Цитаты чуковского о чтении. Цитаты и высказывания корнея ивановича чуковского. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее

Знакомство с биографией и творчеством Корнея Ивановича Чуковского.

Цели:

Пробудить у детей интерес к изучению жизни и творчества детского писателя К.И.Чуковского;

Познакомить детей с биографией Корнея Чуковского и основными моментами его литературного творчества;

В игровой форме вспомнить и повторить содержание книг Чуковского.

Форма проведения: литературное путешествие.

Оформление: выставка книг «Лучшие волшебники – детские писатели», рисунки детей, портрет К.И.Чуковского.

Оборудование: слайды.

Эпиграф:

Талант Чуковского неиссякаемый,

умный, блистательный,

весёлый, праздничный.

И. Андроников.

Ход мероприятия.

Библиотекарь.

Слово о «Книжкиных именинах»

В дни весенних каникул во многих библиотеках России проходит Неделя детской и юношеской книги. (Информация об истории праздника).

В нашей библиотеке в эти дни проходят литературные игры и викторины.

Есть в библиотеках традиции посвящать «Книжкины именины» писателям – юбилярам года.

Сегодняшняя наша встреча в библиотеке и посвящена этим замечательным событиям.

А теперь слушайте, смотрите и участвуйте в викторинах и играх.

Сопровождается слайдовой презентацией.

Библиотекарь: В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивейших уголков Подмосковья – в поселке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали не только все дети посёлка, но и самые маленькие жители Москвы и всей нашей огромной России, и даже за рубежом.

Рано – рано утром, как только вставало солнце, этот высокий седой человек уже работал на своём участке: зимой расчищал дорожки от выпавшего снега, а весной и летом копался в огороде или в цветнике.

В шесть часов утра он уже сидел у себя в комнате наверху, у большого окна за просторным столом, и писал.

Поработав несколько часов, он отправлялся гулять. Он ходил удивительно легко и быстро. Иногда он даже пускался на перегонки с малышами, которых встречал во время прогулки.

Этим маленьким его друзьям он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки – громадный, щедрый на ласку, всегда имевший «про запас» для каждого ребёнка шутку, смешную присказку, доброе слово, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью звали своего любимого великана «Чукоша».

Наверное, вы уже догадались, о ком идет речь? О детском писателе и поэте Корнее Ивановиче Чуковском.

Рядом с его домом в Переделкине, около его дачи, писатель выстроил небольшой домик и устроил там для окрестных ребят детскую библиотеку. Все книги, а их было здесь несколько тысяч, собраны заботливо самим Корнеем Ивановичем, подарены писателями и издательствами.

Я приглашаю вас в необычайное путешествие в неизвестную страну, которую на карте вы не найдете. Называется она «Чуконада».

Корней Иванович Чуковский родился 31 марта 1882 года. Настоящеая фамилия и отчество писателя – Николай Васильевич Корнейчуков, а Корней Иванович Чуковский – его псевдоним.

Детство писателя прошло в Одессе. Чуковский окончил лишь 5 классов, когда был исключен из гимназии, по причине низкого происхождения, мать Чуковского была простой прачкой. В 16 лет он ушел из дому, чтобы «не сидеть на шее» у матери. На жизнь он зарабатывал тогда в артели маляров, крася крыши и заборы, еще учил английский язык по самоучителю и запоем читал книги.

Знаете ребята, корней Иванович совершенно не собирался писать детские стихи. Он был довольно известным литературным критиком и искренне считал это своим единственным признанием.

Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел нго маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капрозничал, стонал, плакал, и чтобы хоть как- нибудь отвлечь его, Корней Иванович начал приговаривать:

Жил да был Крокодил.

Он по улицам ходил.

Папиросы курил.

По- турецки говорил,-

Крокодил, Крокодил, Крокодилович.

(Демонстрация слайда: иллюстрация к «Крокодилу».

Библиотекарь: (продолжает рассказывать).

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись, он просил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её слово в слово. Так родился знаменитый «Крокодил».

Может быть, этот единственный случай не имел бы никакого значения в жизни Корнея Чуковского, если бы не произошёл другой похожий случай. Однажды Корней Иванович работал в своём кабинете, он писал статью по заказу одного взрослого журнала и вдруг услышал громкий плач. Это плакала его маленькая дочка. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял дочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам –

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Так родился на свет «Мойдодыр».

(Демонстрация слайда: иллюстрайия к «Мойдодыру».

Библиотекарь: Ребята, а что будет, если котята начнут хрюкать, утята - квакать, а поросята - мяукать? Понятно, что будет, - путаница. Книга с таким названием есть и Чуковского.

Героем многих сказок у Корнея Чуковского является крокодил. И вот крокодилы эти заблудились.

Давайте поможем им вернуться в свои сказки. Вместе вспомним их.

Викторина «Крокодилы заблудились».

Вопросы викторины - на слайдах. Ответы – по щелчку.

Но вот из – за Нила

Горилла идёт,

Горилла идёт,

Крокодила ведёт!

(«Бармалей»)

…И со слезами просил:

Мой милый, хорощий,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше.

(«Телефон»)

Вдруг навстречу мой хороший,

Мой любимый Крокодил.

Он с Тотошей и Кокошей

По аллее проходил…

(«Мойдодыр»)

Бедный крокодил

Жабу проглотил.

(«Тараканище»)

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами и блинами,

И сушёными грибами.

(«Путаница»)

А в большой реке

Крокодил лежит,

И в зубах его

Не огонь горит, -

Солнце красное…

(«Краденое солнце»)

От смерти спас,

Ты нас освободил.

Ты в добрый час

Увидел нас,

О, добрый крокодил!»

(«Бармалей»)

Библиотекарь: Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. Всегда, где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной у врача, чтоб не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей.

К.И.Чуковский расскаызвал про себя: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным.

Один такой день я помню – 29 августа 1923 года. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру и, схватив какой- то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую песенку о Мухиной свадьбе. (Показать книгу «Муха- Цокотуха»)

Корней Иванович вспоминал:

«А однажды вдохновение нахлынуло на меня во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

О, если я утону,

Если пойду я ко дну…

Голышом побежал я по каменистому берегу и, спрятавшись за ближней скалой, стал мокрыми руками записывать стихи на мокрой папиросной коробке, валявшейся тут же. Я сразу написал строчек двадцать. Ни начала, ни конца у сказки не было».

А вы ребята догадались, о какой сказке идет речь?

Любимым героем сказок Чуковского является Доктор Айболит, добрый отзывчивый доктор, не боящийся никаких трудностей ради спасения больших зверей.

Слад из мультфильма «Доктор Айболит».

Библиотекарь: Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирают руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тыжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел. У него было вдохновение, стихи слагались свободно.

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Топоры – то, топоры

Так и сыплются с горы,

Испугалася коза,

Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?

Ничего я не пойму».

А вам понятно, ребята, что произошло в сказке Чуковского? Как она называется? («Федорино горе»)

Библиотекарь читает следующий отрывок, если ребята неправильно ответят.

И они побежали лесочком,

Поскакали по пням и по кочкам.

А бедная баба одна,

И плачет и плачет она.

Села бы баба за стол,

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы баба щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

Ой, горе Федоре,

Это было… («Федорино горе»).

Часто среди героев сказок мы ощущаем присутствие самого автора. Сейчас мы услышим на примере сказки.

Предлагаю вам игру- викторину «Продолжи сказку».

Библиотекарь читает начало каждого четверостишия из сказки «Телефон», а дети продолжают.

У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

-Откуда?

От верблюда.

- Что вам надо?

Шоколада.

- Для кого?

Для сына моего.

- А много ли прислать?

Да пудов этак пять

Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня ещё маленький!

А потом позвонил

Крокодил

И со слезами просил:

Мой милый, хороший,

Пришли мне колоши,

И мне, и жене, и Тотоше.

- Постой, не тебе ли

На прошлой неделе

Я выслал две пары

Отличных калош?

Ах, те, что ты выслал

На прошлой неделе,

Мы давно уже съели

И ждем не дождемся,

Когда же ты снова пришлёшь

К нашему ужину

Новых и сладких калош!

А потом позвонили зайчатки:

Нельзя ли прислать

перчатки?

А потом позвонили мартышки:

Пришлите, пожалуйста,

А потом позвонил медведь,

Да как начал, как начал

реветь.

- Погодите, медведь,

не ревите,

Объясните, чего вы хотите?-

А к чему, почему –

Не пойму!

- Повесьте, пожалуйста,

трубку!

А потом позвонили цапли:

Пришлите, пожалуйста,

Мы лягушками нынче

объелись,

И у нас животы разболелись!...

И такая дребедень

Целый день:

Динь- ди –лень,

Динь- ди –лень,

Динь- ди –лень!

То тюлень позвонит, то олень.

А недавно две газели

Позвонили и запели:

Неужели

В самом деле

Все сгорели

Карусели?

- Ах, в уме ли вы, газели?

Не сгорели карусели,

И качели уцелели!

Вы б, газели, не галдели,

А на будущей неделе

Прискакали бы и сели

На качели- карусели!

Но не слушали газели

И по- прежнему галдели:

Неужели

В самом деле

Все качели

Погорели?

Что за глупые газели!

А вчера поутру

Кенгуру:

Не это ли квартира

Мойдодыра?

Я рассердился да как заору:

- Нет! Это чужая квартира!!!

А где Мойдодыр?

- Не могу вам сказать…

Позвоните по номеру

Сто двадцать пять.

Я три ночи не спал,

Я устал.

Мне бы заснуть,

Отдохнуть…

Но только я лёгЗвонок!

- Кто говорит?

Носорог.

-Что такое?

Беда! беда!

Бегите скорее сюда!

- В чем дело?

- Кого?

Бегемота!

Наш бегемот провалился

в болото…

- Провалился в болото?

И ни туда, ни сюда!

О, если вы не придёте-

Он утонет, утонет в болоте,

Умрёт, пропадёт

Бегемот!!!

- Ладно! Бегу! Бегу!

Если могу, помогу!

Ох, нелегкая это работа-

Из болота тащить бегемота!

Стихи Чуковского очень музыкальны. По многим его сказкам поставлены оперы (опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра), созданы мультфильмы.

Слайд: фрагмент из мультфильма «Бармалей».

Вот ещё пример: «Я живу в Переделкине. Это недалеко от Москвы. Вместе со мной живёт крохотный лилипут, мальчик-с–пальчик, которого зовут Бибигон. Откуда он пришёл, я не знаю. Он говорит, что свалился с Луны. И я, и мои дети, и внуки- мы все очень любим его». (Показать книгу про Бибигона).

Много сказок, стихов написал для вас Корней Иванович Чуковский. Они учат сопереживать, сострадать. Без этой способности человек - не человек.

Чуковского уже нет среди нас. А стихи и сказки его, пожалуй, будут с удовольствием читать и слушать даже ваши внуки.

Ещё много раз вы будете встречаться с произведениями Корнея Ивановича Чуковского. Когда прочтёте книги М. Твена «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена», Д. Дефо «Робинзон Крузо», Р.Киплинга «Рикки – Тики - Тави» и другие, то познакомитесь с Чуковским – переводчиком. (Показ книг).

Когда вы подрастете, то прочитаете его книгу «Серебряный герб». В ней Чуковский рассказывает о своём детстве.

А вот такое шутливое стихотворение посвятил К.И.Чуковскому поэт В. Берестов:

Много книг прочитали мы в школе –

Даля, Жуковского, Фета, Толстого,

Бианки, Чарушина, Хармса, Крылова.

Повести, сказки, рассказы, стихи –

Все это сами мы в школе прочли.

И приставали к папе и маме.

Слушали сказки все дни напролет.

Были те сказки на перечет;

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айбалита и Мойдодыра,

Про Телефон и Федорино горе.

Мамы и папы нам рассказали,

Что этих героев давно они звали.

Бабушки в детстве им сказки читали-

От них они этих героев узнали.

К бабушкам долго мы приставали –

Откуда они эти сказки узнали?

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айбалита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.

Бабушки вот что нам рассказали –

Сказки они эти в детстве читали.

Книжечки эти писал дед Корней –

Сказочник, критик, поэт, чародей.

Жалко нам стало деда Корнея –

В детстве своём он не звал Бармалея.

Сколько же в жизни он потерял,

Что этих сказок в детстве не знал.

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айбалита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.

Нам жалко дедушку Корнея,

В сравнеье с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Мойдодыра» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник,

Как вырос он таким ученым,

Не зная самых главных книг?

По ним мы учились все понемногу

Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.

Чтобы животных жалеть и любить,

Чтобы не хвастаться и не хитрить,

Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе –

Надо порядок поддерживать в доме;

Чтоб не попасть на обед к Бармалею –

Слушаться надо того кто умнее.

Хорошие книжки писал дед Корней –

Воспитывал взрослых он и детей.

Бубут и внуки наши, и дети

Для 3 класса


  1. "Путешествие в страну сказок Чуковского" к юбилею сказкам

    Документ

    Изучить биографию и творчество Корнея Ивановича Чуковского . Цель проекта: приобщение детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского ...

  2. Ирина Владимировна Лукьянова Корней Чуковский

    Документ

    Осени 1907 года состоялось знакомство Чуковского с Репиным. Художник сам... биографии и художественного творчества классиков литературы, – пишет Б. Мельгунов. – Чуковский ... над английским произношением Корнея Ивановича . Чуковский отвечает сначала гневно: ...

  3. Документ

    Разное»: 1. Знакомство Малыша и... биография [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /wiki Нюксенская детская библиотека Волшебник Корней Чуковский ... детей с творчеством Корнея Чуковского – талантливого... Произведения Корнея Ивановича Чуковского воспитывают...

Бондаренко Алла Федоровна

МБОУ «ООШ № 2» п. Ханымей,

Пуровский район, ЯНАО

Тема: Урок-путешествие по произведениям К.И. Чуковского

«Чудачим по-Чуковски»

Цели урока:

    обобщить знания детей по прочитанным произведениям; способствовать формированию эмоциональной отзывчивости на произведения К.И. Чуковского;

    повторить знание малых жанров фольклора, литературоведческой терминологии (рифма);

    способствовать развитию образного мышления, внимания и памяти учащихся, воспитанию интереса к чтению.

Задачи общеобразовательные:

    формирование и совершенствование основных видов речевой деятельности (говорение, слушание, чтение);

    формирование навыка правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения, чтения по ролям, умения работать с текстом.

Задачи развивающие:

    развитие познавательных процессов;

    развитие творческих способностей учащихся.

Методы:

    проблемно-иллюстративный,

    творческое чтение, имеющее воспитательное значение.

Формы: индивидуальные, парные, фронтальные, групповые.

Оборудование: портрет писателя, эпиграф «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный блистательный, весёлый, праздничный» (И.Андроников), выставка книг К.И. Чуковского, фотоколлаж «В гостях у Мойдодыра», кроссворд, рисунки детей к произведениям; запись песни «Облака».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Встаньте ровно и красиво.

Звенит звонок, зовёт звонок –

И в классе начинается урок.

(Проверка готовности к уроку).

2. Сообщение темы, постановка цели урока.

Их писатель пишет нам,

Пишет днём и по ночам.

У него живут в тетрадке

Стихи, сказки и загадки!

Сегодня мы в гостях у чудесного писателя, сказочника, юмориста и весельчака Корнея Ивановича Чуковского. Его стихи и сказки дарят нам радость, веселье и хорошее настроение. Корней Иванович был истинным другом детей: любил их, общался, для каждого малыша находил своё заветное, волшебное слово, свою шутку, смешную присказку. Недаром дети тянулись к нему и ласково называли «Дядей Чукошей». А ведь на самом деле настоящее имя этого человека – Николай Васильевич Корнейчуков.

Жил писатель в небольшом загородном доме неподалёку от Москвы. Много писал, переводил, издавал журналы, редактировал. К.И. Чуковский широко известен не только у нас, но и во всём мире.

Давайте посмотрим на портрет этого доброго и весёлого человека, улыбнёмся друг другу и начнём путешествие по страницам произведений Корнея Ивановича Чуковского.

3. Закрепление изученного материала.

1 страница «Путаница».

Что произошло с названиями произведений К.И. Чуковского?

«Федорино море», «Крашеное солнце», «Гадость», «Худо-дерево», «Кармалей», «Мокдодыр», «Муза-Цокотуха», «Ужики смеются», «Пил на свете человек».

В названиях стихотворений перепутана одна из букв. Наша задача – назвать стихи правильно.

Открываем «Игротеку», с. 48 «Рабочая тетрадь».

Такая же история произошла с героями произведения «Путаница».

Догадайтесь, какие животные спрятались и не хотят, чтобы их узнали.

Замяукали котята :

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята, хрюкать

А за ними и утята :

«Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата, квакать

Свинки замяукали:

Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали:

Хрю, хрю, хрю !

Уточки заквакали:

Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:

Кря, кря, кря !

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

Му-у-у !

Прибежал медведь

И давай реветь:

Ку-ка-ре-ку!

Физкультминутка.

Настрой: Выполняйте всё старательно,

Слушайте внимательно!

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли дети погулять.

Очутились на лугу.

Я вперёд быстрей бегу!

Лютики, ромашки, розовые кашки

Собирал второй наш класс

Вот какой букет у нас!

(Звучит песня «Облака»)

Ребята нам нужно поторопиться, что-то тучки собрались на небе! Что это за удивительные облака?

2 страница «Радость».

К какому произведению К.И.Чуковского рисунки наших ребят?

Стихотворение «Радость».

Что самое главное, что есть в стихотворении? (Рифма.)

Что такое рифма?

Рифма – созвучие концов стихотворных строк (словарь Ожегова).

Рифма – это созвучное окончание стихотворных строк.

Рифмовать – подбирать слова для получения рифмы.

Есть стихи, в которых нет рифмы или она скрыта, но они очень ритмичны и красивы. Поэтому в стихах самое главное – настроение.

Чтение стихотворения учащимися.

3 страница «Федорино горе».

К какому произведению пословица «Порядок – душа всякого дела»?

Кто приготовил домашнее задание к следующей нашей странице? Чтение по ролям сказки «Федорино горе». Желающих прошу к доске!

Чтение по ролям с. 19-22

Какой мы видим Федору в начале и в конце сказки: неряшливой, ленивой, заботливой?

Как нужно относиться к своим вещам?

4 страница «Загадки К.И. Чуковского».

Посмотрите на книгу «Загадки».

В этой книге собраны загадки для детей, написанные в стихотворной форме К..И. Чуковским. Я раздам вам загадки на карточках. Приготовьтесь загадывать их своим товарищам (карточки раздаются хорошо читающим ученикам).

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт.

(Сосулька.)

Я великан: вон ту громадную,

Многопудовую плиту

Словно плитку шоколадную,

Вмиг поднимаю в высоту.

(Подъёмный кран.)

Вдруг из чёрной темноты

В небе выросли кусты.

А на них-то голубые

Пунцовые, золотые

Распускаются цветы

Небывалой красоты.

И все улицы под ними

Тоже стали голубыми,

Пунцовыми, золотыми,

Разноцветными.

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

(Гребешок.)

Маленькие домики

По улице бегут.

Мальчиков и девочек

Домики везут.

(Автомашины.)

Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец – глупца,

Баран – барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну – обезьяна.

Но вот подвели к нему

Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого.

(Зеркало.)

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха,

Как паутину, я тяну.

Два коня у меня, два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда, словно каменная.

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

Физкультминутка.

Мы сидели, мы сидели,

Наши спинки занемели.

(Дети встают.)

Постоим немножко,

Поглядим в окошко.

Голову держим ровно, посмотрели наверх, вниз, налево, направо.

Глазками напишите первую букву своего имени.

Закройте глазки.

А теперь открываем глаза и продолжаем работу.

5 страница «Мойдодыр».

Интересна история создания стихотворения «Мойдодыр».

Однажды К.И. Чуковский работал в кабинете и вдруг услышал громкий плач. Плакала его младшая дочь, выражая нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял дочь на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:

«Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам –

Стыд и срам, стыд и срам!»

Так и родился на свет «Мойдодыр».

Ребята, а нам пришла посылка от Мойдодыра! Давайте посмотрим, что в ней. (Учитель достаёт письмо и отдаёт ученику.)

Ученик (читает).

«Дорогие ребята! Я, Мойдодыр, прошу вас вступить в Общество друзей чистоты! Члены этого общества могут быть все ученики, которые дружат с мылом, мочалкой, зубной щёткой, зубной пастой».

Ребята, а среди вас есть такие, кто не дружит с мылом, мочалкой, и зубной щёткой? Нет? Тогда все вы можете считать себя членами Общества друзей чистоты.

На доске вывешивается плакат, на котором записаны правила друзей чистоты:

Мой руки, лицо и шею утром и вечером.

Не забудь вычистить грязь из-под ногтей.

Ноги мой перед сном каждый день.

Зубы чисти утром и вечером.

Ой! А в посылке ещё что-то есть. Вот… это же памятка каждому ученику!

Теперь мы уверены, что все знают и соблюдают правила чистоты!

6 страница «Любимые книги К.И. Чуковского».

Мы ещё много раз будем встречаться с произведениями К.И. Чуковского на уроках в школе. Но мне хотелось бы, чтобы вы читали его и самостоятельно.

В нашей стране печатают много книг для детей. С каждым годом они ярче, красивее. На выставке представлены чудесные произведения К.И. Чуковского.

4. Подведение итогов урока.

Что самое главное, что есть в стихотворении?

Какие произведения К.И. Чуковского мы повторили на уроке?

Какие правила советует выполнять Мойдодыр?

Сегодня всем было радостно от ваших ответов. С вами было приятно путешествовать и работать. Спасибо.

5. Домашнее задание.

с.54 в рабочей тетради.

Недетский детский писатель. Корней Иванович Чуковский

Он лепит с детьми из глины какие-то горшочки, смеется, вытирает руки о колени, а потом шагает домой вместе с чумазой ватагой в задубевших от высохшей глины штанах.

Этот огромный, усатый, немного несуразный человек с длинными руками, растрепанными волосами, прозрачными и лукавыми, как у врубелевского Пана,глазами, - невероятно добрый детский писатель Корней Чуковский.
Мало кто знает, что прославившим его сказкам Чуковский посвятил в общей сложности всего несколько лет жизни. Писал их быстро, вдохновенно и в основном для собственных детей и внуков.

«Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я, кроме "Мойдодыров“ и "Мух-Цокотух“, вообще ничего не писал», - с некоторой обидой говорил Чуковский.

Но основная литературная деятельность Николая Корнейчукова (настоящее имя писателя) связана все-таки со взрослой литературой, с переводами и критическими трудами, посвященными У.Уитмену, Н.Некрасову, А.Блоку, Л.Андрееву, А.Ахматовой, А.Чехову и другим писателям.
За свой многолетний труд по изучению творчества Н.А.Некрасова и книгу «Мастерство Н.Некрасова» он был удостоен Ленинской премии. За переводческую и исследовательскую деятельность в области английской литературы в Великобритании получил степень доктора литературы Honoris causa Оксфордского университета.

Но главной неожиданностью даже для самого Корнея Чуковского было всеобщая любовь читателей к его детским книгам. Те мальчишки, которым он писал об Айболите в тридцатых годах, на его глазах превращались в родителей, потом в бабушек и дедушек и по-прежнему читали своим малышам его сказки. Не одно поколение выросло на этих искренних и очень ярких детских историях.
Первую свою книгу «Крокодил» Чуковский написал случайно в 1916 году. Он ехал в поезде с простудившимся одиннадцатилетним сыном и, чтобы развлечь его, начал под стук колес сочинять:

Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил.
По-турецки говорил,-
Крокодил, Крокодил Крокодилович!

Дома он и позабыл сочиненную на ходу сказку, да сын ее хорошо запомнил. Потому что уж слишком близка и понятна она была ребенку.

Так появился детский писатель Корней Чуковский.

Ему всю жизнь приходилось доказывать окружающим свою ценность и право высказывать свой нетривиальный взгляд на вещи. А началось с детской травмы Чуковского как незаконнорожденного ребенка.

Николай Корнейчуков был сыном кухарки из Полтавской губернии (в метрике написано имя его матери - "украинской девицы" Екатерины Осиповны Корнейчуковой - и страшное слово: незаконнорожденный). Отцом был петербургский студент, впоследствии бросивший мать писателя.

Почему этот добрый, непосредственный человек оказался таким опасным для официальной государственной машины? Почему его стали запрещать, травить, установили негласную слежку? Чем не угодили идеологам социализма его Бармалей или Айболит?

Совершенно безобидные, аполитичные детские книги Корнея Чуковского оказались настолько оригинальными, лишенными назидательности и не вписывающимися в советскую литературную номенклатуру, что вызывали у официальных лиц священный ужас.

В начале сороковых в сказке «Тараканище», написанной в 1921 году, задолго до того, как Сталин стал «вождем народов», увидели пародию на главу государства.
А спустя много лет, уже в шестидесятые, в сказке о крохотном мальчике Бибигоне, сражавшемся с индюком Брундуляком, отыскали идеологические намеки, которых там и в помине не было.

Первый удар нанесла в 1928 году Н.Крупская, бывшая в то время заместителем народного комиссара просвещения. В своей статье для газеты «Правда» она писала: «Надо ли давать эту книжку маленьким ребятам? Крокодил… Вместо рассказа о жизни крокодила они услышат о нем невероятную галтиматью. Звери в облике людей - это смешно. Смешно видеть крокодила, курящего сигару, едущего на аэроплане. Но вместе с забавой дается и другое. Вторая часть "Крокодила" изображает мещанскую домашнюю обстановку крокодильего семейства, причем смех по поводу того, что крокодил от страха проглотил салфетку, заслоняет собой изображаемую пошлость, приучает эту пошлость не замечать. Народ за доблести награждает Ваню, крокодил одаривает своих землячков, а те его за подарки обнимают и целуют. "За добродетель платят, симпатии покупают" - вкрадывается в мозг ребенка.

Началась травля писателя, которую старательно подхватили и собратья по перу, в частности, детская писательница Агния Барто.

В 1929 году отчаявшийся что-либо кому-нибудь доказать Чуковский публично отрекается от своих сказок: "Я писал плохие сказки. Я признаю, что мои сказки не годятся для строительства социалистического строя. Я понял, что всякий, кто уклоняется сейчас от участия в коллективной работе по созданию нового быта, есть или преступник, или труп. Поэтому теперь я не могу писать ни о каких "крокодилах", мне хочется разрабатывать новые темы, волнующие новых читателей. В числе книг, которые я наметил для своей "пятилетки", первое место занимает теперь "Веселая колхозия".

Незадолго до смерти он с горечью вспоминает об этом предательстве и кается в том, что вынужден был играть по чужим правилам. Впрочем, он предал себя только на словах. После отречения Чуковский написал всего две сказки, и то через много лет.
"Веселая колхозия" не получилась.
Видимо, те честность и искренность, которой требовали сочинения для детей, были в нем навсегда отравлены «диалогом» с советской властью.

Последний удар по сказочнику был нанесен в 1945-1946 гг. Когда вместе с журналами «Звезда» и «Ленинград», в которых клеймили М.Зощенко и А.Ахматову, напали и на журнал «Мурзилка», где работал Чуковский и печатались в это время «Приключения Бибигона».
Мешки восторженных детских откликов, которые сыпались в редакцию, в срочном порядке были уничтожены.

Последняя сказка Чуковского выйдет только в 1963 году. За 6 лет до смерти писателя, случившейся от заражения вирусным гепатитом. Ему было 87 лет.

Корней Чуковский, несмотря ни на что, прожил счастливую личную и творческую жизнь. Рядом с ним всегда было много детей. И это главное, на мой взгляд, что спасло его от репрессий, пули и полного отчаяния. Вот как он сам об этом напишет:

Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,
Что ни день - мои мысли добрей и светлей.
Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,
Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.
И усталого, старого, тешит меня
Бесконечная их беготня и возня.
Да к чему бы и жить нам на этой планете,
В круговороте кровавых столетий,
Когда б не они, не вот эти
Глазастые, звонкие дети...

Имя при рождении - Николай Васильевич Корнейчуков.

В 1968 году К.И. Чуковским в издательстве «Детская литература» был издан популярный пересказ Библии: «Вавилонская башня и другие древние легенды». Но весь тираж был уничтожен властями.

«Чуковский сумел забить свой день так, что не осталось ни щёлочки для быта, для политической или литературно-политической деятельности, интриг, клевет, выяснения отношений (он всё равно периодически влипал в неловкие ситуации - например, когда Алексей Толстой опубликовал его частное письмо, никак не рассчитанное на печать и содержавшее нелестную оценку Замятина ). Он полностью отгородился от всего, что сокращает и отравляет жизнь: иногда интересуются - как он при таком бешеном графике, при таком каторжном труде прожил восемьдесят семь лет, сохранив отменное здоровье? Скажу больше: он и ещё бы жил, если б безграмотная медсестра, делавшая ему укол от сердечной слабости, не заразила его через грязную иглу желтухой, от которой он и умер. Во время внутривенного вливания он, как всегда, рассказывал сестре что-то литературное... Господи, да что говорить о нём самом - он Муру, любимое своё дитя, так пропитал литературой, так научил обороняться от жизни стихами, что умирающая от туберкулёза десятилетняя девочка забывала о своей обречённости, читая вслух «Марает он единым духом лист, внимает он привычным ухом свист...»

Чуковский очень быстро (он вообще соображал чрезвычайно быстро, почему ему и казалось, что он пишет так медленно) понял, что никаких других лекарств от жизни не придумано - только иссушающая, беспрерывная работа, и лучше бы всего литературная, поскольку ничто, кроме литературы, не даёт такого стопроцентного забвения и не способствует при этому выработке таких полезных душевных качеств. Вообразите себе наркотик, употребление которого делает добрей и чище! Подобную мысль недавно высказал Искандер : слушая Баха , испытываешь примерно такую же эйфорию, как после стакана или двух хорошего вина, - но Бах не оставляет похмелья, тут спирт более высокой очистки. Литература, будь она трижды жестока, всё равно магическим образом возвышает душу: губит её только плохая литература, и как люди с особенно нежным желудком корчатся от боли, проглотив даже крошку некачественной пищи, - так люди с настоящим вкусом впадают в неистовство не то что от плохой, а и от посредственной прозы; Чуковский с его абсолютным вкусом обрушивался на любую пошлость, где бы она ему ни почудилась. […]

… страстно споря почти со всеми современниками, он так же страстно всем помогал в быту. Ибо литература - такое дело: в ней мы обязаны быть несогласны, обязаны драться не на жизнь, а на смерть - речь идёт о вечных вопросах, о бессмертии, это дела кровавые и жестокие; но все мы, пишущие, ведём ОБЩИЙ поединок с жизнью и властью, и тут обязаны держаться вместе. Эту высокую корпоративность Чуковский понимал лучше прочих - за это Ахматова и называла его олицетворением добрых нравов литературы, даром что писал он о ней вовсе не так комплиментарно, как она любила... За это же простил ему Саша Чёрный , поначалу смертельно обидевшийся на статью, в которой он заподозрил (не без основания) намёк на родство между ним и его лирическим героем; появилось разгромное стихотворение «Корней Белинский», на которое Чуковский... сумел не обидеться! Да, трудяга, да, каторжник, да, тысячи страниц никому не нужных текстов: лекций, переводов, полемических статей (объекты полемики канули в Лету прежде, чем он брался за перо для ответа)...»

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Корней Чуковский писал: «Начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти-шести годам, эту гениальность утрачивает. В восьмилетних детях ее уже нет и в помине, так как надобность в ней миновала».

В подтверждение этому сайт выбрал несколько восхитительных детских высказываний из книги любимого писателя детства «От двух до пяти». Просто наслаждайтесь:

  • Двухлетнюю Сашу спросили:
    - Куда ты идешь?
    - За песочком.
    - Но ты уже принесла.
    - Я иду за ещём.
  • - А из замужа обратно выйти можно?
  • - Я - папин помогальник.
  • Девочке четырех с половиной лет прочли «Сказку о рыбаке и рыбке».
    - Вот глупый старик, - возмутилась она, - просил у рыбки то новый дом, то новое корыто. Попросил бы сразу новую старуху.
  • Мама: - Сынок, если ты не будешь есть кашу, я позову Бабу-Ягу!
    Сын: - Ты думаешь, она станет есть твою кашу?
  • - Жили-были царь и царица, а у них был маленький царёныш.
  • - Мама, закрой мою заднюю ногу!
  • - Бабушка, ты умрешь?
    - Умру.
    - Тебя в яму закопают?
    - Закопают.
    - Глубоко?
    - Глубоко.
    - Вот когда я буду твою швейную машину вертеть!
  • - Сколько тебе лет?
    - Скоро восемь, а пока три.
  • - Няня, что это за рай за такой?
    - А это где яблоки, груши, апельсины, черешни...
    - Понимаю: рай - это компот.
  • - Папа, сделай телевизор помолчее, мне сказку не слышно.
  • Яна (4 года) в день рождения переодевается к приходу гостей:
    - Ну, сейчас я такая красивая буду, что вам всем мало не покажется.
  • - Папочка, папочка, купи мне барабан!
    - Вот еще, мне и так хватает шума!
    - Купи, папочка, я буду играть на нем, только когда ты будешь спать!
  • - Володя, знаешь: у петуха нос - это рот!
  • Лялечку побрызгали духами:
    Я вся такая пахлая,
    Я вся такая духлая.
    И вертится у зеркала.
    - Я, мамочка, красавлюсь!
  • Расстроенный отец сообщает, что разбил машину. Пятилетняя Нюра его утешает:
    - Зато теперь бензин не надо покупать!
  • - Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!
  • - Ой, мама, какие у тебя толстопузые ноги!
  • - Мама, дай мне нитку, я буду нанитывать бусы.
  • - Наша бабуля зарезала зимою гусей, чтоб они не простудились.
  • - Мама, как мне жалко лошадок, что они не могут в носу ковырять.
  • - Я сперва боялся трамвая, а потом вык, вык и привык.
  • Дедушка признался, что не умеет пеленать новорожденных.
    - А как же ты пеленал бабушку, когда она была маленькая?
  • - Ой, мама, какая прелестная гадость!
  • - Ну, Оля, хватит, не плачь!
    - Я плачу не тебе, а тёте Вале.
  • - Обо что ты оцарапался?
    - Об кошку.
  • - Когда же вы со мной поиграете? Папа с работы - сразу за телевизор. А мама - барыня какая! - сразу стирать начала.
  • - Знаешь, папа, у всех зверей спина наверху, а живот внизу!
  • - Кто красивее - папа или мама?
    - Не буду вам отвечать, потому что не хочу обижать маму.
  • - Бабушка, смотри, какие утки глупые - сырую воду пьют из лужи!
  • В автобусе мальчик четырех лет сидит на руках у отца. Входит женщина. Вежливый мальчик вскакивает с папиных колен:
    - Садитесь, пожалуйста!
  • Первоклассница возвращается 1-го сентября из школы. Мама ее спрашивает:
    - Доченька, чему же ты научилась сегодня?
    - Я научилась писать!
    - В первый же день? Что за ребенок! И что же ты написала?
    - Не знаю. Я еще не научилась читать.
  • Настя, 4 года.
    - Мамочка, пожалуйста, роди мне сестричку, но только старшую!
  • Маша (3 года) увидела морщинки на лбу у отца, погладила их и сказала:
    - Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки!
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения