Сценарий мероприятия по паустовскому в детской библиотеке. Сценарий мероприятия по внеурочной деятельности на тему "в гостях у константина паустовского". «Иди всегда дорогою добра!»

Константин Паустовский:

«Ожидание счастливых дней бывает

иногда гораздо лучше этих самых дней»

– Отлично помню, как в детстве, читая рассказы Константина Паустовского «Заячьи лапы», «Барсучий нос», не могла сдержать слёз, – делится воспоминаниями гл.библиотекарь Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Елена Коркина. – Уже теперь понимаю, что это своеобразный индикатор мастерства автора. Детские эмоции – самые правдивые, ведь открытым сердцем ребенок распознает фальшь мгновенно. Прошли годы, и теперь я с удовольствием читаю эти произведения своему сыну.

Символично, что 2017 год стал годом 125-летия известного автора. Мало кто знает, но Константин Георгиевич – человек очень непростой судьбы. Расскажу немного о семье русского классика. 31 мая 1892 года в семье служащего в управлении железной дороги и работницы сахарного завода родился мальчик. Семья Паустовского неоднократно переезжала с места на место, со временем обосновавшись в Киеве. Атмосфера в семье была творческой: здесь много пели, играли на рояле, не пропускали ни одной театральной премьеры. Первыми учителями писателя стали специалисты Киевской классической гимназии. Они и заронили в нем желание заниматься словесностью.



Когда мы сетуем на свою жизнь, то часто не задумываемся, какие лишения уготованы на долю прочих людей. Например, Константину Паустовскому пришлось очень рано повзрослеть. Когда мальчик учился в шестом классе, родители его развелись. Оставив учебу, будущий писатель занялся репетиторством.

Свой первый рассказ Паустовский написал, учась в последнем классе гимназии. После гимназии, Паустовский два года проучился в Киевском университете. В 1914 году, писатель переехал в Москву. Это совпало с началом Первой мировой войны . И здесь писатель не выбрал легкий путь – при формировании тыловых санитарных поездов Константин Паустовский стал работать там санитаром. Тогда-то, по его собственному признанию, он всем сердцем полюбил среднюю полосу России.


Во время Великой Отечественной войны Константин Георгиевич был военным корреспондентом на Южном фронте, одновременно продолжая писать. Уже в послевоенные годы к Паустовскому пришла мировая известность, что дало ему возможность много ездить по Европе. Писатель был в Болгарии, Польше, Чехословакии, Турции, Италии, Бельгии, Франции, Голландии, Англии, Швеции, жил на острове Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу множества его произведений.

В отделе научно-популярной литературы Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина к юбилею писателя оформлена книжная выставка из цикла «Певцы родной природы» . На открытие выставки пришли туристы-любители, а также именитые в уральских туристических кругах личности – Анатолий Николаевич Сычев и Ольга Анатольевна Чарыкова, известные как организаторы уникальных пеших маршрутов по заповедным местам Челябинской области.



Атмосфера встречи была неформальной: строили планы относительно предстоящего похода по тропам Приполярного Урала. Анатолий Николаевич, геолог по профессии, детально разъяснял правила туристических путешествий, а нам оставалось только восхищаться этими самоотверженными людьми. Ведь активный отдых требует самодисциплины, силы воли и, естественно, выдержки. 24.05.2012

Паустовский известен каждому школьнику рассказами о природе. Но стоит начать читать автобиографию, как перед нами предстаёт совсем другой Паустовский. Его жизнь - захватывающая история, полная приключений, а всё потому, что ему было суждено начать карьеру до революции, пережить её и получить признание в советские годы.

21 мая в библиотеке №41 (улица Путиловская, дом 13-а) состоялась беседа «Лесные происшествия», посвященная юбилею К. Паустовского. Слайд-фильм «Литературная карта «Страны Паустовского», подготовленный сотрудниками библиотеки, сопровождался интереснейшим рассказом ведущих.

Во время Великой Отечественной войны Константин Георгиевич был военным корреспондентом. Много статей, рассказов написано им о тех годах. Один из великолепнейших рассказов - «Снег». Но критики обвинили автора в сентиментальности, неправдивости, дурном сюжете. Обвинили даже витые свечи из рассказа…

Но вот что интересно - сами критики недоумевали, почему именно военные рассказы К.Паустовского так популярны, как никогда ранее. Прочтите хотя бы один из них…

Читаешь рассказы «Снег», «Телеграмма», Дождливый рассвет», а волнение сдавливает горло, становиться грустно той особой грустью, о которой Пушкин сказал: « печаль моя светла».

Но мало кто знает, что К. Паустовкий человек, которому чуть не дали Нобелевскую премию. Оказывается, в 1965 году за автобиографическую «Повесть о жизни» К.Паустовскому планировалось присуждение Нобелевской премии. Но Советскому Союзу удалось изменить решение Нобелевского комитета и в самый последний момент вручить её Шолохову. А в Италии и Швеции уже издали в « нобелевской» серии однотомник К. Паустовского.

В Союзе «Повесть о жизни» была встречена холодно, автору был предъявлен длинный список претензий. Может, поэтому вторая книга автобиографической серии «Беспокойная юность» была написана автором только через 9 лет. В цикле вышло шесть книг, Паустовский хотел продлить повествование, но смерть поставила точку. Седьмую книгу Константин Георгиевич хотел назвать «Ладони на земле». Теперь, приезжая в Тарусу, где нашел свое последнее пристанище писатель, мы кладем ладони на его холмик.

Если Вы не знакомы или малознакомы с произведениями К.Г.Паустовского, прочтите хотя бы один из рассказов. И тогда уже не оторветесь…

Ведь «голос совести, вера в будущее, - говорил Паустовский, - не позволяют подлинному писателю жить на земле, как пустоцвет, и не передать с полной щедростью всего огромного разнообразия мыслей и чувств, наполняющих его самого». А Константин Георгиевич был и остается подлинным писателем.

17.05.2017

Очередное заседание клуба «ЭКОС» в детской библиотеке №2 — день экологической книги «Словарь родной природы» — было посвящено 125-летию со дня рождения К. Г. Паустовского. Члены клуба – четвероклассники МБОУ «СШ № 23» из вступительной беседы зав. библиотекой узнали о жизни и творчестве замечательного писателя.

Мечтая о «некоей необыкновенной профессии», Константин Георгиевич сменил множество занятий: был рабочим на металлургических заводах, рыбаком, служащим, журналистом. В годы Первой мировой войны работал вожатым и кондуктором на московском трамвае, санитаром на санитарном поезде, в полевом санитарном отряде. Но, по его мнению, именно писательство соединило в себе все привлекательные профессии мира. Как писал сам Константин Георгиевич: «… стало моей единственной, всепоглощающей, порой мучительной, но всегда любимой работой».

Среди произведений, вышедших из-под пера К. Г. Паустовского, есть увлекательные детские рассказы и сказки. И сказки эти не простые. Как заметил сам Константин Георгиевич: «Это сказка, но вместе с тем в ней много настоящей жизни, и она происходит в наши дни».

Произведения, созданные К. Г. Паустовским для детей, участники мероприятия вспоминали в ходе игры «Путаница». Нужно было восстановить правильные названия из представленных на доске неверных, с перепутанными словами. А автором одной из предложенных сказок был другой писатель. Подвох ребята заметили сразу!

Паустовский писал: «…Хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка… В одном таком словаре можно, предположим, собрать слова, имеющие отношение к природе…». Словарик родной природы попробовали составить на заседании клуба его участники, вспомнив представителей растительного и животного мира, о которых писал рассказы и сказки Константин Георгиевич. Зав. библиотекой зачитывала отрывки из текстов писателя, а ребята называли животное или растение, о котором идет речь и произведение автора-юбиляра, часть которого была зачитана. Вспомнили и сердитого зверя барсука с обожженным носом, и рыжего кота-ворюгу, сварливого петуха «Горлача», старого «дремучего» медведя, березку, оставшуюся верной своим лесным подругам, и заботливый цветок кипрей, и многих других героев рассказов и сказок К. Г. Паустовского.

Константин Георгиевич написал множество произведений и для взрослых и для маленьких читателей. В своих работах писатель сердечно, просто и с большой теплотой изображал родную природу, помогая читателям по-новому взглянуть на окружающий мир, почувствовать свою связь с каждой частичкой земли, каждым цветком и каждым зверем в наших русских полях и лесах. В своих произведениях К.Г. Паустовский показал, как необходима наша забота чарующему и хрупкому миру природы.








Цель: Привлечь внимание учащихся к творчеству К.Г. Паустовского.

Подготовка к уроку: дети читают и вспоминают рассказы и сказки К. Паустовского к уроку. Класс делится на три команды.

Ход игры

I. Оргмомент.

– Наш литературный ринг посвящен творчеству Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968 гг.).
Презентация.
Чуткий художник, тонкий наблюдатель, признанный мастер литературного пейзажа, он воссоздает в своих произведениях образы родной природы, помогает читателю по-новому взглянуть на окружающий мир и почувствовать его чарующее великолепие.
В нашей игре принимают участие 3 команды. Жеребьёвка.
Объявляется первый раунд. В нем 3 задания.

II. 1-й раунд. «Лесные происшествия»

Задание 1. «Узнайте произведение по его началу»
1команда.
«Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули». («Барсучий нос».)
«Сын бабки Анисьи, по прозвищу Петя-большой, погиб на войне, и остался с бабкой жить её внучёк, сын Пети-большого – Петя –маленький». («Дремучий медведь»)
2команда.
«Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался у околицы и ранил вороного коня»» («Тёплый хлеб».)
«Жара стояла над землёй уже целый месяц. Взрослые говорили, что эту жару видно «невооружённым глазом». («Квакша»)
3команда.
«К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завернутого в рваную ватную куртку маленького теплого зайца». («Заячьи лапы».)
«Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось». («Подарок»)

Задание 2. «Отчего и почему?»

– Зная рассказы К. Паустовского, вы легко ответите на следующие вопросы.
1команда.
Можно ли увидеть жару или холод? (Рассказ «Квакша». Да можно. В жару над лугами и лесом можно заметить желтый дымок. Кажется, что дрожит воздух. А в холод меняется цвет неба – оно становится зеленым, как мокрая трава.)
Может ли такое сильное животное, как конь, плакать? (Рассказ «Тёплый хлеб». Когда Мальчик Филька накричал на коня и ударил его по губам»)
2команда.
Если выкопать в лесу маленькое деревце, например, березку, посадить его в кадку и держать в теплой комнате, пожелтеют ее листья осенью или останутся зелеными на всю зиму? (Они осенью пожелтеют и облетят. Рассказ «Подарок».)
Могут ли животные и растения прийти на помощь человеку (мальчику)? (Сказка «Дремучий медведь». Животные и растения пришли на помощь мальчику Пете, когда на телят хотел напасть медведь).
3команда.
Можно ли потерявшего всякую совесть кота- бродягу и бандита, приручить. (Да, можно. Лаской и хорошо накормив. «Кот-Ворюга»).
Может ли насекомое пройти с человеком войну и вернуться домой в родные края? (Сказка «Жук-носорог» . Жук воевал вместе с Петром Терентьевым до самой победы).

Задание 3. «Доскажите словечко»

1команда. Кот-… (Ворюга.) … воробей (Растрепанный.)
2команда. Стальное … (Колечко.) … - носорог (Жук)
3команда. … - медведь (Дремучий) … - лапы. (Заячьи)

III. 2-й раунд. «Детективный»

– Сейчас вы побываете в роли детектива. Вам нужно выполнить 3 задания.

Задание 1. «Кто это? Что это?»

1команда. Сидор (Воробей.) Жук (Носорог.)
2команда. Древесная лягушка (Квакша.) Подарок (Березка.)
3команда. Ворюга (кот) Чичкин (Воробей)

Задание 2. «Объяснялки»

1 команда.
Кто может помочь человеку выбраться из лесного пожара? (Старые лесные жители знают, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь. Герой рассказа «Заячьи лапы» дед Ларион побежал за зайцем, и тот вывел его из огня.)
Однажды барсук обжег нос, сунув его в сковородку, где жарилась картошка. Как он лечил свой нос? (Он расковырял старый пень, засунул нос в самую его середину, в холодную и мокрую труху.)
2 команда.
Что предсказывает древесная лягушка-квакша? (Кваканьем она предсказывает дождь. Рассказ «Квакша».)
Однажды ворона украла у мамы стеклянный букетик. Как он снова оказался у мамы? (Воробей Пашка утащил его у вороны и вернул маме в театре. «Растрёпанный воробей»)
3 команда.
Девочка Варя очень хотела, чтобы её дел Кузьма поправился. Что она для этого сделала? (Надела колечко на средний палец и весь день его носила, не снимая. «Стальное колечко»)
Как Ваня хотел сохранить дома лето? (Он посадил берёзку в ящик и поставил в самой светлой и тёплой комнате. «Подарок»)

Задание 3. «Картотека детективов»

– По описанию вы должны узнать героя рассказа К. Паустовского.
1 команда.
Жила она в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое. Она была скупая, сварливая. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи. (Ворона. Сказка «Растрепанный воробей».)
Он был старый, спал на шестке, раздувшись, как шарик. Всю зиму он жил в избе у Кузьмы самостоятельно, как хозяин. С характером своим он заставлял считаться не только Варюшу, но и самого деда. Кашу он склевывал прямо из мисок, а хлеб старался вырвать из рук…» (Старый воробей Сидор. Сказка «Стальное колечко».)
2 команда.
Он был тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе. У него разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. (Кот-ворюга.)
Он жил за рекой, в большом лесу. Его шкура была вся в жёлтых сосновых иглах, в давленой бруснике и смоле. Глаза у него горели, как светляки – зелёные. («Дремучий медведь»)
3 команда.
Он был маленький, с опалёнными задними ногами и животом. Левое ухо у него было рваное. (Заяц. «Заячьи лапы»)
Маленький мальчик Стёпа поймал его и посадил в спичечную коробку. Он грыз травинки, но всё равно продолжал стучаться и браниться. Высовывал мохнатую лапу и старался ухватить Стёпу за палец.(«Жук-носорог»)

IV. 3-й раунд. Угадай-ка!

Задание 1.По героям произведения угадайте название произведения.

1команда. Пётр Терентьев, Стёпа, Акулина. (Жук-носорог)
Ваня Малявин, Карл Петрович, ветеринар. (Заячьи лапы)
2 команда. Маша, Петровна, мама. (Растрёпанный воробей)
Таня, дядя Глеб, работница Ариша. (Квакша)
3 команда. Дед Кузьма, Варюша, воробей Сидор. (Стальное колечко)
Рувим, Лёнька, петух Горлач. (Кот Ворюга)

Задание 2. По предмету угадай произведение.

1 команда. Коробок от спичек. (Похождения жука-носорога)
Сковородка. (Барсучий нос)
2 команда. Кольцо. (Стальное колечко)
Веточка в банке. (Квакша)
3 команда. Маленький стеклянный букетик. (Растрёпанный воробей)
Берёзка. (Подарок)

V. Подведение итогов литературного ринга.

Цели: привлечь внимание учащихся к творчеству К. Г. Пау сто вского; формировать навыки чтения по ролям; приобщать детей к культуре театра, развивать умение эмоционально вос принимать текст, выражать при чтении чувства действующих лиц; расширять игровой опыт детей.

Оборудование: ширма-«радио», портрет Паустовского, выставка книг.

Подготовка к занятию: учащиеся читают рассказы и сказки К. Г. Паустовского («Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Заячьи ла пы», «Последний черт», «Золотой линь» и др.).

Учащиеся делятся на группы: первая группа готовит рассказ о жизни Паустовского, вторая - « радиоспектакль » по рассказу «Кот-ворюга», третья - викторину.

Ход занятия

I . Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодняшнее занятие необычное. Мы будем слу шать «радиопередачу» и принимать в ней участие.

II. Рассказ о жизни писателя.

Учитель «включает» радио (радио нарисовано на ширме).

Выступает первая группа учащихся.

1-й учащийся. Уважаемые радиослушатели! Мы начи наем передачу о жизни и творчестве известного русского писа теля, книги которого переведены на многие языки мира, - о Константине Георгиевиче Паустовском (1892-1968).

2-й учащийся. Родился в семье железнодорожного слу жащего, семья была большая, склонная, как говорил сам Пау стовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло в Украине - сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6 класса гимназии он уже репетиторствовал. По сле окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учебу, пошел работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста.

III . Викторина по рассказам К. Г. Паустовского.

Выступает вторая группа учащихся.

- А сейчас, уважаемые радиослушатели, вы сможете принять
участие в викторине по рассказам К. Г. Паустовского, позвонив
нам по телефону.

Победителей нашей викторины ждут призы. Звоните.

Учащиеся подходят к телефону, «звонят».

- А вот и первый звонок. Представьтесь, пожалуйста...
Итак, вопрос...

Вопросы викторины:

  1. О ком это: «Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас толком его не видел»? (О коте; рассказ «Кот-ворюга».)
  2. Каким образом удалось приручить кота? Как из ворюги он превратился в сторожа? (Приручили кота, покормив его. Он ел больше часа. А сторожем стал, отучив кур воровать со стола кашу. Увидев кота, они с писком и толкотней прятались под домом.)
  3. О ком это: «У костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел вы сокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей»? (О барсуке; рассказ «Барсучий нос».)
  1. Однажды барсук обжег нос, сунув его в сковородку, где жарилась картошка. Как он лечил свой нос? (Он расковырял старый пень, засунул нос в самую его середину, в холодную и мокрую труху.)
  2. Через какое время автор встретил барсука со шрамом на носу снова? Чем барсук занимался? (Через год; барсук сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз.)
  3. Одного из персонажей К. Паустовского называют «десять процентов». Почему его так прозвали? (Рассказ «Последний черт». На деда напала свинья, не свинья - прямо лев! Он попал в больницу, где доктор ему сказал, что от него осталось «десять процентов». Так деда и прозвали - «Десять процентов».)
  4. Кого дед «Десять процентов» принял за черта в рассказе «Последний черт»? (Пеликана. Пеликан кинулся на деда и долбанул его так, что тот упал в кусты малины.)
  5. Откуда на озере взялся пеликан? (Сбежал во время перевозки зверинца.)
  6. Дед поехал в город, нашел зверинец и рассказал о пеликане. Что дед получил в награду? (40 рублей, на которые купил новые штаны.)
  1. Кто может помочь человеку выбраться из лесного пожара? (Старые лесные жители знают, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь. Герой рассказа «Заячьи лапы» дед Ларион побежал за зайцем, и тот вывел его из огня.)
  2. Из чего деревенские мальчишки плетут лески для рыбной ловли? (Из конского волоса; рассказ «Сивый мерин».)
  3. Кого называют лучшим сборщиком шишек? (Белок; рассказ «Заботливый цветок».)
  4. Есть ли враги у рыбаков? Если есть, то какие? (Да. Это мальчишки, которые распугивают рыбу; подводные коряги, за которые запутывается леска; а также ряска, комары, грозы, ненастье и наводнение. Рассказ «Золотой линь».)
  1. Можно ли увидеть жару или холод? (Да, можно. В жару над лесом можно заметить желтый дымок. Кажется, что дрожит воздух. А в холод меняется цвет неба - оно становится зеленым, как мокрая трава. Рассказ «Квакша».)
  2. Что предсказывает древесная лягушка-квакша? (Кваканьем она предсказывает дождь. Рассказ «Квакша».)
  3. Если выкопать в лесу маленькое деревце, например березку, посадить его в кадку и держать в теплой комнате, пожелтеют ли листья осенью или останутся зелеными на всю зиму? (Они осенью пожелтеют и облетят. Рассказ «Подарок».)
  1. В стародавние времена красавицы умывались первым снегом из серебряного кувшина. Для чего они это делали? (Чтобы не увядала их красота. Рассказ «Прощанье с летом».)
  2. Существует высокое растение с красными цветами, собранными в большие кисти. Оно приносит большую пользу молодым лесным посадкам. Как называется это растение, и в чем его польза? (Это кипрей или иван-чай - очень «теплый» цветок, вокруг него всегда теплый воздух, и молодые деревца, стоящие рядом с ним, не замерзают в холода. Рассказ «Заботливый цветок».)

Подводятся итоги викторины. Объявляются победители.

IV. «Радиоспектакль» по рассказу К. Г. Паустовского.

Выступает третья группа учащихся.

И в заключение нашей передачи послушайте «радиоспектакль» по рассказу К. Г. Паустовского «Кот-ворюга».

Слушание «радиоспектакля».

V . Подведение итогов занятия.

  • Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Чем?
  • Какие рассказы К. Паустовского вы хотели бы прочитать?
  • Обратимся к выставке книг.

Учитель и учащиеся работают с выставкой книг.


ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения