Кто автор цикла детских пьес бирюльки. Тематическая беседа-концерт, посвященная творчеству композитора С.М. Майкапара. «Бурный поток» исп. Лодилова Соня

Майкапар Самуил Моисеевич (1867 - 1938 гг.). Широкой известностью в России и за рубежом пользуется имя композитора Самуила Моисеевича Майкапара, автора многочисленных произведений для детей и юношества. Благодаря художественным достоинствам, пониманию детской психологии и учёту особенностей детского игрового аппарата, пьесы Майкапара прочно вошли в репертуар юных пианистов. Детям нравятся эти ярко образные и вместе с тем простые по фактуре произведения, и не будет преувеличением сказать, что нет ни одного юного музыканта, не игравшего или не слышавшего в исполнении товарищей какой-нибудь пьески Майкапара.

Ещё в дореволюционные годы Майкапар начал сочинять музыку для детей и был первым из старшего поколения композиторов, кто полностью посвятил свою творческую деятельность созданию детской и юношеской музыкальной литературы. В этом ему помог не только композиторский талант, но и исполнительский и педагогический опыт, соединенный с вдумчивым подходом музыканта-методиста и научного работника. В настоящее время сочинения Майкапара для детей являются своеобразной детской музыкальной "Классикой".

Тем не менее, разнообразная музыкальная деятельность Майкапара для многих остаётся неизвестной. В книге "Годы учения" ему удалось рассказать лишь о начальном периоде своей музыкальной жизни. Предполагавшийся рассказ о "годах деятельности" остался только проектом. Многие методические труды Майкапара не опубликованы.

Самуил Моисеевич Майкапар родился 6 декабря (18 декабря по новому стилю) 1867 г. в городе Херсоне. Детские и юношеские годы связаны с приморским южным городом - Таганрогом.

Заметное место в культурной жизни города занимало домашнее музицирование. Подобно тому, как музицировали в семье Чеховых, уделяли много времени музыке и в семье Майкапара. Хорошо играла на рояле мать Самуила Моисеевича, обучавшаяся в молодости в Одессе, как и ее брат, любитель-скрипач; играли на фортепиано его три сестры, четвертая обучалась игре на скрипке.

Таганрог считался музыкальным городом. Поскольку музыкальное училище в Таганроге было открыто только в 1885 году, то до этого времени учиться музыке можно было лишь у частных преподавателей, среди которых встречались и не слишком музыкально грамотные люди. Обучение детей игре на каком-нибудь музыкальном инструменте было почти обязательным в каждой интеллигентной таганрогской семье. Отец Майкапара был достаточно состоятельным человеком, чтобы дать детям не только среднее, но и высшее образование.

О годах учения в гимназии Майкапар упоминает лишь вскользь. Он начинал учиться в той же гимназии, которую восемью годами раньше окончил великий русский писатель А.П. Чехов. В 1885 году Майкапар окончил гимназию с серебряной медалью.

Уже в это время его подлинной страстью и целью жизни стала музыка. Довольно рано Майкапар решил стать музыкантом. И в этом отношении положительную роль сыграли его родители и, конечно, его первый учитель музыки, итальянец Гаэтано Молла. Майкапар характеризовал его как талантливого, темпераментного и трудолюбивого музыканта, научившего его понимать и любить музыку.

Майкапару было семь лет, когда он начал обучение игре на фортепиано. Музыкальные способности он унаследовал от матери, а любовь к музыке - от отца, который, хотя и не играл ни на одном из музыкальных инструментов, но всегда был готов слушать музыку и глубоко её чувствовал. Систематические занятия игрой на фортепиано, игра в ансамбле, посещение камерных и других концертов воспитывали вкус Майкапара, знакомили с музыкальной литературой. К пятнадцати годам он уже знал основные произведения симфонической и камерной музыки, переиграв с сестрой в четыре руки много симфоний и квартетов. Он играл почти все сонаты Бетховена и довольно бегло читал с листа. В это время Майкапар считался лучшим аккомпаниатором в Таганроге и выступал не только с местными любителями, но и с приезжими профессиональными музыкантами.

Не изменил Майкапар своего восторженного отношения к Молла даже тогда, когда осознал его недостатки - был принят на младший курс условно, на один год, так как его техническая подготовка оставляла желать лучшего.

Для получения высшего образования Майкапар отправился в Петербург, где была старейшая в стране консерватория, пользовавшаяся громадным авторитетом благодаря деятельности её основателя А. Рубинштейна и преподававших в ней крупнейших музыкантов. Чтобы продолжить общее образование, он намеревался поступить в университет.

Майкапару, как окончившему гимназию с медалью, поступление в университет было обеспечено. Он избрал юридический факультет, как не требовавший от студентов большой затраты времени на систематические занятия. Время же было Майкапару необходимо, так как в случае поступления в консерваторию заниматься игрой на рояле нужно было ежедневно и помногу. Майкапар был принят на младший курс условно, на один год, так как его техническая подготовка оставляла желать лучшего.

Майкапар поступил в класс старшего преподавателя В. Демянского, который за два года выправил дефекты постановки рук у него, научил тщательно работать над музыкальным произведением, значительно подвинул технику. Демянский счел свою миссию выполненной. Майкапар впоследствии писал: "…благодаря тщательному толковому руководству Демянского я благополучно прошел самый критический, первый период своего учения в консерватории, и вопрос, смогу ли я, в течение стольких лет, оставшись без правильной технической школы, приобрести в дальнейшем основы хорошей фортепианной техники, разрешился в положительном смысле". Успешно сдав технический экзамен для перехода на старший курс консерватории, Майкапар перешёл в класс итальянского пианиста Вениамина Чези, только что приглашенного профессором в Петербургскую консерваторию.

В течение четырех лет Майкапар занимался у Чези, с помощью которого ему удалось досконально ознакомиться с фортепианной музыкой Баха, Генделя и других старинных мастеров. Проработав в консерватории четыре года, Чези тяжело заболел и уехал к себе на родину в Италию.

Далее Майкапар продолжил обучение у молодого венгерского пианиста Иосифа Вейса, ученика Листа. Преподавание Вейса отличалось беспорядочностью и отсутствием какой-либо системы. Майкапар больше числился его учеником, чем занимался с ним. К выпускному экзамену Майкапар готовился самостоятельно, так как незадолго до экзамена заболел. Он хорошо сыграл программу и был назначен выступить на консерваторском акте, чего удостаивались лучшие из окончивших.

Когда Майкапар сдавал последний из числа вспомогательных музыкально-теоретических предметов, на экзамене присутствовал А. Рубинштейн; ознакомившись с опытом Майкапара в сочинении музыки, он посоветовал ему начать изучать теорию композиции. Так Майкапар оказался в классе профессора Н. Соловьева, придя к окончанию консерватории не только как пианист, но и как композитор.

Годы, проведенные Майкапаром в консерватории, оказались для него значительными, благодаря окружению, в котором он находился. Находясь на посту директора консерватории, А. Рубинштейн принимал близко к сердцу не только интересы учреждения, но и судьбу каждого студента. Навсегда запомнил Майкапар яркие выступления Рубинштейна на эстраде.

Университет Майкапар окончил на два года раньше, чем консерваторию. Он короткое время пробовал заниматься адвокатурой, но вскоре убедился, что соединить занятия музыкой с юриспруденцией невозможно. Но, занимаясь в университете, Майкапар приобрёл известную широту взглядов, дисциплинировал своё мышление, научился аргументировать и ясно излагать свои мысли. Это позволило ему впоследствии выйти за рамки узкой музыкальной специализации и стать незаурядным научным работником в области музыки.

Не довольствуясь достигнутым и критически относясь к своим пианистическим достижениям, Майкапар отправился в Вену, где учился у знаменитого педагога Теодора Лешетицкого. Майкапар подробно излагает в книге "Годы учения" ход своих занятий с Лешетицким. Заканчивая повествование, он пишет: "В итоге моих работ под руководством Лешетицкого, наиболее ценным результатом я считаю открывшиеся благодаря ему сознательные пути технического и художественного совершенствования в течение всей дальнейшей моей жизни… Другой, весьма важный результат моих занятий с Лешетицким - большой интерес к методам работы, к отыскиванию способов овладения техническими трудностями и достижения художественной законченности исполнения, без излишней затраты труда и сил".

Майкапару была присуща настойчивость, заставлявшая его, взявшись за дело, вникать в малейшие подробности, пока вопрос не будет изучен полностью. Такая исключительная добросовестность проявлялась Майкапаром во всех областях. Если это касалось исполнительской работы и дело шло о концертных выступлениях, то он обдумывал не только программу, последовательность исполнения пьес, но учитывал и минуты звучания каждой паузы между ними и длительность антракта; в исполнительской и педагогической его работе мы встречаемся буквально с ювелирной отделкой произведений; при издании сочинений - с тщательным обозначением малейших деталей; готовя книги и доклады, он добросовестнейшим образом изучал вспомогательный материал, литературу, привлекал самые разнообразные источники, которые, по его мнению, могли помочь уяснению сути дела. И так всегда и во всём. А. Рубинштейн, слышавший Майкапара неоднократно на ученических концертах, обратился с предложением: "Довольно Вам учиться! Вы уже сейчас готовый пианист. Давайте концерты, и эстрада Вас научит тому, чему не сможет научить ни один профессор в мире". Однако, только через семь лет после этого разговора Майкапар решился выступить с самостоятельным концертом, который он дал в Берлине, сразу после окончания занятий с Лешетицким. В программу концерта вошли пьесы, пройденные с Лешетицким.

Через две недели в том же зале Бехштейна состоялся в Берлине второй концерт Майкапара, который прошёл также с солидным успехом, но при самой скромной оценке критики, так как Майкапар отказался дать рецензенту определённую мзду за благоприятную рецензию в журнале.

В 1898 г. Майкапар вернулся в Россию и обосновался в Москве. Он стремится, как можно чаще выступать в концертах. С большой тщательностью Майкапар готовится к выступлениям, обдумывает программы концертов, независимо от того - собственный ли это клавирабенд, выступление в ансамбле (со скрипачом Прессом, пианисткой Ганешиной), или в благотворительном концерте. Собственные произведения он включает в них с большой осторожностью и в минимальном количестве.

Русская пресса, в отличие от заграничной, отнеслась к Майкапару сочувственно. Вот что писалось, например, по поводу его первого концерта в Москве: "…до-минорная фуга Баха, ля-минорная соната Шуберта, несколько мелких вещиц Грига, Шопена, Шумана, Лешетицкого (одного из учителей пианиста) и Чайковского дали пианисту возможность познакомить аудиторию со своим симпатичным дарованием. Играет он без всяких ухищрений, преднамеренных эффектов, просто, музыкально, скромно и интеллигентно. Ему, пожалуй, для художественной полноты исполнения не во всём хватает темперамента, и это одна из причин, почему мы не слышим от него, так сказать, верхов, конечных пунктов увлекающегося артиста, захватывающих и тоже увлекающих. Пусть так, а в наше время и цельность мышления, и уменье выразить все на понятном языке должно пользоваться неподдельным вниманием…" ("Русская музыкальная газета", 1900, № 15-16).

Майкапар впервые в методической литературе поставил вопрос о необходимости развития внутреннего слуха для музыкантов и конкретно указал на возможность его развития. Деятельное участие принимает Майкапар в организованном в 1902 году в Москве "Научно-музыкальном кружке", руководимом сначала С. Танеевым, а позднее профессором физиологии А. Самойловым. Членами кружка были видные московские музыканты и ученые, интересовавшиеся музыкой. Секретарем кружка и организатором всех докладов стал Майкапар.

На заседания кружка Майкапару приходилось приезжать из Твери, где в 1901 году он открыл собственную музыкальную школу. Она просуществовала три года. За столь короткий срок, естественно, Майкапар не мог увидеть существенных результатов своей педагогической работы, однако, занятия с детьми привели Майкапара к мысли о создании детских фортепианных пьес "Миниатюры" и "Три прелюдии" для фортепиано, которые нашли благоприятный отклик в прессе.

Трудность вести в России научную работу в области музыки была одной из причин, побудивших Майкапара отправиться за границу. Берлин в ту пору был центром, притягивавшим к себе крупнейших музыкантов Европы. В Берлине ключом била концертная жизнь; ежедневно в нескольких залах устраивались симфонические и сольные концерты. Майкапар поехал в Берлин, не обольщаясь иллюзиями. Приехав туда, он вновь выступил с концертом в зале Бехштейна, а затем стал давать концерты и в других городах Германии.

Основным местом своего жительства Майкапар избрал не Берлин, а Лейпциг, который представлял для него интерес как центр научной музыкальной мысли. Проживая в этих двух городах, Майкапар посещал концерты, изучал литературу, знакомился с композиторами, музыковедами и исполнителями. Его собственные концертные выступления проходили в небольших залах. Большой успех выпал на его выступление с женой, Софией (Сюлтане) Майкапар. Её колоритное сопрано вызвало большие похвалы.

Майкапар задумывает создание учебного пособия, в котором, на основе научных данных, были бы освещены важнейшие вопросы преподавания игры на фортепиано. Как бы в продолжение изданной книги о музыкальном слухе, отдельные части должны были носить заголовки: "Ритм", "Техника", "Чтение с листа", "Педализация", "Публичное исполнение" и т.д. Труд этот был Майкапаром начат, продолжался много лет, многое уже было сделано, но окончательно не завершено. Задача оказалась слишком сложной для решения одним человеком, принимая во внимание исключительную добросовестность автора.

Живя за границей, Майкапар не теряет связи с Россией. Здесь у него жили родные, сюда он приезжал отдыхать в летнее время. В 1910 году, когда он находился в Берлине, им было получено следующее письмо от директора Петербургской консерватории А. Глазунова:

"Многоуважаемый Семен Моисеевич (Глазунов ошибочно именует Майкапара Семеном, а не Самуилом Моисеевичем. - Р.А.). Довожу до Вашего сведения, что на заседании художественного совета, состоявшегося 18 сентября, я предложил Вас в кандидаты в преподаватели фортепиано как низшего, так и высшего курса. Совет уполномочил меня об этом Вас известить. Выборы должны состояться в самом ближайшем будущем и о результате выборов, который, надеюсь, будет благоприятным, я извещу Вас телеграммой. С искренним уважением и преданностью А. Глазунов".

Перспектива вести педагогическую работу в консерватории, где он сам учился, казалась Майкапару соблазнительной. Петербургская консерватория пользовалась репутацией одного из лучших музыкальных учебных заведений в мире. Для педагогической работы Майкапара обстановка в консерватории складывалась весьма благоприятная. Фортепианный отдел консерватории возглавляла А. Есипова, ученица Лешетицкого, пользовавшаяся непререкаемым авторитетом благодаря своей артистической и педагогической славе; кроме Есиповой среди профессоров консерватории были и другие ученики Лешетицкого - К. фан-Арк, умершая в 1909 г., М. Бенца-Эфрон.

Когда в консерватории возник вопрос о приглашении нового преподавателя по классу фортепиано, то кандидатура Майкапара ни у кого не вызвала возражений. Он был воспитанником Петербургской консерватории, принадлежал к школе Лешетицкого, концертировал и вел педагогическую работу за границей. Кроме того, он обладал ещё университетским образованием, что не так часто встречается среди музыкантов-профессионалов. Известное значение имело то, что он в свое время окончил консерваторию по двум специальностям и в настоящем составил уже себе имя как композитор и автор ценной музыкально-теоретической книги о музыкальном слухе.

Вскоре Майкапаром была получена телеграмма, извещавшая его о благоприятном исходе баллотировки в художественном совете консерватории. С осени он уже приступил к занятиям. Начав работу в качестве преподавателя, он через два года был утвержден старшим преподавателем, а в 1915 г. профессором по классу специального фортепиано.

Почти двадцать лет вел Майкапар педагогическую работу в Петербургской - Ленинградской консерватории, одновременно выступал в концертах, сочинял музыку и занимался научной работой. Его концертные выступления преимущественно в Малом зале консерватории привлекали культурой исполнения. Майкапар принадлежал к числу "умных" исполнителей, у которых рациональное начало превалировало над эмоциональностью. "…г-н Майкапар не только пианист, но и, что особенно отрадно подчеркнуть, - вдумчивый музыкант, а это качество редко встречается у современных концертных исполнителей" - отмечалось в одной из рецензий на его концерты. Наиболее значительным исполнительским достижением Майкапара было проведение им в 1925 году цикла из семи концертов, в которых он исполнил все фортепианные сонаты Бетховена. Исполнительство, которое Майкапар всегда любил, оставалось для него основой всех других видов деятельности - композиции, педагогики, научной работы.

Из числа сочинений Майкапара, созданных в дореволюционное время, большой интерес представляют фортепианные миниатюры: "12 альбомных листов", "Театр марионеток" из семи номеров. Однако подлинным триумфом Майкапара как композитора для детей являются "Бирюльки" - цикл пьес, созданный уже после революции.

За время работы в Ленинградской консерватории Майкапаром было выпущено свыше сорока пианистов. В собственной педагогической работе Майкапар был последователем школы Лешетицкого. Майкапар, однако, не оставался подражателем приемов своего учителя. Майкапар всю жизнь был ищущим педагогом.

Стремясь к новым достижениям, Майкапар всегда обращался к науке. Акустика, физиология, психология и другие науки, привлекавшиеся им для обоснования тех или иных положений музыкальной практики, далеко не всегда могли ответить на предъявлявшиеся к ним требования, и углубление в научные вопросы для Майкапара нередко имело лишь принципиальный смысл.

Как научный работник и общественный деятель особенно активно проявил себя Майкапар в двадцатые годы. Майкапар принимал участие в реформировании учебных планов консерватории, участвовал в работе различных комиссий. Он выступает с методическими докладами на заседаниях фортепианного факультета. Появляется его труд "Научная организация труда в применении к работе музыканта-исполнителя", изучает систему работы наиболее крупных западных исполнителей-пианистов: Эгона Петри, Артура Шнабеля, Игнаца Фридмана. В 1927 г. выходит книга Майкапара "Значение творчества Бетховена для нашей современности", с большим предисловием А.В. Луначарского. В этой книге, созданной на базе углубленного изучения творчества великого композитора, а также в докладе, прочитанном в консерватории на торжественном заседании в память 100-летия со дня смерти Бетховена, Майкапар утверждал тезис: "Великое наследие, оставленное человечеству Бетховеном, через сто лет после его смерти сохраняет всю свою силу и все свое культурное значение, вполне отвечая запросам нашей современности, но сами мы далеки от полного выявления и использования его культурной ценности".

В эти годы в консерватории возникла сложная обстановка, в связи с борьбой различных школ и направлений внутри фортепианного факультета. Все это потребовало от Майкапара напряжения сил. Он начал болеть. Доведя последних студентов до выпуска, Майкапар в 1929 г. оставил работу в консерватории. Сохранившиеся силы он отдал музыкальному творчеству и литературным трудам. В период РАПМА, когда административная деятельность этой организации распространялась почти на все музыкальные учреждения, сочинения Майкапара либо отклонялись редакцией Музгиза, либо задерживалось их печатание. Безуспешные попытки композитора изменить сложившееся положение заставили его заняться пропагандой своих сочинений путём авторских концертов в музыкальных школах, дворцах пионеров и других учреждениях Ленинграда и Киева. Лишь в 1932 г., после ликвидации РАПМА, сочинения Майкапара вновь начинают выходить из печати, но и то в количестве, далеко не удовлетворявшем спрос на них.

Уход из консерватории Майкапар переживал очень тяжело. Он был ещё полон творческих замыслов, хотел выступать, вести педагогическую работу. К этим переживаниям прибавилась горечь утраты в начале 30-х годов горячо любимой восьмилетней Надечки - дочери от второго брака Майкапара со скрипачкой Елизаветой Ароновной Тотеш, получившей в своё время образование в консерватории.

В 1934 г. в Ленинграде был организован конкурс юных дарований, в котором участвовали дети-музыканты в возрасте от семи до шестнадцати лет. Майкапар был в составе жюри конкурса. Более половины выступавших играли его фортепианные пьесы. В постановлении Ленсовета от 17 апреля 1934 г. указывалось: "Отметить большую работу по смотру и пропаганде художественного воспитания детей в связи с конкурсом юных дарований, имеющую громадное культурное значение, и утвердить постановление конкурсного комитета о премировании Майкапара С.М.".

В последние годы жизни Майкапар особенно много работает над вопросами теории исполнительства. Им был почти закончен труд "Творчество и работа музыкального исполнителя по данным опыта и в свете науки". Труд Майкапара остался в рукописи, но его мысли о технике работы над музыкальным произведением нашли отражение в лекциях, которые он провёл весной 1935 г. в Доме художественного воспитания детей в Ленинграде. Лекции назывались "Как работать на рояле" и предназначались для детей школьного возраста. Сохранившийся конспект лекции даёт представление не только об их содержании, но и о форме, в которой излагал Майкапар детям достаточно специальные сведения. Эта работа Майкапара, при всей своей краткости, может оказаться небесполезной для музыкантов-педагогов в качестве примера того, как можно понятным для учащихся языком дать необходимые сведения о разборе музыкального произведения и его дальнейшем разучивании в связи с особенностями фактуры.

В том же 1935 году Майкапар пишет статью "Детский инструментальный ансамбль и его значение в системе музыкального образования".

Одним из главных препятствий внедрению ансамбля в занятия с детьми в те годы было отсутствие необходимой простейшей литературы. С той же последовательностью, с какой сочинял Майкапар циклы лёгких фортепианных пьес ("Бирюльки", "Миниатюры" и др.), он пишет четырёхручные пьесы ("Первые шаги"), пьесы для скрипки и фортепиано (сонату "Богатели"", "Песни дня и ночи"), для трио и других видов инструментального ансамбля.

В последние годы жизни, помимо сочинения пьес для инструментально го ансамбля и оставшегося незавершённым цикла лёгких прелюдий и фуг для фортепиано, Майкапар продолжал уделять много внимания методической работе. Всю жизнь, проведя за роялем и письменным столом, Майкапар не уставал трудиться до последних дней и умер 8 мая 1938 года, накануне выхода в свет своей книги "Годы учения". Он был похоронен на Литературных мостках Волкова кладбища в Ленинграде.

Полное собрание изданных сочинений Майкапара может уложиться в одном томе. Хотя их количество весьма велико (свыше 200 названий), но большинство из них - фортепианные миниатюры, умещающиеся на одной - двух страничках. Произведения Майкапара печатались в Германии, Австрии, Англии, Франции, Америке, но из этого не следует, что при жизни автора они пользовались повсеместным распространением. Вначале, когда Майкапар не был известен как композитор, первые сочинения его (романсы и фортепианные пьесы) были напечатаны за границей малым тиражом и, как тогда было принято, за счёт автора. Впоследствии, когда детские пьесы Майкапара получили признание, лишь некоторые из них перепечатывались зарубежными издательствами. Подавляющее большинство сочинений Майкапара было напечатано в России. При жизни Майкапара они выпускались в количестве, уже не удовлетворяющем спрос; после смерти автора этот спрос с каждым годом увеличивался, потребовал многократных переизданий. В наши дни в любой музыкальной библиотеке России картотека с названием его сочинений может по объёму соперничать с количеством карточек, содержащих названия сочинений крупнейших композиторов современности. Характерно, что часто переиздавались только детские фортепианные пьесы Майкапара.

Писать музыку для детей - очень нужное, почётное, но не лёгкое дело. "Да, много, много нужно условий для образования детского писателя, - указывал Белинский, - нужна душа благодатная, любящая, кроткая, младенчески простодушная; ум возвышенный, образованный, взгляд на предмет просветлённый, и не только живое воображение, но и живая поэтическая фантазия, способная представить всё в одушевлённых радужных образах". К этому он добавляет: "Самым лучшим писателем для детей, высшим идеалом писателя для них может быть только поэт".

Удовлетворяя требованиям, предъявлявшимся Белинским к детским писателям, во многих своих сочинениях для детей С.М. Майкапар проявил себя подлинным поэтом.



Майкапар, Самуил Моисеевич

Род. 6 декабря 1867 в Херсоне. Музыку изучал в Таганроге у Г. Молла, затем в СПб., где 1891 окончил юридический факультет университета и 1893 - консерваторию по классу фп. (Чези) и композиции (Соловьев). По окончании консерватории совершенствовался у Лешетицкого в Вене, после чего выступал в концертах в Берлине, Лейпциге, СПб., Москве и др. Живет в Москве. Изданы его пьесы для фп. (op. 2, 3, 4, 5,), романсы (op. 1) и книга "Музыкальный слух" (Москва, 1900; исследование о природе и значении муз. слуха, критика современных методов его развития и предложение нового метода, придающего одинаковую важность как развитию чистой интонации, так и утончению чувства звуковой краски и нюансировки).

Майкапар, Самуил Моисеевич

род. 18 дек. 1867 в Херсоне, ум. 8 мая 1938 в Ленинграде. Композитор. Окончил Петерб. конс. в 1893 по кл. ф-п. И. Вейса (ранее занимался у В. Демьянского и В. Чези), в 1894 по кл. композиции Н. Ф. Соловьева. В 1894-1898 совершенствовался как пианист у Т. Лешетицкого в Вене. Выступал как пианист. В 1901-1903 рук. муз. школы в Твери. В 1903-1910 жил и работал в Германии. В 1910-1930 преподаватель Петрогр. (Ленингр.) конс. (с 1917 проф.).

Соч.: Струн. квартет; Ф-п. трио; для унисона скр. и ф-п. в 4 руки - сюита Трудовые песни народов (по К. Бюхеру); для скр. и ф-п. - Легкая соната, Песня дня и ночи, Багатели; для ф-п. - сонаты (до минор, ля минор), Вариации, Три прелюдии, Восемь миниатюр, Лирические вариации, Маленькая сюита в классическом стиле, Маленькие новеллы, Две пьесы, Мимолетные мысли, Фантастические вариации, Два октавных интермеццо, Двенадцать кистевых прелюдий без растяжения на октаву, Пастушеская сюита, Двенадцать альбомных листков, Поэма в шести строфах, Баркарола, Серенада арлекина, Театр марионеток, Большая сонатина, Колыбельные сказочки, Две нежные записки, Бирюльки, Маленькая сюита, Стаккато-прелюдии, Миниатюры, Вторая сонатина, Баллада, Четыре прелюдии и фугетты, Двадцать педальных прелюдий; для ф-п. в 4 руки - Первые шаги; для голоса и ф-п. - романсы на сл. немецких поэтов, Н. Огарева, Г. Галиной, К. Романова и др.; каденция к Концерту Моцарта для 2 ф-п. с орк. си-бемоль мажор.

Лит. соч.: Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития. М., 1890, 2-е изд. Петроград, 1915; Значение творчества Бетховена для нашей современности. М., 1927; Годы учения. М. - Л., 1938; Как работать на рояле. Беседы с детьми. Л., 1963.

Майкапар, Самуил Моисеевич

(род. 18.XII.1867 в Херсоне, ум. 8.V. 1938 в Ленинграде) - сов. композитор, пианист, педагог, муз. писатель. Музыкой начал заниматься с 6 лет (уроки у Г. Молла). В 1885 переехал в Петербург и поступил в консерваторию, где его основными педагогами были И. Вейс (фп.), Н. Соловьев (композиция). Параллельно занимался на юридич. фак-те университета (оконч. в 1890). По окончании консерватории до 1898 совершенствовался как пианист под рук. Т. Лешетицкого. С 1898 по 1901 выступал в концертах с Л. Ауэром и И. Гржимали. В 1901 основал муз. школу в Твери (ныне г. Калинин) и возглавлял ее до 1903. С 1903 по 1910, живя преимущ. в Москве, занимался концертной деятельностью, систематически концертировал в Германии. Принимал активное участие (секретарь) в работе руководимого С. Танеевым московского научно-музыкального кружка. С 1910 по 1930 преподавал фортепиано в Петербургской-Петроградской-Ленинградской консерватории. Был инициатором исполнения в концертах цикла из 32 сонат Бетховена (впервые в 1927). Разносторонне одаренный музыкант, М. был известен как автор фп. пьес для детей и юношества. В частности, большую популярность завоевал его цикл фортепианных миниатюр "Бирюльки".

Соч.: камер.-инструм. анс. - квартет, фп. трио, "Легкая соната" для скр. и фп.; пьесы для фл., в т. ч. Соната, Баллада, Поэма, неск. циклов вариаций, 2 серии "Мимолетных мыслей", 2 октавных интермеццо и др.; св. 150 фп. пьес для детей, в т. ч. "Бирюльки" (26 пьес), 24 миниатюры, 18 маленьких новеллетт, 4 прелюдии и фугетты, 20 педальных прелюдий и др.; пьесы для скр. и фп.; романсы; книги "Музыкальный слух" (1900, 2 изд. 1915), "Значение творчества Бетховена для нашей современности", с предисл. А. Луначарского (1927), "Годы учения и музыкальной деятельности", "Книга о музыке для старших школьников" (1938) и др.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Майкапар, Самуил Моисеевич" в других словарях:

    Майкапар, Самуил Моисеевич пианист и композитор (родился в 1867 г.), преподаватель Петроградской консерватории. Окончил Санкт Петербургский университет по юридическому факультету (1891) и затем Санкт Петербургскую консерваторию (1893, ученик… … Биографический словарь

    Самуил Моисеевич Майкапар Основная информация Дата рождения … Википедия

    - (1867—1938), пианист, композитор. Ученик Т. Лешетицкого. Автор многих детских (в том числе инструктивных) фортепианных пьес (цикл «Бирюльки» и др.), учебно методических работ. Преподавал (1910—30; фортепиано) в Санкт Петербургской… … Большой Энциклопедический словарь

    - (18 декабря 1867, Херсон 8 мая 1938, Ленинград) известный пианист и композитор, преподаватель Петроградской консерватории, музыкальный писатель. По происхождению караим. Разносторонне одаренный музыкант, Майкапар был известен как автор целого… … Википедия

    Самуил Моисеевич Майкапар Самуил Моисеевич Майкапар (18 декабря 1867, Херсон 8 мая 1938, Ленинград) известный пианист и композитор, преподаватель Петроградской консерватории, музыкальный писатель. По происхождению караим. Разносторонне… … Википедия

    Самуил Моисеевич Майкапар Самуил Моисеевич Майкапар (18 декабря 1867, Херсон 8 мая 1938, Ленинград) известный пианист и композитор, преподаватель Петроградской консерватории, музыкальный писатель. По происхождению караим. Разносторонне… … Википедия

    Самуил Моисеевич Майкапар Самуил Моисеевич Майкапар (18 декабря 1867, Херсон 8 мая 1938, Ленинград) известный пианист и композитор, преподаватель Петроградской консерватории, музыкальный писатель. По происхождению караим. Разносторонне… … Википедия

    Самуил Моисеевич Майкапар Самуил Моисеевич Майкапар (18 декабря 1867, Херсон 8 мая 1938, Ленинград) известный пианист и композитор, преподаватель Петроградской консерватории, музыкальный писатель. По происхождению караим. Разносторонне… … Википедия

    Софья Эммануиловна Майкапар … Википедия

Книги

  • Самуил Моисеевич Майкапар. Бирюльки , Астахова Н.В.. С. М. Майкапар учил маленьких "музыкантов" игре на пианино и писал для них произведения, самыми известными из которых стали пьесы из цикла" Бирюльки"-так называют крошечные игрушечные"…

Широкой известностью в России и за рубежом пользуется имя композитора

детей и юношества. Благодаря художественным достоинствам, пониманию

детской психологии и учёту особенностей детского игрового аппарата, пьесы

Майкапара прочно вошли в репертуар юных пианистов. Детям нравятся эти

яркие, образные произведения. С уверенностью можно сказать, что нет ни

одного юного музыканта, не игравшего или не слышавшего в исполнении

товарищей какой-нибудь пьесы Майкапара.

1867 г. в городе Херсоне. Детские и юношеские годы связаны с приморским

южным городом - Таганрогом.

Заметное место в культурной жизни города занимало домашнее музицирование.

Подобно тому, как музицировали в семье Чеховых, уделяли много времени

музыке и в семье Майкапара. Хорошо играла на рояле мать Самуила

Моисеевича, обучавшаяся в молодости в Одессе. Играли на фортепиано его три

сестры, четвертая обучалась игре на скрипке.

Таганрог считался музыкальным городом. Поскольку музыкальное училище в

Таганроге было открыто только в 1885 году, то, до этого времени, учиться

музыке можно было лишь у частных преподавателей. Обучение детей игре на

каком-нибудь музыкальном инструменте было почти обязательным в каждой

интеллигентной таганрогской семье. Отец Майкапара был достаточно

состоятельным человеком, чтобы дать детям не только среднее, но и высшее

образование.

Самуил учился в той же гимназии, которую восемью годами раньше окончил

великий русский писатель А.П. Чехов. В 1885 году Майкапар окончил

гимназию с серебряной медалью.

Гимназия А.П.Чехова и С.М.Майкапара в наши дни.

.
Уже в это время его подлинной страстью и целью жизни стала музыка.

Довольно рано Майкапар решил стать музыкантом. И в этом отношении

положительную роль сыграли его родители и, конечно, его первый учитель

музыки, итальянец Гаэтано Молла. Майкапар характеризовал его как

талантливого, темпераментного и трудолюбивого музыканта, научившего его

понимать и любить музыку.

Майкапару было семь лет, когда он начал обучение игре на фортепиано.

Музыкальные способности он унаследовал от матери, а любовь к музыке - от

отца, который, хотя и не играл ни на одном из музыкальных инструментов, но

всегда был готов слушать музыку и глубоко её чувствовал. Систематические

занятия игрой на фортепиано, игра в ансамбле, посещение камерных и других

Концертов воспитывали вкус Майкапара, знакомили с музыкальной

литературой. К пятнадцати годам он уже знал основные произведения

симфонической и камерной музыки, переиграв с сестрой в четыре руки много

Симфоний и квартетов. Он играл почти все сонаты Бетховена и довольно бегло

читал с листа. В это время Майкапар считался лучшим аккомпаниатором в

Таганроге и выступал не только с местными любителями, но и с приезжими

профессиональными музыкантами.

Для получения высшего образования Майкапар отправился в Петербург, где

была старейшая в стране консерватория, пользовавшаяся громадным

преподававших в ней крупнейших музыкантов. Чтобы продолжить общее

образование, он намеревался поступить в университет.

Майкапару, как окончившему гимназию с медалью, поступление в университет

Было обеспечено. Он избрал юридический факультет, как не требовавший от

студентов большой затраты времени на систематические занятия. Время же

было Майкапару необходимо, так как в случае поступления в консерваторию

заниматься игрой на рояле нужно было ежедневно и помногу. Юноша был

принят на младший курс условно, на один год, так как его техническая

подготовка оставляла желать лучшего.

Самуил Моисеевич поступил в класс старшего преподавателя В. Демянского,

который за два года выправил дефекты постановки рук у него, научил

тщательно работать над музыкальным произведением, значительно подвинул

Технику. Успешно сдав технический экзамен для перехода на старший курс

консерватории, Майкапар перешёл в класс итальянского пианиста Вениамина

Чези, только что приглашенного профессором в Петербургскую

консерваторию.

В течение четырех лет Майкапар занимался у Чези, с помощью которого ему

удалось досконально ознакомиться с фортепианной музыкой Баха, Генделя и

Других старинных мастеров. Проработав в консерватории четыре года, Чези

Тяжело заболел и уехал к себе на родину в Италию.

Вейса, ученика Листа. Преподавание Вейса отличалось беспорядочностью и

отсутствием какой-либо системы. Майкапар больше числился его учеником, чем

занимался с ним. К выпускному экзамену Майкапар готовился самостоятельно,

так как незадолго до экзамена заболел. Он хорошо сыграл программу и был

назначен выступить на консерваторском акте, чего удостаивались лучшие из

окончивших.

Когда Майкапар сдавал последний из числа вспомогательных музыкально-

теоретических предметов, на экзамене присутствовал А. Рубинштейн.

Ознакомившись с опытом Майкапара в сочинении музыки, он посоветовал ему

начать изучать теорию композиции. Так Майкапар оказался в классе

профессора Н. Соловьева, придя к окончанию консерватории не только как

пианист, но и как композитор.

Годы, проведенные Майкапаром в консерватории, оказались для него очень

важными благодаря окружению, в котором он находился. Находясь на посту

директора консерватории, А. Рубинштейн принимал близко к сердцу не только

интересы учреждения, но и судьбу каждого студента. Навсегда запомнил

Майкапар и яркие выступления Рубинштейна на эстраде.

А.Г Рубинштейн.

Санкт-петербургская консерватория.

Университет Майкапар окончил на два года раньше, чем консерваторию. Он

недолгое время пробовал заниматься адвокатурой, но вскоре убедился, что

соединить занятия музыкой с юриспруденцией невозможно. Но, занимаясь в

университете, Майкапар приобрёл известную широту взглядов,

дисциплинировал своё мышление, научился аргументировать и ясно излагать

свои мысли. Это позволило ему впоследствии выйти за рамки узкой

музыкальной специализации и стать незаурядным научным работником в

области музыки.

Даже после получения консерваторского образования, Майкапар не был

доволен достигнутыми результатами. Он, относясь критически к своим

пианистическим возможностям, отправляется в Вену учиться у знаменитого

Теодора Лешетицкого (1830-1915). Этот выдающийся педагог воспитал более

тысячи пианистов, многие из которых с успехом выступали на концертных

сценах в течение почти всего XX века. Среди них - Анна Есипова, Василий

Сафонов, Артур Шнабель.


Теодор Лешетицкий

Майкапару была присуща настойчивость, заставлявшая его, взявшись за дело,

вникать в малейшие подробности, пока вопрос не будет изучен полностью.

Такая исключительная добросовестность проявлялась Майкапаром во всех

областях. А. Рубинштейн, слышавший Майкапара неоднократно на ученических

концертах, обратился к нему с предложением: "Довольно Вам учиться! Вы уже

сейчас готовый пианист. Давайте концерты, и эстрада Вас научит тому, чему не

сможет научить ни один профессор в мире". Однако, только через семь лет

после этого разговора Майкапар решился выступить с самостоятельным

концертом, который он дал в Берлине, сразу после окончания занятий с

Лешетицким.

как можно чаще выступать в концертах. С большой тщательностью Майкапар

готовится к выступлениям, обдумывает программы концертов, независимо от

того - сольное ли это выступление, игра в ансамбле или в благотворительном

концерте. Собственные произведения он включает в них с большой

осторожностью и в минимальном количестве.

Продумывая развитие своего пианизма, слушая игру других музыкантов,

появляется в печати его крупная исследовательская работа "Музыкальный слух,

его значение, природа, особенности и метод правильного развития". Этой

работой Майкапар показал себя как незаурядный научный работник, музыкант,

не только играющий, но и теоретически мыслящий. Особое внимание было

полностью зависящим от внешнего. Он указывал: «Чем больше мы работаем

над ясным отчетливым восприятием внешних впечатлений, чем они богаче

красками и разнообразнее по своему характеру, тем и внутренний слух будет…

получать все больший материал для своего развития и обогащения».

Деятельное участие принимает Майкапар в организованном в 1902 году в

Москве "Научно-музыкальном кружке", руководимом сначала С. Танеевым, а

позднее профессором физиологии А. Самойловым. Членами кружка были

видные московские музыканты и ученые, интересовавшиеся музыкой.

Секретарем кружка и организатором всех докладов стал Майкапар.

На заседания кружка Майкапару приходилось приезжать из Твери, где в 1901

году он открыл собственную музыкальную школу. Она просуществовала три

года. За столь короткий срок, естественно, Майкапар не мог увидеть

существенных результатов своей педагогической работы, однако, занятия с

детьми привели Майкапара к мысли о создании многочисленных детских пьес

для фортепиано, которые нашли благоприятный отклик в прессе. Из числа

сочинений Майкапара, созданных в дореволюционное время, большой интерес

представляют фортепианные миниатюры: "12 альбомных листов", "Театр

марионеток" из семи номеров. Однако подлинным триумфом Майкапара как

композитора для детей являются "Бирюльки" - цикл пьес, созданный уже после

революции.

Трудность вести в России научную работу в области музыки была одной из

причин, побудивших Майкапара вновь отправиться за границу. Берлин в ту

пору был центром, притягивавшим к себе крупнейших музыкантов Европы.

Основным местом своего жительства Майкапар избрал не Берлин, а Лейпциг,

который представлял для него интерес как центр научной музыкальной мысли.

Бывая в этих двух городах, Майкапар посещал концерты, изучал литературу,

знакомился с композиторами, музыковедами и исполнителями. Его собственные

концертные выступления проходили в небольших залах. Большой успех выпал

на его выступление с женой - Софией Майкапар. Её колоритное сопрано

вызвало большие похвалы.


София Майкапар (1883-1956)

Майкапар задумывает создание учебного пособия, в котором, на основе

научных данных, были бы освещены важнейшие вопросы преподавания игры на

фортепиано. Как бы в продолжение изданной книги о музыкальном слухе,

отдельные части должны были носить заголовки: "Ритм", "Техника", "Чтение с

листа", "Педализация", "Публичное исполнение" и т.д. Труд этот был

Майкапаром начат, продолжался много лет, многое уже было сделано, но

окончательно не завершено. Задача оказалась слишком сложной для решения

одним человеком, принимая во внимание исключительную добросовестность

Живя за границей, Майкапар не теряет связи с Россией. Здесь у него жили

родные, сюда он приезжал отдыхать в летнее время. В 1910 году, когда он

находился в Берлине, им было получено следующее письмо от директора Санкт-

Петербургской консерватории А. Глазунова:

"Многоуважаемый Самуил Моисеевич! Довожу до Вашего сведения, что на

Вас в кандидаты в преподаватели фортепиано как низшего, так и высшего

курса. Совет уполномочил меня об этом Вас известить. Выборы должны

состояться в самом ближайшем будущем и о результате выборов, который,

надеюсь, будет благоприятным, я извещу Вас телеграммой. С искренним

уважением и преданностью А. Глазунов".

Перспектива вести педагогическую работу в консерватории, где он сам учился,

казалась Майкапару соблазнительной. Петербургская консерватория

пользовалась репутацией одного из лучших музыкальных учебных заведений в

мире. Для педагогической работы Майкапара обстановка в консерватории

складывалась весьма благоприятная. Фортепианный отдел консерватории

возглавляла А. Есипова, ученица Лешетицкого. Она пользовалась

славе.


Анна Николаевна Есипова (1851-1914)

Когда в консерватории возник вопрос о приглашении нового преподавателя по

классу фортепиано, то кандидатура Майкапара ни у кого не вызвала

возражений. Он был воспитанником Петербургской консерватории,

принадлежал к школе Лешетицкого, концертировал и вел педагогическую

работу за границей. Кроме того, он обладал ещё университетским образованием,

что не так часто встречается среди музыкантов-профессионалов. Известное

значение имело то, что он в свое время окончил консерваторию по двум

специальностям и в настоящем составил уже себе имя как композитор и автор

ценной музыкально-теоретической книги о музыкальном слухе.

Вскоре Майкапаром была получена телеграмма, извещавшая его о

благоприятном исходе баллотировки в художественном совете консерватории.

С осени он уже приступил к занятиям. Начав работу в качестве преподавателя,

он через два года был утвержден старшим преподавателем, а в 1915 г. стал

профессором по классу специального фортепиано.

Почти двадцать лет вел Майкапар педагогическую работу в Петербургской -

Ленинградской консерватории, одновременно выступал в концертах, сочинял

музыку и занимался научной работой. Его концертные выступления

преимущественно в Малом зале консерватории привлекали культурой

исполнения. Наиболее значительным исполнительским достижением

Майкапара было проведение им в 1925 году цикла из семи концертов, в которых

он исполнил все фортепианные сонаты Бетховена. Исполнительство, которое

Майкапар всегда любил, оставалось для него основой всех других видов

деятельности - композиции, педагогики, научной работы.

За время работы в Ленинградской консерватории Майкапаром было выпущено

свыше сорока пианистов. В собственной педагогической работе Майкапар был

последователем школы Лешетицкого, однако, не оставался подражателем

приемов своего учителя, а всю жизнь был ищущим педагогом.

Как научный работник и общественный деятель особенно активно проявил себя

Майкапар в двадцатые годы. Он принимал участие в реформировании учебных

планов консерватории, участвовал в работе различных комиссии, выступал с

методическими докладами на заседаниях фортепианного факультета. В эти

годы появляется его труд "Научная организация труда в применении к

работе музыканта-исполнителя". В 1927 г. выходит книга "Значение

творчества Бетховена для нашей современности" с большим предисловием

А.В. Луначарского

В конце двадцатых годов в консерватории возникла сложная обстановка, в

связи с борьбой различных школ и направлений внутри фортепианного

факультета. Все это потребовало от Майкапара напряжения сил. Он начал

болеть. Доведя последних студентов до выпуска, самуил яковлевич в 1929 г.

оставил работу в консерватории. Сохранившиеся силы он отдал музыкальному

творчеству и литературным трудам.

Им был почти закончен труд "Творчество и работа музыкального

исполнителя по данным опыта и в свете науки". Работа Майкапара

осталась в рукописи, но его мысли о технике работы над музыкальным

произведением нашли отражение в лекциях, которые он провёл весной 1935 г. в

Доме художественного воспитания детей в Ленинграде. Лекции назывались

"Как работать на рояле" и предназначались для детей школьного возраста.

В том же 1935 году Майкапар пишет статью «Детский инструментальный

ансамбль и его значение в системе музыкального образования».

В 1934 г. в Ленинграде был организован конкурс юных дарований, в

котором участвовали дети-музыканты в возрасте от семи до шестнадцати

лет. Майкапар был в составе жюри конкурса. Более половины

выступавших играли его фортепианные пьесы. В постановлении

смотру и пропаганде художественного воспитания детей в связи с

конкурсом юных дарований, имеющую громадное культурное значение, и

утвердить постановление конкурсного комитета о премировании

Майкапара С.М.".

В последние годы жизни, помимо сочинения пьес для инструментального

ансамбля и оставшегося незавершённым цикла лёгких прелюдий и фуг для

фортепиано, Майкапар продолжал уделять много внимания методической

работе. Всю жизнь, проведя за роялем и письменным столом, Майкапар не

свет своей книги "Годы учения". Он был похоронен на Литературных мостках

Волкова кладбища в Ленинграде.

Полное собрание изданных сочинений Майкапара может уложиться в одном

томе. Хотя их количество весьма велико (свыше 200 названий), но большинство

из них - фортепианные миниатюры, умещающиеся на одной - двух страничках.

Произведения Майкапара печатались в Германии, Австрии, Англии, Франции,

Америке, но из этого не следует, что при жизни автора они пользовались

повсеместным распространением. Вначале, когда Майкапар не был известен как

композитор, первые его сочинения (романсы и фортепианные пьесы) были

напечатаны за границей малым тиражом и, как тогда было принято, за счёт

признание, они выпускались в количестве, уже не удовлетворяющем спрос.

многократных переизданий.

Писать музыку для детей - очень нужное, почётное, но не лёгкое дело. «Да,

много, много нужно условий для образования детского писателя, - указывал

Белинский, - нужна душа благодатная, любящая, кроткая, младенчески

простодушная; ум возвышенный, образованный, взгляд на предмет

просветлённый, и не только живое воображение, но и живая поэтическая

фантазия, способная представить всё в одушевлённых радужных образах». Эти

слова в еще большей степени можно отнести и к детскому композитору.

(Основой данной работы послужила статья сайта Санкт-петербургского общества караимов)

Цель: Приобщение детей к творческому наследию композитора С.М. Майкапара.

Задачи:

  1. Учить детей различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности, форму музыкальных произведений.
  2. Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки.
  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к музыке.

Оформление зала : Портрет С.М. Майкапара, музыкальная шкатулка, детские маленькие игрушки, книга сказок, фотографии Петербургской консерватории.

Ход мероприятия

Негромко звучит «Вальс» С. Майкапара. Дети входят в зал, садятся.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дорогие слушатели! Сегодня мы собрались с вами в музыкальной гостиной, чтобы услышать музыку, посвящённую вам – детям. Написал её композитор Самуил Моисеевич Майкапар.

(Показ портрета. Рисунок 1.)

Рисунок 1

Самуил Майкапар родился более ста сорока лет назад. В семье дети – Самуил и его четыре сестры, с детства занимались музыкой. Его мама очень хорошо играла на рояле. Занятия музыкой у мальчика начались с шести лет, а с девяти лет Майкапар принимал участие в концертах.

Когда он подрос, то поступил учиться в Петербургскую консерваторию. (Рисунок 2. Рисунок 3.) Стал писать, сочинять музыку, в том числе и для детей. Очень известен его детский фортепианный цикл «Бирюльки». Вслушайтесь в само звучание этого слова – оно ласковое, нежное, музыкальное. Давным-давно «Бирюльки» - была любимая игра детворы. На стол высыпались кучкой очень маленькие вещички: чашечки, кувшинчики, половнички и другие предметы домашней утвари. Бирюльки из кучки нужно было достать маленьким крючком, одну за другой, не пошевелив остальные.

Рисунок 2

Рисунок 3

Игра «Бирюльки» в современном варианте

Музыкальный руководитель: Маленькие пьески Майкапара напоминают те самые бирюльки из старинной игры. Послушайте одну из них «Пастушок»

(Исполнение.)

Пастушок – маленький мальчик, который ярким, солнечным днём вышел на летний, цветущий луг возле речки. Чтобы не скучно было пасти своё стадо, он срезал себе камышинку и сделал из неё маленькую свирель. Светлый, радостный наигрыш свирели звенит над лугами. В середине миниатюры мелодия звучит взволнованно, тревожно, а затем вновь солнечно и радостно. Давайте мы эту пьесу оркеструем: когда музыка будет звучать светло, радостно – сопровождать её будут звонкие треугольники. А если вы услышите тревожные, взволнованные нотки – сопровождать их будет тремоло тамбуринов, маракасов и бубнов.

Оркестровка пьесы «Пастушок»

Также Самуил Майкапар писал музыку, посвящённую природе, временам года. Что такое «пейзаж», вы все отлично знаете.(Ответы детей) Сейчас для вас прозвучит пьеса «Весною». В ней можно услышать голоса пробуждающейся после зимней спячки природы. Это и звон ручейков, оживлённые птичьи трели. Музыка светлая, нежная, прозрачная, совсем как свежий весенний воздух.

Слушание пьесы «Весною»

А может кто-нибудь из вас знает стихотворение о весне и нам его прочтёт?

Чтение стихотворения о весне.

Музыкальный руководитель: Ребята, вы любите загадки? (Ответы детей.) Попробуйте отгадать эту загадку:

Утром бусы засверкали
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем – не найдём!
(Роса, росинки )

У Самуила Майкапара есть пьеса с таким названием «Росинки». Давайте мы попробуем передать в движении лёгкость, прозрачность этих маленьких капелек-бусинок.

Музыкально-ритмическое упражнение «Лёгкий бег» на музыку С.Майкапара «Росинки»

Теперь нам предстоит увлекательное путешествие в мир сказок. Но для того, чтобы туда попасть, необходимо произнести какое-нибудь заклинание или открыть маленькую волшебную музыкальную шкатулочку. Она то и приведет нас в мир сказок.

Звучит пьеса «Музыкальная шкатулочка»

Что вы можете сказать об этой музыке? (Ответы детей.) Она как будто игрушечная. Звуки её очень высокие, лёгкие, звенящие. Напоминают игру крошечных колокольчиков, приглашающих нас в сказку. А в сказках много разных чудес и волшебства. Вот, например, «Семимильные сапоги». Как же композитор изображает их? Это большие скачки отдельных акцентированных звуков, размеренных и тяжёлых, будто гигантские шаги великана, преодолевающего огромные расстояния.

Слушание пьесы «Семимильные сапоги»

Следующую пьесу композитор назвал «Сказочка». У вас есть свои любимые сказки? (Ответы детей.) Да, сказки бывают разными. Послушайте «Сказочку». Какими словами можно описать прозвучавшую музыку? (Ответы детей.) Напевная мелодия звучит мягко, немного грустно.
Создаётся настроение лёгкой задумчивости. А может кто-то представил свой сюжет, слушая эту пьесу? (Ответы детей.)

Многие композиторы пишут музыку, которую с одинаковым увлечением слушают и взрослые, и дети. Но есть композиторы, которые всё своё творчество посвятили созданию только детской музыки, причём такой, которую дети могли бы не только слушать, но и сами исполнять.

Сегодня мы познакомимся с музыкой одного из таких детских композиторов, который жил более 100 лет назад. Звали его Самуил Моисеевич Майкапар.

Самуил Моисеевич Майкапар родился в городе Херсоне в 1867 году. В семье, кроме него было 4 сестры и все они занимались музыкой. Музыкальные способности Самуил унаследовал от своей мамы, которая очень хорошо играла на фортепиано. Он стал заниматься музыкой с 5 лет. В 11 лет он сам стал сочинять музыку, завёл тетрадь, в которую записывал все свои произведения. В семье было решено, что Самуил станет юристом, но от этой карьеры он отказался и поступил в консерваторию, которую успешно закончил.

В 1901 году Майкапар переехал в город Тверь, где открыл собственную музыкальную школу. Тогда и пришла ему в голову мысль писать детские произведения, которые могли бы исполнять сами дети.

Разнообразные небольшие пьески композитора для маленьких, только начинающих исполнителей можно назвать миниатюрами. Они, как фотографии в альбоме, объединяются в циклы. С одним из таких циклов мы с вами сегодня познакомимся. Он называется « Бирюльки».

Вслушайтесь в звучание этого слова. Какое оно ласковое, музыкальное. А что же оно означает? Когда-то, давным- давно, это была любимая игра детворы. На стол высыпались кучкой очень маленькие игрушечные вещички - бирюльки. Чаще всего это были вырезанные из дерева чашечки, кувшинчики, половнички и другие кухонные предметы, лесенок, шляпок, палочек и так далее. Бирюльки нужно было достать маленьким крючком, одну за одной, не пошевелив остальные.

Маленькие пьески Майкапара напоминают те самые бирюльки из старинной игры. Давайте познакомимся с этой музыкой. Что же можно найти среди бирюлек Майкапара?

Прежде всего, это детские музыкальные портреты.

Вот маленький пастушок. Ясным солнечным днём он вышел на летний цветущий луг возле речки. Чтобы не скучно было пасти своё стадо, он срезал себе камышинку и сделал из неё свирель.(Свирель- это маленькая дудочка) . Светлый, радостный наигрыш зазвенел над лугами. В середине пьески мелодия стала больше напоминать танец пастушка, а затем вновь заиграла его дудочка.

А сейчас, послушав следующую миниатюру, мы увидим маленького командира . Он очень воинственный, мужественный и отважный. Чётким голосом он энергично отдаёт приказы. Мы не знаем, кому они предназначаются - оловянным солдатикам, мягким игрушкам или друзьям- ребятишкам. Но музыка нас убеждает, что любой приказ такого командира будет обязательно выполняться.

В следующей пьеске музыка очень грустная, тихая, жалобная, Слушая её, хочется кого-то пожалеть, посочувствовать, поплакать. Кажется, что ребёнок жалуется на свою нелёгкую жизнь, на свою печальную судьбу. Назвал эту миниатюру Самуил Майкапар - «Сиротка»

Alan Huckleberry, piano


IMTA Level C3

Trifles: 26 Short Pieces for Piano, Library of Russian Soviet Music, 1977

Вот какие совершенно разные портреты, не похожие друг на друга представил нам композитор. В каждом из них угадывается не взрослый, а ребёнок. И о каждом нам рассказала музыка по своему.

Теперь мы обратим внимание на музыкальные пейзажи. Что такое « пейзаж»? Это картины природы: "Облака плывут", "Весною", "Осень", "На катке". Музыкальные пейзажи Майкапара посвящены четырём временам года.

В «Бирюльках» Майкапара нет такой пьесы, которая называется «Лето», но в это время года легко узнаётся в некоторых миниатюрах. Вот, например, «В садике». Слушая её, живо представляешь тёплый, летний день, детскую площадку, тенистый сад. Давайте послушаем.

Играя в саду, дети вдруг увидели… Как вы думаете кого? Может это бабочка или птичка? «Мотылёк» … Так Майкапар назвал это произведение. Мотылёк гораздо меньше бабочки, у него нет таких больших крыльев, поэтому он не такой изящный и грациозный. Зато он лёгкий и быстрый. Послушав это произведение, мы как будто увидели, как мотылёк перелетает с одного цветка на другой.

Я думаю, что это видели все, как вода большим, мощным потоком вливается в реку. Особенно весной. Видели? В пьесе «Бурный поток» Майкапар изобразил эту картинку.

Теперь нам предстоит удивительное путешествие в мир сказок . Сказки - это всегда что-то загадочное, удивительно красивое, необычное. Иногда мы сочиняем сказки сами, иногда видим их во сне. Самуил Моисеевич придумал маленькие сказочные пьески, как, например:«Мимолётное видение», "Сказочка" , "Легенда"…

Кто из нас не любит танцы? Нам нравятся детские и молодёжные, современные и бальные танцы. Мы с удовольствием смотрим балет, а ведь это тоже танец. Танцы — это очень увлекательное, приятное и красивое занятие. Самуил Моисеевич Майкапар писал много танцев. Это польки, гавоты, менуэты, вальсы. Вальс - это бальный плавный танец, которому больше 200 лет. Слово "Вальс» в переводе означает "кружиться, вращаться». В этом танце преобладают кружащиеся изящные движения.

Alan Huckleberry, piano
The University of Iowa Piano Pedagogy Video Recording Project
IMTA Level D3
Trifles: 26 Short Pieces for Piano, Library of Russian Soviet Music, 1977

Майкапар "Полька"

Исп. Катя, 6 лет, 10 мес. (Отчетный концерт ДМШ Газа)

Разносторонне одаренный музыкант, Майкапар был известен как автор целого ряда фортепианных пьес для детей и юношества. В частности, большую популярность завоевал его цикл фортепианных миниатюр « Бирюльки ».

Бирюльки, цикл пьес для детей, соч.28 (1900)

  • 1. В садике
  • 2. Сиротка
  • 3. Пастушок
  • 4. Осень
  • 5. Вальс
  • 6. Тревожная минута
  • 7. Полька
  • 8. Мимолётное видение
  • 9. Маленький командир
  • 10. Сказочка
  • 11. Менуэт
  • 12. Мотылёк
  • 13.Музыкальная шкатулочка
  • 14.Марш
  • 15.Колыбельная
  • 16.Песня моряков
  • 17.Легенда
  • 18.Прелюдия и фугетта
  • 19.Эхо в горах
  • 20.Гавот
  • 21.Весною
  • 22.Семимильные сапоги
  • 23.На катке (Токкатина)
  • 24.Облака плывут
  • 25.Романс
  • 26.Всадник в лесу (Баллада)

Исполняет Anna Wang (14 year old) Анна Ванг, 14 лет (Recorded on May 9, 2010 in Vancouver, BC, Canada)

А сейчас предлагаю Вам, мои дорогие читатели, детский цикл "Бирюльки" С.Майкапара в виде сказки

(по мотивам сказки Г. Каменной)

Однажды, прибираясь на чердаке, Наташина мама нашла старую куклу с облупленным носом в пыльном платье. На ногах у нее не было туфелек. Наташа наклеила кукле каштановые косички, сшила новое ситцевое платье и маленькие туфельки из клеенки. Но, хотя теперь у нее и были на ногах туфельки, куклу назвали Босоножкой. Такой ее девочка увидела в первый раз. Босоножку Наташа очень полюбила. Каждый день утром она выносила ее гулять в сад. Вместе с ними всегда играл щенок Шарик. И в какие только игры они не играли!

А вечером, устав от игр, кукла бессильно опускала свои тряпичные руки, склоняла головку на плечо Наташе. Тогда девочка укладывала Босоножку в деревянную кроватку, укрывала одеялом, пела колыбельную

Босоножке нравилась такая жизнь. Но вот однажды, на день рождения, папа подарил Наташе новую куклу. Она была такая красивая! В розовом прозрачном платье с пышными оборками, на ногах — лакированные туфельки с пряжечками, а на голове шляпа с лентами, как цветок водяной лилии. Красавицу куклу назвали Лялей. Она сидела на диване, среди вышитых подушек, и ни с кем не разговаривала. Конечно, кукла очень воображала. Когда другие игрушки начали играть, она высокомерно заявила: "Потише, у меня голова разболелась! ".Игрушки обиделись и перестали обращать внимание на задаваку.

Но Наташе Ляля очень понравилась. Утром она брала нарядную куклу на руки, ласково прижимала к себе и кружилась с ней по комнате.

И чем ласковее была Наташа с Лялей, тем грустнее и печальнее становилась Босоножка. У нее не было такого красивого платья, шляпки, и она не могла открывать и закрывать глаза. Босоножка все чаще плакала, забившись в угол". Что ты хнычешь, — сказала ей однажды Ляля. Я на твоем месте давно бы отсюда ушла. Вот возьму и пожалуюсь Наташе, и тебя опять забросят на чердак". От обиды Босоножка заплакала еще сильнее и решила уйти далеко в лес и остаться там. Она никому ничего не сказала, выпрыгнула из окна и побежала все дальше и дальше от своего дома. В лесу было темно и страшно.

Когда над деревьями уже заалела заря, Босоножка вышла на опушку леса. Она осмотрелась вокруг и увидела на ветке мастера Шелкопряда, а на стволе дерева — пушистую Белку с орешком в цепких лапках. Босоножка поделилась с лесными жителями своим горем. Зверюшки посовещались и решили помочь кукле — сделать ее такой же красивой как Ляля. Шелкопряд сшил ей прекрасное платьице, а Белка дала ей две скорлупы ореха вместо туфелек. Принесла подарок и Цапля — это была шляпка-лилия. Исполнилась мечта Босоножки: она стала такой же нарядной, как и кукла Ляля. Зверюшки резвились вокруг куклы, звали ее играть, но она боялась испачкать свое платьице. И зверьки убежали.

Все в лесу были заняты своим делом. Шелкопряд сматывал в нить свои коконы. Белка запасала на зиму орешки. Босоножка загрустила. Она не знала чем заняться, а к безделью не привыкла. Ей вспомнился дом, Наташа, игрушки. "Я и не представляла себе, что мне будет без вас так грустно -подумала Босоножка. Зачем мне такое красивое платье, если его не видит Наташа? Я неблагодарная кукла. Меня сняли с пыльного чердака, заботились обо мне, а я от них убежала в лес". Босоножка бросилась напрямик через колючие кусты. Трава становилась все гуще и выше. Вдруг подул ветер, сверкнула молния, крупные капли дождя упали на листья. Все зверюшки попрятались в норки, и Босоножка осталась одна.

А дождь все лил и лил. За ветку зацепилась шляпка-лилия, ветер срывал платье, потоки воды смыли с ног туфельки. Забрызганная грязью, продрогшая от холода, Босоножка, наконец, увидела знакомую крышу. Но перед самым домом она поскользнулась и упала. Очнулась она от громкого лая Шарика. Это он, верный ее товарищ, весь день, когда обнаружилась пропажа, не находил себе места и отправился на розыски. Шарик радостно лизнул Босоножку в щеку и принес ее домой. Наташа очень обрадовалась. Даже Ляля улыбнулась Босоножке. А как радовались все остальные игрушки! Куклу почистили, переодели в выстиранное ситцевое платьице. А вечером все игрушки устроили настоящий бал в честь Босоножки, и Наташа танцевала с ней, как и прежде.

Босоножка снова была счастлива. Только теперь она до конца поняла, что друзья дороже блестящих нарядов.

.
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения