История научно-просветительской деятельности. Музеи как учреждения культурно-просветительской деятельности. опыты и эксперименты на тему Музеи, посвящённые искусству

Основы культурно-просветительской деятельности в музее начинают складываться уже в 1930-е гг. Первоначально она состояла в основном из экскурсионной работы. Постепенно расширяются формы просветительской работы, растет посещаемость. В настоящее время, Кирилло - Белозерский музей - заповедник является известным музейно - туристическим центром. В последние годы активизировалась культурно-просветительная деятельность. Система ее строится из экскурсий, тематических занятий, лекций, тематических мероприятий, мастер - классов, просмотра видеофильмов, проведения творческих конкурсов, презентаций и др. Ежегодно музей и его филиал посещают более 200 тысяч туристов с разных уголков мира. Культурно-просветительная работа в музее направлена на патриотическое, нравственное, эстетичес­кое воспитание на основе формирования знаний об истории, культуре края. Она определяется музейными программами: «Музей и школа», «Для Вас, студенты», «На практике студенты», «Знакомьтесь, музей», «Встреча с интересным человеком», «Круглый год», «Народная мастерская», «Выездной музей», «Ура! У нас каникулы», «Встречи в музее», «В музей всей семьей».

В рамках праздников - «Заснеженный город» и «Город и его музей» в музее проходят открытия новых выставок, выступления творческих коллективов, детские игровые программы с конкурсами и состязаниями, викторины, мастер - классы.

На базе музея работают художественные студии «Кирилловская роспись» и «Лада». Целью работы студии является формирование у детей интереса к русской культу­ре и традициям родного края. На занятиях клуба «Юный экскурсовод» знакомятся с древнерусской и русской культурой, историей монастырей Белозерья, историей русской книги, народной культурой.

Музей проводит конкурсы детских творческих работ, которые ставят перед собой цель привлечение внимания детей и юношества к истории и культуре города, активизации творческой деятельности детей и молодежи. По итогам конкурсов оформляются выставки.

Сотрудники музея, владеющие секретами народного мастерства, проводят Дни мастера, мастер - классы: по кирилловской свободно - кистевой росписи, глиняной игрушке, народной кукле. К проведению отдельных занятий привлекаются народные мастера: И.В.Лужинская, М.Н.Васильева, Н.А. Боровиков, Сысоева М.А., с которыми музей сотрудничает в течение многих лет.

Одним из видов просветительной деятельности музея является создание временных и передвижных выставок, на базе которых проводятся занятия не только с детьми города Кириллова, но и в сельских школах, детских садах, домах культуры. Музеем практикуются комплексные выезды, чтобы дети могут посмотреть передвижную выставку, прослушать лекции, принять участие в игровых программах.

Ежегодно на базе музея проходят краеведческие семинары и конференции для педагогов, студентов и учащихся. Сотрудники музея постоянно оказывают методическую помощь школьным и муниципальным краеведческим музеям.

На сегодняшний день, культурно - образовательная деятельность музея становится приоритетным направлением в работе музея и находится в русле современных тенденций.

Музейные программы имеют адресный характер и включают весь спектр тем, видов, жанров, приемов, методов работы с аудиторией. Наряду с традиционными музейными формами музей ищет новые пути и формы диалога с посетителем.

В Москве огромное количество музеев – от небольших, размером с квартиру, до огромных ультрасовременных экспозиций. Лучшие музеи Москвы ежедневно привлекают в столицу тысячи туристов со всего мира. Благодаря галереям можно увидеть уникальные исторические артефакты, произведения искусства, познакомиться с достижениями науки и техники. Список интересных музеев Москвы огромен, и в них будет интересно людям с самыми разными вкусами.

Музеи, посвящённые искусству

Галереи и музеи Москвы предоставляют возможность познакомиться с настоящими шедеврами мирового искусства. В ходе экскурсий вы увидите полотна великих художников, произведения скульпторов и ювелиров, гениальных мастеров и ремесленников. Вы сможете посетить роскошный «Музей декоративно прикладного искусства» в Москве, знаменитую Третьяковскую галерею и другие знаковые для ценителей прекрасного места.

Музеи, посвящённые русской истории

Многие музеи г. Москвы представляют собой экспозиции, посвящённые истории нашей страны. Посетив их, вы сможете увидеть старинное оружие, одежду, узнать много нового о важнейших исторических событиях.

Дома-музеи, посвященные известным личностям

На карте Москвы масса музеев, в которые превращаются квартиры, принадлежавшие когда-то известным людям. Посетив их, вы сможете с новой стороны узнать любимого писателя, исторического деятеля, увидеть то, как он жил.

Музеи старины, воссоздающие старый московский быт

В последнее время появилась масса экспозиций, воссоздающих старинный быт. Они могут располагаться на открытом воздухе в усадьбах. Такие необычные выставки привлекают внимание людей всех возрастов. Хотя настоящих исторических экспонатов здесь немного, но отличные реконструкции дарят возможность посетителям ознакомиться с тем, как жили люди в прошлых столетиях.

Также в Москве есть музеи для детей, интересные частные выставки, роскошный современный планетарий и многое другое. В наши экскурсии входит посещение самых интересных и необычных музеев Москвы.

Просветительская деятельность

Одним из приоритетных направлений деятельности музея является научно-просветительская работа, направленная на создание и внедрение в практику работы с различной целевой аудиторией обзорных и тематических экскурсий по постоянным и выставочным экспозициям музея, лекций и занятий, мероприятий и акций, направленных на популяризацию музейного собрания, демонстрацию научного, образовательного и досугового потенциала музея.
В течение 11 лет в ИОХМ проводятся музейная и искусствоведческая практики для студентов высших и средних учебных заведений города Иванова (Ивановский государственный университет, Ивановский государственный химико-технологический университет, Ивановское художественное училище имени М.И. Малютина, Колледж сферы услуг). Лекционный и практический курсы объединяют несколько тем по истории музейного дела в Ивановской области, истории ИОХМ и формирования его коллекции, основным направлениям деятельности Художественного музея и его филиалов, а также работу в фондах, информационном центре и библиотеке музея.
С 2004 года ведет отсчет сотрудничество ИОХМ с Университетом «Третий возраст» и Клубом «Современник», ветеранами железнодорожного транспорта и областным и городским Советами ветеранов. С октября по апрель проводятся занятия в рамках лектория «Коллекции ИОХМ» и экскурсии по всем выставочным экспозициям Художественного музея, а также организовываются творческие встречи с художниками, дизайнерами. К Дню пожилого человека для людей с ограниченными возможностями предусматривается мероприятия, включающие тематическую выставку в Новой галерее, концертную программу и угощение.
Известен для ценителей искусства и друзей музея проект «Музыка в контексте» - проведение в рамках работы выставок концертных программ, литературно-музыкальных вечеров с участием известных творческих коллективов, музыкантов и вокалистов.
Ночь музеев – акция, посвященная Международному дню музеев. Ивановский художественный музей проводит ее уже четыре года. Изначально программы включали концептуальные выставочные экспозиции и концерты известного джазового коллектива «Сарос». В 2012 г. музей подтвердил свой интерес к современной молодежной культуре. Местом акции стала не только площадка перед главным фасадом здания для концерта и арт-базара, но и внутренний двор музея для видео-инсталляций и огненного шоу. Посетителям впервые была предоставлена возможность творческой реализации – лепите, рисуйте, оставьте свой граффити-след. «Ночь музеев – 2013» превзошла по количеству и разнообразию художественных, музыкальных, образовательных и развлекательных событий все предыдущие. Впервые можно было стать свидетелем создания произведения искусства известным ивановским художником Валерием Бахаревым, получить уроки мастерства от педагогов Ивановского художественного училища и Детской художественной студии «Начало» ИОХМ, а также принять участие в проекте «Фото-сушка» и «Моментальное фото» и посетить сразу несколько выставок. Все акции с успехом проходили при стечении большого числа зрителей.

Учетно-хранительская деятельность

Фонды Ивановского областного художественного музея представляют собой организованную совокупность предметов, принятых музеем на постоянное хранение. Музейные предметы находятся не только на выставке или в постоянной экспозиции – основная их часть сосредоточена в фондохранилище. Кроме того, предметы могут быть переданными на экспертизу или реставрацию, а также во временное пользование другому учреждению или музею.
В настоящее время в фондах ИОХМ хранится более 45 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, которые числятся в 19-ти музейных коллекциях.

Основные направления учетно-хранительской деятельности:

    Решение вопросов комплектования музейных фондов (стратегия формирования собрания в целом, формирование отдельных коллекций, поступление в собрание ИОХМ новых экспонатов) осуществляет Экспертная фондово-закупочная комиссия музея.

    Обеспечение оптимального режима хранения (благоприятных условий) и системы безопасности. В ИОХМ используется комплексная система хранения: внутри хранилищ предметы располагаются по видам материалов (холст, бумага, дерево, кость, керамика, металл, камень и др.)

    Решение задач реставрации и консервации музейных ценностей. В ИОХМ существует мастерская реставрации масляной живописи. Квалифицированная реставрация экспонатов из различных коллекций осуществляется также во Всероссийском художественно-научном реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря (Москва, Кострома) и Государственном научно-исследовательском институте реставрации (Москва).

    Отдел учета осуществляет документирование музейных процессов и музейных коллекций. Все музейные предметы фиксируются в документах музея, как государственная собственность. Таким образом, осуществляется их юридическая охрана – учет фондов. В ИОХМ используется компьютерная автоматизированная программа КАМИС по внесению музейных фондов в электронный каталог.

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа музея носит интегральный характер, т.е. объединяет различные направления деятельности: фондовую, экспозиционно-выставочную, культурно-просветительную.
Стратегическая концепция – систематизация, классификация, атрибуция хранящихся в ИОХМ коллекций, получение и обобщение нового знания, его оптимальное введение в научный и общекультурный оборот.
Приоритетные направления – памятники культуры и искусства Древнего мира, восточная коллекция, русское искусство XVIII – начала ХХ вв., русский авангард, собирательская деятельность Д.Г. Бурылина и другие направления, отражающие структуру коллекции музея.

Стадии научного исследования:

    Экспертиза музейного предмета / установление подлинности и художественной значимости произведения: установление или подтверждение авторства, времени создания, художественного направления, школы.

    Атрибуция музейного предмета: материал и способ изготовления, размер, состояние сохранности, наличие надписей, клейм, фабричных марок, геральдических знаков и т.п.

    Происхождение, история бытования музейного предмета (провенанс): кому принадлежал предмет, как он был приобретен или в каких обстоятельствах создан, время и способ его поступления в музейную коллекцию.

    Реализация результатов исследования: музейные издания, публикации; участие в научных конференциях, семинарах, симпозиумах; создание экспозиции, выставки.

Большое значение в исследовательской работе музея имеют научный архив и научная библиотека. В архиве содержится около полутора тысяч документов, фотографий, аудио и видеоматериалов. В фондах научной библиотеки (основана в 1960 году) хранится более 18 тысяч изданий. Наряду с отраслевыми отделами, выделены специальные, посвященные деятельности художественного музея и изобразительному искусству ивановского края. В 2006 году на основе фонда библиотеки сформирована коллекция «Редкое издание», представляющая не только научный, но и художественный интерес.

Начало научной работы и просветительской деятельности были заложены с самого начала существования Музея его создателем, профессором московского университета Иваном Владимировичем Цветаевым. Музей задумывался как центр художественного образования широкой публики и предполагал ведение просветительной работы. Сам подбор коллекции слепков, отличающийся уникальной полнотой и продуманностью состава экспозиции, является своеобразной энциклопедией классического искусства. Кроме того, Музей был теснейшим образом связан с научным сообществом Москвы, поскольку создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательный и публичный музей.

  • Научная работа

      По замыслу основателя Музея И.В. Цветаева, в гипсовых слепках, макетах, живописных и гальванокопиях по единой научной программе были представлены основные этапы истории искусства классических народов с древности до Нового времени. Таким образом, история Музея и история кафедры искусствоведения переплелись настолько тесно, что имена великих основателей зафиксированы и в музейных, и в университетских анналах: это И.В. Цветаев, В.К. Мальмберг, Б.А. Тураев, Н.И. Романов, А.А. Губер, В.Н. Лазарев, Б.Р. Виппер и многие другие. Большинство сотрудников — выпускники кафедры истории искусства, проводившие немало часов на занятиях и семинарах в Музее. Большинство университетских преподавателей в разное время были музейными сотрудниками.

      Поскольку основу музейного собрания составляли слепки, научная деятельность представлялась его создателям прежде всего как «просветительская». Однако незадолго до открытия в Музей поступили коллекция памятников Древнего Египта В.С. Голенищева, коллекция итальянской живописи XIII-XV веков М.С. Щекина и нумизматическая коллекция. Эти собрания подлинников оказались в центре научных интересов сотрудников Музея. Уже с 1912 года начали публиковаться отдельные памятники из этих собраний. В 1912-1913 годах вышли в свет четыре выпуска «Памятников Государственного музея изящных искусств», которые были посвящены произведениям древнеегипетского искусства из собрания Музея. Авторами статей были известные ученые, основоположники науки об искусстве Древнего мира Б.А. Тураев, В.К. Мальмберг, М.И. Ростовцев, Б.В. Фармаковский. В последующие годы появились публикации, посвященные памятникам античности, авторами которых были В.Д. Блаватский, Л.П. Харко, Н.М. Лосева.

      В апреле 1923 года Наркомпрос принял решение об устройстве в Москве центрального Музея старой западной живописи на основе западноевропейского собрания Московского Публичного и Румянцевского музеев с размещением его в здании Музея изящных искусств. В 1924 году в музей поступили картины из бывших собраний Г.А. Брокара, Д.И. Щукина, а также произведения из Государственного музейного фонда. Значительная часть картин была передана из музеев Ленинграда. Это позволило научному коллективу Музея во главе с директором, профессором Н.И. Романовым, создать первую научную экспозицию картинной галереи, которая открылась 10 ноября 1924 года.

      Благодаря реорганизации Музея в начале 1920-х годов изменилась и значительно расширилась направленность научной деятельности, появились публикации и издания, посвященные живописным собраниям Музея, научные интересы сотрудников сместились к изобразительному искусству Нового и Новейшего времени.

      Среди новых периодических научных изданий следует отметить сборник «Жизнь музея», начавший выходить в 1925 году. С 1939 года стали издаваться «Труды Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина» под редакцией В.Н. Лазарева. По сравнению с издаваемыми 1910-1920-х годах «Памятниками Государственного музея изящных искусств», посвященных искусству Древнего мира, «Труды» представляли новый тип научного сборника, в котором в соответствии с расширением состава музейных коллекций была выработана четкая структура и очередность в содержании: «Западноевропейское искусство», «Искусство античного мира», «Искусство Древнего Востока». Таким образом, в основу был положен критерий приоритета, определявший значимость и ценность фондов, составляющих собрание Музея и направления его деятельности.

      В 1948 году, в связи с закрытием Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) в Музей поступили произведения французских художников, импрессионистов и постимпрессионистов из собраний московских коллекционеров И.А. Морозова и С.И. Щукина, а также графическое собрание и архив, что нашло отражение в научно-исследовательской деятельности сотрудников.

      С приходом в музей В.Р. Виппера, занимавшего с 1944 года пост заместителя директора по научной работе, направленность исследований смещается от публикации отдельных памятников к созданию полных каталогов (каталогов-резоне) отдельных коллекций музейного собрания. Эта работа по систематизации и публикации фондов Музея продолжается и сегодня.

      Одновременно Музей всегда был открыт для самых разных научных контактов. С самого начала 1960-х годов, благодаря инициативам директора Музея И.А. Антоновой, научные, творческие и партнерские связи ГМИИ им. А.С. Пушкина чрезвычайно расширились. Необычайно многогранной стала выставочная деятельность, которая теперь выстраивается в соответствии с научной тематикой. При формировании концепций выставок кураторы, как правило, стремятся выделить и акцентировать в экспозиции определенную проблематику истории искусства, благодаря чему выставочные каталоги нередко приобретают характер монографических научных исследований.

      Расширяя свои научные связи, Музей активно сотрудничает с кафедрой теории и истории искусства Московского университета, со Всесоюзным научно-исследовательским институтом искусствознания, Академией художеств и Академией наук. В Музее проводятся совместные научные конференции, ведется подготовка различных тематических сборников по искусствознанию.

      С 1968 года в Музее регулярно проводятся «Випперовские чтения», которые за короткий срок приобрели огромный авторитет среди искусствоведов. Одновременно в Музее ежегодно проходит Отчетная научная сессия, на которой сотрудники освещают наиболее важные аспекты научно-исследовательской, хранительской и реставрационной работы, проделанной за год.

      В 1985 году по инициативе крупнейшего коллекционера и искусствоведа И.С. Зильберштейна и директора ГМИИ им. А.С. Пушкина И.А. Антоновой на правах научного отдела был создан Музей Личных коллекций, официально открытый в 1994 году. Фонды Музея Личных коллекций составляют собрания, переданные в дар частными коллекционерами.

      Одним из главных направлений научной деятельности Музея является изучение истории коллекционирования в России, в рамках которого организуются многочисленные выставки, сопровождающиеся научными каталогами, среди которых наиболее значимыми являются исследования о коллекциях И.С. Зильберштейна, кн. Голицыных, А. Брокара, П.Д. Эттингера. Фундаментальное издание «Эра Румянцевского музея», касающееся становления музейного дела в стране, вышло в свет в связи с предстоящим 100-летним юбилеем ГМИИ.

      В 2006 году состоялась первая конференция «Зильберштейновские чтения», посвященная 100-летию И.С. Зильберштейна. В 2009 году чтения прошли второй раз, они были посвящены 175-летию со дня рождения С.М. Третьякова. Тематикой конференций «Зильберштейновские чтения» становятся проблемы коллекционирования в России и за рубежом, круг обсуждаемых вопросов весьма широк и касается исторических, архивных, атрибуционных и юридических аспектов.

      Помимо названных выше постоянных научных сессий, в Музее регулярно проводятся конференции, посвященные выставочной, экспозиционной, археологической и просветительской деятельности, а также конференции, связанные с отдельными искусствоведческими проблемами.

      С 1927 года регулярно проводятся археологические экспедиции, что является одним из важнейших направлений научно-исследовательской работы ГМИИ им. А.С. Пушкина. Первые раскопки начали проводить сотрудники музея В.Д. Блаватский, Н.М. Лосева, М.М. Кобылина, Л.П. Харко. Они приняли участие в составе экспедиции Государственной академии истории материальной культуры (теперь Институт археологии РАН). Сотрудники Музея обследовали античные поселения Таманского полуострова, в том числе Фанагорию, крупнейший центр Азиатского Боспора. В 1944 году в Музее был создан специальный Отдел археологических раскопок и экспедиций, который до 1947 года возглавлял В.Д. Блаватский. Основными задачами нового отдела стали исследования крупнейших античных центров Северного Причерноморья — Пантикапея (современная Керчь) и Фанагории, а также Неаполя Скифского близ Симферополя. Летом 1945 года объединенная экспедиция Музея и Института истории материальной культуры выезжает в Керчь; с 1958 года и по сей день ГМИИ им. А.С.Пушкина ведет эти работы самостоятельно, сначала под руководством И.Д. Марченко (1959-1976), а затем В.П. Толстикова (с 1977 года). В течение пяти лет, с 1946 года, еще одна экспедиция Музея, возглавляемая П.Н. Шульцем, исследовала богатейший мавзолей Неаполя Скифского.

      Помимо археологических работ в Крыму и на Таманском полуострове, в течение двадцати лет (1951-1970 года) сотрудники Отдела Древнего Востока принимали активное участие в раскопках урартской крепости Эребуни на холме Аринберд в Ереване. Работы велись совместно с Институтом археологии Академии наук Армянской ССР и Отделом охраны памятников при Государственном комитете Совета министров Армянской ССР по делам строительства. Общее руководство проектом осуществлялось К.Л. Оганесяном, научным консультантом был академик Б.Б. Пиотровский. Начальником экспедиции до 1959 года была Н.М. Лосева, позднее С.И. Ходжаш.

      Таким образом, археологические исследования ведутся Музеем в общей сложности уже более 80 лет. Результатом этих изысканий стали многочисленные публикации и научные конференции; кроме того, найденные памятники древнего и античного искусства — скульптура, керамика, предметы нумизматики, произведения декоративно-прикладного искусства, артефакты культуры и быта древних народов пополнили фонды Музея и вошли в основную экспозицию.

      В части научно-просветительской работы сотрудники Музея также ведут большую работу. Особое внимание уделяется теме «музей и юный зритель». Учитывая тот факт, что Музей создавался И.В. Цветаевым именно в расчете на просветительство, особое значение приобретает экскурсионная, лекционная и популяризационная работа. В 2005 году был открыт Центр эстетического воспитания для детей и юношества «Мусейон». Это событие явилось ярким примером того, насколько серьезно с точки зрения методологии осуществляется научная популяризация в Музее.

      В Центре функционируют кружки, мастерские и секции, в которых научные сотрудники преподают историю мирового искусства на основе музейных и выставочных экспозиций, в мастерских опытные художники обучают детей различным техникам изобразительного искусства. Кроме того, в Центре разрабатываются образовательные программы для различных возрастных групп, а также для детей с ограниченными возможностями.

      В Музее ведется подготовка и издание книг, альбомов и буклетов, ориентированных на детскую аудиторию. Такие издания выходят тематическими сериями и помогают школьникам всех возрастных групп знакомиться с историей, видами и жанрами, материалами и техниками изобразительного искусства.

      В 1996 году в ГМИИ им. А.С. Пушкина в статусе отдела был организован Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева, который разместился в здании Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) на улице Чаянова (открыт 30 мая 1997 года). Его экспозицию составляют гипсовые слепки, которые не вошли в основную экспозицию Музея или их дублетные экземпляры. Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева продолжает научно-просветительскую деятельность, которая изначальная предназначалась Музею на Волхонке. Таким образом, идея И.В. Цветаева об «учебном музее для учащихся и студентов» обрела свое новое воплощение.

      В Отделе рукописей Музея хранится документация по его истории, научное и эпистолярное наследие И.В. Цветаева, других музейных деятелей, крупных искусствоведов и художников, архивы некоторых музеев, чьи коллекции в разное время поступили в ГМИИ. В последние годы интенсивно ведется научная обработка фондов архива, вышли в свет и готовятся к публикации многотомная переписка И.В. Цветаева с Г. Треем и с Ю.С. Нечаевым-Мальцовым.

      Музей располагает обширной научной библиотекой, которая открылась летом 1912 года. В основу библиотечного фонда легло книжное собрание Кабинета изящных искусств и классических древностей при историко-филологическом факультете Московского университета. Фонд комплектовался в соответствии с общим развитием науки об искусстве и с учетом университетского курса. Библиотека включала в себя различные издания по изобразительному искусству, в том числе фотографии и диапозитивы, а также журналы, освещающие современные проблемы науки об искусстве того времени; некоторые из них комплектуются научной библиотекой ГМИИ и сегодня. Кроме того, фонды пополнялись личными библиотеками сотрудников Музея. В настоящее время научная библиотека располагает почти двухсоттысячным фондом книг и журналов и продолжает пополняться как отечественными, так и зарубежными изданиями.

      В преддверии 100-летнего юбилея Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в 2012 году научная деятельность Музея стала еще более активной, были подготовлены к изданию каталоги-резоне, монографии и исследования, снабженные подробным научным аппаратом. Одновременно в связи с расширением экспозиционных площадей сотрудники Музея разрабатывали научные экспозиции для тех коллекций, которые будут размещены в новых музейных пространствах, что позволит по-новому оценить масштаб собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

  • Просветительская деятельность

      Начиная с первых лет существования Музея, его просветительную деятельность отличает демократичность, обращенность к самой широкой аудитории, что получило особое значение в первые годы после революции, когда основной аудиторией Музея стали рабочие, красноармейцы, студенты и школьники.

      В 20-е годы ХХ века складывались основные формы работы музея с публикой — общедоступные экскурсии на материале экспозиции и выездные лекции в сопровождении репродукционного материала. Среди сотрудников Музея, читавших в эти годы лекции и проводивших экскурсии, были крупнейшие ученые и музейные специалисты В.Н. Лазарев, В.И. Авдиев, В.Д. Блаватский, А.В. Бакушинский; «лектора-руководители» А.В. Живаго, А.Н. Замятина, Н.М. Лосева и другие. В 20-е годы тематика лекций и экскурсий носила по большей части историко-культурный характер, например «Памятники быта Древнего Египта», «Типы атлетов в греческой скульптуре» и т.п.

      С 30-х годов, после создания картинной галереи и расширения коллекции подлинников, в Музее складывалась методология популяризации искусства, в которой ведущее место принадлежит искусствознанию. Появилсиь циклы углубленных экскурсий по залам Музея. В 30-е годы был организован методический совет, в который входили крупнейшие ученые В. Н. Лазарев, В. И. Авдиев, В.В. Павлов, А.А. Сидоров, руководивший всей научно-просветительской работой Музея. К этому же времени относится организация первых публичных лекций по архитектуре и творчеству крупнейших мастеров мирового и советского искусства. К чтению лекций были привлечены видные представители советской архитектуры И.В. Жолтовский, А.В. Щусев, И.А. Фомин, также известные искусствоведы М.В. Алпатов, В.Н. Лазарев, А.В. Бакушинский и др. Лекционная деятельность Музея не прекращалась и во время войны, когда осенью и зимой 1941-1942 годов в доме ученых было прочитано 19 лекций по истории мирового искусства. Лекции читались и в госпиталях.

      В середине 1950-х-60-е годы происходило окончательное формирование системы музейной художественной популяризации искусства, многие из форм которой родились именно в стенах ГМИИ им. А.С. Пушкина. Сложились новые виды цикловых экскурсий не только исторического типа, но и так называемого теоретического. Например, цикл экскурсий «Беседы о живописи» знакомил зрителей с основными эстетическими категориями искусства, с разнообразными возможностями его художественного языка.

      В 1954 году при Музее открылся постоянно действующий публичный лекторий, существующий до наших дней. В сотрудничестве со Всесоюзным обществом «Знание» научные сотрудники Музея выезжали с циклами лекций во многие города нашей страны — в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток, Украину, в прибалтийские республики. Большое число выездных лекций читалось в лекториях Москвы и ее окрестностей — в школах, высших учебных заведениях, Домах культуры.

      За время существования музейного лектория в нем прочитаны десятки разнообразных циклов лекций, сотни лекций, подчас уникальных, на темы, связанные с историей развития мирового искусства. В лектории Музея выступают не только научные сотрудники отдела популяризации и других научных отделов Музея, но и приглашенные специалисты, российские и зарубежные ученые.

      Уже более 50 лет в Музее существуют кружки и клубы для школьников и дошкольников. Работа с детьми, истоки которой восходят еще к 20-м годам ХХ века, особенно бурно развивается на протяжении последних десятилетий. В настоящее время это направление просветительской работы выделилось в самостоятельный отдел — Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон», который открылся в отдельном здании 17 января 2006 года. В центре предусмотрены удобные, специально оборудованные помещения для проведения кружковых занятий, а также компьютерный класс, искусствоведческая библиотека для учащихся и учителей. Детям предоставляется возможность самим поработать в художественных мастерских — живописной, графической, керамической. Учащиеся могут выступать на настоящей сцене в прекрасно оборудованном зале, устраивать музыкальные вечера в камерном салоне, отдыхать в уютном арт-кафе центра.

      В «Мусейоне» регулярно проводятся выставки детского рисунка, а также творчества профессиональных художников; драматические представления и музыкальные концерты детских и профессиональных коллективов; встречи с художниками. Среди основных направлений работы центра старейшими являются изостудия для дошкольников и младших школьников, клубы любителей искусств (КЛИ) и юных искусствоведов (КЮИ), кружки для дошкольников и младших школьников — «Семейные группы» и «Беседы об искусстве».

      Большую роль в научно-просветительной работе Музея играет оснащение экспозиции и временных выставок справочными материалами — экспликациями и развернутым этикетажем.

      Музей постоянно выпускает каталоги временных выставок, путеводители по залам постоянной экспозиции во всех своих зданиях и специальные издания, рассчитанные на школьников и учителей из серии «В помощь школе» по отдельным залам и разделам экспозиции.

  • О памятниках в ГМИИ им. А.С. Пушкина, перемещённых на территорию Советского Союза из Германии в результате Второй мировой войны

      В 1945 в ГМИИ им. А.С. Пушкина поступили на хранение памятники из музеев Германии, доставленные в СССР как частичное возмещение непоправимого ущерба, причинённого в годы войны. Вывоз воинами Советской Армии из разгромленной фашистской Германии культурных и художественных ценностей в обстановке царившего в то время в стране хаоса и безвластия и передача их в государственные хранилища, обеспечившие их сохранность, бесспорно явился актом спасения этих ценностей от уничтожения и разграбления. Начиная с 1949 года, Советский Союз осуществил целую серию передач в ГДР ценностей, вывезенных из Германии. Заключительный «Протокол о состоявшейся передаче Правительством СССР Правительству ГДР культурных ценностей, спасённых Советской Армией» от 29 июля 1960 года зафиксировал 1 571 995 предметов и 121 ящик книг, фоноархивов и нотных тетрадей, свыше 3 млн. архивных дел. ГМИИ им. А.С. Пушкина, в частности, передал в ГДР 354 271 художественное произведение.

      Порядок работы с перемещенными ценностями на современном этапе определен правительством Российской Федерации на основании Федерального закона от 15.04.1998 г. № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) .

      Пушкинский музей, в полной мере осознавая сложность и значимость вопросов, связанных с проблемой перемещенных ценностей в целом и конкретными предметами, хранящимися в ГМИИ, на протяжении всего послевоенного времени ведет работу по сохранности, изучению, атрибуции, реставрации этих памятников.

      Широко и всесторонне освещена как в специализированных, так и популярных изданиях масштабная реставрационная работа над спасением произведений Дрезденской галереи, начавшаяся весной 1945 года и завершившаяся в 1955 году выставкой «Шедевры Дрезденской картинной галереи» (выставку посетили 1 200 000 чел.), после чего, как известно, шедевры Дрезденской галереи были возвращены в ГДР. Впоследствии произведения из Дрезденской галереи и других немецких музеев, в которые были возвращены ценности, неоднократно показывались на выставках в Пушкинском музее:

      1958 год - Произведения искусства из ГДР. Живопись, графика, скульптура и прикладное искусство.
      1975 год - Сокровища Дрезденской галереи.
      1984 год - Спасенные шедевры мирового искусства из Дрезденской картинной галереи и сокровищницы «Грюне Гевельбес».
      2006 год - Антонелло да Мессина (1430-1479). «Святой Себастьян» из собрания Дрезденской картинной галереи.
      2009 год - «Дрезден-Москва. Продолжение традиции: Шедевры Дрезденской картинной галереи в ГМИИ». Выставка одной картины. Андреа Мантенья. Святое Семейство. 1495-1500.
      2015 год - Никола Пуссен «Царство Флоры». К 60-летию «Выставки картин Дрезденской галереи» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

      Кроме того, результаты исследовательской и реставрационной работы сотрудников ГМИИ им. А.С. Пушкина, связанные с темой перемещенных ценностей, были представлены широкой публике на следующих выставках:

      1985 год - ГМИИ им. А.С. Пушкина в годы Великой Отечественной войны. Дрезденская галерея в Москве. На материале архива ГМИИ.
      1995 год - К 50-летию Победы над фашистской Германией: «Дважды спасенные». Произведения европейской живописи XIV-XIX веков, перемещенные на территорию Советского Союза из Германии в результате Второй мировой войны.
      1995 год - Документы свидетельствуют... К 50-летию Великой Победы. 1941-1958.
      1995 год - Пять веков европейского рисунка. Рисунки старых мастеров из бывшего собрания Франца Кёнигса.
      1996 год - Сокровища Трои. Из раскопок Генриха Шлимана.
      2005 год - Археология войны. Возвращение из небытия. Реставрация и восстановление античных памятников, перемещенных в результате Великой Отечественной войны.
      2007 год - Эпоха Меровингов - Европа без границ.
      2014 год - Искусство Древнего Кипра из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина.
      2014 год - От Ренессанса до Барокко. Итальянская живопись из фондов ГМИИ.
      2015 год - К 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Хранители. Война и мир в музее. ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1941-1955 годах.

      Научное осмысление наследия из так называемого особого фонда зафиксировано в каталогах выставок, в частности, в последнее время широкий резонанс получили двухтомное издание «Искусство Древнего Кипра из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» (2014 г., научный коллектив под руководством доктора искусствоведения Л.И. Акимовой), каталоге-резоне «От Ренессанса до Барокко. Итальянская живопись из фондов ГМИИ» (2014 г., автор - доктор искусствоведения В.Э. Маркова).

      Пушкинский музей открыт к научному диалогу с партнёрами. Вместе с другими российскими музеями сотрудники принимают участие в подготовке российско-немецкого выставочного проекта «Железный век: Европа без границ». Это продолжение работы, начавшейся с участием ГМИИ в проекте России и Германии «Бронзовый век: Европа без границ», который был реализован в 2013 - 2014 гг. на площадках Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге и Государственного Исторического музея в Москве.

      С 2015 года в рамках долгосрочного сотрудничества в контакте с немецкими учёными сотрудники ГМИИ приступили к работе над изучением, реставрацией и планируемой экспозиции скульптур, происходящих из Музея кайзера Фридриха (ныне Музей Боде) в Берлине. Речь идёт о работе над произведениями таких скульпторов как Донателло, Никколо и Джованни Пизано, Тино ди Камаино, Андреа дель Верроккьо, Луки делла Роббиа, Мино да Фьезоле и некоторых других. Предполагается, что результат подобной совместной деятельности будет представлен на большой итоговой выставке, которую со временем планируется включить в обновленную постоянную экспозицию Пушкинского музея.

РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ

Выполнила: студентка 2 курса

очной формы обучения

направление бакалавриата:

071800 Социально-культурная

деятельность

профиль: Менеджмент социально-культурной деятельности

Козловская Светлана Вадимовна

Проверила:

канд.пед.наук, доцент

Телицына С.В

Мурманск

I. Разработка лекции "Информационно-просветительная деятельность музеев".

Лекция расчитана на стандартное количество времени 90 мин (1,5 ч). Понадобятся ноутбук, экран и проектор.

Цель лекции: сформировать у учащихся полноценное представление о музее как о социокультурном институте, развить интерес к видам музейной деятельности, расширить уже имеющиеся знания о сфере музейной практики.

Задачи:

1) продемонстрировать развитие видов музеев;

2) на примере крупнейших музеев мира показать функции музеев;

3) рассказать о формах и видах музейной деятельности.

Литература:

1) Кулемзин А.М. О музейном специалисте [Текст] / А.М Кулемзин // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. - №7. –С.77-80.

2) Лысикова О.В. Музеи мира [Текст]:Учебное пособие / О.В. Лысикова.- М.,2004. – 128 с.

3) Музейное дело России [Текст] / Под ред. М.Е. Каулен, И.М. Косовой, А.А.Сундиевой.- М.: Издательство «ВК»,2005.-2-е изд.-614 с.

4) Музей будущего [Электронный ресурс].- Режим доступа http://www.future.museum.ru.

5) Российская музейная энциклопедия [Текст].– М.: Прогресс, М.: РИПОЛ классик, 2005.- 848 с.: ил

План:

1. История музейного дела.

2. Виды музеев.

Отраслевые.

Комплексные.

Мемориальные.

3. Крупнейшие музеи мира.

Версаль.

Орсэ – музей из вокзала.

Музей вин.

4. Виды деятельности музея.

Коллекционирование.

5. Функции музея.

Функция документирования.

Другие функции.

Консультация.

Музейное занятие.

Музейный урок.

Экскурсия.

Спектакль.

Концерт.

Мастер-класс.

Музейный кружок.

Музейный праздник.



Фестиваль.

Музейная акция.

1. История музейного дела.

Понятие музея как социально-культурного института.

Музей – исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных, образовательно-воспитательных и пропагандистских целях.

История развития музея в XV - XVIII вв.

Возникновение музея как социокультурного института в период Возрождения.

Возникновение художественного коллекционирования в Италии в XV -XVI веках.

Художественное коллекционирование за пределами Италии.

Формирование научных коллекций в период Возрождения.

Музейное дело в XVII в. и в период Просвещения (XVIII в.).

Коллекционирование и первые публичные музеи в XVII - XVIII веках.

Художественные коллекции и музеи в различных частях Европы.

Научные коллекции и музеи XVII - XVIII веков.

2. Виды музеев.

Слово «музей» в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы, - храм муз. В соответствии с содержанием коллекций выделяются музеи отраслевые, комплексные, мемориальные.

Отраслевые.

Работа исторических музеев связана с изучением исторических событий, памятников, археологических находок. Художественные музеи собирают и изучают произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В литературных музеях хранятся материалы, связанные с жизнью и творчеством писателей. Музыкальные музеи могут быть музеями музыкальных инструментов, музыкальной культуры и мемориальными. Музеи музыкальных инструментов собирают уникальные коллекции инструментов разных эпох и народов, а также изготовленных великими мастерами. В музеях музыкальной культуры хранятся архивно-рукописные материалы, музыкальные инструменты, изобразительные материалы, фонотеки. Музыкально-мемориальные музеи создаются, как правило, в домах и усадьбах, где жили и работали известные музыканты.



Комплексные.

Комплексные музеи, к которым относятся краеведческие, сочетают в себе несколько направлений сбора, коллекционирования и изучения экспонатов. Краеведческие музеи составляют самую широкую сеть и включают отделы истории, природы, декоративно-прикладного искусства, небольшие картинные галереи.

Мемориальные.

Мемориальные музеи создаются обычно на базе выдающихся памятников архитектуры, живой природы или на базе краеведческих, литературных, музыкальных и других музеев.

Работа музеев различной направленности регламентируется Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации, о музеях в Российской Федерации».

3. Крупнейшие музеи мира.

Картинная галерея Лувра, даже взятая в отдельности, могла бы стать музеем мирового значения. Здесь собраны великие произведения величайших живописцев - Франсиско Гойи, Рафаэля, Делакруа, Рубенса, Рембрандта.

Версаль.

В благоустройство и украшение Версаля свой вклад внесла каждая эпоха, воспоминания о себе оставил почти каждый монарх. Но образ Версаля все же прочно связан с именем Людовика XIV. При нем строительные работы велись почти сорок лет. В Версале всегда царил праздник, затянувшийся на целые десятилетия. Его главным постановщиком был Людовик XIV. Ему доставляли огромное удовольствие и Зверинец с редкостными животными, и Оранжерея с диковинными растениями. А главной гордостью короля был Версальский парк, который раскинулся на площади в 101 гектар. Начиналось все с титанической работы по осушению болот, потом сюда наносили землю, песок и камни, чтобы выровнять почву и создать искусственные террасы. Тысячи рабочих рыли каналы и строили водопровод для знаменитых фонтанов и каскадов.

Музей импрессионизма в Париже.

На первом этаже Музея выставлены и полотна «живописца радости» Огюста Ренуара - «Дорога в траве», «Натурщица на солнце». Полотна Ренуара переходят и на второй этаж Музея. Кроме них, здесь выставлены картины Клода Моне, Писарро, Сезанна, Винсента Ван Гога, Поля Гогена и других художников. И одним из шедевров является картина К.Моне «Впечатление», давшая название всему направлению импрессионизма.

Национальный музей искусств имени Жоржа Помпиду.

Центр Помпиду укрывает в своих стенах не только библиотеку и модульные выставочные помещения. Здесь есть еще и кинотеатр, и концертный зал, детская площадка для игр, несколько ресторанов и баров. В подвальных этажах Центра расположился Институт исследования координации акустики и музыки, который представляет собой комплекс ультрасовременных акустических лабораторий. Его концепция разработана таким образом, чтобы сочетать оптимальные

условия для акустических исследований с возможностью доступа широкой публики в демонстрационный зал.

Орсэ – музей из вокзала.

Создание этого музея стало значительным событием в культурной жизни Франции. Крупнейший вокзал Орлеанской компании, утративший своё функциональное значение, должен был превратиться “из вокзала в музей” – в этом заключалась главная идея его реставраторов и устроителей. Одной из главных задач в реализации этого проекта было не только сохранить вокзал в первозданном виде, но и включить его в современную жизнь, придать музею – вокзалу двойную функцию, – как носителя исторической памяти, так и современного подлинного явления.

Музей вин.

В 1981 году на парижской улице О был открыт Музей вина, на месте которого в XV века стоял монастырь. Скромные монахи, прозванные «добродеями», в свободное от молитв время занимались виноделием, приспособив галереи старых каменоломен под винные погреба. Монастырь славился своими винами, и сам король Людовик XIII любил, возвращаясь с охоты из Булонского леса, отведать лёгкого монастырского вина. Монахи делали вино для церковных нужд, а избытки его продавали на рынке. Но после Французской революции монастырь закрыли и разграбили, а уцелевшие его постройки до 1906 года служили зданием ткацкой фабрики.

В одной такой из уцелевших подземных галерей и был устроен Музей вина. Экспонаты его не только знакомят туристов с историей и технологией виноделия, здесь можно попробовать наиболее известные сорта французских вин: после осмотра Музея для его посетителей предусмотрена специальная дегустационная программа. Гостеприимные экскурсоводы расскажут, в какие годы, например, лучше производить бордо, а в какие – бургундское. Вам продемонстрируют и цвет, и вкус, и крепость, и букет... А желающих закрепить приобретённые познания пригласят в ресторан, который расположился в одном из подземелий Музея.

Демонстрация презентации "Музеи мира. Франция. Сокровища Лувра".

4. Виды деятельности музея.

Коллекционирование.

Формирование и хранение коллекций. Функциональную программу музей выполняет специфическими средствами. Вещественный памятник - основа различных по виду музеев. Выявление, взятие на учет и комплектование фондов проводятся по профильной принадлежности музея. В зависимости от значимости экспонатов фонды музея разделяются на основные и научно-вспомогательные.

Научно-исследовательская деятельность.

Научно-исследовательская деятельность складывается из нескольких последовательных фаз. Первая ступень - определение и классификация материма, его возможное использование для дальнейшей научной обработки и в культурно-просветительских целях, размещение поступлений в фондах и экспозиции. Научная классификация собраний музея находит отражение в составлении каталогов и другой научно-вспомогательной документации. Завершающей фазой научной обработки музейного материала являются организация экспозиции и подготовка научных публикаций. Для проведения научной работы сотрудниками музея и специалистами фондов необходимо обеспечить доступность всех материалов фондовых коллекций.

Экспозиционная деятельность.

Основу деятельности музея составляет постоянная экспозиция. Она формируется преимущественно из подлинных экспонатов, прошедших предварительную научную обработку. Главные требования к экспозиции: единство архитектурно-планировочного построения и научной концепции; хорошие условия для посетителей: организация продуманных движений, возможности индивидуального осмотра и в составе экскурсионных групп, учет интересов разных категорий зрителей; выразительная форма подачи демонстрационного материала в соответствии со структурой и тематико-экспозиционным планом музея в целом; обеспечение сохранности экспонатов: соблюдение требуемого освещения, температурно-влажностного режима, мер по охране коллекции.

5. Функции музея.

Основными функциями музейной деятельности, определяющими его место и роль в обществе и культуре, являются функция документирования, функция образования и воспитания и функция организации свободного времени.

Функция документирования.

Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком музейных предметы, которые могут выступать подлинными свидетельствами объективной реальности, комплектует музейные фонды, занимается их хранением и изучением.

Функция образования и воспитания.

Функция образования и воспитания основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.

Функция организации свободного времени.

Функция организации свободного времени является производной от функции образования и воспитания, так как посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера.

Другие функции.

В качестве самостоятельных социальных функций музея выделяют также его научно-исследовательскую, охранную, а также коммуникативную функции.

Лекция – последовательное изложение в устной форме темы, либо ее раздела, связанных с профилем музея или с использованием материалов музейного собрания. Сформировавшись в качестве формы передачи репродуктивных знаний в сфере науки и образования, музейная лекция сохранила не только ее название, но и такие признаки, как преимущественной вербальный способ передачи информации и «статичность» ситуации общения (в противоположность «моторности» экскурсии). Существенными признаками музейной лекции также являются внеэкспозиционная форма проведения и, как следствие, – большая по сравнению с экскурсией вариативность тематического диапазона. Музейная лекция подразделяется на два вида: 1) лекция академическая (учебная) и 2) лекция научно-популярная.

Консультация.

Помимо классического варианта музейной консультации современная музейно-образовательная практика представляет различные модификации данной формы, что позволяет ее дифференцировать на два вида: 1) консультация стандартная (традиционная) и 2) консультация нестандартная (новационная), базирующаяся на методах театрализации и ролевой игры.

Музейное занятие.

Музейное занятие – специфическая форма музейной коммуникации, осуществляемая непосредственно в пространстве экспозиции или в интерактивной зоне музея и допускающая отличную от экскурсии логику и динамику маршрута осмотра экспозиции в соответствии с тематической доминантой занятия. Функция музейного занятия, соотносимого с такими направлениями образовательной деятельности музея как обучение и развитие творческих начал, заключается в апелляции к объектам экспозиционного показа для активизации процесса познания, что означает высокий качественный уровень использования музейно-педагогического потенциала музея. В зависимости от задачи музейное занятие может быть по виду: 1) обучающим и 2) развивающим, а в соответствии с ведущим методом: 1) игровым, 2) студийным, 3) практическим и 4) семинарского типа.

Музейный урок.

Музейный урок проводится с целью углубления знаний учащихся по теме учебного курса школы (основного или факультативного) непосредственно на экспозиции музея. Данная форма организации музейно-педагогического процесса имеет четко выраженный адресный характер и рассчитана на коллективную работу с группой учащихся (школьным классом), характеризующуюся относительной однородностью социально-демографических и психологических признаков, а также единой мотивацией прихода в музей. Особенность музейного урока заключается в реализации задач школьного образования в образовательной среде музея, что подразумевает не только серьезную подготовку всех агентов коммуникации (школьника, учителя и экскурсовода/музейного педагога) предваряющую приход класса в музей, но и разработку заключительной фазы проверки уровня усвоения учащимися новых знаний посредством создания механизма «обратной связи». Конечный результат музейного урока с точки зрения коммуникационной теории – «коммуникация, отложенная во времени», когда влияние музея продолжает ощущаться на завершающей стадии музейного урока, осуществляемой школьным педагогом в классе.

Экскурсия.

Экскурсия музейная – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Экскурсия – форма просветительской (образовательной) деятельности, содержанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмоциональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом визуальных объектов с целью приобретения знаний и впечатлений. Главным критерием выделения экскурсии, отличающим ее от других возможных форм культурно-образовательной деятельности музея, является функция презентации экспозиции (выставки). Согласно этому критерию музейная экскурсия подразделяется на два вида: 1) экскурсия обзорная (полная презентация) и 2) экскурсия тематическая (частичная презентация, представление одного из тематических разделов экспозиции или выставки). Следующий уровень – подразделение каждого вида экскурсий на подвиды, в зависимости от методического принципа их построения: 1) экскурсии традиционные, 2) экскурсии театрализованные (интерактивные) и 3) экскурсии специализированные (с какой-либо доминирующей темой). Поправка на социально-демографические и психологические особенности контингента экскурсантов (шестой уровень классификации) позволяет далее дифференцировать экскурсии на три разряда: 1) экскурсии для детей, 2) экскурсии для подростков и 3) экскурсии для взрослых.

Спектакль.

При выделении музейного спектакля в качестве самостоятельного базового элемента классификации имеется в виду сценическая постановка, с использованием музейного интерьера, выполненная профессионалами. Все прочие варианты музейных инсценировок относятся к форме студийного занятия, построенного на методе театрализации.

Концерт.

Концерт как форма культурно-образовательной деятельности музея тесно соприкасается с проблемой использования музыки в музейной коммуникации. Согласно классификации, опирающейся на функциональный подход (Н.Г. Колокольцева), использование музыки в музее дифференцировано на три типа: 1) «озвучивание» экспозиции, 2) музыка как звучащий экспонат, 3) концерт в музее. В предлагаемой классификации принимается во внимание только форма концерта в музее.

Наряду с аттрактивностью, несомненным достоинством данной формы является ее универсальность, возможность применения практически во всех музеях, независимо от профиля. Если в исторических, художественных или литературных музеях дефиле имеет вид демонстрации мод соответствующих эпох и сословий, то в этнографическом музее на первое место выдвигаются признаки народности и этнической специфики традиционного костюма. Демонстрация моделей одежды тесно смыкается с формой бала. Бал в музее – танцевальный вечер с погружением в историко-культурную среду для получения эмоциональных впечатлений.

Мастер-класс.

Мастер-класс в этнографическом музее обычно принимает вид демонстрации искусства изготовления какого-либо изделия (или его фрагмента) в традиционном стиле. Органично вписывается в профиль этнографического музея мастер-класс по обучению элементам народного танца, основам пиктографического письма, игре на простейших музыкальных инструментах и т.д.

Музейный кружок.

Деятельность музейного кружка имеет все преимущества серийных форм («обратная связь», эффект «музейно-педагогического последействия», вызываемый фактором «коммуникации, отложенной во времени», поступательное усложнение программы, дающее возможность отследить механизм перехода количественного накопления информации в качество – приобретение учащимися знаний и навыков и т.д.); кроме того, знание индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого члена кружка, достигаемое только при длительном контакте с группой, открывает новые возможности в использовании средств, методов и методических приемов музейной педагогики. С точки зрения организации учебного процесса кружковая работа предоставляет музейному педагогу неограниченные возможности в творческом экспериментировании, придании каждому занятию оригинального облика, основанного на различном сочетании элементарных музейных форм и инноваций из других сфер культуры и образования. В этом смысле кружок сродни творческой лаборатории музейного экспериментирования.

Студия, в отличие от кружка, предполагает внесение в процесс обучения компоненты художественного творчества.

Курсы как особая форма коммуникативной деятельности музея не являются новацией в практике музейного дела. По уровню сложности данная форма культурно-образовательной деятельности музея подразделяется на: 1) курсы, адресованные широкому посетителю, 2) курсы повышения квалификации специалистов – профессионалов музейного дела и педагогов.

Отнесение музейного клуба к формам, производным от рекреационной функции музея, определяется: 1) факультативностью курса, 2) апелляцией к адресату, для которого посещение клуба мотивируется стремлением к познавательному досугу, 3) соотнесением этой мотивации с такими направлениями музейно-педагогической деятельности музея как отдых и общение.

С музейным клубом тесно соприкасается другая форма культурно-образовательной деятельности музея, получившая название «вечеров» («литературные вечера», «музыкальные вечера»), в большей степени характерная для художественных и литературных музеев. Не выходя за рамки своей компетенции, этнографический музей вносит в развитие этой формы новые идеи, подсказанные народной традицией (например «святочные вечера»).

Музейный праздник.

Праздник в музее – комплексная форма работы с музейной аудиторией, включающая в себя объединенные единой темой элементы экскурсии, тематического вечера, театрализованного представления и пр., проводящаяся на основе сценария с использованием экспозиций и музейных коллекций. Данная специфическая форма реализации культурно-образовательной деятельности музея характеризуется синкретизмом составляющих его базовых элементов, комбинируемых в различных вариантах, с четкой ориентацией на удовлетворение потребности посетителя в рекреации. В зависимости от содержания праздник подразделяется на два основных вида: 1) праздники народного календаря и 2) праздники событийные.

Фестиваль.

Несмотря на заимствованный характер формы, в настоящее время можно с уверенностью сказать, что музейный фестиваль не только удачно сочетается с задачами культурно-образовательной деятельности музея, но и в целом обогащает эту форму, внося в нее новое содержание.

Музейная акция.

Музейная акция - совокупность музейных мероприятий, чаще всего связанных с открытием и функционированием новой экспозиции или выставки. В последнее время при проведении музейных акций, наряду с традиционными формами, используются различные инновационные формы: хэппенинг, перформанс, а также иные варианты организации музейного действа, основанного на технологии интерактивности.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения