Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта (6 класс). Реферат: Урок на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта Декоративно прикладное искусство в жизни древ

Урок на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Предмет: изобразительное искусство.

Класс: 5.

Тема: «Декор – человек, общество, время».

Урок №1.

Дата: 22.04.2011 г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта.

Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

Оборудование и материалы:

Иллюстративный материал с изображением памятников искусства Древнего Египта, одежды, амулетов.

Литературный ряд – стихи О. Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже».

Художественные материалы.

Раздаточный материал: кукла-шаблон.

План урока

Беседа об истории и культуре Древнего Египта (вспоминаем уроки истории):

Характерные особенности египетской культуры;

Одежда, причёски и украшения египтян, дошедшие до нас рельефы и росписи Древнего Египта.

Постановка художественной задачи (выполнение египетского костюма с использованием куклы-шаблона).

Практическое выполнение задания.

Подведение итогов.

Ход урока

Беседа.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Урок сегодня я хочу начать со стихотворения:

На плите,

На саркофаге,

На папирусной бумаге

И на всём, что видит взгляд,

Иероглифы пестрят.

Загогулины,

Кружочки…

Всё знакомое почти,

А попробуй-ка, прочти!

О какой стране идёт речь? (Древний Египет.)

Правильно. Эта страна – родина одной из самых древних культур.

Именно с неё вы начинаете изучать историю древних государств.

Что вы знаете о Древнем Египте?

(Это страна пирамид-усыпальниц фараонов – царей Древнего Египта).

В этой стране люди поклонялись большому количеству богов, многие из которых были похожи на животных.

…Стоим перед богом по имени Гор.

С большим удивлением смотрим в упор:

При всём человечьем обличье

Имеет он голову птичью!

Он рядом с богиней стоит львинолицей.

А рядом богиня-корова теснится,

И только богиня Исида

Похожа на женщину видом.

…Мы видим бога по имени Тот,

А также богиню по имени Нут.

Мы помнили точно,

Кто – этот, кто – тот,

Наверное, целых пятнадцать минут.

О том, как жили древние египтяне, во что верили, какую носили одежду, мы узнаем, рассматривая и изучая дошедшие до нас рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего Египта.

Египетская одежда на протяжении многих столетий остаётся неизменной. В принципе, речь идёт только о двух типах одежды: мужской и женской. Только её отделка означает разницу между отдельными общественными классами. Но и здесь действуют точные законы. Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, схенти, туловище было свободно от одежды.

Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна – льняного или хлопкового; бёдра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета.

И именно из этой простейшей повязки, выполняющей функции «фартука» (это была и рабочая одежда), стала складываться одежда, «положенная» сильным мира сего – королям, богам и их свите. Набедренное прикрытие у них мягко собрано в складки, оно украшено цветными поясами, а его передняя часть расширяется книзу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами. В живописи и скульптуре красиво контрастирует белая набедренная повязка и коричнево-красный цвет мужского тела. Цвет кожи для изображения мужских фигур был точно установлен.

В отличие от мужчин женщины и рабы имели кожу другого определённого цвета – жёлтого.

Женский костюм отличался предельной простотой: «шитая по мерке» прямая, длиной до лодыжек рубашка калазирис на одной или двух бретелях, оставляющая грудь открытой. Иногда шили цельнокроеную рубашку с глубоким вырезом на груди.

Дома египтянки одежды не носили, но украшали себя ожерельями и браслетами. Бёдра были убраны тончайшими цепочками.

Все египтяне тщательно брили волосы, и для защиты от жарких солнечных лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти. Кстати, право носить обувь – простые сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и кожи – принадлежало только фараону, реже его приближённым. Знаками царского достоинства фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох.

Египтянки активно употребляли косметику: красили чёрной краской брови и ресницы, под глазами рисовали широкие зелёные круги, окрашивали оранжевой краской руки и ноги. Традиционным украшением был ускх – воротник-ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга.

Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней (перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы).

Постановка художественной задачи.

А теперь, ребята, самостоятельно выполните традиционный египетский костюм. Вы можете пользоваться куклой-шаблоном (как на уроках по русскому костюму), можете выполнить самостоятельную композицию.

В работе вам поможет весь иллюстрационный материал и даже учебники истории.

Выполнение задания.

Подведение итогов.

Экспресс-выставка (Бутик «У Нефертити»).

Урок № 18 Тема: «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества» (Это второй урок ИЗО по теме «Декор – человек, общество, время» после урока «Зачем людям украшения», на котором учащиеся познакомились с декоративно­прикладным искусством Древнего Египта и выполнили эскиз украшения в стиле древнеегипетского искусства. Дети осознали основное назначение ДПИ в Древнем Египте как средства выражения идеи могущества, силы, бессмертия царя, представлений египтян о вечной жизни. Поэтому данный урок о ДПИ Древнего Китая оптимально вписывается в логическую цепочку уроков, посвященных раскрытию смысла декора, «говорящего» о человеке, его социальном статусе). Цели урока: ­ познакомить учащихся с декоративно­прикладным искусством Древнего Китая, показав тесную связь декора с окружающей природой и отличия в одежде разных сословий; ­ создать условия для выполнения эскизов украшений по мотивам декоративно­прикладного ис­ кусства Древнего Китая. Ожидаемые результаты: Личностные:  формирование художественного вкуса;  умение объективно оценивать собственную художественную деятельность, сравнивая ее с работой одноклассников; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира.  Метапредметные:  формирование коммуникативной компетентности через участие в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности,  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Предметные:  выявление связи конструктивных, декоративных и изобразительных элементов в произведениях ДПИ;  создание эскизов украшений по мотивам декоративно­прикладного искусства Древнего Китая. Материалы к уроку: учебник Горяевой Н.А., Островской О.В. «Декоративно­прикладное искусство. 5 класс», репродукции картин китайских художников, фотографии и рисунки с изображением зданий, предметов быта, одежды Китая; раздаточные материалы на парты (образцы китайского орнамента, шаблоны манжет, подола юбки, воротника, фонарика), учебные таблицы «Последовательность выполнения практической работы» для 2­х групп, детские рисунки. Ход урока. I. II. Организационно­психологический момент присутствующих). Вводная беседа и актуализация знаний учащихся. (готовность к уроку, количество Учитель: Природа, окружающая человека, обычаи и религия тесно взаимосвязаны и отражаются в мировоззрении народов. Эти представления проявляются и в архитектуре, национальном костюме, предметах обихода.

Мы уже знаем, как мировоззрение древних египтян отразилось в их декоративном искусстве. Суть декора (украшений) - выявлять роли людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам. Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком - знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. ­ Какие вы знаете отличия в одежде высших и низших сословий общества? (Ответ: у людей высших сословий – дорогие ткани и сложная декоративная отделка одежды: вышивка, золотое шитье, украшение драгоценными камнями, у низшего сословия – простые, грубые ткани и простота декора или полное его отсутствие). III. Организация познавательной деятельности. На этом уроке вы познакомитесь с декоративно­прикладным искусством народов Востока, в Японии, а также Индии бережно хранят частности, Древнего Китая. национальные традиции, которые органично вошли в их сегодняшнюю жизнь. Народы Китая, Мифологические представления. Декоративно­прикладное искусство Китая, так же как и искусство других народов, тесно связано с мифологическими представлениями, уходящими в глубокую древность. Ученик (миф о происхождении мира): «Первоначально мир состоял их многочисленных мельчайших частиц, в какой­то момент легкие светлые частицы поднялись вверх, а тяжелые, темные упали вниз. Из светлых частиц, получивших название ян, образовалось небо, из темных (инь) ­ земля. Взаимосвязь ян и инь породила в природе тепло и холод, свет и тьму, добро и зло. Существование ян и инь является необходимым условием жизни вообще, их сосуществование и чередование неизбежно, как чередование лета и зимы, дня и ночи». Учитель: Графически эти космические силы изображались как две неотделимые половины ­ белая (ян) и черная (инь), изогнутые таким образом, что кажется, будто одна готова перейти в другую (1). Белая точка на черной половине и черная точка на белой половине олицетворяют неизбежное взаимопроникновение противоборствующих сил. Союзом ян и инь были порождены пять первоэлементов (пять стихий): земля, вода, огонь, дерево, металл, ­ от которых и произошло всё во вселенной. Взаимодействие пяти первоэлементов определило многообразие явлений и предметов природы: пять состояний погоды (дождь, холод, жара, ветер, ясная погода), пять цветов (желтый, белый, красный, синий, черный). Желтый ­ цвет спелых плодов - символизирует землю, отдающую людям свои богатства. Красный - цвет огня, рожденного молнией, и символ союза неба и земли. Полагали, что солнце и другие небесные светила обладают духом. Солнце­дух ежедневно совершает путешествие по небесному своду с востока на запад на огненной колеснице, которую везут шесть безрогих драконов чи­лун. По мифологическим представлениям, есть четыре священных существа: дракон - символ весны и востока, тигр - символ осени и запада, феникс - символ лета и юга и черепаха - символ зимы и севера. Дракон считался повелителем водной стихии. Изображения драконов по сей день можно увидеть и в храмах, и во дворцах, и в домах. Образами драконов украшены вазы, пиалы и многие другие предметы декоративно­прикладного искусства.

С легендой об исцелении царя драконов и владыки вод ­ да вана - связан знаменитый танец дракона (2), исполняемый в Китае каждый год. Во время этого праздника люди, одетые в (2) (3) (4) национальные города или деревни искусно сделанного дракона. костюмы, торжественно проносят по главным улицам Дракон, ставший символом китайской нации, был, как правило, существом добрым, милостивым к людям. За это китайцы воздавали ему высокие почести. Сохранилось большое количество изображений самых разных драконов. Один из вариантов представляет дракона с телом змеи, покрытое чешуей, кроличьими глазами, коровьими (или заячьими ушами), н6а морде у него длинные усы, а четыре тигриные лапы имеют орлиные когти. Дракона было принято изображать заглатывающим или выплескивающим жемчужину – символ его силы и могущества (3­4). Обычаи. Много традиционных представлений связано с праздником Нового года, который отмечают в феврале, когда начинается обновление природы. Существовало представление, что злые духи боятся красного цвета, поэтому перед праздником на предметы домашнего обихода наклеивали полоски красной бумаги. В канун Нового года в каждом доме развешивали декоративные фонари, обтянутые цветной бумагой или материей и украшенные рисунками. Излюбленным изображением был рисунок дракона. К стенам и дверям домов крепили изображения двух рыб как пожелание материального благополучия и достатка, а на окна вывешивали изображения пяти летучих мышей, символизирующих пять видов счастья: удачу, почет, долголетие, богатство и радость. В самой большой комнате у северной стены на низкий стол ставили вазу с ветками сосны или бамбука (символами долголетия и высокой нравственной чистоты), вишни или сливы (символами начала весны), а также блюда с печеньями квадратной формы (символом земли) или пиалу с зернами пшеницы (символом благополучия). Для изгнания злых духов всю ночь жгли фейерверки, взрывали хлопушки и били в гонги. В Китае издавна любили цветы персикового дерева, которые олицетворяли весну и своей свежестью напоминали лицо красавицы. Пейзаж с цветущими деревьями или пагодами можно увидеть изображенными на свитках, веерах, чашках для зеленого чая (5­6). Национальный костюм. Головной убор. Прическа. Национальная одежда китайцев была многослойной. Мужчины и женщины носили длинные халаты, скрывающие форму тела. Длинные широкие рукава напоминали мешки. Со временем правительственными указами были регламентированы фактура тканей, цвет одежды императора и его свиты, чиновников и другого населения: золотой и желтый ­ цвет для императора (7), белый и красный ­ для воинов, голубой ­ для молодых воинов, коричневый ­ для сановников. Идеалы красоты с течением времени менялись, но чувство гармонии у китайцев было сильно развито всегда. Мужчины носили прически из длинных волос, уложенных в пучки на темени; надо лбом, на висках и затылке волосы приглаживались, а узел закреплялся шпилькой. Одно время был введен обычай брить переднюю часть головы, а волосы на затылке заплетать в косу. Чтобы коса

была длиннее, в концы волос вплетали шелковые шнуры. Коса у мальчиков символизировала связь с семьей. Неотъемлемой частью костюма был головной убор. Его не снимали даже в торжественных случаях, а по украшениям на головном уборе можно было определить социальное положение человека. Носили конические шляпы из тростника, небольшие шапочки из прозрачного или черного шелка, в торжественных случаях надевали головные уборы, напоминающие крышу пагоды. Китайские императоры считались сынами небесного дракона. На протяжении веков именно дракон был символом императорского дома. Трон императора ­ трон дракона; лицо императора ­ лицо дракона. Среди многих титулов императора наиболее почетным был «живой дракон». Дракон красовался на государственном гербе. Когда надо было оповестить о кончине императора, говорили, что он улетел на небо верхом на драконе. Поэтому среди изображений двенадцати символов Праведного Пути на халате императора одним из главных был дракон. Изображение солнечного диска помещалось на правое плечо императорского халата, а лунного - на левое. На солнечном диске, как правило, был вышит трехногий (нечетное, «мужское» число) петух, а на лунном - заяц о четырех лапах (четное, «женское» число), толкущий в ступе порошок бессмертия. Под солнцем и луной находились вышивки трех звезд, обозначавших ручку небесного ковша (из созвездия Большой Медведицы). Затем шло изображение Мировой горы стремя пиками. Ниже располагалась пара драконов, еще ниже - пара фениксов. Далее изображались ритуальные кубки с «пестрыми тварями», языки огня, стебли водорослей (эмблема водной стихии) и крупные зерна. Внизу находились обращенные в разные стороны ритуальные топоры и узор «фу». Этот узор из ломаных линий также напоминал топор - эмблему карательных функций государства и Китаянки должны были обладать дамы умели играть на лютне, петь, стихи, искусно вышивать, владеть Прекрасным считалось круглое лицо, бледной луной. Маленькие ступни и аристократизма, поэтому ступни плотно бинтовали, на них надевали приостанавливающие рост. правосудия. изящными манерами. Знатные играть в шахматы, писать каллиграфией (8). которое поэты сравнивали с кисти рук были признаком девочек из знатных семей специальные колодки, мужских, в их основе пучок. Женские прически сложнее проборов, симметричных Часто в прическе делали несколько носить с негустой челкой, валиков, петель. Прически могли которая доходила до середины лба. Волосы и головные уборы украшались цветами, ветками, листьями, они поддерживались шелковыми шнурами и шпильками (9). Китаянки сильно белили лицо, румянились и подкрашивали брови. Китай считается родиной шелка, из шелковых тканей шили одежду для высших слоев общества, изготовляли ширмы, на них писали пейзажи. Бытовая одежда простолюдинов (10, 11) значительно отличалась от парад­ного костюма знати. Любой костюм требовал особого внимания к деталям: поясам, веерам (12), зонтикам. Пояса, как правило, украшались искусной вышивкой. Веера изготавли­вались из бумаги, которая крепилась на бамбуковый каркас. На веере изображали пейзаж, ветки, траву или бамбук. На завершенную роспись художники ставили свою печать красного цвета (13). (6) (5)

(8) (9) (10) (7) IV. (11) (12) (13) Практическая работа учащихся. Украшение китайской одежды декоративными элементами. Эта практическая работа может выполняться цветными гелевыми ручками на тонированной бумаге, а также гуашью или фломастерами. Для украшения халата можно пользоваться ручками бронзового и серебряного цвета. На листе формата А2 заранее выполняются и вырезаются рисунки кукол – «китайского императора» и «придворной китайской дамы». акварелью, Задание по группам. I группа – выполнить декоративные орнаменты для деталей китайского женского костюма: воротника, низа рукавов и халата. II группа – украсить халат китайского императора изображением дракона (табл.1). Применена разработка учителем изобразительного искусства московской школы № 498 О.Ю. Пшеничной. III группа – выполнить декоративный рисунок для веера или фонарика (табл.2). Рефлексия. V. Дети наклеивают свои украшенные детали на шаблоны кукол. ­ Ребята, вы справились с заданием. Выберите смайлик, который соответствует оценке именно вашей деятельности на уроке. Д/З: Подобрать иллюстративный материал о костюмах разных народов разных эпох. Использованная литература к уроку 1. Детская энциклопедия. Том 5 «Древние цивилизации».–М.: «ТЕРРА» ­ «ТНРРА». 1995, с. 401­416.

Последовательность выполнения практической работы для группы 1. Задание: украсить женскую одежды декоративными орнаментами (геометрическим или растительным). 1. Обвести контуры лекал на альбомном листе (Карточка 1). 2. Затонировать эти формы. В группе может быть 3­4 человека: один выполняет орнамент для воротника, другой – для рукавов, третий – для низа верхнего халата, четвертый – для нижнего. Важно договориться о цветовой гамме, чтобы орнаменты гармонировали друг с другом. 3. Тонкими кисточками гуашью или фломастерами (или гелевыми ручками) выполнить орнамент. Можно использовать предварительный рисунок карандашом. Желательно нацелить ребят на совместное выполнение элементов орнаментов, чтобы в итоге не получилось дисгармонии. Последовательность выполнения практической работы для группы 2. Задание: украсить халат императора (карточка 2). Таблица 1. Последовательность рисования дракона. Последовательность изображения дракона (Табл.1): 1. Наметить простым карандашом красиво изогнутую линию спины дракона.. Важно начать линию в верхней трети листа, сдвинув начало линии от центра. Следить за тем, чтобы линия не «прилипла» к краю листа. 2. Пририсовать голову дракона (как у крокодила или верблюда), добавить уши (как у зайца), рога (как у оленя), можно бороду (как у козла). 3. От подбородка дракона провести плавную линию живота и свести ее на нет в верхней части вертикального отрезка туловища. 4. От нижней части вертикального отрезка туловища провести плавную линию живота дракона и свести ее на нет в следующем вертикальном участке тела дракона.

Важно обратить внимание учащихся на толщину туловища дракона. 5. По линии спины дракона нарисовать зубцы. Переход зубцов с одной стороны линии на другую происходит примерно в середине туловища дракона. 6. Занять пустые места листа изображением лап дракона (как у тигра) с когтями. Важно помнить, что суставы должны быть обращены к хвосту. 7. Тело дракона может быть абсолютно чёрным или иметь чешую. Лапы тонируются последними. Последовательность выполнения практической работы для группы 3. Задание: выполнить рисунок цветущей ветки вишни (карточка 3). Вначале подготовить лист, т.е. заполнить фон листа цветом (метод растяжки цвета сверху вниз). Последовательность изображения ветки цветущей сакуры (табл.2). 1. С помощью тонкой кисточки и темно­коричневой краски (можно черной) начать рисунок с контура самой веточки (ломаная линия), не забывая о маленьких отростках. Можно использовать предварительный карандашный рисунок. 2. Зарисовать почки, из которых растут цветки вишни. 3. Рисунок цветка начать с маленького зеленого черенка (из одной почки могут расти до 3­4­х черенков), затем рисуем серединку (желтого цвета), добавляя вокруг пять круглых розоватых лепестка. Не забыть показать и нераспустившиеся цветки, и те, которые только начали распускаться. 4. Закончить рисунок ветки, прорисовывая темно­розовые тонкие «морщинки» у лепестков очень тонкой кисточкой или гелевой ручкой (оттенок розового темнее, чем цвет самого лепестка)

Таблица 2. Последовательность рисования цветущей ветки вишни.

Зачем людям украшения?

С давних времен человек украшал себя и предметы, которыми пользовался. Даже в древности украшение представлялось людям делом не менее важным, чем самая полезная и необходимая работа. Например, древний охотник разрисовывал свое тело устрашающими узорами перед тем как выступить против другого племени или пойти на охоту.

Древний охотник украшал себя необычным ожерельем из клыков хищных зверей. Каждый клык означал убитого зверя. Это была своеобразная демонстрация перед соплеменниками своей ловкости, силы.

Вождь племени носил пышный головной убор из перьев, наносил на тело татуировки. так он, достойнейший из достойных, мог выделить себя среди окружающих, обозначить свое особое положение.

И сегодня по одежде, убранству можно понять, кто генерал, кто солдат и какой армии, кто священник, кто спортсмен. Все предметы декоративного искусства несут печать определенных человеческих взаимоотношений. Украсить - значит наполнить вещь смыслом, определить положение ее хозяина в обществе, подчеркивая это всем образным строем вещи: ритмом, рисунком, орнаментом, сочетанием цветов.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Наш путь лежит в Древний Египет - удивительную, полную загадок и чудес страну, одну из цивилизайий, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями.

У египтян сложилась своя четкая система декоративных символов.

Лотос - олицетворяет собой красоту, бессмертие, вечную жизнь.

Скарабей был символом бога утреннего солнца, катящего диск по небу.

Священная змея - символ власти.

Ладья вечности - этот символ связан с представлением о дневном и ночном плавании солнца - Ра по небесному и подземному Нилу.

Глаз - уаджет - оберег, защищающий от любой беды и символизирующий воскресение после смерти.

Произведения древних египетских ювелиров очень разнообразны. Это нагрудные украшения, подвески, ожерелья, браслеты, серьги. На всем лежит печать чрезмерной роскоши и изысканной утонченности. Многие урашения предназначались для торжественных шествий, церемоний. Материалом для них служили золото, драгоценные и полудрагоценные камни, цветная смальта. На них можно увидеть знаки-обереги, знаки-пожелания, друвние символы богов, выстроенные в узоры-тексты с символическим значением.

Вот массивная подвеска - пектораль фараона Тутанхамона с изображением крылатого скарабея, поддерживающего ладью Луны. Такое украшение клали на грудь умершему фараону. Обрати внимание на сложный многоярусный узор, который включал в себя самые разные символы, на дивное разноцветье камней, на благозвучное сочетание естественных природных цветов в украшении.

В самом верху возвышается лунный диск с изображением фараона среди богов. Завершают сложный узор орнамент из крупных цветов лотоса и изображения кобр-защитниц по его сторонам. Это украшение своим образным строем как бы выражало идею могущества и бессмертия египетского царя.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Выполни рисунок пекторали, используя знания древнеегипетской символики. Материалы для работы: фломастеры, цветные карандаши.


Разработка открытого урока по изоискусству данного в 5 классе

Тема : Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Цели :

    Познакомить учащихся с понятием ювелирное искусство, с языком древнего декоративного искусства.

    Особенностями искусства Древнего Египта.

    Сформировать умение различать декоративное искусство разных времен по стилистическим особенностям.

Оборудование : Слайды, репродукции, журнал «Юный художник» №

Сегодня мы отправимся в далекое прошлое на 5 тысяч лет назад. С тех времен берет свое начало одна из самых древних и загадочных цивилизаций – Египет.

Государство располагалось в долине реки Нил. Египет называли «страной незаходящего солнца». На протяжении 3х тысяч лет культура Древнего Египта практически не менялась, а его основой были религиозные представления египтян и особенно заупокойный культ.

Мифология

Пантеон египетских богов очень велик (около 2 тысяч). Их культ восходит к первобытным временам, когда поклонялись тотему – зверю, покровителю племени.

Божества египтян зверолики: покровитель умерших Анубис с головой шакала, павиан Тот – бог мудрости и письма. Львиноголовая богиня войны Сохмет. Животные считались священными, их содержали при храмах, оказывали им почести, а после смерти бальзамировали и погребали с саркофагах: сохранились кладбища священных быков, баранов, кошек, даже кроликов.

Высшим культом был культ солнечного божества, грозного, дающего жизнь и испепеляющего. В одной местности это был крылатый диск, летящий по небу, в другой огромный жук, катящий по небу солнечный диск, иногда в виде сокола или человека с соколиной головой. Имена их были разными: Ра, Атум, Атон, Хепри, Гор.

Хепри – утреннее солнце

Ра – дневное

Атум – вечернее

Особенно выделялся бог солнца Ра, воплощенный в образе сокола, увенчанный солнечным диском. Его считали создателем мира и людей, возникших из его слез, отцом богов, отцом моря.

Не менее великим был солнечный бог Амон. Он изображался с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском.

В гимнах посвященных Амону говорилось:

Вышли люди из его глаз. Стали боги из его уст;

Ты один обладаешь множеством рук,

Ты простираешь их к любящим тебя,

Владыка мира, ты владеешь всей землей…

Солнечная символика разнообразна: Солнце изображали в виде крылатого шара, в виде шара с множеством простертых рук-лучей, в виде тельца.

Круг – подобие солнечного диска – постоянно встречается в египетских орнаментах.

Ипостасию солнечного божества, побеждающего силы мрака, был бог Гор, светлый сокол – сын Осириса. Миф об Осирисе и Горе особенно важен для понимания египетского искусства.

Согласно мифу, бог плодородия Осирис некогда был царем Египта и научил египтян возделывать землю, сажать сады. Он был убит своим братом Сетом, олицетворением начала мрака и зла. Сын Осириса, Гор взывал Сета на поединок и победил его; после этого Гор воскресил Осириса дав ему проглотить свой глаз. Воскресший Осирис уже не вернулся на землю, он стал господином подземного царства – царем мертвых. Наследником его на земле – царем живых – стал Гор.

Древнейшее представление о вечном самообновлении природы, о разливах Нила и смене времен года, об умирающем и оживающем зерне, брошенном в землю.

Вера в вечную жизнь – жизнь после смерти – источник развития египетского искусства.

Фараоны считались богами уже при жизни, и поэтому их переход в мир иной обставляли с особой пышностью.

Как только фараон выступал на престол, его первейшей задачей было позаботиться о вечности – построить для себя вечный дом, в котором он будет пребывать после смерти. В этом доме должно быть все, что необходимо человеку: мебель, утварь, украшения, одежда, еда, вот только фигурки животных и слуг делали из дерева. Внутри гробницу украшали рельефами и росписями с изображением жизни египтян, сценами из жизни богов и фараонов, пиров, войны, труда рабов. В гробнице стояло несколько статуй с портретным сходством с фараоном.

Тело мумифицировали и помещали в золотой саркофаг. В 1922 г. ученые открыли гробницу фараона Тутанхамона и показали всему миру бесчисленные богатства фараонов.

Золотые и позолоченные статуи, золотой саркофаг, золотая маска фараона, богато украшенное оружие, алебастровые сосуды. Деревянный трон фараона, инкрустированы золотом, камнями. Вес золотых изделий, найденных в гробнице, превысил тонну.

Ювелирное искусство.

К ювелирным изделиям относятся предметы быта, культа, личные украшения, выполненные из драгоценных металлов в сочетании с драгоценными и поделочными камнями.

Вельможи, жрецы, фараоны окружали себя великолепными произведениями искусства. Личные украшения были одновременно и предметами культа. Это обереги, талисманы, выполненные в виде символов и композиций из них.

Лотос – олицетворял красоту, бессмертие, вечную жизнь.

Скарабей был богом утреннего солнца.

Сокол – дневного солнца.

Ладья – символ небо.

Глаз – уаджет – защищал от беды и символизировал воскрешение после смерти (правый – солнце, левый – луну).

Шар – солнечный диск. Эти символы использовались в нагрудных украшениях, браслетах, серьгах, украшавших не только знатных египтянок, но и мужчин.

Костюм

Пользовались косметикой; белили лицо, подводили глаза. Носили парики, воротники – ожерелья в виде солнца, а на ногах сандалиях из листьев папируса.

Мужской костюм – передник, поверх которого надевали прозрачные, тонкие одеяния и богато украшенный пояс. Жрецы одевали шкуры леопарда.

Фараон – голова полосатый платок – клафт – сплетенный на спине в виде косы.

Двойная корона – тиара символизировала власть над Верхним и Нижним Египтом.

Украшены головные уборы изображением урея (кобры-защитницы) и грифона .

Два скипетра – изогнутый жезл и треххвостый бич, а также искусственная борода были знаками царского достоинства, могущества.

Женщины носили узкое платье на лямках – калазирис. Платья царицы и рабыни отличались не только качеством материала, но также отделкой и украшениями. Женщины высших сословий носили пышный парик с бесчисленным количеством косичек, который украшали повязка или обруч. Руки унизаны браслетами.

Египтяне окружали себя предметами искусства, служившими им в повседневной жизни. Косметические ложечки, коробочки из слоновой кости, золотые вазы, чаши, блюда, сосуды.

Особенностью декоративного искусства Египта стали алебастровые вазы. Они вырезались из полупрозрачного камня в основном в виде цветка лотоса, украшались ажурными изображениями фигур людей, стеблей, цветков.

Декоративно прикладное искусство в Древнем Египте создавались во славу царей. Декор был средством выражения идеи могущества, силы, бессмертия царя, представлений египтян о вечной жизни.

Задание:

Выполнить эскиз ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства: Солнечное ожерелье, подвески, нагрудного украшения – пекторали, браслета, знаки, символы.

Приложение

Каноны – сосуды с крышками в виде голов богов-защитников

    Шакалоголовый Дуамутеф – охранял желудок усопшего

    Печень помещали в сосуд бога Имсета (в облике человека)

    Легкие находились в сосуде бога Хапи с головой бабуина.

    Сокологоловый бог Кебехсенуэф – защитник кишечника.

Более 100 золотых предметов украшен. (золотые наконечники для пальцев)

Матрешка – мумия

Фигуры – колоссы более 20 метров в высоту.

Схенти – мужская повязка

Калазирис – женская рубаха

Боги

Анубис – голова волка

Гор – бог света

Тот – бог луны

голова птицы с гривой

Исида – богиня мудрости, плодородия

Ускх – воротник-ожерелье

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Цели:

    Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта.

    Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода.

    Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

    Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

План урока

    Беседа об истории и культуре Древнего Египта (вспоминаем уроки истории):

    характерные особенности египетской культуры;

    одежда, причёски и украшения египтян, дошедшие до нас рельефы и росписи Древнего Египта.

    Постановка художественной задачи (выполнение египетского костюма с использованием куклы-шаблона).

    Практическое выполнение задания.

    Подведение итогов.
    Ход урока

Сегодня мы начинаем с вами увлекательное путешествие по великой, сказочной, загадочной стране.

Отгадайте, о какой стране идёт речь?

На плите, на саркофаге, на папирусной бумаге и на всём, что видит взгляд, иероглифы пестрят. Рыбы, звери, птицы, точки, загогулины, кружочки… Всё знакомое почти, а попробуй-ка, прочти! (Древний Египет.)

Правильно. Эта страна – родина одной из самых древних культур. Мы отправляемся в страну сфинксов и пирамид – в Древний Египет.

Что вы знаете о Древнем Египте?

Само слово Египет греческого происхождения и в переводе означает «загадка, тайна». Древний Египет – это государство, существовавшее в долине Нила примерно с 3000 г. по 30 г. до н.э., которым правили фараоны. ФАРАОН - полновластный правитель Египта являющийся сыном бога, его наместником на земле. Знаками царского достоинства фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох. Царственное величие фараона подчёркивали священные символы: КЛАФТ - полосатый платок спадающий по бокам строгими полосами и сплетённый на спине наподобие косы, высокая ТИАРА – двойная корона, которую украшали ГРИФОН и УРЕЯ- кобра защитница, два СКИПЕТРА- изогнутый жезл и треххвостый бич, искусственная борода были знаками царского могущества.

Фараон и его приближенные кроме всех атрибутов власти носили большие по размеру парики. Все египтяне тщательно брили волосы, и для защиты от жарких солнечных лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти. Кстати, право носить обувь – простые сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и кожи – принадлежало только фараону, реже его приближённым.

Усыпальницы фараона - пирамиды стали символом Древнего Египта. Они также выразили стремление фараонов уравняться с богами в бессмертии, преодолеть время, достичь вечности. Пирамиды стали величайшим достижением египетской культуры и цивилизации. До сих пор они хранят множество тайн и загадок и являют собой символ всего Востока. Самая знаменитая из них - пирамида Хуфу - считается одним из семи чудес света.


Дошедшие до нас памятники искусства Древнего Египта дают ясное представление о том, как выглядели и одевались представители различных сословий. Идеальными и у мужчин, и у женщин считались высокие, стройные фигуры с тонкой талией и широкими плечами, миндалевидный разрез глаз, тонкие черты лица, прямой нос, полные губы. Женщины должны были быть светлокожими, иметь небольшую грудь, широкие (но не пышные) бёдра и длинные ноги.

Египетская одежда на протяжении многих столетий остаётся неизменной. В принципе, речь идёт только о двух типах одежды: мужской и женской. Только её отделка означает разницу между отдельными общественными классами. Но и здесь действуют точные законы. Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, схенти, туловище было свободно от одежды.

Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна – льняного или хлопкового; бёдра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета.

И именно из этой простейшей повязки, выполняющей функции «фартука» (это была и рабочая одежда), стала складываться одежда, «положенная» сильным мира сего – королям, богам и их свите. Набедренное прикрытие у них мягко собрано в складки, оно украшено цветными поясами, а его передняя часть расширяется книзу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами. В живописи и скульптуре красиво контрастирует белая набедренная повязка и коричнево-красный цвет мужского тела. Цвет кожи для изображения мужских фигур был точно установлен.

В отличие от мужчин женщины и рабы имели кожу другого определённого цвета – жёлтого.

Женский костюм отличался предельной простотой: «шитая по мерке» прямая, длиной до лодыжек рубашка калазирис на одной или двух бретелях, оставляющая грудь открытой. Иногда шили цельнокроеную рубашку с глубоким вырезом на груди.

Дома египтянки одежды не носили, но украшали себя ожерельями и браслетами. Бёдра были убраны тончайшими цепочками.

Все египтяне тщательно брили волосы, и для защиты от жарких солнечных лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти. Кстати, право носить обувь – простые сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и кожи – принадлежало только фараону, реже его приближённым. Знаками царского достоинства фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох.

Египтянки активно употребляли косметику: красили чёрной краской брови и ресницы, под глазами рисовали широкие зелёные круги, окрашивали оранжевой краской руки и ноги. Традиционным украшением был ускх – воротник-ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга.

Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней (перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы).

Одежда фараонов в Древнем Египте состояла из гофрированного схенти с широким поясом, который сзади украшался чем-то вроде хвоста, а спереди – куском материи или пластиной из драгоценного металла в форме трапеции.

Постановка художественной задачи.

А теперь, ребята, самостоятельно выполните традиционный египетский костюм. В работе вам поможет весь иллюстрационный материал и даже учебники истории.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения