы календарных обрядов, сопровождающихся пением. Песенный фольклор существует в рамках хорошо сохранившихся традиций празднования таких календарно-земледельческих обрядов, как Рождество, Масленица, Сороки, Семик, Иванов день, Дожинки. Достаточно распространенными являлись здесь и песни, знаменующие начало того или иного вида сельскохозяйственных работ, например, обряд первого выгона скота («Егорьевские песни»), прополочные, песни жатвы и др. Качественно определенными чертами обладал и местный свадебный обряд. Песни, характерные для данного региона, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Наиболее часто используемые инструменты-сопровождения – скрипка, сдвоенная дудка, флейта Пана, колесная лира.

Народные песни Смоленской области.

В музыкально-стилевых формах календарных, свадебных и хороводных песен западно-русской традиции преобладают архаические элементы. К ним относятся: силлабический строго цензурованный стих; гетерофония в многоголосии (либо использование бурдона); система ограниченных по диапазону звукорядов, связанных с простейшими ладовыми формами; равномерный музыкально-слоговой ритм с минимальными распевами слогов; четко расчлененные простые структуры; попевочные мелодические образования.

Сама манера вокализации в западно-русской традиции очень индивидуальна. Для нее характерна звонкая прямая подача звука в среднем регистре, завершение строф длительным, тщательно выстроенным унисоном, использование выкриков – возгласов (гуканий) в середине и конце музыкальных фраз. Можно с уверенностью сделать вывод о том, что западно-русская традиция строго сохранила в себе архаичные Славянские черты и в меньшей степени испытала воздействие межкультурных контактов, следы которых этнографы часто обнаруживают в других песенных традициях.

Второй крупной региональной системой песенного фольклора можно считать музыкально-поэтические традиции русского Севера. Географически они распространены на территориях современных Новгородской, Архангельской, Ленинградской и Вологодской областей. Частично эти традиции продолжают бытовать у представителей славянского этноса, проживающих на территориях Коми, Карелии и Кольского полуострова. Некоторые стилевые особенности северо-русской песенной традиции можно также обнаружить в северных районах Костромской и Кировской областей. Формированию единой традиции способствовало доминирование Новгородского княжества. На этих территориях в меньшей степени сказались последствия междуусобиц XII–XIV вв., здесь в меньшей степени проявились отрицательные последствия крепостного права. Вместе с тем на развитие северных песенных традиций особое влияние оказали суровые природные и уникальные социально-культурные и бытовые условия – преобладание рыболовства и охоты над земледелием, традиционные торговые и культурные связи с западными славянами и представителями финно-угорского этноса, а также другими культурами благодаря торговым связям посредством беломорского судоходства. Все эти культурные контакты создали возможность для появления разнообразных ассимиляционных процессов, что сформировало уникальные черты и особенности северно-русской песенной традиции.

Важнейшей особенностью северной фольклорной традиции является преобладание эпических песенных жанров в сольной сказительской форме. Этнографам удалось зафиксировать в достаточно развитой и полной форме многочисленные былины, баллады, духовные стихи, небылицы, скоморошины. Они были записаны на территориях Заонежья, по берегам Пинеги, Мезени и Печеры. Очень ярко проявляется в большинстве жанров северного фольклора эпическое начало. Эпическая манера наложила отпечаток и на стилевые особенности северных плачей и причитаний. На Севере распространены весьма разнообразные и сложные по хореографическому рисунку хороводы. Медленные хороводные песни северного региона отличаются степенным, повествовательным характером музыкального языка. Это в целом соответствует эпическому складу северной народной музыкальной культуры. Для сопровождения песенного фольклора на русском Севере чаще всего употреблялись гусли и пастушеские трубы. Применялись и инструменты более позднего происхождения, наиболее популярными из которых были местные разновидности гармоник – тальянки, трехрядки.

Песни Русского Севера, Архангельская область, Мезенский район, посёлок Каменка

Музыкальная стилистика северного песенного фольклора близка эпическим жанрам сказателей. Для нее характерно распевание тонического (акцентного) стиха. Ритмическая организация напева чаще всего связана с использованием трех постоянных ударений. Именно такой тип стиха распространен в северном эпосе, причитаниях, свадебных и хороводных песнях. Их проявление легко можно обнаружить и в лирических песнях северных областей. Сочетание напева с тоническим стихом обусловило метроритмическое своеобразие песен этой местности. В северном регионе для эпических и свадебных песен типичны размеры 11/4 и 9/4. Наиболее яркой особенностью ладовой организации северных песен стала опора на уменьшенные интервалы (уменьшенную квинту и уменьшенную кварту). Преобладающий тип многоголосной песенно-хоровой фактуры – усложненная гетерофония с «пучкообразным» расслоением голосов между мелодическими «узлами». В композиционном отношении для песенного фольклора северного региона характерно широкое использование развернутых однофразовых и двухфразовых структур. Вокальный ансамбль, согласно местным традициям певческой манеры, отличается двухрегистровым звучанием, в котором октавное удвоение основной мелодии (в легком головном регистре) проходит либо в верхнем, либо в среднем голосе. В гармоническом отношении голоса звучат собранно и достаточно мягко. Строгость, сдержанность, степенность эпического строя северного народного песенного творчества проявляется и в самой музыкальной стилистике, а также в исполнительской манере, столь характерной для строгих этнических эстетических канонов данного региона.

Южно-русская народная музыкальная культура представляет собой самобытнейший пласт отечественной культуры, это особая песенная традиция, вобравшая в себя черты иных регионов, но создавшая уникальные ладогармонические и полифонические сочетания. Южно-русская традиция характерна для регионов, расположенных к югу от реки Ока вплоть до границы с Украиной. Характерные черты этой манеры проявляются в песенном фольклоре и манере вокализации у населения Белгородской, Курской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской областей. Элементы этой песенной традиции часто проявляются также в фольклоре восточных районов Орловской и Калужской областей, юга Тульской и Рязанской областей, а также в фольклоре русского населения, проживающего на северо-востоке Украины в Харьковской, Полтавской и Сумской областях. Южно-русская песенная традиция в целом сложилась в XVII–XVIII столетиях. Исторически это было связано с освоением земель дикого поля и лесостепных районов в верховьях Дона. Такие условия бытования фольклорной традиции предопределили ее основные черты, связанные с опорой на хореографию, что проявляется в значительном количестве фольклорного материала плясового характера. Хороводные песни Юга также очень распространены, но они теснее связаны с крестьянским трудом и праздниками крестьянского календаря. Плясовые по характеру «карагоды» и «танки» распространены во всех регионах Юга России. Эти специфические песни с движением, как правило, имеют характерный припев со словами «лели, лёли». Сам по себе он связан с древнейшей любовной магией, поскольку содержит обращение к языческим богам. Именно этим фактом можно объяснить распространенное в регионе название этих песен «лелюшки» или «алелешные» песни. Причем все равно среди данной категории песен преобладают плясовые «лелюшки», особенно они характерны для свадебного обрядового действа.

«У наших ворот», народная песня Воронежской области. Исполняет Академический хор русской песни «Песни России» п/у Елены Кутузовой

Гораздо реже можно встретить медленные, чинные ритуальные песни. Они исполняются обычно только в самые драматичные моменты свадебного действа, когда невеста покидает родительский дом или ей расплетают косу. В свадебном обряде Юга причитания либо вовсе отсутствуют, либо занимают очень скромное место.

Характерной особенностью лирических песен Юга является то, что они в большинстве своем содержательно исполняются от лица мужчин или передают переживания мужчины. Поэтому южно-русская лирика имеет мужественный оттенок, ярко проявляющийся при исполнении песен мужскими ансамблями. Вообще мужское ансамблевое исполнительство чрезвычайно характерно для южно-русской традиции. Из сопровождающих пение народных инструментов на юге России распространены кугиклы, двойная жалейка и дудки. В основе музыкального стиля южно-русской песенной культуры, так же, как и в северной, лежат особенности народного стихосложения. Южно-русские напевы находятся в тесной ритмической и структурной взаимосвязи с мерно-цезурированным стихом. Этот стих родственен силлабическому, с постоянной цезурой, типичному для западно-русской манеры. Однако на Юге он отличается частым варьированием количества слогов в стиховых периодах. Это становится возможным в результате дробления или укрупнения основных единиц слогового ритма. Все это сказывается на ритме мелодии: ритмика южно-русских песен очень импульсивна. В ней широко используются дробные рисунки и синкопы.

Русская народная песня Воронежской области в записи М.Е.Пятницкого»Кукушка рябая» и Частушки «Кува,кува». Воронежский хор. Солистка Раиса Помельникова.

Очень богата хоровая партитура песен. Она во многих случаях имеет трехголосную основу с подголосками. Голоса находятся в тесном расположении, женский состав поет преимущественно в низком и среднем регистрах, а мужчины в высоком. На основании этого можно говорить о своеобразии местного ладового мышления. Здесь очень характерно использование ладов с опорой на увеличенную кварту. Иногда звукоряд всей песни состоит всего из четырех звуков, расположенных друг от друга на расстоянии большой секунды, тем самым крайние звуки звукоряда образуют тритон. В мелодии песен также нередки тритоновые интервалы, образующие несколько угловатые ходы. Вообще исполнительскую традицию отличает резкость, звонкость, зычность открытой вокальной манеры. Иногда мастера-песельники украшают напевы особыми короткими призвуками («иканьями») флажолетного тембра в высоком регистре.В целом характер южно-русской песенной манеры можно описать как повышенно-экспрессивный, открытый и выраженно-эмоциональный, отличающийся большой непосредственностью в выражении чувства.

Как отдельную оригинальную традицию можно рассматривать казачий песенный фольклор. Наиболее ярко она проявилась в искусстве донских казаков, хотя в целом данная традиция не выходит за пределы южно-русской культуры, являясь ее ответвлением. Для песенного фольклора донских казаков, так же, как и в южно-русской культуре, очень характерны такие формы бытования, как плясовой хоровод, свадебная игра, календарные празднества, насыщенные плясовыми напевами. Здесь также распространена лирическая песня мужественного воинского склада. Яркими стилевыми особенностями являются многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска в условиях напряженной голосовой тесситуры и открыто эмоциональная активная форма вокализации. Наряду с этими исполнительскими приемами пению донских казаков присущи и уникальные черты. Репертуар донских казаков насыщен песнями воинского содержания. В них рассказывается о подвигах казаков в сражениях с врагами отчизны. Уникальным для русского фольклора является исполнение героического эпоса в многоголосном ансамблевом распеве.

Свадебная песня Донских казаков «Туман яром». Исполняет Народный ансамбль казачьей песни «Благовестъ», г.Волгоград.

Свадебный обряд донских казаков эклектичен, поскольку он формировался в ХVIII в., после реформ Петра I. В целом обряд испытывает воздействие украинской культуры, но вобрал в себя и элементы северных и западных регионов Руси.

Отличительным признаком казачьего пения, своеобразной визитной карточкой этой манеры можно выделить виртуозный орнаментальный подголосок – «дискант». Наиболее интересен он в исполнительской манере жителей среднего Дона. Он исполняется тенором и альтом при вокализации гласных «о-а-е», при этом голосом выводятся сложнейшие мелодические обороты. Для песенной традиции донских казаков также характерно преобладание пентатоники. Она присутствует как в чистых, так и в усложненных формах, что формирует неповторимый фольклорный стиль. Для казачьих песен характерна также чеканная ритмика. В исполнительской трактовке доминирует энергичная импульсивная подача музыкального материала. Пение часто сопровождается богатой жестикуляцией. Иногда казаки резкими взмахами руки отбивают такт. Воодушевленная лихая манера подчеркивает волевую активность пения. В ряде случаев их исполнительская манера приобретает бравый, озорной характер. Все основные особенности песенной традиции донских казаков сложились в условиях казачьей вольницы и закрепились в воинской станичной общине ХVIII–XIX вв. В среде кубанского казачества также возможны социально-культурные различия, вызванные историческими и социально-политическими процессами. При общей ориентации на южно-русскую песенную культуру музыкальные традиции очень неоднородны. В искусстве кубанских казаков заметно проступают некоторые общие местные черты, что проявляется и в особенностях песенного репертуара (наличие протяжных песен, в иных районах не встречающихся), и в своеобразии музыкального стиля (поддержка верхним подголоском нижнего ведущего голоса, имеющего относительно закругленную структуру), и в характере исполнения, более мягком, нежели у донских станичников.

Донская казачья песня «Как донские казаки» в исполнении терцев (И.Петров, Л.Белов, Р.Даруев)

Уральские (яицкие), оренбургские, а также астраханские казаки в целом следуют художественным традициям донского войска. В то же время уникальной особенностью астраханского казачества является присутствие в местном песенном репертуаре рыбацких трудовых артельных песен. Вокальные традиции терских казаков отличаются светлой, лиричной исполнительской манерой, преобладанием гармонической фактуры в ансамблевых вариантах песен. В этой традиции нет орнаментального подголоска. В песнях плясового характера отчетливо ощущается влияние музыкальной ритмики кавказских народностей. Возможно сопровождение пения и танца выбиванием ладонями по пустому тазу характерных плясовых ритмов. Особую культуру в среде казаков несут жители станицы Некрасовская. Они долго жили в Турции в изгнании, пока в начале 1960-х гг. не вернулись в Россию. Пребывание их в исламской стране наложило отпечаток на все виды художественного творчества, и даже на традиционный костюм. Сложилась у них и особая манера исполнения старинных русских песен, в основном донского казачьего происхождения. Они распеваются хором в гетерофонном складе с обильным использованием ориентальной мелизматики. В типичной для ряда восточных певческих школ манере их пение имеет несколько носовое звучание с остро и прямо посылаемым звуком.

Ведущее же место принадлежит среднерусской традиции. Географически она сконцентрирована вокруг Москвы и прилегающих областей, то есть распространена в Московской, Владимирской, Нижегородской и других центральных областях. Ее возникновение приходится на период укрепления Московского государства в ХVI–ХVII вв. Позже к этой песенной традиции стали относить и музыкальный фольклор Ивановской, Ярославской и Тверской областей. Черты и центральной, и южно-русской культуры несет в себе фольклор Калужской, Тульской и Рязанской областей. Важнейшей характеристикой фольклора центра России было преобладание жанра лирической песни. Произведения этого характера явно преобладают. Лирическая песня центра России несет в себе и особую идейно-художественную нагрузку. На всех, даже на инструментальных произведениях ощущается явное тяготение к лирике. Это сказывается на структуре и эстетических особенностях свадебного обряда: в нем преобладает лирическое настроение. Лирические песни становятся фактически драматургическим ядром свадебного обряда. Еще одним доминирующим жанром свадебного обряда являются величальные песни, хотя они носят очень жизнеутверждающий, бодрый характер и часто сопровождаются плясовыми движениями. В этом проявляется близость с южно-русской традицией. Среди хороводных песен центра России преобладают плавные, неторопливые. Они также очень лиричны. Для среднерусского хоровода очень характерно участие солистов танцоров, подкрепляющих смысл песни плясовыми движениями.

Лирическая песня Тверской области «Жавороночек»

Их выразительные движения руками в фольклорной традиции называются «рассуждениями». Спокойствие является важной особенностью песенной традиции среднерусского фольклора. Песни более поздних жанров (кадрильные и частушки) также исполняются спокойно, неторопливо, с мягким лирическим настроением. Среднерусская вокальная манера приближается к академической, сохраняя некоторые характерные народные особые черты, к которым относятся артикуляция, близкое к разговорному произнесение слова. Среднерусские песни звучат преимущественно в среднем и высоком регистрах, очень мягко и собранно.

Протяжная покосная песня. Собрано в Калужской области. Фольклорный ансамбль Московской ГК. Художественный руководитель: Наталья Гилярова. Москва.

Как особенный компонент системы русского фольклора можно выделить народную музыкальную традицию среднего Поволжья. К ней относится фольклор Ульяновской, Самарской, Саратовской и Пензенской областей. Частично они проявляются в пении русского населения Татарии, Башкирии, Мордовии, Чувашии и Марий Эл. Эта песенная традиция сформировалась в XVI – начале XVIII столетиях. Ее появление обусловлено процессами заселения южных и юго-восточных окраин России. Песенная традиция Поволжья сильно отличается от традиций других регионов, поскольку на ней сказалось влияние соседних финно-угорских и тюркских народов. Резко отличаются от иных территорий и условия хозяйствования, которые отразились в содержании песенного творчества. Сравнительно более суровые природные условия, развитие, помимо крестьянского, промышленного производства предопределило, в частности, отсутствие плясовых движений и ритмов в песенной культуре Поволжья. Вместе с тем преобладающими являются медленные хороводы («круги»). Они обычно приурочены к определенным датам крестьянского календаря (в основном, к весенним праздникам). Такая приуроченность является местной особенностью, родственной южно-русской культуре. Для свадебного обряда Поволжья характерно преобладание песен лирического содержания. Они исполняются в умеренном темпе, что сближает волжскую певческую манеру со среднерусской. В свадебном обряде также большое место занимают плачи и причитания невесты, что в большей степени сближает его с обрядом севера России. Сходство с южной традицией прослеживается в величальных песнях. Песни Поволжья имеют развитую многоголосную фактуру с преобладанием гармонических средств. Характер же звучания песен очень своеобразен. Для него характерно широкое расположение голосов с использованием мягкого среднего и легкого головного регистров. Преобладающим является пение «тонкими голосами», благодаря которому достигается особая прозрачность, «воздушность» хоровой звучности. Относительную самостоятельность приобретает высокий верхний подголосок, который часто дублируется в октаву одним из нижних голосов. Подобная манера предопределяет ассоциации с северным многоголосием. Таким образом, в песнях проявляются многие общенациональные черты русского музыкального фольклора. Важной особенностью является развитая, широкая по диапазону мелодия, которая становится важнейшим средством выразительности. Ведущими жанрами являются мужские песни вольницы и воинская лирика. Сама терминология исполнения песни, связанная с рассказыванием («сказать песню»), предполагает ее эпический характер. Часто пение сопровождается саратовской гармоникой, реже – балалайкой, скрипкой и тростниковыми дудками. В целом музыкально-образный строй средневолжской традиции отличают широта, полнокровность и сдержанность в выражении чувства.

Русская народная песня «Волга-реченька глубока». Исп. Наталия Муравьева

Особую художественно-эстетическую разновидность представляет собой русский музыкальный фольклор, бытующий на обширной территории, расположенной за Уралом в Сибири и на дальнем Востоке. Особенности заселения этой территории русскими обусловили его разнообразие и многовариантность. В сибирском фольклоре существуют несколько достаточно обособленных и самобытных традиций. Среди них можно выделить фольклор старожилов. Он принадлежит потомкам тех, кто поселился в Сибири в ХVII – начале ХVIII вв. Еще одну группу представляет песенная культура староверов. Среди них выделяется песенная традиция «семейских», проживающих в Забайкалье, и «поляков», осевших на Алтае после указа Екатерины II. Особую культурную традицию представляют обычаи сибирского казачества, отдельную группу представляют песенные традиции поздних переселенцев.

Наибольший интерес представляет традиция старожилов. Она доминирует в местном фольклоре. Все остальные, более поздние традиции фактически сложились под ее влиянием. Эта манера исполнения народной песни встречается на Алтае, в Томской области, на Илиме, Нижней Тунгуске. Основное ее качество – большая собранность, строгость и суровость. Песни старожилов часто звучат в предельно низком, «угрюмом» регистре, для них характерен медленный или достаточно умеренный темп. К стилевым признакам сибирского многоголосия можно отнести параллелизм терций при ведущей роли нижнего голоса; широкое использование миксолидийских, дорийских ладовых красок. Характерна также опора на обиходный звукоряд. Песенные строфы, как правило, отделены одна от другой. Внутри песенных строф типичны цезуры-паузы, членящие музыкальную мысль. Нередко они попадают на середину слова. На свадьбе, обряд которой близок к северному, звучат строгие по характеру, степные песни лирического либо лиро-эпического содержания. Преобладающей являетсяпротяжная «проголосная» песня.

По диким степям забайкалья Xор им. Пятницкого

Совсем иной представляется песенная традиция семейских. Они являются потомками старообрядцев Забайкалья. Художественный колорит этих песен очень яркий и броский. Песни семейских имеют бодрый, волевой характер. Стилевая особенность их насыщена по звучанию, фактура многоголосна. В основе многоголосья доминирование двух ведущих певцов – баса и тенора. Остальные участники ансамбля заполняют звуковое пространство между этими крайними голосами. Тесное расположение голосов и их взаимодействие по принципу контрастной полифонии приводит к тому, что в хоровой фактуре по вертикали постоянно возникают терпкие, жесткие созвучия. Поэтому, несмотря на «спокойный» средний регистр, песни звучат весьма напряженно и насыщенно. В фольклоре семейских, проживавших в инокультурном окружении оказались законсервированными некоторые средневековые традиции певческого искусства, столь интересные для современных исследователей.

Очень оригинальна традиция алтайских казаков. Эта традиция очень близка манере вокализации, распространенной у казаков Дона, Урала, Терека. Однако для сибирских казачьих песен свойственны мягкость и лиризм. Алтайские казаки поют в низком грудном регистре, негромко, как бы напевая. Песни так же имеют развитую многоголосную фактуру. У поздних переселенцев Сибири особенности песенной манеры проявляются, прежде всего, в репертуаре. Многие обрядовые песни наследуют традиции исполнения той местности, откуда прибыли переселенцы. Лирический же песенный репертуар близок традициям старожилов.

В сибирском репертуаре также преобладают тюремные песни, что связано с особым социально-политическим статусом местного края. В музыкальном фольклоре Урала (Пермской, Екатеринбургской, Челябинской областей) соединяются традиции Севера, Поволжья и Сибири. Поскольку освоение уральских земель осуществлялось, главным образом, переселенцами из северных районов (Новгорода, Архангельска, Вологды, Костромы, Вятки) и верхнего Поволжья, мелодические особенности данных регионов были привнесены на уральскую землю. Уральский фольклор также испытал воздействие культуры аборигенных районов, а также переселенцев с юга России, ассимилированных в русской среде. Кроме того, на уральский фольклор оказали влияние песенные традиции народов Поволжья. В результате сформировалась особая народная музыкальная культура Урала. Местная манера исполнения песен проявляется в характерном произнесении слов в процессе пения (со смягчением шипящих согласных). Крайне сложной и прихотливой является метроритмика уральских свадебных песен, чередующая двухдольные, трехдольные, пятидольные, семидольные построения.

Каждая из перечисленных песенных традиций уникальна и самобытна, хотя они находятся в постоянном взаимодействии. Некоторые песенные традиции получили большее географическое распространение и образовали своеобразные зоны певческого искусства.

Юрий Александрович Толмачев,
Заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный работник культуры РФ, профессор

Публикуется по: Народное музыкальное творчество: учебное пособие / Ю.А.Толмачев. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос.техн. ун-та, 2006

Старинные русские народные песни, собранные в фольклорных экспедициях в разных областях России 1970-х — 2000-х гг., в том числе казачьи и частушки, исполняет кандидат филологических наук, научный сотрудник Института Славяноведения, участник фольклорного ансамбля «Посолонь» Лидия Гаврюшина.
Записано в деревне Раменье Селижаровского района Тверской области 17 августа 2012 года.
Съемка — Александра Кириллина

Музыкальные традиции моей семьи. Частушки.

Вечеринка" href="/text/category/vecherinka/" rel="bookmark">вечеринки , и когда просто одиноким вьюжным зимним вечером хочется петь, аккомпанируя себе на фортепиано. Особый почет у нас отводится – народным русским песням. Знаем их множество, поём, раскладывая песню на голоса, мужские, женские, детские... и всё-таки об одном жанре русской музыки, любимом всеми членами нашей семьи, мне хочется рассказать подробнее:

«В песне радость, в песне горе,

В песне и весельице.

Только в песне нахожу

Сердечку утешеньице» -

узнали? Конечно это частушки! Нет такого человека в России, который не знал бы частушек. Не помнил хотя бы одну из этих, то озорных, то грустных песенок, будь он городской житель или деревенский. Каких только оттенков, переживаний, озорства и балагурства не несет она в своих четырех строчках! Диву даешься! Частушка - это огромный мир, искрометный и озорной. «Маленькие да удаленькие»- говорят о частушках, потому что в этих коротких песенках много юмора и остроумия. Частушка - это веселая история, маленький музыкальный рассказ. Новый год, Масленица, Пасха, Троица, день рожденья - ни один наш семейный праздник не обходится без частушек.

Традиционно частушки исполнялись на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку , «под язык» или без музыкального сопровождения. Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты – скоморохи – еще в ХVII – ХVIII вв. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века. В знаменитом четырехтомном толковом словаре Даля слова “частушка” (в смысле “короткая песенка”) нет, поэтому вторая точка зрения мне кажется более убедительной.

«…Она как человек живет,

И ей в народе нет забвенья.

Её все любят и передают

Из поколенья в поколенье.

Услышишь раз - покоя нет,

Всю жизнь с такою будешь вместе.

Вам малыши, всего семь лет,

Частушке 100, а может 200!»

В то время пели их только молодые парни и девушки во время пляски, на гулянье. В тесном кругу парни и девчонки, притопывая, под звуки гармошки, приговаривали частушки.

Слово «частушка» придумал русский писатель Глеб Успенский, до этого как только не называли эти смешные короткие песенки: «коротушка», «ихохошка», «тараторка», «матаня», «причудка». Большинство частушек очень весёлые, недаром частушку прозвали - музыкальная шутка. В давние времена пожилые люди не считали частушки серьезными песнями, считали их забавой молодых, но время шло, молодые старели, а песен своей молодости не забывали. Постепенно частушка становилась песней всех возрастов: идут девчонки в лес за грибами да ягодами, запевают частушки лесные, провожают бойца на войну, запевают частушки фронтовые, есть частушки – нескладушки:

«На березу трактор лез,

Все коленки ободрал,

Ну кому какое дело,

Может там его гнездо!» -

и все же главная тема частушечной шутки - любовь и влюбленные. Встречи, ухаживания, свидания, расставания. Частушки о любви называются «страдания». С особой теплотой звучат страдания в исполнении моей мамы:

«Постоим с тобою рядом

Плечико о плечико,

Чтоб не ныло, не страдало

По тебе сердечико…»

К песне в нашей семье подходят с душой. Иначе нельзя…

В лучших своих образцах частушка не только хранит неисчерпаемые богатства русской речи, но и охотно вбирает в себя слова и выражения, принесенные новым временем. Постоянно создаются совсем новые частушки, в которых старое – только мелодия, привычная форма и неистощимый народный юмор.

В музыкальном плане специфика частушки состоит в отсутствии индивидуального напева. Существуют местные типы напевов, на которые исполняется большинство частушек того или иного региона, населенного пункта. Знакомьтесь «Павловские частушки» - результат нашего семейного творчества, музыка народная, слова – Орлюковых.

Павловские частушки


Городок наш небольшой,

Павловом зовется.

Мы поем о нём с душой,

Песня так и льется.

Краше Павловской земли

Во всем свете не найти.

Здесь народ мастеровитый-

Металлисты, кустари.

Не скучает круглый год

И танцует, и поёт

Павловчанин, павловчанка-

Удивительный народ!

Вся Россия знает нас,

Выпускает город ПАЗ.

Полстраны ругаются,

Тормоза ломаются!

Павловские улочки,

Кривые переулочки,

Разговоры окские,

Гусаки бойцовские.

Кто-то едет заграницу,

На морские берега,

Ну а нас волной ласкает

Синеглазая Ока.

Желтый Павловский лимон

Для России всей знаком.

Из земли растет в горшке,

Кусочек солнца на окне.

Значит денег миллион,

А в Павловской стороне

Лимоны зреют на окне.

Промыслы народные,

Люди благородные,

От старого до малого

Вам шлём привет из Павлова!!!

Эмоциональный тон большинства частушек - мажорный, музыкальная основа - короткие одночастные, реже - двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно. Когда слушаешь частушки, живо ощущаешь их связь с давними традициями нашего народа, с его характером, с веками его истории, со всем тем родным и близким, что для всех нас входит в понятие - Россия. Всё, буквально всё, можно выразить в частушке, эти коротенькие песенки: лукавые, бойкие, задушевные, веселые и грустные любимы многими. И в наше время каждый человек на вопрос знает ли он, что такое частушка - ответит утвердительно, а возможно, и исполнит одну из них.

Что же так привлекает в частушках? И то, что исполнить частушку можно везде: на улице, в поле, на гулянье, на собрании, на эстраде, на вечеринке с друзьями, на семейном торжестве и в походе у костра. И то, что спеть их могут и взрослые, и молодежь, и дети. Русская частушка удивительна. Слово «частушка» понятно всем без исключенья. Так пусть живет частушка, разгоняет печаль - тоску, учит уму - разуму. Давайте сбережем её в своем сердце - задиристую, подковыристую и озорную, она того заслуживает!

Литература:

«Певучая Россия» издательство «Советский композитор», Москва 1989год.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 1-4 классы

Пояснительная записка

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

# формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

# воспитание эмоционально_ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

# развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности,образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно_творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

# освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

# овладение практическими умениями и навыками в учебно_творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре наэлементарных музыкальных инструментах, музыкально_пласти

ческом движении и импровизации.

Цели общего музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного,коммуникативного и социального развития .

Слушание музыки . Опыт эмоционально_образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально_слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально_хоровых умений и навыков для передачи музыкально_исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование . Коллективное и индивидуальное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Разучивание и исполнение музы_

кальных произведений. Опыт творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально#пластическое движение . Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально_личностное выражение образного содержания музыкичерез пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально_пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений . Театрализованные формы музыкально_творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры_драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распреде ление учебного материала и времени для его изучения. Предусматривается резерв свободного учебного времени - 15 учебных часов на 4 учебных года. Этот резерв дает возможность разработчикам авторских программ наполнять указанные содержательные линии по своему усмотрению.

Музыка в жизни человека . Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.Обобщенное представление об основных образно_эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры_драматизации. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно_образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.Интонация - источник элементов музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Композитор - исполнитель - слушатель. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл.Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи.Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Современное нотное письмо, нотный стан. Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков.

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно_образного содержания произведений. Формы одночастные, двух_ и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио_ и телепередачи,

видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная;

сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,

женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально_поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Данная разработка урока может быть использована для разработки серии уроков, знакомящих учеников с культурой и бытом казачества Ставропольского края. Ученики становятся активными участниками урока, показывая на уроке материал о разных сторонах культуры казаков, подготовленный самостоятельно. Форма проведения урока зависит от творчества учителя.

Открытый урок по музыке в 5-ом классе по теме «Музыка и литература»

(с использованием регионального компонента)

Тема урока: «Музыкальная культура и традиции казаков Ставрополья».

Цель урока: формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке родного края, познание ее духовных основ, заложенных поколениями далеких предков, через процесс восприятия казачьей песни.

Задачи образовательные: формирование у учащихся интереса к истории своего народа; способствовать представлению о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы; совершенствование умения давать полную характеристику прослушанной музыке.

Задачи развивающие: развитие представления о музыкальной культуре родного края; создание условий дляформирования учебной самостоятельности, придания личностного смысла знаниям о музыкальных традициях казаков; стимулирования творческой деятельности, возможности реализовать идеи и замыслы; развитие слушательской и исполнительской культуры как способности переживать нравственно-эстетическое содержание музыки и воплощать его в различных видах музыкальной деятельности; развитие вокально-хоровых навыков.

Задачи воспитывающие: создание условий для формирования интереса к истории своего края; воспитание уважения к музыкально-культурному наследию своей малой Родины; воспитание чувства патриотизма, уважения к истории родного края; рефлексивного отношения к предмету.

Структура урока.

Организационный момент,

Повторение изученного материала,

Объяснение новой темы,

Слушание,

Физминутка,

Творческое задание,

Вокально-хоровая работа,

Подведение итогов урока.

Виды деятельности учащихся.

Слушание,

Инструментальное музицирование,

Выполнение творческих заданий,

Вокально-хоровая работа.

Методы обучения.

Словесные, наглядно-слуховые; стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления, ситуации успеха, проблемно-поисковых ситуаций; обобщение, анализ.

Ход урока.

(Слайд 1)

    Организационный момент.

Под весёлую музыку учащиеся входят в класс. Звучит музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!»

(Дети отвечают).

    Постановка цели и задач урока.

Ребята, как вы понимаете фразу «песня – душа народа»?

Правильно, песня отражала уклад жизни народа, исторические события. В народных песнях всегда воспевалась красота родного края; пелось о народных героях, любви к своему Отечеству.

Ребята, а как вы понимаете слово «Отечество»? (дети отвечают). Отчий дом – дом нашего отца, Отечество – земля наших отцов и дедов. Без любви к своему дому, улице, селу – не будет и любви к Отечеству. (Слайд 2, 3)

А для нас наше Отечество - наш родной Ставропольский край. (Слайд 4)

Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине и о людях, ставшими основателями городов и станиц нашего края. А Родина – это, прежде всего, живая действительность, реальные люди, события, история своего народа, его песни, кухня, обряды и традиции.

На Ставрополье с давних времён жили терские казаки. (Слайд 5)

Мы познакомимся с музыкальной культурой казаков, их нравами, обычаями. (Слайд 6) Ну а так, как мы говорим о связи музыки и литературы, то начнём урок со строк, посвящённых нашему краю.

(Слайд 7)

Мое родное Ставрополье –
Орлиный солнечный простор.
Люблю степей твоих раздолья,
Твои папахи снежных гор.
Люблю, продутые ветрами,
Твои курганы и поля,
Казачьи песни над дворами,
Где рукоплещут тополя.
Люблю орлов, парящих в сини,
Колосья нив, и шум садов,
И зноем пахнущие дыни
На рынках шумных городов.
Мое родное Ставрополье,
Люблю тебя я с давних пор.
Во мне живут твои раздолья,
Твои папахи снежных гор.

Откуда появилось слово «казак»?

Дети отвечают- (из киргизского языка, к ним перешло от татар, которые называли казаками передовые разведывательные отряды);

В переводе с татарского языка – удалой, вольный человек.

Давайте вспомним, как появились казаки на Ставрополье. (Слайд 8)

О казаках можно рассказывать очень долго, но так как у нас урок музыки, мы с вами поговорим о музыкальной культуре казаков Ставрополья.

Своеобразный быт и служба формировали особую песенную и певческую культуру русского воинства. В казачьих песнях переплетаются русские, украинские и кавказские музыкальные традиции. Ребята, а как вы понимаете слово «традиция»? Правильно, процесс передачи от одного поколения к другому.

Шли века, менялись поколения, но неизменным оставалось желание людей сделать жизнь краше, передать потомкам накопленный опыт, знания, традиции. А какие казачьи обряды и традиции вы знаете?

Дети:

1. Когда в семье рождался сын, ему на «зубок» все родные и знакомые приносили лук, стрелы, ружье, патроны.

2. Когда мальчику исполнялся один год, его сажали на неоседланного коня, покрытого шелковым платком, и провозили вокруг церкви. (Слайд 9)

3. Если ребенок плакал и падал с коня, считалось, что он будет слабым казакам.

4. Если хватался за гриву и крепко сидел, значит вырастет сильным и смелым казаком.

5. Трехлетки уже самостоятельно ездили верхом по двору.

6. А пятилетние казачата вовсю скакали по улицам.

7. Стреляли из лука, играли в «войнушку».

Но самой святой традицией была защита Отечества! Главная казачья заповедь: «Люби Родину, ибо она твоя мать!». (Слайд 10) Так провожали казаков.

Песня «Если хочешь быть военным». (Слайд 11)

Первая песня в жизни человека – колыбельная. Одну такую колыбельную мы знаем. Она вроде бы казачья, но написал её человек, не бывший казаком. Кто? Что за песня? Какое отношение Лермонтов имел к терским казакам? Как вы думаете, почему его стихотворение стало казачьей песней? Наверно очень точно передал Л. казачий дух, суть воспитания казака и дальнейшей его жизни, что стало это стих-е колыбельной. А что вы знаете о том, как воспитывали детей в казачьих семьях?

ДЕТИ: Мальчик до семи лет воспитывался на женской половине. В семилетнем возрасте мальчик переходил жить с женской половины на мужскую. Его считали полуказаком. В отсутствии отца и братьев он нес ответственность за хозяйство и женщин в доме. Мальчика воспитывали строго. С раннего возраста жизнь была заполнена трудом и обучением. Даже игры были такими, чтобы в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.

Много вы знаете о воспитании мальчиков в казачьей семье, а какие обязанности были у девочек?

Дети:

1. Девочки начинали работать с очень раннего возраста.

2. В пять лет девочка уже могла быть нянькой.

3. Постарше уже помогала матери по - хозяйству.

4. Ее учили вышивать, шить, вязать на спицах и крючком.

5. Это умела каждая хозяйка.

Весь уклад жизни казаков был подчинён тому, что казак всегда должен быть готов стать на защиту Отечества и своего народа. И стихи М. Ю. Лермонтова рассказывают об этом.

Исполнение «Колыбельной»

В какие игры играли казачата?

Дети: На праздниках молодежь показывала свою силу, ловкость, выносливость и выдержку, при этом часто при помощи лошади, все то, чему их учили отцы и старшие братья. Казацкие спортивные состязания представляли собой интереснейшие зрелища.

Ребята играли в такие спортивные игры, как «Перетягивание каната», «Борьба на поясах», «Борьба всадников». Трусость для юноши-казака считалась позором.

И песни казачьи рассказывают о военной жизни.

(Просмотр видео Кубанский хор «Когда мы были на войне»- начало до 0.12, с 02.00)

Ну, а теперь, я предлагаю вам поиграть в казачьи игры.

Игра в Бандуру

Самый сильный вожак играющих, обыкновенно начинает так: «Ребята, по местам! В бандуру играть!» Все садятся в ряд, где-нибудь на завалинке или просто на голую землю и пристально смотрят на своего вожака. Он начинает приговор:«Пошел бандура спать на полать, приказал всем молчать» . С последним словом все надувают щеки и стараются как можно дольше сдерживать дыхание. На первого, кто переведет дух, кидаются все, и колотя его по спине кулаками приговаривают:
«Чертогам, тоган, тоган, разудалым казакам, Малолеточкам!
Что попили, что поели, То подайте-ка сюда»
Если играющие согласны, то игра опять начинается с того же.

А теперь мы отдохнем да загадки разберем.
1.Двенадцать коней в поводу на одной уздечке веду. (Год. Месяцы.)
2. Не казак, а с усами; о четырех ногах, а не конь. (Кот)
3. Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов. (Муравьи.)
4. Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит. (Метла.)
5. Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы, купаются, кривой без дела валяется. (Ведра и коромысло)

Продолжим наш разговор о жизни казаков. Традиционное жилище казаков. (Слайд 12, 13) Одежда казаков. (Слайд 14, 15, 16, 17, 18) ДЕТИ

Все казачьи праздники, обряды непременно сопровождались песней (несколько слов о жанрах). У казаков есть об этом поговорки.

1. Казак без песен, что виноградная лоза без гроздей.

2. На Дону казаку и камешек подпевает.

3. Веселы привалы, где казаки запевали.

4 . Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать.

Ребята, я хочу отметить, что у нас на Ставрополье существует много профессиональных казачьих коллективов. (Слайд 19)

Послушаем казачью песню и рассмотрим костюмы.

(Просмотр видео - анс. «Ставрополье» - «Распрягайте, хлопцы, коней» - с 02.36, анс. «Слобода» - 02.20 лезгинка, 04.51 игра)

Мы тоже знаем казачью игру.

Игра «А у нас нонче Михайлов день».

Много у казаков было суеверий и поверий.

Дети:

Веником не надо бить, больному быть.

Нож подать другому человеку лезвием, значить желать зло.

В понедельник рубашку не меняют, беда будет.

Аксинья: Если икота нападет, то взять себя за ухо и приговаривать:

«Икота-икота, иди до воды,

А кто около воды, того за ухо приведи».

Говорят, помогает.

А вы знаете казачьи поговорки?
- Казачьему роду нет переводу;

- Степь да воля - казачья доля.

- Казаком быть – не разиня рот ходить.

- Гриб хорош белый, а казак умелый.

- Я за родную Русь и смерти не боюсь.

- Бог не без милости, казак не без счастья.

- Хлеб, соль ешь, а правду режь.

- Чти отца своего и матерь свою.

- Зипуны у казака серые, да умы бархатные.

- Грамота даром не дается, грамота трудом дается.

- Казачья голова, что под дождиком трава;

- Казак с конем и ночью и днем.

А знаете ли вы, какие казачьи песни поют в нашем селе? Ведь у нас тоже живут потомки казаков.

Ответы учеников

Как называются песни, в которых поётся о Родине? Патриотические, правильно. Какие качества им присущи? (На доске).

Песня в исполнении Курбановой Айшат «О Родине». (Слайд 20, 21, 22)

Вот и познакомились мы общими усилиями с культурой казачества.

Наш народ духовно и нравственно богат, нам есть чем гордиться, есть что любить, к чему стремиться! (Слайд 23, 24)

Заглянули в старину мы

Может быть не до конца.

Хороша казачья песня,

Всем затронула сердца.

Всех не спеть сегодня песен,

Добрых слов всех не сказать.

Ставропольский край - чудесен,

Как и вся Россия – Мать!

    Рефлексия. Вывод урока.

Что интересного вы сегодня узнали?

Кто такие казаки?

Что полезного вы можете взять от казачьей культуры?

И кому же, как не нам, хранить уникальную самобытную культуру нашего народа, музыкальные традиции малой Родины, традиции нашего Отечества! Закончим урок казачьей песней.

(Видео - Игорь Неверов, «Ставрополье» - с 0.20)

(Дети подпевают)

Если ты казак, значит не простак,

Можно на тебя положиться!

Значит молодец, смелый ты боец,

И тобою можно гордиться!

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения