Изобразительное искусство (по программе Б.М. Неменский, Школа России) Тема четверти: Чем и как работают художники? Тема урока: Волшебные краски осеннего дерева

Производственный процесс, в котором объединяется работа деятелей искусства

Разных специальностей: кинодраматурга (автора сценария); режиссёра, определяющего истолкование и реализацию замысла и руководящего работой остальных участников постановки; актёров, воплощающих образы действующих лиц; оператора, характеризующего действие средствами композиционной, светотональной и цветовой трактовки кадров; художника, находящего изобразительную характеристику среды действия и костюмов действующих лиц (а в мультипликации и внешнюю характеристику персонажей); композитора и др.

За время развития киноискусства сформировались 4 основных его вида:

· художественная (игровая) кинематография, воплощающая средствами исполнительского творчества произведений кинодраматургии или адаптированные произведения прозы, драматургии, поэзии;

· документальная кинематография, являющаяся особым видом образной публицистики, основывающаяся по преимуществу на непосредственной фиксации на плёнку реальной действительности;

· мультипликационная кинематография, «одушевляющая» графические или кукольные персонажи;

· научно-популярная кинематография, использующая средства этих 3 видов для пропаганды научных знаний.

Художественной кинематографии доступны возможности эпоса, лирики и драмы, но в кинопроизведениях, имеющих повествовательный характер, всегда присутствуют черты, сближающие их с драмой, в частности драматический конфликт. Документальная кинематография обладает всей широтой возможностей публицистических жанров литературы и журналистики. Она объединяет и произведения образной кинопублицистики, и информационные фильмы (кинорепортаж). Образы графической и объёмной мультипликации создаются съёмкой неподвижных последовательных фаз движения рисованных или кукольных персонажей. Особое внимание она уделяет созданию фильмов для детей. Научно - популярная кинематография знакомит зрителей с жизнью природы и общества, научными открытиями и изобретениями, воссоздаёт ход творческих поисков учёных и мастеров искусств, наглядно демонстрирует физико-химические и биологические процессы.



Жанры киноискусства, относительно четко разграничивавшиеся на ранних стадиях развития кино (драма, мелодрама, приключенческий фильм, трагедия, фантастика, комедия, историческое и др.), видоизменяются, испытывают тенденцию к слиянию, взаимопроникновению или даже распаду. Новаторские устремления деятелей кино обусловливают сочетание в одном произведении черт, характерных для прозы, драмы, лирики.

Урок № 15. Как работает художник, чем пользуется

Цели и задачи: Знакомство с профессией «художник». Язык изобразительного искусства. Художественные материалы (бумага, ее виды, карандаши, кисти, краски и др.). Домашняя работа: рисование несложных композиций на свободную тему, с использованием различных художественных материалов.

Существует огромное разнообразие профилей и специализаций художников. Это деятели искусства, настоящие творцы. Зародилась данная профессия в глубоком прошлом. Еще первобытные люди изображали на стенах пещер сюжеты своего быта и деятельности. Именно они дали начало творческим процессам и зарождению живописи. Особой популярностью художники пользовались в период античности. Данное искусство стремительно развивалось, а мастера получили уважение. Но с приходом средневековых «темных времен» наступила эпоха простоя во всех сферах искусства. Живопись и мастера-художники не стали исключением. Живопись приравнивалась к бесовскому промыслу и каралась смертью. Признавались только мастера, которые работали над церковными фресками.

С наступлением эпохи Возрождения искусство и художественный промысел начинают стремительно развиваться. Творцов уважали. Многие стремились познать тонкости мастерства художников, поэтому массово организовывались школы искусств. Многие мастера принимали подмастерьев, которые становились их последователями. С течением времени развивалось и искусство. В наши дни профессия художника имеет ряд разновидностей, которые зависят от стилистики, типа расходных материалов и профиля деятельности.

Профессия художника – это творческий труд, требующий хорошей фантазии, вдохновения и владения техниками рисования. Направлений художественной деятельности очень много, поэтому в профессии выделяют целый ряд более узких специализаций:

· Художник-иллюстратор . Специалист, создающий картины, описывающие текст.

· Художник-график. Мастер, работающий в одном контрастном цвете. Чаще всего это черный. Для рисунков используется карандаш, тушь и т.д.

· Художник-карикатурист. Это специалист, который создает смешные портреты или пародии на происходящие события.

· Живописец. Название данной отрасли самое древнее и оно характеризуется рисованием с натуры.

· Художник-модельер. Данный специалист специализируется на создании эскизов новых коллекций одежды. Художник, придумывающий наряд, законодатель моды.

· Художник-копиист . Специалист, создающий копии картин, репродукции.

· Художник-реставратор . Данные специалисты точно знают, как вернуть шедеврам первозданный вид.

· Специалист в области миниатюрной живописи.

· Художник-портретист . Это работа с людьми с целью полной передачи их внешних особенностей. Передача может быть и частичной, все зависит от стиля, в котором работает мастер.

Художественные материалы:

Карандаш (тюрк. karadaš, «кара» - чёрный, «даш» - камень, дословно, - чёрный камень) - инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и т. п.), применяемый для письма, рисования, черчения. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу.

Карандаши принято делить на простые и цветные. Простой карандаш имеет графитовый грифель и пишет серым цветом с оттенками от светлого до почти чёрного (зависит от твёрдости графита).

Карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая, как правило, указана на карандаше и обозначается буквами М (или B - от англ. blackness (букв. чернота) - мягкий и Т (или H - от англ. hardness (твёрдость) - твёрдый. Стандартный (твёрдо-мягкий) карандаш обозначается сочетаниями ТМ и HB. Буква F (от англ. fine point (тонкость) – это средний тон между НВ и Н. Также нужно отметить, что тон у карандашей одной маркировки может меняться в зависимости от фирмы.

Уголь - это старейшая принадлежность для рисования, которая не утратила популярности по сей день. Угольными карандашами и стержнями легко рисовать, к тому же картины, выполненные ими, отличаются выразительностью и непосредственностью.

Работа с углем - это первое, чему учат начинающих художников на многих курсах рисунка и живописи. Студентов сразу просят взять уголь и сделать набросок больших, четко очерченных предметов. Такая работа позволяет лучше понять принцип рисунка, а также изучить способы тонирования. Этими навыками крайне важно овладеть, прежде чем переходить к цветным изображениям. Кроме того, работая углем, художники учатся воспринимать рисунок в целом, не отвлекаясь на второстепенные детали.

Художественный уголь делают из жженых березовых и ивовых веток или из жженой виноградной лозы. Он продается в виде стержней и карандашей. Уголь из виноградной лозы рисует коричневато-черным цветом, а из ивовых и березовых веток (распространен в Великобритании) - синевато-черным.

Художественный уголь бывает разной твердости. Мягкий хорошо растушевывается и используется для тонирования, а твердый идеально подходит для рисования мелких деталей. Толщина стержней тоже неодинакова, что позволяет проводить ими различные линии - от широких и четких до тонких, едва заметных. Угольные карандаши, в отличие от стержней, не пачкают руки, но боковой стороной карандаша нельзя рисовать.

Пасте́ль [-тэ́-] (от лат. pasta - тесто) - группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи (согласно современной музейной классификации, работа пастелью на бумаге относится к графике). Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением.

Пастель бывает трёх типов - «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путём прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге.

Для защиты пастельного рисунка от смазывания и осыпания его надо зафиксировать.

Тушь черная (нем. Tusche) - краска, приготовленная из сажи. Тушь бывает жидкая, концентрированная и сухая в виде палочек или плиток. Черная тушь высокого качества имеет густой черный цвет, легко сходит с пера или с рейсфедера. Существует также так называемая цветная тушь (особая разновидность жидких красок), употребляемая крайне редко.

Неразмываемость туши проверяют следующим образом: на листке чертежной бумаги вычерчивают несколько линий различной толщины и, после того как тушь высохнет, листок в наклонном положении помещают под водопроводный кран на 1 минуту. Неразмываемая тушь не размоется и не потечет.

В данный момент тушь наиболее широко применяется для рисования, особенно при создании комиксов и карикатур.

Бумага - незаменимый материал для письма и самый востребованный материал для творчества. Художественную бумагу разделяют по технике исполнения работ (бумага для акварели, пастели, угля, гуаши, акрила, масла, чернографитных и цветных карандашей и др.), назначение которых определяется типом используемых материалов.

Также бумага различается по рельефу поверхности (текстуры): зернистая, фактурная. По степени зернистости бумага делиться на три группы: гладкая, средняя зернистость, крупная зернистость. Тиснение бумаги также может быть разнообразным, художник выбирает фактуру в зависимости от детализации изображения и своих творческих замыслов. Наиболее популярное тиснение – «холст», «лен» и «скорлупа».

Любая художественная бумага должна быть достаточно плотной для того, чтобы краска не пропитывала лист насквозь и достаточно шероховатой, чтобы краска ложилась, не стекая. Бумага для акварели изготавливается полностью из целлюлозы или из целлюлозы с добавлением хлопка; встречается также профессиональная бумага для акварели, полностью состоящая из хлопка. Наличие натурального хлопка в составе придает бумаге свойства ткани, она хорошо впитывает воду и также хорошо высыхает, лист не коробится, а на поверхность прочно ложиться красочный пигмент.

Художественная кисть является основным инструментом с помощью и посредством которого художник реализовывает свой замысел на бумаге, холсте, ткани или другом материале. В составе любой художественной кисти можно структурно выделить три основные части: ручка, обойма (или капсюль) и волосяной пучок, являющийся, собственно, главной рабочей поверхностью инструмента.

Ручка в основном изготавливается из твердой древесины лиственных пород деревьев (дуб, береза, бук и т.д.), также в качестве материала иногда используются синтетические вещества (например, пластик). Бывают эксклюзивные кисти и с ручками из слоновой кости, некоторых пород минералов и т.п.

Обойма придает определенную форму, обеспечивает сохранность волосяного пучка и соединяет его с ручкой. Она, как правило, металлическая, но может быть выполнена и из других материалов. Наиболее удобны в работе, практичны, надежны и внешне привлекательны цельнотянутые обоймы.

Волосяной пучок кисти представляет собой сформированные обоймой в пучок определенного размера и заданной формы натуральные (белка, тигр, пони, коза, барсук, колонок, щетина и т.д.) или синтетические волосы.

По форме патрона художественные кисти можно разделить на две основные группы: круглые (патрон на конце в сечении дает окружность) и плоские (патрон сплющивается на конце).

Основные свойства кистей

1. Способность волосяного пучка образовывать острый кончик.

2. Упругость волосяного пучка.

3. Контроль над текучестью краски.

Кисть белка. Лучшая группа кистей для работы акварелью. Беличий волос хорошо сохраняет форму, не ломается, великолепно впитывает и отдает затем влагу, и легко моется под проточной струей воды. Беличья кисть позволяет рисовать плавно, без неравномерных полос и наложения размытых пятен. Такая кисть незаменима при работе лессировками.

Кисть колонок. Колонок – это хищный пушной зверь из семейства куньих (обитает на территории Сибири, Кореи, Китая). Его шерсть имеет превосходные свойствами мягкости, эластичности и упругости. Акварельную лессировку колонком нужно выполнять очень аккуратно, т.к. можно «зацепить» нижние слои краски и разрушить их целостность. Зато колонковой кистью хорошо делать размывку высохших слоев краски и выполнять яркие мазки, с достаточным нажимом на кисть.

Кисть щетина. В качестве волоса используется натуральная щетина свиней. Лучшими по качеству щетинными кистями считаются те, которые изготовлены из волоса китайского ангкингского борова. Волос щетины жесткий и упругий. Он прекрасно подходит для работы с густыми красками (например, акрил, масло).

Урок № 16. Виды изображений в картине

Цели и задачи: Стилевые особенности различных изображений (реалистическое, декоративное, абстрактное). Сравнительный анализ произведений живописи (Н. Хруцкий, А. Матисс, К. Малевич). Домашняя работа: работа с репродукциями известных художников.

Под стилем понимают сформировавшийся комплекс изобразительных приемов, выразительных средств, идентифицирующий художественную самобытность явления искусства. Слово «стиль » происходит от лат. stilus, от греч. stylos, что означает «остроконечная палочка для письма». Стили между собой неравнозначны - какой-то стиль существует веками, какой-то был актуален всего несколько лет.

Деление творчества художников на стили, или направления, носит условный характер. Происходит это потому, что четко обозначить границы того или иного стиля не представляется возможным. Количество стилей и их виды – величина непостоянная; непрерывно происходят движения, изменения, развитие. Существует практически бесконечное их разнообразие.

Абстракционизм- направление в искусстве XX в., в котором произведение выстраивается исключительно из формальных элементов: линия, цветовое пятно, конфигурация. Возник в 1910-х гг., после Второй мировой войны стал доминирующим направлением в искусстве стран Западной Европы и Северной Америки. Крупнейшие представители: В. В. Кандинский, К. С. Малевич, П. Мандриан, Р. Делоне, Ф. Купка.
Н. Пуссен «Вдохновение поэта Классицизм - стиль и направление в искусствеXVII - нач. XIX вв., обратившееся к античному искусству и искусству Высокого Возрождения, как к образцу. Ему присущи уравновешенность, четкость, пластическая ясность и гармоничность. Крупнейшие представители: в живописи - Н. Пуссен, Ш. Лебрен, К. Лоррен, Ж. Л. Давил, Ж. О. Д. Энгр; в русской скульптуре - М. И. Козловский, Ф. Ф. Щедрин, И. П. Мартос.
Античное искусство- искусство античной эпохи Древней Греции и тех стран и народов древнего мира, культура которых развивалась под определяющим влиянием древнегреческой культурной традиции: эллинистических государств, Рима, этрусков, скифов, фракийцев, галлов и др.
П.П. Рубенс «Портрет маркизы Бригитты Спинола Дориа» Спинола Дориа» Барокко- стиль, зародившийся в конце XVI в. в Италии, в Европе был распространен до начала XVIII в., в Латинской Америке, отчасти в Северной Америки и Азии - в XVII-XVIII вв. Основополагающая черта - синтетичность. Искусство барокко отличается пышностью, взвихренностью, экзальтацией образов.
Бубновый валет - объединение московских художников (1910-1916), обращавшихся к живописно-пластическим исканиям в духе творчества П. Сезанна, фовизма и кубизма, лубка и народной игрушки. Крупнейшие представители: В. Д. и Д. Д. Бурлюки, П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, М. Ф. Ларионов, И. И. Машков, Р.Р. Фальк и др.
Р. Санти «Сикстинская Мадонна» ВОЗРОЖДЕНИЕ,Ренессан, - одна из величайших культурно-исторических эпох. Началась в Италии в ХШ в. и уступила место барокко в конце XVI в. Характеризуется кардинальными сдвигами в ориентации и содержательном пафосе культуры и искусств, провозглашением реального мира и человека как высшей ценности. Проторенессанс - начальный период (1260/1280-1320). Крупнейшие представители: Джотто, П. Каваллини, А. Ди Камбио, Н. и Дж. Пизано. Раннее Возрождение (около 1401/1420 -около 1500) - время формирования и утверждения ренессансных принципов. Ведущие школы этого времени - флорентийская, венецианская, феррарская, умбрийская. Высокое Возрождение - период наивысшего подъема. Крупнейшие представители: Л. Да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан. Позднее Возрождение (152O/I54O-159O) - завершающий этап. Крупнейшие представители: Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто, Палладно Дадаизм -движение, возникшее в Цюрихе в 1916 г. в среде эмигрантов. Интеллектуальный бунт. Крупнейшие представители: М. Дю-шан, Ф. Пикабия, X. Арп, М. Эрнст, К. Швиттерс. .
К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце. » Импрессионизм - направление в искусстве в I860 - начале XX в. Его представители стремились непредвзято и естественно запечатлеть окружающий мир и повседневную жизнь в их подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Крупнейшие представители: Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар, А. Сислей. К. Писсарро, П. Сезанн, Э. Дега, Б. Морнзо, А. Гийомен, Э. Буден, Дж. Уистлер, М. Либерман, Л. Коринт, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь, О. Роден, П. П.Трубецкой.
Пабло Пикассо, "Гитара и Скрипка" Кубизм- направление во французском искусстве в 1900-1910-х гг Характерно преобладание в картинах прямых линий, граней и кубоподобных форм. Крупнейшие представители: П. Пикассо и Ж. Брак. Наиболее известные группировки - «Бато Лавуар» и «Золотое сечение».
Наивное искусство- одна из областей искусства примитива XVIII-XX вв. Включает изобразительные виды народного искусства, творчество художников-самоучек, самодеятельное искусство. Развивается в областях, освоенных профессиональным искусством, но сохраняет собственные цели и оригинальную методику.
Реализм - одна из основных тенденций развития мирового искусства, предполагает стилевое многообразие и имеет свои конкретно-исторические формы: наивное жизнеподобие наскальных изображений древнейших эпох, идеализация античного искусства, одухотворенность поздней готики и т. д. Особенно интенсивен в искусстве Ренессанса. Реализм искусства XIX-XX вв. отмечен социальной направленностью.
Э. Делакруа «Свобода, ведущая на барикады» Романтизм- идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIИ - начала XIX в. Возник как реакция на рационализм и самоуверенный оптимизм эстетики классицизма и философии Просвещения. Характерны обращение к искусству до Рафаэля, аналогия гения, вера во всемогущество художника. Крупнейшие представители в живописи: Э. Делакруа, Т. Жерико, У. Блейк, И. Г. Фюссли, К. Д. Фридрих, Ф. О. Рунге, О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, А. А. Иванов. Сюрреализм- направление в искусстве XX в., избравшее источником вдохновения сферу подсознания (сновидения, галлюцинации) и заменившее логические связи свободными ассоциациями. Крупнейшие представители в живописи: М. Эрнст, А. Масон, Ж. Арп, Дж. Миро, С. Дали, П. Блум, Р. Магрит, П. Дельво, И. Танги.
С. Дали «Геополитический младенец»
Фовизм, дикие - направление во французском искусстве начала XX в. Характерные особенности: предельно интенсивное звучание открытых цветов, сопоставление контрастных хроматических плоскостей, заключенных в обобщенный контур, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Крупнейшие представители: А. Матисс, Ж. Брак, Ж. Руо, А. Дерен, А. фриез, А. Марке, М. Вламинк, Р. Дюфи,Ж. Фландрен, К. ван Донген..


Реалистическое Декоративное Абстрактное

изображение натюрморта; изображение натюрморта; изображение натюрморта;

Урок № 17. Жанры изобразительного искусства

Цели и задачи: Понятие «жанр». Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др. Знакомство с работами художников. Произведения изобразительного искусства, главным образом живопись, делятся по жанрам.Домашняя работа: посещение выставочного пространства. Жанр живописи (от фр. genre – род, вид) – разделение произведений живописи исходя из темы изображения и объекта изображения.

Жанры живописи появлялись, набирали популярность, угасали, возникали новые, внутри существующих стали выделять подвиды. Процесс этот не прекратится, пока существует человек и пытается запечатлеть окружающий его мир, будь то природа, здания или другие люди.

Ранее (до 19 в.) существовало деление жанров живописи на так называемые «высокие » жанры (фр. grand genre) и «низкие » жанры (фр. petit genre). Такое деление возникло в 17 в. и основывалось на том, какой предмет и сюжет были изображены. В связи с этим к высоким жанрам относили: батальный, аллегорический, религиозный и мифологический, а к низким - портрет, пейзаж, натюрморт, анимализм.

Деление на жанры довольно условно, т.к. на картине одновременно могут присутствовать элементы двух и более жанров.

Анималистика (произошло от лат. animal - животное). Анималистический жанр - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются животные, это один из наиболее древних жанров, т.к. рисунки и фигуры птиц и зверей присутствовали в жизни уже первобытных людей. Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом.
Аллегорический жанр (от греч. allegoria - иносказание) - жанр изобразительного искусства, в котором в художественное произведение закладывается скрытый и тайный смысл. В этом жанре трудно изобразимые идеи (например добро, сила, власть, справедливость, любовь и т.д.) показываются иносказательно через изображения живых существ, животных или человеческих фигур с атрибутами, за которыми исторически закрепился символический, легко читаемый смысл. Аллегорический жанр наиболее характерен для искусства Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.
Батальный жанр (произошло от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются темы войны: сражения, военные походы, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы.
Былинный жанр - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются сцены из былин и народного фольклора.
Бытовой жанр (жанровая живопись) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас.
Пейзаж (произошло от фр. paysage - страна, местность) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. Виды пейзажа: Морской (марина) (произошло от фр. marine, итал. marina, от лат. marinus - морской) - жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид. Яркий представитель этого жанра - И.К.Айвазовский (1817-1900). Городской (архитектурный пейзаж) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются городские улицы, здания. Сельский – поэзия деревенского быта, его окружающая связь с природой. Парковый - изображаются уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. Индустриальный – художник стремится показать роль и значение человека-созидателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций, ажурных конструкций, вокзалов и мостов, паутин железнодорожных линий. Героический- в котором природа, представляется величественной и недоступной для человека (высокие скалистые горы, могучие деревья). Декоративный – предназначен для украшения здания, обычно выполняется, чтобы дополнить архитектуру сделать ее более выразительнее. Настроения - стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску. Чувства тоски, грусти, безнадежности, тихой радости. Исторический – находят исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку. Эпический – величавые картины природы полные внутренней силы. Особой значимости и бесстрастного спокойствия. Романтический – запечатление бунтарского начало, несогласие с существующим порядком вещей. Стремление подняться над обыденным, изменить его (грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйства ветра).
Интерьер (произошло от фр. intérieur - внутренний) - жанр, в котором предметом изображения является изображение внутреннего вида помещения.
Исторический жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества.
Мифологический (от греч. mythos - предание) - жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы и легенды древних народов
Натюрморт (в переводе с фр. - мертвая, неодушевленная натура) - это художественное изображение различных предметов быта. Ими могут быть: посуда, домашняя утварь, фрукты, овощи, цветы, дичь или любое их сочетание. Самые известные школы в написание натюрморта - фламандская и голландская, в которых по-своему решили задачу передачи цвета и композиции.
Портрет (произошло от фр. слова portrait) - это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира. Виды портрета: · поплечный, погрудный, поясной, бюст (в скульптуре), поколенный, в рост; · портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа; · по числу: однофигурный, групповой; Интимный – художник изображая человека, дорогого ему и ценимого им, стремится прежде всего открыть то хорошее, за что любит его (душевная чистота, доверчивость, нежность, мечтательность, красота духовного мира). Парадный – посвященный общественному деятелю, художник стремится показать заслуги изображенного человека, его роль и место в обществе. Для этого широко используются различные атрибуты: ордена, драгоценности, богатство одежд и интерьера, величие позы и жестов. Социальный – рассказывает о жизни о положении классовых сословий и даже о перспективах развития общества. Они заставляют внимательно всматриваться в окружающее и находить в нем своих сторонников и врагов. Психологический – выявлению характера помогает верно подмеченное душевное состояние человека, человек погруженный в глубокое размышление. Напряженная работа мысли, опущенная голова, взгляд, плотно сжатые губы, человек болеющий за судьбу родной страны, всего человечества. Костюмированный – портрет в котором человек представлен в виде какого-либо аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. В наименованиях таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе». Миниатюрный – портреты различают и по размеру. Автопортрет – портрет, в котором художник изображает самого себя.
Сюжетно-тематическая картина - смешивание традиционных жанров живописи (бытового, исторического, батального, композиционного портрета, пейзажа и др.), возникшее в советском искусствознании и в художественной практике 1930-х гг
Религиозный жанр - жанр, в котором на картинах основная сюжетная линия – библейская (сцены из Библии и Евангелия). По тематике относится к религиозной и иконопись, отличие их состоит в том, что картины религиозного содержания не участвуют в проводимых богослужениях, а для иконы это является главным предназначением. Иконопись в переводе с греч. означает «молитвенный образ». Данный жанр был ограничен строгими рамками и законами написания картин, т.к. призван не отображать реальность, а передать идею божьего начала, в котором художники ищут идеал. На Руси иконопись достигает расцвета в 12-16 вв. Наиболее известные имена иконописцев – Феофан Грек (фрески), Андрей Рублев, Дионисий.

Портрет – жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства, художники стремятся в портрете передать характер человека. Его духовный мир. Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Главным предметом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств – словом, все богатство личности в различных ее проявлениях.

Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте скульпторы создавали довольно точное подобие внешнего облика человека. Статуе придавали портретное сходство для того, чтобы после смерти человека его душа могла в нее вселиться, легко отыскала его владельца.

Правдивостью и точностью психологической характеристикой отличались древнеримские скульптурные портретные бюсты. Они отражали характер и индивидуальные конкретные черты лица.

Изображение лица человека в скульптуре или живописи во все времена привлекало художников. Особенно расцвел жанр портрета в эпоху Возрождения, когда главной ценностью была признана гуманистическая, человеческая личность (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто). Мастера Возрождения углубляют содержание портретных образов и наделяют их интеллектом душевной гармонией, а иногда и внутренним драматизмом.

В 17 веке в европейской живописи выдающиеся мастера этой эпохи – Рембрандт, Ван Дейк, Д. Веласкес – создали галерею замечательных образов простых, ничем не знаменитых людей, открыли в них величайшее богатство доброты и человечности.

В России портретный жанр активно начал развиваться с начала 18 века Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский создали серию великолепных знатных людей. Художники В. Перов, И. Крамской, И. Репин создали целую портретную галерею выдающихся современников.

Портреты доносят до нас не только образы людей разных эпох, отражают часть истории, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он относился к портретируемому.

Кто же такой художник? Художник – это человек, который творчески работает в какой-нибудь области искусства.

Художником называют людей, которые работают красками и карандашами, занимаются скульптурой, дизайном и т.д.

Художника, который пользуется красками (акварель, темпера, гуашь, масло) называют живописцем .

Если художник любит рисовать карандашом, углем, фломастерами, тушью, пером, то его называют графиком.

Художник, посвятивший себя искусству скульптуры – это скульптор (ваятель).

Есть художники, которые занимаются оформительскими работами (создание плакатов, роспись предметов, оформления интерьеров домов, магазинов и различных учреждений). Их называют художниками-оформителями.

Также есть такая профессия как дизайнер – это художник-конструктор, создающий промышленные изделия.

Каждый художник работает разными материалами.

Какими же материалами работает художник-живописец?

Виды красок

1) Акварель – это прозрачные краски, разводимые водой. В акварельной живописи не используют белую краску. Роль белил играет бумага, поэтому если нужно осветлить цвет, то необходимо использовать больше воды.

2) Гуашь – это водяные краски, более плотные и густые, чем акварель. Краска гуашь не прозрачна и содержит белила. Это означает, что писать нужно от темного к светлому, а не наоборот. Гуашь достаточно быстро сохнет. Если вы допустили ошибку, то нельзя ее исправлять, пока гуашь не просохла. В случае нарушения этого правила у вас получится размазанное грязное пятно. Вносить изменения и исправления в рисунок нужно, дождавшись полного высыхания слоя гуаши.

Смешивая цвета, нужно брать в расчет, что влажная гуашь более яркая. Когда она высыхает, она бледнеет, Поэтому цвета всегда нужно выбирать более насыщенные, чем те, которые вы желаете видеть в конечной работе.

3) Масляные краски – краски, состоящие из окрашивающих пигментов и масла. Масляные краски, в отличие от акварели и гуаши, сохнут очень медленно. Масляные краски растворяют специальной жидкостью (разбавителем).

Виды кистей

Кисть – это инструмент художника, для наложения краски на бумагу, картон, холст.

Кисти бывают плоские и круглые.

Круглые кисти. Предназначается для нанесения краски линией. Это прекрасная кисть для рисунка, создания фактуры, работы над деталями.

Плоские кисти – это вид кисточек, у которых волосяной пучок плоской формы. Такими кистями наносят широкие ровные мазки: ими хорошо работать на крупных участках бумаги.

Изготавливают кисти из волосков белки, пони, колонка, свиньи, а так же синтетических материалов.

Свиная щетина : Прекрасный выбор среди лучших кистей для масла и гуаши. Кисть из свиной щетины также хорошо подходит для работы с густой краской. Отличаются упругостью.


Синтетические кисти. Синтетический волос на основе искусственных волокон очень популярен в наше время. Такие кисти отличаются эластичностью. Ими удобно работать с масляными красками и гуашью.

Кисти колонковые изготавливаются из обработанного волоса хвоста колонка. По форме бывают круглые и плоские, с удлиненной или укороченной волосяной частью. Эти кисти отличаются исключительной упругостью и эластичностью при удовлетворительной мягкости они применяются во всех видах живописи. Особенно они не заменимы при выполнении мелких деталей.

Кисти беличьи изготавливаются из обработанного волоса хвоста белки. По форме выпускаются только круглые. Беличьи кисти отличаются большой мягкостью и эластичностью.

Какую бумагу используют художники? Это может быть ватман или специальная акварельная бумага .

Художник-живописец обязательно использует палитру. Палитра – это небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы.

Художник-график работает карандашами, углем, пастелью

Графитные карандаши (простые и цветные) – карандаши, в основе которых лежит графит. Они различаются по твёрдости грифеля, которая, как правило, указана на карандаше и обозначается буквами М (В) - мягкий и Т (H) - твёрдый. Стандартный (твёрдо-мягкий) карандаш обозначается сочетаниями ТМ или HB. Буква F (от англ. fine point (тонкость) – это средний тон между НВ и Н.

Очень популярен среди художников уголь для рисования . Рисовальный уголь бывает двух видов: обычный древесный уголь и прессованный. Древесный уголь приготовляется из сухих, очищенных от коры прутиков ивы и березы путем обжига.

Прессованный уголь чернее и жирнее, чем древесный. Изготавливают его из угольного порошка, с применением растительного клея в качестве связующего вещества. Прессованный уголь продают в виде палочек, они бывают трех номеров твердости.

Пастель – цветные карандаши без оправы, изготовленные из цветного порошка. Бывает двух видов – масляная и сухая.

HTML-версии работы пока нет.

Подобные документы

    Портрет как жанр в живописи. История портретной живописи. Портрет в русской живописи. Построение композиции портрета. Техника масляной живописи. Основа под живопись. Масляные художественные краски и кисти. Палитра красящих веществ и смешивание красок.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2015

    Джорджоне - итальянский художник, представитель венецианской школы живописи, один из величайших мастеров Высокого Возрождения. Тонкая поэзия, глубокое лирическое чувство, скрытые переживания в картинах мастера. Интимно-лирические портреты Джорджоне.

    реферат , добавлен 13.05.2013

    Скульптор – художник, занимающийся созданием произведений объемно-пространственной формы, трехмерных и осязаемых. Профессиональные навыки и знания для создания скульптуры; материалы, техники, современные технологии. Обучение и личные качества скульптора.

    презентация , добавлен 14.05.2014

    Драматическая эпопея выкупа Шевченко из крепостничества. Автопортреты, в которых художник запечатлел себя в разные времена жизни, в разных настроениях и переживаниях, но непременно с глубоким искренним самоанализом, с психологической насыщенностью.

    реферат , добавлен 18.03.2014

    Основные даты жизни Амедео Модильяни, причины смерти. Этапы создания картины "Лежащая обнаженная", палитра и элементы заднего плана. Особенности стиля: стилизованные черты лица, скульптурная форма, фактурный тон. Композиционный талант художника.

    презентация , добавлен 14.03.2011

    Сказочное разноцветье Владимира Милашевского. Иллюстрации к произведениям классиков мировой литературы и советских писателей. Детский художник. "Конек-горбунок", "Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что", "Синяя свита наизнанку сшита".

    реферат , добавлен 04.10.2006

    Винсент Виллем Ван Гог - всемирно известный нидерландский художник-импрессионист. Биография: детство и юность; образование; работа в торговой фирме, миссионерская деятельность. Становление художника, творческий расцвет; последние годы. Наследие Ван Гога.

    презентация , добавлен 18.01.2013

    Достижения Ф.С. Рокотова в развитии портретного жанра и его вклад. Новое понимание назначения портрета - передача внутреннего мира человека. Исторические события эпохи, в которой жил и творил художник. Перемены в образовании живописцев того времени.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2011

    Основные этапы жизненного и творческого пути Василия Сурикова, характеристика его художественной манеры. Главные картины: "Утро стрелецкой казни", "Меншиков в Березове", "Боярыня Морозова", "Покорение Сибири Ермаком", "Переход Суворова через Альпы".

    презентация , добавлен 09.06.2010

    А. Матвеев как первый русский художник, автор аллегорических, декоративно-монументальных композиций. Характеристика биографии И. Никитина. Знакомство с особенностями русской портретной живописи XVIII века. Анализ творческой деятельности Д. Левицкого.

Чем занимается художник вроде бы понятно и так: рисует, а если более широко подойти — создает художественные образы. Причем эти образы могут выражаться в самых разных воплощениях — в плоскостных изображениях (в картинах или графике), в костюмах, в скульптурах, в предметах мебели и во многих других формах.

Так что профессия художника весьма многогранна, и в ней существует много специализаций.

Специализации художников

Художник-иллюстратор создает иллюстрации к книгам. Процесс работы выглядит примерно так: художник изучает книгу, обсуждает ее с выпускающим редактором, который указывает на персонажей или эпизоды, которые надо изобразить. После этого создает эскиз, который утверждается или корректируется редактором.

Художник-оформитель

Деятельность художника-оформителя имеет много направлений, например, роспись интерьеров помещений и фасадов домов, создание рекламных плакатов, отрисовка одежды, разработка эскизов благоустройства и озеленения территорий и внешнего огблика других объектов окружающей среды.

Художник по костюмам — это специалист, который входит в творческий коллектив театрального спектакля или фильма и отвечает за внешний вид персонажей. Безусловно, такой работник должен не только уметь рисовать эскизы на заказ, он должен продумывать все детали одежды героев до мелочей. Например, если снимается кино на историческую тему — он обязан изучить все особенности одеяний той эпохи, иначе зритель, увидев несоответствия или нелепости, будет недоволен.

Художник-модельер

Художник-модельер занимается разработкой новых моделей одежды, обуви, головных уборов, аксессуаров. Задача специалиста — создать эскиз нового изделия, учитывая тенденции моды, вид и качество материалов и передать его модельеру-конструктору для воплощения идеи в жизнь.

Художник-мультипликатор (художник-аниматор)

Художник-мультипликатор или художник-аниматор — специалист, который в наши дни работает не только в сфере мультипликационного кино, но еще в «обычном» кино, на телевидении, при создании видеоигр и других близких отраслях. При этом профессия художника-мультипликатора неоднородна: есть художники-постановщики, фазовщики, дизайнеры по персонажам, прорисовщики и т.д.

Театральный художник (художник-декоратор)

Театральный художник или художник-декоратор создает декорации, костюмы, различные предметы обстановки, да и фактически всю среду, окружающую персонажей спектакля. Для этого недостаточно просто уметь рисовать эскизы — надо знать историю, культуру и многое другое, дабы действие смотрелось именно органично и едино.

Художник-график

Художник-график, как и иллюстратор, занимается созданием иллюстраций к книгам в виде гравюр и литографий, а не обычных рисунков.

Художник-реставратор

Художник-реставратор занимается восстановлением и сохранением и консервацией предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также архитектуры. Причем умение сохранить объект старины в нормальном состоянии ценится даже выше, чем способность его восстановить, ведь в последнем случае объект частично становится «новоделом».

Художник по свету (светооператор)

Художник по свету или светооператор занимается программированием и управлением световым пультом во время проведения различных мероприятий, представлений, спектаклей, при съемках кино, на телевидении и т.д. Такой специалист должен знать техническую часть и уметь творчески подойти к задаче освещения сцены.

Места работы

Выражение «свободный художник» появилось неслучайно, да и на сегодняшний день актуальности не потеряло: значительная часть представителей этой профессии предпочитают работать сами на себя. При этом многие художники предпочитают все-таки трудиться в компаниях, занимаясь созданием своих шедевров в свободное время.

Должность художника (чаще дизайнера) существуют в компаниях различного профиля:

  • Редакции журналов.
  • Полиграфические компании.
  • Театры и киностудии.
  • Дизайнерские и рекламные агентства.
  • Реставрационные мастерские.
  • И многие другие.

Обязанности художника

Конечно, должностные обязанности художника существенно зависят от типа организации, мы в качестве примера приведем некоторые из них:

  • создание эскизов, набросков, графических прототипов будущих изделий;
  • роспись различных поверхностей (тканей, бетона, керамики, бумаги и т.д.);
  • компьютерный дизайн и создание 3D-объектов;
  • подготовка материалов для типографской печати;
  • контроль производства изделий согласно эскизам.

В функции художника может входить участие в конференциях, выставках, работа с клиентами и многое другое.

Требования к художнику

Требования к художнику очень разнообразны и опять таки зависят от специфики деятельности, но, в общем, они таковы:

  • среднее специальное или высшее образование;
  • опыт работы по профилю;
  • портфолио выполненных работ;
  • знание компьютера и специальных графических программ.

Иногда требуется знание иностранного языка, истории или культуры определенного времени или народа.

Образец резюме художника

Как стать художником

Стать художником можно по-разному, в зависимости от выбранного типа деятельности и поставленных целей. Можно вообще нигде не учиться и реализовывать свой талант самостоятельно, но это трудный и тернистый путь. Можно закончить профильный вуз или иное учебное заведение, где в процессе учебы отточить навыки художников, и найти постоянную работу по специальности. При этом никогда не стоит забывать о самом творчестве — пополнять портфолио надо постоянно.

Зарплата художника

Подсчитать, сколько зарабатывает художник в среднем по стране проблематично, поскольку доходы по разным специализациям отличается и порой очень существенно. Скажем, средний доход художника-иллюстратора — около 40 000 рублей. А вот зарплата художника-оформителя — всего чуть больше 20 000 рублей.

Еще сложнее определить доходы «вольных художников»: некоторые из них зарабатывают миллионы, другие живут исключительно ради искусства и о финансовой стороне своей деятельности вообще не задумываются.

Близкие профессии:

Урок изобразительного искусства. 2 класс.

Тема: Чем и как работают художники.

Урок №5. Волшебная рыбка. Нетрадиционная техника рисования.

Тип урока: Урок обучения умениям и навыкам.

Форма урока: Урок – сказка.

Цель: Создать образ волшебной рыбки через использование техники граттаж.

Задачи урока:

    Познакомить учащихся с нетрадиционным графическим материалом, дать представление о способах работы в технике граттаж.

    Формировать понятия «граттаж», «аквариум».

    Закрепить умения работы над композицией сюжетного рисунка.

    Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, любви к природе, развивать фантазию.

Оборудование для учителя:

Наглядные пособия «Поэтапное рисование рыб», «Стенд для выставки работ»;

Словарные слова;

Аквариум с рыбкой;

Репродукция картины А.Матисса «Красные рыбы»;

Книга «Сказки А.С.Пушкина»;

Открытки «Пёстрый мир аквариума».

Материалы для детей:

Заготовка листов в технике граттаж;

Деревянные палочки для процарапывания;

Цветовые карточки настроения.

Ход урока:

I ОРГ момент (настрой детей).

Здравствуйте, ребята,

Мальчишки и девчата!

Рада встретиться я с вами,

Верю, станем мы друзьями,

Прошу вас: помогите, хорошо себя ведите,

Тогда, вас уверяю,

Мы очень много нового, полезного узнаем!

Садитесь, пожалуйста. (Дети садятся.)

У меня сегодня замечательное настроение. (Демонстрируется цветовая карточка настроения.)

А какое настроение у вас? (Дети выбирают цветовые карточки настроения.)

Я вижу, у вас прекрасное настроение. (если кто-то из детей поднимет другие карточки - А если у нас и есть одна или две тучки, то общими усилиями, я уверена, мы их разгоним). Потому что мир освещается солнцем, а человек – делом! Когда человек занимается делом, он и те, кто с ним рядом, становятся чище, добрее.

Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? (Да.)

Я сейчас это проверю.

Кисти, краски и бумагу

На уроке этом надо. (Рисование)

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым. (Кисть и краски)

II Введение в тему урока.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю. (Рыба)

Верно, рыба. Она будет главной героиней нашего урока. (Учитель показывает на доску, где записана тема урока.)

А сейчас попробуйте представить себе ночь. (Включается запись сверчка.) Луна, звёзды, одна из которых, отражаясь в пруду, напоминает нам золотую рыбку. (На фоне музыки учитель читает стихотворение.)

В замке был весёлый бал,

Музыканты пели,

Ветерок в саду качал

Лёгкие качели.

В замке, в сладостном бреду,

Пела, пела скрипка.

А в саду была в пруду

Золотая рыбка.

И кружились под луной,

Точно вырезные,

Опьянённые весной

Бабочки ночные.

Пруд качал в себе звезду,

Гнулись травы гибко,

И мелькала там в пруду

Золотая рыбка.

И наша рыбка будет не простой, а золотой. (Учитель показывает аквариум с рыбкой)

А почему её называют золотой? (Потому что она блестит как золото)

Такой красивой рыбке многие художники и писатели посвящали свои произведения. К примеру, Анри Матисс – французский художник. (Учитель демонстрирует картину «Красные рыбы») , а также русские писатели и поэты – к примеру, наш великий А.С.Пушкин. (Показывает книгу А.С. Пушкина)

Может, кто – то из вас скажет, что это за произведение? («Сказка о золотой рыбке»)

Наша рыбка не только золотая, она ещё и волшебная. Давайте прислушаемся. Мне кажется, она хочет о чём – то сказать. (Учитель включает запись голоса рыбки)

Запись на кассете: Я живу в синем море, очень люблю плавать и играть вместе с подружками – рыбками. Но мне так одиноко сейчас одной. Ребята, помогите мне найти подружек.

Ребята, а как мы можем помочь рыбке на сегодняшнем уроке? (Давайте нарисуем для неё подружек.)

III Сообщение целей урока.

- Какую цель поставим перед собой на этом уроке? (Нарисовать волшебных рыбок – подружек нашей золотой рыбки ).

А раз наша рыбка волшебная, необычная, то и рисовать мы её будем необычным способом.

IV Знакомство с новой техникой.

Этот способ называется ГРАТТАЖ. (Вывешивается слово граттаж)

Иными словами – процарапывание палочкой. Чтобы запомнить это слово и уметь правильно писать его, давайте прочитаем слово по слогам, а затем целым, с ударением. (Словарная работа. Орфографическое чтение )

Надеюсь, что вы запомните не только значение слова, но и то, как оно пишется.

Выполнять граттаж нам помогут волшебные палочки и волшебные листы, которые вы видите на своих столах.

Ребята, мы с вами художники, которые только – только начинают работать в технике граттаж, а потому нам очень интересно попробовать. Возьмите пробные листы, попытайтесь провести несколько линий – я уверена, вам понравится, и у вас всё получится. (Дети пробуют рисовать)

V Физкультминутка.

Где живёт золотая рыбка? (В море)

- Какого цвета чаще всего бывает море? (Синего)

Когда ветра нет, море какое? (Спокойное)

Давайте представим себе, что мы – великие волшебники, стоим на берегу моря и хотим поднять высокие волны. Давайте подуем на морскую воду. Сначала дует легкий ветерок, потом всё сильнее и сильнее, море разыгралось. Изобразим волны рукой в воздухе.

Садитесь, пожалуйста.

VI Показ рисования рыб. (Образец учителя)

Прежде чем рисовать подружек рыбки, мы должны выбрать, какую рыбку каждый из вас будет рисовать. (На доске три способа рисования рыб)

Но ведь есть что – то, что их всех объединяет? (Плавники, глаза, хвост, чешуйки)

Сначала рисуем тело. Одни рыбы бывают плоские, другие похожи на трубки. Бывают рыбы величиной с головастика, бывают длиннее крокодила. Но мы должны нарисовать рыбку такого размера, чтобы она заняла центр нашего листа.

У рыб нет век, и они всегда плавают с открытыми глазами. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)

По бокам головы у рыб есть щели, с помощью которых они дышат – это жабры. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)

Рыба плывёт вперёд, виляя хвостиком. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)

Плавники ей нужны, чтобы поворачивать и изменять направления движения. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)

Почему рыбка скользкая на ощупь? Верно! Всё тело покрыто чешуёй. Скользкие чешуйки помогают ей плавно скользить в воде. .(Учитель показывает этапы рисования на доске)

Появилась подружка для золотой рыбки. Таким же способом изобразим ещё рыбок, пусть они плывут в разных направлениях.

Недостаточно наблюдать за рыбой, надо в неё превратиться. Встаньте, пожалуйста. Представим море. А как ведут себя рыбки в море? (Включается запись морского прибоя)

Я вижу, море слегка разыгралось, а в море весело резвятся золотые рыбки. Мы тоже с вами превратимся в золотых рыбок и поиграем.

VII Физкультминутка.

Рыбки весело играют

В синей солнечной воде.

То сойдутся, разойдутся,

То зароются в песке.

Садитесь, пожалуйста. Надеюсь, что рыбки, нарисованные вами, будут весёлыми, игривыми.

VIII Закрепление этапов рисования.

Вспомним, с чего начнём рисовать подружек золотой рыбки? (Тело, глаза, жабры, хвост, плавники, чешуя)

Советую вам начать работу с черновика, нашего пробника. Попробуйте нарисовать рыбку на черновике.

Молодцы! У вас хорошо получается и поэтому можно взять большой волшебный лист и начать работу.

IX Самостоятельная работа учащихся. (Учащиеся работают под музыку 20 мин)

X Выставка работ.

Порадуем золотую рыбку! Покажем, как много рыбок – подружек мы для неё нарисовали. А для этого мы соберём всех рыбок вместе.

О, чудо! Что же у нас получилось?

А как называется общий дом для рыбок?

Может, вам поможет загадка!?

На окне стеклянный пруд,

Но рыбачить не дают. (Аквариум)

(Вывешивается слово АКВАРИУМ и проводится словарная работа)

Аквариум – это стеклянная ёмкость. Давайте прочитаем это слово.

У кого есть аквариум дома?

Чего в аквариуме не хватает?

Чьи работы вам понравились? (Дети называют имена) Попросим этих ребят придать нашему чуду завершённый вид. Попросим их украсить наш аквариум водорослями, камешками.

(Пока ребята дорисовывают детали, с остальными ведётся беседа)

Зачем мы держим дома аквариум? (Чтобы быть поближе с природой, рыбки вселяют в нас спокойствие, уверенность)

XI Итог урока. Рефлексия.

А теперь тишина. Что сейчас скажет золотая рыбка.

Хоть не видели её

Музыканты бала,

Но от рыбки, от неё

Музыка звучала.

Чуть настанет тишина,

Золотая рыбка

Промелькнёт, и вновь видна

Меж гостей улыбка.

Взор ко взору шепчет: «Жду!»

Так светло и зыбко,

От того, что там, в пруду

Золотая рыбка.

Вы видите, какое настроение стало у рыбки? (Светлое) Ей уже не так одиноко.

А какое настроение у вас? (Дети поднимают карточки настроений)

- Я рада, что у нас снова светит солнышко. Понравилось вам выполнять работу?

Надеюсь, что домашнее задание также доставит удовольствие. Это подарок вам от золотой рыбки. (Учитель читает задание)

Что нового узнали?

Были ли у вас затруднения в работе?

Хотелось бы ещё порисовать в этой технике?

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения