Исследовательская работа на тему техника "пуантилизм". Что такое пуантилизм

Пуантилизм – стиль живописи , для которого характерно изображение при помощи геометрически правильных мазков цвета, прямоугольников или точек. Он и название свое получил от французского «point», что переводится как «точка». Картины художников-пуантилистов напоминают мозаики, в которых цельное изображение создается из мелких «осколков» цвета.

У многих читателей возникнет вопрос, а можно ли увидеть вживую картины этих художников, где и когда? Несомненно, в наш век информационных технологий существует большое количество всевозможных ресурсов специализирующихся на новостях культуры и искусства, в которых можно найти подробную информацию о текущих и предстоящих выставках, фестивалях, спектаклях, новинках кино, музыке и т.д. Очень удобная афиша расположена на уникальном ресурсе международного культурного портала ЭКСПЕРИМЕНТ, где вы без труда найдете исчерпывающую информацию о последних новостях культуры из многих городов мира, в том числе и о проходящих выставках художников-пуантилистов.

Как направление, развившееся в рамках неоимпрессионизма, пуантилизм стал своеобразным экспериментом с цветом, в котором ради необычного оптического эффекта художник отказывается от привычного в живописи смешения красок (приема, используемого в большинстве классических стилей живописи).

Возник пуантилизм во Франции в 90-е годы 19 века. Молодой художник Жорж-Пьер Сера успешно экспериментировал с теорией цвета, стремясь добиться уникального эффекта: разрозненные, несмешанные цвета картины должны были создать иллюзию движения, вибрации воздушного пространства и преломления света. Дебютом и его как художника, и пуантилизма как стиля стало полотно «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Изображенные на картине парижане выглядят не просто статичными фигурами, а живыми и выпуклыми силуэтами, пейзажное пространство же между ними словно наполнено колеблющимся воздушным маревом.

У другого представителя пуантилизма – француза Поля Синьяка стиль эволюционировал. В отличие от геометрически правильных, равноудаленных друг от друга мазков Сера, Синьяк экспериментирует с динамикой, ставит точки то ближе, то дальше, то вовсе меняет их размер. Результат мы можем наблюдать в его картинах «Сосна в Сан-Тропе» и «Гавань в Сан-Тропе» – и он поражает. Изображение словно накатывает на зрителя, рождается из отдельных мазков, вырастая в цельную, полную насыщенной динамики историю.

Во времена зарождения жанра многие художественные критики, да и художники , предпочитавшие традиционные стили живописи, критиковали пуантилизм. Считалось, что он на корню подавляет индивидуальный стиль творца, превращая его в ремесленника, которому и нужно-то лишь грамотно распределять мазки. Однако с течением времени интерес зрителей к картинам пуантилистов рос не только потому, что они «состоят из точек», пуантилистическая техника привлекала яркостью, живостью и необычной игрой с цветом.

Пуантилизм как стиль в живописи Пуантилизм рассматривается как часть движения постимпрессионизма. Стиль был основан художниками Джорджем Сера и Полем Синьяком. В отличие от импрессионизма, пуантилисты использовали для создания изображений только точки чистого цвета. Скопление точек составляло цельное изображение. Пуантилизм – это не только направление искусства и живописи, это специфическая техника написания картин. Пиком развития направления считаются 1880 – 90-е годы. Наиболее известное полотно, представляющее стиль – «Воскресный день на острове» Дж.Сера. Это признанный шедевр: полотно имеет более 6 футов высоту и 10 футов в ширину. Сера работал над ней около двух лет – кропотливая работа требовала точного рисования маленьких точек разного цвета, которые составили пейзаж. Увидеть полотно сегодня можно в Художественном институте в Чикаго. Основателем пуантилизма был Джорж Сера, получивший образование в Школе изящных искусств в Париже. Традиционный классический художник отверг импрессионизм, в пользу научного метода, который он разработал около 1884 года и назвал «хромолюминаризм». На основе научной теории цвета французского химика Шевреля а также американского физика Огдена Руда. Метод применялся ранее, но систематически применять его как основной способ рисования изображений на полотне начал именно Сера. Главным учеником Сера был бывший импрессионист Поль Синьяк. Пейзажиста Синьяка привлекли методы пуантилизма и дивизионизма, и после смерти Сера в 1891 году, он продолжил дело учителя. Кроме картин маслом и акварелью, он создал офорты, литографии, работы пером, чернилами. Интересно, что Синьяк был одним из первых покупателей полотна Анри Матисса. Синьяк не только стал наследником стиля Сера, но и экспериментатором – он работал с расстоянием между точками, изучая особенности его влияния на восприятие мозаичного изображения глазом. На полотнах Сера точки расположены на одном расстоянии, у Синьяка – они приближаются и отдаляются друг от друга. Результат экспериментов художника – создание динамичных, объемных изображений путем рисования точек на разном расстоянии. Работы в стиле пуантилизм невозможно перепутать ни с чем – полотно состоит из коротких мазков круглой или прямоугольной формы. В переводе название направления живописи означает «писать точками». Стиль часто применяется для развития детского творчества. У малышей вызывает восторг преобразование изображения, на которое смотрят издалека и с близкого расстояния. Психологи считают живопись и творчество необходимыми для гармоничного развития личности, но традиционное рисование дается не всем детям, поэтому стоит использовать другие техники. Пуантилизм для развития детского творчества – одна из наиболее удачных методик приобщения ребенка к рисованию. Благодаря использованию стиля, у детей развиваются память, воображение, мышление, внимание. Пальчиковое рисование, как одна из техники пуантилизма, не только интересный, но и веселый рисовальный прием. Пуантилизм – необычная веха в развитии живописи конца 19 века, ставшая не только направлением и техникой создания изображений, но и научной методикой. Стиль активно применяется для развития творчества у детей на современном этапе.

Мастер-класс по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) с пуантилизмом «Золотая рыбка»

Предлагаемый мастер-класс по рисованию по ознакомлению с пуантилизмом «Золотая рыбка» предназначен для педагогов дошкольного образования в работе с детьми старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет).

Назначение композиции : «Золотая рыбка» станет прекрасным украшением стен детской комнаты, подарком для родных и близких.

Представленная композиция является интересным вариантом для педагогов как для использования в непосредственно-образовательной деятельности (рисование), так и в совместной или самостоятельной деятельности. Создание изображения с помощью точек способствует не только развитию у детей мелкой моторики, усидчивости, но и развитию воображения, мышления, фантазии.

Цель мастер-класса : познакомить с особенностями создания изображения в технике «пуантилизм».

Задачи в работе с детьми:

Познакомить старших дошкольников с нетрадиционным течением в живописи - «пуантилизмом»;

Обучать созданию композиции «Золотая рыбка» в технике «пуантилизм»;

Развивать воображение, моторику, творческое мышление у детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет);

Воспитывать усидчивость в работе, эстетическое восприятие.

Описание техники «пуантилизм».

Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Художники, которые работали в стиле пуантилизм, наносили на холст чистые, не смешанные предварительно на палитре краски. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем.

Оптическое смешение трех чистых основных цветов и нескольких пар дополнительных позволяет получать достаточно большую яркость, чем путем механического смешения пигментов.

Мы предлагаем Вам освоить технику «пуантилизм» с использованием не совсем традиционных для нее материалов - цветных маркеров (фломастеров). Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать с изобразительными материалами. Предлагаемый метод изображения точками с помощью фломастеров позволяет не только развивать мелкую моторику дошкольников, их усидчивость, цветовосприятие, но и повысить эмоциональный фон, поскольку изображение с помощью фломастеров (цветных маркеров) не требует высыхания, не произойдет растекание красок или неаккуратное смешивание.

«Золотая рыбка» в технике «Пуантилизм»

Необходимые материалы:

1. Бумага для черчения А4

2. Простой карандаш

3. Стирательная резинка

4. Цветные маркеры (или фломастеры)

5. Рамка для оформления работы

Предлагаем приступить к первому этапу - созданию эскиза будущей композиции. Лист необходимо разделить горизонтальной линией на две плоскости: вода (примерно 3/4 листа) и дно (1/4 листа). В центре лучше расположить главную героиню - рыбку. Дети старшего дошкольного возраста часто ассоциируют «Золотую рыбку» со знаменитым произведением А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», поэтому тельце рыбки может напоминать мультипликационный персонаж, либо аквариумную золотую рыбку.

Эскиз готов, теперь самое время приступить ко второму этапу - окрашиванию нашей композиции цветными точками. Обводим контур рыбки: основные детали тельца с помощью частых точек оранжевого цвета, выделяя чешуйки, плавники и т.д. После нанесения цветных точек карандашный контур необходимо стереть ластиком.

Заполняем тельце рыбки точками желтого цвета, ближе к контуру рыбки можно располагать точки чаще: цвет получится более насыщенным.

Рыбка готова. Предлагаем приступить к окрашиванию водорослей. Не забывайте, что единственный элемент окрашивания - точка! Чем ближе токи стоят друг к другу, тем более насыщенный цвет окрашиваемого участка. Для водорослей предлагаем воспользоваться зеленым и салатовым цветами.

Теперь необходимо окрасить оставшиеся элементы морского дна: камешки, ракушки.

Завершающий этап нашей работы - нанесение точечного водного пространства. Синим и голубым маркерами заполняем оставшееся пространство листа. Около рыбки не забываем о нескольких маленьких белых пузырьках воздуха, которые просто выделены точечным контуром.

Работа выполнена, маленькие точки превратились в единую композицию. Осталось поместить «Золотую рыбку» в приготовленную ранее рамку. Желаем успехов в Вашем творчестве.

В этой же технике можно нарисовать картину "Золотая осень"

В XIX веке Францию захлестнула волна художников-новаторов, отвергавших старую школу живописи и искавших новые пути творческого самовыражения. Прорывом в этой области стало формирование стиля импрессионизм, который в корне отличался от всех изобразительных техник, существовавших в то время. Все больше художников примыкало к новому течению и привносило в него свои идеи.

Значение термина

Одной из таких идей были эксперименты с цветом и попытка превратить процесс создания изображения на холсте в научный эксперимент. Так сформировалось новое направление в живописи - пуантилизм. Название основывается на характерной манере написания картин. Этот новый стиль не был стихийным и спонтанным, как классический импрессионизм, художник четко осознавал, что он делает и какого результата хочет добиться.

Название происходит от французского слова pointel - точечное письмо, писать точками. Реже используется и другое название - дивизионизм, что означает "разделение". Под пуантилизмом в живописи подразумевается манера письма путем нанесения отдельных красочных точек на определенном расстоянии друг от друга.

Возникновение стиля и теория цвета

Техника пуантилизма в живописи - это не просто хаотичное нанесение цветных точек. Каждая из них занимает свое строго определенное место. Например, синяя должна быть рядом с желтой, красная - с зеленой. Потому что, согласно цветовой теории, из точек двух разных цветов, находящихся рядом друг с другом, человеческий глаз сам смешивает третий цвет. Желтые и синие точки, располагающиеся рядом, смешавшись на сетчатке глаза, покажутся нам зеленым цветом. Первым, кто стал применять эти особенности на практике, был французский художник Жорж-Пьер Сера.

Ему стало тесно в рамках импрессионизма после того, как он стал изучать научные изыскания Эжена Шевреля, Германа Гельмгольца, Огдена Руда. В своих научных трудах они писали о восприятии цвета сетчаткой глаза, о световых спектрах, о цветообразовании. Находясь под их влиянием, он решил произвести своего рода революцию в изобразительном творчестве, основываясь на теории смешения цветов. Ее суть в том, что есть три основных адаптивных цвета - красный, зеленый и синий, смешивая которые, можно получить любой воспринимаемый человеческим глазом оттенок.

Пуантилизм в живописи Жоржа Сера

Путем экспериментов Сера пришел к выводу, что самой удобной техникой для воплощения его задумок будет точечная. Он брал основные чистые цвета и аккуратными точками последовательно заполнял пространство полотна, создавая при этом вполне конкретные образы. Первый удачный опыт, который он представил на обозрение широкой публике, был "Воскресный день на острове Гранд-Жатт".

Картина произвела очень сильное впечатление на зрителей. На близком расстоянии они могли видеть только мозаичное полотно, сотканное из тысячи мелких точек. Но когда они отходили от картины на несколько шагов, перед ними представала живая и многоплановая сцена, в которой ясно можно было различить колыхание воздуха. Причем зрители даже не подозревали, что в картине использованы всего три основных цвета и два дополнительных, не смешанных друг с другом. Оптическое смешение цветов происходило уже непосредственно на сетчатке глаза при рассматривании картины на расстоянии.

Сера, в отличие от многих художников, работал не на пленэре (на открытом воздухе), а в мастерской, используя фотографии. Это давало ему множество преимуществ. Он мог не спешить, тщательно подбирать цвета и продумывать каждый мазок, а также, что немаловажно, мог не следить за меняющимся освещением, не ловить подходящий момент. Художник прожил очень короткую жизнь, не дожил и до 32 лет, но успел внедрить собственный стиль пуантилизм в живопись, найти единомышленников и последователей.

Последователи

Вместе с Жоржем Сера горячо заинтересовался пуантилизмом Поль Синьяк, еще один молодой французский художник. Он несколько видоизменил технику Сера, экспериментируя с мазками, с величиной и расстоянием между ними. Он стремился достигнуть большей динамики в своих картинах. Цветовая рябь у Синьяка более заметна чем у его предшественника, однако это ничуть не портит его работы, наоборот, создает эффект движущегося света. Поль Синьяк также написал трактат, обосновывая новое направление в живописи.

Помимо двух самых известных приверженцев, у пуантилизма в живописи было еще несколько последователей, в том числе и за пределами Франции, среди которых Камиль Писсарро, Жорж Леммен, Тео Ван Риссельберге, Ипполит Птижан, Анри Эдмон Кросс, Джованни Сегантини, Николай Мещеряков.

Камиль Писсарро, который был весьма значимой фигурой среди художников, отзывался о пуантилистах как о научных неоимпрессионистах. С течением времени пуантилизм изменился и трансформировался в футуризм. В своем первозданном виде он на долгое время перестал существовать.

Пуантилизм в наше время

В современном искусстве вновь стали возвращаться к пуантилизму в живописи. Художники стали широко использовать различные оптические эффекты в своих работах. Самым известным современным пуантилистом можно назвать Мэтью Дэвиса. Его картины ближе всего подходят к классической технике, хотя использует он не только точки, но и крупные цветовые пятна.

Еще два ярких представителя, работающих в этом направлении, Уильям Беттс и Мигель Эндара. Правда, что касается Мигеля, то его картины с пуантилизмом роднит только сам процесс рисования точками.

Пуантилизм в живописи для детей

Изучение цвета играет очень важную роль в обучении ребенка. Цветоведение развивает память, внимание, восприятие у детей. А точечное рисование способствует развитию усидчивости, мелкой моторики, к тому же такое занятие способно увлечь на несколько часов.

Материалы при этом можно использовать разные, фломастеры или краски, а вместо кистей краску наносить допускается прямо пальцами. Для этого есть специальные детские пальчиковые краски, совершенно нетоксичные. Рисовать точками детям гораздо проще, чем традиционным способом, это доставляет массу веселья. Даже самый простой предмет, нарисованный ребенком в этом стиле, будет выглядеть живописно.

Техника в живописи «Пуантилизм»

Секция: изобразительное искусство

Жанр работы : исследовательская работа

Красноярский край, Енисейский район, поселок Высокогорский.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №7», п. Высокогорский.

7 класс

Руководитель: Кулинич Анна Владимировна, п.Высокогорский, учитель изо и технологии, 89509789842

e-mail:

Тел .: 8 (39-195) 2 – 45- 36

Оглавление

1.

Введение……………………………………………………...…….

Основная содержание. ……………

Практическая часть.

Выполнение работ в технике «Пуантель………………………….

Заключение…………………………………………………………...

Список литературы, интернет - ресурсов…………………………

Введение

Пуантилизм является одним из интереснейших и необычных направлений живописи.

Скопление точек составляло цельное изображение. Пуантилизм – это не только направление искусства и живописи, это специфическая техника написания картин.

Целью всех живописных экспериментов было создание живописного аналога световоздушной среды. При небольшом отходе от картины цвета смешиваются у зрителя на сетчатке глаза, вызывая ощущения вибрирующего воздуха и изменчивого света.

Мне стало интересно, как выполняется живописная техника « пуантилизм», когда и где появилась, и я поставила Цель : изучение истории возникновения пуантилизм, кто являлся основоположником, манера выполнения, и ее актуальность в наше время. Перед собою я поставила следующие задачи:

Собрать сведения об истории возникновения пуантилизма;

Познакомиться с этапами выполнения;

Попробовать технику выполнения живописной работы на бумаге;

Узнать, где применяется в наше время эта техника;

Объектом моего исследования являются техника в живописи «пуантилизм».

Методикой исследования - обработка источников информации.

Основная часть

Пуантилизм - стилистическое направление в живописи , возникшее во около , в основе которого лежит манера письма раздельными (неизолированными) мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта (подразумевается «смешение» на сетчатке глаза зрителя).

Жорж-Пьер Сёра́ - художник- , основатель , создатель оригинального метода живописи под названием « ». . Пиком развития направления считаются 1880 – 90-е годы

Техника «пуантель» (pointille - point, точка) - манера рисования маленькими точками, аккуратными мазками чистого цвета образующие элементы мозаики. Выражаясь современным языком, это своего рода очень большие «пикселы» на поверхности холста или бумаги. Если смотреть близко, то кроме красочного хаоса ничего не увидишь, издали - невольно обобщая, вырисовывается нечто задуманное художником. Если при работе в технике пуантель наносить точки сложного цвета (смешивая три и более оттенка вместе), то в итоге наверняка получите довольно-таки неприятную картину. Механическое смешение красок до нанесения плюс обобщение при восприятии сделают свое грязное дело - получится настоящая каша, в сравнении с которой палитра художника покажется интересным этюдом. Поэтому рекомендуется использовать чистые локальные цвета.

Работы в стиле пуантилизм невозможно перепутать ни с чем – полотно состоит из коротких мазков круглой или прямоугольной формы. В переводе название направления живописи означает «писать точками».

В создании стиля, Сера использовал общее положение теории цвета – человеческий глаз смешивает цвета точек, расположенных рядом. В изображении предметов на полотне используют точки контрастных оттенков – синий и оранжевый, красный и зеленый, желтый и синий. Благодаря этому приему объекты выразительны. Соседние цвета не смешиваются друг с другом. Оптический эффект точек рассчитан на то, что цветовые соединения и превращения выполнит наш глаз.

Картина «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» Сера, стала шоком и открытием выставки импрессионистов в 1886 году. Благодаря эффекту теории цвета, изображение получилось живым и многомерным с расстояния. Если подойти ближе – картина распадалась на точки. Цель художника достигнута – он передал колебание воздушной среды и красоту природы.

Практическая часть.

Изучив теорию я решила на практике попробовать выполнить несколько работ.Для начала я изучила, какие материалы можно использовать для написания работы – акварель, гуашь, масло, акрил, мы выбрали гуашь.

1.Первым этапом нужно было определиться, что можно изобразить, мы взяли для начала не сложное построение - это две груши.

Сделав эскиз, мы начали поэтапно накладывать мелкими точками гуашь,

2.Затем нам захотелось попробовать технику пуантель в более сложной постановке - натюрморт, и вот что получилось.

3. А так же пейзаж.

Заключение

Пуантилизм – необычная веха в развитии живописи конца 19 века, ставшая не только направлением и техникой создания изображений, но и научной методикой. Жорж Сёра внезапно скончался в возрасте тридцати одного года.Его художественное наследие немногочисленно. Но, тем не менее, он успел разработать новаторскую живописную концепцию, изменив ход развития живописи. Стиль активно применяется для развития творчества у детей на современном этапе. В зависимости от стиля мастера, пуантилистические картины могут быть детальными или небрежно-расплывчатыми. Так же и мои работы получились, на мой взгляд, индивидуальные.

Мне очень понравилась эта техника написания.

Еще я узнала, что пуантилизм очень полезен для развития детского творчества – это одна из наиболее удачных методик приобщения ребенка к рисованию!!!

Я открыла для себя новую и захватывающую работу. Удивительно, какими дальними путями вдохновение может вести нас до интересного результата.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения