Исторический и батальный жанр в живописи и графике

В XVII веке было введено разделение жанров живописи на «высокий» и «низкий». К первому относили исторический, батальный и мифологический жанры. Ко второму причисляли приземленные жанры живописи из повседневной жизни, например, бытовой жанр, натюрморт, анималистика, портрет, ню, пейзаж.

Исторический жанр

Исторический жанр в живописи изображает не конкретный предмет или человека, а определенный момент или событие, которое имело место в истории прошлых эпох. Он входит в основные жанры живописи в искусстве. Портрет, батальный, бытовой и мифологический жанры часто бывают тесно переплетены с историческим.

«Покорение Сибири Ермаком» (1891-1895)
Василий Суриков

В историческом жанре писали свои картины художники Никола Пуссен, Тинторетто, Эжен Делакруа, Питер Рубенс, Василий Иванович Суриков, Борис Михайлович Кустодиев и многие другие.

Мифологический жанр

Сказания, древние легенды и мифы, народный фольклор - изображение этих сюжетов, героев и событий нашло свое место в мифологическом жанре живописи. Пожалуй, его можно выделить в живописи любого народа, потому что история каждого этноса полнится легендами и преданиями. Например, такой сюжет греческой мифологии , как тайный роман бога войны Ареса и богини красоты Афродиты изображает картина «Парнас» итальянского художника по имени Андреа Мантенья.

«Парнас» (1497)
Андреа Мантенья

Окончательно мифология в живописи сформировалась в эпоху Ренессанса. Представителями этого жанра помимо Андреа Мантеньи являются Рафаэль Санти, Джорджоне, Лукас Кранах, Сандро Боттичелли, Виктор Михайлович Васнецов и другие.

Батальный жанр

Батальная живопись описывает сцены из военной жизни. Чаще всего при этом иллюстрируются различные военные походы, а также морские и сухопутные бои. А поскольку эти бои часто берутся из реальной истории, то батальный и исторический жанры находят здесь свою точку пересечения.

Фрагмент панорамы «Бородинская битва» (1912)
Франц Рубо

Оформилась батальная живопись во времена Итальянского Возрождения в творчестве художников Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, а затем Теодора Жерико, Франсиско Гойя, Франца Алексеевича Рубо, Митрофана Борисовича Грекова и многих других живописцев.

Бытовой жанр

Сцены из повседневной, общественной или частной жизни обыкновенных людей, будь-то городской или крестьянский быт, изображает бытовой жанр в живописи. Как и многие другие жанры живописи , бытовые картины редко встречаются в самостоятельном виде, становясь частью портретного или пейзажного жанра.

«Продавец музыкальных инструментов» (1652)
Карел Фабрициус

Зарождение бытовой живописи произошло в X веке на Востоке, а в Европу и Россию она перешла только в XVII-XVIII веках. Ян Вермеер, Карел Фабрициус и Габриэль Метсю, Михаил Шибанов и Иван Алексеевич Ерменев являются самыми известными художниками бытовых картин в тот период.

Анималистический жанр

Главными объектами анималистического жанра являются животные и птицы, как дикие, так и домашние, и вообще все представители мира животных. Первоначально анималистика входила в жанры китайской живописи, поскольку впервые появилась именно в Китае в VIII веке. В Европе анималистика сформировалась только в эпоху Ренессанса - животные в то время изображались как воплощение пороков и добродетелей человека.

«Кони на лугу» (1649)
Паулюс Поттер

Антонио Пизанелло, Паулюс Поттер, Альбрехт Дюрер, Франс Снейдерс, Альберт Кейп - основные представители анималистики в изобразительном искусстве.

Натюрморт

В жанре натюрморт изображают предметы, которые окружают человека в жизни. Это неодушевленные объекты, объединенные в одну группу. Такие предметы могут принадлежать к одному роду (например, на картине изображены только фрукты), а могут быть разнородными (фрукты, предметы посуды, музыкальные инструменты, цветы и т.д.).

«Цветы в корзине, бабочка и стрекоза» (1614)
Амброзиус Босхарт Старший

Натюрморт как самостоятельный жанр оформился в XVII веке. Особенно выделяют фламандскую и голландскую школы натюрморта. В этом жанре писали свои картины представители самых разных стилей, от реализма до кубизма . Одни из самых известных натюрмортов написали живописцы Амброзиус Босхарт Старший, Альбертус Иона Брандт, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Пьер Огюст Ренуар, Виллем Клас Хеда.

Портрет

Портрет - жанр живописи, который является одним из самых распространенных в изобразительном искусстве. Цель портрета в живописи - изобразить человека, но не просто его внешний облик, а еще и передать внутренние чувства и настроение портретируемого.

Портреты бывают одиночные, парные, групповые, а также автопортрет, который иногда выделяют отдельным жанром. А самым известным портретом всех времен, пожалуй, является картина Леонардо да Винчи под названием «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», всем известная как «Мона Лиза».

«Мона Лиза» (1503-1506)
Леонардо да Винчи

Первые портреты появились еще тысячелетия назад в Древнем Египте - это были изображения фараонов. С тех пор большинство художников всех времен так или иначе пробовали себя в этом жанре. Портретный и исторический жанры живописи тоже могут пересекаться: изображение великой исторической личности будет считаться произведением исторического жанра, хоть при этом и будет передавать облик и характер этого человека как портрет.

Ню

Целью жанра ню является изображение обнаженного тела человека. Период Ренессанса считается моментом возникновения и развития этого вида живописи, а главным объектом живописи тогда чаще всего становилось женское тело, которое воплощало в себе красоту эпохи.

«Сельский концерт» (1510)
Тициан

Тициан, Амедео Модильяни, Антонио да Корреджо, Джорджоне, Пабло Пикассо являются самыми знаменитыми художниками, которые писали картины в жанре ню.

Пейзаж

Главная тема пейзажного жанра - природа, окружающая среда — город, сельская либо дикая местность. Первые пейзажи появились еще в античные времена при росписи дворцов и храмов, создании миниатюр и икон. В качестве самостоятельного жанра пейзаж оформляется аж в XVI веке и с тех пор входит в самые популярные жанры живописи .

Он присутствует в творчестве многих живописцев, начиная с Питера Рубенса, Алексея Кондратьевича Саврасова, Эдуарда Мане, продолжая Исааком Ильичом Левитаном, Питом Мондрианом, Пабло Пикассо, Жоржем Браком и заканчивая множеством современных художников XXI века .

«Золотая осень» (1895)
Исаак Левитан

Среди пейзажной живописи можно выделить такие жанры, как морской и городской пейзажи.

Ведута

Ведута - пейзаж, целью которого является изобразить вид городской местности и передать ее красоту и колорит. Позже, с развитием промышленности, городской пейзаж переходит в пейзаж индустриальный.

«Площадь святого Марка» (1730)
Каналетто

Оценить городские пейзажи можно, познакомившись с работами Каналетто, Питера Брейгеля, Федора Яковлевича Алексеева, Сильвестра Феодосиевича Щедрина.

Марина

Морской пейзаж, или марина изображает природу морской стихии, ее величие. Самым известным художником-маринистом в мире, пожалуй, является Иван Константинович Айвазовский, чью картину «Девятый вал» можно назвать шедевром русской живописи . Расцвет марины происходил одновременно с развитием пейзажа как такового.

«Парусник во время шторма» (1886)
Джеймс Баттерсворт

Своими морскими пейзажами также известны Кацусика Хокусай, Джеймс Эдвард Баттерсворт, Алексей Петрович Боголюбов, Лев Феликсович Лагорио и Рафаэль Монлеон Торрес.

Если вы еще больше хотите узнать о том, как возникли и развивались жанры живописи в искусстве, посмотрите следующее видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Батальный жанр (от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни.

Из истории….. Формирование батального жанра началось в XVI в. В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII в. - со времени грандиозных побед Петра I и его полководцев. Русский батальный жанр проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Художники-баталисты, как правило, стремятся передать героическую готовность к борьбе, воспевают воинскую доблесть, торжество победы, они разоблачают античеловеческую сущность войны, проклинают ее.

Что главное в батальном жанре?

В.Суриков "Переход Суворова через Альпы».1899 « Главное в картине - движение, - говорил художник, - храбрость беззаветная - покорные слову полководца идут.» Пейзаж картины: уходящие ввысь вершины гор, окутанные пеленой облаков, то темные, то сверкающие холодным голубоватым блеском - позволяет зрителю острее ощутить трудности перехода, почувствовать значительность подвига суворовских чудо-богатырей.

Б.Греков. «Трубачи первой конной»

А. Дейнека. « Оборона Севастополя»

В.Верещагин. Конец Бородинского сражения

Информация " на земле. в небе. на море"

Боевой танк Средний танк Т-62 создавался как дальнейшее развитие танка Т-55. На танке установлена новая литая башня с гладкоствольной 115-мм пушкой 2А20 (У-5ТС) с боекомплектом 40 выстрелов и 7,62-мм пулеметом ПКТ с боекомплектом 2500 патронов. Танк оснащался дизельным двигателем В-55В мощностью 580 л.с., прицелом ГШ-2Б-41 (ТШС-41У), ночным прицелом ТПН-1-41-11, стабилизатором вооружения "Метеор" ("Метеор-М"), гирополукомпасом ГПК-59, радиостанцией Р-113 (Р-123). Серийно производился в 1961-1972 годах. С 1972 года на доработанной башне стали устанавливать зенитный 12,7-мм мулемет ДШК-М, с 1975 года разместили лазерный дальномер КТД-1 (КТД-2).

Трехкоординатная подвижная обзорная РЛС 1Л117М Предназначена для наблюдения за воздушным пространством и определения трех координат (азимут, наклонная дальность, высота) воздушных целей. РЛС построена на современных компонентах, обладает высоким потенциалом и низким потреблением энергии. РЛС имеет встроенный запросчик госопознавания и аппаратуру для первичной и вторичной обработки данных, комплект выносного индикаторного оборудования, благодаря чему может быть использована в автоматизированных и неавтоматизированных системах ПВО и Военно-воздушных силах для управления полетами и наведения перехвата, а также для управления воздушным движением (УВД).

Военно-транспортный самолет Ан-22 Самолет оснащен четырьмя экономичными турбовинтовыми двигателями НК-12МА мощностью по 15 000 э.л.с. конструкции Н.Д.Кузнецова. Он имеет двухкилевое оперение, наклонную трап-рампу, устанавливаемую на разных уровнях и позволяющую осуществлять погрузку техники как с земли, так и с платформы или кузова автомобиля с использованием двух мостовых кранов грузоподъемностью по 10 т. Многостоечное шасси с изменяемым давлением в пневматиках обеспечивает посадку на грунтовые и заснеженные аэродромы. Взлетная масса 225 т, максимальная грузоподъемность - 60 т, нормальная - 40 т, дальность полета с нормальной нагрузкой - 5250 км, крейсерская скорость полета - 560 км/ч. Обладая грузовой кабиной больших размеров, Антей способен перевозить до 290 солдат, средние танки, до четырех БМД или БМП, практически все типы самолетов и вертолетов фронтовой авиации

Были заказаны картоны для будущих фресок, которые должны были прославить военные успехи флорентийской республики. Леонардо избрал сюжетом битву при Ангьяри, изобразив яростную схватку всадников на вздыбившихся лошадях. Картон был воспринят современниками как осуждение зверского безумия войны, где люди теряют свое человеческое обличие и уподобляются диким зверям. Предпочтение было отдано произведению Микеланджело «Битва при Кашине», акцентировавшего момент героической готовности к борьбе. Оба картона не сохранились и дошли до нас в гравюрах, исполненных в XVI-XVII вв. по рисункам художников, копировавших эти сцены в начале XVI в. Тем не менее их влияние на последующее развитие европейской батальной живописи было очень значительным. Можно сказать, что именно с этих произведений начинается формирование батального жанра. Французское слово «батай» означает «битва». От него получил название жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений и военных походов. Художники-баталисты стремятся передать пафос и героику войны. Нередко им удается раскрыть исторический смысл военных событий. В этом случае произведения батального жанра сближаются с историческим жанром (например, «Сдача Бреды» Д. Веласкеса , 1634-1635, Прадо, Мадрид), поднимаясь до высокого уровня обобщения изображаемого события, (картон Леонардо да Винчи) («Подавление индийского восстания англичанами» В. В. Верещагина, ок. 1884; «Герника» П. Пикассо , 1937, Прадо, Мадрид). К батальному жанру относятся также произведения, изображающие сцены военного быта (жизнь в походах, лагерях, казармах). С большой наблюдательностью фиксировал эти сцены французский художник XVIII в. А. Ватто («Военный роздых», «Тягости войны», обе в ГЭ).

Изображения сцен битв и военной жизни известны с глубокой древности. Различного рода аллегорические и символические произведения, прославляющие образ царя-победителя, были широко распространены в искусстве Древнего Востока (например, рельефы с изображениями ассирийских царей, осаждающих вражеские крепости), в античном искусстве (копия мозаики битвы Александра Македонского с Дарием, IV-III вв. до н. э.), в средневековых миниатюрах.

В средние века сражения изображали в европейских и восточных книжных миниатюрах ("Лицевой летописный свод", Москва, XVI в.), иногда на иконах; известны и изображения на тканях ("Ковёр из Байё" со сценами завоевания нормандскими феодалами Англии, около 1073-83); многочисленны батальные сцены в рельефах Китая и Кампучии, индийских росписях, японской живописи. В XV-XVI вв., в эпоху Возрождения в Италии, изображения битв были созданы Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа. Героическую обобщённость и большое идейное содержание батальные сцены получили в картонах для фресок Леонардо да Винчи ("Битва при Ангьяри", 1503-06), показавшего яростное ожесточение схватки, и Микеланджело ("Битва при Кашине", 1504-06), акцентировавшего героическую готовность воинов к борьбе. Тициан (так называемая "Битва при Кадоре", 1537-38) ввёл в сцену битвы реальную среду, а Тинторетто - неисчислимые массы воинов ("Битва при Заре", около 1585). В становлении батального жанра в XVII в. большую роль сыграли острое разоблачение разбоя и жестокости солдат в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического значения и этического смысла военных событий испанцем Д. Веласкесом ("Сдача Бреды", 1634), динамика и драматизм батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Ф. ван дер Мёлен во Франции), формируются типы условно-аллегорической композиции, возвели- чивающей полководца, представленного на фоне битвы (Ш. Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным изображением кавалерийских стычек, эпизодов военного быта (Ф. Вауэрман в Голландии) и сцен морских сражений (В. ван де Велде в Голландии). В XVIII в. в связи с войной за независимость появились произведения батального жанра в американской живописи (Б. Уэст, Дж. С. Копли, Дж. Трамбалл), родился русский патриотический батальный жанр - картины "Куликовская битва" и "Полтавская баталия", приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова, мозаика мастерской М. В. Ломоносова "Полтавская баталия" (1762-64), батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова. Великая французская революция (1789-94) и наполеоновские войны нашли отражение в творчестве многих художников - А. Гро (прошедшего путь от увлечения романтикой революционных войн до возвеличивания Наполеона I), Т. Жерико (создавшего героико-романтические образы наполеоновской эпопеи), Ф. Гойи (показавшего драматизм борьбы испанского народа с французскими интервентами). Историзм и свободолюбивый пафос романтизма ярко выразились в батально-исторических картинах Э. Делакруа, вдохновлённых событиями Июльской революции 1830 во Франции. Национально-освободительными движениями в Европе навеяны романтические батальные композиции П. Михаловского и А. Орловского в Польше, Г. Вапперса в Бельгии, а позже Я. Матейко в Польше, М. Алеша, Я. Чермака в Чехии, и др. Во Франции в официальной батальной живописи (О. Верне) ложноромантические эффекты сочетались с внешним правдоподобием. Русская академическая батальная живопись от традиционно условных композиций с полководцем в центре шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде, А. Е. Коцебу). Вне академической традиции батального жанра стояли лубки И. И. Теребенёва, посвященные Отечественной войне 1812, "казачьи сцены" в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова, Г. Г. Гагарина, М. Ю. Лермонтова, литографии В. Ф. Тимма.

Развитие реализма во второй половине XIX - начале XX вв. привело к усилению пейзажных, жанровых, подчас психологических начал в батальном жанре, внимания к действиям, переживаниям, быту рядовых воинов (А. Менцель в Германии, Дж. Фаттори в Италии, У. Хомер в США, М. Герымский в Польше, Н. Григореску в Румынии, Я. Вешин в Болгарии). Реалистическое изображение эпизодов франко-прусской войны 1870-71 дали французы Э. Детай и А. Нёвиль. В России расцветает искусство морской батальной картины (И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (П. О. Ковалевский, В. Д. Поленов).Ценный вклад в развитие батального жанра внес В. В. Верещагин («После атаки. Перевалочный пункт под Плевной», 1881, ГТГ). К объективному показу военных действий стремился в своих панорамах «Оборона Севастополя» (1902-1904) и «Бородинская битва» (1911) Ф. А. Рубо.. Реализм и отказ от условных схем присущи также батальному жанру передвижников - И. М. Прянишникова, А. Д. Кившенко, В. И. Сурикова, создавшего монументальную эпопею военных подвигов народа

Суриков в полотнах «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899, оба в ГРМ) создал величественную эпопею подвига русского народа, показал его богатырскую силу.Батальное творчество В. М. Васнецова, вдохновлялось древнерусским эпосом.

Д. Веласкес. Сдача Бреды. 1634-1635. Холст, масло. Пра­до. Мадрид.

Однако формирование батального жанра относится к XV-XVI вв. В начале XVII в. большую роль в становлении батального жанра сыграли офорты француза Ж. Калло Наряду с полотнами Д. Веласкеса, глубоко вскрывавшими социально-исторический смысл военного события, появляются страстные, проникнутые пафосом борьбы картины фламандца П. П. Рубенса . С середины XVII в. преобладают документально-хроникальные сцены военных битв и походов, например у голландца Ф. Вауэрмана («Кавалерийский бой», 1676, ГЭ).



Р. Гуттузо. Битва Гарибальди у моста Амиральо. 1951-1952. Холст, масло. Библиотека Фильтринелли. Милан.

В XVIII- начале XIX в. батальная живопись развивается во Франции, где особенно известны картины А. Гро, прославляющие Наполеона I. Потрясающие сцены мужественной борьбы испанского народа с французскими захватчиками запечатлены в графике и живописи Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810-1820).


В. В. Верещагин. В штыки, ура, ура! (Атака). Из серии «Война 1812 года». 1887-1895. Холст масло. Государственный Исторический музей. Москва.



А. А. Дейнека. Оборона Севастополя. 1942. Холст, масло. Государственный Русский музей. Ленинград.

В произведениях советских художников-баталистов раскрывается образ советского воина-патриота, его стойкость и мужество, беспримерная любовь к Родине. Новый подъем батальный жанр пережил в грозные дни Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. в произведениях Студии военных художников имени М. Б. Грекова, Кукрыниксов, А. А. Дейнеки, Б. М. Неменского, П. А. Кривоногова и других мастеров. Несгибаемое мужество защитников Севастополя, их твердую решимость сражаться до последнего вздоха показал Дейнека в проникнутой героическим пафосом картине «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ). Современные советские художники-баталисты возродили искусство диорамы и панорамы , создали произведения на темы гражданской (Е. Е. Моисеенко и др.) и Великой Отечественной войн (А. А. Мыльников, Ю. П. Кугач и др.).



М. Б. Греков. Тачанка. 1933. Холст, масло. Центральный музей Вооруженных Сил СССР. Москва.

Студия военных художников имени М. Б. Грекова

Возникновение студии неразрывно связано с именем замечательного художника Митрофана Борисовича Грекова, одного из зачинателей советской батальной живописи. Его полотна «Тачанка», «Трубачи Первой Конной армии», «В отряд к Буденному», «Знаменщик и трубач» входят в число классических произведений советской живописи.

В 1934 г. после смерти художника специальным постановлением Совнаркома была создана в Москве «Изо-мастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова». Студия была призвана продолжить и творчески развить лучшие традиции советского батального жанра. Первоначально она была учебной мастерской для наиболее одаренных художников-красноармейцев, которые совершенствовали свое мастерство под руководством видных художников: В. Бакшеева, М. Авилова, Г. Савицкого и других. В 1940 г. студия стала художественной организацией Красной Армии, объединяющей военных художников.

В годы Великой Отечественной войны многие грековцы ушли на фронт. Основным видом творческой работы в военных условиях были натурные зарисовки. Их историческое и художественное значение трудно переоценить. Военные рисунки Н. Жукова, И. Лукомского, В. Богаткина, А. Кокорекина и других художников - это своеобразная зримая летопись Великой Отечественной войны, ее главных военных сражений, фронтовой жизни. Они отмечены большой любовью к главному герою этой величайшей битвы за Родину - советскому солдату.

Тема подвига народа в Великой Отечественной войне творчески обогащается и в настоящее время. В первые послевоенные годы грековцы создали полотна, графические серии, скульптурные композиции, которые получили самое широкое признание. Это картины «Мать» Б. Неменского, «Победа» П. Кривоногова, памятник Воину-освободителю Е. Вучетича, установленный в Трептов-парке в Берлине.

Художники студии создали и создают много монументальных памятников воинской славы в различных городах Советского Союза и за рубежом. Наиболее значительные сражения запечатлены в таких произведениях, как панорама «Сталинградская битва» в Волгограде (выполнена группой художников под руководством М. Самсонова), диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе (автор Н. Бут) и др. В этих произведениях как бы заново оживают события военных лег, они помогают осознать, какой огромной ценой была достигнута великая победа.

«Батальный жанр, Картины Батальная живопись»

Бата́льный жанр (от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром.

Батальный жанр, Картины Батальная живопись, Формирование батального жанра.
Изображения битв известны в искусстве с древнейших времен. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осаду городов, шествия воинов. В росписи древнегреческих ваз, на рельефах храмов воспевается воинская доблесть мифических героев. Рельефы на древнеримских триумфальных арках - завоевательные походы и победы императоров. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах, иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого).

Формирование современного батального жанра началось в XVI веке.
К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов.
В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII веке - со времени грандиозных побед Петра I и его полководцев.

Русский батальный жанр (картины батальная живопись) проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Победы Суворова и Кутузова вдохновляли русских художников живописцев на написание картин и полотен прославляющих мужество и героизм русских воинов.

Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Новый подъем батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы - в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре.
Особо в батальном жанре и картины батальной живописи отечественной школы можно выделить создание диарам и панорам посвященных историческим битвам и сражениям.

История России наполнена и насыщена войнами и сражениями. В связи с этим русскими баталистами создано много прекрасных произведений искусства отечественного и мирового значения.
Картины батальная живопись одна из составляющих батального жанра. Прекрасные батальные картины написанные маслом на холсте выдающимися русскими художниками представлены в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Русская батальная живопись. Примеры.
Картины батальная живопись. Батальная картина «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет» автор Сергей Присекин
Картины батальная живопись. Батальная картина «Победа Пересвета» автор Павел Рыженко
Картины батальная живопись. Батальная картина «Калка» автор Павел Рыженко
Батальная живопись. Батальная картина «Артиллерия в Полтавском сражении. 1709год» автор Алексей Семенов
Батальная живопись. Батальная картина «Шипка» автор Евстигнеев Алексей
Батальная живопись. Батальная картина «Князь П.И.Багратион в Бородинском сражении. Последняя контратака» автор Александр Аверьянов
Батальная живопись. Батальная картина «Бой за Шевардинский редут 24 августа (5 сентября) 1812 г. (Атака Малороссийского кирасирского полка)» автор Аверьянов Александр
Батальная живопись. Батальная картина «Бородино. 1812 год» автор Александр Ананьев
Батальная живопись. Батальная картина «Подвиг артиллеристов» автор Аверьянов Александр
Батальная живопись. Батальная картина «Подвиг генерал-майора В.Г.Костенецкого в Бородинском бою» автор Аверьянов Александр
Батальная живопись. Батальная картина «Раненый кавалергард» автор Аверьянов Александр
Батальная живопись. Батальная картина «Русские в 1812 году» автор Константин Пржецлавский
Картины батальная живопись. Батальная картина «На сторожевой границе Московского государства» автор Сергей Иванов
Картины батальная живопись. Батальная картина «ОборонаСевастополя» автор Алексей Евстигнеев
Батальная живопись. Батальная картина «Г.К. Жуков и И.И. Федюнинский на Пулковских высотах» автор Алексей Семенов
Батальная живопись. Батальная картина «На подступах к Севастополю. Подвиг Н.Д. Фильченкова 1942 год» автор Алексей Семенов
Картины батальная живопись. Батальная картина «Курская битва. Диорама» автор Олег Ездаков
Батальная живопись. Батальная картина «Освобождение станции Крюково» автор Андрей Сибирский
Батальная живопись. Батальная картина «Рейхстаг взят» автор Владимир Таутиев

Морская батальная живопись. Морские батальные картины.
Русская морская батальная живопись. Примеры.
Батальная живопись. Морские сражения. Батальная картина «Эскадра Ушакова» автор Александр Ананьев
Батальная живопись. Морские сражения. Батальная картина «Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года» автор Иван Айвазовский
Батальная живопись. Морские сражения. Батальная картина «Сражение у острова Тендра 28-29 августа 1790 года» автор Александр Блинков
Картины батальная живопись. Морские сражения. Батальная картина «Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года» автор Иван Айвазовский
Батальная живопись. Морские сражения. Батальная картина «Морское сражение при Синопе 18-го ноября 1853 года» автор Иван Айвазовский
Картины батальная живопись. Морские сражения. Батальная картина «Бой парохода "Веста" с турецким броненосцем "Фехти-Буленд" в Чёрном море 11 июля 1877 года» автор Иван Айвазовский

Это лишь малая часть творчества русских художников баталистов.

БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР (от итальянского battaglia - битва), изображение битвы, войны, военного быта в искусстве. Батальный жанр при воссоздании военных эпизодов прошлых или мифологических событий смыкается с историческим жанром и с мифологическим жанром; иногда сближается с бытовым жанром и портретом (образ полководца на фоне сражения), нередко содержит элементы пейзажа (в том числе марины), анималистического жанра (конница, боевые слоны и т.п.) и натюрморта (доспехи, трофеи и др.).

Самые ранние изображения сражений - в наскальных росписях эпохи неолита. Войны Древнего Востока запечатлены в многочисленных рельефах и росписях. В древнеегипетских храмах и гробницах изображались фараон-полководец, осады городов, шествия пленных и так далее. Подобные сюжеты культивируются и в искусстве Междуречья («Битва на верблюдах», рельеф из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, середина 7 века до нашей эры, Британский музей, Лондон). В древнегреческом искусстве воспевается воинская доблесть мифологических персонажей (амазономахия, кентавромахия, титаномахия), героев и реальных полководцев (смотри описания батальных картин у Плиния Старшего; «Битва Александра с Дарием», римская мозаичная копия 2 века до нашей эры с эллинистического образца 4-3 веков до нашей эры, Национальный музей, Неаполь). Специфическая разновидность батального жанра в искусстве Древнего Рима - батальные рельефы триумфальных арок и колонн (арка Тита, 81 год нашей эры; колонна Траяна, начало 2 века; обе - в Риме).

В средневековом искусстве батальный жанр представлен в европейской книжной миниатюре и ковроткачестве (так называемый Ковёр из Байё со сценами битвы при Гастингсе, около 1080 года), скульптуре погребальных сооружений Китая, японской графике, индийской живописи, иранской миниатюре. В живописи итальянского Возрождения батальный жанр развивается с середины 15 века в творчестве П. Уччелло и Пьеро делла Франчески. Мастера Высокого Возрождения в батальном жанре создают идеальные героические образы (несохранившиеся картоны «Битва при Кашине» Микеланджело и «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи, 1500-е годы), в том числе полководцев на фоне битвы («Карл V в сражении при Мюльберге» Тициана, 1548 год, Прадо, Мадрид); Тинторетто в батальном жанре привлекала возможность изобразить большие массы людей («Битва при Заре», около 1585 года, Дворец дожей, Венеция). Своеобразное звучание батальный жанр получил в искусстве Северного Возрождения: в картине А. Альтдорфера «Битва Александра Македонского с Дарием» (1529 год, Старая пинакотека, Мюнхен) сражение показано на фоне космического пейзажа; П. Брейгель Старший использовал батальный жанр для аллегорического отображения испанского террора в картине «Триумф смерти» (1562-63 годы, Прадо).

В 17-18 веках в рамках батального жанра трактуются библейские и мифологические сюжеты («Битва израильтян с амалекитянами» Н. Пуссена, около 1625 года, Эрмитаж, Санкт-Петербург, и др.). Батальный сюжет раскрывается как историческое событие в живописи Д. Веласкеса («Сдача Бреды», 1634-35 годы) и Ф. Сурбарана («Освобождение Кадиса», 1634 год; обе — в Прадо). П. П. Рубенс создаёт ряд динамичных произведений батального жанра («Битва греков с амазонками», около 1618 года, Старая пинакотека, Мюнхен; аллегорическая картина «Последствия войны», около 1637-38 годов, галерея Питти, Флоренция), под влиянием которых складывается тип батальной картины в искусстве барокко (С. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии, Ж. Бургиньон во Франции). Сцены военного быта у фламандских живописцев (Д. Тенирс Младший) при всей достоверности деталей содержат также иносказания (солдаты, играющие в карты или кости, - аллегория превратностей судьбы). Острое трагическое звучание батальный жанр получил в офортах Ж. Калло (две серии «Бедствий войны», 1632-33 годы).

Наполеоновские войны питали батальный жанр 1-й половины 19 века: патетические картины А. Гро и Ж. Л. Давида, посвящённые Наполеону; романтичные образы Т. Жерико, О. Верне, поляка П. Михаловского, немецких художников П. Хесса, А. Адама и Ф. Крюгера. Героическое сопротивление испанцев французской интервенции получило отражение в творчестве Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810-20 годы). Один из главных мастеров французского романтизма Э. Делакруа создал ряд батальных картин на сюжеты истории и современности («Свобода, ведущая народ», 1830 год, Лувр, Париж), в позднеромантичной живописи батальный жанр сближается с историзмом (Я. Матейко). Развитие реализма во 2-й половине 19 - начале 20 веков привело к усилению жанровых мотивов в батальном жанре (А. фон Менцель в Германии, Ф. фон Дефреггер в Австрии, Дж. Фаттори в Италии, У. Хомер в США). Франко-прусская война 1870-71 годов получила реалистическое отображение в картинах Э. Детая и А. Нёвиля; события мексиканской истории - в творчестве Э. Мане. Батальный жанр процветал и в салонном искусстве (картины П. Делароша, Х. Макарта, Э. Мейссонье).

В конце 19 - начале 20 веков тема войны получила мистико-символическую трактовку (Ф. фон Штук, М. Клингер, А. Кубин, О. Дикс). С батальным жанром связаны антивоенные по сути произведения П. Пикассо («Герника», 1937 год, Центр искусств королевы Софии, Мадрид) и С. Дали («Предчувствие гражданской войны», 1936 год, Музей искусств, Филадельфия). Батальный жанр в нацистской Германии был ориентирован на стилистику позднего романтизма, культивировал пафосную героику. В батальном жанре 2-й половины 20 века преобладала историческая и антивоенная тематика.

В искусстве России батальный жанр появляется в средневековой книжной миниатюре, иконописи. В 18 веке западноевропейские баталисты привлекаются в Россию для прославления побед Петра I («Полтавская битва» Л. Каравака, Эрмитаж, и др.). В батальном жанре работали мастера гравюры (А. Ф. Зубов) и мозаики (М. В. Ломоносов). С основанием петербургской Академии Художеств батальный жанр преподаётся в двух классах - батальном и историческом. Исторические живописцы создают портреты полководцев (Г. И. Угрюмов), изображают подвиги героев (А. И. Иванов). К документальной точности тяготеют А. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде, А. Е. Коцебу; аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года - в рельефах Ф. П. Толстого. Романтичную версию исторического батального жанра создал К. П. Брюллов (неоконченное полотно «Осада Пскова», 1839-43 годы, ГТГ), морских баталий - И. К. Айвазовский и А. П. Боголюбов. Вне академической традиции - работы М. Н. Воробьёва, «казачьи сцены» А. О. Орловского, произведения Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова на темы кавказской войны. Бытовой элемент привнёс в батальный жанр П. О. Ковалевский, в реалистическом духе трактовались исторические темы у В. И. Сурикова, И. М. Прянишникова, А. Д. Кившенко. Большую роль в развитии батального жанра в русском искусстве сыграли обличительные произведения В. В. Верещагина. С батальным жанром связано появление панорам и диорам: работы Ф. А. Рубо («Оборона Севастополя», 1902-04 годы, Севастополь; «Бородино», 1911 год, Москва) послужили образцом для ряда позднейших произведений такого рода.

В советский период батальный жанр претворился в графике периода Гражданской войны 1918-1922 годов (Окна РОСТА), работах членов Ассоциации художников революционной России и Общества художников-станковистов. Особое значение для развития советского батального жанра имеет творчество М. Б. Грекова («Трубачи Первой конной», 1934 год, ГТГ). Великая Отечественная война стала главной темой батального жанра 1940-х годов и 2-й половины 20 века. Наиболее значителен вклад мастеров Студии военных художников имени М. Б. Грекова; серии фронтовых зарисовок и графические циклы создали Н. И. Дормидонтов, А. Ф. Пахомов, Л. В. Сойфертис. Событиям войны посвящены работы Кукрыниксов, А. А. Дейнеки, Г. Г. Нисского, Я. Д. Ромаса, Ф. С. Богородского, В. Н. Яковлева и др. В русском искусстве с середины 20 века возрождается интерес к историко-батальным темам: Куликовской битве (М. И. Авилов, А. П. Бубнов, И. С. Глазунов, С. Н. Присекин), Отечественной войне 1812 года (Н. П. Ульянов).

С батальным жанром связаны памятники героям и полководцам, военные мемориалы и тому подобное — произведения архитектуры и скульптуры, содержащие военную атрибутику (смотри Арматура), украшенные рельефами со сценами сражений и побед.

Лит.: Тугендхольд Я. Проблема войны в мировом искусстве. М., 1916; Садовень В. В. Русские художники-баталисты XVIII-ХIХ века М., 1955; Hodgson Р. The war illustrators. L., 1977; Зайцев Е. В. Художественная летопись Великой Отечественной. М., 1986; Мир и война глазами художников. (Кат. выставки). Б. м., 1988; Hale J.R. Artists and warfare in the Renaissance. New Haven, 1990.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения