Речевые ошибки урок-практикум русский язык,10 класс. Типы речевых ошибок и их исправление Бедность и однообразие синтаксических конструкций

1 слайд

ТИПЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК И ИХ ИСПРАВЛЕНИЕ Урок-практикум Русский язык, 10 класс Учитель: Ильина О.М.

2 слайд

Цели урока: Повторить классификацию речевых ошибок; Формировать умение находить речевые ошибки в речи; Вырабатывать умение исправлять речевые ошибки; Научиться оценивать качество речи.

3 слайд

Грамматические (словообразовательные и морфологические) нормы (А 3) Определите, какие из приведённых слов соответствуют норме литературной речи, а какие – просторечию: Лягу – ляжу, кладу – ложу, награжу – наградю, туфлей – туфель, противень – протвень. От данных слов образуйте формы И.п. мн.ч.: Автор, адрес, директор, договор, катер, торт, цех, лектор.

4 слайд

Грамматические (словообразовательные и морфологические) нормы (А 3) Просторечия: ляжу, ложу, наградю, туфлей, – протвень. Автор - авторы, адрес - адреса, директор - директора, договор - договоры, катер - катера, торт - торты, цех - цеха, лектор - лекторы.

5 слайд

Грамматические (словообразовательные и морфологические) нормы (А 3) От данных слов образуйте форму Р.п. мн.ч.: Абрикосы, апельсины, барышни, гектары, осетины, мандарины, сапоги, чулки, полотенца, носки, оладьи. Составьте словосочетания числительных оба, обе с данными словами в форме И.п. и Д.п.: Дерево, дочь, постель, директор, сын, заявление.

6 слайд

Грамматические (словообразовательные и морфологические) нормы (А 3) Абрикосы - абрикосов, апельсины - апельсинов, барышни - барышень, гектары - гектаров, осетины - осетин, мандарины - мандаринов, сапоги - сапог, чулки – чулок, полотенца - полотенец, носки - носков, оладьи - оладий. Дерево – оба дерева, обоим деревьям, дочь – обе дочери, обеим дочерям, постель – обе постели, обеим постелям, директор – оба директора, обоим директорам, сын – оба сына, обоим сыновьям, заявление – оба заявления, обоим заявлениям.

7 слайд

Грамматические (синтаксические) нормы (А 4) Исправьте недочёты в построении предложений с деепричастным оборотом: Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. Войдя в кочегарку, нас обдало жаром.

8 слайд

Грамматические (синтаксические) нормы (А 4) Когда я прочитал пьесу, передо мной встали образы персонажей. Мы вошли в кочегарку, и нас обдало жаром.

9 слайд

Грамматические (синтаксические) нормы (А 5) Найдите и исправьте грамматическую ошибку: Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудет великолепия Эрмитажа. Перепишите словосочетания, ставя заключённые в скобки слова в нужном падеже: Приехать по (окончание института), возвратиться по (прибытие в столицу).

10 слайд

Грамматические (синтаксические) нормы (А 5) Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудут великолепия Эрмитажа. Приехать по окончании института, возвратиться по прибытии в столицу.

11 слайд

Грамматические (синтаксические) нормы (А 26) Произведите замену придаточных определительных предложений причастными оборотами, где это возможно: По тёмному небу, которое было усеяно тысячами звёзд, вспыхивали едва уловимые зарницы. «Идиот» - роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере.

12 слайд

Грамматические (синтаксические) нормы (А 28) По тёмному небу, усеянному тысячами звёзд, вспыхивали едва уловимые зарницы. «Идиот» - роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере.

13 слайд

14 слайд

15 слайд

ТИПОЛОГИЯ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Употребление слова в несвойственном ему значении Нарушение лексической сочетаемости Лишнее слово (плеоназм) Тавтология Неуместное повторение слов

16 слайд

ТИПОЛОГИЯ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Двусмысленность при употреблении местоимений Синтаксическая бедность Нарушение порядка слов Нарушение видо-временных отношений глаголов Стилистическая неуместность

17 слайд

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 1.Мысль развивается на продолжении всего текста. 2.Он пристально слушал мой рассказ. 3.Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами. Употребление слова в несвойственном ему значении.

18 слайд

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 1. В нашем городе скверы и парки дислоцированы очень удачно. 2. А.С.Грибоедов был еще и автором шикарного вальса. 3. В преддверии собрания нам нужно приготовить все необходимые бумажки. . Стилистическая неуместность

Данная презентация содержит материал по характеристике речевых ошибок (лексических, грамматических, пунктуационных и др.). Рассматриваются ошибки и примеры ошибок. Презентация может быть полезна на занятиях по русскому язуку, культуре устной и письменной речи специалиста, на подготовительных курсах для старшеклассников.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация подготовлена преподавателем Клеменчук С.В. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ ОШИБОК И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Выделяют 5 типов ошибок: ошибки в содержании изложения, сочинения, высказывания; речевые ошибки; грамматические ошибки; орфографические; пунктуационные. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ ОШИБОК И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Нарушения тех или иных литературных норм квалифицируются как речевые ошибки.

Виды фактических ошибок: отсутствие логической связи между предложениями; противоречие и двусмыслица; бездоказательность суждений. ошибки в датах; смешение эпох, авторов, названий произведений; искажение в цитировании; искажение фактов, описанных в произведениях. Нарушение последовательности высказывания:

РЕЧЕВЫЕ НЕДОЧЕТЫ Под речевым недочетом понимают: неточно употребленное слово или устойчивое выражение; слово или предложение, нарушающее стилевое единство и выразительность текста; однообразие словаря. ________________________________________________ Речевые недочеты подразделяют на лексические; морфологические; и синтаксические.

Характеристика типичных лексических ошибок 1. Употребление слова в не свойственном ему значении: «Чацкий не одинок: у него много сообщников». 2. Смешение слов-паронимов: «Онегин ведет праздничный образ жизни». 3. Употребление лишних слов (плеоназмы): «Наступил темный мрак». 4. Лексические анахронизмы (употребление слова или выражения, не соответствующего лексическим, фразеологическим и т.п. нормам данной эпохи): «Чацкий поехал в командировку за границу». 5. Двусмысленность из-за использования омонимов и многозначных слов: «Готовясь к экзаменам, я перечитала все книги».

НАРУШЕНИЕ СОЧЕТАЕМОСТИ СЛОВ Различают три типа сочетаемости: лексическая, грамматическая и стилистическая. Соединение слов бывает невозможно из-за: смысловой несовместимости (обедать потолок); грамматической природы слов (прилагательные не вступают в связь с глаголами или наречиями); ограничений, регулируемых стилистическими законами (не сочетаются слова книжного характера с разговорно-просторечными).

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Типичные орфографические ошибки: ошибки на правописание безударных гласных (как проверяемых, так и непроверяемых) в корнях слов, в приставках, в суффиксах; пропуск на письме непроизносимых согласных; ложное удвоение согласных; пропуск Ъ и Ь, их смешение в употреблении, ненужное употребление Ъ или Ь; ошибки в написании окончаний различных частей речи; ошибки на слитное, дефисное и раздельное написание слов; ошибки в переносе слов.

Типичные пунктуационные ошибки: Пропуск запятой. Быть всегда там __ где труднее всего. Будущее прекрасно __ оно принадлежит молодым. Но политика была временной __ и надо было налаживать обеспечение города. Пропуск знака для выделения причастных и деепричастных оборотов, обращения, вводных слов и конструкций, прямой речи. Употребление лишнего знака.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Ошибки в роде имен существительных: «Сандаль (сандалия) был на ноге.» Ошибки в употреблении числа существительных: «По асфальтам побежали ручьи.» Ошибки в употреблении падежных форм: «У нас нет время (времени).» Ошибки в образовании форм прилагательных: «Эта книга более интереснее.» Ошибки в употреблении местоимений: «В ихнем селе не было садов.» Ошибки в употреблении форм имен числительных: «С двести рублями; по обоим сторонам дороги.» Ошибки в употреблении форм глагола: «Мы игрались в саду.» это всякого рода отступления от норм образования и употребления форм слов.

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Необоснованный пропуск членов предложения: «Олег Кошевой одним из талантливых организаторов.» Нарушение согласования между членами предложения: «В произведении описано ряд эпизодов из солдатской жизни.». «Вишневый сад, имение Раневских, должно пойти с молотка.» Неправильное употребление предлогов: « Через шум мотора не было слышно крика.» «Он порвал об борт машины новую рубашку.» Неверное управление слов: «Гоголь описывает о похождениях Чичикова.» «Согласно приказа.»

ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ПОРЯДКА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ Подлежащее или дополнение занимают не своё место: «Негодование народа всё усиливалось против поработителей». Определение занимает не свойственное ему место: «Большие и красивые в центре города здания быстро вырастали». Обстоятельство занимает не свойственное ему место: « Всем классом ходили мы в лес за цветами весной». Неправильная расстановка частей составного союза: « Разведчик поджег не только немецкий штаб, но и спас раненого офицера».

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Ошибки в построениях предложений с однородными членами: а) ошибки в однородных составных сказуемых «Гринев был честным, правдивым, но иногда доверчивый.» б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм «Произведения глубоко вскрывали общественные противоречия, дышат ненавистью к существующему строю.» в) неправильное употребление союза И, показывающего законченность перечисления «Шофер быстро вышел из машины, и бросился в одежде в воду, спас ребенка.» г) разрыв простого предложения с однородными сказуемыми «Поэт очень любит русскую природу. И описывает ее в своих картинах.»

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Ошибки в построении сложносочиненных предложений: а) при неудачном соединении разнородных простых предложений «Базаров – лекарь, но он сильная и волевая натура.» б) в употреблении противительных союзов вместо соединительного союза И «Наступила зима, но мы стали ходить на лыжах.» в) при тавтологическом употреблении сочинительных союзов «Мы пошли без разрешения в лес, и мама очень расстроилась, и она нас за это сильно ругала.»

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ а) одновременно употребляются подчинительный и сочинительный союзы в предложении: «Когда ночь была спокойна, но люди не спали.» б) употребляется лишний союз: «У меня одно желание, чтобы вырасти быстрее.» в) в главном предложении отсутствует указательное слово: «Я люблю свою Родину, что мы живем под мирным небом.» г) неправильно употребляется союз и союзное слово: «Мы пошли в ту сторону, где доносились звуки.» д) соединяется в одном предложении придаточное определительное и причастный оборот: «Плюшкин жил в доме, имеющем запущенный вид и у которого все окна были закрыты ставнями.»















Виды речевых ошибок Вид ошибкиПример 1.Неправильное употребление слова 2.Смешение паронимов 3. Употребление лишних слов 4.Нарушение лексической сочетаемости. 5.Неуместное употребление жаргонизмов и просторечий. 6.Тавтология 7.Штампы унылой Я пошел домой с унылой головой. наперерез Я наперерез отказался. Пернатые Пернатые птицы. играла Любовь играла в жизни Пушкина большое значение. напарница Моя напарница, старуха Изергиль…. рассказывается В рассказе рассказывается величайший поэт. Пушкин- величайший поэт.


Языковой практикум Задание 1 В тексте какого стиля могут быть употреблены данные глаголы? Составьте с ними предложения. Сказал, отчеканил, пробубнил, буркнул, промямлил Задание 2 Каково лексическое значение данных слов? Инициатива, проступок, эксклюзивный, дилетант, искусство, оппозиция, продюсер. Задание 3 Составьте текст с данными словами: Хороший, заинтересовать, думать, ощущение.






Использованная литература 1.Ипполитова Н.А. и др. Русский язык и культура речи. М.:Проспект, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для классов. М.:Просвещение Выполнила: учитель русского языка и литературы Бурятской гимназии N 29 Шобоева Т. А.



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Лексические нормы русского литературного языка – это правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями. Нарушение лексических норм ведет к двусмысленности высказываний и серьезным речевым ошибкам! Лексические нормы определяют правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

3 слайд

Описание слайда:

Виды лексических ошибок: тавтология – повторение одного и того же слова в пределах данного предложения или толкование какого-либо слова однокоренным словом Например: Вот, например, классический пример; Это не оправдывает вовсе Печорина совсем. Одно из повторяющихся слов необходимо опустить

4 слайд

Описание слайда:

Виды лексических ошибок: плеоназм – речевая избыточность: использование в пределах одного предложения слов с близким или одинаковым значением Например: коллега по работе, в январе месяце, на предприятии есть свободные вакансии Избыточное слово необходимо опустить

5 слайд

Описание слайда:

Виды лексических ошибок: речевая недостаточность – случайный пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли Например: Гражданин Калиновский Л.Л. на автомобиле следовал по улице без номерного знака. Необходимо вставить недостающее слово или словосочетание

6 слайд

Описание слайда:

Виды лексических ошибок: лексическая несочетаемость – употребление в одном предложении двух слов с противоположным или несочетаемым значением Например: В короткие сроки разруха была восстановлена. (правильно – разруха ликвидирована или разрушенное восстановлено) В парке было заложено тридцать два дерева. (правильно – посажено)

7 слайд

Описание слайда:

Виды лексических ошибок: неразличение паронимов, т.е. слов, близких по звучанию и написанию, но различных по значению Например: Детство Павла прошло в бедноте (правильно – в бедности); Давыдов провел собрание сельского актива и бедности (правильно – бедноты); Мне представили слово на собрании (правильно – предоставили)

8 слайд

Описание слайда:

Виды лексических ошибок: неточное или неуместное употребление иноязычных слов Например: Чехов говорит, что человеку нужно не три фунта земли, а всю землю (правильно – фута) Сначала мы поссорились, а потом пришли к консенсусу (в данном случае более уместно – к соглашению)

9 слайд

Описание слайда:

Виды лексических ошибок: разрушение фразеологизмов, устойчивых единиц языка Например: глубокое утро (правильно – позднее утро); В годы войны весь наш народ трудился, не покладая сил и энергии (правильно – не покладая рук)

10 слайд

Описание слайда:

Виды лексических ошибок: нарушение стилистического единства Например: Я предложил любимой девушке вступить со мной в брак. (более уместно – выйти за меня замуж) Организации на работу требуется вахтерша. (более уместно – вахтер)

11 слайд

Описание слайда:

Исправление лексических ошибок (редакторский практикум): грубые Руки у него большие и черствые. снова Через три года Татьяна обратно встречает Онегина. Николай был спортивный молодой юноша. перестал видеть правым глазом После ранения Павел потерял зрение правого глаза. Когда слышишь это слово, чувствуешь, что тебя наполняет прилив чувств. Поэзия Пушкина производит на меня неповторимое впечатление чувство.

12 слайд

Описание слайда:

Исправление лексических ошибок (редакторский практикум): Образ Чацкого как бы противопоказан образу Молчалина. Фашисты мучили пленных непосильным трудом и голодовкой. Островнов сумел втесаться в доверие. В Великой Отечественной войне принимал участие весь многонациональный русский народ. Мой дядя окончил университет и получил высшее образование. Мы живем в век, когда новые открытия буквально следуют по пятам. Полуголодные, полухолодные строили мы Турксиб. Кутузова как полководца отличает дальнозоркость.

13 слайд

Описание слайда:

Исправление лексических ошибок (редакторский практикум): Лектор привлек общее внимание всех присутствующих. Объявление на вокзале: «Господа командировочные, получите командировочные удостоверения». Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. Председатель собрания представил слово докладчику. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. Он был смешной парень, как начнет смеяться, так не остановишь. Ни один укол, который сделала медсестра Наташа, не был больным.

Типы речевых ошибок и их исправление Автор презентации Кудрин Вячеслав Дмитриевич – учитель МОУ Луговская СОШ Кинешемского района Ивановской области


  • Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
  • Мысль развивается на продолжении всего текста.

  • Мы были очарованы прекрасной игрой актеров.
  • Мысль развивается на протяжении всего текста.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

  • Мое отношение к этой проблеме не поменялось .

2. Были приняты эффектные меры.


2. Были приняты эффективные меры.


  • В конечном предложении автор применяет градацию.
  • Старик трудился поставить телегу на колеса.

  • В последнем предложении автор применяет градацию.
  • Старик старался поставить телегу на колеса.

  • Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею .
  • Лермонтов обливает горькой правдой век нынешний.
  • Читатель захлебывается во множестве примеров.

  • Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другое русло.
  • Лермонтов разоблачает горькой правдой век нынешний.
  • Читатель утопает во множестве примеров.

  • Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
  • Потрясающие ужасы крепостной эпохи отразились в комедии "Горе от ума".

  • Астафьев постоянно прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
  • Реальные ужасы крепостной эпохи отразились в комедии "Горе от ума".

Неоправданное употребление просторечных слов

  • Таким людям всегда удается объегорить других.
  • Петя шел взади .
  • На вратаре майка,

напяленная на рубашку.


  • Таким людям всегда удается обмануть других.
  • Петя шел сзади.
  • На вратаре майка, одетая на рубашку.

  • Автор увеличивает впечатление.
  • Автор использует художественные особенности.
  • У девочки были коричневые глаза.
  • Дешевые цены.

  • Автор усиливает впечатление .
  • Автор использует художественные средства.
  • У девочки были карие глаза.
  • Низкие цены.

  • Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.
  • Молодой юноша, очень прекрасный.

  • Красоту пейзажа автор передает с помощью художественных приемов.
  • Это был прекрасный юноша.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

  • В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
  • В рамках исторического

развития русского общества

развивается и "личность

человека."


  • В этом рассказе повествуется о реальных событиях.
  • В рамках исторической

эволюции русского общества

развивается «личность

человека».


  • Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
  • Недавно я прочитала одну интересную книгу . Эта книга называется "Собачье сердце".

  • Герой рассказа не задумывается над своим поступком и даже не понимает всей глубины содеянного.
  • Недавно я прочитала одну интересную книгу, которая называется "Собачье сердце".

  • Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
  • Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Ее воспитывал француз-гувернер. Татьяна была задумчивой девушкой.

  • Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Поговорив с ним, писатель отправился в гостиницу.
  • Татьяна была простой, скромной и задумчивой девушкой. Ее воспитывал француз-гувернер, поэтому она рано начала читать французские романы.

  • Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю.
  • Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего.

  • Данный текст написал В.Белов. Это произведение относится к художественному стилю.
  • Встреча с Фамусовым не принесла Чацкому ничего хорошего.
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения