Средства обучения. Функции и виды средств обучения. Средства обучения как компонент педагогического процесса

Средства обучения в единстве с методами обучения способствуют качественному усвоению знаний, расширяют объем изучаемого материала, мобилизуют психическую активность учащихся.

Средства обучения - это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ними задачи: давать знания, формировать знания, умения и навыки, воздействовать на детей, а ученику помогают учиться.

Средства обучения - источник получения знаний, формирования умений. Средства обучения как один из важнейших дидактических принципов разрабатываются и реализуются в теории и практике преподавания экономики на протяжении всего школьного образования, но будут полезны только в том случае, если они органически связаны с содержанием урока в целом.

Средства обучения помогают решать такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся; введение новизны в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема изучаемого материала; выделение главного в материале и его систематизация.

Таким образом, средства обучения используются практически на всех этапах обучения:

На этапе объяснения нового материала;

На этапе закрепления знаний;

На этапе контроля знаний;

На этапе систематизации изученного материала.

Существует несколько видов классификаций средств обучения. А.В.Хуторской дает следующую классификацию средств обучения:

По способу объектов - материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты);

По отношению к источникам появления - искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);

По сложности - простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);

По способу использования - динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);

По особенностям строения - плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);

По характеру воздействия - визуальные (диаграммы), аудиальные (магнитофон, радио), аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);

По носителям информации - бумажные (учебник), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные игры), лазерные (CD-ROM, DVD);

По уровням содержания образования - средства звучания на уровне урока (тестовый материал), на уровне предмета (учебник), на уровне всего процесса обучения (учебный кабинет);

По отношению к техническому прогрессу - традиционные (наглядные пособия, музей, библиотека), современные (средства массовой информации, мультимедийные средства, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).


Кроме того, средства обучения делят на основные и неосновные.

К основным средствам обучения относятся: школьные учебники, слово учителя; учебные материалы, дополняющие учебники (сборники упражнений и задач, справочники, словари); наглядные пособия различных типов, технические средства обучения.

К неосновным средствам обучения относятся: раздаточный материал; транспаранты; диапозитивы.

Рассмотрим некоторые средства обучения подробнее .

Зрительные средства обучения:

1. Таблицы. Основная дидактическая функция таблиц - вооружение учащихся ориентиром применения правила, раскрытие экономических закономерностей, облегчение запоминания экономических явлений.

При объяснении нового материала учитель часто использует записи на доске, которые помогают легче усвоить изучаемый материал. Например, при изучении темы «Издержки производства» макет доски может выглядеть следующим образом:

При объяснении нового материала пустые части таблицы заполняются, что делает материал легче понимаемым при зрительном восприятии.

2. Картина. При использовании репродукций картин художников требуется предварительное произношение экономического термина, а затем рассматривание картины и определение ее экономического смысла. С помощью картин формируется не только экономическое мышление, но и развивается эстетическое восприятие окружающего мира.

3. Демонстрационные карточки. Это карточки с пропущенными словами и словосочетаниями, которые необходимо заполнить. Демонстрационные карточки позволяют многократно предъявлять одно и то же слово для полного его усвоения и умения употреблять в речи. Пример демонстрационной карточки.

4. Раздаточный материал (карточка с рисунком) используется для обогащения словарного запаса учащихся, сопровождается дополнительными заданиями для уточнения тех или иных экономических понятий.

5. Диапозитивы. При работе с кадром необходимо обыгрывать экономический материал, который изображен в виде рисунка, схемы, чертежа, графика.

6. Транспаранты. Это один из видов подвижных таблиц, обеспечивающих порциональную подачу материала, дающую возможность показать изображение в динамике. Содержание транспарантов проецируется с помощью кодоскопа. Наложение прозрачных пленок друг на друга позволяет создавать на уроке динамические таблицы и таким образом демонстрировать ход рассуждений при освоении нового материала.

7. Диафильмы помогают видеть экономический сюжет в действии, что развивает внимание и мышление.

8. Компьютерные программы позволяют видеть происходящие события и изменять их с целью улучшения экономических условий игры.

Работа с терминами во время дидактической игры имеет большое значение при изучении экономики. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется через умение использовать экономическую лексику, которая несет в себе разнообразную семантическую информацию - понятийную, эмотивную, функциональную, стилистическую, грамматическую. Кроме того, чем больше запас экономических терминов у учащихся, тем точнее они реализуют коммуникацию как в устной, так и в письменной форме.

Источниками обогащения словарного запаса учащихся являются книги, словари, учебники, газеты, журналы, речь учителя и сверстников, теле-радиопередачи, посещение бирж, банков, фирм и т.д.

10. Кроссворды. Кроссворды экономического содержания выполняют роль занимательности и в то же время расширяют словарный запас учащихся по экономике.

Слуховые средства обучения.

1. Грампластинка. Звукозапись выполняет особую дидактическую функцию. Она представляет собою образец звучащей речи и служит средством формирования культуры устной речи. Отрывки из произведений художественной литературы, записанные на грампластинку, можно анализировать с точки зрения экономических процессов и закономерностей: объяснять причину роста или снижения цен и как это влияет на благосостояние семьи, что такое собственность, как разумно управлять собственностью, какова экономика ближайшего окружения.

2. Магнитофонная запись. Используется при объяснении нового материала, когда содержание изучаемого материала надиктовано на магнитофон. Учащиеся слушают объяснение учителя с магнитофона, при этом возможно использование лингафонного кабинета для усвоения знаний. Кроме того, с помощью магнитофона можно организовать прослушивание отрывков из художественных произведений, которые имеют экономический смысл, затем объяснять услышанное с точки зрения экономических процессов и закономерностей.

На подготовительном этапе, предваряющем прослушивание магнитофона, ставятся перед учащимися задачи о том, что они должны услышать, на что обратить внимание. Учитель готовит учащихся к целенаправленному и осознанному прослушиванию текста. Во время прослушивания текста важно не нарушать звучание текста, не прерывать комментариями или вопросами. Ученик должен слушать, не отвлекаясь. На заключительном этапе, после прослушивания, учащиеся отвечают на вопросы, поставленные перед прослушиванием, выполняют задания, дают свою интерпретацию услышанным событиям в сюжете и комментируют текст с экономической точки зрения.

Зрительно-слуховые средства обучения.

1. Медиаобразование. Медиаобразование - направление в педагогике. В качестве средств в школьном обучении используют элементы информационной среды: учебник, печать, радио, телевидение, видео, компьютерные обучающие программы, игры, мультимедиа, сеть Интернет.

2. Учебные компакт-диски и лазерные компакт-диски. Диски с различной экранно-звуковой информацией используются с помощью компьютера для демонстраций информации, для фронтальной и индивидуальной работы с учащимися на уроке и дома.

3. Электронный учебник. Электронные учебники допускают графику, анимацию, речь диктора, регистрационные формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты, предоставляют большие возможности для личной творческой работы, усиливают внимание учащихся к предмету, развивают индивидуальность. За такими учебниками будущее.

4. Образовательный веб-сайт. Веб-сайты предоставляют информацию для учителей, учащихся и их родителям. Главный принцип конструирования образовательного сайта - его адресность, интерактивность, продуктивность.

5. Образовательные веб-квесты. Веб-квестами называют веб-страницы по определенной теме на образовательных сайтах. Веб-страницы посвящаются какому-либо вопросу. Каждый тезис вопроса сопровождается ссылками на статьи, иллюстрации, относящиеся к изучаемому вопросу, и располагаются как на данном сервере, так и на удаленных веб-серверах.

Зрительно-слуховые средства обучения - одно из эффективных средств развития речи учащихся, так как позволяют соединить изображение и звучащее слово воедино.

В целом же наглядные средства развивают связную логическую речь, формируют экономические понятия и умение использовать их в теоретической и практической деятельности.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Г.И.Хозяинов,
кафедра педагогики

Педагогический процесс представляет собой функционирующую педагогическую систему. В состав любой педагогической системы входят компоненты: педагог, учащийся, содержание образования, формы организации педагогического процесса, методы педагогического процесса (методы обучения и методы воспитания), средства педагогического процесса, цель и результат. Самыми крупными составляющими, по другому - процессуальными компонентами, педагогического процесса являются взаимосвязанные между собой обучение и воспитание. Они, в свою очередь, подразделяются на другие, более мелкие составляющие. Например, процесс обучения - на преподавание и обучение и т.д.. И обучение, и воспитание могут рассматриваться как подсистемы функционирующей педагогической системы. У них общие функции (образовательная, воспитательная, развивающая), но с образовательной доминантой - в первом случае, и с воспитательной - во втором.

Процесс обучения представляет собой функционирующую дидактическую систему. В ней задействованы все компоненты педагогической системы. Каждый из них может быть предметом рассмотрения, в данном случае это средства обучения. Все компоненты в целостном педагогическом процессе взаимосвязаны между собой. Их эффективность, как порознь, так и в системе, повышается, если процесс организуется на основе какой либо теории или концепции. Мы основываемся на концепции: обучение, как функциональная дидактическая система, представляет собой систему организации учебной деятельности обучающихся. Этот концептуальный подход распространяется на весь процесс обучения, в том числе и на каждую его составляющую.

Средства обучения взаимосвязаны со всеми компонентами дидактической системы. Это отражено на схеме 1. Для того, чтобы быть задействованными в функционирующей дидактической системе средства обучения должны быть, прежде всего, взаимосвязаны с компонентами дидактического базиса, т.е. с педагогом и его деятельностью, с учащимся и его деятельностью, с содержанием образования. Это реализуется посредством вовлечения компонентов педагогической коммуникации (педагогической надстройки), к которым, кроме средств обучения, относятся формы организации обучения, методы обучения и воспитания. Направленность функционирования дидактической системы задается целью и корректируется результатом, что позволяет назвать их системоориентирующими компонентами.

Схема 1

С педагогической точки зрения взаимосвязи средств обучения (СО) с остальными компонентами отличаются следующими характерными, наиболее значимыми, особенностями: а) для педагога СО - инструмент педагогического труда, позволяющий усилить реализацию его функций; б) для учащихся СО - средство познания и одно из средств реализации учебных функций; в) по отношению к содержанию образования СО - способ передачи содержания и организации его усвоения; г) по отношению к методам учебно-воспитательного процесса и формам организации обучения СО - способ их разнообразия и совершенствования, один из вариантов разработки и применения новых сочетаний компонентов педагогической коммуникации; д) по отношению к СО цель играет общую ориентирующую роль при их создании и применении, при этом СО должны взаимосодействовать достижению результата, который, в свою очередь, может определятся с их помощью.

Условно все СО можно разделить на следующие группы (см. схему 2):

Учебники и учебные пособия;

Средства наглядности;

Средства для осуществления практических действий;

Технические средства обучения;

Вспомогательные средства учебного процесса.

Схема 2

Состав каждой группы этих средств зависит от развития науки, в том числе педагогической практики.

Группа средств "Учебники и учебные пособия" охватывает как литературу для преподавателей, так и литературу для учащихся. Сюда относятся: учебники по каждой дисциплине, научная литература по специальности, дидактические и методические пособия для преподавателей, сборники задач и упражнений, руководства по выполнению самостоятельных работ, контрольные работы, обучающие программы, тетради на печатной основе, словари, справочники и т.д.

В настоящее время разработаны принципы отбора материала для учебников и теоретические основы структурирования их содержания. Различные учебные пособия на печатной основе призваны помочь педагогу и учащимся в передаче и усвоении отдельных вопросов, тем, в научной организации труда, в получении дополнительной информации и т.д.

Средства наглядности, применяемые в обучении, разнообразны.

Наглядность, основанная на использовании реальной действительности, может быть названа предметно-реальной. Наглядность, основанная на использовании наглядных средств обучения, созданных человеком, объединяет в себе предметно-образную наглядность и знаковую наглядность. Наглядность, основанная на использовании представлений познающего субъекта, может быть связана с любым из названных видов наглядности.

Наглядность, основанная на использовании наглядных средств обучения, созданных человеком, объединяет предметно-образную и знаковую наглядность. Соответственно наглядные учебные пособия могут быть предметно-образными и знаковыми (см. схему 3).

Схема 3

Предметно-образные пособия включают две группы наглядных учебных пособий - натуральные и объемно-образные.

Натуральные наглядные пособия представляют собой натуральные объекты, подлинные предметы, специально обработанные с целью использования их в учебном процессе. К ним относятся, например, гербарии, препараты, коллекции, чучела, скелеты и т.д.

Объемно-образные наглядные пособия представляют собой такие, которые передают изучаемые объекты не в натуральном их виде, а в форме объемного образа, являясь трехмерным изображением объекта. К объемно-образным пособиям относятся: модели, макеты, муляжи и т.д.

Знаковые пособия объединяют образно-знаковые и условно-знаковые пособия.

Образно-знаковые пособия представляют собой такие пособия, в которых изучаемые объекты передаются в форме образных двухмерных изображений с помощью различных знаков или знаковых систем. К этой группе относятся: картины, рисунки, портреты, аппликации, фотографии, диапозитивы, кинофильмы и т.п.

Условно-знаковые пособия представляют собой такие пособия, которые передают изучаемые объекты с помощью знака в абстрагированной форме. К условно-знаковым пособиям относятся: карты, схемы, чертежи, формулы, уравнения и т.п.

Средства осуществления практических действий включают приборы и приспособления для учебных экспериментов, учебно-лабораторное оборудование, оборудование мастерских, кабинетов, спортивных залов и т.д.. Основное назначение этой группы средств - способствовать формированию умений и навыков практического характера. При этом среди них могут быть как средства, специально созданные для процесса обучения, так и любые средства окружающей действительности, не создаваемые специально для учебного процесса, но используемые в нем с указанной целью. Формирование опыта осуществления деятельности, как составной части содержания образования, в значительной степени зависит от многообразия этой группы средств обучения.

Технические средства обучения позволяют реализовать одну или несколько дидактических функций с помощью специальных технических устройств. Разнообразие ТСО привело к разработке различных классификаций. Все ТСО делятся на пять групп:

1. Технические средства информации(ТСИ)

2. Технические средства контроля (ТСК)

3. Информационно-контролирующие ТСО (ИКТСО)

4. Тренажерные технические средства (ТТС)

5. Обучающие комплексы на базе ЭВМ (ОК/ЭВМ)

Вспомогательные средства учебного процесса - такие средства, которые являются необходимой составной частью оснащения учебного процесса, но дидактических функций не выполняют. К ним относятся: доска, мел, бумага, учебные принадлежности, зашторивающее устройство и т.п.

Приведенная классификация средств обучения согласуется с классификацией методов обучения по источнику знаний (словесные, наглядные, практические методы обучения). Эта взаимосвязь внимательно проанализирована, и установлено влияние средств обучения на совершенствование методов обучения и методов обучения - на раскрытие возможностей средств обучения.

Несмотря на широкую область применения и разнообразие функций, которые выполняют СО, они не могут заменить преподавателя. Он всегда будет центральной фигурой педагогического процесса. СО не подменяют, а расширяют его возможности. Они - одно из средств обучения, педагогический инструмент в руках преподавателя, которым он должен уметь пользоваться, опираясь на исходные положения, лежащие в основе их применения.

Мотивированность использования СО. Применение СО должно быть методически обоснованно. Целесообразным, достаточно мотивированным использованием какого-то СО, можно считать тот случай, когда не может быть достигнута равная педагогическая эффективность при помощи других, более доступных, средств обучения.

Целенаправленность и функциональная определенность применения СО. В каждом конкретном случае должна быть определена цель применения. Цель применения СО может быть как общего характера (информационно-познавательная или психолого-педагогическая), так и дидактическая (ближайшие дидактические цели обучения). Функциональная определенность требует четкого выявления функций, которую могут выполнять СО в том или другом случае.

Использование СО - органическая составная часть учебного процесса.

СО должны органически вписываться в систему построения учебного занятия. Поэтому необходимо учесть их влияние на его структуру, методику изложения учебного материала и т.д. Следует четко определить их место на занятии, продумать возможность органического включения в деятельность и преподавателя, и учащихся.

Системность применения СО. Эпизодическое использование СО, как правило, не дает нужного результата. Поэтому должна быть разработана система их применения. Эта система имеет две стороны: организационно-педагогическую и методическую. Организационно-педагогическая сторона предполагает проведение анализа всех тем по определенному курсу и распределение СО по темам, т.е. создание системы включения СО как составного элемента при изучении материала. Методическая сторона заключается в разработке и создании определенной методической системы применения СО, которая может быть индивидуальной, но обязательно должна базироваться на общих принципах применения СО. Наиболее целесообразным будет включение их в систему обучения, построенную на определенной дидактической концепции.

Методически грамотное применение средств обучения повышает эффективность учебного процесса. Это подтверждает педагогический эксперимент, в котором проверялось влияние комплекса наглядных средств обучения на качество обучения. Эксперимент проводился в РГАФК на заочном отделении в 1993 году по педагогике. Итоговые результаты экспериментальных и контрольных групп по разделу "Дидактика" приводится в таблице (данные приводятся в процентах).

Критерии оценки
Группы Объем знаний Системность знаний Осмысленность знаний
"5" "4" "3" "5" "4" "3" "5" "4" "3"
Экспер. группа 33,3 33,3 33,3 33,3 60 6,7 46,7 20 33,3
Контр. группа 12,3 33,3 54,8 9,7 35,5 54,8 --- 22,6 77,4

Приведенные данные убедительно подтверждают повышение качества обучения при опоре на определенную концепцию и соблюдение высказанных принципов применения средств обучения.

Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «Средств обучения». Средства обучения - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения. Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала. Выбор средств обучения определяется: задачами урока или занятия; содержанием учебного материала; применяемыми методами обучения; предпочтениями учителя. Функции средств обучения : 1. Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу). 2.Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу. 3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность. Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга. 2.Классификации средств обучения : 1.По характеру воздействия на обучаемых: визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ - презентации; аудиальные: музыкальный центр, радио; аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации. 2.По степени сложности: простые: учебники, печатные пособия, картины, модели; сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры. 3.По происхождению: натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек); символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты; технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства. 4.Классификация А. Е. Дмитриева и Ю. А. Дмитриева : естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств); объемная (геометрические фигуры, чучела); изобразительная (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов); графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы); символическая (географические карты, глобус); звуковая (магнитофонная запись); мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения. НО! Учителю надо иметь в виду, что перегрузка урока или занятия наглядностью, разнообразными средствами обучения приводит к снижению эффективности процессе обучения за счет рассеяния внимания учащихся, отвлечения их на второстепенные детали. З. Виды средств обучения и их характеристика . I. Вербальные средства обучения: Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя. Главный инструмент общения, передача знаний. 2.Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении. Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно. К визуальным средствам относятся : Естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции). Карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия. Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы. При использовании наглядных средств (иллюстраций, таблиц, схем). К проведению демонстраций предъявляют следующие требования : Демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу. Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса. З. Технические средства обучения : ТСО - это приборы и устройства, используемые в процессе обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения). Рационально сочетать компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности. 5.Электронные журналы и электронные дневники . Система электронных журналов - это удобный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся. Это комплекс закрытых интернет-сайтов для каждого класса в школе, включающий в себя функции: электронный дневник школьника и электронный журнал учителя. Система предназначена для пользования в школах . Доступы к системе разделены на 2 модуля: административный (для директора, завуча и учителей) просмотровый (для родителей и учеников) Возможности системы: Для учеников и их родителей «ИН-КЛАСС» предлагает: информирование о новостях, мероприятиях в классе или школе; информирование об оценках, о содержании уроков и домашних заданий с возможностью прикрепления файлов с картинками или видео-уроками посредством электронного дневника школьника, посещаемости, рейтинге успеваемости, различные графики для оценки успеваемости; информирование о расписании и заменах уроков; возможность переписки с педагогами и получения от них сообщений массового характера и смс-сообщений; возможность общения родителей, учеников посредством форума или личных сообщений; возможность отразить свое мнение по определенному вопросу с помощью ответов на опросы, организуемые сотрудниками школы или администраторами класса, от самого простого (да/нет) до выбора ответа из картинок; родители могут отмечать дистанционно период болезни ребенка, эта информация сразу появляется у учителя в журнале. Перечисленные возможности электронного дневника помогают родителям контролировать успеваемость и посещаемость детей, отслеживать пройденный и пропущенный материал, не дожидаясь собраний решать необходимые вопросы, быть в курсе всех новостей и событий в классе, получать срочные смс на сотовый. Электронный дневник дисциплинирует учеников и создает мотивацию в обучении, что ведет к повышению качества учебы. Выбор средств обучения в каждом конкретном случае зависит от целей и задач, содержания обучения, закономерностей учебного процесса, познавательных способностей студентов, используемых организационных форм и методов обучения, а также от дидактических возможностей самих средств обучения. Применение средств обучения должно обеспечивать лучшее решение учебно-познавательных и воспитательных задач. Учебно-наглядные пособия . Натуральные пособия дают конкретное целостное представление об объектах. Например, преподаватель демонстрирует студентам коробку передач определенного станка. Однако принцип действия при помощи этого объекта трудно объяснить, поэтому необходимо после общего предъявления натурального объекта при помощи чертежей и схем объяснить, как конкретно работает коробка передач. Макеты и технические модели позволяют студентам познакомиться с реальным объектом. Их конструируют так, чтобы наиболее значимые компоненты конструкции или принцип действия можно было бы наглядно представить. Макеты, как правило, меньше натуральных объектов, поэтому их удобнее использовать в учебном процессе. На фотографиях и рисунках реальные объекты представлены в одной плоскости. В обучении более продуктивными оказываются рисунки, так как в качестве наглядного материала они имеют значительные преимущества: с помощью рисунка можно показать свойства предмета раздельно от целого, отделить существенное от несущественного, показать наиболее типичные черты объекта. На рисунках объект изображают схематически, упрощенно, подчеркивая то, что важно для познаний. Фотографии и рисунки используют, если натуральные объекты отсутствуют, имеют большие размеры или очень сложны (большие машины, агрегаты и т.д.), а также если объемный объект очень трудно изучить (например, работа двигателя). В зависимости от условий учебного процесса фотографии и рисунки, предлагаемые студентам, могут быть взяты из книг; их функции могут выполнять таблицы, диапозитивы, диафильмы. По фотографиям и рисункам учащиеся могут составлять описания, делать выводы, анализировать производственные ситуации. Перечисленные средства обучения имеют достаточно низкий уровень абстракции, поэтому они наиболее доступны для восприятия. Вместе с тем они перегружены второстепенным для учебного познания материалом, который отвлекает внимание студентов от сути. При использовании образных пособий задача преподавателя заключается в акцентировании внимания на наиболее значимых деталях наглядного материала. Технический чертеж передает точно, в виде символов, существенные пространственные признаки объекта (размеры, внешний вид и т.д.). По сути, чертеж является условным изображением. Объект показывают в разных проекциях, в разрезе для создания в сознании студентов образа объекта со всеми его пространственными свойствами. Чтобы это произошло, студентам необходимо иметь довольно высокий уровень пространственных представлений. Чертежи можно читать, только имея специальные знания и умения. Графики и диаграммы применяют для наглядного показа количественных и временных зависимостей. При помощи графиков можно представить сущность и характер изучаемого явления, в сжатой, конкретной и понятной форме указать абстрактные взаимосвязи (например, функциональные зависимости). Диаграммы используют для сравнения одинакового признака нескольких объектов. Схемы показывают главное в объекте, внешнее сходство с самим объектом на них отсутствует или сведено к минимуму. Особое значение они имеют для усвоения учебного материала. Схема всегда представляет собой единое целое, в ней не должно быть ничего лишнего, поэтому при восприятии схем в памяти студентов актуализируется самое существенное. Схемы помогают конкретизировать абстрактные понятия и явления, разнообразить методы и приемы передачи сжатой учебной информации. Студентам особенно полезно составлять схемы коллективной под руководством преподавателя. Это облегчает анализ взаимосвязей между явлениями. В отдельных случаях учащиеся могут составлять схемы самостоятельно. Для схематического изображения того или иного учебного материала служат таблицы. Они дают возможность увидеть в четкой и компактной форме его структуру, легче запомнить и воспроизвести увиденное в памяти. Таблицы, схемы, графики, чертежи преподаватель использует, как правило, при объяснении учебного материала и при его закреплении. Эти наглядные пособия могут быть представлены в двух вариантах: один (полный) служит для объяснения, а другой (с пропусками, незаполненными местами) - для проверки усвоенного; в последнем случае учащийся должен восстановить пропущенное. Особо следует отметить роль классной доски - давно применяемого и испытанного средства обучения, сохраняющего свое значение и в настоящее время. Ценность ее в том, что записи, чертежи, зарисовки можно делать на ней последовательно в процессе работы преподавателя и студентов, создавать условия для установления внутренних логических связей и зависимостей, ошибки легко устранять, способы решения познавательной задачи варьировать.Вербальные средства обучения . Среди них особая роль принадлежит учебной литературе для студентов, являющейся важнейшим источником знаний, а вместе с тем и средством, стимулирующим познавательный интерес, самостоятельное познание, активность студентов. Как показывают наблюдения, самостоятельная работа с учебником на занятиях проводится недостаточно часто. Только регулярно используя учебник в процессе самостоятельной работы, можно приобрести общие учебные умения (правильно читать текст, находить ответ на вопрос, составлять план, тезисы, таблицы, схемы), логические умения (выделять главную мысль, проводить сравнения и доказательства, устанавливать причинно-следственные связи), предметные знания. Для овладения методикой самостоятельной работы с учебником студентов необходимо научить пользоваться справочным и методическим аппаратом книги, обращать внимание на иллюстративный и графический материал, целесообразность шрифтовых выделений текста. Дидактические материалы -/вид средств обучения, которые получили достаточно широкое распространение в последние годы. По своему характеру они очень разнообразны и могут выступать в качестве самостоятельного источника знаний, на основе которых протекает познавательный процесс, а могут служить подспорьем другим средствам обучения (учебнику, дополнительной литературе, учебным кинофильмам, учебному телевидению и др.). Наиболее доступным и мобильным дидактическим материалом являются карточки, на которые заносятся вопросы, задачи, упражнения, образцы решения задач, алгоритмичные и неалгоритмичные предписания; Эти задания могут быть представлены как в текстовой форме, так и в виде рисунков, схем, диаграмм и т.д. Часто задания дифференцируются по степени сложности. Аудиовизуальные средства обучения по характеру предъявления учебной информации делятся на экранные, звуковые, экранно-звуковые.

Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по данной теме.

Введение………………………………………………………………………с 2

1. Средства обучения, как важный компонент процесса обучения……...с 4

2. Характеристика материальных и идеальных средств обучения………с 7

3. Функции средств обучения……………………………………………...с11

4. Особенности использования средств обучения в процессе работы с детьми

младшего школьного возраста………………………………...с 12

5. Вывод ……………………………………………………………………с 18

ГлаваII. Исследование влияния различных средств обучения, их рационального

сочетания на эффективность процесса обучения.

2.1 Констатирующий эксперимент………………………………………...с 19

2.2 Преобразующий эксперимент………………………………………….с 22

2.3 Контрольный эксперимент……………………………………………..с 29

2.4 Вывод……………………………………………………………………. Заключение…………………………………………………………………..с

Список литературы………………………………………………………….с 33

Приложения……………………………………………………….с3

Введение.

Понятие «средство обучения» используется в дидактике для обозначения

одного из компонентов процесса обучения на ряду с другими компонентами.

Средства преподавания имеют существенное значение для реализации

информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и

поддержать познавательные процессы учащихся, улучшают наглядность учебного

материала. Делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную

информацию об изучаемом явлении. Интенсифицируют самостоятельную работу и

позволяют вести её в индивидуальном темпе. Этому компоненту процесса

обучения посвятили свои научные исследования: Занков Л.В, Выготский Л.С.,

Прессман Л.П., Пидкасистый П.И.. Исследователи делят средства обучения на

материальные и идеальные. Во многих исследованиях, подчеркивается,

например, в труде Занкова.Л.В. «Дидактика и жизнь», что учителя

недооценивают роль средств обучения, не связывают выбор средств обучения с

целями урока, содержанием обучения, особенностями детей. Иногда

преувеличивают значение материальных средств или наоборот идеальных.

Цель нашей работы установить, что только рациональное сочетание

идеальных и материальных средств, влияет на эффективность педагогического

процесса.

Объектом нашего исследования является процесс обучения детей младшего

школьного возраста.

Предметом исследования являются средства обучения.

В своем исследовании мы выдвигаем следующую

Гипотезу: если рационально использовать в соответствии с целями урока,

идеальные средства обучения, то можно существенно повлиять на эффективность

обучения.

1) изучить психолог – педагогическую литературу по данной теме.

2) выявить, на сколько рационально использует учитель средства обучения на

3) разработать систему уроков с использованием различных средств обучения.

4) выявить результативность рационального использования различных средств

обучения.

Глава 1.Анализ психолого – педагогической литературы.

1.1. Средства обучения, как важный компонент процесса обучения.

Процесс обучения – сложное единство деятельности учителя и

деятельности учащихся направленных к общей цели – вооружению обучающихся

знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию.

По утверждению Лихачева.Б. педагогический процесс реально существует,

как научно обоснованная, развивающая и совершенствующаяся система,

опирающаяся на законы воспитания, творчество педагогов динамику

возрастного изменения детей. Структура педагогического процесса образуется

из органически связанных элементов:

Системообразующим звеном педагогического процесса является

целенаправленная педагогическая деятельность, ее носитель педагог, он

определяет цели.

Полноправным элементом педагогического процесса является ребенок.

Эти элементы инвариантны.

Изменяющимся элементом педагогического процесса является его

подвергается педагогическому анализу; обобщается, оценивается с позиции

мировоззрения, структурируется, приводится в соответствии с возрастными

возможностями детей. В содержание педагогического процесса входят основы

человеческого опыта в области общественных отношений, идеологии,

производства, труда, науки, культуры. Понятие основ человеческого опыта

является для педагогики одним из основных и определяющих. Конкретно оно

раскрывается через понятие; основы наук, общественные отношения, культура,

технология производства, труд, физическая культура. Благодаря содержанию

идеологического процесса у детей осуществляется социализация, формируется

отношение к миру, мировоззрение, формируются основные мотивы, стимулы и

формы поведения. Содержание педагогического процесса формирует духовные

потребности и ценные ориентации ребёнка, вооружает его знаниями, способами

познания и преобразования мира раскрывает ему пути и формы удовлетворения

материальных и духовных потребностей.

Вторым изменяющимся структурным компонентом педагогического процесса

является его организационно-управленческий комплекс (формы, методы,

средства обучения). Педагогический процесс всегда строится как

целесообразная, управляемая система отношений, взаимодействий взрослых и

детей, передачи и усвоения знаний, умений и навыков. Эта система способна

функционировать при условии регулярного обмена информации, Управленческая

система педагогического процесса органически связанна со всеми его

компонентами. Она включает в себя организационные формы, средства обучения,

методы обучения и воспитания, способы и приёмы педагогической диагностики,

осуществления обратной связи, критерии эффективного педагогического

взаимодействия и воздействия.

Следующим элементом педагогического процесса является педагогическая

диагностика. Педагогические способы и приёмы диагностики получения обратной

информации, используются в целях изучения эффективности педагогического

процесса, воспитанности и обученности детей, подготовленности к работе

самого педагога. К способам и методам диагностики относятся: проверка

знаний, умений, навыков; результаты трудовой, общественной деятельности

детей, плоды самостоятельной работы.

Четвёртым элементом являются критерии эффективности педагогического

процесса установленных педагогикой и психологией. В их состав входят

оценки знаний, умений, навыков, экспертные оценки и характеристики

привитых детям убеждений, черт характера, свойств личности. Наиболее четким

и определенным показателем эффективности педагогического процесса является

повседневное поведение детей, их практические дела, поступки, отношения к

учёбе, труду, обществу, людям, друг к другу.

Пятым структурным элементом педагогического процесса является

организация взаимодействия с общественной и природной средой.

Общественная жизнь является важнейшим фактором воспитания.

Педагогический процесс, обособляясь в специальную целенаправленную систему,

не изолируется от жизни. Его цель- в организации отношения к ней

воспитанников, в стремлении к распространению своих влияний, педагогизация

общественной жизненной среды. Педагогически организованной средой можно

общественных организаций, трудового коллектива, неформальных объединений.

1.2. Характеристика материальных и идеальных средств обучения.

Средство обучения - это идеальный или материальный объект, который

используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и

практической деятельности.

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ране знания и умения,

которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.

Материальные средства обучения – это физические объекты, которые

используют учитель и ученик для детализированного обучения.

Пидкасистый П.И., опираясь на исследования Выготского.Л.С.,

Ильину.Т.А., Габай.Т.В., классифицирует объекты, выполняющие функцию

средств обучения, по различным основаниям: по их свойствам, субъектам

деятельности, влиянию на качество знаний и на развитие различных

способностей, их эффективности в учебном процессе (в плане уменьшения

количество ошибок при решении задач).

По субъекту деятельности средства обучения можно условно разделить на

средства преподавания и средства учения. Средствами преподавания

пользуется в основном учитель для объяснения и закрепления учебного

материала, а средствами учения- учащиеся для его усвоения. В то же время

часть средств обучения может быть и тем и другим, в зависимости от этапа

обучения, средства преподавания имеют существенное значение для реализации

информационной и управляющей функций учителя. Они помогают возбудить и

поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность

учебного материала, делают его наиболее доступным, обеспечивают более

точную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную

работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе. Их можно разделить на

средства объяснения нового материала, средства закрепления и средства

контроля.

Интенсивность умственного развития зависит от того, даются ли средства

обучения в готовом виде или конструируются учащимися на уроке совместно с

учителем. Изготовление средств даёт большой развивающий эффект и более

высокое качество знаний учащихся, нежели их ординарное использование по

образцу, данному преподавателем. Это объясняется тем, что разработка новых

средств обучения, как и усовершенствование основных, предполагает изменение

познавательных знаний и инструкций, использование новых видов

тренировочных упражнений. Не абсолютное количество задач, а их разнообразие

составляют одну из дидактических основ повышения качества знаний учащихся,

расширения их кругозора и способностей.

Пидкасистый П.И. разделяет средства обучения на материальные и

идеальные.

Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:

1.Обьемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)

2.Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т.

3.Проэкционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)

Печатные издания широко используются в практике обучения.

Они дешевле, проще в изготовлении, печатаются в типографии или

выполняются учителем совместно с учащимися. Их целесообразно применять как

дополнительное средство наряду с натуральными предметами и их моделями.

Материальные средства, необходимые для усвоения всей учебной

дисциплины, составляют систему, производную от системы учебного предмета.

Система средств обучения строится согласно следующим принципам:

1.Оборудование должно полностью удовлетворять педагогическим

требованиям предъявляемым к другим элементам учебного процесса: наглядно

воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемым и

обозримым, иметь эстетический вид и т.п.

2.Количество и типы средств обучения должны полностью обеспечивать

материальные потребности учебной программы в системе, но без излишеств.

3.Средства обучения должны соответствовать реальными условиям работы и

потребностям местного населения. Каждое действие совершается с помощью

какого-нибудь средства. Умственные действия совершаются при помощи

идеальных средств, которые входят в состав компонентом мышления наряду с

образом конечного продукта (целью), условием задачи (деятельности) и

технологией работы (операционным составом мышления). В процессе объяснения

нового материала учитель выражает эти средства наглядно (графически,

символически и т.п.), либо вербализует их (словесно). Вербальные выражения

средств всегда начинаются с глагола (нарисовать, изобразить и т. п.).

Последовательность используемых средств обучения (иногда называемый план

решения задачи). Каков же состав идеальных средств обучения?

Выготский Л.С. приводит такие средства обучения, как: речь, письмо,

схемы, условные обозначения, чертежи, произведения искусства и другие. В

общем случае идеальное средство – это орудие освоения культурного наследия,

новых культурных ценностей. Усвоенная информация, ставшая знанием, является

также и «первоначальным арсеналом» средств обучения. Из нее учащийся

«черпает» способы рассуждения, доказательства, расчета, запоминания и

понимания. Обучение представляет собой коммуникацию, в ходе которой

происходит обмен информацией между участниками учебного процесса,

протекающей в виде процесса общения, беседы, дискуссии, сообщения, доклада,

лекций и т.д.

Речь как средство обучения многоаспектна: она отражает уровень

умственного развития говорящего, опосредует процессы восприятия,

воздействует и управляет, обеспечивает познание и общение, выражает

отношение и позицию личности к информации и слушателям. В процессе

овладения лингвистическими средствами речь учителя является образцом для

учащихся, она не только средство изложения учебной информации, но и

средство управления вниманием, средство образования представлений и

Совершенствование содержания образования закономерно требует

совершенствования форм, методов и приемов, средств обучения. Создание

средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, уровнем

педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом.

Наряду с центральным звеном системы средств обучения (учебники, учебные

пособия и т.д.), большое внимание в настоящее время уделяется

совершенствованию наглядных пособий.

1.3. Функции средств обучения.

Методика преподавания любого предмета, по утверждению Полат Е.С.,

предполагает использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных

средств обучения. Применение специфических видов средств обучения дает

возможность познакомить детей с сущностью и методами изучаемой науки.

Поскольку каждый из видов средств обучения имеет свои характерные

особенности, дидактические функции, то одно пособие не всегда может дать

полную информацию об изучаемом объекте, раскрыть все содержание изучаемого

материла. Поэтому средства обучения на уроке используются комплексно.

Средства обучения являются одним из основных факторов, оказывающих

влияние на процесс обучения и воспитания. Кроме наглядности содержания

обучения внимание заслуживает их роль в развитии воображения учащихся,

мышлении, в формировании умений, закреплении знаний и их практическом

использовании.

В комплексном применении средств обучения ведущую роль играет одно из

средств: остальные являются его дополнением.

Применение многих средств обучения требует от учителя тщательной

подготовки плана (сценария) каждого урока. Для этого необходимо знания о

принципах применения средств обучения и функциях, которые они должны

выполнять. Современная педагогика видит смысл средств обучения не только в

иллюстрировании преподаваемых знаний, но прежде всего считает их

самостоятельным источником знания, оказывающим глубокое влияние на личность

учащегося.

1.4. Особенности использования средств обучения в процессе работы с

детьми младшего школьного возраста.

Прессман Л.П. отводит особую роль наглядности при обучении детей

младшего школьного возраста, так как она соответствует особенностям их

восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные,

слуховые и т.д.), средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное

формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более

прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.

Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного

отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики

могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений

и процессов, о которых им рассказывает учитель. А уверенность в истинности

полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, точными.

Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким

процесс усвоения, поддерживают внимание ребенка. В использовании любого

вида средства обучения необходимо соблюдать меру и пропорцию, определяемые

закономерностью обучения. Так, отсутствие или недостаточное количество

средств наглядности снижает количество знаний за счет уменьшения

познавательного интереса и затруднения понимания и образного восприятия

материала. Однако большое количество демонстраций создает развлекательное

настроение учащихся. Оптимальным следует считать при изучении новой

трудной темы 4-5 демонстраций за урок, считая средства для самостоятельной

работы учащихся и средства контроля. Прежде чем отобрать для урока тот или

иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в

зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в

виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие

наглядные средства, которые четко выражают наиболее существенные стороны

изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те

существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке

представления или понятия. От учебных задач зависит и выбор одной из форм

сочетания наглядности и рассказа учителя.

Термин «формы сочетания» мы употребляем в качестве понятия,

охватывающего и формы сочетания, и их варианты, таким образом, данный

термин обозначает в наиболее общем виде характер связи между словами

учителя и применяемыми им наглядными средствами. Выявление многообразия

способов сочетания слова учителя и наглядных средств занимает существенное

место в разработке данной проблемы. Основаниями выделения различных форм

сочетания служат:

а) учебные (дидактические) задачи, для выполнения которых применяется

та или иная форма сочинения.

б) функции слова учителя и средств наглядности.

в) характер умственной деятельности учащихся.

Занков.Л.В. выделяет четыре формы сочетания слова и средств

наглядности:

Описание и анализ первой формы сочетания.

При выделении первой формы сочетания и слова и средств наглядности мы

имеем в виду определённую типическую ситуацию, отличающуюся тем, что

учебная задача состоит в ознакомлении с внешним обликом объекта. Знания

школьник получает самостоятельно в процессе непосредственного восприятия

объекта. Одним из существенных оснований для выделения первой формы

сочетания служит своеобразие функций слова учителя и наглядных средств

используемых им в учебном процессе. Роль слова педагога здесь заключается

не в сообщение знаний школьникам, а в том, что словесные обращения педагога

к учащимся побуждают их к наблюдению наглядных объектов, направляет

процесс наблюдения по определённому руслу в целях изучения объекта.

Функция средств наглядности определяется тем, что именно из наблюдения

данного объекта, а не из словесных сообщений учителя школьник получает

знания о внешнем облике объекта.

Характерные черты первой формы сочетания слова учителя и наглядных

средств заключаются в следующем: при посредстве слова учитель руководит

наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта,

его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся

извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдения.

Описание и анализ второй формы сочетания.

Переходя к рассмотрению второй группы сочетания слова и средств

наглядности, следует обратить внимание на то, что при использовании данной

формы учащиеся познают связи между явлениями, в то время как при применении

первой формы школьники знакомятся с внешним обликом объектов. Таким

образом, вторая форма отграничивается от первой по линии отношения к

учебной (дидактической) задаче.

При использовании первой формы сочетания знания черпаются учащимися в

процессе непосредственного восприятия объекта, в то время как при

использовании второй формы наблюдение лишь составляет базу для осмысления

связей между явлениями, само же уяснение связей не может быть почерпнуто из

непосредственного восприятия.

Функция слова учителя в составе второй формы сочетания заключается не в

руководстве процессом наблюдения, а в том, чтобы направлять истолкование

сделанных наблюдений и избирательное воспроизведение знаний, которые были

приобретены учащимися ранее. Функция средств наглядности состоит в том,

чтобы служить опорной точкой для осознания связей между явлениями.

Характерные черты второй формы сочетания слова и средств наглядности

следующие: при посредстве слова учитель на основании осуществленного

школьниками наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний

ведет учащихся к осмыслению и формулированию таких связей в явлениях,

которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия.

Описание и анализ третьей формы сочетания.

Данная форма сочетания, подобно первой форме, имеет место на уроках в

тех случаях, когда школьник знакомится с внешним обликом объекта, с теми

его свойствами, которые доступны восприятию. В то же время в отношении

функций словесных и наглядных средств, третья форма сочетания

противоположна первой форме сочетания. При использовании третьей формы

сочетания педагог при помощи слова сообщает учащимся сведения об облике

объекта, а наглядные средства лишь иллюстрируют то, что сообщено ученикам

словесным путем. Когда применяется первая форма сочетания, школьник черпает

знания из наглядного объекта благодаря собственным наблюдениям, а при

посредстве слова учитель руководит ходом наблюдения. Характерные черты

третьей формы сочетания слова и средств наглядности следующие: сведения об

облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях

учащихся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства

служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений.

Описание и анализ четвёртой формы сочетания.

В случаях применения четвёртой формы сочетания учитель сообщает

словесным путём о связях между явлениями, недоступных непосредственному

наблюдению. Функции слова учителя в 4-ой и 3-ей форме аналогичны: и в том,

и в другом случае педагог при посредстве слова сообщает знания учащимся. В

то же время функции наглядных средств резко отличаются. При использовании 3-

ей формы сочетания наглядный объект органически включён в процесс познания:

он подтверждает, конкретизирует то, что сообщено словесным путём. Когда

применяется 4-ая форма сочетания наглядный объект служит лишь отправным

пунктом словесного сообщения учителя, которое содержит сведения о явления и

связях, не воспринимаемых непосредственно.

Характерные черты 4-ой формы сочетания слова и средств наглядности

следующие: отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного

объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые

непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет,

обобщает отдельные данные. Количество средств обучения, применяемых на

одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и

развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает

достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим

средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное

применение разных видов наглядности. В начальных классах формируются не

только представления учащихся об изучаемых объектах, но и понятия.

Достижению каждой из этих задач способствует использование различных видов

наглядности. Это требование комплексного подхода к использованию средств

обучения связано со спецификой их функций.

Прессман.Л.П. пишет о том, что при выборе любого варианта комплексного

применения средств наглядности звеном каждого комплекса будет материал

учебника, в котором выражено основное содержание предмета по каждому

учебному вопросу, его границы, направленность, дидактическая структура

формирования знаний и умений, в которую надлежит «вписать» избранную

систему средств наглядности. Учебник предназначен для учителя и ученика,

однако функции учебника в том и другом случае несколько различны. Для

ученика учебник является источником информации, средством её усвоения и

самоконтроля. Для учителя – это прежде всего ориентир в руководстве учебным

познанием учащихся, в определении объема и сложности учебного материала,

средство контроля и в определенной степени дифференциации обучения.

Результаты учебно–воспитательного процесса по всем предметам зависят во

многом от того, насколько учитель обеспечен разнообразными средствами

обучения, а также от мастерства его, использующего эти средства.

1.5. Вывод.

Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняют

друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся

многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением

интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением

существенно новых знаний; идеальные средства- с пониманием материала,

логикой рассуждения, культурой речи, развитием интеллекта.Между сферами

влияния идеальных и материальных средств нет чётких границ; часто оба они

влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности

учащихся.

Глава II. Исследование влияния различных средств обучения, их

рационального сочетания на эффективность процесса обучения.

Экпериментальная работа проводилась в школе №479 Кировского района, во

2а классе. В классе 22 учащихся: 11 мальчиков и 11 девочек. Класс учится по

типовой программе (1-3). Учитель данного класса имеет высшее педагогическое

образование, высшую квалификационную категорию, является отличником

просвещения.

2.1. Констатирующий эксперимент.

Цель констатирующего эксперимента:

Наблюдение уроков и выявление используемых средств, рациональность их

использования учителем.

1).Наблюдение уроков и выявление используемых средств, рациональность

их использования учителем.

Наблюдал 4 урока по: русскому языку, математике, природоведению.

Протоколы наблюдения № 1, 2, 3, 4 (См. приложение №1). В ходе наблюдений

отмечал используемые учебные средства учителем и время их использования.

Наблюдение в течение 4 уроков выявило следующие результаты:

|Средства обучения |Время использования |

|информация учителя + наглядные |85 минут |

|пособия | |

|учебник |95 минут |

Из полученных результатов мы видим, исходя из целей урока и содержания

обучения, что учитель отдает своей информации основное время, уделяя мало

внимания на уроке материальным средствам, а следовало бы строить урок

исходя прежде всего из особенностей детей, у которых в этом возрасте

преобладает наглядно – действенное мышление.

2). Определение уровня обученности детей данного класса.

Учащимся была предложена проверочная работа. Знания оценивались по

диагностике Беспалько.

Уровень «знать» - включает в себя знания о том, на какие вопросы отвечают

имена существительные.

Уровень «уметь» - включает в себя умение найти в предложении имя

существительное.

Таблица №2

Анализ работ выявил следующие результаты:

|имя |знает |умеет |

|Шамиль |+ |+ |

|Татьяна. |+ |+ |

|Борис |_ |_ |

|Валентин |+ |_ |

|Алена |_ |+ |

|Никита |+ |+ |

|Настя |+ |+ |

|Зина |+ |_ |

|Мари |_ |+ |

|Алекса |+ |+ |

|Таня |+ |+ |

|Галя |+ |+ |

|Коля |+ |+ |

|Ваня |+ |+ |

|Миша |+ |_ |

|Гоша |+ |_ |

|Сейфи |+ |+ |

|Даша |+ |_ |

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что уровень

обученности детей экспериментального класса, по данной теме, находится на

низком уровне. Более чётко результат в процентном соотношении можно

посмотреть на диаграмме.

Диаграмма № 1.

2.2 Преобразующий эксперимент.

Цель преобразующего эксперимента:

Построить систему уроков с использованием различных средств обучения.

Предметом на котором мы будем проводить экспериментальную работу будет

«Русский язык».

Тема: «Имя прилагательное».

Задачи: Ознакомить детей с существенными признаками имени прилагательного,

с изменением прилагательных по родам и с родовыми окончаниями.

Умения: Учащиеся должны в результате изучения темы употреблять

прилагательные в речи, изменять прилагательные по родам и писать родовые

окончания, находить прилагательные в тексте.

В соответствии с целями уроков использовал наглядные пособия такие как:

Предметные картинки отображающие свойства предметов,

Иллюстрации,

Карточки для проверки знаний учащихся

(См. приложение № 2).

В ходе эксперимента было проведено 5 уроков.

(См приложение №3).

Тема урока: Понятие об имени прилагательном как части речи.

Цель: ознакомление с существенными признаками имени прилагательного и его

ролью в нашей речи.

План урока.

1. Наблюдение над ролью прилагательного в нашей речи.

2. Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.

3. Упражнения.

4. Подведение итогов урока.

Ход урока.

1). Вызываю ученика, даю ему картинку с изображением предмета и предлагаю

описать его (остальные картинку не видят, отвечающий название предмета в

рассказе не употребляет).

Описание делают 2-3 ученика, чтобы можно было сравнить рассказы.

Рассказ какого ученика позволил нам ярко представить предмет? Какую часть

речи он особенно часто употреблял, описывая предмет и почему? (Имя

прилагательное. Потому что называл признаки предмета).

2). Работа с учебником.

Упражнение № 387.

В каждом предложении подчеркните имя прилагательное волнистой линией и

найдите слово с которым оно связано. С какой частью речи связано имя

прилагательное (с существительным).

Разберите первое предложение по членам предложения. Каким членом

предложения являются прилагательные?

Вывод по вопросам:

Что обозначает имя прилагательное?

На какие вопросы отвечает?

С какой частью речи связано?

Каким членом предложения чаще всего бывает?

3).Упражнения.

Игра «Будь внимателен».

На доске написаны слова: цвет, вкус, запах, вес, размер, ширина, высота,

Показываю предметную картинку:

Учащиеся записывают имя существительное. Затем указываю на одно из слов

написанных на доске. Учащиеся дописывают подходящее по смыслу имя

прилагательное вместе с вопросом. Например: мяч (какой?) синий, лёгкий,

Какие признаки предметов обозначают имена прилагательные (цвет, размер,

Имена прилагательные могут обозначать и качества людей (аккуратный,

Работа по карточкам с заданиями.

Подчеркните имена прилагательные в предложении.

|На улице дождливая погода. |

|В комнате стоит большой шкаф. |

|Пятнистые коровы пасутся на зеленом лугу. |

(См. приложение № 4)

4).- Что узнали об имени прилагательном?

С какой целью вы употребляете эти слова в своей речи?

Тщательно продумал используемые на уроке средства обучения.

Уровень обученности детей и учебных умений позволил объяснительную часть

изложить за 10 минут, дальнейшая работа над совершенствованием и

закреплением знаний о прилагательном осуществлялась детьми самостоятельно с

помощью следующих средств обучения:

Предметные картинки отображающие свойства предметов.

Задания из учебника.

Карточки с заданиями.

Тема: употребление в речи имен прилагательных близких и противоположных по

Цель: уточнение представления о синонимах и антонимах; развитие умения

потреблять их в речи.

План урока.

1) наблюдение над употреблением имен прилагательных – антонимов.

2) наблюдение над употреблением имен прилагательных в речи близких по

3) итог урока.

Ход урока.

1).А Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают упражнение и объясняют по какому признаку

противопоставляются предметы (предметы противопоставляются по одному

какому-либо признаку).

1).Б Дополните предложения противоположными по смыслу именами

прилагательными. Допишите предложение (текст на доске).

Слон – животное огромное, а мышь - ……………………

Хорек – слабый зверек, а рысь - …………………..зверь.

Черепаха – медлительное животное, а ящерица - ……………

Почему в речи мы нередко противопоставляем признаки одного предмета

признакам другого предмета?

Назовите предметы, которые можно противопоставить друг другу и по

какому признаку.(некоторые словосочетания записываются).

1).В Творческий диктант.

Текст записан на доске, рядом иллюстрации к нему.

“После дождя”

Теплый ветер дует в лицо.

Легкие облака плывут над рекой.

Доносятся слабые раскаты грома.

Проводится беседа по тексту с использованием иллюстрации:

Что изображено на картинке?

Какой бывает ветер? (холодный, сильный).

Какие бывают облака? (воздушные, легкие, белые)

Назовите имена прилагательные, которые есть в тексте.

Какие прилагательные нужно было бы употребить, что бы текст можно было

озаглавить “Перед дождем”. Показ иллюстрации.

Учащиеся самостоятельно записывают новый вариант текста.

“Перед дождем”

Холодный ветер дует в лицо.

Тяжелые облака плывут над рекой.

Доносятся сильные раскаты грома.

Разобрать по составу: холодные и сильные.

Работа по карточкам с заданием.

Напишите противоположные по смыслу прилагательные.

|Высокий - ………………… |

|Толстый - …………………. |

|Мокрый - …………………. |

|Твёрдый - ………………… |

2)Читаю текст.

“В пустыне”

Очень жаркий день.

Жаркое солнце нещадно палит почву.

По жаркой пустыне идет караван верблюдов.

Что кажется неудачным?

Как бы вы изменили текст?

Учащиеся рассуждают: солнце, которое нещадно палит – жгучее.

Пустыню точнее можно назвать знойной.

Переделанный текст:

“В пустыне”

Жаркий день.

Нещадно палит жгучее солнце.

По знойной пустыне идет караван верблюдов.

Выпишете словосочетания.

Что такое словосочетание?

Слова жаркий, знойный, жгучий близки по смыслу, но неодинаковы.

3) Что нового узнали о прилагательном?

Использованные средства обучения на данном уроке:

Иллюстрации природы – для более полного представления текста;

Текст написанный на доске - для лучшего восприятия.

Карточки с заданием – для проверки знаний учащихся.

Выбор средств обучения обусловлен тем, что дети имеют некоторые знания по

данной теме. И выбраны такие средства обучения, которые помогут учащимся

закрепить уже имеющиеся знания и навыки по данной теме.

2.3.Контрольный эксперимент.

Цель контрольного эксперимента:

Определение уровня обученности детей данного класса.

Учащимся была предложена проверочная работа на уровне «знать» и «уметь».

Уровень «знать» - включает в себя знания о том, на какие вопросы

отвечают имена прилагательные.

Уровень «уметь» - включает в себя умение находить в предложении имя

прилагательное.

|Имя |знает |умеет |

|Даша |+ |+ |

|Валентин |+ |- |

|Татьяна Б. |+ |+ |

|Борис |+ |+ |

|Настя |+ |+ |

|Шамиль |+ |+ |

|Зина |+ |+ |

|Мари |+ |- |

|Никита |+ |+ |

|Алекса |+ |+ |

|Таня |+ |+ |

|Галя |+ |+ |

|Николай |+ |+ |

|Иван |+ |+ |

|Алёна |+ |+ |

|Михаил |+ |+ |

|Гоша |+ |+ |

|Сейфи |+ |- |

Исходя из результатов контрольного эксперимента, мы можем наблюдать

увеличение уровня обученности данного класса. В процентном соотношении это

можно увидеть на диаграмме № 2.

Диаграмма № 2.

С целью выявления эффективности рационального использования средств

обучения сравним результаты констатирующего и контрольного экспериментов.

Диаграмма № 3.

Сравнение уровня обученности детей показало, что на уроках, где тщательно

отбирают средства обучения в соответствии с целями, задачами уроков,

становится выше.

Заключение.

В результате проделанной работы нами были выполнены следующие задачи:

1) Изучена психолого-педагогическая литература по данной теме.

2) Выявлена рациональность используемых учителем средств обучения на

3) Разработана система уроков с использованием различных средств обучения.

4) Выявлена результативность рационального использования различных средств

обучения.

Проводя, наше исследование, мы подтверждали важность средств обучения, как

компонента процесса обучения. Тщательный отбор в соответствии с целями и

задачами уроков, содержанием обучения, особенностями детей (уровнем

обученности и обучаемости), позволяет повысить эффективность обучения.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если рационально

использовать материальные и идеальные средства обучения, то можно

существенно повлиять на эффективность обучения.

Список литературы.

1.Бабанский.Ю. Педагогика – М.: 1983.

2.Бабанский.Ю., Нойнер.Г. Педагогика – М.: 1984.

3.Вахтеров.В.П. Избранные педагогические сочинения – М.: 1987.

4.Габай.Т.В. Учебная деятельность и её средства – М.: 1960.

5.Дидактические основы комплексного использования средств обучения в учебно

– воспитательном процессе образовательной школы – М.: 1991.

6.Занков.Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении – М.: 1960.

7.Ильясов.И.И. Структура процесса учения – М.: 1986.

8.Лордниканидзе.Д.О. Принципы организации и методы обучения – М.: 1957.

9.Махмутова.М.И. Современный урок – М.: 1981.

10.Пидкасистый.П.И. Педагогика – М.: 2000.

11.Преессман.Л.П. Методика и техника эффективного использования средств

обучения в учебно – воспитательном процессе – М.: 1985.

12.Скаткин.М.Н. Совершенствование процесса обучения – М.: 1971.

Практическое применение методов и приёмов обучения возможно только при наличии необходимых средств. Так, для работы с книгой необходима книга, для лабораторного метода – соответствующее лабораторное оборудование и т. д.

Средства обучения – это предметная поддержка учебного процесса: материальные и материализованные объекты, используемые в качестве инструментов деятельности педагога, а также в качестве носителей информации в учебном процессе. К материальным средствам обучения относятся учебники, наглядные пособия (иллюстрации, муляжи, чучела животных, коллекции минералов и др.), дидактический материал, технические средства обучения (ТСО), прочее оборудование, применяемое при обучении. Материализованные средства – это речь, мимика и жесты, а также различная деятельность (трудовая, познавательная, коммуникативная и др.)

дидактическими средствами

Материальные средства обучения иначе называют дидактическими средствами . Дидактические средства чаще всего классифицируются по чувственной модальности (в зависимости от того, через какие органы чувств и способы подачи информации происходит их влияние на учебный процесс). По этому признаку дидактические средства можно подразделить на визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные.

К визуальным дидактическим средствам относятся следующие средства передачи зрительной информации:

- печатные текстовые средства: учебники и учебные пособия, печатные рабочие тетради, словари, справочники;

- простые визуальные средства: натуральные объекты, модели, макеты, муляжи, репродукции, таблицы, схемы, диаграммы, карты и т.д.;

Рис. 4.8. Примеры дидактических средств

- технические (механические) визуальные средства: микроскоп, телескоп, различные виды проекторов, видеоплэер, интерактивная доска, а также используемые с ними носители информации (оптические диски, слайды, диапозитивы и т.д.) и мультимедийные электронные средства (например, слайд-презентации);

Аудиальные средства – это средства передачи звуковой информации: записывающая и воспроизводящая звук аппаратура, разные виды проигрывателей (магнитофон, CD-плэер и т.д.), радиоприёмник.

Аудиовизуальные средства соединяют в себе возможности передачи звуковой и зрительной информации. К ним относятся кино-, теле- и видео- и веб-камеры, транслирующая и воспроизводящая аппаратура (телевизор, киноаппарат, видео- и DVD-плэеры и др.), мультимедийные электронные средства (видеоуроки и используемые в учебном процессе видеоролики).

Тренажёры – дидактические средства, создающие условия для наиболее эффективной отработки практических действий, формирования умений и навыков. Как правило, тренажёры ориентированы на конкретный учебный предмет, на усвоение отдельных умений. Современные тренажёры – это технические средства, которые стали массово применяться в школах России сравнительно недавно. К этой группе дидактических средств относится, например, лингафонное оборудование, компьютерные программы-тренажёры. Однако в учебном процессе давно используются и простые (нетехнические) тренажёры, среди которых наибольшее распространение получили разнообразные карточки или тетради с упражнениями.

Универсальными дидактическими средствами являются компьютер и сетевые информационные системы (локальные компьютерные сети и глобальная сеть Интернет). Благодаря возможности подключения различного оборудования и разнообразию устанавливаемых программ сегодня компьютер можно использовать как визуальное, аудиальное или аудиовизуальное средство, а также в качестве тренажёра. Компактные размеры современных компьютеров (ноутбук, нетбук, планшетный компьютер), их надёжность и совместимость с другими техническими средствами делают компьютер удобным и эффективным средством обучения. Использование в учебном процессе сети Интернет практически снимает территориальные ограничения доступа к информации, позволяя использовать ресурсы крупнейших электронных библиотек и образовательных порталов, на качественно новом уровне организовать дистанционное обучение.

Наряду с описанных выше подходом к классификации дидактических средств в учебной практике традиционно выделяются…

- технические средства обучения (ТСО) ;

- учебно-наглядные средства (к ним относятся нетекстовые визуальные средства: натуральные объекты, их изображения, макеты, муляжи, модели и др.);

- раздаточный материал – компактные дидактические средства, предназначенные для индивидуального использования учеником (например: коллекции минералов, гербариев; комплект деталей для выполнения чертежа или технического рисунка; карточки с индивидуальными заданиями);

- дидактический материал – карточки с заданиями для индивидуальной работы, сборники упражнений и т.д.;

- учебно-лабораторное оборудование – оборудование учебных лабораторий для изучения естественных наук (физики, химии, биологии);

- учебно-производственное оборудование – оборудование учебных мастерских, которое отличается от обычного производственного тем, что оно изготовляется специально для учебных целей, оно более компактно, безопасно и не предназначено для осуществления массового производства.

Функции средств обучения обусловлены их дидактическими свойствами. В учебном процессе средства обучения выполняют четыре основных функции:

· компенсаторную (средства обучения облегчают процесс обучения, помогают достичь цели с наименьшими затратами сил и времени);

· адаптивную (средства обучения помогают учителю приспособить содержание образования к возрастным и индивидуальным возможностям детей, создать благоприятные условия для обучения: помогают организовывать необходимые демонстрации, самостоятельную работу учащихся, дифференцировать учебные задания и т.д.);

· информативную (средства обучения либо являются непосредственным источником информации (учебник, учебный видеофильм и т. д.), либо способствуют передаче информации (классная доска, проекционная аппаратура, лабораторное оборудование и т. д.);

· интегративную (использование средств обучения позволяет рассматривать изучаемые предметы и явления многосторонне, выявлять и наблюдать разнообразные свойства изучаемого, глубже проникать в его суть, например, при изучении какого-либо закона физики применение учебно-лабораторного оборудования позволяет наблюдать действие этого закона, понять его значение и т.д.).

Формы обучения

Форма обучения – это способ организации учебного процесса на основе взаимодействия методов, приёмов и средств обучения. Форма отражает внешнюю сторону организации учебного процесса. Форма способствует реализации не одной цели (как метод), а комплекса дидактических целей.

В теории и практике образования известно много различных форм обучения: дневное и заочное, дистанционное, школьное и внешкольное, индивидуальное и массовое обучение, семейное образование и т.д.

Среди форм организации учебного процесса выделяются формы учебных занятий . К ним относятся урок, лекция, семинар, лабораторная работа, экскурсия, факультатив и т.д. На рас. 4.9 приведён пример реализации методов, приёмов и средств обучения на лекции.

Рис. 4.9. Методы, приёмы и средства обучения на лекции

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения