Какой национальности валерий халилов дирижер. Формула таланта: Валерий Халилов о творчестве и дисциплине

ТАШКЕНТ, 25 дек — Sputnik. На борту разбившегося Ту-154 в Сирию летел Академический ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова. С мая 2016 года руководителем главного военного музыкального оркестра страны был генерал-лейтенант Валерий Халилов.

Вместе с коллективом музыкант летел в Сирию поздравлять российских военнослужащих с наступающим Новым годом.

Валерий Халилов — уроженец Узбекистана. Он родился 30 января 1952 года в небольшом городе Термез в Сурхандарьинской области. Уже в четыре года начал сочинять музыку, что вкупе с семейной традицией и определило дальнейший жизненный путь.

В 11 лет он поступил в военно-музыкальное училище в Москве. В 1975 году закончил военно-дирижерский факультет при консерватории Чайковского.

В 1980 году оркестр Пушкинского высшего училища радиоэлектроники ПВО занял первое место на конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа.

В 1981-1984 году работал преподавателем на родном факультете в альма-матер, на кафедре дирижирования.

С 1984 по 2002 год — в органах управления военно-оркестровой службы, где прошел путь от офицера военно-оркестровой службы до заместителя начальника службы.

В 2002 году стал начальником военно-оркестровой службы Вооруженных сил Российской Федерации — главным военным дирижером.

Параллельно с работой на посту главного военного музыканта Халилов был музыкальным руководителем международных военно-музыкальных фестивалей — "Спасская башня", "Амурские волны", "Марш столетия", международный военно-музыкальный фестиваль в Южно-Сахалинске.

Валерий Халилов был одним из создателей и организаторов фестиваля "Спасская башня". Вот что сам он рассказывал об этом в интервью журналу "Ориентир".

По его словам, фестиваль этот родился в 2007 году. Первоначально он назывался "Кремлевская зоря". Такого рода фестивали во многих странах проводятся регулярно. Есть фестивали мирового уровня, о которых знают все военные музыканты мира. Своеобразной предтечей нашего фестиваля был Международный военно-музыкальный фестиваль «Ода миру», на который каждые пять лет к Дню Победы приезжали три военных оркестра из стран антигитлеровской коалиции — Франции, Великобритании и США.

"И вот тогда и было высказано предложение проводить такие мероприятия не только в рамках одного праздника, а в рамках международного фестивального движения… Фестиваль — один из наших ведущих творческих проектов. В нем принимают участие военные оркестры из стран совершенно разного географического направления. Это и Африка, и Европа, и Азия, и Америка. Ежегодно участниками фестиваля становятся более 1000 человек", — отмечал Халилов.

В апреле 2016 года главный дирижер страны был назначен на должность художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова.

Валерий Халилов – организатор праздничных театрализованных мероприятий, участие в которых принимали многочисленные военные духовые оркестры из разных стран мира. В эксклюзивном интервью корреспондентам ИА «Экзистенция» Марату Бекмурзаеву и Анне Качеровой Валерий Михайлович поделился воспоминаниями о годах учебы в военно-музыкальном училище, создании маршей и переменах, произошедших в военной музыке.

ИА «Экзистенция»:
Валерий Михайлович, кому принадлежит идея проведения фестиваля «Спасская башня»?

Халилов В.М.: Ставший традиционным фестиваль «Спасская башня» в 2010 году состоялся в третий раз. Первый военно-музыкальный смотр назывался «Кремлевская Зоря». Он прошел в сентябре 2007 года, разрешение на проведение было подписано Президентом РФ В.В. Путиным. Сама идея плац-концерта возникла в связи с удивительной архитектоникой Красной площади. Я считаю, что именно главная площадь столицы с историческими декорациями – стенами, башнями Кремля, Собором Василия Блаженного – является идеальной площадкой для потрясающего патриотического действа, знакомящего россиян с достижениями в области военной музыки. Основу фестиваля будут составлять военные оркестры, включающие в себя 1400 музыкантов из 15 стран. Кроме этого, как и в прошлые годы, в смотре принимали участие подразделения почетного караула – Президентского полка РФ и Республики Казахстан.

ИА «Экзистенция» : Что Вы сами ожидаете от фестиваля?

Халилов В.М.: Очень хотелось бы выстроить переход к финалу логично и «свести» все выступления высокопрофессионально. Например, оркестр Евросоюза, состоящий из 40 волынщиков, выступит по программе пятым номером. После дефиле к нему присоединится российский оркестр и исполнит номер на тему песен военных лет (в прошлом году мы играли попурри из песен легендарных The Beatles). Мы сместили акценты таким образом, чтобы сам финал – торжественная увертюра «1812 год» П.И. Чайковского и знаменитый старинный марш В.И. Агапкина «Прощание славянки» – получился цельным, без эклектики. 2010 год – юбилейный, мы празднуем 65-летие со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Поэтому особое внимание мы уделяем теме Победы. Днем 5 сентября для москвичей и гостей города ведущие военные оркестры фестиваля сыграют в Измайловском парке, Сокольниках, в парке Горького, в Александровском саду, на Поклонной горе и в Царицыно, а тем же вечером в 20.00 на Красной площади состоится благотворительный Гала-концерт «Рубежи нашей памяти», на котором барды исполнят военные песни.

ИА «Экзистенция» : Чем «Спасская башня-2010» отличается от предыдущих фестивалей?

Халилов В.М. : Несмотря на традиционность фестиваля, на нем представлено много новшеств. Впервые на Красной площади выступил Роговой оркестр из Санкт-Петербурга. Известный со времен императрицы Елизаветы Петровны, необычный состав духовых инструментов возрожден и сыграет специально созданную фанфару: 14 музыкантов протрубили о начале праздника с гульбища Спасской башни. Новой и разнообразной стала и программа фестиваля. Оркестр Бундесвера (Германия) предложил вниманию зрителей произведения Рихарда Вагнера, коллектив из США исполнил музыку Майкла Джексона, курсанты московского военно-музыкального суворовского училища сыграли «Танец с саблями» Арама Хачатуряна и эстрадную музыку.

ИА «Экзистенция» : Валерий Михайлович, Вы сделали блестящую карьеру военного дирижера, возглавили Военно-оркестровую службу Российской Армии, в этом году после парада Победы Вам присвоено звание генерал-лейтенанта. Расскажите, пожалуйста, как начиналась Ваша музыкальная карьера? Когда Вы впервые взяли в руки дирижерскую палочку?

Халилов В.М .: Это произошло в 1970-м году. Я окончил военно-музыкальное училище, затем поступил на военно-дирижерский факультет Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Я попал в класс профессора Георгия Петровича Алявдина, ученика Ильи Александровича Мусина – самого известного российского педагога, воспитанниками которого были выдающиеся дирижеры, в том числе и Валерий Абисалович Гергиев.

ИА «Экзистенция» : На каком музыкальном инструменте Вы начинали играть?

Халилов В.М. : Я занимаюсь музыкой с четырех лет. Играл на пианино.

ИА «Экзистенция» : То есть, у Вас не было сомнений в выборе профессии?

Халилов В.М. : У папы не было. У меня же были колоссальные сомнения. Поступив в суворовское музыкальное училище, я подумал: «Куда я вообще попал?» Мне было одиннадцать лет, и меня обрили наголо. Да, я любил поиграть в футбол, похулиганить, как все мальчишки во дворе, но при этом я был домашним ребенком, занимался музыкой. В училище мне случалось даже плакать от обиды…Оценивая свой выбор через много лет, я считаю, что он был верным, ведь я продолжил семейную династию. Военно-музыкальное училище – уникальное учебное заведение: у нас был огромный конкурс – пятьдесят человек на место, на курс поступило тридцать человек со всего СССР. Поразительный факт: за семь лет учебы было отчислено всего четыре курсанта, и то по состоянию здоровья. А коллектив педагогов и студентов у нас был замечательный.

ИА «Экзистенция» : Вы поддерживаете с ними отношения?

Халилов В.М .: Конечно! Мы собираемся ежегодно в конце мая в Серебряном Бору, где располагалось училище.

ИА «Экзистенция» : Что вдохновляет Вас на создание собственных произведений?

Халилов В.М. : Вдохновением служит армия, ведь основная тематика моего творчества – армейская. Я пишу марши, мне это нравится и легко дается, я не стремлюсь к другим жанрам. Однажды я был в гостях у великого русского композитора Георгия Васильевича Свиридова и поинтересовался: «Георгий Васильевич, а Вы бы смогли марш написать?». Он ответил: «Я же написал военный марш, в «Метели». А потом улыбнулся и говорит: «Конечно, это не военный марш. Просто тема такая. Я не смог бы написать». Я вообще не уверен, что, к примеру, известный композитор, но не армейский человек, может сочинить марш. Думаю, чтобы создать военную музыку, нужно находиться в недрах армии, впитать ее ритм. Для марша характерна определенная музыкальная форма: есть мотив, который должен быть развернут «сверху» и «снизу», есть «трио», во второй части должен быть обязательно контраст. Важно учитывать эти нюансы при создании марша. К примеру, симфонические или увертюрные музыкальные жанры – это развернутые произведения, создание которых требует большого количества времени, сосредоточения. Чтобы написать подобные произведения, необходимо учиться. А у меня нет специального образования, но есть умения, навыки и желание. Для меня творчество стало скорее хобби, во время учебы я входил в военно-научное общество по композиции, где и освоил основы композиторского письма. Это и есть мое «обучение». Меня принимала в Союз композиторов комиссия достаточно известных музыкантов. Я сыграл два своих произведения, и мне сказали: «Хватит!» Значит, этого было достаточно, чтобы признать меня композитором.

ИА «Экзистенция» : Как Вы считаете, что происходит сейчас с военной музыкой?

Халилов В.М .: В последние пять-семь лет я начал чувствовать, что действительно началось реальное возрождение военной музыки в России. Во-первых, в последние годы мы получили достаточно средств, чтобы начать обновление оркестров музыкальными инструментами. Москву и Санкт-Петербург мы уже полностью «одели» в новые комплекты отличных инструментов мирового уровня. И продолжаем обеспечивать инструментами оркестры отдаленных гарнизонов. Ведь инструмент – это оружие каждого музыканта. Во-вторых, за последние годы мы провели Всеармейский конкурс военных оркестров. Впервые за всю историю Вооруженных сил СССР и РФ все военные дирижеры собрались для обмена опытом и знакомства с достижениями в военной музыке. А до этого на протяжении 15 лет у нас был silentium (молчание): инструменты не закупались, конкурсы и смотры не проводились, потому что средства на это не выделялись. Шли девяностые, время было непростое.

ИА «Экзистенция» : На Ваш взгляд, есть ли разница между оркестрами Советского Союза и РФ?

Халилов В.М .: Мы отказались от репертуара, который много лет нам насаждали: не играем сейчас, например, песню «Широка страна моя родная». Думаю, в выборе исполняемых произведений необходимо избегать идеологической архаики, важно выбирать произведения, представляющие культурную ценность и соответствующие духу времени. В то же время, нельзя отказываться от шедевров музыкальной культуры, таких как «Священная война» Александра Васильевича Александрова. Посмотрите, что произошло: музыка гимна Советского Союза осталась основой гимна Российской Федерации. Слова изменились, но музыка-то осталась. Потому что это шедевр.

ИА «Экзистенция» : Валерий Михайлович, а Вам не кажется, что народ устал от современной музыки, от «попсы»?

Халилов В.М .: Мы все с вами и составляем российский народ, я не отношу себя к «элите». После службы я спускаюсь в метро и становлюсь таким же, как и все, ведь в гражданском никто не может различить, что я генерал. Я прихожу домой и слышу по радио или телевидению современную музыку, и она меня удручает. Я категорически против фонограммы в любом ее виде. Я еще могу понять исполнение под аккомпанемент, ведь артист иногда не может везти с собой из Москвы в регион оркестр. Но он может петь своим голосом. Пусть это будет «минусовка», но когда и артист, и аккомпанемент «не живой» – я не могу этого понять! Приходит зритель на концерт в зал, а его, извините, дурачат. Меня, музыканта-профессионала, это коробит. Исполнитель обязан показать свое мастерство.

ИА «Экзистенция» : Какие исполнители Вам нравится?

Халилов В.М. : Меня привлекают настоящие профессиональные «откровения», за которыми стоят труд и любовь к музыке, переданная по-настоящему. Недавно Игорь Бутман сказал мне такую фразу о бардах: «Поэтом можешь ты не быть, но музыкантом быть не можешь!» Да, барды не являются музыкальными профессионалами, и в то же время, я обожаю их: это музыка достаточно серьезная, глубокая, интересная, где чувства доносятся по-настоящему, через сокровенность. И мне барды, честное слово, дороже, чем профессионал, который исполняет свою музыку вымученно.

ИА «Экзистенция» : На Ваш взгляд, какую роль играет военный оркестр в жизни общества?

Халилов В.М. : Великий критик Владимир Васильевич Стасов сказал: «Военные оркестры – проводники не одной только военной, но всяческой музыки, в массу народную». Еще до революции, до эпохи радио и телевидения, военный оркестр являлся настоящим культурно-музыкальным центром, в задачи которого входило не только обеспечение строя военной музыкой или исполнение ритуальных протокольных произведений, но и выступление перед зрителями как филармонии, игра на балах, в садах и парках. У каждого полка был свой гимн в виде марша или какой-нибудь «цитаты» из классического оперного произведения. Музыку военного оркестра раньше обожали все. Вспомните популярные произведения: «Амурские волны», «Осенний сон», «На сопках Маньчжурии», вальсы, созданные, кстати, военными дирижерами.

ИА «Экзистенция» : Какую цитату Вы произносите чаще всего?

Халилов В.М .: Слова Александра Суворова: «Музыка ведет к победе – победа ведет к славе!» Вообще-то я не строю свою жизнь по цитатам или постулатам. Я верующий человек. Конечно, в жизни есть внутренние эстетические нормы, правила, которым я следую. Знаю, что где-то пролегает грань, дальше которой идти нельзя, потому что там находится «черная дыра», к которой я просто боюсь приближаться. А если вспомнить еще цитаты, то я часто обращаюсь к строчкам Владимира Маяковского.

Родился в семье военного дирижёра 30 января 1952 года в городе Термез. В 4 года начал сочинять музыку. С 11 лет воспитанник военно-музыкального училища в Москве. 1970 - 1975 г.- военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс профессора Г. П. Алявдина).

Первое место службы - дирижер оркестра Пушкинского высшего училища радиоэлектроники ПВО страны.

На конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа, оркестр под управление Валерия Халилова занимает первое место (1980 г.).

В 1981 году переведен преподавателем на военно-дирижерский факультет (Москва).

В 1984 году переведён в орган управления военно-оркестровой службы ВС СССР.

С 2002 года - начальник военно-оркестровой службы Российской Федерации.

Валерий Халилов организатор многих праздничных театрализованных мероприятий, проводимых в Москве и не только, участие в которых принимают как военные духовые оркестры России, так и коллективы со многих стран мира. Среди этих зрелищных мероприятии надо отметить, международные военно-музыкальные фестивали «Кремлевская Зоря», «Спасская Башня».

Гастролировал с ведущими оркестрами Вооруженных Сил Российской Федерации в Австрии, Швеции, США, Венгрии, Германии, КНДР, Монголии, Польше, Финляндии, Франции, Швейцарии, Бельгии.

Валерий Халилов - прекрасный композитор. Его перу принадлежат замечательные произведения для духового оркестра: «Адажио», «Элегия», марши - «Кадет», «Молодежный», «Рында», «Улан», романсы и песни.

Брат генерал-лейтенанта В.М. Халилова - старший преподаватель военного института (военных дирижеров) Военного университета, заслуженный артист России (1997 г.), полковник Халилов Александр Михайлович (автор музыки к знаменитой песне "Мы уходим с Востока" ВИА "Каскад" и некоторое время руководитель этого коллектива), а его племянник - выпускник (2011) военного института (военных дирижеров) Военного университета Халилов Михаил Александрович.

Музыкальный журналист Эдда Забавских в интервью с Валерием Халиловым подробно расспросила его о его биографии, отношении к музыке и карьере. Forbes Life публикует фрагменты этого интервью. Полный текст читайте в ближайших номерах журнала «Gala Биография».

– Кажется просто невероятным - руководить более чем тысячей музыкантов, да еще на таком огромном пространстве! Неужели слышите каждого оркестранта?

Конечно, нет, это невозможно. У меня есть высокопрофессиональные помощники, коллеги-дирижеры, которые обеспечивают чистоту и стройность каждой группы и точно передают мои сигналы.

- Наверное, колоссальное напряжение?

Скорее, возбуждение, сосредоточение и огромная собранность, ответственность. Каждому такому событию предшествует огромная подготовка. Долго готовишься, репетируешь, а само событие проходит быстро. Остается чувство выполненного долга. Или невыполненного – что-то не получилось, хотелось бы лучше…

- А что отличает военного дирижера от его гражданских коллег?

Профессия дирижера требует, кроме музыкального таланта, ярких лидерских качеств и коммуникабельности. Далеко не каждый талантливый музыкант может стать военным музыкантом. Для этого необходим еще целый комплекс особых качеств. Основная наша работа – не в теплых и комфортабельных концертных залах, а на плацу, в лагерях, в строю на улицах и площадях, на ветру и под палящим солнцем, под дождем и в морозы. А стало быть, требуется еще отменное здоровье, физическая подготовка (которой уделяется значительное внимание в период учебы). Кроме того, военному дирижеру необходим незаурядный дар воспитателя – для своего войскового подразделения он еще и командир.

– Но что все-таки привлекает одаренных музыкантов именно в военные оркестры?

Кроме любви к музыке – романтика военной профессии. Здесь при таком мирном занятии, как музыка, чувствуешь себя настоящим мужчиной. Ведь нас воспитывают по законам армии – по уставу, в строевой подготовке. С суворовских времен мы, музыканты, открываем парады. Не помню, чтобы меня обучали стрельбе, но что касается строевой выучки, светского этикета и воинской вежливости, а главное, чувства ответственности – это всегда было на первом плане. Военный дирижер в первую очередь строевик, он стоит перед оркестром, на три шага впереди всех.

- Сложно с музыкантами?

Отгоняют сегодня молодых музыкантов от духовых инструментов. Появились новые, более легкие и модные технократические, электронные инструменты. У нас работа тяжелая, а отдача низкая. К тому же духовик – опасная профессия: губы, дыхание очень уязвимы.

Не каждый может заниматься серьезной музыкой. Это тяжелый труд, требующий постоянного развития. И все же очень многие идут слушать симфонию Чайковского или концерт Рахманинова. Наши концерты носят филармонический характер, мы исполняем музыку популярную, но академическую, классическую. И у нас есть огромная аудитория.

- Ваши концерты востребованы?

Когда я был назначен на должность, я сначала не знал, чем занять коллектив вне строя. А несколько лет спустя уже не знаю, как отбиться от постоянных предложений выступить. Жанр духовой музыки – экологически чистый жанр, и к нему тянется все больше людей.

- Расскажите о своей семье, детстве.

Родился я в Термезе в семье военного – наша семья переезжала с места на место. Основатель нашей военно-музыкальной династии, мой отец Михаил Николаевич Халилов первую профессиональную подготовку прошел в Ташкентской школе военных музыкантов.

Папа в детстве играл на трубе, и ему как очень способному мальчику посоветовали туда поехать, и он сразу поступил. Это была редкая и очень хорошая школа, многие известные военные музыканты там начинали свое профессиональное образование. Потом он учился на факультете военного дирижирования в Москве, по окончании папе предложили оркестр в Германии, но он не захотел ехать в незнакомую страну и сам попросился в Среднюю Азию, которую уже хорошо знал.

Из Термеза меня увезли совсем маленьким, и в моей памяти остался другой город – Джамбул в Казахстане. Летом там стояла необыкновенная жара, и мы, мальчишки, бегали по городу босиком. Кругом были арыки – каналы для орошения полей. Вода в них была настолько чистой, что там водилась рыба. Мы голыми руками ловили пескарей и жарили прямо на раскаленных крышах. Не потому что были голодными - просто было интересно самим практически в центре города взять такую добычу. В Джамбуле отец руководил оркестром, концерты которого в городском были очень популярны. Думаю, уже тогда появилась моя тяга к военной музыке.

А когда отец по болезни демобилизовался, семья вернулась в Москву, на родину матери. Здесь я поступил в музыкальную школу №7 имени Глиэра на Якиманке. Когда перешел в пятый класс, я поступил в Московскую военно-музыкальную школу в Троице-Лыково (теперь это Суворовское училище в Теплом Стане). Прекрасное место: река, высокий обрывистый берег, два храма. Однако из-за ветхости строений потом школу перевели в Теплый Стан. Думаю, это большая потеря: Троице-Лыково – уникальное место. Это не просто воспитывает патриотизм, сама обстановка способствует особому формированию личности. Счастье, что мне именно там довелось учиться. Особенно обидно, что, когда наша школа оттуда уехала, там так ничего и не построили.

К сожалению, утеряны и сами школы музыкальных воспитанников: во времена моего отца их было в стране восемнадцать, а осталась всего одна - которую я окончил. Учили нас прекрасно, но со строгой дисциплиной. Жили мы на казарменном положении. За мелкие проступки и двойки не давали увольнительную, и очень много выходных я, вместо гулянья и отдыха, упорно работал над исправлением оценок и собственных недостатков.

- И много было двоек?

Случались, и нередко. Были прекрасные педагоги и очень высокие требования - фактически индивидуальное обучение, особенно по музыкальным предметам.

Нас учили не только профессии, заботились о нашем кругозоре, о широком образовании. Мы прекрасно знали немецкий язык, который нам преподавали на высшем уровне – я говорил совершенно свободно. Нас обучали общей культуре, правилам поведения в обществе, хорошим манерам, бальным танцам. Учили нас и бытовой культуре, в общем, готовили настоящих офицеров. Ведь офицер не только защитник Родины – это лицо армии, он должен иметь авторитет, быть примером. Дирижер военного оркестра воспитывает не только своих оркестрантов, но через них весь личный состав и всех слушателей.

- Ну а любовь, девочки? Неужели никаких любовных романов?

Представьте себе, на девочек мы стали смотреть только в старших классах. Мы ведь были на казарменном положении: семь лет казармы в школе, потом три года из пяти учебы на военно-дирижерском факультете в консерватории имени Чайковского – тоже фактически в казарме.

Что-то изменилось, только когда я уже консерваторским четверокурсником познакомился с будущей женой.

- Как же вы познакомились, любовь с первого взгляда?

Познакомились с ее сестрой на отдыхе. Потом меня пригласили в дом новых знакомых, там оказался рояль. Я, естественно, сел за него. Рояль – инструмент чувственный, так что я сразу всех покорил. Еще бы: не просто курсант - как играет! Впрочем, я и как курсант произвел впечатление. Все расспрашивали про стрельбу, военную жизнь. Ну я, конечно, расхвастался: да, говорю, стрелял и гранаты бросал… Военная наука интересная, и, думаю, каждый юноша должен через что-то подобное пройти: понюхать пороху, почувствовать себя настоящим защитником. И на эти темы я разговорился, разоткровенничался о собственных ощущениях – у девчонок глаза стали круглые, рты открылись… Потом все разъехались на учебу, но завязалась переписка с воспоминаниями. А когда сестры приехали в Москву на студенческие зимние каникулы, мы вместе ходили по музеям, театрам, концертам. Вот тут и появился интерес друг к другу. В 1974 году сыграли свадьбу в Киеве.

- А как развивалась ваша карьера после учебы?

По окончании консерватории меня уже в лейтенантских погонах распределили в город Пушкин Ленинградской области руководить оркестром Пушкинского высшего командного училища радиоэлектроники ПВО. Красивейшие исторические места, замечательные культурные традиции, интересные театрализованные действа с участием нашего оркестра – все побуждало к творчеству. Там я начал активно сочинять музыку.

- И по сей день Наташа – ваша единственная любимая жена?

Ну да, единственная - а разве надо две или больше? Мне повезло сразу: столько лет женщина со мной живет, не бросила ни из-за моей ненормированной службы, ни из-за сложного характера. Я ведь капризный, требовательный. Все проблемы с работы несешь домой А жена терпеливо слушает и все твои эмоции берет на себя. И весь дом, дети, внуки – все на ней, а мы на всем готовеньком. Наташа еще и работала по специальности. Даже на моей первой службе в Пушкине ей нашлось место на кафедре в местном инженерно-строительном институте.

- В воспитании внуков участвуете?

Буквально с пеленок беру их на свои концерты, уже с трех-четырех лет они внимательно слушают симфонический оркестр. Им нравится. Даже если ерзают и отвлекаются, подспудно эта музыка в них проникает, гармонизирует, строит личность.

- А как насчет продолжения военно-дирижерской династии?

Пока ее успешно продолжает мой брат Александр, полковник, тоже композитор, преподает дирижирование на кафедре военно-оркестровой службы МВК. Его сын, мой племянник - тоже выпускник Военной консерватории. А у меня ведь девочки. Однако малолетние внуки и даже внучки почти с пеленок любят ходить строем и дирижировать – «как дедушка»…

Валерия Халилова была тесно связана с Абхазией, а его супруга родом из курортного города Гагра, мало кому было известно в республике. об этом не писали в СМИ и громко никто не заявлял. По рассказу депутата Парламента Абхазии Анзора Кокоскерия, ему посчастливилось быть не только соседом Халилова, но и стать для него "младшим братом".

"Супруга Валерия Халилова, Наталья, родом из Гагры. Она хотела построить небольшой домик недалеко от отцовского участка. Семья Халиловых обратились к моим друзьям, которые занимаются строительством, а те, в свою очередь, ко мне, так как знали, что я сам живу на этой улице", — вспомнил Кокоскерия.

Кокоскерия рассказал, что Халиловы приезжали не часто, где-то раз в полгода на две или три недели. Несмотря на кратковременное пребывание в Абхазии, их семьи очень сдружились, проводили много времени за общим столом и всегда старались помогать друг другу.

Валерий Халилов запомнился Анзору Кокоскерия как человек добродушный, отзывчивый, умеющий уважать традиции и культуру той страны, в которой он находился. Кокоскерия отметил, что по своему мировоззрению, поведению и моральным принципам Валерий был очень близок абхазскому народу.

"У меня даже есть фотографии, где Валерий помогает мне делать вино. Он мог сам прийти и предложить помочь порубить дрова, к примеру. Валерий был физически очень крепким мужчиной, любил работать, его двор всегда был в чистоте. Он для меня был не просто другом, а старшим братом", — с горечью утраты рассказал Анзор Кокоскерия.

Человечность и отзывчивость Валерия Халилова были безграничными, отметил Кокоскерия. Он был готов помочь, естественно, не только в Абхазии, но и везде, где у него была такая возможность.

Анзор вспомнил, что несколько лет назад у него были проблемы со здоровьем. Он поехал в Москву. Наталья Халилова, супруга Валерия, договорилась устроить его в один из лучших военных госпиталей российской столицы. Когда ее спросили, кто же этот человек, за которого они так просят, она ответила, что это сын Валерия Халилова.

"У них две дочери, сына не было. Наталья называла меня сыном, который построил им дом", — сказал Кокоскерия.

Валерий Халилов познакомился со своей супругой в Гагре еще в советские годы, он был обычным солдатом и покорил молодую Наталью своим умением красиво играть на музыкальных инструментах. Анзор Кокоскерия поделился тем, что он до сих пор не может поверить в произошедшее и все еще надеется на то, что у Валерия Халилова был шанс выжить.

Нежный "колдун" с дирижерской палочкой

Бывший первый заместитель генерального прокурора Абхазии Беслан Квициния познакомился с Валерием Халиловым в 2009 году в Москве. Умение найти общий язык, душевная простота и искренность Халилова быстро их сблизили. Квициния даже удалось лично увидеть репетицию военного оркестра, дирижером которого был Халилов. Квициния был удивлен, как ловко Халилов управлял таким количеством музыкантов одним лишь взмахом дирижерской палочки.

"Я спросил, как такой большой оркестр его слушается, особенно, когда играют на улице или на плацу. Валерий засмеялся и сказал, что на День победы в ВОВ ему предстоит вывести 1200 музыкантов, и он сейчас думает и колдует, как это лучше сделать", — вспомнил Беслан Квициния.

И вправду, Валерию Халилову удалось с честью справиться со столь сложной задачей, добавил Квициния. Он с удивлением наблюдал, как во время военного парада в честь 65-ой юбилейной годовщины победы в ВОВ военный оркестр гордо, красиво и слаженно прошел по Красной площади.

А когда Валерий Халилов приехал в Абхазию на один из Дней Победы в Отечественной войне народа Абхазии, его друг Беслан Квициния спросил его, как ему абхазский оркестр. На что дирижер улыбнулся и отметил хорошую игру музыкантов.

"Можно будет в следующий раз пригласить и военный оркестр Южного федерального округа, чтоб устроить настоящий праздник", — сказал тогда Халилов.

По воспоминаниям Квициния, Валерий Халилов был влюблен в Абхазию и очень за нее переживал. Он не мог смириться с тем, что республика никак не может до конца отойти от войны, а люди не могут найти покоя.

"Почему все так должно быть? Здесь люди должны спокойно жить, тут нельзя даже громко разговаривать", — сетовал Халилов.

Валерий Халилов очень любил и природу Абхазии. Когда у него была возможность приезжать в Абхазию, он много времени проводил на море, а все остальное время в огороде, рассказал Беслан.

"Часто мы собирались дома у Халиловых в Гагре, где он виртуозно играл нам на пианино. Это был удивительный человек, очень внимательный. Никогда не обделял вниманием, всегда поздравлял с праздниками", — подчеркнул Беслан.

Солистке Москонцерта Татьяне Сучковой-Гаврииловой (меццо-сопрано), которая не раз выступала в Пицундском органном зале с абхазскими артистами, посчастливилось поработать с мэтром российского военного оркестра Валерием Халиловым в начале 2000-х годов на фестивале духовной музыки. Она запомнила Халилова как спокойного, но очень требовательного в работе человека.

"В начале 2000-х годов мы проводили фестивали Духовной музыки вместе с Халиловым и композитором Борисом Феоктистовым. Несмотря на то, что Валерий Михайлович был военным, он не был жестким. Требовательным был, но мягким", — рассказала Сучкова-Гавриилова.

Минобороны РФ сообщило в воскресенье утром, что в 5.40 мск пропала с радаров отметка самолета Ту-154, который выполнял плановый перелет с аэродрома Адлера.

По уточненным данным министерства, на борту воздушного судна находились 84 пассажира и восемь членов экипажа — военнослужащие, артисты ансамбля песни и пляски имени Александрова, которые летели поздравлять с Новым годом авиагруппу ВКС РФ на авиабазу Хмеймим в Сирии, девять представителей российских СМИ.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения