Наблюдение как метод исследования: инструментарий, техника проведения. Наблюдение как исследовательский метод

Наблюдение - это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. В деятельности педагога могут применяться различные виды объективного наблюдения.

Виды наблюдений

Непосредственное

Проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом.

И

Опосредованное

Используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение воспитателей; аудио-, кино-, и видеозаписи.

Открытое (явное)

Наблюдение, протекающее в условиях осознанного педагогом и детьми факта присутствия посторонних лиц.

Поведение ученика, знающего, что за ним наблюдают, меняется. Важно, чтобы цель наблюдения прямо не сообщалась.

И

Скрытое

Наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении.

Использование скрытых камер и т.д.

Включенное (причастное)

Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри».

Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы.

И

Не включенное (непричастное)

Исследователь ведет наблюдение извне.

Систематическое (сплошное)

Регулярное наблюдение в течение определенного периода. Фиксируются все проявления психической деятельности ребенка:

Дневники родителей;
дневники педагогов.

И

Несистематическое (выборочное)

Наблюдается какой-либо один психический процесс, какое-либо одно психическое явление:

Навыки общения воспитателя с ребенком;
речь ребенка.

Долговременное

Наблюдение при изучении психического развития детей в течение нескольких лет.

И

Кратковременное

Разные варианты:

1. наблюдение деятельности ребенка в определенное время дня в течение одного часа;

2. наблюдение для замера интервалов времени частности событий и т.д.

Казуальное (причинное)

Наблюдение отдельных случаев, которые имеют какой-либо интерес.

Наблюдение за данным случаем, чтобы получить представление о нем (наблюдение за возбудимым ребенком).

И

Эпизодическое

Фиксируются отдельные факты поведения, типичные для данного ребенка.

Внешнее
(наблюдение со стороны)

Способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со стороны.

И

Внутреннее (самонаблюдение)

Переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими
ощущениями.

Приведенная классификация наблюдений условна и отражает лишь наиболее значимые их особенности. В связи с особенностями каждого вида наблюдения оно должно быть применено там, где может дать наиболее полезные результаты.

Следует отметить и наблюдение значимых ситуаций. Значимые ситуации могут быть в игровой, учебной и других видах деятельности детей. Так, они могут бурно реагировать на приход в группу нового человека, например Деда Мороза; на внесение новой игрушки, на удачно выполненную работу и т.д. Наблюдения за детьми в значимых ситуациях помогут воспитателю понять особенности взаимодействия в группе, ролевое поведение отдельных детей, их статусы и т.д.

Проведение исследования с помощью метода наблюдения требует особой подготовки наблюдения. Необходимо иметь предварительный опыт проведения наблюдения, ЦЕЛЬ наблюдения (для чего, с какой целью), знать теоретические основы.

На основе ЦЕЛИ наблюдения выбрать ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ и ситуацию наблюдения (что наблюдать?). Затем хорошо продумать ПЛАН, СИСТЕМУ КАТЕГОРИЙ, ПРОТОКОЛЫ наблюдений и т.п. Выбрать СПОСОБ наблюдения, наименее влияющий на исследовательский объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать?).

После этого выбрать СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ наблюдаемого (как вести запись?).

Общая характеристика наблюдения

Метод наблюдения

Симптомы наблюдения

1. Движения, действия,
поступки, деятельность.

2. Мимика, жесты, пантомима.

3. Высказывания, речь,
словесные реакции.

4. Вегетативные реакции.

1. Наличие цели и разработанной схемы наблюдения (составленные после предварительного изучения объекта и предмета исследования).

2. Условия, наиболее характерные для изучаемого явления.

3. «Законсперированность» наблюдения и его целей деловыми, с точки зрения испытуемого, взаимоотношениями с ним.

4. Немедленная, систематическая и возможно полная регистрация результатов (факты, а не их толкование): протоколирование с помощью условных значков, стенографирования;
система категорий и оценочных шкал;
магнитофонная запись, фото-, кино- и видеорегистрация.

5 . При наблюдении за сложными процессами (например, занятия в группе) могут работать два и более наблюдателей. Каждый должен иметь точно определенные цели и свои задачи наблюдения (подготовка наблюдений, координация их деятельности).

6. Систематичность проводимых наблюдений.

Достоинства

Недостатки

1. доступность, дешевизна средств.

2. не искажает естественного протекания
психических процессов.

3. богатство собираемых сведений.

1. Большие затраты времени в связи с пассивностью наблюдателя (позиция выжидания). Трудно предвидеть, когда появится нечто важное с точки зрения исследуемой проблемы. Некоторые
явления недоступны наблюдателю.

2. Невозможность повторного наблюдения тождественных факторов.

3. Трудность установления причины явления:
слитность наблюдаемых факторов с попутными явлениями;
много не учитываемых условий;
возможность субъективизма.

4. Трудность статистической обработки.

Результаты зависят от опыта, научных взглядов, интересов исследователя.

Наблюдение - процесс сложный. Он требует особой подготовки наблюдателей.

Перед проведением исследования с помощью метода наблюдения желательно провести ТРЕНИРОВОЧНОЕ наблюдение, чтобы вскрыть предстоящие трудности и приобрести основные умения наблюдения.

Могут возникнуть трудности наблюдения (это, как правило, при исследовании комплексных явлений и когда явление протекает в большом темпе и постоянной смене ситуаций). После проведения основных наблюдений происходят обработка и интерпретация полученных данных (каков результат?).

Система категорий и оценочных шкал содержит полное описание всех видов возможного поведения. Служит важным средством уточнения и облегчения наблюдения. Она выполняет роль:
а) вспомогательных средств для более точного аналитического наблюдения;
б) позволяет научно обрабатывать наблюдаемые факты;
в) сделать соответствующие выводы.

Основные виды категориальных систем

I a. Полная категориальная система

Любое проявление поведения включается в список категории, например изучение отношения ученика к коллективу (Залужный А. С. Детский коллектив и методы его изучения. М., 1931).

Тип поведения

Действие

Речь

Объекты наблюдения

а

б

I. Асоциальное

Отворачивается, убегает, защищается

Хнычет, плачет, кричит о помощи

II. Антисоциальное

Разрушает, отнимает, гонится, бьет

Угрожает, требует, дразнит, ругает

III. Пассивно-социальное

Присоединяется, приветствует, старается

Беседует, приветствует, просит

IV. Активно-социальное

Предлагает, ласкает, показывает, помогает, исправляет, берет инициативу

Беседует, инсценирует, информирует, советует, критикует, призывает к сотрудничеству

II a. Континуальная категориальная система

Качественные показатели располагаются в непрерывном ряду (например, «ребенок ВНИМАТЕЛЬНЫЙ <---> НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ»).

Классификация может быть по следующей непрерывной системе:

II б. Дисконтинуальная категориальная система

Не представляет собой континиум непрерывного ряда, например, при решении математических задач система категорий строится так, чтобы можно было следить за процессом их решения (задач).

Понимание задачи

Востребование информации

Oбсуждение

Варианты решения

Отрицание варианта

Не относящееся к задаче

III a. Категориальная система одного изменения

III б. Категориальная система нескольких параметров изучаемого

IV. Категории по характеру требований к уровню научного наблюдения.

IV a . Регистрируется явление так, как его видит наблюдатель (например, поднимает руку ребенок или нет).

IV 6 . Исследователь должен знать суть исследуемого вопроса, его логику. Он должен быть подготовлен к наблюдению, так как требуется высокий уровень интеллектуального усилия.

Протоколирование наблюдения позволяет возвращаться к наблюдаемым фактам. Протокол является основой и исходным моментом дальнейшего анализа:

  • записи должны быть достаточно подробными, чтобы можно было провести объективный анализ;
  • делать записи на месте наблюдения или сразу после исследования. После наблюдения просмотреть записи, откорректировать их и дополнить.

Форма ведения протокола определяется:

  • предметом, задачей и чистотой исследования;
  • наличием подготовленного континиума, условных знаков для регистрации фактов;
  • наличием технических средств (видео и пр.);
  • повторяемости определенного рода наблюдаемых фактов;
  • записывать только факты, а не их истолкование;
  • каждую реплику, действие воспринимать не изолированно, а в связи с другими действиями, словами, сопутствующими явлениями;
  • все записи необходимо сразу же обработать. Не накапливать большого количества материала наблюдений, так как обработка требует больше времени, чем само наблюдение.

ЗАДАЧА. В связи с целью исследования рекомендуется тщательно продумать план наблюдения.

Почему следует тщательно продумывать план наблюдения?

ОТВЕТ. Обычно мы быстро выделяем в своем восприятии то, о чем знаем. С развитием наблюдательности улучшается способность подмечать существенные, характерные (в том числе и малозаметные) свойства предметов и явлений. С развитием наблюдательности эффективность исследовательской работы возрастает.

ЗАДАЧА. Обычно в психологии выделяют наблюдения житейские и научные. Чем отличается наблюдение научное от житейского (что характерно для научного наблюдения)?

ОТВЕТ. Для научного наблюдения характерны:
1. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ (наличие цели и плана позволяет собирать существенный материал исследования).
2. ПЛАНОМЕРНОСТЬ (позволяет определить программу наиболее эффективного исследования, т.е. когда, где и при каких условиях будет проведено наблюдение).
3. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ (позволяет выделить закономерные процессы).
4. АНАЛИТИЧНОСТЬ (позволяет объяснить наблюдаемые факты).
5. РЕГИСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ (исключает ошибки памяти, уменьшает субъективизм выводов).
6. ОПЕРИРОВАНИЕ ОДНОЗНАЧНЫМИ ПОНЯТИЯМИ специальных терминов (позволяет четко обозначить наблюдаемый материал).

ЗАДАНИЕ. Составьте характеристику личности ученика на основе особенностей проявления, выраженности и устойчивости его интересов. Наблюдение по плану:

1. Общие интересы:

  1. спорт;
  2. туризм;
  3. шахматы;
  4. техника;
  5. конструирование;
  6. музыка;
  7. изодеятельность;
  8. литература;
  9. художественная самодеятельность;
  10. экономика.

2. Выраженность:

  1. проба сил;
  2. эпизодичность;
  3. постоянство.

3. Деятельность:

  1. практическая;
  2. теоретическая.

4. Устойчивость:

  1. высокая;
  2. средняя;
  3. невысокая (ситуативность).

5. Умственная активность:

  1. самостоятельная;
  2. несамостоятельная.

6. Сложность:

  1. а) большой объем;
  2. б) средний;
  3. в) малый.

7. Владение навыками:

  1. сложными;
  2. средними;
  3. постоянными.

8. Творческая выраженность:

  1. самостоятельное творчество;
  2. воспроизведение с усовершенствованием;
  3. воспроизведение.

Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни. Мы наблюдаем за игрой детей, за пациентами поликлиник во время ожидания приема и т.д. Иногда мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими людьми, иногда - это просто мимолетные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся, когда комментатор информирует нас о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает скрытой камерой участников наблюдаемых событий, учитель, апробируя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т.п. Таким образом, во многих сферах социальной практики наблюдение успешно используется для изучения реальности. В науке метод наблюдения также используется уже много столетий, хотя в методологическом плане он стал объектом пристального изучения особенно в последние годы.

Наблюдение можно определить как метод сбора социальной информации путем непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях.

В социологических исследованиях встречаются две разновидности метода наблюдения в зависимости от степени стандартизации техники наблюдения. Стандартизированная техника наблюдения предполагает детально разработанный список явлений, событий, характеристик, признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдений, инструкции для наблюдателей, единообразные карточки для регистрации наблюдаемых явлений. Этот вид наблюдения называют структурированным или стандартизированным.

Вторая разновидность методики наблюдения - неструктурированное или нестандартизированное наблюдение. В этом случае исследователь определяет лишь общие направления наблюдений, а формой регистрации данных является дневник наблюдателя, где результаты фиксируются в свобод ной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.

Примером стандартизированной методики наблюдения может служить применяемая чаще всего экономистами методика моментных наблюдений за использованием оборудования и затрат рабочего времени. Сущность этого метода, к которому могут обращаться и социологи, для решения своих задач, состоит в том, что группа наблюдателей по стандартной методике фиксирует не абсолютные затраты времени или простои оборудования (работа, переговоры, простои т.п.), а сам факт, т.е. число наблюдаемых видов затрат на момент обследования. Для регистрации моментных наблюдений разрабатывается специальный «Наблюдательный лист», который представляет собой таблицу. Строки таблицы содержат порядковые номера и фамилии, имена и отчества рабочих и строки для суммирования данных по столбцам. Столбцы содержат данные по следующим разделам.

Время нормируемое (работы):

Подготовительное и заключительное;

Оперативной работы;

Обслуживание рабочего места;

На отдых и личные надобности;

Итого работы.

Время ненормируемое (потери):

1. По организационным причинам:

отсутствие материала;

хождение за материалами, заготовками;

ожидание транспортных средств;

2. По техническим причинам:

отсутствие приспособления, инструмента, документации;

ожидание ремонта и ремонт оборудования;

наладка и переналадка оборудования;

отсутствие электроэнергии;

3. По причинам, зависящим от рабочих:

позднее начало и преждевременное окончание работы;

без уважительной причины;

другие причины;

итого потерь рабочего времени.

4. Количество наблюдений (обходов за смену).

Номер обхода.

Время обходов:

окончание.

«Наблюдательный лист» включает также данные с местаи времени наблюдений (цех №), участок____ , дата наблюдения, количество рабочих, число наблюдений, число обходов ___, смена____, цель наблюдений.

Исследователем разрабатывается и включается в наблюдательный лист маршрут обхода наблюдаемых объектов.

Методом моментных наблюдений может изучаться работа предприятий сферы обслуживания, здравоохранения и др. Возможности этого метода используются социологами далеко не полностью.

Другим примером стандартизированного наблюдения может служить методика самофотографии бюджетов времени (суточных или недельных). В этом случае методика основана на самонаблюдении респондента и регистрации затрат времени в специально разработанном стандартном бланке, содержащем перечень видов деятельности в течение суток (по строкам таблицы) и специальных граф (столбцов таблицы), предназначенных для записи затрат времени.

Неструктурированное наблюдение используется чаще всего на подготовительном этапе исследования, когда исследователю необходимо глубже понять проблемную ситуацию, «нащупать» контуры проблемы, уточнить гипотезы, выяснить возможные источники информации по изучаемой проблеме и методы работы с ними.

Примером подобного использования наблюдения может служить проведенное белорусским социологом включенное наблюдение на этапе разработки исследовательской программы. Предметом исследования являлось отношение, рабочих одного из минских заводов к новой системе организации труда. Социолог-наблюдатель работал сначала на вспомогательных работах, что давало возможность контактировать со многими членами первичного коллектива, наблюдать различные производственные ситуации, войти в коллектив, адаптироваться к внутригрупповым нормам. Затем социолог-исследователь стал работать станочником, включившись в наблюдаемую ситуацию с позиции рабочего-профессионала. Результаты наблюдения ежедневно записывались в дневник. Следует заметить, что после первичной адаптации в коллективе социолог раскрыл свое «инкогнито» и наблюдение стало открытым. Результаты наблюдения использовались не только о содержательными, но и с методическими целями для сравнения с результатами анкетного опроса. По данным этого исследования информация об отношении рабочего к мастеру, начальнику цеха, в тех случаях, когда она получена методом опроса, больше подвержена ситуационным воздействиям, чем при использовании метода наблюдения. Другим методическим результатом включенного наблюдения явилось формирование требований к включенному наблюдению. Приведем важнейшее из них. Во-первых, социолог-наблюдатель должен работать в изучаемом коллективе по специальности не очень сложной. В противном случае не остается времени на наблюдение - все внимание сосредотачивается на производственных операциях. Во-вторых, работа, которую выполняет социолог-наблюдатель, должна давать возможность контактировать со многими членами коллектива, чтобы наблюдать их в различных производственных ситуациях, в-третьих, социолог должен иметь исходную профессиональную производственную подготовку для вхождения в наблюдаемый коллектив.

Сбор данных в неструктурированном наблюдении не исключает при их обработке систематизацию с помощью формализованных методов, предполагающих получение некоторых количественных характеристик. Часто результатом неструктурированного наблюдения является разработка стандартных, формализованных процедур наблюдения.

Наблюдение в социологическом исследовании может использоваться и как этап исследовательского процесса и как самостоятельный метод изучения. В последнем случае он наиболее эффективен для социальных явлений, развитие которых может быть понято лишь внутри их естественного окружения. Опросы и эксперименты ориентированы на измерение социальных характеристик в некоторой условной ситуации. Например, в опросе общественного мнения индивида могут опросить на дому, на рабочем месте. Но не всякие явления могут быть изучены таким образом. Отклоняющееся поведение, социально неодобряемые действия, религиозное поведение и т.п. требует активного привлечения методов наблюдения. Одним из ярких в этом отношении исследований явилось изучение методом включенного наблюдения жизни бродяг Чикаго бродягой Н. Андерсоном. История знает и немало других исследований подобного рода, проведенных в последствии: это работа Трашера по изучению городских банд (Чикаго 1928), В. Уайта по изучению банд Бостона и др.

Самостоятельную роль метод наблюдения играет при изучении уникальных и быстротечных явлений общественной жизни, и при монографическом исследовании отдельных локальных объектов и явлений.

Схематично можно выделить несколько типов социальных явлений, могущих стать объектами наблюдения: это отдельные действия индивидов и групп, деятельность в целом, значение действий, участники, зависимости между индивидами и группами, окружение (обстановка).

Приведем пример разработки методического инструментария для изучения собраний как канала выражения общественного мнения. Процедура стандартизированного наблюдения предусматривала расчленение хода собрания на отдельные компоненты. Для сбора и регистрации данных разрабатывалась отдельная регистрационная карточка. В общей сложности процедура наблюдения включает девять документов (карточек) для регистрации данных по отдельным этапам, периодам собрания:

I. Общая характеристика собрания:

Дата проведения собрания.

Предприятие (учреждение, организация)

Подразделение.

Тип собрания (производственное, профсоюзное, общее);

Повестка дня.

Намеченное время собрания (час, мин.).

Место проведения собрания.

Время начала наблюдения.

Место для дополнительных заметок наблюдателя (если собрание не состоялось, укажите причины срыва или переноса, кратко опишите место, где проходило собрание).

II. Ситуация непосредственно перед началом собрания.таблицы. По строкам таблицы фиксируются элементы поведения, реакции: разговоры, в том числе связанные с вопросам повестки дня и посторонние разговоры. По столбцам таблиц фиксируются доли участников собрания, ведущих те или иные разговоры (большинство, около половины, меньшинство, несколько человек, 1-2 человека). В этой карточке отведено место для записей тем разговоров, реплик и проявлений отношения к собранию. Отведены графы для заметок о том, нарушает (или не нарушает) присутствие наблюдателя естественный хо, событий.

III. Организационный период. Эта карточка, как и другие, содержит закодированный список переменных, где наблюдатель только обводит кружком код, соответствующий наблюдаемой ситуации.

1. Собрание началось:

а) в назначенное время;

б) с опозданием на 10 мин;

в) с опозданием до 20 мин;

г) с опозданием до 30 и более минут.

По списку состоит _____чел; объявлено, что присутствует чел; данные наблюдения, чел.

На собрании присутствовало (оценка наблюдателя):

а) подавляющее большинство;

б) большинство;

в) около половины;

г) менее половины.

4. Состав президиума был предложен:

а) лицом, открывшим собрание;

б) одним лицом из аудитории (список);

в) несколькими лицами из аудитории (персонально).

5. Состав президиума утверждался собранием:

а) по списку;

б) персонально.

6. Ситуация во время выборов президиума, утверждениеповестки дня и регламента. Эта ситуация фиксируется в таблице, где по строкам содержится описание элементов поведения по следующим четырем группам.

Первая группа:

а) проявление интереса к составу президиум»;

б) отсутствие интереса к составу президиума;

в) ситуация неясна.

Вторая группа:

а) проявление интереса к обсуждаемому вопросу,

б) отсутствие интереса к обсуждаемому вопросу;

в) ситуация неясна.

Третья группа:

а) предложение увеличить время на доклад (выступление);

б) предложение уменьшить время на доклад (выступление);

в) споров по регламенту не было;

г) регламент не устанавливался.Четвертая группа:

а) президиум предложил записываться в прения;

б) президиум не предлагал записываться в прения.

Столбцы данной таблицы включают доли участников собрания, для которых наблюдаются те или иные элементы поведения, указанные в строках таблицы. Участники собрания: большинство, около половины, меньшинство, несколько человек. В таблице предусмотрено место для записи высказываний, реплик и визуально наблюдаемых реакций участников собрания.

Для изучения других элементов собрания разрабатывались следующие документы.

Карточка выступающего, докладчика.

Карточка для регистрации реакций участников собрания на выступление, доклад.

VI. Карточка наблюдения за общей ситуацией во времяпрений.

VII. Карточка наблюдений за ситуацией во время принятия решения по вопросу повестки дня.

VIII. Карточка наблюдения за ситуацией во время принятия поправок и дополнений к проекту решения.

IX. Карточка наблюдений за ситуацией после окончания собрания.

Цель: познакомить с методом наблюдения, его видами, научить использовать его в ходе научного исследования.

План занятия:

1. Определение понятия "Метод наблюдения"

2. Объекты педагогического наблюдения

3. Классификация видов наблюдения

4. Использование метода наблюдения в научном поиске
решения проблем.

Основные понятия темы:

Объект, наблюдение, эксперимент, познание

1. Суть понятия "Метод наблюдения".

Среди методов исследования во многих науках встречается наблюдение. Это один из древнейших методов познания действительности человеком. В педагогике до сих пор наблюдение является наиболее распространенным и часто употребляемым методом, особенно в сочетании с другими методами исследования: экспериментом, изучением детей, беседой.

Наблюдение - это целенаправленное и планомерное восприятие явление, процесса, объекта и др, результаты которого фиксируются наблюдателем - исследователем.

Сущность наблюдения - точная и полная фиксация фактов с помощью всех органов чувств и имеющегося жизненного опыта, знаний и умений.

"Наблюдение - это активная форма чувственного
познания, имеющая целью накопление фактов, образование
первоначальных представлений, образования

первоначальных представлений об объектах окружающего мира... Наблюдение есть восприятие, тесно связанное с мышлением.." (Педагогическая энциклопедия...)

Важная черта научного наблюдения- уметь видеть думая и

анализируя: вычленять существенные признаки из общей картины наблюдаемого процесса, группировать факты, свойства, явления по единому основанию (критериям, признакам), видеть сходство и различие в родственных или похожих явлениях, событиях, классифицировать и обобщать результаты первичных наблюдений.

Наблюдение неотделимо также и от речи, т е умения выражать виденное точно, полно, последовательно и объективно. Нельзя увидеть все, но надо увидеть главное, иначе ценность полученной информации будет низкой и малонаучной.

Следовательно, методом наблюдения может пользоваться учитель или исследователь, обладающий развитой наблюдательностью, умением мыслить и выражать точно и объективно ход процесса, явления, события, факта в письменной и устной речи. При кажущейся простоте метода требуется длительная и серьезная подготовка, чтобы правильно использовать наблюдение в качестве метода исследования.

Наблюдение - это эмпирический метод научного исследования, предполагающий целенаправленное и планомерное восприятие явлений, ре­зультаты которого фиксируются наблюдателем.

Наблюдение проводится с целью изучения специфических особенностей и изменений какого-либо явления, находящихся в определенных условиях. Ре­зультаты наблюдения зависят от уровня опыта и квалификации исследователя. Наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью, поэтому ин­терпретация результатов может быть в духе ожиданий наблюдателя. Поэтому наблюдение должно сочетаться для большей объективности с другими метода­ми исследования.

Функция наблюдения состоит в избирательном приеме сведений об изу­чаемом предмете, процессе, явлении в условиях обратной и прямой связи ис­следователя с предметом наблюдения.

Введение.

I. Наблюдение – метод сбора научной информации.

II. Разновидности метода наблюдения.

III. Классификация видов наблюдения.

Заключение.

Список литературы

Введение.

Наблюдение является старым методом социальной психологии и иногда противопоставляется эксперименту как несовершенный метод. Вместе с тем далеко не все возможности метода наблюдения сегодня исчерпаны в социальной психологии: в случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важную роль. Главная проблема, которая встает при применении метода наблюдения, заключается в том, как обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, что бы прочтение протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы. На обыкновенном языке этот вопрос может быть сформулирован так: что наблюдать? Как фиксировать наблюдаемое?

Для того что бы ответить на ряд этих вопросов, необходимо более подробно ознакомиться, что же собой представляет социологическое наблюдение.

В реферате на тему “ Наблюдение как метод социально – психологического исследования ” рассказывается о том, что представляет собой один из методов сбора научной информации – наблюдение.

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается выбор темы реферата.

Основная часть включает в себя 3 вопроса. В первом - подробно раскрывается понятие наблюдение, его достоинства и недостатки. Во втором вопросе – рассказывается об основных областях применения социологического наблюдения. В третьем вопросе показана классификация видов наблюдения.

В заключении делается вывод о важности метода наблюдения.

1. Наблюдение – метод сбора научной информации.

Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная область знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится и к социальной психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированны методы самых разных наук. Это – методы математики, общей психологии, ряда других наук.

Наряду с математизацией и технизацией исследований в социальной психологии не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, такие, как наблюдение, опрос.

В моем реферате на тему “” рассмотрен и раскрыт один из традиционных методов сбора научной информации – наблюдение.

Если данные об обследуемом процессе, о деятельности индивидов, группы, коллектива в целом должны быть максимально “очищены” от рациональных, эмоциональных и прочих свойств респондентов, то прибегают к такому методу сбора информации, как наблюдение.

Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике. Регистрируя факты окружающей социальной действительности и свое поведение, человек пытается выяснить причины тех или иных поступков и действий. Житейские наблюдения отличаются от наблюдений научных прежде всего тем, что они случайны, неорганизованны и бесплановы.

Так как социологическое наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них, имеет много общего с тем, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится. Но есть и большие различия. Социологическое наблюдение как метод сбора научной информации – это всегда направленное, систематическое, непосредственное прослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов, событий. Оно служит определенным познавательным целям и может быть подвергнуто контролю и проверке.

Метод наблюдения использовался еще на этапе становления марксистской социологии. Ф. Энгельс в течении 21 месяца непосредственно по личным наблюдениям и в личном общении изучал английский пролетариат, его стремления, страдания, радости.

Интересный опыт использования метода наблюдения и анализа его результатов накоплен в русской литературе 40-х годов XIX века. В социальной беллетристике этого периода тесно сплете­ны гражданские чувства и умонастроения близкой к народу интеллигенции, поиски художествен­ного отражения жизни различных социальных групп, черты научного, социологического видения общественного развития. Писатели, близкие к В.Г. Белинскому и Н.А. Некрасову, не только дали точные зарисовки быта, поступков, элементов сознания представителей многих социальных, профес­сиональных сообществ, но и создали типологические образы, обобщенные социолого-художественные типы людей своего времени. Общий гуманистический пафос их произведений, а также использованный ими метод сбора и осмысления фактов общественного бытия в значительной мере предопределили как характер более поздней прогрессивной русской литературы, так и спе­цифику становления отечественной социологии.

Наблюдение - это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психоло­гии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением. Необходимо поэ­тому прежде всего установить общие основные условия, ко­торым вообще должно удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом.

Первое основание требование - наличие четкой целевой устновки: ясно осознанная цель должна руководить наблюдате­лем. В соответствии с целью должен быть определен план на­блюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и система­тичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Они должны исключить элемент слу­чайности, свойственный житейскому наблюдению. Таким об­разом, объективность наблюдения зависит прежде всего от его плановости и систематичности. И, если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избиратель­ный характер. Наблюдать все вообще в силу безграничного мно­гообразия существующего совершенно невозможно. Всякое на­блюдение поэтому носит избирательный, или выборочный, ча­стичный характер.

Наблюдение становится методом научного познания лишь постольку, поскольку оно не ограничивается простой регистра­цией фактов, а переходит к формулировке гипотез с тем, чтобы проверить их на новых наблюдениях. Действительно научно-плодотворным объективное наблюдение является в том случае, когда оно связано с установлением и проверкой гипотез. От­деление субъективного истолкования от объективного и выклю­чение субъективного, производится в самом процессе наблюде­ния, соединенного с постановкой и проверкой гипотез.

Квалификация событий: единицы и категории наблюдения.

В отличие от житейского научное наблюдение опосредовано исследовательскими целями, определяющими предмет наблюдения и область фактов, которые включаются в изучаемую реальность. Оно опосредовано также теоретическими представлениями об изу­чаемой реальности и выдвигаемыми познавательными гипотезами. Для наблюдения как способа сбора данных характерна существенная особенность: теоретические представления исследователя включены не только в объяснения наблюдаемого, но и в сам процесс наблю­дения, в само описание наблюдаемого. В обыденной жизни мы от­ражаем окружающий нас мир в системе закрепленных в языке зна­чений. При социально-психологическом наблюдении субъект наблюдения ис­пользует специально выделенные категории и единицы, выступаю­щие как средства качественного описания наблюдаемой им реаль­ности.

Наблюдение целостного потока активности субъекта и его опи­сание возможны только путем искусственного вычленения в нем определенных "единиц" активности, которым присваиваются опре­деленные названия. Выделение этих "единиц" позволяет: а) ог­раничить процесс наблюдения определенными рамками: в каких свойствах, проявлениях и отношениях воспринимается наблюдате­лем изучаемая реальность; б) выбрать определенный язык описа­ния наблюдаемого, а также способ фиксации данных наблюдения, т.е. способ отчета наблюдателя о воспринимаемом явлении; в) сис­тематизировать и контролировать включение в процесс получения эмпирических данных теоретического "взгляда" на изучаемое яв­ление.

Качественное описание составляет первую стадию отражения результатов наблюдения, протекающего как процесс квалификации наблюдаемых событий. Эмпирическим фактом наблюдавшееся явле­ние становится только после описания его наблюдателем. Все мно­гообразные подходы к описанию явлений можно свести к двум ос­новным типам. Первый - описание объекта в словаре "естественно­го" языка. В обыденной жизни мы употребляем для описания того, что воспринимаем, обычные ("житейские") понятия. Так, мы гово­рим: "человек улыбнулся", а не "человек растянул и приподнял уголки губ, слегка прищурив глаза". И научное наблюдение может также базироваться на использовании таких единиц, если в соответ­ствии с целями исследования четко определен их репертуар как совокупность возможных понятий, в которых фиксируются свойства наблюдаемого явления.

Второй подход к описанию - это разработка систем условных названий, обозначений, искусственно созданных знаков, кодов. Вы­деление единиц наблюдения может строиться на основе теоретиче­ских представлений о наблюдаемом явлении. В этом случае средства­ми наблюдения являются категории - такие единицы описания, которые получают свое понятийное значение только в определенной системе теоретических взглядов исследователя. Так, сказать об од­ном и том же явлении можно по-разному в зависимости от знания контекста: "человек бежит" или "человек убегает". В последнем случае в описание внешней двигательной активности включена ин­терпретация, но она связана только с включением контекста ситуа­ции (убегать можно от кого-то и т.п.). Другой пример: "ребенок замер на месте с испуганным лицом" или "ребенок демонстриру­ет оборонительную реакцию в виде замирания". Во втором выраже­нии включены понятия (пассивно-оборонительной реакции), кото­рые уже в описании дают интерпретацию состояния ребенка с точки зрения определенной типологии его реакций. Если в первом слу­чае результат наблюдения описан в единицах, то во втором случае - в системе категорий.

Условные обозначения, например графические, могут от­носиться и к репертуару единиц, и к системе категорий. То есть не вид обозначения, а содержание используемых понятий в их отношении к теории позволяет разграничивать единицы и кате­гории.

Категоризованное наблюдение сводится не только к вычлене­нию путем восприятия тех или иных единиц, но и обязательно включает этап осмысленного подведения под категорию этих единиц, т.е. обобщения в самом процессе наблюдения. Иногда категорией охватывается тот же поведенческий акт, что и единицей, т.е. они могут быть сопоставлены по степени расчлененности изучаемого яв­ления и отличаться только степенью его интерпретации. Чаще же категории подчиняют себе ряд единиц.

Количественные оценки данных наблюдения.

Существуют два основных способа получения количественных данных в ходе наблюдения: 1) психологическое шкалирование, ис­пользуемое в основном в виде балльных оценок; 2) измерение вре­мени, или хронометраж. Хронометраж лежит в основе применения так называемой методики временных промежутков.

Вторым видом его является методика временных выборок, когда из целостного на­блюдаемого процесса для фиксации данных выбираются отдельные определенные промежутки времени, считающиеся представительны­ми - репрезентативными - для более длительного периода на­блюдения. В реальных исследованиях качественное и количествен­ное описания событий наблюдателем обычно используются в ком­бинациях.

Количественные оценки могут фиксироваться непосредственно в ходе наблюдения, а могут выставляться после завершения наблю­дений, включаясь в так называемый ретроспективный отчет. Осно­вой ретроспективных оценок являются общие впечатления наблюда­теля, которые при длительном наблюдении могут, например, вклю­чать частоту тех или иных наблюдавшихся эпизодов. Количествен­ные характеристики могут быть прямо включены в оценочные суж­дения наблюдателей. Например: "он часто не ходит в школу", "он всегда теряет свои вещи" и т.д.

Наряду с таким оценочным описанием событий наблюдение на основе непосредственных впечатлений может включать балльные оценки этих впечатлений. А. Анастази приводится пример шкал, предназначенных для выявления мнений студентов о преподавателях, читающих курс психологии (4. Т. 2. С. 232}. В них разным формам событий в системе межличностных отношений - отноше­ний со студентами - приписывается определенный балл, например:

"этот профессор никогда не бывает на своем рабочем месте" - 2, "профессор останется и будет беседовать со студентами, пока не начнется следующая лекция или семинар" - 6 и т.д.

Подобного типа ретроспективные оценки отражают длительные неконтролируемые наблюдения в повседневной жизни, и, как показывают отдельные исследования, они могут выступать в качестве единственного или одного из главных критериев адекватности некоторых психологиче­ских тестов или оценок индивида.

Методики психологического шкалирования в процессе наблю­дения используются пока редко.

Пример использования методики временных промежутков да­ют исследования поведения человека в течение рабочего дня. Для этой цели наблюдение осуществляется не весь день, а по нескольку минут с длительными промежутками между выбранными периодами наблюдений.

Достоинства и недостатки метода наблюдения.

Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том, что оно осуществляется од­новременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени. Тщательно подго­товленная процедура наблюдений обеспечивает фиксацию всех значимых элементов ситуации. Тем самым создаются предпосылки для ее объективного изучения.

Наблюдение позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Оно не зависит от желания наблюдаемого высказаться, комментировать ситуацию.

Объективное наблюде­ние, сохраняя свое значение, по большей части должно допол­няться другими методами исследования. К процедуре наблюде­ния предъявляются следующие требования:

а) определение задачи и цели (для чего? с какой целью?);

б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исс­ледуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходи­мой информации (как наблюдать?);

г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести за­писи?);

д) обработка и интерпретация полученной информации (ка­ков результат?).

Недостатки метода наблюдения делятся на две группы: объективные – это те, недостатки, которые не зависят от наблюда­теля и субъективные – это те, которые непосредственно зависят от наблюдателя, так как они связаны с личностными, профессиональными особенностями наблюдате­ля.

К объективным недостаткам прежде всего относят:

Ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации. Поэтому, каким бы всесторонним и глубоким ни был проведенный анализ, получаемые выводы могут быть обобщены и распространены на более ши­рокие ситуации только с величайшей осторожностью и при соблюдении многих требований.

Сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений. Социальные процессы необратимы, их нельзя заново "проиграть", чтобы исследователь смог за­фиксировать необходимые ему черты, элементы уже состоявшегося события.

Высокая трудоемкость метода. Осуществление наблюдения зачастую предполагает участие в сборе первичной информации большого числа людей достаточно высокой квалификации.

Многообразны и трудности субъективного плана. На качество первичной информации может оказывать влияние:

Различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых,

Несхожесть их интересов, ценностных ориентации, стереотипов поведения и т. д. К примеру, обращение друг к другу на "ты" в бригаде рабочих часто становится нормой для всех ее членов. Но социолог-наблюдатель, для ближайшего окружения которого характерна иная форма общения, может оце­нить это как пример неуважительного, фамильярного отношения молодых рабочих к старшим. Исключить подобные ошибки иногда позволяет близость социального положения наблюдателя и наблюдаемых. Она способствует более полному и быстрому охвату наблюдаемой ситуации, пра­вильной ее оценке.

На качестве информации сказываются и установки наблюдаемых и наблюдателя. Если наблю­даемые знают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю. В свою очередь, наличие у наблюдателя определенного ожидания в отношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на происходящее. Это ожидание может быть ре­зультатом предшествующих контактов наблюдателя и наблюдаемых. Сложившиеся ранее благоп­риятные впечатления наблюдателя переносятся на наблюдаемую им картину и могут вызвать не­оправданную положительную оценку анализируемых событий. И наоборот, негативные ожидания (скепсис, предубежденность) способны привести к преувеличенно отрицательному видению дея­тельности наблюдаемой общности людей, повышенной жесткости в оценке происходящего.

Результаты наблюдения непосредственно зависят от настроения наблюдателя, его со­средоточенности, умения целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию, не только замечать относительно ясные внешние приметы деятельности, но и фиксировать малозаметные черты по­ведения наблюдаемых. В фиксации результатов наблюдения собственные мысли и переживания наблюдателя могут не позволить описать наблю­даемые события достаточно адекватно. Это описание может произойти по ана­логии с собственными мыслями и чувствами.

Итак, наблюдение – древнейший метод познания. Оно позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Основное преимущество – это изучение социальных процессов в естественных условиях. Основными недотатками являются – ограниченность, частный характер каждой наблюдаемой ситуации, невозможность повторения наблюдений, установки, интересы, личностные особенности наблюдателя. Все эти недостатки могут весьма сильно повлиять на результаты наблюдения.

II. Области применения социологического наблюдения.

Используется метод наблюдения при исследовании поведения индивидов и групп в труде и общественно-политической жизни, в сфере досуга, при изучении самых разнообразных форм общения между людьми. При анализе производственной деятельности объектом наблюдения может стать то, как члены трудового коллектива реагируют на изменения условий, характера, содержания труда, на нововведения, касающиеся технологии, oплаты, норм выработки и т. д. Наблюдаться должны значимые для участников трудового процесса ситуации, в которых наиболее остро, а иногда и в конфликтной форме проявляется отношение к работе, друг к другу.

Так же не менее актуально применение рассматриваемого метода в изучении практики проведения различных собраний, митингов, демонстраций. Наблюдая за поведением организаторов митингов, ораторов, участников, видя их поступки, ощущая всю атмосферу подобных акций, социальному психологу легче улавить суть происходящего, увидеть, каким образом осуществляется выработка коллективного решения, как складываются взаимоотношения в коллективе.

К наблюдению как методу сбора социологической информации обращаются в различных обстоятельствах:

Во-первых, для того что бы получить предварительный материал для уточнения направлений планируемого исследования. Осуществляемое в подобных целях наблюдение расширяет видение изучаемого явления, способствует выделению значимых ситуаций, определению "действующих лиц". Более того, непредубежденное, профессионально выполненное наблюдение тем и плодотворно, что открывает перед исследователем неизвестные ему ранее пласты, "срезы" социальной действительности, дает ему возможность отойти от традиционного понимания стоящей перед ним социальной проблемы.

Во-вторых, метод наблюдения использует, когда надо получить иллюстративные данные. Они, как правило, существенно "оживляют", делают зримым несколько суховатый анализ статистики или результатов массового опроса.

В-третьих, наблюдение выступает в качестве основного приема получения первичной информации. Если перед исследователем стоит эта цель, то ему необходимо соотнести позитивные и негативные аспекты метода.

Таким образом, используется наблюдение тогда, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.

Если исследователем ставится задача не только дать научное описание конкретных событий определенных форм поведения людей в значимых для них ситуациях, но и выйти на более широкие обобщения и предположения, результаты наблюдения должны быть подкреплены данными полученными при использовании других методов сбора социологической информации. Результаты, полученные при использовании различных методов, дополняют и взаиморевизуют друг друга, и очень трудно однозначно объявить какие-либо из них "эталонными".

III. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ НАБЛЮДЕНИЯ.

Выбор возможных критериев классификации видов наблюде­ния отражает, по существу, весь спектр проблем и позиций, связан­ных с определением наблюдения как самостоятельного научного ме­тода.Это проблемы связи его с теорией и этапом исследования, проблемы учета "позиции" исследователя, т.е. типа отношения к изучаемому объекту, организации ситуации наблюдения, ее хронологических аспектов, формы отчета о наблю­даемом событии.

1. Наблюдение и цели исследования.

В зависимости от содержания целей исследования подразделя­ют наблюдение свободное (иногда его называют нерегулируемым и даже нецеленаправленным), если минимальны ограничения относи­тельно того, что и когда наблюдать, и наблюдение целенаправленное, если в схеме или плане четко определены цели, организация наблю­дения и способы отчета наблюдателя. Целенаправленное наблюдение по особенностям его организации может быть сплошным и выбороч­ным, в зависимости от того, все ли проявления интересующего исс­ледователя процесса, все ли объекты или только некоторые подлежат наблюдению.

2.Наблюдение и виды отчета наблюдателя.

Неструктурализованное наблюдение является слабо формализованным. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуа­ции, примерный состав наблюдаемой группы. Непосредственно в процессе наблюдения уточня­ются границы объекта наблюдения и его важнейшие элементы, конкретизируется программа ис­следования. Неструктурализованное наблюдение встречается преимущественно в разведыватель­ных, поисковых социологических исследованиях.

Если исследователь располагает достаточной информацией об объекте исследования и заранее способен определить значимые элементы изучаемой ситуации, а также составить подробный план и инструкции для фиксации результатов наблюдений, открывается возможность проведения структурализованного наблюдения. Этому типу наблюдения отвечает высокая степень стандартизации, для фиксация результатов используются специальные документы, бланки, достигается известная близость данных, получаемых различными наблюдателями.

Обращение к структурализованному наблюдению плодотворно при исследовании вопросов проведения собраний. В нем могут решаться задачи, связанные с определением состава выступа­ющих и содержания выступлений, с изучением реакций аудитории на сообщаемую информацию и анализом процесса принятия решения, с выявлением организационных характеристик собрания.

3. Наблюдение в отношении к проверке гипотез.

Наблюдение как метод сбора данных применимо на пред­варительных этапах исследования, когда нет разработанных гипо­тез о причинно-следственных связях. Если наблюдение не связа­но с проверкой конкретных гипотез, оно, оставаясь "целевым", не является эвристическим, хотя именно на основе такого наблю­дения и могут формироваться гипотезы. Сложившаяся традиция относит к эвристическому наблюдению те его виды, которые на­правлены на проверку гипотез. Эвристическим, следовательно, не являются наблюдение на предварительных этапах изучения объек­та и наблюдение в случаях сознательно принятой цели мини­мальной селективности и максимального охвата разных сторон и аспектов наблюдаемого объекта (процесса, явления).

4. Наблюдение с точки зрения учета позиции наблюдателя.

С этой точки зрения можно выделить невключенное (внешнее) наблюде­ние как наблюдение "со стороны", когда наблюдатель полностью отделен от изучаемого "объекта". Наблюдение со стороны может быть открытым или скрытым.

Включенным (участвующим) наблюдением называется такой его вид, при котором социолог непосредственно включен в изучаемый социальный процесс, контактирует, действует совместно с наблюдаемыми. Характер включенности различен: в одних случаях исследователь полностью со блюдает инкогнито, и наблюдаемые никак не выделяют его среди других членов группы, коллек тива; в других - наблюдатель участвует в деятельности наблюдаемой группы, но при этом не скрывает своих исследовательских целей. В зависимости от специфики наблюдаемой ситуации и исследовательских задач строится конкретная система отношений наблюдателя и наблюдаемых.

В качестве примера первой разновидности включенного наблюдения можно привести исследование, проведенное В.Б. Ольшанским, в течение нескольких месяцев работавшим на одном и заводов в бригаде слесарей-сборщиков. Он изучал жизненные устремления молодых рабочих, норм коллективного поведения, систему неофициальных санкций к нарушителям, неписаные "можно и "нельзя". При совместном анализе наблюдений и данных анкетирования, проведенного социологами в период осуществления включенного наблюдения, была получена ценная информация процессах, происходящих в производственном коллективе, о механизме становления группового сознания.

Включенное наблюдение име­ет свои преимущества и недостатки: с одной стороны, оно по­зволяет глубже проникнуть в исследуемую реальность, с дру­гой - непосредственная включенность в события может влиять на объективность отчета наблюдателя. Некоторые виды наблю­дения могут представлять собой промежуточный вариант между включенным наблюдением и наблюдением "со стороны". Напри­мер, наблюдения педагога за классом во время занятий, наблю­дения психотерапевта или психолога-консультанта; здесь наблю­датель включен в ситуацию иначе, чем наблюдаемые индивиды, их позиции "не равноправны" с точки зрения управления ситуа­цией.

5. Виды наблюдения в зависимости от его организации.

В зависимости от ситуации наблюдения можно выделить наблюдение: полевое, лабораторное и спровоцированное в естест­венных условиях.

Полевое наблюдение проводится в условиях, ес­тественных для жизни налюдаемого "субъекта", и его требовани­ем является отсутствие инициации со стороны наблюдателя изу­чаемых явлений. Полевое наблюдение позволяет исследовать естест­венные формы жизнедеятельности и общения людей (или иных "объектов" наблюдения) при минимальных искажениях, но его не­достаток состоит в большой трудоемкости, а также в том, что интересующая исследователя ситуация мало поддается контро­лю; наблюдение здесь часто является выжидательным, несистема­тическим. Возникают ситуации, когда отдельные члены наблюдаемой группы выпадают из поля зрения наблюдателя, либо внешние обстоятельства затрудняют фиксацию происходящего.

В тех ситуациях, когда требуется высокая тщательность, подробность в описании наблюдаемых процессов, используют технические средства фиксации (магнитофон, фото-, кино-, телеоборудо­вание). Когда же ставится задача разработки и экспериментальной проверки новой методики, применяют лабораторную форму наблюдения. Так, в специально оборудованном классе могут про­водиться занятия по формированию навыков менеджмента. Каждый из участников "школы" (по сути дела - ситуативной игры) поочередно выполняет роль, например, руководителя, исполните­ля, заказчика (клиента). В ходе 15-20 минутных игровых ситуаций отрабатываются приемы веде­ния занятий, умение концентрировать внимание участников ситуативной игры на анализе обсуж­даемых вопросов. Для фиксации происходящего все участники ситуативной игры или некоторые из них ведут запись. Затем опытный методист разбирает учебный пример и, основываясь на дан­ных наблюдения, разрабатывает оптимальные приемы проведения занятий по менеджменту.

6. Хронологическая организация наблюдения.

Систематические наблюдения проводят регулярно в течение определенного периода. Это мо­жет быть длительное, непрерывно продолжающееся наблюдение или наблюдение, проводимое в циклическом режиме (один день в неделю, фиксированные в году недели и т. д.). Обычно систе­матическое наблюдение осуществляется по достаточно структурированной методике, с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя.

Есть еще и несистематические наблюдения. Среди них выделяются такие, когда наблюдателю приходится иметь дело с заранее незапланированным явлением, неожиданной ситуацией. Осо­бенно часто этот тип наблюдения встречается в разведывательных исследованиях.

Рассмотренная классификация наблюдений, как и любая типология, условна и отражает лишь наиболее значимые особенности наблюдения. Поэтому всякий раз, учитывая цель и характер пла­нируемого исследования, решая вопрос о применении метода наблюдения, соотносят позитивные и негативные свойства его различных видов.

Перечисленные выше классификации не противостоят одна другой, а отражают независимые критерии, дополняющие друг друга.

Заключение.

В современной социальной психологии наблюдение как метод сбора данных широко исполь­зуется в различных схемах исследований. Наблюдение включено в организацию беседы с испытуемым, данные наблюдения учиты­ваются при интерпретации результатов психодиагностических или экспериментальных процедур.

Как видно, метод наблюдения не так примитивен, как кажется на первый взгляд, и, несомненно, может с успехом быть применен в ряде социально-психологических исследований.

Список литературы.

  1. Андрееева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999.
  2. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: М.: изд-во Моск. Ун-та, 1997
  3. Рогов Е.И. Общая психология. М.:. ВЛАДОС, 1998.
  4. Шереги Ф.Е. Основы прикладной социологии. М.: ИНТЕРПРАКС, 1996.

Для проверки гипотезы используются методы наблюдения и эксперимента.
Наблюдение как способ познания относится в науке к числу наиболее употребимых. Термин «наблюдение» имеет несколько значений. В обыденном смысле наблюдение обеспечивает возможность ориентироваться в среде, приводить в систему свои поступки в соответствии с изменяющимися условиями. Учебное наблюдение дает школьнику представление о предметах, процессах, зависимостях, количественных, качественных, пространственных характеристиках изучаемого. Поскольку метод наблюдения фигурирует в числе гносеологических инструментов ученых, то встречается и общее определение: наблюдение - преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью отыскания смысла в явлениях . Для того чтобы проводить наблюдение, необходимо развивать такое качество, как наблюдательность, которую можно охарактеризовать как деятельность, направленную на анализ изучаемого факта, события с целью выявления определенной закономерности. В науке исследовательское наблюдение представляется как один из универсальных инструментов ученого. Наблюдение можно проводить с помощью органов чувств и инструментов.
По данным психологов, чем больше органов чувств задействовано, тем выше продуктивность наблюдения. Человек может охватывать различные стороны наблюдения: зрительными, слуховыми, обонятельными, осязательными, тактильными ощущениями.
Несмотря на кажущуюся простоту, исследовательское наблюдение отличается достаточной сложностью, имеет свои ступени совершенствования и условия продуктивности. Трудность данного метода заключается в том, что исследователю необходимо выделять наблюдаемое явление из общей картины тех явлений и процессов, на фоне которых оно происходит. Основная функция наблюдения состоит в избирательном отборе сведений об изучаемом процессе в
условиях прямой и обратной связи исследователя с объектом наблюдения.
Наблюдение дает науке новые факты, которые невозможно объяснить в рамках теории. Попытки объяснить результаты наблюдения стимулируют развитие познавательной и творческой активности, способствуют развитию личности исследователя.
Сущность наблюдения состоит в том, что в сознании исследователя последовательно отображаются и фиксируются состояние и изменение изучаемого объекта, его количественные, качественные, структурные, признаковые, векторные, динамические перемены . При этом метод наблюдения может использоваться как самостоятельный способ решения исследовательской задачи, а также как составная часть других методов.
Для того чтобы разобраться в содержании исследовательского метода наблюдения, необходима его группировка. Можно, например, объединить наблюдение по типу связи исследователя с объектом изучения и выделить такие его разновидности, как непосредственное, опосредованное, открытое, скрытое. В основе группировки лежат признаки времени и пространства: наблюдение непрерывное, дискретное, монографическое, специальное и т.д. .

Еще по теме НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Экспериментальный метод – как центральный метод среди эмпирических методов психологического исследования.
  2. Глава 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛИНИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
  3. НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ РЕБЕНКА С ОКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ. БЕСЕДА С РЕБЕНКОМ И РОДИТЕЛЯМИ КАК ЧАСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
  4. Методы психогенетических исследований. Генеалогический метод. Семейные исследования. Метод приемных детей.
  5. Вопрос 23 Тесты как метод диагностического исследования в клинической психологии.
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения