Эпитеты полковника в рассказе после бала. (2 урок). Художественное своеобразие рассказа «После бала». Контраст как основной художественный прием рассказа. Обсуждение и выяснение идеи рассказа

«Рассказ Толстого После бала» - Цель урока: После бала. Не дурно. 20августа.Только нынче кончил сказки, и не три, а две. Л.Н.Толстой "После бала". 1900-е годы, время Николая2 (современная автору эпоха). Нынче еду в Пирогово. [..]. Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Наблюдение над языковыми средствами На балу:

«Лев Толстой «После бала»» - Тайна названия рассказа. Психологическое состояние героя. Л.Н.Толстой Рассказ «После бала». Сравните черновой и окончательный варианты концовки рассказа Л. Н. Рассказ в рассказе. Антитеза. Позор. Цветовая гамма эпизода. Разберёмся в противоречиях поведения полковника. После бала. Рассказ. Николай I.

«Урок После бала» - По рождению и воспитанию принадлежал к высшей помещичьей знати в России. Вспомним содержание рассказа. В рассказе, как правило, одна сюжетная линия. За что наказали солдата? М.Горький. (История русской литературы). Цели урока: Свыше двухсот произведений написано Толстым. В каком университете учится герой?

«Л.Толстой «После бала»» - Из дневника Л.Н.Толстого. История создания рассказа. После бала. Анализ текста. Творческая работа. Цель урока. Перекличка эпох в рассказе «После бала». Л. Н. Толстой "После бала". Антитеза. Эксперимент. Н. Ге Портрет Л. Н. Толстого. Улица. Автор подчёркивает контраст. Роль контраста цвета и звука в рассказе Л. Толстого.

«Толстой После бала урок» - Самостоятельная работа. Л. Н. Толстой. 19 мая 1910 г. Лев Николаевич Толстой Рассказ «После бала». Великое значение личности и творчества Толстого в русской и мировой литературе. Наблюдения над языковыми средствами. Художник И. Репин. Основной приём – противопоставление, приём контраста. Какие изменения произошли в полковнике и Иване Васильевиче после бала?

«Толстой После бала 1» - Темы. «После бала». А спокойствие – душевная подлость» Из дневника Л.Н.Толстого. Биография и творчество История Музыка Танцы Художественные средства выразительности Герои Любовь. Жизненное кредо. Лев николаевич толстой. Николай i. Оборона севастополя. Крымская война.

Всего в теме 10 презентаций

Сочинение

Антитеза - это сопоставление противоположных образов; а в более широком смысле - любое сопоставление противоположных понятий, ситуаций или любых других элементов в литературном произведении. На таком художественном приеме построены пословицы, широко используется он и в мировой литературе, например противопоставление Дон Кихота и Санчо Пансы в романе «Дон Кихот» М. Сервантеса. К такому же приему прибег и Л. Н. Толстой в одном из своих поздних рассказов - «После бала». Герой, от чьего имени ведется повествование, - человек, в судьбе которого случай сыграл решающую роль. До переломного события, случившегося в годы его юности, Иван Васильевич был студентом провинциального университета и мечтал поступить на военную службу. Был он «очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый», поэтому «главное удовольствие … составляли вечера и балы».

Воображение Ивана Васильевича пленила прелестная Варенька Б., «высокая, стройная, грациозная и величественная», имела она царственный вид, «который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка у рта, и прелестных, блестящих глаз». На балу у губернского предводителя он весь вечер танцевал с Варенькой и «без вина | был пьян любовью ». Он видел только ее « высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом», видел только «ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза». Любовь к Вареньке «освободила всю скрытую» в душе молодого человека «способность любви». Но судьбе было угодно, чтобы вся его жизнь «переменилась» после одной ночи, или, скорее, утра, наступившего следом, когда он стал свидетелем сцены чудовищного, бесчеловечного наказания беглого татарина.

Рассказ, большая часть которого посвящена изображению блистательного бала, не случайно называется «После бала». Чудовищное событие, сыгравшее решающую роль в судьбе Ивана Васильевича, произошло именно после него. Но для того чтобы полнее воплотить свою идею, Толстой построил рассказ как последовательное и контрастное изображение сцен мазурки и экзекуции со множеством противопоставляющих деталей. Без эпизода истязания солдата картина бала, с его грациозностью, красивыми и нарядными женщинами, восторженными чувствами и нежными бело-розовыми красками, потеряла бы всякий смысл. И сцена экзекуции не показалась бы студенту такой страшной, если бы ей не предшествовал бал. Чем более праздничным и блистательным представлял себе окружающий мир молодой человек вначале, тем неожиданнее, трагичнее оказалось его прозрение, показавшее мир с совершенно другой, жестокой и крайне неприглядной, стороны.
Во время бала молодой человек испытывал к полковнику, отцу Вареньки, особое «восторженно-нежное чувство». Он видел перед собой очень красивого, статного, высокого и свежего старика с румяным лицом и той же ласковой радостной улыбкой, как и у дочери. Когда же отец пригласил Вареньку на танец, все вокруг смотрели на них с восторженным умилением. Танцуя, полковник «бойко топнул одной ногой», «фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно… задвигалась вокруг залы»; «он ловко прошел два круга»; «нежно, мило обхватил дочь руками…». А сам рассказчик, «обнимая весь мир своей любовью», боялся только одного: «чтобы что-нибудь не испортило» этого счастья. И конечно, он и предположить не мог, что это «что-нибудь» окажется настолько страшным. Утром на площади он увидел отца любимой девушки в совершенно ином обличье: полковник шел… подрагивающей походкой»; «втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу »; «сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку» на спину беглого татарина.

Наказание, которым руководил отец любимой девушки, вызвало настоящий душевный кризис у героя. В этих эпизодах перед нами словно два разных человека: один из них вызывает симпатию и добрую улыбку, другой - омерзение и брезгливость. Еще ярче контраст между полковником, с его румяным лицом и белыми усами и бакенбардами, и наказываемым, который, «дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами», двигался сквозь строй солдат. «Мне было до такой степени стыдно, - описывает герой нахлынувшие чувства, - что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке…, я опустил глаза… На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска… казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Иван Васильевич так и не смог узнать и понять, почему все это «делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым ». «А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил…» Любовь героя к Вареньке с того дня пошла на убыль. Как ранее он невольно соединял Вареньку с отцом-полковником «в одном нежном, умиленном чувстве», так теперь, «когда она… с улыбкой на лице, задумывалась», Иван Васильевич «сейчас же вспоминал полковника на площади», и ему становилось неловко и неприятно. Он стал все реже и реже видеться с девушкой, пока любовь его к ней совершенно не остыла.

История, описанная в рассказе «После бала», не была только лишь вымыслом автора. Прототипом Вареньки Б. была Варвара Андреевна Корейш - дочь воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Сергей Николаевич Толстой (брат Л. Н. Толстого) был влюблен в эту девушку, но его романтическое чувство угасло после того, как он, весело танцевавший с Варенькой на балу мазурку, на следующее утро увидел, как ее отец руководил экзекуцией. Случай этот стал тогда же известен Льву Николаевичу и произвел на него неизгладимое впечатление. Поэтому через пятьдесят с лишним лет он воспользовался им, чтобы с таким художественным мастерством показать, как самые радужные мечты молодого восторженного человека могут в один миг разбиться о жестокую реальность и совершенно изменить всю последующую жизнь.
Читать новости:

Другие сочинения по этому произведению

"Любовь с этого дня пошла на убыль..." (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала") "После бала". Л.Н.Толстой После бала «Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Автор и рассказчик в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Полковник на балу и после бала Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала» Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Рассказ Л. Толстого «После бала» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала») Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Что такое честь, долг и совесть в моем понимании (анализируя рассказ Л. Н. Толстого «После бала») Размышления Ивана Васильевича в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Роль контраста в произведениях русских писателей XIX века (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ

О некоторых особенностях стилистического мастерства

Л. Толстого

(наблюдения над текстом рассказа «После бала»)

с. Красногвардейское

гимназия № 1,8«А» класс

Руководитель – Алпеева Е. И.

учитель русского языка и литературы,

с. Красногвардейское, гимназия № 1
с. Красногвардейское

В. В. Виноградов в своей работе «Проблемы русской стилистики» рассматривает стилистику в трех аспектах: стилистику языка, стилистику речи и стилистику художественной речи.

Я попыталась рассмотреть стилистику художественной речи в рассказе Л. Н. Толстого «После бала», найти те лингвистические особенности, которые позволяют автору решить задачи именно данного произведения.

В. В. Виноградов рассматривал язык художественной речи в сложной связи: во-первых, как «речь», или текст, построенный на основе данного национального языка и отражающий его систему; во-вторых, как «язык искусства», т. е. систему средств художественного выражения: «Язык словесного искусства – это система словесно-художественных форм, возникающая на основе синтеза коммуникативной функции литературного и народно-разговорного языка с функцией выразительно-изобразительной».

Отсюда задачи лингвистического анализа художественного текста, которые сводятся к следующему: 1) правильно понимать текст; 2) попытаться осмыслить сюжет и идею произведения; 3) показать художественные средства, использованные автором для достижения цели; 4) обратить внимание на некоторые особенности языка писателя, его художественной манеры.

Рассказ Л. Н. Толстого написан в 1903 году. По семейному преданию, в основу сюжета положены события, происшедшие с братом писателя Сергеем Николаевичем. Предполагается, что и Л. Н. Толстой был знаком с будущими прообразами рассказа – Варварой Андреевной и ее отцом полковником А. П. Корейшем – воинским начальником в Казани.

В черновых набросках Л. Н. Толстого имеется несколько вариантов названия рассказа: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «Отец и дочь», «А вы говорите…», и лишь в последний момент писатель останавливается на названии «После бала», считая главной частью рассказа события, относящиеся к сцене экзекуции. Выявление языковых средств и приемов, с помощью которых Толстой раскрывает две важные для понимания идейного замысла темы рассказа – на балу и после бала, составляет основную задачу анализа.

В анализируемом тексте встречаются слова, неупотребительные или редко употребительные в современном русском языке, устаревшие, разговорные, просторечные, нуждающиеся в объяснении. Вот некоторые из них.

Масленица – языческий славянский праздник проводов зимы, связанный с обычаем печь блины и устраивать различные увеселения.

Камергер – в монархических государствах: придворный чин старшего ранга.

Фероньерка – женское украшение с драгоценными камнями, надеваемое на лоб.

Хоры – открытая галерея, балкон в верхней части парадного зала для размещения хора и музыкантов.

Лайковый – сделанный из лайки (сорт мягкой кожи).

Штрипка – тесьма, пришитая снизу к брюкам, сапогам и т. П. и продеваемая под обувь, под ступню.

Опойковый – сделанный из тонкой и мягкой кожи, выделанной из шкуры молочного теленка.

Масленичная (погода) – свойственная масленице, какая бывает на масленицу.

Жесткая (музыка) – в тексте: грубая для слуха, резкая.

К устаревшим относятся:

Пюсовый – темно-коричневый.

Зала – комната, предназначенная для приема гостей.

К разговорным и просторечным:

Разливаное море шампанского просторечное, обилие.

Служака – опытный усердный, служащий (чаще о военных).

Построить – сшить.

Иноходец – лошадь, которая бежит иноходью – сначала выносит обе правые, затем обе левые ноги.

Дагерротипный портрет – старинная фотография, выполненная на металлической пластинке.

Непонятной может быть фраза:

Не угадывала моего качества. Речь идет о провинциальном обычае того времени: двое молодых людей задумывали названия предметов или разные качества характера – каждый свое, девушка должна была угадать задуманное, тот, качество было угадано, становился в пару, точно так же избирали себе дам кавалеры.

Эполеты – парадные офицерские погоны.

Ломовые – извозчики, занимавшиеся перевозкой тяжестей.

Шпицрутены – прутья или палки, которыми били наказываемых.

В тексте встречаются слова и имена, написанные по-французски. Так, в тексте встречаем: «… для меня же, как говорил Alphonse Karr – хороший был писатель…».

Альфонс Карр – французский писатель-сатирик XIX века. В XIX веке существовало правило: иноязычные слова, имена должны быть представлены в тексте в исконном написании. В русской графике иноязычные фразы, имена встречались только в речи полуинтеллигентов, купчих и т. П.

Бронзовые одежды – это выражение употреблено в тексте в значении «надежное средство защиты»: речь идет о защите чести женщины

Композиция «После бала» своеобразна: это рассказ в рассказе. Автор как бы остается в тени. Повествование ведется от имени второго, «действующего» рассказчика – Ивана Васильевича. Он кратко характеризуется в начале: «Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич… рассказывал он очень искренно и правдиво ».

Рассказ начинается с реплики героя, в которой как будто определена тема:

«-Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что дело в случае».

Такой «случай» и составляет сюжет. Однако начало перекликается с концовкой, где после всего рассказанного Иван Васильевич размышляет:

«Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было, - дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал»,- думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого».

Весь рассказ построен на контрастах, которые выражены и в композиции, и в лексике. Противопоставляются описание бала и наказания, отец и дочь. Противопоставлены два образа полковника.

Такое композиционное противопоставление влечет за собой различие языковых средств и стилистическую противопоставленность первой и второй части рассказа, хотя рассказчик один и тот же - Иван Васильевич.

В. В. Одинцов, исследуя поэтику рассказа, обратил внимание на характер повествования в каждой из частей. В первой части «сцена была описана человеком, для которого все это – далекое прошлое», во второй части это «уже не тот человек, для которого изображаемое стало далеким прошлым, а тот, кто видит впервые, кто еще даже не знает точно, что происходит», т. е. обобщенная передача прошлого заменяется во второй части формами непосредственного восприятия.

Выявляя языковые особенности каждой части, я отметила следующее.

Для описания бала писателем используется эмоциональные эпитеты: бал чудесный, зала прекрасная с хорами, музыканты – знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского.

Описывая Вареньку, в которую влюблен рассказчик, Лев Толстой строго отбирает лексику, не употребляет ярких метафор: «…в молодости, восемнадцати лет, она была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная; …всегда веселая улыбка и рта, и прелестных блестящих глаз; …я … видел только высокую, стройную фигуру…; …она улыбкой благодарила …; … в знак сожаления и утешения улыбалась мне… ». Толстой очень часто использует повторное употребление одних и тех слов, одних и тех же конструкций. Вот еще один пример: «особенно умиляли меня его сапоги; четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня ; не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины и женщины».

Чтобы передать приподнятое настроение влюбленного юноши, повторяется конструкция «я + глагол»: «Я взял перышко и только взглядом мог выразить весь свой восторг и благодарность. Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро. Я спрятал перышко в перчатку и стоял, не в силах отойти от нее».

Эпитеты также играют важную роль в раскрытии образов рассказа, передаче их эмоционального состояния. Вот как по-разному выглядит полковник. На балу: очень красивый, статный, высокий и свежий старик; ласковая, радостная улыбка; сложен он был прекрасно…

Во время наказания: …шел … втягивая в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал через оттопыренную губу; гневный голос; грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся,

Стилистически важно употребление и расположение прилагательных, обозначающих цвет. В рассказе встречаются всего четыре таких прилагательных: белый, черный, розовый, красный. В первой части рассказа употреблены два из них: белый (белое платье Вареньки, белые перчатки, белые башмачки, белые усы полковника…), розовый (розовый пояс Вареньки). Это светлая, радостная часть рассказа, и здесь соответствующие цвета.

Вторая часть начинается с прилагательного черный (увидал что-то большое черное; солдаты в черных мундирах). Здесь употребляется и прилагательное белый, но в другом контексте (оскаленные белые зубы). И, наконец, - слово красный (что-то пестрое, мокрое, красное – это спина наказываемого). В русской иконописи красный цвет часто означал ад и мученичество, поэтому использование этого цвета символично.

Эмоциональное воздействие на читателя оказывают и звуковые образы, также помогающие передать изменения в душе рассказчика: радостная веселая музыка на балу и звуки барабана и флейты, жесткая визгливая музыка на плацу.

Смена внутреннего состояния передана, в сущности, одной фразой: «В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка».

Из поэтических фигур Толстой употребил в рассказе сравнения: о хозяйке бала: такая же добродушная, как и он; улыбка отца, как у дочери. Более выразительно сравнение: с … пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны. А также: «Как бывает, что, вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любить».

Есть в рассказе и анафоры: «шествие стало удаляться, все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым».

Интересна, по-моему и такая деталь: картина бала в рассказе дается при вечернем искусственном освещении, а сцена на плацу – «при свете дня». Значит,

все, что происходило на балу – притворство, маска? А сцена на плацу – протест против бесчеловечного обращения с солдатами и даже против телесного наказания крестьян.

Как было отмечено, одним из основных композиционных и стилистических приемов, использованных Л. Н. Толстым является антитеза. В рассказе соединены две темы: тема великолепного бала и тема жестокой экзекуции. Отсюда и контрастность художественно-изобразительных средств, столкновение светлых и черных красок в описании бала и «после бала», в описании полковника Б. на балу и в сцене экзекуции, в подборе контрастных эпитетов. Раскрытию нравственной проблематики рассказа подчинены и отбор лексики, и особое словоупотребление, и использование различных синтаксических конструкций и поэтических фигур.

Используемая литература:


  1. Толстой Л. Н. « После бала».

  1. Беленький Г. И., Хренова О. М. « Читаем, думаем, спорим» Москва «Просвещение» 1995 г.

  1. Геллер Э. С. «Методические рекомендации к лингвистическому анализу художественных произведений в школе» Махачкала Дагучпедгиз 1989 г.

  1. Сборник статей «В мире Толстого» Москва «Советский писатель»

Цель урока:

  • показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа;
  • работа по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции;
  • раскрыть гуманистический пафос рассказа “После бала”.

Оборудование: иллюстрация к рассказу “После бала”.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с рассказом Л.Н.Толстого “После бала”. Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – “прогнания сквозь строй”. Но рассказ “После бала” выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.

Как выражает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приемов и средств достигает выражения этих проблем мы и поговорим сегодня.

2. Беседа с учащимися.

Как композиционно построен рассказ?

Какие две сцены противопоставлены?

Что мы называем контрастом?

(Контраст – антитеза - противопоставление. Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами и т.п. Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя)

Почему рассказ, большая часть которого посвящена описанию бала, называется “После бала”?

3. Сравнительная характеристика поведения героев на балу и после бала.

Давайте сравним поведение героев на балу и после бала.

Составление плана сравнительной характеристики.

Запись планов в тетрадь.

4. Слово учителя.

Ребята, давайте найдем эпитеты, которыми Л.Н.Толстой рисует картины в первой и во второй частях, и запишем их в тетради.

Записи в тетрадях.

Бал – чудесный, зала – прекрасная, буфет – великолепный, музыканты – знаменитые, мотив мазурки звучит беспрерывно.

Варенька – в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У нее “сияющее, разрумянившееся лицо с ямочками и ласковые, милые глаза”.

Отец Вареньки – красивый, статный свежий с белыми усами, белыми бакенбардами с блестящими глазами, радостной улыбкой, широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.

Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит с восторженным умилением.

Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой воспринимает “с восторженным умилением”? (Влюбленность, возвышенные чувства, близость любимой, молодость, красота).

Во второй части рассказа краски темнеют: что-то большое, черное.

На доске записаны ключевые слова: в весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами, кузнец в засаленном полушубке, Солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, страшная картина наказания.

Полковник все тот же – с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

Сопоставьте полковника и наказываемого (запись в тетрадях).

Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как высокий, статный полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.

Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?

5. Обсуждение и выяснение идеи рассказа.

Почему полковник, как будто любящий, внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам?

Почему Толстой противопоставляет друг другу две части рассказа и в описаниях употребляет контрастные краски?

Почему потерпела крушение любовь Ивана Васильевича к Вареньке?

Почему Иван Васильевич отказался от государственной службы? Прав ли он был, по-вашему?

6. Сочинение-миниатюра.

“Мои впечатления после прочтения рассказа Л.Н.Толстого “После бала”.

Домашнее задание. Поразмышляйте над вопросом: Почему автор своего героя ведет на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата?

Антитеза в рассказе Л.Н.Толстого "После бала"

Цель урока:

  • показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа;
  • работа по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции;
  • раскрыть гуманистический пафос рассказа “После бала”.

Оборудование: презентация

Ход урока

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с рассказом Л.Н.Толстого “После бала”. Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – “прогнания сквозь строй”. Но рассказ “После бала” выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.

Как выражает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приемов и средств достигает выражения этих проблем мы и поговорим сегодня.

2. Беседа с учащимися.

Как композиционно построен рассказ?

Какие две сцены противопоставлены?

Что мы называем контрастом?

(Контраст – антитеза - противопоставление. Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами и т.п. Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя)

Почему рассказ, большая часть которого посвящена описанию бала, называется “После бала”?

3. Сравнительная характеристика поведения героев на балу и после бала.

Давайте сравним поведение героев на балу и после бала.

Составление плана сравнительной характеристики.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ:

ВТОРАЯ ЧАСТЬ:

Зала предводителя дворянства;

Описание улицы;

Хозяева бала;

Солдаты;

Варенька;

Наказываемый;

Полковник;

Полковник;

Иван Васильевич.

Иван Васильевич.

Запись планов в тетрадь.

4. Слово учителя.

Ребята, давайте найдем эпитеты, которыми Л.Н.Толстой рисует картины в первой и во второй частях, и запишем их в тетради.

Записи в тетрадях.

Бал – чудесный, зала – прекрасная, буфет – великолепный, музыканты – знаменитые, мотив мазурки звучит беспрерывно.

Варенька – в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У нее “сияющее, разрумянившееся лицо с ямочками и ласковые, милые глаза”.

Отец Вареньки – красивый, статный свежий с белыми усами, белыми бакенбардами с блестящими глазами, радостной улыбкой, широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.

Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит с восторженным умилением.

Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой воспринимает “с восторженным умилением”? (Влюбленность, возвышенные чувства, близость любимой, молодость, красота).

Во второй части рассказа краски темнеют: что-то большое, черное.

На доске записаны ключевые слова: в весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами, кузнец в засаленном полушубке, Солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, страшная картина наказания.

Полковник все тот же – с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

Сопоставьте полковника и наказываемого (запись в тетрадях).

ПОЛКОВНИК

НАКАЗЫВАЕМЫЙ

“Высокий военный в шинели и фуражке”.

Оголенный по пояс человек, спина его “что-то неестественное пестрое, мокрое, красное”.

“Шел твердой, подрагивающей походкой”.

“Дергая всем телом, шлепая ногами по талому снегу… подвигался ко мне, то опрокидываясь назад…, то падал наперед”…

“Румяное лицо и белые усы и бакенбарды”.

“Сморщенное от страдания лицо”.

“Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура”.

Спотыкающийся, корчащийся человек.

Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как высокий, статный полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.

Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?

5. Обсуждение и выяснение идеи рассказа.

Почему полковник, как будто любящий, внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам?

Почему Толстой противопоставляет друг другу две части рассказа и в описаниях употребляет контрастные краски?

Почему потерпела крушение любовь Ивана Васильевича к Вареньке?

Почему Иван Васильевич отказался от государственной службы? Прав ли он был, по-вашему?

6. Сочинение-миниатюра.

“Мои впечатления после прочтения рассказа Л.Н.Толстого “После бала”.

Домашнее задание. Поразмышляйте над вопросом: Почему автор своего героя ведет на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата?


ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения