Патриаршая литературная премия – центр притяжения для большой литературы. Патриаршая литературная премия

В сентябре Издательский Совет Русской Православной Церкви открывает седьмой сезон Патриаршей литературной премии. Заявки от соискателей на эту награду будут приниматься до февраля 2017 года. О том, как в современной литературе отражается духовное состояние человека, о связи разных эпох размышляет митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви. Его статья посвящена творчеству лауреатов Патриаршей литературной премии этого года - иерею Николаю Блохину, прозаику Борису Екимову, литературоведу Борису Тарасову.

В истории выделяют разные периоды. Один называют золотым, другой, к примеру, серебряным или бронзовым. Светская культура России знает две особые эпохи своего расцвета, именуемых золотым и серебряным веком. Очевидно, оба периода связаны со стремлением общества осмыслить окружающую реальность и ее трагический опыт (будь то война с Наполеоном или русские революции начала ХХ века), обращаясь к духовному потенциалу русского народа, к тем важнейшим ценностям, которые некогда были положены в основу и до сих пор определяют своеобразие цивилизационного развития России. Это нашло отражение и в развитии философской мысли, и в различных видах искусства, особенно в отечественной литературе.

В переживаемое ныне постсоветское время также остро ощущается необходимость самоидентификации, что, в частности, отражается в поисках национальной идеи, объединяющего начала для современного российского общества. Русская Православная Церковь, веками сохраняющая важнейшие ценности русской цивилизации, поддерживает ту современную русскую литературу, которая помогает найти ответы на эти злободневные вопросы . В этой связи попробуем поразмышлять, чем отличается современный период истории русской литературы, рассматривая творчество последних номинантов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Новыми ее лауреатами в этом году стали писатели прозаики Борис Николаевич Тарасов, Борис Петрович Екимов и иерей Николай Блохин . Это люди разной судьбы, но в их творчестве ощутимо присутствует общая составляющая. При разнообразии тематики и жанров произведений все три автора транслируют современному читателю извечные нормы христианской этики, как деятельной, практической части того мировоззрения, которое воспринял наш народ со времен Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром. И еще одним объединяющим началом является то обстоятельство, что все они пережили советскую эпоху, когда прямое и откровенное изложение религиозных взглядов и даже доброе слово в адрес Церкви преследовалось атеистическим государством.

Иерей Николай Блохин в советские годы, тогда еще не будучи священником, был арестован и провел в тюрьмах и лагерях несколько лет за нелегальное издание и распространение православной литературы. Именно тогда, в тюрьме, он написал свою первую повесть «Бабушкины стекла». Он даже шутит — тюрьма сделала из него писателя. Сегодня он — автор многих книг, хорошо известных православным читателям: «Глубь-трясина», «Отдайте братика», «Избранница», «Павел», «Рубеж», «Святочная повесть», «Владимирская».

Восприятие любых скорбей как источника перерождения человека, как побуждающего начала к его внутреннему изменению проходит через все творчество автора. Данный лейтмотив внутренне выстрадан, понят священником Николаем Блохиным на личном жизненном опыте. Неслучайно именно об этом он сказал и в своем ответном слове на церемонии награждения лауреатов Патриаршей литературной премии.

Тема христианской веры, обретение ее, Крещения как величайшего таинства и основного события в жизни человека, выбора между верой и ее отрицанием, между уступкой греху и борьбой с ним занимает центральное место в творчестве священника Николая Блохина. Именно она — тот основной стержень, вокруг которого расположены другие темы, идеи, персонажи. Именно ей в повествовании подчинено все. Например, в повестях «Бабушкины стекла», «Избранница» автор изображает, насколько глубоко изменились люди, в том числе самые юные, совсем дети, когда уверовали и приняли Крещение, насколько иначе они стали смотреть на мир, на себя самих, на окружающих. У читателя создается впечатление, что взрослые персонажи делятся в первую очередь по признаку веры или безверия, что именно это является определяющей их чертой. Вот почему приход к вере кардинально изменяет и взрослых героев.

Мне приходилось слышать, что героям Блохина не хватает психологизма, отчего они несколько схематичны и даже недостоверны. Но, на мой взгляд, большинство из них не лишены главного — внутреннего изменения, как результата духовного выбора. Отсутствие в повествовании тонкостей душевных переживаний можно объяснить тем, что писатель, создавая своих героев, стремился сосредоточить внимание читателя на главном — показать ответственность самого человека за его собственный выбор.

Этот выбор всегда альтернативен: или принятие Спасителя, желание следовать за Христом, читать Евангелие, жития святых, пытаться следовать их примеру, или же безверие, а то и готовность общаться с темными силами… По замыслу автора, именно этот выбор, как средоточие духовной жизни каждого человека в любом возрасте стоит в центре повествования. Он — основное, о чем автор хочет рассказать читателю, а все остальное вторично, менее важно. Вот почему здесь и возможны и некоторый «схематизм», и отсутствие «психологизма» в отдельных образах.

В книгах священника Николая Блохина есть элемент фантастики. Она переплетена с реальностью, и в живой ткани его произведений их невозможно разделить.

Нередко лишь дети с их непосредственностью лучше всех остальных улавливают суть происходящего и могут ее выразить. На мой взгляд, самый яркий тому пример — Алеша из рассказа «Отдайте братика». Ребенок, не понимая того, что намереваются сделать взрослые, вообще не зная, что задуманное взрослыми (прерывание беременности) возможно, интуитивно чувствует беду. Испытывая страх, что его будущему братику что-то угрожает, он обращается к взрослым (родителям и врачам больницы) с самой важной для него просьбой: «Отдайте братика!» И эти слова ребенка «будят» пожилого врача, который думал, что за годы работы в такой больнице привык ко всему. Потом он признается, что «с войны так не бегал», когда нашел и догонял Алешу, чтобы сообщить, что его братик жив, что его не убили…

Тема страданий за веру и готовности к этим страданиям, решимости перенести их с Божией помощью, но не отступить, занимает значительное место в творчестве иерея Николая Блохина. Здесь можно вспомнить учительницу Юлию, Зою и Севу-Севастьяна из повести «Избранница».

Из произведений священника Николая Блохина наиболее сильной в художественном отношении, на мой взгляд, является повесть «Глубь-трясина», рассказывающая о событиях времен Гражданской войны. Реальность в ней переплетается с элементами фантастики, каждый персонаж имеет свою историю, и читателю не сразу и не всегда бывает понятно, почему вдруг именно этот герой видит загадочный монастырь, место спасения для многих, когда другие люди его не видят. Одна из важнейших мыслей в этой повести — это надежда на возможность покаяния, которая остается у человека даже тогда, когда очевидно, что он совершил страшные злодеяния, и по земным меркам это невозможно простить. В связи с этим в первую очередь вспоминается командир красноармейцев Взвоев, который тоже вдруг увидел тот монастырь и даже оказался в нем.

Писатель доносит до читателя мысль о важности сохранения православия каждым живущим поколением, несмотря на присущие его времени препятствия. Это очень важно не только для нас, ныне живущих, но и для наших потомков. Духовное преемство — это сущность истории нашего народа в целом и составляющих его отдельных семей, которые, как эстафету передают православную веру и добродетельную жизнь от одного поколения другому.

Ставший в этом году лауреатом Патриаршей премии писатель Борис Петрович Екимов — один из лучших прозаиков не только современности, но и, как мне представляется, всей русской литературы. Его произведения написаны на высочайшем художественном уровне. Это образцовая (если можно так выразиться) проза, созданная в лучших традициях отечественной литературы. Я помню, как много лет назад впервые прочел рассказы Бориса Петровича, и они произвели на меня совершенно особое, незабываемое впечатление.

Каждый период истории страны по-своему отражается в ее светской культуре. Различные произведения искусства: живопись, музыкальные и литературные сочинения и тому подобное, — являются ценнейшими и подробными свидетельствами той эпохи, в которую они создаются. В значительной степени именно по ним потомки могут судить о периоде в целом, о развитии культуры и общества, о том, что волновало живших тогда людей. Когда-нибудь и о нашем времени потомки будут судить по культурному наследию нашей эпохи, в том числе и по литературным произведениям современных нам авторов. Думаю, что среди самых лучших, достойных прозаических произведений в истории останутся книги Бориса Петровича Екимова.

Большинство его произведений по тематике можно отнести к деревенской прозе . Но все они повествуют не только о жителях деревни, они обо всех людях. Любовь к малой родине, красота родной природы, привычка и тяга к сельскому труду, к своей земле, радости, горести, заботы, отношения между родными людьми и односельчанами — все это есть в работах Б.П. Екимова. У одного из его сборников («Возвращение») есть подзаголовок «Рассказы о живой жизни». Это самое точное определение сути всей прозы писателя.

В его произведениях множество тем, они переплетаются друг с другом в сложное художественное целое, их нельзя разделить на слагаемые, отделить друг от друга. На вопрос о чем, к примеру, одна из самых лучших во всей русской литературе повесть «Пастушья звезда», невозможно дать односложный ответ. Лучше посоветовать прочесть.

Повести и рассказы Бориса Екимова пронизаны христианским духом, в том числе и те, в которых нет прямого упоминания христианских реалий. Снова вспомню «Пастушью звезду» и ее главного героя Тимофея, для которого нравственный принцип «не укради» настолько естественен, что ему даже в голову не приходит, что можно присвоить чужих овец. Он сначала и подумать не может, что именно это задумал хозяин, который нанял его в пастухи. Сам Тимофей чужого не берет.

«Мне чужого и на дух не надо, — отстранил он деньги. — Сколько пас, слава Богу, не польстился. А как же... Люди где-то плачут, а мы кукарекать будем от счастья, — говорил он, слабо, но все же надеясь убедить. — На чужих слезах не расцветешь».

Таким же живым, непридуманным, цельным предстает перед читателем и весь образ деревенского простеца, в котором сфокусировано величие русского духа. Тимофей по-настоящему ответственно относится к своему делу, помнит советы старого пастуха, у которого когда-то учился сам. Он живет в полную силу только на своей малой родине, вблизи родного хутора, где его окружает близкая его сердцу, такая привычная и вместе с тем самая красивая природа.

Но при всей своей простоте Тимофей имеет мудрость. Он не обижается на хозяйского сына подростка, который сначала ведет себя несколько высокомерно. Со временем Тимофей становится для этого мальчика по-настоящему близким человеком. Ненавязчиво он убеждает подростка, что портить растущий хлеб нельзя. Нельзя пускать на поле стадо, ведь даже если начальство готово закрыть на это глаза, человек не должен поступать против совести:

«Ты уж не гоняй в хлеба. Хлеб травить — это великий грех».

Рассказ «Хозяйка» ярко иллюстрирует, как уступка одному греху тянет за собой целую цепь последующих. Главная героиня Ольга овдовела и хочет обрести свое счастье с Михаилом — другом детства, у которого давно есть жена и дети. Мечтая о разрушении чужой семьи и о совместной жизни с чужим мужем, Ольга все дальше идет по пути неправды, ожесточая свое сердце. Мать умершего мужа она выставляет из дома, в котором та прожила всю жизнь, несмотря на то, что свекровь всегда помогала ей растить дочерей, брала на себя самую тяжелую работу. Ольга вынуждает ее переехать в другое село к дочери, где ей не слишком рады, а потом отказывается принимать обратно. Когда старая женщина просит со слезами дать ей провести последние земные годы в этом доме, Ольга подчеркивает, что теперь они чужие люди. Всю несправедливость, бездушность упорного стремления Ольги остаться единственной хозяйкой в доме обличают ее отношения с собственной дочерью Розой, которая настаивает, чтобы бабушка Акулина («баба Куля») жила с ними. Ведь для нее «бабанечка» — самый родной и любимый человек.

Рассказ «Говори, мама, говори…» о полном взаимопонимании и настоящей любви между давно взрослой дочерью и матерью. Обе на расстоянии способны почувствовать, что особенно важно близкому человеку, и дать ему именно это. Обе знают, помнят и бережно относятся к тому, что любит и ценит родной человек.

Пусть в этих произведениях прямо не говорится о христианстве, такая была эпоха, но везде в них прописаны нравственные ценности.

В число лауреатов Патриаршей премии 2016 года вошел и Борис Николаевич Тарасов — писатель, философ, литературовед, доктор филологических наук, профессор Литературного института имени М. Горького, многие годы возглавлявший его в должности ректора, заслуженный деятель наук Российской Федерации.

В серии «Жизнь замечательных людей» у Бориса Николаевича Тарасова вышли две книги. Это художественные биографии христианских мыслителей Паскаля и Чаадаева. Полагаю, что большинство читателей ценят эту, наверное, старейшую книжную серию, которая появилась еще в 1890 году. Именно с этого времени издательство Ф.Ф. Павленкова стало выпускать биографические и художественно-биографические книги под общим заголовком. Позднее, в 30-е годы XX века, серия была возобновлена Максимом Горьким.

Обе книги Бориса Тарасова востребованы читателями и неоднократно переиздавались. Обоих мыслителей широкая читательская аудитория, на мой взгляд, знает несколько «однобоко»: одного как ученого, другого — как современника Пушкина, адресата его строк, человека, которого за его сочинения правительство объявило сумасшедшим. Другие стороны их деятельности остаются как будто в тени. Между тем, сам Чаадаев считал себя христианским мыслителем. В книгах Б.Н. Тарасова Б. Паскаль и П.Я. Чаадаев раскрываются как разносторонние, глубокие личности. Борисом Николаевичем проделан огромный труд. Он изучил и проанализировал множество источников, в результате его книги получились весьма информативными и увлекательными.

Кроме названных биографических произведений Борис Тарасов издал целый ряд познавательных книг («В мире человека», «Куда движется история», «Историософия Ф.И. Тютчева в современном контексте», «Человек и история в русской религиозной философии и классической литературе», «Тайна человека» и тайна истории (непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский, неопознанный Тютчев)», «Достоевский и современный мир» и др. Он также подготовил двухтомник «Николай Первый и его время» и однотомник «Рыцарь самодержавия»), названия которых свидетельствуют о неизменном интересе автора к истории отечественной литературы, ее связях с религиозной философией.

Хочу особо остановиться на книге Б.Н. Тарасова «Куда движется история (Метаморфозы людей и идей в свете христианской традиции)». В ней автор последовательно проводит актуальную мысль: когда на место христианских ценностей пытаются ставить какие-то другие, даже самые на первый взгляд хорошие, гуманные, человечные, — ничего по-настоящему доброго и светлого в результате не выходит. Все попытки заменить христианские ценности, христианские нормы, христианские взгляды какими-либо другими, направленными будто бы на благо отдельных людей и всего человечества, которые предпринимались в истории не один раз и предпринимаются в наше время, не приводят ни к чему хорошему. Если в основе не заложена христианская иерархия ценностей, если эти ценности искажаются, то все, сделанное на таком фундаменте, чаще всего оборачивается злом для человека и окружающего мира, хотя, как казалось, пытавшиеся созидать на такой опоре, преследовали благие цели.

В книге Б.Н. Тарасова «Куда движется история» речь идет об известных отечественных писателях, философах и политических деятелях XIX века (императорах Александре I и Николае I, западниках, славянофилах, почвенниках, Ф.И. Тютчеве, А.С. Пушкине, П.Я. Чаадаеве, К.Н. Леонтьеве, Л.Н. Толстом) и об их современниках. Исследуя их наследие в самых различных аспектах: культурном, литературном, философском, социальном, — автор анализирует стоявшие перед ними проблемы и пути их решения в сложном контексте российской и мировой истории.

На первый взгляд может показаться, что XIX столетие достаточно хорошо изучено и в значительной мере известно большинству людей. Отечественную и мировую историю этого века, а также классиков русской литературы в нашей стране изучают за школьной партой. Этот период истории широко представлен в исследовательской, научно-популярной и художественной литературе. Но следует заметить, что представления о нем в нашем обществе, как правило, поверхностные, недостаточные и, что немаловажно, содержат значительное количество штампов.

Особая ценность трудов Б.Н. Тарасова состоит в том, что он последовательно, на строго научной основе разрушает многие шаблоны. Один из самых ярких примеров — отношение к императору Николаю I, оценка его личности и периода его правления. Из школьного курса истории большинство учащихся усваивают, что это была эпоха реакции, застоя во всех областях жизни, а сам император воспринимается ими как душитель всякой свободы, «обидчик» лучших поэтов, писателей и вообще мыслящих людей — как «Николай Палкин». Оппонируя этому клише, Борис Николаевич Тарасов убедительно показывает, что фигура императора не была столь однозначно мрачной, а годы его правления нельзя охарактеризовать лишь как время сплошной тьмы во всех жизненных сферах. Исследователь приводит множество примеров из жизни и деятельности императора, которые убеждают читателя, что Николай I, имел немало положительных качеств, важных и необходимых для управления государством, а его дела на благо страны многочисленны и незаслуженно забыты.

Считаю очень ценным, что Б.Н. Тарасов не впадает при этом в другую крайность, сохраняя критичность оценки исторических личностей. Бывает, авторы, которые пишут о ком-то незаслуженно забытом или получившим в истории незаслуженный «темный ореол», слишком увлекаются апологетикой и создают в своих трудах нереально положительный, в какой-то мере «неживой» образ. В исследованиях Б.Н. Тарасова сохраняется историческая правда, герои остаются реальными людьми, обладающими как достоинствами, так и недостатками . Автор не идеализирует поступки героев своих книг, не представляет их в «выгодном» свете, не подбирает оправдания любым их поступкам. Он признает верными далеко не все мысли и действия тех, о ком пишет.

Благодаря трудам Б.Н. Тарасова перед читателем предстает гораздо более реальный, разносторонний XIX век со всеми его противоречиями, со многими интересными и важными людьми, которые жили в то время. Автор не просто перечисляет факты и пишет об императорах, литераторах, философах, он дает возможность читателю осмыслить историко-культурные закономерности и значение христианских ценностей, норм, традиций в истории.

В заключение необходимо отметить, что лауреаты Патриаршей литературной премии нынешнего года по-своему отражают многообразие современной литературы, коренящейся в православном мировоззрении. Годы атеистической цензуры в отечественной культуре не ослабили творческий потенциал писателей, которые транслируют православные нравственные принципы и убеждения. И сегодня нужно больше таких писателей. Мне не ведомо, как будет назван современный нам период русской литературы. Но отличительной его чертой, на мой взгляд, является интерес многих талантливых авторов к духовным законам бытия и проявление их в реалиях современности.

11 мая 2017 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил седьмую церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

На церемонии присутствовали представители Русской Православной Церкви: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент; первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Истринский Арсений; митрополит Саратовский и Вольский Лонгин; наместник Андреевского ставропигиального монастыря епископ Дмитровский Феофилакт; председатель Издательского совета Белорусского экзархата епископ Молодечненский и Столбцовский Павел; епископ Единецкий и Бричанский Никодим; заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов; главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев; заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов); сотрудники Издательского Совета, Издательства Московской Патриархии и других синодальных учреждений, духовенство и монашествующие.

Также мероприятие посетили члены Палаты попечителей Патриаршей литературной премии, российские литературоведы, журналисты, представители государственных и общественных организаций, деятели культуры.

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция из Зала церковных соборов.

Церемония началась с демонстрации фильма, посвященного истории Патриаршей литературной премии.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Прием заявок на соискание Патриаршей литературной премии начался 14 сентября 2016 года. В течение седьмого премиального сезона поступило 50 заявок из различных регионов России, а также из Азербайджана, Узбекистана и Латвии. 28 марта с.г. на заседании Палаты попечителей Патриаршей литературной премии был утвержден короткий список номинантов 2017 года, в который вошли:

  • Ирина Анатольевна Богданова;
  • Дмитрий Михайлович Володихин;
  • Василий Владимирович Дворцов;
  • Виктор Иванович Лихоносов;
  • Борис Федорович Споров;
  • Александр Борисович Ткаченко;
  • протоиерей Ярослав Шипов.
  • епископ Молодечненский и Столбцовский Павел, председатель Издательского совета Белорусского экзархата;
  • Ю.М. Лощиц, писатель, публицист и литературовед, лауреат Патриаршей литературной премии;
  • К.П. Ковалев-Случевский, профессор Института журналистики и литературного творчества, писатель.

Затем Состоялись выборы лауреатов Патриаршей литературной премии: члены Палаты попечителей заполнили бюллетени для голосования. Бюллетени были переданы в Счетную комиссию. Члены Счетной комиссии произвели подсчет голосов, заполнили протокол и передали его Святейшему Патриарху.
Во время голосования и подсчета голосов демонстрировался фильм о номинантах Патриаршей литературной премии 2017 года.

Святейший Патриарх вручил лауреатам диплом и знаки Патриаршей литературной премии.

На сцену также были приглашены все номинанты премии 2017 года - И.А. Богданова, Д.М. Володихин, В.В. Дворцов, А.Б. Ткаченко, которым Предстоятель Русской Православной Церкви вручил почетные дипломы.

В музыкальном сопровождении церемонии участвовал хор детского приюта «Отрада» при Никольском Черноостровском монастыре г. Малоярославца Калужской области.

В завершение вечера состоялся концерт.

***
Патриаршая литературная премия учреждена Священным Синодом на заседании 25 декабря 2009 года (журнал № 115) с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Эта премия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей.
Первым лауреатом Патриаршей литературной премии в 2011 году стал писатель Владимир Крупин. Во втором премиальном сезоне (2012 год) победителями стали Олеся Николаева и Виктор Николаев. В 2013 году награды были удостоены Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев. В четвертом премиальном сезоне (2014 год) лауреатами стали протоиерей Николай Агафонов, Валентин Курбатов и Валерий Ганичев. В 2015 году премия была присуждена Юрию Бондареву, Юрию Кублановскому и Александру Сегеню, в 2016 году — Борису Екимову, Борису Тарасову и священнику Николаю Блохину.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии вручения Патриаршей литературной премии 2017 года

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Дамы и господа!

Христос Воскресе!

Сердечно приветствую всех вас. Мы собрались в этом зале, чтобы в седьмой раз избрать лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. И я уверен, что сегодня, как и в прошедшие годы, новыми лауреатами станут по-настоящему достойные авторы.

По сложившейся традиции хотел бы предварить церемонию некоторыми размышлениями о судьбах отечественной словесности.

Однажды мне довелось ознакомиться со статьей в известном зарубежном издании, посвященной современному состоянию русской литературы. Статья вышла под весьма ярким и провокационным заголовком: «Русская литература мертва?» Не буду пересказывать содержание этой статьи — думаю, суть понятна из названия. Главный посыл автора заключался в том, что русские писатели якобы «измельчали», последние великие произведения были написаны несколько десятков лет назад, а авторитет и влияние русской литературы на умы современников уже совсем не те, что прежде.

Оставим за скобками то, что статья была опубликована в иностранном еженедельнике. К сожалению, с подобными пессимистическими воззрениями приходится сталкиваться и среди представителей отечественной интеллигенции. В такие моменты мне всегда хочется спросить собеседника: «Откуда вообще берутся такие мысли? Неужели у писателей XIX или XX веков условия для творчества были лучше или пищи для размышлений было больше, чем сегодня?»

Талантливые люди рождаются и живут в любую эпоху. Вопрос заключается совсем не в том, что у нас нет новых Пушкиных, Достоевских, Чеховых, Пастернаков. Они у нас есть. Вопрос заключается в том, как явить этих писателей миру, как сделать их творчество достоянием всего общества.

Для пояснения своей мысли хотел бы сделать небольшой экскурс в историю, в 30-е годы века XIX. Известный в ту пору цензор Александр Красовский, рассуждая о современной ему литературе, как-то назвал ее отвратительной. Наверное, его суждение не было бы столь интересным, если бы не то обстоятельство, что Красовский жил в эпоху, которую впоследствии назовут золотым веком русской культуры.

Так что же, спросите вы, критик был невеждой? Нет! Красовский был человек образованный, начитанный, он знал несколько иностранных языков. Что же помешало ему увидеть Пушкина или Гоголя? Что явилось причиной такой слепоты, не позволявшей в современниках увидеть гениальных писателей? Может быть, нечуткость, невнимательность к художественному слову?

Ни для кого не секрет, что более поздние, более зрелые произведения Пушкина, которыми мы сегодня восхищаемся, были встречены многими его современниками весьма прохладно и даже с непониманием. Находились и те, кто писал об общем кризисе литературы и упадке таланта у Пушкина. И даже «Борис Годунов», написанный ранее, был принят и понят читателями далеко не сразу.

Так что же, все-таки, в наибольшей степени определяет способность видеть? Может быть, взгляд с некоторой исторической дистанции? Этот вопрос не риторический — он требует серьезного размышления. Важно понимать, что литературный процесс — это не одно, не два и даже не три имени. Это сложное и многогранное явление. Литературный процесс формируется в условиях определенной культурной среды и усилиями не двух-трех выдающихся людей, а всего писательского сообщества. Как плодородный слой почвы способствует скорому росту и успешному развитию растений, так и здоровый и правильно организованный литературный процесс содействует появлению новых гениев и прекрасных художественных произведений.

Ни одно время Господь не оставляет без талантливых людей, без настоящих писателей и поэтов. Подчеркну еще раз: талантливые авторы есть в любую эпоху, и наше время не исключение. Важно не просмотреть эти таланты. Современники, особенно писательское сообщество, редакторы, издатели должны стараться заметить дарования, поддержать их, прежде всего в начале пути, дать возможность печататься, рассказать о них читателям.

Сегодня начинающим авторам приходится сталкиваться с немалыми трудностями при издании своих произведений. Многие издательства попросту отказывают авторам в публикации работ, ссылаясь на действующие законы рынка, которые требуют в первую очередь того, что будет успешно продаваться, что будет приносить прибыль. Печальная тенденция делать деньги на литературе, к сожалению, нередко приводит к тому, что большинство издателей интересуется не реальным художественным качеством произведения, а тем, насколько оно похоже на один из кассовых романов, чтобы продолжить эту линейку бестселлеров.

Подобные рыночные фильтры становятся большим препятствием для самобытных и по-настоящему талантливых авторов. И преодолевать эти препятствия призваны те, кто способен оказать влияние на культурную среду и у кого есть некие рычаги воздействия, в том числе на издательский процесс. Глубоко убежден, что особую роль должны играть редакторы, издатели, то есть люди, от которых зависит публикация тех или иных авторов.

Надеюсь, что Патриаршая литературная премия также внесет свой весомый вклад в открытие новых имен, в поддержку одаренных мастеров слова. Эта поддержка крайне важна для писателей и поэтов. Осознаем ли мы, скольких авторов мы не знаем только потому, что рядом с ними не оказалось никого, кто искренне заинтересовался бы их творчеством, помог выйти к читателю? Осознаем ли мы, скольких талантливых людей перестают издавать, — именно потому, что рядом оказывались те, кто не обладал безупречным чувством языка, не слишком хорошо разбирался в литературе, но при этом считал возможным давать негативные отзывы. Можно привести и другие примеры: не раз талантливые писатели и поэты оказывались не в состоянии оценить по достоинству произведения своих современников. А сколько текстов пропали, потому что не были вовремя напечатаны?

Вообще, это очень серьезная тема — способность видеть, понимать, чувствовать, и многое здесь зависит еще и от того, как ориентировано общественное сознание. Если в XIX и XX веках (по крайней мере, в первой половине XX века) литература была важным источником, дающим пищу для размышлений, то сегодня во все возрастающем по своей силе информационном потоке литература занимает лишь часть, причем далеко не доминирующую. Разглядеть талантливого автора в огромном информационном массиве становится все труднее. Кроме того, внимание абсолютного большинства людей сегодня приковано к электронным средствам массовой информации. Общее ускорение темпа жизни — еще один фактор, который неблагоприятно влияет на чтение в целом и на возможность выявления выдающихся авторов. Нет времени, чтобы от начала до конца книгу прочитать, а ведь для того чтобы понять замысел автора, почувствовать красоту слога, надо не только прочитать, но и поразмышлять над книгой!

Так что дело, конечно, не только в издателях и редакторах, но и в том, насколько общий культурный контекст способствует ориентации массового сознания на сферу художественной литературы. И нам всем нужно хорошо подумать, что следует сделать для того, чтобы художественная литература восстановила свои позиции, чтобы люди читали не только легкие остросюжетные книги, но и тексты, созданные мастерами слова, содержащие глубокие мысли.

Замечательный русский поэт Василий Андреевич Жуковский сумел безошибочно оценить масштаб дара Пушкина, когда тот был еще совсем молод. Цитирую: «На всё, что с тобою случилось и что ты сам на себя навлек, у меня один ответ: поэзия. Ты имеешь не дарование, а гений… По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе. И какое место, если с высокостию гения соединишь и высокость цели !» Наверное, так проникнуть в талант поэта мог лишь человек, обладавший не только литературным талантом, высокой профессиональной квалификацией, но и очень сильным зрением, способный различать духов (см. 1 Кор. 12:10). Вот и возникает вопрос: может ли у человека, живущего в наше быстротекущее, исполненное суеты время, быть такое зрение, или современный человек начисто лишен возможности прозревать суть вещей, уметь находить таланты и поддерживать их? Думаю, на этот вопрос нет простого ответа. Но мы живем в эпоху, которую нам определил Бог, и наша задача заключается в том, чтобы создавать инструменты, усиливающие наше духовное зрение и дающие нам возможность находить таланты, питаться их мыслью и красотой слога.

Как вы знаете, и в дальнейшем Василий Андреевич Жуковский старался защищать Пушкина, и кто знает, как сложилась бы человеческая и литературная жизнь поэта, если бы не помощь Жуковского. И сегодня нам важно научиться быть внимательными, научиться видеть талантливых современников и помогать, кто чем может, людям, которых одарил Бог. Тогда наша литература обогатится новыми именами и замечательными художественными произведениями. Дай Бог, чтобы и Патриаршая премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия служила пусть скромным, но достаточно эффективным инструментом, который помогал бы не только специалистам выявить талантливых авторов, но и массовому читателю познакомиться с творчеством своих замечательных современников.

Благодарю вас за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

В Зале церковных соборов храма Христа Спасителя были объявлены и награждены лауреаты Патриаршей литературной премии имени Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия. Премия была учреждена в 2009 году и впервые вручена в 2011 году. Получить награду могут и церковные, и светские авторы. Экспертизу произведений проводит совет экспертов. Назначает его Палата попечителей, в которую входят представители Русской православной церкви и литературного сообщества. Палата же утверждает длинный и короткий списки номинантов и выбирает затем лауреатов.

За пять лет Патриаршая литературная премия завоевала особое признание в литературном сообществе. Во вступительной речи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла не было ни слова о номинантах, только о самом главном - о том, что русская духовная культура всегда была литературоцентричной, нравственная идея всегда стояла в центре творчества.

"Важно уделять внимание литературе, помогать писателям, которые своим творчеством утверждают традиционные для нашего народа ценности, - отметил патриарх. - Человек через книгу общается с тысячью читателей. Чтобы наша современная литература, развивая традиции русской классической литературы, уходящей своими корнями в житийную литературу, и сегодня помогла нашему народу любоваться образом святого человека".

Из 37 номинантов в коротком списке в этом году - 8 претендентов. Среди них - литературовед Владимир Воропаев, историк Дмитрий Володихин, поэты-барды Новелла Матвеева и протоиерей Леонид Сафронов, актёр и режиссер Николай Бурляев.

"Быть среди соискателем Патриаршей литературной премии - это очень высокая награда сама по себе, - считает народный артист России Никорлай Бурляев. - Лично я счастлив, что дожил до этого дня, поскольку я не думал быть актером никогда, но стал актером, потом режиссером, я всегда мечтал быть писателем".

По итогам тайного голосования, а оно проходило во время церемонии, лауреатами стали поэт Юрий Кублановский, прозаик Александр Сегень и писатель-фронтовик Юрий Бондарев. Участник Великой Отечественной войны, он в 1941 году строил укрепления под Смоленском, потом сражался под Сталинградом, участвовал в освобождении Киева, дошел до Польши и Чехословакии. Бондарев - автор многочисленных романов. Самые известные - "Освобождение", "Горячий снег", "Батальоны просят огня". Юрий Бондарев уверен, что литература призвана утверждать границу между добром и злом. Здесь главное для писателя - совесть.

"Без искусства нет технологий, без искусства нет добра, нет справедливости, нет великого почитания человека и его способности, - сказал Бондарев. - Ради чего существует государство на земле? Ради того, чтобы живое существо, наделенное разумом, доказало, что оно способно творить".

Номинантами и лауретами Патриаршей пермии становились писатели разных взглядов и направлений. Важно, другое.

"Это должна быть вера, идущая из глубины сердца, и литература, которая с этой верой в гармонии", - сказал Александр Архангельский.

Патриаршая премия вручается "За значительный вклад в развитие русской литературы". И в этот раз её лауреаты - писатели, утверждающие духовные и нравственные ценности в жизни человека, семьи и общества.

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает митрополит Калужский и Боровский Климент.

- Тема нашей сегодняшней передачи «Патриаршая литературная премия». Кем и как она была учреждена?

С инициативой об учреждении такой премии в 2009 году выступил Святейший Патриарх Кирилл, на встрече в Издательском совете он сказал: «Надо найти формы поощрения современных авторов, которые пишут на нравственные темы и на темы, приводящие людей к Богу, пропагандируют в жизни нашего общества добро, любовь, согласие, мир». Мы совещались, потом взяли благословение у Святейшего Патриарха, чтобы разработать программу вручения Патриаршей премии. В декабре 2009 года Священный Синод Русской Православной Церкви учредил эту премию, и в этом году мы будем ее вручать уже шестой раз.

- Какова основная задача этой премии? Какие цели преследуются кроме поощрения?

Основная цель - поощрить писателей не только материально (премия имеет и материальную составляющую), но и поддержать их в творческом труде. Сейчас у нас в стране господствует рыночная система - не только в бытовом отношении, но и в мире творчества. В основном продаются книги, которые приносят прибыль, а в них засилье разврата, распущенности, насилия. Книги о добре, нашей культуре, о духовных ценностях нашего народа издаются меньшими тиражами, а писатели, создающие эти произведения, не пользуются таким спросом. Наша задача от лица верующих людей поблагодарить авторов, которые пишут на добрые темы.

Без художественной литературы невозможно жить современному человеку. В старину, в XIV - XVII века, не было художественной литературы, люди читали жития святых, Псалтирь, «Лествицу», рассказы о подвижниках, былины. И только со времени Петра I появляется художественная литература. Сейчас она играет большую роль в жизни человека и общества. Без книги нельзя представить культурного и развитого человека, поэтому поддержать тех творцов пера, которые пишут на добрые темы, призвана Патриаршая литературная премия.

- В основных положениях о премии сказано, что ее материальная часть выделяется из церковного бюджета.

Верно, нет специальных проектов или спонсоров, поддерживающих эту премию. Церковь живет на добровольные пожертвования, это вклад многих людей. Премия поощряет тех, кто способствует духовному становлению нашего общества. Художественное произведение имеет большое влияние на сознание людей. Вспомним недавнее советское прошлое: очень многие из интеллигенции пришли к вере, читая Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина. Не только в XIX, но и в XX веке многие писатели связывали свое творчество с Церковью. Они не писали в советское время о Боге и Церкви напрямую, но говорили о добре и евангельских истинах. Люди через это развивали любовь к своей культуре, приходили к Церкви.

- Как определяются лауреаты Патриаршей премии?

Есть определенный порядок подачи документов. Рекомендовать на премию могут главы Поместных Православных Церквей, епархий, самоуправляемых Церквей, входящих в состав Русской Православной Церкви, литературные сообщества, журналы, главы регионов. По их инициативе формируется список, и затем Палата попечителей выбирает Совет экспертов, который каждый год обновляется. Они обрабатывают поданные заявки, знакомятся с произведениями. Большинство кандидатов - известные писатели, но встречаются и новые имена, не очень известные в Москве.

Совет экспертов прорабатывает весь список кандидатов в номинанты. В этом году было пятьдесят четыре заявки. Совет экспертов рекомендовал восемь писателей, которые внесены в шорт-лист (короткий список). Это делает Палата попечителей, которую возглавляет Патриарх. Проходит несколько заседаний: на первом заседании просматривается общий список, утверждается Совет экспертов, на втором заседании - шорт-лист, третье заседание состоится в Зале Церковных Соборов, где будет происходить выбор и вручение знаков лауреатам Патриаршей премии. Голосование происходит открыто, без кабинок, каждый получает бюллетень, отмечает свой выбор. Тут же сидит счетная комиссия, которая вносит результат в протокол, передающийся Патриарху. Он оглашает имена лауреатов.

- В этом году есть фавориты?

Очень трудно сказать, кто станет лауреатом, потому что люди все интересные.

- Можно назвать имена экспертов?

Экспертное жюри возглавляет в этом году Юрий Михайлович Лощиц, поэт, прозаик, публицист. В жюри входят: игумен Евфимий (Моисеев), ректор Казанской духовной семинарии; протоиерей Николай Агафонов, писатель, лауреат Патриаршей литературной премии; Алексей Николаевич Варламов, писатель, член Союза писателей России, Дмитрий Михайлович Володихин, российский историк, писатель, литературный критик, доктор исторических наук; Мария Александровна Городова, православная писательница, корреспондент, обозреватель «Российской газеты»; Виктор Мирославович Гуминский, доктор филологических наук; Владимир Алексеевич Котельников, доктор филологических наук; Олеся Александровна Николаева, поэтесса, писательница, лауреат Патриаршей премии; Александр Юрьевич Сегень, известный писатель, лауреат Патриаршей премии.

- Среди номинантов есть священники, например Андрей Ткачев. Кто-то еще есть из священнослужителей?

В этом году в списке номинантов два священника: отец Андрей Ткачев, писатель, проповедник, миссионер и отец Николай Блохин. Интересная личность, в Церковь пришел в возрасте; по благословению митрополита Питирима и отца Иоанна Крестьянкина занимался изданием православной литературы и ее распространением. За это он был осужден на четыре с лишним года. Он сам говорит, что если бы его не осудили, то он не стал бы писателем. Находясь в заключении, он начал писать. Цель всех художественных произведений отца Николая - привести человека к Богу, показать, что жизнь не случайна, указать на ответственность человека за свое спасение.

У меня в руках журнал «Православное книжное обозрение», который сегодня вышел. Здесь есть замечательный рассказ отца Николая «Прихожанка». Он описывает обычную жизненную историю, на Руси таких много. Священник прибыл в храм, на первой службе только два человека - две женщины. Священник стал с ними беседовать, попросил, чтобы они на следующую службу пришли со своими мужьями. Одна говорит, что у нее мужа нет, а другая - что у нее лучший муж. В результате выяснилось, что священник из того же поселка, где живет эта женщина. Он вспомнил ее и ее мужа. Оказывается, что он выпивал, нередко бил свою супругу, но эта женщина готова терпеть и считает, что должна его спасти. «Это мой крест, я должна его донести»,- говорит она. Милиционер предлагает посадить его в тюрьму, соседи советуют развестись, бросить его, но она боится, что он погибнет. Женщина считает, что он дан ей по грехам и она должна пронести свой крест. Какая актуальная тема! Ведь мы-то ропщем, когда носим тяготы ближнего человека…

Среди других номинантов - монахиня Евфимия (Пащенко), известная писательница, медик. Пишет интересные эссе, заметки. Я вспоминаю очень интересное произведение о Божьем мире. В парке замечательно пела птичка. Сидел человек и думал: «Какое Божье творение! Для чего она поет? Наверное, услаждает меня». Другой человек рассуждал: «Что это за птаха? Воробей? Точно не соловей. Он лучше поет!» Третий человек услышал пение и подумал: «Что за ворону занесло к нам? Непонятное пение!» Автор размышляет над тем, кто прав и как люди по-разному оценивают окружающий мир. Мир создан Богом для человека. Матушка Евфимия пишет о том, как мы должны воспринимать окружающий мир.

Если задуматься, то можно увидеть, что все в мире сосредоточено на человеке. Солнце светит, реки, вода - все для человека. Прекрасно сказал преподобный Макарий Египетский в IV веке: «Солнце, звезды, луна, лес, реки, моря, весь животный мир, земля созданы для того, чтобы жил человек. А человек создан для того, чтобы в нем жил Бог». Матушка Евфимия хочет донести это до своего читателя. Люди Церкви пишут на такие важные для современного человека темы, потому что большинство людей не знают Библии, а через такие произведения они познают, Кто Творец, откуда все происходит.

Еще хочу назвать имена Александра Громова, Бориса Екимова, Алексея Карпова. У Алексея Карпова большая серия исторических книг, он издавал «Жизнь замечательных людей». Это и Борис Тарасов, замечательный человек, который много сделал для развития литературы, преподаватель Литературного института, был его ректором; Валерий Сергеев, который писал о раннем русском средневековье, он автор книги о жизни преподобного Андрея Рублева, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей». Это интересные люди, которые доносят до современного россиянина понятия о Боге, добре, показывают традиции, исторический путь нашего народа, Православной Церкви.

- Светские писатели - номинанты на Патриаршую премию - верующие люди?

Они все православные.

В положении сказано, что премия учреждена для писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизнь современного человека, семьи и общества. Но нравственность есть не только в православной вере…

Пока у нас не было неправославных писателей, хотя такое возможно. Если автор не хочет соединять себя с Церковью, верой, возникает вопрос: не зная и не понимая Евангелия, можно ли понять русскую культуру? Можно ли внести положительный вклад в ее развитие? Особенность в том, что русская культура по природе православная, она зародилась с принятием христианства. Князь Владимир принес на нашу землю веру, язык и культуру. В этом году мы отмечаем тысячелетие русского присутствия на Афоне, оказавшего глубокое влияние на духовное состояние России, духовное развитие нашей страны, монастырей, которые были центрами просвещения и культуры на протяжении многих веков. Нашу культуру отделить от православия очень сложно.

- А как же советские писатели? Вы сказали, что они писали о нравственности.

Совершенно верно. Они в душе были верующими людьми, они выросли в православных семьях, в православной культуре, их родители были православными, они все были крещеными. Но они не могли писать о Боге. Сейчас мы многое узнаем. Маршал К. Жуков - советский полководец, а у него была икона Казанской Божией Матери. В душе он был верующим, но не мог это декларировать. Возьмите М. Шолохова: можно увидеть много православных элементов в его творчестве. Фонд единства православных народов издал серию книг «А.С. Пушкин и православие», «Ф.М. Достоевский и православие», в том числе «С. Есенин и православие», «М. Шолохов и православие». Михаил Шолохов описывает православные традиции, более того - христианские заповеди, хотя он не мог открыто писать о Боге.

- Книги православных писателей выпускает Издательский совет Русской Православной Церкви?

Издательский совет не занимается издательской деятельностью, мы только ее регулируем. Выпускаются они в издательствах, в том числе в издательствах Московской Патриархии, Сретенского монастыря, «Никея». Наша задача - присваивать гриф. Это не цензура. Мы предоставляем право этому издательству распространять книги через церковную сеть. Наша обязанность - защитить прихожанина от плохой литературы. Если нет грифа, надо подумать, стоит ли эту книгу читать. Гриф присваивается не только богословским и катехизическим книгам, историческим, духовным, но и художественным. Через нас проходит очень много книг, которые я бы посоветовал прочитать.

Недавно прочитал у отца Николая Агафонова, как молодой человек шел к вере. Он служил в армии, и у него не было никаких духовных книг, а была только антирелигиозная литература, из которой он и узнавал о Боге, отбрасывая шелуху пропаганды. Вопрос телезрителя: «Мне 85 лет, я ничего не слышу, молюсь Господу двести раз и Божьей Матери столько же. Правильно ли я делаю?»

Молиться - это правильно, но я советую сходить в церковь; если не можете дойти, попросите, чтобы пришел священник, который может соборовать Вас и причастить Святых Христовых Таин, объяснить, как молиться. Если можете читать, даст молитвослов и Евангелие. Обязательно свяжитесь со священником.

- Где можно купить произведения номинантов Патриаршей премии? Только в церковной лавке?

Нет, что-то издано и продается в церковной сети. Но по большей части - в светских магазинах. Мы всегда способствуем изданию произведений лауреатов Патриаршей литературной премии. У нас есть книги отца Николая Агафонова, Виктора Николаева, Олеси Николаевой. Мы не можем навязывать издательству выпуск тех или иных книг, мы рекомендуем. Все зависит от произведения. Издательства работают на коммерческой основе, даже церковные. Если невыгодно, они не могут издавать. Мы рекомендуем тех авторов, которые достойны Патриаршей литературной премии, или те книги, которые получили премии конкурса «Просвещение через книгу». Кроме Патриаршей премии, мы поддерживаем писателей и издателей в этом конкурсе. Там двенадцать номинаций, в том числе «Художественная литература», «Историческая литература», «Детская литература». Эти книги тоже присутствуют в церковной сети.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Бываю в Калужской области, там, особенно в деревнях, очень много старообрядцев, у них есть домовые храмы, но я туда не хожу. Будут ли возводиться православные часовни?»

Да, там скоро будет восстанавливаться большой храм. Сейчас в Кирове есть своя епархия - Песочня (это старое название города). Я передам епископу Песоченскому и Юхновскому Максимилиану Вашу просьбу. Проект сделать в каждом селе хотя бы маленькую часовню есть.

- Иногда заходишь в книжный магазин - разнообразие литературы. А того, что нужно, не видишь.

В светских магазинах практически невозможно найти православную литературу. Мы в Москве переговорили с представителями ряда магазинов, чтобы они отделили православную литературу от другой. Раньше была секция религиозной литературы, там были православные авторы и какие-то сомнительные философские, оккультные учения. Ряд книжных сетей выделил для православной литературы отдел, но есть проблема: на видное место ставится то, что быстро покупают. Естественно, у людей сложился стереотип, что купить православную литературу можно только в храме. А в светских магазинах покупают техническую или развлекательную литературу. Никто не идет за Библией в книжный магазин на Арбате, поэтому там не уделяют ей такое внимание.

Мы предлагаем Патриарху сделать сеть православных книжных магазинов шире. Не только в Москве, но и в крупных городах регионов должны быть крупные православные книжные магазины. Там могут продаваться и православные сувениры, потому что открыть магазин - это достаточно накладно. Можно распространять и электронные книги, и видеофильмы. Мы стараемся реализовать этот проект.

- В некоторых церковных магазинах можно встретить и классическую литературу.

Да, это и «золотой», и «серебряный» века русской литературы, и современные авторы, лауреаты Патриаршей литературной премии. Здесь другой вопрос: не все храмы, города и приходы одинаково снабжаются литературой. Это зависит от прихода и епархии. Издательский совет здесь сделать ничего не может. По благословению Патриарха мы подготовили список литературы, которая должна присутствовать в каждом московском храме, это около двухсот-четырехсот наименований, в том числе художественная литература. Я думаю, это будет способствовать развитию книжного дела. Люди будут знать, что в храме, помимо нескольких молитвословов и акафистов, будет хороший набор книг, которые можно купить для себя или подарить. Это хороший подарок. Если мы дарим книгу молодому человеку, он обязательно ее прочитает. Через чтение узнает о Боге и истине.

- Сейчас книга - редкий подарок. Удобнее скачать книгу и на мониторе устройства прочитать.

Да, но совершенно разное восприятие книги - электронной и печатной. Берешь маленький журнал и совершенно по-иному воспринимаешь текст, каждое слово, глубже понимаешь тему, становишься участником описанных событий. Электроника - это совсем другое восприятие.

Одна из побед Советского государства - победа над безграмотностью. Советский Союз был одной из самых читающих стран. Сейчас картина удручающая. Россия все ниже в этом рейтинге. Чтение становится менее популярным. Проблема кроется в наших школах, как заметил Патриарх Кирилл на заседании попечителей Патриаршей литературной премии. Он отметил, что в школе перестают понимать литературу, читать. Заметил, что преподавание литературы там сходит на нет. Как Вы стремитесь решить эту проблему в рамках работы Издательского совета?

Почему Россия потеряла первенство в списке самых читающих стран? Развитие электронных книг, появление сети Интернет привлекло к себе часть читающих людей. Но это не главная причина. Читающие люди в советское время - в основном люди в возрасте от восемнадцати до тридцати лет и школьники.

Сейчас мы переживаем демографический кризис. С начала 90-х годов в России стало вдвое меньше рождаться детей, чем в советское время. Мы потеряли людей читающего возраста, страна постарела, это тоже сказывается. Развитие технологий повлияло и на чтение.

Но это кризис не только школы, но и семьи. Сейчас в семье мало читают. Обычная ситуация в московской семье: пришли все домой и каждый расходится к своему «гаджету». Кто к телевизору, кто к планшету, кто к телефону - родители в первую очередь. Дети не видят читающих родителей, не видят книги в руках - только телевизор, Интернет. Ребенок, пока маленький, полистает книгу, а потом требует телефон, смартфон, планшет и т.д. Родители дарят ему это. Они откупаются от ребенка. Любящий родитель после ужина соберет детей, возьмет книгу, почитает Евангелие, житие святого, сказку, побеседует. Подрастает ребенок - возьмет «Капитанскую дочку», еще раз прочитает и поговорит. Сходят на службу всей семьей, не будет наказанием для ребенка сходить в церковь, пока папа смотрит телевизор.

Я сегодня вижу, что дети не знают, в честь какого святого они названы. Почему бы не рассказать ребенку о его покровителях? День ангела бабушки или дедушки - давай прочитаем о святых покровителях. Дети не видят примера! Пытаясь в течение двадцати пяти лет реформировать школьную систему, мы потеряли главное - русскую литературу. Мне показали учебник лет пять-шесть назад: на изучение А.С. Пушкина отведено полторы страницы! На тринадцати страницах - современная проза, произведение автора, бывшей наркоманки, со всем соответствующим жаргоном и соответствующими описаниями. Для чего это? Это не знакомство с жизнью. Школа призвана научить: надо читать А.С. Пушкина, классику XIX - XX веков, современных авторов. Возьмите произведения Николая Агафонова, прочитайте! Этого примера дети дома не видят. И школа не дает. Надо увеличивать часы на изучение литературы. Это основа.

Литература XIX - XX веков - образец русского слова. Мы должны научить любить великое русское слово. Везде ценят наших писателей, знают их, а наша молодежь практически не знакомится с творчеством Ф.М. Достоевского, зато популярны в ее среде западные писатели. Это ошибка в реформировании школьной системы. Президент России поручил создать Комитет по словесности, а Патриарх Кирилл его возглавил. Школа должна увеличить объем изучения литературы и истории.

- Хотелось бы услышать наставление от Вас, что посоветуете прочитать?

Желаю помощи Божией. Завтра мы отметим писателей, которые потрудились на благо и развитие нашей отечественной культуры, поэтому желаю больше читать. Запомните: главная книга нашей жизни - Евангелие. Мы должны научиться читать Евангелие ежедневно, это слово Божие, его читали великие классики. В Калуге мы провели акцию «Евангелие - книга жизни. Читаем вместе в дни Великого поста». Обратимся к этой вечной книге. Мой учитель называл Евангелие «кислородом вечности». Давайте будем им дышать, чтобы обрести жизнь вечную.

Христос воскресе!

Ведущий Сергей Платонов
Записала Ярослава Трунцева

В список номинантов Патриаршей литературной премии 2015 года вошли:

протоиерей Леонид Сафронов; Бондарев Юрий Васильевич; Бурляев Николай Петрович; Володихин Дмитрий Михайлович; Воропаев Владимир Алексеевич; Кублановский Юрий Михайлович; Матвеева Новелла Николаевна; Сегень Александр Юрьевич.

26 мая в 13:00 в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» (Зубовский бульвар, дом 4) состоится пресс-конференция, посвященная 5-летию Патриаршей литературной премии и церемонии награждения лауреатов этого года. Видеозапись по итогам мероприятия будет доступна по ссылке на сайте пресс-центра http://pressmia.ru/pressclub/20150526/950142685.html

28 мая 2015 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии.

К 5-летию Патриаршей литературной премии выходит в свет юбилейный сборник произведений писателей - лауреатов и номинантов премии 2011–2015 гг. Написанные прекрасным языком, серьезные и веселые, лирические и наполненные теплым юмором, они не оставят читателей равнодушными. Книга будет интересна для широкого круга читателей.

Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия учреждена Священным Синодом по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу.

Лауреаты Премии избираются голосованием членов Палаты попечителей из числа номинантов, которые вошли в короткий список премии. Голосование проходит на церемонии избрания и награждения Премии, в присутствии представителей средств массовой информации.

Председателем Палаты попечителей является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл; секретарем Палаты попечителей - председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, митрополит Калужский и Боровский Климент. В Палату попечителей входят представители Русской Православной Церкви и литературного сообщества, общественные деятели, деятели науки и культуры. Среди них: архиепископ Бориспольский Антоний, епископ Борисовский Вениамин, протоиерей Всеволод Чаплин, архимандрит Тихон (Шевкунов), Александр Архангельский, Алексей Варламов, Андрей Василевский, Юрий Вяземский, Валерий Ганичев, Константин Ковалёв-Случевский, Борис Олейник, Юрий Поляков, Александр Соколов, Борис Тарасов, Виктор Фёдоров, Сергей Чупринин и другие.

Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и других поместных церквей. Вручение премии призвано содействовать развитию взаимодействия Русской Православной Церкви и литературного сообщества. Премия вручается в номинации «За значительный вклад в развитие русской литературы».

Премия призвана содействовать развитию взаимодействия Русской Православной Церкви и литературного сообщества − прежде всего, тех писателей, которые своим творчеством утверждает основы христианской веры. Правом выдвижения кандидатов на соискание премии обладают Предстоятели Поместных Православных Церквей, главы самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, епархиальные архиереи Русской Православной Церкви, органы государственной власти стран СНГ и Балтии, Синодальные учреждения Русской Православной Церкви, а также редакции литературных журналов и литературно-общественные организации.

Организация всех мероприятий, связанных с отбором номинантов Премии, а также подготовка заседаний Палаты попечителей, Совета экспертов и организация Торжественной церемонии избрания и награждения лауреата Патриаршей литературной премии возложена на Издательский Совет Русской Православной Церкви.

Первым лауреатом Патриаршей литературной премии в 2011 году стал писатель Владимир Николаевич Крупин. Во втором премиальном сезоне (2012 год) победителями стали Олеся Александровна Николаева и Виктор Николаевич Николаев. В третьем премиальном сезоне (2013 год) награды удостоились Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев. В четвертом премиальном сезоне (2014 год) лауреатами стали: о.Николай Агафонов, Валентин Курбатов и Валерий Ганичев.

Более подробная информация о Патриаршей литературной премии и номинантах этого года доступна

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения