Сочинение Пушкин А. А. С. Пушкин, роман "Евгений Онегин": проблемы, главные герои, цитаты Евгений онегин основные проблемы

Работа Александра Сергеевича Пушкина над произведением «Евгений Онегин» происходила в сложный для России период. Написание романа продолжалось восемь лет. За это время один правитель государства сменился другим, общество находилось в процессе переосмысления ключевых жизненных ценностей, изменялось мировоззрение и самого автора. Отсюда и следует то, что в произведении подняты многие важные нравственные вопросы.

Во-первых, Пушкин затронул тему поиска смысла существования людей. В романе мы можем наблюдать жизнь персонажей в динамике, путь их духовного становления. Некоторым героям удалось найти истину, распознать правильные идеалы, пройдя через испытания. Другие последовали по неверной дороге, расставив приоритеты ошибочно, но так и не поняв этого.

В светском обществе тех времен бытовали свои законы. Молодые люди не стремились сделать существование осмысленным. Они были заняты бессмысленной тратой родительских денег, праздным образом жизни, балами и развлечениями, постепенно деградируя, развращаясь, становясь похожими друг на друга. Чтобы заслужить признание среди окружающих, достаточно было следовать веяниям моды, хорошо танцевать, говорить по-французски, уметь галантно общаться. И все.

Во-вторых, в произведении прослеживается тема отношения к браку. Сначала молодежь, в том числе и Оненин, тяготится серьезными отношениями, считает семейную жизнь нудной, непривлекательной, бесперспективной. Вот и Евгений пренебрег чувствами юной Татьяны , выбрав свободу, а не любовь скромной провинциалки.

Лишь по прошествии времени стабильные отношения стали для главного героя желанными. Он хотел, страстно желал покоя, уюта, тепла, тихого семейного счастья, домашней жизни. Однако возможности для этого были безвозвратно упущены по его же вине. Если бы Онегин «созрел» вовремя, то мог не только стать счастливым сам, но и осчастливить романтичную Татьяну.

В-третьих, в романе присутствует тема дружбы. Светские молодые люди абсолютно не способны на преданные и настоящие дружеские отношения. Все они просто приятели, поддерживают общение «от делать нечего». Но помощи в сложной ситуации, поддержки, понимания от них ждать бессмысленно. Вот и Ленский с Онегиным вроде бы были добрыми друзьями, однако из-за какой-то глупости один убил другого.

В-четвертых, Пушкин упоминает вопрос долга и чести. Эту тему полностью раскрывает Татьяна Ларина. Она была, как и Евгений, дворянского происхождения, получила поверхностное воспитание в домашних условиях. Однако нравы света не повлияли на ее чистую и невинную душу. Она безумно любит Онегина, однако ставит свой долг перед мужем, хоть и нелюбимым, превыше всего. Даже страстная тирада героя не склонила ее поменять принятое решение.

Общество, погрязшее во лжи, лицемерии, ошибочных ориентирах, не может найти истинного смысла жизни, поэтому и не ценит ее. Евгений поставил светскую честь выше нравственного долга, убив романтичного приятеля. Подобное смещение идеалов выглядит абсурдным, но, увы, такова суровая действительность.

Девятнадцатый век по праву называют золотым веком русской поэзии, а я бы еще назвала его и золотым веком прозы. Среди созвездия имен для многих наиболее близким и родным является имя Александра Сергеевича Пушкина. У каждого человека своя жизнь, своя судьба, но существует что-то, что объединяет всех людей. По-моему, это прежде всего человеческие чувства и стремления, поиски самого себя. Вот об этом, близком каждому из нас, и писал Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях, он пытался достучаться до сердец своих читателей, пытаясь донести до них всю красоту и глубину человеческих чувств. Когда читаешь Пушкина, возникает много вопросов, но главное, что волнует читателя, - это вечные проблемы добра и зла, любви и дружбы, чести, порядочности, благородства.
Мое любимое произведение Александра Сергеевича Пушкина - “Евгений Онегин”. Каждому свойственно найти в этом романе что-то дорогое, уникальное, иногда понятное только ему, но какие нравственные идеалы самого автора можно здесь найти?
Несмотря на то что роман назван “Евгений Онегин” - главным героем, по-моему, является сам автор. Ведь в сравнении с Евгением Онегиным духовный мир лирического героя, отношение его к жизни, к труду, к искусству, к женщине выше, чище, значительнее. Жизнь Евгения Онегина, полная светских развлечений, надоедает ему. Для него любовь является “наукой страсти нежной”; театр ему надоел, он говорит:
Всех пора на смену, Балеты долго я терпел, Но и Дидло мне надоел.
Для Пушкина театр - “волшебный край”.
В поэтическом романе Пушкин затрагивает вопрос чести. Онегин едет в деревню, где знакомится с Ленским. Стремясь (ради развлечения) подразнить друга, Онегин ухаживает за девушкой Ленского. Ленский в пылу ревности вызывает его на дуэль - возможность отстоять свою запятнанную честь. Для Онегина - условность, он бы не пошел стреляться, если бы не мнение света, который осудил бы его за отказ. Ленский погибает. Пушкин показывает, как жизнь человека становится дешевле, чем сплетни.
Онегин отправляется в путешествие, которое сильно изменило его. Происходит переоценка ценностей. Он становится чужим для того мира, где несколько лет назад был своим. Онегин полюбил женщину. Для Пушкина любовь является нравственной ценностью, сколько прекрасных строк он посвятил этому чувству. Вспомним его стихотворение “Я помню чудное мгновенье...”:
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Любовь для Пушкина - святое чувство. Любовь, пробудившаяся в Евгении, является ярким свидетельством того, как изменился Евгений. Но любимая женщина остается с другим - вот суровое наказание Онегину.
А вот нравственным идеалом в романе для Пушкина является Татьяна Ларина. С первых строк, посвященных ей, мы ощущаем авторскую симпатию к ней, ее доброму и чуткому сердцу:
Я так люблю
Татьяну милую мою.
Мы не встретим в романе описание внешности Татьяны, автор говорит лишь о ее чистой и прекрасной душе, ему важен лишь внутренний мир героини. Он создает Татьяну милой и чуткой, для него важна ее привязанность к родным и близким, понимание красоты природы. Только окружающий нас мир способен дать человеку вдохновение и спокойствие.
Татьяна влюбляется в Евгения Онегина. “Татьяна любит не шутя”, - рассказывает Пушкин о своей героине. Эту любовь она проносит через всю жизнь, но пожертвовать счастьем мужа для любимого человека она не может. Татьяна объясняет свой отказ Евгению Онегину так:
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Добром отвечают на добро - вот вечная истина. Татьяне близка эта народная мудрость. И, наверное, поэтому Пушкин называет ее “русская душою”.
“Береги честь смолоду” - вот эпиграф повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. Такое же наставление дает отец своему сыну Петру Андреевичу Гриневу, отправляя его на службу. Сам отец пытается не сбить своего сына с верной дороги, отправляя его не в Петербург, где молодой человек мог бы сбиться с пути, начав пить, играть в карты, а посылает его в маленькую крепость, где он мог бы честно служить отечеству, окрепнуть душою, ведь Петру Андреевичу Гриневу всего семнадцать лет. Пушкин в отце Гринева показывает те черты, которые ценятся в людях старой закалки, в людях XVIII века. Смысл жизни Андрея Петровича Гринева в том, чтобы человек при любых испытаниях не пошел на сделку со своей совестью. Он считает, что цель жизни каждого мужчины - честная служба на благо Отечества.
В “Капитанской дочке” мы встречаем очень много героев, для которых принцип “Береги честь смолоду” является главным в жизни. Для Пушкина понятие “честь” ассоциируется с верностью друзьям, долгу. Мы видим, как Гринев, находясь в плену у Пугачева, прямо говорит ему в глаза: “Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу”.
Мария Ивановна, невеста Гринева, падающая в обморок при выстреле пушки в честь именин матери, не идет на сделку со своей совестью, она отвергает предложение предателя Швабрина, который пользуется случаем и предлагает вывести ее из крепости, если она выйдет за него замуж.
Мы видим, как во всех героях Пушкин воплощает свой нравственный идеал: верность долгу и слову, неподкупность, стремление помочь другу или любимому человеку.
Как мне кажется, Александр Сергеевич Пушкин считает, что принцип “на добро отвечают добром” является одной из множества народных мудростей. Эта мудрость ему очень близка. Гринев, пытаясь спасти свою невесту, приезжает в стан Пугачева. Пугачев помнит добро (Гринев встречал Пугачева еще до начала восстания и подарил ему овечий тулуп) и отпускает его с Марьей Ивановной. Находясь в плену у Пугачева, Гринев слышит песню о царе и разбойнике. Разбойник, как и Гринев, честно признается царю в том, что он сделал, Гринев рассказывает Пугачеву о своем намерении служить Екатерине П. Царь казнит преступника, а Пугачев отпускает пленника.
Я рассказала всего о двух произведениях А. С. Пушкина. Как и у каждого человека, у него был свой взгляд на происходящее, он стремился найти ответ на вопросы, волновавшие его современников, но для пушкинских произведений не существует временных рамок, он интересен всем возрастам. Нравственные идеалы Александра Сергеевича Пушкина - верность долгу, друзьям, чистота души, честность, доброта - это общечеловеческие ценности, на которых держится мир.

А счастье было так возможно, так
близко… Глава VIII, строфа XLVIII

А было ли возможно счастье?

Цели урока:

Обучающая: формирование осознанных умений и навыков работы с текстом

Развивающая: развитие речи — обогащение и ус-ложнение словарного запаса.

Воспитывающая: целенаправленное формирование таких нравственных качеств, как ответственность и честность по отношению к выбранной позиции.

План урока:

1. Оргмомент.

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

3. Этап обобщения и систематизации изученного.

4. Этап информации учащихся о домашнем задании.

Методы и формы работы:

1. Приветствие.

2. Эвристическая беседа.

3. Задание репродуктивного характера.:

Подготовка к уроку:

Учащиеся:

Должны знать содержание произведения А. С. Пуш-кина «Евгений Онегин» (глава 8).

Ход урока

Оргмомент.

Начало урока.

Работа с текстом.

— О каких фактах биографии автора рассказано в на-чале 8-й главы? (Рассказ о лицее, ссылке, воспоми- нания о Кавказе, Крыме, Молдавии, но главное внутренний мир,движение творческой мысли, разви- тие душевного состояния автора.)

— Пять строф понадобились Пушкину, чтобы вспом-нить всю жизнь. Была молодость — она ушла, были друзья, но их погубили. Но осталась память о них, верность тем идеям, за которые они отдали жизнь, пошли в Нерчинские рудники. Осталась муза, она неизменна, она всегда останется чистой и

светлой, она поможет жить:

И ныне музу я впервые...

На светский раут привожу… Впервой главе мы видели петербургский бал мельком, в сущности с улицы, через окно:

По цельным окнам тени ходят...

В 8-й главе мы на светском рауте. В свете многое привлекательно:

Можно любоваться Шумной теснотою, Мельканьем платьев и речей, Явленьем медленным гостей Перед хозяйкой молодою, И темной рамою мужчин Вкруг дам, как около картин.

Появление Онегина: для всех он кажется чужим.

— Был ли Онегин чужим для светского общества? (Нет.)

— Свет решил, что он умен и очень мил. Появляется целая серия вопросов. Кто их может задать? Автор? Завсегдатай светских раутов?

Где он был три года? С этим недоумением можно сравнить слова Молчалина: «Как удивлялись мы! Вот вам бы в Москве у нас служить!»

— Пересуды о нем. («Корчит чудака».) Кем явится? высшем свете привычны нелюди, а «приличьем стя-нутые маски», а те, кто не похож на них, стран- ны, непонятны.)

— Какой совет дают они Онегину? (Советуют ему «быть добрым малым, как все».)

— Знаком ли Онегин свету? (Да, он восемь лет провел здесь. Но что-то в нем было раньше не так, как у всех, а теперь? «Что слишком часты разговоры // Принять мы рады за дела, // Что глупость ветрена и зла, // Что важным людям важны взоры // И что посредственность одна // Нам по плечу и не стран- на?» «Молчалины блаженствуют на свете»; идеал посредственности: «Блажен, кто смолоду был молод, // Блажен, кто вовремя созрел, // Кто постепенно жизни холод // С летами вытерпеть умел; //Кто странным снам не предавался, // Кто черни светской не чуждался, // О ком твердили целый век: // НН пре- красный человек»; убеждение Пушкина: нельзя преда- вать молодость!«Несносно видеть пред собою// Од- них обедов длинный ряд, // Глядеть на жизнь как на обряд»; отрывки из путешествия Онегина ответят на вопрос, с каким грузом пришел он к осени 1824 г.Маршрут: Москва — Нижний Новгород — Астра- хань — Кавказ Крым —Одесса. Онегин знакомит- ся с родиной.)

Вывод: Онегин приезжает в Петербург обновленный.

— Почему Онегин попал, как Чацкий, с корабля на бал? (Непримиримая вражда к обществу, в Онегине глубокая внутренняя жизнь,которой не было раньше.)

На доске — тема урока:

«ТАТЬЯНА И ЕВГЕНИЙ В VIII ГЛАВЕ РОМАНА. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

— И вот происходит новая встреча героев. Появляет-ся Татьяна, и Онегин не узнает ее и узнает. Как описывает Пушкин, какой же была Татьяна, без чего обходилась? (Она была нетороплива, // Не холодна, не говорлива, //Без взора наглого для всех,//Без при- тязаний на успех, // Без этих маленьких ужимок, // Без подражательных затей... )

—Почему Онегин, не полюбивший Татьяну в дерев-не, теперь охвачен такой всепоглощающей страс-тью? (Изменились герои, обновленным Онегин теперь может оценить всю глубину души Татьяны.)

— Что изменилось в Татьяне? (Она научилась «вла- ствовать собой», как ей советовал Евгений когда- то .) Почему она так привлекает Онегина?

— А что с Евгением? (Что с ним? В каком он стран- ном сне?// Что шевельнулось в глубине// Души хо- лодной и ленивой?//Досада? Суетность? Иль вновь // Забота юности — любовь?)
Что с ним происходит? Как он изменился?

Выразительное чтение наизусть письма Онегина . Какого героя мы видим в письме? Какие чувства они спытывает?

Прослушивание отрывка из оперы Чайковского «Евгений Онегин».
Ваше впечатление. Как музыка, сценическая игра актеров помогает понять героев, передать чувства?
Слово учителя.

— Проста композиционная схема романа. Главные герои меняются ролями к концу книги:

1. ОНА любит ЕГО — ОН не замечает ЕЕ. ОНА пишет ЕМУ письмо — выслушивает ЕГО проповедь.

2. ОН любит ЕЕ — ОНА не замечает ЕГО. ОН пишет ЕЙ письма — выслушивает ЕЕ исповедь(пропо-ведь, отповедь).

Но это простое построение только подчеркивает слож-ность человеческих переживаний, внешне уклады-вающихся в такую нехитрую схему. Насколько пре-краснее чувство Онегина!

— Он опять обратился к книгам, как в юности. Кругего чтения очень определенно говорит читателю —современнику А.С. Пушкина: Гиббон,Руссо, Гор-дер, Мадам де Сталь, Бель, Фонтенель— филосо-фы, просветители, ученые. Это не два-три романа,

в которых отразился «век и современный человек любимые Онегиным раньше. Это круг чтения де-кабристов, людей, стремящихся к действию.»,

—Но этого мало.Перед Онегиным открывается те-перь все то, что было ему недоступно три года на-зад.

Поэт, друг своих героев, всей душой желает им счастья. Но счастье невозможно. О финале романа возникают споры. Появляются разные точки зре-ния, каждая из которых по-своему опирается на текст романа. Кроме того,каждое поколение читает Пушкина по-своему.

Через восемь лет после смер-ти Пушкина, в 1845 году, В.Г. Белинский написал свои знаменитые статьи о «Евгении Онегине». 80-е годы. В связи с

открытием памятника в Моск-ве в 1880 г. Ф. М. Достоевский произнес речь на заседании Общества любителей российской словес-ности, в которой выразил свою трактовку финала романа.

Задание.Познакомьтесь с размышлениями о финале романа и об образах Татьяны и Онегина
знаменитых русских литераторов: Виссариона Григорьевича Белинского и Федора
Михайловича Достоевского
. Работа в группах.Выпишите тезисы из статей. которые выражают мысли и отношения критиков к финалу романа и образам героев.

Тра-гедия VIII главы в том, что Татьяна не поняла Оне-гина и его любви. Демократ, человек 40-х годов, Бе-линский ставил выше всего свободу человеческой личности, он осуждает Татьяну за то, что она по-жертвовала своей любовью ради верности мужу, ко-торого она не любит, а только уважает.

Ф. М. Достоевский: «Татьяна — идеал жен-щины,идеал человека. Ее поведение в 8 главе — воплощение нравственного совершенства, потому что «...разве может человек основать свое счас-тье на несчастье другого? Счастье не в одних толь-ко наслаждениях любви. А и в высшей гармонии духа. Чем успокоишь дух, если позади стоит не-счастный, безжалостный, бесчеловечный посту-пок? Ей бежать из-за того только, что тут мое счастье? Но какое же может быть счастье, если оно основано на чужом несчастии?... Нет: чистая русская душа решает вот как: «Пусть, пусть я одна лишусь моего счастия, пусть, наконец, никто и ни-когда... не узнают моей жертвы и не оценят ее. Но не хочу быть счастливою, загубив другого!»
Вывод. Белинский и Достоевский по-разному судят о поступках героев. Кто же из них убедительнее, вернее понимает мотивы поступка Татьяны по отношению к Онегину и собственному чувству? Почему Татьяна отвергает Онегина?
1 Исследовательская работа.

Чтобы ответить на эти вопросы, давайте снова обратимся к глаголам.
Просмотрите монолог Татьяны, найдите глаголы, определите время. Почему Татьяна,
объясняясь с Онегиным в настоящем, когда говорит о себе, использует
исключительно глаголы прошедшего времени?
Свет не испортил, не загубил Татьяну, душа ее ос-талась прежней, хотя за эти три года она не оста-лась такой, как была.

— Если Онегин изменился внутренне, то Татьяна ско-рее внешне. Она повзрослела, стала сдержанней, спокойней, научилась оберегать свою душу от чу-жого взгляда. И эта внешняя сдержанность при том же внутреннем богатстве, той же красоте душевной, которой она обладала в юности, еще больше при-влекает к ней Онегина.

— Раньше счастье не было возможно, потому что Онегин не умел любить. Счастье возможно только теперь с обновленным Онегиным, но (поздно!) Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем мужа ради своего счастья.

В марте 1825 года, потеряв надежду на личное сча-стье, Онегин остается один в Петербурге. В основном тексте романа Онегин остается на распутье — и читатель вместе с ним еще раз задумывается: что же есть жизнь? Как надо жить? Куда идти? Кого любить? С кем и за что бороться?

Подведение итогов урока.

Почему VIII глава вызывает больше всего споров и толкований? (Пушкин не дает психологического обо- снования событий, поступков,фактов.)

В конце романа оба главных действующих лица дос-тойны сочувствия читателей. Если бы один из них мог быть назван «отрицательным», то роман не имел бы под-линно трагического звучания. Любовь к недостойному существу может породить очень грустные ситуации, но она не становится таким источником трагедии, как вза-имная любовь двух достойных счастья людей при полной невозможности этого счастья.

Онегин в конце романа — не романтический «демон» с преждевременно состарившейся душой. Он полон жаж-ды счастья, любви и желания бороться за это счастье. Его порыв глубоко оправдан и вызывает читательское сочув-ствие. Но Татьяна —. человек другого склада: ей свой-ственно отказаться от счастья во имя более высоких нравственных ценностей. Ее одухотворенность полна ис-тинной душевной красоты, которой любуются и автор, и читатели. Именно то, что оба героя, каждый по-своему, достойны счастья, делает невозможность счастья для них глубоко трагической.

Но кто объяснит нам, наконец, роман А. С. Пушки-на? Кто растолкует «Онегина» так, что нечего будет до-бавить? Надо надеяться, что никто. Пусть живет эта кни-га вечно, и пусть каждое новое поколение находит в ней что-то свое. Очень важное для него.

*Задание для тех, кто размышляет.

1. Возможно ли было счастливое воссоединение Онеги-на и Татьяны? Сочинение - размышление. Наизусть отрывок(письмо Онегина).

2. Исследовательская работа: «Какую роль могут играть грамматические категории в художественном тексте?(А.С.Пушкин
«Евгений Онегин»)».

Удачи на уроке!

Проблематика и герои романа «Евгений Онегин»

Прежде чем говорить о проблематике и главных героях романа в стихах «Евгений Онегин», необходимо отчетливо уяснить особенности жанра этого произведения. Жанр «Евгения Онегина» - лиро-эпический. Следовательно, роман строится на неразрывном взаимодействии двух сюжетов: эпического (главные герои которого Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой - рассказчик, от чьего лица ведется повествование). Лирический сюжет не просто равноправен в романе - он доминирует, ибо все события реальной жизни и романного бытия героев преподносятся читателю сквозь призму авторского восприятия, авторской оценки.

Ключевая, центральная в романе - проблема цели и смысла жизни, ибо в переломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабристского восстания, в сознании людей происходит кардинальная переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг художника указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Лучшие люди пушкинского - декабристского - поколения как бы «выходят из игры»: они либо разочарованы в прежних идеалах, либо не имеют возможности в новых условиях бороться за них, воплощать их в жизнь. Следующее же поколение - то, которое Лермонтов назовет «толпой угрюмою и скоро позабытой» - изначально «поставлено на колени». В силу особенностей жанра в романе, который литературоведение справедливо толкует как своеобразный «лирический дневник» автора, отражен сам процесс переоценки всей системы нравственных ценностей. Время в романе течет так, что мы видим героев в динамике, прослеживаем их духовный путь. Все основные герои на наших глазах переживают период становления, мучительно ищут истину, определяют свое место в мире, назначение своего существования.

Центральный образ романа - образ автора. При всей автобиографичности этого персонажа, его ни в коем случае нельзя идентифицировать с Пушкиным, хотя бы потому, что мир романа - мир идеальный, вымышленный. Поэтому, когда мы говорим об образе автора, то имеем в виду не лично Александра Сергеевича Пушкина, а лирического героя романа «Евгений Онегин».

Итак, перед нами лирический дневник автора; откровенный разговор с читателем, где исповедальные моменты перемежаются легкой болтовней. Автор то серьезен, то легкомыслен, иногда зло ироничен, иногда просто весел, иногда печален и всегда остер. И главное - всегда абсолютно искренен с читателем. Лирические отступления отражают изменения чувств автора, его способность и к легкому флирту (свойственному «ветреной младости»), и к глубокому преклонению перед возлюбленной (сравните строфы XXXII и XXXIII первой главы романа).

… мы, враги Гимена,

В домашней жизни зрим один

Ряд утомительных картин...

Супруг воспринимается как объект для насмешек:

… рогоносец величавый,

Всегда довольный сам собой,

Своим обедом и женой.

Но обратим внимание на противостояние этих стихов и строк «Отрывков

из путешествия Онегина»:

Мой идеал теперь - хозяйка,

Мои желания - покой,

Да щей горшок, да сам - большой.

То, что в юности казалось признаком ограниченности, духовной и умственной скудости, в зрелые годы оказывается единственно правильным, нравственным путем. И ни в коем случае нельзя заподозрить автора в ханжестве: речь идет о духовном взрослении человека, о нормальной смене ценностных критериев:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел.

Трагедия главного героя во многом проистекает как раз из неумения Онегина «вовремя созреть», из «преждевременной старости души». То, что в жизни автора совершилось гармонично, хотя и не безболезненно, в судьбе его героя стало причиной трагедии.

Поиск смысла жизни проходит в разных плоскостях существования. Сюжет романа строится на любви основных героев. Поэтому проявление сути человека в выборе возлюбленного, в характере чувства - важнейшая черта образа, определяющая все его отношение к жизни. Любовь для автора и для его героини Татьяны - огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского - необходимый романтический атрибут, потому-то он и выбирает лишенную индивидуальности Ольгу, в которой слились все типичные черты героинь сентиментальных романов:

Ее портрет, он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Для Онегина любовь - «наука страсти нежной». Истинное чувство познает он к концу романа, когда придет опыт страданий.

«Евгений Онегин» - произведение реалистическое, а реализм, в отличие от иных художественных методов, не предполагает какого-либо окончательного и единственно верного решения основной проблемы. Напротив, он требует неоднозначности трактовки этой проблемы:

Так нас природа сотворила,

К противуречию склонна.

Умение отразить «склонность» человеческой натуры «к противуречию», сложность и изменчивость самосознания личности в мире - отличительные черты пушкинского реализма. Двойственность образа самого автора заключается в том, что он оценивает свое поколение в его целостности, не переставая при этом ощущать себя представителем поколения, наделенным общими с ним достоинствами и недостатками. Пушкин подчеркивает эту двойственность самоощущения лирического героя романа: «Мы все учились понемногу...», «Мы почитаем всех нулями...», «Мы все глядим в Наполеоны», «Так люди, первый каюсь я,// От делать нечего друзья...»

Сознание человека, систему его жизненных ценностей во многом формируют нравственные законы, принятые в обществе. Влияние высшего света сам автор расценивает неоднозначно. Первая глава дает резко сатирическое изображение света и времяпрепровождения светской молодежи. Трагическая 6-ая глава, где погибает юный поэт, заканчивается лирическим отступлением: размышления автора о возрастном рубеже, который он готовится перешагнуть: «Ужель мне скоро тридцать лет?» И он призывает «младое вдохновенье» спасти «душу поэта» от гибели, не дать "… окаменеть// В мертвящем упоенье света,// В сем омуте, где с вами я// Купаюсь, милые друзья!". Итак, омут, мертвящий душу. Но вот 8-ая глава:

И ныне музу я впервые

На светский раут привожу.

Ей нравится порядок стройный

Олигархических бесед,

И холод гордости спокойной,

И эта смесь чинов и лет.

Очень верно объясняет это противоречие Ю.М. Лотман: «Образ света получал двойное освещение: с одной стороны, мир бездушный и механистический, он оставался объектом осуждения, с другой - как сфера, в которой развивается русская культура, жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и духовных сил, поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковского и самого автора „Евгения Онегина“, он сохраняет безусловную ценность. Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света» (Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. СПб., 1995).

«Малодушное большинство», «друзья», окружающие человека в «мертвящем» «омуте света», появляются в романе неслучайно. Как карикатурой на настоящую любовь стала «наука страсти нежной», так карикатурой на истинную дружбу - светское приятельство. «От делать нечего друзья» - таков приговор автора дружеским отношениям Онегина и Ленского. Дружба без глубокой духовной общности - лишь временный пустой союз. И эта карикатурность светских дружб приводит автора в ярость: "… от друзей спаси нас, Боже!" Сравните язвительные строки о клевете «друзей» в четвертой главе романа с проникновенными стихами о няне (строфа XXXV):

Но я плоды моих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне,

Подруге юности моей...

Невозможна полноценная жизнь без бескорыстной самоотдачи в дружбе - поэтому так страшны автору эти светские «дружбы». Ибо в истинной дружбе предательство - грех самый страшный, который ничем нельзя оправдать, в светской же пародии на дружбу предательство - в порядке вещей, нормально. Для автора неумение дружить - страшный признак моральной деградации современного общества.

Но дружбы нет и той меж нами.

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами - себя.

Мы все глядим в Наполеоны,

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно.

Обратим внимание на эти стихи, они - одни из важнейших, центральных в русской литературе XIX века. Пушкинская формула ляжет в основу «Преступления и наказания», «Войны и мира». Наполеоновская тема впервые осознана и сформулирована Пушкиным как проблема цели жизни человека. Наполеон здесь фигурирует не как романтический образ, но как символ психологического настроя, согласно которому личность ради своих желаний готова подавить, уничтожить любую преграду: ведь окружающие люди - лишь «двуногие твари»!

Сам автор видит смысл жизни в исполнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышлениями об искусстве, образ автора в этом смысле однозначен: он прежде всего поэт, жизнь его немыслима вне творчества, вне напряженной духовной работы.

В этом ему прямо противоположен Евгений. И вовсе не потому, что он на наших глазах не пашет и не сеет. У него нет потребности в труде, в поиске своего предназначения. И образование Онегина, и его попытки погрузиться в чтение, и его усилия писать («зевая, за перо взялся») автор воспринимает иронически: «Труд упорный ему был тошен». Это один из серьезнейших моментов для понимания романа. Хотя действие романа заканчивается до восстания на Сенатской площади, в Евгении часто угадываются черты человека николаевской эпохи. Тяжким крестом для этого поколения станет невозможность обрести свое призвание, разгадать предназначение. Этот мотив - центральный в творчестве Лермонтова, осмысливает эту проблему и Тургенев в образе Павла Петровича Кирсанова.

Особенно важна в «Евгении Онегине» проблема долга и счастья. По сути, Татьяна Ларина - не любовная героиня, это героиня совести. Появившись на страницах романа семнадцатилетней провинциальной девушкой, мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает в удивительно цельную героиню, для которой понятия чести и долга - превыше всего. Ольга, невеста Ленского, скоро забыла погибшего юношу: «младой улан ее пленил». Для Татьяны смерть Ленского - катастрофа. Она проклинает себя за то, что продолжает любить Онегина: «Она должна в нем ненавидеть// Убийцу брата своего». Обостренное чувство долга - доминанта образа Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно: нет счастья, построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Татьяны - глубоко нравственный выбор, смысл жизни для нее - в соответствии высшим моральным критериям. Об этом писал Ф.М. Достоевский в очерке «Пушкин»: "…Татьяна - это тип твердый, стоящий твердо на своей почве. Она глубже Онегина и, конечно, умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чем правда, что и выразилось в финале поэмы. Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы. Это положительный тип, а не отрицательный, это тип положительной красоты, это апофеоза русской женщины, и ей предназначил поэт высказать мысль поэмы в знаменитой сцене последней встречи Татьяны с Онегиным. Можно даже сказать, что такой красоты положительный тип русской женщины почти уже и не повторялся в нашей художественной литературе - кроме разве образа Лизы в «Дворянском гнезде» Тургенева. Но манера глядеть свысока сделала то, что Онегин совсем даже не узнал Татьяну, когда встретил ее в первый раз, в глуши, в скромном

образе чистой, невинной девушки, так оробевшей пред ним с первого разу. Он не сумел отличить в бедной девочке законченности и совершенства и действительно, может быть, принял ее за «нравственный эмбрион». Это она-то эмбрион, это после письма-то ее к Онегину! Если есть кто нравственный эмбрион в поэме, так это, конечно, он сам, Онегин, и это бесспорно. Да и совсем не мог он узнать ее: разве он знает душу человеческую? Это отвлеченный человек, это беспокойный мечтатель во всю его жизнь. Не узнал он ее и потом, в Петербурге, в образе знатной дамы, когда, по его же словам, в письме к Татьяне, «постигал душой все ее совершенства». Но это только слова: она прошла в его жизни мимо него, не узнанная и не оцененная им; в том и трагедия их романа<…>.

Кстати, кто сказал, что светская, придворная жизнь тлетворно коснулась ее души и что именно сан светской дамы и новые светские понятия были отчасти причиной отказа ее Онегину? Нет, это не так было. Нет, это та же Таня, та же прежняя деревенская Таня! Она не испорчена, она, напротив, удручена этою пышною петербургскою жизнью, надломлена и страдает, она ненавидит свой сан светской дамы, и кто судит о ней иначе, тот совсем не понимает того, что хотел сказать Пушкин. И вот она твердо говорит Онегину:

Но я другому отдана

И буду век ему верна.

Высказала она это именно как русская женщина, в этом ее апофеоза. Она высказывает правду поэмы. О, я ни слова не скажу про ее религиозные убеждения, про взгляд на таинство брака - нет, этого я не коснусь. Но что же: потому ли она отказалась идти за ним, несмотря на то, что сама же сказала ему: «Я вас люблю», потому ли, что она, «как русская женщина» (а не южная или не французская какая-нибудь), не способна на смелый шаг, не в силах порвать свои путы, не в силах пожертвовать обаянием честей, богатства, светского своего значения, условиями добродетели? Нет, русская женщина смела. Русская женщина смело пойдет за тем, во что поверит, и она доказала это. Но она «другому отдана и будет век ему верна» <…>. Да, верна этому генералу, ее мужу, честному человеку, ее любящему, ее уважающему и ею гордящемуся. Пусть ее «молила мать», но ведь она, а не кто другая, дала согласие, она ведь, она сама поклялась ему быть честною женой его. Пусть она вышла за него с отчаяния, но теперь он ее муж, и измена ее покроет его позором, стыдом и убьет его. А разве может человек основать свое счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа. Чем успокоить дух, если назади стоит нечестный, безжалостный, бесчеловечный поступок? Ей бежать из-за того только, что тут мое счастье? Но какое же может быть счастье, если оно основано на чужом несчастии? Позвольте, представьте, что вы сами возводите здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им наконец мир и покой. И вот представьте себе тоже, что для этого необходимо и неминуемо надо замучить всего только лишь одно человеческое существо, мало того - пусть даже не столь достойное, смешное даже на иной взгляд существо, не Шекспира какого-нибудь, а просто честного старика, мужа молодой жены, в любовь которой он верит слепо, хотя сердца ее не знает вовсе, уважает ее, гордится ею, счастлив ею и покоен. И вот только его надо опозорить, обесчестить и замучить и на слезах этого обесчещенного старика возвести ваше здание! Согласитесь ли вы быть архитектором такого здания на этом условии? Вот вопрос. И можете ли вы допустить хоть на минуту идею, что люди, для которых вы строили это здание, согласились бы сами принять от вас такое счастие, если в фундаменте его заложено страдание <…>. Скажите, могла ли решить иначе Татьяна, с ее высокою душой, с ее сердцем, столь пострадавшим? Нет <…>. Татьяна отсылает Онегина <…>. У него никакой почвы, это былинка, носимая ветром. Не такова она вовсе: у ней и в отчаянии и в страдальческом сознании, что погибла ее жизнь, все-таки есть нечто твердое и незыблемое, на что опирается ее душа. Это ее воспоминания детства, воспоминания родины, деревенской глуши, в которой началась ее смиренная, чистая жизнь, - это «крест и тень ветвей над могилой ее бедной няни». О, эти воспоминания и прежние образы ей теперь всего драгоценнее, эти образы одни только и остались ей, но они-то и спасают ее душу от окончательного отчаяния. И этого немало, нет, тут уже многое, потому что тут целое основание, тут нечто незыблемое и неразрушимое. Тут соприкосновение с родиной, с родным народом, с его святынею <…>."

Кульминационный момент сюжета - шестая глава, дуэль Онегина и Ленского. Ценность жизни проверяется смертью. Трагическую ошибку совершает Онегин. В этот момент особенно ярко противопоставление его понимания чести и долга тому смыслу, который вкладывает в эти слова Татьяна. Для Онегина понятие «светской чести» оказывается значительнее нравственного долга - и он платит страшную цену за допущенное смещение нравственных критериев: на нем навеки кровь убитого им приятеля.

Автор сопоставляет два возможных пути Ленского: возвышенный («для блага мира, иль хоть славы был рожден») и приземленный («обыкновенный удел»). И для него важно не то, какая судьба реальнее - важно, что никакой не будет, Ленский убит. Для света, не ведающего истинного смысла жизни, сама жизнь человеческая не имеет ценности. Для автора она - ценность величайшая, онтологическая. Поэтому так отчетливо видны авторские симпатии и антипатии в романе «Евгений Онегин».

Отношение автора к героям романа всегда определенно и недвусмысленно. Отметим еще раз нежелание Пушкина, чтобы его отождествляли с Евгением Онегиным: «Всегда я рад заметить разность// Между Онегиным и мной». Напомним о неоднозначности оценки автором Евгения: по мере написания романа его отношение к герою меняется: годы идут, меняется сам автор, меняется и Онегин. Герой в начале и конце романа - два разных человека: в финале Онегин - «лицо трагическое». Для автора главная трагедия Онегина заключается в разрыве между его истинными человеческими возможностями и той ролью, которую он играет: это одна из центральных проблем онегинского поколения. Искренне любя своего героя, Пушкин не может не осудить его за страх нарушить светские условности.

Татьяна - любимая героиня Пушкина, наиболее близкий автору образ. Поэт назовет ее «милым идеалом». Духовная близость автора и Татьяны основывается на сходстве основных жизненных принципов: бескорыстного отношения к миру, близости с природой, национального сознания.

Отношение автора к Ленскому - любовно-ироническое. Романтическое мироощущение Ленского во многом искусственно (вспомним сцену Ленский на могиле Дмитрия Ларина). Трагедия Ленского для автора в том, что за право сыграть роль романтического героя Владимир жертвует жизнью: жертва нелепая и бессмысленная. Трагедия несостоявшейся личности - тоже знак времени.

Особый разговор - отношение автора к второстепенным и эпизодическим персонажам. Он во многом выявляет в них не индивидуальные, но типические черты. Так создается отношение автора к обществу в целом. Светское общество в романе неоднородно. Это и «светская чернь», сделавшая главным принципом жизни погоню за модой - в убеждениях, в поведении, в чтении и т.д. И в то же время круг людей, принятых в петербургском салоне Татьяны, - истинная интеллигенция. Провинциальное общество предстает в романе карикатурой на высший свет. Одно явление на именинах Татьяны четы Скотининых (они же - герои комедии Фонвизина «Недоросль») показывает, что за пятьдесят лет, отделяющих современную Пушкину провинцию от провинции, описанной Фонвизиным, ничего не изменилось. Но в то же время именно в русской провинции возможно появление Татьяны.

Подводя итоги, следует сказать, что судьбы героев романа прежде всего зависят от истинности (или ложности) ценностей, принятых ими за основные жизненные принципы.

Список литературы

Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М.-1994.

Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. СПб.- 1995

В романе есть своё внутреннее литературное время, и оно чётко соотносится с реальным историческим временем. Если проследить, ориентируясь на время романа, его события, связывая их с историей России, то можно сделать интересные наблюдения о замысле Пушкина и его реализации. Небезынтересно также сопоставить некоторые даты жизни Пушкина и его героя, чтобы убедиться в намерении писателя создать исторически достоверный портрет современника. При этом автор не уподобляет героя себе, сохраняя его индивидуальность и личность, заметив в главе первой:

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.

Цель Пушкина в том, чтобы описать тип молодого русского дворянина первой четверти XIX века. Поэтому некоторые события совпадают или сопоставимы по времени. Онегин родился, по подсчётам исследователей, в 1795 году, поэтому, как и Пушкин, может считаться ровесником XIX века. Детские годы Онегина проходят в Петербурге недалеко от набережной реки Мойки и Летнего сада, куда водит гулять мальчика воспитатель-француз. После окончания лицея Пушкин некоторое время живёт в доме на Мойке, из окон которого были видны Михайловский замок и Летний сад. Культурная и бытовая атмосфера взросления Онегина, его образование показаны очень точно, например новые веяния в воспитании молодых дворян и перемены в образовании. Вспомним, француз-гувернёр «слегка за шалости бранил» подопечного или «учил его всему шутя», что говорит о ставших непопулярными наказаниях и о внедрявшейся манере обучения детей через игру.

Следующий этап жизни Онегина совпал с победой в войне и изгнанием Наполеона из России — Онегин выходит в высший свет. Молодой герой с головой погружается в «пёструю» и «однообразную» карусель светских увеселений, описание дней его жизни представляет собой исторически точную зарисовку времяпрепровождения молодых петербургских дворян 1819 года. Пушкин применяет выразительный художественный приём, изображая годы светской жизни Онегина (1812-1819) как один день, внутри которого, как в калейдоскопе, сменяют друг друга одни и те же блестящие и надоевшие события.

Отъезд Онегина в деревню пришёлся на 1819 год - в общественной жизни России этот год охарактеризовался активизацией деятельности тайных политических обществ и ростом напряжённости в государстве: наступали 1820-е годы — время движения декабристов, восстания и последующей политической реакции. Годы пребывания Онегина в деревне были для его поколения временем выбора политической ориентации и гражданской позиции. Поэтому Пушкин знакомит в деревне двадцатипятилетнего скептика Онегина и восемнадцатилетнего поэта-романтика Ленского, словно проверяя, кто из этих героев окажется более востребованным в современной России.

В 1820 году согласно внутренней хронологии романа состоялось знакомство Онегина и Татьяны, в произведении возникает тема любви, и таким образом историческая тема современного человека оказывается неразрывно связанной со способностью его души полюбить. В январе 1821 года в крещенские морозы состоялась дуэль Онегина и Ленского, сюжетные связи распались, и Онегин покидает деревню. Странствия Онегина по России, не вошедшие в окончательный вариант романа, должны были показать положение в стране перед трагическим событием — восстанием декабристов.

В Петербург Онегин возвращается осенью 1824 года. В апреле следующего года происходит финальное объяснение Татьяны и Онегина, после которого герои расстаются навсегда. Показательно, что Пушкин доводит повествование до 1825 года, оставляя художественное переосмысление исторических событий на будущее. Это объясняет, почему Пушкин уже после написания романа делает попытку дополнить его ярчайшими фактами современности и начинает писать так называемую главу десятую, в которой, судя по оставшимся фрагментам, задумывает создать поэтическую историю России первой четверти XIX века, однако по ряду причин, в том числе и цензурных, уничтожает написанное.

Проблематика романа "Евгений Онегин"

Основные темы романа — изображение современного человека, тема любви и тема России. Для характеристики личности Онегина использованы различные формулировки, однако они далеко не исчерпывают сложность его личности. Например, Онегина называют «страдающим эгоистом», отмечают в нём «преждевременную старость души», применяют к нему слова автора о современном герое:

С его безнравственной душой,

Себялюбивой и сухой,

Мечтанью преданной безмерно,

С его озлобленным умом,

Кипящим в действии пустом.

Это, безусловно, очень верная и тонкая характеристика Онегина, однако нужно и разглядеть в герое желание полной жизни и возможность возродиться к ней.

Отношения Татьяны и Онегина определяют всё развитие сюжета, и тема любви безусловно главная в романе. Возможно, странствия Онегина и не стали отдельной главой, потому что отсутствие в ней образа Татьяны нарушило бы цельность романа. Пушкин этим словно хочет сказать, что любовь не знает перерыва, потому и сюжет любви не может быть остановлен на время. Любовь между Татьяной и Онегиным не должна вызывать сомнения. Даже через много лет, отказывая Онегину, Татьяна говорит:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

И буду век ему верна.

Тема России объединяет Петербург, Москву и деревню; столичное и поместное дворянство; русскую природу. Главными же в романе стали типы героев, их характеры — Пушкин выводит образы двух молодых дворян, Онегина и Ленского, стараясь найти в них перспективу дальнейшего развития русского общества. Образ поместной барышни, а впоследствии княгини Татьяны Лариной является залогом здорового, нравственного женского начала в нации. Скрепляющей основные темы в романе стала тема «русской хандры».

Тема «русской хандры» в романе "Евгений Онегин"

Тема «русской хандры» появляется в романе в главе первой, проходит через весь роман и имеет свою композицию.

Вспомним главу первую: Онегин живёт, как и всё молодое поколение своего времени, в праздности и развлечениях. Казалось бы, такая судьба должна нравиться молодому человеку, ведь он богат, прекрасно принят в обществе, легко добивается успеха у женщин. Однако эпиграф к главе первой, взятый Пушкиным из стихотворения Вяземского «Первый снег», указывает на основную проблему, которой посвящена глава:

И жить торопится, и чувствовать спешит.

Пушкин с помощью эпиграфа поднимает важный жизненный и нравственный вопрос: здоровый ли образ жизни ведёт Онегин, успевает ли среди вечной спешки и погони за удовольствиями окрепнуть его душа? И как ответ на этот вопрос в сюжете романа намечается поворот: в разгаре наслаждения и неги герой испытывает страшную пустоту в душе, апатию и разочарование.

Пушкин различает «английский сплин» и «русскую хандру», желая этим сказать, что недуг Онегина носит исключительно национальный характер. Иными словами, «русская хандра» — это индивидуальное, социальное и национальное явление, которому в то время была подвержена значительная часть молодого поколения. В ней Пушкин видит главную проблему русского общества: «русская хандра» — это отсутствие смысла и цели существования, воли к жизни. Конечно, на появление хандры у Онегина подействовало пресыщение жизнью, но это не главная причина. В искренность состояния Онегина можно поверить, потому что у него, казалось бы, нет причин испытывать разочарование: он всегда будет богат, так как он «наследник всех своих родных», он благосклонно принят в обществе, будучи, по мнению света, «умён и очень мил», он «истинный гений» в любовных интригах.

Хандра поразила Онегина так сильно, что любая попытка преодолеть её заканчивалась неудачей: он не мог излить её, занимаясь сочинительством, не смог ничего узнать о ней, читая книги, и он довольствовался только меланхолическими прогулками и беседами с автором. Не освободился Онегин от хандры и после переезда в деревню. Пушкин вводит две ситуации испытания героя: испытание дружбой и испытание любовью. В эпизоде на именинах Татьяны Онегин бездумно обидел друга, малодушно принял вызов на дуэль и застрелил Ленского. Иллюстрацией темы «русской хандры» в романе стал эпиграф к главе шестой, взятый из сочинения итальянского поэта Петрарки: «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно».

Между тем этот трагический исход стал кульминацией темы «русской хандры» в романе, поскольку герой не мог оставаться равнодушным к совершённому преступлению. Прежнее равнодушие и апатия сменились беспокойством и невозможностью долго быть на одном месте и в результате отъездом из деревни. Герой становится странником, тем самым воплощая мотив странничества, столь важный в русской литературе. Развязка темы «русской хандры» наступила в главе восьмой, когда душа Онегина открылась любви, и он начал преображаться как личность, оживая вновь для жизни.

Конечно, любовь Онегина запоздала, и отказ Татьяны справедлив и нравствен. Пушкин оставляет Онегина одного, потому что теперь только сам герой может выбрать свой путь.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения