Роман что делать характеристика образов новых людей. Новые люди в романе чернышевского что делать. Новые люди в россии

Знаменитый роман Чернышевского «Что делать?» был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на социалистический идеал. Утопия, созданная автором, выступает в роли образца. Перед нами как бы уже проделанный опыт, дающий положительные результаты. Среди известных утопических произведений роман выделяется тем, что автор рисует не только картину светлого будущего, но и пути его приближения. Изображены и люди, которые достигли идеала. Сам подзаголовок романа «Из рассказово новых людях» указывает на их исключительную роль. Чернышевский постоянно подчеркивает типологию «новых людей», рассказывает о целой группе. «Эти люди среди других, будто среди китайцев несколько человек европейцев, которых не могут различить одного от другого китайцы». Каждый герой обладает общими для группы чертами - отвагой, умением взяться за дело, честностью. Для писателя чрезвычайно важно показать развитие «новых людей», их отличие от общей массы. Единственный герой, прошлое которого рассматривается с тщательной подробностью, - это Верочка. Что позволяет ей высвободиться из среды «пошлых людей»? По мнению Чернышевского, - труд и образование. «Мы бедны, но мы - рабочие люди, у нас здоровые руки. Будем учиться - знание освободит нас, будем трудиться - труд обогатит нас». Вера свободно владеет французским и немецким языками, что дает ей неограниченные возможности для самообразования. Такие герои как Кирсанов, Лопухов и Мерцалов входят в роман уже сложившимися людьми. Характерно, что медики появляются в романе во время написания диссертации. Таким образом, труд и образование сливаются воедино. Кроме того, автор дает понять, что если и Лопухов и Кирсанов - выходцы из небогатых и незнатных семей, то за плечами у них наверняка бедность и труд, без которого невозможно образование. Это раннее знакомство с трудом дает «новому человеку» преимущество перед другими людьми. Замужество Веры Павловны является не эпилогом, а только началом романа. И это очень важно. Подчеркивается, что кроме семьи Верочка спо собна создать и более широкое объединение людей. Здесь появляется давняя утопическая идея коммуны - фаланстер. Труд дает «новым людям» прежде всего личную независимость, но кроме того - это еще и деятельная помощь другим людям. Всякое отступление от беззаветного служения труду автором порицается. Достаточно вспомнить момент, когда Верочка собирается ехать за Лопуховым, бросая мастерскую. Когда-то труд был необходим «новым людям» для получения образования, но теперь герои пытаются давать людям образование в процессе труда. С этим связана еще одна важная философская идея автора в изображении «новых людей» - их просветительская деятельность. Лопухова мы знаем как активного пропагандиста новых идей среди молодежи, общественного деятеля. Студенты называют его «одной из лучших голов в Петербурге». Сам Лопухов считал работу в конторе на заводе очень важной. «Разговор (со студентами) имел практическую, полезную цель - содействие развитию умственной жизни, благородства и энергии в моих молодых друзьях», - пишет Лопухов жене. Естественно, что такой человек не мог ограничиться обучением грамоте. Сам автор намекает на революционную работу на заводе среди рабочих. Упоминание о воскресных рабочих школах для тогдашних читателей значило очень много. Дело в том, что специальным указом правительства летом 1862 года они были закрыты. Правительство опасалось той революционной работы, которую проводили в этих школах для взрослых людей, рабочих, революционные демократы. Изначально предполагалось направить работу в этих школах в религиозном духе. Предписывалось изучать в них Закон Божий, чтение, письмо и начала арифметики. При каждой школе должен был состоять священник, следящий за благонамеренностью учителей. Именно таким священником в «лицее всевозможных знаний» Веры Павловны и должен был быть Мерцалов, который, однако, готовился читать запрещенную русскую и всеобщую историю. Своеобразной была и грамота, которой собирались учить слушателей-рабочих Лопухов и другие «новые люди». Известны примеры, когда прогрессивно настроенные студенты объясняли на занятиях значения слов «либерал», «революция», «деспотизм». Просветительская деятельность «новых людей» - реальное приближение будущего. Надо сказать о взаимоотношениях «новых» и «пошлых» людей. В Марье Алеквеевне и Полозове автор видит не только, говоря словами Добролюбова, «самодуров», но и практически одаренных, деятельных людей, способных при других обстоятельствах приносить пользу обществу. Поэтому можно найти и черты их сходства с детьми. Лопухов очень быстро входит в доверие к Розальской, она уважает его деловые качества (в первую очередь намерение жениться на богатой невесте). Однако четко видна полная противоположность стремлений, интересов и воззрений «новых» и «пошлых» людей. И неоспоримое преимущество «новым людям» дает теория разумного эгоизма. В романе часто говорится об эгоизме как о внутреннем побудителе поступков человека. Самым примитивным автор считает эгоизм Марьи Алексеевны, которая не делает никому добра без денежного расчета. Гораздо более страшен эгоизм обеспеченных людей. Он растет на «фантастической» почве - на стремлениях к излишествам и праздности. Пример такого эгоизма - Соловьев, разыгрывающий любовь к Кате Полозовой из-за ее наследства. Эгоизм «новых людей» тоже строится на расчете и выгоде одного человека. «Каждый думает больше всего о себе», - говорит Лопухов Вере Павловне. Но это - принципиально новый моральный кодекс. Суть его состоит в том. что счастье одного человека неотделимо от счастья других людей. Выгода, счастье «разумного эгоиста» зависит от состояния его близких, общества в целом. Лопухов освобождает Верочку от принудительного брака, а когда убеждается, что она любит Кирсанова, - сходит со сцены. Кирсанов помогает Кате Полозовой, Вера организует мастерскую. Для героев следовать теории разумного эгоизма - значит каждым своим поступком учитывать интересы другого человека. На первое место для героя выходит разум, человек вынужден постоянно обращаться к самоанализу, давать объективную оценку своим чувствам и положению. Как видно, «разумный эгоизм» героев Чернышевского не имеет ничего общего с себялюбием, корыстью. Почему же это все-таки теория «эгоизма»? Латинский корень этого слова «эго» — «я» указывает на то, что в центр своей теории Чернышевский ставит человека. В этом случае теория разумного эгоизма становится развитием антропологического принципа, который Чернышевский поставил в основу своей философской идеи. В одном из разговоров с Верой Павловной автор говорит: «…Я чувствую радость и счастье» - значит, «мне хочется, чтобы все люди были счастливы», - по-человечески, Верочка, эти обе мысли одно». Таким образом, Чернышевский заявляет, что создание благоприятных условий для жизни отдельной личности неотделимо от совершенствования существования всех людей. В этом сказывается несомненная революционность взглядов Чернышевского. Нравственные принципы «новых людей» раскрываются в отношении их к проблеме любви и брака. Для них человек, его свобода - главная жизненная ценность. Любовь и гуманная дружба составляют основу отношений между Л опуховым и Верой Павловной. Даже признание в любви происходит во время обсуждения положения Верочки в семье ее матери и поисков пути к освобождению. Таким образом, чувство любви лишь приспосабливается к возникшей ситуации. Надо отметить, что подобное заявление вступало в полемику со многими произведениями XIX века. Своеобразно решается «новыми людьми» и проблема женской эмансипации. Хотя признается только церковный брак, женщина должна оставаться и в браке материально и духовно независимой от мужа. Создание семьи - только одна из вех на пути приближения идеала. Тема возрождения падшей женщины также рассматривается в романе. Встреча с Кирсановым дает Насте Крюковой силы подняться со дна. Живущая же в среде «пошлых людей» Жюли такой возможности не имеет. Кроме того, видна двухсторонняя связь: люди, которые возрождаются благодаря поддержке «новых людей», сами пополняют их ряды. Только дети делают женщину счастливой, по мнению Чернышевского. Именно с воспитанием детей и их будущим связывает автор второй брак Веры Павловны. Он становится реальным мостиком в будущее. Герои романа Чернышевского «Что делать?» - это разночинцы, новые герои литературы. Недооценивая роль рабочего класса, Чернышевский предрекает революционерам-демократам, разночинцам победу и приближение будущего.

КЛАССИКА

Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

“НОВЫЕ ЛЮДИ” В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО “ЧТО ДЕЛАТЬ?”

Добрые и сильные, честные и умеющие, недавно вы начали возникать между нами, но вас уже немало и быстро становится все больше.

Н. Г. Чернышевский

“Новые люди”, о которых писал в своем романе Чернышевский, являлись представителями новой фазы развития общества того времени. Мир этих люден формировался в борьбе со старым режимом, изжившим себя, но продолжавшим господствовать. Герои романа почти на каждом шагу сталкивались с трудностями и невзгодами старого порядка и преодолевали их. “Новые люди” в произведении – разночинцы. Они были решительны, имели цель в жизни, знали, что им следует делать, были объединены общими идеями и стремлениями. “Главное их стремление – чтобы народ был свободен, счастлив, жил в довольстве”. “Новые люди” верили в свой народ, видели его решительным, могучим, способным на борьбу. Но чтобы он добился своей цели, надо научить его, вдохновить и сплотить.

В разночинцах, которые являются героями романа Чернышевского, развито чувство собственного достоинства, гордость, способность постоять за себя. Автор пишет: “Каждый из них – человек отважный, не колеблющийся, не уступающий, умеющий взяться за дело, и если возьмется, то уже крепко хватающийся за него, так что оно не выскользнет из рук. Это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности, такой, что даже не приходит в голову вопрос, можно ли положиться на этого человека во всем, безусловно? Это ясно, как то, что он дышит грудью; пока дышит эта грудь, она горяча и неизменна, смело кладите на нее свою голову…” Чернышевский смог показать их общие, типичные черты, но и особенности каждого из них.

Лопухов и Кирсанов всегда надеялись только на себя, вместе трудились во имя высокой цели – развивать и совершенствовать науку, бескорыстные, помогают тем, кому нужна помощь, кто достоин ее. Они не искали выгоды в лечении больных. Но Дмитрий Сергеевич – более спокойный, Александр Матвеевич – эмоциональная и артистическая натура.

Вере Павловне трудно жилось в собственном доме из-за постоянных притеснений и попреков матери, но она не сломилась под гнетом, не сдалась на милость старым порядкам. Эта

Героиня была сильной по натуре, с раннего возраста имела собственные взгляды на жизнь, ей всегда хотелось свободы и жизни безо лжи. Не в ее привычке было кривить душой перед людьми и, главное, перед самой собой. Она не могла строить свое счастье на несчастье других, не терпела, когда с ней обращались, как с вещью. Вера Павловна пыталась понять разумное устройство общества, поэтому создала швейную мастерскую со справедливыми порядками и условиями. Деньги ее не интересуют, ей хочется увидеть сам процесс. Делая хорошо для себя, делает хорошо и для других. Вера Павловна, создавая мастерскую, задается целью воспитать “новых людей”. Она считает, что хороших людей много, но им надо помочь, а они окажут помощь другим, “новых людей” станет больше. Вера Павловна – иной характер, чем Катерина Полозова.

Рахметов – особенный человек, из всех остальных он самый деятельный. Понимает, что борьба за новый мир будет не на жизнь, а на смерть. Всевозможными средствами готовит себя к ней. Этот герой – “соль соли земли, двигатель двигателей”. Он отрекся от своих личных интересов ради одной цели.’ Обладает огромной энергией, выдержкой, ясностью мыслей и поведения. Как пишет Чернышевский: “Рахметов – натура кипучая, он был мастер вести дело, был великий психолог”.

“И Лопухов, и Кирсанов, и Вера Павловна, и Полозова, и Рахметов – люди сильных страстей, больших переживаний, богатого темперамента. Но в то же время они могут управлять своими чувствами, подчинять их поведение великим задачам общего дела”. “Новые люди” – люди высоких идеалов. Деятельность для них являлась осуществлением этих идеалов. Все “новые люди” жили по “теории разумного эгоизма”. Совершая поступки для себя и во имя себя, они также приносят пользу окружающим. По мнению Чернышевского, “новые люди” во всех ситуациях ведут себя одинаково: остаются людьми при любых обстоятельствах. “Новые люди” – не двуличны. Герои романа Чернышевского уважают любимого человека, делают все, чтобы ему жилось лучше, и относятся на равных друг к другу. Вот почему любовь у них чиста и благородна.

(No Ratings Yet)

  1. Чернышевский, заключенный в Петропавловскую крепость, ставший жертвой царского произвола, не пал духом. В крепости им был задуман и написан ряд книг, в том числе и знаменитый роман “Что делать?”, который...
  2. “Добрые и сильные” (По роману Н. Г. Чернышевского “Что делать?”) I. Значение подзаголовка романа – “Из рассказов о новых людях”. II. “Человеку можно быть добрым и счастливым…” – лейтмотив романа....
  3. Роман Н. Г. Чернышевского “Что делать?” написан в 1863 г. Он стал настольной книгой молодых людей того времени. На нем воспитывалось не одно последующее поколение. Что делать? Как жить дальше?...
  4. Русский социалистический утопизм восходит к французскому Христианскому социализму, представителями которого были Шарль Фурье и Клод Анри Сен-Симон. Их цель состояла в том, чтобы создать всеобщее благополучие, причем реформу провести так,...
  5. Практически всех крупных русских писателей волновала судьба передового человека своего времени, Эта тема нашла свое отражение в романе Тургенева “Отцы и дети” и в романе Чернышевского “Что делать?”. Главные герои...
  6. В эпоху, когда жил и творил Чернышевский, изменился характер и тип русской интеллигенции, ибо изменился ее социальный состав. Если в 40-е годы она состояла в основном из дворян, то в...
  7. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЧЕРНЫШЕВСКОГО, НАПИСАННЫЕ В ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ Роман “Что делать?” замечателен правдивым воспроизведением общественного конфликта между людьми старого, отживающего мира и людьми новыми, из демократических кругов, сторонниками нового материалистического и...
  8. Богданов-Бельский выбрал интересную тему, которую раскрыл зрителю на своем полотне “Новые Хозяева”. Здесь изображена семья, которая сидит и пьет за столом чай. Обычная картина, только вот есть о чем задуматься,...
  9. НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА Ульрих Пленцдорф (Ulrich Plenzdorf) Новые страдания молодого В.(Die neuen Leiden des jungen W.) Повесть (1972) Начинается повесть с нескольких извещений-некрологов о смерти от разряда тока семнадцатилетнего Эдгара Вибо....
  10. КИТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Автор пересказов И. С. Смирнов Юань Мэй Новые записи Ци Се, или О чем не говорил Конфуций Новеллы (XVIII в.) ДВОРЕЦ НА КРАЮ ЗЕМЛИ Ли Чан-мин, военный чиновник,...
  11. НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1828-1889) Выдающийся русский публицист, литературный критик, писатель, один из родоначальников народнического движения в России. Работал в прогрессивно-демократическом журнале “Современник”, был одним из его руководителей. В области литературной...
  12. Как вы думаете, что такое добро? А что такое зло? Вдоль всей своей истории человечество старается ответить на эти вечные вопросы. Давайте посудим вместе. Мне кажется, что добро в первую...
  13. План I. Тема добра и зла. II. Притча о добром самарянине: 1. Случай с иудеем. 2. Моральный выбор прохожих: А) убеждения священника; Б) равнодушие левита; В) помощь самарянина. 3. Равнодушие...
  14. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья...
  15. Что я люблю делать и почему? Я люблю помогать маме. Это, конечно, несовременно. Мои подружки любят танцевать и болтать по телефону. А мне нравится вместе с мамой хозяйничать на кухне...
  16. Правильно делать подарки – это настоящее искусство. В русском языке есть даже такое слово – “даритель”. Оно обозначало человека, который приносит что-то в дар, не требуя ничего взамен. Например, можем...
  17. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья И сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов “Евгений Онегин” Пушкина...
  18. А. Я. ЯШИН СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА Мне с отчимом невесело жилось, Все ж он меня растил – И оттого Порой жалею, что не довелось Хоть чем-нибудь порадовать его. Когда...
  19. Вопросы мироздания интересовали Осипа Мандельштама с самого детства. Он увлекался различными видами точных наук, но очень скоро разочаровался в естествознании, так как не сумел получить ответы на интересующие его вопросы....
  20. Русская литература 2-й половины XIX века “Настоящий писатель – то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди” (А. П. Чехов). Читая любимые строки русской поэзии. (По произведениям...
  21. Олицетворением всего русского, доброго и круглого называет в романе автор Платона Каратаева. Этот крестьянин, оторванный от своей привычной среды, – образец “естественного” человека, воплощение народной нравственности. Он живет в гармонии...
  22. Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” (1863-1869 гг.). Это ответ писателя сторонникам женской эмансипации. На одном из полюсов художественного исследования находятся многочисленные типы...
  23. Философско-историческому роману-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” присущи также и черты романа психологического. Страница за страницей раскрываются перед читателем характеры героев Толстого в их похожести и разнообразии, статичности и...
  24. Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя...Россия в романе И. А. Гончарова “Обыкновенная история” И. А. Гончаров – писатель, который как никто другой понял и принял изменения, произошедшие с Россией, когда в ее размеренный патриархальный уклад стали просачиваться западные веяния. Он очень много путешествовал,...
  25. ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ В. Г. Белинский о романе “Герой нашего времени” 1. О композиции “Постепенное проникновение во внутренний мир героя. “Бэла”, заключая в себе интерес отдельной и оконченной повести, в...
  26. Воспевание могучих Сил природы – одна из характерных черт творчества Толстого. Толстой краток изображая мир мертвых вещей, зато очень красочно и детально описывает природный мир, окружающий его героев. Глубокое проникновение...
  27. Главный персонаж романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров – Один из противоречивых, но самых понравившихся читателям героев. Многие назвали его человеком современного поколения, реформатором. Так почему же...
“НОВЫЕ ЛЮДИ” В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО “ЧТО ДЕЛАТЬ?”

Чернышевский написал свой роман «Что делать?» в довольно сложное время. Это был 1863 год, когда за любое неправильное слово могли осудить и приговорить к длительному заключению. Так что в первую очередь стоить отметить мастерство писателя. Он так оформил произведение, что оно пошло проверку, но каждый читатель смог увидеть истинное послание автора.

Одной из главных особенностей романа является критический реализм и революционный романтизм.

Они соединились и представили совершенно новый стиль. Чернышевский показал реальную картину мира. Он предсказал революцию. Однако роман состоит не из одной социалистической идеи, хотя последняя и занимает в нем центральное место. Кроме утопических мечтаний о будущем, в романе присутствует и довольно серьезный анализ настоящего.

Роман по большей части посвящен «новым людям». Так как автор заботится именно о них. На противоположной стороне стоят «старые люди». На протяжении всех страниц писатель сталкивает их между собой, сравнивает их цели, видение, жизненные позиции. Есть и выводы автора. Но важно то, что и мы сами можем сделать свои собственные выводы.

В чем главный конфликт? Молодежь всегда готова что-то менять, а старики не хотят уходить с насиженных мест.

Здесь сложно переоценить актуальность темы.

Анализируя эти две группы людей, мы начнем с вопроса счастья. Поколение отцов заботится только о себе. Им не свойственно беспокоиться об окружающих. Чужие поражения не затрагивают их сердца. Счастье нового поколения совсем в другом. Они понимают суть общества, понимают, насколько важно быть вместе, помогать другим. В этом их сила. Прежние уставы не дают им нормально раскрыться.

Чернышевский полностью согласен с новыми людьми.

Чернышевский никогда не защищал эгоизма в его буквальном смысле.

«Разумный эгоизм» героев Чернышевского не имеет ничего общего с себялюбием, своекорыстием, индивидуализмом. Его цель – благо всего общества. Яркими примерами людей, который двигаются по этому принципу, можно назвать Мерцаловых, Кирсанова, Лопухова и т.д.

Но больше все мне нравится то, что они не утрачивают свою уникальность. Они яркие личности, несмотря на то, что двигаются идеями на благо общества. Они трудятся над тем, чтобы преодолевать свои недостатки. И чем сложнее эта работа, тем потом они счастливее. «Разумный эгоизм» – это тоже забота о себе, но она не причиняет никому вреда, а только помогает людям становиться лучше.

Нельзя упустить женский вопрос. Его суть здесь в понимании роли женщины в обществе и семье. Чернышевский подчеркивает силу женщины, ее ум. Она может быть успешной не только в семье, но и на работе.

Теперь она имеет право на индивидуальность, образование, мечты и успех. Чернышевский пересматривает место женщины и в обществе, и в семье.

«Что делать?» - это вечный вопрос для многих людей. Чернышевский преподнес нам не просто художественную историю со смыслом. Это серьезное философское, психологическое и социальное произведение. В нем открывается внутренний мир людей. Я думаю, что не каждый великий психолог или философ смог бы так ярко и правдиво показать реалии наших дней.

Обновлено: 2017-01-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Сочинение

В романе Г. Н. Чернышевского особое место принадлежит так называемым «новым людям». Они находятся между обычными людьми, погружёнными в свои эгоистические интересы (Марья Алексеевна), и особенным человеком нового времени — Рахметовым.

«Новые люди» Чернышевского уже не принадлежат тёмному старому миру, но они еще не вошли в другой. На этой промежуточной ступени оказались Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов, Мерцаловы. Эти герои уже по-иному решают проблемы семейной и общественной жизни. Они постепенно отбрасывают условности старого мира, выбирают свой путь развития. Для того чтобы решиться на такой путь развития, который заключается в чтении, наблюдении над жизнью, «жертв не требуется, лишений не спрашивается…» «Промежуточные» герои предпочитают мирный путь интеллектуального развития, пробуждения рядовой личности, доступный большинству. На той высоте, на которой стоят Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов, «должны стоять, могут стоять все люди». И этого можно достичь без жертв и лишений.

Однако Чернышевский знает, что, кроме развития, чтения и наблюдения над жизнью, нужна героическая борьба с тиранией и деспотизмом, социальным неравенством и эксплуатацией. «Исторический путь, — считает Г. Н. Чернышевский, — не тротуар Невского проспекта; он идет целиком через поля, то пыльные, то грязные, то через болота, то через дебри. Кто боится быть покрыт пылью и выпачкать сапоги, тот не принимайся за общественную деятельность».

По мнению автора, к такой борьбе еще не все готовы. Поэтому Чернышевский делит «новых людей» на «обыкновенных» (Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, Мерцаловы, Полозова) и «особенных» (Рахметов, «дама в трауре», «мужчина лет тридцати»).

Выделение двух этих типов среди положительных персонажей романа имеет свои философские и общественно-исторические причины. Но писатель не противопоставляет «особенных» людей «обыкновенным», руководителей революционного движения рядовым деятелям, а намечает связь между ними. Так, Лопухов спасает Веру Павловну от неравного брака, создаёт с ней семью, основанную на свободе, взаимопонимании, доверии. Сама героиня не желает идти по жизни, подобно своей матери Марье Алексеевне. Она не хочет жить в постоянной лжи, эгоизме, борьбе за существование любыми способами. Поэтому в Лопухове она находит свое спасение.

Герои совершают фиктивный брак. Они по-новому организуют свою хозяйственную деятельность. Вера Павловна заводит швейную мастерскую, нанимает портних, которые живут вместе. Подробно описывая деятельность Веры Павловны в мастерской, Г. Н. Чернышевский подчёркивает новый характер отношений работниц с хозяйкой. Они носят не столько экономический характер, сколько основаны на достижении общей цели, взаимовыручки, доброго отношения друг к другу.

Атмосфера в мастерской напоминает семейную. Писатель подчёркивает, что Вера Павловна таким образом спасла от гибели и нищеты многих своих подопечных (например, Машу, которая впоследствии стала её горничной). Здесь мы видим, какое огромное значение Г. Н. Чернышевский отводит роли труда. По мысли писателя, труд облагораживает человека, поэтому «новые люди» должны стремиться направить свою работу на благо других, этим самым уберечь их от пагубного влияния разрушительных страстей. В сферу деятельности «обыкновенных» людей Чернышевский включил просветительскую работу в воскресных школах (преподавание Кирсанова и Мерцалова в коллективе работниц швейной мастерской), среди передовой части студенчества (Лопухов мог часами вести беседы со студентами), на заводских предприятиях (занятия Лопухова в заводской конторе).

С именем Кирсанова связаны сюжет столкновения врача-разночинца с «тузами» петербургской частной практики — в эпизоде лечения Кати Полозовой, а также тема научной деятельности. Его опыты над искусственным производством белковины приветствует Лопухов как «полный переворот всего вопроса о пище, всей жизни человечества».

В этих сценах нашли своё отражение социалистические взгляды писателя. Хотя время показало, что во многом они оказались утопичными, наивными. Сам же автор романа глубоко верил в их прогрессивную роль. В тот период среди прогрессивной молодёжи было распространено открытие воскресных школ, читален, больниц для малоимущих.

Таким образом, Г. Н. Чернышевский точно подметил и отразил новые положительные тенденции эпохи на примере мастерской Веры Павловны. «Новые люди» в его романе иначе решают свои личные, внутрисемейные конфликты. Хотя внешне их семья кажется благополучной, дружной, вполне успешной, в действительности всё обстоит по-другому. Вера Павловна очень уважала своего мужа, но никогда не испытывала к нему ничего большего. Неожиданно для себя героиня поняла это, когда встретила лучшего друга своего мужа — Кирсанова. Вместе они заботились о Лопухове во время его болезни.

К Кирсанову Вера Павловна испытывает совершенно иные чувства. К ней приходит настоящая любовь, которая повергает её в абсолютную растерянность. Но в этом эпизоде ключевую роль играет не любовная история между Кирсановым и Верой Павловной, а поступок Лопухова. Он не желает препятствовать счастью жены, не может строить семью на лжи. Поэтому он, как истинный человек нового времени, самоустраняется, инсценирует самоубийство.

Лопухов совершает столь смелый поступок, потому что не хочет причинять жене несчастье, быть причиной её нравственных терзаний. Вера Павловна долго была неутешна. К жизни её возродить удалось лишь Рахметову. Препятствий на пути развитию любви к Кирсанову не осталось. В итоге, герои Чернышевского создают настоящую семью, основанную не только на взаимном уважении, но и на глубоком чувстве.

Жизнь нового человека, по утверждению Г. Н. Чернышевского, должна быть гармонична в социальном и личном плане. Поэтому Лопухов тоже не остаётся в одиночестве. Он спасает от гибели Мерцалову, женится на ней. И в этом браке обретает заслуженное счастье. Более того, Г. Н. Чернышевский идёт дальше, изображая идеальные отношения между людьми, без взаимной вражды, злости, ненависти. В конце романа мы видим две счастливые семьи: Кирсановых и Лопуховых, которые дружат между собой.

Описывая жизнь «новых людей», писатель акцентирует наше внимание на экономической и личной стороне жизни героев. С их помощью он доказывает, что несправедливые, бесчеловечные принципы жизни старого мира устарели, и в обществе возникло желание обновления, новых отношений между людьми.

Другие сочинения по этому произведению

«Без великодушных идей человечество жить не может». Ф. М. Достоевский. (По одному из произведений русской литературы. — Н. Г. Чернышевский. «Что делать?».) "Величайшие истины - самые простые" Л.Н.Толстой (По одному из произведений русской литературы - Н.Г.Чернышевский "Что делать?") Новые люди" в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать? "Новые люди" Чернышевского Особенный человек Рахметов Пошлые люди" в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать? "Разумные эгоисты" Н. Г. Чернышевского Будущее светло и прекрасно (по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?») Жанровое и идейное своеобразие романа Н. Чернышевского «Что делать?» Как отвечает Н. Г. Чернышевский на вопрос, поставленный в заглавии романа «Что делать?» Мое мнение о романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Н.Г.Чернышевский "Что делать?" Новые люди (по роману "Что делать?") Новые люди в «Что делать?» Образ Рахметова Образ Рахметова в романе Н.Г.Чернышевского "Что делать?" От Рахметова до Павла Власова Проблема любви в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Проблема счастья в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Рахметов - "особенный" герой романа Н. Чернышевского "Что делать?" Рахметов в ряду героев русской литературы XIX века Рахметов и путь в светлое будущее (роман Н.Г. Чернышевского "Что делать") Рахметов как «особенный человек» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Роль снов Веры Павловны в раскрытии замысла автора Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать» о человеческих отношениях Сны Веры Павловны (по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?») Тема труда в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Теория «разумного эгоизма» в романе Г. Н. Чернышевского «Что делать?» Философские взгляды в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Художественное своеобразие романа «Что делать?» Художественные особенности и композиционное своеобразие романа Н. Чернышевского "Что делать?" Черты утопии в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Что значит быть «особенным» человеком? (По роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?») Эпоха царствования Александра II и появление "новых людей", описанных в романе Н. Чернышевского "Что делать?" Ответ автора на вопрос в заглавии Система образов в романе «Что делать» Роман «Что делать?» Анализ эволюции литературных героев на примере образа Рахметова Роман Чернышевского «Что делать» Композиция романа Чернышевского «Что делать?» Главная тема романа «Что делать?» Творческая история романа “Что делать?” Вера Павловна и француженка Жюли в романе «Что делать?» Жанровое и идейное своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Новое отношение к женщине в романе «Что делать?» Роман «что делать?». Эволюция замысла. Проблема жанра Характеристика образа Мерцалова Алексея Петровича О человеческих отношениях Какие ответы дает роман «Что делать?» «Реальная грязь». Что же имеет в виду Чернышевский, употребляя этот термин Чернышевский Николай Гаврилович, прозаик, философ Черты утопии в романе Николая Чернышевского "Что делать?" ОБРАЗ РАХМЕТОВА В РОМАНЕ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО "ЧТО ДЕЛАТЬ?" Чем близки мне нравственные идеалы "новых людей" (по роману Чернышевского "Что делать?") Рахметов «особенный человек», «высшая натура», человек «другой породы» Николай Гаврилович Чернышевский Рахметов и новые люди в романе «Что делать?» Что привлекает меня в образе Рахметова Герой романа «Что делать?» Рахметов Реалистический роман в Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Кирсанов и Вера Павловна в романе «Что делать?» Характеристика образа Марьи Алексеевны в романе «Что делать?» Русский утопический социализм в романе Чернышевского «Что делать?» Сюжетное построение романа «Что делать?» Чернышевский Н. Г. "Что делать?" Есть ли истина в романе Чернышевского «Что делать?» Отражение гуманистической идеи автора в героях романа «Что делать?» Любовь в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Мои замечания о романе Н. Г. Чернышевского «Что делать»

/ / / «Новые люди» в романе Чернышевского «Что делать?»

Отмена крепостного права внесла определенные изменения в развитие общества. Среди серой и однообразной массы, стали появляться «новые люди».

Кем они были? Детьми чиновников и мелких дворян, купцов и священников. Представители этого поколения стремительно путешествовали в столицы, в большие города, такие как Москва и Петербург. Они поступали в учебные заведения, институты и впитывал предложенные знания, как губки. Кроме того, новые люди привносили в окружающее общество свои порядки, взятые из небольших провинциальных городков.

В чем было их предназначение? В формировании новой эпохи, которая наступила в жизни русского человека.

Роман «Что делать?» представляет читателям героев – революционеров, которые мечтали о всеобщем счастье, которые верили в светлое будущее. Автору романа известны не только мысли и эмоции, которые вертятся и крутятся в головах «новых» людей. Он понимает причины их смеха, сострадания, печали. Писатель может с уверенностью рассказывать об отношениях таких людей, об их семейной жизни, о том, как они пытаются помогать друг другу и протягивать руку помощи.

Представителями нового поколения являются Кирсанов, Лопухов и Вера Павловна. Н. Чернышевский называет их обыкновенными, простыми людьми, которые не отличаются от остальных жителей городов и поселений. На протяжении всего романа, автор неоднократно называет своих героев обычными, не выдающимися людьми. И такими могут быть все, без исключения, при наличии желания.

Чтобы создать контраст, Чернышевский включает в текст произведения такую фигуру, как . Его можно назвать особенным человеком, который переживает несчастья остальных людей, который принимает близко к сердцу все, что случается вокруг и всеми усилиями пытается помочь.

Основные герои романа - это студенты, которые корпят над естественными науками и пробивают дорогу в жизнь собственными усилиями. Читатель знакомится со студенческим кружком Кирсанова, в котором ведется пропаганда революционных настроев. Для того чтобы создать особенное общество и стать необычным человеком, необходимо всего себя посвятить работе. И такая идея срабатывает. У членов кружка Кирсанова есть последователи.

Не остается без внимания в романе и образ женщины – «новой», полезной. На примере героини Веры Павловны, читатель видит, как она выходит из тени мещанской жизни, желает стать врачом, чтобы приносить пользу окружающим. Женщина создает свою мастерскую, помогает несчастным девушкам, которые сбились с пути и не могут найти дорогу.

Такие герои романа, как Лопухов, Кирсанов и представляли новое поколение, которое стремилось к светлому будущему и упорно шло к намеченной цели. Их идеи вдохновляли и других людей. Конечно, единомышленников данной теории было еще не много. Однако с каждым днем такая идея завоевывала внимание все большей и большей части населения.

Главные герои романа «Что делать?» вдохнули в устоявшуюся жизнь россиян свежее дыхание, бодрящий воздух, который способен принести изменения. И такие люди обязательно должны появляться в обществе, будоражить застарелые нравы, идеи и превращать их во что-то светлое и дарящее надежду.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения