Нагуализм – учение Кастанеды. Новые религиозные организации россии деструктивного и оккультного характера

Статья – теоретический обзор нагуализма (так называл свою систему знаний кастанедовский дон Хуан).

Мы окунемся в космос новых видящих, рассмотрим отличия учения Кастанеды от восточных и западных концепций.

Факты биографии Кастанеды и особенности его мировоззрения рассматриваться в статье не будут. Материал предназначен для подготовленного читателя.

Нагуализм – космос тольтеков

Давай сразу расставим точки над i. Надеюсь, заинтересовался статьей подкованный и ищущий читатель, поэтому не буду лить воду, которой и без того полно в Интернете.

Нагуализм – это не религия и ничего общего с религией и духовностью любого рода не имеет. Общим может считаться только термин. Нагуаль или нагваль – слово, означающее «Дух».

Понятие Духа в различных вероучениях очень человеческое, отсюда их популярность. Что-то абстрактное и жестокое в своей непостижимости не может греть сердца людей в течение тысячелетий. Поэтому нагуализм или учение Кастанеды не сможет быть долгое время популярным. Это пройдет. Если только его не профанируют, низведя до уровня эзотерики для пэтэушников.

Судя по количеству книг «магов»-продолжателей, именно это сейчас и происходит.

Слово «тольтеки» используется в кастанедовском смысле. Тольтеки – группа магов, придерживающихся традиции, которой около 3000 лет. Новые видящие – тольтеки, решившие изменить традицию. Раскол произошел в конце 19 века. Смысл изменения – отказ от утилитарного использования могущества этой системы.

Новая цель тольтеков – трансформация физического тела и психики человека в энергетическую форму существования. Неуничтожимую и способную воспринимать широкий спектр информационно-энергетических взаимодействий. Они называют это – достигнуть свободы.

Мог ли Кастанеда все выдумать?

При всем уважении к дарованию писателя-антрополога, смело выскажусь, что такую глубокую и выверенную систему взглядов и практических рекомендаций ему было не придумать. Это далеко не Тимоти Лири, Рам Дас, Джон Лили, Ошо, трансерфинг, симорон и сотни прочих компиляций западного и восточного знания.


Я не говорю о том, что упомянутые учения неполноценны или плохи. Они всего лишь искусственны, за ними не стоит традиция. Верю, что мой читатель перерос юношеский максимализм и игры в эмоциональные сравнения. Аналитический обзор – это не мыльная опера.

Если тебе интересно мое личное отношение к пути новых видящих, мне он кажется зябким в своей ледяной надчеловечности и бескомпромиссности. Сердце к нему не лежит.

Утверждающие, что учение дона Хуана – выдумка Карлоса, смешавшего восточную эзотерику и экзистенциализм, совершенно не въезжают в тему. Их мера понимания изложенного Кастанедой равна пониманию первоклассников, листающих конспекты математического аппарата современной физики. Иначе – нулевая.

Критерии оценки учения Кастанеды

Ищущие опоры учения Кастанеды в источниках западной и восточной философской и мистической мысли ходят перед дверью, в которую вошли Хуан и Хенаро и приоткрыли ее для европейцев. Дзен только добрался до этой двери, разглядывая панораму за ней в замочную скважину. Аналогов пути новых видящих не было и нет. Или мы о нем ничего не знаем.

Путь новых видящих – это не магия, ибо последняя ставит весьма практичные цели.

«...видение, по сути своей, противоположно магии, потому что показывает неважность всего этого.

- Неважность чего, дон Хуан?

- Неважность всего.

На этом разговор закончился».

Судить о системе тольтеков с точки зрения любой религии – это попытка втиснуть в прокрустово ложе установочных оценок то, что их изначально не имеет. Я расцениваю подобные опусы как попытки их авторов заработать, погрев руки на известности Карлоса.

Мир глазами дона Хуана Матуса

Сложно говорить о картине реальности новых видящих, если само это понятие в рамках их системы спекулятивно. Важно сразу уяснить суть. Без понимания этого важнейшего момента разобраться, что такое учение Кастанеды, невозможно.

Мир – это хаос, состоящий из бесчисленных эманаций некой силы, условно названной Орлом. Разнородные потоки этой силы пересекаются, резонируют, создавая в точках стыка упорядоченные области. Каждая такая область – бесчисленные миры восприятия. Словами дона Хуана – «миры внутри миров».

Воспринимающие субъекты – поля осознания, резонирующие с ограниченным числом потоков. Число потоков и их конфигурация в точке фокуса и есть то, что мы называем объективной Вселенной. Точка фокуса названа точкой сборки. Область ее окружающая – пузырем восприятия.

Пузырь восприятия – это упорядоченная область потоков данных. Узел в потоке информации. Свойства узла определяются системой фильтров обработки сигналов. Один из таких фильтров назван описанием мира.

Все, что упорядоченно в пузыре восприятия, – тональ. Все что неупорядоченно и выходит за его пределы, – нагваль. В данном случае термин означает «неописуемое». Тональ и нагваль называют истинной парой. Все остальные бинарные оппозиции или, говоря проще, дуальности – есть способ фильтрации данных тоналя.

Неупорядоченные данные находятся в левой стороне пузыря, упорядоченные – в правой. Цель воина – вымести весь хлам спекуляций ума с правой стороны и раскрыть разделяющую границу. Это приведет к восстановлению природы человека.

Обойти границу в обычном состоянии сознания невозможно. Идущие путем тольтеков – воины – должны сделать это в особом состоянии сознания. Особое состояние ясности и подвижности ума называют вторым вниманием.

Получается, в мире дона Хуана Матуса нет плохого и хорошего, добра и зла. Он избавился от семантического фильтра – потерял человеческую форму. В этом мире нет заданности и однозначности. В нем не действует причинно-следственный механизм, ведь он построен на бинарных оппозициях. Разум больше не в состоянии навязывать ему свою реальность, и не потеряться в хаосе помогает воля. Она – стержень этого мира.

Далее. Тольтеки полагают, что мир повседневности – искусственный мир, созданный путем изменения извне природы человека. Цель изменения – питание энергией осознания людей некими сущностями, названными летунами.

Это писалось задолго до «Матрицы» и других произведений, обкатывающих разные грани этой идеи.

Получается, цель тольтеков – достигнуть свободы, уйдя из этого мира. Остается открытым вопрос о цене, и о том, кто уходит. Ведь в цену билета входит отказ от привычной природы со всеми вытекающими. Маг, получивший бессмертие, уже не человек, даже по своей психической организации.

Более того, он перестает им быть еще на пути к этому состоянию. Так что речи об обретении бессмертия не может быть. Человек «умирает» в период ученичества, маг переходит в другую форму существования с другим восприятием и императивами.

Это далеко не трагедия Сайроса. Тот выбирал среду обитания в обоих случаях, опираясь на неизменный базис чувств, памяти и мировоззрения. Нео остается собой, независимо грезит он в Матрице или живет в Зионе. Тут же меняется природа человека, и это необратимые изменения.

Отличие учения дона Хуана от позиций восточного и западного эзотерического корпуса

Чтобы понять учение Кастанеды, надо увидеть отличия от всех известных источников философской и метафизической мысли. Посмотри на схему. Это представление индуизма и его производных.


Есть некий источник – «Сновидец», это разум, пребывающий в себе. Он грезит, дифференцируя себя на различные ипостаси – Вишну, Брахму, Шиву и другие. Каждая ипостась – отражения одного из архетипов его сущности. Это первый слой отражений. Он уже бинарен, потому что имеет единство и противоположность энергий шакти и тамаса.

Игра этих персонифицированных энергий – лила, создает отражение 2 уровня. Так называемые тонкие планы или высшие миры. Там персонификации «Сновидца» обретают самостоятельность и действуют как независимые сущности. Там они играют – создают миры с их бесчисленными обитателями посредством структурирующих хаос шакти эманаций – фохат.

Материальная Вселенная, это их создание – отражение 3 уровня. Они играют в ней, проникая туда частью своей сущности – аватаром.

Создатели веданты без всякой технологии предвосхитили «Нирвану», «Экзистенцию», «13 этаж», «Матрицу». Источник – «Сновидец» является абсолютной реальностью, все остальное – лишь разные уровни его грез.

Производные индуизма дают другие имена и иерархии, оставляя туже схему.

Даосизм и дзен убирают из центра персонифицированный разум, заменяя его активной пустотой. В даосизме переход между источником и отражением 1 уровня называется – Дао (Путь).

Чань или дзен называют центр Пустота и отказываются давать ей любые определения. На уровне отражений создается форма и закон взаимодействия форм – дхарма. Существа, мыслящие себя отдельными, независимыми от общего сущностями, считаются плененными авидьей (в переводе «невежество») – фильтрами разума).

Метафизика Кастанеды


Восточные доктрины утверждают, что все внутри. Как говорят йоги, «все есть ум, и ничего кроме ума». Учение Кастанеды говорит об обратном – все снаружи. Мы лишь фокус, узел в потоках сигналов Орла.

Сконструированный нами мир – отражение завихрений узла на стенках пузыря восприятия. Но это не говорит о том, что мир – иллюзия. Он вполне реален и объективен, просто один из многих. Движение точки сборки даст тебе бесчисленные возможности восприятия – множество миров.

Схема наверху показывает суть подхода тольтеков. Важный аспект – понятие точки сборки.

Посмотри на схему. Ты видишь положение кокона – полевой оболочки человека в рамках предметного восприятия.


На уровне его лопаток, сзади будет находиться светящаяся область размером с теннисный шар. Волокна света – потоки, попавшие в эту область, светятся более интенсивно. Именно их собирает «конструктор нашего мира».

Точка сборки может двигаться как внутри человеческой оболочки, так и выходить за нее, меняя нашу природу. По словам Кастанеды, древние тольтекские маги таким образом обрели неограниченный срок жизни. Их светимость была неуязвима для летунов и «опрокидывателя». Мы об этом еще поговорим в следующих постах темы.

Даже небольшие колебания точки сборки меняют поведение, темперамент и мировосприятие человека. Искусство управления положением точки сборки называется сталкинг. Иначе охота или выслеживание. Ученик выслеживает самого себя в различных, зачастую пограничных ситуациях и охотится за силой.

На этом закругляюсь, пищи для размышлений для начала достаточно. Если тебе интересна тема, оставь комментарий. Планирую разобрать понятие силы, такие техники, как сталкинг и перепросмотр. Поговорить о возможности того, что и дон Хуан и Кастанеда живы и здравствуют.

Не теряемся. С уважением, Владимир Даров.

1. Характеристика учения Карлоса Кастанеды

В начале 60-х годов Карлос Кастанеда выпустил книгу «Учение дона Хуана. Путь знания индейцев племени яки», в которой он подробно рассказал о своем ученичестве у мексиканского мага. В последующие три десятилетия вышли еще его 8 книг, а также книги женщин-магов, учениц дона Хуана. Уровень проработки материала, стиля и характера написания книг заметно меняется от книги к книге, и ко времени написания последних своих работ Кастанеда превращается в лидера группы магов, последователей, культа.

Свое учение Кастанеда называет магией, хотя герой его книги маг дон Хуан отмечает, что это неточное название. Себя он именует «видящим», «человеком знания», «воином абсолютной свободы». Согласно его учению, то, как абсолютное большинство людей видят мир, - далеко не единственный способ его видения. Маги, утверждает он, видят окружающий мир как совокупность потоков энергетических светящихся волокон, «протянувшихся во всех мыслимых и немыслимых направлениях из бесконечности в бесконечность». В этой картине мироздания люди выглядят как некие «светящиеся коконы» или своего рода яйца, пропускающие сквозь себя энергетические волокна вселенной».

Центральное понятие учения магов - точка сборки, представляющая собой яркое пятно на задней поверхности кокона, находящееся на расстоянии вытянутой руки сзади от физического тела человека. Это пятно может перемещаться по поверхности, внутрь кокона или наружу, изменяя при этом его форму. Маги полагают, что точка сборки отвечает за восприятие мира: человек воспринимает только те энергетические волокна, которые проходят через точку сборки.

Согласно учению Кастанеды, Вселенная не ограничивается только той реальностью, которую мы знаем. Она состоит из бесконечного количества миров, расположение которых друг относительно друга дон Хуан иногда сравнивал со слоями луковицы. Когда точка сборки перемещается, человек воспринимает уже другие волокна, которые обычно ему недоступны. Таким образом, человек «собирает миры». Человеческое существо, рождаясь, получает от безликой могущественной силы, которую маги называют Орлом, «аванс» - сознание. В течение всей жизни человек развивает это сознание, обогащает его своим опытом. Когда человек умирает, Орел забирает себе его сознание вместе с накопленным опытом, впечатлениями и переживаниями. В качестве способа избежать поглощения Орлом своего сознания и сохранить его и после смерти физического тела предлагается концепция под названием «Путь воина».

Учение утверждает, что, лишь кардинально изменив все свое существо, можно добиться сохранения своего сознания после смерти. Для этого вся жизнь воина должна быть подчинена главной цели, поэтому он должен расходовать свою энергию оптимально, ибо ее запас ограничен. Для чего воин должен соблюдать следующие правила:

Переоценивать свои жизненные интересы и занятия и отсекать все лишнее, строго отбирая то, на что он будет тратить свои время и энергию;
- уйти от повседневной суеты и бесцельного существования;
- не мучить себя сомнениями или жаловаться на судьбу; стать должен являться хозяином своей судьбы;
- развить в себе несгибаемое желание достичь «абсолютной свободы», безупречность и жесткую внутреннюю дисциплину.

Становясь на путь воина, человек последовательно должен овладеть магическими искусствами и техниками. Магические искусства «намерения», «сталкинга» и «сновидения» состоят в умении перемещать свою точку сборки и удерживать ее в новом положении. Искусство сталкинга состоит в том, что воин сознательно выходит за рамки характерного для него образа, привычных форм поведения и пребывает за их пределами. Искусство сновидения заключается в том, что воин развивает в себе способности управления собственными сновидениями, общаясь посредством их с существами из других миров или даже перемещаясь в эти другие миры.

Таким образом, «Учение дона Хуана», изложенное Кастанедой, является древней магической традицией, восходящей еще к учениям и практикам индейцев-толтеков.

Книги Кастанеды («Учение дона Хуана», «Путешествие в Икстлан» и др.) содержат обширный материал по использованию наркотиков в ритуальных культовых целях. Кастанеда описывает, как индеец дон Хуан научил его постигать необычную реальность и достигать «могущества» с помощью галлюциногенных растений. После первой пробы растения, содержащего мескалин, автор признался: «Я забыл, что я человек!». Позднее, в одном из интервью, Кастанеда пояснил: «Я никогда не употреблял ЛСД, но из обучения у дона Хуана я вынес убеждение, что психотропные средства используются лишь для того, чтобы остановить поток обычных интерпретаций, преодолеть противоречия и поколебать привычную уверенность в адекватности восприятий».

РЯД ГРУПП ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ КАРЛОСА КАСТАНЕДЫ ОТНЕСЕН РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ К РАЗРЯДУ ДЕСТРУКТИВНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Последователи Карлоса Кастанеды исповедуют культ шаманской ориентации. Доктрины и ритуальные практики этих групп позволяют отнести их в разряд сатанистских (к так называемому «ТЕМНОМУ ТЕЧЕНИЮ В ШАМАНИЗМЕ».

2. Размышляя о прочитанном.

На протяжении многих лет книги Кастанеды были моими мудрым помощником в разрешении сложных житейских ситуаций. Что же полезного можно найти в этих, весьма сомнительных для верующего человека книгах?

Вся серия книг Кастанеды выглядит как искренние и непритязательные записки духовного ученика, медленно и тяжело постигающего Истину, представление о которой у него постоянно меняется. Мир, в котором мы живем, во многом субъективен, он - продукт нашего «описания» этого мира, а само описание формируется в нас под действием других людей и сложившихся способов объяснения наблюдаемых явлений. Если бы человек смог «остановить мир» - отделить себя от своих собственных его «описаний» - он смог бы увидеть реальность и принимать независимые решения. Он смог бы управлять своей Волей, - идея, красной нитью проходящая по всем магическим и оккультно ориентированным учениям.

Подобно Дон Хуану, постоянно сбивающему своего ученика с толку с целью освободить его ум от предвзятых мнений, Кастанеда в своих книгах «шутит» со своим читателем. Он вводит в употребление новые термины и новое понимание природы происходящего, уводя читателя в фантастический мир - то ли реальность, то ли вымысел взбудораженного гипнотическими средствами рассудка.

Ошибка - принимать все, сказанное Кастанедой, буквально и излишне серьезно. Это так же глупо, как принимать всерьез свою жизнь, испытывающую дух человека на прочность. Наш ум, воспитанный в понятиях логического мышления, в обычной жизни не дает нам выйти за его пределы, а наша Личность, сформировавшаяся в нас для самосохранения, всегда оберегает свою целостность. Именно благодаря личности мы становимся рабами своей «личной истории»: своих обид, страданий, представлений о добре и зле, грехе и добродетели.

Нетрудно заметить, как наша «личная история», которой мы описываем свой прошлый опыт, создает предвзятость в решении проблем настоящей жизни. Она помещает нас в границы наших закостеневших и давно уже не соответствующих реальности представлений о своих достоинствах и недостатках, способностях и неумениях, которые связывают нас и не дают поступать адекватно новым обстоятельствам.

Дон Хуан при каждой встрече с Карлосом всячески пытается разбить его ложные представления о себе и мире, в котором он живет, чтобы нацелить на новое видение, новые возможности. Этого же хочет Кастанеда от своего читателя.

Кастанеда вводит термин «контролируемая глупость». Понять его легче всего на примерах собственной жизни. Практически все, что с нами происходит, глупость. Правила, по которым мы все живем, очень условны и полны абсурда. Одно и то же действие в одних местах считается нормальным, в других – неприличным, в третьих кощунственным. Любая наша амбиция, жизненная цель, даже долг, при их внимательном и честном их рассмотрении оказываются надуманными, бессмысленными и лишними. Тем не менее, все эти правила, принципы, традиции и установки нам необходимы и удобны, каждая по своей особой причине. Чем выше над обычной жизнью находится точка, из которой мы смотрим на жизнь, тем больше оснований называть наблюдаемое - глупостью.

Дон Хуан предлагает делать глупости «контролируемыми»: «Все, что я делаю по отношению к себе и к другим, есть глупость, потому что ничего в жизни не имеет значения. Тем не менее, я продолжаю жить, потому что я настроил свою волю таким образом, что для меня не важно, что ничего не имеет значения. Воля контролирует глупость моей жизни. ...Когда человек научится видеть, он окажется одиноким в мире, где есть только глупость».

Еще одна общая проблема многих – склонность заявлять свою позицию поспешно и излишне прямолинейно, не учитывая, что ситуация меняется, и мы не знаем всех обстоятельств, которые могут повлиять на нас в самое ближайшее время. Кастанеда называет это качество отсутствием «текучести». «Если ты хочешь остановить других от чего-либо, надо остаться в стороне от того, что руководит ими, и только тогда ты сможешь управлять происходящим».

Каждому из нас знакомы ситуации, когда нам предлагают сделать какой-нибудь выбор, но ни одно из возможных решений нас не привлекает. Не находится решения, полностью созвучного нашей природе. Под давлением других мы уступаем и выбираем то, что потом оказывается мучительным. Кастанеда советует: «Если ты когда-нибудь начнешь действовать, то ты должен делать это твоим собственным способом! Выбирай себе дорогу с сердцем - ту, что дает тебе внутреннее спокойствие и удовлетворение».

Кастанеда постоянно борется с повышенным чувством значимости себя, воспитанным в нас жизнью, где часто требуется себя утверждать. Но, пока человек чувствует, что является важной вещью в мире, он не может полноценно воспринимать реальный мир. Все, что он видит - это он сам, вне остального. Эта идея Кастанеды согласуется с понятием «внутренней оценки» П.Д.Успенского: всякий человек постоянно и бессознательно учитывает мнения и отношение к себе окружающих, а также пользу, которую может принести ему та или иная ситуация. Такое «учитывание» является одной из типичных форм погружения нашего сознания в сон, делающего человека игрушкой обстоятельств, не позволяющего ему видеть реальный мир и самого себя без предвзятости.

Видение мира начинается с правильного реагирования на те представления о мире, которые находятся вне привычного нам представления о них. Разве подобные ситуации не встречают нас в обычной жизни? Дон Хуан требует от Карлоса свежести и непредвзятости восприятия любого впечатления. «Не знать, за каким кустом прячется заяц, более восхитительно, чем вести себя так, как если бы мы знали все».

Привычка всматриваться и вслушиваться в свою жизнь очень полезна: чем более внимательно мы относимся к окружающему нас миру, тем яснее слышим свой внутренний голос, подсказывающий нам правильные действия. «Надо и муравей гонцом будет», - говорят мудрецы Индии, и я много раз убеждалась в правоте этой простой истины.

Люди хотят, чтобы им подсказывали, что делать, но еще больше они любят сопротивляться и не делать того, что им сказано. Это обычная слабость каждого человека. Слабостей у всех предостаточно. Какие-то - присущи только нам одним, какие-то - типичны для всех. Наибольшей проблемой любого человека является чувство собственной важности. С одной стороны, оно - источник нашей активности, ядро всего доброго в нас, с другой, это - причина необъективности нашего восприятия, трата личной энергии на его поддержание. Сознательный человек должен знать, чего он хочет, и четко представлять, что для этого необходимо делать. Исходя из такой точки зрения, наибольшим благом для нас часто оказывается встреча с Мелким Тираном - мучителя, выводящего из равновесия и смертельно досаждающего нам. Если человек сможет справиться с собой перед лицом этого Тирана, то он сможет изменить себя и стать лучше.

Человеку свойственно совершать ошибки. Они являются нашими учителями: не выстрадав в результате совершенных ошибок собственных истин, никакая чужая мудрость, даже самая совершенная, не станет нам полезной и до конца понятой. Истины открываются только тогда, когда мы не остаемся пассивными в жизни, когда начинаем противиться естественному ходу событий и, набивая шишки, вместе с ними - приобретаем опыт.

С житейской точки зрения наша цель - избегать страданий, для чего более выгодно вести пассивный и созерцательный способ существования, принимать все вокруг, как оно есть, и жить, «как живется». С духовной точки зрения все обстоит как раз наоборот. Здесь самым ценным приобретением являются впечатления, причем любые - и радостные, и болезненные, как можно более разнообразные, дающие нам представление о самых разных сторонах жизни.

Нет большой заслуги в том, чтобы просто всячески отгораживаться от жизни - отказываться от чтения книг разного направления, от телепередач, от проникновения в проблемы общественной жизни, даже от интереса к политике: при всей своей «грязи», новая информация способна дать человеку наиболее ценный и впечатляющий опыт бытия. Оставаться духовным в гуще жизни гораздо сложнее, чем в монастыре, даже если этот монастырь мы сами себе искусственно создали. В гуще весьма несовершенной жизни все не просто, все полно страданий и трудностей. Жизнь, принимаемая нами во всех ее проявлениях - это наилучший Мелкий Тиран, одолев которого, мы сможем подняться на качественно иной уровень. А можем и сломаться, упасть до животной борьбы за собственное выживание. В этом выборе способа существования и цели, которая для нас значимее, человеку необходимо найти собственное решение.

Как и все в жизни, каждое явление может стать нам враждебным, а может и полезным. Все зависит только от выбора точки зрения, из которой мы на все смотрим. Книги Кастанеды полны интересных наблюдений о нас самих и о жизни, но, в то же время, могут стать для не имеющей духовного опыта молодежи чрезвычайно опасными. Большое искушение – ухватиться за сатанинский вариант видения мира, предлагаемый Кастанедой. В кастанедовском мире главным для человека является не любовь к нашему Создателю и Его творению, а только личное спасение от «Пожирания Орлом» и обретение магической власти над миром. Это тупиковый путь, и запоздалое понимание этого может оказаться непоправимым.

Великие мистики XX века. Кто они - гении, посланцы или аферисты? Лобков Денис Валерьевич

Карлос Кастанеда - учение Дона Хуана

Карлос Сесар Сальвадор Аранья Кастанеда - американский писатель и антрополог (доктор философии и антропологии), этнограф, мыслитель эзотерической ориентации и мистик, автор книг-бестселлеров, посвященных шаманизму и изложению необычного для западного человека мировоззрения. Сам Кастанеда пользовался термином магия, однако, по его словам, это понятие не полностью передает суть учения, основанного на традициях древних и новых «видящих» - толтеков, - «Пути воина». Книги Карлоса Кастанеды в течение некоторого времени после их публикации сохраняли репутацию антропологических исследований, однако в настоящее время академическое антропологическое сообщество рассматривает их как художественную литературу.

Поскольку Кастанеда, по его собственным словам, поставил перед собой цель стереть личную историю (как один из элементов духовной практики, известной как «Путь воина») и в течение долгих лет целенаправленно держал в тайне многие аспекты своей жизни и окутывал туманом свою деятельность, его биография стала объектом многочисленных спекуляций и противоречащих друг другу версий, что вызывает сложность для составления точной биографии, так как, по всей видимости, невозможно в данном случае найти источник, которому можно полностью доверять.

Существует несколько видов источников сведений о Карлосе Кастанеде: во-первых, естественный источник - это те сведения, которые предоставил сам Кастанеда в книгах, статьях и некоторых интервью; во-вторых, это информация из книг и статей в различных СМИ, авторы которых прямо или косвенно утверждали, что почерпнули сведения из задокументированных источников; в-третьих, сами документы (реально существующие либо вымышленные); в-четвертых, субъективные воспоминания лично знавших Карлоса Кастанеду либо утверждавших, что знают его (таким источником можно считать книгу «Магическое путешествие с Карлосом», написанную Маргарет Раньян Кастанедой, некоторое время состоявшей с ним в браке, но жившей с ним только лишь в течение первых шести месяцев).

Сам Карлос долгие годы сознательно не реагировал на многочисленные противоречивые публикации в прессе относительно его жизни, деятельности и даже якобы смерти. Еще характерная черта, относящаяся к стиранию личной истории, - запрет Кастанеды на видеосъемки, фотографирование и использование диктофона во время интервью и публичных лекций. Кастанеда объяснял это тем, что, согласно этнической эзотерике, человек знания (то есть воин или маг в его терминологии) не может позволить себе быть статичным, пусть даже в видеозаписях или фотографиях, так как суть его - противоположна статичности.

Итак, сам Кастанеда называл местом своего рождения деревню Джукьери неподалеку от Сан-Паулу в Бразилии. Первоначально его звали Карлос Аранья, но в 1959 году при получении американского гражданства он принял фамилию матери - Кастанеда).

Родился будущий писатель в обеспеченной семье, хотя на момент рождения возраст его матери составлял 15 лет, а отца - 17. Впоследствии обстоятельства зачатия он описывал, как быстрое совокупление «за дверью». Его передали на воспитание одной из сестер матери. Она умерла, когда ему было 6 лет; Кастанеда относился к ней, как к матери. Настоящая мать Кастанеды умерла, когда ему исполнилось 25. Маленький Карлос отличался несносным поведением и часто попадал в неприятности.

В возрасте 10 лет, Карлоса отправили в интернат в Буэ- нос-Айрес. В год пятнадцатилетия родители нашли ему принимающую семью в Сан-Франциско и отправили его жить и учиться в США. Получив диплом о среднем образовании, он поехал в Милан учиться в Академии изящных искусств. Однако изобразительное искусство ему не давалось, и вскоре он, несолоно хлебавши, вернулся в Калифорнию.

В период между 1955 и 1959 годами он посещал различные курсы по литературе, журналистике и психологии. В это же время он работал помощником у одного психоаналитика, где его задачей было упорядочивание сотен магнитофонных аудиозаписей, сделанных в ходе терапевтических процедур. Параллельно он продолжал учиться в Калифорнийском университете.

Карлос утверждал, что в рамках антропологической практики в университете он случайно встретил индейца из племени яки, мексиканского мага Хуана Матуса, что полностью изменило его жизнь. Как впоследствии оказалось, дон Хуан увидел в нем нагваля, то есть мага-лидера, способного к обучению и продолжению линии магов, к которым принадлежал дон Хуан. Согласно книгам Кастанеды, «магия» заключалась в умении изменять свое восприятие, что, согласно учению, позволяет существенно расширить и даже кардинально изменить представления о познаваемом и о жизни в целом. То есть «магия» - это не фокусы с доставанием «чего-то» из ниоткуда, а практика расширения восприятия за границы известного человеку. Также магия не имеет своей целью власть над другими людьми, вмешательство в их судьбу и здоровье. Целью является так называемое «сгорание в огне изнутри» - достижение иной формы существования в «энергетическом теле». Термином «магия» Кастанеда был недоволен, так как считал его неточным, поэтому впоследствии в поиске более точного термина заменил его на слово «шаманизм», которое тоже не вполне соответствовало действительности, так как отображало знания о взаимодействии с окружающими духами, что являлось лишь очень малой частью учения.

Окончив университет, Кастанеда переехал к дону Хуану, чтобы целиком посвятить себя познанию магии. В 1971 году его ученичество дало плоды в виде книги «Отдельная реальность», а в 1972 он опубликовал, книгу «Путешествие в Икстлан», за которую получил докторскую степень. В данной работе впервые описаны «растениясиды» - результат долгого исследования различных свойств растений, которые способствуют повышению осознания, вхождению шамана в определенные состояния, позволяющие видеть на расстоянии, видеть глазами птиц (с высоты птичьего полета) и животных…

Книга стала бестселлером, к писателю пришла невероятная популярность, и именно тогда по совету дона Хуана он решает отказаться от общества - свести контакты с людьми до минимума, не показываться на людях, исключить интервью и любые публичные встречи. Также с этого момента и до конца жизни он начинает активную магическую практику, обучая новых адептов учению дона Хуана. Иногда, впрочем, он соглашается вести лекции (например, в Калифорнийском университете), но исключительно ради популязации знания и увеличения продаж своих книг - ведь гонорар от реализованного тиража являлся его единственным источником доходов.

В 1998 году вышли две последние книги Карлоса Кастанеды - «Колесо времени» и «Магические пассы». Первая суммирует наиболее важные моменты учения Дона Хуана в форме афоризмов с комментариями, последняя представляет описание системы магических пассов, которой, по его словам, он обучился во время ученичества у дона Хуана и которую обозначил заимствованным термином «тенсегрити».

Карлос Кастанеда умер от рака печени. За три недели до смерти Кастанеда пригласил к себе шестерых своих поклонниц-учениц, которые не только читали его книги, но и вели образ жизни, которому он учил, верили в магию его книг, дал им напутствие нести слово дона Хуана людям, завещал им все свое творчество и… пообещал вернуться. Он обещал, что как только обоснуется «в мире» ином начнет приходить к одной из женщин (с кем получится выйти на контакт) во снах и будет контролировать свою земную жизнь после физической смерти. Однако этого не произошло.

В течение недели после смерти писателя пять женщин - Нури Александер, Флоринда Доннер-Грау, Тайша Абеляр, Кайли Ландал и Талия Бей таинственно исчезают. Останки лишь одной из женщин спустя два месяца были найдены в Долине Смерти. Предположительной причиной смерти стало самоубийство.

53-летняя Кэрол Тиггс (единственная из выживших учениц Кастанеды) стала наследницей Кастанеды и возглавила издательство «Cleargreen», которое на сегодняшний день обладает всеми правами на издание и переиздание книг покойного писателя.

В настоящее время ученики Кастанеды при поддержке «Cleargreen» проводят лекции и семинары по обучению тен- сегрити по всему миру, в том числе и в России. Тем не менее, можно встретить немало заявлений критиков, говорящих, что Кастанеда был ловким мистификатором, а дон Хуан всего лишь вымышленным персонажем, в уста которого Кастанеда вкладывал цитаты из книг Витгенштейна, Кэролла, авторов текстов по антропологии и восточной философии. Вокруг себя Кастанеда собирал женщин, которых очаровывал и с которыми впоследствии вступал в интимную связь. Все же истории, связанные с магией, - не больше, чем байки, чтобы увеличить продажи книг. Многие указывают также на невероятность событий, описанных Кастанедой. Например, дон Хуан Кастанеды представляет собой мудрого шамана, чей образ не совпадает со стереотипом индейского колдуна, а знания, которыми он делится, не совпадают с представлениями академической науки о шаманской культуре индейцев. Историки же утверждают, что человека по имени Хуан Матус, того самого индийского мага, никогда не существовало, - нет никаких свидетельств о его реальности, его никто никогда не видел, и, скорее всего, он является плодом воображения писателя. Воображаемым другом…

Тем не менее, пять его учениц сразу после его смерти таинственно и бесследно исчезли, и объяснения этому до сих пор не найдено…

Из книги 100 великих пророков и вероучителей автора Рыжов Константин Владиславович

Карлос Кастанеда Имя Карлоса Кастанеды стало широко известно в 1968 г., когда издательство Калифорнийского университета выпустило небольшим тиражом его книгу «Учение дона Хуана». Труд этот представлял из себя непритязательные полевые записки, сделанные автором в 1965 г.

Из книги По багровой тропе в Эльдорадо автора Кондратов Эдуард Михайлович

ГЛАВА ВТОРАЯ. ПОСЛЕДНЯЯ СТАВКА ХУАНА ДЕ АРЕВАЛО Судьба ехидно посмеялась надо мной: солдаты Орельяны заперли меня в ту самую отвратительную комнату, где я томился долгие недели болезни. Сторожить меня, вероятно, никому не хотелось: я слышал, как переругивались солдаты,

Из книги Тайны Нового времени автора Можейко Игорь

ТЫ НЕ СЫН МНЕ! ИСПАНСКИЙ ПРИНЦ ДОН КАРЛОС Власть королевская убивает родственные чувства. Достаточно обратиться к истории, как мы увидим тому множество печальных примеров.Вспомним наугад.Римский император Нерон убил собственную мать, которая жизнь положила на то, чтобы

автора Льоренте Хуан Антонио

Из книги История испанской инквизиции. Том II автора Льоренте Хуан Антонио

Статья третья ИСТОРИЯ ХУАНА ДЕ БАСАНТЕ И ДРУГИХ ЛИЦ I. Хуан де Басанте, профессор латинской и греческой грамматики в Сарагосе, был также преследуем инквизицией, потому что был другом Переса в тюрьме манифестированных. Но он заслужил часть испытанного им страдания, потому

Из книги Тайны Майя автора Джилберт Эдриан

УЧЕНИЕ ДОНА ХОСЕ Наш разговор начался с того, что дон Хосе (как я буду называть его в дальнейшем) сообщил, что в основе древней религии майя лежало почитание гремучих змей. Что это справедливо, хотя бы частично, видно по множеству скульптурных изображений змей, причем с

автора Лалагуна Хуан

Карлос I «Дон Карлос, милостью божьей король Кастилии, Леона, Арагона, обеих Сицилии, Иерусалима, Наварры, Гранады, Хаэна, Валенсии, Галисии, Майорки... Ост- и Вест-Индии... правитель Бискайского залива...» после смерти отца в 1507 года стал графом Фландрии, законным правителем

Из книги Испания. История страны автора Лалагуна Хуан

Карлос III Ему было сорок четыре года, когда он сменил на испанском троне своего брата по одному из родителей Фердинанда VI. Карлос III (1759-1788) прибыл из Неаполя с опытом двадцати пяти лет правления королевством обеих Сицилии. Он привез с собой способных чиновников (Гримальди и

Из книги Испания. История страны автора Лалагуна Хуан

Дон Хуан Карлос I Бурбон Двадцать второго ноября 1975 года дон Хуан Карлос был объявлен королем Испании. Лидер правого движения «Фуэрса Нуэва» Блас Пиньяр в газете «Камбьо 16» 17 ноября заявил, что никакой реставрации не будет, произойдет «установление новой франкистской

Из книги Русские в Латинской Америке автора Нечаев Сергей Юрьевич

Глава пятая ГЕНЕРАЛ А. В. ФОН ШВАРЦ - ПРОФЕССОР ФОРТИФИКАЦИИ, УЧИТЕЛЬ ХУАНА ДОМИНГО ПЕРОНА 23 сентября 1953 года в Буэнос-Айресе умер русский военный инженер, генерал-лейтенант Алексей Владимирович фон Шварц.Этот человек родился 15 марта 1874 года и происходил из дворян

Из книги Путешествия Христофора Колумба [Дневники, письма, документы] автора Колумб Христофор

Письмо Христофора Колумба кормилице Дона Хуана Кастильского

Из книги 50 знаменитых террористов автора Вагман Илья Яковлевич

РАМИРЕС САНЧЕС ИЛЬИЧ (КАРЛОС) (род. в 1949 г.) «Патриарх международного терроризма», создатель «террористического интернационала», террорист № 1 второй половины XX века, отметивший свой путь многочисленными взрывами, убийствами, похищениями людей, угонами самолетов. О его

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

9.2.1. За что Хуана Карлоса I уважают в Испании? В государственных учреждениях Испании автору приходилось видеть парадные портреты еще молодого короля Хуана Карлоса I де Бурбона. В России монархию свергли 2 марта 1917 г., а 1 сентября 1917 г. А. Ф. Керенский провозгласил страну

Из книги Знаменитые актеры автора

Луи Де Фюнес Настоящее имя - Карлос Луис де Фюнес де Галараца. (род. 31.07.1914 г. - ум. 27.01.1983 г.) Популярный французский комедийный актер театра и кино, португалец по происхождению. Исполнитель ролей в более чем 120 фильмах.Автор сценариев к фильмам «Оскар», «Ресторан

Из книги Женщины, изменившие мир автора Скляренко Валентина Марковна

Патти Аделина Полное имя – Адель Хуана Мария Патти (род. в 1843 г. – ум. в 1919 г.) Итальянская певица, колоратурное сопрано. С неизменным успехом выступала на оперных сценах мира около шестидесяти лет.Это случилось в 1862 г. Однажды ночью пассажирский пароход, курсировавший

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Карлос Кастанеда – одна из величайших загадок XX века. С уверенностью о нём можно сказать лишь то, что он является автором десяти уникальных книг, каждая из которых стала бестселлером, а также основателем издательской компании «Cleargreen Inc.», в настоящее время владеющей правами на всё его творческое наследие. Любая другая информация представляет собой лишь домыслы, загадки и предположения.

Загадки биографии Кастанеды

На протяжении практически всей своей жизни Карлос Кастанеда скрывал свою «личную историю» , категорически запрещал себя фотографировать (хотя, несколько фото Кастанеды всё же имеется) и за всю жизнь дал лишь несколько интервью. Кроме того, он отрицал и то, что когда-либо был женат. Но Маргарет Реньян в своей книге «Магическое путешествие с Карлосом Кастанедой», в которой представлены её воспоминания о жизни с Кастанедой, уверяет, что они были женаты.

Карлос Кастанеда был мастером мистификаций – говоря о себе, он при каждом удобном случае придумывал всё новое место рождения, новых отца и мать, новую «легенду». В большинстве случаев Кастанеда утверждал, что был рождён в бразильском городе Сан-Паулу в 1935 году в Рождество в очень уважаемой семье, а его отец был академиком. В некоторых своих беседах Карлос неявно намекал на то, что один из известных людей того времени – революционер и дипломат Освальдо Арана приходился ему родным дядей . Среди других «популярных» версий Кастанеды была та, что он родился не в 1935, а в 1931 году, и что его родиной вообще является Перуанский город Кахамарка. Говоря другими словами, истинная биография Кастанеды ушла в могилу (в могилу ли?) вместе с ним.

Но одна из наиболее точных версий биографии героя нашей статьи была опубликована журналом «Time» в 1973 году . Ниже мы и предлагаем её вашему вниманию.

Биография Кастаенды по версии журнала « Time »

Карлос Кастанеда (полное имя – Карлос Сезар Арана Кастанеда) родился в Сан-Паулу (Бразилия) 25 декабря 1925 года . Его отец Сезар Арана Кастанеда Буругнари был часовщиком, а о матери Сусанне Кастанеда Новоа не известно ничего, кроме того, что она была изящной хрупкой девушкой с очень слабым здоровьем. Ко времени рождения Карлоса его отцу было всего семнадцать, а матери шестнадцать лет. Когда Карлосу исполнилось 24 года, его мать скончалась.

В вымышленных и подлинных историях Карлоса о своей жизни нередко также упоминаются его бабушка и дедушка, с которыми он жил в детстве. Бабушка имела иностранные корни, вполне вероятно, турецкие, и была не очень красивой, довольно крупной, но очень доброй женщиной. Карлос очень любил её.

А вот дедушка Кастанеды был очень своеобразным человеком . Он имел итальянское происхождение, был рыжеволосым и синеглазым. Он всё время баловал Карлоса различными байками и историями, а также изобретал всякие вещицы, которые время от времени презентовал всем членам семейства.

Уже позже, когда Кастанеда познакомился с мексиканским магом по имени дон Хуан Матус, его наставник настоял на том, чтобы Карлос навсегда попрощался со своим дедом. Однако даже смерть дедушки никак не повлияла на подопечного дона Хуана – воздействие на жизнь Кастанеды его дедушки сохранялось долгие годы. Карлос вспоминал, что прощание с дедушкой было наиболее тяжёлым событием в его жизни . Прощаясь с дедом, он максимально детализировано представил его, и сказал ему: «Прощай».

В 1951 году Кастанеда эмигрирует в США . А в 1960 году происходит событие, в корне меняющее жизнь Карлоса и огромного количества людей, которые впоследствии познакомятся с его книгами. Будучи в ту пору студентом Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе, и отправившись в Мексику для сбора «полевого материала», необходимого ему для его дипломной работы, на автобусной станции Грейхаунд в мексиканском городке Ногалес на границе американского штата Калифорния и мексиканского штата Сонора, Карлос встречает индейского шамана из племени Яки – мага дона Хуана Матуса . В дальнейшем дон Хуан станет духовным наставником Кастанеды, и на протяжении двенадцати лет будет посвящать его в премудрости магии, давая сокровенные знания, унаследованные им от древних толтеков – людей Знания. Достоверность дальнейших событий со 100% уверенностью установить невозможно, однако все они детально описываются в книгах Кастанеды.

На этом этапе мы можем закончить разговор о биографии Карлоса Кастанеды и перейти к краткому описанию процесса обучения Карлоса у дона Хуана и появления на свет первых работ Кастанеды.

Начало обучения у дона Хуана

Первой и главной задачей дона Хуана Матуса было разрушение в сознании Кастанеды привычной и устоявшейся картины мира . Он обучал Карлоса тому, как увидеть новые аспекты реальности и воспринять всю многогранность мира, в котором мы живём. В процессе обучения дон Хуан прибегал ко множеству всевозможных приёмов и техник, о чём также говорится в книгах, но изначально, учитывая «закостенелость» мировосприятия своего ученика, дон Хуан использовал наиболее жёсткие методы обучения, а именно: применял психотропные средства , такие как священный для американских индейцев кактус пейот (Lophophora williamsii), галлюциногенный гриб мексиканский псилоцибин (Psilocybe mexicana) и особая курительная смесь на основе дурмана (Datura inoxia). Именно по этой причине будущие противники Кастанеды начали обвинять его в том, что он пропагандирует употребление наркотиков.

Однако в дальнейшем на все эти обвинения были предъявлены весомые контраргументы. Следует также сказать и то, что речь о психотропных веществах идёт лишь в первых двух книгах Кастанеды . В остальных его работах представлены абсолютно другие способы изменения сознания и познания тайных аспектов человеческого бытия. К ним можно отнести такие как сталкинг, осознанные сновидения, стирание личной истории, остановка внутреннего диалога, созерцание и многие другие.

Работа Кастанеды

В начале своего обучения у мексиканского мага Карлос попросил у него разрешения вести записи их бесед. Так на свет появилась первая нашумевшая книга Карлоса «Учение дона Хуана: путь Знания индейцев Яки». В мгновение ока эта книга стала бестселлером и разошлась огромным тиражом. Далее её судьбу повторили и следующие девять книг. Все они рассказывают о том, как Карлос сначала обучался у дона Хуана, постигал тайны магического учения и взаимодействовал с другими людьми; как затем и сам обучал группу магов, после того, как в 1973 году дон Хуан покинул наш мир, «сгорев в огне изнутри»; а также о том, как старался прояснить для себя суть всех событий, произошедших с ним в предшествующие годы.

С момента появления первой книги Кастанеды и по сей день люди спорят на тему того, был ли вообще дон Хуан реальным человеком или же выдуманным Карлосом собирательным образом. Например, упомянутая выше Маргарет Реньян Кастанеда в своей книге говорит, что имя Хуан Матус встречается в Мексике так же часто, как в России Пётр Иванов, а также, что изначально в своих полевых заметках Карлос просто говорил о пожилом индейце, который начал его обучать – имя Хуан Матус появилось несколько позже. Кроме того, «Матус», по словам Маргарет, это название красного вина, которое они с Карлосом любили попивать во времена их молодости.

Если же верить словам самого автора знаменитых произведений, дон Хуан был реальным человеком, очень скромным по натуре, но, в действительности, самым настоящим шаманом, могущественным брухо, последним представителем имеющей многовековую историю линии тольтекских магов. Обучать же Карлоса он стал по причине того, что на Карлоса ему указал Дух , и того, что он обнаружил в Кастанеде энергетическую конфигурацию, подходящую для того, чтобы неофит смог стать новым лидером следующей линии магов, называемой партией Нагваля.

Как бы то ни было, люди, знакомые с творчеством великого мистификатора, разделяются на два лагеря – это те, кто полностью принимает на веру всё, что сказано в книгах, и те, кто стремится всеми силами опровергнуть достоверность представленной информации и развенчать мифы о Кастанеде, доне Хуане и его учении.

Тайна личности Кастанеды

Как известно, Карлос Кастанеда стремился к тому, чтобы окутать туманом свою личность и всё, что связано с его жизнью. Это стремление ускользнуть от людского взора и избежать любой определённости проистекает из основного требования, которое предъявляется к магам линии дона Хуана – всегда оставаться гибким, неуловимым, не ограниченным никакими рамками, стереотипами и мнениями людей, а также избегать любых поведенческих шаблонов и реакций. В терминологии тольтекских магов это и называется «стиранием личной истории» . Исходя из этой базовой предпосылки, можно точно сказать, что человечество никогда не узнает всех подробностей жизни Карлоса Кастанеды и то, существовал ли на самом деле дон Хуан.

Если даже Карлос сумел эффективно стереть свою личную историю, то дон Хуан сделал это просто безупречно (кстати, понятие безупречности является одним из центральных в учении дона Хуана ), не оставив после себя никаких следов, покинув этот мир «вместе с ботинками».

Согласно словам Карлоса Кастанеды, его учитель дон Хуан сумел выполнить главную задачу всей своей жизни – «сгореть в огне изнутри» , достигнув максимального осознания и окончательно развив своё энергетическое тело, перейдя тем самым на новый уровень восприятия. Однако касаемо своей собственной смерти, у Карлоса не было сомнений в том, что он не сможет достичь такого результата. Многие сторонники Кастанеды уверены в том, что он, несмотря ни на что, сумел достичь того, к чему стремился, т.е. ушёл из мира таким же образом, как и дон Хуан. Но аудитория реалистов (а также официальный некролог) сходится во мнении, что Карлос Кастанеда умер от рака печени. Произошло это 27 апреля 1998 года, тело Кастанеды было кремировано, а прах переправлен в Мексику.

Наследие Кастанеды

С того момента, как мир узнал о существовании Карлоса Кастанеды и дона Хуана и до сих пор, учение толтекских магов набирает всё больше приверженцев по всему миру . Многие люди расценивают книги Кастанеды не просто как художественные произведения, но и как практические руководства к действию. Эти люди идут по «Пути Воина», основы которого и описаны в книгах Кастанеды. Они стремятся к познанию тайн бытия, трансформации личности, усилению осознания, развитию своего максимального потенциала, как человеческих существ, переходу к иному способу восприятия и уровню бытия. Некоторые последователи даже успели присоединиться к обучению, которое проводилось самим Кастанедой и его сподвижницами – Тайшей Абеляр, Флориндой Доннер-Грау и КэролТиггс в 90-х годах прошлого столетия, а ныне проводится их ближайшими учениками и корпорацией «Cleargreen Inc.» .

Книги Карлоса Кастанеды взбудоражили целое поколение , породили новую волну движения в культуре мировосприятия и даже мире музыки (музыкальное направление «New Age» появилось именно в то время ), заставили человечество, если уж не по-новому увидеть мир, то хотя бы попытаться сделать это; стали отправной точкой в пути духовных искателей по всему миру.

На сегодняшний день свои работы по схожей тематике представляют такие авторы как Армандо Торрес, Норберт Классен, Виктор Санчес, Алексей Ксендзюк и некоторые другие. Само же учение дона Хуана продолжает практиковаться огромным количеством людей.

Ниже вы можете ознакомиться со списком книг Карлоса Кастанеды . А прочесть их можно, просто приобретя в книжном магазине или скачав в Интернете.

Библиография Кастанеды


1. Бесполезно тратить всю свою жизнь на один единственный путь, особенно, если этот путь не имеет сердца.

2. Не объясняй слишком многого. В каждом объяснении скрывается извинение. Так что, когда ты объясняешь, почему ты не можешь делать то или другое, на самом деле ты извиняешься за свои недостатки, надеясь, что слушающие тебя будут добры и простят их.

3. Чтобы извлечь из жизни максимум, человек должен уметь изменяться. К сожалению, человек изменяется с большим трудом, и изменения эти происходят очень медленно. Многие тратят на это годы. Самым трудным является по-настоящему захотеть измениться.

4. Я никогда ни на кого не сержусь. Ни один человек не может сделать ничего такого, что заслуживало бы такой моей реакции. На людей сердишься, когда чувствуешь, что их поступки важны. Ничего подобного я давно не чувствую.

5. Ты всегда должен помнить, что путь – это только путь. Если ты чувствуешь, что тебе не следовало бы идти по нему, то не должен оставаться на нем ни при каких обстоятельствах.

6. Чтобы осознать реальность, привычную для другого, вначале необходимо освободиться от собственной реальности; но человеку совсем не просто избавиться от привычной картины мира, эту привычку необходимо сломать силой.

7. Поступай так, словно это сон. Действуй смело и не ищи оправданий.

8. Главная помеха большинства людей – внутренний диалог, это ключ ко всему. Когда человек научится останавливать его, все становится возможным. Самые невероятные проекты становятся выполнимыми.

9. Люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что в любой момент могут выбросить из своей жизни всё что угодно. В любое время. Мгновенно.

10. Единственный по-настоящему мудрый советчик, который у нас есть, - это смерть. Каждый раз, когда ты чувствуешь, как это часто с тобой бывает, что всё складывается из рук вон плохо и ты на грани полного краха, повернись налево и спроси у своей смерти, так ли это. И твоя смерть ответит, что ты ошибаешься, и что кроме её прикосновения нет ничего, что действительно имело бы значение. Твоя смерть скажет: «Но я же ещё не коснулась тебя!»

11. Каждый идет своим путем. Но все дороги всё равно идут в никуда. Значит, весь смысл в самой дороге, как по ней идти… Если идешь с удовольствием, значит, это твоя дорога. Если тебе плохо – в любой момент можешь сойти с нее, как бы далеко ни зашел. И это будет правильно.

12. Нам требуется всё наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе. Это и есть то, что имеет значение. Остальное не имеет никакой важности…

13. Весь фокус в том, на что ориентироваться… Каждый из нас сам делает себя либо несчастным, либо сильным. Объём работы, необходимой и в первом, и во втором случае, - один и тот же.

14. Искусство воина состоит в сохранении равновесия между ужасом быть человеком и чудом быть человеком.

15. Чтобы стать человеком знания, нужно быть воином, а не ноющим ребенком. Бороться, не сдаваясь, не жалуясь, не отступая, бороться до тех пор, пока не увидишь. И всё это лишь для того, чтобы понять, что в мире нет ничего, что имело бы значение.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения