Халилов руководитель ансамбля семья. Валерий Халилов: главный дирижер России из Термеза

Валерий Михайлович Халилов рожден 30 января 1952 года в узбекском городе Термез. Его отец был военным дирижером. Валерий и его младший брат впоследствии пошли именно по его стопам.

Халилов стал заниматься музыкой в четырехлетнем возрасте. Когда ему исполнилось 9 лет, семья перебралась в Москву. Спустя два года Валерия отдали в Московскую военно-музыкальную школу. Она находилась в Серебряном Бору. В одном из интервью Халилов вспоминал, что в школе царил настоящий армейский дух, что и закалило его. Он окончил ее по двум классам: кларнета и фортепиано.

После школы Халилов стал студентом Московской государственной консерватории имени Чайковского. Валерий выбрал военно-дирижерский факультет.

Карьера

Его первым местом работы после окончания консерватории стал оркестр Пушкинского высшего военного командного училища радиоэлектроники ПВО. Валерия взяли туда на должность дирижера. Спустя пять лет оркестр под его управлением победил на конкурсе Ленинградского военного округа.

В 1981 году Халилов начинает вести преподавательскую деятельность. Он стал вести занятия на военно-дирижерском факультете в своей альма-матер.

В 1984 году Валерия направили в управление военно-оркестровой службы ВС СССР. Там он прошел путь от офицера до заместителя начальника.

В 2002 году Халилов становится главным военным дирижером России. В этой должности он организовывал множество парадов по всей стране, в том числе и на Красной площади.

Халилов не боялся обогащать репертуар военных оркестров. Он включал песни советской эпохи, джазовые композиции и собственные сочинения.

Трагическая смерть

В 2016 году стал руководителем Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова. Вместе с его артистами 26 декабря 2016 года он и погиб в результате авиакатастрофы над Черным морем. Тогда ансамбль во главе с Халиловым летел в Сирию, чтобы дать новогодние концерты перед российскими военными.

Валерий похоронен на кладбище близ деревни Новинки Киржачского района Владимирской области. Это родина его матери. В Новинках он часто бывал в детстве, там и завещал себя похоронить.

В июне 2018 года в Тамбове был установлен первый в России памятник Валерию Халилову. В свое время он называл этот город Меккой военной духовой музыки. Халилов устраивал в Тамбове и международные фестивали духовых оркестров.

Личная жизнь

Валерий Халилов был женат. Он познакомился с Натальей в Абхазии, в ее родном городе Гагра. В то время Валерий был еще обычным солдатом. В браке с Натальей родились две дочери.

Главный военный дирижер.
Начальник военно-оркестровой службы Вооруженных Сил РФ.
Художественный руководитель Академического ансамбля
песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова.

Валерий Халилов родился 30 января 1952 года в городе Термез, Республика Узбекистан. Вырос в семье военного дирижера. В четыре года начал сочинять музыку. С 11 лет стал воспитанником военно-музыкального училища в городе Москва. С 1970 по 1975 года обучался на военно-дирижерском факультете при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в классе профессора Г.П. Алявдина.

Его первым местом службы, в качестве дирижера, стал оркестр Пушкинского высшего военного командного училища радиоэлектроники ПВО. В 1980 году оркестр под управлением Халилова занял первое место на конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа. В 1981 году Халилов перевели преподавателем на военно-дирижерский факультет Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. В 1984 году перешел в управление военно-оркестровой службы ВС СССР.

С 2002 по 2016 года Халилов занимал пост Начальника военно-оркестровой службы Российской Федерации и Главного военного дирижера. В этой должности неоднократно выступал в качестве дирижера сводного военного оркестра, принимавшего участие в Парадах, посвященных Дню Победы на Красной площади. Позднее вошел в состав попечительского совета «Академии праздничной культуры».

В декабре 2006 года получил звание генерал-майора. В 2010 году удостоен звания генерал-лейтенанта. Состоял в Союзе композиторов России.

Валерия Халилова в апреле 2016 года назначили на должность Начальника ансамбля - художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова.

Халилов выступал организатором многих праздничных театрализованных мероприятий, участие в которых принимали как военные духовые оркестры России, так и коллективы из многих стран мира. Среди этих мероприятий были такие международные военно-музыкальные фестивали, как «Кремлевская зоря» и «Спасская башня». Являлся музыкальным руководитель международных военно-музыкальных фестивалей «Спасская башня», «Амурские волны» в городе Хабаровск, «Марш столетия», Международного военно-музыкального фестиваль в городе Южно-Сахалинск.

Гастролировал с ведущими оркестрами Вооруженных Сил Российской Федерации в Австрии, Швеции, США, Венгрии, Германии, КНДР, Монголии, Польше, Финляндии, Франции, Швейцарии, Бельгии. Перу Халилова принадлежат произведения для духового оркестра: «Адажио», «Элегия», марши - «Кадет», «Молодежный», «Рында», «Улан», романсы и песни.

Валерий Михайлович Халилов погиб 25 декабря 2016 года в авиационной катастрофе самолета Минобороны России в городе Сочи, направлявшегося в Сирию. Всего погибло 92 человека, в том числе 64 артиста возглавляемого им ансамбля имени Александрова, почти весь хор и часть музыкантов оркестра - баянисты и балалаечники.

За заслуги в профессиональной деятельности удостоен Почетного звания «Народный артист Российской Федерации». Награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, орденом Почета, медалями СССР и России. Лауреат премии Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства в номинации «Музыкальное искусство».

В субботу, в светлый праздник старого Нового года в московском Богоявленском храме отпели военного дирижера Валерия Халилова, который возглавлял ансамбль им. Александрова. Попрощаться с музыкантом пришли сотни человек - одноклассники по училищу, ученики и поклонники.

Валерий Халилов был очень талантливым композитором. «Это был высочайшего достоинства человек, - тихо рассказывал доцент академии им. Гнесиных Сергей Решетов. «Ведь по музыке человека всегда видно, что он из себя представляет. И в музыке Валеры были видны его благородство, его честь, его возвышенность. Он был настоящим военным дирижером - всегда подтянутый, стройный, до последних дней занимался спортом». «Говорят, что незаменимых людей нет, - помолчав, добавил Сергей Решетов. - Но в случае с Валерой это слишком большая утрата. До сих пор не верится, что его нет. С каждым днем все горше и горше».

Портал Правмир собрал фрагменты из нескольких интервью Валерия Михайловича - о детстве, профессии и вере в Бога.

О КРЕЩЕНИИ И ВЕРЕ

Меня крестили в четыре года. Рос я в деревне под Киржачом, моя бабушка была верующая, причем не просто набожная, как все старушки в те времена, а верующая глубоко, искренно. Она часто говорила мне: «Внучек, не нами заведено, не нам отменять», потому Православие и церковная жизнь казались мне чем-то совершенно органичным, неизменным и правильным. Деревянная часовенка, что стояла в нашей деревне, была разрушена, и по праздникам все бабушки ходили в монастырскую церковь в соседнее село. Я ходил вместе с ними, и я все помню, хотя и был маленький: леса наши сказочные, владимирские… поляны земляничные, маковки церквушек. Даже сама русская природа завораживает, а вот как можно не любить Церковь хотя бы как часть русской духовной культуры - я и вовсе не понимаю!

Я был крепышом, честно говорю, это сейчас я худой такой. Вообще я был такой полненький, толстенький, уже был, так сказать, осознанным человечком. Папа был коммунистом, и мама, используя возможность такую, что отец работал, а я был в деревне, она бабушке говорит: «Давай, пока отца нет». Но папа не то, что был против, но знаете, как в те времена? Он был армейским офицером, дирижером был, как и мой брат дирижер, и племянник в Севастополе сейчас дирижер, кстати сказать. Поэтому, может из-за того, что мама опасалась, если узнают у отца, могут что-нибудь сделать. Короче, меня крестили. Я вот этот момент очень хорошо помню, как меня в первый раз крестили. Меня посадили на подворье, на дворе, у нас так изба и двор перед избой. В тазик посадили с холодной водой. Ну как это? Батюшка наклонился надо мной, а я был здоровым таким мальчиком, и я ему вцепился в бороду. Вы знаете, как это… Попа за бороду.

Я был крещен в четыре года, и когда в сенях я спал, у меня над головой была картина. Я не помню, какая, там много было святых людей на этой картине, но меня вот каждый «отбой», как сейчас военным языком говорят, меня сопровождала эта картина. Когда я ложился спать, мальчишка совсем, в деревне в этой избе. Потом она пропала, потому что были такие времени, когда ходили, картины собирали, иконы. А у нас деревня неохраняемая, просто взломали и многие иконы во многих наших, в деревушке домах, просто… Тогда вот такое что-то было безобразие. Эта икона пропала. Кроме того, у нас такая деревня, такая живописная, такая потрясающая, небольшая, такая патриархальная, не верить во что-то там такое небесное просто невозможно при всей ее красоте.

Вот в такой среде я воспитывался. Это все, как говорится, от Бога. У меня вот эта русскость, она заложена вот этой деревней.

Вот это все подвигло меня к вере в Бога. Ну, и кроме такого, были просто случаи, очень интересные… а почему вот я жил, потом уже, сейчас это Якиманка называется. Как и раньше, кстати сказать, и там вот эта церковь, метро Октябрьская. И вот Пасха, я помню. Люди ходят вокруг церкви, это мне сильно запомнилось. Мы, молодежь, стоим на парапетах вокруг церкви, нас милиция туда не пускает. Туда проникают бабушки в косыночках с детьми с маленькими - пропускали. Мы туда пройти не можем, мы молодежь - нас туда не пускают, и я думаю, вот что они там делают, что они там творят, почему нас не пускают.

Вот вопрос: почему? Что там такого плохого они делают, почему нас не пускают? Меня всегда туда тянуло, потому что оттуда раздавалось пение, какие-то запахи, знаете это, свечные, вот это все, кресты, таинство какое-то. Это все равно привлекало. Вот чем больше запрещали, тем я больше туда в этом смысле тоже тянуло. Какие-то есть мелочи незамечаемые, а потом анализируешь: а почему ты так сделал? Да потому, что вот эта мелочь на тебя повлияла, поэтому к Богу идет каждый своей, безусловно, дорогой, и к этой дороге ведут какие-то может быть, даже мелочи какие-то, я не знаю. Знамения? Не знаю. Но привело, слава Богу!

О ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Папа у меня был военным дирижером. У меня сейчас младший брат военный дирижер. И действующий военный дирижер племянник, лейтенант, служит моряком в Севастополе. То есть у меня по мужской линии семья династийная, военные дирижеры. Благодаря отцу, я поступил в Московскую военно-музыкальную школу. И, честно говоря, поступив, я не понимал, зачем я туда поступил. Был оторван в 11 лет от домашнего уюта, попал в стены закрытого учебного заведения. Причем всё было присуще военному складу бытия: подъем, отбой, зарядки, физические нагрузки. И, конечно, общеобразовательные и музыкальные предметы. Срок обучения - 7 лет, поступив в 11, я закончил в 18. Весь мой физический, биологический рост пришелся на этот период. Школа заложила в меня то профессиональное образование, которым я до сих пор и пользуюсь. Вот так я стал военным дирижером.

О МУЗЫКЕ ДУХОВНОЙ И ВОЕННОЙ

Я часто думаю о внутреннем сходстве, казалось бы, противоположных сфер - военной и духовной музыки. Ведь у военной музыки потрясающая сила, и она, вопреки стереотипам, отнюдь не агрессивна. Мне больно слышать, когда говорят, что исполнение маршей - это шаг к милитаризации всей страны. Надо, как мне кажется, мыслить категориями художественного вкуса. Хороший марш написать так же трудно, как хорошую песню! Каждый великий композитор имеет свое лицо, национальная музыкальная традиция тоже: главная особенность нашей, российской, военной музыки - в особом мелодизме, в ее фольклорных, народных интонациях.

Умеют ли современные люди воспринимать классическую музыку? Определить, плохо или хорошо человек воспринимает музыку, можно только после того, как он научится воспринимать! А как человек откроет для себя прелесть классической музыки, если ему не прививали любовь к ней с самого детства? Есть в душе каждого из нас зона, открытая всему высокому и доброму - открытая правильной музыке. А правильной музыкой я называю ту, что в своем эмоциональном воздействии побуждает человека к самым лучшим поступкам - созиданию, творению. И если так называемая «легкая» музыка может служить ненавязчивым фоном, то классика - никогда. Слушать классику - работа души.

Люди во все времена - одни и те же, они всегда открыты хорошей музыке. А значит, мы должны просвещать в силу своих умений. Не хвалясь, могу сказать, что мы открыли для военных оркестров двери многих концертных залов: Большого зала Московской консерватории, Концертного зала имени Петра Ильича Чайковского, Международного дома музыки. И мы раздаем бесплатные билеты, невзирая на то, что по всем законам коммерции люди будто бы охотнее идут на мероприятия, когда купили билет за свои кровные деньги. Верите ли, я никогда не льстил себя надеждой, что все наши концерты будут проходить при аншлаге, но у нас люди на ступеньках сидят, лишь бы послушать музыку! И как после этого можно говорить, что современный человек не способен воспринимать классику?

Мы мечтаем вернуть духовую музыку в парки, к людям. Ведь людям сегодня особенно недостает чего-то настоящего… на работе, в быту, и мы стараемся восполнить эту насущную потребность живой музыкой, красивыми мелодиями. Вот приходит на концерт типично городской человек: слившийся с городом, не мыслящий своей жизни без горячей воды и телевизора, как будто прилипший, присохший к этой комфортной жизни. И вдруг он слышит звуки военного духового оркестра, окунается в другой мир и… оттаивает. Спросите его в эту минуту, о чем он сейчас думает, и он точно скажет: о любви, о детях, о родине, о Боге.

Знаете, я подметил удивительную вещь: духовой оркестр просто не может играть плохую музыку! Даже если музыканты плохонько играют - все равно эта музыка очаровывает, пусть даже некоторые звуки переданы неверно. Это как в природе: одному нравится осень, другому нет: все вянет, слякотно, ноги промокают. Но все равно каждое время года прекрасно! Так же и духовая музыка: сама ее природа, само дыхание ее - чистое, светлое.

Наверно, именно в этой плоскости музыка - военная ли или просто классическая - и пересекается с духовной жизнью. И мне очень хочется, чтобы моя работа воспитывала в людях только нравственное.

У меня шутка есть такая. Я говорю людям религиозным: «А вы знаете, у меня есть товарищ, который написал кандидатскую диссертацию на тему «Влияние духовой музыки на духовную жизнь духовенства». Это шутка, но конечно, на самом деле, и опять я говорю всегда об этом: техника развивается, но люди-то стремятся куда при урбанизации? Куда они стремятся? На природу. Я всегда сравниваю, посмотри, что в пятницу, что творится будет на дорогах - куда все бегут? В лес, на полянки, на природу.

Вот духовой оркестр - это природа, это живой звук, источаемый оттуда, изнутри. И даже если он играет примитивно, даже пацаны играют, самодеятельный оркестр - вот эти простые мелодии, вот этот примитивизм даже, в каком-то смысле, но подача вот этих звуков, вот этих природных, и опять говорю, на генном уровне заставляет людей слышать. Вокруг - раз, собирается, не хочу говорить, какие-то люди всякие, может быть даже странные, но они собираются, потому что видимо, вот эта наша музыка, она коим-то образом влияет на кору головного мозга. Собираются. Даже если плохенько играют - толпа собирается вокруг духового оркестра.

О МОЛИТВЕ В ВОЕННОМ МАРШЕ

Скажем, марш «Генерал Милорадович». Идею подсказал полковник Бабанко Геннадий Иванович, который во время моей службы в Пушкино был начальник политотдела училища и уже будучи на пенсии написал книгу «Генерал Милорадович», зная, что я пишу музыку, позвонил мне, и говорит: Валер, напиши музыку о генерале Милорадовиче, я тебе дам книгу почитать, а ты под впечатление этой книги напиши марш. И вот прочитав книгу, я понял, что судьба этого генерала совершенно необыкновенная и не просто забытая, но и в понятийном понимании она просто извращенная.

Генерал Милорадович, командуя арьергардом, не позволил противнику в желаемое для него время столкнуться с нашими войсками. Герой войны 1812 года. В 1824 году декабрьское восстание. Сенатская площадь. Как известно, декабристы вывели войска. Милорадович был генерал-губернатором Санкт-Петербурга. Когда он въехал на Сенатскую площадь, войска, узнав его, стали падать ниц. И один из декабристов, бывший поручик Каховский, видя, что сейчас произойдет перелом в восстании, он из дамского пистолета сзади нанес смертельное ранение Милорадовичу, от которого он скончался.

Так вот улица Каховского в Питере есть, а вот улицы Милорадовича нет. Да и вообще фамилия Милорадович возникла после того, как царь вызвал к себе Храбреновича, его предка, и сказал: ты мне очень мил своей храбростью, станешь Милорадовичем. И в этом марше впервые я использовал молитву, причем музыку к этой молитве я написал сам. Такого аналога нет. И если послушать марш внимательно, можно вообразить себе и светскую жизнь Санкт-Петербурга, и молебен перед боем, и возвращение этих русских воинов. Всё это с хором.

Кстати сказать, в марше, в нашем российском и советском, это впервые - внедрение молитвы в марш. Это я сделал, исходя из того образа, который мне сулил сам генерал Милорадович, потому что он был безусловно православным, верующим человеком, а коль войска уходят на поле брани, то всегда был молебен. Так вот этот молебен я сделал - я в Евангелии при помощи верующего человека нашел слова, посвященные «нашим воям», и положил на эти слова, как обычно делается, музыку. Вы услышите вот эту молитву в середине марша. А потом Вы услышите победоносное шествие, возвращение под салют наших войск с поля брани, и опять услышите первую часть, опять возвращение к светской жизни. Вот такое в течение, я не знаю, по-моему, пяти или четырех с половиной минут, перед Вами пронесется жизнь как бы этого генерала славного Милорадовича. Вот это марш, это русский марш, я его написал.

В нем ничего нет такого предосудительного, касаемого, как говорят, извините за выражение, сапога - такого нет. Это очень такой светский, очень красивый, мне кажется, марш. Его, кстати сказать, многие дирижеры полюбили и часто исполняют, хотя он трудный для исполнения.

О ВОЕННЫХ МУЗЫКАНТАХ РОССИИ

Наша страна - единственная, где существует отлаженная система подготовки военных дирижеров. За границей ими становятся люди, уже имеющие высшее музыкальное образование и прошедшие аттестацию по физической подготовке. А у нас армия сама выращивает себе музыкантов. Сначала среднее образование - Московское военно-музыкальное училище принимает девятиклассников, после окончания учебы они могут поступать в Институт военных дирижеров на базе Военного университета Минобороны. Такая система обучения и воспитания дает специалиста, знакомого с армейской жизнью изнутри. Приходя в оркестр лейтенантом, он уже знает, что и как делать. Это положительно сказывается на мастерстве наших оркестров. К примеру, во время парада на Красной площади 1000 военных музыкантов наизусть играют около 40 композиций. Иностранцы удивляются синхронности и красоте исполнения.

ВИДЕОПЕРЕДАЧИ С ВАЛЕРИЕМ ХАЛИЛОВЫМ

Знаменитый военный дирижер страны Валерий Михайлович Халилов погиб в авиакатастрофе у сочинского побережья 25.12.2016 года. С ним трагически ушел из жизни весь состав художественного ансамбля имени Александрова. Всего на борту летательного аппарата было около 100 человек, большая часть из них это участники ансамбля.

Родился Валерий Халилов в Узбекистане 30.01.1952 года. Валерий начал заниматься музыкой в четыре годика, именно тогда он сочинил свое первое музыкальное творение. Будучи подростком Халилов поступил в военно-музыкальное училище, которое он окончил с отличием. По окончании учебы его взяли дирижером в училище радиоэлектроники ПВО. За свою карьеру Валерий получил множество заслуженных наград, что позволило ему управлять советской военно-оркестровой службой ВС.

Главным дирижером Вооруженных сил РФ Халилов стал вначале 2000-х. Но в 2016 году министр обороны Сергей Шойгу назначил Валерия директором Академического ансамбля имени А.В. Александрова. Помимо всего прочего, он считается Народным артистом России и Лауреатом премии правительства РФ в области туризма.

Валерий Халилов личная жизнь

Валерий Халилов запомнился всем как грамотный организатор многих театрализованных шоу и программ. Несмотря на все трудности в его жизни, он был глубоко верующим человеком и скромным профессионалом.

Военный дирижер страны был женат на прекрасной женщине, которая всегда была рядом с ним. Также имел двух замечательных дочерей. Брат Валерия Александр является полковником и старшим преподавателем в военном институте.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Халилова Валерия Михайловича

Халилов Валерий Михайлович − композитор, главный военный дирижер России, известный как организатор праздничных театрализованных представлений. Носил воинское звание генерал-лейтенанта.

Начало музыкального пути

Валерий Михайлович родом из узбекского города Термез. Там он появился на свет 30 января 1952 года. Когда Валере исполнилось девять лет, семья переехала в столицу СССР. Будущее мальчика было предопределено профессией его отца, военного режиссера. Вместе с тем смышленый ребенок довольно рано проявил свои музыкальности наклонности. Первые ноты в своей жизни он сочинил уже в четыре года, а уже с одиннадцати был зачислен в московское военно-музыкальное училище. Живописное место, где оно располагалось (Серебряный Бор), благоприятствовало творческим начинаниям. Здесь подросток не только овладевал инструментами, но и сочинял музыку. Параллельно приучался к четкому армейскому режиму. Конечно, о полноценной воинской службе речь не шла, однако распорядок дня максимально приближался к солдатскому. Пришлось привыкать к казарменному положению.

Зато в 1967 года Валерий Халилов получил незабываемые впечатления от необычайно красивого и мощного военного парада на Красной площади, по которому торжественно прошел в составе роты барабанщиков. До сих пор Валерий Михайлович вспоминал об этом с мальчишеским восторгом и гордостью. Впоследствии он не раз маршировал по главной площади страны, но тот период юности он забыть не в состоянии.

В период с 1970 по 1975 год проходил обучение в Московской государственной консерватории им. на факультете, где готовили руководителей исполнения ансамблевой музыки в армии. Наставником юноши являлся выдающийся советский дирижер Георгий Алявдин.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Главный военный музыкант страны

После окончания этого заведения Халилов прибыл в распоряжение командования Пушкинского высшего училища радиоэлектроники войск противовоздушной обороны. Молодому специалисту доверили дирижировать оркестром. Валерий рьяно и со знанием дела взялся за исполнение служебных обязанностей, в результате чего спустя короткое время вывел свой творческий коллектив на лидирующую позицию в Ленинградском военном округе. На окружном конкурсе военных оркестров курсанты Халилова вышли на первое место.

С 1981 года занимался преподавательской деятельностью, а в 2002-м возглавил оркестровое подразделение вооруженных сил России. Привлекался к разработке многих зрелищных представлений, в частности, фестиваля «Спасская Башня». История этого популярного патриотического мероприятия началась с 2007 года.

Валерий Халилов всегда придерживался мнения о том, что армейский оркестр непременно нужно ставить во главу угла. Именно поэтому, по его словам, профессию военного музыканта нужно уважать, а ее представителей всячески поддерживать.

Гибель

Жизнь Валерия Халилова трагически оборвалась 25 декабря 2016 года в авиакатастрофе над Черным морем. Генерал погиб в результате падения самолета, на котором он с музыкантами направлялся в Сирию.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения