Николай Алексеевич Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо. Прочитать главы «Пролог», «Поп», «Сельская ярмонка» Героем своей поэмы Некрасов избрал не отдельную личность, а весь народ, все “мужицкое царство”. “Кому на Руси жить хорошо”

«Да выискался пьяненький
Мужик,- он против барина
На животе лежал»…

Такими строчками в поэму Некрасова вводится один из образов бедных крестьян – образ Якима Нагого. Этот персонаж, точно так же, как и семь странников, является собирательным образом русского мужика, поэтому характеристика образа Якима Нагого в поэме «Кому на Руси жить хорошо» так важна для целостного понимания произведения.

Для создания этого образа Некрасов использует прием «говорящих имен» – Яким носит фамилию Нагой и живет в деревне Босове, что недвусмысленного свидетельствует о его нищете. История жизни Якима, изложенная им самим, и вправду не богата радостью. Долгое время он жил в Санкт-Петербурге на заработках, но потом из-за тяжбы с купцом оказался в тюрьме. «Как липочка, ободранный» возвращается он на родину, к оставленному тяжкому труду, и вот уже тридцать лет как безропотно работает.

Описание внешности Якима не может не вызвать жалости. У него «впалая грудь» и «вдавленный» живот, волосы же напоминают песок. Одновременно в описании внешности героя проявляется другая сторона его образа – это человек, неразрывно связанный с землей, до такой степени, что и сам он начал походить на «ком земли», на «пласт, сохой отрезанный».

Такие сравнения традиционны для русского фольклора, в частности, в стихе «О Егории Хоробром» также встречается сравнение рук человека с древесной корой. И неудивительно, ведь при создании этого образа Некрасов обильно пользовался фольклором, насыщая речь персонажа перефразированными пословицами и прибаутками. Русский народ неотделим от своей земли и своей речи – вот что становится понятно при близком знакомстве с образом Якима. В то же время, автор размышляет над тем, что такая жизнь, как сейчас, не приносит крестьянину никакой радости, ведь он трудится не для себя, а для помещика.

Перед читателем предстает человек, все силы которого забрала работа. В его жизни не осталось никакой отдушины, разве что выпивка. Яким, который «до смерти работает, /До полусмерти пьет!..», не отличается этим от остального крестьянства. Но разве он виноват в этом? Нет, и поэтому в уста именно этого персонажа Некрасов вкладывает пламенную речь-обличение против укоренившегося представления о русском мужике как о горьком пьянице.

«Шальных вестей, бессовестных, о нас не разноси!» – вот чего требует Яким от барина, пришедшего посмеяться над мужицким пьянством. Непосильный труд, результаты которого зачастую отбираются помещиком или уничтожаются бедствием и неизмеримое горе – вот что, по его мнению, толкает крестьянина на пьянство. Но в то же время в его речи звучит надежда на то, что со временем все изменится: «нас хмель не одолит!

». В поэме «Кому на Руси жить хорошо» образ Якима не складывается из одного пьянства –здесь показана многогранность его души. Была у Якима одна страсть: он очень любил лубочные картинки, которые покупал своему сыну. Когда загорелась изба Якима, он первым делом вынес из огня эти картинки, а не свои сбережения. Жена же его в это время спасала иконы, так и сгорели все деньги семьи – 35 целковых. Этот поступок как нельзя лучше свидетельствует о духовности русского народа, не ставящего на первое место материальные ценности.

Выпивка заставляет мужика хотя бы на время забыться и умерить свой гнев, но однажды «загремит гром» и Русь воспрянет. Монолог, наполненный твердой верой в эти события, Некрасов вкладывает в уста пьяницы, что как нельзя лучше передает его понимание крестьянской души и любовь к своему народу. Неудивительно, что отрывок из поэмы про Якима Нагого пользовался у читателей «Кому на Руси жить хорошо» особой любовью. Именно его не раз цитировали в публицистике, на него в своих работах опирались революционеры и другие писатели, в частности – Н. Чернышевский и Н. Добролюбов. Образ Якима интересен и сегодня, в первую очередь благодаря своей неподдельной искренности.

Сочинения по литературе: Мой ответ на вопрос некрасовских странников.

Николай Алексеевич - великий русский поэт XIX века. Огромную славу ему принесла поэма-эпопея "Кому на Руси жить хорошо". Это произведение писалось в течение 20 лет. Поэма широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена - помешала смерть поэта. Крестьянская тема занимает главное место в поэме. В ней Некрасов показывает страдания простых людей, их бесправие, беспомощность, неспособность постоять за себя.

Главная проблема, главный вопрос поэмы уже ясно виден в ее заглавии: "Кому на Руси жить хорошо". Некрасова тревожит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о голодном существовании. Поэт показывает нищету, грубость и пьянство крестьян. Начало поэмы - с названиями губернии, уезда, волости, деревень - показывает читателю бедственное положение народа. Горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке временнообязанных мужиков является причиной спора о счастье. Поспорив, семь крестьян отправляются в дальнюю дорогу в поисках счастья. Но с кем бы они ни встречались, всюду вместо счастливой жизни видели непосильный труд, великое горе, безмерные страдания.

Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, семь правдоискателей - все они не мирятся со своим голодным существованием, С нескрываемым сочувствием относится к ним автор. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина "искать правду". Но все они вместе говорят о том, что Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискатели видят для русского народа такое счастье:

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай, Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

Истинно счастливыми людьми Некрасов называет тех, кто может постоять за себя и за честь других. Гриша Добросклонов является борцом за свободу, которому "судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь". Голодное детство и суровая юность сблизили его с народом, определили жизненный путь:

Лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убого и темного

Родного уголка.

Гриша боролся за крестьянские интересы, за всех "обиженных" и "униженных". Ему не нужно богатство. Гриша отдает всю свою жизнь на служение народу и его счастью, его будущему. Григорий Добросклонов идет по трудному и тернистому пути. На нем человека ждет настоящее счастье.

Я считаю, что на основной вопрос поэмы: "Кому на Руси жить хорошо?" - можно ответить: борцам за счастье народа.

Все люди живут по-разному. Кто-то богат, кто-то беден; кто-то силен, кто-то слаб. Кому-то судьба преподносит приятные сюрпризы, от кого-то отворачивается. На свете не может быть так, чтобы все жили хорошо. Кто-то обязательно должен страдать. И этот жестокий закон нашей сложной жизни всегда волновал людей. Среди них- великий русский писатель Николай Алексеевич Некрасов. "Кому живется весело, вольготно на Руси?" - этот вопрос задают герои его знаменитой поэмы-эпопеи всем, кто встречается им на пути.

Герои поэмы "Кому на Руси жить хорошо" - не , не богачи, не купцы, а простые крестьяне. Некрасов выбрал их для выяснения этого вопроса потому, что именно им живется не весело и не вольготно. Они не видят ничего, кроме работы с утра до ночи, нищеты, голода и холода. С самого начала поэмы Некрасов утверждает, что крестьяне - это не те, кто купается в счастье. И это действительно так.

А кто же, по мнению крестьян, живет, не зная горя? Это - помещик, чиновник, поп, "купчина толстопузый", боярин, министр государев, царь. Но правы ли наши герои? Такая ли безоблачная жизнь у этих людей? И поп, и помещик утверждают обратное. По их мнению, они еле сводят концы с концами. Может, и правду они говорят, да не всю. Разве можно сравнить жизнь крестьянина с жизнью помещика, даже самого "небогатого"? Конечно, нет. Чем больше человек имеет, тем больше ему становится надо. Вот помещику, например, мало большого дома, изобилия пищи, тройки лошадей, слуг. Ему надо больше: чтобы "травка каждая шептала: "Я твоя!"". Да разве у крестьян такие желания?! Для них кусок хлеба - радость.

Все понимают счастье по-разному. Большинство - в богатстве, а некоторые в том, чтобы приносить счастье другим. И такие люди, по-моему, действительно счастливы. Чтобы жить хорошо, надо помогать другим людям. Надо быть честным, добрым, бескорыстным. Но таких людей очень мало, но все же они есть. Таким, например, является Гриша Добросклонов, герой поэмы:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника...

Некрасов утверждает, что Гриша будет счастлив, потому что многое делает во благо народа, поддерживает его, вселяет веру. И его доброта не может остаться незамеченной. Может, потому наши странники так долго не могли найти счастливого человека, что на их пути встречались корыстные люди? Но так можно сказать не обо всех. Например, Матрена Тимофеевна Корчагина - добрая, трудолюбивая женщина. Да и самих мужиков нельзя назвать плохими. Но все-таки что такое счастье? Как стать счастливым? Как говорится, человек сам кузнец своего счастья. Надо добиваться его. А если не получается, то, значит, такова судьба. И с этим уже ничего не поделаешь.

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - вершина творчества Н. А. Некрасова. Это произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Оно создавалось четырнадцать лет, но Некрасов так и не завершил его.

Поэму эту называют энциклопедией народной жизни, так как в ней поэт широко представил картины жизни России XIX века, показал те перемены, которые произошли в стране после отмены крепостного права. Главная проблема этого произведения сформулирована уже в его заглавии - это проблема счастья. В поисках ответа на вопрос, "кому живется счастливо, вольготно на Руси", отправляются в путь-дорогу семь крестьян...

Каждому, кто встречается на пути, они задают вопрос о счастье. Постепенно из отдельных рассказов "счастливцев" складывается ответ на главный вопрос, с каждой новой встречей уточняется, наполняется новым смыслом понимание счастья. Уже в начале поэмы намечается, что счастье имеет не только материальную сторону. Крестьяне искали счастливых не только среди богатых и знатных, но и в народной среде.

В главе "Счастливые" уже не только странники, но и весь народ ищет "счастливого". Один за другим на зов являются крестьяне, их слушает вся "площадь людная". Однако никого из рассказчиков мужики счастливым не признали:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями...

Народная молва привела странников к Матрене Тимофеевне. Поведав им о своей жизни, Матрена сказала, что она не считает себя счастливой. Неслучайно свой рассказ она заканчивает так:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки,

Заброшены, потеряны

У бога самого!

Мне кажется, что по мере развития сюжета в поэме дается развернутый ответ на вопрос о счастье. Счастье - понятие многоликое: это и покой, и честь, и достаток, и свобода, и чувство собственного достоинства. Каждым человеком счастье ощущается по-своему. В конце поэмы странники убеждаются в том, что нет счастливых среди господ. А ведь они имеют тот достаток, которого нет у крестьян! Мужики продолжают искать "счастливого" в народной среде. И в свете их новых представлений о счастье счастливым оказывается Гриша Добросклонов. Нет у него богатства, покоя, но есть благородная цель. Григорий твердо знал, "кому отдаст всю жизнь свою и за кого умрет". Эта цель делает его счастливым, дает ему силы, уверенность в себе.

Чтобы чувствовать себя счастливым, по моему мнению, надо уметь понимать не только свою жизнь, но и жизнь других людей. Я думаю, что по-настоящему хорошо живется тому, кто идет "дорогой честною", кто встал на путь борьбы за счастье народа.

"Кому на Руси жить хорошо" является поэмой-эпопеей, итоговым произведением Некрасова. Судьба народа, судьба Родины - над этими вопросами размышлял поэт. Поэма широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена.

Главный герой поэмы - народ. Некрасов описывает быт, верования, мечты, труд крестьян. Семь странников из нищих деревень отправляются искать на Руси счастливого человека. Спор мужиков о том, "кому живется весело, вольготно на Руси", говорит о стремлении народа к правде. Через всю поэму проходит мысль о тяжелой крестьянской доле, разорении, невозможности так жить дальше. Поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость, предрассудки и пьянство в крестьянском быту.

Положение народа отчетливо рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне-странники: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме ярко изображается безрадостная, бесправная, голодная жизнь крестьян. "Мужицкое счастие, - говорит поэт, - дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!"

История созданияН. А. Некрасов начал работу над поэмой
«Кому на Руси жить хорошо» в первой
половине 60-х годов XIX века. Упоминание о
ссыльных поляках в первой части, в главе
«Помещик», позволяет считать, что работа
над поэмой была начата не ранее 1863 года.
Но наброски произведения могли появиться
и раньше, так как Некрасов долгое время
собирал материал. Рукопись первой части
поэмы помечена 1865 годом, однако,
возможно, что это дата окончания работы
над этой частью.

Замысел поэмы

Поэт работал над поэмой с 1863 по
1877 год, т. е. около 14 лет. За это время
его замысел менялся, но поэма так и не
была закончена автором, поэтому в критике
нет единого мнения о её композиции.
Четыре части поэмы в современных изданиях
располагаются в разной последовательности: литературоведы
до сих пор не могут прийти к единому мнению по поводу
авторского замысла.
Незадолго до смерти Некрасов писал Г.И. Успенскому,
что надеется «создать народную книгу», опираясь «на весь
опыт», «все сведения» о народе, «накопленные по словечку…
в течение 20 лет».

Сюжет

Семь временнообязанных мужиков путешествуют
по стране в поисках ответа на вопрос: «Кому
живётся весело, Вольготно на Руси?». Это и есть
сюжетная линия поэмы. В рукописях Некрасова
сохранился план, согласно которому герои
должны были встретиться с министром и
увидеть царя. Об этом свидетельствует спор
странников:
Роман сказал: помещику,
Старик Пахом потужился
Демьян сказал: чиновнику,
И молвил, в землю глядючи:
Лука сказал: попу.
Вельможному боярину,
Купчине толстопузому! -
Министру государеву.
Сказали братья Губины,
А Пров сказал: царю...
Иван и Митродор.

Героем своей поэмы Некрасов избрал не отдельную личность, а весь народ, все “мужицкое царство”. “Кому на Руси жить хорошо” -

Главные герои
Героем своей поэмы Некрасов избрал не отдельную личность, а
весь народ, все “мужицкое царство”. “Кому на Руси жить хорошо”
- такая народная поэма, какой еще не было на Руси. Некрасов
рассказывает о тысячелетних страданиях народа, но в то же
время мы видим, сколько духовной красоты и величия в его
героях, простых крестьянах.
Яким Нагой - один из мужиков, с кем пришлось столкнуться странникам:
Перед читателем предстает изможденный человек, у
Грудь впалая; как вдавленный
которого практически не осталось сил и здоровья.
Живот; у глаз, у рта
Все, абсолютно все забрала у него работа. У него нет
Излучины, как трещины
в жизни ничего хорошего, поэтому он так и тянется к
На высохшей земле;
пьянству: “А всё вином кончается …“
И сам на землю-матушку
В образе Якима Нагого показана вся трагичность
Похож он: шея бурая,
существования простого мужика, он – символ
Как пласт, сохой отрезанный, беспросветности и безнадежности, и именно об этом
Кирпичное лицо,
говорит автор, рисуя данные картины.
Рука - кора древесная,
А волосы - песок.

Если у Якима наблюдается полная покорность судьбе, нет
даже малейшего намека на сопротивление, то Ермил
предстает перед читателем более сильным, он пытается как-то
изменить собственную безрадостную жизнь. В столь
неимоверно сложных условиях, в которых он вынужден жить,
ему удается проявлять такие положительные черты своего
характера, как благородство, честность, доброту, сострадание.
Ермил Гирин честен, порядочен, умен, он принимает все
правила окружающего мира. Жизнь простого народа вселяет в
читателя чувство безысходности и горечи за унижения,
бедствия и страдания русских людей.

Народная молва приводит крестьянправдоискателей в село Клин, где они
надеются встретиться со счастливой
крестьянкой. Сколько же тяжелых страданий
выпало на долю этой “счастливой”
женщины! Но от всего ее облика исходит
такая красота и сила, что нельзя не
залюбоваться ею:
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
Поэтому-то она чаще поет, чем рассказывает,
поет народные песни. «Крестьянка» - самая
фольклорная часть поэмы, она почти
полностью построена на народно-поэтических
образах и мотивах. Вся история жизни Матрены
Тимофеевны - это цепь непрерывных
несчастий и страданий. Недаром она говорит о
себе: «Я потупленную голову, сердце гневное
ношу!» Она убеждена: «Не дело между бабами
счастливую искать».

Савелий - очень гордый человек. Это ощущается во
всем: в его отношении к жизни, в его стойкости и
мужестве, с которыми он отстаивает свое. Когда
он рассказывает о своей молодости, то
вспоминает, как сдавались барину только слабые
духом люди.
Вся жизнь Савелия очень
трагична, и в старости он
оказывается невольным
виновником гибели маленького
С большущей сивой гривою,
внука. Этот случай еще раз
Чай, двадцать лет нестриженной, доказывает, что, несмотря на всю
С большущей бородой,
свою силу, Савелий не может
Дед на медведя смахивал,
противостоятьвраждебным
Особенно, как из лесу,
обстоятельствам. Он всего лишь
Согнувшись, выходил.
игрушка в руках судьбы.

10.

Гриша Добросклонов коренным образом
отличается от других действующих лиц поэмы.
Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны,
Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих
других показана в покорности судьбе и
сложившимся обстоятельствам, то у Гриши
наблюдается совсем иное отношение к жизни.
Григорий не согласен покориться судьбе и
вести столь же печальную и убогую жизнь, которая
свойственна большинству людей вокруг него.
Образ Григория Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на
Руси жить хорошо» вселяет надежду в нравственное и
политическое возрождение Руси, в изменения сознания простого
русского народа. Финал поэмы показывает, что счастье народное
возможно. И пусть пока еще далеко до того момента, когда простой
человек сможет назвать себя счастливым. Но пройдет время - и
все изменится. И далеко не последнюю роль в этом будут играть
Григорий Добросклонов и его идеи.

11.

До Некрасова о русской жизни писали Гоголь,
Тургенев, Пушкин, Гончаров.

12.

Некрасов, как и Гоголь, в своей поэме решил обзорно
показать жизнь всей Руси. Понятно, что такая глобальная задача
не под силу одному человеку, поэтому Некрасов ограничился
описанием жизни нескольких смежных деревень. Основным сословием,
выбранным для описания, у Гоголя является мелкопоместное
дворянство, а у Некрасова - крестьянство (мужицкое сословие).
Своей цели авторы достигли, так как выбранные ими для описания
срезы общества были самыми представительными в описываемую
авторами эпоху. Эти образы - самые типичные русские люди, а Русь
времен Гоголя или Некрасова целиком состояла из уездных городов и
смежных деревень.
Самый естественный способ повествования - показ России
глазами одного героя (или же группы героев), откуда и вытекает тема
дороги, ставшая стержневой и связующей темой и в “Мертвых душах”,
и в “Кому на Руси жить хорошо”.

13.

Н.А.Некрасов не завершил поэму «Кому на Руси жить хорошо»,
однако он выполнил свою задачу: создал масштабное произведение
о народной жизни в переломный момент истории.
Обращение к мотиву дороги позволило ему включить в
поэму большое количество событий и массовых сцен. Глубокое
знание народных традиций и культуры помогло создать яркие
образы. Использование элементов устного народного творчества
содействовало передаче специфики народного языка.
По верному замечанию писателя Г.И. Успенского, Некрасов
выступил в поэме «Кому на Руси жить хорошо» как
«наиискреннейший выразитель сущности русской души –
страстной, жаждущей жизни, испорченной тысячами дурных
влияний, рвущейся из этих пут на волю, к свету, к правде…»

14.

Домашнее задание
Прочитать избранные главы поэмы
Н. Некрасова «Кому на РУСИ жить хорошо»
Ч. I, гл. 3 – Яким Нагой
Ч. I, гл. 4 – Ермил Гирин
Ч. III, гл. 3 – Савелий, богатырь
святорусский
Ч. III, гл. 4-8 – Матрена Тимофеевна
Корчагина

15.

Домашнее задание
Вопросы
Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его
внешний вид?
Какова его история?
Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что
отрицает в крестьянском укладе?
Какими нравственными качествами наделяет автор
героя?
Каково представление героя о счастье?
Почему странники не признали героя счастливым?
Какой смысл содержится в говорящей фамилии
героя?

16. Контрольная работа – сочинение по литературе на тему: «Счастливые» из народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

I. Герои поэмы в поисках счастья.
План:
II. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»:
1. Трагичность существования простого мужика,
олицетворенная в Якиме Нагом.
2. Ермила Гирин – служение крестьянам.
3. Счастье Матрены Тимофеевны.
4. Савелий – богатырь Святорусский.
III. Гриша Добросклонов – народный заступник,
настоящий «счастливец».

Вопросы и задания для обсуждения «Пролога»
1. В чем суть спора между мужиками? Почему они решили отправиться на поиски счастливого в ответственное для крестьянина время весенней страды 2. Какую клятву дают они в конце «Пролога»? 3. Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе»? 4. Какие предметные реалии, названия говорят о тяжелой жизни крестьянина в пореформенный период? (Обратите внимание на названия деревень, волости, губернии; указания на то, что крестьяне не всегда были сыты и одеты, что они должны были на себе испытать грабительский характер крестьянской реформы и т д.)
5. Какой смысл приобретает в «Прологе» мотив пути

Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп»
1. Какой смысл выявляется в том, что глава открывается картиной «широкой дороженьки»?
2. Можно ли считать, что образ Руси постоянно сопровождает странствия мужиков, является своеобразным «героем» поэмы? Подтвердите свои суждения текстом.
3. Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?Перескажите и зачитайте отрывки
4. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
5. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?
6. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему в пореформенное время несчастливы не только мужики, но и поп?

Вопросы и задания для обсуждения главы «Сельская ярмонка»
1. Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?
2. Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе?

4. Какое настроение вызывает глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие черты русского мужика восхищают автора?
5. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?

Тема Многообразие крестьянских типов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Проблемы осмысления Некрасовым народного бунта. Образы помещиков и их идейный смысл. Дореформенная и пореформенная Россия. Тема социального и духовного рабства.

РАБОТАЕМ В ГРУППАХ по ПЛАНУ

План анализа образа крестьянина

1. Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид?
2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?
3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе?
4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?
5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?
6. Почему странники не признали героя счастливым?
7. Можно ли заметить смысл в говорящей фамилии героя?
8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о героях?
Кроме того, каждой группе могут быть предложены и специальные вопросы, проясняющие смысл каждого из образов крестьян в поэме и помогающие обобщить свои наблюдения.
Группа 1(………). Яким Нагой. (Ч. I, гл. 3.)
1. Как в образе Якима Нагого отразились противоречия «души народной»?
2. Как этот образ помогает читателю понять, что судить о народном горе или радости можно только изнутри народного уклада жизни?
Группа 2……) Ермила Гирин. (Ч. I, гл. 4.)
1. Как в поединке крестьянина с купцом Алтынниковым отразились нравственные принципы народа?
2. Как в образе Ермилы Гирина показан механизм «крестьянской демократии», основанный на нравственных законах и нормах совести?
Группа 3.(…..) Савелий, богатырь святорусский. (Ч. III, гл. 3.)
1. Охарактеризуйте страну-утопию под названием Корежина, выходцем из которой был Савелий. В чем сила и слабость Савелия?

2-Почему рассказ о Савелии ведет Матрена Тимофеевна и почему в него,в свою очередь включен рассказ самого Савелия о своей жизни?
3. Как понять афоризм Савелия: «Недотерпеть - пропасть, перетерпеть - пропасть»? Как соотносятся в его сознании понятия «свобода» и «рабство»?
Группа 4.(…….) Матрена Тимофеевна Корчагина. (Ч. III, пролог, гл. 1, 2.)
1. Почему Матрена Тимофеевна осуждает мужиков за их странничество в период крестьянской жатвы? Что такое крестьянский труд для Матрены? Почему она говорит о нем, употребляя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
2. Как она воспитывалась до замужества и почему приняла предложение Филиппа Корчагина? Какой была ее жизнь в доме мужа?
Группа 5.(……..) Матрена Тимофеевна Корчагина. (Ч. III, гл. 4-8.)
1. Какие муки перетерпела Матрена в связи со смертью сына Демушки? В чем ее образ созвучен «Хождению Богородицы по мукам»? Докажите, что описание ее жизни напоминает житие.
2. В чем автор видит нравственный подвиг крестьянки?

3. Подготовьте выразительное чтение и сделайте наблюдения над особенностями речи Матрены Тимофеевны. Найти в тексте рассуждения, которые свидетельствуют о противоречивости ее характера.

Вывод. Крестьяне пореформенной России понимают, что живут несчастливо и кто виновен в их бедственном положении, но это не мешает им сохранять внутреннее достоинство, честность, чувство юмора и своей внутренней правоты. Особенно тяжела на Руси во все времена была доля женщины, поэтому главе «Крестьянка» уделено в поэме особое место. Все герои протестуют против сложившегося уклада жизни, они способны на борьбу, обладают волей, энергией. В образе Якима Нагого показан стихийный протест, а другие персонажи способны на сознательную борьбу. В связях с народной общиной сила Ермилы Гирина, во внутренней свободе и несломленности обаяние облика Савелия, которого даже каторга не заставила смириться. Образ Матрены Тимофеевны - это символ мудрости, трудолюбия, долготерпения русской женщины. Она несет в себе черты великомученицы, способной на непосильный труд и духовное смирение. Она считает, что ее судьба «счастливее» других, несмотря на все испытания, так как ее жизнь улучшает добрая губернаторша Елена Александровна. Авторское отношение к образам крестьян не вызывает у читателя жалости, поэт восхищается своими героями и считает, что они способны участвовать в крестьянской революции.

Тема: Сатирическое изображение помещиков в поэме.

Николай Алексеевич Некрасов - великий русский поэт XIX века. Огромную славу ему принесла поэма-эпопея “Кому на Руси жить хорошо”. Это произведение писалось в течение 20 лет. Поэма широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена - помешала смерть поэта. Крестьянская тема занимает главное место в поэме. В ней Некрасов показывает страдания простых людей, их бесправие, беспомощность, неспособность постоять за себя.

Главная проблема, главный вопрос поэмы уже ясно виден в ее заглавии: “Кому на Руси жить хорошо”. Некрасова тревожит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о голодном существовании. Поэт показывает нищету, грубость и пьянство крестьян. Начало поэмы - с названиями губернии, уезда, волости, деревень - показывает читателю бедственное положение народа. Горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке временнообязанных мужиков является причиной спора о счастье. Поспорив, семь крестьян отправляются в дальнюю дорогу в поисках счастья. Но с кем бы они ни встречались, всюду вместо счастливой жизни видели непосильный труд, великое горе, безмерные страдания.

Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, семь правдоискателей - все они не мирятся со своим голодным существованием, С нескрываемым сочувствием относится к ним автор. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина “искать правду”. Но все они вместе говорят о том, что Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискатели видят для русского народа такое счастье:

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай, Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

Истинно счастливыми людьми Некрасов называет тех, кто может постоять за себя и за честь других. Гриша Добросклонов является борцом за свободу, которому “судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь”. Голодное детство и суровая юность сблизили его с народом, определили жизненный путь:

Лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убого и темного

Родного уголка.

Гриша боролся за крестьянские интересы, за всех “обиженных” и “униженных”. Ему не нужно богатство. Гриша отдает всю свою жизнь на служение народу и его счастью, его будущему. Григорий Добросклонов идет по трудному и тернистому пути. На нем человека ждет настоящее счастье.

Я считаю, что на основной вопрос поэмы: “Кому на Руси жить хорошо?” - можно ответить: борцам за счастье народа.

Все люди живут по-разному. Кто-то богат, кто-то беден; кто-то силен, кто-то слаб. Кому-то судьба преподносит приятные сюрпризы, от кого-то отворачивается. На свете не может быть так, чтобы все жили хорошо. Кто-то обязательно должен страдать. И этот жестокий закон нашей сложной жизни всегда волновал людей. Среди них- великий русский писатель Николай Алексеевич Некрасов. “Кому живется весело, вольготно на Руси?” - этот вопрос задают герои его знаменитой поэмы-эпопеи всем, кто встречается им на пути.

Герои поэмы “Кому на Руси жить хорошо” - не чиновники, не богачи, не купцы, а простые крестьяне. Некрасов выбрал их для выяснения этого вопроса потому, что именно им живется не весело и не вольготно. Они не видят ничего, кроме работы с утра до ночи, нищеты, голода и холода. С самого начала поэмы Некрасов утверждает, что крестьяне - это не те, кто купается в счастье. И это действительно так.

А кто же, по мнению крестьян, живет, не зная горя? Это - помещик, чиновник, поп, “купчина толстопузый”, боярин, министр государев, царь. Но правы ли наши герои? Такая ли безоблачная жизнь у этих людей? И поп, и помещик утверждают обратное. По их мнению, они еле сводят концы с концами. Может, и правду они говорят, да не всю. Разве можно сравнить жизнь крестьянина с жизнью помещика, даже самого “небогатого”? Конечно, нет. Чем больше человек имеет, тем больше ему становится надо. Вот помещику, например, мало большого дома, изобилия пищи, тройки лошадей, слуг. Ему надо больше: чтобы “травка каждая шептала: "Я твоя!"”. Да разве у крестьян такие желания?! Для них кусок хлеба - радость.

Все понимают счастье по-разному. Большинство - в богатстве, а некоторые в том, чтобы приносить счастье другим. И такие люди, по-моему, действительно счастливы. Чтобы жить хорошо, надо помогать другим людям. Надо быть честным, добрым, бескорыстным. Но таких людей очень мало, но все же они есть. Таким, например, является Гриша Добросклонов, герой поэмы:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника...

Некрасов утверждает, что Гриша будет счастлив, потому что многое делает во благо народа, поддерживает его, вселяет веру. И его доброта не может остаться незамеченной. Может, потому наши странники так долго не могли найти счастливого человека, что на их пути встречались корыстные люди? Но так можно сказать не обо всех. Например, Матрена Тимофеевна Корчагина - добрая, трудолюбивая женщина. Да и самих мужиков нельзя назвать плохими. Но все-таки что такое счастье? Как стать счастливым? Как говорится, человек сам кузнец своего счастья. Надо добиваться его. А если не получается, то, значит, такова судьба. И с этим уже ничего не поделаешь.

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” - вершина творчества Н.А. Некрасова. Это произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Оно создавалось четырнадцать лет, но Некрасов так и не завершил его.

Поэму эту называют энциклопедией народной жизни, так как в ней поэт широко представил картины жизни России XIX века, показал те перемены, которые произошли в стране после отмены крепостного права. Главная проблема этого произведения сформулирована уже в его заглавии - это проблема счастья. В поисках ответа на вопрос, “кому живется счастливо, вольготно на Руси”, отправляются в путь-дорогу семь крестьян...

Каждому, кто встречается на пути, они задают вопрос о счастье. Постепенно из отдельных рассказов “счастливцев” складывается ответ на главный вопрос, с каждой новой встречей уточняется, наполняется новым смыслом понимание счастья. Уже в начале поэмы намечается, что счастье имеет не только материальную сторону. Крестьяне искали счастливых не только среди богатых и знатных, но и в народной среде.

В главе “Счастливые” уже не только странники, но и весь народ ищет “счастливого”. Один за другим на зов являются крестьяне, их слушает вся “площадь людная”. Однако никого из рассказчиков мужики счастливым не признали:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями...

Народная молва привела странников к Матрене Тимофеевне. Поведав им о своей жизни, Матрена сказала, что она не считает себя счастливой. Неслучайно свой рассказ она заканчивает так:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки,

Заброшены, потеряны

У бога самого!

Мне кажется, что по мере развития сюжета в поэме дается развернутый ответ на вопрос о счастье. Счастье - понятие многоликое: это и покой, и честь, и достаток, и свобода, и чувство собственного достоинства. Каждым человеком счастье ощущается по-своему. В конце поэмы странники убеждаются в том, что нет счастливых среди господ. А ведь они имеют тот достаток, которого нет у крестьян! Мужики продолжают искать “счастливого” в народной среде. И в свете их новых представлений о счастье счастливым оказывается Гриша Добросклонов. Нет у него богатства, покоя, но есть благородная цель. Григорий твердо знал, “кому отдаст всю жизнь свою и за кого умрет”. Эта цель делает его счастливым, дает ему силы, уверенность в себе.

Чтобы чувствовать себя счастливым, по моему мнению, надо уметь понимать не только свою жизнь, но и жизнь других людей. Я думаю, что по-настоящему хорошо живется тому, кто идет “дорогой честною”, кто встал на путь борьбы за счастье народа.

“Кому на Руси жить хорошо” является поэмой-эпопеей, итоговым произведением Некрасова. Судьба народа, судьба Родины - над этими вопросами размышлял поэт. Поэма широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена.

Главный герой поэмы - народ. Некрасов описывает быт, верования, мечты, труд крестьян. Семь странников из нищих деревень отправляются искать на Руси счастливого человека. Спор мужиков о том, “кому живется весело, вольготно на Руси”, говорит о стремлении народа к правде. Через всю поэму проходит мысль о тяжелой крестьянской доле, разорении, невозможности так жить дальше. Поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость, предрассудки и пьянство в крестьянском быту.

Положение народа отчетливо рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне-странники: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме ярко изображается безрадостная, бесправная, голодная жизнь крестьян. “Мужицкое счастие, - говорит поэт, - дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!”

Автор поддерживает тех крестьян, которые не мирятся со своим существованием. Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые, такие как Савелий, “богатырь святорусский”, чье поведение говорит о просыпающемся сознании крестьян, о протесте против их угнетения. Некрасов писал об обездоленных крестьянах своей страны с болью и гневом, он не мог смириться с таким настоящим Родины.

Поэт считал: будущее России за такими, как Гриша Добросклонов. То есть за такими, которые ставят общественные интересы выше личных, отдают свою жизнь на служение народу, его счастью:

Григорий твердо знал уже,

Кому отдаст всю жизнь свою

И за кого умрет.

Счастливы на Руси только те люди, которые говорят:

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай, Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

В образе Гриши Некрасов рисует борца за свободу, революционера. Поэт верит в скрытые силы своего народа и смотрит вперед с надеждой и верой. У каждого из героев поэмы своя задача в жизни, но истинная цель, по мнению Некрасова, - борьба за счастье русского народа. Именно такой целью задался Гриша Добросклонов, и эта цель делает его счастливым.

Много тоски и грусти в поэме, много в ней человеческих слез и горя. Но есть и нечто такое, что зовет на безумный подвиг, на борьбу. И счастлив тот, кто осмелится на этот подвиг, кто пожертвует собой для народа.

На мой взгляд, произведение “Кому на Руси жить хорошо” можно назвать “народной книгой”, в которой описывается нелегкая жизнь крестьянина. Николай Алексеевич Некрасов был одним из первых русских поэтов, который серьезно занимался проблемой крестьянской жизни.

К созданию поэмы Некрасов приступил в 1863 году и работал над ней до последних дней своей жизни. Это одно из самых значительных произведений в его жизни. Но поэма так и не была закончена. Вопрос, на который должны были получить ответ странники, даже на сегодняшний день остается актуальным. Даже в незавершенном виде поэма представляет собой великое произведение. Она широко охватывает события народной жизни, в ней поднимаются главные вопросы того времени. Поэма отражает крестьянские радости и горести, а главное - надежду на лучшее.

Чтобы ответить на вопрос странников, мы должны внимательно отнестись к содержанию всей поэмы. На своем пути мужики встречают много людей. Но они все разные! Каждый из них понимает свое счастье по-своему.

Первым, кого встретили странники, был поп. Он так ответил на их вопрос:

В чем счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь -

Не так ли, други милые?

Но священник не был по-настоящему счастлив. Многие священники понимали, что они обуза для крестьянства, ведь и без них народу живется нелегко. И мужики это понимали. Совсем другое “счастье” у Ермилы Гирина. Он всю свою жизнь боролся за правду. Его любили и защищали крестьяне. Но даже такой человек, как Ермила, попадает в острог во время бунта, и уже нетрудно догадаться, как сложилась его дальнейшая жизнь.

Но и среди дворян-помещиков наши мужики не нашли “счастливых”.

Они чувствуют, что их время на исходе:

Звонят!.. Ой, жизнь широкая!

Прости-прощай навек!

Прощай и Русь помещичья!

Так говорит помещик, вспоминая свое прошлое, когда они “жили как у Христа за пазухой”. Все поля и леса в округе принадлежали им. Но помещики не могут изменить себя, не могут изменить образ жизни.

Нет счастья в жизни и у женщин-крестьянок. Вся их жизнь - это непосильный труд с утра до вечера:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки,

Заброшены, потеряны

У бога самого!

Я разделяю мнение Некрасова о том, что единственным счастливым человеком во всей поэме был Гриша Добросклонов. Он еще очень молод, но уже мечтает о народном счастье, как о своем собственном, личном счастье.

В Грише созревал народный заступник. Он знает, что жизнь его, жизнь борца за справедливость, будет нелегка. Сильный духом, свободолюбивый, он идет по трудному, по честному пути; по нему идут только те люди, которые знают цену жизни.

Образ Григория Добросклонова - воплощение высоких мыслей Некрасова о том, что по-настоящему счастливым в России может быть только человек-борец.

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” - одно из лучших произведений Н.А. Некрасова. Это доказывает многообразие образов, интересный сюжет, яркая и полная речь. В своем произведении Некрасов ищет ответ на вопрос: “Счастлив ли народ?”.

Поэма начинается с того, как:

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков...

Сошлися - и заспорили:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

Среди “счастливых”, по мнению мужиков, оказались поп, помещик, чиновник, купец, вельможный боярин, министр и царь. Чтобы не спорить, крестьяне решили “пуститься в путь-дороженьку” и узнать, кому живется счастливо.

Как я думаю, в начале путешествия мужики считали, что счастье - это богатство, роскошь и слава.

По дороге странники встречают много людей и к каждому обращаются лишь с одним вопросом, счастлив ли он? После встречи с попом и помещиком крестьяне понимают, что ищут счастье не там, где оно есть. Ведь, как я считаю, счастливым является не тот человек, у которого есть материальное счастье, а тот, который духовно обогащен и свободен.

Первым значительным героем поэмы, которого встретили мужики, был Яким Нагой. Он - человек сильного крестьянского характера, он предстает перед читателем как сын матери-земли:

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку

Похож он...

С ним случается история, которая доказывает, что для Якима деньги в жизни не были главным. Во время пожара он спасает не свои сбережения, а картиночки, которые он купил сыну. Значит, его счастье было в них.

Ермил Гирин тоже был счастлив, но по-своему. У него было все: деньги, почет, спокойствие. Но он жертвует всем этим ради правды, и его сажают в острог.

Матрена Тимофеевна - героиня поэмы, которая воплощает собой судьбу русских женщин, лучшие качества женского характера:

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осъми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла...

Она рассказывает путникам про свою жизнь. Узнав тяжесть крепостного рабства и горести жизни, она сохранила человеческую душу и духовную красоту. Но рассказ Матрены не только о собственной судьбе, а о всем народе. Счастье Матрены Тимофеевны в том, что она непокорна судьбе.

Образ Гриши Добросклонова раскрывает смысл всей поэмы. Это борец, который противится такому образу жизни. Его счастье в свободе, в своей и чужой. Он постарается сделать все, чтобы народ Руси не находился больше в неволе.

Я думаю, что каждый человек должен быть свободен, а следовательно - счастлив.

Венцом творчества великого русского поэта Некрасова является его поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Поэт описал жизнь крестьян после отмены крепостного прав. Любовь к родному краю всегда томила, мучила и жгла Некрасова. Поэт понимает, что в жизни надо бороться за то, что тебе дорого, и никогда не сдаваться. Он переживает за крестьянскую Русь, переживает ее боль и невзгоды. Это поддерживает поэта, согревает его душу.

Главный герой творчества Некрасова - крестьянство. Чтобы ответить на вопрос некрасовских странников: “Кому живется весело, вольготно на Руси?” - нужно проследить за всем содержанием поэмы внимательно. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян без всякой идеализации и сочувствия, рисуя их образы. Как много людей ищут свое счастье в мелочах жизни, не задумываясь о настоящем счастье. Многие считают, что, живя в нищете, невозможно быть счастливым. А если заглянуть поглубже, в душу человека? Увидеть его внутренний мир, его понятие о жизни, его отношение к людям, к родине? В поэме некрасовские странники встретили русскую женщину Матрену Тимофеевну, которую крестьяне считали счастливой. Все ее счастье заключалось в работе, в семейных отношениях. Разве это счастье? А Григорий Добросклонов был на самом деле счастливым человеком. Его жизненный путь был тяжел, но славен. Этот путь могут пройти только сильные люди. Именно так человек может найти подлинное счастье. Только борцам за счастье народа может житься хорошо и вольготно. В этом и заключается смысл поэмы.

Слышал он (Гриша) в груди

Своей силы, необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного -

Пел он воплощение счастия народного.

Судьбу народа Некрасов связывает с соединением различных сословий. Как ликвидировать существующий между ними разрыв?

Как жаль, что так мало людей, которые по-настоящему живут счастливо. Мы должны стремиться к тому, чтобы будущие поколения смогли жить лучше.

  • Скачать сочинение "" в архиве ZIP
  • Скачать сочинение "Мой ответ на вопрос некрасовских странников. " в формате MS WORD
  • Версия сочинения "Мой ответ на вопрос некрасовских странников. " для печати

Русские писатели

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения