Первые цари и грамотеи. Презентация на тему "первые цари и грамотеи". Новая жизнь и новая мудрость

Урок 8. Первые цари и грамотеи.

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

Научить выявлять главное в процессе перехода человечества от первобытного общества на ступень цивилизации, используя исторические понятия: города, письменность, государство.

Линия 3. Историческое мышление.

Анализируя черты первобытного общества и цивилизации, научить

определять, черты какого общества более свойственны современному человечеству.

Линия 4. Нравственное самоопределение.

Анализируя перемены, произошедшие около 5 тыс. лет назад во всех

сферах человеческого общества, выявить гуманистические и нравственные ценности цивилизации.

Линия 5. Культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.

Толерантно определять своё отношение к иным позициям на примере

задания: «Опишите спор между правителем одного из первых государств и вождём племени свободных охотников о том, чьё управление лучше».

Обязательный минимум содержания: переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. лет назад): расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.

План урока:

I. Проблема урока: почему мы считаем, что 5 тыс. лет назад закончилась эпоха первобытного мира?

II. Поиск решения проблемы:

1. Изменения в хозяйстве, общественном делении и культуре около

5 тыс. лет назад.

Примерный вывод по проблеме: перемены, произошедшие в хозяйстве

(орошаемое земледелие, появление городов), в общественном делении


(расслоение общества), в культуре (появление письменности), указывают на то, что люди поднялись со ступени первобытного общества на ступень цивилизации.

2. Новая власть.

Примерный вывод по проблеме: усиление власти вождя, появление

правителя – царя, формирование признаков государственности – всё это

свидетельствует о начале новой эпохи: цивилизации.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.


– Перечислите, какие изобретения и

как изменили жизнь людей около 10–8

тыс. лет назад, 7–5 тыс. лет назад.

– Для этого используйте хронологическую таблицу на с. 16 и материал

– Обратите внимание на дату (около

5 тыс. л. н.).

– Узнайте по хронологической таблице (с. 16), что она обозначает.

Фиксирует на доске:

Около 5 тыс. л. н. – переход от первобытного общества к ступени цивилизации.

– Давайте с вами узнаем, как, по мнению Антошки, должны были первобытные люди воспринимать это

важное событие.

Фиксирует на доске:

праздновать это событие.

– Прочитайте, что сказал Источниковед.

Фиксирует на доске:

Люди даже не знали о смене исторических эпох.

– В чём здесь противоречие?

– Какой у вас возникает вопрос? 1

Фиксирует на доске:

Почему мы считаем, что 5 тыс. лет назад закончилась эпоха первобытного мира?


Дети 3–4 минуты работают индивидуально, самостоятельно с

учебником. 1

– 10–8 тыс. л. н.:

изобретения: мотыга, серп;

изменения: появляются новые виды

хозяйственной деятельности (ткачество, глиноделие, земледелие, скотоводство).

7–5 тыс. л. н.:

изобретения: гончарный круг, ткацкий станок, колесо, плуг;

изменения: , отделение ремесла от земледелия.

Класс 2 минуты работает с хронологической таблицей на с. 16.

– В это время появляются первые

города, государства, произошёл переход от первобытности к цивилизации.

Читают вслух текст на с. 43 (слова Антошки).

– Антошка считает, что первобытные люди должны были праздновать

это событие.

Читают вслух текст до конца.

– Источниковед считает, что первобытные люди даже не знали о смене

исторических эпох.

По-разному формулируют вопрос. 1

Познавательные УУД

1. Работать с информацией.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему урока.

II. Версии.

– Какие у вас есть предположения,

версии решения проблемы? 2

Фиксирует на доске:

1) новые изобретения;

2) перемены в жизни людей.

Предлагают версии, принимается любая. 2


2. Умение выдвигать версии.

III. Актуализация знаний.

IV. Планирование деятельности.

– Давайте с вами вспомним, что мы

уже знаем по этой проблеме.

– Объясните значение слова общество. 2

Изображает на доске схему общества, состоящую из четырёх сфер:

Хозяйство

Общественное деление

Духовная культура.

– Используя схему в учебнике на

с. 47, вместо картинок ключевыми

словами впишите в каждую сферу

признаки первобытного общества. 3

– Давайте проверим, как вы справились с заданием.

Фиксирует на доске:

Хозяйство – селения, земледелие,

скотоводство, ремесло.

Общественное деление – равенство.

Власть – совет старейшин.

Культура – устные сказания.

– Итак, мы с вами знаем, что первобытной эпохе свойственны свои признаки.

– Выяснили, что около 5 тыс. лет

назад эта эпоха закончилась.

– Что нужно узнать, чтобы найти

решение проблемы?

Фиксирует на доске:

признаки первобытного общества.

Надо узнать:

изменения в каждой сфере общества.

Класс минуту работает со словарём, выделяя ключевые признаки понятия общество.

Дети 2 минуты выполняют задание индивидуально, самостоятельно. 2

Предполагаемый ответ ученика:

– Для первобытного общества в сфере хозяйства свойственны следующие признаки: жили в посёлках,

занимались земледе-лием, скотоводством, ремеслом.

«Общественное деление» – все люди

были равны.

«Власть» – во главе племени стоял

Все важные вопросы решались на народном собрании или совете старейшин.

«Культура» – знания люди передавали в устных сказаниях.

– Какие изменения произошли в каждой сфере общества, что привело к смене эпох?

2. Определять понятия.

3. Анализировать.

3. Планировать деятельность.


V. Поиск решения проблемы.


– Вспомните, чем соседская община

отличалась от родовой общины. 4

Фиксирует на доске в виде опорных

слов признаки родовой и соседской общины.


Класс 2 минуты работает со словарём, сравнивая признаки данных

Предполагаемый ответ

– Родовая община – это союз родственных семей.

– Соседская община – союз неродственных семей.

– В соседской общине, в отличие от родовой, каждая семья вела своё хозяйство.

– Как в родовой, так и в соседской

общине земля принадлежала всем общинникам.

– Родовая община управлялась родовыми старейшинами, а соседская –

сходом домохозяев.

4. Выделять главное.

1) Изменения в хозяйстве, общественном делении и культуре около 5 тыс. л. н.

– Прочитайте текст (п. 1, первые два

– Сформулируйте ключевыми

словами изменения, произошедшие в

жизни соседской общины. 5

– Проверим, что у вас получилось.

Фиксирует на доске:

В сфере «Хозяйство»:

частная собственность,

большие поселения,

орошаемое земледелие.

– Предположите, изменения в хозяйстве могли как-то повлиять на отношения людей в обществе? 6

– Прочитайте текст на с. 45 и проверьте свои предположения. 6

Фиксирует на доске:

В сфере «Деление»: деление на социальные группы, неравенство.

– Прочитайте третий абзац, объясните, чем отличалось их положение в обществе.

– Дочитайте п. 1 до конца, сформулируйте ключевыми словами изменения, произошедшие в культуре.

Фиксирует на доске:

В сфере «Культура»:

письменность.

– Посмотрите ещё раз на те изменения, которые произошли в жизни людей (указывает на схему «Общество»).

– На ваш взгляд, перемены, произошедшие в хозяйстве, общественном делении и культуре около 5 тыс. л. н.,

принесли людям добро или зло? 1

– Вспомните порядок продуктивного чтения (с. 9). 7

– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока

мы можем дать?

Класс 3–4 минуты читает текст.

Выполняют задание индивидуально,

самостоятельно.

Критерием правильности ответа

– Я считаю, что в сфере хозяйства

произошли изменения, потому что,

во-первых, люди освоили новый способ обработки земли – орошаемое

земледелие.

– Во-вторых, помимо общей собственности на землю появилась частная собственность, которую можно

было продавать, дарить, наследовать.

– В-третьих, люди стали жить в

больших поселениях.

– Возможно, кто-то стал богаче, а

кто-то – беднее.

– Все общинники делились на различные группы: знать, рабы, простые

земледельцы, ремесленники, воины-

дружинники, вождь.

Дети одну минуту индивидуально

и самостоятельно читают текст

на с. 45 и отмечают ключевые слова:

– поселения превратились в города;

– храмы – дома для богов-покровителей;

– жрецы, которые умели разговаривать с богами и обладали научными

знаниями;

– письменность.

Ответы детей могут быть неоднозначны-ми, так как перемены, произошедшие в об-ществе, с одной сто-роны, дали много нового людям, а с

другой стороны, эти перемены привели к расслоению людей на группы, поставив одних в зависимость от других.

Примерный ответ:

– Около 5 тыс. л. н. закончилась эпоха первобытного мира, потому что в каждой сфере общества произошли серьёзные перемены, изменив-шие жизнь людей.

5. Находить достоверную информацию.

6. Анализировать, обобщать, делать выводы.

Личностные УУД

1. Аргументированно оценивать происходящие события.

7. Владеть смысловым чтением.

8. Делать выводы.


2) Новая власть.

– Объясните название текста. Найдите новые черты в управлении некоторых обществ на рубеже IV–III тысячелетий до н. э. 5

Сделайте вывод: почему это время – начало новой эпохи. 8

– Посмотрите на схему «Общество».

Можем ли мы теперь сказать, что здесь изображено первобытное общество?

– Замените название «Первобытное

общество» другим словом, используя

схему на с. 47.

Фиксирует на доске:

На схеме «Общество» появляется

название «Цивилизация».


Индивидуально, самостоятельно работают с текстом.

– Споры между представителями

различных родов, которые подчинялись своему вождю.

– Власть сосредоточилась в руках вождя союза племён, который стал

правителем – царём. Его власть стала

передаваться по наследству

– Около 5 тыс. лет назад сложились первые государства.

Название «Первобытное общество»

заменяют на слово «цивилизация».

VI. Выражение решения проблемы.

Применение нового знания.

– Какой ответ на основной вопрос

урока мы можем дать? 5

– Сумели мы доказать выдвинутые

вами в начале урока версии?

Примерный вывод по проблеме:

– Около 5 тыс. лет назад закончилась эпоха первобытного мира, так как произошли серьёзные перемены, позволившие людям взойти на ступень цивилизации.

– Да, обе версии подтвердились, так

как новые изобретения – каналы,

дамбы-плотины – позволили людям

заниматься орошаемым земледелием.

Это, в свою очередь, привело к серьёзным изменениям во всех сферах обществ.

– В своей тетради заполните таблицу

по сравнению двух ступеней развития

человечества (учебник, с. 47). После этого определите,

черты какого общества более свойственны современному человечеству. 4

– Поработайте в парах. 1

– Вам предлагается описать спор между правителем одного из первых государств и вождём племени свободных охотников о том, чьё управление лучше.

Выполняют индивидуально, самостоятельно.

Во фронтальном диалоге проверяют выполненное задание, аргументированно высказывают своё мнение.

Используя алгоритм самооценки, анализируют правильность выполнения задания. ТОУУ 4

Дети 3–4 минуты работают в парах и по желанию представляют

свою работу.

9. Оценивать способы достижения цели.

Коммуникативные УУД

1. Работа в парах.

VII. Домашнее задание.

– Повторите по таблице на с. 16 обязательные факты и понятия по первой

– По желанию предлагает выполнить задание – сделать электронную презентацию (см. учебники, с. 47).


подвести к проблемной ситуации

дети 3-4 минуты работают индивидуально, самостоятельно с учебником.

10-8 тыс лет назад

Изобретения: мотыга, серп

Изменения: появляются новые виды хозяйственной деятельности (ткачество, глиноделие, земледелие, скотоводство).

7-5 тыс лет назад

Изобретения: гончарный круг, ткацкий станок, колесо, плуг.

Изменения: металлообработка отделение ремесла от земледелия.

Класс 2 мин работает с хронологической таблицей на с16

В это время появляются первые города, государства, произошел переход первобытного общества к цивилизации.

Формирование проблемы. Версии.

Читают вслух текст на с47 (слова Антошки)

Антошка считает, что первобытные люди должны были праздновать это событие.

Читают текст до конца.

Источниковед считает, что первобытные люди даже не знали о смене исторических эпох.

По разному формируют вопрос.

Предлагаются версии, принимаются любая.

Планирование деятельности.

Класс минуту работает со словарем, выделяя ключевые признаки понятия общество.

Дети 2 минуты выполняют задание индивидуально, самостоятельно.

Предполагаемый ответ ученика:

Для первобытного общества в сфере хозяйства свойственны следующие признаки: жили в поселках, занимались земледелием, скотоводством, ремеслом.

«Общественное деление» - все люди были равны.

«Власть» - во главе племени стоял вождь, все важные вопросы решались на народном собрании или совете старейшин.

«Культура»- знания люди передавали в устных сказаниях.

Какие изменения произошли в каждой сфере общества, что привело к смене эпох.

(открытие нового знания)

Класс две минуты работает со словарем, сравнивая признаки данных понятий. Предполагаемый ответ ученика:

Родовая община-это союз родственных семей.

Соседская община- союз неродственных семей.

В соседской общине в отличие от родовой каждая семья вела свое хозяйство.

Как и в родовой, так и в соседней общине земля принадлежала всем общинникам.

Родовая община управлялась родовыми старейшинами, а соседская сходом домохозяев.

Класс 3-4 минуты читает текст. Выполняют задание индивидуально, самостоятельно.

Критерием правильности ответа можно считать следующий:

Я считаю, что в сфере хозяйства произошли изменения,потому что, во-первых люди освоили новый способ обработки земли – орошаемое земледелие.

Во- вторых, помимо общей собственности на землю, появилась частная собственность, которую можно было продавать, дарить, наследовать.

В –третьих, люди стали жить в больших поселениях .

Возможно кто-то стал богаче, а кто-то беднее.

Класс две минуты читает текст на с. 44. Выполняют задание индивидуально, самостоятельно.

Все общинники делились на различные группы: знать, рабы, простые земледельцы, ремесленники, воины, дружинники, вождь.

Выполняют задание по тексту, объясняя различия.

Дети одну минуту индивидуально и самостоятельно читают текст на с45 и отмечают ключевые слова:

Поселения превратились в города;

Храмы-дома для богов покровителей;

Жрецы, которые умели разговаривать с богами и обладали научными знаниями;

Письменность.

Предлагают варианты ответов по учебной проблеме:

Около 5 тыс. лет назад закончилась эпоха первобытного мира, потому что в каждой сфере общества произошли серьезные перемены, изменившие жизнь людей.

Ответы детей могут быть неоднозначными, так как перемены, произошедшие в обществе, с одной стороны дали много нового людям, а с другой стороны, эти перемены привели к расслоению людей на группы, поставив одних зависимость от других.

Власть.

Класс работает со словарем индивидуально самостоятельно.

Споры между представителями различных родов, которые подчинялись своему вождю.

Работают с текстом, выделяют главные слова.

Власть сосредоточилась в руках вождя союза племен, который стал правителем-царем. Его власть стала передаваться по наследству.

Работают со словарем, перечисляют общие признаки понятия «государство».

Дети 3 минуты читают текст индивидуально, самостоятельно.

Я считаю, что около 5 тыс. лет назад сложились первые государства, потому-то, во-первых, у города появился правитель – царь, который вместе с советниками и чиновниками управлял подвластными ему территориями. Все это можно назвать аппаратом управления.

Во- вторых, советники придумывали правила, защищавшие их власть и собственность жителей. Так появилась система законов.

В-третьих, воины, служившие царю, составляли армию, защищавшую границы и независимость государства

В-четвертых, все жители должны были платить налоги: продуктами, вещями, деньгами.

Название «Название первобытное общество» заменяют на слово «Цивилизация»

Применение знаний. Домашнее задание

Примерный вывод по проблеме;

Около 5 тыс. лет назад закончилась эпоха Первобытного мира, так как произошли серьезные перемены, позволившие людям взойти на ступень цивилизации.

Да, обе версии подтвердились, так как новые изобретения – каналы, дамбы-плотины, позволили людям заниматься орошаемым земледелием. Это в свою очередь привело к серьезным изменениям во всех сферах общества.

Записывают в тетради свой вариант темы урока.

Выполняют индивидуально, самостоятельно.

Во фронтальном диалоге проверяют выполненное задание, аргументировано высказывают свое мнение.

Дети 3-4 минуты работают в парах и по желанию представляют свою работу.

Записывают д.з.

Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 5-й класс. История Древнего мира, §6.

Слайд 2

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ

Сравни высказывания Антошки и Источниковеда. В чём противоречие, какой возникает вопрос?

  • Наверное, когда закончилась эпоха первобытности, люди устроили большой праздник!
  • На самом деле люди даже не подозревали, что закончилась одна эпоха и началась другая.
  • Слайд 3

    ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ

    • ПОЧЕМУ МЫ СЧИТАЕМ, ЧТО 5 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД ЗАКОНЧИЛАСЬ ЭПОХА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА?
    • ВАША ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С АВТОРСКОЙ. ПОЖАЛУЙСТА, ВЫБЕРИТЕ В КЛАССЕ ТУ ФОРМУЛИРОВКУ, КОТОРАЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНА!
  • Слайд 4

    ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

    Необходимый уровень. Надпиши названия четырёх сфер общества (снаружи).

    Программный уровень. Используя схему в учебнике на с. 47, впиши признаки первобытного общества в каждую сферу, заменив рисунки словами.

    Слайд 5

    • Объясни значения слов: общество, родовая община, племя, соседская община, религия. (Словарь)
    • Перечисли, какие изобретения и как изменили жизнь людей около 10–8 тыс. лет назад, 7–5 тыс. лет назад. (§4–5)
  • Слайд 6

    Необходимый уровень. С помощью стрелок раздели перечисленные признаки по соответствующим группам.

    Слайд 7

    ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

    1. НОВАЯ ЖИЗНЬ И НОВАЯ МУДРОСТЬ

    2. НОВАЯ ВЛАСТЬ

    Слайд 8

    НОВАЯ ЖИЗНЬ И НОВАЯ МУДРОСТЬ

    На твой взгляд, перемены, произошедшие в хозяйстве, общественном делении и культуре около 5 тыс. лет назад, принесли людям добро или зло? Вспомни порядок продуктивного чтения (с. 9).

    Слайд 9

    Слайд 10

    Племя пастухов-скотоводов

    Город-государство на Евфрате – начало III тысячелетия до н.э.

    • Сравни занятия и условия жизни первых горожан и первобытных земледельцев и пастухов-скотоводов.
  • Слайд 11

    • Жертвоприношение в храме. Худ. М. Горелик.
    • Рисунчатое письмо на слоновой кости. Конец IV тыс. до н.э.
  • Слайд 12

    НОВАЯ ВЛАСТЬ

    Объясни название текста (найди новые черты в управлении некоторых обществ на рубеже IV–III тысячелетий до новой эры).

    Сделай вывод: почему это время – начало новой эпохи?

    Слайд 13

    • Стражники
    • Столичные чиновники,
    • судьи, казначеи и др.
    • Войско
    • Местные чиновники
    • Горожане
    • Земледельцы, общинники

    Программный уровень. Дорисуй стрелки и условные знаки в схеме государственного строя так, чтобы они отражали главные задачи данных органов. Используй условные знаки со с. 6 учебника.

    Слайд 14

    Появление постоянных вождей и дружин воинов, расслоение, первобытное общество, накопление знаний.

    Государство, города, цивилизация, письменность,появление ремесла и торговли, накопление богатств у старейшин.

    Программный уровень. Замени на схеме «Восхождение на ступень цивилизации» рисунки словами: появление ремесла и торговли, города, письменность, государство, накопление богатств у старейшин, появление постоянных вождей и дружин воинов, расслоение, первобытное общество, накопление знаний, цивилизация.

    Определяем проблему урока

    Сравни высказывания Антошки и Источниковеда. В чём противоречие, какой возникает вопрос? Сравни его с авторским (с. 278).

    Антошка думает, что переход от первобытной эпохи к Древнему миру произошел резко, а археолог утверждает, что этот переход был незаметным для жителей планеты.

    Возникает вопрос: какие события положили начало Древнему миру.

    Вспоминаем то, что знаем

    Объясни значение слов: общество, родовая община, племя, соседская община, религия. (Словарь)

    Общество – множество людей, которых объединяют совместная жизнь и деятельность по принятым правилам (нравственность, мораль, законы). Все действия людей в обществе можно разделить на четыре основные сферы жизни: 1) хозяйство – труд людей по производству и распределению всего, что необходимо для жизни; 2) общественное деление – общение людей, разделённых на разные группы, слои, организации внутри общества; 3) власть – управление жизнью общества для установления порядка; 4) духовная культура – познание людьми мира через науку, искусство, религию и все достижения в этих областях.

    Родовая община – объединение семей, происходящих от одного предка, совместно владеющих землёй и управляемых родовыми старейшинами

    Племя – союз родовых общин, которых объединяет единый избираемый вождь, общая защищаемая территория, обычай заключения браков, общие верования.

    Соседская община (сельская община) – союз неродственных семей, которые живут в одном посёлке (селе, деревне), совместно владеют землёй, но каждая семья ведёт своё хозяйство на выделенном участке. Соседской общиной управляет сход домохозяев и избранный на нём староста.

    Религия – вера людей в Бога или богов, в сверхъестественные силы, способные творить чудеса, а также вера в то, что у человека есть душа, продолжающая существование после смерти тела. В развитых религиях, как правило, существует Священное Писание, излагающее основы вероучения – представление о мире и божестве, цель и правила человеческой жизни. В религии существуют обряды (правила богослужения); священные места и храмы – здания для богослужения; священники (духовенство) – люди, руководящие обрядами, посредники между верующими и сверхъестественными силами.

    Перечисли, какие изобретения и как изменили жизнь людей около 10–8 тыс. лет назад, 7–5 тыс. лет назад. (§ 4–5)

    Около 10-8 тысяч лет назад появились следующие изобретения: мотыга и серп, глиняные горшки, ткань.

    Около 7-5 тысяч лет назад: плуг, ткацкий станок, гончарный круг, колесо, плавильные печи.

    Решаем проблему, открываем новые знания

    На твой взгляд, перемены, произошедшие в хозяйстве, общественном делении и культуре около 5 тыс. лет назад, принесли людям добро или зло? Вспомни порядок продуктивного чтения (с. 9).

    Перемены, которые произошли около 5 тыс. лет назад принесли и добро, и зло одновременно.

    Хорошим в результате этих перемен стало: появление орошаемого земледелия, рост урожайности; появление городов и письменности, деление на общественные слои, каждый из которых занимался своим делом, что улучшало качество продуктов.

    Плохим в этих переменах стало: возникновение частной собственности и неравенства, что приводило к конфликтам между разными слоями общества, а также зарождение рабства.

    Потому что в это время произошли глубинные перемены в хозяйстве, в общественном делении, в культуре, которые указывают на то, что люди поднялись со ступени первобытного общества на ступень цивилизации.

    Сравни занятия и условия жизни первых горожан и первобытных земледельцев (с. 39) и пастухов-скотоводов (с. 41).

    Первые горожане проживали в значительно более крупных поселениях, жилье было построено их камня, а не из дерева, посередине города находился храм. Город был обнесен каменной стеной, а не частоколом, как в поселениях первобытных земледельцев.

    Также по рисункам видно, что в городе люди не занимались сельским хозяйством, поселения земледельцев находились за пределом города, значительно выросли масштабы обрабатываемой земли.

    Объясни название текста (найди новые черты в управлении некоторых обществ на рубеже IV–III тысячелетий до новой эры).

    Новые черты в управлении:

    Появление царей, власть которых передавалась по наследству и обладала тайной силой, а приказы выполнялись беспрекословно

    Появление законов – записанных правил поведения, нарушение которых каралось царем или его подчиненными;

    Появление чиновников, которые следили за соблюдением законом, и воинов, которые служили царю;

    Налоги – постоянные «дары» населения для содержания царя, чиновников и воинов.

    Сделай вывод: почему это время – начало новой эпохи?

    5 тысяч лет назад является началом новой эпохи также потому, что поменялся принцип управления обществом и зародилось государство.

    Применяем знания:

    Попробуйте описать спор между правителем одного из первых государств и вождём племени свободных охотников о том, чьё управление лучше.

    Я, правитель государства, считаю, что мое управление лучше, потому что теперь нет нужды в кровной мести, потому что все споры разрешаю я беспревзято. Многие роды живут в городе без конфликтов и столкновений под моим мудрым руководством.

    Я, вождь племени свободных охотников, считаю, что мое управление лучше, потому что жизнь в моем племени труднее, но справедливей, нет ни богатых, ни бедных, и каждый получает законную часть добычи, мы мстим за обиду, потому что так поступали наши предки, так правильно.

  • ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения