Какие бывают способы исследования в географии. Традиционные и новые методы географических исследований

В географии наряду с методами, общими для всех наук, применяют и специальные (географические).

Методы географических исследований можно разделить на три группы. Во-первых, это методы полевых исследований, когда изучение географических объектов происходит непосредственно в полевых условиях. Географические экспедиции и постоянно действующие станции и лаборатории являются одним из важнейших источников информации о процессах, происходящих в географической оболочке. С помощью другой группы методов - камеральных (от лат. camera - комната, казна) - географическая информация обрабатывается, систематизируется, обобщается. Примером такой работы является обработка материалов аэро- и космических съемок Земли. С помощью камеральных методов познается суть географических явлений, устанавливаются закономерности их развития. Третья группа - экспериментальные методы, с помощью которых ученые могут проверить истинность своих предположений, глубже проникнуть в тайны природы. Как видно, все методы географических исследований тесно связаны между собой. На каждом этапе исследований используются определенные методы. Для того чтобы более подробно познакомиться с ними, воспользуемся традиционным для географии историческим подходом.

Описательный, экспедиционный и картографический методы - первые в истории географии. Описательный метод был самым первым способом познания окружающего мира. Многие столетия география оставалась в основном наукой описательной.

Все, что человек узнавал о новых землях, он получал во время экспедиций (путешествий). В ходе экспедиций наблюдаются и описываются разнообразные географические объекты, явления. Картографический метод появился одновременно с возникновением географии. Вместе с описанием объектов на земной поверхности появляется и особый - географический способ отображения и систематизации знаний об изучаемой территории. Не случайно карту называют «вторым языком» географии. С нее начинается и ею заканчивается географическое исследование. Но главное - с помощью карты можно «объять» разом всю поверхность нашей планеты.

Методы сравнения, исторический и обобщения в географии. Накопление огромного количества сведений о нашей планете выдвинуло проблему их обобщения и систематизации. Сравнение разных элементов географической оболочки привело к тому, что похожие элементы объединялись между собой. Такое обобщение и одновременно сравнение географических данных позволило группировать явления в различные классы, что стало причиной формирования типологического подхода в географии.

География была одной из первых наук, овладевших историческим подходом в познании явлений мира. Географы начали сравнивать объекты не только по их местоположению, но и по времени образования. В географии исторический метод широко используют еще и потому, что связь между географией и историей всегда была тесной.

Математические методы и моделирование в географии. До тех пор пока существовали неоткрытые земли, перед географией не стояла остро задача объяснения мира. Поверхностного описания различных территорий было достаточно, чтобы исследование считалось географическим. Но бурный рост хозяйственной деятельности человека потребовал проникновения в тайны природы. Для этого географы были вынуждены заимствовать методы исследований из других наук. Использование математических методов дало возможность не только измерять географические объекты, но и находить средние показатели в ряде наблюдений, выявлять статистические (математические) закономерности. Это привело к открытию причин дождевых паводков на реках, появлению представлений о циклонах и антициклонах, принципов выбора мест для строительства предприятий и т. д.

Все географические системы (природные, хозяйственные, природно-хозяйственные) имеют структуру, т. е. определенный способ организации взаимосвязей между элементами. С появлением в географии метода моделирования познание структуры разных геосистем ушло далеко вперед. Моделями широко пользуются для имитации процессов, которые невозможно воспроизвести в опытах и экспериментах. В моделях отражаются основные свойства объекта, а второстепенные - отбрасываются.

Методы дистанционных исследований. Достижения науки и техники в XX в. сильно изменили традиционные способы изучения Земли. Дистанционными называют методы, когда наблюдатель (или измерительный аппарат) находится на некоторой дистанции от объекта изучения. При этом значительно увеличивается территория, охватываемая наблюдением. Появление материалов аэрокосмических съемок земной поверхности привело к увеличению потока новой информации о давно известных объектах и явлениях Земли.

Съемка земной поверхности в оптическом диапазоне (в красном, синем, зеленом и других цветах) дает сведения о состоянии почв и растительного покрова территории, о прозрачности воды в водоемах и т. д. Съемка в невидимом для человеческого глаза инфракрасном диапазоне позволяет получить информацию о температуре суши и океанов, о концентрации сельскохозяйственных вредителей. Съемка с помощью радиоволн показывает количество влаги в почве, уровень грунтовых вод и т. д.

С помощью дистанционных методов информацию получают в такой форме, которая позволяет ее заложить в компьютер и автоматически обработать. Это привело к созданию геоинформационных систем, банков географических данных, которые широко используются в картографии и математическом моделировании геосистем.

Стационарный, лабораторный и экспериментальный методы. В современной географии вместо кратковременных экспедиций организовываются комплексные географические стационары. Стационарный метод исследования географической оболочки предполагает использование постоянно действующих станций, лабораторий, экспедиций. Методы близких к географии наук позволяют наблюдать в постоянных условиях целый комплекс географических явлений. Так, в географии появились геофизический, геохимический и биологический методы с применением характерного для них лабораторного метода (например, изучение химического состава почвы или физических свойств загрязненного воздуха).

Главной задачей проведения комплексных стационарных исследований является раскрытие связей между явлениями. Раскрытие основных этих взаимосвязей позволяет, во-первых, создать модель изучаемого объекта, во-вторых, провести в природе опыт, или эксперимент.

К примеру, чтобы узнать, как влияет земледелие на эрозию почв, отбирают два участка с одинаковыми условиями. Экспериментальная площадка распахивается и засевается сельскохозяйственными культурами, а другая (контрольная) остается без изменений. Затем измеряется масштаб, скорость эрозии почвы на двух участках и делается вывод о влиянии сельскохозяйственной деятельности на почвенный покров.

Сегодня недостаточно объяснить, почему и как развиваются геосистемы и их элементы, необходимо еще и предвидеть, как они могут изменяться под воздействием человека. Наступает новый этап географического исследования - этап предсказания. На этом этапе решаются задачи, каким будет объект в будущем. Для этого используют мониторинг окружающей среды и географический прогноз.

Мониторинг окружающей среды. Мониторинг (от лат. monitor - предупреждающий) - это информационная система, задача которой состоит в наблюдении и оценке окружающей среды под влиянием воздействия человека. Целью этого метода является рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды. Выделяют три основных вида мониторинга: локальный, региональный, глобальный. В отличие от первых двух система глобального мониторинга еще не создана. Он должен обеспечить слежение за планетарными изменениями в географической оболочке - в составе атмосферы, в круговоротах веществ и т. д. Пока существуют фрагменты такого мониторинга в виде биосферных заповедников, научных станций и лабораторий. В них ведутся наблюдение и контроль за физическими, химическими, биологическими изменениями в окружающей среде. Полученная информация передается в национальные и международные центры.

Географический прогноз. Одна из задач географических прогнозов - разработка научно обоснованных предсказаний о состоянии и развитии природной среды в будущем. Для того чтобы сделать прогноз достоверным, надо, прежде всего, опираться на исторический подход к объекту и соответственно рассматривать его в процессе развития. Имеется несколько сот методов прогнозирования. Некоторые из них вам знакомы. Метод географических аналогий позволяет перенести закономерности развития одних геосистем на другие. При этом можно предвидеть, что более молодые по возрасту системы пройдут путь геосистем, находящихся на высокой ступени развития. Одним из важнейших методов прогнозирования является экстраполяция - это как бы продолжение существующих закономерностей в будущее. Для этого необходимо достаточно хорошо изучить объект. Успешно применяются в прогнозировании и методы математического моделирования.

Географы также участвуют в составлении экономических и социальных прогнозов, которые должны учитывать и динамику развития окружающей среды. Как правило, прогнозы связаны с конкретной территорией и составляются с определенной целью. Например, прогноз комплексного освоения новых территорий.

Методы географических исследований - способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

1) Картографический метод . Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной - Николая Николаевича Баранского - это второй язык географии. Карта - уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод . Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод . Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический . Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, смертности и населения, сальдо , ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования . Выделение физико-географических (природных) и экономических районов - один из методов исследования географической науки.

6) Сравнительно-географический . Всё подлежит сравнению:
больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений . Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами - самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений - все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8) Метод дистанционных наблюдений . Современная аэро- и космическая съёмка - большие помощники в изучении географии, в создании , в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования . Создание географических моделей - важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является .

10) Географический прогноз . Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать .

Метод (греч. methodes ) в науке – это способ достижения поставленной цели, образ действий; способ познания, исследования явлений природы и общества.

Методы, используемые в экономико-географических исследования разнообразны и могут быть подразделены на две основные группы: общенаучные и частнонаучные (специальные).

Результативность и достоверность экономико-географических исследований и формулируемых наукой выводов зависит от полноты опоры на методический инструментарий и корректности его выбора (тщательный отбор наиболее эффективных методов) для каждого конкретного исследования.

Общенаучные методы:

- описание (древнейший метод из применяемых географами);

- картографический метод (это графический способ изложения информации о размещении и развитии природных демографических, социально-экономических и других объектов на определенной территории). Картографический метод часто не только средство для раскрытия пространственных связей, но часто и конечная цель исследования. Баранский Н.Н.: «… от карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается, карта – второй язык географии». Карта – это математически определенное, уменьшенное, генерализованное изображение поверхности Земли, другого небесного тела или космического пространства, показывающее расположенные или спроецированные на них объекты в принятой системе знаков. Виды картографических (картоаналитических ) методов:

o картодемонстрационный (карта служит демонстрацией результатов, полученных другими методами);

o картометрический (карта служит для получения исходной информации и вывода конечных результатов);

o центрографический (карта дает исходную информацию и используется для демонстрации конечного результата);

- компаративистский (сравнительный) метод (служит для выявления многообразия форм и типов человеческой деятельности в природных и социально-экономических условиях). Сравнительный метод состоит в сопоставлении стран, районов, городов, результатов хозяйственной деятельности, параметров развития, демографических особенностей. Данный метод – основа для прогнозирования по аналогии развития социально-экономических процессов;

- исторический (способствует осмыслению территориальных объектов в пространстве и времени, помогает учитывать временной фактор в процессах территориальной организации общества). Исторический метод заключается в анализе генезиса системы (размещения производительных сил): возникновение системы, становление, познание, развитие;

Количественные методы:

o метод балльных оценок (применяется для оценки естественных ресурсов и анализа экологической ситуации);

o балансовый метод (применяется в исследованиях динамических территориальных систем с устоявшимися потоками ресурсов и продукции). Балансовый метод – это уравнивание количественной информации о различных аспектах развития исследуемого объекта явления или процесса. Особое значение в экономико-географических исследованиях имеет модель межотраслевого баланса (МОБ). МОБ был впервые разработан советскими статистиками в 1924-1925 гг. В 1930-е гг. В. Леонтьев (США) предложил свой вариант этой модели, адаптированный к условиям капиталистической экономики (модель «затраты-выпуск»). Основное назначение этой модели заключается в обосновании рационального варианта отраслевой структуры экономики региона на основе оптимизации межотраслевых потоков, минимизации затрат и максимизации конечной продукции;

o статистический метод (операции со статинформацией о социально-экономических процессах в регионе). Особенно широко применяются методы исчисления индексов и выборочного изучения, корреляционный и регрессионный анализ, метод экспертных оценок;

- моделирование , в т.ч. математическое (моделирование миграционных процессов, городских систем, ТПК). Моделирование – одна из основных категорий теории познания, суть которого состоит в исследовании явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей. Следовательно, при моделировании изучаемый объект заменяется другой вспомогательной или искусственной системой. Закономерности и тенденции, выявленные в процессе моделирования, затем распространяются на реальную действительность;

o материальные модели (макеты, компоновки, муляжи и т.д.);

o мысленные (идеальные модели) (зарисовки, фотографии, карты, чертежи, графики);

- эконометрический метод . Эконометрика изучает количественные стороны экономических явлений и процессов средствами математического и статистического анализа;

- геоинформационный метод (создание ГИС – средство сбора, хранения, картографирования и анализа разнообразной информации о территории на основе геоинформационных технологий);

- экспедиционный (сбор первичных данных, работа «в поле»);

- социологический (интервьюирование, анкетирование);

- метод системного анализа (это комплексное изучение структуры хозяйства, внутренних взаимосвязей и взаимодействия элементов. Системный анализ – наиболее развитое в экономике направление системных исследований. Для проведения такого анализа требуется следовать таким приемам систематизации, как:

o классификация (группировка изучаемых объектов по совокупностям, различающимся между собой преимущественно по количественным признакам, а качественное различие отражает динамику развития объектов и их иерархический порядок);

o типология (группировка изучаемых объектов по совокупностям (типам), устойчиво различающимся между собой по качественным признакам);

o концентрация (методический прием при исследовании сложных географических объектов, при котором либо увеличивается, либо уменьшается количество дополнительных по отношению к основному объекту элементов, связанных с ним и в разной степени влияющих на полноту исследования);

o таксонирование (процесс членения территории на сопоставимые или иерархически соподчиненные таксоны);

o районирование (процесс таксонирования, при котором идентифицируемые таксоны должны отвечать двум критериям: критерию специфики и критерию единства)).

Частнонаучные методы:

Районирование (экономическое, социально-экономическое, экологическое);

Метод «ключей» (преимущественное внимание уделяется конкретным локальным или региональным объектам, рассматриваемых в качестве типичных или базовых применительно к данной территориальной системе);

Методы «игры масштабов» (когда исследуемое явление анализируется на различных пространственно-иерархических уровнях: глобальном, государственном, региональном, локальном);

Цикловой метод (метод энергопроизводственных циклов, метод ресурсных циклов);

Дистанционные аэрокосмические методы (Земля или другие космические тела изучаются на значительном расстоянии, для чего используются воздушные и космические аппараты):

o аэрометоды (визуальные методы наблюдения, ведущиеся с летательных аппаратов; аэросъемка, основной вид – аэрофотосъемка с 1930-х гг. – основной метод топографической съемки):

o космические методы (визуальные наблюдения: прямые наблюдения за состоянием атмосферы, земной поверхности, земных объектах):

Сравнительно-географический (география, в отличие от большинства естественных наук, лишена своего основного метода – эксперимента. Метод, заменяющий ксперимент в географии – сравнительно-географический. Суть метода состоит в изучении нескольких ерриториальных систем, существующих в реальной действительности. В процессе развития этих систем происходит гибель (стагнация) одних и развитие, преуспевание – других. Следовательно, изучив группу аналогичных систем, можно выявить те, местоположение которых обеспечивает благоприятные условия для их успешного развития, и отбросить заведомо проигрышные варианты. То есть необходимо изучить исторический опыт и выявить причины, обеспечивающие положительные или отрицательные результаты в сравниваемых вариантах и выбрать оптимальный).

Таким образом, основными методами географических исследований являются: метод системного анализа, картографический, исторический, сравнительный, статистический и другие.

Литература:

1. Берлянт А.М. Картография: учебник для вузв. М.: Аспект Пресс, 2002. 336 с.

2. Дружинин А.Г., Житников В.Г. География (экономическая, социальная и политическая): 100 экзаменационных ответов: Экспресс-справочник для студентов ВУЗов. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. С. 15-17.

3. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: учеб. для студ. вузов. М.: Изд-во «Академия», 2004. С. 55-158.

4. Кузьбожев Э.Н., Козьева И.А., Световцева М.Г. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учеб. пос. М.: Высшее образование, 2009. С. 44-50.

5. Мартынов В.Л., Файбусович Э.Л. Социально-экономическая география современного мира: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2010. С. 19-22.


Корреляционый анализ – совокупность методов, основанных на математической теории корреляции, обнаружения корреляционной зависимости между двумя случайными признаками или факторами.

Регрессионный анализ – раздел математической статистики, объединяющий практические методы исследования регрессионной зависимости между величинами по статистическим данным.

Таксон – территориальные (геоториальные и акваториальные) единицы, обладающие специфическими квалификационными признаками. Равнозначные и иерархически соподчиненные ячейки территории. Типы таксонов: район, ареал, зона.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

Вспомните:

1. Как древние люди изучали Землю?

Ответ: Например, идет речь о рельефе какой-либо страны. Древний географ считал бы свою задачу выполненной, если бы ему удалось описать, где и какие формы рельефа существуют.

2. Как современный человек изучает Землю?

Ответ: Современный географ не может этим удовлетвориться: он не только описывает существующие формы рельефа, но и выясняет причины такого размещения гор, равнин, возвышенностей, связь и взаимозависимость их с другими географическими факторами и т.д. Поэтому географию считают объяснительной наукой.

Как вы думаете:

Могут ли методы географических исследований быть применимы в других науках?

Ответ: Многие из этих методов применяются так же и в других нау-ках. Основные философские методы исследования, те же, что и у других наук.

Проверим знания:

1. В чем заключается особенность описательного метода исследования?

Ответ: Описательный метод в географии отвечает на вопрос: а) по-чему это происходит? б) где это расположено? в) что будет, если это произойдёт?

2. Что является основой картографического метода исследования?

Ответ: Картографический метод исследования - это метод исследо-ваний, основанный на получении необходимой информации с помо-щью карт для научного и практического познания изображенных на них явлений.

3. Как называется самый молодой метод исследования?

Ответ: Космический

А теперь более сложные вопросы:

1. Чем отличаются древние карты от современных картографических изображений?

Ответ: Первыми географическими изображениями местности были наскальные изображения, рисунки на коре, коже, дереве, кости. В Римской империи картами пользовались для организации и проведения военных походов. Современные географические карты отличаются большей точностью и имеют гораздо больше географических объектов, так как со временем, исследователи открывали все больше и больше новых мест на Земле.

2. Как бы вы назвали метод исследования, связанный с организацией и проведением научных экспедиций?

Ответ: Экспедиционный, от слова «экспедиция».

От теории к практике:

1. Классифицируйте источники географической информации, используемые вами на уроках географии.

Ответ: Карты и атласы, газеты и журналы, радио, телевидение, ин-тернет, музейные экспонаты, экспедиции и пр.

2. Составьте описание учебного кабинета географии.

Ответ: На мой взгляд, самой примечательной вещью в нашем классе является огромный глобус, укрепленный на круглой подставке. Его обычное место – на специальной тумбочке в конце кабинета, но во время уроков он всегда стоит перед нами – на учительском столе. В кабинете географии каждый может найти что-нибудь интересное для себя. В специальном шкафу хранится целая коллекция биноклей, компасов, различных измерительных приборов, есть даже туристическое снаряжение. Особой любовью школьников пользуется маленькая полочка с многолетними подшивками журнала "Вокруг света", многие выпуски которого зачитаны до Дыр. Интересные рассказы и замечательное оформление кабинета географии помогли многим ученикам нашей школы не только хорошо разобраться в предмете, но и полюбить эту науку навсегда. Прямо передо мной доска, а слева и справа от нее множество географических карт, которые можно передвигать при помощи специального механизма. Нет необходимости их постоянно снимать и прикреплять на доску на веревочке, если нужно – карта сразу перед глазами. Политическая карта расскажет, как много в мире стран, как необычно называются в них города, на физической показано расположение рек и озер, гор и лесов. А на этой карте – температурный режим, здесь – подводные течения, здесь – горные породы. А вот и совсем удивительная карта – карта звёздного неба. Конечно, ведь человечество осваивает не только новые земли, но и космические просторы. Вдоль стены расположены стеллажи с книгами. На самой верней полке стоит большой разноцветный глобус, а за ним десяток поменьше; наверное нам будут их раздавать на уроке. А вот полочка с журналами "Вокруг Света". А вот книга о первых экспедициях и кругосветных путешествиях. На другой полочке я вижу атласы, аккуратные стопочки контурных карт. Вот и для нас подготовили местечко. С удовольствием буду приходить на уроки в наш кабинет географии.

Итоговые задания по теме раздела:

1. Кто из ученых древности впервые использовал слово «география»?

2. На русский язык слово «география» переводится как:

3. Основной причиной повышения точности карт в XV веке явилось:

4. Точные очертания материков и островов возможно получить при исполь-зовании:

5. Какой из перечисленных методов исследования был недоступен древним ученым?

6. Научные представления о природе Земли можно получить с помощью:

7. Установите соответствие между названием метода исследования и его характеристикой:

Ответ: 1-Б, 2-А, 3-В

8. О каком методе исследования идет речь?

Ответ: Описательный метод

9. Дополните утверждение.

Ответ: 1 – картография, 2 – картографии, 3- XV

10. Дополните утверждение.

Ответ: Картографический

1) Картографический метод . Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии - Николая Николаевича Баранского - это второй язык географии. Карта - уникальный источник информации!

Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод . Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод . Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический . Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности, ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования . Выделение физико-географических (природных) и экономических районов - один из методов исследования географической науки.

6) Сравнительно-географический . Всё подлежит сравнению:
больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений . Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами - самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений - все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8) Метод дистанционных наблюдений . Современная аэро- и космическая съёмка - большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования . Создание географических моделей - важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.

10) Географический прогноз . Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы.

Методы географических исследований и основные источники географической информации википедия
Поиск по сайту:

Поиск Лекций

Методология географической науки

Метод (греч. methodes ) в науке – это способ достижения поставленной цели, образ действий; способ познания, исследования явлений природы и общества.

Методы, используемые в экономико-географических исследования разнообразны и могут быть подразделены на две основные группы: общенаучные и частнонаучные (специальные).

Результативность и достоверность экономико-географических исследований и формулируемых наукой выводов зависит от полноты опоры на методический инструментарий и корректности его выбора (тщательный отбор наиболее эффективных методов) для каждого конкретного исследования.

Общенаучные методы:

описание (древнейший метод из применяемых географами);

картографический метод (это графический способ изложения информации о размещении и развитии природных демографических, социально-экономических и других объектов на определенной территории). Картографический метод часто не только средство для раскрытия пространственных связей, но часто и конечная цель исследования. Баранский Н.Н.: «… от карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается, карта – второй язык географии». Карта – это математически определенное, уменьшенное, генерализованное изображение поверхности Земли, другого небесного тела или космического пространства, показывающее расположенные или спроецированные на них объекты в принятой системе знаков. Виды картографических (картоаналитических ) методов:

o картодемонстрационный (карта служит демонстрацией результатов, полученных другими методами);

o картометрический (карта служит для получения исходной информации и вывода конечных результатов);

o центрографический (карта дает исходную информацию и используется для демонстрации конечного результата);

компаративистский (сравнительный) метод (служит для выявления многообразия форм и типов человеческой деятельности в природных и социально-экономических условиях). Сравнительный метод состоит в сопоставлении стран, районов, городов, результатов хозяйственной деятельности, параметров развития, демографических особенностей. Данный метод – основа для прогнозирования по аналогии развития социально-экономических процессов;

исторический (способствует осмыслению территориальных объектов в пространстве и времени, помогает учитывать временной фактор в процессах территориальной организации общества). Исторический метод заключается в анализе генезиса системы (размещения производительных сил): возникновение системы, становление, познание, развитие;

— количественные методы:

o метод балльных оценок (применяется для оценки естественных ресурсов и анализа экологической ситуации);

o балансовый метод (применяется в исследованиях динамических территориальных систем с устоявшимися потоками ресурсов и продукции). Балансовый метод – это уравнивание количественной информации о различных аспектах развития исследуемого объекта явления или процесса. Особое значение в экономико-географических исследованиях имеет модель межотраслевого баланса (МОБ). МОБ был впервые разработан советскими статистиками в 1924-1925 гг. В 1930-е гг. В. Леонтьев (США) предложил свой вариант этой модели, адаптированный к условиям капиталистической экономики (модель «затраты-выпуск»). Основное назначение этой модели заключается в обосновании рационального варианта отраслевой структуры экономики региона на основе оптимизации межотраслевых потоков, минимизации затрат и максимизации конечной продукции;

o статистический метод (операции со статинформацией о социально-экономических процессах в регионе). Особенно широко применяются методы исчисления индексов и выборочного изучения, корреляционный и регрессионный анализ, метод экспертных оценок;

моделирование , в т.ч. математическое (моделирование миграционных процессов, городских систем, ТПК). Моделирование – одна из основных категорий теории познания, суть которого состоит в исследовании явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей. Следовательно, при моделировании изучаемый объект заменяется другой вспомогательной или искусственной системой. Закономерности и тенденции, выявленные в процессе моделирования, затем распространяются на реальную действительность;

o материальные модели (макеты, компоновки, муляжи и т.д.);

o мысленные (идеальные модели) (зарисовки, фотографии, карты, чертежи, графики);

эконометрический метод . Эконометрика изучает количественные стороны экономических явлений и процессов средствами математического и статистического анализа;

геоинформационный метод (создание ГИС – средство сбора, хранения, картографирования и анализа разнообразной информации о территории на основе геоинформационных технологий);

экспедиционный (сбор первичных данных, работа «в поле»);

социологический (интервьюирование, анкетирование);

метод системного анализа (это комплексное изучение структуры хозяйства, внутренних взаимосвязей и взаимодействия элементов. Системный анализ – наиболее развитое в экономике направление системных исследований. Для проведения такого анализа требуется следовать таким приемам систематизации, как:

o классификация (группировка изучаемых объектов по совокупностям, различающимся между собой преимущественно по количественным признакам, а качественное различие отражает динамику развития объектов и их иерархический порядок);

o типология (группировка изучаемых объектов по совокупностям (типам), устойчиво различающимся между собой по качественным признакам);

o концентрация (методический прием при исследовании сложных географических объектов, при котором либо увеличивается, либо уменьшается количество дополнительных по отношению к основному объекту элементов, связанных с ним и в разной степени влияющих на полноту исследования);

o таксонирование (процесс членения территории на сопоставимые или иерархически соподчиненные таксоны);

o районирование (процесс таксонирования, при котором идентифицируемые таксоны должны отвечать двум критериям: критерию специфики и критерию единства)).

Частнонаучные методы:

— районирование (экономическое, социально-экономическое, экологическое);

— метод «ключей» (преимущественное внимание уделяется конкретным локальным или региональным объектам, рассматриваемых в качестве типичных или базовых применительно к данной территориальной системе);

— методы «игры масштабов» (когда исследуемое явление анализируется на различных пространственно-иерархических уровнях: глобальном, государственном, региональном, локальном);

— цикловой метод (метод энергопроизводственных циклов, метод ресурсных циклов);

— дистанционные аэрокосмические методы (Земля или другие космические тела изучаются на значительном расстоянии, для чего используются воздушные и космические аппараты):

o аэрометоды (визуальные методы наблюдения, ведущиеся с летательных аппаратов; аэросъемка, основной вид – аэрофотосъемка с 1930-х гг. – основной метод топографической съемки):

o космические методы (визуальные наблюдения: прямые наблюдения за состоянием атмосферы, земной поверхности, земных объектах):

— сравнительно-географический (география, в отличие от большинства естественных наук, лишена своего основного метода – эксперимента. Метод, заменяющий ксперимент в географии – сравнительно-географический. Суть метода состоит в изучении нескольких ерриториальных систем, существующих в реальной действительности.

В процессе развития этих систем происходит гибель (стагнация) одних и развитие, преуспевание – других. Следовательно, изучив группу аналогичных систем, можно выявить те, местоположение которых обеспечивает благоприятные условия для их успешного развития, и отбросить заведомо проигрышные варианты. То есть необходимо изучить исторический опыт и выявить причины, обеспечивающие положительные или отрицательные результаты в сравниваемых вариантах и выбрать оптимальный).

Таким образом, основными методами географических исследований являются: метод системного анализа, картографический, исторический, сравнительный, статистический и другие.

Литература:

1. Берлянт А.М. Картография: учебник для вузв. М.: Аспект Пресс, 2002. 336 с.

2. Дружинин А.Г., Житников В.Г. География (экономическая, социальная и политическая): 100 экзаменационных ответов: Экспресс-справочник для студентов ВУЗов. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. С. 15-17.

3. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: учеб. для студ. вузов. М.: Изд-во «Академия», 2004. С. 55-158.

4. Кузьбожев Э.Н., Козьева И.А., Световцева М.Г. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учеб. пос. М.: Высшее образование, 2009. С. 44-50.

5. Мартынов В.Л., Файбусович Э.Л. Социально-экономическая география современного мира: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2010. С. 19-22.

Корреляционый анализ – совокупность методов, основанных на математической теории корреляции, обнаружения корреляционной зависимости между двумя случайными признаками или факторами.

Регрессионный анализ – раздел математической статистики, объединяющий практические методы исследования регрессионной зависимости между величинами по статистическим данным.

Таксон – территориальные (геоториальные и акваториальные) единицы, обладающие специфическими квалификационными признаками. Равнозначные и иерархически соподчиненные ячейки территории. Типы таксонов: район, ареал, зона.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Методы географических исследований

Методы географических исследований - способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

1)Картографический метод. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии - Николая Николаевича Баранского - это второй язык географии. Карта - уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности, ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования. Выделение физико-географических (природных) и экономических районов - один из методов исследования географической науки.

6). Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее.

Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах.

Увиденное своими глазами - самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений - все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8) Метод дистанционных наблюдении. Современная аэро- и космическая съёмка - большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования. Создание географических моделей - важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.

10) Географический прогноз. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать
многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы

Как географы изучают объекты и процессы. Как проводятся научные наблюдения.

Из текста учебника (с.11) выпиши главные черты (особенности) научных наблюдений.

Объясни данные особенности. Используй для выполнения этого задания имена прилагательные.

1. Активные — наблюдатель ищет и фиксирует определенные метеорологические величины и атмосферные явления.

2. Целенаправленные — наблюдатель фиксирует только необходимые для определения погоды метеорологические величины и явления.

Определенный план действия — продумывается наблюдателем заранее и прописан в книге "Наставление гидрометеорологическим станциям и постам".

4. Систематические — проводятся многократно по определенной системе.

Школа географа-следопыта.

Запиши в таблицу результаты наблюдений за длинной тени гномона.

Место наблюдения: город, поселок, село Бугуруслан.

Высота гномона: 50 см.

Время наблюдения (час, минута) Длина тени гномона (см) Положение Солнца над горизонтом (поднимается, опускается)
10:30 40 поднимается
12:00 50 в зените
14:30 60 опускается
9:30 30 поднимается
8:30 20 поднимается
15:30 70 опускается
16:30 80 опускается
7:30 10 поднимается

Вывод по результатам наблюдений (вставь пропущенные слова).

Когда Солнце поднималось над горизонтом, тень гномона увеличивалась, когда Солнце опускалось к горизонту, тень гномона уменьшалась.

Сравни длину гномона с самым большим значением длины его тени.

Длина гномона больше, чем самая длинная тень гномона.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения