А свешников краткая биография. Александр Васильевич Свешников: биография. Хоровой дирижёр, музыкальный деятель, народный артист ссср

Алекса́ндр Васи́льевич Све́шников (1890-1980) - выдающийся советский дирижёр , хормейстер и педагог. Народный артист СССР (1956 ). Герой Социалистического Труда (1970 ). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946 ). Член ВКП(б) с 1950 года .

Характеристика творчества и деятельности

Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа, но при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар ГАРХ во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения С. В. Рахманинова, осуществлённая им в 1965 году.

Свешников был назначен ректором Московской консерватории в ходе музыкально-идеологического погрома 1948 года, когда с этой должности был снят композитор Виссарион Шебалин, обвинённый в "формализме". Занимая пост ректора консерватории на протяжении почти 30 лет, Свешников проводил самую жёсткую линию, представлявшую собой характерную смесь ортодоксальной советской идеологии и казённого "патриотизма" (характерного для многих бывших деятелей искусства национально-клерикальной ориентации, нашедших себе новое применение в послевоенные сталинские годы "борьбы с космополитизмом")

Творческий путь

А. В. Свешников родился 30 августа (11 сентября) 1890 года в Коломне (ныне Московская область). В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории.

С 1909 года работал регентом и преподавал пение в Московских школах. С 1921 по 1923 год руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине1920-х годов - один из самых известных в Москве церковных регентов (регент храма Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа.

В 1928-1936 годах руководил созданным им вокальным ансамблем (затем хором) Всесоюзного радио; в 1936-1937 - художественный руководитель Государственного хора СССР. В1937-1941 - художественный руководитель Ленинградской капеллы. С 1941 года снова руководитель Государственного хора СССР.

В 1944 организовал Московское хоровое училище (впоследствии на его базе Виктором Сергеевичем Поповым была создана Академия хорового искусства), в которое принимались мальчики 7-8 лет и которое имело прототипом дореволюционное Синодальное училище.

В 1948-1975 ректор МГК имени П. И. Чайковского.

Награды и звания

    Сталинская премия второй степени (1946) - за концертно-исполнительскую деятельность

    Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1967) - за концертные программы хора (1964-1965) и (1965-1966)

    народный артист СССР (1956)

    Герой Социалистического Труда (1970).

    три ордена Ленина (1960, 1966, 1970).

    два ордена Трудового Красного Знамени (1940, 1950)

    медали

«Пой, пой певунья птичка»

(польская народная песня)

Написана куплетно-вариационная форме. Для женского хора. Основная тональность A-moll. В 9 такте мелодия звучит в параллельной тональности C-dur на протяжении 9, 10, 11 тактов, а в 12 такте появляется доминанта которая приводит в основную тональность.

Размер 3\4 сохраняется на протяжении всего произведения. Темп подвижный, динамика не контрастная. На протяжении всего произведения не наблюдается резкой смены динамики.

Вступает сопрано, а в 3 такте к ним присоединяется альт. Дальше всю песню исполняет весь состав хора. Фактура – гомофонно-гармоническая. Основным голосом является сопрано т. к. мелодия звучит именно в нем. Партия альта играет роль гармонической основы (поддержки), а в некоторых местах (такт 3, 4, 8, 9, 10) является второй.

Тесситура – удобная. Ритмические особенности; чаще всего встречаются восьмые длительности. В конце каждой фразы (пр. такт 4, 8, 12) на распеве слога присутствует пунктирный ритм, но в последнем 16 такте вместе пунктира звучат 2 восьмые.

Мелодия

Несмотря на подвижны темп, мелодия не потеряла лиричности. Оно звучит мелодично без диссонансов. Мелодия проста и красива, легко запоминается слушателю.

Диапазон Хора

Исполнительские трудности

    Точное, острое исполнение пунктирного ритма

    Передать характер произведения

    Точная артикуляция слов, разделение их между собой (пр. такт 7)

    Мелодичное исполнение партий (legato)

    Точное исполнение половинных длительностей

    Показать динамики произведения

    Одновременное снятие звуков в конце каждой фразы

Дирижерские трудности, задачи

    Показ аувтактов и длинных нот

    Показать вступление партии альта (такт 3)

    Обращение внимание на точное снятие звука в конце каждой фразы

    Не передерживать половинные ноты

    Подчеркивать ритмический рисунок произведения остановкой руки на четверти с половиной

    Показ смены динамики.

    В 14 такте показать альтам ритмические особенности

    Одновременное снятие

(1890, Коломна - 1980, Москва), хоровой дирижёр, музыкальный деятель, народный артист СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1970). Из рабочей семьи. В 1913 окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества. С 1909 преподавал хоровое пение в школах Москвы. В 1923-28 заведовал вокальной частью 1-й Студии МХАТ. В 1928-36 художественный руководитель организованного им вокального ансамбля Всесоюзного радиокомитета, в 1936-37 художественный руководитель Государственного хора СССР, с 1941 возглавлял организованный им Государственный хор русской песни (позже - Государственный академический русский хор Союза ССР). В 1944 основал Московское хоровое училище (ныне - Хоровая академия), был его директором; в 1944-74 одновременно преподавал в Московской консерватории (с 1944 декан дирижёрско-хорового факультета, с 1946 профессор, в 1948-74 ректор). Учениками Свешникова были А.А. Юрлов, В.Н. Минин, Б.Г. Тевлин. Свешников - организатор и председатель (до 1964) Всероссийского хорового общества. Государственная премия СССР (1946). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: А.В. Свешников. [Сборник статей], М., 1970.

  • - композитор, хормейстер, педагог, народный артист СССР, доктор искусствоведения, генерал-майор. Обучался в Петербургской, затем в Московской консерваториях...

    Москва (энциклопедия)

  • - Исследователь Сибири: географ, этнограф, археолог, натуралист; известный сиб. публицист и общ. деятель. Род. в слободе Белозерская Курганского окр. Тобольской губ., в семье священника...

    Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период

  • - А. В. Александров вошел в историю советского музыкального искусства главным образом как автор прекрасных, неповторимо-оригинальных песен и как создатель единственного в своем роде Краснознаменного ансамбля...

    Музыкальный словарь

  • - Директор Уральского научно-практического центра радиационной медицины с 1990 г.; родился 4 сентября 1958 г. в Челябинске...
  • Большая биографическая энциклопедия

  • - род. 1 апр. 1883 в с. Плахино Рязанской губ., ум. 8 июля 1946 в Берлине во время гастролей. Композитор, педагог и дирижер. Нар. арт. СССР. Доктор искусствоведения. Генерал-майор. В 1900-1902 учился в Петерб...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - летчик-истребитель, майор...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - архитектор; гравировал резцом и пунктиром: 1. "Вид Новоспасскаго Монастыря. | Vue du novospasskoy Monastère. | De: уфра: Кампорезие; - граве: Алекса: Свешников" . Большой лист в длину*. 2. "Вид Андроньева Монастыря: | Vue d"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. 12 сент. 1890 в Коломне Моск. губ., ум. 3 янв. 1980 в Москве. Муз. деятель. Герой Социалистического Труда. Нар. артист СССР. В 1913 окончил Муз.-драм. училище Моск. филармонич...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - иркутский почетный гражданин...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Адрианов, Александр Васильевич, сибирский исследователь и публицист, сын священника Тобольской губернии. Окончил Петербургский университет...

    Биографический словарь

  • - русский советский композитор и хоровой дирижёр, народный артист СССР, генерал-майор, доктор искусствоведения. Член КПСС с 1939...
  • - советский хоровой дирижёр и музыкальный деятель, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. Член КПСС с 1950. Учился в Народной консерватории в Москве. В 1913 окончил Московское синодальное училище...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский композитор и хоровой дирижер, народный артист СССР, генерал-майор. Организатор и художественный руководитель Ансамбля песни и пляски Советской Армии. Автор песни "Священная война" ...
  • - российский хоровой дирижер, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда...

    Большой энциклопедический словарь

  • - полководец Без добродетели нет ни славы, ни чести. Будь чистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках. В бою смены нет, есть только поддержка...

    Сводная энциклопедия афоризмов

"Свешников Александр Васильевич" в книгах

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ КОЛЧАК

Из книги Самые знаменитые путешественники России автора Лубченкова Татьяна Юрьевна

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ КОЛЧАК Александр Васильевич Колчак был из породы тех людей, которые могут в труднейшую минуту для своего Отечества взять на себя всю полноту ответственности. Его имя и сегодня остается для нас символом чести моряка, капитана гибнущего корабля,

Александр Васильевич Косарев

Из книги Коммунисты автора Кунецкая Людмила Ивановна

Александр Васильевич Косарев Родился 1(14) ноября 1903 года в Москве в семье рабочего. С десяти лет Саша Косарев работает на заводе, четырнадцатилетним подростком участвует в забастовке в дни февральской революции, в Октябрьских боях, вступает в социалистический союз

1. АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ФЕДОТОВ

Из книги Моя небесная жизнь: Воспоминания летчика-испытателя автора Меницкий Валерий Евгеньевич

1. АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ФЕДОТОВ Галерею портретов лётчиков-испытателей, с которыми меня связало небо, по праву должен открыть человек, оказавший на мою жизнь, пожалуй, самое большое влияние, - Александр Васильевич Федотов, шеф-пилот ОКБ им. А. И. Микояна. Его имя, как вы,

СУВОРОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

Из книги 50 знаменитых чудаков автора Скляренко Валентина Марковна

СУВОРОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ (род. в 1729 г. – ум. в 1800 г.) В стенах Александро-Невской лавры, в церкви Благовещения покоятся земные останки выдающегося русского полководца, генералиссимуса, графа Рымникского, князя Италийского, генерала-фельдмаршала австрийской армии, а

КОСАРЕВ Александр Васильевич

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

КОСАРЕВ Александр Васильевич (01.11.1903 - 23.02.1939). Член Оргбюро ЦК ВКП(б) с 10.02.1934 г. по 22.03.1939 г. Кандидат в члены Оргбюро ЦК ВКП(б) с 13.07.1930 г. по 10.02.1934 г. Член ЦК ВКП(б) в 1934 - 1939 гг. Кандидат в члены ЦК ВКП(б) в 1930 - 1934 гг. Член ЦКК ВКП(б) в 1927 - 1930 гг. Член КПСС с 1919 г.Родился в Москве. Из

Колчак Александр Васильевич

Из книги Белые полководцы автора Копылов Николай Александрович

Колчак Александр Васильевич Сражения и победыВоенный и политический деятель, вождь Белого движения в России - Верховный правитель России, адмирал (1918 г.), русский ученый-океанограф, один из крупнейших полярных исследователей конца XIX - начала XX веков, действительный

Владимиров Александр Васильевич

Из книги Белый фронт генерала Юденича. Биографии чинов Северо-Западной армии автора Рутыч Николай Николаевич

ОБУХОВ Александр Васильевич

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

ОБУХОВ Александр Васильевич Александр Васильевич Обухов родился в 1911 году в деревне Тамаевке Арзамасского района Горьковской области в крестьянской семье. Русский. В 1939 году приехал в Челябинск. Работал бригадиром плотников на строительстве жилых домов

Бабушкин Александр Васильевич

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Бабушкин Александр Васильевич Родился в 1920 году в селе Красиво-Убережное Лаптевского (ныне Ясногорского) района Тульской области в семье крестьянина. Окончив среднюю школу, поступил в Мелитопольское авиационное училище. В Великой Отечественной войне участвовал с

Фетисов Александр Васильевич

Из книги Я дрался в Афгане. Фронт без линии фронта автора Северин Максим Сергеевич

Фетисов Александр Васильевич В армию меня призвали осенью 1978 года. Я попал в танковую учебку, где готовили механиков-водителей танков Т-62. На тот момент я уже был кандидатом в мастера спорта по самбо, поэтому сразу был распределен в спортивную роту при танковом полку,

Александр Васильевич Суворов

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

Александр Васильевич Суворов (1730–1800) российский полководец... Возьми себе в образец героя древних времен, наблюдай его, иди за ним вслед, поровняйся, обгони – слава тебе! ... Гляжу на предметы только в целом. ... За ученого трех неученых дают. ... И в нижнем звании бывают

ШЕВЧЕНКО Александр Васильевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

ШЕВЧЕНКО Александр Васильевич 24.5(5.6).1883 – 28.8.1948Живописец, график, педагог. Учился у К. Коровина, М. Врубеля, В. Серова. Член объединения «Ослиный хвост». Автор работ «Музыканты» (1913), «Женщина у зеркала» (1913), «Пейзаж с домом» (1910-е).«Про Александра Васильевича Шевченко

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ЧАЯНОВ

Из книги Красный сфинкс автора Прашкевич Геннадий Мартович

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ЧАЯНОВ Родился 17 (29) января 1888 года в Москве.Детские годы провел в бывшей Огородной слободе.Прекрасное домашнее воспитание, знание основных европейских языков.В частном реальном училище К. П. Воскресенского – на Мясницкой – начал писать, по крайней

34. Александр Васильевич Колчак

Из книги Белогвардейщина автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

34. Александр Васильевич Колчак …Вечный покой сердце вряд ли обрадует, Вечный покой - для седых пирамид, А для звезды, что сорвалась и падает, Есть только миг, ослепительный миг… Помните эту песню из "Земли Санникова"? Я не зря вставил ее в качестве эпиграфа. Потому что на

Свешников Александр Васильевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СВ) автора БСЭ Годы активности

с по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна

Российская империя 22x20px Российская империя
СССР 22x20px СССР

Профессии Певческий голос

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Инструменты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанры

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Коллективы Сотрудничество

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Лейблы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды
Орден Ленина - 1970 Орден Ленина - 1960 Орден Ленина - 1966 Орден Трудового Красного Знамени - 1940
Орден Трудового Красного Знамени - 1950

: неверное или отсутствующее изображение

40px Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). [] в Викитеке Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Алекса́ндр Васи́льевич Све́шников (1890-1980) - советский дирижёр , хормейстер , педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (). Герой Социалистического Труда (). Лауреат Сталинской премии второй степени (). Член ВКП(б) с 1950 года .

Творческий путь

А. В. Свешников родился 30 августа (11 сентября) 1890 года (по другим источникам - 12 сентября ) в Коломне (ныне Московская область).

Главный дирижёр ряда Московских праздников песни. Организатор и председатель (до 1964) Всероссийского хорового общества. Был членом жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского по разделу вокального искусства (1966, 1970, 1974).

Семья

Первая жена – Свешникова Лидия Александровна.

Дочь – Галина (умерла в младенчестве).

Сын – Вячеслав. Полковник медицинской службы. Участник ВОВ (1942 - 1945). Принимал участие в обороне Сталинграда и взятии Берлина. Награждён боевыми орденами и медалями.

Внуки – Сергей, Александр.

Вторая жена - Оксана Семеновна Свешникова. Детей не было. Квартира Свешниковых находилась в доме по адресу: Москва, ул. Горького, 9 .

Память

После кончины Свешникова его именем были названы основанное им Московское хоровое училище и детская хоровая школа города Коломны. В 1981 году именем Свешникова был назван двухпалубный круизный теплоход, курсировавший по Волге, Каме и Оке .

В августе-сентябре 2015 года в фойе Большого зала Московской консерватории развёрнута экспозиция к 125-летию со дня рождения дирижёра.

Характеристика творчества и деятельности

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Могила Свешникова на Новодевичьем кладбище Москвы.

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Свешников, Александр Васильевич

– Разве вы забыли – я ведь детишек должен забрать, я обещал им.
– А где же Мишель? Вы что же – не вместе?
– Ну почему не вместе? Вместе, конечно же! Просто я обещал... Да и детей она всегда любила. Вот мы и решили побыть все вместе, пока их не заберёт новая жизнь.
– Так это же чудесно! – обрадовалась Стелла. И тут же перескочила на другое. – Ты очень счастлив, правда же? Ну, скажи, ты счастлив? Она у тебя такая красивая!!!..
Арно долго и внимательно смотрел нам в глаза, как бы желая, но никак не решаясь что-то сказать. Потом, наконец, решился...
– Я не могу принять у вас это счастье... Оно не моё... Это неправильно... Я пока его не достоин.
– Как это не можешь?!.. – буквально взвилась Стелла. – Как это не можешь – ещё как можешь!.. Только попробуй отказаться!!! Ты только посмотри, какая она красавица! А говоришь – не можешь...
Арно грустно улыбался, глядя на бушующую Стеллу. Потом ласково обнял её и тихо, тихо произнёс:
– Вы ведь несказанное счастье мне принесли, а я вам такую страшную боль... Простите меня милые, если когда-нибудь сможете. Простите...
Стелла ему светло и ласково улыбнулась, будто желая показать, что она прекрасно всё понимает, и, что прощает ему всё, и, что это была совсем не его вина. Арно только грустно кивнул и, показав на тихо ждущих детишек, спросил:
– Могу ли я взять их с собой «наверх», как ты думаешь?
– К сожалению – нет, – грустно ответила Стелла. – Они не могут пойти туда, они остаются здесь.
– Тогда мы тоже останемся... – прозвучал ласковый голос. – Мы останемся с ними.
Мы удивлённо обернулись – это была Мишель. «Вот всё и решилось» – довольно подумала я. И опять кто-то чем-то добровольно пожертвовал, и снова побеждало простое человеческое добро... Я смотрела на Стеллу – малышка улыбалась. Снова было всё хорошо.
– Ну что, погуляешь со мной ещё немножко? – с надеждой спросила Стелла.
Мне уже давно надо было домой, но я знала, что ни за что её сейчас не оставлю и утвердительно кивнула головой...

Настроения гулять у меня, честно говоря, слишком большого не было, так как после всего случившегося, состояние было, скажем так, очень и очень «удовлетворительное... Но оставлять Стеллу одну я тоже никак не могла, поэтому, чтобы обоим было хорошо хотя бы «посерединушке», мы решили далеко не ходить, а просто чуточку расслабить свои, почти уже закипающие, мозги, и дать отдохнуть измордованным болью сердцам, наслаждаясь тишиной и покоем ментального этажа...
Мы медленно плыли в ласковой серебристой дымке, полностью расслабив свою издёрганную нервную систему, и погружаясь в потрясающий, ни с чем не сравнимый здешний покой... Как вдруг Стелла восторженно крикнула:
– Вот это да! Ты посмотри только, что же это там за красота такая!..
Я огляделась вокруг и сразу же поняла, о чём она говорила...
Это и правда было необычайно красиво!.. Будто кто-то, играясь, сотворил настоящее небесно-голубое «хрустальное» царство!.. Мы удивлённо рассматривали невероятно огромные, ажурные ледяные цветы, припорошенные светло-голубыми снежинками; и переплёты сверкающих ледяных деревьев, вспыхивающих синими бликами при малейшем движении «хрустальной» листвы и высотой достигавших с наш трёхэтажный дом... А среди всей этой невероятной красоты, окружённый вспышками настоящего «северного сияния», гордо возвышался захватывающий дух величавый ледяной дворец, весь блиставший переливами невиданных серебристо голубых оттенков...
Что это было?! Кому так нравился этот холодный цвет?..
Пока почему-то никто нигде не показывался, и никто не высказывал большого желания нас встречать... Это было чуточку странно, так как обычно хозяева всех этих дивных миров были очень гостеприимны и доброжелательны, за исключением лишь тех, которые только что появились на «этаже» (то есть – только что умерли) и ещё не были готовы к общению с остальными, или просто предпочитали переживать что-то сугубо личное и тяжёлое в одиночку.
– Как ты думаешь, кто живёт в этом странном мире?.. – почему-то шёпотом спросила Стелла.
– Хочешь – посмотрим? – неожиданно для себя, предложила я.
Я не поняла, куда девалась вся моя усталость, и почему это я вдруг совершенно забыла данное себе минуту назад обещание не вмешиваться ни в какие, даже самые невероятные происшествия до завтрашнего дня, или хотя бы уж, пока хоть чуточку не отдохну. Но, конечно же, это снова срабатывало моё ненасытное любопытство, которое я так и не научилась пока ещё усмирять, даже и тогда, когда в этом появлялась настоящая необходимость...
Поэтому, стараясь, насколько позволяло моё измученное сердце, «отключиться» и не думать о нашем неудавшемся, грустном и тяжёлом дне, я тут же с готовностью окунулась в «новое и неизведанное», предвкушая какое-нибудь необычное и захватывающее приключение...
Мы плавно «притормозили» прямо у самого входа в потрясающий «ледяной» мир, как вдруг из-за сверкавшего искрами голубого дерева появился человек... Это была очень необычная девушка – высокая и стройная, и очень красивая, она казалась бы совсем ещё молоденькой, почти что если бы не глаза... Они сияли спокойной, светлой печалью, и были глубокими, как колодец с чистейшей родниковой водой... И в этих дивных глазах таилась такая мудрость, коей нам со Стеллой пока ещё долго не дано было постичь... Ничуть не удивившись нашему появлению, незнакомка тепло улыбнулась и тихо спросила:
– Что вам, малые?
– Мы просто рядом проходили и захотели на вашу красоту посмотреть. Простите, если потревожили... – чуть сконфузившись, пробормотала я.
– Ну, что вы! Заходите внутрь, там наверняка будет интереснее... – махнув рукой в глубь, опять улыбнулась незнакомка.
Мы мигом проскользнули мимо неё внутрь «дворца», не в состоянии удержать рвущееся наружу любопытство, и уже заранее предвкушая наверняка что-то очень и очень «интересненькое».
Внутри оказалось настолько ошеломляюще, что мы со Стеллой буквально застыли в ступоре, открыв рты, как изголодавшиеся однодневные птенцы, не в состоянии произнести ни слова...
Никакого, что называется, «пола» во дворце не было... Всё, находящееся там, парило в искрящемся серебристом воздухе, создавая впечатление сверкающей бесконечности. Какие-то фантастические «сидения», похожие на скопившиеся кучками группы сверкающих плотных облачков, плавно покачиваясь, висели в воздухе, то, уплотняясь, то почти исчезая, как бы привлекая внимание и приглашая на них присесть... Серебристые «ледяные» цветы, блестя и переливаясь, украшали всё вокруг, поражая разнообразием форм и узорами тончайших, почти что ювелирных лепестков. А где-то очень высоко в «потолке», слепя небесно-голубым светом, висели невероятной красоты огромнейшие ледяные «сосульки», превращавшие эту сказочную «пещеру» в фантастический «ледяной мир», которому, казалось, не было конца...
– Пойдёмте, гостьи мои, дедушка будет несказанно рад вам! – плавно скользя мимо нас, тепло произнесла девушка.
И тут я, наконец, поняла, почему она казалась нам необычной – по мере того, как незнакомка передвигалась, за ней всё время тянулся сверкающий «хвост» какой-то особенной голубой материи, который блистал и вился смерчами вокруг её хрупкой фигурки, рассыпаясь за ней серебристой пыльцой...
Не успели мы этому удивиться, как тут же увидели очень высокого, седого старца, гордо восседавшего на странном, очень красивом кресле, как бы подчёркивая этим свою значимость для непонимающих. Он совершенно спокойно наблюдал за нашим приближением, ничуть не удивляясь и не выражая пока что никаких эмоций, кроме тёплой, дружеской улыбки.
Белые, переливающиеся серебром, развевающиеся одежды старца сливались с такими же, совершенно белыми, длиннющими волосами, делая его похожим на доброго духа. И только глаза, такие же таинственные, как и у нашей красивой незнакомки, потрясали беспредельным терпением, мудростью и глубиной, заставляя нас ёжиться от сквозящей в них бесконечности...
– Здравы будете, гостюшки! – ласково поздоровался старец. – Что привело вас к нам?
– И вы здравствуйте, дедушка! – радостно поздоровалась Стелла.
И тут впервые за всё время нашего уже довольно-таки длинного знакомства я с удивлением услышала, что она к кому-то, наконец, обратилась на «вы»...
У Стеллы была очень забавная манера обращаться ко всем на «ты», как бы этим подчёркивая, что все ею встреченные люди, будь то взрослый или совершенно ещё малыш, являются её добрыми старыми друзьями, и что для каждого из них у неё «нараспашку» открыта душа... Что конечно же, мгновенно и полностью располагало к ней даже самых замкнутых и самых одиноких людей, и только очень чёрствые души не находили к ней пути.

Русский хоровой дирижер, директор Московской консерватории. Родился в Коломне 30 августа (11 сентября) 1890. В 1913 окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории. С 1909 регентовал и преподавал пение в московских школах. В 1921–1923 руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х годов – один из самых известных в Москве церковных регентов (храм Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа. В 1928–1963 руководил хором Всесоюзного радиокомитета; в 1936–1937 – Государственным хором СССР; в 1937–1941 возглавлял Ленинградскую хоровую капеллу. В 1941 организовал Государственный хор русской песни (впоследствии ) в Москве, которым и руководил до конца дней. С 1944 преподавал в Московской консерватории, в 1948 был назначен ее директором и оставался на этом посту более четверти века, продолжая вести хоровой класс. Среди консерваторских учеников Свешникова – крупнейшие хормейстеры А.А.Юрлов и В.Н.Минин. В 1944 организовал также Московское хоровое училище (ныне – Академия хоровой музыки), в которое принимались мальчики 7–8 лет и которое имело прототипом дореволюционное Синодальное училище церковного пения.

Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа и при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар Государственного русского хора во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения Рахманинова, осуществленная им в 1970-х годах. Умер Свешников в Москве 3 января 1980.

Энциклопедия Кругосвет

А.В. Свешников относится к тому замечательному поколению мастеров, начало деятельности которых пришлось на переломный момент истории России начала XX века. Многообразное проявление дарования Свешникова в хоровом исполнительстве, педагогике, общественно-музыкальной деятельности оказало заметное влияние на развитие отечественного певческого искусства.

Александр Васильевич Свешников родился в 1890 году в небольшом подмосковном городе Коломне, в простой семье. Трудным был путь мальчика из тогдашнего русского захолустья к вершинам музыкальной культуры, но призвание влекло его к намеченной цели. В юности он выделялся музыкальностью и хорошим голосом, был желанным участником многих хоров. С жадностью постигал основы нотной грамоты, учился у старых мастеров-хоровиков беглости пения нот с листа, доведя эту технику до виртуозности. Безмерная, до фанатизма, до самозабвения любовь к хоровому пению оказалась той силой, которая определила его жизненный путь.

Шестнадцати лет Свешников поступает в Московскую народную консерваторию к замечательному музыканту и педагогу, профессору Б.Л. Яворскому. В консерватории А.В. Свешников практически изучает оркестровые инструменты, берет уроки пения у П.В. Власова, затем у известной певицы и вокального педагога, современницы Чайковского Э.К. Павловской.

Но материальные затруднения вносят свои коррективы в жизнь студента, заставляя его временно оставить занятия. Он стал руководителем рабочего хора на фабрике Морозова в Богородске. Здесь Свешников быстро завоевывает авторитет отличного руководителя и педагога.

Вскоре возобновляются регулярные занятия музыкой в Москве, в Филармоническом училище, у известного композитора и педагога А.Н. Корещенко. Не ограничиваясь учебным курсом, Свешников стремился расширить свои музыкально-теоретические знания. Огромное влияние на Александра Васильевича оказали его встречи и занятия с С.И. Танеевым.

После революции 1917 года Свешников работает инструктором по школьному хоровому воспитанию в разных районах Москвы, руководит рабочими хорами, создает капеллу железнодорожников на станции Москва-Сортировочная, по направлению Наркомпроса принимает участие в формировании детских колоний на Полтавщине, несколько лет работает педагогом и воспитателем недавних беспризорников. В то же время он становится одним из организаторов украинской оперы и руководителем капеллы в Полтаве (1921-1923).

С 1923 года Александр Васильевич вновь в Москве. Он назначается заведующим вокальной частью первой студии Московского Художественного академического театра, преобразованной позже во МХАТ 2-й. Этот период имеет чрезвычайно большое значение в формировании творческого облика дирижера-исполнителя. Близкое знакомство со сценическим методом К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, встречи с М.П. Чеховым, И.Н. Берсеневым открыли Свешникову путь к овладению новым, до того не развитым в профессиональном хоровом искусстве исполнительским стилем, ставшим художественным принципом мастера: «Петь надо так, как говоришь, только еще доходчивее, выразительнее и красивее».

В первые годы после революции в России практически не было профессиональных хоров. И вот в 1928 году в Московском радиокомитете такой хор был создан. Возглавить новое дело пригласили Свешникова. Ансамблю ВРК (так назывался хор) предстояло «обслуживать» все виды радиовещания, исполнять произведения всевозможных жанров, от массовых песен до хоровой классики а cappella и сочинений крупных форм. Вскоре ансамбль ВРК завоевывает место одного из наиболее популярных певческих коллективов страны. За шесть лет ансамбль ВРК исполнил свыше тысячи произведений.

В 1936 году Свешников оставляет работу в хоре Радио и принимает активное участие в создании Государственного хора СССР . Но этот период работы продлился недолго. В Ленинграде скончался выдающийся хоровой деятель М.Г. Климов, возглавлявший прославленную Академическую капеллу, и Свешникова назначают ее художественным руководителем (1937-1941). Сохранив лучшие кадры старых мастеров пения, Свешников пополнил состав певцов молодыми, свежими голосами, в том числе из коллективов хоровой самодеятельности. Особенное внимание он уделил детской хоровой школе при капелле. Вскоре на базе школы, но только в Москве будет создано знаменитое хоровое училище, ныне носящее имя великого просветителя.

Весной 1941 года Александр Васильевич был назначен руководителем и главным дирижером Государственного хора Союза ССР .

Грянула Великая Отечественная война, и Свешников вступил в народное ополчение. Но его отозвали и направили в Среднюю Азию. В тяжелое время военной осени 1942 года было принято решение об организации Государственного академического хора русской песни, впоследствии переименованного в Государственный академический русский хор Союза ССР . Все, чем располагала богатейшая дарованием и опытом натура Свешникова, было отдано этому коллективу.

С поразительной энергией и знанием дела собирал Свешников народные песни и формировал из них концертные программы. Вспоминались и отыскивались сотни песен крестьянских, фабричных, городских, солдатских, студенческих, старинных и современных - все то, что еще с детства трогало сердце, что звучало в душе родным напевом. Интуиция его - человека, сызмальства влюбленного в родную песню, пронесшего эту любовь через всю жизнь большого музыканта, - безошибочно определяла лучшее, нужное.

С замечательным вкусом, тактом и разнообразием создает Свешников свои многоголосные переложения народных песен. Здесь вспомнились занятия композицией в юные годы. Он никогда не посягает на главенствующее значение мелодии; его переложения непосредственны и просты, как язык самой песни, они всегда великолепно звучат, будучи сделаны мастерской рукой исполнителя-практика. Многие из обработок русских песен Свешникова, например «Ах ты, степь широкая», «Вдоль да по речке», «Гибель «Варяга», «Дороженька» и другие, бесспорно, входят в число лучших песенных переложений.

Первый открытый концерт состоялся 20 июля 1943 года в Большом зале Московской консерватории. Он прошел с грандиозным успехом. Началась многолетняя триумфальная концертная деятельность Государственного академического русского хора Союза ССР , ставшего под руководством А.В. Свешникова одним из лучших хоровых коллективов своего времени.

С 1945 года хор почти ежегодно выезжает за границу: Германия, Венгрия, Румыния, Швейцария, Норвегия, Бельгия, Япония, Италия. Неизменно горячие отклики, аншлаги… Рецензии во всех странах были восторженными. Вот что писали итальянские газеты после концертов Государственного хора в знаменитом театре Ла Скала в Милане: «Это хор сильный и гибкий; временами протяжный и печальный, временами ликующий и торжественный, способный не только взволновать, но окончательно потрясти».

Многие из классических произведений, сочинения крупной формы звучат в исполнении Государственного хора совместно с чудесным хором мальчиков Московского хорового училища. Здесь надо вспомнить еще об одной стороне многообразнейшей деятельности Александра Васильевича. Свешников - не только блестящий исполнитель, но и прирожденный педагог. Его детищем является одно из самых ценных и интересных учреждений школьного типа - Московское хоровое училище, созданное им в 1944 году. В нем занимаются музыкально одаренные мальчики, обладающие профессиональными голосовыми данными. Много сил и педагогического таланта отдал Свешников, чтобы поднять эту незаслуженно забытую у нас отрасль певческой культуры на уровень высокого профессионализма. Он полностью восстановил былую славу русских хоров мальчиков, потрясавших своим искусством Европу.

С необычайной осторожностью формировал Свешников хор мальчиков. Внимательно изучая опыт прошлого, сочетая его с данными своих наблюдений, Свешников создал методику детского певческого воспитания, основанную на развитии правильного дыхания, обеспечивающего распевное звучание, на выработке активности и свободы артикуляции при строгом соблюдении регламента времени и голосового диапазона мальчиков.

Хоровое училище готовит прекрасные кадры будущих хормейстеров, дирижеров, певцов, композиторов. Неслучайно именно училище стало мощным фундаментом при создании Академии хорового искусства, которую возглавил ученик Свешникова В.С. Попов.

В 1944 году Свешникова приглашают в Московскую консерваторию, где он занимает пост декана дирижерско-хорового факультета (1944-1948). Он уделяет особое внимание воспитанию практических навыков хорового дирижера. Повышается роль хорового класса, глубже изучается певческое мастерство. Впервые учебный хор овладевает искусством пения без сопровождения.

Александр Васильевич предложил новую и, безусловно, рациональную систему обучения студентов и аспирантов. Заключалась она в следующем: учащийся всегда должен быть на репетициях своего учителя, внимательно наблюдать, запоминать, делать собственные выводы. Процесс пассивного наблюдения может быть в любой момент прерван заданием педагога выполнить ту или иную часть работы дирижера с хором. Такое постоянное участие студента в практике живой работы - бесспорно лучший способ стать профессиональным дирижером. Эта школа практического опыта дала отличные результаты за сравнительно недолгое время.

Из класса профессора Свешникова вышли специалисты, пользующиеся заслуженной известностью. Среди них - художественный руководитель Русской академической республиканской капеллы, лауреат Государственной премии А.А. Юрлов (1927-1973), художественный руководитель и главный дирижер Московского Государственного академического камерного хора В.Н. Минин, главный дирижер Казахской государственной капеллы А.В. Молодов, заведующий кафедрой хорового дирижирования Минской государственной консерватории В.В. Ровдо (1921-2007), профессора Московской консерватории - Б.И. Куликов, Б.Г. Тевлин (1931-2012), С.С. Калинин, такие мастера хорового искусства, как В.С. Попов (1934-2008), К.Б. Птица (1911-1983), Л.Н. Павлов и многие другие.

С 1948 года Свешников возглавлял Московскую консерваторию (1948-1975). Занятый огромной работой ректора, он, однако, неизменно находил время для интенсивной, не менее насыщенной, чем прежде, концертной деятельности.

Неукротимая энергия и чувство гражданской ответственности не дают Свешникову ограничиться творческой и педагогической работой. Он - крупный общественный деятель: депутат нескольких созывов Московского Совета, первый председатель Всероссийского хорового общества, ректор Народного музыкального университета.

Народный артист СССР , Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии РСФСР , профессор Александр Васильевич Свешников за многолетнюю творческую, педагогическую и общественно-художественную деятельность награжден тремя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени. Международное признание авторитета выдающегося современного хорового дирижера выразилось также в избрании его в 1967 году почетным членом Королевской академии музыки (Великобритания), в награждении орденом Кирилла и Мефодия в 1968 году (Болгария).

При подготовке материала использованы фрагменты книги К. Птицы
«Мастера хорового искусства в Московской консерватории»: «Александр Васильевич Свешников».

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения