Рассказы о вов известных писателей. Великая отечественная война в художественной литературе. «Блокадная книга» Алесь Адамович, Даниил Гранин


для 5-6 класса

1. Богомолов В.О. Иван

2. Вишнёв П.П. Юнги

3. Воронкова Л.Ф. Девочка из города

4. Думбадзе Н. Я вижу солнце. Я, бабушка,Илико и Илларион

5. Ильина Е.Я.Четвёртая высота

6. Кассиль Л.А. Дорогие мои мальчишки. Рассказ об отсутствующем. У классной доски. Огнеопасный груз

7. Кассиль Л.А., Поляновский М.Л. Улица младшего сына

8. Катаев В.П.Сын полка

9. Конецкий В. Петька, Джек и мальчишки

10. Крапивин В.П. Тень каравеллы

11. Лиханов А.А. Мой генерал. Крутые горы. Музыка. Деревянные кони. Последняя колода

12. Надеждина Н.А. Партизанка Лара

13. Найдич М.Я. Шинель на вырост

14. Распутин В.Г. Уроки французского

15. Яковлев Ю.Я. Как Серёжа на войну уходил

для 7-9 класса

1. Адамович А.М. «Хатынская повесть»

2. Айтматов Ч. «Ранние журавли»

3. Алексеев С.П. «Богатырские фамилии»

4. Алексин А.Г. «В тылу как в тылу», «Сигнальщики и горнисты»; «Третий в пятом ряду»

5. Бакланов Г.Я. «Пядь земли»

6. Бек А.А. «Волоколамское шоссе»

7. Бирюков Н.З. «Чайка»

8. Богомолов В.О. «Зося»; «Иван»

9. Борзунов С.М. «Не первая атака»

10. Вишнев П.П. Юнги

11. Воронкова Л.Ф. «Девочка из города»; «Село Городище»

12. Горбатов Б.Л. «Непокоренные»

13. Дольд – Михайлик Ю. «И один в поле воин»

14. Драгунский В.Ю. «Он упал на траву…»

15. Дубровин В.Б. «Мальчишки в сорок первом»

16. Думбадзе Н.В. «Я вижу солнце»

17. Емельяненко В.Б. «В военном воздухе суровом»

18. Ильина Е.Я. «Четвертая высота»

19. Закруткин В.А. «Матерь человеческая»

20. Зюков Б.Б. «Командир сильных духом»

21. Казакевич Э.Г. «Звезда»

22. Кассиль Л. «Дорогие мои мальчишки»; «Улица младшего сына»; «Черемыш – брат героя»

23. Катаев В.П. «Сын полка»

24. Кирносов А.А. «Ни дня без победы»

25. Кобец – Филимонова Е.Г. «Жаворонки над Хатынью»

26. Кожевников В.М. «Март - апрель»

27. Колесов К.П. «Самоходка номер 120 »

28. Космодемьянская Л.Т. «Повесть о Зое и Шуре»

29. Костерина Н. «Дневник Нины Костериной»

30. Кошевая Е.Н. «Повесть о сыне»

31. Крапивин В.П. «Тень каравеллы»

32. Кузнецов А.С. «Тайна римского саркофага»

33. Курочкин В.А. «На войне как на войне»

34. Левин Ю.А. «Комбат»

35. Лиханов А.А. «Крутые горы»; «Мой генерал»; «Последние холода»

36. Митяев А.В. «Подвиг солдата»

37. Мусатов А.И. «Клава Назарова»

38. Надеждина Н.А. «Партизанка Лара»

39. Найдич М.Я. «Шинель на вырост»

40. Никитин С.К. «Падучая звезда»

41. Новожилов И.Г., Шустов В.Н. «Королевский гамбит»

42. Погодин Р.П. «Где леший живет»

43. Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке»

44. Поликарпова Т.Н. «Листья будущего лета»

45. Приставкин А.А. «Ночевала тучка золотая»

46. Распутин В.Г. «Уроки французского»

47. Резник Я. «Наш уральский танковый»

48. Румянцев Б. «Побратимы Гастелло»

49. Самсонов С.Н. «По ту сторону»

50. Симонов К. «Третий адъютант»

51. Соболев Л.С. «Батальон четверых»; «Морская душа»

52. Степанов В.А. «Рота почетного караула»

53. Сухачев М.П. «Дети блокады»

54. Трофимов А.И. «Повесть о лейтенанте Пятницком»

55. Уварова Л.З. «Теперь или никогда!»

56. Фадеев А.А. «Молодая гвардия»

57. Чуковский Н.К. «Морской охотник»

58. Шмерлинг С.Б. «Десант»; «За час до атаки»

59. Шолохов М.А. «Судьба человека»

60. Яковлев Ю.Я. «Где стояла батарея»; «Девочка с Васильевского острова»

Эта незабытая далекая война..

«Мы победили! В этих двух словах

Награда нам за пот, и кровь, и муки,

За тяжесть лет, за детский стон и страх,

За горечь ран и за печаль разлуки»

(В.Лебедев-Кумач)

    Алигер М.И. Зоя. Поэма. Стихи.- М.: Сов.Россия, 1971.- (Школьная библиотека)

    Антокольский П.Г. Сын . Поэма.- Хабаровск, 1985.- (Школьная библиотека)

    Ахматова А. Клятва. Мужество. Победителям

    М.: Правда,1990

    Берггольц О.Ф. Накануне. Склоняет знамена народ. Февральский дневник

    Была война …: Четыре главы из книги, написанной поэтами послевоенных лет.- М.: детская литература, 1987.- (Школьная библиотека)

    Великая Отечественная : стихотворения и поэмы в 2-х томах.- М.: Худож. лит-ра, 1970

    Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2-х т.- М.: дрофа, 2002.- (Б-ка отечественной классической художественной лит-ры)

    Высоцкий В.С. Черное золото.- 1990

    Друнина Ю.В . Избранные произведения: В 2-х т. Т.1. Стихотворения (1942-1969).- М.: Худож. лит, 1981

    Друнина Ю.В. Светлокосый солдат : Избранное.- Калининградское кн. изд-во, 1973.- (Подвиг)

    Джалиль Мусса Избранное.- Казань, 1968.- (Школьная библиотека)

    Лицом к Победе : Сборник стихотворений.- М.: Современник, 1985.- (Отрочество)

    Львов М.Д. Письмо в молодость .- 1976.- (Подвиг)

    Ошанин Л.И. Земля и небо : книга стихов.- 1975.- (Подвиг)

    Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет / Сост. Курганова В.М..- М.: Сов. Россия, 1990.- (Школьная библиотека)

    Священная война : стихи о Великой Отечественной войне .- М.: Худож. лит., 1966

    Фатьянов А.И. Соловьи, соловьи. Песни и стихи.- Тула: Приокское кн. изд-во, 1977

    Час мужества . Поэзия периода Великой Отечественной войны 1941-1945гг.- М.: просвещение, 1990г

Слава вам, храбрые,

Слава, бесстрашные!

Вечную славу поет вам народ.

Доблестно жившие,

Смерть сокрушившие,

Память о вас никогда не умрет!

Эти сборники стихов вы всегда можете взять в нашей школьной библиотеке.

Они сражались за Родину

  1. Алексеев С.П. Последний штурм / Художник Петров М.- 1981

    Богданов Н.В. Хорошая пословица : рассказы.- М.: Детская литература, 1984.- (Читаем сами)

    Василенко И. Приказ командира .- (Книга за книгой)

    Воробьев Е.З. Однополчане. Рассказы.- М.: Детская литература, 1976.- (Книга за книгой)

    Кассиль Л.А. Главное войско .- М.: Детская литература, 1977

    Кассиль Л.А. Твои защитники .- М.: Детская литература, 1976

    Кассиль Л.А. Огнеопасный груз .- М.: Детская литература, 1979

    Катаев В.П. Сын полка . Повесть.- (Школьная библиотека)

    Лавренев Б.А. Разведчик Вихров . Рассказы.- М.: Детская литература, 1991.- (Книга за книгой)

    Митяев А.В. Землянка . Рассказы.- М.: Детская литература, 1976.- (Мои первые книжки)

    Орлов О.П. Цемесская бухта : повесть и рассказы.- М.: Дет. лит., 1981

    Полевой Б.Н. Разведчики : рассказы.- М.: Дет. лит., 1979.- (Книга за книгой)

    Рассказы и стихи о войне. Внеклассное чтение. Полная библиотека. 1-4классы. - Омега, 2010.- (Школьная библиотека)

    Смирнов С.С.Подвиг майора : Рассказ.- М.: Дет. лит., 1975.- (Книга за книгой)

    Соколов Г.В. Быль о матросе Кайде и его товарищах : Рассказы.- М.: Дет. лит., 1978.- (Книга за книгой)

    Стрехнин Ю.Ф. Про отряд Бороды : рассказы.- М.: Дет. лит., 1974

    Субботин В.Е. И настал мир : рассказы.- М.: Дет. лит.,1981.- (Книга за книгой)

    Твардовский А.Т. Рассказ танкиста : Стихи.- М.: Детская литература, 1979.- (Книга за книгой).

Эти книги стоят и ждут вас на полках!

"Учитесь у героев книг любить нашу землю - ее поля и леса, ее города, ее небо, ее реки, ее язык и искусство"

( Паустовский К.Г.)

Любите и знайте нашу историю!

Книги мужества

    Алексеев С.П. Двенадцать тополей: рассказы из истории Великой Отечественной войны .- М.: современник, 1985.- (Отрочество. Серия для подростков)

    Байков В. Память блокадного подростка.- Л.: Лениздат, 1989

    Богданов Н.В. Иван Тигров: рассказы о Великой Отечественной войне

    Богомолов В.О. Иван. Зося: повести.- М.: Современник. 1985.- (Отрочество)

    Жариков А.Д. Солдатское сердце: Повесть о выдающемся полководце Маршале Советского Союза Г.К.Жукове.- М.: Дет. лит., 1979

    Журба П.Т. Александр Матросов. Повесть о жизни и подвиге Героя Советского Союза гвардии рядового Александра Матросова.- Л.: Дет. лит., 1974

    Ильина Е.И. Четвертая высота. Повесть о герое Великой Отечественной войны Гуле Королевой.- М.: Дет. лит.. 1989

    Кассиль Л., Поляновский М. Улица младшего сына. Повесть о Герое Великой Отечественной войны пионере-партизане Володе Дубинине.- М.: Дет. лит., 1977

    Катаев В.П. Сын полка.- М.: просвещение. 1983.- (Школьная библиотека)

    Кнорре Ф.Ф. Родная кровь; Коньяков В.М. Димка и Журавлев; Распутин В.Г. Уроки французского; Семенов Г.В. К зиме, минуя осень: повести о детстве, совпавшем с войной.- М.: Дет. лит., 1990 – (Школьная библиотека)

    Коконин Л.В. Повесть о военном детстве. О школьном детстве, опаленном Великой Отечественной войной, о подростках, которые в четырнадцать лет уже умели работать за фабричными станками, о духовном возмужании и чувстве ответственности, стремлении помогать старшим в их самоотверженном труде

    Леонов И.А. Назван человеком из легенды: автобиографическая повесть. Рассказы. Поэмы, стихотворения.- Тула, 2003. Книга Героя Советского Союза и России летчика-истребителя, педагога, гражданина, былинного русского богатыря, сумевшего, потеряв в ранней юности руку в кровавой воздушной схватке с фашистами, вновь поднять в небо свою крылатую машину, не потерять волю к жизни, силу духа, мужество, доброту.

    Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке .- любое издание

    Полевой Б.Н. Полководец: Биографическая повесть.- М.: Дет. лит., 1976. Книга о выдающемся полководце Маршале Советского Союза Иване Степановиче Коневе.

    Симонов К.М. третий адъютант: рассказы.- М.: Дет. лит., 1987.- (Школьная библиотека)

    Смирнов В.И. Саша Чекалин: Повесть.- М.: Мол. гвардия, 1967.

Память о Великой Отечественной войне священна и неподвластна времени!

Все дальше уходит в историю Великая Отечественная война. В этом году исполняется 70 лет со дня Победы нашего народа над фашистскими захватчиками. Хотелось бы, чтобы никто и ничто не осталось забытым. Мы должны знать историю своего Отечества. Все эти книги есть в нашей школьной библиотеке.

«Люди, покуда сердца стучат, - помните!..»:

    Адамович А.М. Хатынская повесть .- М.: Детская литература, 1988.- (Школьная библиотека)

    Алексеев С.П. Гвардейский разговор : Рассказы.- М.: Воениздат, 1979

    Бакланов Г.Я. Навеки – девятнадцатилетние.- М.: Мол. гвардия. 1982.- (Библиотека юношества)

    Бакланов Г.Я. Пядь земли : Повесть, 1973

    Баруздин С.А. Повторение пройденного : Роман.- М.: Дет. лит., 1988.- (Школьная библиотека)

    Бек А.А. Волоколамское шоссе : роман.- М.: Воениздат. 1982.- (Школьная библиотека)

    Берггольц О.Ф. Дневные звезды. Говорит Ленинград .- М.: Правда. 1990 – документальные повести, повествующие о бессмертном подвиге ленинградцев в тяжелые 900 дней и ночей блокады Ленинграда.

    Богомолов В.О. Момент истины («В августе сорок четвертого…»): Рассказы, роман, повесть.- М.: Правда. 1988

    Бондарев Ю.В. Батальоны просят огня. Последние залпы : Повести.- М.: Современник, 1984.- (Сыновья века)

    Бондарев Ю.В. Горячий снег : роман.- М.: Современник, 1988

    Быков В.В. Альпийская баллада : Повести.- Тула: Приок. кн. изд-во, 1983.- (Школьная библиотека)

    Быков В .В. Дожить до рассвета : повесть.- М.: Дет. лит., 1985.- (Школьная библиотека)

    Быков В . В Обелиск. Рыбаков А.Н. Неизвестный солдат : Повести.- М.: Мол. гвардия, 1985.- (Библиотека юношества)

    Быков В . В. Повести .- М.: Дет. лит., 1987.- (Школьная библиотека)

    Васильев Б. А зори здесь тихие : Повесть. В списках не значился : Роман. Рассказы

    Воробьев К.Д. Убиты под Москвой. Крик. Это мы, господи!..: Повести.- М.: Дет. лит., 1990.- (Военная библиотека школьника. Библиотечная серия)

    Казакевич Э.Г. Звезда : Повесть.- Л.: Лениздат, 1982.- (Школьная библиотека)

    Кожевников В.М. Март – апрель : Рассказы.- М.: Дет. лит., 1987.- (Школьная библиотека)

    Курочкин В.А. На войне как на войне : Повесть.- М.: Современник, 1985

    Никитин С.К. Падучая звезда.

    Воробьев К. Убиты под Москвой.

    Кондратьев В. Сашка.

    Колесов К. Самоходка номер 120 : Повести.- М.: Дет лит., 1989.- (Школьная библиотека).

15 книг о войне, которые должен прочесть каждый

Чем дальше от нас Великая Отечественная Война, тем больше у нас игры в память, нежели самой памяти. И вот уже стирается для многих дедовское «Больше никогда!» и появляются рассуждения о войне, как о способе решить политические или экономические проблемы. Мы подобрали 15 книг, которые, по хорошему, должен прочесть каждый из нас. Хотя бы для того, чтобы прочувствовать как все это было на самом деле.

«А завтра была война», Борис Васильев

Война, кажется, тут не при чем, она только в названии: обещание, и ничего больше. Обычная жизнь, обычные тревоги, малые и большие, юношей и девушек 1940 года. Тем сильнее ужас нависшей, неотвратимой беды, которая обрушится на главных героев, сомнет их судьбы, сокрушит, заберет все радости. Беды, на фоне которой все другие, такие сейчас важные, померкнут.

«Жизнь и судьба», Василий Гроссман

Это эпос. Его надо читать долго и медленно, переваривая каждую строчку. Книга о войне во всем ее ужасе: смерти на фронте и за фронтом, нечеловеческих унижениях и нечеловеческой силе духа. О том, что бывает подлость своих и о том, что от этого враги не перестают быть врагами. Все здесь – голос свидетеля: Василий Гроссман был военным корреспондентом, и знал войну как с фронта, так и с тыла, а его мать оказалась в еврейском гетто и была расстреляна. В ночь перед смертью женщина успела написать письмо сыну и сумела передать его. В этом письме была вся история унижений, весь ужас людей, ожидающих убийства. Эпос Гроссмана написан больше, чем кровью народа: кровью матери. Страшнее чернил не выдумать.

«У войны не женское лицо» Светлана Алексиевич

Снова голоса свидетелей, только речь прямая. Белорусская журналистка Светлана Алексиевич бережно собрала воспоминания воевавших женщин. Причем собрала то лицо войны, о котором почти не принято вспоминать – как будто войны задевают только мужчин. Эту книгу тоже невозможно читать взахлеб, с ее страниц сочится живая боль.

«Матерь человеческая», Виталий Закруткин

Главная героиня книги не отправилась на фронт, но все равно не смогла избежать войны. Увы, когда идут военные действия, мирных жителей уже нет, хотя бы просто потому что нет никакого мира. Женщина оказалась перед лицом беды без оружия в руках, и сражаться за свою жизнь и за жизнь своих детей ей пришлось исключительно своей волей и своим тяжелым трудом.

«Генерал и его армия», Георгий Владимов

Здесь описывается война с того ракурса, в котором видят ее взявшие на себя ответственность за тысячи чужих жизней. Когда масштабы становятся такими, что солдаты кажутся солдатиками, а города и деревни – точками на карте, некоторых берет соблазн начать игру и втянуть в нее остальных.

«Сотников» Василь Быков

Книга о том, как война проявляет человека: черты, которые в мирное время незаметны, в экстремальной ситуации вылезают наружу и определяют основные мотивы и поступки героев. Один идет до конца, рискуя жизнью, другой трусит и отступает. А еще, читая “Сотникова”, можно очень хорошо прочувствовать, как сложно быть таким, как первый, и как тяжело осуждать второго, когда смерть дышит в лицо.

«Время жить и время умирать» Эрих Мария Ремарк

В этом романе, написанном от лица немецкого солдата, рассказывается о том, что в каждой войне, как минимум, две стороны, и о том, каково быть жалкой пешкой со стороны наступающей. Даже больше: “Время жить и время умирать” – книга о том, что война не бывает хорошей и на войне не бывает хорошо. Если ты еще хоть немного человек, конечно.

«Я вижу солнце» Нодар Думбадзе

Очень легкая, теплая и светлая книга. Главные герои - подростки из грузинской деревни, мальчик-сирота, которого вырастила тетя, и слепая девочка, мечтающая увидеть солнце. Где-то далеко идет война. Здесь, в Грузии, не убивают, не сбрасывают бомб, не расстреливают десятками и сотнями. Но даже это райское место опустошает война, как далеко бы ни проходил фронт. И тянутся, тянутся к свету, несмотря на все лишения, будущие люди мира, те, кому однажды лечить раны своей страны и жить за тех, кто не вернулся.

«Бойня номер пять или Крестовый поход детей» Курт Воннегут

Полуфантастическая, или, скорее, сюрреалистическая книга о пережитом автором опыте войны на передовой, немецкого плена и бомбардировки Дрездена – со стороны находящихся в Дрездене. Книга об обычных людях, уставших физически и морально, единственная мечта которых – просто вернуться домой.

«Блокадная книга» Алесь Адамович, Даниил Гранин

Документальная и потому очень тяжелая книга, после которой как-то нестерпимо хочется жить, дышать, наслаждаться воздухом, дождем, снегом. Позвонить друзьям, родственникам, чтобы просто услышать их и, знать, что они с тобой. Эта книга - не воспевание военного подвига ленинградцев, а летопись страданий, для которых человек не может быть предназначен. Авторы записали рассказы десятков свидетелей блокады. После каждого ужасного воспоминания кажется, что страшнее быть уже не может. Но следующее оказывается страшнее.

«Блокадная этика» Сергей Яров

Еще одна неимоверно тяжелая книга про блокаду. О том, как нечеловеческие страдания в одних смещают представления о черном и белом, а в других – делают их четче, резче, контрастнее. Без сомнения, одно из самых страшных произведений о войне.

«Воспоминания о войне» Николай Никулин

Это воспоминания известного питерского искусствоведа о своих военных годах. Автор написал их в середине семидесятых, как он выразился, чтобы снять с души невероятный груз, тянувший все эти годы. Опубликовали рукопись лишь в 2007 году, за два года до смерти Никулина. В книге описан взгляд на войну с точки зрения рядового. О том, как и чем живет солдат, когда каждая следующая минута несет чью-то смерть.

«Война - самое большое свинство, которое когда-либо изобрёл род человеческий, … война всегда была подлостью, а армия, инструмент убийства - орудием зла. Нет, и не было войн справедливых, все они, как бы их ни оправдывали - античеловечны»

«Это мы, Господи!» Константин Воробьев

Еще одно лицо войны. Книга об обратной стороне отваги. О том, что такое плен, особенно – нацистский. О пытках, об унижении духа через унижение тела, об ужасе и страданиях. И, конечно, о смерти рядом. Не бывает войны без этого мрачного спутника.

«В окопах Сталинграда», Виктор Некрасов

Название книги полностью раскрывает ее сюжет. Речь идет об одной из самых жестоких и важных битв Великой Отечественной. Автор показывает войну из окопа – оттуда, где крепость руки и уверенность в боевых товарищах важнее решений, принимаемых сверху. Когда жизнь и смерть идут рядом, разделяемые сантиметрами и мгновениями, люди раскрываются такими, какие они есть. Со страхом, отчаянием, любовью и ненавистью.

«Прокляты и убиты», Виктор Астафьев

Еще одна книга от лица солдата, которая могла бы научить считать человеческие жизни. 20 000 при взятии высоты в школе – просто озвученная цифра. А после этой книги 20 000 превращаются обратно в людей. Умерших болезненно, некрасиво, оставленных лежать на земле, прокисшей от крови. Потому что война – это о людях, а не о цифрах.

Текст: Владимир Еркович

Действие повести разворачивается в 1945 году, в последние месяцы войны, когда в родную деревню возвращается после ранения и госпиталя Андрей Гуськов - но так уж получилось, что возвращается он дезертиром. Андрей просто очень не хотел умирать, он много воевал и повидал много смертей. О его поступке знает только жена Настена, она теперь вынуждена скрывать мужа-беглеца даже от родных. Она навещает его время от времени в его укрытии, и скоро выясняется, что она беременна. Теперь она обречена на стыд и терзания - в глазах всей деревни она станет гулящей, неверной женой. Тем временем ползут слухи, что Гуськов не погиб и не пропал без вести, а скрывается, и его начинают искать. Повесть Распутина о серьезных духовных метаморфозах, о нравственных и философских проблемах, вставших перед героями, впервые была опубликована в 1974 году.

Борис Васильев. «В списках не значился»

Время действия - самое начало Великой отечественной войны, место - осажденная немецкими захватчиками Брестская крепость. Вместе с другими советскими солдатами там находится и Николай Плужников, 19-летний новенький лейтенант, выпускник военного училища, получивший назначение командовать взводом. Он приехал вечером 21 июня, а утром начинается война. Николай, которого не успели внести в войсковые списки, имеет полное право покинуть крепость и увезти подальше от беды свою невесту, но он остается выполнять свой гражданский долг. Крепость, истекая кровью, теряя жизни, героически держалась до весны 1942 года и Плужников стал ее последним воином-защитником, героизм которого изумлял его врагов. Повесть посвящается памяти всем неизвестным и безымянным солдатам.

Василий Гроссман. «Жизнь и судьба»

Рукопись эпопеи была завершена Гроссманом в 1959 году, тут же была признана антисоветской из-за резкой кртики сталинизма и тоталитаризма и конфискована в 1961-м КГБ. У нас, на родине книга была напечатана только в 88-м, и то с сокращениями. В центре романа Сталинградская битва и семья Шапошниковых, а также судьбы их родственников и знакомых. В романе множество героев, чьи жизни так ли иначе связаны между собой. Это и бойцы, принимающие непосредственное участие в сражении, и простые люди, совсем не готовые к бедам войны. Все они по-разному проявляют себя в условиях войны. Роман перевернул многое в массовых представлениях о войне и жертвах, на которые народу пришлось пойти в стремлении победить. Это, если хотите, откровение. Он масштабен по охвату событий, масштабен по свободе и смелости мысли, по истинному патриотизму.

Константин Симонов. "Живые и мертвые"

Трилогия («Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето») хронологически охватывает период с начала войны по июль 44-го, а в целом - путь народа к Великой победе. В своей эпопее Симонов описывает события войны так, как будто видит их глазам своих главных героев Серпилина и Синцова. Первая часть романа почти полностью соответствует личному дневнику Симонова (он всю войну прослужил военным корреспондентом), опубликованному под названием «100 суток войны». Вторая часть трилогии описывает период подготовки и саму Сталинградскую битву - пере-ломный момент Великой Отечественной. Третья часть посвя-щена нашему наступлению на Белорусском фронте. Война проверяет героев романа на человечность, честность и мужество. Несколько поколений читателей, включая самых пристрастных из них - тех, кто сам прошел войну, признают это произведение великим поистине уникальным, сравнимым с высокими образцами русской классической литературы.

Михаил Шолохов. "Они сражались за Родину"

Писатель работал над романом с 1942-го по 69-й год. Первые главы были написаны в Казахстане, куда Шолохов приезжал с фронта к эвакуированной семье. Тема романа невероятно трагична сама по себе - отступление советских войск на Дону летом 42-го. Ответственность перед партией и народом, как она тогда понималась, могла побудить к сглаживанию острых углов, но Михаил Шолохов, как большой писатель, открыто писал о неразрешимых проблемах, о губительных ошибках, о хаосе во фронтовой дислокации, об отсутствии «сильной руки», способной навести порядок. Отступающие войсковые части, проходя через казачьи станицы, ощущали, конечно же, не радушие. Вовсе не понимание и милосердие выпадали на их долю со стороны жителей, а возмущение, презрение и гнев. И Шолохов, протащив обычного человека сквозь ад войны, показал, как кристаллизуется его характер в процессе испытаний. Незадолго до смерти Шолохов сжег рукопись романа, и в печать вышли только отдельные куски. Существует ли связь между этим фактом и странной версией, что это произведение Шолохову в самом начале помогал писать Андрей Платонов, - даже не важно. Важно то, что в отечественной литературе есть еще одна великая книга.

Виктор Астафьев. «Прокляты и убиты»

На этим романом в двух книгах («Чертова яма» и «Плацдарм») Астафьев работал с 1990-го по 1995 год, но так и не закончил его. Название произведению, охватывающему два эпизода из Великой отечественной войны: подготовка новобранцев недалеко от Бердска и переправу через Днепр и бой за удержание плацдарма, дала строчка одного из старообрядческих текстов - «писано было, что все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут Богом прокляты и убиты». Виктор Петрович Астафьев, человек отнюдь не придворной натуры, в 1942 году добровольцем ушел на фронт. Увиденное и пережитое переплавилось в глубокие размышления о войне как о «преступлении против разума».Действие романа начинается в карантинном лагере резервного полка недалеко от станции Бердск. Там оказываются новобранцы Лешка Шестаков, Коля Рындин, Ашот Васконян, Петька Мусиков и Леха Булдаков… им предстоит и голод и любовь и расправы и… главное, им предстоит война.

Владимир Богомолов. «В августе 44-го»

В основе романа, опубликованного в 1974 году, лежат реальные задокументированные события. Даже если вы не читали эту книгу ни на одном из пятидесяти языков, на которые она переведена, то уж фильм с актерами Мироновым, Балуевым и Галкиным все наверняка смотрели. Но кино, поверьте, не заменит эту полифоничную книгу, дающую острый драйв, ощущение опасности, полного взвода и одновременно море информации о «советской государственной и военной машине" и о буднях сотрудников спецслужб. Итак, лето 1944. Белоруссия уже освобождена, но где-то на ее территории выходит в эфир группа лазутчиков, передавая врагам стратегическую информацию о советских войсках, готовящих грандиозное наступление. На поиски шпионов и запеленгованной рации послан отряд разведчиков во главе с офицером СМЕРШа. Богомолов - сам фронтовик, поэтому был страшно дотошен в описании деталей, и в частности, работы контрразведки (многое советский читатель узнал от него впервые). Владимир Осипович просто на корню извел нескольких режиссеров, пытавшихся экранизировать этот захватывающий роман, он «пилил» тогдашнего главреда «Комсомолки» за неточность в статье, доказывая, что это именно он первым рассказал о приеме македонской стрельбы. Он - восхтительный писатель, а его книга без малейшего ущерба для историчности и идейности стала настоящим блокбастером в самом хорошем смысле.

Анатолий Кузнецов. «Бабий яр»

Документальный роман, написанный по воспоминаниям детства. Кузнецов родился в 1929 году в Киеве и с началом Великой отечественной войны его семья не успела эвакуироваться. И в течении двух лет, 1941 - 1943, он видел, как разрушительно отступали советские войска, потом, уже находясь в оккупации, видел зверства, кошмары (например, колбасу делали из человечины) и массовые расстрелы в нацистском концлагере в Бабьем Яре. Ужасно сознавать, но вот это «бывший в оккупации» клеймом легло на всю его жизнь. Рукопись своего правдивого, неудобного, страшного и пронзительного романа он принес в журнал «Юность» во время оттепели, в 65-м. Но там откровенность показалась чрезмерной, и книгу перекроили, выкинув одни куски, так сказать «антисоветские», и вставив идеологически выверенные. Само название романа Кузнецову удалось отстоять чудом. Дело дошло до того, что писатель стал опасаться ареста за антисоветскую пропаганду. Кузнецов тогда просто засунул листы в стеклянные банки и зарыл их в лесу под Тулой. В 69-м он, поехав в командировку с Лондон, обратно в СССР возвращаться отказался. Через 10 лет умер. Полный текст «Бабьего Яра» вышел в 70-м.

Василь Быков. Повести «Мертвым не больно», «Сотников», «Альпийская баллада»

Во всех повестях белорусского писателя (а он в основном писал повести) действие происходит во время войны, участником которой он и сам был, и средоточием смысла является нравственный выбор человека в трагической ситуации. Страх, любовь, предательство, жертва, благородство и низость - все это намешано в разных героях Быкова. Повесть «Сотников» рассказывает о двух партизанах, попавших в плен к полицаям, и о том, как в конце концов, один из них в полной духовной низости вешает второго. По этой повести Лариса Шепитько сняла фильм «Восхождение». В повети «Мертвым не больно» раненого лейтенанта отправляют в тыл, приказав конвоировать при этом трёх пленных немцев. Дальше они натыкаются на немецкую танковую часть, и в перестрелке лейтенант теряет и пленных, и своего спутника и сам вторично ранен в ногу. Его сообщению о немцах в тылу никто не хочет верить. В «Альпийской балладе» из фашистского концлагеря бежали русский военнопленный Иван и итальянка Джулия. Преследуемые немцами, измученные холодом и голодом, Иван и Джулия сближаются. После войны итальянская сеньора напишет письмо односельчанам Ивана, в котором расскажет о подвиге их земляка и о трех днях их любви.

Даниил Гранин и Алесь Адамович. «Блокадная книга»

Знаменитую книгу, написанную Граниным в соавторстве с Адамовичем, называют книгой правды. В первый раз она была напечатана в журнале в Москве, книгой вышла в "Лениздате" только в 1984 году, хотя написана была еще в 77-м. Издавать "Блокадную книгу" в Ленинграде было запрещено до тех пор, пока городом руководил первый секретарь обкома Романов. Даниил Гранин назвал 900 дней блокады "эпопеей человеческих страданий". На страницах этой потрясающей книги как будто оживают воспоминания и муки изможденных людей в осажденном городе. Она основана на дневниках сотен блокадников, в числе которых записи погибшего мальчика Юры Рябинкина, ученого-историка Князева и других людей. Книга содержит блокадные фотографии и документы из архивов города и фонда Гранина.

«Завтра была война» Борис Васильев (издательство «Эксмо», 2011)«Какой тяжелый год! - Знаете почему? Потому что високосный. Следующий будет счастливым, вот увидите! - Следующим был тысяча девятьсот сорок первый» Пронзительная история о том, как любили, дружили и мечтали ученики 9-Б класса в 1940 году. О том, как важно верить людям и отвечать за свои слова. Как позорно быть трусом и подлецом. О том, что предательство и малодушие может стоить жизни. Чести и взаимовыручке. Прекрасные, живые, современные подростки. Мальчишки, кричавшие «Ура», когда узнали о начале войны… А война была завтра, и мальчики погибли в первые дни. Короткие, без черновиков и вторых шансов, стремительные жизни. Очень нужная книга и одноименный фильм с прекрасным актерским составом, дипломная работа Юрия Кары, снятый в 1987 году.

«А зори здесь тихие» Борис Васильев (издательство «Азбука-классика», 2012)История о судьбах пяти девушек-зенитчиц и их командира Федота Васкова, написанная в 1969 году фронтовиком Борисом Васильевым, принесла автору известность и стала хрестоматийным произведением. Повесть основана на реальном эпизоде, но главных героинь автор сделал молоденькими девчонками. «Женщинам ведь труднее всего на войне, вспоминал Борис Васильев. - Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал» Их имена стали нарицательными. Красавица Женя Комелькова, молодая мама Рита Осянина, наивная и трогательная Лиза Бричкина, детдомовка Галя Четвертак, образованная Соня Гурвич. Двадцатилетние девушки, они могли жить, мечтать, любить, растить детей… Сюжет повести хорошо известен благодаря одноименному фильму, снятому Станиславом Ростоцким в 1972 году, и российско-китайскому сериалу 2005 года. Читать повесть нужно, чтобы ощутить атмосферу времени и прикоснуться к ярким женским характерам и их хрупким судьбам.

«Бабий Яр» Анатолий Кузнецов (издательство «Скрипторий 2003», 2009)В 2009 году в Киеве на пересечении улиц Фрунзе и Петропавловской открыли памятник, посвященный писателю Анатолию Кузнецову. Бронзовая скульптура мальчика, который читает немецкий указ, предписывающий всем евреям Киева явиться 29 сентября 1941 года с документами, деньгами и ценными вещами… В 1941 году Анатолию было 12 лет. Его семья не успела эвакуироваться, и в течение двух лет Кузнецов жил в оккупированном городе. «Бабий Яр» был написан по детским воспоминаниям. Отступление советских войск, первые дни оккупации, взрыв Крещатика и Киево-Печерской Лавры, расстрелы в Бабьем Яру, отчаянные попытки прокормиться, колбаса из человечины, которой спекулировали на рынке, киевское «Динамо», украинские националисты, власовцы - ничто не укрылось от глаз шустрого подростка. Контрастное сочетание детского, почти будничного восприятия и страшных, не поддающихся логике событий. В сокращенном виде роман был опубликован в 1965 году в журнале «Юность», полна версия впервые была издана в Лондоне пять лет спустя. Через 30 лет смерти автора роман был переведен на украинский язык.

«Альпийская баллада» Василь Быков (издательство «Эксмо», 2010)Можно рекомендовать любую повесть писателя-фронтовика Василя Быкова: «Сотников», «Обелиск», «Мертвым не больно», «Волчья стая», «Пойти и не вернуться» - более 50 произведений народного писателя Беларуси, но особого внимания заслуживает «Альпийская баллада». Из фашистского концлагеря бежали русский военнопленный Иван и итальянка Джулия. Среди суровых гор и альпийских лугов, преследуемые немцами, измученные холодом и голодом, Иван и Джулия сближаются. После войны итальянская сеньора напишет письмо односельчанам Ивана, в котором расскажет о подвиге их земляка, о трех днях любви, молнией озарившей темноту и страх войны. Из воспоминаний Быкова «Долгая дорога домой»: « Предчувствую сакраментальный вопрос про страх: боялся ли? Конечно, боялся, а, может, порой и трусил. Но страхов на войне много, и они все разные. Страх перед немцами - что могли взять в плен, застрелить; страх из-за огня, особенно артиллерийского или бомбежек. Если взрыв рядом, так, кажется, тело само, без участия разума, готово разорваться на куски от диких мук. Но был же и страх, который шел из-за спины - от начальства, всех тех карательных органов, которых в войну было не меньше, чем в мирное время. Даже больше».

«В списках не значился» Борис Васильев (издательство «Азбука», 2010)По мотивам повести был снят фильм «Я - русский солдат». Дань памяти всем неизвестным и безымянным солдатам. Герой повести Николай Плужников прибыл в Брестскую крепость вечером накануне войны. Утром начинается бой, и Николая не успевают внести в списки. Формально он свободный человек и может покинуть крепость вместе с любимой девушкой. Как свободный человек он принимает решение выполнять свой гражданский долг. Николай Плужников стал последним защитником Брестской крепости. Через девять месяцев, 12 апреля 1942 года у него закончились патроны, и он вышел наверх: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я - последняя ее капля».

«Брестская крепость» Сергей Смирнов (издательство «Советская Россия», 1990)Благодаря писателю и историку Сергею Смирнову восстановлена память о многих защитниках Брестской крепости. Впервые об обороне Бреста стало известно в 1942 году, из штабного немецкого донесения, захваченного с документами разгромленной части. «Брестская крепость», насколько это возможно, документальная повесть, и она достаточно реалистично описывает менталитет советских людей. Готовность к подвигу, взаимопомощь (не словами, а отдав последний глоток воды), ставить свои интересы ниже интересов коллектива, защищать Родину ценой своей жизни - вот качества советского человека. В «Брестской крепости» Смирнов восстановил биографии людей, которые первыми приняли немецкий удар, оказались отрезанными от всего мира и продолжали героическое сопротивление. Вернул погибшим их честные имена и благодарность потомков.

«Мадонна с пайковым хлебом» Мария Глушко (издательство «Госкомиздат», 1990)Одно из немногих произведений, в котором рассказывается о жизни женщин в войну. Не героических летчиц и медсестер, а тех, кто в тылу работал, голодал, растил детей, отдавал «все для фронта, все для победы», получал похоронки, восстанавливал страну в разруху. Во многом автобиографический и последний (1988) роман крымской писательницы Марии Глушко. Ее героини, морально чистые, мужественные, думающие, всегда пример для подражания. Как и автор, искренний, честный и добрый человек. Героиня «Мадонны» - 19-летняя Нина. Муж уходит на войну, а Нина на последних месяцах беременности отправляется в эвакуацию в Ташкент. Из благополучной обеспеченной семьи - в самую гущу людской беды. Здесь боль и ужас, предательство и спасение, пришедшее от людей, которых она раньше презирала - беспартийных, нищих… Были те, кто крал кусок хлеба у голодных детей, и те, кто отдавали свой паек. «Счастье ничему не учит, учит только страдание» После таких историй понимаешь, как мало мы сделали, чтобы заслужить сытую спокойную жизнь, и как мало ценим то, что имеем.

Список можно продолжать долго. «Жизнь и судьба» Гроссмана, «Берег», «Выбор», «Горячий снег» Юрия Бондарева, ставшие классическими экранизациями «Щит и меч» Вадима Кожевникова и «Семнадцать мгновений весны» Юлиана Семенова. Эпический трехтомник «Война» Ивана Стаднюка, «Битва за Москву. Версия Генерального штаба» под редакцией маршала Шапошникова, или трехтомные «Воспоминания и размышления» маршала Георгия Жукова. Нет числа попыткам понять, что происходит с людьми на войне. Нет полной картины, нет черного и белого. Есть только частные случаи, озаренные редкой надеждой и удивление от того, что такое можно пережить и остаться человеком.

Эти книги - о подвигах наших дедов и прадедов, о смерти, любви и надежде, о горе и радости, о желании жить и самопожертвовании ради других - словом, о том, какой была эта война и чем пришлось за нее заплатить.

Валентин Распутин. «Живи и помни»

Действие повести разворачивается в 1945 году, в последние месяцы войны, когда в родную деревню возвращается после ранения и госпиталя Андрей Гуськов – но так уж получилось, что возвращается он дезертиром. Андрей просто очень не хотел умирать, он много воевал и повидал много смертей. О его поступке знает только жена Настена, она теперь вынуждена скрывать мужа-беглеца даже от родных. Она навещает его время от времени в его укрытии, и скоро выясняется, что она беременна. Теперь она обречена на стыд и терзания – в глазах всей деревни она станет гулящей, неверной женой. Тем временем ползут слухи, что Гуськов не погиб и не пропал без вести, а скрывается, и его начинают искать. Повесть Распутина о серьезных духовных метаморфозах, о нравственных и философских проблемах, вставших перед героями, впервые была опубликована в 1974 году.

Борис Васильев. «В списках не значился»


Время действия – самое начало Великой отечественной войны, место – осажденная немецкими захватчиками Брестская крепость. Вместе с другими советскими солдатами там находится и Николай Плужников, 19-летний новенький лейтенант, выпускник военного училища, получивший назначение командовать взводом. Он приехал вечером 21 июня, а утром начинается война. Николай, которого не успели внести в войсковые списки, имеет полное право покинуть крепость и увезти подальше от беды свою невесту, но он остается выполнять свой гражданский долг. Крепость, истекая кровью, теряя жизни, героически держалась до весны 1942 года и Плужников стал ее последним воином-защитником, героизм которого изумлял его врагов. Повесть посвящается памяти всем неизвестным и безымянным солдатам.

Василий Гроссман. «Жизнь и судьба»


Рукопись эпопеи была завершена Гроссманом в 1959 году, тут же была признана антисоветской из-за резкой кртики сталинизма и тоталитаризма и конфискована в 1961-м КГБ . У нас, на родине книга была напечатана только в 88-м, и то с сокращениями. В центре романа Сталинградская битва и семья Шапошниковых , а также судьбы их родственников и знакомых. В романе множество героев, чьи жизни так ли иначе связаны между собой. Это и бойцы, принимающие непосредственное участие в сражении, и простые люди, совсем не готовые к бедам войны. Все они по-разному проявляют себя в условиях войны. Роман перевернул многое в массовых представлениях о войне и жертвах, на которые народу пришлось пойти в стремлении победить. Это, если хотите, откровение. Он масштабен по охвату событий, масштабен по свободе и смелости мысли, по истинному патриотизму.

Константин Симонов. "Живые и мертвые"


Трилогия («Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето») хронологически охватывает период с начала войны по июль 44-го, а в целом – путь народа к Великой победе. В своей эпопее Симонов описывает события войны так, как будто видит их глазам своих главных героев Серпилина и Синцова . Первая часть романа почти полностью соответствует личному дневнику Симонова (он всю войну прослужил военным корреспондентом), опубликованному под названием «100 суток войны». Вторая часть трилогии описывает период подготовки и саму Сталинградскую битву - пере­ломный момент Великой Отечественной. Третья часть посвя­щена нашему наступлению на Белорусском фронте. Война проверяет героев романа на человечность, честность и мужество. Несколько поколений читателей, включая самых пристрастных из них – тех, кто сам прошел войну, признают это произведение великим поистине уникальным, сравнимым с высокими образцами русской классической литературы.

Михаил Шолохов. "Они сражались за Родину"


Писатель работал над романом с 1942-го по 69-й год. Первые главы были написаны в Казахстане , куда Шолохов приезжал с фронта к эвакуированной семье. Тема романа невероятно трагична сама по себе – отступление советских войск на Дону летом 42-го. Ответственность перед партией и народом, как она тогда понималась, могла побудить к сглаживанию острых углов, но Михаил Шолохов, как большой писатель, открыто писал о неразрешимых проблемах, о губительных ошибках, о хаосе во фронтовой дислокации, об отсутствии «сильной руки», способной навести порядок. Отступающие войсковые части, проходя через казачьи станицы, ощущали, конечно же, не радушие. Вовсе не понимание и милосердие выпадали на их долю со стороны жителей, а возмущение, презрение и гнев. И Шолохов, протащив обычного человека сквозь ад войны, показал, как кристаллизуется его характер в процессе испытаний. Незадолго до смерти Шолохов сжег рукопись романа, и в печать вышли только отдельные куски. Существует ли связь между этим фактом и странной версией, что это произведение Шолохову в самом начале помогал писать Андрей Платонов , - даже не важно. Важно то, что в отечественной литературе есть еще одна великая книга.

Виктор Астафьев. «Прокляты и убиты»


На этим романом в двух книгах («Чертова яма» и «Плацдарм») Астафьев работал с 1990-го по 1995 год, но так и не закончил его. Название произведению, охватывающему два эпизода из Великой отечественной войны: подготовка новобранцев недалеко от Бердска и переправу через Днепр и бой за удержание плацдарма, дала строчка одного из старообрядческих текстов - «писано было, что все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут Богом прокляты и убиты». Виктор Петрович Астафьев, человек отнюдь не придворной натуры, в 1942 году добровольцем ушел на фронт. Увиденное и пережитое переплавилось в глубокие размышления о войне как о «преступлении против разума».Действие романа начинается в карантинном лагере резервного полка недалеко от станции Бердск. Там оказываются новобранцы Лешка Шестаков , Коля Рындин, Ашот Васконян, Петька Мусиков и Леха Булдаков … им предстоит и голод и любовь и расправы и… главное, им предстоит война.

Владимир Богомолов. «В августе 44-го»


В основе романа, опубликованного в 1974 году, лежат реальные задокументированные события. Даже если вы не читали эту книгу ни на одном из пятидесяти языков, на которые она переведена, то уж фильм с актерами Мироновым , Балуевым и Галкиным все наверняка смотрели. Но кино, поверьте, не заменит эту полифоничную книгу, дающую острый драйв, ощущение опасности, полного взвода и одновременно море информации о «советской государственной и военной машине" и о буднях сотрудников спецслужб.

Итак, лето 1944. Белоруссия уже освобождена, но где-то на ее территории выходит в эфир группа лазутчиков, передавая врагам стратегическую информацию о советских войсках, готовящих грандиозное наступление. На поиски шпионов и запеленгованной рации послан отряд разведчиков во главе с офицером СМЕРШа.

Богомолов – сам фронтовик, поэтому был страшно дотошен в описании деталей, и в частности, работы контрразведки (многое советский читатель узнал от него впервые). Владимир Осипович просто на корню извел нескольких режиссеров, пытавшихся экранизировать этот захватывающий роман, он «пилил» тогдашнего главреда «Комсомолки» за неточность в статье, доказывая, что это именно он первым рассказал о приеме македонской стрельбы. Он – восхтительный писатель, а его книга без малейшего ущерба для историчности и идейности стала настоящим блокбастером в самом хорошем смысле.

Анатолий Кузнецов. «Бабий яр»


Документальный роман, написанный по воспоминаниям детства. Кузнецов родился в 1929 году в Киеве и с началом Великой отечественной войны его семья не успела эвакуироваться. И в течении двух лет, 1941 – 1943, он видел, как разрушительно отступали советские войска, потом, уже находясь в оккупации, видел зверства, кошмары (например, колбасу делали из человечины) и массовые расстрелы в нацистском концлагере в Бабьем Яре. Ужасно сознавать, но вот это «бывший в оккупации» клеймом легло на всю его жизнь. Рукопись своего правдивого, неудобного, страшного и пронзительного романа он принес в журнал «Юность» во время оттепели, в 65-м. Но там откровенность показалась чрезмерной, и книгу перекроили, выкинув одни куски, так сказать «антисоветские», и вставив идеологически выверенные. Само название романа Кузнецову удалось отстоять чудом. Дело дошло до того, что писатель стал опасаться ареста за антисоветскую пропаганду. Кузнецов тогда просто засунул листы в стеклянные банки и зарыл их в лесу под Тулой


Во всех повестях белорусского писателя (а он в основном писал повести) действие происходит во время войны, участником которой он и сам был, и средоточием смысла является нравственный выбор человека в трагической ситуации. Страх, любовь, предательство, жертва, благородство и низость – все это намешано в разных героях Быкова. Повесть «Сотников» рассказывает о двух партизанах, попавших в плен к полицаям, и о том, как в конце концов, один из них в полной духовной низости вешает второго. По этой повести Лариса Шепитько сняла фильм «Восхождение». В повети «Мертвым не больно» раненого лейтенанта отправляют в тыл, приказав конвоировать при этом трёх пленных немцев. Дальше они натыкаются на немецкую танковую часть, и в перестрелке лейтенант теряет и пленных, и своего спутника и сам вторично ранен в ногу. Его сообщению о немцах в тылу никто не хочет верить. В «Альпийской балладе» из фашистского концлагеря бежали русский военнопленный Иван и итальянка Джулия. Преследуемые немцами, измученные холодом и голодом, Иван и Джулия сближаются. После войны итальянская сеньора напишет письмо односельчанам Ивана, в котором расскажет о подвиге их земляка и о трех днях их любви.


Знаменитую книгу, написанную Граниным в соавторстве с Адамовичем, называют книгой правды. В первый раз она была напечатана в журнале в Москве , книгой вышла в "Лениздате " только в 1984 году, хотя написана была еще в 77-м. Издавать "Блокадную книгу" в Ленинграде было запрещено до тех пор, пока городом руководил первый секретарь обкома Романов. Даниил Гранин назвал 900 дней блокады "эпопеей человеческих страданий". На страницах этой потрясающей книги как будто оживают воспоминания и муки изможденных людей в осажденном городе. Она основана на дневниках сотен блокадников, в числе которых записи погибшего мальчика Юры Рябинкина , ученого-историка Князева и других людей. Книга содержит блокадные фотографии и документы из архивов города и фонда Гранина.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения