Нравственное воспитание детей с овз. Формирование духовно–нравственных норм у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Елена Чекужова
Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ

Детство - это то время, когда образовываются нравственные навыки и привычки, происходит приобретение знаний об окружающем мире, развиваются все силы человека, как душевные. Так и телесные. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта : нравственного, социального, духовного . Общеизвестно, что человек за первые 7 лет приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

В детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка . Особенно остро встает этот вопрос при воспитании детей с ОВЗ . Воспитание таких детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы духовно- нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется :

1. недостаточностью исследования темы с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

2. дети, обучающиеся в образовательных учреждениях, отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии. У ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия , процессов запоминания и воспроизведения , особенно в их активных произвольных формах : существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т. е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Для многих детей характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том , что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного. Ушли или уходят из семейного воспитания совместное чтение литературных произведений, просмотры художественных и мультипликационных фильмов. Дети воспитываются на боевиках , западных мультфильмах, общаются со сверстниками, такими же, как и они сами. Таким образом, в настоящее время основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно -гармоничной личности. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Изучая данную проблему, я пришла к выводу, что слабым местом в этой деятельности является семья. Многие родители не придают значение тому, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм. Моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи , чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей . В целях расширения знаний по духовно-нравственному воспитанию для родителей предлагается : консультативный материал по вопросам духовно-нравственного воспитания детей , тематические выставки рисунков, поделок, мероприятия, посвященные семейным традициям, праздникам. Все это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания , сплочению семьи, возрождению семейных традиций.

В нашем детском саду отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество» , «Пасха» , «Троица» и другие. Музыкальные руководители и воспитатели знакомят детей с историей праздников, традициями, национальными особенностями празднования. В этот период дети знакомятся с художественными произведениями, принимают активное участие в конкурсах, приуроченных к православным и славянским праздникам. Многие работы были представлены на выставках в нашем детском саду, а также в рамках проведения городских конкурсов. Считаю, что такая работа содействует духовно -нравственному развитию детей , познанию мира, народной культуры, знакомит их с декоративно-прикладным творчеством, воспитывает уважительное отношение к труду, любовь к родному краю, родине.

Немаловажная роль в духовно-нравственном воспитании детей в детском саду , особенно детей с ОВЗ отводится народному творчеству : сказкам, песням, пословицам и т. д.

Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Занятия, связанные со сказками, становятся уроками духовности и патриотизма . Детям надо помочь получить эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учить почитанию старших, постичь основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении сказок А. С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам : «Не убий» , «Почитай отца и мать» , «Не лги» , «Не завидуй» .

Сказка является одним из важных социально-педагогических средств развития личности. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект : она обучает, воспитывает , предупреждает, побуждает к действию.

Наибольшее воздействие сказка оказывает на развитие нравственных установок, представлений о корысти и бескорыстии, справедливости и несправедливости, храбрости и трусости. Почти все сказки основаны на нравоучении, которое дается не прямо, а вытекает из поступков героев – о нем необходимо догадаться самому. Такая скрытая назидательность, как умение прислушиваться к взрослым, обращаться с людьми с почтением, помогать друг другу, не помнить зла, заключается почти в каждой сказке. В то же время мораль сказки прозрачна, она понятна детям и усваивается ими на эмоциональном уровне.

Особенностью работы со сказкой является взаимодействие с ребенком. Психологические, культурные, педагогические проблемы прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы.

У детей вырабатывается образец нравственного поведения, основанного на отзывчивости и взаимопомощи, желание соответствовать этому образцу, желание быть полезным друг другу.

В заключении хочется отметить, что духовность и нравственность – это два понятия, без которых, невозможно современное воспитание и развитие . Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно -нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.

«Нравственное воспитание учащихся с ОВЗ»

Нравственное воспитание личности ребёнка с ОВЗ - одна из самых важных задач коррекционной школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у ребенка чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка с ОВЗ, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед педагогом всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения. Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Воспитатель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие.

Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Уже в 0-ом классе педагог постепенно вводит понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело. Само собой разумеется, что работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех лет обучения. Чтобы развить нравственное сознание школьников, педагог помогает им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы).

В нравственном воспитании детей с ОВЗ определяющее значение имеет личный пример педагога, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю, воспитателю. Если для отношений между педагогом и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. Педагогу следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей.

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Работая над проблемами нравственной воспитанности школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности.

Для нравственного воспитания важно организовать учебно-воспитательный процесс как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп. Такие экскурсии дают возможность педагогу воспитывать у детей с ОВЗ бережного отношения к ее достоянию-природе. Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, воспитательских занятиях собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: это может быть рассказ педагога, этическая беседа, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.

Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Итогом беседы является яркое, убедительное слово педагога, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит педагогу, и он должен хорошо владеть словом

Таким образом, нравственное воспитание детей является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка с ОВЗ. Развитие этических представлений, чувств и предполагает становление его отношений к родителям, к окружающим людям, к коллективу сверстников, обществу, Родине, отношений к труду, своим обязанностям и к самому себе. У детей с ОВЗ формируются нравственно-этические чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения, воспитания этической культуры.

Нельзя недооценивать роль духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку оно способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует воспитанию трудолюбия (добровольное отношение к труду и честность); позволяет решить проблему социального инфантилизма.

Данная программа расчитана на 4 года. Программа представлена в виде системы классных часов для учащихся с ОВЗ 1-4 классов. Формы организации: виртуальные экскурсии, посещение музеев, Епархии, встречи с гостями, игры-драматизации, защита проектов, мастер-классы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ С ОВЗ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Миф 5: 15)

Начальная школа – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей.

В младшем школьном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

В последние годы отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество», «Пасха» и др. а дети не знают их смысла, обычаев, причин.

Тема нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна.

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии, а таких детей в нашей области более 10 тысяч. Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

  1. недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);
  2. низким образовательным статусом семей детей с ОВЗ, которые зачастую относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных.
  3. ростом количества детей с ОВЗ.
  4. недостаточной методической и практической базы для духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ.

Нельзя недооценивать роль духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку оно способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует воспитанию трудолюбия (добровольное отношение к труду и честность); позволяет решить проблему социального инфантилизма.

Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать, что это и есть хороший, нравственный поступок.

При подборе методического сопровождения необходимо опираться на жизненный опыт детей; использовать материал доступный для восприятия и осознания; применять те формы работы, которые позволят ребёнку на практике применять полученные навыки.

Огромное влияние на детей оказывают сказки, былины, притчи; они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ различных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях.

Мы пришли к выводу, что для решения вышестоящей проблемы необходимы

разработка и реализация программы духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ через систему классных часов.

Т.о., предлагаемые нами формы, методики позволят создать в образовательных учреждениях воспитательное пространство, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения учащихся.

Ожидаемый результат заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей; успешной социализации и адаптации учащихся в дальнейшей жизни.

Данная система классных часов разработана для младших школьников с ОВЗ. Классные часы проводятся 1 раз в месяц в рамках дополнительного образования.

В приложении к данной программе подборка электронных презентаций, музыкальных фрагментов, сопроводительный текстовый материал для классных часов. Методическое обеспечение программы будет пополняться по мере её реализации в течение 4 лет.

Пояснительная записка.

Дети с ОВЗ в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому такие дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственное воспитание и обучение учащихся с ОВЗ в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Учитель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

Воспитание детей с ОВЗ требует применения особых технологий, методов в работе педагога.

Трудность проблемы духовно - нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

1) недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

2) у ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Для многих учащихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении. Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний о мире;

  1. семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных.

Мы ставим перед собой задачу коррекции недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их возможностей, реабилитации и социализации в обществе. Мы осуществляем коррекционно-воспитательный образовательный процесс с учетом того, что воспитательная система в коррекционных классах должна оказывать корригирующее влияние на личность воспитанника. Эта задача решается путем включения в воспитательную работу системы классных часов духовно-нравственной направленности.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре программы воспитания. Она определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию воспитания. Программа духовно-нравственного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на формирование: общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Цель программы: создать условия для духовно-нравственного развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на основе православных ценностей и традиций русского народа.

Задачи.

В области формирования личностной культуры:

Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

Формирование стремления к доброте, правдивости, трудолюбию, вежливости;

Развитие самостоятельности в выборе нравственной позиции; способность различать нравственное и безнравственное в литературе, жизненных ситуациях;

Формирование навыков исследовательско-поисковой деятельности, публичных выступлений.

В области формирования социальной культуры:

Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;

Укрепление доверия к другим людям;

Формирование коммуникативных навыков и готовности к взаимной помощи, навыков доброжелательного общения, умения бесконфликтно общаться;

Формирование чувства патриотизма, гордости за свою страну;

Формирование интереса к культурному наследию своего народа; христианским ценностям.

В области формирования семейной культуры:

Формирование отношения к семье как основе российского общества;

Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

Формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

Знакомство учащихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Принципы организации содержания духовно-нравственного воспитания учащихся с ОВЗ:

- принцип следования нравственному примеру . Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание бесед, сказок, виртуальных экскурсий должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

П ринцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Система классных часов - это не только цикл уроков, а содержание, связанное с государственными праздничными датами, православным календарём и его праздниками. Все темы мастер- классов, проектов, рисунков, игр-драматизаций, подбор художественных произведений, сказок, былин посвящены целостному духовно-нравственному развитию личности ребёнка с ОВЗ.

Под содержанием программы предусматривается система ценностей, понятий, идеалов, нравственных действий, поступков, подлежащих осмыслению в ходе воспитательного процесса.

Средством духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ является введение их в православную культуру и народные традиции через посещение музеев, Епархии, знакомство с храмами Барнаула, историческими зданиями через электронные презентации, встречи с гостями.

1. Воспитание гражданственности, патриотизма:

  1. элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
  2. интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
  3. стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
  4. любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;
  5. уважение к защитникам Родины;
  6. умение отвечать за свои поступки;
  7. негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Классные часы:

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  1. первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  2. различение хороших и плохих поступков;
  3. представления о правилах поведения в музеях, храмах, дома, на природе;
  4. элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  5. уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  6. установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  7. бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  8. стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
  9. отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.

Классные часы:
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  1. первоначальные представления о роли труда, значении творчества в жизни человека и общества;

  2. уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  3. первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке творческих проектов;

4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  1. элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  2. бережное отношение к растениям и животным.

5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  1. интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музеям;
  2. интерес к занятиям художественным творчеством;
  3. отрицательное отношение к некрасивым поступкам.

6. Воспитание православной культуры

  1. знакомство с храмами города Барнаула
  2. обогащение знания о храме и его внешнем и внутреннем устройстве, значении храма в жизни человека
  3. знакомство с православными народными традициями, православным календарём.

Ожидаемые результаты:

результат в данном случае - это принятие учащимися конкретных духовных ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции; на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках. Только при наличии действий, поступков можно говорить о том, что принятие некой духовной ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личности. Иными словами, если дети с ОВЗ осознают, что такое «справедливость», «честность», «правдивость», «любовь к ближнему», и в разных жизненных ситуациях стремятся поступать в соответствии с этими понятиями, то можно отметить эффективность данной программы.

Посредством наблюдения за детьми на уроках, внеурочной деятельности, внеклассных мероприятиях необходимо отслеживать речь детей, поступки, мотивацию действий и на основании анализ наблюдений сделать вывод том, насколько учителю удалось внести свой вклад в решение задач воспитания – принятия детьми нравственных ценностей.

Совместная деятельность учителя с семьёй.

Необходимо выстраивать с родителями партнёрские отношения – формулировать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни класса. Учителям, в свою очередь, нужно содействовать родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей. Для этого недостаточно проводить родительские собрания, а нужно привлекать родителей к подготовке и проведению классных часов: сообща с детьми и родителями готовить мероприятия,осуществлять выездные экскурсии, организовывать пространство класса, публичные выступления детей и родителей, привлекать родителей к поисковой деятельности детей, созданию проектов, изготовлению костюмов и поделок, но только на основе добровольного участия родителей. В этих рамках вполне можно и нужно вести педагогическое просвещение родителей учеников – объяснять им цель и смысл данной системы классных часов на протяжении всего периода обучения в начальной школе.

Осуществление внешних связей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но культурными и общественными организациями. Взаимодействие образовательного учреждения и общественных организаций имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося.

При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:

Участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ на ступени начального общего образования;

Посещение музеев города Барнаула, Епархии;

Приглашение гостей из центра МЧС, «Клуба писателей»;

Проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного воспитания в образовательном учреждении.

Тематика классных часов для младших школьников с ОВЗ.

Дата проведения

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сентябрь

Тренинг социальных навыков «Все мы разные и что ж?...»

Дискуссия «Добрые дела и плохие поступки»

Беседа «Христианские добродетели: смирение, послушание, милосердие».

Октябрь

Экскурсия в краеведческий музей

Экскурсия в музей истории Алтайского края

Выезд в Епархию

Экскурсия в музей времени.

Ноябрь

Добрая сказка

Детские притчи

Философские сказки Козлова.

Виртуальная экскурсия «Что такое храм?»

Декабрь

Мастер-класс «Рождественские украшения на ёлку. Ангел»

Мастер-класс «Рождественские гирлянды»

Мастер-класс

«Рождественские кувадки»

Матер-класс «Рождественские подарки»

Январь

Былинные богатыри-защитники России.

Гости из МЧС. «Герои рядом»

Театр «Раёк».

Игры-драматизации.

Устный журнал «Мой небесный покровитель». История имени.

Февраль

Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы

Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы.

Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы.

Март

Доброта и любовь к ближнему. Материнская любовь. Гости бабушки, мамы учащихся.

Виртуальная экскурсия «Храмы Барнаула»

Виртуальная экскурсия «Барнаул вчера и сегодня».

Гость Владимир Коржов.

Апрель

22 апреля Международный День Земли. Трудовой дисант. Изготовление агитлистовок.

Май

Защита проекта «Моя семья»

Защита проекта «Чему учит сказка?»

Защита проекта «Погружение в старину. Внутреннее убранство избы. Семейные традиции.

Защита социального проекта «Город для всех».


Светлана Тушкова
Особенности нравственного поведения детей с ОВЗ

Как бы ни был современен наш мир, как бы технический прогресс не влиял на развитие общества, вопросы воспитания нравственности были , есть и будут самым важным и актуальным для становления человека и превращения его в полноценного представителя общества.

В современном мире отмечается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья во всех регионах Российской Федерации. Педагогу коррекционной школы в современном образовании отводится особая роль в воспитании , становлении учащегося как самостоятельной, нравственно развитой личности .

Множество повседневных и глобальных вопросов крутится в голове педагога. Главный из этих вопросов – как научить детей с ОВЗ жить по-человечески? Ответ на этот вопрос дает нравственное воспитание .

Что включает в себя понятие «нравственный человек » ? Кем бы он ни был, он должен любить свою Родину, быть патриотом, т. е. трудиться на ее благо. Он ценит дружбу и товарищество. Он правдивый и честный.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей, сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности . Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер . Они узнают правила морали от учителей, от воспитателей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами, либо воспользоваться ими.

Темперамент и характер у детей с ограниченными возможностями здоровья различны. Некоторые из них уравновешены, общительны, добродушны и ласковы, послушны и подчиняемы. Другие – вспыльчивы, злобны, мстительны, могут быть агрессивными и склонны к разрушительным действиям. Эти дети могут быть упрямы, патологически настойчивы. Может быть нелепая и непоколебимая убежденность в чем-то, у некоторых возникает склонность к сутяжничеству. Большинство из них некритичны к своим низким интеллектуальным способностям и своей несостоятельности.

Часто у детей такой категории наблюдаются двигательное психическое беспокойство, которые создают большие трудности их воспитания. Одна из характерных черт умственно отсталых детей – их повышенная внушаемость. Они легко попадают под чужое влияние и могут стать орудием в чьих-то руках. Это наиболее опасно в случаях, когда такой ребенок попадает под влияние человека с асоциальными или криминальными наклонностями и, исполняя его волю, но не осмысливая обстановку и не отдавая себе отчета в последствии своих действий, может совершить уголовно наказуемый поступок.

Эти отрицательные черты – следствие не только особенностей ребёнка , но и условий жизни, в которых воспитывается ребёнок – плохой пример со стороны родителей, отсутствие чёткого режима.

Правильное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым.

Несмотря на то, что эти дети особенные , они не будут изолированы от общества. И все знания, и навыки, которые они приобретут в школе, им придётся применять на практике.

Основная задача школы – выработать навыки у детей с ОВЗ общепринятых норм поведения , воспитать достойных граждан своей страны.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах и при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств.

Формы и методы воспитания могут быть различны :

1. Учебно – познавательная деятельность.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей , детей между собой . Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями . Учебная деятельность должна стать коллективным трудом, когда для решения общей задачи нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу как общую, так и относящуюся лично к ним.

2. Тематические беседы по нравственной тематике .

Это одно из средств, направленных на формирование нравственных суждений , оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений . Особенность проведения бесед о морали будет заключаться в том, что они не переходили в назидательность, содержали больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций. Слово педагога – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребёнка, который помогает открывать человеку глаза на самого себя.

3. Общественно - полезный труд.

Формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью, утверждает С. Е. Кантарбаев. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде. Посильный труд ребят вливается в труд страны. В посильном труде на благо Родины воспитывается отношение к труду как важнейшей жизненной необходимости, потребность трудиться на благо общества, уважение к людям труда, бережное отношение к народному достоянию.

4. Родительские собрания.

Одна из главных задач в работе с родителями - создать условия для того, чтобы родители могли активно участвовать в школьной жизни своих детей . Для родителей проводятся собрания на нравственные темы с приглашением социального педагога, педагога-психолога. Родителям дается возможность посещения внеклассных мероприятий, на которых они являются не только зрителями, но и активными участниками. Это позволяет им понаблюдать за ребенком, оценить его взаимоотношения со сверстниками, его поведение , отношение к окружающему миру.

Необходимо обеспечить единые требования к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа воспитателя, классного руководителя и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.

В процессе нравственного воспитания школьников важно не только сформировать у них моральное сознание, нравственные чувства , но главное - включить их в различные виды деятельности. Так Л. С. Выготский подчеркивал педагогическую бесплодность теоретического обучения : «Ребенок в этих случаях усваивает не понятия, а слова, берет больше памятью, чем мыслью, и оказывается несостоятельным перед всякой попыткой осмысленного применения усвоенных знаний». В процессе учебной, трудовой, игровой, общественно полезной деятельности школьники вступают в разнообразные нравственные отношения , в результате которых осуществляется формирование личности. Ни одна даже самая малая возможность внушить воспитанникам понятия о долге и честности, добре и справедливости не должна быть упущена педагогами.

1. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка [Текст]:, 1956.- С. 87.

2. Белкин А. С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной

школы. [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., 1997. – С. – 112.

3. Личностно-ориентированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в С (К) ОУ [Текст]: теоретические основания и практические аспекты : материалы Всероссийской научно-практической конференции 18 ноября 2010 года. - Челябинск, 2010. - 187с.

4. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении [Текст]: учебно-методическое пособие для классного руководителя /С. Г. Молчанов. - Челябинск : ООО «Энциклопедия» , 2010. - 36с.

5. Соколова, Н. А. Теоретико-методологические основы социально-педагогической поддержки ребенка в дополнительном образовании [Текст]: монография / Н. А. Соколов. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. –С. 252

6. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://beloomutintlmr.edumsko.ru . – Загл. с экрана.

Проблема нравственного развития всегда остаётся актуальной и приоритетной в отечественной системе воспитания. Вопросами нравственности, нравственного развития и нравственного воспитания занимались (А. Запороженцев, Д.Эльконин, В. Давыдов, Ю.К. Бабанский, Л.С. Высотина, Н.Е. Ковалёв, Б.Ф.Райский, А. В. Бабаян и др.) Исследователи дают разные определения нравственного развития. Одни под нравственным развитием понимают «Результаты нравственного воспитания» , другие – «процесс становления и качественной перестройки сознания, чувств, поведения на основе внутренней переработки влияний объективных и субъективных факторов и самовыражения чинности в деятельности и поведении» . Третьи - интериоризацию индивидом основных, культурных правил социального действия.

Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Ориентиром для педагога при формировании индивидуального нравственного сознания ребенка служит мораль (форма общественного сознания) . В ней находят отражение господствующие в обществе идеалы, нормы и правила, которые регулируют поступки людей. Общественное мнение является инструментом оценивания, одобрения или осуждения тех или иных действий людей.

Нравственное развитие человека протекает в течение всей его жизни, хотя основы морали закладываются уже в детском возрасте и закрепляются в подростковом и юношеском. Формирование этих нравственных качеств, длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов.

В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни, является взрослый. Ребёнок делает первые шаги в освоении жизни, общаясь с взрослым, перенимая у него опыт поведения, ориентируясь на слова: «Так нельзя» «Так нужно» . Нравственное формирование личности дошкольников требует соблюдения, определенных педагогических условий:

  • четкой постановки воспитательных задач, направленных на создание гуманных взаимоотношений в детском коллективе;
  • гуманного отношения воспитателя к детям, стремления понять ребенка, его состояние, мотивы поступков;
  • создание условий для активной деятельности детей, формирующей доброжелательные отношения

Нравственное развитие детей с ОВЗ отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают повелительные элементы, обусловливаемые указаниями, требованиями.

Нравственное развитие ребёнка связанно с выполнением разнообразных обязанностей и поручений, что создаёт благоприятные условия для углубления нравственного сознания и чувств, укрепления нравственной воли и поведения. В этом возрасте ребёнок сталкивается с чёткой и развёрнутой системой моральных требований, правил, норм, которыми необходимо руководствоваться во взаимоотношения с воспитателем, другими взрослыми, сверстниками.

В аспекте изучаемой проблемы, наиболее существенным представляется анализ особенностей нравственного развития детей с нарушениями развития. С самого рождения эти дети имеют, длительный опыт эмоциональной травматизации. У них наблюдаются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживаниями страха, тревоги, физической боли. Это усугубляет оторванность ребёнка от окружающего мира и в последствии проявляется в девиантности поведения, в усилении соматических заболеваний и психосоциальных отклонений.

Таким образом, нравственное развитие детей с ОВЗ с задержкой психического развития не соответствует дошкольному возрасту, и характеризуется такими специфическими особенностями, как выраженная зависимость проявления моральных норм от внешнего контроля, от условий ситуаций, размытость нравственных норм, видение окружающих сверстников, как людей способных в основном на аморальное поведение, становление нравственности в сторону её прагматичности. В силу ослабленного психического и эмоционального - волевого развития (инфантилизма) , независимости процессов самоконтроля, саморегуляции, а так же несбалансированности процессов возбуждения и торможения, дети с задержкой психического развития, как правило прибегают, к более доступным девиантным формам взаимодействия с окружающей действительностью (это конфликты, обман, воровство) .

Список использованной литературы:

  1. Бабаян А.В. Теории нравственного воспитания в отечественной педагогике II половины ХIХ – начала ХХ вв. Монография. - Ставрополь: СКСИ - Пятигорск: РИА - КМВ, 2006. - 216 c.
  2. Ларианова С.В. Исследование проблем нравственного развития и воспитания детей с нарушениями и отклонениями интеллекта // Педагогика. Психология. Вестник КГУ им. А. Некрасова. - 2010. - №3. - С. 238 - 242.
  3. Нравственные проблемы развития личности / под ред. А.И. Титаренко. - М.: «Просвещение» , 2007. - 335 с.
  4. Приступа Е.. Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья. - М., 2015. - 160 с.
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения